Торпедный катер комсомолец: проект 123, боевое применение, вооружение, характеристики (ттх), конструкция

Торпедные катера – быстрые малогабаритные и быстрые судна, чьё основное вооружение являются самодвижущиеся боевые снаряды – торпеды.

Прародителями лодок с торпедами на борту стали русские минные судна «Чесма» и «Синоп». Боевой опыт в военных конфликтах с 1878 по 1905 года выявил ряд недостатков. Стремление исправить минусы лодок привело к двум направлениям развития судов:

  1. Размеры и водоизмещение были увеличены. Это было сделано для того, чтобы оснастить катера более мощными торпедами, усилить артиллерию, увеличить мореходность.
  2. Корабли были малогабаритными, их конструкция легче, поэтому маневренность и скорость стали преимуществом и главными характеристиками.

Первое направление родил такие типы судов, как миноносцы. Второе направление привело к появлению первых торпедных лодок.

Торпедный катер Комсомолец: проект 123, боевое применение, вооружение, характеристики (ТТХ), конструкция

Первые торпедные катера

Одними из первых торпедных катеров были созданны англичанами. Их называли катерами «40-фунтовый» и «55-фунтовый» Они очень удачно и активно участвовали в боевых действиях в 1917 году.

Первые модели обладали рядом характеристик:

  • Маленькое вымещение воды – от 17 до 300 тонн;
  • Маленькое количество торпед на борту – от 2 до 4;
  • Высокая скорость от 30 до 50 узлов;
  • Легкое вспомогательное оружие – автомат от 12 до 40 – мм;
  • Незащищенная конструкция.

Торпедный катер Комсомолец: проект 123, боевое применение, вооружение, характеристики (ТТХ), конструкцияТорпедные катера модели Г-5

Торпедные катера Второй мировой войны

На начало войны катера такого класса не имели большой популярности среди стран-участниц. Но в военные годы их количество увеличилось в 7-10 раз. Советский союз же развивал строительство легких судов, и к началу боевых действий на вооружении у флота стояло примерно 270 лодок торпедного типа.

Малые корабли использовались совместно с авиацией и другой техникой. Помимо главной задачи – нападения на корабли, лодки имели функции разведчиков и дозорных, охраняли конвои у берегов, устанавливали мины, атаковали субмарины в прибрежных зонах. Также использовались в роли транспортного средства для перевозки боеприпасов, выброса десанта и играли роль тральщиков донных мин.

Торпедный катер Комсомолец: проект 123, боевое применение, вооружение, характеристики (ТТХ), конструкцияМицубиси Т-14 Япония 1945 год

Вот основные представители торпедных лодок в войне:

  1. Катера Англии МТВ, скорость которых составляла 37 узлов. Оснащались такие катера двумя однотрубными устройствами для торпед, двумя пулеметами и четырьмя глубинными минами.
  2. Немецкие боты, водоизмещение которых составляло 115 тысяч килограммов, длина почти 35 метров и скорость хода – 40 узлов. Вооружение лодки Германии состояло из двух устройств для торпедных снарядов и двух автоматических зенитных пушек.
  3. Итальянские катера MAS конструкторской организации «Бальетто» развивали скорость хода до 43-45 узлов. Они были снабжены двумя торпедными установками 450-мм калибра, одной пулеметной установкой на 13 калибров и шестью бомбами.
  4. Двадцатиметровый торпедный катер типа Г-5, созданный в СССР обладал рядом характеристик: Вытеснение воды составляло около 17 тысяч килограммов; Развивал ход до 50 узлов; Он был оснащен двумя торпедами и двумя мелкокалиберными пулеметами.
  5. Катера торпедного класса модели РТ 103, состоящие на службе у ВМС США, вытеснял около 50 тонн воды, длина составляли 24 метра и развивали скорость хода в 45 узлов. Их вооружение состояло из четырех торпедных установки, одного 12,7-мм пулемета и 40-мм зенитных автоматических установки.
  6. Японские пятнадцатиметровые торпедные катера модели «Мицубиши» имели маленькое водное вытеснение до пятнадцати тонн. Лодка типа Т-14 была оснащена бензиновым двигателем, который развивал скорость 33 узла. В вооружении были одна пушка 25 калибра или пулемет, два торпедных снаряда и бомбометы.

Торпедный катер Комсомолец: проект 123, боевое применение, вооружение, характеристики (ТТХ), конструкцияСССР 1935 год – катер г 6
Торпедный катер Комсомолец: проект 123, боевое применение, вооружение, характеристики (ТТХ), конструкцияМинный катер MAS 1936 год

Корабли торпедного класса обладали несколькими преимуществами перед другими боевыми суднами:

  • Небольшие габариты;
  • Высокие скоростные способности;
  • Высокая маневренность;
  • Маленький экипаж;
  • Небольшая потребность в снабжении;
  • Катера могли быстро атаковать врага и также молниеносно скрыться.

Шнелльботы и их характеристики

Шнелльботы – немецкие торпедные судна времен Второй мировой войны. Его корпус был скомбинирован из дерева и стали. Это было продиктовано желанием увеличить быстроходность, водоизмещение и уменьшить финансовые и временные ресурсы на ремонт. Рубка была сделана из легкого сплава, имела коническую форму и была защищена броневой сталью.

Торпедный катер Комсомолец: проект 123, боевое применение, вооружение, характеристики (ТТХ), конструкция
Торпедный катер Комсомолец: проект 123, боевое применение, вооружение, характеристики (ТТХ), конструкция

Катер имел семь отсеков:

  1. – располагалась каюта на 6 человек;
  2. – радиопост, каюта командира и два топливных бака;
  3. – находятся дизели;
  4. – топливные цистерны;
  5. – динамо-машины;
  6. – пост рулевого управления, кубрик, склад боеприпасов;
  7. – топливные цистерны и рулевое устройство.

Силовая установка к 1944 году была усовершенствована до дизеля модели МВ-518. В результате чего скорость увеличилась до 43 узлов.

Торпедный катер Комсомолец: проект 123, боевое применение, вооружение, характеристики (ТТХ), конструкция

Главным оружием были торпеды. Как правило, устанавливались парогазовые G7a. Вторым эффективным оружием катеров были мины. Это были донные снаряды типов ТМА, ТМВ, ТМС, LMA, 1МВ или якорные ЕМС, UMB, EMF, LMF.

Лодка снабжалась дополнительным артиллерийским вооружением, включающим в себя:

  • Одну кормовую пушку MGC/30;
  • Две переносные пулеметные установки MG 34;
  • В конце 1942 года некоторые катера снабжались пулеметами «Бофорс».

Катера Германии были оснащены сложным техническим оборудованием для обнаружения противника. Радар FuMO-71 представлял собой антенну малой мощности. Система позволяла обнаруживать цели только на близких расстояниях: от 2 до 6 км. Радар FuMO-72 с вращающейся антенной, которая помещалась на рубке.

Станция «Метокс», которая могла фиксировать вражеское радарное облучение. С 1944 года катера были оснащены системой «Наксос».

Мини шнелльботы

Мини катера типа LS были предназначены для размещения на крейсерах и больших кораблях. Лодка имела следующие характеристики. Водоизмещение всего 13 тонн, а длина – 12,5 метра.

Команда экипажа состояла из семи человек. В катере была установлены два дизельных двигателя Даимлер Бенц MB 507, которые разгоняли катер до 25-30 узлов.

Лодки вооружили двумя торпедными установками и одной пушкой 2-х см калибра.

Катера типа KM были на 3 метра больше, чем LS. Лодка вымещала 18 тонн воды. На борту было установлено два бензиновых двигателя BMW. Плавательный аппарат имел скорость 30 узлов. Из вооружения на лодке стояло два устройства для стрельбы и хранения торпедных снарядов или четыре мины и один пулемет.

Торпедный катер Комсомолец: проект 123, боевое применение, вооружение, характеристики (ТТХ), конструкция

Суда послевоенного времени

После войны многие страны отказались от создания торпедных катеров. И перешли на создание более современных ракетных судов. Строительством продолжали заниматься Израиль, Германия, Китай, СССР и другие. Катера в послевоенное время поменяли предназначение и стали патрулировать прибрежные зоны и бороться с вражескими субмаринами.

Советский союз представил торпедный катер проекта 206 с водоизмещением в 268 тонн, длиной 38,6 метров. Его скорость составляла 42 узла. Вооружение состояла из четырех 533-мм торпедных аппарата и двух спаренных установок АК-230.

Некоторые страны начали производство катеров смешанного типа, применяя и ракеты, и торпеды:

  1. Израиль производил катер «Дабур»
  2. Китай разработал комбинированный катер «Хэгу»
  3. Норвегия построила «Хёук»
  4. В Германии это был «Альбатрос»
  5. Швеция имела на вооружении «Нордчепинг»
  6. У Аргентины был катер «Интрепида».

Торпедный катер Комсомолец: проект 123, боевое применение, вооружение, характеристики (ТТХ), конструкция

Торпедные катера СССР

Советские катера торпедного класса – это военные корабли, используемые в годы ВОВ. Эти легкие, маневренные были незаменимыми машинами в боевых условиях, с их помощью высаживали десантные войска, транспортировали оружие, производили траление и постановку мин.

Торпедные катера модели Г-5, серийное производство которого осуществлялось с 1933 по 1944 годы. Всего было выпущено 321 судно. Водоизмещение составляло от 15 до 20 тонн. Длина такой лодки была 19 метров. На борту устанавливали два двигателя ГАМ-34Б по 850 лошадиных сил, позволяющие развивать скорость до 58 узлов. Экипаж – 6 человек.

торпедный катер «Комсомолец»

Из оружия на борту были установлен 7-62-мм пулемет ДА и два 533-мм кормовых желобковых торпедных аппарата.

Вооружение состояло:

  • Два парных пулемета
  • Два трубных торпедных устройства
  • Шесть бомб М-1

Катера модели Д3 1 и 2 серий были глиссирующими суднами. Габариты и масса вымещенной воды практически не отличались. Длина -21,6 м у каждой серии, водоизмещение – 31 и 32 тонны соответственно.

Лодка 1 серии имела три бензиновых двигателя Гам-34ВС и развивала скорость в 32 узла. В экипаж входило 9 человек.

Катер серии 2 имел более мощную силовую установку. В ее состав входило три бензиновых мотора «Паккард» мощностью 3600 лошадиных сил. Экипаж состоял из 11 человек.

Вооружение практически не отличалось:

  • Два двенадцатимиллиметровых пулемета ДШК;
  • Два устройства для запуска торпед 533-мм калибра модели БС-7;
  • Восемь глубинных бомб БМ-1.

На Д3 2 серии дополнительно была установлена пушка «»Эрликон».

Лодка «Комсомолец» – усовершенствованный торпедный катер во всех отношениях. Его корпус изготавливался из дюралюминия. Катер состоял из пяти отсеков. Длина составляла 18,7 метра. На катере устанавливали два бензиновых двигателя «Паккард». Судно развивало скорость хода до 48 узлов.

Источник: https://vmflot.ru/katera/torpednyj-kater/

Проект 1241, ракетный катер типа Молния, причина создания, особенности конструкции, ТТХ и вооружение, современное применение

Вторая Мировая война наглядно показала насколько важными для успешных действий флота в сложной оперативно-тактической обстановке являются малые военные корабли.

Тысячи моряков союзнических караванов обязаны своей жизнью эскортным корветам и фрегатам, успешно боровшимися с «волчьими стаями» немецких подводных лодок. В Советском Союзе сторожевики, морские охотники и торпедные катера выполняли огромный объем боевой работы, обеспечивая защиту флангов от действий вражеского флота.

Малые боевые корабли оказались единственным эффективным инструментом флота, когда крупные и основные силы флота были ограничены в своих действиях.

Советское военно-морское командование сумело правильно оценить боевой опыт применения малых боевых судов, приступив в послевоенное время к активному строительству военных судов прибрежного действия. Сначала акцент делался на быстроходные торпедные катера.

Позже, с появлением ракетного оружия, в СССР активно развернулось строительство ракетных катеров.

Если первые суда были еще далеки от совершенства и имели ограниченные боевые возможности, то ракетные катера проекта 1241 представляли собой образец конструкторской мысли.

Торпедный катер Комсомолец: проект 123, боевое применение, вооружение, характеристики (ТТХ), конструкция

Ракетный катер. Стрельба

Основная идея, заложенная в создание проекта

Огромные убытки, который понес Советский Союз во Второй Мировой войне, поставили перед Советским правительством сложную задачу. Требовалось в срочном порядке усилить военно-морской флот новыми боевыми кораблями.

Строить большие океанские суда, крейсера и авианосцы экономике было не под силу. Вместе с тем, страна срочно нуждалась в укреплении морских рубежей.

Выходом из сложившейся ситуации могли стать ракетные катера, небольшие по водоизмещению боевые суда, обладающие высокой скоростью и способные нести мощное ударное вооружение.

Идея создать высокомобильную скоростную боевую платформу для противокорабельных ракет быстро воплотилась в металл. Советский Союз стал первой страной в мире, где начали строиться ракетные катера — совершенно новый класс военных судов.

Боевые возможности кораблей нового класса оказались настолько широкими, что к советским проектам стали присматриваться из-за границы. Советские ракетные катера стали настоящей находкой для стран, которые нуждались в создании небольших и вместе с тем, эффективных ВМС.

Ракетные катера, оснащенные ракетным оружием, уравняли шансы флотов на море. С этого момента любой крупный боевой корабль не мог себя чувствовать полностью защищенным.

В течение 25 лет Советский Союз успешно строил малые ракетные корабли, обеспечив тем самым надежное прикрытие морских флангов СССР на Севере, на Юге и на Дальнем Востоке.

Торпедный катер Комсомолец: проект 123, боевое применение, вооружение, характеристики (ТТХ), конструкция

Катера на верфи

Постоянное совершенствование мореходных качеств кораблей, увеличение мощности и дальности ракетного вооружения значительно повысили боевые и тактико-технические характеристики ракетных катеров.

К тому же, подобные корабли можно было строить большими сериями. Вместо строительства одного эсминца или ракетного крейсера флот в течение 3-5 лет мог получить до двух десятков малых ракетных кораблей.

Благодаря этому классу судов советский ВМС быстро сумел восстановить свою ударную мощь.

По достоинству оценили боевые возможности ракетных кораблей и за рубежом. Советские катера с ракетным вооружением стали основой для ВМС Египта, Индии, Йемена и Вьетнама. Ракетные катера, строившиеся в СССР, смогли усилить военно-морскую группировку стран Организации Варшавского Договора.

Читайте также:  Газ 69: технические характеристики автомобиля, максимальная комплектация, история создания, расход топлива

Военно-морские силы Болгарии, Румынии, Польши и ГДР имели на оснащении малые ракетные корабли советского проекта. Самым распространенным типом кораблей этого класса стали суда типа «Молния», которым дал путевку в жизнь проект 1241.

Используя техническую документацию базового проекта, советские кораблестроители сумели создать ряд модификаций малых судов, которые оказались удачными и надежными боевыми судами.

Торпедный катер Комсомолец: проект 123, боевое применение, вооружение, характеристики (ТТХ), конструкция

Эйлат

Прекрасным подтверждением боевых возможностей ракетных катеров советской постройки стала атака египетского ракетного катера проекта 183Р на израильский эсминец «Эйлат». Корабль, который имел вдесятеро меньшее водоизмещение, сумел двумя ракетами П-15 потопить более сильный корабль.

При этом решающим фактором успеха стала дистанция боя и молниеносность атаки. С этого момента во всем мире кардинальным образом изменилось отношение к кораблям этого класса. Ракетные катера стали полноправным классом боевых судов.

Небольшие страны, имеющие морские границы стали в массовом порядке заказывать для своих ВМС корабли этого класса.

Особенности советских ракетных катеров проекта 1241

Основная особенность любого ракетного катера – это его вооружение. Противокорабельная ракета обладает достаточной мощностью, чтобы вывести из строя крупный корабль или нанести значительные повреждения и потопить военный корабль меньшего водоизмещения.

По способу действия советские ракетные катера являются ударным вооружением. Первая противокорабельная ракета «Москит», созданная в СССР, могла преодолеть любую корабельную систему ПВО. Название для новой ракеты было выбрано не случайно.

В реальности воплотилась идея вооружить москитный флот мощным и принципиально новым оружием.

Проект 1241 оказался настолько удачным, что на его платформе выпускались катера проекта 12412, торпедный вариант. Новые торпедные катера оснащались не турбинами, а высокоскоростными дизелями. Такое судно могло выполнять задачи по поиску и уничтожению подводных лодок. Немало кораблей этого класса поступило на оснащение Пограничных войск КГБ СССР, используемых для охраны морской границы.

Торпедный катер Комсомолец: проект 123, боевое применение, вооружение, характеристики (ТТХ), конструкция

Проект 1241Т

Ракетные катера типа «Молния» начали проектироваться в Ленинградском ЦКБ «Алмаз» в 1973 году. Новое судно получило шифр «Молния», а сам проект должен был стать базовым для последующего строительства малых боевых судов других типов. На Западе новый большой ракетный катер проекта 1241 получил громкое и пугающее название «Тарантул» и был причислен к классу корветов.

Первоначальная задача создать мощный военный корабль небольшого водоизмещения для конструкторов оказалась трудной. Установить на корабле одновременно и артиллерийское вооружение и целый ударный противокорабельный комплекс, сохранив боевой единице высокую скорость хода, оказалась невыполнима.

Новая энергетическая установка и наличие мощного вооружения привели к росту водоизмещения. В итоге на чертежах вырисовывался уже не катер, а ракетный корабль. Учитывая возросшее водоизмещение и достаточно большую автономность плавания, эти суда напоминали уже полноценные боевые корабли.

Недаром в странах НАТО эти суда сразу стали классифицировать как корветы. Строительство кораблей шло по двум направлениям. Ввиду неготовности противокорабельной ракеты «Москит» сначала упор делался на постройку катеров проекта 1241.1, вооруженных ПКР «Термит».

На этом проекте советским конструкторам удалось полностью отработать базовую версию, подведя ее под условия массового производства.

Торпедный катер Комсомолец: проект 123, боевое применение, вооружение, характеристики (ТТХ), конструкция

Термит

Следующий вариант — модификацию 12411, вооруженная ПКР «Москит» и дизельной газотурбинной установкой, можно считать уже совершенно новым кораблем.

Строительство ракетных катеров типа «Молния»

Оценив тактико-технические характеристики и боевые возможности обоих модификаций, было принято решение серийно выпускать ракетные катера этого проекта в двух вариантах исполнения.

Головное судно, рассчитанное под установку нового противокорабельного комплекса «Москит» было заложено в 1977 году на верфи ПО «Алмаз» в Ленинграде.

После освоения производства головных судов в дальнейшем для серийного производства было выбрано три судостроительных предприятия.

Корабли модификаций 12411-Т и 12411-М строились в Ленинграде на Приморском ССЗ, на Средне-Невском судостроительном заводе и в Хабаровске.

За неполные 12 лет, с 1979 по конец 1991 года в СССР было построено 73 ракетных катера различных проектов. К моменту развала Советского Союза в постройке еще находилось 6 судов этого класса различной степени готовности.

Достроить оставшиеся в наследство от СССР боевые суда планировалось до 1996 года.

Торпедный катер Комсомолец: проект 123, боевое применение, вооружение, характеристики (ТТХ), конструкция

Катера ВМС Вьетнама

Если три советских судостроительных завода в Ленинграде и в Хабаровске работали для обеспечения нужд отечественного ВМФ, то в Рыбинске на ССЗ и в Ярославле строились суда исключительно в экспортном варианте исполнения. Проект 1241 с приставкой РЭ был рассчитан для поставки в страны социалистического блока. По этому проекту на Рыбинских и Ярославских верфях было построено 22 судна:

  • для ВМС ГДР – 5 ракетных катеров;
  • для ВМС Индии – 5 кораблей;
  • 4 ракетные катера получила Польша»;
  • 3 боевые судна для ВМС Румынии;
  • по 2 корабля получили Болгария и Йемен.

Один ракетный катер проекта 1241Рэ был передан военно-морским силам Вьетнама. Три боевых корабля этого проекта находись в составе отечественного ВМФ, используемые для обучения иностранных экипажей.

На экспорт шли боевые суда, вооруженные ПКР «Термит». Корабли, вооруженные ПКР «Москит» строились только для нужд отечественного флота.

Только в 2000 году уже российские кораблестроители разработали экспортную модификацию кораблей проекта 12418, вооружаемые ПКР «Уран».

Торпедный катер Комсомолец: проект 123, боевое применение, вооружение, характеристики (ТТХ), конструкция

Ракета Уран

Новые суда строились на заказ для нужд ВМС Вьетнама, Туркменистана и Индии. Вооруженные морально устаревшими, однако еще боеспособными и достаточно эффективными противокорабельными ракетами «Термит» эти боевые суда представляли собой достаточно грозную силу на море.

Следует отметить, что из всех стран, которые имели у себя на оснащении ракетные катера типа «Молния», только Индия приобрела у Советского Союза лицензию на право сборки и постройки однотипных судов.

Строительство судов велось на судостроительных заводах в Мумбаи и на Гоа.

Индийские ракетные катера советского проекта сыграли значительную роль во время приграничного конфликта с Пакистаном в 1984 году, когда небольшому отряду индийских ВМС удалось блокировать главный пакистанский порт Карачи.

Современная история кораблей проекта 1241

Первые корабли проекта 1241.1 строились на советских верфях вплоть до 1980 года.

До этого все суда оснащались старыми газотурбинными двигателями, которые не отличались высокой экономичностью и не обладали той гибкостью в режимах работы, которая была необходима кораблям этого класса.

В начале 80-х годов промышленность освоила новый тип двигателя — дизельные газотурбинные установки, способные обеспечить кораблям широкий скоростной диапазон и свободу маневра.

Торпедный катер Комсомолец: проект 123, боевое применение, вооружение, характеристики (ТТХ), конструкция

Ракетный катер

Проект 1241 в отличие от других технических решений отличался многообразием проведенных модернизаций. Ни один корабль, находившийся в составе ВМФ СССР, не менял столько раз свое основное вооружение. На серийных судах этого проекта главный калибр менялся трижды. Сначала проектировались корабли под 2 пусковые установки ПКР «Москит».

В реальности, первые спущенные на воду суда, оснащались противокорабельными ракетами П-15М «Термит» в той же конфигурации. Корабли, строящиеся на экспорт, оснащались ПКР «Термит» в экспортном варианте исполнения П-20М. Далее на новые суда, отправляемые за рубеж, устанавливались ракетные комплексы с ракетами «Уран».

Новейшая версия ракетного корабля уже имела 4 пусковые установки по 4 ПКР «Уран» в каждой.

Отечественные боевые единицы последнего поколения стали получать на вооружение новейшие противокорабельные комплексы «Москит». Каждый ракетный корабль теперь мог нести 4 ПКР «Москит». Дальность обнаружения целей увеличилась до 150 км, а сама ракета могла поразить цель на расстоянии 120 км.

Высота полета снаряда составляла всего 20 м над уровнем воды, что соответственно делало ее труднозаметной для корабельной ПВО. Скорость полета противокорабельной ракеты составляла 2Мах.

На таком расстоянии и при такой скорости полета снаряда ни одна из существующих на сегодняшний день систем корабельной ПВО не может вовремя среагировать на опасность.

Торпедный катер Комсомолец: проект 123, боевое применение, вооружение, характеристики (ТТХ), конструкция

Ракета Москит

В современных условиях, когда ВМФ России испытывает трудности с переоснащением корабельного состава, ракетные корабли последних модификаций проекта 1241 продолжают нести бремя военной службы.

В начале нулевых на вооружении российского флота находилось не более 25 кораблей этого типа. Проект 1241 получивший дальнейшее развитие в виде кораблей проекта 12418 «Тарантул-3» являются боеспособными единицами Черноморского и Тихоокеанского флота.

На Балтике осталось всего несколько кораблей этого типа, которые находятся в различной степени технического износа.

Наиболее современные суда, спущенные на воду в середине 90-х годов, продолжают оставаться основными боевыми кораблями в ВМС Вьетнама и Туркмении. Военно-морские силы Индии, начиная с 2000 года, перешли на собственное строительство крупных военных судов, переведя ракетные корабли советского проекта в разряд учебных.

Источник: https://WarWays.ru/flot/korabli/proekt-1241.html

Торпедный катер пр.123К (Калининград)

?

Оригинал взят у myauu в Торпедный катер пр.123К (Калининград)Макет торпедного катера проекта 123К установлен в Калининграде на берегу реки Преголя у пересечения Московского проспекта и Октябрьской улицы.Доступ свободный, постамент высокий. Охраны нет.Состояние — не историческое.Дата съёмки — 01 июня 2015 года. 01.

Торпедный катер Комсомолец: проект 123, боевое применение, вооружение, характеристики (ТТХ), конструкция

Все фото кликабельны до 3648х2736. 02. Катер является центральным элементом мемориального комплекса «Морякам-балтийцам».

Торпедный катер Комсомолец: проект 123, боевое применение, вооружение, характеристики (ТТХ), конструкция

03. На памятных табличках (1, 2) мемориала перечислены части и соединения Балтийского флота принимавшие участие в Великой Отечественной войне.Торпедный катер Комсомолец: проект 123, боевое применение, вооружение, характеристики (ТТХ), конструкция 04. Памятник истории муниципального значения Памятный знак морякам-балтийцам1974 г.

Торпедный катер Комсомолец: проект 123, боевое применение, вооружение, характеристики (ТТХ), конструкция

05. На постаменте установлен макет торпедного катера проекта 123К с элементами 123-бис и оригинальными деталями.Оригинальный катер, установленный в 1974 году, был сильно повреждён временем и вандалами.

Торпедный катер Комсомолец: проект 123, боевое применение, вооружение, характеристики (ТТХ), конструкция

06. Местная пресса так писала о восстановлении:

Больше месяца он находился на реконструкции на Прибалтийском судостроительном заводе янтарь, где корабелы изготовили новый корпус. Старый проржавел. С прежней боевой машины сняли уцелевшие торпедные аппараты, руль и винты. «Родные» детали установили на свежий металлический корпус.«Комсомольская правда. Калининград» (04.04.2010)

Специалисты «Янтаря» провели серьёзную исследовательскую работу, в результате которой за основу модели был взят проект 123-бис, торпедные катера которого принимали участие в военных действиях на Балтике.

Новый памятный знак будет отличаться внешним видом от своего предшественника – представителя более позднего, уже послевоенного проекта. От «Комсомольца» образца 1978 года на новом катере остались только торпедные аппараты.

«Новый Калининград» (01.04.2010)

Сложно понять почему упоминается проект 123-бис, хотя катер больше всего похож на 123К.От 123К — надстройка, мачта для радара, форма кормовой оконечности.Кроме того, у 123К только одна пулемётная установка 2М-5, а у 123-бис — две 2-УК-Т. Различия в силуэтах очевидны:

Торпедный катер Комсомолец: проект 123, боевое применение, вооружение, характеристики (ТТХ), конструкция

Определённо 123К.Скорее всего, желание выдать его за 123-бис связано с тем, что 123К — строго послевоенная серия катеров, а 123-бис успели успешно повоевать.

Торпедный катер Комсомолец: проект 123, боевое применение, вооружение, характеристики (ТТХ), конструкция

07. Настоящий контр-адмирал даёт интервью телевизионщикам на фоне катера и «Дома советов» — самого эпического Калининградского недостроя ещё советских времён. Торпедный катер Комсомолец: проект 123, боевое применение, вооружение, характеристики (ТТХ), конструкция 08. «Комсомолец» — серия советских малых торпедных катеров проектов 123, 123бис, М-123бис и 123К.Головной катер проекта 123 был заложен 30 июля 1939 года на верфи ленинградского завода N 194 (стапельный N С-505). Спущен на воду 16 мая 1940 года, вступил в строй 25 октября 1940 года. 12 марта 1941 года был зачислен в состав Черноморского флота. По характеристикам значительно отличался от катеров последующих серий. 09. После спуска на воду головного катера проекта 123, КБ судостроительного завода N 639 начало доработку проекта, и в ноябре 1943 года флот получил новый проект катеров типа «Комсомолец», получившего обозначение «123бис». До конца Второй мировой войны со стапелей Тюменского завода № 639 сошёл 31 катер проекта 123бис. 10. В послевоенное время проект катеров типа «Комсомолец» ещё 2 раза подвергался доработке, и в 1946—1953 годы со стапелей феодосийского судостроительного завода № 831 сошло ещё 205 торпедных катеров «Комсомолец» (50 — проекта М-123бис и 155 — проекта 123К). 11. Реданный катер с дюралюминиевым корпусом. Корпус разделен водонепроницаемыми переборками на пять отсеков. По всей длине корпуса проложена полая кильбалка, выполняющая функцию киля. Для уменьшения качки на подводной части корпуса установлены бортовые кили.Два авиационных двигателя установлены в корпусе один за другим, при этом длина левого гребного вала составляла 12,2 м, а правого — 10 м.Торпедные аппараты, в отличие от катеров предыдущих типов — трубные, а не желобные. 12. Винты. Возможно, оригинальные. 13. Макет установки 2М-5 со спаренным 14,5 мм пулемётом Владимирова.

Читайте также:  Самолет по-2 (у-2): кто создал биплан-разведчик, технические характеристики ночного бомбардировщика

Как выглядит оригинальная установка я видел в Санкт-Петербурге.

Странные бочонки на переднем плане (и в левой части снимка, на другом борту) — имитация глубинных бомб БМ-1 14. БМ-1 (Бомба малая, первая) предлагалась в качестве вспомогательного противолодочного средства, а также в качестве оружия для тихоходных кораблей и катеров, которым не хватило бы скорости, чтобы уйти от ударной волны Большой Бомбы ББ-1. Кроме того, «Бомба малая» стала инструментом разминирования и применялась для подрыва акустических мин противника. 15. Торпедные аппараты — похоже единственная оригинальная деталь памятника. 16. Главное вооружение катера — две 450 мм торпеды 45-36Н, 45-36НУ в торпедных аппаратах ТТКА-45 (на II-VI серии ТТКА-45-52). 17. Аппаратура пуска торпеды — на месте. 18. Редан == скорость.Максимально — 50 узлов (92.6 км/ч).Это очень быстро для кораблей.

    Где находится:

  • Wikimapia
  • Панорама на Yandex
  • KMZ-файл

Источник: https://techmonuments.livejournal.com/380260.html

Торпедные катера типа Ш-4

«Краткая справка: Советские глиссирующие торпедные катера «Шарли» (Ш-4), к созданию которых приложил руку сам А. Туполев. История создания, характеристики и опыт боевого применения»

Торпедный катер Комсомолец: проект 123, боевое применение, вооружение, характеристики (ТТХ), конструкция

Торпедный катер типа Ш-4

Английский урок для Балтики

Впервые познакомиться с новым классом боевых кораблей — торпедными катерами, советским военным морякам довелось летом 1919 г. в ходе операции английских ВМС в Финском заливе против кораблей Балтийского флота.

Не смотря на то, что три атакующих катера были потоплены огнем артиллерии  эсминцев РККФ, им удалось поразить торпедами крейсер «Олег», учебный корабль «Память Азова» и линейный корабль «Андрей Первозванный». Высокая скорость достигнутая за счет применения в конструкции подводной части катеров редана и поразительная маневренность этих небольших кораблей, произвели на балтийцев сильное впечатление.

Уже в первых числах сентября 1919 г. удалось поднять на поверхность один из потопленных катеров. После изучения конструкции корабля специалистами флота, Реввоенсовет Балтийского флота обратился в правительство с предложением организовать постройку подобных судов на отечественных предприятиях. Однако, реалии Гражданской войны не позволили реализовать эти планы.

К идее создания собственных торпедных катеров, или же как тогда их называли — «глиссирующие катера», вновь вернулись после прекращения боевых действий в 1922 г. по инициативе специалистов Остехбюро (г. Санкт-Петербург).

Торпедный катер Комсомолец: проект 123, боевое применение, вооружение, характеристики (ТТХ), конструкция

Чертеж-схема торпедного катера типа Ш-4

История создания торпедных катеров типа Ш-4

В начале 1923 г. специалисты Главного морского техническо-хозяйственного управления Народного комиссариата по морским делам сформулировали тактико-технические требования к новому классу кораблей.

Глиссера должны были иметь радиус боевого действия не менее 150 км, обладать скоростью до 100 км/ч, в качестве вооружения нести один 7,62 мм пулемет и две 450 мм торпеды системы Уайдхеда, а также устройства для их пуска.

Разработку проекта катера было решено возложить на Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ), а в частности, на конструкторскую группу под руководством А.Н. Туполева. Кроме того, ГМТХУ заказало создание и постройку катеров французской фирме «Пиккер», однако дальше постройки опытного экземпляра у французских специалистов дело не пошло.

Выбор коллектива А.Н. Туполева в качестве разработчика проекта торпедного катера был не случаен. Дело в том, что он занимался темой проектирования глиссирующих судов в инициативном порядке с 1919 г. Уже в 1921 г.

в акватории Москва — реки был успешно испытан опытный глиссер АНТ-1 с двигателем фирмы «Изотта-Фраскини» мощностью 160 л.с. В 1923 г. был построен второй глиссер АНТ-2 цельнометаллической конструкции с двигателем «Анзани» мощностью 30 л.с.

и воздушным винтом в качестве движителя. 30 июля 1925 г.

ЦАГИ получил уточненные ТТТ по теме создания торпедного катера, а 25 августа того же года между Техуправлением НКМД и ЦАГИ был заключен договор на разработку проекта и постройку опытного экземпляра торпедного катера ТК-1. Срок выполнения работ был установлен до 15 июня 1927 г.

По условиям уточненных требований, базирование катеров предполагалось на борту легких крейсеров, комплекс вооружения должен был включать 7,62 мм пулемет и два 533 мм торпедных аппарата желобкового типа. Под руководством Туполева в ОКР по разработке проекта ТК-1 участвовали следующие инженеры ЦАГИ: А.А. Архангельский, Н.В. Грибов, Н.С. Некрасов, М.Н. Петров, Т.П. Соприкин и Н.С. Четвериков.

Торпедный катер Комсомолец: проект 123, боевое применение, вооружение, характеристики (ТТХ), конструкция

Балтийские торпедные катера типа Ш-4. Не столько идут, сколько летят

В основу конструкции корпуса катера было решено положить принцип конструкции поплавка гидросамолета. По этой причине роль верхней палубы катера выполняла изогнутая металлическая поверхность, выполнявшая несущую роль в прочностной схеме.

Глиссер проектировался как цельнометаллическая конструкция выполненная из дюралюминия (кольчугалюминия). В средней части корпуса имелся специальный уступ — редан, благодаря которому достигался эффект глиссирования, т.е.

выход из воды передней части корпуса, в результате чего уменьшалась площадь соприкосновения корпуса судна с водной поверхностью и резко увеличивалась скорость движения.

Первоначально планировалась установка в подводной кормовой части корпуса специальной подвижной плоскости, которой по замыслу конструкторов с помощью механизма винтового типа мог придаваться тот или иной угол наклона и таким образом достигать наивыгоднейшей площади соприкосновения.

Однако, в виду того, что катера планировалось использовать и в условиях мелководья прибрежной зоны, от такого решения пришлось отказаться. В ходе проектирования пришлось отказаться и от установки 533 мм торпедных аппаратов, т.к. их производство не было еще освоено промышленностью.

Торпедный катер Комсомолец: проект 123, боевое применение, вооружение, характеристики (ТТХ), конструкция
Страна: СССР
Тип: Торпедный катер
Дата выпуска: 1927 г.
Водоизмещение: 10 тонн
Длинна: 18,1 м
Ширина: 3,33 м
Осадка: 0,9 м
Бронирование: Нет
Экипаж: 6 человек
Силовая установка: 2х карбюраторных Райт-Тайфун, мощностью по 525 л.с.
Дальность хода: 300 миль
Максимальная скорость: 46 узлов
Вооружение: 2х 7,62-мм пулемета ДА (1200 патронов), 2х 450-мм торпедных аппарата (2 торпеды)
Авиагруппа: Нет

Характеристики приведены для прототипа серии: катера ТК-1

Катер ТК-1: «Первенец» советского боевого флота

В начале 1927 г. опытный экземпляр ТК-1 получивший название «Первенец» был собран. Он представлял собой клепанный цельнометаллический корпус на палубе которого монтировалась боевая рубка с 7,62 мм пулеметом. Сзади рубки устанавливался 450 мм торпедный аппарат желобкового типа.

В кормовой части корпуса размещались два карбюраторных двигателя американского производства «Райт — Тайфун» мощностью по 550 л.с. каждый, вращающих два гребных винта. Охлаждение двигателей осуществлялось забортной водой. Катер имел полное водоизмещение 9 т, длина корпуса составляла 17, 3 м, ширина — 3,3 м, осадка — 0, 9 м.

Катер оснащался ночным прицелом, радиостанцией, приспособлением позволяющим погрузку судна на борт крейсера.

Торпедный катер Комсомолец: проект 123, боевое применение, вооружение, характеристики (ТТХ), конструкция

Торпедный катер типа Ш-4.

6 марта того же года «Первенец» был отправлен железнодорожным транспортом в г. Севастополь для испытаний, которые продолжались с 30 апреля по 16 июля 1927 и были признаны в основном успешными. В качестве недостатков комиссией под руководством Ю.В.

Шельтинга, были отмечены малая мореходность, недостаточность торпедного вооружения, повышенная коррозийность подводной части корпуса, заливание боевой рубки на полном ходу.

Кроме этого, конструкция торпедного аппарата не позволяла производить пуск торпеды на скорости превышающей 17 узлов, в противном случае возникала опасность поражения катера своей же торпедой, максимальная же скорость катера показанная на испытаниях составляла почти 55 узлов.

Не смотря на выявленные недостатки в августе 1927 г. торпедный катер «Первенец» был введен в состав Черноморского флота. Это был первый боевой корабль построенный в СССР собственными силами.

Торпедный катер Комсомолец: проект 123, боевое применение, вооружение, характеристики (ТТХ), конструкция

Торпедный катер типа Ш-4 выделяет явно «самолетными» формами

Торпедные катера Ш-4: советский «Шарли»

По итогам испытаний ТК-1, ЦАГИ получил заказ на постройку второго опытного экземпляра торпедного катера с улучшенной мореходностью и усиленным торпедным вооружением. К началу лета 1928 г.

ТК-2 был собран в мастерских ЦАГИ, прошел испытания в опытовом бассейне института и отправлен в г. Кронштадт для прохождения испытаний.

На катере установили второй 450 мм торпедный аппарат, в следствии чего водоизмещение судна достигло 10 т, мореходность улучшили путем увеличения угла внешней килеватости подводной части корпуса.

На ТК-2 установили два двигателя «Райт-Циклон» мощностью по 600 л.с. каждый. Расчетная скорость составляла 52 узла. По итогам испытаний, проходившим в акватории Финского залива было принято решение о серийном производстве нового катера и принятии его на вооружение Морскими силами СССР под шифром Ш-4, что означало «Шарли«, т.е. «остроскулый».

ТК-2 получил наименование «Туполев» в честь своего создателя и введен в состав Балтийского флота 1 ноября 1928 г. Серийное производство торпедных катеров Ш-4 было организованно в специально построенном цеху № 17 судостроительного завода им. А. Марти (бывший Адмиралтейский завод или завод «Адмиралтейские верфи» г. Санкт-Петербург) в начале 1929 г.

Корабли этого типа выпускались по 1933 г. пятью сериями и поступали на комплектование отрядов торпедных катеров Балтийского, Черноморского и Тихоокеанского флотов. Всего было построено 84 катера типа Ш-4. На серийных катерах устанавливали двигатели «Райт-Тайфун».

Торпедный катер Комсомолец: проект 123, боевое применение, вооружение, характеристики (ТТХ), конструкция

Торпедный катер типа Ш-4.

Источник: http://armedman.ru/news/torpednyie-katera-tipa-sh-4.html

Малые торпедные корабли часть 2

* * * В заключительных боях на Балтике успели принять участие новые торпедные катера прибрежного действия типа «Комсомолец». Этот 23-тонный дюралевый корабль во многом превосходил своего предшественника Г-5.

Изменения в конструкции обусловили неплохую мореходность нового катера — до 4 баллов включительно. В днище по всей длине корпуса «Комсомольца» проходила полая балка, которая выполняла роль киля. Кроме того, по бортам ниже ватерлинии имелись дополнительные кили, уменьшавшие качку.

Число водонепроницаемых отсеков возросло до шести. На «Комсомольце» впервые появилась бронированная рубка из листовой 7-мм стали. Наконец, значительно изменилось вооружение корабля — спаренные пулеметы взамен одинарных и трубчатые торпедные аппараты на палубе вместо кормовых желобов.

В отличие от Г-5, «Комсомольцы» могли атаковать противника торпедами на самом малом ходу.

Первый катер нового проекта (собственно «Комсомолец») был заложен 30 июля 1939 года, за один месяц до начала Второй Мировой войны. На воду его спустили 16 мая 1940 г., в строй он вступил 25 октября того же года.

Летом 1940 г., когда «Комсомолец» проходил испытания, его проект попытались улучшить. За модификацию корабля взялась конструкторская группа В.М. Бурлакова.

Торпедный катер Комсомолец: проект 123, боевое применение, вооружение, характеристики (ТТХ), конструкция

Бурлаков Вадим Михайлович (15.IX.1909-16.VI.1993) Конструктор скоростных боевых катеров.

Первым делом усилили зенитное вооружение, вместо одного пулемета ДШК поставили четыре. Водоизмещение корабля при этом увеличилось на 3 тонны, а скорость хода уменьшилась с 51 узла до 40—48. Пришлось также уменьшить калибр торпедных аппаратов. Три десятка катеров данного типа вступили в строй действующего флота в 1943—45 гг.

Торпедный катер Комсомолец: проект 123, боевое применение, вооружение, характеристики (ТТХ), конструкция

Торпедный катер типа «Комсомолец» (проект 123), 1942-44 гг. (31 единица). Водоизмещение 20 (полное. 23) тонн, размеры. 18,7 х 3,4 х 1.2 м, 2 бензомотора по 1200 л.

Читайте также:  Обзор пневматического пистолета gletcher (beretta) brt 92fs auto: характеристики, устройство, тюнинг, фото и видео

с, скорость 46-48 узлов, дальность плавания 345 миль на 28 узлах вооружение: 2 ТА 456-мм (на прототипе серии 2 ГА 533-мм), 4 пулемета 12,7-мм в двух спарках (на прототипе 1 пулемет), 6 больших глубинных бомб, дымаппаратура, экипаж 7 человек.  

Действия маневренных и быстрых «Комсомольцев» против немецких конвоев оказались весьма успешными, однако и эти катера не были застрахованы от серьезных повреждений во время боя. Так, 21 апреля 1945 г.

тройка балтийских катеров атаковала конвой противника в Данцигской бухте, возле устья Вислы. Экипажу катера ТК-135 удалось повредить две немецкие быстроходные десантные баржи (БДБ), но при выходе из атаки в его моторный отсек попал вражеский снаряд.

Под плотным огнем орудий противника лишенный хода 135-ый взял на буксир другой катер группы, который и вывел его с места битвы.

Примечательно, что попадания в моторный отсек являлись наиболее распространенной причиной гибели и выхода из строя советских торпедных катеров и катеров-охотников. Не менее уязвимым для артиллерийских снарядов оказался топливный отсек, где находились цистерны с горючим.

Торпедный катер Комсомолец: проект 123, боевое применение, вооружение, характеристики (ТТХ), конструкция

«Комсомолец» (пр. 123) — серия советских малых торпедных катеров. Построено 32корабля.  Основные характеристики: Водоизмещение     19,68 тонн;  Двигатели — 2 бензиновых ДВС, Мощность — 2 000 л. с.

;  Движитель — 2 трёхлопастных винта; Скорость хода: Максимальная 51,6 узла,  крейсерская 32 узла;  Дальность плавания — 650 миль;  Экипаж —  6 человек;  Вооружение: Зенитная артиллерия  2 × 12,7-мм пулёмет Противолодочное вооружение:- 4 глубинные бомбы, Минно-торпедное вооружение —  2 × 1 × 533 мм ТА

В ходе войны проект 123 был еще раз доработан. Изменения коснулись в основном технологии производства. Была также усилена конструкция корпуса, сделан ряд мелких усовершенствований. Вместо двух моторов поставили три, и хотя водоизмещение выросло на 5 тонн, скорость осталась прежней — 48 узлов.

В ноябре 1943 г. тюменский судостроительный завод сдал флоту головной катер нового проекта, получившего обозначение 123 бис. До конца войны сошли со стапелей 120 катеров типа 123 бис, а в 1946—53 гг. на заводе № 183 в Феодосии построили еще 205 таких кораблей (50 типа М-123 бис и 155 типа 123К).

Торпедный катер Комсомолец: проект 123, боевое применение, вооружение, характеристики (ТТХ), конструкция

Торпедный катер типа «Комсомолец» (Проект 123 бис), 1943-45 гг. (120 единиц). Водоизмещение 25 тонн, скорость 48 узлов, 3 бензиновых мотора «Паккард» по 1200л.с, 2 ТА 456-мм, 4 пулемета 12,7-мм в двух спаренных установках, 6 глубинных бомб, дымаппаратура, установлены скуловые брызгоотражатели.

В годы войны цикл постройки каждого «москита» был сокращен в 2-3 раза. Несмотря на сложную обстановку, только за первые шесть месяцев войны в строй вступил 121 боевой катер разных классов.

Однако для быстрого пополнения советского флота этого оказалось недостаточно. В середине 1942 г. ЦКБ-32 под руководством Л.Л.

Ермаша разработало проект унифицированного катера в деревянном и стальном корпусах типа «Юнга» (Проект 200)

Источник: http://www.moremhod.info/index.php/library-menu/16-morskaya-tematika/219-malye-torpednye-korabli-chast-2?start=10

Катера типа «Комсомолец» (пр. 123,123-бис). — Малый флот

Новый торпедный катер с дюралевым корпусом «Ком­сомолец» (проект 123) спро­ектировала в 1939 году груп­па конструкторов завода № 194 («имени Андре Мар­ти»), которую возглавлял П.И. Таптыгин.

Имея почти такие же габа­риты, что и Г-5, он во всех от­ношениях его превосходил. В днище по всей длине корпу­са проходила полая балка, которая играла роль киля. По бортам ниже ватерлинии имелись боковые кили, уменьшавшие качку. Море­ходность достигла 4-х бал­лов. Число водонепроницае­мых отсеков возросло до пя­ти. Вместо кормового лотка появились бугельные торпед­ные аппараты.

Первый катер проекта 123 (собственно «Комсомолец») заложили 30 июля 1939 года на заводе № 194. На воду его спустили 16 мая 1940 года и отправили в Севастополь для испытаний. В строй он всту­пил 25 октября того же года, получив обозначение ТК-351.

Тактико-технические дан­ные «Комсомольца»: водоиз­мещение 15,27 (полное 17,2) тонны; размеры 18 х 3,4 х х 1,2 м; моторы ГАМ-34Ф 2 х х 1000 л.с.; скорость 52 узла; дальность плавания 345 миль на 17 узлах; экипаж 6 человек. Вооруже­ние: 2—533-мм бугельных ТА, 1 — 12,7-мм пулемет ДШК, 4 глубинные бомбы М-1.

В 1942 году проект улучшила в ЦКБ-32 группа Ф.Л. Ливенцева. Конструкторы значительно усилили зенитное вооружение, вместо одного пулемета ДШК поставили четыре, в двух спаренных установках. Что­бы избежать перегрузки, пришлось уменьшить ка­либр торпед до 457 мм.

Зато вместо бугельных аппа­ратов поставили трубные. Была усилена конструк­ция корпуса, что подняло мореходность до 5 бал­лов. Рубку и пулеметные установки защитили 7-мм броней. Изменения коснулись технологии производ­ства, был также сделан ряд мелких усовершенство­ваний.

Отечественные моторы ГАМ-34 сменили бо­лее мощные американские моторы «Паккард».

В итоге водоизмещение возросло на 5 тонн, ско­рость полного хода снизилась на 4 узла. Но главный «минус» заключался в том, что дальность плавания сократилась на 100 миль! Такой оказалась плата за более мощное вооружение, бронирование рубки, % усиление корпуса.  

Начальство утвердило проект в августе 1943 года. В ноябре тюменский судостроительный завод зало­жил головной катер нового проекта, получившего обозначение 123-бис. Всего в 1944—45 гг.

вступили в строй 30 катеров проекта 123-бис: 4 на Балтике (ТК-131 —134), 26 на Дальнем Востоке (ТК-7, 100, 110-112, 120, 122, 123, 130, 140, 142, 143, 146, 148,472—481, 607, 608).

Все их построили в Тюмени на заводе № 639.

  • Торпедный катер Комсомолец: проект 123, боевое применение, вооружение, характеристики (ТТХ), конструкция
  • Катер проекта 123-бис (мемориальный комплекс на Поклонной горе в Москве). 
  • Торпедный катер Комсомолец: проект 123, боевое применение, вооружение, характеристики (ТТХ), конструкция
  • Катер проекта 123-бис (мемориальный комплекс на Поклонной горе в Москве). 

ТТД серийных катеров: нормальное водоизмеще­ние 19,2 (полное 20,5) тонн; размеры 18,7 х 3,44 х х 1 м; моторы «Паккард» 2 х 1200 л.с.; скорость 48 узлов; дальность плавания 240 миль на 13,5 узлах; экипаж 7 человек; автономность одни сутки. Воору­жение: 2—457-мм трубных ТА, 4—12,7-мм пулемета ДШК (2 х II), 6 глубинных бомб М-1.

НАЗАД  СОДЕРЖАНИЕ   ВПЕРЕД

Источник: https://cmboat.ru/katera/torpedomotorboat/tk195/

Торпедный катер проекта 123К (СССР)

Торпедный катер Комсомолец: проект 123, боевое применение, вооружение, характеристики (ТТХ), конструкцияТрадиционно для отечественных торпедных катеров крайне остро стояла проблема прочности корпуса. Это было вызвано долгим отсутствием методики соответствующих расчетов (она появились только в 1954 году) . Именно поэтому корпуса катеров проектов 123 и 123бис оказались довольно «хлипкими». В принципе, послевоенная эксплуатация этих кораблей постоянно сопровождалась подкреплением их корпусов, в том числе за счет усиления фундаментов под двигатели, установки дополнительных ребер жесткости и прочего. Решить данную проблему попытались при разработке проекта 123К путем внедрения в набор дополнительных шпангоутов и некоторого утолщения обшивки корпуса. Однако принятые меры кардинально проблему не решили — на больших ходах в условиях сильного волнения (порядка четырех баллов) корпуса катеров продолжали деформироваться.

Ситуация сложилась тупиковая: специалисты ВМФ продолжали требовать от промышленности возможность обеспечить торпедному катеру проекта 123К скорость полного хода не менее 50 уз при любом состоянии моря. Как следствие, первый серийный катер завода № 831 (зав. № 500) решили подвергнуть «расширенным мореходным испытаниям по специальной программе». Эти испытания провели на подходах к Феодосии в марте-ноябре 1952 года. За это время 102 суток ушло на устранение полученных кораблем повреждений и планово-предупредительный ремонт. В конце концов флот согласился ограничить скорость полного хода на волнении 4 балла 40 уз. Самое интересное то, что результаты испытаний катера зав. № 500 не повлияли на программу постройки кораблей этого проекта.

Два головных катера проекта 123К-«А» (зав. №431) и проекта 123К-«3» (зав. №432) были модернизированы из серийных катеров и приняты в состав ВМФ соответственно 31 октября и 24 ноября 1950 года. К серийной постройке был принят второй вариант, так как торпедный катер без поисковой РЛС в середине 1950-х годов являлся просто бесполезным.

При этом ГУК ВМФ потребовал усилить зенитное вооружение корабля и настоял на своем. В результате установку 2УК-Т заменили 14,5-мм спаренной турельной установкой 2М-5, однако и это вооружение было откровенно слабым.

Его оправдывали тем, что катера будут действовать в составе крупных соединений и взаимно прикрывать друг друга зенитным огнем — сомнительный аргумент.

Торпедный катер Комсомолец: проект 123, боевое применение, вооружение, характеристики (ТТХ), конструкция

Из других нововведений можно выделить следующие: внедрение под транцевой плитой погруженных балансирных рулей с балерами, проходящими за транцем с приводом от авторулевого; замену 10 топливных баков шестью новыми с сохранением прежней емкости; совмещение системы дистанционного управления двигателями с машинным телеграфом; продление верхней палубы в корму (для удобства заряжания торпедных аппаратов и размещения дымовых шашек) в виде кринолина. Как видно, по сравнению с проектом 123бис, построенным в 1944 году, единственными преимуществами катера проекта 123К являлись наличие поисковой РЛС, системы опознавания и совершенство средств связи. Торпедное вооружение осталось таким же, и не выдерживало никакой критики, так как соответствовало уровню начала 1930-х годов.

В 1951-1955 годах на заводе №831 в Феодосии построили 205 катеров проекта 123К, и это, не считая зав. №431 и зав. №432, модернизированных из серийных кораблей проекта М123бис. Строились катера поточно-позиционным методом. Всего было шесть серий, незначительно отличавшихся друг от друга.

23 корабля 1 -й серии (с зав. № 500 по зав. № 522) имели на вооружении торпедные аппараты ТТКА-45, а все остальные (с зав. № 523 по зав. № 704) — аппараты ТТКА-45-52 с системой беспламенной стрельбы. На части катеров (с зав. № 546 по зав. № 557) отсутствовала система опознавания «Факел-М».

К середине 1950-х годов в ВМФ Советского Союза малые торпедные катера проекта 123К полностью заменили своих предшественников — корабли проектов 123бис и М123бис. Очевидно, что морально устаревшие, еще задолго до своего появления на свет, они в 1950-х годах не могли рассматриваться как реальная боевая сила.

Дошло до того, что один из вариантов их боевого использования предусматривал лидирование группы ТКА проекта 123К большими проекта 183 — своеобразное возвращение к идее лидера Г-6. В конце 1950-х — начале 1960-х годов происходило интенсивное списание кораблей проекта 123К.

Правда, встречались отдельные долгожители, так, например, ТК-275 (зав. № 690) Черноморского флота продали на слом только 1 декабря 1978 года. Некоторое количество кораблей переоборудовали в катера-цели по проекту 123У.

Одновременно со списанием, по программам оказания военной помощи катера передавались Албании — 12, Болгарии — 12, Вьетнаму — шесть, Египту — 12, Заиру — три, Йемену — пять, Кипру — шесть, КНР — 55, Кубе — 12 единиц.

На катерах проекта 123К были продолжены начатые на ТКА проектов 123бис и М123бис опыты с малопогруженным подводным крылом конструкции Р.Е.Алексеева. Так в 1951 году на ТК-996 было установлено носовое крыло. Нельзя не отметить этот в своем роде уникальный катер.

Заложенный еще в Тюмени по проекту M123бис (зав. № 432), он был достроен в Феодосии по проекту 123К (вариант «3»), став головным в серии. После того как в 1951 году в Горьком на заводе «Красное Сормово» на катер установили носовое подводное крыло, номер проекта изменили на К-123К.

Испытания проводились в 1953 году, после чего носовым малопогруженным крылом оборудовали еще пять серийных катеров. Уцелевшие катера проекта 123К очень пригодились при создании военно-морских мемориалов.

В 1970-х годах эти, никогда не воевавшие корабли, установили как памятники в Ленинграде, Калининграде, Севастополе, Новороссийске, во Владивостоке и Петропавловске-Камчатском.

автор статьи: Апальков Ю.В. Катера отечественного военного флота

Источник: http://www.dogswar.ru/voennyi-flot/korabli/8261-torpednyi-kater-proe.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector