Самолёт як 40: назначение, лётно — технические характеристики (ттх), конструкция, история создания, аэродинамика

Самолёт ЯК 40: назначение, лётно - технические характеристики (ТТХ), конструкция, история создания, аэродинамика

В середине 1960-х гг. началось проектирование первого в нашей стране «чисто» реактивного (в то время на этих линиях летали поршневые или турбовинтовые самолеты) пассажирского самолета для местных воздушных линий Як-40. На его проектирование и постройку понадобился всего один год.

Самолет Як-40 — видео

хвостовым оперением со значительным превышением над фюзеляжем. Крыло довольно большой площади, что позволило отказаться от сложных многощелевых предкрылков и закрылков. В носовой части фюзеляжа находится двухместная кабина экипажа, в средней части — пассажирский салон и багажное отделение.

Салон вмещает от 24 до 32 пассажиров, в зависимости от компоновки кресел, а в административном варианте — от 11 до 20 пассажиров. В хвостовой части фюзеляжа имеется небольшой багажный отсек и откидной трап, по которому пассажиры поднимаются в самолет.

Это позволяет сокращать время посадки и не требует аэродромных подвижных трапов. Шасси самолета оснащено мягкой амортизацией и колесами необычно большого диаметра, что позволяет самолету спокойно взлетать и садиться на грунтовых аэродромах.

Главные стойки шасси убираются в крыло по направлению к оси фюзеляжа в специальные открытые ниши.

Самолёт ЯК 40: назначение, лётно - технические характеристики (ТТХ), конструкция, история создания, аэродинамика

Силовая установка состоит из трех двигателей АИ-25, установленных в хвостовой части фюзеляжа. Два — в гондолах на горизонтальных пилонах по бокам фюзеляжа, третий внутри хвостовой части. Такая компоновка силовой установки позволила освободить крыло для его механизации по всему размаху и снизила шум в салоне.

Средний двигатель, размещенный в фюзеляже, имеет реверс тяги — специальное устройство, изменяющее при торможении самолета направление струи выхлопных газов. Причем реверсивные щитки принадлежат самолету, а не двигателю.

Это очень важно для унификации всех двигателей и упрощения замены среднего двигателя, при необходимости его ремонта.

Самолёт ЯК 40: назначение, лётно - технические характеристики (ТТХ), конструкция, история создания, аэродинамика

Первый полет самолет Як-40 совершил 21 октября 1966 г. с экипажем, возглавляемым летчиком-испытателем Колосовым. Летные испытания показали, что Як-40 уверенно продолжает взлет при отказе одного двигателя, и возможен даже горизонтальный полет с одним работающим двигателем.

После заводских испытаний самолет был рекомендован для серийного производства, которое продолжалось с 1968 по 1981 г. на Саратовском авиационном заводе. Всего было выпущено 1011 самолетов.

Як-40 стал первым российским самолетом, получившим сертификат летной годности в капиталистических странах.

Самолет, простой в эксплуатации и с высокими взлетно-посадочными характеристиками, был предложен на экспорт и продан в 18 стран мира в количестве 125 штук, в различных модификациях и вариантах компоновки. Самолет и по сей день эксплуатируется на некоторых местных линиях страны.

Самолёт ЯК 40: назначение, лётно - технические характеристики (ТТХ), конструкция, история создания, аэродинамика

Модификации

  • Як-40 (1-я серия) — Первые серийные самолёты.    
  • Як-40 (2-я серия) — На среднем двигателе начали устанавливать реверсивное устройство.    
  • Як-40 (3-я серия) — Боковые двигатели в мотогондолах укороченного размера.    
  • Як-40-25 — Серийная машина, переоборудованная в летающую лабораторию для испытания радиоэлектронных систем, для чего на месте носового радиопрозрачного обтекателя метеолокатора «Гроза» был смонтирован новый блок оборудования.

Як-40 «Аква» — Самолёт-лаборатория, произведённый на Минском авиаремонтном заводе по заказу УкрНИИ Госкомгидромета для исследования атмосферы и облаков с использованием контактных и дистанционных методов измерений исследуемых параметров, проведения активных воздействий на конвективные облака с целью образования искусственно стимулируемых осадков и осуществление контроля загрязнения воздушной среды. На самолёты были установлены подкрыльевые контейнеры с пиротехническими патронами. В 1986 году применялся в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. В начале 90-х годов был переделан в пассажирский самолёт, а 17 мая 2001 года потерпел катастрофу в Иране.

Самолёт ЯК 40: назначение, лётно - технические характеристики (ТТХ), конструкция, история создания, аэродинамика

Як-40 «Калибровщик» — Самолёт-калибровщик для проверок работы аэродромных радиотехнических средств.    

Як-40 «Лирос» — Самолёт Госкомгидромета СССР, предназначенный для исследования атмосферы и облаков. В 1986 году применялся в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

Як-40 «Метео» — Многоцелевая метеорологическая лаборатория.

Як-40 РЭО — Разработка Научно-производственного объединения «Взлёт», предназначенная для испытаний различного пилотажно-навигационного оборудования.

Як-40 «Салон» — Преимущественно экспортная модификация. В зависимости от компоновки различали 2 класса: 1-й на 11 мест с двумя салонами, туалетом и гардеробом между ними, а в хвосте кухня и ещё один туалет с гардеробом; 2-й класс на 16 или 20 мест в одном салоне.

Самолёт ЯК 40: назначение, лётно - технические характеристики (ТТХ), конструкция, история создания, аэродинамика

Як-40 «Фобос» — Летающая лаборатория для проведения научно-исследовательских работ, проводимых НПО имени С. А. Лавочкина.

На самолёте проходили испытания разрабатываемых приборов и оборудования пилотируемых и беспилотных космических аппаратов, исследования природных ресурсов и окружающей среды, изучения подстилающей поверхности и атмосферных явлений, визуальной и приборной регистрации аномальных явлений естественного и искусственного происхождения.

Як-40 «Шторм» — Модификация для исследования атмосферных явлений и воздействия на них. Совместная разработка Высокогорного геофизического института и Минский авиаремонтный завод.

Як-40Д — Як-40, доработанный для полётов по международным авиалиниям.    

Як-40ДТС — Десантно-транспортная и санитарная модификация, предназначенная для наземного и воздушного десантирования людей и грузов, а также для перевозки раненых с возможностью оказания им медицинской помощи.

Самолёт ЯК 40: назначение, лётно - технические характеристики (ТТХ), конструкция, история создания, аэродинамика

Як-40К

Як-40К — Модификация для грузовых и грузопассажирских перевозок на базе серийных самолётов. Максимальная коммерческая нагрузка в грузовом варианте увеличена до 3200 кг. В смешанном — от 10 до 18 пассажиров и с грузом от 2150 до 1150 кг соответственно.    

Як-40П (проект) — Проект самолёта с повышенной дальностью полёта, разрабатываемый в 1977 году. Предусматривалась установка дополнительных баков в обтекателях на консолях крыльев, ёмкостью 1000 литров каждый.    

Як-40Т (туристский) — Вариант на 34 пассажирских места. Испытывался в 1970 г. Добавочный ряд кресел был установлен за счёт уменьшения пространства багажного отделения и гардероба. Модификация была признана нецелесообразной по условиям удобства пассажиров и не эксплуатировалась.

Jak-40LL — (чеш. Letajici labor — летающая лаборатория), заводской № 9431436. Переоборудован в Чехословакии для лётных испытаний турбовинтового авиадвигателя M601, предназначенного для чехословацкого самолёта Let L-410. Двигатель устанавливался на месте носового обтекателя. В дальнейшем испытывались и другие двигатели[10], а также воздушные винты.

Самолёт ЯК 40: назначение, лётно - технические характеристики (ТТХ), конструкция, история создания, аэродинамика

Периодически возникают предложения о ремоторизации Як-40, подразумевающие установку на самолёт более современных и экономичных двигателей.

В частности, СибНИА ведёт проект ремоторизированного Як-40 на два двигателями TFE731, в настоящее время дошедший до стадии лётных испытаний промежуточного образца. Проект ведётся с согласия, но без участия ОКБ им.

Яковлева, заявившего о незаинтересованности в работе над самолётом.

Кроме того, там же проектируется вариант самолёта с композитным крылом, который должен иметь дальность, увеличенную с 3 до 5 тыс. км, и повышенную скорость, начало лётных испытаний было запланировано на конец 2017 года.

Заявленная цель проекта — отработка технологий, использованных в ТВС-2ДТС, применительно к изготовлению высокоскоростных самолётов.

В настоящее время сроки сдвинуты на 2019 год, самолёт получил проектное название СТР-40ДТ, первый образец будет оснащаться двумя арендованными двигателями TFE731-5BR тягой 2100 кГс, за счёт такой тяговооружённости он сможет развивать скорость до 700 км/ч.

Самолёт ЯК 40: назначение, лётно - технические характеристики (ТТХ), конструкция, история создания, аэродинамика

Тактико-технические характеристики Як-40

  1. — Начало эксплуатации: 1966 год- Единиц произведено: 1 011
  2. Стоимость Як-40
  3. — 3,6 млн DM (1972 год)
  4. Экипаж Як-40
  5. — 3 + 1 бортпроводник
  6. Вместимость Як-40
  7. — 27, 31, 34, 36 или 40 человек (в зависимости от варианта компоновки)
  8. Грузоподъёмность Як-40
  9. — 3240 кг
  10. Габаритные размеры Як-40
  11. — Длина: 20,36 м- Размах крыла: 25,0 м- Высота: 6,5 м
  12. — Площадь крыла: 70,0 м2
  13. Вес Як-40
  14. — Масса пустого: 9850 кг- Масса снаряжённого: 14265 кг- Максимальная взлётная масса: 17200 кг
  15. — Масса топлива во внутренних баках: 3910 кг
  16. Двигатели Як-40
  17. — Силовая установка: 3 × ТРДД АИ-25- Тяга: 3 × 1120 кгс (номинальная)
  18. — Вспомогательная силовая установка: 1 × АИ-9 ГТД
  19. Скорость Як-40
  20. — Максимальная скорость: 546 км/ч (на высоте 6000 м)- Крейсерская скорость: 510 км/ч (на высоте 6000 м)- Скороподъёмность: 7,0 м/с (у земли)- Длина разбега: 850 м
  21. — Длина пробега: 550 м (с реверсом); 750 м (без реверса)
  22. Дальность полета Як-40
  23. — Практическая дальность: 820 км (с максимальной коммерческой нагрузкой)- Перегоночная дальность: 2500 км
  24. Практический потолок Як-40
  25. — 6000 м (с пассажирами); 8000 м (перегоночный)

Фото Як-40

Самолёт ЯК 40: назначение, лётно - технические характеристики (ТТХ), конструкция, история создания, аэродинамика

Кабины Як-40

  • Як-40 с опущенным трапом-рампой. Посадка и высадка пассажиров осуществляется по хвостовому трапу-рампе, являющимся одновременно крышкой люка, который по своей конструкции напоминает грузовую рампу транспортных самолётов

You have no rights to post comments

Источник: http://oruzhie.info/grazhdanskie-samolety/486-yak-40

Як-40. Фото. Видео. Схема салона. Характеристики. Отзывы

Як-40 (по кодификации НАТО: Codling — «Мелкая треска») — пассажирский самолёт, используемый в местных авиалиниях, разработанных в Советском Союзе в 1960-е годы.

История

Як-40 стал первым в мире реактивным лайнером для местных воздушных линий. Он стал первым советским самолетом, который прошел сертификацию на летную пригодность в капиталистических странах Европы.

С момента начала проектирования до его постройки прошел всего один год. 21.10.1966 самолет был поднят в воздух летчиком-испытателем А. Колосовым.

Конструкцию машины сделали специфической для возможности совершать взлет и посадку на грунтовых аэродромах.

Самолёт ЯК 40: назначение, лётно - технические характеристики (ТТХ), конструкция, история создания, аэродинамика

Як-40 предельно прост в управлении и эксплуатации, был рассчитан на летный и наземный персонал, имеющий среднюю квалификацию. Самолет получил два прозвища: «железный окурок» − за малые габариты и сильное дымление моторов и «истребитель керосина» − за большой расход топлива.

Лайнер оснащен откидным трапом для пассажиров, автономным пусковым устройством, имеет хорошую управляемость на рулежке. Все это давало возможность эксплуатировать Як-40 на неподготовленных аэродромах.

Расположение двигателей в хвостовой части существенно снизило уровень вибрации и шума.

За все время производства советские авиазаводы выпустили 1011 лайнеров Як-40. Серийное производство прекращено в 1981 году, но еще после этого мини-лайнеры курсировали по маршрутам советских и зарубежных авиалиний. Это говорит о надежности конструкции и правильности применения технических решений на устранение проблем, возникавших в ходе разработки ЯК-40.

Совместно с конструкторами ОКБ Яковлева сотрудники минского авиаремонтного завода создали на базе данного самолета летающие лаборатории для сегмента народного хозяйства.

Самолёт ЯК 40: назначение, лётно - технические характеристики (ТТХ), конструкция, история создания, аэродинамика

Самолет Як-40 получил широкое применение в пределах СССР. Уже к середине 70-х годов им были вытеснены ветераны местных воздушных линий Ил-14, Ил-12 и Ли-2. Лайнер за всю историю эксплуатации перевез свыше 80 млн пассажиров в более чем 300 населенных пунктов.

Безупречный опыт применения самолета в СССР и 18 странах заставил задуматься об ошибочности снятия его с серийного производства. Двигатели АИ-25 стали заменять более современными моделями, которые имели лучший показатель экономичности, дабы увеличить объемы производства и экспорта.

Однако самолет, способный перевозить несколько десятков пассажиров, был экономически невыгодным, притом что в начале 90-х уже были воздушные судна большой пассажировместимости. Эта причина стала главной в прекращении производства и эксплуатации Як-40.

Второй причиной стало переоснащение мощностей завода-производителя на постройку серийного самолета Як-42.

В 1992 г. на смоленском авиазаводе провели доработку уже существующих Як-40 в модификацию Як-40Д, которая имела увеличенный объем топливных баков. В 1996 г.

самолет оборудовали в административный вариант для курсирования по международным авиалиниям. Но он эксплуатировался только в VIP-варианте, для чартерных рейсов, в гражданском был не выгоден авиакомпаниям.

С начала 2000 года самолеты Як-40 полностью списаны со счетов российских авиакомпаний.

Конструкция

Предназначение самолета заключалось в перевозке пассажиров на расстояние до 1500 км. Пассажировместимость – от 27 до 32 человек. Лайнер имел небольшую крейсерскую скорость – 510 км/ч. Конструкция отличается простотой.

Сочетание такой конструкции крыла с тремя моторами АИ-25 обеспечило хорошие летные характеристики. Средний по размерам реактивный двигатель разместили в фюзеляже.

Читайте также:  Ружье mossberg 9200: отзывы, цена, технические характеристики, обзор

Реверсом тяги в двигателе служит специальное устройство, которое меняет направление потока выхлопных газов во время торможения. Это укоротило посадочный пробег самолета до 400 м.

В состав конструкции самолета входят реверсивные щитки.

Самолёт ЯК 40: назначение, лётно - технические характеристики (ТТХ), конструкция, история создания, аэродинамика

Кабина лайнера Як-40 оборудована двумя рабочими местами – для летчика и второго пилота. При необходимости здесь можно разместить третье сидение. Из фонаря кабины открывается хороший обзор для обоих пилотов.

Оборудование

Як-40 оснащается современным комплектом радиоэлектронного навигационного и пилотажного оборудования. Оно позволяет лайнеру проводить полеты днем и ночью, даже в условиях плохой погоды.

Як-40 оборудован автопилотом АП-40, курсовой системой ГМК-1Г, ом АГБ-3К, магнитным компасом КИ-13, двумя автоматическими радиокомпасами АРК-9, курсоглиссадной системой посадки СП-50, радиовысотомером малых высот РВ-ЗМ.

Радиосвязное оборудование представлено командными радиостанциями «Перо-11» (Р-860-11) или радиостанциями «Балкан-5» и «Ландыш-5». На Як-40 присутствует эффективная воздушно-тепловая противообледенительная система.

В систему безопасности входит радиометеолокатор «Гроза», способный обнаруживать грозовые фронты по маршрутному курсу.

Самолет имеет ресурс 30 тыс. летных часов и срок эксплуатации – 25 лет.

Крыло самолёта большого удлинения, прямое, состоит из двух основных консолей. Каждая консоль имеет по три секции выдвижных посадочно-взлётных закрылков и две секции элеронов. Каждый продольный набор каркаса консоли и консоль лонжеронной конструкции крыла состоит из шести пар стрингеров, одного лонжерона, двоих продольных стенок.

Поперечный набор состоит из тридцати четырех нервюр. Обшивка конструкции сделана из дюралюминиевых листов. В крыле выполнены вырезы под нишу, где размещаются в убранном положении колесо главной опоры шасси и амортизационная стойка.

При этом шасси снабжено колесами большого диаметра и мягкой амортизацией, что уменьшает на поверхность взлетной полосы удельное давление и дает возможность использовать самолёт на сельских аэродромах.

Самолёт ЯК 40: назначение, лётно - технические характеристики (ТТХ), конструкция, история создания, аэродинамика

На каждой консоли крыла располагаются три секции закрылков. Все секции похожи по конструкции. Каждая часть состоит из обшивки и каркаса. Каркас образован стрингерами, лонжероном,  набором поперечных профиле и нервюр.

Продольные стенки состоят из швеллерной балки, которая состоит из стенки, подкреплённой стойками, нижнего и верхнего поясов. Стрингеры сделаны из алюминиевых прессованных профилей сечения тавр.

Салон як-40

Самолёт ЯК 40: назначение, лётно - технические характеристики (ТТХ), конструкция, история создания, аэродинамика

Аэродинамическая схема

Турбореактивный трёхмоторный низкоплан с расположением двигателей сзади с однокилевым, Т-образным оперением и прямым крылом и.

Ближайшим аналогом является VFW-Fokker 614 — реактивный ближнемагистральный пассажирский самолёт производства ФРГ. Выпускался ограниченной серий, отличительная особенность — двигатели располагались на пилонах над крыльями.

Интересные факты о самолете

Высадка и посадка пассажиров производится по хвостовому трапу-рампе, который является одновременно крышкой люка, напоминающей грузовую рампу самолётов по своей конструкции.

  • У Як-40 отсутствует отдельный багажный отсек. Багаж сдают при посадке на борт и перевозят в вестибюле.
  • Як-40к (RA-87958) компании Владивосток Авиа установлен во Владивостоке на территории студенческого городка ВГУЭС.

По неофициальным данным  в ходе боевых действий, а также в результате аварий, катастроф, и уничтожения на земле было потеряно 117 экземпляров самолётов типа Як-40.

Схема салона Як-40

Самолёт ЯК 40: назначение, лётно - технические характеристики (ТТХ), конструкция, история создания, аэродинамика

Данные приводятся для самолёта с предельной взлётной массой 17200 килограмм при эксплуатации на взлетно-посадочной полосе с искусственным покрытием.

Технические характеристики

  • Экипаж: три человека  + один бортпроводник ;
  • Пассажировместимость:   40, 36, 34, 31, 27 человек (зависимо  от варианта выполненной компоновки) ;
  • Грузоподъёмность: 3240 килограмм;
  • Длина: 20,36 метров;
  • Размах крыла: 25,0 метров;
  • Высота: 6,5 метротыв;Площадь крыла: 70,0 квадратных метров;
  • Масса снаряжённого: 17265 килограмм;
  • Масса пустого: 13750 килограмм;
  • Максимальная взлётная масса: 17200 килограмм;
  • Масса топлива во внутренних баках: 6000 килограмм;
  • Силовая устатновка: ТРДД АИ-25 (тр и экземпляра);
  • Номинальная яга: 3 × 1120 килограмм*сил ()
  • Силовая вспомогательная установка:  АИ-9 ГТД (один экземпляр).

Лётные свойства:

  • Предельная скорость: 546 километров в час (на высоте 6000 метров) ;
  • Крейсерская скорость: 510 километров в час (на высоте 6000 метров);
  • Перегоночная дальность: 2500 километров;
  • Практический потолок: с пассажирами 6000 метров; перегоночный 8000 метров;
  • Скороподъёмность: 7,0 метров в секунду (у земли);
  • Длина разбега: 850 метров;
  • Длина пробега: с реверсом 550 метров; без реверса 750 метров .

Як-40. Галерея. 

Як-40Видео.

Посмотреть все самолёты…

ЯК-42

Источник: http://avia.pro/blog/yak-40

Схемы и ттх як-40

Самолёт ЯК 40: назначение, лётно - технические характеристики (ТТХ), конструкция, история создания, аэродинамика

Як-40 per. RA-87997 а/к UTair

Основные летно-технические характеристики вариантов Як-40

Варианты 24 места 1 27 мест 1 32 места
Длина, м 20,36
Размах крыла, м 25,00
Высота на стоянке, м 6,50
Площадь крыла, м? 70
Взлетная масса, кг 13700 14700 16100
Макс. коммерч. нагрузка, кг 2280 2300
Дальность полета с макс. коммерч. нагрузкой, км 508 865 1050
Макс. скорость (на высоте 6000 м), км/ч 580 558
Крейс. скорость (на высоте 6000 м), км/ч 550 530 510
Практический потолок, м 8100
Разбег, м 530 610 715
Пробег, м: 480 480 500
— без использования реверса
— при использовании реверса 370 370 380

Самолёт ЯК 40: назначение, лётно - технические характеристики (ТТХ), конструкция, история создания, аэродинамика

  • Як-40 per. RA-87807

Самолёт ЯК 40: назначение, лётно - технические характеристики (ТТХ), конструкция, история создания, аэродинамика

  1. Як-40 салон per. RA-87659 а/к “ Центр-Авиа”

Самолёт ЯК 40: назначение, лётно - технические характеристики (ТТХ), конструкция, история создания, аэродинамика

ЯК-40К per. RA-87200 ТАНТК им. Г. М. Бериева

Самолёт ЯК 40: назначение, лётно - технические характеристики (ТТХ), конструкция, история создания, аэродинамика

  • ЯК-40ЭК
  • Краткое техническое описание пассажирского самолета Як-40

Самолет представляет собой цельнометаллический свободнонесущий низкоплан, оснащенный тремя турбореактивными двигателями, один из которых установлен внутри хвостовой части фюзеляжа, а два других закреплены посредством пилонов на бортах фюзеляжа. Конструкция выполнена в основном из высокопрочных алюминиевых сплавов. Экипаж — два пилота.

Фюзеляж типа полумонокок, круглого поперечного сечения. Диаметр фюзеляжа в регулярной зоне — 2,4 м, удлинение — 7,1. Фюзеляж герметичный, включает кабину экипажа и пассажирский салон с бытовыми помещениями. В кабине экипажа предусмотрено место для бортмеханика — откидное сиденье в проходе между креслами пилотов.

В хвостовой части фюзеляжа имеется люк с откидным трапом для входа в пассажирский салон. Над входным люком в фюзеляже находится средний маршевый двигатель, воздухозаборник которого располагается над фюзеляжем перед килем. Между надфюзеляжным воздухозаборником и средним двигателем проходит S-образный воздушный канал.

За срезом реактивного сопла этого двигателя располагается реверсивно-тормозное устройство, представляющее собой два вертикальных щитка, которые шарнирно закреплены на бортах фюзеляжа. В нерабочем положении эти щитки вписываются в обводы хвостового обтекателя фюзеляжа.

На пробеге они поворачиваются навстречу друг другу и перекрывают выхлопную струю двигателя, направляя газы в стороны и вперед.

Крыло самолета прямое, трапециевидной формы в плане, переменной относительной толщины. Крыло не имеет центроплана, консоли стыкуются по оси фюзеляжа. Удлинение крыла — 8,93; стреловидность его по линии 25 % хорд равна нулю. Угол установки крыла +3°, угол поперечного «V» равен +5°30’.

Крыло оснащено однощелевыми закрылками и двухсекционными элеронами, имеющими аэродинамическую компенсацию и весовую балансировку. Все секции закрылков кинематически связаны между собой. Углы отклонения закрылков — 20° (на взлете) и 35° (на посадке). Элероны отклоняются на 19° вверх и на 15° вниз.

Внутренние секции элеронов снабжены триммерами.

Хвостовое оперение Т-образное с переставным в полете стабилизатором. Площадь вертикального оперения — 10,2 м?, угол его стреловидности по передней кромке равен 52°. Профиль ВО симметричный с относительной толщиной 11 %.

Углы отклонения руля направления ±30°. PH снабжен триммером. Площадь горизонтального оперения — 13 м?, угол его стреловидности по линии 25 % хорд равен 1Г. Углы отклонения руля высоты ±25°.

Угол установки стабилизатора изменяется в пределах от +3° до -6°.

Шасси трехопорное с носовой управляемой опорой, убираемое в полете. Все опоры шасси — одноколесные, стойки — полурычажного типа, оснащены жидкостно-газовыми амортизаторами. Колеса основных опор размером 1120×450 мм оснащены дисковыми тормозами.

Носовое колесо размером 720×310 мм нетормозное, управляемое в диапазоне ±50° (на рулении) либо ±5° (на разбеге/пробеге). Давление в пневматиках колес 3,5–4,0 кгс/см?. Основные опоры убираются в крыло по направлению к оси самолета, носовая — против полета в фюзеляж.

В полете ниша носовой опоры шасси полностью закрыта створками, ниши основных опор закрыты створками частично — колеса остаются открытыми.

Силовая установка включает три двухконтурных турбореактивных двигателя типа АИ-25. Тяга двигателя на взлетном режиме — 1500 кгс, на номинальном — 1120 кгс, на крейсерском (скорость 550 км/ч, высота полета 6000 м) — 356 кгс.

Удельный расход топлива на крейсерской скорости составляет 0,83 кг/кгс-ч. Степень двухконтурности двигателя равна 2. Двигатель выполнен по двухвальной схеме.

Он состоит из осевого двухкаскадного компрессора, включающего трехступенчатый компрессор низкого давления и восьмиступенчатый компрессор высокого давления, разделительного корпуса, кольцевой камеры сгорания, одноступенчатой турбины высокого давления, двухступенчатой турбины низкого давления, корпуса задней опоры с двухконтурным реактивным соплом. Запуск двигателя — воздушный от ВСУ АИ-9, которая располагается в отсеке за надфюзеляжным воздухозаборником.

Мотогондоллы боковых двигателей, отсеки среднего двигателя и ВСУ оснащены системами обнаружения и тушения пожара. Тип огнегасящего состава — фреон 114 В2.

Топливо на самолете размещается в кессонах крыла. Максимальная заправка топливом — 5140 л. Кессон каждой консоли разделен на четыре сообщающихся между собой топливных отсека и один дренажный отсек.

Система управления самолетом — механическая, безбустерная. Колонки штурвального управления и педали обоих пилотов жестко связаны между собой. Система управления перестановкой стабилизатора — электрогидравлическая.

Управление рулями, элеронами и стабилизатором может осуществляться в автоматическом режиме с помощью автопилота «Кремень-40Э». Для этого в механические проводки управления включены рулевые машинки РД-7А.

Проводка управления элеронами, рули высоты и направления снабжены механизмами стопорения во время стоянки самолета.

Управление закрылками — электрогидравлическое, осуществляется от одного гидромотора ГМ-44 через центральный редуктор, трансмиссионный вал и винтовые механизмы с угловыми редукторами. Приводами триммеров элеронов и руля направления являются электромеханизмы МП-100М.

Гидравлическая система обеспечивает работу гидромоторов управления стабилизатором и закрылками, гидроцилиндров уборки/выпуска шасси и входного трапа, системы торможения основных колес шасси, распределительно- демпфирующего механизма управления колесом передней опоры и приводов стеклоочистителей.

Гидросистема закрытого типа, состоит из двух автономных контуров — основного и аварийного. Источниками давления являются два гидронасоса НП-72М и насосная станция НС- 14Д.

Привод насосов осуществляется от маршевых двигателей, а насосной станции — от электродвигателя, работающего от бортовой сети или от наземного источника тока. Емкость гидробака — 26,5 л.

В случае падения давления в основном контуре от аварийного питаются все потребители за исключением механизма управления носовым колесом и приводов стеклоочистителей.

Электросистема самолета состоит из трех сетей: постоянного тока напряжением 27 В, переменного однофазного тока напряжением 115 В с частотой 400 Гц и переменного трехфазного тока 36 В/400 Гц. Основными источниками постоянного тока являются три генератора ВГ-7500Я номинальной мощностью 9 кВт каждый, установленные по одному на двигателе.

В случае выхода из строя какого-либо генератора нагрузка перераспределяется на два других, а некоторые второстепенные потребители отключаются. Аварийными источниками постоянного тока напряжением 24 В являются две аккумуляторные батареи 20НКБН- 25, номинальной емкостью по 25 А ч. Электрическая система постоянного тока выполнена по однопроводной схеме.

В качестве минусового провода используется корпус самолета.

Потребители переменного однофазного тока питаются через два преобразователя ПО-1500, а трехфазного тока — через два преобразователя ПТ-500Ц.

Радиоэлектронное оборудование самолета подразделяется на радионавигационное, радиосвязное и радиолокационное.

Радионавигационная аппаратура состоит из двух радиокомпасов АРК-9, курсоглиссадной системы посадки СП-50 с маркерным приемником МРП-56П или «Ось-1» и радиовысотомера малых высот РВ-ЗМ.

В состав радиосвязного оборудования входят две командные радиостанции «Перо-11» или радиостанции «Ландыш-5» и «Балкан-5», а также аппаратура оповещения и коммутации. Радиолокационное оборудование включает РЛС «Гроза-40» и ответчик СО-69 или СО-70.

Курсоглиссадная система посадки СП-50 позволяет осуществлять расчет на посадку и выполнять посадку в сложных метеоусловиях. Маркерный приемник этой системы предназначен для сигнализации момента пролета над маркерными маяками.

Читайте также:  Миг-19: самолёт, боевое применение, истребитель, технические характеристики (ттх), кабина, история авиации

Радиолокационная станция «Гроза» обеспечивает обзор земной поверхности, обнаружение зон грозовой деятельности и оценку степени их опасности, измерение угла сноса, определение превышения линии полета самолета над горными вершинами.

Пилотажно-навигационное оборудование позволяет пилотировать самолет днем и ночью в простых и сложных метеоусловиях.

В состав ПНО входят: автопилот «Кремень-40», курсовая система ГМК-1Г, авиагоризонт АГБ-ЗК, комбинированный указатель скорости КУС-700/1000, высотомер ВД-10К, вариометр ВАР-ЗОМ, акселерометр АДП-3, магнитный компас КИ-13, указатель поворота ЭУП-53МТ-500 и другие устройства.

В частности, на самолетах Як-40, эксплуатирующихся в настоящее время в Европейском регионе, установлено дополнительное ПНО. котооое позволяет выполнять полеты в соответствии с требованиями зональной навигации (BRNAV RNP-5): системы спутниковой навигации (GPS), предупреждения опасного сближения самолетов в воздухе (TCAS), раннего предупреждения близости земли (EGPWS).

Противообледенительная система самолета включает воздушно-тепловую и электротепловую ПОС.

Горячим воздухом, отбираемым от последи их ступеней компрессоров трех двигателей, обогреваются носки крыла, киля и стабилизатора, воздухозаборники и входные направляющие аппараты всех двигателей, криволинейный участок воздушного канала среднего двигателя и воздухозаборник системы кондиционирования. Передние стекла кабины экипажа и приемники воздушного давления снабжены системой электрического обогрева.

Воздушно-тепловая ПОС может работать в двух режимах: предварительного и полного включения. Предварительное включение системы производится в условиях возможного обледенения. При этом обогреваются только носки корневых частей крыла и воздухозаборники двигателей (заслонки их обогрева открываются наполовину).

ПОС автоматически переводится в режим предварительного включения, когда двигатели выходят на взлетный режим. При начавшемся обледенении вручную или автоматически (от сигнализаторов обледенения) осуществляется полное включение системы.

В случае отказа одного из двигателей ПОС работает в штатном режиме, при отказе двух двигателей система выключается.

Система кондиционирования обеспечивает в кабине экипажа и пассажирском салоне необходимые давление и температуру воздуха, а также кратность его обмена. При высоте полета до 2800 м давление в кабинах равно атмосферному. На больших высотах в кабинах поддерживается избыточное давление. Максимальное значение избыточного давления — 0,41 кгс/см?.

В системе кондиционирования используется воздух, прошедший через короб обогрева воздушного канала среднего двигателя, при этом происходит его первичное охлаждение. Далее воздух охлаждается в воздухо-воздушном радиаторе.

Регулирование подачи воздуха и его температуры производится как автоматически, так и вручную из кабины экипажа. При отказе одного из двигателей обеспечивается нормальная работа СКВ.

На земле при неработающих двигателях кондиционирование кабин возможно от ВСУ АИ-9 или аэродромных кондиционеров.

Кислородная система делится на стационарную и переносную. Стационарная система предназначена для кратковременного питания кислородом экипажа в аварийной ситуации.

При этом пилоты используют противодымные кислородные маски с микрофоном.

Переносные кислородные приборы предназначены для пассажиров, ощущающих в полете кислородное голодание, а также для пилотов при необходимости передвижения по самолету в случае его разгерметизации.

Самолёт ЯК 40: назначение, лётно - технические характеристики (ТТХ), конструкция, история создания, аэродинамика

10 июля 2013 г. в Киеве с заводского аэродрома Святошин Государственного предприятия «Антонов» совершил первый полет модифицированный самолет Ан-2-100, оснащенный турбовинтовым двигателем МС-14. Машина названа в честь заместителя Генерального конструктора Г. Г.

Онгирского (1939–2012 гг.), который внес значительный вклад в развитие программы Ан-2 и Ан-3. Самолетом управлял экипаж в составе летчиков-испытателей Сергея Тарасюка (командир) и Валерия Епанчинцева, а также ведущего инженера по летным испытаниям Дмитрия Доманова.

В мероприятии приняли участие Президент-Генеральный конструктор ГП «Антонов» Дмитрий Кива и Президент АО «Мотор Сич» Вячеслав Богуслаев — руководители предприятий-соразработчиков этой программы.

После продолжавшегося более 1 ч полета самолет успешно приземлился на ЛИиДБ ГП «Антонов» в Гостомеле.

Статью об Ан-2-100 читайте на стр. 35.

Следующая глава

Источник: https://military.wikireading.ru/56745

Самолет ЯК-40: фото, характеристики, схема салона

Як-40 является пассажирским воздушным судном, которое предназначалось для местных авиалиний. Самолет произведен в СССР в 1960 годах. НАТО называла его «Мелкая треска».

Конструкция

У самолета прямое крыло, которое состоит из двух консолей. В каждой из них есть три секции с выдвижными закрылками и элеронами.

Каркас каждой консоли сделан из двух стен. Транспортное средство полностью обшито дюралюминиевыми листами. В крыльях имеется вырез для стойки амортизации и колеса основной опоры шасси. В шасси хорошая амортизация и большие колеса. Это помогает уменьшать давление на поверхность и разрешает использовать воздушное судно на грунтовых аэродромах.

Продольные стенки состоят из балки, которая плотно закреплена специальными стойками. Все стрингеры выполнены из алюминия, который спрессован в профили сечения. Фото самолета ЯК-40 вы можете просмотреть ниже.

Самолёт ЯК 40: назначение, лётно - технические характеристики (ТТХ), конструкция, история создания, аэродинамика

Аэродинамика самолета состоит из трехмоторного турбореактивного двигателя, который расположен сзади. Система имеет оперение в форме буквы «Т». Два турбореактивных двигателя монтированы в пилоны, находящиеся в хвосте судна, а третий – в конце хвоста.

На нем установлен воздухозаборник в форме буквы S. В среднем двигателе установлено реверсивное приспособление, которое относится к составляющим самолета. С помощью установки этого приспособления, изобретатели смогли добиться слаженной работы двигателей.

В роли устройства, которое оказывает помощь для силовой установки, монтирован АИ-9.

История самолета

С наступлением 1960 года, министры СССР выпустили указ об изготовлении воздушного судна, которое заменит устаревшие модели, которые уже непригодны для использования. Самолет Як-40 был выпущен в ОКБ имени Яковлева в 1964 году.

Это транспортное средство стало первым в мире самолетом, которое работало от реактивных двигателей. Он использовался исключительно для перевозок пассажиров в пределах страны.

В 1965 году был произведен отличный образец, который начали активно испытывать в 1966 году.

В этом же году воздушное судно Як-40 совершило пробный полет в сопровождении трех самолетов. Летчиками-испытателями были Колосов и Петров.

Спустя год судно начали интенсивно выпускать на авиазаводе, находящийся в Саратове. Первые модели имели 24 мест для пассажиров на борту. Первое время, взлетная масса самолета составляла 14.5 тонн.

Максимальная дальность полета была 700 км, учитывая использование всего топлива в резервных баках.

Немного позже сделали модификацию, которая увеличила взлетную массу до 16 тонн, а количество мест для пассажиров до 32. Это улучшение позволило повысить максимальную дальность полета. Средний двигатель имел реверсивное устройство.

Самолет мог продолжать полет, даже с одним работающим двигателем. Учитывая статистику, уже в 1972 году самолеты Як-40 пролетели больше 150 миллионов километров и провезли более 7 миллионов людей. Схема салона Як-40 позволяла легко разместить 15 человек.

Ниже вы можете ознакомиться с фото салона Як-40.

Самолёт ЯК 40: назначение, лётно - технические характеристики (ТТХ), конструкция, история создания, аэродинамика

Данное транспортное средство перестали производить в 1981, ведь завод получил новое указание – изготовить Як-42. Причиной прекращения производства стала политика экономии в СССР. Такое транспортное судно было невыгодным для страны, ведь оно могло перевозить всего 3 десятка человек на борту. Последний летательный аппарат этой модели был произведен для Закарпатского завода зимой 1982 года.

  Технические характеристики Бе-200

Самолеты данной модели начали активно убирать из аэропортов в 1980 годы. В 1990 годах наступила тяжелая экономическая ситуация в стране, которая снова вернула Як-40 к работе. Из-за нехватки денег, данная техника считалась экономным вариантом, ведь у нее был маленький расход топлива.

Это воздушное судно использовалось для корпоративных перелетов. В 1992 году была произведена новая модификация Як-40Д, у которой был увеличен запас топлива до 6 тонн. Уже в 1996 году этот летательный аппарат совершал перевозки пассажиров за границы СССР.

Салон самолета был выполнен в виде бизнес-класса.

Парк самолетов устарел, расценки на топливо поднялись, и со временем начали выпускать новые экономичные модели, которые могли спокойно конкурировать с Як-40.

Воздушное судно стало редко появляться в небе, а уже в 2000 годах их начали активно списывать и оставлять на вечной парковке самолетов.

В 2016 году произвели ЯК-40, который имел два турбореактивных двигателя. Самолет удачно прошел испытание.

Самолёт ЯК 40: назначение, лётно - технические характеристики (ТТХ), конструкция, история создания, аэродинамика

Модификации судна

Давайте рассмотрим все модификации самолета:

  1. Як-40 (опытный образец). Имел одно отличие – воздухозаборник прямой формы.
  2. Як-40 1-й серии. Первые выпуски моделей.
  3. Як-40 2-й серии. Наличие реверсивных устройств.
  4. Як-40 3-й серии. Укоротили боковые двигатели.
  5. Як-40-25. Летающая лаборатория, которая проводила опыты в сфере радиоэлектронных систем.
  6. «Аква». Самолет предназначен для изучения атмосферы и облаков, который использовал дистанционные методы измерения величин.
  7. «Калибровщик». Проверял работы различных устройств на аэродромах.
  8. «Лирос». Применялся для изучения атмосферы и участвовал в решении проблемы с Чернобыльской АЭС в 1986 году.
  9. «Метео». Летающая метеорологическая станция.
  10. «РЭО». Использовался для испытаний разнообразного оборудования.
  11. «Салон». Пассажирский самолет, который имел две разновидности. В первой было два салона, насчитывающие по 11 мест для пассажиров в каждом, туалет, гардероб и кухня. Вторая разновидность имела 16 или 20 мест в салоне.
  12. «Фобос». Предназначен для исследования окружающего мира.
  13. «Шторм». Использовался исключительно в изучении различных атмосферных явлений.
  14. «ДТС». Использовался для десантирования людей и медикаментов, а также перевозок раненых.
  15. «К». В этот самолет вмещалось около 17 тонн людей и груз до 2500 тонн.
  16. «П». Увеличена дальность полета. Этого добились благодаря установке нескольких топливных баков по 1000 л.
  17. «Т». Вмещал в себя 34 человека на борту. Проходил испытания в 1969 году.
  18. Jak-40LL. Сделан для испытаний турбовинтовых двигателей.

Самолёт ЯК 40: назначение, лётно - технические характеристики (ТТХ), конструкция, история создания, аэродинамикаСхема базового самолета ЯК-40

Использование самолета за рубежом

С 1967 года самолет начал активно применяться за рубежом, ведь характеристики Як-40 привлекали авиакомпании. Продавцом была торговая организация «Авиаэкспорт», которая продало 14 самолетов.

Процесс сертификации воздушного судна сильно затянулся, поэтому многие задумки не смогли воплотиться в жизнь. СССР не давал возможности зарубежным специалистам изучить изготовление летающего аппарата.

  Пассажирский Самолет Ту-104: технические характеристики

Уже в 1972 году самолет начал применяться в Италии и получил возможность эксплуатации в других странах. Судно хотели применить в Северной Америке, но из-за властей США дело не прогрессировало.

Аэрофлот имел третью часть самолетов в Италии, а также проводил демонстрации по Азии и Австралии. В 1972 году была завершена сертификация судна в Италии.

В 1972 году Италия получила два самолета.

В 1970 годах Германия предложила купить в кредит 5 воздушных судов. СССР заинтересовался этим предложением, и они попросили сделать предоплату в размере 30% от общей стоимости. Германия должна была погасить кредит в течение 4 лет с момента получения техники.

Главный банк Германии должен был предоставить гарантию. Были проведены переговоры и решили выдать кредит на 6 лет с условием 15% предоплаты. СССР должен был обучить немецких летчиков правильному управлению судном.

Уже в 1972 году ЯК-40 начал делать первые рейсы из Гамбурга.

Авиакомпания переживала кризис. Двигатели были не слишком экономны, что привело к увеличению расходов топлива на 35%. В 1975 году самолет попал в аварию во время посадки, а после этого был убран из эксплуатации. Немецкая авиакомпания попала в тяжелую ситуацию и вскоре обанкротилась. В этом же году остальные 4 судна были возвращены в использование Аэрофлота.

СССР хотело продать самолеты американцам, ведь эта техника пользовалась большим спросом и могла принести много денег. Колумбийская авиакомпания решила приобрести 5 самолетов. Продажа подразумевала выгодные условия: каждый самолет стоил 1 миллион долларов США и выдавался кредит на 15 лет (низкий процент составлял 1.5% годовых).

Читайте также:  Mg 42 - немецкий пулемёт: лучшее оружие второй мировой, технические характеристики (ттх), скорострельность

Самолёт ЯК 40: назначение, лётно - технические характеристики (ТТХ), конструкция, история создания, аэродинамикаК слову о популярности ЯК-40 сегодня: скриншот из компьютерной игры Microsoft Flight Simulator

Технические характеристики летательного аппарата

Давайте рассмотрим технические характеристики самолета ЯК-40:

  1. Экипаж насчитывал 4 человека.
  2. Вместимость Як-40 насчитывала 40 человек (другая компоновка позволяла поместить на борт от 27 до 36 человек).
  3. Судно могло иметь в грузовом отсеке около 3500 тонн.
  4. Длина самолета составляла 20 метров.
  5. Ширина крыльев насчитывала 25 метров.
  6. Высота составляла 7 метров.
  7. Максимально допустимая масса для взлета насчитывала 17500 кг.
  8. Во внутренние баки помещалось 4000 кг топлива.

Летные показатели судна:

  1. Максимальная высота 6000 метров (с наличием людей в салоне), 8000 метров (пустой).
  2. Скорость составляла 500 км/ч.
  3. Дальность полета с пассажирами 800 км.
  4. Скорость подъема составляла 7 м/с.
  5. Разбег проходил за 800 метров.
  6. Расход топлива ЯК- 40 составлял 1150 кг/ч.

Исходя из статистики, в результате различных аварий, катастроф и боевых действий было уничтожено порядка 117 единиц техники. Согласитесь, внушительные цифры.

Подведем итог: данная техника предназначена для перевозок грузов и пассажиров. Судно является первым в мире реактивным самолетом и внесло большой вклад в историю авиации. Благодаря слаженной работе инженеров, самолет начал пользоваться широкой популярностью за границами СССР.

Источник: http://samoleting.ru/samolety/tehnicheskie-harakteristiki-samoleta-yak-40.html

ЯК-40 — обзор самолета, технические характеристики

Разработанный в 1964 году Як-40 был запущен в серийное производство в 1967 году. Первые экземпляры машины были рассчитаны на 24 пассажиров. Расстояние, которое мог пролететь лайнер, составляло 710 километров. Немного позже число кресел было увеличено до 27, а затем, после ряда изменения, пассажировместимость увеличилась до 32, при этот возросла и дальность полета.

Самолет оказался надежным. Имея в хвостовой части три двигателя, он мог продолжать горизонтальный полет при отказе двух. К середине 1972 года эти лайнеры в общей сложности налетали больше 150-и миллионов километров, перевезя при этом почти семь миллионов человек.

Хотя Як-40 имел реактивные двигатели, и его взлетная и посадочная скорости превышали те, которые обычно имеют самолеты, способные эксплуатироваться на грунтовых аэродромах, лайнер без всяких проблем садился и взлетал в любых условиях.

Это обеспечивалось колесами шасси большого диаметра и двигателями. Воздухозаборники боковых силовых установок располагались над крыльями.

Поэтому ни камни, ни песок, ни иные предметы на грунтовых аэродромах при взлете – посадке попасть в них не могли.

Серийный выпуск Як-40 прекратился в 1981 году. Причина – завод-изготовитель начал производить Як-42. Была и еще причина. Лайнер с реактивными двигателями стал не выгодным. Он, расходуя много топлива, перевозил на незначительные расстояния совсем мало пассажиров. Последний такой самолет построили в 1982 году.

Самолёт ЯК 40: назначение, лётно - технические характеристики (ТТХ), конструкция, история создания, аэродинамика

Як-40

В конце 1980-ых годов Як-40 начали списывать, но вначале 1990-ых годов из-за низких цен авиационного топлива он стал востребованным. При этом лайнер использовали как корпоративный или VIP-транспорт.

В 1992 году Смоленский авиационный завод начал заниматься доработкой самолетов. Изменения, прежде всего, касались увеличения топливных баков. Это увеличивало дальность полета.

Установка радиооборудования и другие изменения позволили лайнеру летать за рубеж.

Однако машины продолжали стареть, одновременно росла цена на горючее. При этом на рынке авиаперевозок появлялись экономичные подобные Як-40, лайнеры. Сыграло роль и сокращение региональных авиаперевозок. В результате в начале 200-ых годов эти лайнеры начали массово списывать.

Особенности салона и пассажирские места

Среди удобств, предназначавшихся для пассажиров, можно назвать собственный трап, расположенный в хвостовой части самолета. Такая деталь давала возможность расширять перевозки, используя аэропорты с неразвитой инфраструктурой.

Сразу за входной дверью, открывающейся внутрь, небольшое помещение. Здесь с одной стороны дверь туалета, с другой гардероб и складывающееся кресло бортпроводника. Далее небольшой буфет. Поскольку длительность перелета у самолета небольшая, кухни не предусмотрено. Пассажирам предлагались лишь прохладительные напитки.

Багажного отделения, присутствующего у лайнеров больших размеров, не предусмотрено. Место для багажа находилось здесь же, напротив буфета. Там располагались полки, которые закрывались шторкой. Багаж к самолету пассажиры доставляли самостоятельно. Они же и размещали его на полках.

Салон самолеты был представлен в двух вариантах: эконом-класс и бизнес-класс с эконом-классом. В последнем случае в эконом-классе находилось 12 кресел (по 4 в ряду с проходом между парами кресел). Бизнес-класс – диван и кресла у правого борта, у левого – стол.

Самолёт ЯК 40: назначение, лётно - технические характеристики (ТТХ), конструкция, история создания, аэродинамика

Салон Як-40

При компоновке салона эконом-класс существовали два варианта расположения кресел: 2+2 и 1+2. Хотя второй вариант не позволял взять на борт максимальное число пассажиров, тем самым снизив себестоимость перелета, для людей он был более удобным.

Вариант расположения в ряду четырех кресел давал существенное снижение уровня комфорта. Ведь и у Боинга-777 ближе к хвостовой части появляются некоторые неудобства из-за сужения салона. В салоне Як-40 это проявлялось в значительной степени.

Обычно некоторые плюсы существуют у пассажиров, сидящих в креслах, расположенных у иллюминаторов. В этом лайнере такой плюс исчезал из-за круглого сечения фюзеляжа. Это закругление просто мешало пассажиру.

Незначительный плюс отмечался лишь у кресел, находящихся в носовой части салона. У пассажиров в первом ряду было больше пространства для ног. Сидящих у прохода никто не беспокоил, потому что в этом месте пассажиры по салону не передвигались.

Самолёт ЯК 40: назначение, лётно - технические характеристики (ТТХ), конструкция, история создания, аэродинамика

Схема пассажирских мест Як-40

Самолет Як-40 в зарубежных авиакомпаниях

Уже в 1967 году лайнер начали выставлять в зарубежных авиасалонах. Поскольку характеристики у него были высокими, им интересовались представители зарубежных авиакомпаний. Так, авиакомпании ФРГ заказали в те годы 14 самолетов.

Были заинтересованы в приобретении Як-40 компании Италии, Швеции, Франции. Однако процесс сертификации затянулся. Основной причиной стало то, что в СССР зарубежные специалисты не допускались на осмотр изготовления самолетов.

В результате большая часть возможностей была упущена.

Только в 1972 году в ФРГ и Италии были получены сертификаты летной годности для этого самолета. Надо подчеркнуть, что Як-40 стал первым лайнером, который начали эксплуатировать авиакомпании капиталистических стран.

Продвижения самолета за рубеж занимался «Авиаэкспорт». Он обращался и к фирме Боинг по поводу эксплуатации самолета на территории Северной Америки при совместных его продажах и обслуживании. Однако дело ограничилось намерениями. Препятствием стало отношение представителей некоторых американских властных структур .

Характеристики Як-40

Длина: 20,36 м. Высота: 6,5 м. Размах крыльев: 25 м. Площадь крыльев: 70 кв.м. Крейсерская скорость: 510 км/ч. Максимальная скорость: 546 км/ч. Дальность полета: 820 км. Число пассажирских мест: 27, 31, 34, 36, 40.

Экипаж: 3 ч.

Заключение

Небольшой пассажирский самолет Як-40 оказался надежной и совершенной машиной. Он мог эксплуатироваться в различных климатических условиях.

Лайнер легко взлетал и садился на плохо подготовленные грунтовые аэродромы. Его можно было без труда эксплуатировать в горной местности.

Однако по ряду причин совершенствование машины время от времени или вовсе останавливалось, или шло недостаточно эффективно.

Тем не менее, запас прочности самолета, возможностей усовершенствования у машины оказалось достаточно много. Одна из главных задач, которую можно было решить, – установка более экономичных двигателей. Такое было сделано в 2016 году. В ноябре того года в первый полет отправился самолет с двумя двигателями.

Расчет стоимости такси в аэропорт

Полезные ссылки для туристов

  • Туристическая страховка — поиск самой дешевой страховки для шенгена и не только;
  • Авиабилеты — поиск выгодных билетов по всем доступным источникам;
  • Такси-трансфер — недорогой трансфер в аэропорт и обратно с возможностью раннего бронирования и онлайн оплаты;
  • Аренда авто — поиск лучших цен по популярным прокатным компаниям во всем мире;
  • Проживание — бронирование отеля в самом популярном гостиничном сайте Booking.

Источник: https://aeroportpro.ru/blog/samolet-yak-40/

Пассажирский самолет "ЯК 40": летно-технические характеристики

Проектируя самолет, ОКБ им. А. С. Яковлева заложило в его конструкцию избыточный запас прочности. Взлетно‑посадочные характеристики самолета позволяют эксплуатировать его с грунтовых взлетно‑посадочных полос.

По внешней компоновке самолет Як‑40 представляет собой моноплан со свободнонесущим низко расположенным крылом, убирающимся трехопорным шасси с носовой стойкой, задним расположением двигателей, средний из которых оснащен реверсивным устройством.

Самолет имеет малую удельную нагрузку на крыло, обладает большой подъемной силой. Он оснащен тремя турбореактивными двигателями АИ‑25: два установлены на пилонах в хвостовой части фюзеляжа, третий внутри хвостовой части фюзеляжа.

Большая энерговооруженность машины обеспечивает взлет с высокогорных аэродромов (до 2500 метров над уровнем моря) в условиях высоких температур.

Кабина экипажа рассчитана на двух человек: командира и второго пилота. При необходимости здесь может быть поставлено третье сиденье. Фонарь обеспечивает хороший обзор как левому, так и правому пилоту.

Як‑40 оборудован системами защиты от обледенения, кондиционирования воздуха, кислородной, противопожарной и новейшим радио‑ и пилотажно‑навигационным оборудованием. Наличие современного оборудования на самолете позволяет эксплуатировать его в простых и сложных метеорологических условиях, как на отечественных, так и на зарубежных аэродромах.

Шасси самолета оснащено мягкой амортизацией и колесами большого диаметра, что дает возможность взлетать и садиться на аэродромы с грунтовым покрытием.

Авиалайнер отличается высокой безопасностью и надежностью в эксплуатации. Он может совершать взлет при отказе любого из трех двигателей, а также горизонтальный полет на одном двигателе. Наличие откидного трапа облегчает высадку пассажиров на неподготовленных аэродромах.  силовой установки в хвостовой части фюзеляжа значительно снизило уровень шума и вибраций.

Первоначально самолет выпускался в 24‑местном варианте с полетным весом 13 700 килограмм. В таком виде 30 сентября 1968 года, после завершения эксплуатационных испытаний, Як‑40 выполнил первый регулярный рейс с пассажирами. С 1969 года началось производство 27‑местного самолёта, а с 1973 года — 32‑местного.

  • Летно‑технические характеристики
  • Взлетная масса ‑ 16 100 кг
  • Количество пассажиров ‑ 32
  • Крейсерская скорость ‑ 50 км/ч
  • Высота полета ‑ 8 000 м
  • Дальность полета с полной коммерческой нагрузкой ‑ от 1 500 до 1 700 км
  • Длина взлетно‑посадочной полосы ‑ 1 400 м.
  • Длина самолета — 20,4 м
  • Высота самолета — 6,5 м
  • Размах крыла — 25 м.
  • С 1975 года выпускались грузопассажирский с коммерческой нагрузкой до 3200 килограмм и административный варианты самолета.

На базе пассажирского самолета был создан его конвертируемый вариант Як‑40К с большим грузовым люком. На этой машине в 1979‑1980 годах чехословацкие пилоты установили 12 мировых рекордов.

На базе пассажирского самолета был создан также десантно‑транспортный и санитарный Як‑40ДТС, самолет для проверки работы наземных радиомаяков Як‑40 «Калибровщик», летающие лаборатории Як‑40 «Аква», «Лирос», «Метео», «Фобос», «Шторм», различные варианты для исследований и проверки радиоэлектронного оборудования и Як‑40/М‑602 — для испытаний чехословацкого двигателя М‑602.

Серийное производство Як‑40 продолжалось до ноября 1981 года. Всего советская авиационная промышленность выпустила более 1000 самолетов Як‑40 различных вариантов, из которых 125 продано на экспорт в 18 стран.

Як‑40 стал первым советским самолетом, который продавался в развитые страны, имеющие свою собственную авиационную промышленность. В марте 1972 года машина получила сертификат летной годности в Италии, а через полтора месяца — в ФРГ. Як‑40 широко использовался в Афганистане и силами ООН в Африке.

В ходе модернизации Як‑40 в 1980-1990 годы удалось увеличить его дальность до 2500 километров за счет увеличения запаса топлива, а для сохранения коммерческой нагрузки взлетный вес машины довели до 17 200 килограмм.

На рубеже ХХ и ХХI веков большинство Як‑40 были переоборудованы для перевозки VIP‑пассажиров.

Сегодня российские авиакомпании продолжают эксплуатацию Як‑40, но с каждым годом их становится все меньше и меньше. Ресурс самолета составляет 30 тысяч летных часов, а срок службы ‑ 25 лет. В настоящее время в ОКБ им. А.С.

Яковлева совместно с другими организациями ведутся работы по поддержанию летной годности и увеличению назначенного ресурса самолета до 40 тысяч летных часов, 35 тысяч полетов, назначенного срока службы до 38 лет, межремонтного срока службы самолета до 18 лет.

Як‑40 считается одним из самых надежных и неприхотливых в эксплуатации самолетов в своем классе.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Источник: https://ria.ru/20161021/1479653114.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector