И-16 — самолёт ишак второй мировой войны: технические характеристики (ттх) и аэродинамика советского истребителя

И-16 - самолёт Ишак второй мировой войны: технические характеристики (ТТХ) и аэродинамика советского истребителя

Это был первый в мире серийный высокоскоростной моноплан-истребитель с шасси, которые убирались в полёте. Истребитель был создан в начале тридцатых годов двадцатого века в опытном конструкторском бюро одного из самых выдающихся советских авиаконструкторов Николая Поликарпова.

Много лет фото этого самолёта использовались, как наглядная иллюстрация технического отставания авиации советской от «передовой авиации» нацистской Германии.

Что, впрочем, скорее глупость (если только глупость), чем достойный обсуждения факт. Уж больно у истребителя «отсталый» и даже смешной (по современным понятиям) внешний вид.

Из него так удобно слепить карикатуру на отсталый кровавый сталинский режим.

А между тем, самолёт очень достойный. ВВС Испании (замечу,  франкиской Испании) эксплуатировали И-16 до 1953 года. Франко очень долго не верил, что такая машина могла быть сделана в СССР – он был убеждён, что эти истребители выпускают в США. Летали на трофейных И-16 и асы Люфтваффе.

В Красной Армии истребитель прозвали «ишаком» или «ишачком» за его упрямый нрав – машина требовала филигранного пилотирования и ошибок пилоту не прощала.

За высокую манёвренность испанские лётчики прозвали И-16 «мухой», а нацисты – «крысой».

Этот самолёт участвовал практически во всех военных конфликтах на планете Земля с начала тридцатых годов и до конца пятидесятых годов двадцатого века — у истребителя было просто огромное количество модификаций. И-16 стал не только первым в мире скоростным истребителем – он заставил специалистов во всём мире полностью пересмотреть тактику воздушного боя.

История создания истребителя И-16

И-16 - самолёт Ишак второй мировой войны: технические характеристики (ТТХ) и аэродинамика советского истребителя

К началу тридцатых годов прошлого века остро встал вопрос обновления парка ВВС РККА. В 1932 году КБ Сухого получило задание разработать новый истребитель-моноплан для отечественных военно-воздушных сил. А поскольку у правительства СССР были большие сомнения в том, что такая машина будет создана в короткое время, КБ Поликарпова получило другое задание – разработать новый истребитель-биплан.

Поликарпов задание партии выполнил – в ВВС РККА поступил истребитель-биплан И-15. А параллельно, в инициативном порядке, Поликарповым был представлен правительственной комиссии истребитель-моноплан, который в последующем и получил название И-16.

Моноплан Поликарпова очень понравился руководству военно-воздушных сил и КБ получило официальный заказ на разработку истребителя. И уже в ноябре 1933 года И-16 «пошёл» в серию. Первую машину 30 декабря 1933 года поднял в воздух легендарный Валерий Чкалов.

Уже на испытаниях истребитель показал поразительную, для того времени, скорость и манёвренность. Впрочем, как это всегда бывает, «вылезли» и недостатки – по сравнению с тихоходными бипланами И-16 требовал опытного пилота.

Поликарпов для увеличения манёвренности нового истребителя преднамеренно снизил его устойчивость, сместив цент тяжести машина назад – в те времена существовала гипотеза, что неустойчивая аэродинамика планера положительно скажется на манёвренности истребителя.

Комиссия от ВВС даже пыталась закрыть проект, но за самолёт заступился Чкалов, который просто влюбился в скоростной и манёвренный «ишачок». Истребитель удалось отстоять, но к пилотированию машины допускались исключительно опытные плота. А ещё на И-16 запретили выполнять фигуры высшего пилотажа.

Впрочем, ещё комиссии не понравились взлётно-посадочные характеристики новой машины и ограниченный обзор в задней полусфере.

С февраля 1934 года начались государственный испытания И-16, через месяц – уже испытания эксплуатационные. На 1 мая истребитель показали на параде в Москве. Весь 1934 год шла работа над совершенствованием машины и устранением недостатков. Например, много хлопот было с выпуском шасси – процесс «убрать-выпустить» осуществлялся в ручном режиме и требовал хорошей физической подготовки пилота.

Параллельно с испытанием самолёта налаживался его серийный выпуск на московском заводе № 39 и горьковском заводе № 21. План выпуска предполагал 50 истребителей от 39 завода и ещё 250 от горьковского завода уже в 1934 году. Первая серийная машина получила наименование И-16 тип 4.

  • В 1935 году новый истребитель показали в Милане – это был самый настоящий фурор.
  • Впрочем, неожиданные проблемы возникли при освоении «ишака» в войсках – лётчики просто боялись скоростной неустойчивой машины с «одним» крылом, да ещё и с шасси, которое нужно было обязательно убирать в полёте.
  • И-16 - самолёт Ишак второй мировой войны: технические характеристики (ТТХ) и аэродинамика советского истребителя

Для поднятия духа военных пилотов были созданы группы из опытных лётчиков-испытателей страны, которые выполняли показательные полёты на И-16 с синхронным групповым пилотажем и выполнением фигур высшего пилотажа. «Показательные» И-16 были выкрашены в ярко-красный цвет и среди «летного народа» прозывались «красными пятёрками».

Впрочем, работа И-16 в войсках скоро выявила заложенный в конструкцию машины огромный потенциал для усовершенствования истребителя – это позволило много лет поддерживать  «ишачка» на приличном мировом уровне.

Краткое описание конструкции истребителя И-16

И-16 - самолёт Ишак второй мировой войны: технические характеристики (ТТХ) и аэродинамика советского истребителя

Истребитель изготовлен по классической аэродинамической схеме со смешанной конструкцией, для которой основными материалами стали дерево, сталь и алюминий. Фюзеляж состоял из двух половинок, типа полумонокок.

Каркас истребителя набирался из деревянных лонжеронов, стрингеров и шпангоутов, которые сверху обклеивались берёзовым шпоном. Каркас усиливался стальными уголками.

Обшивка обтягивалась тканью, шпаклевалась и полировалась.

Крыло имело два лонжерона и состояло из центроплана и двух консолей. Лонжероны изготавливались из стальных труб, нервюры – из дюралюминиевых профилей. В передней части обшивка центроплана состояла из фанеры, а сзади – из дюралюминия. Элероны занимали практически всю заднюю кромку консолей крыла.

Хвостовое оперение одинарное, с металлическим силовым набором и полотняной обшивкой.

И-16 имел трехопорное убирающееся шасси с двумя главными стойками и хвостовым костылем. Опоры шасси убирались вращением штурвала (вручную. «Всего» 44 оборота) лебёдки. На поздних модификациях хвостовой костыль был заменен неубирающимся колесом.

И-16 - самолёт Ишак второй мировой войны: технические характеристики (ТТХ) и аэродинамика советского истребителя

Рабочее место пилота (кабина) было смещено к хвостовой части истребителя. Первоначально кабина имела фонарь, но после боёв в Испании, по просьбе лётчиков, кабину сделали открытой – так улучшался обзор и пилоту было проще покидать горящий самолёт.

На более поздних модификациях самолёта появилась бронеспинка, толщиной 8 мм, на кресле пилота.

И-16 оснащался звездообразным двигателем воздушного охлаждения с девятью цилиндрами. На И-16 тип 4 стоял двигатель М-22 мощностью 480 лошадиных сил. На последующих типах машин применялись двигатели с мощностью до 1 000 «лошадей».

Винт  выполнялся из алюминиевого сплава с изменяющимся шагом (шаг винта можно было поменять только на земле).

Первые модификации самолёта вооружались двумя пулемётами ШКАС, которые монтировались в консолях крыла. Впоследствии на истребителе установили два синхронных пулемёта, а крыльевые пулемёты заменили на 20-мм пушки ШВАК. Конструкция самолёта предполагала установку реактивных снарядов или авиабомб, дополнительных топливных баков.

Основные модификации истребителя И-16

И-16 - самолёт Ишак второй мировой войны: технические характеристики (ТТХ) и аэродинамика советского истребителя

  • И-16 тип 4. Это первая серийная машина, которая производилась с 1934 года до весны 1936 года. Всего было выпущено порядка 400 истребителей вооруженных 2 пулемётами ШКАС (калибр 7,62 мм) размещённых в крыльях, с двигателем М-22 (480 л.с.);
  • И-16 тип 5. Эта модификация даже внешне отличалась от типа 4 иным капотированием двигателя с установленным на винте коком и храповиком для запуска. На машине устанавливался двигатель М-25 (725 л.с.). Тип 5 пошёл в серию в июле 1935 года и поставлялся для боевых действий в Испании. В Испании на машины устанавливали изготовленные кустарным способом бронеспинки. Истребитель этого типа выпускался до конца 1938 года;
  • И-16 тип 6 – это модификация истребителя, которая появилась в результате боевого применения И-16 в Испании. На истребителе появилась бронеспинка, дополнительный синхронный пулемёт под двигателем и маслорадиатор. Все машины этого типа выпускались без сдвижного фонаря. Несколько самолётов этого типа было отправлено в Испанию;
  • И-16 тип 10 был вооружён 4 пулемётами ШКАС (2 из них синхронных над двигателем с боекомплектом 650 выстрелов на ствол). На машину установили двигатель М-25В (750 л.с.). Вес этой модели вырос до 1 700 кг.Тип-10 – это самая массовая серийная модель истребителя И-16.
  • И-16 тип 12 – это модифицированный тип 5 на котором пулемёты, установленные в крыльях, были заменены на 20-мм пушки ШВАК;
  • И-16 тип 17 – а это уже модификация 10 модели с заменой крыльевых пулемётов на пушки ШВАК;
  • И-16 тип 18. У этого истребителя хвостовой костыль заменили на колесо, вместо двигателя М-25В установили М-62 (1 000 л.с.) с двухшаговым винтом ВИШ-6А. Тип 18 вооружили 4 пулемётами ШКАС. Эта модель уже не была столько строгой в управлении и была более устойчивой в полёте. Были существенно улучшены взлётно-посадочные характеристики истребителя;
  • И-16 тип 24 – это модификация 18 модели. Тип 24 отличался от предыдущей модели усиленной конструкцией. На некоторых машинах этой серии устанавливался двигатель М-63. Истребитель получил возможность использовать 200 л подвесные баки. Вооружение машины состояло из 4-х пулемётов ШКАС, при этом два пулемёта могли быть заменены на 12,7-мм пулемёты УБС. Машина могла нести на внешней подвеске до шести реактивных снарядов РС-82. Масса И-16 тип 24 – 2 050 кг;
  • И-16 тип 27 – это модернизация тип 17. Модернизация предполагала замену двигателя на более мощный. Этот самолёт вооружался двумя 20-мм пушками ШВАК;
  • И-16 тип 28 – это модернизация истребителя тип 24 с заменой пулемётного вооружения на пушечное;
  • И-16 тип 29. Это уже самая последняя серийная модификация И-16. Эта машина выпускалась с 1941 года. Двигатель М-63. Вооружение состояло из 2-х синхронных пулеметов ШКАС (7,62-мм) и одного пулемёта УБС (12,7–мм). На этих машинах, выборочно, устанавливались радиостанции.

За всё время в СССР было выпущено 10 292 истребителя (включая 3 444 учебных) И-16 всех типов.

И-16 - самолёт Ишак второй мировой войны: технические характеристики (ТТХ) и аэродинамика советского истребителя

Тактико-технические характеристики И-16 тип 29

Технические характеристики:

  • Экипаж – 1 человек
  • Длина, м – 6,13
  • Размах крыла, м – 9,004
  • Высота, м – 3,218
  • Площадь крыла, кв.м. – 14,5
  • Масса пустого, кг – 1 547
  • Масса снаряжённого, кг – 1 776
  • Двигатель – М-63
  • Мощность двигателя, л.с. – 1 100

Лётные характеристики:

  • Максимальная скорость, км/ч – 470
  • Посадочная скорость, км/ч – 131
  • Практическая дальность, км – 440
  • Практический потолок, м – 9 800
  • Скороподъёмность, м/с – 14,7
  • Время виража, с – 16-17
  • Тяговооружённость, Вт/кг – 350

Вооружение:

  • 7,62-мм пулемёт ШКАС, шт. – 2
  • 12,7-мм пулемёт УБС, шт. – 1

Боевое применение истребителя И-16

И-16 - самолёт Ишак второй мировой войны: технические характеристики (ТТХ) и аэродинамика советского истребителя

Настоящим испытание для И-16 стало небо Испании. За штурвалами И-16 сидели как советские лётчики, так и некоторое количество испанских пилотов, которые прошли предварительную лётную подготовку в СССР. Первый свой бой в испанском небе И-16 приняли 9 ноября 1936 года.

Изначально наши лётчики вели бои с Heinkel He 51,  Fiat CR.32 и Мессершмиттами. До появления в небе Испании немецких Messerschmitt Bf.109E, И-16 просто господствовали в воздушном пространстве республики. А с появлением новой немецкой машины за небо пришлось крепко побороться. Тут уже требовалось использовать И-16 на все 100%, что мог сделать только очень опытный пилот.

Читайте также:  Отпугиватель собак dogchaser ls-977: видео в действии, схема, отзывы, цена

После окончания войны в Испании часть машин республиканской армии оказалось во Франции. Изначально французы планировали закупать И-16 для своей армии, но после вступления Франции во Вторую мировую войну и последующей капитуляции, передали имеющиеся у них истребители фашистам.

В 1937 году И-16 принимали участие в боях против японских самураев в Китае и Монголии. А в 1939 году «ишачки» воевали в небе над  Халхин-Голом. Интересный факт: в небе Халхин-Гола впервые в реальном бою были применены ракеты — И-16 двумя неуправляемыми ракетами сбил два японских истребителя.

Принимали участие И-16 и в советско-финской войне. Воевали с большими потерями, которые были вызваны, в первую очередь, командно-тактическими просчётами.

Сложилось устойчивое мнение, что к июню 1941 года И-16 уже полностью и окончательно устарел. Устарел морально и технически. Это не совсем верно.

И-16 требовал опытного пилота. А с началом Великой Отечественной войны таких, с каждым военным днём, становилось всё меньше. 40 % потерь И-16 в первые месяцы войны были связаны с авариями при взлёте-посадке. Была не отработана тактика ведения боя с немецкими истребителями. Неопытный пилот на И-16 становился лёгкой добычей асов Геринга.

Но, летали на «ишачках» и опытные пилоты. И немцы это хорошо знали. По этой причине своим молодым пилотам они советовали «не загонять крысу в угол».

Летали на И-16 и опытные советские пилоты. Я не буду вас утомлять сравнением технических характеристик самолётов воющих сторон – это дело, в общем,  бесполезное.

Лучше изучить воспоминания пилотов, которые участвовали в той войне. Их общее мнение: машина сложная и требующая опытного пилота.

Но, лётчики-истребители, летавшие на И-16, имели не меньшее количество побед в воздухе, чем пилоты других типов советских машин.

Так, к примеру, 9 января 1943 года Герой Советского Союза В.Ф. Голубев, на истребителе И-16 тип 29, в одном бою сбил два немецких новейших истребителя FW-190А, которыми управляли настоящие ассы Люфтваффе.

Война была. Воевали на том, что было. И хорошо воевали.

И-16 - самолёт Ишак второй мировой войны: технические характеристики (ТТХ) и аэродинамика советского истребителя

И-16 выполняли боевые задачи практически до самого 1945 года.

И нужно сказать, что именно с И-16 началась в СССР настоящая истребительная авиация. Если бы не было «ишачка», то ещё не известно, когда в РККА появились бы МиГ, ЛаГГ и Як. И появились бы они вообще к началу Великой Отечественной войны.

10 Авг 2017      admin    

Источник: http://typrishol.ru/voennaya_texnika/istrebiteli-i-16-zlye-sovetskie-muxi.html

Истребитель И-16

Истребитель по прозвищу ишак (ишачок) создан в ОКБ Поликарпова. Первый полёт на прототипе выполнен В. Чкаловым в 1933 году. Принимал участие в войнах с 1936 по 1941 годы.

И-16 - самолёт Ишак второй мировой войны: технические характеристики (ТТХ) и аэродинамика советского истребителя И-16 - самолёт Ишак второй мировой войны: технические характеристики (ТТХ) и аэродинамика советского истребителя

И-16 вид сбоку

Основные летно-тактические и технические данные

Самолет……………………низкоплан со свободнонесущим крылом Размах крыла…………………………… 9 м Длина…………………………………6,13м

  • Стартовая масса:
  • Дальность полета
  • Скорость полета

с мотором М-25 ……………. 1354 кг с мотором М-62 ……………. 1940 кг Площадь крыла………………… 14,54 м2 с мотором М-62 ………………. 820 км с мотором М-62 ……………….690 км с мотором М-25 ……………. 440 км/чс мотором М-62 ……………. 525 км/ч

  1. Крыло самолета И-16: (нажмите на изображение для увеличения)
  2. И-16 - самолёт Ишак второй мировой войны: технические характеристики (ТТХ) и аэродинамика советского истребителя
  3. 1 — лонжероны; 2 — нервюры; 3 — расчалки; 4 — стенки лонжерона; 5 — накладки крепления нервюр к поясам лонжерона; 6 — дополнительная носовая нервюра (диафрагма); 7 — стрингер; 8 — пояс лонжерона; 9 — стыковые узлы; 10 — косынка; 11 — концевая дуга; 12 — элерон

Фюзеляж состоял из 13 шпангоутов и набора продольных силовых элементов. Передняя стенка кабины летчика являлась одновременно противопожарной перегородкой. Уборка основных стоек шасси в полете осуществлялась вручную, с помощью механической лебедки.

Крыло самолета состояло из центроплана и двух консольных частей. Крыло — двух-лонжеронное. Каждый лонжерон был образован из двух труб-полок и металлической стенки.

Прочность и жесткость крыла обеспечивали также 21 нервюра (с каждой стороны крыла) и расположенные под углом к лонжеронам расчалки.

И-16 - самолёт Ишак второй мировой войны: технические характеристики (ТТХ) и аэродинамика советского истребителя

И-16 вид сверху

Киль был образован двумя продольными элементами и шестью нервюрами, стабилизатор — семью нервюрами (с каждой стороны). Обшивка самолета выполнялась полностью из полотна (перкаль). Всего было выпущено 7005 экземпляров И-16.

Самолет И-16 закончил свой боевой путь в середине Великой Отечественной войны. В марте 1943 года последними прекратили полеты на этой машине летчики 728-го полка.

Много героических страниц вписали советские летчики в те грозовые годы — они шли в бой, зная, что боевая техника противника превосходила боевые возможности самолета И-16.

И-16 - самолёт Ишак второй мировой войны: технические характеристики (ТТХ) и аэродинамика советского истребителя

И-16 вид снизу

И-16 - самолёт Ишак второй мировой войны: технические характеристики (ТТХ) и аэродинамика советского истребителя

И-16 на вираже

Каждая историческая эпоха отмечается своими незабываемыми символами, ценностями и достижениями. Для советского периода российской истории одним из таких символов стал самолет И-16. сконструированный Николаем Николаевичем Поликарповым.

Популярность И-16 в 1930-е голы была необыкновенной — это его силуэт легко угадывался на пропагандистских плакатах и обложках журналов, стаи таких маленьких самолетиков наполнили детские книги, в кинофильмах той поры они крутили немыслимые фигуры высшего пилотажа.

С именем И-16 связаны первые победы и поражения Военно-Воздушных сил Красной Армии, можно утверждать, что это с его появлением впервые заговорили о существовании в России серьезной конструкторской школы и первоклассных летчиках.

И-16 - самолёт Ишак второй мировой войны: технические характеристики (ТТХ) и аэродинамика советского истребителя

Предвоенный плакат

Внешне И-16 заметно отличался от других одномоторных истребителей своего периода. Он имел короткий и лобастый фюзеляж. плавно сопряженный мощными зализами с широкими крыльями, массивное оперение, убирающееся шасси.

Высокая маневренность, считавшаяся одним из основных достоинств И-16. в основном была достигнута задней центровкой, что одновременно сделало самолет крайне неустойчивым в полете.

Данное обстоятельство доставило на практике немало хлопот при подготовке летчиков, однако оно же сыграло и свою положительную роль. Пилоты, хорошо освоившие И-16, обладали, как правило, утонченной техникой пилотирования и без труда осваивали другие, даже более сложные машины.

Они называли его «ишачком» и это прозвище как нельзя лучше подходило к этому норовистому и, одновременно, неприхотливому в ремонте и обслуживании самолету.

И-16 - самолёт Ишак второй мировой войны: технические характеристики (ТТХ) и аэродинамика советского истребителя

И-16 в небе Испании

Серийное тиражирование самолета продолжалось с 1934-го по 1942-й год включительно. Всего советские авиазаводы построили более 10 тысяч И-16 всех модификаций, что позволяет расценивать его как самый массовый истребитель в мировой истории в период, предшествующий 2-й мировой войне.

Боевое использование И-16 началось в 1936-м и продолжаюсь до 1944-45 годов. Отдельные экземпляры поднимались в небо в начале 1950-х годов.

В начале XXI-го века в российских музеях сохраняются два оригинальных образца И-16, еще несколько машин, восстановленных российскими инженерами, летают в небе Новой Зеландии, Испании и США.

Истребители-монопланы и бипланы Поликарпова с однотипными двигателями (1933-1940 гг.)

Самолет Год выпуска Двигатель
И-16 тип 5 1934 М-25А, 730 л.с.
И-15 (ЦКБ-3) 1933 М-25А, 730 л.с.
И-16 тип 10 1937 М-25В, 750 л.с.
И-15бис (И-152) 1937 М-25В, 750 л.с.
И-16 тип 24 1939 М-63, 1100 л.с.
И-153 1939 М-63, 1100 л.с.
И-17бис 1936 М-100, 760 л.с.
И-170 (проект) 1939 М-106, 1200 л.с.
И-180-3 1940 М-88Р, 1100 л.с.
И-190 1940 М-88Р, 1100 л.с.
И-185 (01) 1940 М-90, 1750 л.с.
И-195 (проект) 1940 М-90, 1750 л.с.
Самолет Год выпуска Размеры
Длина, м Размах крыла, м Площадь крыла, м2
И-16 тип 5 1934 5,985 9,0 14,54
И-15 (ЦКБ-3) 1933 6,1 9,7 21,9
И-16 тип 10 1937 6,074 9,0 14,54
И-15бис (И-152) 1937 6,2 10,2 22,5
И-16 тип 24 1939 6,13 9,0 14,54
И-153 1939 6,275 10,0 22,1
И-17бис 1936 7,56 10,0 17,65
И-170 (проект) 1939 7,3 10,0 25,0
И-180-3 1940 6,88 10,09 16,11
И-190 1940 ~6,7 10,0 24,83
И-185 (01) 1940 7,56 9,8 15,54
И-195 (проект) 1940 7,55 10,5 28,0
Самолет Год выпуска Вес
Вес пустого, кг Вес взлетный, кг
И-16 тип 5 1934 1118 1508
И-15 (ЦКБ-3) 1933 965 1374
И-16 тип 10 1937 1372 1726
И-15бис (И-152) 1937 1310 1650
И-16 тип 24 1939 1383 1882
И-153 1939 1980
И-17бис 1936 1533 2020
И-170 (проект) 1939
И-180-3 1940 2409
И-190 1940 1761 2212
И-185 (01) 1940 2068 2708
И-195 (проект) 1940 2223 2916
Самолет Год выпуска Скорость, км/ч
У земли На расч. высоте (м) Посадочная
И-16 тип 5 1934 390 454 4000 115
И-15 (ЦКБ-3) 1933 318 368 3000 90
И-16 тип 10 1937 398 448 3160 126
И-15бис (И-152) 1937 321 370 3000 110
И-16 тип 24 1939 440 489 4500 130
И-153 1939 384 440 5700
И-17бис 1936 489 3000
И-170 (проект) 1939 510
И-180-3 1940 445 571* 7100
И-190 1940 375 490 7100
И-185 (01) 1940 604* 706* 7000 132
И-195 (проект) 1940 510* 591* 6700
Самолет Год выпуска Время набора высоты, мин/м
И-16 тип 5 1934 6,2 5000
И-15 (ЦКБ-3) 1933 6,2 5000
И-16 тип 10 1937 6,9 5000
И-15бис (И-152) 1937 6,7 5000
И-16 тип 24 1939 6,0 5000
И-153 1939 5,7 5000
И-17бис 1936 7,2 5000
И-170 (проект) 1939
И-180-3 1940 5,6 5000
И-190 1940 5,9 5000
И-185 (01) 1940 4,5 5000
И-195 (проект) 1940
Самолет Год выпуска Потолок, м
И-16 тип 5 1934 9100
И-15 (ЦКБ-3) 1933 9800
И-16 тип 10 1937 8470
И-15бис (И-152) 1937 9000
И-16 тип 24 1939 9700
И-153 1939 10600
И-17бис 1936 9700
И-170 (проект) 1939
И-180-3 1940 11000
И-190 1940 12400
И-185 (01) 1940 10250
И-195 (проект) 1940 12000
Самолет Год выпуска Дальность полета, км
И-16 тип 5 1934 540
И-15 (ЦКБ-3) 1933 500
И-16 тип 10 1937 525
И-15бис (И-152) 1937 530
И-16 тип 24 1939 669
И-153 1939 510
И-17бис 1936 800
И-170 (проект) 1939
И-180-3 1940 900
И-190 1940
И-185 (01) 1940 800
И-195 (проект) 1940
Самолет Год выпуска Разбег, м
И-16 тип 5 1934 220
И-15 (ЦКБ-3) 1933 70
И-16 тип 10 1937 260
И-15бис (И-152) 1937 170
И-16 тип 24 1939 260
И-153 1939
И-17бис 1936
И-170 (проект) 1939
И-180-3 1940
И-190 1940
И-185 (01) 1940 280*
И-195 (проект) 1940
Самолет Год выпуска Пробег, м
И-16 тип 5 1934 200
И-15 (ЦКБ-3) 1933 70
И-16 тип 10 1937 290
И-15бис (И-152) 1937 230
И-16 тип 24 1939 300
И-153 1939
И-17бис 1936
И-170 (проект) 1939
И-180-3 1940
И-190 1940
И-185 (01) 1940 350
И-195 (проект) 1940
Самолет Год выпуска Вооружение
Пулеметное Пушечное Бомбы, кг
И-16 тип 5 1934 2×7,62
И-15 (ЦКБ-3) 1933 2×7,62
И-16 тип 10 1937 4×7,62
И-15бис (И-152) 1937 4×7,62
И-16 тип 24 1939 4×7,62
И-153 1939 4×7,62
И-17бис 1936 2×7,62 1×20 100
И-170 (проект) 1939 2×7,62 1×20
И-180-3 1940 2×7, 622×12,7 200
И-190 1940 2×7, 622×12,7 200
И-185 (01) 1940 2×7, 622×12,7 200
И-195 (проект) 1940 2×7,62 2×20 2×250

*Расчетные данные

Источник: http://pro-samolet.ru/samolety-sssr-ww2/istrebiteli/57-istrebitel-i-16

Самолет И-16: характеристики легендарного истребителя – Военный обозреватель. Библиотека, военная техника и оружее, обмундирование

В начале 30-х годов прошлого столетия произошло значимое событие в мире авиации: в воздух поднялся самолёт И-16. Это уникальная по своим характеристикам машина произвела настоящий фурор.

«Ишачок» эксплуатировался больше 20-ти лет, принимал участие в финской компании, поднимался в небо неспокойной Испании, участвовал в боях Великой Отечественной войны.

Без преувеличения, И-16 стал символом целой эпохи, поэтому предлагаем познакомиться с этим легендарным самолётом поближе.

Как создавалась легенда

Идея создания этого самолёта принадлежит знаменитому авиаконструктору Николаю Николаевичу Поликарпову. ЦКб-12, которым в те годы руководил Поликарпов, начали разрабатывать проект этой машины в 1932 году. Примечательно, что работы сначала велись в инициативном порядке, но уже в мае 1933 года о проекте узнали в верхах, и конструктор получил заказ на разработку истребителя для ВВС.

Сегодня мало кто помнит, но на 30-е годы прошлого века пришёлся настоящий авиастроительный бум. Все ведущие державы мира поднимали в небо новые самолёты, но И-16, созданный Поликарповым, ворвался в это разнообразие яркой звездой.

К началу работ над проектом, в активе Поликарпова уже был самолёт У-2, позднее прозванный в народе «кукурузником», на вооружении стояли разработанные конструктором истребители И-5 и И-15. Однако гения авиастроения загорелся идеей создать скоростной и манёвренный истребитель, не имеющий аналогов в мире. К слову, Поликарпову удалось осуществить свою задумку.

Основой самолёта послужила типовая на тот момент конструкция: рама из труб, обшитый берёзовым шпоном фюзеляж и фанерные крылья, обтянутые полотном. Однако конструктор сделал убирающиеся шасси, что положительно повлияло на динамику машины в полёте. Были внесены и другие конструктивные изменения.

Первый полёт на И-16 совершил Валерий Чкалов. Произошло это знаменательное событие в феврале 1934 года в рамках государственных испытаний. Позднее, «Ишачка» испытывал и Владимир Коккинаки. По результатам тестирования, конструктором вносились изменения.

В результате, уже четвёртый образец И-16 был запущен в серийное производство. Случилось это в конце 1934 года.

Отметим, что за время своего существования, этот истребитель неоднократно модернизировался, поэтому длительное время оставался грозной боевой единицей.

И-16 - самолёт Ишак второй мировой войны: технические характеристики (ТТХ) и аэродинамика советского истребителяПервый полёт на И-16 совершил Валерий Чкалов

Конструктивные особенности

Выше мы отметили, что в качестве базовой основы была использована смешанная конструкция традиционной аэродинамической схемы. В результате И-16 был типичным низкопланом с предусмотренным механизмом втягивающегося шасси. Однако общая характеристика неспособна передать ширины творческой мысли Николая Поликарпова. Поэтому рассмотрим конструкцию «Ишачка» более детально.

И-16 - самолёт Ишак второй мировой войны: технические характеристики (ТТХ) и аэродинамика советского истребителя

Фюзеляж

Фюзеляжи такого типа назывались полумонокок. Особенностью таких конструкций было равномерное распределение несущей способности между каркасом и обшивкой. На первых моделях, каркас изготавливался из деревянных шпангоутов и лонжеронов, обшитых берёзовым шпоном. Сверху наклеивалось полотно, пропитанное специальными аэролаками.

На фюзеляже И-16 размещались:

  • моторама с двигателем;
  • топливные баки;
  • масляный бак;
  • спаренные пулемёты системы ШКАС;
  • радиооборудование;
  • система тяг и тросов;
  • кабина с закрывающейся дверцей.

На более поздних модификациях, появилось отделение для аккумулятора и 5-миллиметровая бронепластина, защищающая пилота.

Центроплан, крылья и шасси

Центропланом в самолётах называют центральную часть крыла, соединяющую правую и левую полуплоскости. В целом, это типовая конструкция, но в случае с И-16, этот элемент претерпел серьёзные изменения.

На машины этой серии устанавливались элероны двух типов:

Начиная с моделей 10-го образца, «Ишачок» стал комплектоваться посадочными щитками Шренка, работавшими от механического привода.

Кроме этого, в центроплане И-16 были предусмотрены ниши для убираемого шасси. Этот элемент был выполнен в виде 3-опорной конструкции. Убиралось шасси вручную: лётчику приходилось крутить специальную ручку, соединённую с хвостовым костылём.

Важно! Если самолёт базировался на аэродромах с грунтовым покрытием, шасси приходилось демонтировать: опоры забивались травой и грязью, и убирались не до конца. В этом случае увеличивался риск капотирования (переворачивания вверх шасси) самолёта в воздухе.

Двигатель

На И-16 устанавливалось несколько вариаций двигателей, различающихся конструкционным весом и производительностью. Все силовые установки охлаждались воздушным путём, цилиндры располагались радиально, поэтому двигатели получили название «Звёздочка».

На различные модификации И-16 ставились следующие типы двигателей:

  • Ф-3 «Райт-Циклон»;
  • М-22;
  • М-22А;
  • М-22В;
  • М-62;
  • М-63.

Все двигатели были 9-цилиндровыми, мощность варьировалась в пределах 480-930 «лошадок».

Чертёж

И-16 - самолёт Ишак второй мировой войны: технические характеристики (ТТХ) и аэродинамика советского истребителя

Тактико-технические характеристики в сравнении с аналогами

Начнём с того, что во время Миланской авиавыставке 1935-го года, И-16 был самым запоминающимся экспонатом, заинтересовавшим всех участников.

Однако в Красной армии, этот самолёт поначалу вызывал настоящий страх среди пилотов. Дело в том, что советские лётчики привыкли к тихоходным бипланам, и элементарно не могли обуздать скоростной истребитель.

Самолёт был сложен в освоении, и требовал максимальной концентрации лётчика во время полёта.

Рассмотрим технические характеристики «Ишачка», актуальные для модели, образца 24.

Тип самолёта Истребитель
Численность экипажа 1 пилот
Тип и мощность двигателя М-63, производительностью 900 л. с.
Скорость 462 км/час
Потолок высоты 9 700 м
Дальность полёта 440 км
Конструкционный вес 1 382 кг
Масса взлёта 1 882 кг
Размах плоскостей 9 м
Площадь крыла 14.54 м2
Длина и высота самолёта 6.13 и 3.25 м соответственно
Базовое вооружение 4 пулемёта ШКАС, калибром 7.62 мм

Когда «Ишачок» только осваивал воздушное пространство, он превосходил по лётно-техническим характеристикам почти все машины, вероятного противника.

Например, во время боёв в Испании, И-16 на равных сражался с самым мощным на тот момент немецким истребителем Messerschmitt Bf.109C, которыми была укомплектована ударная группа «Кондор».

Так продолжалось до начала 40-х годов, пока на вооружении Люфтваффе не появились истребители Bf.109E, превосходящие советские машины по скорости и огневой мощи.

Итальянские самолёты Fiat превосходили И-16 только в огневой мощи. Фиаты вооружались пулемётами, калибра 12.7 мм.

Учитывая, что первые советские истребители были деревянными и не оборудовались бронеспинками, защищающими пилота, подобное превосходство могло быть фатальным.

Однако «Ишачок» значительно превосходил «итальянцев» в скорости, поэтому больших потерь среди советских пилотов и испанских добровольцев не было.

С американскими и английскими истребителями И-16 впервые столкнулся во время войны в Финляндии. Советские самолёты вполне уверенно противостояли врагу, однако, при условии, что за штурвалом находился опытный пилот, которых к тому времени было не так уж и много.

В целом, самолёт оставался актуальным вплоть до 1943 года, хотя годом ранее был выведен из серийного производства. Ко дню Победы, эти машины остались на боевом дежурстве только на Дальнем Востоке.

И-16 - самолёт Ишак второй мировой войны: технические характеристики (ТТХ) и аэродинамика советского истребителя Советский истребитель И-16 после вынужденной посадки

Вооружение

Огневая мощь И-16 наращивалась с каждой последующей модификацией. Начнём с того, что ранние версии комплектовались 7.62-миллиметровыми пулемётами ШКАС, вмонтированными в плоскости.

Начиная с 10-го серийного образца, «Ишачок» получил дополнительные пулемётные гнёзда, расположенные поверх двигателя.

На некоторые модели ставились пулемёты Ультра-ШКАС, отличающиеся более высокой скорострельностью.

Бои в небе Мадрида показали, что пулемёты, «заточенные» под винтовочный патрон неэффективны против самолётов, реализованных в цельнометаллическом корпусе. Поэтому было принято решение об установке малокалиберных автоматических пушек ШВАК, но реализовать данный проект не удалось.

Пушки были установлены на И-16 образец 27, однако, этот самолёт был выпущен ограниченной партией. Модернизация вооружения завершилась установкой синхронных пулеметов ШКАС и одним пулемётом ШВАК, калибром 12.7 мм. Отметим, что на «Ишака» подвешивались бомбы и ракеты.

Довольно интересным проектом был составной пикирующий бомбардировщик. Суть заключалась в том, что к плоскостям тяжёлых бомбардировщиков ТБ-3 подвешивались И-16 с бомбами.

На подлёте к цели, «Ишачки» освобождались из захватов, выполняли прицельное бомбометание и становились звеном поддержки, прикрывающим ТБ-3 от самолётов противника.

Эффективность такой конструкции была подтверждена в 1941 году, когда составной бомбардировщик уничтожил мост Карла Первого через реку Дунай.

И-16 - самолёт Ишак второй мировой войны: технические характеристики (ТТХ) и аэродинамика советского истребителяВ 1937 году истребителя И-16 были отправлены в Китай и Монголию

Окраска

Изначально И-16 покрывался обычной серебрянкой и аэролаком. Однако опыт боёв на Халкин-Голе показал, что такая раскраска обеспечивает нулевую маскировку самолётов в степи. Так появился камуфляжный раскрас, представляющий собой хаотичное расположение полос и пятен защитного цвета, наносимого поверх серебряной краски.

Перед началом войны, И-16 раскрашивался в стандартный для ВВС камуфляж. В 1941 году на корпус наносилась боевая раскраска типа НКАП, когда поверх защитного зелёного цвета накладывались чёрные полосы.

Самолёты, дислоцированные в северных районах «одевались» в зимний камуфляж, наносимый смывающейся краской МК7.

И-16 - самолёт Ишак второй мировой войны: технические характеристики (ТТХ) и аэродинамика советского истребителя

Целевое применение

И-16 — это скоростной истребитель, что предопределяет его функциональность и роль в боевых действиях. В частности, задачи истребительной авиации можно сформулировать так:

  • воздушная разведка;
  • уничтожение самолётов противника;
  • прикрытие сухопутных частей.

К слову, с поставленными задачами «Ишачок» справлялся вполне успешно, но довольно быстро устарел в техническом плане. Как упоминалось выше, И-16 был выведен из серийного производства в 1942 году, уступив место более эффективным машинам Як-9 и Ла-7.

Модификации

«Ишачок» послужил базой для создания следующих самолётов:

  • И-16П — комплектовался пушечным вооружением;
  • ЦКБ-18 — опытный образец штурмовика;
  • И-16В — высотный истребитель с турбокомпрессором;
  • И-161 — выпускался в нескольких вариациях, от прототипа отличался более мощным вооружением и двигателем, серии «Райт-Циклон»;
  • И-164 — истребитель боевого сопровождения с дополнительными топливными баками;
  • И-16бис — модернизированный вариант предыдущей модели;
  • УТ-2 — тренировочный самолёт с двухместной кабиной;
  • УТИ-2 — учебно-тренировочный вариант с раздельной кабиной и неубирающимся шасси;
  • УТИ-4Б — боевой вариант предыдущей модели с бомбовым вооружением;
  • С.8 — испанская версия И-16, выпускавшаяся по лицензии;
  • Чжун-28 Цзя — китайская версия, выпущенная 3-мя экземплярами.

И-16 - самолёт Ишак второй мировой войны: технические характеристики (ТТХ) и аэродинамика советского истребителяУТИ-4Б

Заключение

И-16 был первым во многом. В частности, на этом самолёте был установлен рекорд скорости, впервые были использованы реактивные снаряды и неубирающиеся шасси. Поэтому даже на фоне остальных гениальных проектов Поликарпова, «Ишачок» произвёл настоящий фурор. Кстати, именно этот самолёт был изображён на аверсе медали «За отвагу».

К сожалению, И-16 в исторической комплектации не сохранилось. Вообще, в настоящее время осталось всего 3 истребителя этого типа. Находятся эти модели в музеях.

Источник: https://MilitaryExp.com/samolet-i-16-harakteristiki-legendarnogo-istrebitelya/

Советский истребитель И-16

«Краткая справка: Советский истребитель И-16 конструкции Н. Поликарпова. Хорошо проявил себя во время Гражданской Войны в Испании, к началу Великой Отечественной войны устарел. Отличался очень высокой маневренностью, и даже на излете боевой карьеры, в опытных руках творил чудеса.»

И-16 - самолёт Ишак второй мировой войны: технические характеристики (ТТХ) и аэродинамика советского истребителяИ-16 с выпущенными шасси

История истребителя И-16

Истребитель И-16 — машина противоречивая, особенно если ознакомиться с отзывами о нем в литературе разного времени и авторов. Одновременно и революционный и устаревший, сверхманевренный и тихоходный, этот самолет заслуживал самых разных эпитетов.

Что самое удивительное — все они правильные. Появился на сцене И-16 в очень непростое время — начало 1930-х годов это бесконечное состязание двигателей, конструкций фюзеляжей и типа обшивки.

Ворвавшись в этот водоворот событий в 1933 году, новейший моноплан конструкции Николая Николаевича Поликарпова, совершил настоящий фурор.

Первый во всем — от скоростей, до объемов выпуска, с убираемыми в полете шасси (впервые в мире, на серийной машине!), характерным внешним видом, он ярко выделялся на фоне «коллег-истребителей» и казался самолетом из будущего.

И-16 - самолёт Ишак второй мировой войны: технические характеристики (ТТХ) и аэродинамика советского истребителя

Чертеж истребителя И-16

Поликарпов разрабатывал будущий И-16 в инициативном порядке с 1932 года, как «скоростной истребитель». В мае 1933 года проект заметили в ВВС и конструктор получил задание на него. Уже 30 декабря 1933 года опытный образец истребителя (ЦКБ-12) поднялся в воздух.

За штурвалом машины сидел никто иной, как прославленный лётчик-испытатель завода №39, Валерий Чкалов.

Вплоть до октября 1934 года машина проходила испытания, однако её судьба уже была решена — началась подготовка к серийному производству И-16 на заводах №39 в Москве и №21 в Горьком.

Говорят, что поспособствовал этому сам И.В. Сталин, увидев один из испытательных полетов Чкалова, и весьма впечатанный фигурами высшего пилотажа.

 Так это или нет — сказать трудно, но что именно по распоряжению Сталина, в 1935 году была создана знаменитая «Красная пятерка» — первая советская группа высшего пилотажа, летавшая на ярко красных истребителях И-16, в этом сомневаться не приходиться.

Демонстрируемый в 1935 году на выставке в Милане как спортивный самолёт (АСБ), уже 1936 году И-16 окунулся в бесконечную череду войн: Гражданская в Испании, японо-китайская, Хасан, Халкин-Гол, советско-финская война. Первые ошеломляющие успехи вскоре прошли — истребители-противники совершенствовались, да и отечественная промышленность постепенно переходила на выпуск более современных машин.

К началу 1941 г., И-16 считался уже морально устаревшим, однако все ещё превосходил по маневренности германские Bf-109 последних выпусков. Формально «мессер» и «ишачок» (такое прозвище прижилось за И-16 в войсках) были ровесниками, однако Bf-109 изначально имел лучшую аэродинамику, да и с двигателями у германской промышленности, в отличие от советской, проблем не было.  В итоге более скоростному «мессершмитту» И-16 мог противопоставить только лучшую маневренность. Тем не менее, в опытных руках, советский истребитель все ещё был опасным противником.

К большому сожалению, «опытных рук» не хватало, а простым в управлении самолетом И-16 не был.

Ещё по завершении испытаний истребителя в 1934 году, он рекомендовался только летчикам с хорошим налетом, так как в силу особенностей конструкции, был аэродинамически неустойчивым.

Сделано это было намеренно, в силу бытовавшего у авиаконструкторов начала 30-х представления, что, мол, именно неустойчивая аэродинамика — это залог повышенной маневренности самолета.

И-16 - самолёт Ишак второй мировой войны: технические характеристики (ТТХ) и аэродинамика советского истребителя

Знаменитая «Красная пятерка» в полете. К слову, от первых серийных, эти И-16 отличались двигателем «Райт-Циклон» 9 мощностью 710 л.с., против 430 л.с. у «рядовых» машин.

Горячим летом 1941-го, эти представления стоили жизни многим молодым летчикам. По некоторым сведения, около 40% потерь И-16 на фронте в первые месяцы войны, были не боевыми, а связанными со взлетом и посадкой.

Всего за 8 лет серийного производства (1934-1942 г.г.), было произведено 10292 истребителя И-16 различных модификаций. Пик производства пришелся на 1940 г. (свыше 2000 самолетов). Кроме РККА, И-16 состоял на вооружении: Испании (до 400 самолетов), Гоминьдановского Китая (82 поставленных СССР и 30 собственной сборки)

  • Испании — от 293 до 422 самолётов, поставленных из СССР, 14 самолётов собственной сборки
  • ВВС националистической Испания — 52 трофейных самолёта. Наиболее долгая эксплуатация (до 1953 г.)
  • ВВС Гоминьдана — не менее 82 самолётов советской постройки, около 32 собственных копий
  • Люфтваффе — несколько сотен трофейных машин.
  • ВВС Финляндии — 7 трофейных самолётов
  • ВВС Королевства Румыния — 16 трофейных самолётов
  • ВВС Японии — 3 трофейных самолёта
  • ВВС Польши — 4 самолёта
  • ВВС Монголии — 30 самолётов

 В СССР, в некоторых боевых частях эти самолёты эксплуатировались до 1944 года, а на Дальнем Востоке И-16 оставались в строю до августа 1945 года (888 ИАП). В Испании И-16 состояли на вооружении до 1953 года.

И-16 - самолёт Ишак второй мировой войны: технические характеристики (ТТХ) и аэродинамика советского истребителя

Да, картина эта далеко не фантастическая — И-16 даже от сравнительно новых машин отставал вовсе не на порядок. А до 1940 года, как минимум, не уступал зарубежным аналогам.

Конструкция истребителя И-16

Истребитель И-16 представляет собой свободнонесущий низкоплан с веретёнообразным коротким фюзеляжем и убирающимся шасси.

Конструкция смешанная — деревянный клееный фюзеляж крепился к усиленному стальными уголками каркасу из ясеня или сосны, а снаружи обшивался фанерой (спереди) и дюралюминием (сзади). Конструкция планера смешанная.

Фюзеляж имел деревянный каркас (сосна, ясень), усиленный стальными подкосами, с обшивкой из берёзового шпона и миткалевого полотна.

Основной силовой частью конструкции самолёта был жесткий ферменный центроплан, связывающий между собой крылья, фюзеляж, шасси и двигатель.

Крылья — отъемные, обшитые в лобовой части дюралюминием, после чего всё крыло обтягивалось полотном и лакировались. Место сочленения крыла и центровлана закрывалось дюралевой лентой шириной 100 мм. Элероны и хвостовое оперение имели дюралевый каркас и полотняную обшивку.

Силовая установка самолета состояла из поршневого звездообразного двигателя воздушного охлаждения, закрытым капотом NASA, с двухлопастным воздушным винтом. В процессе производства тип двигателя менялся.

Начиная с И-16 тип 18 устанавливался винт переменного шага. Шасси состояло из двух отдельных пирамид и было оригинальной конструкции, свойственной тому времени, когда пневмо- и гидросистемы с силовыми цилиндрами еще не вошли в практику и распространены были лишь механические ручные тросовые приводы от летчика.

Самолёты первых серий имели сдвижной (вперед) фонарь кабины, но начиная с И-16 тип 10 кабина стала открытой, с неподвижным козырьком.

Вызвано это странное «новшество» прозаическими причинами — во-первых он был не слишком удачным (главным образом из-за материала изготовления) и ухудшал пилоту обзор.

Во-вторых, привыкшие к открытым кабинам «пилоты старой школы» сомневались, что в критической ситуации успеют сдвинуть фонарь и вовремя покинуть самолет.

И-16 - самолёт Ишак второй мировой войны: технические характеристики (ТТХ) и аэродинамика советского истребителя
Страна: СССР
Тип: Истребитель
Год выпуска: 1933 г.
Экипаж: 1 человек
Двигатель: 1х М-63, мощностью 900 л.с.
Максимальная скорость: 462 км/ч
Практический потолок: 9700 м
Дальность полета: 440 км
Масса пустого: 1382,5 кг
Максимальная взлетная масса: 1882 кг
Размах крыльев: 9,004 м
Длина: 6,13 м
Высота: 3,25 м
Площадь крыла: Нет сведений
Вооружение: 4х авиационных пулемета ШКАС, 7,62 мм

Характеристики приведены для И-16 тип 24

Модификации истребителя И-16

  • ЦКБ-12 — прототип. Изготовлен на заводе №39.
  • ЦКБ-12П (И-16П) — прототип пушечного истребителя. Изготовлен на заводе №39.
  • ЦКБ-18 — опытный штурмови с увеличенным размахом крыльев, бронезащитой кабины пилота, 4 крыльевыми пулемётами ШКАС или ПВ-1, бомбовым вооружением. Изготовлен в 1935 году.
  • ЦКБ-29 (СПБ, «изделие164») — скоростной пикирующий бомбардировщик. Изготовлен в 1936 году.
  • И-16 тип 4 (ЦКБ-12бис) — первый серийный вариант. Оснащался мотором М-22. Вооружение состояло из 2 крыльевых пулемётов ШКАС. Выпускался в 1934-1935 годах на заводах №39 и №21. Изготовлено 400 экземпляров. В 1934 году на заводе №21 выпускались самолёты И-5, ХАИ-1 и И-14. И-16 стал четвёртым типом, откуда и пошло его официальное обозначение.
  • И-16 тип 5 — самолёт с двигателем М-25 (лицензионный Райт «Циклон» F-3). Капот двигателя оснащён лобовыми жалюзи, изменён механизм уборки шасси. Поставлялся в Испанию и Китай.
  • И-16 тип 6 — истребитель с 3 пулемётами ШКАС (1 синхронный в нижней части фюзеляжа). В 1937 году на заводе №21 изготовлено 30 самолётов.
  • И-16 тип 9 — штурмовик. Вооружение состояло из 6 пулемётов ШКАС. Испытывался в конце 1937 года.
  • И-16 тип 10 — истребитель с 4 пулемётами ШКАС (2 синхронных в верхней части фюзеляжа). Оснащался форсированным двигателем М-25В и посадочными щитками. В зимнее время могли устанавливаться лыжи. Поставлялся в Испанию и Китай. В Испании часть самолётов (эскадрилья №4 под командованием А.Ариаса) была оснащена американскими двигателями Райт «Циклон» F-54 и кислородными приборами. Всего изготовлено 934 самолёта.
  • И-16 тип 11 — штурмовик с неубирающимся шасси. Разработан на заводе №21.
  • И-16 тип 12 — истребитель с пушечным вооружением. Оснащался 2 крыльевыми пулемётами ШКАС и 2 пушками ШВАК. Выпускался на заводе №21 в 1937-1938 годах.
  • И-16 тип 17 — пушечный истребитель. Отличался размещением пулемётов ШКАС в фюзеляже и форсированным двигателем М-25В. Выпускался в 1938 году на заводе №21. Изготовлено 314 самолётов.
  • И-16 тип 18 — истребитель с двигателем М-62. На заводе №21 в 1939 году изготовлено 177 самолётов. В тип 18 переоборудовано 134 ранее выпущенных И-16. Впервые применён на Халхин-Голе.
  • И-16 тип 19 — вариант И-16 тип 10 с крыльевыми пулемётами СН. Выпускался с 1939 года.
  • И-16 тип 20 — истребитель сопровождения с подвесными баками. Прошёл испытания в 1939 году.
  • И-16 тип 24 — истребитель с двигателем М-63. Вооружение состояло из 4 пулемётов ШКАС. Выпускался на заводах №21 и №153.
  • И-16 тип 27 — пушечный истребитель с двигателем М-62. Изготовлено 59 самолётов.
  • И-16 тип 28 — пушечный истребитель с двигателем М-63. Изготовлено 293 самолёта.
  • И-16 тип 29 — истребитель с 12,7-мм пулемётом БС и 2 синхронными ШКАС. Выпускался с 1940 года.
  • И-16В — высотный. Отличался наличием турбокомпрессора. На заводе №156 переоборудовано несколько самолётов.
  • И-16П — пушечный. Отличался двигателем Райт «Циклон». Вооружение состояло из 2 синхронных пулемётов ШКАС и 2 пушек ШВАК. Переоборудован из И-16 тип 5.
  • И-16П (ЦКБ-12П) — пушечный. Отличался установкой 2 пушек в торцах центроплана. Переоборудован из И-16 тип 10.
  • И-161 — модернизированный. Вооружение состояло из 4 крыльевых пулемётов ШКАС и 4 20-кг бомб. Разработан в 1935 году.
  • И-161 (второй) — облегчённый вариант И-16. Разработан в 1937 году.
  • И-163-1 — эталон 1937 года. Отличался посадочными щитками. Масса снижена до 1600 кг.
  • И-163-2 — вариант с посадочными щитками увеличенной площади.
  • И-164 (И-16с) — истребитель сопровождения (сопроводитель). Оснащался двигателем М-25В и 2 дополнительными топливными баками. Испытывался в феврале 1938 года.
  • И-165 (И-16бис) — модернизированный. Отличался двигателем М-62, новой конструкцией крыла, имненённой формой фюзеляжа, новым капотом двигателя и дополнительными топливными баками. Изготовлено 2 самолёта.

И-16 - самолёт Ишак второй мировой войны: технические характеристики (ТТХ) и аэродинамика советского истребителя

И-153 и И-16 — красивейшая пара от Николая Поликарпова. Предполагалось, что скоростной «ишачок» будет догонять и сковывать боем вражеские истребители, а тихоходная «чайка» — добивать.

  • И-166 — облегчённый до 1383 кг. Отличался двигателем М-25В, капотом NASA с регулируемой задней щелью и лобовым кольцевым маслорадиатором.
  • УТ-2 (8211) — учебно-тренировочный (опытный). Отличался двухместной кабиной с общим фонарём. Разработан в начале 1935 года на заводе №21. Изготовлено 3 самолёта.
  • УТИ-2 тип 14 — серийный учебно-тренировочный. Отличался раздельными кабинами и неубирающимся шасси. Оснащался двигателем М-22. Выпускался в 1935-1937 годах на заводе №21.
  • УТИ-3 — учебно-тренировочный с двигателем М-58 (опытный). Построен и испытан в 1935 году.
  • УТИ-4 тип 15 — учебно-тренировочный с двигателем М-25. Отличался убирающимся шасси. Выпускался на заводах №21, №153 и №458. Изготовлено 3189 самолётов.
  • УТИ-4Б тип 15Б — боевой вариант УТИ-4. Вооружение состояло из 2 крыльевых пулемётов БС, 6 РС-82 и 2 50-кг бомб. Вторая кабина закрывалась дюралевым колпаком. Разработан на заводе №458 (эвакуированном в Баку) в 1941 году.
  • C.8 — испанский вариант И-16. Вооружался 2 крыльевыми пулемётами ШКАС. Занимал промежуточное положение между типами 5 и 10. В 1938-1939 годах изготовлено 14 самолётов. Находился на вооружении в ВВС Испании до 1953 года.
  • «Чжун 28-Цзя» — китайский вариант И-16. Отличался двигателем Райт «Циклон» R-1820-F, обшивкой из бамбука. В 1938-1939 годах изготовлено 3 истребителя и 30 двухместных учебно-тренировочных самолётов.

Источник: http://armedman.ru/samoletyi/1919-1936-samoletyi/istrebitel-i-16.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector