Введение гидроусилителей в систему управления существенно облегчило работу механика-водителя и дало возможность управления на протяжении длительного времени. В мае 1963 года появилась следующая модификация танка, получившая обозначение Т-55А. Главным нововведением стало применение противорадиационного подбоя, которым была выстлана изнутри броня.
Модернизации подверглись также средства связи, был установлен более мощный генератор и усовершенствованные приборы наблюдения и наведения.
Одной из последних моделей, поступивших в войска, была модификация Т-55АМ, принятая на вооружение в 1983 году, она отличается установкой на башне экранов из многослойной комбинированной брони. Дополнительное комбинированное бронирование имеет и лобовая часть корпуса.
Помимо этого, машина оснащена дополнительным бронированием днища корпуса под местом механика-водителя и резиновыми бортовыми экранами. Дополнительное бронирование существенно увеличило боевую массу — с 36 т она возросла почти до 42 т.
Чтобы сохранить подвижность танка на прежнем уровне, пришлось еще раз модернизировать двигатель. Его мощность увеличилась до 620 л. с. Значительное увеличение массы сказалось и на удельном давлении на грунт, величина которого у Т-55АМ составляет 0,93 кг/см2.
Дополнительное бронирование днища привело к уменьшению клиренса до 350 мм, что может отрицательно сказаться на проходимости машины и ее устойчивости против действия противоднищевых мин.
В ходовой части использована новая гусеница с резинометаллическим шарниром, имеющая пробег до 7000 км против 3000 км гусеницы старого типа.
![]() |
![]() |
Машина оснащена системой управления огнем «Волна», основными элементами которой являются лазерный дальномер и цифровой баллистический вычислитель. Ствол орудия покрыт термозащитным кожухом. В 1985 году на вооружение была принята очередная модификация Т-55АМВ.
Машина отличалась установкой навесной динамической защиты, бортовых резиновых экранов и комплекса управляемого вооружения, способного вести огонь противотанковыми управляемыми ракетами 9К116 «Бастион». Частью системы является новое оптическое устройство, связанное с лазером и пушкой.
Установка устройства над пушкой позволяет обеспечить его стабилизацию она самостоятельно корректируют траекторию полета по испускаемому лазерному лучу. Наводчику остается только удерживать цель в окуляре прицела.
В зависимости от условий ведения наблюдения дальность стрельбы системы «Бастион» составляет 4000 м днем и 1200 м ночью. До цели, находящейся на максимальном удалении, ракета долетает за 12 секунд.
Новое вооружение увеличило боевые возможности танка, который может стать грозным соперником даже самых современных машин. Машины семейства Т-54Д-55 являются самыми распространенными в мире. Всего их было выпущено более 70000 единиц, из них 50000 в Советском Союзе.
К этому числу следует прибавить танки тип 59 и Тип 64 китайского производства, которые являются не чем иным, как копиями советских Т-54 и Т-55. Можно даже отважиться на утверждение, что число выпущенных Т-54 и Т-55 сравнимо с числом всех остальных танков, выпущенных в мире после второй мировой войны.
Причина этого феномена кроется в простоте конструкции, низкой цене и высокой эффективности машин данного типа.
Тактико-технические характеристики среднего танка Т-55/Т-55АМВ
Боевая масса, т | 36,5/37,4 |
Экипаж, чел | 4 |
длина с пушкой вперед | 9000/8618 |
ширина | 3270/3526 |
высота | 2218/2350 |
клиренс | 425-500/392 |
лоб корпуса | 100/250 |
лоб башни | 115-160 (105-200)/200 |
100-мм нарезная пушка Д-10Т2С; два 7,62-мм пулемета СГМТ 100-мм нарезная пушка Д-10Т2С; 7,62-мм пулемет ПКТ; 12,7-мм пулемет ДШК-М | |
43 выстрела, 3500 патронов калибра 7,62-мм; 43 выстрела, 3000 патронов калибра 7,62-мм, 300 патронов калибра 12,7-мм, УР 9К116 «Бастион» | |
Двигатель | В-55В, дизельный, V-образный, 12-цилиндровый, жидкостного охлаждения, мощность 580л.с.; В-55У, дизельный, V-образный, 12-цилиндровый, жидкостного охлаждения, мощность 620 л. с. |
Удельное давление на грунт, кг/см.кв | 0,81 |
Скорость по шоссе, км/ч | 50 |
Запас хода по шоссе, км | 480/290 |
высота стенки, м | 0,80 |
ширина рва, м | 2,70 |
глубина брода, м | 1,40 (с ОПВТ -5м) |
Танки Т-54/55 приняли участие в следующих вооруженных конфликтах:
- Венгерское восстание 1956 года
- Сентябрьское восстание в Иракском Курдистане (1961-1975)
- Шестидневная война (1967)
- Операция «Дунай» (1968)
- Война на истощение (1969-1970)
- Война во Вьетнаме — в составе войск Северного Вьетнама
- Гражданская война в Камбодже
- Арабо-израильская война 1973 года — в составе войск Египта и Сирии.
- Первая гражданская война в Анголе (1975-1991)
- Ливийско-египетский конфликт (1977) — в составе войск Ливии.
- Эфиопо-сомалийская война (1977-1978) — в составе войск Сомали.
- Китайско-вьетнамская война (1979).
- Афганская война (1979-1989) — успешно применялись в качестве орудия поддержки пехоты.
- Ирано-иракская война (1980-1988) — применялись иракской армией.
- Война в Ливане (1982) — в составе сирийской группировки в Ливане.
- Война в Персидском заливе (1991) — применялись иракской армией.
- Карабахский конфликт (Карабахская война) (1991-1994)
- Косовская война — использовались югославской армией.
- Иракская война (2003) — применялись иракской армией.
- Вооруженный конфликт в Южной Осетии (2008) — использовались вооружёнными силами Южной Осетии.
Источники:
- МО СССР, МО Польши Танк Т-55. Коллекция технической документации;
- Руководство по материальной части и эксплуатации танка Т-55;
- Б. А. Курков, В. И. Мураховский, Б. С. Сафонов «Основные боевые танки»;
- Г.Л. Холявский «Полная энциклопедия танков мира 1915 — 2000 гг»;
- М. В. Павлов, И. В. Павлов. «Отечественные бронированные машины 1945-1965 гг»;
- Christoper Chant «World Encyclopedia of the Tank»;
- Грин Майкл, Браун Джеймс, Валлье Кристоф «Танки. Стальная броня стран мира»;
- С. Шумилин, Н. Околелов, А. Чечин «Средний Танк Т-55» [Бронеколлекция 2008 04];
- Zaloga, Steven; Hugh Johnson (2004). T-54 and T-55 Main Battle Tanks 1944–2004;
- Czołg średni T-55A i czołg dowódczy T-55AD. Opis i użytkowanie, Warszawa 1969;
- Jörg Siegert, Helmut Hanske: Kampfpanzer der NVA. Motorbuch, Stuttgart 2011.
Источник: https://wikiwar.ru/tank-t-55
Лёгкий пехотный танк Т-18: тактико-технические характеристики, боевое применение
В конце двадцатых годов двадцатого века появились первые советские танки, в том числе лёгкий пехотный танк Т-18 (МС-1), который впервые разработали в стране, взяв за основу французский FT-17 и его итальянскую модификацию. Название (буквенное обозначение) расшифровывается просто.
Буквой «Т» обозначается собственно слово «танк». Т-18 — это индекс, где восемнадцать — порядковый номер разрабатываемого типа.
Второе же имя его — МС-1 — в советских источниках тоже встречается довольно часто и расшифровывается как «малый сопровождения», цифра — это индекс, обозначающий первую модель данного класса.
Гражданская война принесла Красной Армии многие трофеи, среди которых оказались белогвардейские танки французского производства. Их тщательно изучили и даже некоторое время выпускали на сормовском заводе, назвав собственное детище «Рено-Русский».
Однако в стране царила разруха, она переживала экономические трудности, а потому до лучших времён производство этих танков свернули.
Тем более что уже даже неспециалисты понимали, что такая модель значительно устарела и готовиться к войне нужно с новыми разработками.
Малый танк сопровождения испытывался в июне 1927 года. Испытания прошли успешно, и уже в начале июля легкий танк Т-18 приняли на вооружение Красной Армии. Назвали его МС-1, то есть малый танк сопровождения. С февраля 1928 года началось его серийное производство, которым занимался завод «Большевик», и продолжалось оно до окончания 1931 года.
Производственные прощади занял новый легкий танк — Т-26, который тоже предназначался для сопровождения пехоты. За все эти годы (от 1928 до 1932) было выпущено не так уж мало экземпляров первой машины советской разработки — почти тысяча, а точнее — 959. Первые танки — Т-18 и Т-26 — выполнили свою задачу — быть первыми. Тем не менее они встречались даже на полях Второй мировой войны.
Монтаж и эксплуатация
Первые танки и вся их конструкция в основе своей были, конечно же, заимствованы у зарубежных производителей. Схема компоновки была классической для того времени. Отделение моторное и трансмиссионное находилось на корме корпуса, а в среднем, переднем отделениях корпуса и в башне помещались управление танком и его вооружение.
Советский танк Т-18 не требовал многочисленного экипажа, в бою с ним справлялись два человека: командир — он же башенный стрелок — и механик-водитель.
Последний находился по центру корпуса, а командир-стрелок — в корпусе и башне, позади водителя.
Посадка и высадка производилась через грибовидный люк-колпак, возвышающийся над башней, а механик мог пользоваться и двустворчатым люком, который находился на корпусе впереди.
Броня
Броня крепка не была, она хорошо защищала от пуль (средний винтовочный калибр) и от мелких осколков, поскольку и разрабатывалась защита танка по принципу противопульному.
Форму брони танки сопровождения в то время имели примерно одинаковую: острую ступенчатую, безо всяких закруглений.
Бронированный корпус состоял из листовой стали шестнадцати миллиметров толщиной, все листы были склёпаны и между собой, и с каркасом.
На корме бронелисты крепились на каркас просто болтами, поэтому их легко можно было снять, если нужно. Дно танка и его крыша были укреплены вдвое слабее — там использовались листовая сталь менее восьми миллиметров толщиной. Башня имела форму почти правильного шестиугольника. С 1930 года предусматривалась ниша на корме — для радиостанции.
Формирующие башню листы брони составляли шестнадцать миллиметров, но крыша к авиаударам приспособлена не была — на неё шла сталь не более четырёх миллиметров. Лобовая часть башни имела амбразуры, чтобы установить вооружение. Шариковая опора позволяла башне поворачиваться, но делать это можно было только вручную, чем и занимался командир танка.
Вооружение
Любой довоенный танк, с современной точки зрения, был оснащён слабо. Однако для того времени этот танк оснасткой превосходил многих своих собратьев из других стран.
Сначала основным вооружением Т-18 была пушка тридцать седьмого калибра модели Гочкиса, затем разработанная П. Сячинтовым пушка Гочкис-ПС. Устанавливалась она в правую или левую грань башни.
Боекомплект состоял из девяноста шести снарядов, впоследствии увеличенный до ста четырёх (складировался боекомплект на корме — вместо радиостанции).
Кроме того, было и вспомогательное вооружение, которым служил пулемёт Фёдорова калибра 6,6 миллиметров. Обычно спаривались два пулемёта и устанавливались в свободную от пушки грань башни.
К ним полагались коробчатые магазины, в которых находились 1800 патронов. Уже после 1935 года пулемёты на Т-18 заменили на ДТ-29 (калибр 7,62). Сначала также спаренные, затем по одному.
В боекомплекте теперь было 2016 патронов в тридцати двух дисках.
Двигатель
Силовой установкой лёгкого танка Т-18 служил рядный четырёхтактный четырёхцилиндровый карбюраторный двигатель конструктора Микулина. Охлаждение двигателя было воздушное. Мощность его не превышала тридцати пяти лошадиных сил.
После 1930 года форсированный двигатель мог выжимать мощность в сорок, что ускоряло его движение по шоссе (предельная скорость танка составляла целых двадцать два километра в час!).
Двигатель устанавливался поперечно в отделении моторно-трансмиссионном, это давало возможность немного сократить длину корпуса танка. Топливные баки в количестве двух имели объём в целом сто десять литров.
Их размещали в надгусеничных нишах.
Трансмиссия
Тем не менее и двигатель, и трансмиссия первого советского танка отвечали самым передовым запросам своего времени. Трансмиссия лёгкого танка Т-18 была механического типа и состояла из узлов и механизмов:
1. Главный однодисковый фрикцион, работающий на сухом трении.
2. Трёхступенчатая механическая коробка передач.
3. Механизм поворота (тип конического дифференциала).
4. Два ленточных тормоза, служащие и для торможения, и для поворота.
5. Две бортовые однорядные передачи, встраиваемые в ступицы ведущих колёс.
Ходовая часть
Ходовая часть танка для сопровождения пехоты включала по обоим бортам ленивцы, ведущие колёса, четырнадцать опорных сдвоенных обрезиненных катков малого диаметра и шесть тоже обрезиненных сдвоенных поддерживающих катков. После 1930 года в конструкции появился на каждом борту четвёртый поддерживающий каток. Задние катки по два блокировались на балансирах, подвешенных на цилиндрические вертикальные пружины, защищённые кожухами.
Передний опорный каток закреплялся отдельным рычагом, соединённым с передней подвеской и амортизировавшийся наклонной пружиной. Стальные рессоры также имели два или три передних поддерживающих катка. Гусеницы были изготовлены из литой стали — крупные звенья с гребневым зацеплением. Пятьдесят один трак составлял каждую гусеницу, ширина трака — триста миллиметров.
В первом бою
Лёгкие танки Т-18 поступили в Красную Армию уже в 1928 году, доукомплектовывая стрелковые подразделения армий различных военных округов. Боевым крещением новой машине стал конфликт на КВЖД.
В ноябре 1929 года началась Мишаньфусская наступательная операция, где нашу пехоту поддерживали сразу десять танков Т-18.
Бою предшествовал изнурительный марш, боекомплектом танки нормально обеспечить не удалось, даже карт местности у бойцов не было.
Тем не менее позиции китайцев были атакованы, и ни один танк Т-18 потерян не был, хотя наступательное движение в целом удачи красной Армии не принесло.
Но для танка эти бои стали отличной проверкой, где вскрылись не только достоинства, но и недостатки этой машины. Главными пороками лёгкого танка Т-18 были названы низкая скорость передвижения и очень незначительная огневая мощь.
Но в общей сложности и танки, и танкисты зарекомендавали себя хорошо, и конфликт на КВЖД представил тому доказательства.
Великая Отечественная
Крайне изношенные и откровенно устаревшие танки Т-18 встретили Великую Отечественную войну. Малая часть их поступила на вооружение в танковые части, остальные были отданы укрепрайонам. Панцерваффе сурово поступали в приграничных боях с почти беззащитными советскими танками. В первые же месяцы войны практически все Т-18 были сожжены.
Последние упоминания о применении их в бою датируются декабрём 1941 года, когда они обороняли Москву: Сто пятидесятая танковая бригада располагала девятью машинами Т-18. Старые добрые лёгкие танки до конца пятидесятых служили как стационарные огневые точки и в качестве фортификационных сооружений на Дальнем Востоке. Иногда применялись только их башни.
Почему именно Т-18?
В первые годы после Гражданской войны Советская Россия, как уже было сказано, преодолевала ужасающую разруху, ей явно было не до производства танков.
Как мы помним, дело восстановления и развития народного хозяйства шло споро, поэтому уже к середине двадцатых годов речь зашла о модернизации армейского вооружения.
В 1926 году, как мы уже знаем, была принята программа танкостроения, рассчитанная на три года.
Программой предусматривалось как план-минимум организация учебной роты и танкового батальона с пехотными танками, а также создание роты и батальона, оснащённых танкетками. Расчёты требовали от производителей по сто двенадцать танков каждого типа.
И после совещания командования Красной Армии, ГУВП и ОАТ (Орудийно-арсенальный трест) было утверждено массовое производство вовсе не тяжёлых, малоподвижных и довольно слабо вооружённых FT-17, к тому же излишне дорогих.
Победил лёгкий танк сопровождения пехоты.
Про деньги
«Рено-Русский», например, стоил тогда тридцать шесть тысяч рублей, а нужно было потратить только восемнадцать тысяч на один танк, поскольку общая сумма трат не должна была превысить пять миллионов рублей.
Здесь следует пояснить, что в те годы рубль стоил столько же, сколько при царе. Это значит, данная сумма сегодня была бы равна примерно миллиону долларов.
То есть трёхлетняя программа двадцатых годов прошлого века с таким финансовым напряжением бы не справилась.
Есть разница и в стоимости сегодняшних танков относительно машин начала прошлого века. Наш Т-90, к примеру, армия закупает за семьдесят миллионов рублей каждый экземпляр.
Американский «Абрамс» в зависимости от модификации стоит от 4,3 миллиона долларов. Однако и оснащение Т-18 никак нельзя сравнивать с Т-90.
Свою роль в развитии Красной Армии первые советские танки сыграли, можно сказать, отлично.
Источник: https://autogear.ru/article/293/446/l-gkiy-pehotnyiy-tank-t—taktiko-tehnicheskie-harakteristiki-boevoe-primenenie/
T 55A
Средний танк | Германия | IX ур.
Огневая мощь
100 mm Panzerkanone D-10T2S L/56 Орудие |
43 шт. Боекомплект |
320 / 320 / 420 ед Урон |
221 / 330 / 50 мм Бронепробитие |
7.79 Скорострельность |
2493 Средний урон в минуту |
2 с Время сведения |
0.33 м Разброс на 100 м |
46 Скорость |
33 Скорость |
360° Углы |
-5…+14° Углы |
Живучесть
1750 ед Прочность |
мм Корпус |
мм Башня |
Мобильность
37.5 / 39.8 т Масса/пред. масса |
750 Мощность двигателя |
20 л.с./т Удельная мощность |
50 / 20 км/ч Макс. скорость |
50 Скорость поворота шасси |
Незаметность
15.57 % Незаметность стоя |
11.69 % Незаметность в движении |
Наблюдение
395 м Обзор |
730 м Дальность связи |
Экипаж
- Командир
- Наводчик
- Механик-водитель
- Заряжающий (Радист)
1234567891011
Средний танк | Германия | IX ур.
Огневая мощь
100 mm Panzerkanone D-10T2S L/56 Орудие |
43 шт. Боекомплект |
320 / 320 / 420 ед Урон |
221 / 330 / 50 мм Бронепробитие |
7.79 Скорострельность |
2493 Средний урон в минуту |
2 с Время сведения |
0.33 м Разброс на 100 м |
46 Скорость |
33 Скорость |
360° Углы |
-5…+14° Углы |
Живучесть
1750 ед Прочность |
мм Корпус |
мм Башня |
Мобильность
37.5 / 39.8 т Масса/пред. масса |
750 Мощность двигателя |
20 л.с./т Удельная мощность |
50 / 20 км/ч Макс. скорость |
50 Скорость поворота шасси |
Незаметность
15.57 % Незаметность стоя |
11.69 % Незаметность в движении |
Наблюдение
395 м Обзор |
730 м Дальность связи |
Экипаж
- Командир
- Наводчик
- Механик-водитель
- Заряжающий (Радист)
1234567891011
Немецкий средний танк девятого уровня. Производился в СССР, поставлялся для армии ГДР. Обладает рикошетной башней, средней подвижностью и отличным орудием.
IX | T 55A | 240/180/65 | 46 | 395 | 9500 | 50000 | ||||||||||||||||||||||
Совместимые орудия:
|
IX | W-55 | 750 | 12 | 940 | 82300 |
IX | T 55A | 39.8 | 50 | B/2 | 7700 | 50000 |
X | R-113 | 730 | 80 | 52200 |
G105_T-55_NVA_DDR
germany
T-55A в игре
Исследование и прокачка
Эта машина является наградной премиум техникой и не требует прокачки дополнительных модулей, она имеет «Элитный» статус, приносит больше опыта за каждый бой, а также обладает рядом других особенностей.
Боевая эффективность
Ближайшим аналогом T-55A является советский средний танк Т-54. По тактике и боевому применению они очень похожи, но имеют ряд ключевых отличий. Во-первых, у Т-55А лучшие характеристики орудия (точность, скорострельность, время сведения). Во-вторых, ВЛД у Т-54 на 20 мм толще, а башня на 40 мм толще.
В-третьих, Т-54 выигрывает у Т-55А по подвижности. Есть и другие менее значимые отличия (обзор, угол возвышения орудия, боезапас и т.д.), но они не оказывают решающего влияния на применение танка в бою.
Как и Т-54, Т-55А — это классический средний танк.
Его орудие не предназначено для пробития ТТ и ПТ-САУ 9-10 уровня в лоб, но отличная точность даёт возможность выцеливать уязвимые зоны, а высокая мобильность и скорострельность позволяют обходить врага и расстреливать его в борт и корму.
Бронирование же самого СТ «работает» только в движении — по подвижному и приземистому танку сложно попасть, а учитывая прочность башни, то и пробить.
Главное правило среднего танка — не ходить в лобовую атаку, наносить урон и не получать его.
Занятие ключевых точек, грамотный засвет врага, обнаружение артиллерии — всё это может решить исход битвы. Но лучше всего средние танки чувствуют себя в группе. Грамотно используя фокус целей и равномерно распределяя урон между собой, средние танки могут прорвать направление и быстро решить исход боя в свою пользу.
Достоинства:
- точное орудие;
- неплохая мобильность;
- рикошетное бронирование;
- низкий силуэт и небольшие габариты;
- отличный обзор.
Недостатки:
- слабое бронирование;
- уязвимое расположение баков и боеукладки;
- посредственные УВН.
Экипаж
Первым делом среднему танку необходим Ремонт — остановившийся со сбитыми гусеницами Т-55А обречен (особенно с учётом повышенного внимания со стороны врагов). Если необходимо знать, обнаружили ли вас или нет, можно командиру изучить Шестое чувство, остальное — по желанию.
Улучшить и без того хорошую стабилизацию помогут Плавный поворот башни для наводчика и Плавный ход мехвода. Для последующего усиления боевых качеств мехводу стоит взять Короля бездорожья и/или Виртуоза. Навыки заряжающего не очень полезны, но так как он совмещает еще и радиста, то можно взять Радиоперехват.
Низкий силуэт танка делает полезным изучение Маскировки. На определённом этапе стоит также взять Боевое братство.
Оборудование, снаряжение и боекомплект
Снаряжение
Стандартный набор снаряжения: ремкомплект, аптечка и огнетушитель.
Боекомплект
Основную часть боекомплекта составляют бронебойные снаряды, имеет смысл возить несколько специальных кумулятивных снарядов для встречи с бронированными противниками. Осколочно-фугасные стоит загружать для легкобронированных противников, сбития захвата базы или добивания противников с малым запасом прочности.
Известные проблемы
Несоответствия историческому прототипу
Функции радиста на данных танках всегда исполняли командиры танков, и никогда этим не занимались заряжающие, по одной причине: Заряжающих никогда не готовили в учебных подразделениях (их набирали или из пехотных подразделений, или в военкоматах) и навыкам заряжающих их обучали непосредственно в экипажах, по месту их службы…
Командиров танков, наводчиков, а также механиков-водителей готовили в учебных полках, где они и получали все необходимые знания по радиостанции, её обслуживанию, практическому применению и правилам радиообмена.
Галерея скриншотов
Оценка Т-55А
- Воин — за отличное орудие и хорошие ходовые качества.
- Защитник — за скорость и точное орудие.
- Захватчик — скорость, живучесть и неплохая маскировка дают возможность выигрывать бои именно через захват.
- Поддержка — за высокую скорострельность.
История изменений
Основная статья: История изменений T 55A
Историческая справка
Основная статья: История Т-55A
Т-55 — советский средний танк. Создан на базе танка Т-54. Производился с 1958 по 1979 год. Танк и его модификация Т-55А широко экспортировались и находятся на вооружении многих стран мира. В западных источниках Т-54 и Т-55 часто упоминаются как Т-54/55. Стал первым боевым танком в наличии в войсках, получившим комплекс активной защиты (Дрозд).
Ссылки
Ресурсы World of Tanks
- Танковедение
- Тема на официальном форуме
- Записи боев на T 55A
В сети Интернет
Источник: https://wiki.wargaming.net/ru/Tank:G105_T-55_NVA_DDR
Основной танк Т-90 был принят на вооружение в 1993 году. Ракетно-пушечные танки Т-90 — новая генерация российских танков, включающая в себя оригинальные конструкторские разработки и лучшие компоновочные и конструктивные решения танков Т-72 и Т-80.
Танк Т-90С создан на основе тщательного изучения и осмысления тактики и стратегии применения танков в реальных условиях современного боя с учетом многолетнего опыта войсковой эксплуатации танков типа Т-72 в различных странах мира, а также результатов многолетних интенсивных испытаний в самых жестких условиях.
Танк Т-90С сохраняет особенность отечественного танкостроения — классическую компоновочную схему, при которой основное вооружение размещено во вращающейся башне, силовая установка и трансмиссия — в кормовой части корпуса, а экипаж — раздельно: командир танка и наводчик в боевом отделении, механик-водитель — в отделении управления. Практически каждый узел или система танка Т-90С имеет новое качество.
Автоматизированный комплекс управления огнем предназначен для ведения эффективной прицельной стрельбы на большой дальности артснарядами и управляемым снарядом из танковой пушки с ходу и с места по движущимся и неподвижным целям наводчиком и командиром, днем и ночью, а также из спаренного пулемета.
Обеспечивает повышение дальности эффективной стрельбы и увеличение дальности видения ночью, в том числе за счет установки в танк телевизионного прицела.
Комплекс управляемого вооружения с лазерно-лучевым каналом управления позволяет вести стрельбу управляемой ракетой через ствол пушки с места и с ходу по неподвижным и движущимся целям на дальности от 100 до 5000 м.
Оптико-электронный комплекс подавления обеспечивает защиту танка от поражения противотанковыми управляемыми снарядами с полуавтоматическими системами наведения с обратной связью по трассеру.
Система автоматического кругового обзора, обнаружения и защиты танка от противотанковых снарядов с полуавтоматическими лазерными головками самонаведения обеспечивает создание помех комплексам управления противотанковых средств с лазерными дальномерами и целеуказателями.
Закрытая зенитная установка позволяет командиру вести прицельную стрельбу с использованием приводов дистанционного управления по воздушным, а в стабилизированном режиме — по наземным целям, оставаясь под надежной защитой брони.
Встроенная динамическая защита эффективна против бронебойных подкалиберных и кумулятивных снарядов. Сочетание встроенной динамической защиты и многослойной брони дает танку дополнительные возможности выживания в экстремальных боевых условиях.
Основным вооружением Т-90С является гладкоствольная пушка калибра 125 мм повышенной точности и высокой баллистики. Применение автомата заряжания позволило достичь высокой скорострельности (до 7-8 выстрелов в минуту), что выгодно отличает танк Т-90С от большинства зарубежных танков.
Возможности танковой пушки по борьбе с наземными бронированными и низколетящими воздушными целями расширены за счет применения комплекса управляемого вооружения, что позволяет уничтожить любой самый современный танк до того, как он приблизится на расстояние эффективной стрельбы из своей пушки.
На танке традиционно установлен дизельный двигатель, основным преимуществом которого по сравнению с газотурбинным двигателем, особенно в условиях жаркого климата и песчаных грунтов, являются:
— незначительное падение мощности при высоких температурах окружающей среды;
— высокая надежность в условиях сильной запыленности;
— меньший в 1,8-2 раза расход топлива.
Танк Т-90С может преодолевать по дну водные препятствия глубиной до 5 м с безостановочным выполнением боевых задач после преодоления водной преграды. Машина имеет встроенное оборудование для самоокапывания, устройство для навески минных тралов и может транспортироваться всеми видами транспорта.
Общие данные | |
Год принятия на вооружение | 1993 |
Боевая масса, т | 46,5 |
Экипаж, чел. | 3 |
Длина с пушкой вперед, мм | 9530 |
Длина корпуса, мм | 6860 |
Ширина общая, мм | 3780 |
Ширина по гусеницам, мм | 3370 |
Высота по крыше башни, мм | 2230 |
Забронированный объем танка, м3 | 11,04 |
Забронированный объем корпуса, м3 | 9,19 |
Забронированный объем башни, м3 | 1,85 |
Десантный люк в днище корпуса | есть |
Вооружение | |
Марка пушки | 2А46М |
Калибр пушки, мм | 125 |
Тип пушки | гладкоствольная, пусковая установка |
Длина трубы ствола, мм (калибров) | 51 |
Тип затвора | горизонтально-клиновой |
Длина отката, мм | 300 |
Расположение противооткатных устройств | симметричное |
Продувка ствола, тип | эжекционная |
Максимально допустимое для ствола давление пороховых газов, кгс/см2 | 5 200 |
Теплозащитный кожух | есть |
Боевая скорострельность, выстр./мин | 8 |
Заряжание, тип | автомат |
Боекомплект, выстр. (в т.ч. в автомате заряжания) | 43 (22) |
Типы боеприпасов | БПС, БКС, ОФС, СГПЭ, УР |
Тип выстрела | раздельно-гильзовый |
Начальная скорость БПС, м/с | 1715 |
Масса выстрела с БПС, кг | 20,2 |
Масса БПС, кг | 5,9 |
Начальная скорость БКС, м/с | 905 |
Масса выстрела с БКС, кг | 29 |
Масса БКС, кг | 19 |
Стабилизатор, тип | электромашинный по горизонтали электрогидравлический по вертикали |
Спаренное вооружение, тип (марка) | пулемет (ПКТ) |
Калибр, мм | 7,62 |
Боекомплект, шт. | 2000 |
Зенитное вооружение, тип (марка) | пулемет (НСВТ-12,7) |
Калибр, мм | 12,7 |
Боекомплект, шт. | 300 |
Дистанционное управление | есть |
Управляемое вооружение | 9К119 |
Управляемая ракета | 9М119 |
Система наведения ракеты | по лучу лазера |
Максимальная дальность стрельбы, м | 5000 |
Система управления огнем | |
Максимальная скорость вращения башни, град./с | 24 |
Максимальный угол возвышения пушки, град. | 20 |
Максимальный угол снижения пушки, град. | 7 |
Дублированное управление огнем | есть |
Дальномер, тип | лазерный |
Диапазон измерения дальности, м | 500-5000 |
Баллистический вычислитель, тип | электронный цифровой |
Основной прицел наводчика, тип | перископический, совмещенный с ЛД и тепловизором |
Увеличение, кратность | 2,7-12 |
Угол поля зрения, град. | 20-4,5 |
Стабилизация поля зрения прицела | независимая по ВН и ГН |
Вспомогат. прицел наводчика | нет |
Ночной прицел наводчика | тепловизионный |
Дальность видения ночью, м | 2600 |
Основной прибор командира | перископический |
Увеличение, кратность | 7,5 (дн.); 5,1 (н) |
Угол поля зрения, град | 7 |
Зенитный прицел | есть |
Ночной прицел командира | тепловизионное видеосмотровое устройство |
Дальность видения ночью | 2600 |
Танковая информационно-управляющая система | нет |
Защищенность | |
Броневая защита, тип | комбинированная |
Угол наклона верхней лобовой детали корпуса, град. | 68 |
Противокумулятивные бортовые экраны | есть |
Система ТДА | есть |
Дымовые гранатометы, шт. | 12 |
Комплекс оптико-электронного подавления | есть |
Динамическая защита, тип | встроенная |
Система коллективной защиты от ОМП, тип | общеобменная |
Быстродействующая система ППО | есть |
Подвижность и проходимость | |
Максимальная скорость, км/ч | 60 |
Удельная мощность, л.с./т | 18,1 |
Запас хода по шоссе, км | 500 |
Емкость топливных баков, л | 1200+400 |
Среднее удельное давление гусениц на грунт, кгс/см2 | 0,91 |
Клиренс, мм | 492 |
Преодолеваемые препятствия: ров, м вертикальная стенка, м брод, м максимальный угол подъема, град. | |
Глубина преодолеваемой водной преграды с ОПВТ, м | 5 |
Силовая установка | |
Марка двигателя | В-84МС |
Тип двигателя | Дизель многотопливный |
Максимальная мощность, кВт (л.с.) | 618 (840) |
Максимальный крутящий момент, кгс · м | 340 |
Число цилиндров | 12 |
Расположение цилиндров | V-обр. 60° |
Тактность | 4 |
Тип охлаждения | жидкостное |
Габаритная мощность, л.с./м3 | 700 |
Масса двигателя, кг | 1020 |
Степень сжатия | 14 |
Ход поршня, мм | 180/186,7 |
Диаметр цилиндра, мм | 150 |
Рабочий объем, л | 38,88 |
Удельный расход топлива, г/л.с.·ч | 180 |
Вспомогательный двигатель | нет |
Трансмиссия | |
Тип трансмиссии | механическая планетарная |
Коробка передач, тип | две бортовые планетарные |
Число передач вперед/назад | 7/1 |
Передаточные отношения по передачам | I — 8,713 II — 4,40 III — 3,485 IV — 2,787 V — 2,027 VI — 1,467 VII — 1,0 з.х. — 14,3 |
Механизм поворота, тип | бездифференциальный |
Минимальный расчетный радиус поворота, м | 2,79 |
Основной тормоз, тип | дисковый, работающий в масле |
Масса трансмиссии, кг | 1870 |
Бортовой редуктор, тип | планетарный |
Система управления движением, тип | гидравлическая |
Ходовая часть | |
Подвеска, тип | торсионная |
Динамический ход катка, мм | 320 |
Амортизаторы, тип, число | гидравл. лопастной, 6 |
Гусеница, тип соединения траков | последовательное |
Тип шарнира гусеницы | РМШ или ОМШ |
Ширина колеи, мм | 2790 |
Длина опорной поверхности гусеницы, мм | 4270 |
Ширина гусеницы, мм | 580 |
Число траков | 97 |
Масса одной гусеницы, кг | 1723 |
Число опорных катков на борт | 6 |
Диаметр опорного катка, мм | 750 |
Тип амортизации опорных катков | наружная |
Число поддерживающих катков на борт | 3 |
Механизм натяжения, тип | червячный |
Масса ходовой части, кг | 8570 |
Источник: «Современные танки» Под ред. Сафонова Б.С. и Мураховского В.И. — Арсенал пресс, 1995 http://www.ostpanzer.nm.ru/tank_t-90_history.html
Источник: http://ekat64.ru/index/opisanie_i_ttkh_tanka_t_90/0-36
Т-55 — Советский средний танк 1958-1979 гг
Т-55 – это советский средний танк на базе Т-54, использовавшийся во многих странах мира и кое-где эксплуатирующийся до сих пор.
История создания
В 1957 году на Заводе №183 начались работы по созданию нового среднего танка на базе Т-54Б. Машину назвали «Объект 155», и в ее конструкцию внесли весь опыт модернизации Т-54. Первую серийную партию изготовили, используя башни Т-54Б. В 1958 опытные образцы прошли государственные испытания, и Т-55 приняли на вооружении Советской армии.
У нового танка была установлена противоатомная защита, увеличена мощность двигателя, установлена термодымовая аппаратура, увеличен боекомплект.
Т-55 выпускался не только в СССР – 1500 тысячи машин было изготовлено в Польше, 400 – в Румынии и 1700 – в Чехословакии.
Тактико-технические характеристики танка (ТТХ)
Общая информация
- Классификация — средний танк;
- Боевая масса – 36 т;
- Компоновочная схема – классическая;
- Экипаж – 4 человека;
- Годы производства — 1958—1979;
- Годы эксплуатации — с 1958;
- Количество выпущенных – 23 600 штук.
Размеры
- Длина корпуса – 6200 мм;
- Длина с пушкой вперёд – 9000 мм;
- Ширина корпуса – 3270 мм;
- Высота – 2350 мм;
- База – 3840 мм;
- Колея – 2640 мм;
- Клиренс – 425 мм.
Бронирование
- Тип брони — стальная катаная и литая;
- Лоб корпуса (верх) — 100 / 60° мм/град;
- Лоб корпуса (низ) — 100 / 55° мм/град;
- Борт корпуса (верх) — 60 / 60° мм/град;
- Борт корпуса (низ) — 80 / 0° мм/град;
- Корма корпуса (верх) — 30 / 60° мм/град;
- Корма корпуса (середина) — 45 / 17° мм/град;
- Корма корпуса (низ) — 20 / 70° мм/град
- Днище — 20 мм;
- Крыша корпуса – 15-30 мм;
- Лоб башни – 200 мм;
- Борт башни – 160 мм;
- Корма башни – 65 мм;
- Крыша башни – 30 мм.
Вооружение
- Калибр и марка пушки — 100-мм Д-10Т2С;
- Тип пушки — нарезная пушка;
- Длина ствола – 56 калибров;
- Боекомплект пушки – 43;
- Углы ВН: −5…+18 градусов;
- Углы ГН: 360 градусов;
- Прицелы — ТШ2Б-32П, ТПН-1-22-11;
- Пулемёты — 1 × 12,7-мм ДШКМ, 2 × 7,62-мм СГМТ.
Подвижность
- Тип двигателя – В-55 дизельный V12 с жидкостным охлаждением;
- Мощность двигателя – 580 л.с.;
- Скорость по шоссе – 50 км/ч;
- Скорость по пересечённой местности – 22-27 км/ч;
- Запас хода по шоссе — 485-500 км;
- Запас хода по пересечённой местности — 290-320 км;
- Тип подвески — индивидуальная торсионная;
- Удельное давление на грунт — 0,81 кг/см²;
- Преодолеваемый подъём – 32 градуса;
- Преодолеваемая стенка – 0,8 м;
- Преодолеваемый ров – 2,7 м;
- Преодолеваемый брод — 1,4 м (5 м с ОПВТ).
Модификации и машины на базе Т-55
Модификации
- Т-55А, с более высоким уровнем противоатомной защиты. Производился с 1962 по 1977 год, и на протяжении всего производства постоянно совершенствовался;
- Т-55К, командирский вариант Т-55 с дополнительной радиостанцией;
- Т-55АК, командирский вариант Т-55А;
- ТО-55, огнеметный танк, вместо спаренного пулемета имевший огнемет;
- Т-55АМ с дополнительной броневой защитой, комплексом управляемого вооружения и другими техническими нововведениями;
- Т-55АМ-1, модель с более мощным дизельным двигателем;
- Т-55АД с активной защитой 1030М «Дрозд»;
- Т-55АМВ с навесной динамической защитой, зенитным пулеметом, модернизированной ходовой частью и техникой для эффективного ведения боя;
- Т-55М со множеством технических усовершенствований. Также выпускался в различных вариантах.
Машины на базе Т-55
- МТУ-20 и МТУ-55 – мостоукладчики;
- Объект 604 – минный тральщик;
- VT-55A – ремонтно-эвакуационная машина, сделанная в Чехословакии;
- ГТУ-1 – универсальный тягач;
- БТР-Т – тяжелый бронетранспортер;
- Ахзарит – израильский тяжелый бронетранспортер;
- ТВНА – индийский тяжелый бронетранспортер;
- Т-55-64 – украинская машина с башней от Т-55 и шасси от Т-64;
- Т-55 Марксман – финская зенитная установка с башней Марксман.
Применение в бою
Танк Т-55 активно участвовал в целом ряде военных конфликтов по всему миру:
- Египетские войска использовали его в шестидневной войне 1967 года;
- В 1968 Советская Армия применяли их в операции Дунай;
- В 1969 году участвовали в Войне на истощение со стороны и Израиля, и Египта;
- В Третьей индо-пакистанской войне применялись индийцами;
- Эффективно использовались в войне в Анголе;
- С 1979 по 1989 использовались Советской Армией в Афганской войне;
- Применялись иракской армией в 1991 году во время Войны в Персидском заливе.
В целом танк использовали очень активно, а в целом ряде стран Т-55 и его модификации до сих пор не сняты с вооружения.
Фотографии танка
Память о танке
В России и странах СНГ сохранилось достаточно много экземпляров Т-55, которые кое-где установили как монументы. Например, Т-55 можно увидеть в Уфе, в Подольске и других городах и поселках по всему миру.
Также Т-55 выставлен в нескольких музеях: танковом музее Бовингтона, в киевском музее Великой Отечественной войны, в болгарском Национальном музее военной истории, в музее истории танка Т-34 и т.д.
Танк в культуре
Т-55 представлен в нескольких компьютерных играх, например, в Call of Duty: Black Ops. Также он есть в многопользовательской игре World of Tanks. Здесь машина представлена в модификации Т-55А и является акционным немецким танком 9-го уровня. Т-55А действительно поставлялся в ГДР, хотя и производился в России, так что его помещение в немецкую ветку вполне оправдано.
Источник: http://tanki-tut.ru/ussr-russia/t-55/
Основной боевой танк Т-90 — ТТХ ОБТ
Воскресенье, 16.02.2020, 11:47 | Главная | RSS |
|
Статистика |
Тактико-технические характеристики основных боевых танков
продолжение таблицы
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Источник: https://tank-t-90.ucoz.ru/index/ttkh_obt/0-25