Ту-160: скорость самолёта белый лебедь, характеристики дальнего бомбардировщика (ттх), вооружение

Сверхзвуковой российский бомбардировщик Белый лебедь (Ту-160)

 Ту-160: скорость самолёта Белый лебедь, характеристики дальнего бомбардировщика (ТТХ), вооружение Ту-160 сверхзвуковой стратегический бомбардировщик (по классификации НАТО «Блэк Джек”) был разработан в конструкторском бюро Туполева совместно с Казанским авиационно-производственным объединением имени С. П. Горбунова в Татарстане с 1980 по 1992 год.

Первый полет бомбардировщика был осуществлен в декабре 1981 год, а в апреле 1987 года самолет Ту-160 был принят на вооружение.  По некоторым данным всего построено 35 самолетов, но в настоящее время эксплуатируются всего 16 самолетов, остальные экземпляры – выведены из строя.

Ту-160: скорость самолёта Белый лебедь, характеристики дальнего бомбардировщика (ТТХ), вооружение Самолет имеет боевой радиус  6 000 км (без дозаправки в воздухе), а практический потолок 16 000 м. Максимальная скорость полета составляет 2000 км на большой высоте и 1030 км на малой высоте. Ту-160 получил название — Белый Лебедь благодаря своей маневренности и белой специальной окраске.

Основное боевое назначение самолета  — доставка ядерных и обычных бомб и ракет в глубинные континентальные театры военных действий.

 Ту-160: скорость самолёта Белый лебедь, характеристики дальнего бомбардировщика (ТТХ), вооружение Самолет является всепогодным, с не ограниченными возможностями день-ночь и может эксплуатироваться и решать боевые задачи во всех географических широтах. Двигатели Ту-160 установлены в два ряда под  крыльями. Воздухозаборники имеют вертикальные клапаны — крылья. Система силовой установки самолета включает четыре двигателя ТРДД — НК-32, каждый из которых обеспечивает максимальную тягу 25 000 кг. Бомбардировщик имеет систему дозаправки в воздухе. В нерабочем положении зонд заправки убирается в носовую часть фюзеляжа перед кабиной пилота. Самолет берет на борт 150 000 кг топлива.  Ту-160: скорость самолёта Белый лебедь, характеристики дальнего бомбардировщика (ТТХ), вооружение Ту-160 внешне похож на  American B-1B, но он был создан после создания B1-B. Ту-160, сегодня  самый современный тяжелый бомбардировщик России.  Это 267 тонный самолет, который может перевозить до 40 тонн бомб и ракет. Он был создан главным образом для доставки крылатых ракет. Отмечая успех применения B-1 в Афганистане и Ираке со смарт-бомбами, в Ту-160 были внесены  изменения, что бы он мог так же применять это оружие, но без ущерба возможности применения крылатых ракет. К 2020 году, ВВС России получат более 10 модернизированных Ту-160. По официальным данным, в настоящее время в России, по крайней мере, 16 экземпляров бомбардировщиков  Ту-160 эксплуатируются. Есть планы увеличить их число до 30. Ту-160 является сверхзвуковым, с изменяемой геометрией крыла, тяжелым бомбардировщиком, предназначенным для удара по стратегическим целям ядерными и обычными боеприпасами на глубоко континентальных театрах военных действий. Модернизированная версия называется Ту-160М, имеет новую систему вооружений, улучшенную электронику и авионику, которая удваивает боевую эффективность.  Самолет оснащен высоко компьютеризированной системой авионики, которая  включает в себя  интегрированную систему  прицеливания, систему навигации и управления полетом, электронную систему контрмер от обнаружения радарами.  Ту-160: скорость самолёта Белый лебедь, характеристики дальнего бомбардировщика (ТТХ), вооружение Технические характеристики Ту-160: Экипаж: 4 человека Длина самолета: 54,1 м Размах крыла: 55,7/50,7/35,6 м Высота: 13,1 м Площадь крыла: 232 м² Масса пустого самолета: 110 000 кг Нормальная взлётная масса:  267 600 кг Максимальная взлетная масса:  275 000 кг Двигатели: 4 × ТРДДФ НК-32 Тяга максимальная: 4 × 18000 кгс Тяга на форсаже: 4 × 25000 кгс

Масса топлива, кг 148000

Ту-160: скорость самолёта Белый лебедь, характеристики дальнего бомбардировщика (ТТХ), вооружение

  • Лётные характеристики стратегического бомбардировщика Ту-160:
  • Нагрузка на крыло:
  •  Тяговооружённость:
  •         при нормальной взлётной массе: 0,36

Максимальная скорость на высоте:  2230 км/ч (1,87М) Крейсерская скорость: 917 км/ч (0,77 М) Максимальная дальность полета без дозаправки: 13950 км Практическая дальность полета без дозаправки: 12300 км Боевой радиус: 6000 км Продолжительность полёта: 25 ч Практический потолок: 15 000 Скороподъёмность: 4400 м/мин Длина разбега 900 м Длинна пробега 2000 м         при максимальной взлётной массе: 1185 кг/м²         при нормальной взлётной массе: 1150 кг/м²         при максимальной взлётной массе: 0,37 Ту-160: скорость самолёта Белый лебедь, характеристики дальнего бомбардировщика (ТТХ), вооружение
Ту-160: скорость самолёта Белый лебедь, характеристики дальнего бомбардировщика (ТТХ), вооружение
Ту-160: скорость самолёта Белый лебедь, характеристики дальнего бомбардировщика (ТТХ), вооружение

Источник: https://mostinfo.su/738-sverhzvukovoy-bombardirovschik-belyy-lebed-tu-160.html

Стратегический бомбардировщик ТУ-160 Белый лебедь | ДА ВВС РОССИИ

ТУ-160 «Белый лебедь» – сверхзвуковой бомбардировщик-ракетоносец дальней авиации. Работы по созданию самолета начались в 1968 году ОКБ имени А.Н.Туполева.

А в 1972 году был сделан аванпроект такого летательного аппарата с крылом непостоянной геометрии. В 1976 году проект модели Ту-160 был одобрен комиссией.

Двигатель типа НК-32 специально для данной модели самолета был разработан ОКБ им. Кузнецова в 1977 году.

Эти стратегические бомбардировщики по классификации НАТО называются «Черный Джек». На сленге американцев – это «дубинка» (Black Jack — избивать дубинкой). Но наши пилоты назвали их «Белыми лебедями» — и это очень похоже на правду.

Сверхзвуковые Ту-160 красивы и изящны, даже обладая грозным вооружением и потрясающей мощью. В качестве их основного вооружения выбрали ракеты Х-55 и Х-15. Крылатые ракеты Х-55 — дозвуковые малогабаритные ракеты, Х-15 — аэробаллистические ракеты.

Их разместили на многопозиционных катапультных установках под крыльями.

Как все начиналось

Макет Ту-160 утвердили в конце 1977 года. Опытное производственное предприятие ММЗ «Опыт» (в г.Москве) начало сборку трех опытных самолетов. Казанское производство изготовило фюзеляжи, в Новосибирске сделали крыло и стабилизатор, в Воронеже – створки грузоотсеков, а в городе Горьком — опоры шасси. Сборка первой машины «70-01» завершилась в январе 1981 года в г. Жуковский.

Ту-160 с серийным «70-01» первый раз был опробован в воздухе в 1981 году 18 декабря. Государственные испытания завершились в середине 1989 года. Самолетом Ту-160 тогда были выпущены четыре крылатых ракеты Х-55, как основное вооружение самолета.

Максимальная скорость летательного аппарата при горизонтальном полете составила 2200 км/ч. Эту скорость для эксплуатации ограничили до 2000 км/ч – это было введено из-за условия лимита ресурса. Многим Ту-160 давали имена личные, как боевым кораблям.

Первый Ту-160 назвали «Илья Муромец».

Ту-160 — один из боевых самолетов СССР, о котором пресса узнала еще до его постройки, за несколько лет. Как известно, в 1981 году 25 ноября летательный аппарат готовили к испытаниям в подмосковном г. Жуковском (Раменском).

Машина стояла вместе с двумя Ту-144 и была сфотографирована пассажиром из самолета, садившегося на соседний аэродром Быково. С того момента бомбардировщик получил свое прозвище « Ram-P» (Ram – от Раменское) и НАТОвский код — «Black Jack».

С таким именем миру представили самый тяжелый бомбовоз всех времен.

На переговорах об ОСВ-2 в 70-х годах прошлого века Л.И.Брежнев сказал, что, в противовес американскому В-1, в СССР проектируется новый стратегический бомбардировщик. В прессе упомянули, что производить его будут на заводе в Казани.

При распаде СССР Ту-160 распределили между республиками. Украине, например, достались 19 машин в авиаполк в Прилуках, восемь были переданы в счет долгов за газ России. Оставшиеся, к сожалению, были попросту распилены. В Полтаве можно посетить последнего украинского «лебедя», превращенного в музей.

Модификации

Ту-160В (Ту-161) – проект ракетоносца, имеющего в составе силовую установку, которая работает на жидком водороде. С учетом особенности топливной системы от базового варианта отличается размерами фюзеляжа.

Сжиженный водород, который использовался в агрегатах двигателей как горючее, резервировался при температуре до -253 °C.

Дополнительно оборудован гелиевой системой, которая отвечает за управление криогенными двигателями, и азотной – выполняет контроль вакуума в полостях теплоизоляции самолета.

Ту-160 НК-74 – модификация Ту-160, имеющая в составе более экономичные двухконтурные турбореактивные двигатели с форсажной камерой НК-74. Эти силовые установки по заказу собирались в г. Самара на СНТК им. Н.Д. Кузнецова. Применение данных авиамоторов позволило увеличить параметр дальности полета.

Ту-160П – модификация, представляющая собой тяжелый истребитель дальнего сопровождения. Он мог нести на борту ракеты класса «воздух-воздух», имеющие среднюю и большую дальность действия.

Ту-160ПП – проект самолета радиоэлектронной борьбы. На данный момент имеется только макет в натуральную величину, определены характеристики нового самолета и состав аппаратуры.

Ту-160К – проект самолета, входящего в состав авиационно-ракетного комплекса «Кречет». Доведен до стадии готового эскизного проекта в КБ «Южное». Главным конструктором был В.Ф.Уткин.

Работы над АРК «Кречет» проводились в 1983-1984 гг.

с целью не только повышения эффективности и живучести баллистических ракет во время ядерного взрыва, но и для проверки энергетической функциональности самолета-носителя. Вооружен ракетой «Кречет-Р».

Это двухступенчатая малогабаритная МБР 4-го поколения. Она комплектовалась маршевыми твердотопливными двигателями на смесевом топливе. В режиме полета использовалось жидкое монотопливо.

Грузоподъемность самолета-носителя Ту-160К составляла 50 т. То есть, модификация могла нести на борту две МБР «Кречет-Р» весом по 24,4 т каждая.

С учетом дальности полета самолета Ту-160К его эффективное применение составляло в расстоянии до 10 тыс. км.

На стадии проекта завершилась разработка наземного оборудования для координации действий самолета в декабре 1984 г.

Система управления ракетами

«Кречет-Р» — автономная система управления ракетами , инерциальная, с подключением к внешним источникам информации. Координаты и скорость ракеты поступали на борт самолета со спутника, а от астрокорректора уточнялись углы положения командных приборов.

Первая ступень органов управления – это аэродинамические рули, вторая – управляющее поворотное сопло. МБР планировали оснастить разделяющими головными частями, имеющими индивидуальное наведение, и ГЧ, которые предназначались для прорыва вражеской ПРО.

Работы над АРК «Кречет» свернули в середине 80-х годов ХХ века.

Ту-160СК − самолет, который предназначался для переноса трехступенчатой жидкостной системы «Бурлак», масса которой составляла 20 т. Согласно расчетам конструкторов на орбиту можно было вывести до 600-1100 кг груза.

При этом доставка обойдется в 2-2,5 раза дешевле, нежели применяя ракеты-носители, имеющие аналогичную грузоподъемность. Пуск ракеты с Ту-160СК должен происходить на высотах 9000-14000 м на скорости самолета от 850 до 1600 км/ч.

Характеристики комплекса «Бурлак» должны были превосходить американский аналог дозвукового стартового комплекса, носителем которого был Boeing B-52, укомплектованный ракетой-носителем Pegasus. Назначение «Бурлака» − группировка спутников в случае массового поражения аэродромов.

Разработка комплекса началась в 1991 г., ввод в эксплуатацию планировался в 1998-2000 годах. В составе комплекса также должны были находиться станция наземного обслуживания и командно-измерительный пункт. Дальность полета Ту-160СК к месту пуска ракеты-носителя составляла 5000 км.

19 января 2000 года аэрокосмическая корпорация «Воздушный старт» и «ЦСКБ-Прогресс» в г. Самара подписали документы о сотрудничестве в направлении создания авиаракетного комплекса «Воздушный старт».

Ту-160М

Ту-160М – новейшая модернизация самолета Ту-160. В его состав входит только новое вооружение и радиоэлектронное оборудование. Только ОФАБ-500У он может нести на борту до 90 штук массой по 500 кг каждая.

По мнению экспертов, российский бомбардировщик-ракетоносец по многим показателям впереди британского аналога – истребителя Typhoon. К примеру, дальность полета отечественного самолета даже без дозаправки больше, чем у британца в 4 раза.

Ту-160М способен нести на борту не только больше безъядерных ракет и авиабомб, но и имеет лучший показатель КПД двигателей.

Безусловно, стоит также сказать и про увеличивающуюся мощь «Белых лебедей». Уже начались летные испытания обновленного ракетоносца Ту-160М, который в ближайшее время поступит на вооружение дальней авиации ВКС РФ.

Высокая поддержка

Глава государства назвал проведенную работу по созданию этого самолета «большим успехом коллектива завода».

Президент РФ Владимир Путин и генеральный директор ОАО «Камаз» Сергей Когогин во время встречи с представителями общественности по вопросам реализации национального проекта «Жилье и городская среда». Фото РИА Новости.

КАЗАНЬ, 12 фев — РИА Новости. Президент РФ Владимир Путин выразил удовлетворение результатами производства боевого ракетоносца Ту-160.

Ту-160 — самый большой самолет с изменяемой геометрией крыла, безусловно, одна из наиболее мощных в мире боевых машин.

В 2015 году было объявлено о решении возобновить производство стратегических ракетоносцев на Казанском авиазаводе.

16 ноября 2017 года новый самолет был передан из цеха окончательной сборки на летно-испытательную станцию завода. Благодаря модернизации эффективность Ту-160 должна увеличиться на 60%.

Конкурентов нет

По мнению военного эксперта, благодаря улучшенным тактико-техническим характеристикам самолета на ближайшие годы конкурентов у него нет. «Ту-160М получит бесспорно новейшие электронные бортовые системы, инерциальную навигационную систему, модернизированные системы управления вооружением.

Читайте также:  Жуковский николай егорович: конструктор самолетов, изобретатель, биография ученого

Ту-160 сейчас усиливают группировку в Арктике, а также успешно участвовали в боевых действиях в Сирии.

Недавно, к примеру, они перемахнули Атлантический океан, несколько морей и неожиданно для всего мира оказались в Венесуэле, под боком у взбешенных США», — говорит об уникальности «Белых лебедей» Михайлов.

Еще об одной боевой изюминке самолета сообщил на итоговой коллегии Минобороны Сергей Шойгу. Ту-160 выполнили пуски 12 крылатых ракет воздушного базирования Х-101 по полигону Пембой, расположенному за полярным кругом. Глава ведомства добавил, что в противовес развертыванию США глобальной системы ПРО наши Вооруженные силы наращивают ударный потенциал.

Вне всякого сомнения, Ту-160 один из самых совершенных авиационных комплексов в мире. Он обладает огромным потенциалом и непревзойденной мощью. А ещё, он очень красив, за что и получил прозвище «Белый лебедь».

В настоящее время Минобороны России приступило к заключению первых контрактов по возобновлению производства стратегических бомбардировщиков Ту-160М2. Объявили, к примеру, что будут построены дополнительные 50 модернизированных стратегических бомбардировщиков под индексом Ту-160М2.

Плановые полеты

Стратегические ракетоносцы Ту-160 выполняют плановые полеты в воздушном пространстве над нейтральными водами акваторий Баренцева, Норвежского и Северного морей. Как правило, авиационное сопровождение самолетов дальней авиации выполняют экипажи истребителей-перехватчиков МиГ-31. Продолжительность полета при этом составляет более 13 часов.

В ходе полета экипажи Ту-160 и МиГ-31 отрабатывают дозаправку топливом в воздухе. На отдельных этапах маршрута российские самолеты сопровождают истребители ВВС стран НАТО.

Летчики дальней авиации регулярно выполняют полеты над нейтральными водами Арктики, Северной Атлантики, Черного и Каспийского морей, Тихого океана. Все полеты самолетов Воздушно-космических сил России выполняются в строгом соответствии с Международными правилами использования воздушного пространства.

Цена вопроса

Экспертные оценки стоимости «БЕЛОГО ЛЕБЕДЯ» колеблются в диапазоне $250–600 млн. В 1993 году СМИ называли 6 млрд рублей, что соответствовало примерно $600 млн.

Один час полета ракетоносца (без боевого применения) обходится в 580 тыс. рублей (около $23,3 тыс.).

 Для сравнения, стоимость американского бомбардировщика B-1B, близкого к Ту-160 по летно-техническим характеристикам, составляет $317 млн, час полета обходится в $57,8 тыс.

Можно с определенной погрешностью рассчитать стоимость заправки самого тяжелого боевого самолета в мире. На самолете установлены топливные баки общим объемом 148 000 литров. При средней цене авиационного топлива (керосина) около 50 000 рублей за тонну получается 7 400 000 рублей за одну заправку.

Источник: https://vvs.moscow/aircraft/strategicheskij-bombardirovshhik-tu-160-belyj-lebed/

Стратегический бомбардировщик Ту-160. Конструкция, характеристики, модернизация

ТАСС-ДОСЬЕ. 28 ноября 2019 года источник в оборонно-промышленном комплексе сообщил журналистам о выкатке из цеха на Казанском авиационном заводе им. С. П. Горбунова первого модернизированного стратегического бомбардировщика Ту-160М.

Что известно об этом типе боевых самолетов — в материале ТАСС.

Ту-160 («изделие 70», по кодификации НАТО — Blackjack, «блэкджек»; неофициальное российское название — «Белый лебедь») — советский, затем российский сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец с изменяемой геометрией крыла.

Наряду с Ту-95МС составляет основу современного авиапарка Дальней авиации Воздушно-космических сил (ВКС) России. Предназначен для поражения ядерным и обычным оружием наиболее важных целей в удаленных районах.

Самый крупный в истории военной авиации сверхзвуковой самолет, самый тяжелый боевой самолет в мире.

История проекта

В 1967 году в СССР началась разработка нового «многорежимного стратегического межконтинентального ударного комплекса».

Новый самолет планировался как ответ на опытный стратегический сверхзвуковой бомбардировщик North American XB-70 Valkyrie, совершившего первый полет в 1964 году, а после прекращения его испытаний — на программу Advanced Manned Strategic Aircraft (AMSA), в рамках которой впоследствии был создан бомбардировщик Rockwell B-1 Lancer. Необходимость создания нового самолета объяснялась также тем, что на вооружении стратегической авиации в конце 1960-х годов находились лишь устаревшие дозвуковые бомбардировщики — Ту-95 и М-4. В 1972 году в конкурсе победило опытно-конструкторское бюро (ОКБ) Московского машиностроительного завода «Опыт» (ныне — ПАО «Туполев» в составе «Объединенной авиастроительной корпорации», ОАК). Проект туполевцев, который поддерживал министр обороны СССР Дмитрий Устинов, обошел проекты конкурентов — Т-4МС ОКБ Павла Сухого и М-18 ОКБ Владимира Мясищева.

В июне 1974 года вышло постановление Совета Министров СССР, которым ОКБ ММЗ «Опыт» поручалась разработка бомбардировщика Ту-160. В декабре 1975 года правительство и военные окончательно сформулировали необходимые требования и важнейшие летно-технические характеристики самолета.

Главным конструктором Ту-160 был Валентин Близнюк. Одной из основных задач стало снижение веса самолета. Для этого в конструкции широко применялись титановые и алюминиевые сплавы.

Одновременно с проектированием самолета в КБ Куйбышевского моторного завода (ныне ПАО «Кузнецов», Самара) под руководством Николая Кузнецова шла разработка двигателей НК-32 для нового бомбардировщика, а в КБ «Радуга» (ныне АО «ГосМКБ «Радуга» им. А.

Березняка», Дубна Московской обл.) — крылатых ракет большой дальности воздушного базирования Х-55.

Строительство опытного экземпляра велось на ММЗ «Опыт» в 1977-1980 годах. После наземных испытаний, 18 декабря 1981 года, Ту-160 совершил первый полет. Машину пилотировал экипаж под управлением летчика-испытателя Бориса Веремея. В 1985 году в ходе испытаний на Ту-160 была впервые превышена скорость звука.

Серийные экземпляры с 1984 года выпускались на Казанском авиационном производственном объединении (КАПО, ныне — Казанский авиационный завод им. С. П. Горбунова, КАЗ). В 1986 году началось производство двигателей НК-32 и была принята на вооружение ракета Х-55. Первоначально планировалось построить 100 таких ракетоносцев.

По данным из открытых источников, всего изготовлено 37 самолетов Ту-160, в т. ч.:

— 3 прототипа (из них два летных и один планер для испытаний);

— 5 самолетов опытной серии (один из них разбился, два позднее были переданы ВВС);

— 28 самолетов т. н. «войсковой» серии. Один из них использовался для наземных испытаний, еще один был переделан в вариант Ту-160СК для запуска космических носителей.

— Один самолет («Петр Дейнекин») был достроен в 2018 году из советского задела и в 2019 году проходил испытания. О передаче его ВКС РФ не сообщалось.

Кроме того, на КАЗ остались два задела разной степени готовности.

Первые 19 экземпляров бомбардировщика с 1987 года передавались в 184-й гвардейский тяжелый бомбардировочный авиаполк (г. Прилуки Черниговской обл. Украинской ССР).

В результате после распада СССР у РФ не оказалось ни одного новейшего стратегического бомбардировщика. В 1992-1994 годах на КАПО было построено шесть самолетов, переданных 1096-му гвардейскому тяжелому бомбардировочному авиаполку (г. Энгельс Саратовской обл.). В середине 1990-х годов он был расформирован, Ту-160 вошли в состав 121-го гвардейского тяжелого бомбардировочного авиаполка.

В 1999-2000 годах Россия получила от Украины 11 стратегических бомбардировщиков (8 Ту-160 и 3 Ту-95МС), а также около 600 ракет воздушного базирования в счет украинских долгов за российский газ. Стороны оценили сделку в $285 млн. Оставшиеся в Прилуках 10 самолетов были утилизированы по настоянию США, еще один был передан в музей в Полтаве.

В итоге, согласно официальным данным, в ноябре 2019 года ВКС России располагают 16 бомбардировщиками Ту-160.

18 самолетов получили собственные имена в честь военных летчиков («Валерий Чкалов», «Михаил Громов» и др.), авиаконструкторов («Игорь Сикорский», «Андрей Туполев», «Валентин Близнюк» и др.

), инженеров («Виталий Копылов»), военачальников («Александр Голованов», «Владимир Судец» и др.), спортсмена («Иван Ярыгин») и героя древнерусского былинного эпоса («Илья Муромец»).

Указом президента РФ Владимира Путина самолет в модернизированном варианте был официально принят на вооружение ВВС России 30 декабря 2005 года.

Экспертные оценки стоимости Ту-160 колеблются в диапазоне от $250 до 600 млн (в 1993 году СМИ называли число 6 млрд руб., что соответствовало примерно $600 млн).

Один час полета ракетоносца (без боевого применения) обходится, по официальным данным на 2008 год, в 580 тыс. руб. (около $23,3 тыс.).

Для сравнения: стоимость американского бомбардировщика B-1B, близкого к Ту-160 по летно-техническим характеристикам, составляет $317 млн, час полета обходится в $57,8 тыс.

Конструкция самолета

Аэродинамическая схема Ту-160 — интегральный низкоплан с крылом изменяемой стреловидности, трехопорным шасси, цельноповоротным стабилизатором и килем. Механизация крыла включает предкрылки, закрылки, для управления по крену применяются интерцепторы и флапероны.

В мотогондолах в нижней части фюзеляжа попарно установлены четыре двухконтурных турбореативных трехвальных двигателя с общей форсажной камерой НК-32 производства Куйбышевского моторного завода. В качестве автономного энергоузла применяется вспомогательная силовая установка.

Материалы планера — титан, алюминиевые термообработанные сплавы, стальные сплавы и композиционные материалы. Отсеки размещения полезной нагрузки расположены тандемом. Самолет имеет приемное устройство системы типа «шланг-конус» для дозаправки в воздухе.

Кроме того, конструкторы обратили внимание на эргономику и удобство экипажа.

Ту-160 стал первым боевым самолетом в СССР, на котором был установлен туалет (вместо переносного бачка или писсуара со шлангом) и шкаф для разогревания пищи. Также в самолете имеется спальное место.

Летно-технические характеристики

  • — размах крыла — 55,7 м (при стреловидности 20 градусов), 35,6 м (при стреловидности 65 градусов);
  • — высота — 13,6 м;
  • — максимальная взлетная масса — 275 тыс. кг;
  • — максимальная скорость — около 2 тыс. км/ч (2 Маха);
  • — практический потолок — 15 тыс. м;

— практическая дальность — 12 тыс.

300 км, максимальная дальность — 14 тыс. 600 км;

— продолжительность полета — до 15 ч;

— экипаж — 4 человека;

— вооружение: в двух барабанных пусковых устройствах в бомбоотсеке — 12 стратегических крылатых ракет Х-55СМ или Х-101 (после модернизации самолета), либо 24 ракеты Х-15С.

Ту-160 способны нести бомбы — 12 фугасных свободного падения ФАБ-1000 или 22 ФАБ-750, а также корректируемые КАБ-1500, бомбы объемного взрыва повышенной мощности, атомные бомбы и морские мины.

Максимальная боевая нагрузка — 45 тыс. кг.

Модернизация

В 2002 году Минобороны РФ заключило с Казанским авиазаводом договор на проведение модернизации 15 экземпляров Ту-160 с продлением их ресурса до 2030 года. В ходе этих работ заменялось радиоэлектронное оборудование, авионика, двигатели, кабельное хозяйство и др., проводилась модернизация под использование новых высокоточных крылатых ракет Х-101.

27 апреля 2017 года замминистра обороны РФ Юрий Борисов заявил при посещении Казанского авиазавода, что «стопроцентной коренной модернизации» подвергнутся все 16 Ту-160, находившиеся на тот момент в боевом составе ВКС.

Замминистра подчеркнул, что ресурса этих машин хватит до вступления в строй ракетоносцев Ту-160 новой постройки.

28 ноября 2019 года источник журналистов в оборонно-промышленном комплексе сообщил о завершении сборки на КАЗ и отправке на испытания первого бомбардировщика, прошедшего такую модернизацию.

Запланированное возобновление производства

В апреле 2015 года президент РФ Владимир Путин поручил возобновить серийное производство Ту-160 и перенести завершение разработки бомбардировщика нового поколения ПАК ДА (перспективный авиационный комплекс дальней авиации) на более поздний срок. В Минобороны РФ сообщали, что серийный выпуск машин новой постройки должен начаться в 2023 году, при этом военное ведомство планирует приобрести не менее 50 таких ракетоносцев.

25 января 2018 года Минобороны РФ и ПАО «Туполев» заключили контракт на поставку российскому военному ведомству десяти модернизированных Ту-160 новой постройки общей стоимостью 160 млрд руб. Церемония прошла на Казанском авиационном заводе в присутствии Владимира Путина.

По его словам, этот заказ позволит полностью загрузить предприятие до 2027 года. Самолеты новой постройки в СМИ называют Ту-160М. В октябре 2019 года газета «Взлетная полоса» Новосибирского авиазавода им. В. П.

Чкалова сообщала об изготовлении и подготовке к отправке на КАЗ первого мотоотсека для Ту-160 новой постройки.

После наблюдения за демонстрационным полетом нового Ту-160 «Петр Дейнекин» Владимир Путин предложил создать гражданскую версию Ту-160. Впрочем, в сентябре 2019 года в ОАК сообщили, что новый российский сверхзвуковой пассажирский самолет будет создаваться с нуля.

Боевое применение

Впервые ракетоносец этого типа принял участие в боевых действиях 17 ноября 2015 года, когда самолеты Дальней авиации ВКС России были привлечены для ударов по объектам террористической организации «Исламское государство» (ИГ, запрещена в РФ) на территории Сирии. В тот день было проведено два самолетовылета Ту-160 с аэродрома Энгельс, нанесен удар 16 крылатыми ракетами Х-101 по целям в провинциях Алеппо и Идлиб. В дальнейшем самолеты Дальней авиации неоднократно использовались в сирийской кампании.

Читайте также:  Винтовка т5000 орсис: снайперская, высокоточная, технические характеристики (ттх)

Аварии и катастрофы

За всю историю эксплуатации были потеряны два экземпляра Ту-160. Весной 1987 года второй самолет опытной серии потерпел крушение из-за разрушения двигателя, всем членам экипажа удалось успешно катапультироваться.

18 сентября 2003 года Ту-160 (бортовой номер «01 красный», собственное имя «Михаил Громов) потерпел крушение близ пос. Степное (Советский район Саратовской обл.).

В ходе контрольного полета из-за отказа системы дренажа произошло «схлопывание» правого топливного бака и возник пожар правых двигателей, после чего самолет взорвался и разрушился, экипаж погиб.

Источник: https://tass.ru/info/7218971

Ту160М2 — смертоносный Белый Лебедь

Техническое оборудование бомбардировщика Ту160М2 заставит супостатов сильно задуматься о том, стоит ли совершать акты агрессии против России. Это прежде всего уникальные Стелс технологии и скоростные возможности машины. Многие эксперты отмечают, что снижение заметности Ту160М2 в воздухе может сыграть с вражеской ПВО злую шутку.

Предприятия КРЭТ ведут разработку начинки нового Ту160М2: вычислительных бортовых систем и средств контроля, а также топливо/расходо/мерных модулях и систем управления оружием.

Новый Ту160М2 будет серьезно отличаться обычных Ту160. Можно сказать, что в прежнем корпусе будет принципиально новый самолет. Он в несколько раз увеличит свои боевые возможности. Так будет значительно расширена номенклатура вооружения и серьезно улучшены точностные ТТХ.

Сверхзвуковой стратегический бомбардировщик будет оснащен РЛС с АФАР, новым пилотажным комплексом с самыми современными средствами навигации (в том числе современными лазерными гироскопами), а также системами связи, датчиками, топливными приборами и системами индикации.

У самолета будет и новая система управления оружием. Для самолетов стратегической авиации исключительной характеристикой является его точное определение места положения.

Расстояния до объектов поражения будут измеряться многими тысячами км. Поэтому чем четче будет произведен «отцеп изделия», тем точнее оно будет доставлено к цели. Это очень важно.

Стратегический ракетоносец должен из любой точки планеты отправлять БЧ по назначению с высокой точностью.

Возрастут не только боевые мощности Белого Лебедя, но и возможности машины по собственной защите. На основании самых современных наработок создается принципиально новый бортовой комплекс самообороны или комплекс радиоэлектронной борьбы.

С учетом тех заделов, которые уже есть по ПАК ФА, других средств защиты, КРЭТ делает так, чтобы этот самолет был бы защищен по всем физическим полям как с земли, от зенитных ракетных систем, так и от всех типов перспективных авиационных средств поражения.

Новый комплекс самообороны Ту160М2 будет способен обеспечить практически 100-процентную защиту этого самолета.

Перед КРЭТ стоит также задача устранить все проблемы, которые накапливались в течение длительного времени на уже существующих Ту160, Ту-95 и Ту-22М3: заменить элементы бортового оборудования, срок службы которых уже истек. В первую очередь производится замена продукции украинских предприятий, которые еще в советские времена участвовали в кооперации соисполнителей.

«И ремонт этого оборудования невозможен, и документация практически утрачена. Мы украинские блоки снимаем и на их место ставим совершенно новые собственной разработки. Это не просто продление ресурса, это совершенно новые характеристики.

Нет смысла повторять вещи тридцатилетней давности, поэтому мы ставим современное оборудование, которое выводит этот самолет на качественно новый уровень. Все шестнадцать Ту160, которые стоят на вооружении, будут модернизированы», — подчеркивают в КРЭТ. Аналогичная работа идет и по Ту-95, и по Ту-22М3.

МО хочет все машины дальней авиации привести к одному облику.

Ранее на каждый самолет отдельно ставились или блоки управления ракетами, или блоки управления бомбами. «Сейчас на их места ставятся цифровые блоки небольшого размера, которые сами определяют тип оружия, которое подвешено в бомболюках, — ракета это, или бомба, или какие-то другие средства поражения.

В зависимости от этого соответствующим образом и планируется боевое применение. Все это будет осуществляться автоматически. Закрепили вооружение, система его опознает, сравнивает его с поставленной задачей, при необходимости корректирует ее. На самом деле все гораздо сложнее.

Но сам принцип выглядит примерно так», — уточняют в КРЭТ.

Источник: http://youinf.ru/tu-160m2-smertonosnyj-belyj-lkbel/

«Белый лебедь»: на что способен ракетоносец Ту-160

Россия — одна из трех стран, которая обладает ядерной триадой. Это понятие подразумевает, что государство обладает возможностями нанести ядерный удар с земли, воды и воздуха. Кроме нас подобными системами вооружения обладают только США и Китай.

С земли нашу безопасность обеспечивает межконтинентальная баллистическая ракета “Воевода”, которой вскоре на смену придет ещё более мощная ракета “Сармат”, на воде и под водой дежурство несут ракетные корабли проекта «Гепард» и атомные подводные лодки проекта “Борей”, а с небес нашу родину прикрывает сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-160 «Белый лебедь». О нем-то и поговорим сегодня.

Разработки советского стратегического летающего ракетоносца начались 70-х годах XX века. Поводом для его создания послужили донесения советской разведки о том, что американцы приступили к разработке стратегического бомбардировщика В-1 “Лансер”. Это известие сильно встревожило руководство СССР и в военный бюджет немедленно были заложены средства на разработку машины такого класса у нас.

Генсеком в те времена был Никита Хрущев, который дал задачу на разработку двум конструкторским бюро(КБ) — Сухого и Мясищева.

КБ Туполева в разработке не участвовало, так как в тот момент находилось в конфликте с Никитой Сергеевичем — ранее он зарубил несколько проектов старейшего КБ, чем вызвал критику его руководства.

Однако после предоставления проектных эскизов и моделей от обоих КБ, их все же передали на доработку Туполеву. Взяв за основу проект Мясищева М-18, туполевцы начали работу над ним и вскоре на свет появился «Белый лебедь».

Ту-160 представляет собой реактивный бомбардировщик-ракетоносец с крылом изменяемой стреловидности.

Машина получилась уникальная: это самый большой и самый мощный военный самолет с изменяемой геометрией крыла в мире. Также это самый скоростной бомбардировщик из всех, которые стоят на вооружении.

Кроме того, он обладает самой большой взлетной массой, т.е. может взять на борт большую бомбовую нагрузку, чем зарубежные аналоги.

Чтобы было понятней, давайте посмотрим на цифры и сравним характеристики “Белого лебедя” с его основным конкурентом — американским реактивным бомбардировщиком В-1В “Лансер”.

Если взглянуть на эти самолеты, то можно заметить, что у них множество схожих черт — у обоих схожие контуры фюзеляжа, изменяемая стреловидность крыла и расположение двигателей.

Но в глаза бросается очевидно больший размер “Лебедя”: длинной 54,1 метра, а высотой 13,1 метр, он почти на 10 метров длиннее и на 3 метра выше американца.

Мощность двигателей Ту-160 позволяет на больших высотах развивать скорость до 2200 км/ч или 2,08 М (Махом в авиации называют скорость звука, которая равняется примерно 1200 км/ч, но зависит от состояния воздуха).

Максимальная же скорость “американца” — всего 1,2 М. Боевая нагрузка (сколько боеприпасов может нести самолет) у нашего — 45 тонн, а В-1В — 34 тонны в заднем бомбовом отсеке и 22 тонны на пилонах под крыльями.

Казалось бы, американец выигрывает, однако это не так. Дело в том, что зарубежные конструкторы так и не смогли нормально спроектировать задний бомбовый отсек и он оказался не приспособлен для боевых задач. При загрузке бомб на пилоны под крылья, на минуточку, больше 10 тонн под каждое, летные качества воздушного судна резко падают.

Боевой радиус Ту-160 составляет 7600 километров — это расстояние, которое он покрывает с точки базирования. Максимальная дальность полета 14 тысяч километров. В-1В имеет боевой радиус в 5543 километров и максимальную дальность в 13500 км. Учитывая, что расстояние от Москвы до Вашингтона через Арктику составляет всего 6750 км, эти цифры говорят сами за себя.

К слову, Американец летает на пару километров выше и более приспособлен к маневрированию у земли. Но у “Лебедя” такой задачи нет, поскольку он несет крылатые ракеты (Х-55, которые после запуска сами летят ещё 2500 километров) и маневрировать у поверхности Земли ему нет смысла.

А теперь о печальном. На вооружении России находится всего 16 таких машин. Этот дефицит произошел из-за сокращения вооружений в период перед развалом СССР и привел к тому, что каждый самолет имеет свое собственное имя. Американских аналогов в строю находится не менее 61.

С этим связана ещё одна примечательная история. Когда произошел развал СССР, на территории Украины осталось 19 таких машин, причем в рабочем состоянии из них находилось только 6.

Учитывая экономическое состояние новообразовавшегося государства, содержать и обслуживать эти машины не было никакой возможности.

Ведь даже для одного учебного полета требуется заправить в машину около 40 тонн топлива.

Россия предлагала выкупить их за 3 млрд. долларов, однако, украинцы отказались, посчитав, что этого мало, и запросили 8 млрд. долларов. Россия не согласилась на такие условия.

Тогда Украина заключила договор с Минобороны США, по которому обязывались за американские деньги утилизировать самолеты по цене 1 млн. долларов за единицу.

Позднее США пыталось купить три Ту-160 у Украины, но Россия выступила против этой сделки и согласилась списать долги за газ на сумму 285 млн. долларов за оставшиеся самолеты. В итоге, авиапарк РФ пополнился на 8 “Белых лебедей”.

Вишенкой на торте в этой ситуации послужил тот факт, что Нафтогаз, куда были переведены деньги, долго не хотел передавать их Минобороны Украины, и ведомство смогло получить средства только после череды судов, да и то не в полном объеме.

После развала СССР производство этих самолетов было приостановлено. Многие производственные линии оказались за границей, а технологии были утрачены. Но годами Россия восстанавливала свои мощности и наконец смогла заново освоить искусство создания этих уникальных машин.

В 2015 году Министр обороны РФ Сергей Шойгу заявил, что необходимо возобновить производство Ту-160, а в 2017 году на Казанском авиационном заводе полностью восстановили технологии производства этих воздушных судов и приступили к их производству. В ближайшие несколько лет планируется построить и поставить на боевое дежурство до 50 таких самолетов.

Источник: https://russian7.ru/post/belyy-lebed-na-chto-sposoben-raketo/

Ищи свищи: Ту-160 на форсаже ушел от двух F-35

Ту-160 выполнял плановый полет в Японском море, когда его справа и слева взяли на сопровождение два F-35. В этот момент российский бомбардировщик внезапно установил максимальный угол стреловидности крыльев, ускорился, включив форсаж.

  • Два истребителя F-35A среагировали, но поздно — когда они включили ускорение, радары еще могли обнаружить бомбардировщик Ту-160, но пилоты уже не видели его в поле зрения.
  • Утверждается, что инцидент, когда тяжёлый бомбардировщик ещё советского поколения легко ушёл от новейших американских истребителей, произошел 3 ноября.
  • Прокомментирую
  • Если порассуждать, то иного варианта развития ситуации и быть не могло.

Максимальная скорость Ту-160 — 2200 км/ч (2,08 М) и он может держать форсаж 45 минут, а F-35 — 1930 км/ч (1,6 М), которые он в состоянии удерживать лишь несколько минут. Безфорсажно американец даёт только 1,2 Маха, то есть по сравнению с Ту-шкой практически стоит на месте.

В правильной концепции применения Ту-160 скорость это однозначно преимущество. Быстрый выход на рубеж атаки, пуск и быстрый уход от перехвата. Кто-то мне возразит, что «пингвин» шмальнёт издалека ракетой и «Лебедь» не уйдёт от неё. Ну что же, я готов порассуждать.

Во-первых, свои атаки Ту-160 выполняет на дальность, иногда превышающую радиус боевого применения истребительной авиации противника. Внимание, вопрос! На какое расстояние вглубь России должны залететь F-35 с боевым радиусом в 1000 с небольшим км, чтобы сбить Ту-160, у которых дальность пуска ракет составляет 3000-5000 км?

Во-вторых, ракета. Если взять последнюю модификацию AIM-120D, самую современную и мощную ракету наших противников, то её рабочий диапазон задекларирован в 180 км (скорость на марше 3 — 3,2 Маха, время работы двигателя около 3-х минут).

Но это при идеальных условиях:— цель идёт к носителю на всех парах и не сворачивает;— носитель осуществляет пуск на высоте, большей на 8 км, чем у цели;— «засветка» цели сильная и постоянная, и т.д.

Поэтому «осётра» в 180 км надо урезать как минимум втрое, а то и вчетверо. На максималке, как в описанном случае, ракетоносец летит быстрее многих истребителей. Пуски ракет по нему если и будут (если перехватчики смогут его догнать), то произойдут с низа и вдогон.

Читайте также:  Адмирал нахимов (атомный крейсер): крушение корабля, проект 1144 орлан, модернизация, ремонт, история создания

Дальность эффективного пуска при таком раскладе AIM-120 — не более 30-40 км. Дальше просто не хватает энергетики. Плюс на «Лебеде», как на большом самолёте, целый комплекс пассивной обороны, стоит мощная станция РЭБ. И если Ту-160 оторвался километров на 50, а в ситуации с «Пингвином», он это делает на «раз-два», то шансов у ракеты достать ракетоносец практически нет.

Резюме

Всё вместе (скорость, длительность форсажа, возможность дальнего удара) даёт российскому авиационному комплексу очень высокие шансы успешного выхода на рубеж атаки и применения своего вооружения, а так же безопасного возвращения домой при активном противодействии сил ПВО противника. В том числе самой современной истребительной авиации.

Ту-160 самолёт непревзойденный до сих пор и ни в малейшей степени не устаревший. При его характеристиках он будет эффективным ещё долго. Советские конструкторы авиации были гения и почти каждый их самолёт шедевр конструкторский мысли.

В перспективе у РФ появятся еще 50 универсальных Ту-160М2. Они будут как тяжелыми бомбардировщиками, так и тяжелыми истребителями сопровождения, т.к. в их планер будут встроены РЛС метрового диапазона, которые без труда видят стелсы (как у Су-57) и будут иметь ракеты класса воздух-воздух.

Напомню, что Ту-160 изначально разрабатывался как универсальный, одна из модификаций была Ту-160П (тяжёлый истребитель сопровождения, вооружённый ракетами класса «воздух — воздух» большой и средней дальности действия). Тогда сыграло роль несовершенство БРЭО, поэтому он в серию не пошел, но теперь БРЭО компактно и универсально.

Ну, а что F-35?

Если исходить из принципа, что о нём стоит говорить или хорошо или ничего, то нам остаётся только помолчать.

Источник: https://chervonec-001.livejournal.com/3036165.html

Источник: https://news.rambler.ru/troops/43128937-ischi-svischi-tu-160-na-forsazhe-ushel-ot-dvuh-f-35/

Ту-160 "Белый лебедь" стратегический ракетоносец-бомбардировщик на радость НАТО — ПОЛИТМИКСЕР — медиаплатформа МирТесен

Стратегический бомбардировщик Ту-160 «Белый лебедь» или Blackjack (дубинка) по натовской терминологии, представляет уникальный самолет. Это основа ядерной мощи современной России. ТУ-160 имеет превосходные технические характеристики: это самый грозный бомбардировщик, который может нести также крылатые ракеты. Это самый большой сверхзвуковой и грациозный самолет в мире. Разработан в 1970-1980-х годах в ОКБ Туполева и имеет крыло изменяемой стреловидности. На вооружении состоит с 1987 года.

 Ту-160 «Белый лебедь» — видео

Бомбардировщик Ту-160 стал «ответом» на программу AMSA («Развитый пилотируемый стратегический самолет») США, в рамках которой был создан небезызвестный B-1 Lancer. Ракетоносец Ту-160 почти по всем характеристикам значительно опережал своих основных конкурентов Lancer′ов. Скорость ту 160 выше в 1,5 раза, максимальная дальность полета и боевой радиус настолько же больше. А тяга двигателей почти вдвое мощнее. При этом никакое сравнение не выдерживают «невидимки» B-2 Spirit, у которых в угоду малозаметности в жертву принесли буквально все, включая дистанцию, стабильность полета и грузоподъемность.

Количество и стоимость ТУ-160

Каждый дальний ракетоносец ТУ-160 – это штучный и довольно дорогой продукт, он имеет уникальные технические характеристики. С момента их создания было построено только 35 таких самолетов, при этом в целости их осталось на порядок меньше.

Но они все равно остаются грозой недругов и настоящей гордостью России. Этот самолет – единственное изделие, которое получило свое имя.

Каждый из построенных самолетов имеет свое имя, их присваивали в честь чемпионов («Иван Ярыгин»), конструкторов («Виталий Копылов»), известных богатырей («Илья Муромец») и, конечно, летчиков («Павел Таран», «Валерий Чкалов» и другие).

До распада СССР было построено 34 самолета, причём 19 бомбардировщиков осталась на Украине, на базе в Прилуках. Однако эти машины в эксплуатации были слишком дороги, а для маленькой украинской армии они просто оказались не нужны.

19 ТУ-160 Украина предлагала отдать России взамен самолетов Ил-76 (1 к 2) или за списание газового долга. Но для России это было неприемлемо. К тому же на Украину воздействовало США, которая фактически заставила уничтожить 11 ТУ-160.

8 самолетов были переданы России за списание газового долга.

В составе ВВС на 2013 год находилось 16 Ту-160. России этих самолетов было непомерно мало, но их строительство обошлось бы в огромную сумму. Поэтому было решено провести модернизацию 10 бомбардировщиков из имеющихся 16 до стандарта Ту-160М.

Дальняя авиация в 2015 году должна получить 6 модернизированных ТУ-160. Однако в современных условиях даже модернизация имеющихся ТУ-160 не может решить поставленных военных задач. Поэтому появились планы по строительству новых ракетоносцев.

В 2015 году в Казани решили рассмотреть возможность начала выпуска нового ТУ-160 на мощностях КАЗа. Эти планы сложились вследствие образования нынешней международной обстановки.

Однако это сложнейшая, но решаемая задача. Были утеряны некоторые технологии, кадры, но, тем не менее, задача вполне осуществима, тем более имеется задел – два недостроенных самолета.

Стоимость же одного ракетоносца составляет порядка 250 миллионов долларов.

История создания ТУ-160

Задание на проектирование было сформулировано еще в 1967 году Советом министров СССР. К работе привлекли конструкторские бюро Мясищева и Сухого, которые предложили свои варианты через несколько лет. Это были бомбардировщики, способные развивать сверхзвуковую скорость и на ней преодолевать системы ПВО. Конструкторское бюро Туполева, имевшее опыт разработки бомбардировщиков Ту-22 и Ту-95, а также сверхзвукового самолета Ту-144, не участвовало в конкурсе. Победителем в итоге признали проект ОКБ Мясищева, однако конструкторы отпраздновать победу не успели: правительство через некоторое время приняло решение закрыть проект в ОКБ Мясищева. Вся документация по М-18 была передана в ОКБ Туполева, подключившееся к конкурсу с «Изделием-70» (будущий самолет ТУ-160).

  1. К будущему бомбардировщику предъявлялись следующие требования:
  • дальность полета на высоте 18 000 метров на скорости 2300-2500 км/ч в пределах 13 тысяч км;
  • дальность полета у земли в 13 тысяч км и на высоте 18 км на дозвуковом режиме;
  • к цели самолет должен приближаться на дозвуковой крейсерской скорости, преодолевать ПВО противника — на крейсерской скорости у земли и в сверхзвуковом высотном режиме.
  • общая масса боевой нагрузки должна составлять 45 тонн.

Первый полет прототипа (Изделие «70-01») был осуществлен на аэродроме «Раменское» в декабре 1981 года. Изделие «70-01» пилотировал летчик-испытатель Борис Веремеев со своим экипажем. Второй экземпляр (изделие «70-02») не летал, его использовали для статических испытаний.

Позднее к испытаниям подключился второй самолет (изделие «70-03»). Сверхзвуковой ракетоносец ТУ-160 был запущен в серийное производство 1984 году на Казанском авиационном заводе.

В октябре 1984 года в воздух поднялась первая серийная машина, в марте 1985 года — вторая серийная, в декабре 1985 года – третья, в августе 1986 года – четвертая.

 В 1992 году Борис Ельцин решил приостановить продолжавшийся серийный выпуск ту 160, если США остановят серийное производство B-2. к тому времени было произведено 35 самолетов. КАПО к 1994 году КАПО передало шесть бомбардировщиков ВВС России. Они были дислоцированы в Саратовской области на аэродроме Энгельс.

Новый ракетоносец ТУ-160 («Александр Молодчий») в мае 2000 года вошел в состав ВВС. На вооружение комплекс ТУ-160 приняли в 2005 году. В апреле 2006 года объявлено о завершении испытаний модернизированных двигателей НК-32, созданными для ТУ-160. Новые двигатели отличаются повышенной надежностью и значительно возросшим ресурсом.

В декабре 2007 года осуществлен первый полет нового серийного самолета ТУ-160. Генерал-полковник Александр Зелин, главком ВВС, в апреле 2008 года сообщил, что в 2008 году на вооружение ВВС поступит еще один российский бомбардировщик. Новый самолет получил название «Виталий Копылов».

Планировалось, что еще три строевых ТУ-160 будут модернизированы в 2008 году.

  • Особенности конструкции
  •  Самолет «Белый лебедь» создавался с широким применением апробированных решений по уже построенным в КБ машинам: Ту-142МС, Ту-22М и Ту-144, а некоторые узлы, агрегаты и часть систем перешли в самолет без изменений. «Белый лебедь» имеет конструкцию, в которой широко применяются композиты, нержавеющая сталь, алюминиевые сплавы В-95 и АК-4, титановые сплавы ВТ-6 и ОТ-4.
  •  Самолет «Белый лебедь» представляет интегральный низкоплан с крылом изменяемой стреловидности, цельноповоротными килем и стабилизатором, трехопорным шасси. Механизация крыла включает двухщелевые закрылки, предкрылки, для управления по крену используются флапероны и интерцепторы. Четыре двигателя НК-32 смонтированы в нижней части фюзеляжа попарно в мотогондолах. В качестве автономного энергоузла используется ВСУ ТА-12.
  •  Планер имеет интегральную схему. В технологическом отношении он из шести главных частей, начиная с Ф-1 до Ф-6. В негерметичной носовой части в радиопрозрачном обтекателе установлена антенна РЛС, за ним располагается негерметичный отсек радиооборудования. Неразъемная центральная часть бомбардировщика длиной 47,368 м включает фюзеляж, куда входит кабина экипажа и два грузоотсека. Между ними располагается неподвижная часть крыла и кессон-отсек центроплана, хвостовая часть фюзеляжа и гондолы двигателей. Кабина представляет единый гермоотсек, где кроме рабочих мест экипажа, находится электронное оборудование самолета.

  •  Крыло на бомбардировщике изменяемой стреловидности. Крыло при минимальной стреловидности имеет размах в 57,7 м. Система управления и поворотный узел в общем аналогичны Ту-22М, однако они пересчитаны и усилены. Крыло кессонной конструкции, в основном выполнено из алюминиевых сплавов. Поворотная часть крыла двигается с 20 до 65 градусов по передней кромке. По задней кромке установлены трехсекционные двухщелевые закрылки, по передней кромке — четырехсекционные предкрылки. Для управления по крену стоят шестисекционные интерцепторы, а также флаппероны. Внутренняя полость крыла используется в качестве топливных баков.
  •  На самолете стоит автоматическая электродистанционная бортовая система управления с дублированием механической проводкой и четырекратным резервированием. Управление — сдвоенное, установлены ручки, а не штурвалы. Самолет по тангажу управляется с помощью цельноповоротного стабилизатора, по курсу — цельноповоротным килем, по крену – интерцепторами и флаперонами. Навигационная система – двухканальная К-042К.
  •  «Белый лебедь» — один из наиболее комфортных боевых самолетов. В течение 14-часового полета у пилотов имеется возможность встать и размяться. Также на борту имеется кухня со шкафом, позволяющим разогревать пищу. Есть и туалет, которого ранее на стратегических бомбардировщиках не было. Именно вокруг санузла во время передачи самолета военным произошла настоящая война: они не желали принимать машину, так как конструкция санузла была несовершенной.

Вооружение Ту-160

Изначально ТУ-160 строился как ракетоносец — носитель крылатых ракет с ядерными БЧ большой дальности, предназначенными для нанесения массированных ударов по площадям. В дальнейшем предусматривалась расширение и модернизация номенклатуры возимых боеприпасов, о чем свидетельствуют трафареты на створках грузотсеков с вариантами подвески огромной номенклатуры грузов.

На вооружении ТУ-160 стоят стратегические крылатые ракеты Х-55СМ, которые применяются для поражения стационарных целей, имеющих заданные координаты, их ввод осуществляется перед вылетом бомбардировщика в память ракеты.

Ракеты располагаются по шесть штук на двух пусковых барабанных установках МКУ-6-5У, в грузовых отсеках самолета.

В состав вооружения для поражения на малой дальности могут быть включены гиперзвуковые аэробаллистические ракеты Х-15С (по 12 на каждую МКУ).

После соответствующего переоборудования бомбардировщик может оснащаться и свободнопадающими бомбами различного калибра (до 40 000 кг), включая разовые бомбовые кассеты, ядерные бомбы, морские мины и другое вооружение.

Состав вооружения бомбардировщика в перспективе планируется значительно усилить за счет применения высокоточных крылатых ракет новейшего поколения Х-101 и Х-555, которые имеют увеличенную дальность, а также предназначены для поражения как тактических морских и наземных, так и стратегических целей почти всех классов.

Тактико-технические характеристики самолета Ту-160

Экипаж: 4 человека

Габаритные размеры Ту-160

Длина: 54,1 м; Размах крыла: 55,7/50,7/35,6 м; Высота: 13,1 м; Площадь крыла: 232 м²Масса пустого: 110 000 кгНормальная взлётная масса: 267 600 кгМаксимальная взлетная масса: 275 000 кгДвигатели: 4 × ТРДДФ НК-32Тяга максимальная: 4 × 18 000 кгсТяга на форсаже: 4 × 25 000 кгсМасса топлива: 148 000 кг

Максимальная скорость: на высоте — 2200 км/ч (М=1,6); У земли — 1030 км/ч (М=0,84)

Крейсерская скорость: 850 км/ч (М=0,69)Максимальная дальность без дозаправки: 18 950 кмПрактическая дальность без дозаправки: 12 300 кмБоевой радиус: 6000 кмПродолжительность полёта: 25 чПрактический потолок: 22 000 мСкороподъёмность: 4400 м/минДлина разбега/пробега: 900 мТяговооружённость: при максимальной взлётной массе-0,37; при нормальной взлётной массе-0,36

Фото Ту-160

  1. Взлет Ту-160
  2. Ту-160 вид сверху
  3. Посадка Ту-160
  4. Кабина пилотов Ту-160
  5. Место правого штурмана Ту-160
  6. Место левого штурмана Ту-160
  7. Вооружение Ту-160
  8. Ракетоносец Ту-160 наносит ядерный удар (компьютерная графика)

Источник: https://politmikser.mirtesen.ru/blog/43868357596/Tu-160-Belyiy-lebed-strategicheskiy-raketonosets-bombardirovschi

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector