Танк челленджер: английский крейсерский challenger, недостатки, история создания, технические характеристики

Challenger 2, FV4034.

Танк Челленджер: английский крейсерский challenger, недостатки, история создания, технические характеристики Танк Челленджер: английский крейсерский challenger, недостатки, история создания, технические характеристики

Одной из причин было признано отсутствие конкуренции среди английских танкостроителей, причем этот вывод был обращен не столько в прошлое, сколько в будущее.

«Железная леди» проводила политику повальной приватизации английской промышленности. Государственный танковый завод в Лидсе и превратиться в монополиста в производстве основных боевых танков на острове.

Однако выбор танка, предназначенного для замены «Чифтенов», решено было проводить на конкурсной основе.

Танк Челленджер: английский крейсерский challenger, недостатки, история создания, технические характеристики

Впрочем в Британии у фирмы Виккерс конкурентов не было, и к конкурсу пришлось допустить иностранцев: американцы предложили М1А1 «Абрамс», немцы — «Леопард-2»; рассматривался и перспективный французский «Леклерк», и даже танк ЕЕ-Т1 «Озорио», который предложили бразильцы.

Выбор любого неанглийского танка означал, по существу, конец британского танкостроения, финансовый крах фирмы Виккерс и множества фирм-субподрядчиков (и собственно рост безработицы-на такой шаг Британское правительство, разумеется, пойти не могло) так как в 1988 году заканчивалось производство «Челленджеров» для вооруженных сил Великобритании, а экспортных заказов не ожидалось.

Принятие на вооружение иностранной машины могло тяжелейшим образом отразиться на Британском танкостроении в ближайшие 20-30 лет.

Танк Челленджер: английский крейсерский challenger, недостатки, история создания, технические характеристики

Таким образом, перед англичанами стоял выбор не только и не столько технический и тактический. сколько политико-экономический. Результат этого выбора был конечно-же предопределен.

И «Абрамс», и «Леопард» в 1987 году проходили сравнительные испытания в Бовингтоне (с английской стороны в них принимал участие «Челленджер»), но в результате анализа западной военно-технической прессы 1987-1991 гг.

складывается впечатление, будто американцы и немцы не придавали особого значения английскому конкурсу.

Танк Челленджер: английский крейсерский challenger, недостатки, история создания, технические характеристики

Фаворитом был «Челленджер-2» фирмы Виккерс Дифенс Системз, несмотря на то-что в 1987 году он существовал только на бумаге. Презентация проекта состоялась в марте 1987 г. Основной упор был сделан на разработку новой башни, пушки и системы управления оружием, то есть всего того, что «недомодернизировали» на «Челленджере» по сравнению с «Чифтеном».

В начале 1988 года руководство фирмы Виккерс приняло решение изготовить на собственные средства восемь опытных башен, первая из них была готова осенью того же года, а уже в декабре Министерство обороны заключило контракт на изготовление и проведение демонстрационных испытаний прототипов.

Всего было построено девять опытных танков «Челленджер-2» и две башни, «расстрелянные» на баллистических испытаниях.

Танк Челленджер: английский крейсерский challenger, недостатки, история создания, технические характеристики

Испытания первого прототипа начались в 1989 году. Окончательный выбор победителя «конкурса» — танка «Челленджер-2»- удивительным образом совпал по времени с окончанием в 1991 году его демонстрационных испытаний. «Изюминкой» танка «Челленджер-2» стала башня новой конструкции.

при ее проектировании специалисты фирмы Виккерс использовали опыт,полученный при разработке башен танков Виккерс Mk.7 и бразильского ЕЕ-Т1 «Озорио» (башню этой машины делали англичане).

Башня — нового танка «Челленджер 2» по сравнению с башней танка «Челленджер» иной формы и имеет меньшую заметность в радиолокационном диапазоне.

С появлением самолетов радиолокационной разведки наземных целей класса американского «ДЖИСТАРС» танкостроители стали уделять снижению заметности большое внимание.

Новое 120-мм нарезное орудие L30 с длинной ствола 55 калибров спроектировано специально для перспективного танка, с пушкой L11 его роднят только общие боеприпасы (всем известна тяга НАТОвцев к унификации всего и вся). Канал ствола с целью увеличения срока службы орудия выполнен хромированным; диаметр цапф и гнезд под них увеличены для уменьшения колебаний ствола по азимуту и углу места и, как следствие, увеличения кучности стрельбы.

Танк Челленджер: английский крейсерский challenger, недостатки, история создания, технические характеристики

Боекомплект к пушке включает 50 выстрелов раздельного заряжения; снаряды и заряды хранятся в боеукладках новой конструкции отдельно друг от друга. В процессе разработки башни предполагалась установка автомата заряжения, но по ряду причин (сложность конструкции, уменьшение надежности, уязвимость в бою) от этой идеи пришлось отказаться.

Углы наведения орудия в вертикальной плоскости от -10° до +20°. Приводы поворота башни и наведения орудия — полностью электрические. Пушка стабилизирована в двух плоскостях. Слева от орудия установлен спаренный с ним 7,62-мм пулемет «Чэйн Ган», такой же пулемет монтируется на турели возле люка заряжающего. Боекомплект к пулеметам 4000 патронов.

В передней части башни имеется по пять дымовых гранатометов с каждой стороны.

Танк Челленджер: английский крейсерский challenger, недостатки, история создания, технические характеристики

Рабочие места членов экипажа в новой башне расположены так же, как и в башне танка «Челленджер»: справа от орудия наводчик, командир за ним (место командира несколько приподнято над местом наводчика), заряжающий — слева от пушки.

Электронное и приборное оснащение новой башни полностью заменено. Впервые на английской бронированной машине установлена шина данных Mil Std 1553 — стандартный интерфейс НАТОвской военной техники, в частности, боевых вертолетов.

Считается, что переход на единый стандарт интерфейса и оснащение им различных боевых средств позволит осуществить так называемую «диджитализацию» поля боя и резко повысить скорость обмена информацией между разнородными силами, ведущими боевые действия.

Комбинированный стабилизированный прицел наводчика разработан фирмой Барр энд Струд в кооперации с французской SAGEM.

Танк Челленджер: английский крейсерский challenger, недостатки, история создания, технические характеристики

Дневной оптический канал имеет 4- или 10-кратное увеличение, ночной — 4- или 11,4-кратное; в прицел интегрирован лазерный дальномер. Головка прицела может поворачиваться на +/ -7° относительно продольной оси башни. В качестве чувствительного элемента ночного канала применяется тепловизор TOGS-2, разработанный на базе тепловизора TOGS танка «Челленджер».

Чувствительный элемент установлен над стволом орудия и прикрыт бронированной створкой, которая открывается только при работе ночного канала. В качестве вспомогательного используется телескопический прицел NANOQUEST L30.

У командира установлен стабилизированный панорамный перископический прицел SFIM, представляющий собой упрощенный прицел французского танка «Леклерк» (отсутствует ночной канал).

Танк Челленджер: английский крейсерский challenger, недостатки, история создания, технические характеристики

Оптический канал имеет 3- или 8-кратное увеличение. В поле зрения прицела выводится информация о местоположении танка и его курсе. Для ведения боевых действий ночью имеется видеоконтрольное устройство, на которое выводится изображение ночного канала прицела наводчика.

По периметру командирской башенки расположено восемь наблюдательных приборов, дающих суммарное круговое поле зрения. Система управления оружием построена вокруг БЦВМ канадской фирмы CDC. представляющей собой модернизированный компьютер танка М1А1 «Абрамс».

Используя СУО, командир может самостоятельно наводить орудие и вести из него огонь,отмечать выбранные цели или полностью передать управление орудием наводчику, в то же время продолжая самостоятельный поиск новых целей. Типовой цикл прицеливание-поражение занимает всего восемь секунд.

Так, в ходе испытаний прототипов отдельные экипажи поражали восемь целей за 42 секунды.

Корпус танка «Челленджер-2» по сравнению с корпусом предыдущего танка «Челленджер» внешне практически не изменился, однако его начинка подверглась глубокой модернизации, хотя и не такой кардинальной, как башня.

Сам корпус, так же как башня и экраны, изготовлен из усовершенствованной брони «чобхэм», имеющей повышенную по сравнению с броней «Челленджера» снарядостойкость. В передней части корпуса имеются узлы для навески бульдозерного оборудования.

Конструкторы предлагали оснастить танк 1500-сильным вариантом дизеля 12V, но военные посчитали возможным оставить прежний — 1200-сильный. Трансмиссия TN-54, установленная на «Челленджере-2», уже была опробована на БРЭМ и «Челленджерах» последних выпусков. Всего в конструкцию моторно-трансмиссионного блока внесено 44 изменения.

Так, установлены воздушные фильтры новой конструкции, улучшены генератор и стартер, система охлаждения, система смазки трансмиссии, усилены болтовые крепления блока. Конструкторы «Челленджера-2» сделали реверанс в сторону советских  танкостроителей.

Впервые на западном танке установлены два внешних сбрасываемых топливных бака (емкость каждого 204,5 л), так критиковавшиеся разного рода экспертами на танках советских.

Для создания дымовой завесы, кроме традиционных дымовых гранат, используется устройство впрыска дизельного топлива в выхлопную систему — решение давно применявшееся на танках, разработанных в СССР. Первый серийный танк «Челленджер-2» изготовлен на заводе в Лидсе в июле 1994 г. Британская армия планирует закупить 386 машин.

В декабре 1995 г. первые танки поступили на вооружение Королевского гвардейского шотландского драгунского полка. Эксплуатация этих бронемашин выявила целый набор недостатков, большая часть из которых была связана с прицелами и системой управления оружием.

Поскольку министерство обороны заключило с фирмой Виккерс «фиксированный» контракт, заранее оговорив цену оптом. недостатки предлагалось устранять фирме Виккерс за свой счет. Длительное время эти самые недостатки были только «зафиксированы», благодаря чему в ноябре 1997 г.

из 150 построенных к этому времени танков в армии находилось лишь 36 (все в у шотландских драгун), использовавшихся для обучения экипажей. Остальные хранились на двух заводах фирмы Виккерс в ожидании модернизации. В 1995 году 18 танков «Челленджер-2» закупили вооруженные силы Омана (контракт на поставку подписан в 1993 году).

В 1997 году подписан контракт на поставку еще 20 танков с поставкой в первой половине 2000 года. У танков «Челленджер-2», предназначенных Оману, модифицирована система охлаждения и система кондиционирования, на башне вместо пулемета калибром 7,62-мм установлен 12,7-мм пулемет М2.

«Пустынная» модификация танка создавалась специально для участия в конкурсе на основной боевой танк для вооруженных сил Саудовской Аравии. Конкурентом «Челленджера-2″ выступал американский М1А2″Абрамс». Сравнительные испытания проходили летом 1996 г,однако саудовцы выбрали «Абрамс».

Двигатель заменили немецким дизелем МТ883Ка-500 мощностью 1500 л.с., а трансмиссию TN-54 — немецкой же трансмиссией Ренк HWSL-295TM.Были доработаны система охлаждения и воздушные фильтры, установлена цифровая система управления двигательной установки.

Прицел командира с ночным каналом полностью аналогичен прицелу SFIM танка «Леклерк».

Вместо 7,62-мм пулемета на башне смонтирован пулемет М2 калибра 12,7-мм. Так называемая, «пустынная» модификация этой боевой машины вскоре пригодилась англичанам во время операции «Буря в пустыне» куда верные своему союзническому долгу Британцы перед США ввели свой военный контингент.

Есть данные что несмотря на ошеломительное превосходство войск союзников над Иракцами (особенно в воздухе)-некоторым танкам Т-72 удалось потрепать бронированные орды захватчиков, несмотря на то, что Т-72 уступал по бронезащищенности и электронной начинке танкам союзников, однако немногочисленные отряды Т-72, чудом оставшиеся после сокрушительных бомбежек союзниками иракских боевых позиций и промышленных центров, действуя из-засад, наносили урон танкам противника-также ручные РПГ тоже оказались довольно эффективным оружием при поражении танков союзников в бортовую проекцию (особенно в районе моторно-трансмиссионного отдела).Впрочем все это никоим образом не повлияло на исход той войны-который по сути был предопределен.

Тактико-технические характеристики основного боевого танка » Челленджер»/»Челленджер-2″

Боевая масса, т 62/62,5
Экипаж, чел 4
Габаритные размеры, мм:
длина с пушкой вперед 11560/11550
ширина 3420/3520
высота 2500/2490
клиренс 500
Броня
противоснарядная
Вооружение:
120-мм нарезная пушка L30Е4 (L11А5); два 7,62-мм пулемета
Боекомплект:
64/52 выстрела, 4000 патронов калибра 7,62-мм
Двигатель Перкинс «Кондор», V-образный, дизельный, с турбонаддувом, 12-цилиндровый, мощность 1200 л. с. при 2300 об/мин
Удельное давление на грунт, кг/см 0,96/0,98
Скорость по шоссе, км/ч 56
Запас хода по шоссе, км 400
Преодолеваемые препятствия:
высота стенки, м 0,90
ширина рва, м 2,80/2,30
глубина брода, м 1,10
Читайте также:  Пистолет маузер к96: mauser c96, технические характеристики (ттх), все модели, чертежи, устройство, калибр

Источники:

  • David Hale «Challenger 2 Up-armored [Walk Around]»;
  • Г.Л. Холявский «Полная энциклопедия танков мира 1915 — 2000 гг»;
  • Christoper Chant «World Encyclopedia of the Tank»;
  • М. Барятинский. «Средние и основные танки зарубежных стран 1945-2000»;
  • The Defence Council. «Tank, Combat, 120-mm Gun, Challenger»;
  • Н. Ковалев. «Английский танк «Челленджер»- «Зарубежное военное обозрение»;
  • Challenger Main Battle Tank 1982-97 [Osprey New Vanguard 023];
  • Challenger 2 Main Battle Tank 1987-2006 [Osprey New Vanguard 112];
  • Simon Dunstan «Challenger Squadron».

Источник: http://pro-tank.ru/nato/england/330-tank-challenger-2

Крейсерский танк Challenger/Avenger

Крейсерский
танк
Challenger/Avenger

На дворе патч 0.9.6, а значит вышла ветка британских истребителей
танков. ВГ решил не отступать от своих традиций выпускать машины
сомнительного баланса. Challenger
находится на 7 лвл и повторяет печальную судьбу выходца из страны
восходящего солнца Type 5
Chi-Ri.

Танк Челленджер: английский крейсерский challenger, недостатки, история создания, технические характеристики

Историческая справка

Крейсерский танк Mk.VIII «Челленджер»
(англ. Tank Cruiser Mk.VIII «Challenger»), A30 — британский средний
крейсерский танк-истребитель периода Второй мировой войны.

Был
создан на удлинённом шасси танка «Кромвель» в 1942 году и, будучи
вооружён наиболее мощной на тот момент британской танковой пушкой
QF 17 pounder, предназначался для огневой поддержки и борьбы с
бронетехникой на больших дистанциях.

С появлением танка Sherman
Firefly, имевшего то же вооружение, но обладавшего рядом
преимуществ, «Челленджер» оказался во многом излишним и всего в
ходе серийного производства в 1943—1944 годах было выпущено лишь
200 танков этого типа.

«Челленджеры» поступали в части, имевшие на
вооружении танки «Кромвель», для упрощения снабжения в основном
однотипных машин, и применялись в боевых действиях в Европе в
1944—1945 годах как британскими, так и, в меньшем количестве,
польскими и чехословацкими частями. С 1945 года было выпущено около
250 танков модифицированного варианта, «Эвенджер» (англ. Avenger),
отличавшихся открытой сверху башней больших размеров, однако в
войска первые «Эвенджеры» попали уже после окончания войны.

Танк Челленджер: английский крейсерский challenger, недостатки, история создания, технические характеристики

Пройдёмся по ТТХ

Перед нами типичный представитель машин в стиле
«Прокачал-забыл». Данный танк позиционируется как смесь СТ и ПТ.

Казалось бы, это то, что нужно — хорошая подвижность и мощное
орудие, но это агрегат впитал в себя худшие стороны обоих классов,
а именно полное отсутствие бронирования 88/50/38 корпус и 50/40/200
башня (200 мм это противовес как на Т34, хотя в колижн-модели этой
плиты нет.

Тогда зачем было писать об этом в ангаре?) и
недостаточная скорость поворота башни 16 градусов в секунду, что не
позволяет полноценно реализовывать себя как СТ. Все бронелисты
расположены под прямыми углами, так что надеяться на рикошет не
стоит, да и сам танк размером с тигр.

Танк Челленджер: английский крейсерский challenger, недостатки, история создания, технические характеристики

Челленджер имеет массу приблизительно 31 тонну, а двигатель 650
л.с. и 52 км/ч максимальной скорости, что позволяет, например,
залетать в штаны на Карелии или рашить вместе со средними танками.

Следует помнить, что ходовая и имеет скорость поворота 30 градусов
в секунду, следовательно практически исключает возможность
нормально крутить даже вражеские тяжи, а про скорость поворота
башни даже и вспоминать не хочется.

Орудие схоже с тем, что установлено на пантере, отличается более
высокой скорострельностью и альфой в 150 против 135, но уступает в
бронепробитии — 171 против 198.

Знаменитая 17-ти фунтовка, являясь
грозным орудием на 5 и 6 уровне, на 7 представляет из себя
противный, для врага, дырокол, способный очень быстро снять все
очки прочности и перекритовать все модули, а то и сжечь или
подорвать БК. В некоторых случаях пробоя будет не хватать и тут на
сцену выходят не менее знаменитые британские подкалиберные снаряды
с пробитием 239 мм. Зарядив в БК побольше голды можно нашпиговать
вольфрамом вражеский топ, который даже не отвлекается на всякую
мелочь 7 уровня, периодически постукивающую по его броне.

Танк Челленджер: английский крейсерский challenger, недостатки, история создания, технические характеристики

Очень чувствительными недостатками Челленджера являются
маленький запас прочности в 900 НР и не самый лучший обзор в 370
метров. Т.к. машина подвижная, считаю обязательным модулем оптику.

А вот с НР мы ничего поделать не можем, 900 единиц это явно
маловато. Поймав лампу можно сразу отправиться в ангар разглядывать
новогоднюю ёлку.
Отдельное внимание заслуживают хорошие УВН аж -10 градусов.

Даже
имея картонную башню танк хорошо играет от холмов, т.к. орудие
расположено довольно высоко.

Танк Челленджер: английский крейсерский challenger, недостатки, история создания, технические характеристики

Из модулей советую ставить вышеупомянутую оптику, само собой
досылатель и вентиляцию, которая повысит все характеристики машины,
коих ему явно недодали. Из перков, помимо ремонта, обязательны
лампочка и стабилизация.

Отправляемся в бой

От незадача, оказывается у нас отвратительная стабилизация, ну
ладно, хоть сведение быстрое. Едем вместе в СТ и занимает удобный
кустик. Появляется противник — делаем пару выстрелов. Загорается
лампа! 3… 2… 1… Ваншот от гешутцваген пантеры.
Ну хорошо, а теперь серьёзно.

Отыгрывать полноценную ПТ не
позволяет плохая маскировка и маленький альфастрайк, так что
стараемся находить закрытую позицию на средней и дальней дистанции
с противником. Идеальным примером служит центральная горка на
Редшире или кустики с обоих концов города на вестфилде.

Танк Челленджер: английский крейсерский challenger, недостатки, история создания, технические характеристики

В любом случае стараемся ехать в то место, где рулят танки с
хорошими УВН. Находим себе какого-нибудь толстозадого союзника и
прячемся на ним. Как только враг перед вами уходит на КД вылетаем,
даём 2-3 плюшки и закатываемся назад.

Бой 8-9 уровня. В таких боях Челленджер просто лакомый кусочек
дамажки для топов. Тут следует вести себя максимально осторожно, ни
в коем случаем не встречаться с барабанными танками в лоб. В пылу
боя находим себе вкусную французскую булочку или квадратный
немецкий орех и начинаем закусывать пока тот не развалиться.

Далее
необходимо переждать несколько секунд, чтобы враги забыли про нас.
Вражеские АРТ-САУ уже начинают облизываться и представлять как
отправят снаряд с фул дамагом прямо в наше рыхлое МТО. Переждав,
вновь начитаем искать себе жертву. Хорошей тактикой будет держать
бронированные танки на гусенице, пока их разбирают союзники.

Танк Челленджер: английский крейсерский challenger, недостатки, история создания, технические характеристики

Ну а если у вас есть серебришко, то тут ситуация меняется. Своей
голдой мы пробиваем большую часть противников даже на автоприцеле.
Встаём в дальний кустик и показываем супостатам нашу британскую
мощь.

Бой в топе. Тут машинка проявляет себя во всей красе. Челленджер — главная огневая сила команды. В
лоб разбирается любой танк, но ломиться в атаку опять не получится,
слишком уж ватные корпус и башня. Благодаря скорости, летим на
удобный прострел, например, центральный город на карте Рыбацкая
бухта.

Там будут ехать слепые ИС-2 и КВ-85, которых можно
безнаказанно сжечь, выбив баки с 2-3 попаданий. Стреляя в слепую,
главное не переусердствовать 55 снарядов такого калибра улетят
очень быстро.
Идеальные места — центральная гора на рудниках или гора на
малиновке.

Забирается машина туда обычно первой, далее элементарно
разбирается всё, что рискнуло выйти под наш ствол.

Выводы

Танк Челленджер: английский крейсерский challenger, недостатки, история создания, технические характеристики

Челленджер
— обычный проходной кактус с исключительно уродливым внешним видом.
Плохая маскировка, плохой обзор, низкая маневренность, относительно
динамики, совсем не ПТшное орудие. Однако иногда будет доставлять
радость своему владельцу. ДПМ и точность как-никак решают. Фармить
серебро на нём точно не стоит. 15 подкалиберных снарядов, которые я
брал с собой, уходили почти каждый бой, а стоят они не мало — 3200
за штуку. ИМХО он хорошо бы смотрелся как прем 7 лвл с урезанным
уровнем боёв. Нужно ли проходить его за свободный опыт? Мое мнение
— нет. Если вам нравятся машины со скорострельными орудиями, если
вы хотите челендж, а не лёгкого нагиба, этот крейсерский танк для
вас. Спасибо за внимание.

Kampf_D

Источник: http://wot-news.com/main/postmsg/110585/28688/72/krejjserskijj-tank-challengeravenger

Cruiser Tank A30 “Challenger” Крейсерский танк

Танк Челленджер: английский крейсерский challenger, недостатки, история создания, технические характеристики

Официальное обозначение: Cruiser Tank A30
Альтернативное обозначение: “Challenger”
Начало проектирования: 1942 г.
Дата постройки первого прототипа: 1943 г.

Стадия завершения работ: в течении 1943-1944 гг. построено около 200 танков.

Несомненно, появление танков серии А27 стало для британских бронетанковых сил знаковым событием. Наконец-то, в образе наиболее современной модели А27М, был получен танк, способный противостоять на равных немецким «панцерам» среднего класса и не страдающий дефектами в работе силовой установки.

Однако, радость британских танкистов была недолгой. Уже с весны 1942 года вермахт стал получать в массовых количествах танки Pz.IV Ausf.F2 и Ausf.G оснащенные длинноствольным 75-мм орудием. При прочих равных условиях это давало немцам преимущество в схватке на больших и средних дистанциях.

Прямая встреча на открытой местности с более мощными танками «Panther» и «Tiger» вообще могла привести к фатальным последствиям для экипажей А27, что и было неоднократно подтверждено в 1944-1945 гг.

Таким образом, в начале 1942 года Генеральный Штаб пришел к выводу, что бронетанковым войскам требуется боевая машина, оснащенная более серьёзной артсистемой, чем недавно принятая в производство «высокоскоростная» 75-мм пушка.

Выданная в скором времени спецификация предусматривала создание крейсерского танка оснащенного 17-фунтовым орудием, что в метрической системе составляло 76,2-мм. Этой машине был присвоен индекс А29.

Параллельно специалистами фирмы Birmingham Railway Carriage and Wagon Company (BRCWC) был предложен альтернативный проект под индексом А30, работа над которым велась сразу в двух направлениях.

Первое заключалось в разработке танка, а второе предусматривало создание самоходной установки, но в обоих случаях использовалось множество элементов конструкции от серийных танков А27М. Инициатива была одобрена и в первые месяцы 1942 года фирма BRCWC приступила к изготовлению рабочих чертежей.

Надо отметить, что процесс установки 17-фунтового орудия на крейсерский танк типа А27 был сопряжен с массой трудностей.

Базовый вариант танка был выбран исключительно в целях экономии времени – британские специалисты прекрасно понимали, что на проведение полного цикла НИОКР по принципиально новой конструкции займёт не менее двух лет.

Вместе с тем, большие габариты орудия и высокая отдача при выстреле потребовали существенных доработок. Было понятно, что новая пушка не влезет в старую башню, а под боекомплект и место второго заряжающего придется каким-то образом расширять боевое отделение.

Фактически, инженерами BRCWC проектировался на 40% новый танк, но по сути британская армия получала ещё одну «временную меру», наличие которой было необходимо только до момента появления более совершенного танка.

Таким образом, если не считать башни, главными направлениями доработок стали шасси и корпус. Для увеличения внутреннего пространства боевого отделения корпус пришлось удлинить более чем на метр, что потребовало ввести дополнительный опорный каток.

В результате ходовая часть, применительно на один борт, теперь состояла из 6 опорных катков большого диаметра. Направляющие колеса располагались спереди, ведущие колеса с цевочным зацеплением – сзади.

Гусеница также перешла от модели А27М, сохранив крупнозвенчатые траки шириной 356 мм и шагом 100 мм.

Удлиненный корпус танка имел ещё несколько отличительных черт. Носовая часть была сделана более монолитной за счет демонтажа курсового пулемета и предназначенного для него люка.

Читайте также:  Пневматическая винтовка hatsan bt65 rb elite: характеристики, разборка, отзывы, цена, видео

На крыше боевого отделения, в её передней части, приваривался «отбойник» полукруглой формы, предотвращавший заклинивание башни при попадании снаряда в стык между ней и корпусом. Двигатель и трансмиссия без изменений переходили от танка А27М.

За счет удаления места помощника водителя полный экипаж танка А30 удалось сохранить в составе пяти человек: командир, водитель, два заряжающих и наводчик.

Относительно немного работы было проделано при проектировании башни нового типа. Поразмыслив над возможными вариантами инженеры BRCWC сделали вывод, что в текущей ситуации не стоит «изобретать велосипед» в плане изысканности форм.

Башня имевшая семигранную форму получилась слишком высокой и угловатой, но зато в ней без проблем можно было установить 17-фунтовое орудие и спаренный с ним 7,62-мм пулемет Browning. Углы вертикального наведения орудия находились в пределах от -10° до +20°.

Опытный образец башни вначале обкатали на тяжелом танке TOG2 и только после успешного завершения испытаний её установили на А30.

Если не считать увеличившихся габаритов получалось вроде неплохо, но в сумме все доработки привели к существенному возрастанию массы танка.

В совокупности со стандартными гусеничными траками и не форсированным двигателем это означало радикальное ухудшение ходовых качеств. Избавиться от этого «недуга» можно было только одним способом – уменьшать толщину бронирования.

Так, лобовая часть башни изготовлялась из брони толщиной 63 мм, борта – по 40 мм. Вместе с тем, толщину верхнего вертикального бронелиста корпуса довели до 102 мм.

Первый прототип «танка-истребителя» А30, сборку корпуса и башни которого поручили фирме Stothert & Pitt. Birmingham Carriage, был готов в марте 1943 года. Тогда же ему было присвоено название «Challenger» («Претендент»).

На испытаниях сразу выявилась масса недостатков новой машины: большая высота и длина танка, перетяжеленность шасси, высокая центровка, высокое удельное давление на грунт, низкая подвижность и проходимость по пересеченной местности, а также другие более мелкие проблемы.

Но всё это изрядно компенсировалось наличием длинноствольного 17-фунтового орудия, бронебойный снаряд которого мог поражать любой немецкий серийный танк на дистанции до 1000 метров – это сыграло решающую роль в судьбе этого танка.

После испытаний второго прототипа, подтвердившего высокую эффективность выбранной артсистемы, было принято решение о начале серийного производства А30. В общей сложности, в период с декабря 1943 по сентябрь 1944 года, было собрано 200 танков.

Выпуск А30 свернули после того, как британская армия стала получать в достаточных количествах модернизированные танки M4A1 и М4А4, также оснащенные 17-фунтовыми орудиями и ставшими более известными как «Sherman Firefly».

Собственно, решение о прекращении производства А30 было принято ещё в ноябре 1943 года, но тогда требовалось нарастить количественный состав бронетанковых сил Великобритании.

Также в 1943 году прорабатывался проект модернизированного танка А30 «Challenger» II, для которого разрабатывалась пониженная башня с тем же составом вооружения. Впрочем, этот проект оказался малопривлекательным для военных в виду невозможности устранения других недостатков и работы закончились постройкой единственного опытного образца.

Британцы не сильно спешили с выпуском А30, хотя на начало 1944 года была запланирована высадка в Нормандии. Одним из дополнительных факторов, повлиявших на выпуск этих танков, стало отсутствие приспособлений для преодоления глубоких бродов.

Так что, новые танки оказались совершенно не приспособлены не только для проведения десантной операции, но и использования в прибрежный районах Франции. Планы пришлось пересмотреть и первые А30 прибыли на континент лишь после дополнительных испытаний в гавани Малберри.

Обычно «танки-истребителя» передавались для усиления соединений, на оснащении которых состояли танки А27М, и поступали в распоряжение разведывательных полков.

В зарубежных источниках указывается, что танки передавались по 12 единиц на каждый полк, а каждое отделение состояло из трех А27М и одного А30.

Несмотря на множество недостатков А30 нравился своим экипажам за просторное боевое отделение и способность наносить большой урон противнику при грамотном использовании. В первые послевоенные годы эти машины оставались на территории европейских стран, контролируемых британскими войсками (Нидерланды и Германия). После этого танки А30 вернулись на родину и были постепенно утилизированы.

Помимо британской армии несколько десятков А30 было передано союзникам. В середине 1944 года 22 танка этого типа непродолжительное время использовались в составе 1-й чехословацкой танковой бригады, а в начале 1945 года несколько А30 получили танкисты 1-й польской танковой дивизии. В обоих случаях танки были возвращены первоначальному владельцу после завершения боевых действий в Европе.

До настоящего времени сохранилось всего два танка А30. Один из них находится в экспозиции голландского музея Overloon War Museum, а второй (что вполне естественно) выставлен в британском Bovington Tank Museum.

Источники:
П.Чемберлен и К.Элис «Британские и американские танки Второй Мировой войны». Москва. АСТАстрель 2003
М.Барятинский «Крейсерский танк Кромвель» (Бронеколлекция МК 2007-04)
М.Барятинский «Английские танки Второй Мировой войны» (Бронеколлекция МК 2010-05)
David Fletcher «Cromwell Cruiser Tank 1942-50»
Cruiser tank Challenger Mk.I (A30)

  • Проекции крейсерского танка A30 “Challenger”
  • ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КРЕЙСЕРСКОГО ТАНКА
  • Cruiser Tank A30 “Challenger” образца 1942 г.
БОЕВАЯ МАССА 33050 кг
ЭКИПАЖ, чел. 5
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 8147
Ширина, мм 2908
Высота, мм 2775
Клиренс, мм 406
ВООРУЖЕНИЕ одна 17-фунтовая (76,2-мм) пушка и один 7,62-мм пулемет Browning в башне
БОЕКОМПЛЕКТ 42 выстрела и ? патронов
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ оптический пулеметный и телескопический орудийный прицел No.39 Mk.I, перископические приборы Mk.IV
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 57-102 мм
борт корпуса — 32 мм
корма корпуса — 25-32 мм
крыша — ?
днище — 10 мм
лоб башни — 64 мм
борт башни — 40 мм
корма башни — 40 мм
крыша башни — 20 мм
ДВИГАТЕЛЬ Rolls-Royce «Meteor», 12-цилиндровый, V-образный, карбюраторный, жидкостного охлаждения; мощность 600 л.с. при 2550 об/мин; рабочий объем 27 000 см.куб.
ТРАНСМИССИЯ Merritt-Brown Z5 (пятискоростная несинхронизированная коробка передач, планетарные механизмы поворота, барабанные тормоза), двухдисковый главный фрикцион сухого трения, бортовые передачи
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) шесть обрезиненных опорных катков большого диаметра, ведущее колесо заднего расположений (зацепление цевочное), подвеска индивидуальная на цилиндрических пружинных рессорах; ширина трака гусеничной цепи – 356 мм и шагом 100 мм
СКОРОСТЬ 51,5 кмч по шоссе
24 кмч по проселку
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 193 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м 0,91
Глубина брода, м 1,37
Ширина рва, м 2,59
СРЕДСТВА СВЯЗИ радиостанция No.19 со штыревой антенной

Источник: http://aviarmor.net/tww2/tanks/gb/cruiser_a30.htm

Английский танк ЧЕЛЛЕНДЖЕР

 Энциклопедия техники Английский танк «ЧЕЛЛЕНДЖЕР»        В ходе милитаристских приготовлений, активно проводимых правящими кругами Великобритании, значительное внимание уделяется внедрению в войска современных видов оружия и военной техники.

По сообщениям иностранной прессы, с конца 1982 года в стране началось производство первых серийных образцов нового английского основного боевого танка «Челленджер».

Как сообщала западная печать, первоначально министерство обороны заказало около 250 единиц для оснащения одной из четырех бронетанковых дивизий Британской Рейнской армии в период до 1986 года, а в дальнейшем планируется закупить еще до 200 таких машин с тем, чтобы в конце 80-х годов они составили примерно половину танкового парка английских сухопутных войск.
        Танк «Челленджер» (см.

цветную вклейку) создан на базе танка «Шир-2», который был разработан для Ирана, и представляет собой усовершенствованный вариант основного боевого танка «Чифтен», находящегося на вооружении сухопутных войск Великобритании уже почти 20 лет (всего насчитывается около 900 машин).

        В иностранной печати отмечается, что «Челленджер», по основным боевым характеристикам значительно превосходящий танк «Чифтен», особенно в плане защищенности и подвижности, имеет классическую компоновку. Корпус и башня выполнены из многослойной брони «чобхэм». Боевой вес около 60 т, экипаж четыре человека.

На борта навешены стальные экраны, снижающие воздействие кумулятивных боеприпасов. Для защиты экипажа от оружия массового поражения танк оснащен фильтровентиляционной установкой.
        В передней части корпуса находится отделение управления, в центре которого размещено место механика-водителя.

С целью увеличения угла наклона верхнего броневого листа корпуса и соответственно снижения высоты танка механик-водитель в положении «по-боевому» занимает положение полулежа. Для наблюдения днем он имеет широкоугольный смотровой прибор, заменяемый в темное время суток инфракрасным бесподсветочным прибором. Рядом с местом механика-водителя расположена часть боекомплекта.

        В боевом отделении танка размещены основное вооружение, большая часть боекомплекта, элементы системы управления огнем, места командира и наводчика (справа от пушки), а также заряжающего. Моторно-трансмиссионное отделение находится в кормовой части корпуса.

        В башне танка установлена 120-мм нарезная пушка L11A5, представляющая собой усовершенствованный вариант орудия танка «Чифтен». Ствол пушки изготовлен из высококачественной стали, полученной способом электрошлакового переплава, что позволило повысить давление в канале до 6400 кг/см2.

Разработчики отмечают, что применение данного способа также существенно повышает предел усталостной прочности ствола. Трещины на нем, возникающие от воздействия высоких рабочих нагрузок, увеличиваются втрое медленнее, чем на стволе, изготовленном из обычной стали, а это соответственно удлиняет срок его службы.

        Ствол пушки несколько укорочен с целью лучшего ее уравновешивания при стрельбе с ходу. На нем есть эжекционное устройство и теплоизоляционный кожух. Применена новая конструкция затвора для обеспечения более надежной обтюрации. Заряжание пушки раздельное.

В боекомплект (52 выстрела) входят бронебойные подкалиберные (оперенные или стабилизируемые вращением), кумулятивные, бронебойно-фугасные и дымовые снаряды, а также снаряды с готовыми убойными элементами. Бронебойный подкалиберный оперенный снаряд имеет сердечник, изготовленный из сплава вольфрама.

На него навинчен отделяемый поддон, который состоит из трех частей, скрепленных найлоновыми кольцами. Переднее кольцо служит для фиксации снаряда в стволе, а заднее выполняет роль обтюратора. На конец сердечника навинчено оперение. Начальная скорость данного снаряда 1500 м/с.

В настоящее время разрабатывается 120-мм бронебойный подкалиберный оперенный снаряд, у которого сердечник будет выполнен из сплава обедненного урана, что, по мнению английских специалистов, обеспечит большую пробивную способность, чем у упомянутого образца.

        Заряды к выстрелам хранятся в боеукладках-контейнерах, имеющих «рубашку» с жидкостью, уменьшающей вероятность возгорания и взрыва боеприпасов при пожаре внутри танка. Гильзы зарядов сгорающие.

Читайте также:  Самолёт ту-144: сверхзвуковой пассажирский авиалайнер, технические характеристики, длина пробега при посадке

        На танке «Челленджер» применена автоматизированная система управления огнем, включающая лазерный прицел-дальномер на иттриево-алюминиевом гранате с применением неодима и электронный баллистический вычислитель. Наводчик имеет два прицела: дневной перископический с десятикратным увеличением и вспомогательный телескопический.

Для действий в темное время суток пока еще используется ночной канал оптического прицела, но в ближайшее время должна завершиться разработка тепловизионного прицела.

На пульте управления наводчика расположены переключатель выбора оружия (пушка или спаренный с ней 7,62-мм пулемет) и типа боеприпаса, двухпозиционный переключатель управления лазерным дальномером, тумблер ввода сигналов от баллистического вычислителя.

В последний поступает информация о дальности до цели и ее угловой скорости, а также о скорости ветра, атмосферном давлении, температуре воздуха, угле крена оси цапф пушки.
        Система стабилизации обеспечивает плавное наведение ствола со скоростью от 0,01 до 6 град/с в вертикальной плоскости и от 0,01 до 24 град/с в горизонтальной.

В поле зрения прицела наводчика отображаются все необходимые для стрельбы данные. Выверка прицела (без выхода членов экипажа) осуществляется с помощью установленного на башне коллиматора и отражающего зеркала, закрепленного на конце ствола пушки у дульного среза.
        Командир пользуется прицелом (со стабилизированным полем зрения), который связан с прицелом наводчика.

В его башенке есть восемь перископических смотровых приборов, обеспечивающих круговой обзор. На случай подсветки танка лазерным лучом предусмотрен соответствующий индикатор, сигнализирующий о лазерном облучении, У командира имеется почти такой же, на» у наводчика, пульт управления. В определенных случаях он может брать управление оружием на себя и вести огонь по выбранной цели.

        Вспомогательное вооружение танка включает два 7,62-мм пулемета, один из которых спарен с пушкой, а второй (зенитный) установлен над люком командирской башенки. Бсекомплект 4000 патронов, По обеим сторонам лобовой части башни размещены пятиствольные гранатометы для постановки дымовых завес.

        Используемый на танке «Челленджер» 12-цилиндровый V-образный четырехтактный дизельный двигатель 12V-1200 «Кондор» с турбонаддувом (мощностью 1200 л. с.) выполнен в одном блоке с трансмиссией. Это существенно облегчает полевой ремонт, поскольку для демонтажа силового блока требуется всего около 45 мин.

Для его перевозки может служить бронированная ремонтно-эвакуационная машина ARRV Мк7, созданная на базе танка «Чифтен» и оборудованная подъемным краном грузоподъемностью 6,5 т.
        Слева от основного двигателя установлен вспомогательный дизель Н30 (37 л. с.

), связанный с генератором, который используется для подзарядки аккумуляторных батарей и обогрева их перед пуском основного двигателя при низких температурах, а также для питания электроприводов наведения пушки и потребителей системы управления огнем при неработающем основном двигателе.

        Оба двигателя имеют общую жидкостную систему охлаждения, которая включает два горизонтально расположенных радиатора, расширительный бачок и три вентилятора (два из них предназначены для охлаждения основного двигателя, а третий — вспомогательного). Радиаторы могут легко переводиться в вертикальное положение для удобства осмотра и технического обслуживания. Система охлаждения обеспечивает работу двигателя в режиме максимальной мощности при темпе-ратуре окружающего воздуха до 52°С.
        На танке Челленджер применена трансмиссия ТН-37 с гидротрансформатором и планетарной коробкой передач, обеспечивающей четыре передачи переднего хода и три заднего. Гидротрансформатор включается блокировочным фрикционом и служит для преобразования крутящего момента только на первых передачах. На остальных он работает как гидромуфта, сохраняя постоянность потока мощности при переключении передач. Отмечается, что гидрообъемная передача в приводе механизма поворота позволяет достаточно плавно регулировать радиус поворота во всем диапазоне.
        Трансмиссия (система управления механоэлектрогидравлическая) работает в режиме автоматического или ручного управления. В первом режиме передачи включаются с помощью электромагнитных клапанов в зависимости от дорожных условий. Поворот осуществляется посредством двух рычагов. В трансмиссии применены остановочные тормоза с дисками, работающими в масле и имеющими металлокерамические накладки.
        Хотя во время испытаний при движении по шоссе танк «Челленджер» достигал скорости 70 км/ч, максимальной для него считается 56 км/ч. Запас хода около 500 км.
        Ходовая часть включает шесть опорных и четыре поддерживающих катка на каждую сторону, ведущие колеса и гусеницы с металлическим шарниром и резиновыми прокладками траков. Опорные катки сдвоенные, с резиновыми шинами, объемными алюминиевыми дисками и стальными ступицами. Подвеска гидропневматическая. Она обеспечивает большой динамический ход катков (до 340 мм). Роль упругого элемента в ней играет газ, а жидкость (масло) уплотняет его: протекая через отверстия и клапаны, она создает амортизирующий эффект.

        В зарубежной печати сообщалось, что в ходе всесторонних эксплуатационных и войсковых испытаний опытных и первых серийных образцов танка «Челленджер» была показана достаточно высокая надежность его основных элементов и узлов. По подвижности на пересеченной местности этот танк не уступал легкому разведывательному танку «Скорпион». Ожидается, что «Челленджер», кроме поставок в сухопутные войска Великобритании, будет производиться на экспорт.

Библиография:
Зарубежное военное обозрение №10 за 1984 год

  • танк — в пром. микробиол. специально оборудованный резервуар, нередко большой емкости, для хранения, доработки или транспортировки жидкостей. В биотехнологии используется для созревания продукта , его осветления…
  • Танк — гусеничная боевая машина высокой проходимости, полностью бронированная, с вооружением для поражения различ ных целей на поле боя. Боевые свойства Т.: огневая мощь, броневая защита, высокая подвижность,…
  • ЧЕЛЛЕНДЖЕР — «»        Танк хотя и относится к третьему послевоенному поколению, представляет собой развитие конструкции — танка второго поколения…
  • танк — бронированная гусеничная машина бронеовой техники с мощной пушкой во вращающейся башне…
  • ЧЕЛЛЕНДЖЕР — см. «Спейс шаттл»… Большой энциклопедический политехнический словарь
  • ТАНК — бронированная гусеничная военная машина, несущая одно основное орудие, обычно артиллерийское, и один или несколько пулеметов… Научно-технический энциклопедический словарь
  • ЧЕЛЛЕНДЖЕР — «», см. ЭКСПЕДИЦИЯ «А»… Научно-технический энциклопедический словарь
  • ДИП-ТАНК — глубокая систерна на транспортных судах, центр тяжести которой близко совпадает с центром тяжести соответствующей грузовой ватерлинии…
  • ТАНК — систерна на судах для перевозки или хранения жидких грузов…
  • Танк — I         Максим , белорусский поэт, народный поэт БССР , академик АН БССР , Герой Социалистического Труда . Член КПСС с 1936… Большая Советская энциклопедия
  • Челленджер —         английский военный трёхмачтовый корвет с парусным оснащением и вспомогательным двигателем 885 квт … Большая Советская энциклопедия
  • ЧЕЛЛЕНДЖЕР — «» — название английских судов:…. Большой энциклопедический словарь
  • ЧЕЛЛЕНДЖЕР — «» — см. «Спейс шаттл»… Большой энциклопедический словарь
  • танк — ТАНК, -а, муж. Бронированная самоходная боевая машина на гусеничном ходу с мощным вооружением. Тяжелый, лёгкий т. Т.-амфибия. | прил. овый, -ая, -ое. Танковые войска . II. ТАНК, -а, муж. …
  • танк — I I «резервуар для хранения жидкостей «. Через нем. Таnk или непосредственно из англ. tank «резервуар, цистерна» от ср.-англ. stanc «бассейн, пруд»; подробнее см. Клюге-Гётце 611; Фальк – Торп 1246; Хольтхаузен 200… Этимологический словарь Фасмера
  • Челленджер — … Орфографический словарь русского языка

Танк «Челленджер-1»
Проект танка «Челленджер», что в переводе означает «бросающий вызов», появился в Англии в конце 70-х годов. Первые машины из этой серии поступили на вооружение английских танковых полков в 1983 году.В настоящее время специалисты по бронетехнике считают

Танк «Челленджер-2»
В конце 90-х годов в Великобритании проводился конкурс, результатом которого должно было стать принятие на вооружение нового танка. В нем принимали участие немецкий «Леопард-2», американский М1 «Абрамс», французский «Леклерк» и разработанный в

Основной боевой танк «Челленджер 2»
Основной боевой танк «Челленджер 2» — наиболее современный танк в вооруженных силах Соединенного Королевства. Он является модернизацией танка «Челленджер 1» преимущественно в части конструкции башни, пушки и системы управления

Английский крейсерский танк Мк VI «Крусейдер»
Танк «Крусейдер» (в отличие от советских БТ) были иным развитием идей американского конструктора У.Кристи. Его разработка началась в 1936 году, когда по предложению генерала Э.П. Уейвелла и полковника Дж.Мартела, наблюдавших на

Английский пехотный танк Мк II «Матильда»
21 мая 1940 года… Танковые колонны гитлеровского вермахта, одиннадцать дней назад пересекшие бельгийскую границу, неудержимо рвутся на запад, к морю. Их задача – отсечь английскую экспедиционную армию от французской и уничтожить.

Английский пехотный танк Мк III «Валентайн»
С 1934 года в Англии разрабатывались танки А.9 и А. 10, задуманные как пехотные, но ввиду cлабости бронирования переклассифицированные в крейсерские. Их конструирование этих машин вел инженер Дж.Карден, но в 1935 году он погиб в

Английский пехотный танк Мк IV «Черчилль»
В соответствии с заказом Комитета начальников штабов в конце 1940 года был создан пехотныйтанк А.22, а в июне 1941 года под маркой Мк IV начался его выпуск. До 1945 года построили 5640 машин одиннадцати модификаций, отличавшихся вооружением,

Английский крейсерский танк «Комет» А.34
Еще в 1941 году Генеральному штабу потребовались пехотные и крейсерские танки с мощной пушкой, способной успешно бороться с танками врага. Но только в 1944 году началось производство крейсерского «Челленджера» А.30 с 76-мм пушкой,

Английский средний танк «Центурион»
В августе 1943 года Управление по конструированию танков получило заказ на разработку «тяжелого крейсерского» А41, который должен был иметь вооружение и броню, рассчитанные на борьбу с немецкими «Тиграми» и защиту от противотанковых

Английский легкий танк «Скорпион»
Долгое время англичане полагали, что разведку должны вести колесные бронированные машины. Однако в середине 60-х годов, когда появилась броня на основе алюминиевых сплавов, открылась возможность создать легкую аэротранспортабельную

Английский основной боевой танк «Челленджер»
Работы над заменой «Чифтен», начатые в конце 60-х годов, были прерваны в 1970 году, когда правительства Англии и ФРГ договорились о совместном проектировании танка третьего поколения. Но после того, как это соглашение

АНГЛИЙСКИЙ ТЯЖЕЛЫЙ ТАНК Мк V Разработан в 1917 году. Выпускался серийно с 1917 по 1918 гг. Состоял на вооружении армии Великобритании. Использовался в боях первой мировой войны и гражданской войны в России.Тактико-техническая характеристикаМасса, т 30Численность экипажа, чел

АНГЛИЙСКИЙ ЛЕГКИЙ ТАНК MK.VII «ТЕТРАРХ» Разработан в 1938 году фирмой «Виккерс». Выпускался серийно с 1938 по 1945 гг. Состоял на вооружении армии Великобритании. Использовался в боях второй мировой войны.Тактико-техническая характеристикаМасса, т. 9,5Численность экипажа, чел

АНГЛИЙСКИЙ СРЕДНИЙ ТАНК Мк IIА «МАТИЛЬДАIII» Разработан в 1939 году фирмой «Виккерс-Армстронг». Выпускался серийно с 1940 по 1943 гг. Состоял на вооружении армии Великобритании, поставлялся в СССР. Использовался в боях второй мировой войны.Тактико-техническая

АНГЛИЙСКИЙ СРЕДНИЙ ТАНК «КОМЕТА» Разработан в 1944 году фирмой «Аейланд». Выпускался серийно с 1945 г. Состоял на вооружении армии Великобритании. В боях не использовался.Тактико-техническая характеристикаМасса, т.. 32,7Численность экипажа, чел 5Габаритные размеры (длина х

Источник: https://slovar.wikireading.ru/488934

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector