Гусарские мундиры: голубые, красные, черные, военные, парадные

На этой странице будет рассмотрено обмундирование гусар до 1815 года.

Гусарские мундиры: голубые, красные, черные, военные, парадные

Гусарские мундиры: голубые, красные, черные, военные, парадные Например:
Доломан гусарский на 1815 год.Точная копия. Пошит мною 20 лет назад на открытие музея при Храме Христа Спасителя (Сайт музея ).

Гусарские мундиры: голубые, красные, черные, военные, парадные
А вот начало его описания с подлинника из моей личной «волшебной» тетради:

Гусарские мундиры: голубые, красные, черные, военные, парадные

Продолжение описания подлинного доломана тут..

————————————————————————-
Реконструкция моей работы над комплектом Алексанндрийских гусар можно в полном объеме посмотреть тут: Александрийские гусары начала 19 в. Реконструкция.Подлинники.
некоторые фото:
чикчиры
Гусарские мундиры: голубые, красные, черные, военные, парадные

Доломан:

Гусарские мундиры: голубые, красные, черные, военные, парадные

ментик

Гусарские мундиры: голубые, красные, черные, военные, парадные

——————————————————————

Гусарские мундиры: голубые, красные, черные, военные, парадные

Гусарские мундиры: голубые, красные, черные, военные, парадные

Гусарские мундиры: голубые, красные, черные, военные, парадные

Доломан Изюмского гусарского полка из собрания Бородинского поля:

На нем имеется разрез, закрепленный реставратором по шву левого рукава и обозначенный черными лентами. Тем не менее, подчеркнем, что ленты (не лента) были поставлены после проведения реставрационных работ в 90-е гг., чтобы обозначить место ранения владельца доломана. 

Ист: соц.сети

Подлинник гусарского мундира и чакчир, прошедшие через руки «реставраторов»

 Гусарская униформа в 1812 году значительно отличалась от униформ других родов кавалерии свои видом. Ее столь значительное отличие объясняется происхождением этого рода легкой кавалерии. Гусары появились в Русской Армии в середине XVIII века. В то время гусарами были выходцы из Сербии, Венгрии. …

 Чакчиры (чикчиры). Гусарские штаны прямого покроя со штрипками внизу. Заправляются в ботики. Цвет чакчир различный в каждом полку. … Рейтузы надевались поверх ботиков. Гусарские чакчиры стоили дорого, от седла быстро вытирались и рвались, в ненастную погоду быстро намокали и грязнились от земли, летящей из под передних ног коня. Рейтузы спасали положение

—————————————————————————————————-

Из истории гусарских полков:

«Обмундирование кавалерии Отечественной войны 1812 года.

Источник: https://lebedinajpesnja1.blogspot.com/2013/03/19.html

Какого цвета были мундиры у гусаров во время войны 1812? Был ли среди этих цветов голубой?

Mare Muerte Мыслитель (7175) 8 лет назад К началу 1812 года в России имелось одинадцать армейских гусарских полков (каждый состоял из двух батальонов по 5 эскадронов) и один гвардейский (пятиэскадронный) . В последние дни 1812 года был сформирован гусарский полк, переименованный из Иркутского драгунского.

Русский гусарский мундир 1812 г. имел много деталей, заимствованных из венгерской национальной одежды: короткую (до талии) суконную куртку со стоячим воротником — доломан, поверх которого надевалась еще одна куртка — ментия или ментик, узкие рейтузы — чикчиры и короткие сапожки — ботики, украшенные черной шерстяной кисточкой.

Вокруг пояса гусар носил кушак, представлявший собой сетку из шнуров с перехватами — гомбами. Черный, обшитый кожей кивер, такой же, как в пехоте, украшался белым султаном, шнурами (этишкетами) и репейком. Кокарда делалась в виде круглой розетки из черной ленты с оранжевыми каймами и с металлической петлицей по цвету пуговиц.

В лейб-гусарском полку на кивере был герб в виде двуглавого орла из красной меди. Подбородный ремень кивера покрывался плоской металлической чешуей. Доломан, ментик и чикчиры были расшиты шнурами и тесьмой.

На груди доломана и ментика нашивались 15 поперечных рядов двойных шнуров с тремя рядами выпуклых пуговиц, из которых центральный находился на правом борте, а два другие — при углах шнуров, уложенных завитками. Ментик обшивался белым (в гвардейском полку черным) бараньим мехом. Но это правило соблюдалось не всегда.

В походе гусары носили навыпуск серые суконные рейтузы, которые были с внутренней стороны обшиты черной кожей и по наружным швам имели по 18 пуговиц, обтянутых серым сукном. Для укрытия от непогоды гусары имели широкие серые плащи со стоячим воротником, застегивавшимся на одну пуговицу (у гвардейцев плащи имели воротники в виде шали) .

Гусарские мундиры: голубые, красные, черные, военные, парадные

Гусарские полки различались между собой цветом деталей обмундирования и снаряжения, металлического прибора, шнуров и других деталей

Какими были мундиры — вот, смотрите:

Гусарские мундиры: голубые, красные, черные, военные, парадные Гусарские мундиры: голубые, красные, черные, военные, парадные Гусарские мундиры: голубые, красные, черные, военные, парадные

1. Лейб-гвардии Гусарский; 2. Александрийский; 3. Ахтырский;

Гусарские мундиры: голубые, красные, черные, военные, парадные Гусарские мундиры: голубые, красные, черные, военные, парадные Гусарские мундиры: голубые, красные, черные, военные, парадные4. Белоруский; 5. Гродненский; 6. Елисаветградский;

Гусарские мундиры: голубые, красные, черные, военные, парадные Гусарские мундиры: голубые, красные, черные, военные, парадные Гусарские мундиры: голубые, красные, черные, военные, парадные7. Изюмский; 8. Лубенский; 9. Мариупольский; Мундиры других гусарских полков —

ЗДЕСЬ

Подробнее:

http://polygonv.narod.ru/vp-kl1812/322000.htm

http://www.kulichki.com/gusary/istoriya/uniform/statya1988/ [ссылка заблокирована по решению администрации проекта] ealot.h1.ru/history/rushist/uniformacaval.html Кстати:

Отличить русского гусара от французского было непросто — формы очень схожи. Поэтому в войну случались разные казусы. Например, крестьяне нападали на своих же гусар, принимая их за неприятеля. И однажды даже проткнули штыком офицера. А французы чужих гусар не раз принимали за своих. )

Источник: https://otvet.mail.ru/question/70637648

“Гусарская баллада”(1962): ошибки, легенды и дальтонизм

?

Гусарские мундиры: голубые, красные, черные, военные, парадныеСкоро очередная годовщина Бородинской битвы (7 сентября 1812 года по новому стилю), поэтомудавайте посмотрим на костюмы в прекрасном фильме Эльдара Рязанова “Гусарская баллада” (1962).

Военных историков хлебом не корми дай пафосно и самоуверенно покритиковать кино о войне. “Гусарской балладе”, при всей любви к ней зрителей, достаётся не меньше. Дескать, и мундиры неправильные, и ордена не те и висят неправильно, оружие не того времени, пушки стреляют без отдачи, анахронизмы в званиях — в общем, ляп на ляпе и ляпом погоняет.

Одни говорят об ошибках “костюмеров”, другие, отмечая, что мундиры хороши, безапелляционно говорят, что это были музейные образцы или что кто-то помогал “костюмерам”.

В общем, что-то нам  даже стало немного обидно за Ольгу Семеновну Кручинину, которая вовсе не “костюмер”, а выдающийся художник по костюмам.

С которым “Гусарской балладе”, безусловно, очень повезло

Мундир Шурочки Азаровой

Гусарские мундиры: голубые, красные, черные, военные, парадные— Александра и Дмитрий.Шурочка (Лариса Голубкина) надевает на маскарад гусарский мундир: ментик и доломан у нее серые, воротник и обшлага доломана, чакчиры (рейтузы) — красные, мех на ментике серый, шнуры — белые). Поручик Ржевский довольно уверенно опознает его: “Мундир на Вас я вижу Павлоградский”. И немедленно садится в лужу. Так как на Шурочке “идеально сшитый мундир Сумского полка”. По-видимому, первым в СМИ об этом написал А. Васильев, научный сотрудник Военно-исторического архива, в своей статье “Сабля, ташка, конь гусарский” в журнале “Наука и Жизнь” в 1988 г. (№9). И с тех пор, информация об этом появляется в практически любой статье о “Гусарской балладе” или в обсуждениях.Гусарские мундиры: голубые, красные, черные, военные, парадныеГусары Сумского полка — гравюры из коллекции Эрмитажа. Offtop-1: А.Васильев считал это “оплошностью” киношников, извиняя это тем, что “историю военного костюма нигде не преподают, нет даже публикаций в журнальной периодике”. И здесь автор был прав и не прав сразу. На “Гусарской балладе” военных консультантов, возможно, и не было. Но С.Ф. Бондарчука, который снимал с 1961 г. “Войну и мир”, консультировали военные. Позднее с киношниками сотрудничал специалист по военному костюму, человек-легенда Валерий Николаевич Куликов. Он же преподавал для будущих художников по костюму в Школе-студии МХАТ.

Однако на “Гусарской балладе” художнику по костюму Ольге Семеновне Кручининой пришлось разбираться самой.

Гусарские мундиры: голубые, красные, черные, военные, парадныеО.С.Кручинина. Эскиз костюма ШурочкиО.С. Кручинина: «Консультантов по военному костюму не было, поэтому мне приходилось самой разыскивать и материалы по французской армии и по русской армии. Причем, выполнять эти костюмы тоже было очень сложно, потому что мастерские не умели их делать. Были проблемы со всем: и с материалами и с исполнением: золотое плетение, золотые или серебряные шнуры на киверах гусарских или уланских… султаны из перьев… Как красить перья? Где достать эти перья?Уж я не говорю о том, что формы головных уборов, например, французской армии, мне приходилось зимой разыскивать на складах, которые были в Голицыно. Когда-то они принадлежали Академии художеств, потом переданы в воинские части. И там они навалом лежали в этих металлических ангарах, кучами, какие чьи неизвестно. И я карабкалась по этим кучам, что вот где-то там, кажется, нужный мне головной убор. С трудом мы устанавливали форму методом многих примерок, проб”.Ошиблась ли Ольга Семеновна случайно или пошла на эту ошибку с мундиром сознательно? Нам кажется, что второе. Многие мундиры воспроизведены в фильме очень точно (обратите внимание, что даже вальтрап — попона у лошади Шурочки — сшит в точном соответствии с правилами Сумского полка, а не абы как), так что вряд ли Кручинина просто ошиблась.Тогда почему же Шурочке не подошел сине-зеленый мундир Павлоградского полка? Возможно, тогда бы не было цветового контраста между главными героями. Возможно, сочетание серо-розового Кручинина посчитала более нежным для героини. Она рассказывала о себе, что часто действовала интуитивно и решительно, а режиссеры с ней никогда не спорили.

via GIPHY

Гусарские мундиры: голубые, красные, черные, военные, парадныеГравюры гусар Павлоградского полка из коллекции Эрмитажа. Мундир Павлоградского полка: доломан темно-зеленый, ментик синий (бирюзовый), воротник и обшлага доломана синие. Мех ментика офицеров — серый мерлушковый, унтер-офицеров -черный, солдат -белый. Чакчиры зеленые. Шнуры — желтые или красные.Гусарские мундиры: голубые, красные, черные, военные, парадныеНа фото слева доломан рядового Павлоградского гусарского полка (сукно, каразея, гарусный шнур, 1809-1812 г.) из Музея Отечественной войны 1812 года. Серо-зеленое сукно выцвело почти до серого, воротник и обшлага рукавов, если приглядеться, голубые. Справа — ментик рядового этого же полка из коллекции Эрмитажа, как видим, шнуры тоже красные, а вот мех серый, да и цвет мутно-бурого цвета, а не бирюзовый.Гусарские мундиры: голубые, красные, черные, военные, парадныеДля сравнения — Николай Ростов (Олег Табаков) — юнкер Павлоградского полка в фильме “Война и мир” (1965-1967): голубой ментик, зеленый доломан с голубым воротником и обшлагами, золотые шнуры, черный мех.Обратите внимание на серые штаны Ростова. В походах гусары носили не парадные брюки (которые сильно изнашивались), а серые, с кожаными вставками с внутренней стороны.

В “Гусарской балладе” же все ведущие персонажи в парадной форме. Считать ли это оплошностью или художественным решением? Возможно, художники решили сделать фильм более красочным, водевильным, да и партизанский отряд полковника Давыда Васильева объединяет людей из разных видов войск и выглядит очень ярко и пестро. Не забываем, что мы смотрим комедию, а не кинохронику!

Гусарские мундиры: голубые, красные, черные, военные, парадныеВ пьесе А.Гладкова «Давным-давно» разношерстный отряд Васильева обозначен как “гусары, уланы, драгуны, казаки”Лариса Голубкина рассказывала в интервью, что “с радостью надела гусарский костюм. Это было счастье”.

“Меня повезли шить костюм в Театр киноактера. Там был закройщик-мужчина по фамилии Затирко. У него был такой специфический акцент. Когда он меня увидел, он сказал: «Ну что, вы попали в правильные руки. Вы знаете, кто первый костюм сшил Орловой? Я! Что с ней стало? Она стала известной актрисой. И вот я вам первый шью брюки, кто вы будете?» […]

Мне так нравилось находиться в гусарском костюме, ехать верхом на лошади, даже когда съемка заканчивалась, во второй половине дня, мы могли еще скакать на лошадях по полям и лесам в Удино”.Лариса Голубкина, “Тайны советского кино. Гусарская баллада”Гусарские мундиры: голубые, красные, черные, военные, парадные«Природа поднатужилась» для Эльдара Рязанова и создала Ларису Голубкину

Читайте также:  Ха го тип 95 - японский танк: ha go - фамилия инженера создателя подвески, тактико-технические характеристики (ттх)

Эльдар Рязанов: «Как известно, природа способна на многое. Она вообще может создать чудо. И вот специально для нашей картины, значит, природа поднатужилась и создала Ларису Голубкину»

“Тайны советского кино. Гусарская баллада”

Мундир Ржевского

«Гусары не разини… В любви им не известно слово «нет».

Поручика Дмитрия Ржевского (Юрий Яковлев) диванные эксперты по военному костюму приписывают на основании его костюма к разным полкам. Жаль, что в своей статье 1988 г. для “Науки и Жизнь” А.Васильев никак не определил его, глядишь, и разночтений бы не было.

О.С. Кручинина Эскиз костюма РжевскогоВ пьесе А. Гладкова “Давным-давно” есть фраза Ржевского “По мне, красивей голубого нет” с пометкой “Смотрит на свой мундир”. А уже через сюжетных полгода Давыд Васильев говорит Ржевскому: “Драчливость, брат, твоя Вошла в пословицу давно в полку Ахтырском”, что, значит, что Ржевский служил с Васильевом в этом полку.Поскольку Ахтырский ментик и доломан коричневого цвета, это значит, что либо у Ржевского разнообразная армейская история и он послужил в разных полках, либо у Гладкова не было под рукой эксперта по гусарским мундирам, ну либо Ржевский дальтоник.

В фильме фразы Васильева нет, но остались слова Ржевского про голубой цвет, от которых, видимо, и отталкивалась Ольга Семеновна при создании его костюма.

Кстати, сам Давыд Васильев “ахтырцем” стал неслучайно: персонаж списан с Дениса Васильевича Давыдова, который там и служил в начале 1812 г.Коричнево-синий мундир «ахтырцев» на Давыде Васильеве (Валерий Денисов)Итак, что же говорят у нас в Интернете. Википедия, к примеру, противоречит сама себе.

В статье про “Гусарскую балладу” указано, что “Ржевский же носит мундир Лубенского гусарского полка”, а в статье про самого поручика , что “Мариупольского” (было на момент написания статьи, надеемся, поправят еще).

Итак, Мариупольский полк: доломан и ментик синие, воротник и обшлага доломана желтые. Мех ментика офицеров — серый мерлушковый, унтер-офицеров -черный, солдат -белый.

Пояс-кушак синий. Чакчиры синие. Ташка (сумка) синяя с желтой отделкой. Приборный металл — золото.

Украинский сайт “Анатомия армии” (http://army.armor.kiev.ua/forma/uni-gusar-3.shtml) одевает поручика в мундир Лубенского полка. Похоже, если бы не одно но. Шнуры и отделка у Ржевского не белая, а желтая, как у Мариупольского полка.“Цвет униформы мариупольцев полностью совпадал с цветом униформы лубенцев. Различие было лишь в цвете приборного металла, цвете отделки ташки и вальтрапа”. Все подходит.Правда, на гравюрах из Эрмитажа у гусаров Мариупольского полка мундир темно-синего цвета.Еще нам встретилась любопытная статья, разоблачающая ошибки в фильмах о войне 1812 г., в которой автор, известный историк-любитель Александр Подмазо утверждает, что “Ржевский одет в мундир Павлоградского гусарского полка”. Однако. Посмотрите выше на Николая Ростова, а потом на Дмитрия Ржевского. У вас есть объяснения мнению Подмазо? У нас нет.«Опять штабной? Прислали б лучше водки!»Костюмы Шурочки

У Шурочки три женских платья и один мужской костюм для верховой езды — все они замечательно ее характеризуют зрителю.

Шурочка в розовом. В документальных фильмах о картине платья Шурочки называют «пышными» и «кринолиновыми».  Может, авторам стоит посмотреть на костюмы Скарлет О`Хара в фильме «Унесенные ветром»?— Шурочка «зажигает»Два скромных повседневных платья — розовое и белое — ампирные, с высокой талией под грудью, с минимумом отделки. Они невинны, практичны, «девичьих» цветов — то, что нужно для “хорошей девочки” Шурочки: патриотки, спортсменки, красавицы. Её белое бальное платье хоть и декольтированное по моде того времени, тем не менее выглядит очень скромно. Она не должна была показаться советскому зрителю аристократкой или богатой дворянкой, модницей, которая думает о нарядах, кокеткой или, упаси боже, сексапильной (ампирная мода с глубоким декольте и полупрозрачными тонкими белыми платьями могла быть очень даже секси).— Бальное платье— Шурочка в голубомДля первого появления Шурочки Кручинина сделала ей мужской костюм для верховой езды: с высоким картузом, напоминающим кивер, серыми рейтузами под стать гусарским походным и коричневым жокейским пиджаком, который выглядел одновременно просто, стильно и современно. Белое жабо с оборками придает ее мужскому костюму более кокетливый вид. Так что глядя на нее впервые, зритель сразу понимал, какая перед ним  героиня.— О.С. Кручинина. Эскиз костюма ШурочкиШурочка — наездницаКостюмы Луизы Жермон

Французская певица Луиза Жермон (Татьяна Шмыга) эффектно выходит из кареты в коричневом бархатном пелисе с норковым воротником, кокетливой шляпке с оборками и кашемировом палантине.

Эффектный выходЗатем, скинув пелис, она предстает в травянисто-зеленом ампирном платье, сильно декольтированном, с золотой вышивкой. Другой ее наряд — закрытое черное бархатное платье с белым кружевным воротничком, украшенное цепочками и оранжевым палантином. Ее платья, очевидно, выглядят более модными, нежели наряды Шурочки и все же они элегантные и достаточно строгие. Жермон не смотрится в них легковесной или доступной кокеткой. Черное платье немного стилизовано под Возрождение и смотрится очень драматично, под стать эпизоду.Светло-зеленое платье с палантиномО.С. Кручинина. Эскиз костюма ЛуизыДраматичный черно-оранжевый: Ампир встречается с РенессансомЖенские костюмы в фильме весьма аутентичны, чего не скажешь о макияже и прическе Луизы. Для примера платья и портреты этого периода из коллекции Эрмитажа.Слева направо: Платье из кашемира, 1810-е гг. Шарф шерстяной Перв. четверть XIX в. Платье из алого шелка, 1810-е гг. Кружевной льняной шарф, перв. половина XIX в. Силуэт, оборки по подолу, длинные рукава «фонарики» — все совпадает с платьями Шурочки. Портрет неизвестного художника (на молодой женщине платье с таким же воротником, как оба платья Шурочки). Все из собрания Эрмитажа.Слева направо: Портрет Е.И. Дашковой работы Г.Ч.Стюарта 1808-1810 гг. Все из собрания Эрмитажа. Портрет неизвестного художника. Обратите внимание на прическу Е.И. Дашковой — это «каноничная» ампирная прическа, а вовсе не «хала» 1960-х гг. Татьяны Шмыга. Но, как и все почти дамы в начале XIX в., мадемуазель Жермон накидывает на плечи палантин — остромодный аксессуар.В.Л. Боровиковский: портрет М.Н.Яковлевой (1812) и портрет княгини М.И.Долгорукой (1811), — ренессансные разрезы и бархат платья, как у Жермон. Портрет гр. М.А.Орловой-Денисовой (1801) — «растрепанная» прическа, как у Шурочки.

“Гусарская баллада” и “Война и мир”: кто у кого?

На сайте Музея Кино указано, что “на съёмках фильма были использованы костюмы, пошитые для «Войны и мира»”. Это распространённое мнение упоминается во многих местах, тем обиднее встретить его на сайте Музея.

Поскольку именно Музей кино взял в свое время большое интервью у Ольги Семеновны Кручининой, в котором она говорит, что всё было ровным счетом наоборот:

“Когда уже эти костюмы были сделаны — а там очень много разновидностей и французского и русского костюма различных гусарских полков — то, когда делали “Войну и мир”, некоторые наши костюмы, уже отработанные кровью и потом, “Война и Мир” использовала как образцы: брали наш кивер и писали, таких киверов 100 штук, 200. Я перечитывала статью в журнале “Советское кино”, где Николай Александрович Иванов пишет, что после создания “Война и Мир” они помогали реквизитом и костюмами в том числе и “Гусарской балладе”. Я думаю, “Вот так да! Наоборот!” Многие мои костюмы использовали как образец. Хотя возможности материальные были не сопоставимые”.

О.С. Кручинина, интервью для Музея кино, Видео на Youtube

Кстати, не только униформа, воссозданная Кручининой для “Гусарской баллады”, использовалась на “Войне и мире”. В 4 серии в эпизоде, когда в Москве оказывается раненый Андрей Болконский, его видит одна из девушек из дома Ростовых. На ней — палантин Луизы Жермон.

Палантин с огурцами снялся в двух картинах.Мы не претендуем на высокое звание военных историков и будем рады исправить и дополнить статью, если наши читатели обнаружат какие-либо ошибки и неточности.

Отсюда

Источник: https://selyanka1.livejournal.com/227138.html

Гусарские части красной армии (часть іі)

?

Category: Потомки «бессмертных гусар»Общеизвестно, что после Октябрьского переворота в Петрограде некоторая часть кавалеристов 5-го гусарского Александрийского полка решила перейти на сторону советской власти. Однако, начиная с 1920-х годов и заканчивая нашими днями, вокруг вновь сформированной красногусарской части возникло столько мифов и легенд, что приходится только разводить руками.Летом 1917 г. александрийские гусары героически сражались на Северном фронте, героически прикрывая отход русских войск, оставлявших Ригу. Затем полк очутился в районе Пскова, где его и застал Октябрьский переворот. Большая часть полка во главе с офицерами отправилась в тыл для демобилизации.

Вольноопределяющийся 5-го гусарского Александрийского полка А.А. Петровский повествовал о демобилизации родной части следующим образом:«Командир нашего полка полковник Александр Николаевич Коленкин до конца выполнил свой долг. Раздав имущество и деньги последним солдатам, он отвёз в Петроград остатки казны и боевой штандарт полка и сдал их в штаб округа (Об этом рассказал мне П. Потоцкий, знавший Коленкина, который и обратился к нему за советом — куда сдать штандарт). Многие солдаты-гусары разъехались по домам, добрались и до Самары и на станциях жел. дорог в феврале 1918 г. можно было встретить александрийцев в черных доломанах (двух солдат-армян я встретил даже в Баладжарах под Баку)».

Следует отметить, что А.А. Петровский, по его собственному признанию, уехал из полка где-то в начале сентября 1917 г., а потому знал о демобилизации александрийцев лишь со слов своих сослуживцев. К сожалению, А.А.

Петровский не акцентирует внимания на выдаче александрийцам перед демобилизацией их парадной гусарской формы, хотя из мемуаров это и так ясно.

Последующую историю полка Петровский пересказывает по мемуарам унтер-офицера александрийца В.Д.

Крюченкина (будущего генерал-лейтенанта Советской армии), причём, делая свои предположения, совершает две грубейшие ошибки, которые сбили с толку уже не одного исследователя. Так, автор рукописной истории александрийских гусар утверждает: «Отряд пополнился добровольцами 5 кав. див.

в основном из нашего полка, в числе 550 сабель и образовал «Красно-гусарский революционный полк». Его командиром стал (избран) унт.-офицер Иванов, а помощником — один из двух оставшихся офицеров-александрийцев и служивших Родине до конца поручик Константин Ушаков».

В мемуарах Крюченкина, на которые ссылается Петровский, о «Красно-гусарском революционном полку» и том, что в его состав влились добровольцы из прочих полков 5-й кавдивизии, нет ни слова. В.Д.

Читайте также:  Нож ш-8 от производителя кизляр: отзывы, цена, аналоги, обзор

Крюченкин просто пишет, что из 5-го гусарского Александрийского полка выделился 4-й красногвардейский отряд, который вобрал в себя всех остававшихся на фронте гусар (и только их). В том числе и задержавшегося по каким-то причинам после отъезда офицеров-александрийцев поручика Ушакова.

Отряд этот сначала был переброшен в район Череповца — на борьбу с антисоветскими отрядами, а затем в Москву.

Командиры 3-й кавбригады Кочубея. Ставрополье, 1918 год. Командир справа — в красном ментике.Таким образом, А.А. Петровский, видимо, дофантазировал факт о вливании в отряд добровольцев из других полков 5-й кавалерийской дивизии. Тем более, доподлинно известно, что группа каргопольских драгун (куда входил будущий Маршал Советского Союза К.К. Рокоссовский) влилась самостоятельной частью в состав РККА.

Следующая ошибка А.А. Петровского, допущенная им при пересказе мемуаров Крюченкина, вполне возможно, сделана преднамеренно — дабы скрыть тёмное пятно на «чести полка»: «И вот этот «4 красногвард. гусарский отряд» был двинут в 1918 г.

/III под Череповец, где действовал против контрреволюционных банд. Затем отряд был отправлен весной 1918 г. на Восточный фронт, где начиналась гражданская война.

По дороге сделали остановку в Москве, где пополнили вооружение и снаряжение и получили полную гусарскую форму».

Вот это дополнение Петровского про «полную гусарскую форму» уже сбило не одного исследователя с толку. Ведь в Москве до войны располагался лишь 1-й гусарский Сумской полк, чью форму, по логике Петровского, и мог получить отряд. Но никакой формы александрийские гусары в Москве не получали.

Вот что свидетельствовал Крюченкин: «Вскоре после этого отряд направили на Восточный фронт. По дороге в район боевых действий мы сделали на три дня остановку в Москве. Пополнили боекомплекты, помылись, почистились, дали отдых лошадям — и тронулись в путь.

На пути к Оренбургу отряд встретился со взбунтовавшимися чехословаками, но мятежники пропустили нас, приняв, очевидно, за белых, ибо все мы были в гусарской форме, хотя и без царских знаков различия. В те времена хорошо одетый красногвардейский отряд был редкостью, и мы довольно удачно воспользовались нашим презентабельным видом.

В противном случае отряду вряд ли удалось бы проскользнуть сквозь вражеское окружение.Правда, когда мы прибыли на место, на какой-то разъезд в двенадцати километрах от Оренбурга, наша щёгольская униформа возымела обратное действие: красные не хотели принимать нас за своих.Отряд прибыл на разъезд, Оренбург был на осадном положении.

Начальник гарнизона Курач, он же командир сводного красногвардейского отряда города, с которым мы связались, наотрез отказался впустить нас в Оренбург. Мотивировка одна: судя по обмундированию, вы не те, за которых себя выдаете.

Наш внешний вид — гусарские доломаны, новые сёдла, сытые красивые кони — всё это огорчило членов делегации. И, вернувшись в город, они в один голос заявили Курачу: нет, отряд не красный. Что отряд действительно революционный, убедились только после телеграфного запроса в Реввоенсовет.

Сейчас эта история может показаться бюрократической канителью, а в то время излишняя предосторожность не мешала, тем более что обстановка ежечасно менялась, менялись и власти, а значит могли быть всякие неожиданности.

Мы хоть и ворчали, обижались, но в душе чувствовали: Курач прав»

.

Но это еще далеко не вся путаница, которая выпала на долю бывших александрийцев в составе РККА. В 1928 г. в Мерве вышла книга «Бои и будни. Краткий исторический очерк 8-й Отдельной Туркестанской Кавалерийской бригады». Книга эта начинается словами: «1 апреля 1918 года в г.

Симбирске формируется 1-й Симбирский Кавалерийский полк, который 13 сентября того же года присоединяется к 2-му Симбирскому кавполку и этим самым создаётся бригада, первым начальником которой назначается т. Пальмгрен, ныне умерший.Командиром 1-го кавполка стал бывший корнет-александриец Константин Ушаков, а сам полк был сформирован из отряда, куда входили бывшие гусары.

Что же касается командира бригады Юрия Наумовича Пальмгрена — то он был кадровым офицером 16-го гусарского Иркутского полка».

В 2004 г. в Ростове-на-Дону вышла книга о том же кавалерийском соединении, только там утверждается, что полки были сформированы в апреле 1918 г. в Саратове и названы Саратовскими.Совершенно очевидно, что авторы современного издания ошиблись и перепутали части. 1-й Саратовский кавалерийский советский полк действительно существовал. И он действительно был сформирован весной 1918 г.

Но к интересующему нас формированию он никакого отношения не имел. 22 июля 1918 г. органы ЧК вскрыли в полку заговор, после чего он был основательно «почищен». Позднее полк был снят с Уральского фронта и переброшен на Южный. Здесь полк вошёл в состав сначала кавалерийской бригады 36-й стрелковой дивизии, а затем — 2-й кавалерийской дивизии.

Интересующая нас Симбирская кавбригада прибыла на Уральский фронт взамен выбывшего на Южный фронт Саратовского полка. По-видимости, из-за этого и возникла путаница. В начале 1919 г. из-за больших потерь бригада была сведена в Симбирский кавалерийский полк. Но уже в марте в Самаре из кадра, выделенного из Симбирского кавалерийского полка, формируется 2-й кавполк. Уже 17 марта 1919 г.

оба полка зачисляются в кавалерийскую дивизию Туркестанской армии, которая с 24 марта именуется 3-й Туркестанской кавалерийской дивизией. Впоследствии полки носят номера 13 и 14, причем К.П. Ушаков командует бригадой. Но если 14-й полк становится Туркестанским, то 13-й носил наименование Оренбургского. Именно так его именует в своих мемуарах и будущий генерал-лейтенант В.Д. Крюченкин.

Красноармейцы 1-го Конного Петроградского полка на революционном митинге в честь III Интернационала.В сентябре 1921 г. 3-я Туркестанская кавдивизия была расформирована. 9-я бригада дивизии вливается в 7-ю, а та переименовывается в 7-ю отдельную Туркестанскую кавбригаду (в составе 13-го и 14-го кавалерийских полков). В ноябре 1922 г. бригада становится 2-й отдельной Туркестанской в составе 4-го Актюбинского и 5-го Бенгалинского полков. Ещё позднее эти полки переименовываются в 82-й и 83-й кавалерийские. Но, разумеется, еще с 1918 г. в этих частях уже не оставалось ничего гусарского…

Память о красногусарских полках в РККА

Гибель 55-го Нарвского красногусарского полка и исчезновение гусарского эскадрона им. Володарского не остались незамеченными для молодой Красной армии. В 1920 г. на Южном фронте возник новый Красногусарский полк (он же — Заволжский кавалерийский), о котором мы писали в одном из прошлых номеров (29).В память о погибших красногусарах 28 сентября 1920 г.

был назван гусарским кавалерийский полк 18-й стрелковой дивизии, развёрнутый из 1-го отдельного кавалерийского дивизиона. Сведений о том, чтобы эта часть носила какие-либо гусарские отличия, мы не имеем. К тому же сам полк просуществовал недолго и был расформирован уже в апреле 1921 г.Красные кавалеристы на Красной Площади.1918 г. Смотр Всеобуча. Наконец, самой последней гусарской частью РККА стал 86-й Новозаволжский красногусарский кавалерийский полк, формирование которого началось 17 июля 1922 г. в составе Отдельной Дальневосточной (затем — 9-й) кавалерийской бригады. Впрочем, эта часть к гусарам решительно никакого отношения не имела. Свое же название полк получил благодаря тому, что Дальневосточная бригада формировалась под руководством бывшего комбрига Заволжской красногусарской бригады Ватмана и из кадра, выделенного из состава этого соединения.

Униформа

Точных сведений о том, что именно носили красногусарские формирования Красной армии, мы не имеем. Разумеется, что ни одним уставом или приказом РККА гусарская форма не регламентировалась. Поэтому в вопросе описания красногусарских частей приходится опираться на описания мемуаристов и уцелевшие фотографии.Для начала следует вообще упомянуть о судьбе гусарской парадной униформы после начала Первой мировой войны. Значительная часть соединений регулярной кавалерии Российской империи находилась на западных границах, и поэтому их цейхгаузы отправлялись вглубь страны — как правило, в запасные полки. Исключение составляли лишь части, дислоцировавшиеся в центральной части страны. Парадные мундиры этих полков оставались на месте.Красноармейцы в мундирах Лейб-Гвардии уланского и чакчирах Лейб-Гвардии гусарского полков.После Октябрьского переворота в Петрограде значительная часть полковых комитетов кавалерии потребовала, чтобы им из цейхгаузов на фронт была доставлена полковая униформа — для раздачи солдатам. И солдаты некоторых полков действительно получили свою парадную униформу. В частности, 3-й гусарский Елисаветградский и 5-й гусарский Александрийский полки. Но затем новые большевистские власти запретили выдавать демобилизованным солдатам парадную форму, требуя отпускать солдат только в том обмундировании, которое на них есть. Прочее же считалось народным добром и подлежало изъятию в пользу государства. Исходя из этого, в ходе Гражданской войны гусарская униформа, оставшаяся на складах, могла использоваться враждующими сторонами кем угодно и как угодно.Из перечисленных выше кавалерийских частей РККА, созданных на базе групп старослужащих солдат Русской армии, лишь 4-й красногвардейский отряд (александрийцы) получил перед уходом с фронта униформу своего полка. Но, разумеется, отряд был маленький, а развёрнутый на его базе новый полк РККА — большой, поэтому имевшаяся у старослужащих парадная униформа очень быстро «yтонула» среди бесцветных шинелей и гимнастёрок.Неизвестный красный кавалерист в форме гусара. Красные чакчиры, синий доломан, красная фуражка.Нарвский красногусарский отряд, происходящий от остатков 17-го гусарского Черниговского полка, вряд ли имел какие-либо особые отличия в униформе, кроме отдельных элементов. Находясь на Северном фронте, полк не получал из цейхгаузов свою старую униформу. Не могла её получить и та часть бывших черниговцев, которая вернулась к месту довоенной дислокации в Орёл. Сохранилось одно фото кавалериста 17-го гусарского Черниговского полка после его демобилизации: в гимнастёрке с полковым знаком на груди, в чакчирах и сапогах с гусарским розетками. Ношение русских полковых знаков в РККА было исключено, а вот все остальное вполне приемлемо. Поэтому, если Нарвский красногусарский отряд, а затем 55-й Красногусарский полк и имел какие-либо гусарские отличия, то они точно исчерпывались только этими элементами.Типы красных кавалеристов начального периода. Коллекция А. Воронова

Источник: https://picturehistory.livejournal.com/2248274.html

Глинка В.М. Русский военный костюм 18-начало 20 века. Иллюстрации с ми ч.3

Ротмистр лейб-гвардии Гусарского полка. 1860-е гг.

Ротмистр Н.А.Майлевский одет в шапку из медвежьего меха с султаном белого волоса и шлыком красного сукна, в красный доломан и белый ментик, обшитый бобровым мехом, в светло-синие рейтузы.

Шнуры, галуны и шитье у него — золотые, ташка и вальтрап гусарского фасона -красные.

Всадник снят отдельно вместе с седлом и вальтрапом на деревянной модели и вмонтирован фотографом в рисованную декорацию с изображением лошади принятой в полку светло-серой масти.

Венгерка обер-офицера лейб-гвардии Гусарского полка. 1845

Сюртук артиллерийского офицера с погонами. 1866

Уланка генерала лейб-гвардии Уланского полка. 1858

Кивер первого гусарского Сумского полка. 1855-1862

Аксельбант. 1857

Капитан Генерального штаба. 1857

Капитан А.И.Защуп — участник обороны Севастополя. На нем темно-зеленый мундир с воротником и обшлагами из черного бархата. Шитье, погоны и аксельбант — серебряные, выпушки красные, фуражка с тульей в цвет мундира и с околышем черного бархата, выпушки красные. Брюки на офицере — серо-синие с красной выпушкой. На груди орден св.

Станислава третьей степени с мечами и бантом. Костюм дополняет сабля пехотного образца на галунной портупее, на эфесе которой — темляк на аннинской ленте, данный за храбрость.

Характерны длинные погоны, пришитые к верху рукава и пропущенные под контр-погон, поверх которых пристегивались эполеты, а также узкие рукава с обшлагами, закрывавшими верхнюю часть кистей рук.

Юнкер Школы гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. 1854

Одна из ранних фотографий, снятых в Петербурге. До 1838 г. учащиеся этой школы (в числе которых был и М.Ю.Лермонтов) носили форму тех полков, в которых числились и в которые выходили офицерами по окончании курса. С 1838 г.

все они получили единообразную унтер-офицерскую форму: кавалеристы — лейб-гвардии Конно-гренадерского полка, пехотинцы — лейб-гвардии МОСКОВСКОГО. Снятый на фотографии В. Н.Лавров одет в черный мундир и рейтузы.

Воротник, лацкан, обшлага и лампасы — красные, галуны и пуговицы — золоченые, эполеты и герб каски — медные.

Окончив затем Академию Генерального штаба, тридцативосьмилетний Лавров назначается командиром гвардейского Финляндского полка, во главе которого он был смертельно ранен 12 октября 1877 г. в бою с турками при Горном Дубняке (Болгария). На месте его ранения разбит парк имени генерала Лаврова, в котором поставлен памятник герою.

Обер-офицер армейского уланского полка. Начало 1860-х гг.

Офицеры уланского полка носили синий мундир с красными лацканами, обшлагами, воротником и выпушками, серо-синие брюки. Эполеты, перевязь лядунки, пуговицы и портупея сабли — золоченые.

Шапка из черной лаковой кожи с желтым верхом и султаном черного волоса, золочеными гербом и подбородником. Пояс-шарф, кисти этишкета и темляк — серебряные.

Необычайно широкие брюки — явное подражание моде французской армии 1850-х гг.

Обер-офицер армейского гусарского полка. Начало 1860-х гг.

Доломан армейского гусара и ментик С опушкой из черной мерлушки голубые, брюки серо-синие, шнуры, перевязь и портупея сабли золоченые. Костюм дополняет голубое кепи с султаном черного волоса. Брюки широкие по французской моде. Ментик одет на левое плечо в подражание «старому» гусарству.

Обер-офицер гвардейской пехоты. 1860-е гг.

Офицер одет в зимнюю походную форму: серое пальто с клапанами полкового цвета и золочеными пуговицами, темно-зеленое кепи с галунным околышем и кокардой и башлык на верблюжьего (песочного цвета) сукна.

В амуницию его входят пояс и ранец с лямками белой кожи, портупея шашки золотого галуна, серебряный темляк. Штаб-офицеры пехотных частей, которым полагалось иметь верховых лошадей, ранцев не носили.

Две шапки (кепи) и башлык. 1862

Каска гвардейская генеральская. 1857-1873

Полковник Стрелкового полка императорской фамилии. 1860-е гг.

Полк стрелков императорской фамилии был сформирован в 1854 г. из крестьян удельных имений и одет в псевдорусскую форму. Кафтан-мундир и шаровары полковника — темно-зеленые, с малиновыми выпушками.

Шитье, портупея шашки, эполеты и аксельбанты флигель-адъютанта — золотые. Шапка с темно-зеленым верхом и ополченским крестом сделана из черной мерлушки. На шее орден св. Георгия третьей степени. на колодке — св. Владимира четвертой степени, св.

Анны третьей степени с мечами, медаль и иностранный крест

Обер-офицер горского взвода Конвоя. Около I860 г.

Костюм офицера состоит из кафтана и штанов краевого сукна, бешмета голубого шелка и черных войлочных ноговиц. Кавалерийского образца эполеты и галуны серебряные, кольчуга железная. Кинжал, шашка и пистолет отделаны черненым серебром. На большом пальце правой руки — кольцо для взведения тугого пистолетного курка.

Шапки горского взвода Конвоя. Середина XIX в.

Два раненых офицера. 1878

Справа сидит, держа руку на костылях, подполковник армейской пехоты. Мундир, брюки и тулья фуражки темно-зеленые, околыш, выпушки и просветы на погонах — красные, шитье и пуговицы — золоченые. На шее его — орден св. Станислава второй степени с мечами, на груди — св. Станислава третьей степени с мечами и бантом.

Рядом стоит раненый в руку полковник в общеадъютантской форме, которая состояла из серо-синих брюк и темно-зеленых мундира и фуражки. Воротник мундира и околыш фуражки — красные, выпушки белые, серебряные погоны, аксельбант и пуговицы. Шашка — кавказского образца. На груди военного орден св.

Владимира четвертой степени с мечами и бантом н медаль.

А.Д. Кившенко. Штурм Горгохатанских высот 1 января 1878 г. 1886. Фрагмент

На полотне изображен эпизод из русско-турецкой войны в Закавказье. По крутому подъему, увязая в глубоком снегу, движутся на штурм вражеских укреплений русские пехотинцы.

Армейские артиллерист и пехотинец. 1878

Девятифунтовая нарезная полевая пушка с бронзовым стволом сфотографирована на фоне кустов, возможно, превращенных в прикрытие её позиции. На станине сидит артиллерист-ефрейтор, рядом стоит унтер-офицер пехотинец. Оба — кавалеры знака отличия военного ордена. Кепи, мундиры и штаны артиллериста — черного сукна, выпушки и погоны — красные, пуговицы — медные.

Н.Д. Дмитриев-Оренбургский. Бой под Плевной 27 августа 1877 г. 1883

На картине изображен эпизод из третьего штурма Плевны, когда, перерезав Плевно-Ловчинское шоссе, передовой отряд генерала М.Д.Скобелева вступил в бой с турками. Справа на дороге полевая пушка ведет огонь по врагу.

Левее-два донских казака, один терский и армейский пехотинец, возможно, денщик раненого, несут на носилках пехотного офицера. Еще левее, за подбитой турецким снарядом пушкой, изображен Скобелев на белом коне. За ним — начальник штаба А. Н.

Куропаткин, казак со значком генерала и два офицера-ординарца. В глубине картины видны пехотные полки, наступающие на позиции турок.

Подпоручик лейб-гвардии Измайловского полка. 1881

Офицер снят в городской парадной форме: в темно-зеле-ных мундире и брюках. Лацкан, клапаны обшлагов, выпушки на воротнике и на брюках — красные, вокруг лацкана и на обшлагах выпушки белые. Шитье, присвоенное гвардейскому Измайловскому полку, и пуговицы — золотые. Каска из черной лаковой кожи с золоченым гербом и султаном из белого конского волоса.

На груди подпоручика — орден св. Станислава третьей степени с мечами и бантом, медаль в намять русско-турецкой войны 1877-1878 гг. и бронзовый румынский крест за военные заслуги („Virtuti mililari»). Очевидно, что, уйдя в поход прапорщиком, этот офицер получил чин и орден за участие в боях.

Для покроя мундиров этого времени характерны низкий воротник и широкие рукава.

Обер-офицер гвардейских кирасир. Около 1890 г.

Не зная прикладного цвета, нельзя определить, в каком из четырех полков первой гвардейской кавалерийской дивизии служит этот офицер, одетый в белый колет и серо-синие рейтузы.

Каска и кираса лейб-гвардии Конного полка. Вторая половина XIX — начало XX в.

Каска лейб-гвардии Конного полка. Вторая половина XIX-начало XXв.

Генерал-адъютант и часовой гвардейской артиллерии. Около 1890 г.

То, что генерал принадлежит к царской свите, видно по шапке из белой мерлушки и особому рисунку шитья. Генеральская форма состоит из темно-зеленого мундира, шинели из серого сукна с воротником и лацканами бобрового меха на подкладке из белой мерлушки.

Часовой, взявший шашку «на караул», одет в форму гвардейской пешей артиллерии: и шапку из черной мерлушки с серебряной андреевской звездой и знаком за отличие батареи в виде ленточки. Шинель из солдатского сукна с черными клапанами, с красными погонами и выпушками вокруг воротника. Револьверный шнур-красный.

Портупея из желтой кожи, пуговицы и пряжка пояса медные, башлык „верблюжьего» песочного цвета.

Вольноопределяющийся восьмого драгунского Смоленского полка. 1880-е гт.

Всё обмундирование вольноопределяющегося несомненно не казенное. Оно состоит из черной барашковой шапки-«боярки» с белым колпаком и медным гербом, черного мундира с белыми погонами, выпушками на обшлагах и белой тесьмой-петлицей на воротнике, пояса из белого кашемира, серо-синих рейтуз без выпушек и портупеи шашки из желтой кожи.

Изображенный — юноша, получивший полное среднее или высшее образование и отбывающий воинскую повинность на льготных условиях с укороченным сроком службы. После сдачи экзаменов таких военных зачисляли в запас офицерами-прапорщиками. Ленточка «За отличие» на шапке дана Смоленскому полку за участие в русско-турецкой войне 1828-1829 гг.

И.Прянишников. Гвардейские гусары на походе. 1889

Художник запечатлел эскадрон гусар на маневрах под Красным Селом. Вооружение полное боевое: шашки и укороченные винтовки с патронами в подсумках. Шинели в скатках приторочены к седлам. Слева — вахмистр, делающий гусарам «внушение». На его звание указывают галуны на воротнике и обшлагах доломана, фуражка с козырьком и револьвер, заменяющий винтовку.

Э. Детайль. Хор песенников гвардейских стрелков. 1889

В центре картины изображен хор, поющий под аккомпанемент тарелок, бубнов, колокольчиков бунчука и гармоники. Справа под крытым соломой навесом видны сидящие за столом офицеры-стрелки. Среди них — гвардейский гусар в красном доломане и автор картины в штатском. Слева, возле избы — рядовой гусар и стрелки рядом с гусарским серым конем. На заднем плане — палатки лагеря и сельская церковь.

Камер-паж в придворной форме. 1890-е гг.

Форма камер-пажа состоит из мундира черного сукна с золотыми галунами, с воротником, погонами и обшлагами из красного сукна, рейтуз лосиных (из белой замши), ботфортов со шпорами и каски из черной лаковой кожи с андреевской звездой на гербе и султаном белого конского волоса. Шпага на галунной поясной портупее.

Подпоручик лейб-гвардии Измайловского полка. 1880-е гг.

В полную парадную форму офицера гвардейской пехоты вне строя входили темно-зеленые мундир, шаровары с красными выпушками, черная барашковая шапка с андреевской звездой, кокардой и ленточкой — наградным знаком за отличие полка в бою при Горном Дубняке 12 октября 1877 г. Клапаны обшлагов мундира — красные, выпушки по борту и обшлагам — белые. Эполеты и шитье золотые, шашка — на портупее из золотого галуна.

Хорунжий Оренбургского казачьего войска. Около 1890 г.

Одет в темно-зеленый мундир, серо-синие шаровары. Верх папахи, выпушки и лампасы — светло-синие, эполеты, шитье воротника и обшлагов, перевязь лядунки и портупея шашки — серебряные. Характерен большой напуск шаровар на голенища сапог со множеством «оборов».

Источник: http://www.warstar.info/glinka_russky_army_kostjum/illustrazii_glinka3.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector