Consolidated b-24 liberator: история создания, боевое применение, лётно-технические характеристики, ттх

Консолидэйтед «Либерейтор» (англ. Consolidated B-24 Liberator) — американский тяжёлый бомбардировщик времён Второй мировой войны, разработанный фирмой Consolidated Aircraft Corporation.
30 марта 1939 года был заключён контракт с Армией США. Опытный образец совершил первый полёт 29 декабря 1939 года.

Бомбардировщик активно использовался на европейском театре военных действий Второй мировой войны.

Обычный по конструкции фюзеляж имел высоту, позволявшую оборудовать бомбовый отсек с вертикальной укладкой до 3629 кг бомб. Во время нанесения бомбового удара при открытии люков створки по роликовым направляющим втягивались внутрь фюзеляжа.

Такая конструкция имела меньшее лобовое сопротивление по сравнению с обычными бомболюками.

Самолёт имел трёхопорное убирающееся шасси с носовой стойкой, а силовая установка включала четыре двигателя Пратт-Уитни R-1830-33 Твин Восп (Pratt & Whitney R-1830-33 Twin Wasp).

История создания

Consolidated LB-30A, AM260, Atlantic Ferry Command RAF

Разработка B-24 началась по заказу военно-воздушных сил США в 1938 году. Она входила в общую программу по расширению промышленного потенциала США для нужд ВВС.

В январе 1939 года от ВВС был официально оформлен заказ (спецификация C-212) на создание проекта бомбардировщика, который бы превосходил B-17 по всем основным характеристикам: дальность и скорость полёта, вооружение.

Контракт на создание прототипа был подписан в марте 1939 года с обязательным условием, что прототип будет полностью готов ещё до конца года. Создание прототипа было довольно просто на уровне концепции, однако на практике работы оказались трудоёмкими.

В сравнении с уже существовавшим B-17 разрабатываемый самолёт был короче и площадь крыльев меньше на 25 %. В то же время длина крыла была больше. Вместо 9-цилиндровых двигателей Райт R-1820 на прототипе применялись 14-цилиндровые двигатели Пратт-Уитни R-1830 мощностью в 1000 лошадиных сил. Прототип имел взлётный вес 32 тонны, что являлось одним из лучших показателей своего времени.

В разработке был применён ряд новых для американской авиапромышленности решений. В частности, впервые применялось трёхстоечное шасси, аэродинамическая схема Дэвиса (расположение крыльев аналогичное летающим лодкам). Характерной особенностью стало и наличие достаточно длинного хвоста самолёта.

Стендовые испытания в аэродинамической трубе показали, что самолёт обладает высокими лётными характеристиками.

Готовый прототип, получивший маркировку XB-24, поднялся в воздух 29 декабря 1939 года. Вслед за ним в 1940 году были изготовлены ещё 7 самолётов уже под маркировкой YB-24. Это стало подготовкой к началу серийного производства.

Первоначальный заказ на серийные самолёты составлял 36 штук для ВВС США, 120 для французских ВВС и 164 для ВВС Великобритании. Почти все первые построенные самолёты были поставлены в Англию, включая и те машины, что не были переданы Франции в связи с её капитуляцией в 1940 году.

Название «Либерейтор» (Liberator в переводе с англ. — «освободитель»), данное изначально англичанами, прижилось и в Америке, а позднее стало официальным наименованием самолётов этого типа.

Модификации самолёта

Модель

Описание

Изготовлено

Для ВВС США
Для ВМС США
XB-24 (Модель 32) Разработан в 1938 году, как улучшение B-17, по заказу ВВС США. Первый прототип будущего бомбардировщика B-24. Поднялся в воздух в декабре 1939 года. 1
YB-24/LB-30A Предсерийная версия самолёта. Шесть экземпляров под маркировкой LB-30A были отправлены в Англию. 6
B-24 Предсерийная версия самолёта на базе XB-24. По сравнению с прототипом внесён ряд незначительных изменений в конструкцию. В войска данные машины не поступали и использовались исключительно в испытательных целях. 7
B-24A/LB-30B B-24A был первой серийной версией B-24. По сравнению с прототипом была несколько улучшена аэродинамика. Некоторые машины поставлялись в Англию под маркировкой (LB-30B). Всего изготовлено 38 B-24 для США, 20 LB-30B для Королевских Воздушных Сил. 58
XB-24B По причине того, что исходный прототип XB-24 не достигал положенной по проекту максимальной скорости, моторы Пратт и Уитни R-1830-33 мощностью 1000 лошадиных сил были заменены на R-1830-41 с турбонагнетателем, мощность которых составляла 1200 лошадиных сил. Данное изменение позволило увеличить максимальную скорость на 59 км/ч по сравнению с исходным вариантом. 1
B-24C Является переделанным вариантом B-24A, использующим форсированные двигатели R-1830-41. Дополнительно были изменены обтекатели. Место заднего стрелка было улучшено путём установки новой турели с пулемётом калибра 12,7 мм. Так же одна турель была добавлена в передней части фюзеляжа. 9 переделано
B-24D Первый тип B-24, выпущенный действительно крупной серией. Производился с 1940 года по 1942. На самолёт устанавливались форсированные двигатели R-1830-43. Нижняя турельная установка была заменена на выносную турель шарового типа. 2696
B-24E Незначительно изменённая версия B-24D. Изменения коснулись в первую очередь двигателей: установлены двигатели модели R-1830-65. В отличие от B-24D нижняя турельная установка была утоплена в фюзеляже самолёта. Данная модификация ВВС США применялась, преимущественно, для тренировочных полётов и испытания различных технологических решений. 801
XB-24F Прототип изготовленный для проверки системы борьбы с обледенением. 1 переделан (B-24D)
B-24G Установлена новая шаровая турельная установка. Три пулемёта калибра 12,7 мм в носовой части самолёта. Все машины данной серии были изготовлены в 1942 году. 25
B-24G-1 Модификация отличалась установленной носовой турелью, вмонтированной вместо трёх пулемётов. 405
B-24H Поскольку основным уязвимым местом B-24 была передняя полусфера самолёт получил усиленную носовую турель Эмерсона вариант A-6.Компоновка самолёта была несколько пересмотрена для обеспечения возможности установки требуемой турели. Задний стрелок получил лучший обзор за счёт увеличения площади остекления. Так же была смещена позиция верхнего стрелка для уменьшения вероятности его поражения в ходе воздушного боя.Всего в конструкцию самолёта внесено более пятидесяти изменений. 3100
B-24J В целом модификация мало чем отличалась от B-24H. Изменения коснулись оборудования: установлен новый автопилот и новый бомбовый прицел. 6678
XB-24K Экспериментальный вариант самолёта с внесёнными изменениями в конструкцию фюзеляжа. Данный вариант обладал лучшей устойчивостью в полёте, чем иные версии B-24. Однако изменение конструкции самолёта было слишком дорого и требовало временных затрат, потому версия в серию не пошла. 1 переделан (B-24D)
B-24L Несколько облегчённая версия B-24J. Нижняя выносная шаровая турель заменена на вмонтированную в пол турель с двумя пулемётами калибра 12,7 мм. Так же изменён тип задней турели: вместо A-6B устанавливалась M-6A. Некоторые поздние машины серии вообще не имели задней турели. Однако по прибытию в войска они устанавливались в полевых условиях силами технических служб. 1667
B-24M Версия, основанная на B-24L. Турель в хвосте самолёта заменена на более лёгкую. За счёт внесения некоторых незначительных изменений в конструкцию увеличен обзор для стрелков.Последняя крупносерийная модификация B-24. 2593
XB-24N Модификация B-24J с изменённым хвостовым оперением. Также установлены улучшенные варианты хвостовой и носовой турелей. Пока данная модификация самолёта проходила все стадии разработки и сборки Вторая Мировая уже закончилась и в этом самолёте отпала всякая необходимость. 1
YB-24N Предсерийная модификация XB-24N, предназначавшаяся для отработки различных технических вопросов. 7
XB-24P Модифицированная версия B-24D, выпущенная специально для тестирования систем управления огнём. 1 переделан (B-24D)
XB-24Q Модификация B-24L, использующая для наведения хвостовых турелей радарную систему. 1 переделан (B-24L)
XB-41 Поскольку на ранних этапах войны при проведении бомбардировок в глубине вражеской территории бомбардировщики не имели истребительного прикрытия, было решено провести испытания тяжело вооружённого самолёта, основной задачей которого являлось прикрытие групп бомбардировщиков. Данная модель B-24 вооружалась четырнадцатью пулемётами калибра 12,7 мм. Машина была создана в 1942 году. Испытания начались в 1943 году. Их результаты оказались неутешительными, в результате чего все работы над проектом были сразу же свёрнуты. 1 переделан (B-24D)
C-87 «Либерэйтор Экспресс» Транспортный вариант B-24, рассчитанный на перевозку двадцати пассажиров.Были разработаны три модификации:

  • C-87A: Установлены двигатели R-1830-45 вместо −43. Самолёт предназначался для перевозки VIP пассажиров. Число мест в салоне: 16;
  • C-87B: Сильно вооружённый военный транспорт. Дальше уровня проекта данная модификация не пошла;
  • C-87C: Американское официальное классификационное название модели RY-3.
287
XC-109/C-109 Летающий танкер со специальным оборудованием для предотвращения воспламенения топлива. ???
XF-7 Разведывательная модификация самолёта. Самолёт оснащался фотоаппаратурой. Базовой моделью являлся B-24D. ???
F-7 Разведывательная модификация самолёта. Самолёт оснащался фотоаппаратурой. Базовой моделью являлся B-24H. ???
F-7A Разведывательная модификация самолёта. Самолёт оснащался фотоаппаратурой (три камеры в носовой части самолёта, три — в бомбовом отсеке). Базовой моделью являлся B-24J. ???
F-7B Разведывательная модификация самолёта. Самолёт оснащался фотоаппаратурой (шесть камер в бомбовом отсеке). Базовой моделью являлся B-24J. ???
BQ-8 Модификация на базе B-24D, B-24J. Самолёт представлял собой радиоуправляемую летающую бомбу. Разрабатывался для атак на острова Японии. ???
PB4Y-1 B-24D с отличной от базового варианта носовой турелью. Эта же маркировка в дальнейшем применялась и в отношении всех машин на базе G, J, L и M вариантов, сделанных для ВМС. ???
PB4Y-1P Самолёт фоторазведки. Переделанный вариант PB4Y-1. ???
PB4Y-2 Privateer Патрульный бомбардировщик дальнего радиуса действия. 740
P5Y Двухмоторная патрульная версия PB4Y-1. Создан только проект. 0
RY-1 Морской вариант C-87A. ???
RY-2 Морской вариант C-87. ???
RY-3 Транспортный вариант PB4Y-2. ???

Также непосредственно в войсках на некоторых машинах устанавливали дополнительное количество пулемётов вместо бомбовой нагрузки.

Такие самолёты внешне не отличались от обычных бомбардировщиков, но в полёте держались несколько отдалённо от строя, выполняя роль приманки для немецких самолётов.

При атаке немецким самолётом его встречал более плотный огонь пулемётов бомбардировщика, что часто приводило к тому, что атаковавший истребитель сбивали.

Боевое применение

Основная статья: Стратегические бомбардировки в период Второй мировой войны

Поставлялся в следующие страны:

Тактико-технические характеристики (B-24J)

Технические характеристики

Лётные характеристики

B-24M-1FO (44-50443), над Германией 19 марта 1945 г.

Вооружение

  • Пулемётное вооружение: 10 × 12,7-мм (.50 BMG) пулемётов Browning M2
  • Бомбовая нагрузка (при радиусе действия):
    • до 643 км (400 миль): 3600 кг
    • до 1287 км (800 миль): 2300 кг
    • до 1931 км (1200 миль): 1200 кг

См. также

  • Lady Be Good — «либерейтор», пропавший в 1943 году и найденный в 1958 году в Ливийской пустыне.

Примечания

Литература

  • В. Р. Котельников. Авиационный ленд-лиз. — М.: Фонд «Русские Витязи», 2015. — 368 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-9906036-3-9.
  • Yefim Gordon. Soviet Air Power in World War 2. — Hinckley, Lancashire, UK: Ian Allan Publishing, Midland Publishing, 2008. — P. 479. — ISBN 978-1-85780-304-4.
  • Kev Darling. Aircraft of the 8th AAF 1942-1945 . — Barry: Big Bird Aviation Publications, 2008. — P. 109. — 256 p. — (USAF Illustrated). — ISBN 978-0-9559840-0-6.
  • Donald Nijboer. _An Illustrated History of World War II Aircraft Turrets and Gun Positions. — Ontario: Boston Mills Press, 2001. — P. 56—66. — 160 p. — ISBN 1-55046-332-2.
  • Анатолий Демин. «Орлы» расправляют крылья // «Родина» : журнал. — 2004. — № 10. — С. 25—28.

Ссылки

360° панорама кабины самолёта

Эта страница в последний раз была отредактирована 19 июля 2019 в 17:09.

Источник: https://wiki2.org/ru/Consolidated_B-24_Liberator

Consolidated B-24 Liberator — Wiki

Разработка B-24 началась по заказу военно воздушных сил США в 1938 году. Данная разработка входила в общую программу по расширению промышленного потенциала США для нужд ВВС.

В январе 1939 года от ВВС был официально оформлен заказ (спецификация C-212) на создание проекта бомбардировщика, который бы превосходил B-17 по всем основным характеристикам: дальность и скорость полёта, вооружение.

Контракт на создание прототипа был подписан в марте 1939, с обязательным условием, что прототип будет полностью готов ещё до конца года. Создание прототипа было довольно просто на уровне концепции, однако на практике работы оказались трудоёмкими.

В сравнении с уже существующим B-17 разрабатываемый самолёт был короче и площадь крыльев меньше на 25 %. В то же время длина крыла была больше. Вместо девятицилиндровых двигателей Райт R-1820 на прототипе применялись четырнадцатицилиндровые двигатели Пратт-Уитни R-1830 мощностью в 1000 лошадиных сил.

Прототип имел взлётный вес 32 тонны, что являлось одним из лучших показателей своего времени.
В разработке был применён ряд новых для американской авиапромышленности решений. В частности, впервые применялось трёхстоечное шасси, аэродинамическая схема Дэвиса (расположение крыльев аналогичное летающим лодкам).

Характерной особенностью стало и наличие достаточно длинного хвоста самолёта.

Стендовые испытания в аэродинамической трубе показали, что самолёт обладает высокими летными характеристиками.

Готовый прототип, получивший маркировку XB-24 поднялся в воздух 29 декабря 1939 года. Вслед за ним, в 1940 году были изготовлены ещё 7 самолётов уже под маркировкой YB-24. Это стало подготовкой к началу серийного производства.

Первоначальный заказ на серийные самолёты составлял 36 штук для ВВС США, 120 для французских ВВС и 164 для королевских воздушных сил (Британия). Почти все первые построенные самолёты были поставлены в Англию, включая и те машины, что не были переданы Франции в связи с её капитуляцией в 1940 году.

Известное название «Либерейтор» изначально было дано англичанами, но оно так же прижилось и в Америке и позднее стало официальным именем данного типа самолётов.

Один из данных самолётов с бортовым номером 64 носивший имя «Леди Би Гуд» (англ. Lady Be Good) потерпел крушение 4 апреля 1943г. в ливийской пустыне. После крушения самолет и экипаж считались пропавшими без вести.

Через 15 лет, 9 ноября 1958 года, британские нефтеискатели, пролетая над ливийской пустыней в глубине континента, заметили на земле разбитый B-24.

Они сообщили о находке своим военным, но там никто этим не заинтересовался. Наконец, геологи в феврале 1959 года сами организовали экспедицию к самолету.

Когда они достигли места крушения, на носу самолета они увидели номер 64. Это был «Леди Би Гуд».

Судя по тому, что три двигателя из четырех остались целыми, только погнулись пропеллеры, при посадке работал только один двигатель. На борту не было ни летчиков, ни их парашютов. Остались нетронутыми запасы воды и продовольствия. Также отсутствовали спасательные плавжилеты. Было ясно, что экипаж покинул самолет в воздухе, когда стало заканчиваться горючее и двигатели начали останавливаться.

Неуправляемый самолет совершил на удивление удачную посадку. Он проехал по песку более 600 метров, прежде чем фюзеляж переломился надвое. Несмотря на длительное пребывание в суровом климате, самолет и его оборудование находились в прекрасном состоянии. Были исправны пулеметы, отлично работало радио. На самолете C-47 геологов, как раз сломалось радио, и его заменили радиостанцией с «Леди Би Гуд».

Вокруг места крушения была проведена поисковая операция. В 30 километрах к северу были обнаружены части летного снаряжения и парашюты, прижатые к земле камнями, разложенные в виде стрелы, указывающей на север. Дальнейшие поиски ни к чему не привели.

Операцию пришлось прекратить, так как суровые природные условия пустыни угрожали жизни самих поисковиков. Однако, бывает, когда все усилия тщетны, помогает простая случайность.

Через год после первого обследования «Леди Би Гуд», в феврале 1960 года экспедиция нефтедобытчиков обнаружила более чем в 130 километрах севернее самолета мумифицированные тела пятерых человек.

Рядом валялись фляжки, фонарики, куски летной формы, обрывки парашютов и другие вещи, по которым было точно определено, что это члены экипажа «Леди Би Гуд».
реди вещей был найден дневник Роберта Тонера, второго пилота, в котором он описывал происходящие события в течение 8 дней — с 5 по 12 апреля. По нему наконец узнали то, как «Леди Би Гуд» оказался в глубине ливийской пустыни.

В тот первый для «Леди Би Гуд» вылет все не заладилось с самого начала. Песчаная буря, начавшаяся перед взлетом, помешала бомбардировщику присоединиться к основной группе. К Неаполю самолет подошел уже поздно вечером, когда другие бомбардировщики уже возвращались на базу. Видимость была плохой, пилоты вообще не понимали, где находятся.

Так и не выполнив задание, самолет развернулся назад. Бомбы были сброшены над Средиземным морем. При предполагаемом подходе к Салуху командир сообщил на землю о неисправности радиокомпаса, но не получил ответа. Неопытный штурман, который, к тому же, не выполнял все обязанности по прокладке курса и отслеживанию положения самолета, ничем не смог помочь.

Из-за сильного ветра самолет отклонился от курса и пролетел мимо Салуха. Видимость была плохая, и летчики считали, что все еще летят над Средиземном морем. Именно поэтому они надели спасательные жилеты. Когда через два часа горючее стало кончаться и один за другим заглохли три мотора, они выпрыгнули с парашютами.

После того, как они покинули самолет, он пролетел еще 30 километров, пока не упал.

На земле они собрались вместе. Их оказалось восемь человек — бомбардира лейтенанта Джона Воравки не было. Летчики посчитали, что они не сильно удалились от побережья и решили двигаться на север.

Они не знали, что до ближайшего населенного пункта на севере несколько сотен километров — добраться до него у них не было никаких шансов. Если бы они пошли на юг, то меньше, чем за день достигли своего самолета с запасами воды, продовольствия и работающим радио. Кроме того, в том же районе находился оазис.

Но решиться идти на юг, вглубь пустыни, было, конечно, морально тяжело. Они выбрали путь на север — решение оказалось роковым: впереди было огромное песчаное море, перед которым пасуют даже отлично подготовленные и снаряженные экспедиции.

Трудно представить себе страдания людей, шедших день за днем без воды и пищи под жесточайшим солнцем, ожидавших, что вот-вот они увидят спасение среди песчаных дюн. Через пять дней, пройдя более ста километров, изможденные летчики остановились.

Трое из них, кто еще был в состоянии идти — стрелки Гай Шелли, Вернон Мур и бортинженер Гарольд Рипслингер — отправились за помощью. Но помощи оставшиеся летчики так и не дождались. Все члены экипажа умерли в течение последующих трех дней.

После обнаружения тел пятерых летчиков с «Леди Би Гуд» поиски развернулись с новой силой. 12 мая 1960 года в 34 километрах к северо-западу от места нахождения останков пяти членов экипажа было обнаружено тело Гая Шелли, а 17 мая в 42 километрах к северу от Шелли были найдены останки Гарольда Рипслингера.

Тело Вернона Мура так и не было найдено. Правда, вспомнили о сообщении британского патруля 1953 года, который как раз в этом районе наткнулся на истлевшее до костей тело человека, при котором не было никаких документов. Останки сфотографировали и похоронили. По снимку скелета с уверенностью опознать его оказалось невозможно.

Но документов при Муре действительно быть не могло — они остались с первыми пятью членами экипажа. В августе 1960 года нефтедобытчики из «Бритиш Петролиум» наткнулись в пустыне на тело Джона Воравки — того самого, который не присоединился к остальным после приземления с парашютом.

Оказалось, что у него не раскрылся парашют и он погиб сразу от удара о землю; получается, ему повезло больше всех. Присланная за телом команда военно-воздушных сил обнаружила всего в 800 метрах от тела Воравки место сбора остальных членов экипажа, которое узнали по выброшенным парашютным стропам и высотному снаряжению.

То, что члены экипажа «Леди Би Гуд» продержались неделю в таких условиях (температура воздуха, по записям в дневнике Роберта Тонера, достигала 55 градусов), имея всего пол-фляжки воды на всех, и прошли такое расстояние, пример невероятного мужества и силы воли.

Когда «Леди Би Гуд» нашли, но судьба ее экипажа еще была неизвестна, эксперты говорили, что люди должны были способны прожить максимум три дня и пройти по пустыне всего 40-50 километров.

После прекращения поисков экипажа «Леди Би Гуд» остался в пустыне. С него сняли двигатели для изучения в компании McDonnell-Douglas (позднее переданы в национальный музей Военно-воздушных сил США, на фото ниже), часть оборудования и деталей использовали на других самолетах. Остальное растаскивали на сувениры нефтедобытчики и местные жители.

Только в 1994 году всё, что осталось от самолета, было перевезено для хранения на ливийскую военную базу в Тобруке, где и находится по сей день.

Экипаж самолёта:
1-й лейтенант Уильям Хаттон (William J. Hatton ) — пилот; 2-й лейтенант Роберт Тонер (Robert F. Toner) — второй пилот; 2-й лейтенант Дипи Хэйс (D.P. Hays) — штурман; 2-й лейтенант Джон Воравка (John S.

Woravka) — бомбардир; техник-сержант Гарольд Рипслингер (Harold J. Ripslinger) — бортинженер; техник-сержант Роберт ЛаМотт (Robert E. LaMotte) — радист; старший сержант Гай Шелли (Guy E. Shelly) — стрелок; старший сержант Вернон Мур (Vernon L.

Moore) — стрелок; старший сержант Самюэль Адамс (Samuel E. Adams) — стрелок.

Источник: http://wi-ki.ru/wiki/Consolidated_B-24_Liberator

Consolidated B-24 Liberator ????²

Консолидэйтед B-24 «Либерейтор»[1] (англ. Consolidated B-24 Liberator) — американский тяжёлый бомбардировщик времён Второй мировой войны, разработан фирмой «Консолидейтед» (Consolidated). Самый массовый бомбардировщик в истории авиации. Активно использовался на европейском театре военных действий

.

30 марта 1939 г. был заключён контракт с Армией США. Опытный образец совершил первый полёт 29 декабря 1939 г

.

Обычный по конструкции фюзеляж имел высоту, позволявшую оборудовать бомбовый отсек с вертикальной укладкой до 3629 кг бомб. Во время нанесения бомбового удара при открытии люков створки по роликовым направляющим втягивались внутрь фюзеляжа.

Такая конструкция имела меньшее лобовое сопротивление по сравнению с обычными бомболюками.

Самолёт имел трёхопорное убирающееся шасси с носовой стойкой, а силовая установка включала четыре двигателя Пратт-Уитни R-1830-33 Твин Восп (Pratt & Whitney R-1830-33 Twin Wasp

).

История создания

Разработка B-24 началась по заказу военно-воздушных сил США в 1938 году. Данная разработка входила в общую программу по расширению промышленного потенциала США для нужд ВВС.

В январе 1939 года от ВВС был официально оформлен заказ (спецификация C-212) на создание проекта бомбардировщика, который бы превосходил B-17 по всем основным характеристикам: дальность и скорость полёта, вооружение

.

Контракт на создание прототипа был подписан в марте 1939, с обязательным условием, что прототип будет полностью готов ещё до конца года. Создание прототипа было довольно просто на уровне концепции, однако на практике работы оказались трудоёмкими

.

В сравнении с уже существующим B-17 разрабатываемый самолёт был короче и площадь крыльев меньше на 25 %. В то же время длина крыла была больше. Вместо 9-цилиндровых двигателей Райт R-1820 на прототипе применялись 14-цилиндровые двигатели Пратт-Уитни R-1830 мощностью в 1000 лошадиных сил.

Прототип имел взлётный вес 32 тонны, что являлось одним из лучших показателей своего времени. В разработке был применён ряд новых для американской авиапромышленности решений. В частности, впервые применялось трёхстоечное шасси, аэродинамическая схема Дэвиса (расположение крыльев аналогичное летающим лодкам).

Характерной особенностью стало и наличие достаточно длинного хвоста самолёта

.

Стендовые испытания в аэродинамической трубе показали, что самолёт обладает высокими летными характеристиками

.

Готовый прототип, получивший маркировку XB-24 поднялся в воздух 29 декабря 1939 года. Вслед за ним, в 1940 году были изготовлены ещё 7 самолётов уже под маркировкой YB-24. Это стало подготовкой к началу серийного производства

.

Первоначальный заказ на серийные самолёты составлял 36 штук для ВВС США, 120 для французских ВВС и 164 для ВВС Великобритании. Почти все первые построенные самолёты были поставлены в Англию, включая и те машины, что не были переданы Франции в связи с её капитуляцией в 1940 году

.

Известное название «Либерейтор» изначально было дано англичанами, но оно так же прижилось и в Америке и позднее стало официальным именем данного типа самолётов

.

Модификации самолёта

Модель

Описание

Изготовлено

Для ВВС США

Для ВМС США

XB-24 (Модель 32) Разработан в 1938 году, как улучшение B-17, по заказу ВВС США. Первый прототип будущего бомбардировщика B-24. Поднялся в воздух в декабре 1939 года. 1
YB-24/LB-30A Предсерийная версия самолёта. Шесть экземпляров под маркировкой LB-30A были отправлены в Англию. 6
B-24 Предсерийная версия самолёта на базе XB-24. По сравнению с прототипом внесён ряд незначительных изменений в конструкцию. В войска данные машины не поступали и использовались исключительно в испытательных целях. 7
B-24A/LB-30B B-24A был первой серийной версией B-24. По сравнению с прототипом была несколько улучшена аэродинамика. Некоторые машины поставлялись в Англию под маркировкой (LB-30B). Всего изготовлено 38 B-24 для США, 20 LB-30B для Королевских Воздушных Сил. 58
XB-24B По причине того, что исходный прототип XB-24 не достигал положенной по проекту максимальной скорости, моторы Пратт и Уитней R-1830-33 мощностью 1000 лошадиных сил были заменены на R-1830-41 с турбо-нагнетателем, мощность которых составляла 1200 лошадиных сил. Данное изменение позволило увеличить максимальную скорость на 59 км/ч по сравнению с исходным вариантом. 1
B-24C Является переделанным вариантом B-24A, использующим форсированные двигатели R-1830-41. Дополнительно были изменены обтекатели. Место заднего стрелка было улучшено путём установки новой турели с пулемётом калибра 12, 7 мм. Так же одна турель была добавлена в передней части фюзеляжа. 9 переделано
B-24D Первый тип B-24 выпущенный действительно крупной серией. Производился с 1940 года по 1942. На самолёт устанавливались форсированные двигатели R-1830-43. Нижняя турельная установка была заменена на выносную турель шарового типа. 2696
B-24E Незначительно изменённая версия B-24D. Изменения коснулись в первую очередь двигателей: установлены движки модели R-1830-65. В отличие от B-24D нижняя турельная установка была утоплена в фюзеляже самолёта. Данная модификация ВВС США применялась, преимущественно, для для тренировочных полётов и испытания различных технологических решений. 801
XB-24F Прототип изготовленный для проверки системы борьбы с обледенением. 1 переделан(B-24D)
B-24G Установлена новая шаровая турельная установка. Три пулемёта калибра 12, 7 мм в носовой части самолёта. Все машины данной серии были изготовлены в 1942 году. 25
B-24G-1 Модификация отличалась установленной носовой турелью, вмонтированной вместо трёх пулемётов. 405
B-24H Поскольку основным уязвимым местом B-24 была передняя полусфера самолёт получил усиленную носовую турель Эмерсона вариант A-6.
Компоновка самолёта была несколько пересмотрена для обеспечения возможности установки требуемой турели. Задний стрелок получил лучший обзор за счёт увеличения площади остекления. Так же была смещена позиция верхнего стрелка для уменьшения вероятности его поражения в ходе воздушного боя.
Всего в конструкцию самолёта внесено более пятидесяти изменений.
3100
B-24J В целом, модификация мало чем отличалась от B-24H. Изменения коснулись оборудования: установлен новый автопилот и новый бомбовый прицел. 6678
XB-24K Экспериментальный вариант самолёт с внесёнными изменениями в конструкцию фюзеляжа. Данный вариант обладал лучшей устойчивостью в полёте, чем иные версия B-24. Однако изменение конструкции самолёта было слишком дорого и требовало временных затрат, потому версия в серию не пошла. 1 переделан(B-24D)
B-24L Несколько облегчённая версия B-24J. Нижняя выносная шаровая турель заменена на вмонтированную в пол турель с двумя пулемётами калибра 12, 7 мм. Так же изменён тип задней турели: вместо A-6B устанавливалась M-6A.Некоторые поздние машины серии вообще не имели задней турели. Однако по прибытию в войска они устанавливались в полевых условиях силами технических служб. 1667
B-24M Версия основанная на B-24L. Турель в хвосте самолёта заменена на более лёгкую. За счёт внесения некоторых незначительных изменений в конструкцию увеличен обзор для стрелков.
Последняя крупносерийная модификация B-24.
2593
XB-24N Модификация B-24J с изменённым хвостовым оперением. Так же установлены улучшенные варианты хвостовой и носовой турелей. Пока данная модификация самолёта проходила все стадии разработки и сборки Вторая Мировая уже закончилась и в этом самолёте отпала всякая необходимость. 1
YB-24N Предсерийная модификация XB-24N, предназначавшаяся для отработки различных технических вопросов. 7
XB-24P Модифицированная версия B-24D, выпущенная специально для тестирования систем управления огнём. 1 переделан(B-24D)
XB-24Q Модификация B-24L, использующая для наведения хвостовых турелей радарную систему. 1 переделан(B-24L)
XB-41 Поскольку на ранних этапах войны при проведении бомбардировок в глубине вражеской территории бомбардировщики не имели истребительного прикрытия, было решено провести испытания тяжело вооружённого самолёта основной задачей которого являлось прикрытие групп бомбардировщиков. Данная модель B-24 вооружалась четырнадцатью пулемётами калибра 12, 7 мм. Машина было создана в 1942 году. Испытания начались в 1943 году. Их результаты оказались неутешительными, в результате чего все работы над проектом были сразу же свёрнуты. 1 переделан(B-24D)
C-87 «Либерэйтор Экспресс» Транспортный вариант B-24 рас рассчитанный на перевозку двадцати пассажиров.
Были разработаны три модификации:

  • C-87A: Установлены двигатели R-1830-45 вместо −43. Самолёт предназначался для перевозки VIP пассажиров. Число мест в салоне:16;
  • C-87B: Сильно вооружённый военный транспорт. Дальше уровня проекта данная модификация не пошла;
  • C-87C: Американское официальное классификационное название модели RY-3.
287
XC-109/C-109 Летающий танкер со специальным оборудованием для предотвращения воспламенения топлива. ???
XF-7 Разведывательная модификация самолёта. Самолёт оснащался фотоаппаратурой. Базовой моделью являлся B-24D. ???
F-7 Разведывательная модификация самолёта. Самолёт оснащался фотоаппаратурой. Базовой моделью являлся B-24H. ???
F-7A Разведывательная модификация самолёта. Самолёт оснащался фотоаппаратурой (три камеры в носовой части самолёта, три — в бомбовом отсеке). Базовой моделью являлся B-24J. ???
F-7B Разведывательная модификация самолёта. Самолёт оснащался фотоаппаратурой (шесть камер в бомбовом отсеке). Базовой моделью являлся B-24J. ???
BQ-8 Модификация на базе B-24D, B-24J. Самолёт представлял собой радиоуправляемую летающую бомбу. Разрабатывался для атак на острова Японии. ???
PB4Y-1 B-24D с отличной от базового варианта носовой турелью. Эта же маркировка в дальнейшем применялась и в отношении всех машин на базе G, J, L и M вариантов, сделанных для ВМС. ???
PB4Y-1P Самолёт фоторазведки. Переделанный вариант PB4Y-1. ???
PB4Y-2 Privateer Патрульный бомбардировщик дальнего радиуса действия. ???
P5Y Двухмоторная патрульная версия PB4Y-1. Создан только проект. 0
RY-1 Морской вариант C-87A. ???
RY-2 Морской вариант C-87. ???
RY-3 Транспортный вариант PB4Y-2. ???

Боевое применение

Основная статья: Стратегические бомбардировки в период Второй мировой войны

Поставлялся в следующие страны

:

Тактико-технические характеристики (B-24J)

Технические характеристики

Лётные характеристики

B-24M-1FO (44-50443), над Германией 19 марта 1945 г.

Вооружение

Примечания

Источник: https://academic2.ru/consolidated%20b%2024%20liberator_21101947

Consolidated Liberator I — Consolidated Liberator I

Consolidated Liberator я был имя службы из первых Consolidated B-24 Liberator четыре бомбардировщиков , чтобы увидеть использование с Королевских ВВС (RAF).

Небольшое количество B-24s были приобретены для RAF , но оценка показала , что они не были пригодны для использования в Европе. Они были , однако , подходят для большой дальности морской разведки и были введены в эксплуатацию с RAF Coastal Command .

История службы

В августе 1939 года Соединенные Штаты Army Air Corps (USAAC) заказал 38 примеров Consolidated B-24A . Из этого порядка 20 самолетов (серийные номера 40-2349 до 40-2368) были выпущены для прямой покупки РФС , где было дано имя службы Освободитель B.Mk.I (от «Bomber Mark 1»).

Двадцать Освободитель B.Mk.I были доставлены в РФС , начиная с середины 1941 года и получили серийные номера AM910 к AM929 .

После периода тестирования на самолете и вооружение Экспериментального создании (A & AEE) на RAF Boscombe Даун , Англия, она была признана непригодной для боя в Европе.

Среди недостатков , приведенных было отсутствием самоуплотняющихся топливных баков, плохого защитного вооружения и общего отсутствия боевой готовности.

Большая дальность и тяжелая нагрузка бомбы , однако, сделали Освободитель естественным выбора для RAF Coastal Command (CC) для использования в дальних морских патрулях против подлодки угрозы.

Двенадцать самолетов были отправлены в шотландской авиацию в Прествик , Шотландии для широкого преобразования для удовлетворения Warfare противолодочной роли , и они были переименованы освободитель GR.Mk.I — в положение «GR» для «General рекогносцировки».

Конверсионного добавление воздуха к поверхности сосуда радар (ASV) и пачку четырех вперед стрельбы 20 мм Hispano пушки под бомбоотсека вперед.

Некоторые самолеты были дополнительно модифицированы с парой крыльев окурка на фюзеляже под каждым крылом , который нес восемь 3 дюйма (76 мм) «60 фунт» ракеты вместе с установкой Leigh света под правым крылом.

Вся серия освободитель GR.Mk.Is была назначена на 15 групп Coastal Command с реформированием No. 120 — й эскадрильей RAF в июне 1941 года и продолжалась в эксплуатации до декабря 1943 г. За это время они составляли пять подводных лодок подтвердили потоплены и четыре повреждены.

С окончанием войны, освободителям в прибрежной командованию были заменены , возможно , уступает морской патрульный вариант Авро Ланкастер , в GR Mk 3.

Самолет

Liberator Mk. 1 AM910 . Антенна для его ASV радара установлены на верхней части фюзеляжа. Вперед половина бомб бухты запечатан и блистерная, содержащий четыре 20мм пушки, установлен под ним (июль 1941)

Все самолеты были доставлены с марта по май 1941 года, AM911 , AM914 и AM922 были «Unmodified тренер команды». Три Освободителей были первоначально преобразованы в освободителе C.Mk.I (для «грузового») грузовых: ( AM915 , AM918 , AM920 ) и используются на трансатлантическом для возвращения самолета паром пилотов в Канаду, а также приоритетные поставки в Великобританию. Когда Освободитель GR.Is были изъяты из № 120 — й эскадрильи, сменяясь с последующими знаками, оставшиеся самолеты были преобразованы в освободителю C.Is.

AM910 был использован для оценки освободителя B.Mk.I для RAF в июле / августе 1941 года в A & AEE. Затем он был использован для тестирования РЛС Освободитель GR.Mk.I AXV и 20 мм пушки установки и преобразуется в Освободитель GR.Mk.I назначаются на 120 — й эскадрильи 5 -го сентября 1941 г.

В апреле 1942 года он разбился при посадке в RAF Nutts Угловой . AM911 был преобразован в освободителю GR.Mk.I и назначен на 120 — й эскадрильи 19 июня 1941 неизмененной для использования в качестве учебного тренера пилот / экипажа.

В октябре 1941 года он был возвращен в шотландской авиации для транспортных модификаций для перевозки пассажиров и почты только. С 23 мая 1943 года ходовая часть рухнула на RAF Гибралтар и был списан.

В то время как приложенные к самолету и вооружение Экспериментального созданию , AM912 был поврежден при посадке на 16 мая 1941 года и не отремонтированный. После определенного периода времени при оперативной подготовке блок AM913 был преобразован в освободителю стандарта GR.Mk.

I и назначен на 120 — й эскадрильи. 29 января 1943 г. он упал из — за потери двух двигателей (номер 3 и 4) на подходе к RAF Talbenny в конце полета из Африки. Среди 11 убитых был бригадный Вивиан Дамбы .

AM914 был использован в качестве оперативной подготовки блока до перехода к освободителю GR.Mk.I и назначен на 120 — й эскадрильи , назначенного в качестве учебного пилот / команды тренера.

В октябре 1941 года он был возвращен в шотландской авиации для транспортных модификаций — пассажиров и только почта — не установлена дверь багажника и переименованы освободителю C.Mk.I. В июне 1942 года он был переведен в 1425 Flt. , После войны он был SOC ( вычеркнут Charge ) Канада.
AM915 был преобразован в освободителю C.Mk.

I и назначен Ferry Command RAF. С 1 сентября 1941 года он прилетел в Achinoan Хилл недалеко Кампбелттаун , Аргайл , Шотландия, погибли десять членов экипажа и пассажиров.

  • AM916 (например , 40-2355) з / п 7 превращают в освободителю GR.Mk.I и назначен на 120 — й эскадрильи. С 5 апреля 1942 года во время операции мирмидона , она занималась в бою с тремя Junkers Ju 88s в течение более получаса. С июня — июля 1942 года он был откомандирован на Ближний Восток (120 / P AM919). После войны он был продан.

AM917 был преобразован в освободителю GR.Mk.I и назначен на 120 — й эскадрильи. С 16 августа 42, атакован и поврежден U-89 и 19 августа 1942 года атаковали и повредили U-653 во время сопровождения конвоя SL 118.

U-653 был серьезно поврежден и пришлось хромать обратно на базу, достигнув Брест, Франция 30 августа 1942. AM917 нападению , но не повреждают U-386 к юго — западу от Исландии.

После войны он был вычеркнут Charge в марте 1947 года

  • AM918 (например , 40-2357) з / п 9 превращают в освободителю C.Mk.I и назначен на Ferry Command RAF. Назначена BOAC с регистрацией G-AGDR .

    • Май 1941 доставлен в Англию Ferry Command (Pilot: W / C Джон Фрэнсис).
    • 24-25 января 1942, AM918 с ЗАГСа G-AGDR полетела безостановочно из Hurn в Каир. Однако на обратном пути, он был сбит по ошибке Спитфайр над Манша недалеко от Плимута на 15 февраля 1943 года девять погибли.
  • AM919 (например , 40-2358) з / п 10 был преобразован в освободителю GR.Mk.I и назначен на 120 — й эскадрильи.

    • Июнь — июль 1942, отдельностоящий на Ближний Восток (120 / L AM916). В то время как сопровождая конвой SC 130 в Северной Атлантике 20 мая 1943, атаковали и потопили U-258 с глубинными бомбами. С 18 июня 1943 года, ходовая часть рухнула на посадку в Рейкьявике , Исландия и самолет был спасен для запасных частей.
  • AM920 (например , 40-2359) з / п 11 был преобразован в освободителю C.Mk.I и назначен на Ferry Command RAF. Назначена BOAC с регистрацией G-AHYB. С 10 февраля 1946 года он завершил 2000 — й трансатлантического перехода британской заморской Airways Корпорации Она прошла во Францию , как F-VNNP и стал личным транспортом из Индокитая император Бао Дай .
  • AM921 (например , 40-2360) з / п 12 был преобразован в освободителю GR.Mk.I и назначен на 120 — й эскадрильи.

    • 8 декабря 1941, атаковали и потопили U-254 в Северной Атлантике к юго-востоку от мыса Прощай, Гренландии, в приблизительном положении 55 ° 00'N, 40 ° 00'з.д (U-Boat Капитан Ганс Gilardone).
    • 16 октября 1942, напали U-258 во время сопровождения конвоя SC 104 .
    • 8 декабря 1942, атаковали и потопили U-611 в Северной Атлантике к юго-востоку от мыса Прощания, в то время как на конвой сопровождения HX 217.
    • 9 января 1943, двигатель загорелся в воздухе и разбился при посадке в Рейкьявике, Исландия.
  • AM922 (например , 40-2361) з / п 13 был преобразован в освободителю GR.Mk.I и назначены группы 15 (CC) / 120 — й эскадрильи в качестве немодифицированного пилот — сигнала / экипажа учебного тренера.

    • Октябрь 1941, вернулся в шотландской авиации для транспортных модификаций — пассажиров и почты только — не установлен грузовой двери и переименованы освободителю C.Mk.I.
    • 7 января 1942, переведен на Нет 1425 (Transport) Flight — Поглощенная RAF 511 Sq (транспорт) , когда рейс был создан.
    • 7 сентября 1944 года, помещен в хранилище.
    • Июнь 1947, спасенные.
  • AM923 (например , 40-2362) з / п 14 был преобразован в освободителю GR.Mk.I и назначены группы 15 (CC) / 120 эскадрилья с Squadron кодекса: ОН самолета В.

    • 27 мая 1941, искал линкор Bismarck во время доставки полета (пилот капитан белый).
    • Декабрь 1943, спасенные.
  • AM924 (например , 40-2363) з / п 15 был преобразован в освободителю GR.Mk.I и назначен на 15 группы (CC) / 120 Squadron с эскадры кодекса: «Donald Duck» OH самолет D

    • Октября 1941 атакован Fw 200 Condor
    • 5 апреля 1942, нападению и топливный бак поврежден в результате флоат плоскости Арадо при сопровождении Convoy Скиппера вблизи 43 ° 36 'с.ш., 02 ° 07'W (Пилот: Р / О Секорд).
    • 11 января 1942, командует Питер Канди на вылете в Бискайском заливе напали на немецкую посыльным: Эльза Essberger и U-373 , который был в то время наряду с немецким кораблем. С 28 мая 1942 года он был атакован и сбит три Messerschmitt Bf 109 Es 9 / JG1 к югу от Лофотенских островов , Северной Норвегии.
  • AM925 (например , 40-2364) з / п 16 был преобразован в освободителю GR.Mk.I и назначены группы 15 (CC) / 120 эскадрилья с Squadron кодекса: ОН самолетов Х.

    • 6 февраля 1942, в то время как сопровождая Convoy SC 118 , заставляет U-262 , U-267 , U-438 , U-456 и U-609 , чтобы разорвать атаки (Пилот: S / L Isted).
    • 18 февраля 1942, разбился на взлете: RAF Nutts Corner, Белфаст Северная Ирландия.
  • AM926 (например , 40-2365) з / п 17 был преобразован в освободителю GR.Mk.I и назначены группы 15 (CC) / 120 эскадрилья

    • 10 декабря 1941, влетела в горы , на пароме полета: Дайс-Nutts Corner, Ochil Hills рядом Alva, Клакманнаншир .
  • AM927 (например , 40-2366) з / п 18 был назначен в Альбукерке, Нью — Мексико, для подготовки экипажей в Eagle Nest Flight Training Center, в ведении Трансконтинентал & Western Airlines (TWA) .

    • 24 июля 1941, разбился на посадку — тормоза отказа правого / шасси и носовое шасси разрушилось
    • Спасенных и перестроен Consolidated осенью 1941 прототип конфигурации XC-87 — используется Consolidated для выполнения необходимых деталей между заводами, а также корпоративный транспорт.
    • 14 февраля 1945, AM927 был «коротким» носовые В-24A удален и имел носовой от RY-3 установлен. В это время, самолет также имел PBY-силовые установки, силовые типа (брандмауэр вперед) установлено, чтобы сделать элементы в моторном отсеке взаимозаменяемыми с самолетом все еще производится. (Зарегистрировано в NL24927 , 1 апреля 1947).
    • 10 ноября 1948 года, было продано Consolidated к Continental Can Company . Самолет был оснащен постелей и кресла для отдыха и использовался для перевозки руководителей компании из своей базы в Морристаун, штат Нью — Джерси (Registered N1503).
    • 14 апреля 1959, продан Pemex , мексиканской нефтяной компании. Они использовали самолеты не только в качестве исполнительного транспорта, но возить барабаны нефти с места на место. (Зарегистрировано как XC-CAY , ноябрь 1959 г.).
    • Май 1968, продан ВВС конфедератов , первоначально зарегистрированный N12905 , в настоящее время N24927 .
  • AM928 (например , 40-2367) з / п 19 был преобразован в освободителю GR.Mk.I и назначены группы 15 (CC) / 120 эскадрилья с Squadron кодекса: ОН самолета А.

    • 27 мая 1942, перекус посадки и ударил песчаные дюны: STORNOWAY , Соединенное Королевство.
  • AM929 (например , 40-2368) з / п 20 был преобразован в освободителю GR.Mk.I и назначен на 120 — й эскадрильи. Эскадрилья код ОН-Н.

    • 12 октября 1942, атакован и потоплен U-597 к юго — западу от Исландии во время сопровождения конвоя ONS 136. Три дня спустя он напал на U-615 и U-437 во время сопровождения конвоя SC 104 . 5 ноября 1942 года нападению и повреждены U-132 при сопровождении конвоя SC 107 . В то время как сопровождая Convoy HX 217, 7 декабря 1942 он вынужден четыре подводные лодки ( U-135 , U-251 , U-461 и U-439 ) , чтобы прекращаться атаки. С 24 июня 1943 года, сопровождая конвой ONS 11, он атакован и потоплен U-200 с 2 глубинными бомбами юго-западу от Исландии. 17 октября 1943 года, атаковали и потопили U-540 , а на конвой сопровождения ONS 206 (общий умерщвление с BZ712 59 Sqdn к востоку от мыса Прощай, Гренландии).
    • Переустроенные в освободителю C.Mk.I и назначен на 231-й эскадрильи.
    • Апрель 1945, потерял (убийство двух), когда двигатель загорелся вскоре после взлета.

Технические характеристики (Освободитель GR.Mk.I)

  • Данные из
  • Общие характеристики
  • Спектакль
  • вооружение

Смотрите также

Рекомендации

Заметки

Список используемой литературы

  • Бердсолл, Стив. B-24 Liberator в действии . Carrollton, Техас: Squadron / Signal Publications, 1975. ISBN  0-89747-020-6 .
  • Синий, Al. Иллюстрированная История бомбардировщика B24 — освободитель . Нью — Йорк: Simon & Schuster, 1985. ISBN  0-684-14508-1 .
  • Франки, Норман. Поиск, Найти и убить . Лондон: Grub Street, 1995. ISBN  1-898697-35-3 .
  • О'Лири, Майкл. Consolidated B-24 Liberator: Производственная линия для Фронтлайн . Botley, Великобритания: Osprey Publishing, 2002. ISBN  1-84176-023-4 .
  • Pearcy, Артур. Ленд-лиз самолетов во время Второй мировой войны: Эксплуатационная история . Сент — Пол, штат Миннесота: MBI Publishing Company LLC, 1996. ISBN  0-7603-0259-6 .
  • RAF Нет 120 Sqdn. Записи . Лондон: Официальные документы Crown, 1940-1946.
  • Webmail Re: В-24 / PB4Y / Освободитель я AM911, AM914 и AM922.

внешняя ссылка

Источник: https://ru.qwe.wiki/wiki/Consolidated_Liberator_I

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector