Жуковский николай егорович: конструктор самолетов, изобретатель, биография ученого

Другие известные ученые

Николай Егорович Жуковский родился 17 января 1847 года. Он был сыном инженера, одного из строителей Нижегородской железной дороги. Мальчик рос в старом, но совсем небогатом дворянском доме. Тут все делалось еще на французский лад, важнее всего считалось, чтобы у детей были хорошие манеры, хороший тон

Сначала мальчика отдали в Четвертую московскую гимназию. Математику в этой гимназии преподавали авторы самых распространенных в России учебников — Малинин и Буренин. В первых классах Жуковский оказался самым плохим математиком из-за своей рассеянности.

Жуковский не любил цифр и расчетов в их голом, отвлеченном виде и у Малинина учился плохо. Но у Буренина, преподававшего геометрию, он вдруг оказался лучшим учеником.

Очевидно, по самому складу своего ума ребенок мог отчетливее всего видеть мир и понимать отношения в нем геометрически, когда понимание было предельно ясным, зримым. 

Окончив курс гимназии с золотой медалью, Жуковский поступил на математический факультет Московского университета. В университете читали лекции известные ученые Давидов, Слудский, Цингер.

Уже с первого года пребывания в университете Жуковский участвовал вместе со своими учителями в занятиях математического кружка, из которого потом выросло Московское математическое общество.

 

Жуковский Николай Егорович: конструктор самолетов, изобретатель, биография ученого

Студент Жуковский жил в комнатке, названной товарищами «шкафчиком», и когда причесывался, гребенкой задевал потолок. Он бегал по городу, давая уроки разным ученикам, издавал литографским способом лекции, им самим аккуратно записанные и имевшие в его редакции большой успех. 

В 1868 году университетский курс был закончен. Жуковского тянуло к практической деятельности. Он мечтал тогда стать инженером, как его друг Щукин, известный впоследствии строитель паровозов.

Друзья вместе поступили в Петербургский институт путей сообщения, но тут профессора занимались не разъяснением руководящих научных идей, а простым изложением фактического материала, потребного для повседневной практики, учили студентов считать и чертить. А Жуковский как раз к этому не имел ни особенных способностей, ни охоты.

В результате через год он провалился на экзамене по геодезии и решил, что инженера из него не выйдет. Тогда он оставил институт и вернулся в Москву. 

Из-за болезненного состояния он должен был провести целый год у отца в Орехове, а с осени 1870 года стал учителем физики в одной из московских женских гимназий. Вскоре ему поручили преподавание математики в Московском высшем техническом училище, которого он не покидал уже до конца жизни. 

Оторванному от университета молодому ученому нелегко далась магистерская диссертация «Кинематика жидкого тела», но защитил он ее блестяще эта работа стала первым его вкладом в гидродинамику

До него никто не занимался кинематикой, то есть наглядно-геометрической стороной движения частиц жидкости. Что происходит в движущейся жидкости, знали только в общих чертах.

Но представить себе, может быть, даже вычертить конкретный путь движения какой-нибудь частицы, на которую действует бесчисленное множество сил, — эта задача казалась невозможной.

Жуковский нашел формулу, которая позволила рассчитать поведение каждой частицы в движущемся потоке жидкости. 

Совет училища командировал юного магистра за границу. Он слушал знаменитых Гельмгольца, Кирхгофа в Берлине, работал у Дарбу и Реваля в Сорбонне, сблизился в Париже с виднейшими русскими учеными того времени — Андреевым, Яблочковым, Ливенцевым. В это время Жуковский и начал заниматься исследованием движения воздушных потоков. Позже он создал новую науку, которая была названа аэродинамикой. 

Жуковский вернулся в Москву с твердо установившимися взглядами и на науку, и на самого себя. 

Жуковский Николай Егорович: конструктор самолетов, изобретатель, биография ученого

Картина Т. Е. Иванова «Начало» с изображением русского учёного Н. Е. Жуковского со своими учениками (слева направо) — Б. С. Стечкин, А. А. Архангельский, А. Н. Туполев, Н. Е. Жуковский, Б. Н. Юрьев, Н. Р. Лобанов, Б. И. Россинский на Ходынском поле в 1911 году при испытании самолета ИТУ

Советом высшего технического училища он был избран профессором по кафедре механики. Сочинение «О прочности движения» принесло ему ученую степень доктора прикладной механики.

В 1888 году Жуковский занял кафедру прикладной механики в университете.

Он становится деятельнейшим членом всех научных обществ в Москве, где он уже устроился на жительство с матерью, братьями и сестрами. 

За письменным столом в московской своей квартире Жуковский с геометрической выразительностью и математической точностью формулировал законы, управляющие движением воды и воздуха. С помощью чертежей, формул и чисел он вводил людей, умеющих читать их, в огромную лабораторию живой природы. 

Однажды Николай Егорович занимался вопросом о вращении веретена на кольцевых ватерах. После теоретического решения он предложил, как всегда, и практическую конструкцию веретена. Друзья предупреждали его, что по русским законам изобретатель лишается права на патент, если заявке на изобретение будет предшествовать публичный доклад о нем. Жуковский не отменил доклада. 

Сто лет теоретики и экспериментаторы стремились к созданию оптимальной формы гребного корабельного винта. Уже была изобретена паровая турбина и строились быстроходные суда. Найти лучшую форму такого винта становилось теперь неотложнейшей задачей.

Машиностроительный гений англичанин Парсонс, изобретатель паровой турбины, бился над практическим решением. Европейские ученые теоретизировали.

Жуковский, взявшись за то же дело, создал свою знаменитую «Вихревую теорию гребного винта» и положил конец спорам. 

 

Ученики и товарищи, знавшие всю остроту положения, настаивали на немедленном печатании работы. Жуковский на спешку не соглашался. 

— Вы потеряете научное первенство, Николай Егорович! — убеждали его. 

  • — Неважно, — отвечал Жуковский спокойно. 
  • Для него было важно наиболее глубоким и правильным образом решить задачу — все остальное, вроде погони за «первенством», мешало, отвлекая внимание и ум. 

История жизни Николая Егоровича Жуковского

В 1903 году американцы братья Райт впервые подняли в воздух аэроплан. Но настоящим творцом и научной и практической авиации стал именно Жуковский. Среди других работ проблеме авиации великий ученый уделял немало внимания. К концу же долгой жизни его авиация была уже главным делом Жуковского. 

Еще в 1892 году русский ученый в скромной статье «О парении птиц» объяснял, каким образом могут птицы парить в воздухе с распростертыми крыльями, и теоретически доказал, что можно построить аппараты для искусственного парения, что они будут устойчивы и даже смогут совершать мертвые петли и фигуры высшего пилотажа. В 1897 году появляется статья Жуковского «О наивыгоднейшем угле наклона аэропланов». 

В 1902 году Жуковский построил в Московском университете аэродинамическую трубу. В нее он помещал модели, мощный вентилятор гнал им навстречу воздух. 

Жуковский Николай Егорович: конструктор самолетов, изобретатель, биография ученого

В 1904 году на базе его лаборатории был создан первый в мире институт аэродинамических исследований. Он расположился в подмосковном поселке Кучино. Именно там Жуковский сделал свое главное открытие — нашел источник подъемной силы крыла и дал формулу для расчета этой силы.

Так стал возможен математический расчет любого летательного аппарата. До сих пор во всем мире курс аэродинамики начинают читать с изложения теории подъемной силы, разработанной Жуковским.

Основываясь на своих открытиях, ученый также разработал теорию крыла самолета, методы расчета воздушных винтов и динамики полета. 

В 1910 году Жуковский создал аэродинамическую лабораторию при Московском высшем техническом училище. В ней Жуковский занимался исследованием воздушных винтов.

В этой лаборатории и начинали работу студенты Жуковского, в будущем ставшие известными учеными, — И. Сикорский, А. Туполев, С. Чаплыгин.

В институте была разработана методика математического расчета летательного аппарата. 

Во время войны 1914–1918 годов кружок Жуковского при МВТУ превратился по инициативе своего руководителя в расчетно-испытательное бюро для проверки аэродинамических свойств самолетов, к строительству которых едва-едва начала приступать Россия. 

Еще до войны при том же техническом училище Жуковский организовал курсы авиации. Отсюда вышли первые русские летчики. Здесь Жуковский начал первым в мире читать свой курс лекций о теоретических основах воздухоплавания. В 1918 году курсы были преобразованы в Московский институт инженеров воздушного флота, ставший затем Академией воздушного флота имени Жуковского. 

Для авиационных конструкторов приобрели неожиданно значение также многие из тех работ великого ученого, которые сам он не связывал с авиацией. Таковы его работы по гидродинамике.

Жуковский исследовал законы, управляющие поведением тел в жидкой среде, чтобы заставить эти законы служить человеку, творцу техники. Но при огромных скоростях нынешних самолетов и воздух ведет себя, как жидкость.

Так формулы гидродинамических исследований Жуковского тоже участвуют в процессе создания новых самолетов. 

Жуковский был не только теоретиком, но и практиком. Однажды к нему обратились из дирекции московского водопровода с просьбой усовершенствовать водопроводный кран.

Дело заключалось в том, что если резко закрывать краны, то лопались водопроводные трубы. Жуковский установил, что это происходит в результате ударной волны, возникавшей в трубе при резком закрытии крана.

По его совету конструкция кранов была изменена, и разрывы труб прекратились. Теперь эта конструкция применяется во всем мире. 

 

После Октябрьской революции Николай Егорович сумел сделать немногие оставшиеся ему годы жизни годами плодотворного, напряженного творчества. 

Семидесятилетний старик в годы нищеты и разрухи, ранним утром, пешком, по занесенным снегом улицам шел в училище, потом через весь город в университет — часто только для того, чтобы прочесть лекцию трем-четырем студентам. Неустройства быта проходили мимо него. Жуковский не замечал их, как раньше не замечал комфорта, которым его окружала семья. 

В 1918 году был создан Центральный институт аэро- и гидродинамики (ЦАГИ). Первоначальная работа по организации института протекала в отведенной для этого столовой квартиры Николая Егоровича. 

ЦАГИ стал крупным центром научных исследований в области самолетостроения. Именно там был разработан самолет АНТ-25, на котором Валерий Чкалов совершил беспосадочный перелет в Америку. 

  1. По идее и при непосредственном участии Жуковского было создано крупнейшее авиационное учебное заведение — Московский авиационный институт (МАИ), а также Военно-воздушная академия, которая теперь носит его имя. 
  2. Этот потомок русских богатырей заболел весной 1920 года воспалением легких, затем паралич, последовавший за известием о смерти дочери, затем брюшной тиф в декабре и новый апоплексический удар весной следующего года. 
  3. 17 марта 1921 года Жуковский умер. 

Источник: https://tunnel.ru/post-zhukovskijj-nikolajj-egorovich

Жуковский Николай Егорович

Жуковский Николай Егорович: конструктор самолетов, изобретатель, биография ученого

Жуковский Николай Егорович (1847—1921) — российский и советский Ученый, член-корреспондент Петербургской АН (1894), РАН (1917), основоположник современной гидроаэродинамики, «отец русской авиации».

С 1870 г. — преподаватель физики в 2-й Московской женской гимназии, с 1872 г. — преподаватель математики, с 1874 г. — доцент по кафедре аналитической механики в Высшем техническом училище (ВТУ, ныне — Московский высший технический университет), с 1885 г. — профессор, преподавал теоретическую механику в Московском университете. В 1900 г.

был выдвинут кандидатом в действительные академики, но снял свою кандидатуру, так как не хотел оставлять Московский университет и ВТУ. В 1902 г. руководил сооружением одной из первых в Европе аэродинамических труб; в 1904 г. — созданием в поселке Кучино (под Москвой) первого в Европе Аэродинамического института. В 1905 г.

избран президентом Московского математического общества. В 1910—1912 гг. прочитал цикл лекций «Теоретические основы воздухоплавания»; с 1913 г. преподавал на курсах офицеров-летчиков при ВТУ и там же создал авиационное расчетно-испытательное бюро, разрабатывавшее методы аэродинамического и прочностного расчета самолетных конструкций.

В период Первой мировой войны 1914—1918 гг. разрабатывал вопросы бомбометания и баллистики.

В 1918 г. стал одним из организаторов Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ) и с 1920 г. — Института инженеров Красного воздушного флота (с 1922 — Военно-воздушная инженерная академия им. Н. Е. Жуковского).

Автор фундаментальных трудов и учебников для вузов по различным проблемам теоретической и прикладной механики, астрономии, математики, гидродинамики, гидравлики и т. д.

Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012, с. 185-186.

Жуковский Николай Егорович: конструктор самолетов, изобретатель, биография ученого

ЖУКОВСКИЙ Николай Егорович
(5/17.02.1847-17.03.1921), русский ученый, основоположник
современной гидро- и аэромеханики. Родился в
семье инженера путей сообщения.

Окончил Московский
университет
по специальности “прикладная
математика” (1868). С 1872 до конца жизни преподавал
математику и механику в Московском техническом
училище и Практической академии коммерческих
наук.

С 1886 — экстраординарный профессор на
кафедре механики Московского университета.

  • С 1905 — президент Московского
    математического общества.
  • Педагогическая и
    популяризаторская деятельность Жуковского
    имела большое значение для подготовки
    отечественных кадров ученых и инженеров.
  • Для иллюстрации своих лекций
    он сконструировал множество приборов и
    механизмов.

С н. XX в. основное внимание
Жуковского направлено на разработку вопросов
аэромеханики и авиации. Под его руководством
сооружена одна из первых в мире аэродинамических
труб и приборов для испытания самолетных винтов.

В своей речи “О воздухоплавании” (1898) “отец
русской авиации” предсказывал: “Человек не
имеет крыльев и по отношению веса своего тела к
весу мускулов в 72 раза слабее птицы, но я думаю,
что он полетит, опираясь не на силу своих
мускулов, а на силу своего разума”.

Жуковский — организатор
воздухоплавательной секции в Московском
обществе любителей естествознания, антропологии
и этнографии (1904).

В 1910 при непосредственном
участии Жуковского в МВТУ была открыта
аэродинамическая лаборатория (ее работа была им
систематизирована в классическом курсе лекций
“Теоретические основы воздухоплавания”, изд. 1911-12).

Огромную работу осуществил
Жуковский по подготовке авиационных кадров —
конструкторов самолетов и пилотов. Во время
Первой мировой войны 1914-18 — труды по теории
бомбометания, по баллистике артснарядов, по
воздухоплаванию, гидромеханике и теоретической
механике.

В конце 1918 Жуковский
основывает Центральный аэрогидродинамический
институт. Организованные им теоретические курсы
для военных летчиков были реорганизованы в
Институт инженеров воздушного флота (с 1922 —
Военно-воздушная инженерная академия имени
Жуковского).

Жуковский Николай Егорович [5(17). 1. 1847, с. Орехово, ны t Владимирской обл.,- 17.3.1921, Москва], русский учёный в области механики, основоположник современной гидроаэродинамики. В 1868 окончил физ.-мат. фак. Моск. ун-та. С 1872 преподаватель математики, с 1874 доцент по кафедре аналитич. механики Моск. высшего техн. училища (МВТУ).

В 1876 защитил магистерскую диссертацию «Кинематика жидкого тела»; в 1882 ва исследование «О прочности движения» ему присуждена степень доктора прикладной математики. С 1885 преподавал теоретич. механику в Моск. ун-те, а с 1886 профессор кафедры механики. В 1887 возглавил кафедру механики МВТУ. В Моск. ун-те и в МВТУ Ж. работал до конца жизни. Исследованиями различ.

проблем воздухоплавания при кабинете прикладной механики ун-та в 1889 (испытывались модели летат. аппаратов, возд. змеи и пр.) Ж. положил начало созданию эксперимент, и теоретич. аэродинамики, поставив на науч. основу развитие самолётостроения и авиации в целом. Его работы «О парении птиц» (1891), в к-рой Ж.

Читайте также:  Пневматическая винтовка ппш-м впо-512 ("папаша"): характеристики, устройство, апгрейд, видео

впервые проанализировал динамику полёта и нашёл ряд возможных траекторий полёта, послуживших теоретич. обоснованием фигур высшего пилотажа, и «О наивыгоднейшем угле наклона аэропланов» (1897) заложили основы аэродинамич. расчета самолёта. Предсказанная им возможность «мёртвой петли» была осуществлена в 1913 лётчиком П. Н. Нестеровым.

В статьях «К теории летания» (1890) и «О крылатых пропеллерах» (1898) рассматривалась тяговая сила возд. винта. Признанием выдающихся науч. заслуг Ж. явилось избрание его в 1894 чл.-кор. Петерб. Академии наук. В 1900 он выдвигается кандидатом в её действит. члены. Однако избрание в академики было связано с переездом в Петербург, и, не желая оставлять плодотворной исследоват. и педагогич.

работы в Москве, Ж. снимает свою кандидатуру. В 1902 Ж. основал аэродинамич. лабораторию в Моск. ун-те, где была установлена одна из первых в мире аэродинамич. труб. Здесь под его руководством был сконструирован прибор для испытания самолётных винтов. В 1904 под руководством Ж. и с участием группы его учеников в пос. Кучино под Москвой создаётся первый в Европе аэродинамич. ин-т. В 1904 Ж.

открыл принцип образования подъёмной силы крыла аэроплана и сформулировал теорему, позволяющую определять величину подъёмной силы, что явилось основой аэродинамики. О своём открытии Ж. сообщил 15 нояб. 1905 на заседании Моск. математич. об-ва и изложил его в работах «О падении в воздухе лёгких продолговатых тел, вращающихся около своей продольной оси» (1906) и «О присоединённых вихрях» (1907).

В работах Ж. «О контурах поддерживающих поверхностей аэропланов» (1910), «Геометрические исследования о течении Кутта» (1911-12) и др. и в ряде работ его ученика С. А. Чаплыгина разрабатывался математич. аппарат для решения задач обтекания крыла и обосновывался метод построения теоретич. «профилей Жуковского». В 1910 по инициативе Ж. была открыта аэродинамич. лаборатория в МВТУ.

В прочитанном в МВТУ курсе лекций «Теоретические основы воздухоплавания» (1910-12) Ж. обобщал и систематизировал и собств. взгляды, и результаты исследований С. А. Чаплыгина и др. представителей его научной школы, а также опыт зарубеж. учёных. Статьи Ж. под общим на званием «Вихревая теория гребного винта» послужили теоретич. основой для конструирования возд. винтов.

Много сил и энергии отдавал Ж. подготовке авиац. кадров — пилотов и конструкторов самолётов, разработке вопросов развития и боевого применения отечеств, воен. авиации. С 1913 он преподавал на курсах офицеров-лётчиков, а с началом 1-й мировой войны — на курсах летчиковдобровольцев при МВТУ. В созданном при МВТУ под руководством Ж. авиац. расчетноиспытат. бюро разрабатывались основы аэродинамич.

и прочностного расчёта самолетных конструкций. Они нашли теоретич. обоснование в работах Ж. «Динамика аэропланов в элементарном изложении» (1913 — 16), «Аэродинамический расчёт аэропланов» (1917), «Исследование устойчивости конструкций аэропланов» (1918), «К задаче о прочности аэропланов» (1918), «Элементарная теория устойчивости аэропланов» (1920). Ж.

занимался также теорией бомбометания, вопросами баллистики арт. снарядов, работал над различ. проблемами теоретич. механики. После Окт. революции Ж. и его ученики приняли активное участие в становлении сов. науки и создании сов. авиации. В исключительно тяжёлой обстановке Гражд. войны Коммунистич. партия и Сов. правительство проявляли заботу о создании Ж.

и его ученикам условии для интенсивной творч. работы. В дек. 1918 создаётся Центральный аэрогидродинамич. ин-т (ЦАГИ) во главе с Ж. В это же время Ж. организует аэродинамич. отдел в Эксперимент, ин-те путей сообщений. Он ведет большую работу в Комиссии особых арт. опытов. В 1919 по предложению Ж. лётные курсы при МВТУ реорганизуются в Моск. авиац.

техникум, на базе к-рого в 1920 создаётся Ин-т инженеров Красного Возд. Флота, с 1922 — Академия Возд. флота (ныне Военновозд. инж. академия им. проф. H. E. Жуковского). Из более чем 170 работ Ж. ок. 60 посвящены аэродинамике и летат. аппаратам. Др.

работы содержат оригинальные исследования по механике твёрдого тела, гидравлике и гидродинамике, математике и астрономии, прикладной механике, теории регулирования машин и др. В ознаменование 50-летия науч. деятельности Ж. и отмечая его заслуги как «отца русской авиации», Совет Нар. Комиссаров за подписью В. И. Ленина 3 дек. 1920 издал декрет об учреждении премии им. H. E.

Жуковского за лучшие труды по математике и механике, об издании его трудов, а также о ряде льгот для самого учёного. В 1947 в связи со 100-летием со дня рождения Ж. Совет Министров СССР постановил ежегодно присуждать две медали и премии им. H. E. Жуковского за лучшие науч. исследования и учеб, пособия по авиации и учредил стипендии его имени для студентов старших курсов Моск. ун-та, Моск. авиац. ин-та и МВТУ. В Москве и г. Жуковский Моск. обл. сооружены памятники учёному. Научному подвигу и жизненному пути Ж. посвящены музеи в Москве и на его родине — в с. Орехово Владимирской обл.

Использованы материалы Советской военной энциклопедии в 8-ми томах, том 3.

ЖУКОВСКИЙ Николай Егорович (1847, с. Орехово Владимирской губ. — 1921, Санаторий Усово,
под Москвой) — ученый, основоположник современной аэродинамики. Род. в мелкопоместной дворянской семье военного инженера-путейца. В 1864 окончил с серебряной медалью 4-ю Моск. гимназию.

В 1864 — 1868 учился на математическом отделении физико-математического ф-та Моск.
ун-та. Работая учителем математики в гимназии, Ж. в IS76 защитил магистерскую диссертацию («Кинематика жидкого тела») и был командирован в Берлин и Париж с научными целями. В 1882 Ж. защитил докторскую диссертацию («О прочности движения»).

С 1878 преподавал в Моск. высшем техническом уч-ще, а с 1885 и до конца жизни — в Моск. ун-те. Он не был блестящим лектором и, поглощенный научной работой, славился рассеянностью, о к-рой ходили анекдоты, но был уважаем студентами за мощь творческого таланта. Ж. занимался механикой, астрономией, математикой, гидравликой и др.

В 1902 он построил первую в России аэродинамическую трубу закрытого типа. В 1904 в пос. Кучино под Москвой под руководством Ж. был создан аэродинамический ин-т. Интересуясь вопросами авиации с 1880, он сделал для ее развития так много, что был назван «отцом русской авиации». Член-корреспондент Петербург. АН, президент Моск.

математического общества, Ж. стал создателем экспериментальной и теоретической аэродинамики. В 1918 по предложению Ж. был создан Центр, аэрогидродинамический ин-т. В 1920 праздновалось 50-летие творческой деятельности Ж. и был подписан декрет об учреждении премии его имени.

Тяжелые условия разрухи 1919 — 1920 и смерть любимой дочери подорвали здоровье Ж. Он похоронен в Донском монастыре.

Использованы материалы кн.: Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997 г.

Николай Егорович Жуковский родился 17 января 1847 года. Он был сыном инженера, одного из строителей Нижегородской железной дороги.

Мальчика отдали в Четвертую московскую гимназию. Окончив курс гимназии с золотой медалью, Жуковский поступил на математический факультет Московского университета.

В 1868 году университетский курс был закончен. С осени 1870 года стал учителем физики в одной из московских женских гимназий. Вскоре ему поручили преподавание математики в Московском высшем техническом училище, которого он не покидал уже до конца жизни.

Оторванному от университета молодому ученому нелегко далась магистерская диссертация «Кинематика жидкого тела», но защитил он ее блестяще: эта работа стала первым его вкладом в гидродинамику.

До него никто не занимался кинематикой, то есть наглядно-геометрической стороной движения частиц жидкости. Что происходит в движущейся жидкости, знали только в общих чертах.

Но представить себе, может быть, даже вычертить конкретный путь движения какой-нибудь частицы, на которую действует бесчисленное множество сил, — эта задача казалась невозможной.

Жуковский нашел формулу, которая позволила рассчитать поведение каждой частицы в движущемся потоке жидкости.

Совет училища командировал юного магистра за границу. В это время Жуковский и начал заниматься исследованием движения воздушных потоков. Позже он создал новую науку, которая была названа аэродинамикой.

Советом высшего технического училища он был избран профессором по кафедре механики. Сочинение «О прочности движения» принесло ему ученую степень доктора прикладной механики. В 1888 году Жуковский занял кафедру прикладной механики в университете.

Сто лет теоретики и экспериментаторы стремились к созданию оптимальной формы гребного корабельного винта. Жуков-ский, взявшись за то же дело, создал свою знаменитую «Вихревую теорию гребного винта» и положил конец спорам.

Еще в 1892 году русский ученый в скромной статье «О парении птиц» объяснял, каким образом могут птицы парить в воздухе с распростертыми крыльями, и теоретически доказал, что можно построить аппараты для искусственного парения, что они будут устойчивы и даже смогут совершать мертвые петли и фигуры высшего пилотажа. В 1897 году появляется статья Жуковского «О наивыгоднейшем угле наклона аэропланов».

В 1904 году на базе его лаборатории был создан первый в мире институт аэродинамических исследований. Именно там Жуковский сделал свое главное открытие — нашел источник подъемной силы крыла и дал формулу для расчета этой силы. Так стал возможен математический расчет любого летательного аппарата.

В 1910 году Жуковский создал аэродинамическую лабораторию при Московском высшем техническом училище. В ней Жуковский занимался исследованием воздушных винтов. В институте была разработана методика математического расчета летательного аппарата.

Во время войны 1914-1918 годов кружок Жуковского при МВТУ превратился по инициативе своего руководителя в расчетно-испытательное бюро для проверки аэродинамических свойств самолетов, к строительству которых едва-едва начала приступать Россия.

Еще до войны при том же техническом училище Жуковский организовал курсы авиации. Здесь Жуковский начал первым в мире читать свой курс лекций о теоретических основах воздухоплавания. В 1918 году курсы были преобразованы в Московский институт инженеров воздушного флота, ставший затем Академией воздушного флота имени Жуковского.

В 1918 году был создан Центральный институт аэро- и гидродинамики (ЦАГИ). Первоначальная работа по организации института протекала в отведенной для этого столовой квартиры Николая Егоровича.

ЦАГИ стал крупным центром научных исследований в области самолетостроения. Именно там был разработан самолет АНТ-25, на котором Валерий Чкалов совершил беспосадочный перелет в Америку.

  1. По идее и при непосредственном участии Жуковского было создано крупнейшее авиационное учебное заведение — Московский авиационный институт (МАИ).
  2. Он заболел весной 1920 года воспалением легких, затем паралич, затем брюшной тиф в декабре и новый апоплексический удар весной следующего года.
  3. 17 марта 1921 года Жуковский умер.
  4. Использованы материалы сайта http://100top.ru/encyclopedia/ 

Сочинения:

Полное собрание сочинений. Т. 1-9. М.- Л., 1935-37,

Полное собрание сочинений Лекции. Т. 1-7. M -Л., 1938-39;

Собрание сочинений. Т. 1-7. М.-Л., 1948-50;

Теоретическая механика. Изд. 2-е. М.-Л , 1952.

Литература:

Келдыш М. В. Научное наследие профессора Н. Е. Жуковского.-«Техника воздуш. флота», 1947, № 1;

Лейбензон Л. С. Николай Егорович Жуковский. М.-Л., 1947;

Голубев В. В Николай Егорович Жуковский. М., 1947,

A p л а з о p о в М. С. Конструкторы. М., 1975.

Арлазоров М.С. Жуковский. М., 1959.

Источник: http://www.hrono.ru/biograf/bio_zh/zhukovski_ne.php

Жуковский Николай Егорович

Жуковский Николай Егорович: конструктор самолетов, изобретатель, биография ученого
  • День рождения: 5 января 1847 г.
  • День смерти: 17 марта 1921 г.
  • Место рождения: дер. Орехово (ныне Собинский район Владимирской области)

Семейное положение: гражданский брак с Н.С. Антиповой Деятельность и интересы: гидроаэродинамика, механика; литература, биология Существует легенда об основании музея Жуковского: после смерти Николая Егоровича усадьбу занимала его сестра Вера Александровна с дочерью. На приусадебном пруду по ночам появлялся силуэт женщины, исчезающей на середине пруда. После того, как по желанию Веры Жуковской пруд почистили, на его дне обнаружили полный драгоценностей сундук. Вера Александровна сдала клад государству, за что и были выделены деньги на открытие музея. Еще факты

1858-1864, 4-я Московская гимназия: выпускник (серебряная медаль)

1885-1921, Московский университет: преподаватель теоретической механики (с 1885), профессор кафедры механики (с 1886)

Открытия

  1. В ряде работ — «О реакции вытекающей и втекающей жидкости» (1882—1885), «О движении твердого тела, имеющего полости, наполненные однородной капельной жидкостью» (1885), «К теории судов, приводимых в движение силой реакции воды» (1908) — изложил различные вопросы реактивного движения.

  2. В 1881 году прочел свой первый известный доклад по вопросам воздухоплавания в Московском политехническом обществе.

  3. В 1902 году под руководством Жуковского была создана одна из первых в мире аэродинамических труб, в 1904 году был основан первый в Европе аэродинамический институт, в 1910-м — организована аэродинамическая лаборатория в Московском техническом училище.

Биография

Работы Жуковского в области аэродинамики явились источником основных идей,
на которых строится авиационная наука. Он всесторонне исследовал динамику
полета птиц,
теоретически предсказал ряд возможных траекторий полета.

Жуковский — автор
многочисленных оригинальных исследований в области астрономии, математики,
механики твердого тела, гидродинамики, гидравлики и др. Своими работами в
области аэродинамики и авиации он заложил теоретические основы крылатых
летательных аппаратов.

При его активном участии были созданы

Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ), которым он руководил с
1918 года,
Военно-воздушная инженерная академия (ныне носят имя Жуковского).

В
ознаменование 50-летия научной деятельности Жуковского и его больших заслуг как
«отца русской авиации» в 1920 году был издан декрет Совета Народных Комиссаров
за подписью В.И.

Ленина об учреждении премии имени Жуковского за лучшие труды
по математике и механике, об издании трудов Жуковского, а также о ряде льгот
для самого ученого. В связи со 100-летием со дня рождения Жуковского в январе
1947 года Совет Министров СССР учредил две ежегодные премии имени Жуковского,
стипендии имени Жуковского для студентов старших курсов Московского
университета, Московского авиационного института и МВТУ имени Н.Э. Баумана.

Источник: http://www.imyanauki.ru/rus/scientists/1150/index.phtml

Умер Николай Егорович Жуковский, создатель гидроаэродинамики :: Издательство Русская Идея

17.03.1921. — Умер Николай Егорович Жуковский, создатель гидроаэродинамики

Отец русской авиации

Жуковский Николай Егорович: конструктор самолетов, изобретатель, биография ученогоНиколай Егорович Жуковский (5.01.1847–17.03.1921) – основоположник современной аэро- и гидромеханики. Родился в селе Орехово Владимiрской области в семье инженера-путейца из мелкопоместных дворян Полтавской губернии. Имение в Орехове было приобретено отцом на приданое его жены, матери Жуковского. В 1868 г. окончил Московский университет. С 1872 г. преподавал в Московском техническом училище (ныне МВТУ), с 1886 г. одновременно профессор Московского университета. В 1894 был избран членом-корреспондентом Петербургской Академии Наук а в 1900 г. выдвинут кандидатом в академики, но снял свою кандидатуру, не желая оставлять преподавание в Москве. В 1905 г. был избран президентом Московского математического общества.

Под руководством Жуковского была создана одна из первых в мире аэродинамических труб (1902), основан первый в Европе аэродинамический институт (1904), организована аэродинамическая лаборатория в Московском техническом училище (1910). Жуковский своими работами в области аэродинамики и авиации заложил теоретические основы крылатых летательных аппаратов.

Ему принадлежит фундаментальная работа по динамике полета «О парении птиц» (1891), в которой исследован механизм парения с набором высоты и вычислены возможные эволюции траектории при полете, в том числе «мёртвая петля» (Нестерова). В 1906 г.

изложил принцип образования подъемной силы крыла самолета и сформулировал теорему, позволяющую определить ее численное значение.

С 1913 г. Жуковский преподавал на курсах офицеров-летчиков при МВТУ, где подготовил кадры конструкторов самолетов и пилотов, оказавшиеся очень необходимыми во время Первой мировой войны. В 1914-1918 гг. написал важные работы по теории бомбометания, по баллистике артснарядов, по воздухоплаванию, гидромеханике и теоретической механике.

В 1912–1918 гг. Жуковский установил законы распределения скоростей у лопасти винта, послужившие теоретической основой для их проектирования, создал основы аэродинамического расчета конструкции самолета и его  прочности.

Революция 1917 г. нанесла по планам Жуковского серьезный удар. Углубленный в свои научные планы и переживая за них, ученый не вникал в суть политического катаклизма и видел целью жизни завершение своих трудов для блага человечества.

Советская власть, рассматривая его как полезного «спеца», постаралась создать знаменитому ученому условия для продолжения научной деятельности. В 1918 г. курсы летчиков были преобразованы в Московский институт инженеров воздушного флота, ставший затем Академией воздушного флота имени Жуковского.

В том же году был создан Центральный институт аэро- и гидродинамики (ЦАГИ); первоначальная работа по организации института протекала в отведенной для этого столовой квартиры Николая Егоровича. В ознаменование 50-летия научной деятельности Жуковского и больших заслуг его как «отца русской авиации» в 1920 г.

был издан декрет Совета Народных Комиссаров за подписью Ленина об учреждении премии им. Н.Е. Жуковского за лучшие труды по математике и механике, об издании трудов Жуковского, а также о ряде льгот для самого учёного.

Однако абстрагироваться от того, что происходило в стране, он не смог. Тяжелые психологические условия военного коммунизма и социально-политического террора (в том числе гибель и исчезновение учеников, коллег и друзей) и смерть любимой дочери подорвали его здоровье. Николай Егорович похоронен в Донском монастыре.

Жуковский получил мiровое признание как автор многочисленных основополагающих исследований не только в области авиации, но и в области реактивного движения, астрономии, математики, механики твердого тела, гидродинамики, гидравлики и др. Именем Жуковского назван кратер на Луне.

http://space.hobby.ru/firsts/zhukovsky.html

Источник: https://rusidea.org/25031703

Статьи

Жуковский Николай Егорович: конструктор самолетов, изобретатель, биография ученого
1847-1921
Биография

Отец русской авиации, Николай Егорович Жуковский, родился 5 (17) января 1847 г. в семье инженера путей сообщения Егора Ивановича Жуковского.

     В 1876 г. Николай Егорович впервые получил возможность поехать за границу для того, чтобы познакомиться с выдающимися французскими и немецкими учеными. Во Франции Жуковский встречался с Дарбу и Резалем, в Германии — с Гельмгольцем и Кирхгоффом.

 В 1879 г. Жуковский получил место профессора на кафедре аналитической механики в Московском высшем техническом училище. В 1882 г. он защитил докторскую диссертацию на тему: «О прочности движения».

     Начиная с 1886 г. Жуковский читает в Московском университете курс гидроаэродинамики.

     Проблемы летания заинтересовали Николая Егоровича еще в юности. В 1877 г. в Париже Жуковский познакомился с французскими исследователями, работавшими над созданием летательных аппаратов тяжелее воздуха и изучавшими полет птиц.Из этой поездки Николай Егорович привез много летающих моделей, которые демонстрировал на своих лекциях и докладах.

     Вспоминая об этом периоде, Жуковский пишет: «При кабинете прикладной механики уже с 1889 г. проводились исследования по различным вопросам воздухоплавания — испытывались различные модели летательных машин и строились небольшие аэродинамические аппараты».

    Жуковский привез из-за границы и велосипед с громадным передним колесом, изобретенный французом Мишо. Николай Егорович разъезжал на этом велосипеде, укрепив за плечами большие крылья из ткани.

Этими экспериментами он старался определить подъемную силу крыльев и изменения как величины этой силы, так и точки ее приложения (центр парусности).

     Дальнейшие поездки за границу и знакомство с Отто Лилиенталем, знаменитым немецким планеристом, книга которого «Полет птиц, как основа искусства летания» стала для Жуковского настольной книгой, все больше и больше втягивали Николая Егоровича в изучение проблемы летания.

     Жуковский вместе с тем правильно указал на значение восходящих потоков воздуха, так искусно используемых птицами.

Он пишет:» Если на некоторой высоте над землей плывут громадные вихри с горизонтальными осями, то птица, забравшись с той стороны вихря, с которой имеется восходящий поток воздуха, и следя за движением вихря, может некоторое время оставаться в восходящем потоке и описывать благодаря ему в движении относительно некоторых подвижных осей горизонтальные круги».

     Все это говорило о том, что Жуковский уже ясно представлял себе принципы полета аэроплана. Труд «О парении птиц» явился зрелой работой, в которой было критически оценено все сделанное за границей и в России в области теории летания.

Здесь проявляется замечательная особенность Жуковского — не двигаться вперед, пока не изучено все главное, что сделано другими для решения рассматриваемой проблемы.

Жуковский внимательно следит за успехами летания в Европе, ему хорошо знакомы работы Адера, Филиппса, Максима, сконструировавших летательные аппараты.

     Жуковский, продолжая упорно работать над проблемой летания, опубликовал в 1897 г. статью «О наивыгоднейшем угле наклона аэропланов». В этой статье он пересмотрел выводы Джевецкого, относящиеся к данному вопросу, и определил оптимальный угол атаки крыла аэроплана.

     Год спустя Николай Егорович подробно разобрал орнитоптерную теорию полета и на основании проведенных опытов (им была сконструирована специальная модель) отметил, что колеблющаяся пластинка получает сопротивление, в десять раз большее, «…

нежели пластинка, движущаяся поступательным равномерным движением с той же средней скоростью». Опыт показал, что если быстро перевести пластинку из покоя в движение , то «…

на каждый метр скорости и квадратный метр площади пластинки приходится 80 кг   сопротивления воздуха».

     Жуковский указывает, с одной стороны, на постепенное уменьшение массы двигателей, с другой, — правильно подчеркивает значение поступательной скорости для летательной машины.

Он говорит: «Двигаясь под малым углом к горизонту с большой горизонтальной скоростью, наклонная плоскость сообщает громадному количеству последовательно прилегающего к ней воздуха малую скорость вниз и тем развивает большую подъемную силу вверх при незначительной затрате работы на горизонтальное перемещение».

     Анализируя достигнутые успехи, Николай Егорович особое значение придает планеризму, заявляя, что «… проще  прибавить двигатель к хорошо изученной скользящей летательной машине, нежели сесть на машину, которая никогда не летала с человеком».

     В 1902 году Жуковский построил в Московском университете (МВТУ) аэродинамическую трубу квадратного сечения размером  75х75 см. Длина трубы 7 м, скорость потока 9 м/с. В университетской же лаборатории был установлен сконструированный Николаем Егоровичем прибор для испытания винтов без поступательной скорости. Аэродинамическая трубка Жуковского была одной из первых в Европе.

     С помощью этих аппаратов Николай Егорович провел вместе со своими учениками ряд интересных исследований, в частности , о центре парусности, о вращении в потоке  воздуха пластинок, ось которых перпендикулярна потоку, а также проверил законы Вельнера и Ренара для геликоптерного винта.

Эти исследования позже позволили Жуковскому предложить весьма рациональный   профиль (дужку) крыла с высокими аэродинамическими качествами. Этот профиль известен до сих пор во всем мире под названием «профиля Жуковского «. В 1904 году  Н.Е. Жуковский «…нашёл источник поддерживающей планы силы…», —  как пишет один из его коллег — » …

безусловно, его открытия ведут к созданию аэродинамики…».

                Николай Егорович сделал также немалый вклад и в развитие военной авиации.Под его руководством велись работы по созданию авиабомб большого калибра, в 1916 году он основал новую науку -аэробаллистику, опубликовав свою работу «Бомбометание с самолётов».

В этой работе он научно обосновал полёт авиабомбы и его особенности, указал возможные типы бомбардировочных прицелов. Жуковский  за свою жизнь написал : по теоретической механике(включая астрономические и математические задачи) — 40 печатных работ,по прикладной механике — 23, гидравлике и гидродинамике — 40, аэродинамике — 22, воздухоплавания — 21.

Кроме  всего вышеперечисленного, Николай Егорович  помогал другим авиаконструкторам  в разработке новых аппаратов и усовершенствовании старых. В качестве эксперта давал заключения о пригодности или непригодности к использованию летательных аппаратов, проверял модели строящихся самолётов в аэродинамических трубах и так далее.

В общем, Николай Егорович принес наибольшую практическую пользу России и его труды вполне оправдывают звание «отца русской авиации».

                Русские учёные не были только теоретиками.Перечисление всех проектов русских конструкторов — это тема для отдельного реферата, но нельзя не рассказать   о гордости русской авиации — самолётах «Русский витязь» и «Святогор», которые в то время не имели аналогов.         

                Самолёт «Русский витязь» был cконструирован  И. И. Сикорским, причём проект этого аэроплана Сикорский обдумывал ещё в 1911 году, когда ни один самолёт не поднимал груза больше 635 кг (рекорд грузоподъёмности на 1911 год принадлежал французскому лётчику Дюси, пролетевшему 800 метров с грузом 600 кг).

 Аэроплану предрекали полный провал, однако 13 мая 1913 года  были успешно проведены первые испытания «Русского витязя». Как рассказывали очевидцы: » Самолёт легко оторвался от земли, и , совершив несколько больших кругов, плавно опустился у ангара, при бурном ликовании собравшихся зрителей…».

За границей долго не хотели верить сообщениям о полёте «Русского витязя», считая  эти сообщении газетной уткой. Это неверие вполне естественно для того времени,

ведь считалось,что самолёт, подобный «Русскому  витязю»  полететь   не мог.

                «Русский витязь» представлял собой  четырёхмоторный многостоечный биплан, нижнее крыло которого было короче верхнего. Общая площадь несущих поверхностей составляла 120 мі (верхнее крыло 66 м І и нижнее крыло 54 м І).

Размах верхнего крыла составлял 27 м, а нижнего — 20 м. Штурвальное управление было дублировано.Общая масса «Русского витязя » без нагрузки равнялась 3500 кг, а полезная нагрузка составляла 1440 кг.

Крылья двухлонжеронной конструкции были прямоугольной формы и имели глубину 2,5 м, причём расстояние между крыльями также равнялось 2,5 м.

                Опасения за устойчивость такого самолёта заставили сделать его достаточно длинным (20 м ). Фюзеляж представлял собой деревянную ферму прямоугольного сечения, обшитую снаружи фанерными листами.

В фюзеляже была расположена капитанская рубка (с двойным рулевым управлением), две пассажирские каюты и помещение для запасных частей и инструмента. Перед капитанской рубкой вперёд выдавалась площадка для прожектора и пулемёта. Поперечная остойчивость обеспечивалась элеронами на верхних крыльях.

В движение самолёт приводили четыре двигателя «Аргус», установленные попарно в тандем ( самолёт был спроектирован как двухмоторный ).

                Самолёт оказался достаточно устойчивым в полёте. После первых полётов (10 — 27 мая 1913 года ) было установлено, что по кабине можно вполне свободно ходить, причём это не отражалось на устойчивости. «Русский витязь» отделялся от земли после пробега в 700 метров и развивал скорость в 90 км/ч.

                Еще одним шедевром самолётостроения того времени был самолёт «Святогор», построенный вскоре после «Ильи Муромца» (которого я не касаюсь, так как он достаточно известен ). Этот двухмоторный биплан был спроектирован Василием Андриановичем Слесарёвым и был самым большим самолетом в мире.

Его запроектированные размеры и расчетные данные были следующие: площадь крыльев 180  м І, площадь хвостогого оперения 20   м І, размах верхнего крыла 36 м, угол установки крыльев 4,5° , длина самолёта 21 м, полётная масса 6500 кг, причём нагрузка составляла около 50 % полётной массы, продолжительность полёта 30 ч, высота полёта 2500 м, скорость свыше 100 км/ч, общая мощность моторов 440 л. с.

                Форма крыльев, по очертаниям напоминавших крылья стрижа, использование обтекаемых наружных стоек, тщательное сглаживание выступов говорили об огромной исследовательской работе, проделанной изобретателем.

                Святогор был гораздо совершеннее «Ильи Муромца» и других самолётов того времени. Чего стоило хотя бы нововведение Слесарёва: двигатели помещались в корпусе, близко к центру тяжести и приводили винты в движение с помощью тросовой передачи.

                Предыдущие исследования Слесарёва в области аэродинамики и его сотрудничество при создании тяжёлых самолётов типа «Илья Муромец» создали ему   авторитет, достаточный для признания его проекта.

Тем не менее выполнимость такого проекта вызывала сомнения и проект Слесарёва был предоставлен на рассмотрение технической комиссии особого комитета Воздухоплавательного отдела.

Расчёт и обоснование проекта были признаны убедительными; комитет единогласно признал, что проект осуществим, и рекомендовал приступить к постройке самолёта.

                Предварительные переговоры позволили установить срок постройки в 3 месяца, причём стоимость равнялась 100 000 рублей. Кстати, правительство и на этот раз отказалось финансировать проект, и эту обязанность взял на себя богатый польский помещик М. Э. Малынский. Заказ на постройку самолёта был передан заводу Лебедева в Петербурге.

                К 22 июня 1915 года «Святогор» был собран, но война 1914 года сильно осложнила положение конструктора.Во-первых, Слесарёв лишился возможности купить двигатели «Мерседес», а установка двигателей «Рено» ( и то полученных только в 1916 ) перетяжелила самолёт.

Во-вторых, по требованиям военных, Слесарёв должен был обеспечить десятикратную прочность всех ответственных деталей (зачем это понадобилось? «Святогор» и так обладал достаточной прочностью — он изначально предназначался для военных целей) что ещё больше перетяжелило самолет, а так же вызвало смещение центра тяжести.

К этим проблемам добавилось отсутствие средств и нежелание военной комиссии финансировать эти работы. Мнение профессора Н. Л. Кирпичёва, председателя комиссии: «…при мощности двигателей в 440 л. с.

аэроплан мог бы обладать общей грузоподъёмностью в 6500 кг при скорости около 60 км/ч, однако для этого он должен был бы иметь поддерживающие поверхности площадью не менее 440 м І…». Соответственным было и решение комиссии: «…

затрата на достройку этого аппарата даже самой ничтожной суммы является недопустимой…».

                Однако конфликт между комиссиями привел к тому, что на проект Слесарёва обратил внимание Н. Е. Жуковский. Самолет был тщательнейшим образом проверен в лабораториях, также был сделан расчет прочности основных элементов. Кроме того, впервые в России был проведён полный аэродинамический расчёт самолёта.

На основании проведенных исследований   и расчетов комиссия под председательством Жуковского 11 мая 1916 года «единогласно пришла к выводу, что полет аэроплана Слесарёва при полной нагрузке в 6,5 т и при скорости в 114 км/ч является возможным, а посему окончание постройки аппарата Слесарёва является желательным».

                В марте 1916 года состоялись первые испытания аэроплана. «Святогор пробежал по земле около 200 м, как поломались некоторые детали правого двигателя и обнаружились неполадки в передаточном механизме. По мере устранения одних недоделок стали обнаруживаться другие.

Они не порочили саму конструкцию самолёта, а являлись следствием доделки самолёта в кустарной мастерской Слесарёва, где не могли изготовить детали с достаточно большим запасом прочности. То разлетался вентилятор, то ломался вал, то разваливалось колесо.

                               

          Слесарёв вынужден был переделывать всю трансмиссию из — за   непригодности шарниров Гука.Но переделка трансмиссии затянулась и самолет не был испытан до 1917 года.

                В 1922 — 1923 годах была сделана попытка достроить и испытать этот самолёт. Слесарёва уговаривали отказаться от централизованных моторных установок и установить на крылья два двигателя «Либерти» мощностью по 400 л. с. Работы по восстановлению «Святогора» были прерваны смертью  Слесарёва.

Источник: http://library.by/shpargalka/belarus/002/171.htm

Источник: http://slavnyeimena.ru/publ/33-1-0-207

Пять главных открытий "отца русской авиации" Жуковского

17 марта 1921 года скончался «отец русской авиации», гениальный ученый, основоположник современной гидроаэродинамики Николай Жуковский. Он основал два ведущих авиационных учреждения нашей страны — Военно-воздушную инженерную академию и Центральный аэрогидродинамический институт, которые сегодня названы его именем.

Наследие ученого — более двух сотен научных трудов, которые до сих пор являются базой современной авиационной науки. Мы расскажем о пяти главных открытиях Жуковского.

Гидравлический удар

Самые первые работы Жуковского связаны с классической гидродинамикой. В ходе работы над причинами аварий на московском водопроводе он собрал материал, который стал основой его знаменитого классического труда 1899 года «О гидравлическом ударе в водопроводных трубах».

ГД одобрила создание Института имени Жуковского

Ученый смог разрешить проблему многих крупных городов, где, по непонятным для инженеров причинам, часто происходили разрывы магистральных труб водопроводов. Из-за этого воды лишались целые районы.

Главный инженер московского водопровода Николай Зимин, отчаявшись решить эту проблему, обратился к своему бывшему учителю Николаю Жуковскому. Ученый построил экспериментальную сеть из труб разных диаметров и выяснил, что причиной разрывов стал гидравлический удар.

Явление это возникало из-за резкого перекрывания или открывания магистральных кранов. При быстром перекрытии задвижки образовывалась ударная волна, которая происходила от сжатия воды и расширения стенок трубы.

Сильнее всего давление увеличивалось, когда ударная волна перемещалась из трубы большего диаметра в более узкую трубу.

Жуковский создал теорию гидравлического удара, которая позволила определить места возможного повреждения труб по показаниям приборов на водонапорных станциях. Открытие оказалось революционным: появилась возможность предотвращать аварии. Теория Жуковского оказалась полезной в различных областях техники и народного хозяйства и вывела его в число ведущих ученых-гидравликов.

Во время работы над другой проблемой московского водопровода — расширения его мощности — Николай Жуковский сделал еще одно открытие.

Он определял запасы воды в источниках, которыми предполагалось пополнять водопровод, и выяснил, что в водоносных песках, которые питали подземные ключи, капли воды перемешаны с пузырьками воздуха. Когда атмосферное давление повышалось, пузырьки сжимались, из-за чего уровень вод понижался.

Жуковский сделал вывод, что величина этого колебания зависит от объема источника, благодаря чему появилась возможность точно определить его запасы. Это открытие сегодня широко применяется в нефтяной промышленности.

«О парении птиц»

Первый доклад, связанный с вопросами авиации, Жуковский сделал в январе 1890 года на VIII съезде русских естествоиспытателей и врачей — «К теории летания». В этой работе он рассуждал о происхождении подъемной силы.

Через год ученый обнародовал сообщение «О парении птиц», в котором содержались основы динамики полета самолета, а также впервые рассматривались принципы расчета траекторий полета птиц и воздушных судов.

Жуковский продемонстрировал решение задачи о парении в спокойной и неспокойной атмосфере, в горизонтальной плоскости, со снижением и набором высоты. Все это он проиллюстрировал возможными траекториями.

По сути, ученый обосновал возможность сложных движений самолета в воздухе, в том числе, «мертвой петли».

Эта работа стала теоретической базой для выполнения, в будущем, фигур высшего пилотажа. Спустя 22 года после выхода «О парении птиц», знаменитый русский летчик Петр Нестеров воплотил теорию в жизнь: на самолете «Ньюпор-4» впервые выполнил замкнутую петлю в вертикальной плоскости. Первую фигуру высшего пилотажа назвали «петлей Нестерова».

Аэродинамические трубы

Над изучением движения тел в воздухе Жуковский начал работать в 1889 году: при своем кабинете прикладной механики в Московском университете он создал небольшую аэродинамическую лабораторию. Вместе со своими учениками в 1902 году он открыл одну из первых в мире аэродинамических труб закрытого типа для проведения различных экспериментов.

В 1904 года в подмосковном Кучино под руководством Жуковского был основан первый в мире аэродинамический институт.

Исследователи работали на уникальном оборудовании: большой аэродинамической трубе диаметром 1,2 метра, разнообразных приборах — для испытания винтов больших диаметров, изучения ветряных двигателей, исследования лобового сопротивления, влияния вязкости среды, измерения силы тяги и так далее.

Опыты, проведенные Жуковским, позволили ему создать общую аэродинамическую теорию, потребность в которой в то время ощущалась очень остро. Летательные аппараты строились в буквальном смысле «на глаз», что часто приводило к катастрофам.

На воздушные суда, во время полета, воздействует целый комплекс сил, из которых была хорошо изучена лишь одна — сила тяжести. Остальные изучались методом проб и ошибок, без уравнений и формул.

Благодаря же Жуковскому авиаконструкторы получили точную аэродинамическую теорию.

«О присоединенных вихрях»

Теоретические и экспериментальные основы аэродинамики Жуковского стали фундаментом для развития авиации.

До него ученые, в числе которых были Ньютон и Леонардо да Винчи, так и не смогли определить, откуда берется подъемная сила крыла. Жуковский же на этот вопрос ответил.

Он выяснил, что подъемная сила зависит от ряда факторов, в числе которых — форма крыла, скорость полета судна и плотность воздуха.

В 1906 году ученый опубликовал свое открытие в работе «О присоединенных вихрях», в которой вывел формулу для подъемной силы.

Она легла в основу для всех аэродинамических расчетов — крыльев, компрессоров, воздушных винтов, винтокрылых аппаратов и многих других машин.

Формула Жуковского звучит так: подъемная сила, развиваемая крылом произвольной формы, равна произведению массовой плотности воздуха на скорость потока вдали от крыла, на циркуляцию скорости добавочного течения вокруг крыльев и на размах крыла.

В 1911 году ученый смог определить центр давления равнодействующей всех сил на крыло и предложил наиболее «правильные» формы профиля крыла.

Вихревая теория гребного винта

С 1912 по 1918 год Жуковский написал несколько работ по вихревой теории гребного винта, которые опирались на его теорию крыла. На основе этого открытия сегодня строятся воздушные винты летательных аппаратов.

Над теорией и методами расчета воздушных винтов Жуковский работал с конца XIX века — именно в это время свет увидела его статья «О крылатых пропеллерах».

Ученый рассуждал о создании летательных аппаратов, которые были бы подобны птицам — с машущими крыльями.

В 1907 году он сделал следующий шаг в своей работе «Теория гребного винта с большим числом лопастей», где были выведены формулы для определения мощности и тяги пропеллера и геликоптерного винта.

Вихревая теория Жуковского родилась из накопленных теоретических и практических, во время лабораторных испытаний, данных. Ее формула подходит ко всем типам винтов — как пропеллеров, так и ветряных двигателей, судовых винтов и так далее.

Открытие ученого дало возможность создать изделия, превосходящие по характеристикам европейские аналоги. «Винты НЕЖ» (по инициалам и первой букве фамилии ученого), в короткие сроки завоевали доверие авиаторов и вытеснили иностранные конструкции.

А вихревая теория Жуковского была продолжена в работах его ученика Владимира Ветчинкина, который разработал инженерные методы создания воздушных винтов.

Источник: https://rg.ru/2014/03/16/zukovskiy-site.html

Жуковский николай егорович

Русский ученый-механик и аэродинамик, заложил основы русской авиации.

Становление

Происходил из семьи военных. Отец – инженер-путеец Егор Иванович Жуковский, мать – Анна Николаевна Стечкина.

В 1858-1864 годах Николай проходил обучение в Четвертой гимназии Москвы. Изначально он хотел пойти по стопам отца, однако в итоге, выйдя из гимназии серебряным медалистом, юноша стал студентом физмата Московского университета. После выпуска оттуда в 1868 году Николай попробовал свои силы в столичном институте путей сообщения, однако это окончилось неудачей.

После этого в 1870 году Жуковский начал педагогическую работу в одной из женских гимназий первопрестольной. На следующий год молодой человек, сумевший сдать магистерские экзамены, перешел в Высшее техническое училище, где работал учителем математики, а затем и механики, по которой был специалистом.

Через несколько лет Жуковский поднялся здесь до доцента кафедры аналитической механики. В 1872 году он также стал преподавать механику в академии коммерческих наук Москвы, сотрудничая с ней вплоть до 1920 года.

В 1876 году Николай Егорович провел защиту своей магистерской работы, посвященной кинематике жидкого тела, через три года став в училище профессором механики, а в 1887-м – профессором химии. В 1882 году после успешной защиты ученый стал доктором прикладной математики.

Через несколько лет Жуковский вошел в число педагогов Московского университета, во второй половине 1880-х достигнув здесь звания профессора кафедры прикладной механики.

Расцвет

В 1884-1914 годах Жуковский стал кавалером многих российских государственных орденов. В 1893 году стал действительным статским советником, через год – членом-корреспондентом РАН.

Если в 1880-е Николай Егорович в своей научной деятельности занимался вопросами механики, то в 1890-е он перешел к темам гидро- и аэродинамики. В 1891-1892 годах он сделал несколько докладов на тему последней («О парении птиц», «По поводу летательного снаряда Чернушенко»).

В середине 1890-х Жуковский общался с другим зачинателем авиации Отто Лилиенталем, изучил сконструированный тем планер.  В 1898 году он представил свой доклад в Политехническом обществе о явлениях гидроудара. Поводом для исследования стал сбой в системе водопровода Москвы.

В том же году был представлен его доклад о воздухоплавании, за которым последовала работа о возможностях горизонтального полета.

В начале ХХ века ученый создал аэродинамическую трубу, вскоре возглавив первый европейский аэродинамический институт, находившийся в Подмосковье. В 1904 году им была выведена т.н. «теорема Жуковского» о подъемной силе крыла, а также вихревая теория воздушного винта.

С 1905 года Николай Егорович возглавлял математическое общество Москвы, а через три года организовал Воздухоплавательный кружок, в котором начинали многие  авиаконструкторы (Александр Архангельский, Борис Стечкин, Андрей Туполев и др.).

В 1909 году Жуковский занимался организацией лаборатории аэродинамики в родном училище.  Обобщив свои разработки и эксперименты в аэродинамике, он создал курс теории воздухоплавания, с которым выступал в 1910-1912 годах.

В дальнейшие годы ученый продолжил рассмотрение проблематики воздушного винта.

В период Первой мировой он переключился на решение различных баллистических задач. При этом в 1916 году Николай Егорович стал руководителем расчетно-испытательного бюро при училищной аэролаборатории, в котором решались вопросы аэродинамических расчетов, результаты чего публиковались в 1916-1918 годах.

В 1920 году,  согласно декрету СНК, создавалась премия имени Жуковского, публиковались его научные монографии, а сам ученый получал различные льготы. Николай Егорович стоял у истоков Военно-воздушной инженерной академии и Центрального аэрогидродинамического института, носящих его имя и в наши дни.

 

«Отец русской авиации» скончался весной 1921 года. Погребен на кладбище московского Донского монастыря.

В 1947 году подмосковный поселок Стаханово стал городом Жуковским. 

Литература

  • Арлазоров М.С. Жуковский. (ЖЗЛ). М., 1959.
  • Желанников А.И. Н.Е. Жуковский. Жизненный путь и научное наследие ученого: (сборник). М., 2013.
  • История механики в России. Киев, 1987.
  • Космодемьянский А.А. Н.Е. Жуковский. М., 1969.
  • Н.Е. Жуковский: (биографические данные, воспоминания учеников, творческий путь: сборник материалов). М., 2018.
  • Стрижевский С.Я. Н.Е. Жуковский — основоположник авиационной науки. М., 1966.
  • Хомяков А. Феномен профессора Н.Е. Жуковского // Высшее образование в России. 1997. № 2.
  • Ширканова Е.А. Мемориальный Дом — музей — усадьба Н.Е. Жуковского // Восточная и Западная Европа: тенденции, взаимодействия, инновации: материалы II международной научно-практической конференции, 29-30 октября 2008 г., г. Владимир. Владимир, 2009.

Источник: https://w.histrf.ru/articles/article/show/zhukovskii_nikolai_iegorovich

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector