Танк т-72: технические характеристики (ттх), вес в тоннах, боекомплект, устройство, калибр, экипаж, история

Советский основной боевой танк семейства Т-72. Танк был создан в процессе совершенствования Т-72А. Опытно-конструкторские работы пароводились с 1981 по 1984 год. Принятие на вооружение произошло в 1984 году. Серийное производство стартовало с 1985 года.

Танк Т-72: технические характеристики (ТТХ), вес в тоннах, боекомплект, устройство, калибр, экипаж, история

Основнойтанк Т-72
СССР

Его разработка началась в 1967 году, когда первый опыт эксплуатации Т-64 выявил недостаточную надёжность двигателя, ходовой части и механизма заряжания.

Учитывая ограниченные возможности по производству двигателей 5ТДФ и наличие в достаточном количестве в резерве четырехтактных двигателей В-45, было принято решение установить их на Т-64.

В том же голу был изготовлен и испытан экспериментальный образец такого танка.

Танк Т-72: технические характеристики (ТТХ), вес в тоннах, боекомплект, устройство, калибр, экипаж, история

В холе дальнейшей работы, в 1968-69 голах, были проведены сравнительные испытания танков Т-64А с двигателем В-45 и эжекционной системой охлаждения (разработка конструкторского бюро в Харькове) и образцов с двигателем В-45, автоматом заряжания пушки на 22 выстрела и вентиляторной системой охлаждения (разработка конструкторского бюро в Нижнем Тагиле). Последние показали более высокие результаты.

Танк Т-72: технические характеристики (ТТХ), вес в тоннах, боекомплект, устройство, калибр, экипаж, история

В ноябре 1969 года на эти машины стали устанавливать двигатели В-46 мощностью 573 кВт (780 л.с.) и ходовую часть повой конструкции. Изготовленному с указанными изменениями образцу был присвоен индекс “объект 172М”. В 1973 году после войсковых испытаний он был принят на вооружение под маркой Т-72 и вскоре получил наименование “Урал”.

В соответствии с техническим заданием боевые и технические характеристики Т- 72 сохранены на уровне танка Т-64А.

Несмотря на то, что он был тяжелее “шестьдесятчетверки” на четыре тонны, разница в массе по отразилась на характеристиках максимальной скорости, запаса хода и проходимости, так как ёмкость топливных баков увеличилась на 100 литров, мощность двигателя стала больше на 80 л.с.

, а ширина гусеницы — на 40 мм.Танк совершенствовался в ходе серийного производства. В 1979 году на вооружение был принят модернизированный образец Т-72А, а в 1985 году — танк Т-72Б.

Танк Т-72: технические характеристики (ТТХ), вес в тоннах, боекомплект, устройство, калибр, экипаж, история

Рассмотрим последнюю модификацию более подробно. Танк имеет классическую схему общей компоновки с экипажем из трех человек и поперечным расположениемдвигателя. Механик-водитель находится в отделении управления по оси танка.

Несмотря на большой угол наклона верхней лобовой детали корпуса, он в боевом положении размещен сидя, так как нижняя часть кресла установлена в специальной выштамповке днища.

Забронированный объем отделения управления составляет 2,0 куб. м.

Танк Т-72: технические характеристики (ТТХ), вес в тоннах, боекомплект, устройство, калибр, экипаж, история

В боевом отделении справа от пушки расположен командир танка, слева — наводчик.

В нижней части боевого отделения установлен вращающийся транспортер автомата заряжания, форма и размеры которого позволяют членам экипажа перемещаться внутри машины из боевого отделения в отделение управления и обратно.

Применение автомата заряжания позволило получить величину забронированного объема боевого отделения 5,9 куб. м. и высоту танка по крыше башни до 2226 мм.

Моторно-трансмиссионное отделение занимает объем 3,1 куб.м. Для размещения двигателя толщина листов корпуса в районе МТО уменьшена до 70 мм.

По сравнению с танком Т-64А изменена конструкция кормовой части корпуса и увеличена длина МТО в связи с применением вентиляторной системы охлаждения и входного редуктора, соединяющего двигатель с бортовыми коробками передач. Общий забронированный объем танка составляет 11,0 куб.м.

Танк Т-72: технические характеристики (ТТХ), вес в тоннах, боекомплект, устройство, калибр, экипаж, история

Основным вооружением является специальная танковая 125-мм гладкоствольная пушка 2А46М — пусковая установка. Она отличается от пушки танка Т-64БВ наличием механизма улавливания и выброса поддонов.Конструкция орудия позволяет производить замену трубы ствола в полевых условиях без его демонтажа из башни.

В затвор введен механизм, обеспечивающий открывание клина вручную за два такта, что значительно уменьшило затрачиваемые усилия. Для улучшения точности стрельбы цилиндры двух тормозов отката закреплены симметрично относительно канала ствола в правом верхнем и левом нижнем углах казенника.

Конструкция противооткатных устройств обеспечивает не заторможенный откат до вылета снаряда из канала ствола и позволяет проводить их проверку в короткие сроки.

Танк Т-72: технические характеристики (ТТХ), вес в тоннах, боекомплект, устройство, калибр, экипаж, история

Для выверки нулевой линии прицеливания без выхода членов экипажа из танка пушка оснащена устройством встроенного контроля выверки.

Стрельба ведется артвыстрелами раздельно-гильзового заряжания с бронебойными подкалиберными, кумулятивными, осколочно-фугасными снарядами и выстрелами с управляемой ракетой, которая имеет боевую кумулятивную часть.

Все артвыстрелы имеют единый заряд с частично сгорающей гильзой. Поддон гильзы после выстрела при очередном заряжании пушки автоматически выбрасывается наружу через специальный люк в крыше башни.

Выстрел ЗУБК14 состоит из управляемой ракеты 9М119 и метательного устройства. Он имеет такие же размеры, как обычный артвыстрел, поэтому его загрузка в кассету транспортера автомата заряжания не отличается какими-либо особенностями. Боекомплект пушки размещается во вращающемся транспортере автомата заряжания (22 выстрела) и в немеханизированных боеукладках корпуса и башни (23 выстрела).

Комплекс управляемого вооружения 9К120 обеспечивает ведение стрельбы управляемой ракетой днем с места и с коротких остановок на дальностях от 100 до 4000 метров. Он имеет помехозащитную полуавтоматическую систему управления ракетой по лучу лазера.

В состав системы управления огнем входит прицельный комплекс 1А40-1, созданный на базе лазерного прицела-дальномера ТПД-К1 танка Т-72А. Поле зрения прицела стабилизировано в вертикальной плоскости.

Для ведения огня из танковой пушки артвыстрелом в ночных условиях и управляемой ракетой днем используется прицел-прибор наведения 1К13-49, входящий в комплекс управляемого вооружения 9К120. Он может работать в активном или пассивном режимах.

Пушка оснащена стабилизатором вооружения 2342-2 с электрогидравлическим приводом вертикального и электромашинным горизонтального наведения, что уменьшило пожароопасность в танке по сравнению с электрогидравлическим приводом.

В качестве вспомогательного вооружения применяются 7,62-мм спаренный пулемет ПКТ и 12,7-мм зенитный пулемет НСВТ (с ручным управлением от командира тапка).

Боекомплект спаренного пулемета составляет 2000 патронов, зенитного пулемета — 300 патронов.

Броневая зашита лобовой части корпуса и башни представляет собой многослойные комбинированные броневые преграды, которые обеспечивают неуязвимость от большинства типов бронебойных подкалиберных и кумулятивных снарядов танковых (противотанковых) пушек.

Высокая стойкость от кумулятивных боеприпасов достигнута установкой навесной динамической защиты.На тапке установлено 227 контейнеров, из них на корпусе — 61, на башне — 70 и на бортовых экранах — 96.

С 1988 года на серийных танках Т-72Б применяется встроенная динамическая зашита.

Корпус тапка — сварной, его верхняя лобовая деталь наклонена под углом 68 градусов от вертикали. Башня — литая, ее лобовая часть имеет переменные углы наклона от десяти до двадцати пяти градусов.

Борта корпуса защищены противокумулятивными экранами.

Танк отличается высоким уровнем противорадиационной защиты за счет применения подбоя и надбоя, системы коллективной защиты и локальной защиты членов экипажа.

Живучесть танка на поле боя повышена за счет низкого силуэта, применения ТДА и системы 902Б “Туча” дм постановки дымовых завес, системы защиты от напалма и быстродействующего противопожарного оборудования 3ЭЦ1З “Иней”. Танк имеет камуфлирующую окраску и оснащен оборудованием для самоокапывания и для навешивания минного трала КМТ-б.

На машине установлен многотопливный четырехтактный быстроходный дизельный двигатель В-84-1 жидкостного охлаждения с наддувом от приводного Центробежного нагнетателя. Кроме того, используется инерционный (волновой) наддув.Мощность двигателя составляет 618 кВт (840 л.с.).

Он приспособлен к работе на дизельном топливе, реактивном топливе (Т- 1, ТС- 1. Т-2) и автомобильном бензине (А- 66, А-72). Пуск осуществляется с помощью электростартера, системы воздушного ча- пуска, а также от постороннего источника тока или с буксира.

Для экстренного пуска холодного двигателя зимой имеется система подогрева впускного воздуха.

Механическая планетарная трансмиссия состоит из входного редуктора, двух бортовых коробок передач и двух бортовых редукторов. Она имеет гидросервоуправление и собственную масляную систему.

В системе подрессориванния применена индивидуальная торсионная подвеска с гидроамортизаторами рычажно-лопастного типа на 1, 2 и 6 узлах падвески каждого борта. Диски опорных каткая изготовлены из алюминиевого сплава. Опорные катки имеют наружное обрезинивание, а поддерживающие катки — внутреннюю амортизацию.

Для предохранения гусеницы от сбрасывания при поворотах танка на ведущих колесах приварены ограничительные диски.

Танк оснащен оборудованием для подводного вождения, позволяющим преодолевать водные преграды глубиной до пяти метров и шириной около 1000 метров.

На танке используется комплекс средств связи “Абзац”, который включает УКВ радиостанцию Р-173, радиоприемник Р- 173П, блок антенных фильтров и ларингофонный усилитель.

Радиостанция работает в диапазоне частот 30-76 МГц и имеет запоминающее устройство, позволяющее заранее подготовить десять частот связи. Она обеспечивает дальность связи не менее 20 км как на месте, так и в движении по среднепересеченной местности.

Модификации танка Т-72

Т-72 (1973 г.)— базовый образец.

Т-72К (1973 г.)— командирский танк.

Т-72 (1975 г.)— экспортный вариант, отличался конструкцией броневой защиты лобовой части башни, системой ПАЗ и комплектацией боеприпасов.

Т-72А (1979 г.)— модернизация танка Т-72.

Основные отличия: лазерный прицел- дальномер ТПДК-1, ночной прицел наводчика ТПН-3-49 с осветителем Л-4, сплошные бортовые противокумулятивные экраны, пушка 2А46 (вместо пушки 2А26М2), система 9025 запуска дымовых гранат, система защиты от напалма, система дорожной сигнализации, ночной прибор ТВНЕ-4Б механика-водителя, увеличенный динамический ход катков, двигатель В-46-6.

Т-72АК (1979 г.)— командирский танк.

Т-72М (1980 г.)— экспортный вариант танка Т-72А. Он отличался броневой конструкцией башни, комплектацией боеприпасов и системой коллективной защиты.

Т-72М1 (1982 г.)— модернизация танка Т-72М. Он отличался дополнительным 16- мм броневым листом на верхней лобовой детали корпуса и комбинированной броней башни с песчаными стержнями в качестве наполнителя.

Т-72АВ (1985 г.)— вариант танка Т-72А с навесной динамической защитой.

Т-72Б (1985 г.)-модернизированный вариант танка Т-72А с комплексом управляемого вооружения.

Т-72Б1(1985 г.)— вариант танка Т-72Б без монтажа некоторых элементов комплекса управляемого вооружения.

Т-72С (1987 г.)— экспортный вариант танка Т-725. Первоначальное наименование — танк Т-72М1М. Основные отличия: 155 контейнеров навесной динамической защиты (вместо 227), бронирование корпуса и башни сохранено на уровне танка Т-72М1, другая комплектация боеприпасов к пушке.

Производство и поставки на экспорт

Серийное производство танка организовано на заводе в Нижнем Тагиле. С 1979 по 1985 год в производстве находился танк Т-72А. На его базе выпускался экспортный вариант Т-72М, а затем его дальнейшая модификация — танк Т-72М1. С 1985 года в производстве находится танк Т-72Б, и его экспортный вариант Т-72С.

Танки серии Т-72 экспортировались в страны бывшего Варшавского Договора, а также в Индию, Югославию, Ирак, Сирию, Ливию, Кувейт, Алжир и Финляндию.На базе танка Т-72 были разработаны и приняты в серийное производство БРЭМ-1, танковый мостоукладчик МТУ-72, инженерная машина разграждения ИМР-2.

Характеристики БРЭМ-1: Масса — 40 т, экипаж — 3 чел., вооружение — 12,7-мм пулемет, -грузоподъемность крана — 12 тc, тяговое усилие лебедки — 25 тc (с полиспастом 100 те), мощность двигателя — 618 кВт (840 л.с.), максимальная скорость — 60 км/ч.

Читайте также:  Газ 69: технические характеристики автомобиля, максимальная комплектация, история создания, расход топлива

Танк Т-72: технические характеристики (ТТХ), вес в тоннах, боекомплект, устройство, калибр, экипаж, история

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Боевая масса, т 44,5
Экипаж, чел 3
Высота по крыше башни 2226 мм
Пушка 125-мм гладкоствольная — пусковая установка
Боекомплект 45 выстрелов
Типы боеприпасов БПС, БКС, ОФС, управляемая ракета
Комплекс управляемого вооружения 9К120
Управляемая ракета 9М119 с управлением по лучу лазера
Дальность стрельбы 100-4000 м
Вероятность попадания ракеты в цель при стрельбе с места 0,8
Время полета ракеты на дальность 4000 м 12 с
Дальномер лазерный
Стабилизатор 2342-2 с электромашинным приводом горизонтального наведения
Заряжание автоматическое
Пулеметы один 12,7-мм, один 7,62-мм
Броневая защита комбинированная
Динамическая защита встроенная
Дымовые гранатометы 8 шт
Максимальная скорость 60 км/ч
Запас хода по шоссе 500 км
Двигатель многотопливный четырехтактный дизель
Мощность двигателя 618 кВт (840 л.с.)
Трансмиссия механическая планетарная
Подвеска торсионная
Гусеница с РМШ (или с ОМШ)
Глубина преодолеваемой водной преграды с подготовкой 5 м

Танк Т-72: технические характеристики (ТТХ), вес в тоннах, боекомплект, устройство, калибр, экипаж, история

Танк Т-72: технические характеристики (ТТХ), вес в тоннах, боекомплект, устройство, калибр, экипаж, история

Боевая масса 44,5 т
Калибр 125 мм
Экипаж 3 чел

Источник: https://wartools.ru/tanki-russia/tank-t72b/

Основной боевой танк Т-72Б

Материал размещен 27 Августа 2010

Танк Т-72: технические характеристики (ТТХ), вес в тоннах, боекомплект, устройство, калибр, экипаж, история

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОСНОВНОГО БОЕВОГО ТАНКА Т-72Б

Экипаж, чел. 3
Боевая масса, т 44,5
Габариты, мм:
длина по корпусу 6860
длина с пушкой вперед 9530
ширина 3460
высота 2226
Вооружение (калибр), мм:
пушка 125
пулемет 1×7,62; 1×12,7
комплект управляемого вооружения 9К120
Боекомплект, шт.:
выстрелов 45
патронов 2000×7,62-мм; 300×12,7-мм
Мощность двигателя, л. с. 840
Максимальная скорость, км/ч 60
Запас хода по топливу, км 500

Танк Т-72: технические характеристики (ТТХ), вес в тоннах, боекомплект, устройство, калибр, экипаж, история

Принятие на вооружение Советской Армии в 1985 г.

танков новой модификации Т-72Б стало своеобразной ответной реакцией на появление в вооруженных силах НАТО танков третьего послевоенного поколения: «Леопард-2», Ml «Абрамс» и «Челленджер».

В конструкции Т-72Б реализованы последние достижения тогдашней советской оборонной промышленности — система динамической защиты и комплекс танкового управляемого вооружения.

Интенсивные работы по установке динамической защиты на танки Т-64, Т-80 и даже Т-62 велись в СССР после арабо-израильской войны 1982г.

, когда установленная на израильских танках М48АЗ, М60 и «Центурион» динамическая защита сделала их практически неуязвимыми от огня сирийских (советских) гранатометов РПГ-7 Конструкторское бюро Уралвагонзавода также получило задание установить динамическую защиту на танк Т-72А.

На танке был установлен комплект из 227 стальных контейнеров, в каждом из которых размещены элементы динамической защиты, состоящие из слоя взрывчатого вещества, заключенного между двумя металлическими пластинами.

При попадании в такой контейнер кумулятивного боеприпаса происходит подрыв взрывчатого вещества, который вызывает разрушение кумулятивной струи и резкое снижение ее бронепробивного действия. Из 227 контейнеров динамической защиты на корпусе установлен 61, на башне — 70 и на бортовых экранах 96.

Для активного противодействия не только кумулятивным, но и бронебойным подкалиберным боеприпасам с 1988 г. на Т-72Б устанавливается встроенная динамическая защита, элементы которой находятся в броне танка.

Основным вооружением Т-72Б является модернизированная гладкоствольная 125-мм пушка — пусковая установка 2А46М с длиной ствола 6383 мм. Модернизация пушки была проведена по двум направлениям: повышение точностных характеристик стрельбы и улучшение ее эксплуатационных свойств.

Для улучшения точности стрельбы цилиндры двух тормозов отката закреплены симметрично относительно оси канала ствола в правом верхнем и левом нижнем углах казенника.

Конструкция противооткатных устройств обеспечивает малозаторможенный откат до вылета снаряда из канала ствола и плавное торможение при накате, а также уменьшает возможность сбиваемости выверки прицела.

Повышение эксплуатационных свойств пушки достигнуто благодаря наличию в стволе пушки быстросъемной трубы, соединенной с казенником с помощью быстроразъемного секторного устройства, что позволяет производить замену трубы ствола в полевых условиях без его демонтажа из башни.

На выполнение этой операции затрачивается примерно 2 часа времени.

Кроме того, удобство обслуживания пушки обеспечено за счет верхнего расположения автоматики и новой конструкции запирающего механизма, позволяющего производить открывание затвора наводчиком или командиром в два цикла с уменьшенным усилием в 25 кг вместо 75.

Пушка имеет устройство встроенного контроля количества жидкости в тормозах отката и накатнике, что позволяет производить проверку без вы­полнения искусственного отката. Для выверки нулевой линии прицеливания без выхода членов экипажа из танка пушка оснащена устройством встроенного контроля выверки.

Танк Т-72: технические характеристики (ТТХ), вес в тоннах, боекомплект, устройство, калибр, экипаж, история

Комплекс управляемого вооружения 9К120 «Свирь» обеспечивает ведение стрельбы ракетой днем с места и с коротких остановок. Он имеет помехозащищенную полуавтоматическую систему управления ракетой по лучу лазера.

Применение управляемого снаряда позволило увеличить дальность поражения бронированных целей до 4000 м (М1А2 «Абрамс» и «Леопард» — 3000 м, «Леклерк» — 3400 м) с вероятностью попадания в цель типа «танк» равной 0,8.

В боекомплект пушки входят 45 выстрелов, 22 из которых размещены во вращающемся транспортере автомата заряжания, а остальные — в немеханизированных боеукладках корпуса и башни.

В состав системы управления огнем входит прицельный комплекс 1А40-1, созданный на базе лазерного прицела-дальномера ТПД-К1 танка Т-72А. Поле зрения прицела стабилизировано в двух плоскостях.

Для ведения стрельбы из танковой пушки артвыстрелом ночью и управляемой ракетой днем используется прицел-прибор наведения 1К13-49, входящий в состав комплекса управляемого вооружения 9К120. Он может работать как в активном, так и в пассивном режимах.

  • Пушка стабилизирована в двух плоскостях стабилизатором 2Э42-2 с электрогидравлическим приводом вертикального и электромашинным — горизонтального наведения.
  • Т-72Б имеет такое же, как Т-72А, вспомогательное вооружение: спаренный с пушкой 7,62-мм пулемет ПКТ и 12,7-мм зенитныи пулемет НСВТ.
  • Для постановки дымовых завес танк имеет термодымовую аппаратуру и восемь дымовых гранатометов 902Б «Туча».

В ходе модернизации боевая масса танка увеличилась до 44,5 т. Для сохранения подвижности потяжелевшей почти на три тонны машины на ней был установлен новый многотопливный четырехтактный быстроходный дизельный двигатель жидкостного охлаждения В-84-1. Его мощность повышена до 840 л.с.

за счет изменения конфигурации поршней и дополнительного инерционного наддува вследствие разделения каждого впускного коллектора на две секции. Запуск двигателя может производиться электростартером или системой воздушного запуска.

Для запуска двигателя в холодное время года используется система подогрева впускного воздуха.

Механическая планетарная трансмиссия имеет такую же конструкцию, как трансмиссия Т-72А и состоит из входного редуктора, двух бортовых коробок передач и двух бортовых редукторов.

В ходовой части использована индивидуальная торсионная подвеска опорных катков (по шесть с каждого борта) с гидроамортизаторами в первом, втором и шестом узлах подвески с каждого борта. Динамический ход опорных катков доведен до 325 мм. Для предотвращения сбрасывания гусеницы во время поворота танка на ведущих колесах приварены ограничительные диски.

Танк Т-72Б имеет новые средства радиосвязи, объединенные в комплекс «Абзац». Он состоит из УКВ радиостанции Р-173, радиоприемника Р-173П, блока антенных фильтров и ларингофонных усилителей. Радиостанция обеспечивает дальность связи не менее 20 км.

Танк имеет также систему защиты от ОМП, автоматическое противопожарное оборудование, ОПВТ, устройство для самоокапывания и устройство для крепления минного трала.

Кроме базовой модификации Т-72Б, нижнетагильский Уралвагонзавод выпускал следующие его варианты:

  • Т-72Б1 — выпускался серийно с 1985 г. и отличался от Т-72Б отсутствием комплекса управляемого вооружения;
  • Т-72БК — производившийся серийно с 1987 г. командирский танк с коротковолновой радиостанцией Р-130, навигационной аппаратурой ТНА-4 и агрегатом автономного питания АБ-1;
  • Т-72Б(М) — принят на вооружение в 1985 г., в 1988 г. запущен в серийное производство. На нем установлена встроенная динамическая защита, аналогичная применяемой на танке Т-80У;
  • Т-72С — разработанный в 1987 г. экспортный вариант танка Т-72Б. На нем установлено 155 навесных контейнеров динамической защиты (вместо 227 контейнеров на Т-72Б).

Источник: http://www.zelezki.ru/catalog/russia/t72b.html

Танк Т-72

Танк Т-72

Танк Т-72: технические характеристики (ТТХ), вес в тоннах, боекомплект, устройство, калибр, экипаж, история

Т-72 — основной боевой танк (ОБТ), начал серийно выпускаться на заводе в Нижнем-Тагиле в 1972 году. 5 лет танк был засекречен для зарубежных стран и только в 1977 году он был показан французскому министру обороны.

На западе считали, что очередной танк это лишь усовершенствование  Т-64 ,но на самом деле Т-72 представляет совершенно иную боевую машину в отличие от Т-64. T-72 имеет мощное бронирование. Башня имеет толщину брони 27 см, лоб корпуса 22 см.

На корпусе размещены прямоугольные броневые листы, которые защищают гидравлические амортизаторы при угле обстрела до 60 °. Бак для топлива также имеет защитную юбку. На носу танка может быть прикреплен скребок для рытья траншеи. ИК-прожектор установлен на правой стороне основного орудия, у Т-64 – на левой.

В ходовой части используется система торсионной подвески, которая традиционна для советских танков. Т-72 имеет шесть опорных катков с каждой стороны, которые немного больше, чем те, которые используются на Т-64. Как и Т-64, Т-72 приводится в движение с помощью задней вращательной звездочки.

Танк Т-72: технические характеристики (ТТХ), вес в тоннах, боекомплект, устройство, калибр, экипаж, история Вооружение

7,62 мм ПКТ пулемет спарен с пушкой и может вести огонь автоматически. На башне размещен 12,7 мм пулемет ДШКМ, но его можно использовать только из открытого люка, что делает пулеметчика мишенью для снайперов. На башне установлена 125 мм гладкоствольная пушка 2А46, которая используется и на Т-64. Снаряды подаются из автомата заряжания карусельного типа. Боекомплект 39 выстрелов.

Читайте также:  Томагавк - топор индейцев: боевое оружие, история появления, из чего изготавливался, применение на поле боя

Боеприпасы в карусели заряжания расположены на двух уровнях, пороховой  заряд ниже, снаряды выше. Пушка стабилизирована, что позволяет танку стрелять во время движения по дороге или по пересеченной местности. Бронирование Т-72 имеет пакет полной ядерной и  биолого-химической защиты. Внутри танка есть обшивка из свинцовых материалов для защиты от радиационных и нейтронных импульсов.

В 1982 году во время вторжения в Ливан израильской армии, танки Меркава, используя 105 мм пушку и ракеты уничтожили большое количество танков Т-72С, эксплуатируемых сирийскими танковыми войсками. После этого, была проведена обширная программа обновления по улучшению эффективности бронирования и живучести.

За период нахождения танков на вооружении произведено 17 000 экземпляров танка Т-72 для СССР и России, а также около 13 000 для других стран мира. Т-72  поставлялся в  15 стран Восточной Европы, на Ближний Восток и в Африку. Он производился в Чехословакии, Индии, Польше и Югославии.   В 1984 году была выпущена самая современная модификация танка Т-72Б.

Этот танк отличался совершенно другой системой броневой защиты, а именно многослойной. Двигатель Танк Т-72 уникален своим многотопливным двигателем. На различные модели танка – устанавливались различные модификации двигателя. Так на первые танки устанавливался 12 цилиндровый V-образный двигатель B-46, который развивал мощность 780 л.с.

На Т-72Б устанавливался двигатель В-84-1, развивающий мощность 840 л.с. Двигатель был способен работать на дизельном топливе, низкооктановом бензине, а так же на керосине.

Технические характеристики танка Т-72:

Т-72 (об. 172М) Т-72А (об. 172М-1) Т-72Б (об. 184)
Боевая масса, т 41 41.5 44.5
Экипаж, чел. 3
Длина с пушкой вперёд, мм 9,530
Длина корпуса, мм 6,860
Общая ширина, мм 3,460 3,590 3,580
Ширина по гусеницам, мм 3,370
Высота по крыше башни, мм 2,190 2,230
Объём ОУ, куб. м 2.0
Объём БО, куб. м 5.9
Объём МТО, куб. м: с топливом/без топлива 3.1/3.1
Удельная мощность, л.с./т (кВ/т) 19 (14) 18.9 (13.9)
Десантный люк в днище корпуса есть
Оборудование для самоокапывания есть
Вооружение
Марка пушки 2А46 2А46М
Калибр, мм 125
Тип ГСП ГСП-ПУ
Длина трубы ствола, мм (калибров) 6,000 (48)
Расположение противооткатных устройств несимметричное симметричное
Тип продувки канала ствола эжекционый
Наличие теплозащитного кожуха нет есть
Заряжание автоматическое или ручное
Боезапас, выстр. (в т.ч. в АЗ) 39 (22) 44 (22) 45 (22)
Тип боеприпасов БПС, КС, ОФС БПС, КС, ОФС, ТУР
Тип выстрелов раздельно-гильзовый
Стабилизатор основного вооружения, тип ЭГ – ВН и ГН ЭМ – ГН, ЭГ – ВН
Спаренный пулемёт, тип и калибр 7.62-мм пулемёт ПКТ
Боекомплект спаренного пулемёта, патронов 2,000
ЗУ, тип и калибр автономная открытая пулемётная установка с 12.7-мм пулемётом НСВ-12,7 (на Т-72 – с декабря 1974 г.)
Боекомплект ЗУ, патронов 300
Управляемое вооружение (ТУР) нет 9К120 (9М120)
Система наведения ТУР по лучу лазера
Дальность стрельбы ТУР, м 4,000
Система управления огнём
Макс. угол возвышения пушки, град. не менее 13.5
Макс. угол склонения пушки, град. не менее 6
Система автоматической выверки прицела нет есть
Основной прицел наводчика монокулярный стереоскопический перископический (ЭОП) с ЛД перископический (ЭОП) с ЛД и информационным каналом управления ТУР
Стабилизация поля зрения прицела независимая по ВН, зависимая по ГН
Ночной прицел наводчика ЭО монокулярный перископический комбинированный (ЭОП) бинокулярный перископический дневно-ночной (ЭОП)
Прицельный комплекс командира комбинированный, ЭО, бинокулярный перископический перископический комбинированный дневно-ночной (ЭОП), бинокулярный перископический
Дальномер, тип монокулярный стереоскопический ЛД
Измеряемая дальность 1,000-4,000 500-4,000
Защищённость
Бронированная защита, тип корпус – комбинированная, башня – монолитная комбинированная
Башня: горизонтальная толщина лобовой брони (в секторе +/-30 гр.), мм 410 530 н/д
Эквивалент по стойкости (в секторе +/-30 гр.) в мм от БПС/КС 410/410 410/500 н/д
Корпус: горизонтальная толщина лобовой брони (в секторе +/-0 гр.), мм 550 580 н/д
Эквивалент по стойкости (в секторе 0 гр.) в мм от БПС/КС 305/450 360/500 н/д
Угол наклона верхней лобовой детали корпуса, гр. 68
Противокумулятивные бортовые экраны есть
Система ТДА есть
Дымовые гранатомёты есть
Динамическа защита, тип нет НДЗ (ВДЗ с 1988 г.)
Подвижность
Максимальная скорость по шоссе, км/ч 60
Запас хода по шоссе, км 700 (с внешними баками; 500 без них)
Ёмкость топливных баков, л 1,200 + 400 во внешних баках
Среднее удельное давление на грунт, кгс/кв. см 0.83 0.87
Клиренс, мм 470 490
Преодолеваемый ров, м 2.6-2.8
Преодолеваемая стенка, м 0.85
Максимальный угол подъёма, гр 30
Преодолеваемый брод (с предварительной подготовкой), м 1.2 (1.8)
Преодолеваемая водная преграда с ОПВТ, м 5
Моторно-трансмиссионная установка
Двигатель, марка В-46 В-46-6 В-84М
Двигатель, тип многотопливный V-образный 12-цилиндровый 4-тактный дизель жидкостного охлаждения; угол между цилиндрами – 60 гр.
Максимальная мощность в стендовых условиях, кВ (л.с.) 574 (780) 618 (840)
Масса двигателя, кг 980 1,020
Частота вращения при максимальной мозности, об./мин 2,000
Габариты двигателя, мм: длина/ширина/высота 1,480/896/902
Ход поршня, мм 180; 186.7
Диаметр цилиндра, мм 150
Рабочий объём, л 38.88
Система наддува ПЦН
Трансмиссия, тип механическая, планетарная
КП, тип две бортовые, планетарные
Число передач вперёд/назад 7/1
МП, тип бездифференциальный
Остоновочный тормоз, тип дисковый, работающий в масле
БР, тип планетарный
Система управления движением, тип гидравлическая
Система охлаждения, тип жидкостная закрытая с принудительной циркуляцией и продувкой воздуха через радиаторы вентилятором
Вентиляторы: количество и тип 1, центробежный
Система воздухоочистки 2-х ступенчатая: 1-я ступень – циклоны, 2-я ступень – беспорядночно спутанная, гофрированная проволока
Число ВО 1
Система пуска воздушная – основная, электрическая – дополнительная
Ходовая часть
Подвеска, тип индивидуальная торсионная
Амортизаторы, тип (количество) гидравлические, лопастные (6)
Гусеница, тип соединения траков последовательное
Тип шарнира гусеницы РМШ или ОМШ РМШ
Ширина колеи, мм 2,790
Длина опорной поверхности гусеницы, мм 4,270
Ширина гусеницы, мм 580
Число траков, шт. 96 97
Число опорных катков на борт, шт. 6
Диаметр опорного катка, мм 750
Тип амортизации опорных катков наружная
Число поддерживающих катков на борт, шт. 3
Механизм натяжения, тип кривошипно-червячный
Дополнительные характеристики по другим источникам
Дымовые гранатомёты, количество и тип есть 12 х 902А «Туча» 8 х 902Б «Туча»
Допустимый крен, гр. 25
Скорострельность пушки, выстр./мин до 8
Средняя скорость по сухой грунтовой дороге, км/ч 40-45
Марка приборов и оборудования по другим источникам
Стабилизатор 2Э28М 2Э28М (с 1982 г. — 2Э42-2) 2Э42-2
Оборудование пожаротушения ЗЭЦ13 «Иней» с фреоновыми баллонами ЗЭЦ13 «Иней» с хладоновыми баллонами
Прицел-дальномер ТПД-2-49 ТПД-К1 1К13-49
Ночной прицел ТПН-1-49-23 ТПН-3-49 с ИК-осветителем Л-4
Прицельный комплекс командира ТКН-3 ТКН-3В
Радиостанция Р-123М Р-173
Переговорное устройство Р-124 Р-174
Навигационная аппаратура ГПК-59
ПНВ водителя есть ТВНЕ-4Б есть

Источник: https://total-rating.ru/417-tank-t-72.html

Т-72 «Урал» — Основной боевой танк

Танк Т-72: технические характеристики (ТТХ), вес в тоннах, боекомплект, устройство, калибр, экипаж, история

Т-72 «Урал» — это основной боевой танк второго поколения, принятый на вооружение в 1973 году. Экспортировался во множество стран, а также по лицензии выпускался в Индии, Чехословакии, Польше и Югославии.

История создания Т-72

Т-72 начали разрабатывать в 1967 году.

В ходе дальнейших разработок в 1969 были проведены сравнительные испытания Т-64А с новым двигателем В-45 и опытных образцов с тем же двигателем и некоторыми нововведениями.

В итоге образцы были признаны более совершенными, и им присвоили индекс «объект 172М». На образцы было решено установить двигатель В-46, и в 1973 году на их приняли на вооружение как танк Т-72.

Тактико-технические характеристики (ТТХ)

Общая информация

  • Классификация — основной боевой танк;
  • Боевая масса – 41 т;
  • Компоновочная схема – классическая;
  • Экипаж – 3 человека;
  • Годы разработки — с 1967 по 1973;
  • Годы эксплуатации — с 1974;
  • Количество выпущенных – около 30 тысяч штук.

Размеры

  • Длина корпуса – 6670 мм;
  • Длина с пушкой вперёд – 9530 мм;
  • Ширина корпуса — 3590 мм (по бортовым экранам) / 3370 мм (по гусеницам);
  • Высота – 2190 мм;
  • База — 4270 мм;
  • Клиренс — 428-470 мм.

Бронирование

  • Тип брони — катаная и литая стальная и стально-текстолито-стальная комбинированная;
  • Лоб корпуса — от 310(450)до 750(1100) мм в различных модификациях;
  • Лоб корпуса (верх) — суммарно 205 / 68°  мм/град и второй слой 60°, комбинированная;
  • Лоб корпуса (низ) — 85 / 60° мм/град;
  • Лоб башни — от 410(500) до 800(1200) мм в различных модификациях.

Вооружение

  • Калибр и марка пушки — 125-мм 2А26;
  • Тип пушки — гладкоствольная пушка;
  • Длина ствола – 48 калибров;
  • Боекомплект пушки – 39;
  • Углы ВН: -6°13’…+13°47′;
  • Углы ГН – 360 градусов;
  • Дальность стрельбы — до 9,4 км;
  • Прицелы — прицел-дальномер ТПД-2-49, перископический ночной ТПН-1-49-23;
  • Пулемёты — 1 × 12,7 НСВТ, 1 × 7,62-мм ПКТ.

Подвижность

  • Тип и марка двигателя – В-46 V-образный дизельный 12-цилиндровый с жидкостным охлаждением;
  • Мощность двигателя – 780 л.с.;
  • Скорость по шоссе – 60 км/ч;
  • Скорость по пересечённой местности – 35-45 км/ч;
  • Запас хода по шоссе – 500-650 км;
  • Запас хода по пересечённой местности – 320-650 км;
  • Тип подвески — индивидуальная торсионная;
  • Удельное давление на грунт — 0,83кг/см² ;
  • Преодолеваемый подъём – 30 градусов;
  • Преодолеваемая стенка – 0,85 м;
  • Преодолеваемый ров – 2,6-2,8 м;
  • Преодолеваемый брод – 1,2 м.

Модификации Т-72

Т-72 выпускался во множестве модификаций, причем не только в СССР, но и в других странах. Стоит отдельно упомянуть только некоторые из них.

Советские модификации

В СССР был создан целый ряд опытных модификаций этого танка, в основном с другими орудиями и различным дополнительным оборудованием. Большинство их них так и остались опытными танками, и на вооружение приняты не были. Однако было и несколько серийных модификаций:

Читайте также:  Винтовка бур: технические характеристики (ттх) снайперской lee enfield, модификации, боевое применение

Иностранные модификации

Также несколько модернизаций было выпущено в Израиле и ряде других стран.

Применение в бою

Т-72 активно применялся во многих вооруженных конфликтах, например в:

Фотографии Т-72

Память о танке

Т-72 пока достаточно активно применяется в современных конфликтах, так что на памятниках он представлен мало. Его можно увидеть на постаменте в Нижнем Тагиле, в месте производства, а также в целом ряде музеев по всему миру:

Танк в культуре

Танку Т-72 посвящена целая серия игр, которые танк и называются «Т-72» и являются танковыми симуляторами.

Источник: http://tanki-tut.ru/ussr-russia/t-72-ural/

Танк Т-72 — характеристики

Советский основной боевой танк Т-72 стал самым массовым и одним из лучших в мире, причём отнюдь не благодаря рекламе или голословным утверждениям. Он на протяжении многих лет производился и поставлялся в различные страны, где применялся с успехом, заслуживая любовь и уважение всех, кто воевал на нём или сталкивался с ним в роли врага.

Инженеры СССР всегда старались сохранить преемственность легендарного среднего танка Т-34, ставшего своеобразным символом победы над фашизмом и зарекомендовавшего свою конструкцию как дешёвую и неприхотливую.

Именно он положил начало массовым и простым танкам, которые, несмотря на свою доступность, обладали всеми требуемыми характеристиками и были способны бороться на равных с лучшими образцами западных машин, а в чём-то и превосходили их.

Создание

Т-72 эпохи Холодной войны не стал исключением из правил и был создан как простая, надёжная и неприхотливая боевая машина, которая способна на равных конкурировать с любым другим вражеским танком. То, что ОБТ удался, подтверждает количество произведенных экземпляров, составившее более 30000 и уступившее лишь Т-54/55.

Изначально создавался Объект 172, который постепенно развился в Объект 172М, поступивший в производство под названием Т-72. 7 августа 1973 года он был принят на вооружение решением ЦК КПСС и Совета Министров СССР, после чего производился в нашей стране с 1974 по 1992 годы.

Особенности конструкции

Внешность и конструкция в целом нового Т-72 соответствовали привычной советской концепции, которая подразумевала сбалансированное сочетание подвижности, огневой мощи и защиты. Его силуэт был низок и малозаметен с любой стороны, а броня имела большие углы наклона. Гладкоствольная 125 миллиметровая пушка могла поражать любые цели того времени, а карусельный автомат заряжания уменьшал количество членов экипажа до трёх, размеры танка и поднимал скорострельность, позволяя при этом произвольно выбирать тип снаряда по приказу командира.

Также танк получил ковш под нижним бронелистом, позволяющий проводить некоторые инженерные работы.

Вооружение

Главное орудие представляло собой 125 миллиметровую гладкоствольную пушку Д-81ТМ (2А46), имеющую специальную конструкцию, позволяющую менять ствол прямо в полевых условиях, не демонтируя само орудие. Боекомплект размещался в разных местах. В автомате заряжания карусельного типа, находилось 22 снаряда, а оставшиеся 23 снаряда были уложены в немеханизированных боеукладках корпуса и башни.

Дополнительное вооружение состояло из двух пулемётов разного калибра. 7,62 миллиметровый пулемёт ПКТ с боекомплектом 2000 патронов был спарен с пушкой, а зенитный 12,7 миллиметровый пулемёт НСВТ находился на крыше башни и имел боекомплект в 300 патронов.

Позже были добавлены дымовые гранатомёты на борта башни, для самостоятельного создания дымовых завес.

Подвижность

В движение ОБТ приводил привычный для СССР многотопливный дизельный двигатель. На первых модификациях был установлен 12 цилиндровый В-84-1 с жидкостным охлаждением и наддувом. Его мощность достигала 840 л.с. при 2000 об/мин.

Свой момент он передавал на механическую коробку передач с гидроприводом, имеющую семь ступеней хода вперёд и одну назад. Так же она обеспечивала поворот танка.

Ходовая часть Т-64 была признана неудачной, поэтому на Т-72 она состояла из 6 опорных катков большого диаметра, 3 поддерживающих маленького, направляющего колеса спереди и ведущего сзади.

Т-72 отличался неплохой подвижностью на любой местности и развивал 60 км/час при езде по шоссе и 35 км/час при езде по пересечённой местности.

Топливная система имела четыре внутренних бака в забронированном объёме и пять наружных топливных бака, расположенных на правой надгусеничной полке. Ёмкость внутренних баков достигала 705 литров, тогда как наружных — 495 литров.

Кроме этого, на затяжных маршах можно было подключать два дополнительных бака, крепящихся на корме и имеющих объем до 500 литров. Всё это давало дальность хода 500 километров, а с установленными внешними баками до 700 километров.

Современная модификация Т-72Б3 с мощным новым двигателем обладает отличной подвижностью, позволяющей завоёвывать первые места на танковых марафонах.

Бронезащита

Броня корпуса создавалась сильно дифференцированной, комбинированного типа. Верхняя лобовая деталь представляла собой лист трёхслойной комбинированной брони, состоящий из 80 мм стального наружного, 105 мм среднего стеклотекстолитового и 20 мм стального внутреннего слоёв. Этот лист располагался под углом в 68 градусов, благодаря чему его приведённая толщина достигала 550 мм. Нижняя лобовая деталь — лист обычной катанной гомогенной броневой стали толщиной 85 мм под углом 60 градусов.

  • Борта корпуса, расположенные вертикально, имели толщину 80 мм в области обитаемого объема и 70 мм в области моторно-трансмиссионного отсека.
  • Так же на боках корпуса имелись противокумулятивные бортовые экраны, состоящие из алюминиевого сплава, которые в походном состоянии можно было складывать, прижимая к пылевым щиткам для того, чтобы избежать случайных повреждений.
  • Башня изначально создавалась и производилась с монолитным бронированием, что большинство считало главным и наиболее критичным недостатком ОБТ, поэтому в 1979 году на модификации под обозначением Т-72А была установлена башня с комбинированной современной бронезащитой.
  • Так же у всех современных модификаций лобовые и боковые части корпуса с башней имеют дополнительную навесную или встроенную динамическую защиту.

Производство и модификации

ОБТ производился в Индии, Ираке, Польше и Чехословакии во времена СССР, а, после его распада, в Индии, Иране и Польше, чем и заслужил свою известность.

Более того, было произведено огромное количество модификаций в различных странах, начиная от довольно привычных , вроде установки своего оборудования, заканчивая оригинальными вроде индийского Tank EX, представляющего из себя башню от Арджун на шасси Т-72.

  1. Т-72 Урал был создан в 1973 году и представлял из себя простой Т-72.
  2. Т-72А первая значительно изменённая версия, была выпущена в 1979 году и имела новые системы наведения и наблюдения, пушку 2А46М вместо 2А26М2, системы защиты экипажа, дымовые гранатомёты, сплошные противокумулятивные экраны на бортах и двигатель В-46-6.
  3. Т-72АВ и Т-72Б были выпущены в 1985 году, первая из них получила навесную динамическую защиту, а вторая модификация комплекс управляемого вооружения.

Т-72БА появились в результате модернизации и доведения до уровня современных ОБТ поступивших для ремонта в 1999 году Т-72Б на УралВагонЗавод. Они получили встроенную динамическую защиту, систему управления огнём с датчиком ветра и новые двигатель с трансмиссией.

Т-72Б3 это самая последняя версия, начавшая поставляться в 2011 году на вооружение армии России, имеющая новые систему управления огнём, ДЗ Контакт-5, двигатель В-84-1 мощностью 840 л.с, ходовую, автомат заряжания и боеприпасы. С 2014 года на неё устанавливается другой двигатель, мощностью 1130 л.с., что ещё больше подняло подвижность.

ОБТ использовался более чем в 40 армиях, начиная от времени своего производства, заканчивая современностью. В наше время он весьма распространён, а то, что российский основной боевой танк Т-90 является по сути его глубокой модификацией, говорит о многом.

Боевое применение

Впервые танк применили при боевых действиях в 1982 году в Ливане, в долине Бекаа. Две сирийские танковые бригады попали в окружение и было принято решение отправить им на помощь элитную бригаду, оснащённую новыми Т-72. Они успешно уничтожили несколько израильских М60, практически не понеся потерь, прорвав тем самым окружение.

В Ираке советские машины проявили себя ещё лучше, практически без достойного сопротивления уничтожая Чифтены и Скорпионы, а всего за 8 лет войны, было потеряно 60 танков.

А вот во время вторжения в Кувейт, где советским ОБТ противостояли американские Абрамс М1А1 новой модификации, оснащённые 120 миллиметровой немецкой пушкой, было потеряно до 250 Т-72. Более того, известен случай, когда увязший в грязи Абрамс был атакован 3 Т-72, уничтожил их, и был отбуксирован на базу, после чего вновь вступил в строй.

  • Такое соотношение потерь можно объяснить отсутствием современных снарядов, способных справиться с бронёй Абрамса, у Ирака.
  • В Грузии, Чечне и Осетии Т-72 опять понесли большие потери, причём в Осетии обе стороны конфликта были вооружены ими, но Россия потеряла 2 танка, а Грузия 18, что доказывает то, что все эти потери произошли лишь из-за плохой подготовки экипажей и неправильного командования.
  • Действительно, во время штурма Грозного, танки применялись без прикрытия стрелков в городских условиях и уничтожались выстрелами в борта и корму, при этом случаи пробития лобовой брони неизвестны.
  • Были отмечены надёжность на марше в горных условиях и способность выдерживать многочисленные попадания без заметных повреждений.

Эпилог

  1. За всё время было создано очень много машин на базе Т-72 — различные инженерные машины, самоходные пушки, боевые машины поддержки и опытные образцы танков.
  2. Будучи принятым на вооружение в 1973 году, Т-72 сейчас стоит на вооружении многих стран, а, благодаря модификациям и современному оборудованию, способен наравне бороться со многими другими современными ОБТ и ещё долго останется в российской армии, даже после поступления в неё Т-14 Армата.
  3. Его высокие подвижность, огневая мощь и защита вместе с надёжностью, неприхотливостью и стоимостью очень удачно собраны в одно целое, что ценится специалистами всего мира, многие из которых по праву считают Т-72 лучшим основным боевым танком второй половины 20 века.

Источник: https://tanksdb.ru/t-72/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector