Зил-118 юность: советский микроавтобус, технические характеристики, конструкция, история создания, применение

Вы не ослышались: на ЗИЛе действительно выпускали микроавтобусы, о которых советские современники мало что знали. Однако от этого «Юность» не становится менее интересным или знаковым проектом, который, к сожалению, имел не самую простую судьбу…

Во времена Хрущевской оттепели многие советские автомобили стали достаточно явно походить на представителей заокеанского автопрома, поскольку Никита Сергеевич поставил многим отраслям советской промышленности и экономики задачу «догнать и перегнать Америку». Это нашло отражение как во внешности автомобилей, так и в некоторых технических решениях. Например, в производстве (пусть и мелкосерийном) гидромеханической трансмиссии.

Разумеется, в свете новых веяний и тенденций легковые правительственные ЗИЛ-111 стали довольно сильно походить на американские лимузины, в частности, на Cadillac, а на разработку их узлов и агрегатов на заводе было потрачено множество сил и времени.

При этом использовать большинство наработок и инноваций, реализованных на ЗИЛ-111, конструкторам было попросту негде, поскольку помимо «членовозов», на ЗИЛе выпускали только утилитарные грузовики.

Тем не менее, молодые энтузиасты увидели в «сто одиннадцатом» донора для будущего многофункционального и многоместного автомобиля, не банальной легковушки, а комфортабельного транспорта для перевозки пассажиров. Разумеется, никакого государственного заказа или технического задания на разработку подобной модели не было, и молодые специалисты взялись за проект по собственной инициативе.

Использование агрегатной базы представительского лимузина при проектировании принципиально нового автомобиля не ограничивало конструкторов, ведь на тот момент проект, по сути, был больше поисковым, чем предметным.

Изначально конкретных идей по типу кузова и габаритам новой машины не было. Но было понятно, что исходя из платформы «донора», новый автомобиль не мог получиться сверхкомпактным. Однако довольно быстро рабочей группе стало ясно, что лучшей компоновкой является именно вагонная, то есть та, которую сегодня мы называем однообъемной.

Автомобили с подобным типом кузова были достаточно популярны как в СССР, так и в мире: в Прибалтике вовсю работали над перспективным «рафиком», в Ульяновске занимались будущей «буханкой», а по дорогам земного шара давно колесили фольксвагеновские Transporter.

Однообъемность привлекала конструкторов своей рациональностью, ведь при этом габаритная длина кузова практически полностью использовалась для перевозки пассажиров, а не «воздуха» над передним и задним объемами. Большие габариты ЗИЛ-111 при этом были только на пользу будущему автомобилю.

Хорошо быть большим!

Формально кузов прототипа получался несущим, однако лонжероны и днище по форме напоминали обычную раму, а силовой агрегат был установлен на специальный подрамник. Подвеску также доработали с учетом увеличившейся массы и другого распределения нагрузки по осям.

Что же касается мотора, то конструкторы остановили свой выбор на обычной V-образной «восьмерке» от грузовика ЗИЛ-130. Этот мотор был чуть слабее «легкового» варианта, использовавшегося на лимузинах, но допускал применение низкооктанового топлива.

Интересно, что гидротрансформатор с двухступенчатой планетарной коробкой передач перекочевал на микроавтобус без особых изменений.

ЗИЛ-118 Юность: советский микроавтобус, технические характеристики, конструкция, история создания, применениеМноголитровый «виэйт» обеспечивал микроавтобусу неплохую динамику

Микроавтобус был больше ЗИЛ-111 по всем параметрам — длине, ширине и высоте, хотя колесная база осталась прежней. При этом молодые художники-конструкторы действительно «нарисовали» новый кузов, который не имел ничего общего с остальной продукцией завода.

Легкий, стремительный, современный экстерьер Юности производил неизгладимое впечатление, поражая чистотой линий и великолепной проработкой всех элементов.

Юность была удивительным симбиозом автобуса и комфортабельной легковушки, причем приставка «микро-» с учетом габаритов и вместимости была не слишком уместной. При этом прототип никак не дотягивал до полноценных утилитарных автобусов вроде продукции Павловского автозавода, хотя по своим габаритам и уровню комфорта явно превосходил те же «рафики», например.

ЗИЛ-118 Юность: советский микроавтобус, технические характеристики, конструкция, история создания, применение

В мировой практике в то время просто не встречались подобные автомобили: столь крупные и комфортабельные однообъемники до ЗИЛа практически никто не делал! Ведь использовать платформу представительского лимузина для, казалось бы, утилитарного «автобуса» в странах с рыночной экономикой было бы вряд ли целесообразно…

Кроме большой площади остекления с популярными на тот момент панорамными окнами в крыше, Юность была интересна и другими элементами, повышающими комфорт водителя и пассажиров.

В их числе – панорамный сдвижной люк, термошумоизоляция панелей, эффективные системы вентиляции и отопления, радиоприёмник с квадрофонической акустикой и даже такие мелочи, как пепельницы, крючки для одежды и индивидуальное освещение каждого пассажирского места.

Доступ в салон микроавтобуса обеспечивала большая дверь на правом борту с низко расположенной ступенькой, а для погрузки-выгрузки багажа была предусмотрена дверь в задней части кузова. По этим параметрам Юность ничем не отличалась от более простых микроавтобусов, но 17 её пассажиров потенциально были обеспечены куда более высоким уровнем комфорта.

В ходе нескольких испытательных пробегов конструкторы проверяли, насколько Юность получилась удобной, надежной и выносливой. Несколько десятков тысяч километров подтвердили, что новая зиловская машина получилась именно такой, как и было задумано.

Для водителя ЗИЛ-118 оказался легким и понятным в управлении, а пассажиры ощущали себя даже лучше, чем в обычной легковушке тех лет.

Некоторые недочеты, выявленные в ходе испытаний, могли быть с легкостью исправлены при запуске микроавтобуса в серийное производство.

Но что-то пошло не так…

Руководство завода еще во время проверки прототипов на дорогах обратилось с соответствующим предложением «наверх» — в Совмин.

Когда Никите Сергеевичу Хрущеву продемонстрировали новинку, то он буквально пришел в восторг, увидев в микроавтобусе автомобиль широкого назначения.

Действительно, Юность могла пригодиться во многих сферах и отраслях народного хозяйства, где был нужен удобный и вместительный автомобиль для перевозки пассажиров и специального оборудования.

Маршрутное такси, скорая помощь, служебный, пригородный или экскурсионный автобус, ведомственный транспорт — трудно даже перечислить все возможные варианты применения этого автомобиля.

ЗИЛ-118 Юность: советский микроавтобус, технические характеристики, конструкция, история создания, применениеЭффектная картинка, увы, была далека от реальности

Увы, на тот момент освоить «минимально-рентабельное» производство около 2000 экземпляров в год на ЗИЛе не могли вследствие того, что выйти на такие объемы выпуска не позволяли старые производственные мощности, а необходимые средства в бюджет будущей пятилетки не были заложены Госпланом, для которого появление новой модели стало полной неожиданностью.

Вопрос отложили до 1966 года, а появившееся «свободное время» конструкторы должны были потратить на доработку и улучшение опытных образцов. Однако в это же время происходит смещение Хрущева со всех постов, что могло сказаться на судьбе «Юности» самым драматичным образом.

Впрочем, для «проверки боем» один из прототипов как раз в 1964 году переоборудовали в маршрутное такси и отправили в один из таксопарков Москвы, а в мае 1967-го ЗИЛ-118 вместе с другими перспективными «новинками» в составе делегации «Интуриста» даже побывала на Международной автобусной неделе в Ницце.

ЗИЛ-118 Юность: советский микроавтобус, технические характеристики, конструкция, история создания, применениеЗиловский микроавтобус стал настоящей звездой «автобусного салона»

Здесь советский микроавтобус произвел настоящий фурор, с легкостью взяв Кубок Оргкомитета и еще десяток наград в других номинациях! Заводчанам тут же поступили предложения по поводу крупных поставок микроавтобусов на экспорт.

И это еще не все: во время визита в СССР Генри Форд II (внук того самого Генри Форда) всерьез заинтересовался этим автомобилем, изъявив желание наладить его производство за рубежом.

Казалось бы, этот блистательный успех должен был привести Юность к конвейеру, но…

ЗИЛ-118 Юность: советский микроавтобус, технические характеристики, конструкция, история создания, применениеНа фото: ЗИЛ-118

За пять лет (1962-1967 годы) вручную было построено лишь около двух десятков ЗИЛ-118, многие из которых демонстрировались на различных выставках. Судьба практически каждой «Юности» была по-своему интересна. Например, шасси с порядковым номером 4 более десяти лет использовалось Агенством печати «Новости».

Рядовые советские граждане практически не видели Юность и уж тем более не пользовались ею, ведь кроме применения в качестве служебного транспорта её решили использовать и в качестве «Скорой помощи» только для высокопоставленных чиновников. Именно поэтому в 1964 году ЗИЛ вместе с Институтом им.

Склифосовского создал медицинскую модификацию ЗИЛ-118А (реанимобиль), технической «изюминкой» которой была подъемная часть крыши с «гармошкой», а различное оборудование даже позволяло производить операции прямо на борту! Благодаря мощному двигателю Юность могла легко сопровождать правительственный кортеж, из-за чего этот автомобили, изготовленные в количестве двух экземпляров, тут же забрало четвёртое управление Минздрава.

Уже в семидесятые годы одну «Юность» переделали в ПТС — передвижную телевизионную станцию, оснастив мягкий и просторный микроавтобус соответствующей теле- и видеоаппаратурой.

Вторая «Юность»

К концу шестидесятых годов футуристичная по меркам прошлого десятилетия Юность стала выглядеть несколько устаревшей, ведь автомобильная мода к тому времени заметно изменилась и заокеанская «вычурность» уступила место более лаконичным линиям и рациональным формам.

Именно поэтому руководством завода было принято решение о модернизации микроавтобуса, которая в итоге оказалась настолько глубокой, что её можно считать вторым поколением Юности.

На этот раз созданием машины занялись не на общественных началах, а по принятой на заводах схеме с коллективной формой работы под руководством главного конструктора или его заместителя.

Художникам-конструкторам и инженерам, работавшим над проектом второй Юности, к тому времени уже было не занимать опыта, умноженного на талант, а из прежнего состава в работах по новому микроавтобусу приняла участие разве что Татьяна Киселева, создавшая интерьер ЗИЛ-118 и придумавшая автомобилю его имя «Юность».

Компоновка и агрегатная база остались прежними: перед конструкторами стояла задача осовременить автомобиль, а не радикально изменять его конструкцию.

Обновленный микроавтобус должен был выглядеть актуально, вписываясь не только в «модельный ряд» советского автопрома, но и соответствуя новейшим тенденциям мировой автомобильной моды.

Именно поэтому ЗИЛ-119 внешне стал куда более «квадратным» и лаконичным, лишенным дополнительных и малофункциональных элементов «аэрокосмичного» стиля.

При этом автомобиль формально оставался с несущим кузовом, но во втором «поколении» обзавелся еще более прочной и внушительной силовой основой, состоявшей из прямоугольных труб и швеллеров.

По сути, конструкторы интегрировали в однообъемный кузов сварную пространственную раму, не выделяя её в отдельную деталь.

Такая конструкция позволяла сохранить высокую жесткость кузова на кручение и изгиб, но при этом предоставляла возможности облегчения наружных панелей, не выполнявших силовые функции. Немаловажно, что при этом конструкторы могли придать облику автомобиля большей «лёгкости», сохранив при этом требуемый баланс визуальной монументальности.

Подобным парадоксальным сочетанием «стремительной тяжеловесности» могла похвастать разве что горьковская Чайка второго поколения ГАЗ-14.

Как и их коллеги из Горького, на ЗИЛе решали ту же задачу перехода от «ракетно-авиационного» дизайна в стиле пятидесятых годов к более простым и лаконичным решениям в духе «плоско-параллельной» моды рубежа шестидесятых-семидесятых.

Увы, вторая Юность практически полностью повторила незавидную судьбу первенца: оперативные и успешные испытания, дебют на «ближайшей» выставке ВДНХ и… отсутствие «свободного места» в плане будущей пятилетки. Поэтому практически готовый к 1971 году микроавтобус мог добраться до серийного производства в лучшем случае в 1976 году.

Не помогло даже экономическое обоснование о высокой рентабельности и целесообразности использования Юности в качестве маршрутного такси для московских автопарков и аэропортов.

Несмотря на то, что ЗИЛ-119 мог окупиться буквально за каких-то год-полтора эксплуатации, денег под новую модель никто не выделял.

За время прозябания второй Юности в томительном ожидании, микроавтобус получил индекс ЗИЛ-118К вместо прежнего ЗИЛ-119, а также обзавелся трехступенчатым «автоматом» от ЗИЛ-114.

ЗИЛ-118 Юность: советский микроавтобус, технические характеристики, конструкция, история создания, применениеМикроавтобусы слегка модернизировали вместе с «исходниками» — представительскими лимузинами ЗИЛ

После 1975 года на базе ЗИЛ-118К в индивидуальном порядке выполнялись заказы различных силовых ведомств и министерств по созданию особых модификаций микроавтобуса для нужд КГБ, МВД и Минздрава.

ЗИЛ-118 Юность: советский микроавтобус, технические характеристики, конструкция, история создания, применениеКак и первая Юность, ЗИЛ-118К обзавелся медицинской версией

Поскольку к концу семидесятых годов обновились зиловские лимузины, некоторые элементы и узлы ЗИЛ-115 перекочевали и на микроавтобус.

ЗИЛ-118 Юность: советский микроавтобус, технические характеристики, конструкция, история создания, применениеНа фото: ЗИЛ-118К

В начале следующего десятилетия Юность наконец-то заказало государство, пусть и в количестве каких-то шести экземпляров в год и только стапельным способом, но это лучше, чем ничего…

Таким образом, вторая Юность наконец-то стала мелкосерийной, но…

ближе к концу восьмидесятых годов на ладан начал дышать сам СССР, поэтому ни технические модернизации, ни «переиндексация» в ЗИЛ-3207 никак не могли повлиять на участь микроавтобуса.

Читайте также:  Пневматический пистолет cz 75 sp-01 shadow: характеристики, разборка, тюнинг, видео

ЗИЛ-118 Юность: советский микроавтобус, технические характеристики, конструкция, история создания, применениеЮность по размерам уступала полноценным автобусам, но была заметно крупнее «рафиков»

Впрочем, собственно распад Союза не повлиял на «плановый» выпуск Юности в количестве нескольких экземпляров, причем некоторые из них после 1992 года даже обзавелись прямоугольными блок-фарами от пятой модели Жигулей.

Переход российской экономики на рыночные отношения вместо планово-административных позволил заводу выпустить пробную партию из 12 микроавтобусов для свободной продажи. Однако цена не самого современного и экономичного автомобиля оказалась слишком высокой, а его коммерческое применение — спорным с точки зрения целесообразности…

ЗИЛ-118 Юность: советский микроавтобус, технические характеристики, конструкция, история создания, применениеГрузовая Юность? Да, была и такая попытка найти машине новое применение в «мирной жизни»

Впрочем, в период 1994-1998 годов на ЗИЛе не теряли надежды вписаться с Юностью в новое время, выпустив… пикап и даже бескапотный бортовой грузовик. Однако обычному потребителю малоизвестный микроавтобус на базе правительственного лимузина был просто неинтересен.

Тем не менее, Юность второго поколения продержалась «на стапеле» почти три десятилетия — с 1970 по 1998 годы, на протяжении которых было изготовлено 87 экземпляров ЗИЛ-119, ЗИЛ-118К и ЗИЛ-3207 различных модификаций.

Ну а грянувший в 1998 году дефолт раз и навсегда поставил жирную точку в этой странице истории ЗИЛа.

Источник: https://www.kolesa.ru/article/oshibki-yunosti-pochemu-mikroavtobus-zil-tak-i-ne-stal-massovym

ЗИЛ-118К "Юность". Автобус из высшей лиги — «Грузовики, автобусы, спецтехника» на DRIVE2

«Юность» занимает особое место в истории отечественного автомобилестроения. Уникальный автобус, штучно выпускавшийся 6-м, «легковым» цехом ЗИЛа, был и остаётся вещью исключительной редкости, а среди скромного тиража «Юностей» трудно отыскать две одинаковых машины.

Особый интерес среди олдтаймеров, и тем более — среди и без того редких «Юностей» представляют автомобили с историей. С такой машиной, пропавшей из виду на долгие годы, мне и довелось встретиться в минувшие выходные.

Эта Юность, под номером шасси 19, построена в мае 1985 года для Транспортной части ЦК КПСС. Известно, что она обслуживала в поездках по стране генерального секретаря, а позднее — первого и последнего президента СССР, Михаила Сергеевича Горбачёва. Первоначальный госномер машины — 5021мкк, с 1996 года — м600оо77.

ЗИЛ-118 Юность: советский микроавтобус, технические характеристики, конструкция, история создания, применение

Полный размер

Исходный цвет этой Юности — бежевый с красными полосами. В модный металлик её облили уже в наши дни, а по ПТС она по-прежнему бежевая

К середине 00-х Юность Горбачёва тихо исчезла из виду: последние достоверные данные о ней до недавнего времени относились к 2004 году.

Но недавно выяснилось, что ничего не изменилось — «Юность» по-прежнему находилась в добром здравии, и на родной автобазе, изредка выезжая на заказные перевозки.

Общий пробег автобуса на сегодняшний день — 83683 километра — солиден на фоне других «Юностей», но ничтожен для заложенного в неё запаса прочности.

ЗИЛ-118 Юность: советский микроавтобус, технические характеристики, конструкция, история создания, применение

Полный размер

На редкие показы автобус возят эвакуатором — негоже машину на почётной пенсии травить московскими химреагентами

После ряда преобразований, произошедших после распада СССР, транспортная часть ЦК КПСС обратилась в ФГБУ «Автотранспортный комбинат» Управления делами Президента РФ. Автобус ныне приписан именно к этому предприятию. Уже в наши дни, после некоторого ремонта, автобус решили оставить на «Автотранспортном комбинате» как исторический экспонат.

ЗИЛ-118 Юность: советский микроавтобус, технические характеристики, конструкция, история создания, применение

Полный размер

Сзади заметны два лючка. За дальним скрывается механический переключатель между баками, а за ближним — горловина одного из двух бензобаков. Горловина второго бака — за лючком по правому борту

Сейчас автобус бережно хранят в тёплом и сухом помещении автокомбината, но публике практически не показывают. На этих фото — один из редких выходов Юности «в люди», на внутренний конкурс профмастерства водителей Транспортного управления УДП РФ на территории спорткомплекса «Крылатское».

ЗИЛ-118 Юность: советский микроавтобус, технические характеристики, конструкция, история создания, применение

Полный размер

Опасный момент! Тот случай, когда перевозимая машина тяжелее везущего её эвакуатора

К сожалению, на каком-то из жизненных этапов эта «Юность» потеряла оригинальную мебель в салоне. Стоящие сейчас в ней кресла — высокие и регулируемые — взяты от обычного современного автобуса. Интерьер немного обновлён в плане материалов, но, за исключением кресел, сохранён на вполне достойном уровне.

ЗИЛ-118 Юность: советский микроавтобус, технические характеристики, конструкция, история создания, применение

Полный размер

Самая интересная часть — салон. Кресла взяты с современного автобуса Hyundai, кои в изобилии присутствуют на автопредприятиях УДП РФ

ЗИЛ-118 Юность: советский микроавтобус, технические характеристики, конструкция, история создания, применение

Полный размер

По потолку идут две сплошные световые линии, а каждому пассажиру полагается индивидуальный обдув от принудительной вентиляции

ЗИЛ-118 Юность: советский микроавтобус, технические характеристики, конструкция, история создания, применение

Полный размер

Так выглядит люк — с деревянными ручками. Всё, что в ''легковом'' ЗИЛе похоже на дерево — дерево и есть, никакого обмана

ЗИЛ-118 Юность: советский микроавтобус, технические характеристики, конструкция, история создания, применение

Полный размер

В конце салона предусмотрена небольшая площадка для багажа, погружаемого через заднюю дверь

ЗИЛ-118 Юность: советский микроавтобус, технические характеристики, конструкция, история создания, применение

Полный размер

Кожух мотоотсека ощутимо выдаётся из-за перегородки в салон. Стёкла в перегородке — сдвижные, сделаны такими для возможности общаться с водителем

В какой-то мере можно даже сказать, что «Юность» — это такой глубоко премиальный, уменьшенный в размерах вариант ЛиАЗа-677. Та же бензиновая «восьмёрка» от грузовиков ЗИЛ, тот же автомат, тот же неумеренный аппетит — но совершенно другой класс, размеры, качество материалов и отделки, ну и конечно же, динамика.

ЗИЛ-118 Юность: советский микроавтобус, технические характеристики, конструкция, история создания, применение

Полный размер

Двигатель, как и в ЛиАЗе, размещён по правую руку от водителя, и занимает бо'льшую часть кабины. Места для пассажиров рядом с водителем не предусмотрено

Конкретно эта, «горбачёвская», Юность оснащена форсированным мотором на базе ЗИЛ-130, развивающим 170 л.с., и автоматической коробкой передач — «механику» на Юности никогда не применяли.

В некоторых случаях «Юность» оснащали более мощным мотором на базе ЗИЛ-375 — того самого, что использовался на бензиновых Уралах и 677-х ЛиАЗах.

Таким образом, ЗИЛовское происхождение агрегатов роднит зиловский автобус как с большими чёрными «членовозами» — по «автомату», так и с обыкновенными советскими ЛАЗами и ЛиАЗами — по мотору (=

Полный размер

Моя любимая ''фишка'' Юности — четыре педали под ногами водителя, и это — при наличии полноценного ''автомата''! Считаем слева направо: стояночный тормоз, рабочий тормоз, ещё один рабочий тормоз, акселератор.

Полный размер

Селектор АКП здесь уже нового, более привычного нам образца. Ещё в Юности меня очень радуют эти прикольные задвижки на капоте, а внимательный читатель заметит здесь систему дополнительного кондиционирования)

Вот такая она, «Юность» Горбачёва в наши дни. Но наш рассказ был бы неполон без пары строк о ещё одной машине. К сожалению, не все «Юности» одинаково счастливы…

Полный размер

Москва, 2016 год. Юность министра Щёлокова вернулась в родную Москву

Эта потрёпанная «Юность» модели ЗИЛ-Э118 серого цвета — машина под номером 4, построенная в 1971 году. Она же — первый «товарный» образец второго поколения, ушедший заказчику за пределами ЗИЛа.

Ряд геральдических элементов на этой машине — свой, не повторявшийся на других образцах. Только она несёт на себе шильдики «119-71» у передних арок, и необычную надпись «Юность» на приборной панели.

Кстати, именно на этой «Юности» впервые применили эмблему ЗИЛ нового образца, в прямоугольном обрамлении.

  • Машина №4 обладает рядом своих необычных фишек: например, у неё первой появилась крыша «нового образца», с четырьмя небольшими люками — прежде люк был один, большой и сдвигающийся.

Полный размер

2016 год, Москва, Коптево. После прибытия из Абхазии

Новой эта «Юность» была направлена в санаторий МВД «Искра» в солнечном Сочи. Там автобус обслуживал советского министра внутренних дел — Николая Анисимовича Щёлокова (возглавлял МВД с 1966 по 1982 год, годы жизни — с 1910 по 1984).

В начале восьмидесятых, после смерти Брежнева, министр Щёлоков впал в опалу.

В результате громкого коррупционного скандала, инициированного КГБ после широко известного «убийства на Ждановской», его карьера пошла под откос; как результат — за несколько лет министр лишился всех возможных постов и наград, и вскоре после этого — покончил с собой.

Полный размер

2016 год. Салон Юности ЗИЛ-Э118К (Э-119) сохранился хоть и в оригинальной комплектации — но в очень мрачном состоянии…

В 1985 году автобус вернулся на ЗИЛ для ремонта — там «Юность» перекрасили в серый цвет. Вплоть до 90-х годов «Юность» Щёлокова продолжала работать на прежнем месте в Сочи, и не покидала структур МВД. А вот после списания, в 90-е годы, автобус выкупил частник, который вывез машину в Абхазию… и похоронил её у себя в огороде в Псоу.

2006, Абхазия, Псоу. ''Юность'' министра Щёлокова, похороненная в огороде. Фото Дениса Дементьева

Несколько лет назад эту уникальную машину вывезли из Абхазии в Москву. Сейчас она в надёжных руках истинных ценителей марки, и ждёт явно лучшей участи, чем стоянка в огороде. Впрочем, время покажет, что произойдёт с этой «Юностью» в Москве; здесь, как говорится, возможны варианты.

А завершу я сегодняшний рассказ бонусом. Эта медицинская «Юность» модели ЗИЛ-118КС служила машиной «скорой помощи» при Кремлёвской больнице. Автобус под номером 12 построен в августе 1984 года, и был приписан к Центральной автобазе медицинского центра управления делами Совмина РСФСР в Москве. Госномер в годы эксплуатации — 5919моа.

Полный размер

2009 год, Москва, Ломаковский музей. Медицинская Юность ЗИЛ-118КС №12

Медицинскую «Юность» использовали по прямому назначению ~ до 1999 года, после чего вывели из эксплуатации и сняли с учёта. Тогда же автобус выкупил московский частник.

Долгие годы машина стояла на территории Ломаковского музея, где неспешно и задорого продавалась.

Ныне «скорая» перебазировалась, и о ней говорят лишь то, что она по-прежнему сравнительно жива, и по-прежнему находится в достаточно мрачном состоянии.

Полный размер

Остатки внутреннего убранства в медицинской Юности ЗИЛ-118КС. Ломаковский музей, 2009 год

В завершение — могу всем от души порекомендовать книгу «Юность. Автобус для избранных» Дмитрия Дашко, вышедшую в 2013 году.

Она очень помогла мне в установлении истории всех трёх машин!Автору удалось нереальное: он не только описал всю историю «Юности» от начала и до самого конца, но и составил подробный реестр всех 87 выпущенных автобусов — с их спецификациями, историями владения, и даже с государственными номерами. Искренне и по-белому завидую глубине погружения Дмитрия в тему))

  1. Кстати, именно «машина Горбачёва», в силу крайне непубличного образа жизни — одна из немногих, чьего фото в книге нет, а судьба — обозначена как неизвестная)

Полный размер

И всё-таки — она очень красивая!

Также для желающих углубиться в тему: моя заметка от 2017 года о специальной непассажирской «Юности», служившей для дальней космической связи, лежит здесь

И на этом на сегодня всё. Как обычно, до встречи на следующей остановке! (=

Источник: https://www.drive2.ru/b/525531099900675786/

Куда уходит юность, или история создания микроавтобуса ЗИЛ-118 Юность

Завод имени Лихачева (ЗИЛ), вне всякого сомнения, можно считать удивительным предприятием.

Где еще как не здесь умудрились выпускать два кардинально противоположных типа автомобиля – грузовики, на долгие годы ставшие основой народнохозяйственного парка Советского Союза, и лимузины, чести ездить на которых были удостоены разве что члены Политбюро.

Но мало кому известно, что на ЗИЛе выпускали еще и микроавтобус под оптимистичным названием «Юность». К сожалению, судьба у обогнавшего свое время автомобиля сложилась не самая простая.

ЗИЛ-118 Юность: советский микроавтобус, технические характеристики, конструкция, история создания, применение

Запустив в мелкосерийное производство легковой правительственный ЗИЛ-111, заводчане прекрасно осознавали, что наработки, полученные в ходе создания автомобиля, им использовать практически негде.

Выпускаемые на ЗИЛе грузовики были совсем «другого поля ягоды», а заказа на разработку легкового автомобиля, стоявшего бы на ступеньку ниже «сто одиннадцатого», ожидать не приходилось. Но, как это часто бывает, творить историю начала небольшая команда энтузиастов.

Несколько молодых специалистов по своей инициативе решили создать не банальный легковой автомобиль, а многофункциональный транспорт для перевозки большого числа пассажиров. Базой для перспективной модели, естественно, должна была служить платформа от ЗИЛ-111.

ЗИЛ-118 Юность: советский микроавтобус, технические характеристики, конструкция, история создания, применение

Исходя из того, что правительственный лимузин был машиной далеко не маленькой, габариты новой модели должны были быть впечатляющими.

Читайте также:  Винтовка би-7-2-ко: отзывы, цена, технические характеристики, обзор

И если на первых порах о каком-то конкретном типе кузова речь вообще не шла, то в процессе работы группа инженеров пришла к выводу, что платформа «донора» отлично подойдет для автомобиля вагонной компоновки.

Сыграло свою роль и то, что в это время в Советском Союзе активно шла работа над созданием рижского «рафика» и ульяновской «буханки». Да и мировой опыт наглядно доказывал перспективность микроавтобусов, созданных на базе легковых моделей. К этому времени «фольксвагеновский» Transporter уже вовсю колесил по Европе.

Первые ходовые прототипы Юности, впоследствии получившей имя ЗИЛ-118, превзошли все ожидания. Дизайнеры постарались на славу: огромный микроавтобус поражал стремительными формами, скрупулезной проработкой всех элементов и нестандартными решениями.

В сравнения с небольшими автобусами, выпускаемыми Павловским автозаводом, Юность была, словно автомобиль из другого мира. Что касается конструкции ЗИЛ-118, то формально микроавтобус имел несущий кузов. Реально же днище и лонжероны образовывали своеобразную раму, а двигатель располагался на специальном подрамнике.

Под возросшую массу и изменившуюся развесовку по осям была переработана подвеска.

ЗИЛ-118 Юность: советский микроавтобус, технические характеристики, конструкция, история создания, применение

А вот от двигателя, что устанавливался на лимузин ЗИЛ-111,было решено отказаться. Вместо него Юность получила бензиновую «восьмерку» от грузовика ЗИЛ-130.

Замена «сердца» объяснялась просто: новый силовой агрегат был хоть и слабее того, что устанавливался на правительственные лимузины, зато в отличие от них без особых проблем потреблял низкооктановое топливо. Впрочем, даже с меньшим количеством «лошадок» ЗИЛ-118 отличался завидной динамикой.

А в сравнении с теми же «рафиками» еще и комфортом. Хотя стоит ли удивляться? Как ни крути, а в основе Юности была платформа от представительского лимузина.

ЗИЛ-118 Юность: советский микроавтобус, технические характеристики, конструкция, история создания, применение

Ради удобства пассажиров и водителя в Юности были предусмотрены сдвижной люк, системы вентиляции и кондиционирования, индивидуальное освещение, крючки для одежды и многое другое. Иными словами, ЗИЛ-118 заботился о своих семнадцати пассажирах ничуть не хуже, чем «членовоз» ЗИЛ-111 о своем единственном пассажире.

Не забыли конструкторы и о необходимости перевозки багажа. Для облегчения его погрузки-выгрузки в задней части Юности была предусмотрена специальная дверь. Отличные потребительские качества «зиловского» микроавтобуса подтвердили и ходовые испытания.

После нескольких десятков тысяч пройденных километров речь шла только об исправлении небольших недостатков.

ЗИЛ-118 Юность: советский микроавтобус, технические характеристики, конструкция, история создания, применение

Все шло к тому, что автомобиль вот-вот встанет на конвейер. Что уж говорить, если свою высокую оценку Юности дал сам Никита Сергеевич Хрущев. Вот только, как оказалось, даже этого было слишком мало.

Для того, чтобы производство ЗИЛ-118 было рентабельным, ежегодно с конвейера должно было сходить как минимум две тысячи автомобилей. Но столь больших незадействованных производственных мощностей у ЗИЛа просто не было.

Старые производственные мощности тоже не годились.

Они все равно не позволяли выйти на требуемые объемы. Свою негативную роль сыграло и то, что Юность появилась неожиданно. В бюджете будущей пятилетки банально не было денег на то, чтобы запустить в серийное производство уже готовый автомобиль. В результате было принято решение подождать до 1966 года, а появившееся «свободное время» было отдано на доработку автомобиля.

В 1967 году Юность оказалась во Франции, где приняла участие в международной автобусной неделе в Ницце.

Микроавтобус настолько понравился европейцам, что те без тени сомнения отдали ему десяток наград в различных номинациях. Мало того – заводчанам предложили поставлять Юность на экспорт.

А Генри Форд младший и вовсе предложил наладить производство за границей. Одним словом – в руках у «зиловцев» были все карты.

ЗИЛ-118 Юность: советский микроавтобус, технические характеристики, конструкция, история создания, применение

Но не сложилось. К 1967 году заводчане смогли построить чуть более двух десятков автомобилей. Не удивительно, что рядовые советские граждане в большинстве своем Юность так ни разу и не увидели. Партийной элите повезло больше.

Один из автомобилей был переоборудован в «Скорую помощь», после чего автомобиль был передан четвертому управлению Минздрава. В просторном салоне можно было разместить все необходимое оборудование, а мощный двигатель позволял медицинской Юности двигаться наравне с правительственным кортежем.

Еще одна Юность превратилась в передвижную телевизионную станцию.

Время шло, а до серийного производства ЗИЛ-118 было очень далеко. Меж тем к концу 60-х некогда сногсшибательная Юность стала выглядеть уже не так современно. За океаном от вычурных форм уже давно отказались.

На смену им пришли лаконичные линии и внешняя простота. Руководству завода ничего не оставалось, как заняться модернизацией Юности.

Причем последняя обещала быть настолько масштабной, что в пору было говорить об автомобиле второго поколения.

ЗИЛ-118 Юность: советский микроавтобус, технические характеристики, конструкция, история создания, применение

Естественно, что теперь над автомобилем работали не энтузиасты, а специально сформированная команда, руководил которой главный конструктор или его заместитель. Компоновку автомобиля было решено не трогать.

Немного изменилась лишь силовая основа. Она стала прочнее, что положительным образом сказалось на жесткости кузова. А вот внешний вид Юности изменился кардинально. ЗИЛ-119 стал гораздо лаконичнее своего предшественника.

Округлые формы и аэрокосмические элементы ушли в прошлое.

ЗИЛ-118 Юность: советский микроавтобус, технические характеристики, конструкция, история создания, применение

К сожалению, «вторая» Юность пошла по стопам микроавтобуса первого поколения. Автомобиль демонстрировался на выставках, но свободных денег в этой пятилетке опять не было. Готовому к 1971 году микроавтобусу снова предстояло ждать долгих пять лет.

Не помогло даже то, что умные головы на цифрах доказали экономическую целесообразность выпуска Юности. Гарантированный сбыт в автопарки, где ЗИЛ-119 мог бы работать в качестве маршрутного такси, и аэропорты автомобилю был гарантирован.

Но вместо этого заводчанам приходилось «на коленке» выпускать единичные микроавтобусы для нужд Минздрава, КГБ и МВД.

Лишь в начале 80-х государство наконец-то сделало заказ на Юность. Вот только требуемые 6 экземпляров в год ситуацию ровным счетом никак не меняли. А в конце 80-х огромной стране стало уже не до проблем не то что автомобиля, а целого завода.

Хотя справедливости ради стоит отметить, что выпуск Юности не прекращался. В начале 90-х заводчане даже попытались пустить партию из 12 микроавтобусов в свободную продажу, но быстро поняли бесперспективность этой затеи.

Не самый дешевый и уже устаревший автомобиль частным лицам был не нужен.

Дальше была агония. В середине 90-х на базе Юности были созданы пикап и бескапотный грузовик, но и они своих владельцев не нашли. Точку в жизни «зиловского» микроавтобуса поставил дефолт 1998 года.

© rusavtoplus.ru, 2013-2020 | Все права защищены

Источник: http://rusavtoplus.ru/istoriya-sozdaniya-mikroavtobusa-zil-118.html

ЗиЛ-118 «Юность»: микроавтобус! который хотел купить Форд — MexanikD — КОНТ

  • COMP-PRO.RU
  • — История создания автобуса ЗиЛ-118
  • — Для чего предназначалась «Юность»
  • — Описание конструкции ЗиЛ-118 «Юность»
  • — Дизайн микроавтобуса ЗиЛ-118 «Юность»
  • — Оценка проекта Зил-118 «Юность»

Автомобиль ЗиЛ-118 «Юность». Базовая модификация.

ЗИЛ-118 Юность: советский микроавтобус, технические характеристики, конструкция, история создания, применение

В начале 60-х годов советской общественности был продемонстрирован новый микроавтобус. Его футуристический дизайн и богатое внутреннее убранство куда больше подходило для комфортабельного воздушного лайнера, чем для советского серийного автомобиля. Это был ЗиЛ-118 «Юность» — настоящая автолегенда СССР, созданная группой молодых конструкторов-энтузиастов завода имени Лихачева.

Никита Хрущев, впервые увидев этот микроавтобус, был поражен уровнем его комфорта. Казалось бы, автомобиль ожидает блестящее будущее, однако получилось все иначе. «Юность» так и не стала массовым серийным автомобилем — за тридцать лет производства было выпущено всего лишь около 80 микроавтобусов различных модификаций.

В начале 70-х годов на основе базовой модели была создана машина второго поколения. Новый автомобиль получил более угловатые формы, которые, конечно, осовременили его, но при этом лишили легкости и утонченности, присущей первой «Юности». Данная модификация получила обозначение ЗиЛ-118К.

Можно добавить, что за всю историю ЗиЛа только два автомобиля получали собственные имена: ЗиЛ-118 «Юность» и ЗиЛ-5301 «Бычок». Это еще раз говорит, насколько важным и знаковым было для автозавода

создание микроавтобуса ЗиЛ-118 «Юность».

ЗИЛ-118 Юность: советский микроавтобус, технические характеристики, конструкция, история создания, применение

История создания автобуса ЗиЛ-118

В середине 50-х годов новый Генеральный секретарь Никита Хрущев встал на «тропу войны» с привилегиями советской номенклатуры. Он резко уменьшил количества чиновников, которые имели право пользоваться персональными автомобилями.

Машины старых моделей — ЗиС-110 и ЗиМ — теперь передавались на баланс автопарков, где превращались в таксомоторы, а выпуск нового «членовоза» ЗиЛ-111 был сокращен в десять раз. Это благое в целом начинание имело один неприятный побочный эффект: без заказов оставались предприятия, занимавшиеся выпуском этих самых персональных автомобилей.

Ежегодный выпуск ЗиЛ-111 уменьшился до 10-15 автомобилей в год, и это при том, что ранее на заводе им. Лихачева изготавливали до 300 единиц ЗиС-110.

ЗИЛ-118 Юность: советский микроавтобус, технические характеристики, конструкция, история создания, применение

Подобное урезание госзаказа просто загоняло автостроителей в «глухой угол», что, в свою очередь, грозило оттоком квалифицированных кадров и полным развалом производства. Кроме того, мелкосерийный выпуск ЗиЛ-111 значительно увеличивал себестоимость каждого отдельного автомобиля…

В принципе, выход из этой ситуации лежал на поверхности: на базе ЗиЛ-111 нужно было создать массовый автомобиль для нужд народного хозяйства.Этим и занялась инициативная группа работников завода, руководителем которой стал Николай Гринчар.

Именно этот человек предложил разработать на шасси правительственного лимузина многофункциональный автобус, пригодный в качестве служебной машины и санитарного автомобиля. Идея с микроавтобусом на базе ЗиЛ-111 возникла в 1959 году, однако первоначально понимания у руководства завода она не нашла.

Поэтому разработку будущей «Юности» пришлось вести в инициативном порядке. А если говорить точнее, будущая «автолегенда СССР» создавалась практически в полуподпольных условиях.

Конструкторам приходилось работать под страхом увольнения, ведь участок-то был режимным — на нем изготавливались машины для высшего руководства страны. К 1960 году был построен макет автомобиля, но его внешний вид не устроил создателей, и дизайн машины перерабатывался еще три раза.

ЗИЛ-118 Юность: советский микроавтобус, технические характеристики, конструкция, история создания, применение

Момент истины как для нового автомобиля, так и для команды его разработчиков наступил в 1962 году, когда опытный образец решили обкатать на московских улицах. У энтузиастов получилось не просто изготовить новый автомобиль, а создать целое направление развития автомобильной техники. Автобус получил обозначение ЗиЛ-118 «Юность».

Это название не только подчеркивало новизну идей, заложенных в нем, но и вполне соответствовало возрасту большинства его создателей… В 1962 году начались пробеговые испытания, в ходе которых были пройдены десятки тысяч километров. Несмотря на некоторые недостатки, в целом машина показала себя вполне жизнеспособной.

Осенью того же года в Совет Министров от завода было направлено предложение о начале серийного производства «Юности». Автомобилестроители обращали особое внимание руководства страны на высочайшие потребительские характеристики микроавтобуса. В том же 1962 году ЗиЛ-118 был показан Никите Хрущеву.

Генсеку новая машина понравилась настолько, что он назвал ее «народным автомобилем». После такой оценки на «высшем уровне» противники проекта быстро приумолкли. «Юность» планировали запустить в серийное производство уже в следующем году, но эти планы реализованы не были.

Проблема была в том, что для начала серийного производства автомобиля необходимо было построить новый завод, ЗиЛ с подобной задачей справиться не мог. Однако действующий на тот момент семилетний план развития экономики не предусматривал серьезных вложений в автомобильную промышленность, поэтому от постройки новых предприятий пришлось отказаться.

В дальнейшем мелкосерийное производство ЗиЛ-118 продолжилось на заводе им. Лихачева. С 1963 по 1968 год шла доработка конструкции машины. Так, например, ее планировали оснастить климатической установкой. В начале 70-х годов начался мелкосерийный выпуск «Юности» второго поколения — ЗиЛ-118К.

Для чего предназначалась «Юность»

Концепция ЗиЛ-118 «Юность»- это «представительский» микроавтобус. Для начала 60-х годов идея такой машины была абсолютно новаторской, ничего подобного в мире не существовало.

Технические характеристики автомобиля и высочайший уровень комфорта его салона позволял использовать ЗиЛ-118 в ходе самых разных массовых мероприятий: организации туристических поездок; обслуживания санаториев и баз отдыха; организаций гастрольных туров; обслуживания торжеств; транспортного обеспечения съездов, концертов, фестивалей, конференций и др. «Юность» вполне могла работать и на обычных пассажирских линиях, обеспечивая пригородное сообщение, или в качестве маршрутного такси. Из этого микроавтобуса можно было сделать массовый и комфортабельный автомобиль скорой помощи. При установке на автомобиль специального оборудования из него получались передвижные телевизионные, киноустановки или различные мобильные лаборатории.

Читайте также:  Пневматические винтовки norica dragon (норика драгон): модификации (special, camo, grs), характеристики, апгрейд, видео

ЗИЛ-118 Юность: советский микроавтобус, технические характеристики, конструкция, история создания, применение

По самым скромным подсчетам, внутренние потребности страны оценивались в 4-6 тыс. автомобилей ЗиЛ-118 в год. Только Москва могла сразу же заказать примерно тысячу подобных микроавтобусов. В 1963 году один из предсерийнных ЗиЛ-118 был направлен на испытания в один из московских таксопарков.

В условиях реальной эксплуатации он показал превосходство по всем параметрам над РАФ-977Д. В 1967 году «Юность» была продемонстрирована на автомобильной выставке в Ницце, и произвела там настоящий фурор. Микроавтобус получил 12 наград, в том числе и главный приз конкурса- Большой кубок Оргкомитета.

Естественно, что подобный успех в мире «наживы и чистогана» не мог пройти незамеченным. От иностранных компаний поступило сразу несколько предложений о закупке крупных партий ЗиЛ-118, однако на тот момент в наличие имелось только семь автобусов, построенных практически вручную.

Так что представителям «Автоэкспорта» в ответ на подобные пропозиции приходилось только разводить руками. Таковы были реалии плановой советской экономики… Автобусом заинтересовался даже американский Генри Форд, который хотел купить лицензию на производство машины или наладить ее совместное производство.

Позже он даже приезжал в Советский Союз и проводил переговоры поэтому вопросу. Из этого также ничего не вышло. В дальнейшем автобусы семейства «Юность» использовались для обслуживания правительственных делегаций. На базе ЗиЛ-118 были изготовлены два реанимобиля.

Они поступили на баланс 4-го управления Минздрава, которое обслуживало советскую партноменклатуру. Несколько автомобилей ЗиЛ-118 заказал КГБ, их использовали для проведения оперативных мероприятий. На базе «Юности» были изготовлены машины скорой помощи, в которых были созданы условия для проведения хирургических операций прямо во время движения.

Описание конструкции ЗиЛ-118 «Юность»

Благодаря значительным размерам кузова ЗиЛ-118 его салон вмещал 17 пассажиров, причем места были исключительно сидячими.

Кузов соединялся с силовым каркасом при помощи сварки, пространство между его внутренними и внешними панелями заполнялось полиуретаном, что гарантировало хорошую звуко- и теплоизоляцию. Моторный отсек находился в передней части автомобиля, справа от места водителя.

Некоторая его часть заходила в пассажирский салон, где прикрывалась откидным капотом. В качестве силовой установки микроавтобуса был использован двигатель от грузового автомобиля ЗиЛ-130. Это позволяло автобусу легко разгоняться до скорости в 120 км/ч.

Гидромеханическая коробка передач значительно упрощало управление автомобилем. В задней части кузова располагались два топливных бака емкостью 160 л. Этот запас топлива позволял проехать 575 км без дозаправок.

ЗИЛ-118 Юность: советский микроавтобус, технические характеристики, конструкция, история создания, применение

Подвеска и трансмиссия «Юности» была взята от ЗиЛ-111 без всяких изменений. Также от правительственного лимузина микроавтобусу достался приборный щиток и рулевое колесо.

Отделение водителя имело отдельную дверь и мягкое удобное кресло с регулировкой. Между ним и пассажирским салоном находилась перегородка со сдвижной средней частью и стеклянным верхом.

Ветровое и боковые окна обеспечивали водителю отличный обзор.

Дизайн микроавтобуса ЗиЛ-118 «Юность»

Главными «изюминками» автомобиля, без сомнения, были оригинальный внешний вид и отлично проработанный дизайн салона. В облике «Юности» не было даже намека на прошлое завода-изготовителя, десятилетиями «клепавшего» военные грузовики и правительственные лимузины.

Базовый вариант автомобиля был явно выполнен под влиянием американского «плавникового» стиля. Дизайн машины был продуман до мельчайших деталей — чего только стоят фары и зеркала заднего вида замысловатой формы.

На фоне массовых советских автобусов с их спартанской конструкцией «Юность» выглядела, словно пришелец с других миров.

ЗИЛ-118 Юность: советский микроавтобус, технические характеристики, конструкция, история создания, применение

Разработкой дизайна машины занимались молодые художники Александр Ольшанецкий и Эрик Сабо, а за интерьер отвечала Татьяна Киселева. Отличительной чертой «Юности» стала исключительная легкость, «воздушность» салона, созданная необычной для своего времени системой осветления.

Огромные по площади окна салона и кабины водителя практически сливались в одно большое панорамное окно, кроме того, почти прозрачной была и крыша автомобиля — большая ее часть была выполнена из затемненного стекла. Дополнительно в нее был вмонтирован огромный открывающийся люк.

Удобство посадки и высадки для пассажиров обеспечивалось широким дверным проёмом (880 мм), а также небольшой высотой нижней ступени. К услугам пассажиров были комфортабельные сидения, вешалки для одежды, индивидуальное освещение и даже пепельницы. В конструкции салона были широко использованы пластики и легкие сплавы.

В задней части салона располагалась третья дверь, которую можно было использовать для погрузки багажа. Она же позволяла превратить «Юность» в санитарный автомобиль.

ЗиЛ-118 был оснащен системами отопления и вентиляции салона, ветровое стекло имело системы обдува и омыва, а также два стеклоочистителя.

Оценка проекта Зил-118 «Юность»

ЗиЛ-118 не зря называют легендой. Для своего времени автобус ЗиЛ-118 был безусловным прорывом. Причем как для советской промышленности, так и для мирового автопрома в целом.

Подходы, которые были реализованы в конструкции «Юности», еще несколько десятилетий не будут востребованы в Советском Союзе.

Очень жаль, что эта машина не сумела нашла своего «массового пассажира» и из-за косности и неповоротливости советской командной системы так и не стала доступным общественным транспортом.

В 2010 году в рамках реализации проекта «Автолегенды СССР» была выпущена масштабная модель ЗиЛ-118 «Юность». Она пользуется большой популярностью у коллекционеров.

ЗИЛ-118 Юность: советский микроавтобус, технические характеристики, конструкция, история создания, применение

Годы выпуска, 1963-1994

https://comp-pro.nj/gruzovye-mashiny/zil-118.html

Источник: https://cont.ws/post/1228315

Микроавтобус ЗИЛ-118: автолегенды СССР

ЗиЛ 118 «Юность» – удивительная машина с непростой и печальной судьбой, если можно так сказать об автомобиле…

История создания проекта

В 1962 году, в Советском Союзе, появился первый микроавтобус премиум-класса. Уже один тот факт, что базой для создания этой машины стал правительственный ЗиЛ-111-«Москва», говорит о ее неординарности.

А то, что «кремлевский» лимузин собирался на основе американских моделей машин, которые относились к высшей категории, таких как «Бьюик», «Паккард», «Кадиллак», делало новый микроавтобус, вообще чем-то «из ряда вон выходящим».

ЗИЛ-118 Юность: советский микроавтобус, технические характеристики, конструкция, история создания, применение

В истории создания Зил-118 необычным было, что первоначально этот автомобиль считался нелегалом. Работы над проектом велись в КБ, без всяких указаний, поручений и приказов свыше. Более того, начальство автозавода относилось отрицательно к такой инициативе. Но стоит отдать им должное в том, что и не мешали работать молодым энтузиастам.

Группа единомышленников трудилась исключительно в свободное время. Руководство над проектом взял на себя Николай Гринчаро. Причем конкретную цель – создать микроавтобус — группа перед собой не ставила, эта идея родилась уже в ходе работ.

Молодые конструкторы, прежде всего, хотели найти более эффективное применение конструкции ЗиЛ-111, чем перевозка шести человек.

Трансмиссия микроавтобуса

Длинное и мощное шасси позволяло использовать кузов вагонного типа, причем без всяких жертв по эксплуатационным характеристикам и комфорту. Первое, от чего решено было отказаться, — так это от двигателя, устанавливаемого на лимузин, так как для его эксплуатации требовался бензин с высоким октаном.

В тот период времени для серийных автомобилей это была неприемлемая роскошь. «Старому» двигателю нашли альтернативу в виде силового агрегата ЗиЛ-375. Этот двигатель, мощностью в 170 л/с, предназначался для грузовых «УРАЛов». Однако этот агрегат был установлен только на опытный образец.

Позже его заменили на мотор от ЗиЛ-130, мощностью в 150 л/с.

Остальная механика практически осталась неизмененной, заимствованной у оригинального прототипа. Даже автоматическую КПП от правительственного лимузина решили оставить без изменений. Что уже было смелым решением для машины, готовящейся в серию.

ЗИЛ-118 Юность: советский микроавтобус, технические характеристики, конструкция, история создания, применение

Кузов модели инженеры решили сделать частично несущим. То есть для установки двигателя, всей передней подвески с тормозной системой, а также элементов рулевого механизма конструкторы использовали отдельный подрамник, который потом в сборе крепился к кузову.

При необходимости (для ремонта механизмов или их обслуживания) подрамник легко демонтировался. Переднюю независимую подвеску будущего микроавтобуса дополнили стабилизатором, обеспечивающим поперечную устойчивость. Рулевое управление снабдили гидроусилителем.

Получившаяся конструкция трансмиссии отличалась качеством и надежностью, однако ничего экстраординарного собой не представляла. А вот внешность и салон ЗиЛ-118 вполне можно считать, уж если не произведением искусства, то уж точно чем-то «из ряда вон выходящим».

Импортное подобие

Во внешности новой отечественной машины проглядывались черты американского Chevrolet Corvair Greenbrier Sportswagon, но это не было копированием. «Американец», скорее, был вдохновителем конструкторов.

Но если две машины поставить рядом, то, несмотря на большие размеры, микроавтобус «Юность» ЗиЛ-118 выглядел гораздо элегантнее, легче и красивее импортного автомобиля.

На его фоне «американец» смотрелся как неудачный аналог эконом-класса.

ЗИЛ-118 Юность: советский микроавтобус, технические характеристики, конструкция, история создания, применение

Экстерьер и интерьер

Эрик Сабо и Александр Ольшанецкий – молодые художники-конструкторы, а также Татьяна Киселева, занимавшаяся внутренней обстановкой салона, основной упор в своей работе сделали на обеспечение комфорта для пассажиров. Кстати, именно Татьяна придумала название микроавтобусу, отразив в нем не только новую тенденцию в развитии автомобилестроения, но и возраст участников, разрабатывающих проект.

ЗИЛ-118 Юность: советский микроавтобус, технические характеристики, конструкция, история создания, применение

В результате их совместной работы салон ЗиЛ-118 получился светлым, с великолепным обзором. Такой эффект обеспечивался панорамным остеклением с дополнительными тонированными окнами на крыше микроавтобуса и огромным сдвигающимся люком (183х68см). Термо- и звукоизоляцию дополнила пенополиуретановая прослойка между внешними и внутренними панелями кузова.

За микроклимат салона отвечала высокоэффективная система отопления и вентиляции. Кроме того, к каждому мягкому и удобному пассажирскому креслу было предусмотрено: индивидуальное освещение, пепельница и крючок для верхней одежды. Для посадки пассажиров предусматривалась боковая дверь по правому борту автомобиля.

Крупногабаритный багаж можно было уложить сзади, для этого имелась еще одна дверь.

ЗИЛ-118 Юность: советский микроавтобус, технические характеристики, конструкция, история создания, применение

И если по габаритным данным ЗиЛ-118 (почти 7 метров в длину и больше двух метров в ширину) приставку «микро» можно считать относительной, то по уровню созданного комфорта для каждого из 17 пассажиров «Юность» можно сравнить только с люксовым легковым автомобилем.

Неудачная попытка

После того как проектный образец прошел тестовые испытания, на которых он показал отличные эксплуатационные характеристики, новый отечественный микроавтобус был представлен на суд высшему руководству страны. Н.С. Хрущев с восторгом оценил новую машину. После чего воодушевленное руководство отправили в Сов.Мин.

СССР запрос на выделение средств для серийного производства ЗиЛ-118 и его модификаций. Указав, что для удовлетворения потребительских нужд страны потребуется минимальная партия в 1000 машин в год. Но, несмотря на высокую оценку машины со стороны руководства государства, денег даже на первоначальную серию завод так и не получил.

Плановая экономика страны сделала свое «черное дело», новой по-настоящему ценной разработке в ней места не нашлось. Руководство завода попыталось своими силами не дать умереть достойной машине, организовав хотя бы временный выпуск в 300 машин, но и из этого ничего не вышло.

Однако, конструкторы завода продолжали борьбу за «Юность», всячески улучшая ее конструкцию и создавая различные варианты модификаций.

Неугасимая вера в успех

Пытаясь расширить область применения нового микроавтобуса, тем самым обратить на модель более пристальное внимание, ЗиЛовцы сделали из нового автомобиля маршрутное такси, отправив машину на баланс одного из таксопарков столицы.

Два ЗиЛ-118 («Скорая помощь») отправились обслуживать «кремлевскую» больницу. Кстати, в этой модели машины только для того, чтобы врачи при обслуживании пациентов могли стоять в полный рост, сделали подъемную крышу.

ЗИЛ-118 Юность: советский микроавтобус, технические характеристики, конструкция, история создания, применение

В борьбе за автомобиль его даже отправили в 1967 году во Францию, для выставки, на которой представлялись передовые модели автобусов мировых производителей. Среди 130 представленных машин отечественный ЗиЛ-118 завоевал 12 призов в разных номинациях и, по сути, произвел настоящий фурор. Но даже этот триумф не открыл дорогу в будущее новому микроавтобусу.

ЗиЛ-118 «Юность» – автолегенды СССР

Почему же новая машина, так и не смогла пробиться в серийный выпуск? Разумного объяснения этому просто нет. Ведь после выставки во Франции, американцы предложили наладить совместное производство ЗиЛ-118, однако им было в этом отказано.

Даже просьба о продаже патента компании «Форд» на производство машины осталась неудовлетворенной.

Руководство страны «угробило» собственными руками отечественную модель, способную конкурировать с любым из мировых аналогов, переведя ее в разряд «легенды автопрома СССР».

Источник

Источник: https://cccp.temadnya.com/1594417377012877336/mikroavtobus-zil-118-avtolegendy-sssr/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector