Зил 135: лм — с установкой ураган, технические характеристики (ттх) автомобиля, история создания, модификации

Зил 135: ЛМ - с установкой Ураган, технические характеристики (ТТХ) автомобиля, история создания, модификации

Среди многочисленных внедорожных автомобилей, разработанных в СКБ ЗИЛ, эту модель ждала самая счастливая судьба. Четырехосный грузовик ЗИЛ-135ЛМ выпускался серийно на протяжении примерно 30 лет. На его шасси устанавливались различные системы вооружений, служившие в Советской армии длительное время, такие машины экспортировались в целый ряд стран.

Зил 135: ЛМ - с установкой Ураган, технические характеристики (ТТХ) автомобиля, история создания, модификацииЗил 135: ЛМ - с установкой Ураган, технические характеристики (ТТХ) автомобиля, история создания, модификацииЗил 135: ЛМ - с установкой Ураган, технические характеристики (ТТХ) автомобиля, история создания, модификации

Автомобили семейства ЗИЛ-135 задумывались в качестве носителей пусковых установок ракетных комплексов. При этом — вместо ракетной установки — на них вполне можно было монтировать бортовые платформы десантных и транспортных грузовиков. Опытные образцы первых модификаций семейства появились еще в 1958-1959 годах.

Это были четырехосные автомобили-амфибии со стальным сварным водоизмещающим кузовом ЗИЛ-135 и его вариант с удлиненной базой ЗИЛ-135Б. На них уже появилась характерная схема шасси со сдвинутыми средними мостами, разнесенными передним и задним. При этом управляемыми были колеса переднего и заднего мостов.

Также на этих автомобилях опробовали бортовую схему трансмиссии с двумя силовыми агрегатами, один из которых приводил колеса левого, а второй — правого борта. Правда, моторы еще применялись шестицилиндровые того же семейства, что на ЗИЛ-157 или БТР-152. Зато коробки передач были уже автоматические, гидромеханического типа.

Только самый последний из опытных экземпляров получил стеклопластиковый кузов.

Зил 135: ЛМ - с установкой Ураган, технические характеристики (ТТХ) автомобиля, история создания, модификации

Испытания показали, что запускать ракеты с плывущей по воде амфибии опасно — очень велик риск утопить или опрокинуть машину. Взлетающая же  ракета способна изуродовать металлические детали кабины и кузова. Поэтому,  дальнейшие серии ракетовозов ЗИЛ-135 решили разрабатывать в виде сухопутных грузовиков высокой проходимости. На исходе 50-х годов доцент МВТУ имени Баумана В.С.

Цыбин выступил с предложением изготавливать кабины мобильных ракетных комплексов из стеклопластика.  При взлете ракеты — от давления пороховых газов — этот материал тоже деформировался, но, в отличие от металла, он потом снова приобретал свою исходную форму. К тому же, применение стеклопластика исключало дорогостоящее производство кузовных штампов и экономило стальной прокат.

Два автомобиля ЗИЛ-135Е, изготовленные  в 1960 году,  приобрели облик  близкий к серийному, получили 8-цилиндровые V-образные двигатели нового поколения ЗИЛ-375. Однако, в этих машинах, как и в их плавающих предшественниках была воплощена ошибочная идея отсутствия подвески, жесткого крепления всех колес к раме. Испытания показали все недостатки такого решения.

Поэтому в начале апреля 1961 года был построен первый образец грузовика ЗИЛ-135Л, получивший подвеску передних и задних колес на поперечных рычагах и продольных торсионах. Средние пары колес так и оставили жестко связанными с рамой. Появление подвески привело к изменению деталей рулевого управления, дополнительному усилению и сужению рамы на 186 мм.

Зил 135: ЛМ - с установкой Ураган, технические характеристики (ТТХ) автомобиля, история создания, модификацииЗил 135: ЛМ - с установкой Ураган, технические характеристики (ТТХ) автомобиля, история создания, модификацииЗил 135: ЛМ - с установкой Ураган, технические характеристики (ТТХ) автомобиля, история создания, модификации

Эта модификация по конструкции вплотную приблизилась к будущему серийному автомобилю. Ее испытывали в качестве базы пусковой установки 9П113, ракетного комплекса 9К52 «Луна-М», транспортно-заряжающей машины 9Т29.

Помимо военных, строились гражданские версии для экстремального бездорожья: бортовые грузовики, тягачи-трубовозы. Однако, осваивать производство выпало  не ЗИЛу  а Брянскому автомобильному заводу БАЗ, в советское время — секретному оборонному предприятию.

В Брянске предлагали альтернативный проект собственной разработки БАЗ-930. Однако  испытания показали очевидные преимущества » московского» грузовика, он проигрывал конкуренту только тем, что расходовал больше бензина. В результате, к производству приняли ЗИЛ-135Л.

В прочем,  брянские автомобилестроители категорически отказались осваивать производство автоматической гидромеханической трансмиссии. Так появилась окончательная модель ЗИЛ-135ЛМ с обычными механическими коробками передач.

Зил 135: ЛМ - с установкой Ураган, технические характеристики (ТТХ) автомобиля, история создания, модификации 

Помимо упомянутой «Луны-М», на это шасси устанавливали систему залпового огня 9К57 «Ураган», к которой прилагалась заряжающая машина 9Т452. В небольших количествах производились бортовые автомобили, тягачи, пожарные машины.

Комплектация войск ракетными комплексами и установками залпового огня определяла стабильный выпуск шасси ЗИЛ-135ЛМ в Брянске в 70-80-е годы. Модель продолжала сходить с конвейера до 1993 года, и ее выпуск прервался скорее по политическим причинам — из-за распада СССР.

Установки на шасси ЗИЛ-135ЛМ по-прежнему стоят на вооружении в ряде армий мира.

Зил 135: ЛМ - с установкой Ураган, технические характеристики (ТТХ) автомобиля, история создания, модификации

Но гражданские модификации ЗИЛ-135ЛМ сегодня уже стали редкостью — их было выпущено намного меньше, чем военных. В Музее представлен первый экземпляр штатского грузовика этого семейства, сознательно сохраненный для истории.

Данный конкретный ЗИЛ-135ЛМ служил на Заводе имени Лихачева в качестве эвакуатора для крупноразмерной техники, в  частности — возил на себе малые шнекоходы и машины с движителями «Аэролл».

      

 Техническая характеристика 

Число мест в кабине 4
Грузоподъемность 9000 кг
Габаритные размеры 9270х2800х2530 мм
Колесная база 2400+1500+2400 мм
Колея 2300 мм
Дорожный просвет 475 мм
Двигатель два бензиновых, карбюраторных, V-образных, восьмицилиндровых, верхнеклапанных ЗИЛ-375Я или ЗИЛ-509 
Рабочий объем 2х 7 л
Мощность 2х 180 л.с. при 3200 об/мин
Снаряженная масса 10 500 кг
Полная масса 19 840 кг
Максимальная скорость 75 км/ч по шоссе
Расход топлива 120 л/100 км по шоссе, 150 л/100 км по грунту

Источник: http://gvtm.ru/zil-135lm

ЗИЛ-135, технические характеристики автомобиля, карбюратор и двигатель, скорость по бездорожью и модификации ЛМ, Ураган и ТЗМ, история создания

Зил 135: ЛМ - с установкой Ураган, технические характеристики (ТТХ) автомобиля, история создания, модификации

Ещё до начала Великой Отечественной войны специальное конструкторское бюро ЗИЛ работало над созданием мощных внедорожных автомобилей, имеющих четыре оси. Несмотря на многочисленные попытки, данные грузовики имели очень низкую проходимость и не могли даже претендовать на серийный выпуск.

После того, как советские заводы начали серийный выпуск весьма удачных полноприводных двухосных грузовиков, модели с четырьмя осями были признаны бесперспективными, и их разработки свёрнуты.

Появившийся в конце 1950-х годов ЗИЛ-135ЛМ сумел не только добиться признания в СССР, но и заслужить уважение в ряде зарубежных стран.

Машина выпускалась до 1993 года и до сих пор используется в армиях СНГ и некоторых других стран.

История появления автомобиля ЗИЛ-135

Зил 135: ЛМ - с установкой Ураган, технические характеристики (ТТХ) автомобиля, история создания, модификации

Ближе к концу 1950-х годов в СССР стали появляться мобильные ракетные комплексы, которые можно было установить на самоходное колёсное шасси.

Главной проблемой стало то, что таких шасси в Советском Союзе просто не было. Нужно было срочно создать автомобиль большой грузоподъёмности, обладающий к тому же повышенной проходимостью.

Новое колёсное шасси должно было соответствовать следующим требованиям:

  • Большая грузоподъёмность, которую могли обеспечить только шасси с четырьмя осями;
  • Возможность монтажа пусковых установок;
  • Высокая проходимость.

Главным ответственным за проект был назначен инженер-конструктор Грачев, который уже имел опыт в создании подобных вездеходов, имеющих схему полного привода 8х8.

Грачев создал в 1957 году достаточно удачный автомобиль ЗИЛ-134, который так и не попал в серию, потому что ни один из серийных двигателей на тот момент не справлялся с нагрузкой.

Предпринимались попытки разработать мотор с 12 цилиндрами, но новый мотор так и не доработали.

Главный конструктор завода имени Лихачева предложил создать новую машину, обладающую следующими особенностями конструкции:

  • Вместо недоработанного двенадцатицилиндрового мотора установить два проверенных временем шестилитровых двигателя;
  • Каждый из моторов отвечал за колёса своего борта. Это позволило максимально упростить конструкцию, лишив её редукторов, раздаток и дифференциалов;
  • Кроме того, наличие двух двигателей позволяло машине быть более надёжной, так как в случае отказа одного мотора можно было продолжать движение за счёт другого;
  • Два двигателя машины ЗИЛ-135 позволяли создать мощную тягу, помогающую не застревать даже в самом непроходимом месте.

О проходимости ЗИЛ-135ЛМ говорит тот факт, что он проходил даже там, где застревал знаменитый своими внедорожными свойствами ЗИЛ-157.

Первые модификации ЗИЛ-135 появились в 1958-1959 годах. Изначально, конструкторы планировали создать внедорожную амфибию, предназначенную для запуска ракет прямо на плаву. Была создана базовая и удлиненная модификации.

Интересной особенностью первых автомобилей ЗИЛ-135 была автоматическая коробка передач, которая являлась настоящим прорывом технологий.

Одна из последних опытных моделей получила кузов из стеклопластика, что тоже было революционным решением для тех лет.

Доработка опытных моделей автомобиля ЗИЛ-135

Зил 135: ЛМ - с установкой Ураган, технические характеристики (ТТХ) автомобиля, история создания, модификации

Первые же попытки запуска ракет с плывущих автомобилей оказались неудачными. Машина показала склонность к опрокидыванию при запуске.

Кроме того, при взлёте ракета могла изменить траекторию своего полёта, что в свою очередь могло привести к повреждениям кузова автомобиля.

Именно по этой причине конструкторы были вынуждены отказаться от мыслей сделать автомобиль ЗИЛ-135 плавающей базой для ЗРК.

Было принято решение ограничить функции нового внедорожного шасси сухопутными задачами. Несмотря на это, даже запуск с земли не решал проблему с повреждением деталей кабины из-за избыточного давления пороховых газов. В конце 1950-х годов революционную идею предложил Цыбин. По его замыслу, кабину автомобиля ЗИЛ-135 нужно было изготавливать из стеклопластика.

В ходе испытаний выяснилось, что хотя новая кабина и деформируется при запуске ракеты, она вскоре принимает прежнюю форму, поэтому производство кабин из стеклопластика было решено поставить на поток.

В 1960 году на заводе изготовили ещё две машины ГАЗ-135, получившие в своём индексе букву «Е». Вместо старых шестицилиндровых двигателей они получили V-образные восьмёрки ЗИЛ-375. Испытания показали, что новые моторы значительно добавили автомобилю мощности. При этом подвески как таковой до сих пор не появилось. Колёса были просто жёстко прикреплены к раме.

Из-за этого устойчивость машины была недостаточной, поэтому было решено разработать новую модификацию, оснащённую подвеской. Пришлось разрабатывать специальную подвеску для колёс шасси. В результате был произведён автомобиль ЗИЛ-135Л.

Появление ЗИЛ-135ЛМ и гражданские модификация внедорожного шасси

Зил 135: ЛМ - с установкой Ураган, технические характеристики (ТТХ) автомобиля, история создания, модификации

Новый внедорожный грузовик планировалось использовать не только в армии, но и в обычной гражданской жизни. Несмотря на то, что новинку разработали на московском заводе имени Лихачёва, выпуск планировали наладить на Брянском автомобильном заводе, который в те годы являлся секретным оборонным предприятием. В Брянске должны были освоить выпуск следующих модификаций:

  • Военных шасси;
  • Гражданских тягачей;
  • Трубовозов;
  • Бортовых грузовиков повышенной проходимости для бездорожья.

На Брянском заводе предложили свою альтернативу – БАЗ-930. Однако эта модель оказалась технически несовершенной, хотя данное шасси было тяжелее, чем шасси производства ЗИЛ. Брянский прототип проиграл московскому грузовику по всем параметрам, кроме расхода топлива.

Было решено наладить производство новых автомобилей ЗИЛ в Брянске, но руководство завода категорически высказалось против автоматической трансмиссии, указывая на то, что завод не в состоянии делать такие коробки передач. В результате появилась новая модель, получившая индекс ЗИЛ-135ЛМ. Именно эта модификация стала на конвейерное производство, и знаменитые комплексы «Ураган» имеют шасси ЗИЛ-135ЛМ.

Брянский автомобильный завод наладил выпуск не только военных моделей. С конвейера сходили и гражданские модификации, но их было очень мало. Именно по этой причине в настоящее время невозможно встретить ЗИЛ-135 на дорогах общего пользования.

История амфибии на базе ЗИЛ-135

Зил 135: ЛМ - с установкой Ураган, технические характеристики (ТТХ) автомобиля, история создания, модификации

Первый ЗИЛ-135, построенный в 1958 году, был автомобилем-амфибией, который планировалось использовать в качестве базы для запуска ракет. После того, как машина показала себя недостаточно устойчивой, новые вездеходы стали предназначаться только для сухопутной эксплуатации.

В начале 1960-х годов все ведущие мировые державы стали оснащать сухопутные войска специальными десантными машинами для форсирования водных преград. Военное командование Советского Союза решило возобновить работы по созданию амфибий на базе ЗИЛ-135. Благодаря наработкам 1958 года, в сжатые сроки удалось создать уникальную машину, получившую индекс ЗИЛ-135П.

В 1961 году на заводе Лихачева начали разработку самоходного парома, обладающего грузоподъёмностью до 40 тонн на воде. Эта разработка получила кодовое название «Челнок».

В процессе работ стало ясно, что такой огромный водоплавающий автомобиль не под силу создать даже мощнейшей в мире оборонной промышленности СССР.

В 1963 году все работы были свёрнуты, а недоделанный экземпляр переделали в соответствии с новой концепцией.

Созданный в 1965 году автомобиль стал самым крупным водоплавающим транспортом, который когда-либо создавался в СССР и России. Длина амфибии составляла 14 метров. Он мог перевозить 6 тонн груза или 22 десантника. Машину сделали в конструкторском бюро завода имени Лихачева под руководством профессора Глазунова.

Читайте также:  Mg 42 - немецкий пулемёт: лучшее оружие второй мировой, технические характеристики (ттх), скорострельность

Самой большой проблемой при разработке ЗИЛ-135П было создание огромного бескаркасного кузова из полимеров. Так как данный материал был ещё не знаком конструкторам завода Лихачева, им пришлось прибегнуть к помощи коллег из МВТУ Баумана.

Главные особенности амфибии ЗИЛ-135П

Зил 135: ЛМ - с установкой Ураган, технические характеристики (ТТХ) автомобиля, история создания, модификации

Созданный в 1965 году ЗИЛ-135П получил революционный корпус из новых типов панелей, известных сейчас как «сэндвич». Как ни странно, основой корпуса послужила знакомая многим эпоксидная смола, которая в сочетании с несколькими слоями стеклоткани была достаточно крепкой. Эта армированная ткань выступала в виде оболочки с двух сторон. В середине находился пенополиуретан.

Корпус имел обтекаемую форму, восемь колёсных ниш, четыре поперечины между ними и две балки. Всё навесное оборудование крепилось к корпусу с помощью болтов, специального клея и технологии приформовывания. ЗИЛ-135П был первым в мире автомобилем подобного класса, корпус которого был полностью изготовлен из полимерных материалов.

Для движения в воде использовались специальные водные винты в количестве двух штук. Так как машина должна была долгое время находиться в воде, все наружные агрегаты и механизмы были герметизированы.

Так как традиционные для автомобилестроения системы уплотнений не давали надёжной защиты от воды, конструкторы вынуждены были использовать инновационную систему нагнетания воздуха.

Система закачивала воздух под давлением в корпусные детали, не давая воде попадать внутрь.

Чтобы машина не теряла своих ходовых качеств, выехав на сушу, тормоза и двигатели тоже тщательно герметизировали. В кабине экипажа находилось всё необходимое для моря оборудование. Имелась даже навигационная система. Все силовые агрегаты, трансмиссия и органы управления были аналогичны стандартному ЗИЛ-135. Только двигатели были размещены на самой корме.

Что касается грузового отсека, то он выполнен в виде единой конструкции. В салоне имеется две двери и два люка в крыше. Кабина рассчитана на четырёх человек, причём им будет там очень комфортно. Особенностями кабины является прекрасная обзорность и бронировка стёкол.

Испытания ЗИЛ-135П

Зил 135: ЛМ - с установкой Ураган, технические характеристики (ТТХ) автомобиля, история создания, модификации

Сразу после завершения строительства машина отправилась на испытания. Первые маневры проходили недалеко от Москвы. Сначала было решено проверить её ходовые качества на суше. В ходе испытаний ЗИЛ-135 продемонстрировал следующие характеристики:

  • Скорость гружёного автомобиля на шоссе могла достигать 65 км/ч. По пересечённой местности машина могла ехать со скоростью до 50 км/ч;
  • Подъёмы с уклоном до 42 градусов преодолевались с лёгкостью, несмотря на габариты автомобиля. Затяжные подъёмы могли достигать крутизны в 35 градусов;
  • Машина преодолевала стены высотой до 600 мм и траншеи до 2650 мм;
  • Благодаря высокому клиренсу, машина уверенно передвигалась по снежному покрову высотой до 700 мм.

Кроме того, ЗИЛ-135П уверенно передвигался по болотам, песчаным почвам и мелколесью. Можно с уверенностью сказать, что машина показала одни из лучших результатов среди внедорожной техники.

После этого ЗИЛ-135П начали испытывать на воде. Испытания проходили в Балтийском море. Машина легко входила в воду и так же с лёгкостью выходила из неё. К тому же амфибия продемонстрировала отличные ходовые качества по морю. Так как в ноябре на Балтийском море уже появился лёд, машина смогла продемонстрировать, что тонкий лёд не является для неё проблемой.

Моряки высоко оценили мореходные качества новинки. Машина могла выдержать шторм до пяти баллов. Более того, она уверенно выполняла свою работу. На воде амфибия могла перевозить грузы до 15 тонн. Скорость машины на воде достигала 18 км/ч, что для машин такого класса было абсолютным рекордом.

ЗИЛ-135П принимал участие во многих десантных операциях, которые проходили с участием СССР. Машины прекрасно зарекомендовали себя в арктических экспедициях, где они выполняли функции нескольких видов техники. Амфибии использовались в качестве разгрузочных судов, катеров для буксировки и обычных грузовиков на суше.

Зил 135: ЛМ - с установкой Ураган, технические характеристики (ТТХ) автомобиля, история создания, модификации

Несмотря на успехи, ЗИЛ-135П так и не стал серийным изделием. Машина смогла опередить зарубежные аналоги на несколько десятилетий, благодаря цельному кузову из стеклопластика и высоким ходовым характеристикам. В истории Российского автомобилестроения ЗИЛ-135П так и остался непобеждённым рекордсменом. Сухопутные военные автомобили ЗИЛ-135ЛМ до сих пор несут службу в войсках СНГ.

Источник: https://WarWays.ru/gruzovye-mashiny/zil-135.html

Автомобиль ЗИЛ-135- уникальная советская разработка — MexanikD — КОНТ

  • COMP-PRO.RU
  • Автомобиль ЗИЛ-135- уникальная советская разработка
  • — История появления автомобиля ЗИЛ-135
  • — Доработка опытных моделей автомобиля ЗИЛ-135
  • — Появление ЗИЛ-135ЛМ и гражданские модификация внедорожного шасси
  • — История амфибии на базе ЗИЛ-135
  • — Главные особенности амфибии ЗИЛ-135П
  • — Испытания ЗИЛ-135П

Зил 135: ЛМ - с установкой Ураган, технические характеристики (ТТХ) автомобиля, история создания, модификации

Ещё до начала Великой Отечественной войны специальное конструкторское бюро ЗИЛ работало над созданием мощных внедорожных автомобилей, имеющих четыре оси. Несмотря на многочисленные попытки, данные грузовики имели очень низкую проходимость и не могли даже претендовать на серийный выпуск. После того, как советские заводы начали серийный выпуск весьма удачных полноприводных двухосных грузовиков, модели с четырьмя осями были признаны бесперспективными, и их разработки свёрнуты. Появившийся в конце 1950-х годов ЗИЛ-135ЛМ сумел не только добиться признания в СССР, но и заслужить уважение в ряде зарубежных стран. Машина выпускалась до 1993 года и до сих пор используется в армиях СНГ и некоторых других стран.

История появления автомобиля ЗИЛ-135

Зил 135: ЛМ - с установкой Ураган, технические характеристики (ТТХ) автомобиля, история создания, модификации

Ближе к концу 1950-х годов в СССР стали появляться мобильные ракетные комплексы, которые можно было установить на самоходное колёсное шасси.

Главной проблемой стало то, что таких шасси в Советском Союзе просто не было. Нужно было срочно создать автомобиль большой грузоподъёмности, обладающий к тому же повышенной проходимостью.

Новое колёсное шасси должно было соответствовать следующим требованиям:

  1. —Большая грузоподъёмность, которую могли обеспечить только шасси с четырьмя осями;
  2. —Возможность монтажа пусковых установок;
  3. —Высокая проходимость.

Главным ответственным за проект был назначен инженер- конструктор Грачев, который уже имел опыт в создании подобных вездеходов, имеющих схему полного привода 8×8.

Грачев создал в 1957 году достаточно удачный автомобиль ЗИЛ-134, который так и не попал в серию, потому что ни один из серийных двигателей на тот момент не справлялся с нагрузкой. Предпринимались попытки разработать мотор с 12 цилиндрами, но новый мотор так и недоработали.

Главный конструктор завода имени Лихачева предложил создать новую машину, обладающую следующими особенностями конструкции:

  • —Вместо недоработанного двенадцатицилиндро вого мотора установить два проверенных временем шестилитровых двигателя;
  • —Каждый из моторов отвечал за колёса своего борта. Это позволило максимально упростить конструкцию, лишив её редукторов, раздаток и дифференциалов;
  • —Кроме того, наличие двух двигателей позволяло машине быть более надёжной, так как в случае отказа одного мотора можно было продолжать движение за счёт другого;
  • —Два двигателя машины ЗИЛ-135 позволяли создать мощную тягу, помогающую не застревать даже в самом непроходимом месте.
  • —О проходимости ЗИЛ-135ЛМ говорит тот факт, что он проходил даже там, где застревал знаменитый своими внедорожными свойствами ЗИЛ-157.

Первые модификации ЗИЛ-135 появились в 1958-1959 годах. Изначально, конструкторы планировали создать внедорожную амфибию, предназначенную для запуска ракет прямо на плаву. Была создана базовая и удлиненная модификации.

Интересной особенностью первых автомобилей ЗИЛ-135 была автоматическая коробка передач, которая являлась настоящим прорывом технологий.

Одна из последних опытных моделей получила кузов из стеклопластика, что тоже было революционным решением для тех лет.

Доработка опытных моделей автомобиля ЗИЛ-135

Зил 135: ЛМ - с установкой Ураган, технические характеристики (ТТХ) автомобиля, история создания, модификации

Первые же попытки запуска ракет с плывущих автомобилей оказались неудачными. Машина показала склонность к опрокидыванию при запуске. Кроме того, при взлёте ракета могла изменить траекторию своего полёта, что в свою очередь могло привести к повреждениям кузова автомобиля.

Именно по этой причине конструкторы были вынуждены отказаться от мыслей сделать автомобиль ЗИЛ-135 плавающей базой для ЗРК. Было принято решение ограничить функции нового внедорожного шасси сухопутными задачами. Несмотря на это, даже запуск с земли не решал проблему с повреждением деталей кабины из-за избыточного давления пороховых газов.

В конце 1950-х годов революционную идею предложил Цыбин. По его замыслу, кабину автомобиля ЗИЛ-135 нужно было изготавливать из стеклопластика. Входе испытаний выяснилось, что хотя новая кабина и деформируется при запуске ракеты, она вскоре принимает прежнюю форму, поэтому производство кабин из стеклопластика было решено поставить на поток.

В 1960 году на заводе изготовили ещё две машины ГАЗ-135, получившие в своём индексе букву «Е». Вместо старых шестицилиндровых двигателей они получили /-образные восьмёрки ЗИЛ-375. Испытания показали, что новые моторы значительно добавили автомобилю мощности. При этом подвески как таковой до сих пор не появилось. Колёса были просто жёстко прикреплены к раме.

Из-за этого устойчивость машины была недостаточной, поэтому было решено разработать новую модификацию, оснащённую подвеской. Пришлось разрабатывать специальную подвеску для колёс шасси. В результате был произведён автомобиль ЗИЛ-135Л.

Появление ЗИЛ-135Л Ми гражданские модификация внедорожного шасси

Зил 135: ЛМ - с установкой Ураган, технические характеристики (ТТХ) автомобиля, история создания, модификации

Новый внедорожный грузовик планировалось использовать не только в армии, но и в обычной гражданской жизни. Несмотря на то, что новинку разработали на московском заводе имени Лихачёва, выпуск планировали наладить на Брянском автомобильном заводе, который в те годы являлся секретным оборонным предприятием.В Брянске должны были освоить выпуск следующих модификаций:

  1. —Военных шасси;
  2. —Гражданских тягачей;
  3. —Трубовозов;
  4. —Бортовых грузовиков повышенной проходимости ДЛЯ бездорожья.

На Брянском заводе предложили свою альтернативу — БАЗ-930. Однако эта модель оказалась технически несовершенной, хотя данное шасси было тяжелее, чем шасси производства ЗИЛ. Брянский прототип проиграл московскому грузовику по всем параметрам, кроме расхода топлива.

Было решено наладить производство новых автомобилей ЗИЛ в Брянске, но руководство завода категорически высказалось против автоматической трансмиссии, указывая на то, что завод не в состоянии делать такие коробки передач. В результате появилась новая модель, получившая индекс ЗИЛ-135ЛМ.

Именно эта модификация стала на конвейерное производство, и знаменитые комплексы «Ураган» имеют шасси ЗИЛ-135ЛМ. Брянский автомобильный завод наладил выпуск не только военных моделей. С конвейера сходили и гражданские модификации, но их было очень мало.

Именно по этой причине в настоящее время невозможно встретить ЗИЛ-135 на дорогах общего пользования.

История амфибии на базе ЗИЛ-135

Зил 135: ЛМ - с установкой Ураган, технические характеристики (ТТХ) автомобиля, история создания, модификации

Первый ЗИЛ-135, построенный в 1958 году, был автомобилем- амфибией, который планировалось использовать в качестве базы для запуска ракет. После того, как машина показала себя недостаточно устойчивой, новые вездеходы стали предназначаться только для сухопутной эксплуатации.

В начале 1960-х годов все ведущие мировые державы стали оснащать сухопутные войска специальными десантными машинами для форсирования водных преград. Военное командование Советского Союза решило возобновить работы по созданию амфибий на базе ЗИЛ-135.

Благодаря наработкам 1958 года, в сжатые сроки удалось создать уникальную машину, получившую индекс ЗИЛ-135П. В 1961 году на заводе Лихачева начали разработку самоходного парома, обладающего грузоподъёмностью до 40 тонн на воде. Эта разработка получила кодовое название «Челнок».

В процессе работ стало ясно, что такой огромный водоплавающий автомобиль не под силу создать даже мощнейшей в мире оборонной промышленности СССР. В 1963 году все работы были свёрнуты, а недоделанный экземпляр переделали в соответствии с новой концепцией.

Созданный в 1965 году автомобиль стал самым крупным водоплавающим транспортом, который когда-либо создавался в СССР и России. Длина амфибии составляла 14 метров. Он мог перевозить 6 тонн груза или 22 десантника. Машину сделали в конструкторском бюро завода имени Лихачева под руководством профессора Глазунова.

Самой большой проблемой при разработке ЗИЛ-135П было создание огромного бескаркасного кузова из полимеров. Так как данный материал был ещё не знаком конструкторам завода Лихачева, им пришлось прибегнуть к помощи коллег из МВТУ Баумана.

Главные особенности амфибии ЗИЛ-135П

Зил 135: ЛМ - с установкой Ураган, технические характеристики (ТТХ) автомобиля, история создания, модификации

Созданный в 1965 году ЗИЛ-135П получил революционный корпус из новых типов панелей, известных сейчас как «сэндвич». Как ни странно, основой корпуса послужила знакомая многим эпоксидная смола, которая в сочетании с несколькими слоями стеклоткани была достаточно крепкой. Эта армированная ткань выступала в виде оболочки с двух сторон.

Читайте также:  Тонфа - оружие: палка, деревянная, резиновая, дубинка, упражнения, приёмы, история появления, применение

В середине находился пенополиуретан. Корпус имел обтекаемую форму, восемь колёсных ниш, четыре поперечины между ними и две балки. Всё навесное оборудование крепилось к корпусу с помощью болтов, специального клея и технологии приформовывания.

ЗИЛ-135П был первым в мире автомобилем подобного класса, корпус которого был полностью изготовлен из полимерных материалов. Для движения в воде использовались специальные водные винты в количестве двух штук. Так как машина должна была долгое время находиться в воде, все наружные агрегаты и механизмы были герметизированы.

Так как традиционные для автомобилестроения системы уплотнений не давали надёжной защиты от воды, конструкторы вынуждены были использовать инновационную систему нагнетания воздуха. Система закачивала воздух под давлением в корпусные детали, не давая воде попадать внутрь.

Чтобы машина не теряла своих ходовых качеств, выехав на сушу, тормоза и двигатели тоже тщательно герметизировали. В кабине экипажа находилось всё необходимое для моря оборудование. Имелась даже навигационная система. Все силовые агрегаты, трансмиссия и органы управления были аналогичны стандартному ЗИЛ-135. Только двигатели были размещены на самой корме.

Что касается грузового отсека, то он выполнен в виде единой конструкции. В салоне имеется две двери и два люка в крыше. Кабина рассчитана на четырёх человек, причём им будет там очень комфортно. Особенностями кабины является прекрасная обзорность и бронировка стёкол.

Испытания ЗИЛ-135П

Зил 135: ЛМ - с установкой Ураган, технические характеристики (ТТХ) автомобиля, история создания, модификации

Сразу после завершения строительства машина отправилась на испытания. Первые маневры проходили недалеко от Москвы. Сначала было решено проверить её ходовые качества на суше.

В ходе испытаний ЗИЛ-135 продемонстрировал следующие характеристики: Скорость гружёного автомобиля на шоссе могла достигать 65 км/ч.

По пересечённой местности машина могла ехать со скоростью до 50 км/ч; Подъёмы с уклоном до 42 градусов преодолевались с лёгкостью, несмотря на габариты автомобиля.

Затяжные подъёмы могли достигать крутизны в 35 градусов; Машина преодолевала стены высотой до 600 мм и траншеи до 2650 мм; Благодаря высокому клиренсу, машина уверенно передвигалась по снежному покрову высотой до 700 мм. Кроме того, ЗИЛ-135П уверенно передвигался по болотам, песчаным почвам и мелколесью. Можно суверенностью сказать, что машина показала одни из лучших результатов среди внедорожной техники.

После этого ЗИЛ-135П начали испытывать на воде. Испытания проходили в Балтийском море. Машина легко входила в воду и также с лёгкостью выходила из неё. К тому же амфибия продемонстрировала отличные ходовые качества по морю.

Так как в ноябре на Балтийском море уже появился лёд, машина смогла продемонстрировать, что тонкий лёд не является для неё проблемой. Моряки высоко оценили мореходные качества новинки. Машина могла выдержать шторм до пяти баллов. Более того, она уверенно выполняла свою работу.

На воде амфибия могла перевозить грузы до 15 тонн. Скорость машины на воде достигала 18 км/ч, что для машин такого класса было абсолютным рекордом. ЗИЛ-135П принимал участие во многих десантных операциях, которые проходили с участием СССР.

Машины прекрасно зарекомендовали себя в арктических экспедициях, где они выполняли функции нескольких видов техники. Амфибии использовались в качестве разгрузочных судов, катеров для буксировки и обычных грузовиков на суше.

Зил 135: ЛМ - с установкой Ураган, технические характеристики (ТТХ) автомобиля, история создания, модификации

Несмотря на успехи, ЗИЛ-135П так и не стал серийным изделием. Машина смогла опередить зарубежные аналоги на несколько десятилетий, благодаря цельному кузову из стеклопластика и высоким ходовым характеристикам. В истории Российского автомобилестроения ЗИЛ-135П так и остался непобеждённым рекордсменом. Сухопутные военные автомобили ЗИЛ-135ЛМ до сих пор несут службу в войсках СНГ.

Источник: https://cont.ws/@mexanikd/1226391

ЗИЛ-135ЛМ — DRIVE2

Зил 135: ЛМ - с установкой Ураган, технические характеристики (ТТХ) автомобиля, история создания, модификацииШасси ЗИЛ-135ЛМ предназначено для установки пусковой установки 9П113 тактического ракетного комплекса 9К52 «Луна-М» и транспортно-заряжающей машины. Разработан автомобиль в начале 60-х годов в СКБ ЗИЛ под руководством В.А. Грачёва. Так же в проектировании приничали участие и специалисты с Брянского автозавода, на котором эта машина и проектировалась.

Характеристики ЗиЛ-135ЛМ

Колесная формула 8×8Длина, мм 9270Ширина, мм 2800Высота, мм 2530Радиус поворота, м 12,5Дорожный просвет, мм 589Колея, мм 2300База, мм 6300Снаряженная масса, кг 10500Грузоподъемность, кг 9000Полная масса, кг 19800Двигатель (тип) 2 х ЗиЛ-375Я (К, V8)Мощность двигателя, л.с. (об/мин) 2 x 180 (3200)Рабочий обьем, см3 2 x 7000Крутящий момент, кгм (об/мин) 2 x 47,5 (1800)Максимальная скорость, км/ч 65Запас топлива, л 520

  • Расход топлива на 100 км (с грузом), л 88 (100-120)
  • Преодолеваемые препятствия— траншея — 3,6 м— вертикальная стенка — 0,9 м— подъём — 29°— боковой крен — 20°
  • — брод — 1,2 м

Зил 135: ЛМ - с установкой Ураган, технические характеристики (ТТХ) автомобиля, история создания, модификации

ЗиЛ-135ЛМ имел весьма своеобразную компоновку узлов и агрегатов, смонтированных на сварной раме из титанистой стали постоянной ширины — 1300 мм. В четырехместной кабине, полностью выполненной из стеклопластика, размещался экипаж и обслуживающий персонал.

За кабиной и примыкающими к ней бензобаками, также первоначально выполненными из стеклопластика, располагался мотоотсек, где были установлены параллельно два карбюраторных V-образных 8-цилиндровых двигателя ЗИЛ-375Я мощностью 180 л.с. каждый.

По бортам мотоотсека размещались два радиатора системы охлаждения, вентиляторы которых имели привод каждый от своего двигателя. Последние приводили во вращение и два мощных танковых электрогенератора. На двигателях впервые была применена электронная экранированная система зажигания.

Все системы допускали раздельную работу силовых агрегатов; при отказе одного из них машина не теряла подвижности и могла уверенно дойти до базы, не сильно проигрывая в скорости и проходимости. Не было ни одного случая возврата ее на буксире, даже в Афганистане.

В блоке с двигателями были смонтированы два двухдисковых сцепления с гидроприводом управления от одной педали. Обе пятиступенчатые коробки передач также имели оригинальный дистанционный привод управления от кулисы, установленной в кабине. Привод управления одной из коробок передач в случае отказа ее двигателя мог отключаться.

Блокированный продольный привод колес каждого борта от своего силового агрегата состоял из одноступенчатой трехвальной раздаточной коробки с возможностью отбора мощности для привода дополнительных агрегатов (генераторов, лебедки, водометов); 4-бортовых конических редукторов, связанных между собой в одну линию тремя карданными валами, и 4-нецентральных (с целью увеличении клиренса колесных цилиндрических редукторов, на опорных осях которых сидели подшипники и ступицы всех ведущих колес. Колесные редукторы средних неуправляемых колес жестко соединялись с рамой литыми кронштейнами из магниевого сплава, и их ведущие валы не имели карданных шарниров. Редукторы управляемых колес имели независимые торсионные подвески на двух поперечных рычагах, снабженные мощными танковыми гидроамортизаторами (полный ход колес — 172 мм, больший был не нужен), и приводились во вращение качающимися полуосями с синхронными шариковыми карданными шарнирами типа «Рцеппа» (впоследствии преобразованными в шарниры типа «Бирфильдв»). Очень мягкие тонкостенные шины большого сечения И-159 размером 16.00-20″ с регулируемым внутренним давлением воздуха от 0,5 до 2,5 кГс/см2, смонтированные на разъемных ободах, имели развитые грунтозацепы типа «расчлененная елка», хорошо самоочищались, допускали двойную перегрузку и работу без повреждений при упругих деформациях, составляющих до половины высоты профиля.

Поворот передних и задних колес (во взаимно противоположных направлениях) был жестко кинематически связан между собой системой продольных и поперечных рулевых тяг.

Обратимый гидроусилитель руля включал в себя два силовых гидроцилиндра, питаемых через общий управляющий золотник от двух гидронасосов с раздельным приводом от каждого двигателя. Отказ одного из них не приводил к увеличению усилий на рулевом колесе (уменьшалась только вдвое угловая скорость поворота колес).

Следует еще учесть, что при повороте «135ЛМ» на мягком грунте возникало всего две колеи, в то время как у других четырехосных машин с традиционно управляемой передней парой колес — три.

Ступицы колес имели наружные герметичные тормозные барабаны, хорошо охлаждаемые встречным воздухом, в результате чего тормоза в самых тяжелых условиях бездорожья сохраняли высокую эффективность. Привод тормозов — гидравлический, двухконтурный, с двумя пневмоусилителями. Ручные тормоза — барабанного типа, установлены на трансмиссии каждого борта.

Впервые в практике отечественного автомобилестроения на ЗиЛ-135ЛМ широко применялись кузовные и силовые панели из стеклопластика, более прочного, упругого и огнестойкого по сравнению с листовым металлом.

Кроме кабины и бензобаков, из него были сделаны все наружные детали мотоотсека, его капоты, крылья колес, подножки, передний бампер (первоначально), аккумуляторный ящик, разъемные диски колес (на некоторых сериях). Из стеклопластика была даже изготовлена экспериментальная рама сотовой конструкции.

Следует отметить, что принятие в конце 50-х годов поистине революционного, смелого решения об активном внедрении на АВП несущих конструкций из стеклопластика — тоже одна из огромных заслуг В.А. Грачева и приоритет нашей страны.

В 1964-1965 годах ЗиЛ проводил испытания модифицированных ЗиЛ-135Л в варианте трубовоза и ЗиЛ-135ЛМ с бортовой платформой на строительстве газопроводов в песках Средней Азии, а также зимой на севере Тюменской области.

Положительные результаты применения шасси «135ЛМ» в народном хозяйстве дали основание Брянскому автозаводу выпустить в 1966 году промышленную партию «гражданских» машин БАЗ-135Л4 грузоподъемностью 9 т.

Автомобиль экспонировался летом 1968 года на ВДНХ в Москве, однако условий для правильного использования БАЗ-135Л4 создано не было, все машины быстро вышли из строя и больше не выпускались.

Зил 135: ЛМ - с установкой Ураган, технические характеристики (ТТХ) автомобиля, история создания, модификации

До сих пор в некоторых в/ч в России находятся на вооружение автомобили ЗИЛ-135ЛМ.

Источник: https://www.drive2.ru/b/4035225266124061458/

ЗиЛ-135ЛМ (Start Scale Models)

?

Оригинал взят отсюда.Тема серийных и опытных вездеходов, созданных силами Специального конструкторского бюро Завода имени Лихачева, периодически затрагивается модельными мастерскими, в том числе ModelPro, связанной с костромским производителем моделей Start Scale Models. Но достаточно дорогие готовые модели и киты вездеходов, выходящие под этим брендом, изготовленные из смолы, имеют некоторые упрощения в виде слабой деталировки, толстых оконных проемов, стекол из пленки и отсутствия травленых дворников.И вот практически накануне 23-го февраля этого года SSM выпустил в продажу промышленную модель бортового ЗиЛ-135ЛМ из металла и пластика.Зил 135: ЛМ - с установкой Ураган, технические характеристики (ТТХ) автомобиля, история создания, модификацииТема вездеходов ЗиЛ для меня близка в прямом и переносном смысле, так как, Специальное конструкторское бюро Завода имени Лихачева территориально находилось в окрестностях, где я довольно часто бываю – село Зеленая Слобода Раменского района Московской области. Сейчас на его месте расположен склад перевозчика автомобилей Subaru. В 2003 году остатки опытных вездеходов ЗиЛ были перевезены с заброшенной испытательной базы в Военно-технического музей близ г. Черноголовка Московской области.Специальное конструкторское бюро (СКБ) на ЗИСе было создано 14 июня 1954 года по инициативе заместителя министра обороны СССР Г.К. Жукова с целью создания многоколесных транспортеров и колесных артиллерийских тягачей, обладающих проходимостью, соизмеримой с проходимостью гусеничных транспортеров, но с более высокими скоростями движения по бездорожью и дорогам с твердым покрытием, большей маневренностью, меньшими расходом топлива и уровнем шума при движении. 7 июля директор завода А.Г. Крылов издал приказ по заводу об образовании СКБ в Отделе главного конструктора (ОГК СКБ) для проектирования специальных внедорожных автомобилей для армии. Главным конструктором Бюро был назначен Виталий Андреевич Грачев, хорошо зарекомендовавший себя на Горьковском автомобильном заводе, под руководством которого разрабатывались и проходили испытания внедорожные автомобили ГАЗ-61 и ГАЗ-64, опытные ГАЗ-АААА и трехосный пикап ГАЗ-21, бронеавтомобиль БА-64.

Сама история возникновения СКБ довольно любопытна.

В ноябре 1952 года под Зарайск за картошкой для цеха поехала группа на двух трехосках ЗИС-151 и на одной амфибии-лодке ЗИС-485. Лодку взяли с целью не поморозить картошку в пути, так как корпус лодки специально обогревался от двигателя. В дороге группа попала в снежные заносы, но амфибия легко преодолевала снег, тогда как ЗИС-151 всякий раз вяз в снегу.

Этот эффект давала система централизованного изменения давления воздуха в шинах колес. Зимой 1952-1953 гг. для повышения проходимости на ЗИС-151 установили ведущие мосты с амфибии, сделав его еще и односкатным. Испытания трехоски с подкачкой на снегу показали, что сила тяги у нее в 1,5-2 раза превышает силу тяги ЗИС-151.

Читайте также:  Карабины weatherby mark v: отзывы, цена, технические характеристики, обзор

Это открытие дало толчок идее установки подкачки как на ЗИС-151, так и на бронетранспортер ЗИС-152. Однако внедрить систему централизованного регулирования давления воздуха в серийное производство оказалось не просто, т.к. у нее было много противников ввиду ее уязвимости на бездорожье (в начальном варианте шланги подкачки были снаружи колес), большому весу и сложностей в производстве.

Многочисленные натурные демонстрации В.А. Грачева, включая испытания на танковом полигоне в Кубинке в 1954 году, где БТР ЗиС-152 успешно прошел по глубокому снегу, а танк Т-34 застрял, данной системы должного эффекта не давали.И тогда В.А. Грачев написал письмо заместителю министра обороны СССР Г.К.

Жукову с описанием преимуществ системы для повышения проходимости колесных вездеходов и армейской военной техники. Вскоре Жуков назначил демонстрационные испытания, в которых приняли участие серийные ЗиС-151 и ГАЗ-63, ЗиС-121Г, ЗиС-151 и БТР ЗиС-152 с «подкачкой».

При испытаниях на мягкой луговине и болотистой местности серийные новая система показала свои преимущества, благодаря которой машины не только не застряли, но и могли маневрировать. Испытания сильно впечатлили Жукова, и вскоре он дал добро на внедрение «подкачки» и создание 20 БТР с данной системой.

Перед ОГК СКБ была поставлена задача – в короткий срок создать принципиально новый средний многоцелевой четырехосный (8х8) автомобиль сверхвысокой проходимости, он же быстроходный артиллерийский тягач АТК-6 грузоподъемностью 5–6 т.

В результате постройки и испытаний нескольких опытных образцов многоосной техники в СКБ пришли к следующей схеме построения вездехода:- жесткая подвеска всех колес, обеспечивающая малый вес и низкий центр тяжести вездеходу;- коробка передач с гидротрансформатором, позволяющая двигаться в тяжелых условиях без срыва мягкого грунта;- применение относительно мягких шин большого диаметра с подкачкой;- колесные редукторы, увеличивающие дорожный просвет;- использование в качестве поворотных осей первой и последней, что уменьшает сопротивление движению при маневрировании на слабых грунтах;- для машин высокой грузоподъемности предпочтительнее выглядела схема четырехосного автомобиля со сближенными центральными осями;- увеличению проходимости способствовал либо блокируемый дифференциал, либо бездифференциальный двухмоторный привод.Именно такие решения были применены на опытных вездеходах ЗиЛ-135. Четырехместную кабину модификации ЗиЛ-135Е, построенного в 1960 году специально под пусковую ракетную установку 2П21 «Луна», сделали из стеклопластика, который во время старта ракеты прогибался, но потом возвращался в исходную форму в отличие от стали. На ЗиЛ-135Е устанавливались 180-сильные двигатели ЗиЛ-375 и гидромеханические коробки передач с двухступенчатым демультипликатором. В передней части рамы к нижним полкам лонжеронов крепился съемный алюминиевый лист, выполнявший роль днища, защищающего двигатель и агрегаты трансмиссии от повреждений при наезде на препятствия.5 апреля 1961 года для улучшения плавности хода переднюю и заднюю оси вездехода оснастили независимой торсионной подвеской. Новая машина получил индекс 135Л.Параллельно с московским вездеходом на Брянском автозаводе был разработан вездеход БАЗ-930, а также бронницкий седельный тягач И-210 с активным полуприцепом. По результатам испытаний в Бронницах на полигоне НИИИ-21 в октябре 1961 года автомобиль ЗиЛ-135Л оказался лучше по проходимости, надежности и легче по снаряженной массе, несколько уступая конкурентам по экономичности. Было решено организовать серийное производство вездеходов ЗиЛ-135Л на Брянском автомобильном заводе.В 1963 года на Брянском автозаводе осуществлялась подготовка производства автомобиля ЗИЛ-135Л и гидромеханических коробок передач ЗИЛ-135Е. При освоении производства директор Брянского автозавода П.Я. Петраков, несмотря на полный комплект закупленного оборудования, категорически отказался производить автоматические коробки передач, ссылаясь на большую сложность в их изготовлении и регулировке и на отсутствие высококвалифицированных специалистов.В срочном порядке потребовалась перепроектировка вездехода и проведение повторныхиспытаний.В апреле 1963 года было создано шасси ЗИЛ-135ЛМ, которое отличалось от ЗИЛ-135Л установкой механических коробок передач ЯМЗ-204 вместо гидромеханических. Вновь начались полигонно-заводские испытания.Однако и новые испытания в августе 1963 года показали преимущества московского вездехода. Применение механических коробок передач вместо гидромеханических не сильно снижало эксплуатационные качества и надежность шасси. Но отсутствие автоматического переключения в механических коробках передач усложняло работу водителя.На практике же для обеспечения приемлемых ездовых характеристик приходилось выполнять сложные регулировки карбюраторов и приборов зажигания моторов левого и правого бортов с целью обеспечения их синхронной работы, особенно на переходных режимах. В итоге силовые агрегаты большинства машин работали несинхронно, что приводило к их преждевременному износу. При трогании с места машина за счёт несинхронной работы двигателей и сцеплений часто ощутимо поворачивалась, что приводило к падению во время движения по узким мостам и въезде на железнодорожные платформы.В декабре 1964 года выпустили первые 10 машин ЗИЛ-135ЛМ.Автомобиль ЗИЛ-135ЛМ стал одним из немногих вездеходов СКБ ЗиЛ, который добрался до серийного производства и выпускался на Брянском автозаводе 29 лет − до 1993 года. Всего было построено более 5 тыс. шасси.Брянский автозавод неоднократно предпринимал попытки совершенствования машины. Так, в 1965 г. собрали два автомобиля БАЗ-135Л2 с независимой подвеской всех колес. Однако на испытаниях они не продемонстрировали каких-либо преимуществ над ЗИЛ-135ЛМ. В конце 1960-х гг. на БАЗе предприняли попытку заменить два карбюраторных двигателя одним дизелем. Был разработан опытный образец БАЗ-135М1 с двигателем ЯМЗ-238Н мощностью 300 л.с. Машина подверглась испытаниям в жарко-пустынной местности в районе г. Самарканда и в холодной климатической зоне (г. Юрга Кемеровской области). Эти испытания шасси не выдержало по причине недостаточно надежной работы двигателя. Дальнейшие работы с этой машиной не проводились.Шасси ЗИЛ-135ЛМ более 50 лет стояли на вооружении нашей армии. На нем созданы пусковая установка 9П113 и транспортно-заряжающая машина 9Т29 ракетного комплекса 9К52 «Луна-М», самоходная установка 9П140 с транспортно-заряжающей машиной 9Т452 16-зарядной реактивной системы залпового огня 9К57 «Ураган».Поставки комплексов «Луна» и «Ураган» осуществлялось во многие страны мира.

Фото 2018 года военной модификации с установленной системой залпового огня «Ураган» из Музея техники Вадима Задорожного.

Зил 135: ЛМ - с установкой Ураган, технические характеристики (ТТХ) автомобиля, история создания, модификацииПланировалось и гражданское использование вездехода для строительства нефте и газопроводов в условиях бездорожья в качестве турбовозов, а также модификаций, оснащенных бортовой платформой.При желании можно посмотреть небольшой фильм об эксплуатационных испытаниях ЗиЛ-135.Успешное окончание эксплуатационных испытаний завершилось заказом и выпуском на Брянском автозаводе в 1966 г. партии автомобилей «135Л4», предназначенных для эксплуатации в строительных трестах Министерства газовой промышленности, с цельнометаллической грузовой платформой с надставными деревянными решетчатыми бортами. Они были рассчитаны на эксплуатацию в сложных дорожных и климатических условиях Урала, Сибири и Якутии при строительстве нефтепроводов и высоковольтных линий электропередач (ЛЭП). В их задачу входила транспортировка крупногабаритных металлических опор ЛЭП и работа в составе поисково-спасательных служб. Высокая стоимость машины (в 2—3 раза превышающая стоимость автомобилей Урал-375 и КрАЗ-214) привела к тому, что дальнейших заказов от Министерства газовой промышленности не последовало.

Фото 2016 года шасси ЗиЛ-135ЛМ в «гражданском» исполнении из Военно-технического музея близ г. Черноголовка Московской области, который служил на Заводе имени Лихачева в качестве эвакуатора для крупноразмерной техники.

Зил 135: ЛМ - с установкой Ураган, технические характеристики (ТТХ) автомобиля, история создания, модификацииСнаряженная масса ЗиЛ-135ЛМ составляет 10,5 тонн, грузоподъемность – 9 тонн, дорожный просвет по раме – 580 мм, по кронштейнам подвески – 475 мм.Источники:Книга «Преодоление бездорожья: Разработки СКБ ЗиЛ» 2011 года, выпускающий редактор которой – Максим Шелепенков, хорошо знакомый собирателям моделей отечественного автопрома,Книга «Завод и люди» под авторстовм В.Г. Мазепы (в прошлом главный конструктор ЗиЛа) и М.А. Шелепенкова.

Серия статей «Автомобили для бездорожья»

Теперь о самой модели.

В целом она смотрится вполне достойно, особенно на фоне ранней костромской модели еще одного четырехосного армейского вездехода МАЗ-537.

С «Cиней птицей» от DiP сложно сравнивать, т.к. там амфибия с плоским днищем, но зато с богатой деталировкой в  виде поручней, антенн, решеток, декалей и крановой установки. Но цена новинки практически сопоставима с моделью от DiP.

Источник: https://diecast-43.livejournal.com/1129178.html

ЗИЛ-135 | Модельный блог

Разработанный в начале 60-х годов четырехосный грузовик повышенной проходимости ЗИЛ-135 стал основателем целого семейства машин различного назначения.

Зил 135: ЛМ - с установкой Ураган, технические характеристики (ТТХ) автомобиля, история создания, модификации

Автомобиль имел четыре ведущие оси, первая и четвертая пары были управляемые. Такое решение обеспечивало очень высокую проходимость. Машина оборудована централизованной системой регулировки давления в шинах. У ЗИЛ-135 первых серий отсутствовала подвеска, колеса жестко крепились к раме.

Такое  решение оказалось ошибочным, и следующая модификация автомобиля, получившая обозначение ЗИЛ-135Л, имела подвеску первой и четвертой пары на поперечных рычагах и продольных торсионах.

Силовая установка автомобиля состояла из двух карбюраторных двигателей ЗиЛ-375Я, каждый из них приводил колеса одного борта через гидромеханическую трансмиссию.

Изначально на ЗИЛ-135Л планировалось установить автоматическую коробку передач, но из-за сложности ее изготовления и регулировки, было принято решение установить две синхронизированные механические коробки передач. Это определило окончательное обозначение машины — ЗИЛ-135ЛМ.

В конструкции машины широко использовался стеклопластик. Это хорошо видно на нижеприведенных фотографиях. В частности, из этого материала изготовлялась кабина. Это связано с тем, что при старте ракеты, струя газов сминала крышу.

 Стеклопластиковая кабина, после  деформации, принимала исходную форму, в отличии от металлической. Помимо военных версий, выпускались и граждански версии ЗИЛ-135ЛМ. На его базе строились вездеходы, тягачи, грузовики, трубовозы. Этот автомобиль выпускался на протяжении 30 лет на Брянском автомобильном заводе до 1993г. Он стоит более 4о лет на вооружении  Советской, а теперь и Российской Армии, и является платформой для различных систем вооружения.

В 1961г. на вооружении Советской Армии был принят оперативно тактический ракетный комплекс «Луна». Пусковая установка 2П16 была выполнена на базе плавающего танка ПТ-76. Еще до принятия его на вооружение, согласно Постановлению Совета министров СССР от 17.02.1961 года, начались работы по модернизации ОТРК.

Комплекс «Луна» обладал рядом недостатков, которые планировалось устранить. Необходимо было повысить дальность и точность стрельбы. Гусеничное шасси не обеспечивало достаточной скорости хода и плавности движения по бездорожью и грунтовым дорогам, что было не безопасно при транспортировке ракет с ядерной БЧ.

Результатом работ стало создание практически нового оперативно тактического ракетного комплекса, получившего обозначение 9К52 «Луна-М». В его состав вошла новая пусковая установка 9П113, на колесном шасси  ЗИЛ-135ЛМ, оборудованная собственным краном, грузоподъемностью 3т.

Это позволило самостоятельно загружать ракеты на пусковую установку с транспортной машины. Для комплекса «Луна-М» Была разработана новая неуправляемая ракета 9М21, различающаяся вариантами боевых частей. Ракета могла нести осколочно-фугасную, химическую или ядерную БЧ.

Новая пусковая, на колесном шасси, обеспечивала скорость движения по шоссе до 60 км/ч, существенно уменьшилась и тряска БЧ ракеты. В декабре 1967г. состоялся первый пуск новой ракеты 9К52 на полигоне Капустин Яр. На вооружение ОТРК 9К52 «Луна-М» был принят в 1964г. Этот ракетный комплекс стал самым массовым в своем классе.

Его серийное производство велось на Волгоградском заводе «Баррикады». По состоянию на 1986г. было выпущено около 750 единиц ОТРК 9K52 «Луна-М». На экспорт поставлялся, разработанный в 1968 году, вариант комплекса 6К52ТС, он предназначался для стрельбы ракетами с фугасной боевой частью.

Этот ОТРК закупали около 15 стран, в частности, страны Варшавского договора, Египет, Ирак, Кувейт, Куба, Северная Корея. Впервые ракетный комплекс применялся в ходе арабо-израильской войны 1973г. Он так же использовался в ходе других локальных конфликтов: в Афганистане, во время Ирано-Иракской войны, войне в Персидском Заливе 1991г.

Фото ЗИЛ-135ЛМ с пусковой установкой 9П113 ракетного комплекса 9К52 «Луна-М» сделаны 25 июня 2014 г в тольяттинском музее АвтоВАЗ. На данный момент, моделей этого комплекса я не встречал ни в одном из масштабов. Но на этот год венгерская фирма Armada Hobby заявила модель 9К52 «Луна-М» в масштабе 1:72. Будем с интересом ее ждать.

Источник: http://hobby-models.ru/walkaround/zil-135.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector