Ил-12: самолёт, история создания, применение, схема салона, конструкция, технические характеристики (ттх)

ИЛ-12: самолёт, история создания, применение, схема салона, конструкция, технические характеристики (ТТХ)

Ил-12 – советский ближне- и среднемагистральный пассажирский самолет, разработанный в ОКБ Ильюшина во второй половине 40-х годов прошлого века. Эта машина создавалась для замены самолетов Ли-2 и DC-3. Ил-12 использовался не только для пассажирских перевозок, но и для транспортировки различных грузов.

Первый полет Ил-12 состоялся 15 августа 1945 года, а его массовая эксплуатация началась через два года. Производство машины продолжалось до 1949 года, за этот период советская авиационная промышленность выпустила 663 Ил-12. Позже на базе этого самолета в ОКБ Ильюшина был разработан более совершенный Ил-14.

Основными эксплуатантами Ил-12 в Советском Союзе был «Аэрофлот» и Военно-воздушные силы.

Самолет Ил-12 перевозил эксплуатировался не только в Советском Союзе, но и поставлялся на экспорт. Больше всего этих пассажирских машин было закуплено Китаем, где они использовались вплоть до начала 90-х годов. Также Ил-12 долгое время эксплуатировался польскими, румынскими и чехословацкими авиакомпаниями.

Были разработаны несколько модификаций Ил-12, а также ряд специальных вариантов этого самолета, оборудованных для аэрофотосъемки, метеорологических наблюдений и поиска полезных ископаемых.

Также на основе базовой модели был создан десантно-транспортный самолет, который мог использоваться и для выброски парашютистов, и в качестве бомбардировщика, санитарного самолета или буксировщика планеров.

ИЛ-12: самолёт, история создания, применение, схема салона, конструкция, технические характеристики (ТТХ)

История создания Ил-12

Знаменитый советский авиаконструктор Сергей Владимирович Ильюшин занимался созданием пассажирских самолетов еще в середине 30-х годов. Именно тогда под его руководством началось создание авиалайнера на базе бомбардировщика ЦКБ-26. Однако большая загруженность КБ не дала возможность довести этот проект до логического завершения. А затем началась война…

Однако к тематике пассажирского авиатранспорта Ильюшин вернулся при первой же возможности.

1943 года. Великая Отечественная война достигла своего апогея, и все силы промышленности страны направлены на выпуск продукции для фронта. Однако именно в это время Ильюшин в инициативном порядке приступает к проектированию новой пассажирской машины.

По замыслу конструкторов этот самолет должен был значительно превзойти американский DC-3 и его советский лицензионный аналог Ли-2. Планировалось, что новая машина будет иметь дальность полета 5 тыс. км, потолок – 7 тыс.

метров, максимальную скорость – 400 км/ч и коммерческую нагрузку на уровне трех тонн.

ИЛ-12: самолёт, история создания, применение, схема салона, конструкция, технические характеристики (ТТХ)Конечно, вызывает вопрос, чем именно руководствовался генеральный конструктор, приступивший на свой страх и риск да к тому же в разгар войны к созданию пассажирского самолета. Официально считается, что Ильюшин, так сказать, работал на перспективу и стремился «застолбить» за собой место, прекрасно понимая, что после войны «Аэрофлот» не обойдется без нового комфортабельного авиалайнера. Однако, понимая советскую специфику, тяжело поверить в то, что идея создания Ил-12 возникла без согласования с высшим руководством страны. Ведь изначально в конструкцию самолета закладывалась возможность его двойного использования. То есть, он вполне годился в качестве ночного бомбардировщика или военно-транспортного самолета.

Но так или иначе, базовая модификация самолета, над которой трудились подчиненные Ильюшина, представляла собой именно пассажирскую машину.

Первоначально самолет планировали оснастить четырьмя высотными двигателями М-88В. А экипаж и пассажиров разместить в герметичном фюзеляже, в который нагнетался воздух. В пассажирской кабине предполагалось разместить десять рядов кресел с одним центральным проходом между ними. Салон был рассчитан на 29 пассажиров.

Еще одной интересной особенностью новой машины стало появление передней стойки шасси. Этот элемент конструкции значительно повышал безопасность полетов и кардинально решал проблему капотирования при посадке. До этого подобная схема шасси на самолетах КБ Ильюшина не использовалась.

ИЛ-12: самолёт, история создания, применение, схема салона, конструкция, технические характеристики (ТТХ)

Проект самолета был утвержден Ильюшиным в начале 1944 года. Вскоре он был представлен Сталину, который новую машину одобрил. Таким образом, Ил-12 получил путевку в жизнь.

В процессе доработки этого проекта внешний вид и конструкция самолета подверглись серьезным изменениям. В первую очередь это было связано с метаморфозами в силовой установке машины.

Было принято решение заменить четыре двигателя М-88В на два дизеля АЧ-31 с мощность по 1500 л. с. каждый. Эти моторы имели значительно меньший мидель, чем М-88В, что положительно сказывалось на аэродинамических характеристиках самолета.

При этом радиатор системы охлаждения был размещен в центроплане.

Использование новых двигателей заставило разработчиков отказаться от наддува салона, потому что АЧ-31 нужна была вся мощность турбокомпрессоров.

Кроме того, количество рядов пассажирских сидений в салоне было уменьшено до девяти, их общее число составило 27. При этом в хвостовой части салона было размещено багажное отделение, а по его левой стороне – буфет.

Вообще, следует отметить, что для своего времени Ил-12 получил довольно комфортабельный салон, с хорошим освещением, отоплением и вентиляцией.

ИЛ-12: самолёт, история создания, применение, схема салона, конструкция, технические характеристики (ТТХ)

В марте 1944 года доработанный проект был утвержден Ильюшиным, после чего конструкторы занялись повышением безопасности самолета. В частности, много внимания было уделено возможности полета при отказе одного из двигателей, а также работе антиобледенительной и противопожарной системы.

Осенью 1944 года был готов макет самолета, и в целом было завершено проектирование машины. Опытный образец Ил-12 был построен к лету 1945 года, 15 августа экипаж под командованием Владимира Коккинаки впервые поднял машину в воздух.

В процессе испытаний очень быстро стало понятно, что двигатели АЧ-31 еще не готовы для установки на серийную машину. Они были слишком ненадежными и капризными.

Отсутствие подходящего двигателя ставило под угрозу весь проект, поэтому Ильюшин принял волевое решение: установить на самолет хорошо проверенные моторы АШ-82ФН воздушного охлаждения.

Ранее их использовали на истребителях семейства Ла.

Доработка мотогондол под новые двигатели заняла немного времени и не внесла серьезных изменений в конструкцию самолета. Правда, конструкторам пришлось переделать элементы механизации крыла, а также механизм уборки основных стоек шасси. К тому же они получили двойные колеса вместо одинарных, что улучшило проходимость Ил-12 на грунтовых ВПП.

ИЛ-12: самолёт, история создания, применение, схема салона, конструкция, технические характеристики (ТТХ)

Уже 9 января 1946 года состоялся первый полет Ил-12 с силовой установкой на основе АШ-82ФН. В первых полетах наблюдалась сильная тряска воздушных винтов, которые пришлось заменить.

Заводские испытания Ил-12 завершились успешно, то же самое можно сказать и о проекте в целом. Новый пассажирский самолет полностью оправдал надежды создателей. Результаты впечатлили и руководство страны, причем настолько, что Ил-12 был запущен в серийное производство еще до начала государственных испытаний.

В феврале 1946 года, еще до окончания заводских испытаний, появилось постановление Совнаркома, в котором предписывалось создать на базе Ил-12 транспортный самолет с грузоподъемностью 3,5 тыс. кг, а также машину с более мощным двигателем АШ-93.

В том же году были проведены и государственные испытания новой машины, которые также прошли успешно.

 Приемная комиссия признала, что характеристики Ил-12 прекрасно подходят для эксплуатации самолета на внутригосударственных авиалиниях средней протяженности.

Можно еще добавить, что самолет понравился летчикам-испытателям, которые высоко оценили его простоту, надежность и пилотажные характеристики.

Испытания показали, что Ил-12 способен взлетать и садиться не только на длинные ВПП с бетонным покрытием – число которых тогда в Советском Союзе можно было пересчитать на пальцах – но и на грунтовые полосы ограниченного размера. Также была доказана возможность успешной эксплуатации самолета в условиях высокогорья.

ИЛ-12: самолёт, история создания, применение, схема салона, конструкция, технические характеристики (ТТХ)

В октябре 1946 года вышел приказ Министерства авиапромышленности о начале серийного производства Ил-12. Оно было развернуто на московском авиазаводе №30, на котором в дальнейшем и были выпущены все Ил-12.

Эксплуатация Ил-12

1 мая 1947 года Ил-12 принял участие в параде на Красной площади, а уже в июне самолет стал выполнять регулярные пассажирские перевозки.

А в 1948 году машину стали использовать на международных линиях. Сначала была София, потом Ил-12 стал выполнять регулярные полеты в Берлин, Бухарест, Варшаву, Кабул, Прагу и многие другие города.

В 1954 году была открыта пассажирская линия Москва — Париж.

Новый самолет нравился летчикам. Кроме простоты управления, он отличался высоким уровнем комфорта для экипажа, переход с Ли-2 на Ил-12 не вызывал у пилотов особых затруднений.

ИЛ-12: самолёт, история создания, применение, схема салона, конструкция, технические характеристики (ТТХ)

В 1948 году самолеты стали поступать в подразделения Советской армии. Однако для использования в качестве военно-транспортного самолета Ил-12 имел недостаточную грузоподъемность.

Он мог брать на борт примерно 30 парашютистов, что, конечно же, было мало для военных. Авиапромышленность довольно быстро смогла предложить армии более серьезные машины и поэтому военная служба Ил-12 оказалась недолгой.

 Еще одной проблемой, на которую часто нарекали военные летчики, являлась ненадежность двигателя АШ-82ФН.

Изначально их ресурс не превышал 150 часов. Если в войну это считалось достаточным, так как мало какой истребитель мог налетать даже половину этого срока на фронте, то для серийного пассажирского самолета это было явно мало.

В центральных управлениях гражданской авиации этот вопрос решали довольно просто – заменой двигателя, но для периферии такой способ зачастую не подходил, ибо моторы были там в страшном дефиците.

Поэтому часто складывалась ситуация, когда на небольших аэродромах новенькие Ил-12 с нерабочими двигателями стояли на «приколе», а перевозки осуществляли заслуженные ветераны Ли-2.

Конечно же, мотор пытались «довести» и увеличить его рабочий ресурс, но кардинальных сдвигов добиться так и не удалось. Действительно надежным стал двигатель АШ-82Т, но его устанавливали уже на Ил-14.

Ил-12 успел поучаствовать в Корейской войне. В последний день этого конфликта четверка американских F-86 расстреляли безоружный транспортный самолет над китайской территорией. В Ил-12 находились военнослужащие 83-го истребительного авиакорпуса, все они погибли.

Самолет Ил-12 использовали и в качестве бомбардировщика. Для этого в центроплане машины были сделаны бомболюки, а в фюзеляже установлены бомбодержатели.

Для защиты от вражеских истребителей самолет был оснащен пулеметной установкой с 12,7-мм УБТ.

В целом же, транспортно-десантная модификация машины – Ил-12Д – могла быть легко переоборудована для использования в одном из нескольких вариантов: транспортном, десантном или санитарном.

Самолет широко использовался в Арктике и даже в Антарктике. В 1950 году два Ил-12 доставили грузы на Северный полюс, а в 1958 году Ил-12 впервые пролетел над Южным полюсом планеты, совершив при этом перелет длиною 7 тыс. км всего лишь с одной посадкой.

Первая демонстрация Ил-12 за рубежом состоялась в 1948 году на ярмарке в польской Познани. Прямо там был заключен контракт на поставку пяти самолетов польской авиакомпании LOT. Они эксплуатировались до конца 60-х годов.

ИЛ-12: самолёт, история создания, применение, схема салона, конструкция, технические характеристики (ТТХ)

Единственный Ил-12, проданный в Румынию, использовался для перевозки партийной номенклатуры этой страны. В Чехословакию была поставлена партия из десяти Ил-12, они находились в эксплуатации до начала 60-х годов.

В Китай первые Ил-12 были отправлены в 1949 году. Особенно массовыми поставки этих машин стали в конце 50-х годов, когда «Аэрофлот» и армия начали снимать Ил-12 с эксплуатации. Китайцы ставили на самолет двигатель АШ-82Т, что значительно повышало его характеристики. В таком виде Ил-12 в КНР использовался вплоть до начала 90-х годов, то есть более сорока лет.

За время эксплуатации в катастрофах были потеряны 37 самолетов Ил-12.

Описание самолета Ил-12

Самолет выполнен по нормальной аэродинамической схеме, это низкоплан с двумя двигателями и трехопорным убирающимся шасси с передней стойкой. Ил-12 изготавливался в двух основных версиях – грузовой и пассажирской. Хвостовое оперение самолета однокилевое. Экипаж Ил-12 состоял из пяти человек.

Крыло Ил-12 свободнонесущее с тремя лонжеронами и работающей обшивкой. Оно состояло из центроплана и двух консолей. Механизация крыла представлена посадочными щитками, элеронами щелевого типа и закрылками.

Читайте также:  Карабин вепрь пионер: отзывы, цена, технические характеристики, обзор

Основные стойки шасси убирались вперед в отсеки мотогондол, а передняя стойка – назад в специальный отсек, расположенный в передней части фюзеляжа. Также Ил-12 имел дополнительное хвостовое колесо, которое предохраняло хвостовую часть машины при касании с землей.

В состав силовой установки машины входило два звездообразных двигателя АШ-82ФН воздушного охлаждения с четырнадцатью цилиндрами и непосредственным впрыском топлива. Топливная система самолета состояла из десяти баков, в которые вмещалось 6 тыс. литров бензина Б-95/130.

ИЛ-12: самолёт, история создания, применение, схема салона, конструкция, технические характеристики (ТТХ)

Ил-12 имел сдвоенную механическую систему управления. В нее был включен автопилот.

Выпуск и уборка шасси, управление механизацией крыла, работа тормозов осуществлялась за счет гидравлической системы самолета. Кроме того, для выпуска шасси и торможения имелись дополнительные аварийные системы.

Для предохранения крыла и стабилизатора от налипания льда на Ил-12 использовалась тепловая противообледенительная система. Для предотвращения обледенения воздушных винтов применялся антифриз, а стекла фонаря пилотской кабины омывались спиртом и очищались механическими очистителями.

Отопительная система самолета позволяла обеспечивать нормальный температурный режим в пассажирском салоне и кабине пилотов. Она состояла из двух бензиновых обогревателей, которые устанавливались в кабине радиста. Работа системы регулировалась с помощью заслонок.

Свежий воздух попадал в пассажирскую кабину через два специальных заборника и систему воздуховодов. В верхней части фюзеляжа находились несколько вытяжных отверстий, через которые воздух отсасывался.

На борту Ил-12 имелась связная и командная радиостанция, радиокомпас и радиополукомпас, радиовысотомер и переговорные устройства.

Электроэнергию все самолетные системы получали от двух генераторов ГСН-300 и два аккумуляторных батарей типа 12А-30.

Источник: https://WarWays.ru/aviatsiya/passazhirskie-samolety/il-12.html

ИЛ-12: самолёт, история создания, применение, схема салона, конструкция, технические характеристики (ТТХ)

В последние довоенные годы основным грузопассажирским самолётом в Советском Союзе стал Ли-2 (в первое время названный ПС-84). Машина была очень хороша, с честью прошла всю войну, но в её «биографии» было одно заметное пятно. Самолёт был лицензионной копией американского DC-3, разработанного фирмой «Дуглас».

Для страны, одержимой лозунгом «догнать и перегнать» и очень болезненно относившейся к малейшей возможности потери престижа, это был недостаток. Так что работы по созданию преемника «Дугласа» начались быстро. Им станет Ил-12, созданный в конструкторском бюро Сергея Ильюшина.

История создания

Разработка самолёта Ил-12 началась, как бы странно это не выглядело, в 1943 году. Пассажирские машины тогда насущной необходимостью не являлись, Ли-2 (и экспортные С-47) всех устраивали.

Да и само КБ не бездельничало, занимаясь разработкой, например, новых штурмовиков Ил-10. И всё-таки Сергей Ильюшин решил в разгар войны заняться разработкой перспективного лайнера.

Притом не переделывая его, скажем, из бомбардировщика Ил-4, а начав с чистого листа.

ИЛ-12: самолёт, история создания, применение, схема салона, конструкция, технические характеристики (ТТХ)

В качестве ориентира было решено взять пресловутый DC-3 – будущий Ил-12 даже имел с ним значительное внешнее сходство. Но имелись и важные отличия.

Задуманную машину планировали оснастить 4 высотными двигателями М-88В, нагнетатели которых обеспечивали бы герметизацию салона.

А от традиционного шасси с хвостовым колесом собирались отказаться в пользу более современной схемы с носовой стойкой. В Кремле проект встретили одобрением.

Январь 1944 года принёс значительные изменения. От 4-моторной схемы и двигателей М-88В отказались в пользу 2 дизелей АЧ-31. Это обещало улучшить аэродинамику самолёта, особенно на крейсерских скоростях.

Однако от герметичного салона пришлось отказаться – весь воздух, нагнетаемый компрессорами, потреблялся моторами.

Весной того же года проект дизельного Ил-12 утвердили, а к осени был готов полноразмерный макет.

Сборку прототипа завершили уже после победы над Рейхом – летом 1945 года.

В августе Владимир Коккинаки вместе со своим братом Константином подняли Ил-12 в воздух.

Сразу после начала заводских испытаний выяснилось, что с двигателями вышла промашка. Дизеля АЧ-31 оказались «сырыми», ненадёжными, и ставили под угрозу своевременную сдачу самолёта.

В итоге их решили заменить на один из самых известных и массовых авиамоторов военного времени – АШ-82ФН. Испытания доработанного прототипа начли уже в 1946 году. А летом того же года самолёт отправили на испытания государственные. В октябре Министерство авиапромышленности издало приказ о запуске Ил-12 в серию.

Конструкция

Транспортный и пассажирский самолёт Ил-12 – цельнометаллический низкоплан с нижним расположением крыла и 2 поршневыми двигателями. Фюзеляж-полумонокок имеет форму сигары и круглое сечение. В 4-местной кабине находились рабочие места 2 пилотов, штурмана, и радиста. У некоторых образцов в крыше кабины находился люк для астронавигации. Сразу за кабиной находился туалет.

Пассажирский вариант самолёта обычно рассчитывался на перевозку 27 пассажиров в комфортабельных креслах.

Транспортные Ил-12 комплектовались откидными сиденьями для 38 десантников, отличались они и наличием двустворчатой грузовой двери. Ещё одним отличием «военных грузовиков» было наличие амбразур в иллюминаторах.

Трёхлонжеронное крыло имело форму трапеции, состояло из центроплана, консолей и концевых обтекателей. Элероны – щелевые, посадочные закрылки – четырёхсекционные. В носке крыла находился противообледенитель.

14-цилиндровые звездообразные моторы АШ-82ФН развивали мощность до 1850 л.с, и комплектовались 4-лопастными винтами. Шаг винта – изменяемый посредством гидропривода.

Топливные баки находились в центроплане, в консолях могли быть установлены дополнительные (для увеличения дальности полета).

ИЛ-12: самолёт, история создания, применение, схема салона, конструкция, технические характеристики (ТТХ)

Система управления – механическая, но Ил-12 имел и автопилот. Основные опоры шасси убирались в отсеки в гондолах двигателей, носовая – в фюзеляж. Имелось и хвостовое колесо – чтобы уберечь машину от повреждений в случае аварии.

Эксплуатация и модификации

К концу 1947 года Ил-12 уже вовсю эксплуатировался Аэрофлотом. Практика подтвердила правоту Ильюшина – по лётным качествам, комфорту, а главное – по экономической эффективности новый лайнер превзошёл Ли-2.

Было у него всего одно слабое место, но на «самом видном месте». Это были двигатели, точнее – их ресурс.

В годы войны, когда создавался АШ-82, никто даже не думал, что их поставят на самолёты, которые будут эксплуатироваться годами.

В 1948 году Ил-12 потеснил Ли-2 и в военной авиации.

Конечно, двигатели с малым ресурсом «смазывали картину» и там, но не в такой степени (хотя бы из-за того, что эксплуатировались самолёты не так интенсивно), но здесь главным было не это. Военные желали получить самолёт с большей вместимостью и грузоподъёмностью.

В итоге – при первой возможности стали заменять «двенадцатый» на грузовой вариант бомбардировщика Ту-4. К 60-м годам военные Ил-12 в основном служили в училищах. А вот машины, переданные в Китай, служили до 80-х годов.

ИЛ-12: самолёт, история создания, применение, схема салона, конструкция, технические характеристики (ТТХ)

А в 1954 году начался выпуск более совершенной машины Ил-14. Двигатели АШ-82Т «четырнадцатого» имели повышенный ресурс, в результате он быстро вытеснил своего предка даже с линий местного сообщения.

Транспортные модификации Ил-12 первоначально выпускались под обозначением Ил-12Т. Их сменил Ил-18Д – самолёт «двойного назначения». Он был лучше приспособлен для высадки десанта, под фюзеляжем установили держатели (чтобы в случае необходимости использовать самолёт, как бомбардировщик), и предусмотрели место для оборонительной турели с пулемётом УБТ.

В полярную авиацию шли Ил-12Д с увеличенной, за счёт дополнительных крыльевых баков, дальностью.

Для перевозки высшего руководства строились пассажирские самолёты в «салонном» исполнении повышенной комфортности. Их эксплуатировал транспортный полк особого назначения.

Лётно-технические характеристики

В 30-е годы DC-3 был эталоном грузопассажирского самолёта во всём мире, и КБ Ильюшина было не одиноко в желании разработать что-то лучшее. В Америке в 1947 году поднялся в воздух CV-240 фирмы «Конвэр» – фактически, прямой конкурент Ил-12.

 Ил-12CV-240
Длина, м 21,3 22,7
Размах крыла, м 31,7 27,9
Максимальная взлётная масса, т 17 18
Максимальная скорость, км/ч 407 507
Потолок, км 22 4,9
Пассажировместимость до 32 До 40
  • Американский лайнер отличался от советского тем, что в нём изначально удалось реализовать идею герметичного пассажирского салона.
  • ИЛ-12: самолёт, история создания, применение, схема салона, конструкция, технические характеристики (ТТХ)
  • По распространённости и долговечности CV-240 даже больше сравним с Ил-14 – он активно эксплуатировался до 80-х годов, а в Канаде модернизированные машины летают до сих пор.

Ил-12 никак нельзя назвать неудачным самолётом.

Если бы Ил-14 считался не отдельной машиной, а модификацией «двенадцатого», его вообще можно было бы назвать знаковым для советской авиапромышленности.

Увы, если не брать «четырнадцатый» во внимание, то на Ил-12 бросают тень ненадёжные двигатели, омрачавшие радость от нового современного самолёта. Но даже в роли ступеньки к более удачному лайнеру «двенадцатый» сделал большое дело.

Видео

Источник: https://WarBook.club/voennaya-tehnika/samolety/il-12/

Ильюшин Ил-12

Ил-12 является пассажирским самолетом для перелетов на авиалиниях средней протяженности. В международной кодификации организации НАТО имеет обозначение Coach, что в переводе означает «междугородний автобус». Данная машина проектировалась и в грузовом варианте, что позволило расширить ее применение.

Машина изготовлена в схеме цельнометаллического самолета с двумя двигателями, которые расположены на крыльях. Данный низкоплан оснащен поршневыми двигателями и имел стандартное трехопорное шасси. Впервые самолет Ил-12 оторвался от взлетной полосы в средине августа 1945 года.

При появлении этого лайнера отпала нужда в использовании такого самолета как Ли-2 на авиалиниях Советского Союза.

История создания самолета Ил-12

Новый проект пассажирского самолета под обозначением Ил-12 был начат осенью 1943 года в конструкторском бюро Ильюшина. Первые проработки корпуса позволили конструкторам просчитать размещение 29 пассажиров в салоне.

При этом машина могла пролететь 5 тысяч километров при нормальной скорости в 400 км/ч. Первоначально планировали оснастить машину четырьмя двигателями модели М-88В, но в конечном итоге были выбраны дизельные двигатели типа АЧ-31.

При их установке изменилось количество пассажирских сидений в салоне до 27. Также решили изготовлять фюзеляж негерметичным.

ИЛ-12: самолёт, история создания, применение, схема салона, конструкция, технические характеристики (ТТХ)

Эскиз лайнера был готов в начале осени 44 года, после чего принялись за создание опытной модели. Первый полет в августе 45 года был осуществлен под управлением испытателей В. Коккинаки и К. Коккинаки. В ходе дальнейших вылетов стало ясно, что машина требует значительных доработок, основной проблемой стала силовая установка.

Это в итоге привело к замене дизелей на бензиновые двигатели марки АШ-82ФН. При этом было доработано крыло под данные установки. Тестирование самолета Ил-12 с новыми двигателями продолжилось с января 46 года.

При первом же вылете обнаружилась сильная тряска винтов, что было решено созданием новой конструкции винтов и повышением их жесткости.

Читайте также:  Шашка казачья: боевое кованое оружие кубанского войска против японской катаны, фланкировка, владение, заточка

ИЛ-12: самолёт, история создания, применение, схема салона, конструкция, технические характеристики (ТТХ)

Государственные испытания аппарат проходил в конце лета 46 года, в результате было подтверждено качество конструкции и высокие летные характеристики. Ил-12 был представлен публике в этом же году на параде в Тушино. С октября 46 года машина была направлена на серийное изготовление на московский авиазавод.

Особенности конструкции Ил-12

Кроме пассажирского, был спроектирован и транспортный вариант, который имел точно ту же конструкцию корпуса и основных агрегатов. Для управления машиной требовалось пять человек экипажа, среди которых были два летчика, один радист, бортовой механик и штурман.

Корпус был изготовлен с помощью балок и стрингеров, где насчитывалось 48 шпангоутов и 51 стрингер, к которым крепилась обшивка машины. В носовом отделе была расположена кабина пилотов, за которой был багажный отсек. В грузовом варианте самолета Ил-12 в левом борту расположена грузовая дверь большого размера.

ИЛ-12: самолёт, история создания, применение, схема салона, конструкция, технические характеристики (ТТХ)

Крылья состоят из трех лонжеронов и изготовлены в свободнонесущем варианте. На каждой консоли крыла установлены обтекатели. Для управления машиной в полете крылья оснащены щелевидными элеронами и посадочными щитками. Особенностью крыла является система, которая осуществляет его обогрев и не дает эму обмерзать. Все оперение Ил-12 имеет свободнонесущую форму строения.

Система шасси состоит из трех опор, которые убираются в средину корпуса при полете. На основные опоры установлено по два колеса с тормозными системами. Передняя стойка не имеет тормозов, но также состоит из двух колес.

ИЛ-12: самолёт, история создания, применение, схема салона, конструкция, технические характеристики (ТТХ)

На самолете установлены два двигателя типа АШ-82ФН, они имеют воздушное охлаждение и при этом развивают мощность в 1850 лошадиных сил при взлете. Бензин, которым снабжается двигатель, размещен в десяти топливных баках общей емкостью в 6 тысяч литров. На машине установлены винты новой конструкции и имеют обозначение АВ-9В с меняющимся шагом при полете.

Ил-12 характеристики:

Модификация   Ил-12
Размах крыла, м   31.70
Длина самолета,м   21.31
Высота самолета,м   7.80
Площадь крыла,м2   103.0
Масса, кг
  пустого самолета   11000
  максимальная взлетная   17250
Внутреннее топливо, л   6500
Тип двигателя   2 ПД Швецов АШ-82ФНВ
Мощность, л.с.   2 х 1830
Максимальная скорость, км/ч
  на высоте   407
  у земли   366
Перегоночная дальность, км   3800
Практическая дальность, км   2200
Практический потолок, м   6700
Экипаж, чел   4
Полезная нагрузка:   27-32 пассажира или 2160 кг груза

Боевые самолеты

Самолет ОКБ Ильюшина

Источник: http://avia.pro/blog/il-12

Самолет Ил-12: история создания, характеристики и фото

В самый разгар войны, в 1943 году, в ОКБ С. Ильюшина было начато проектирование пассажирского среднемагистрального лайнера.

Менее года ушло на то, чтобы утвердить компоновочную конструкцию будущего ИЛ-12. В 1945 году машина уже была построена и весной 1946 году осуществлен дебютный полет.

Самолет стал абсолютно востребованным, массовым и количество экземпляров за три года выпуска (1946 – 1949) достигло 663.

ИЛ-12: самолёт, история создания, применение, схема салона, конструкция, технические характеристики (ТТХ)

Через несколько месяцев после первого вылета начался серийный выпуск самолетов Ил-12. Эксплуатирующиеся на внутренних рейсах экземпляры показали, насколько они просты в управлении, надежны, безошибочны в воздухе.

В 1948 году осуществилась идея международного перелета. Первый регулярный коммерческий авиарейс состоялся в Болгарию. Теперь проверенный Ил-12 успешно выполнял рейсы по заграничным направлениям в восточноевропейские страны, Афганистан, Иран.

Нужно было максимально задействовать весь потенциал самолета, поэтому еще одной возможностью это проверить стал продолжительный рейс из Москвы на Дальний Восток. До Хабаровска машина летела 28 часов, с пятью посадками для дозаправок.

Характеристики самолета оказались вполне пригодными и для полетов в условиях вечной мерзлоты. На протяжении долгих лет машины Ил-12 использовались в крайних Северных и Южных широтах.

Несмотря на многочисленный выпуск и непрерывную эксплуатацию данной модели, начало пятидесятых явилось эпохой её заката. ОКБ уже представило улучшенный лайнер Ил-14 с более мощными параметрами. 1968 год – это окончание работы самолета Ил-12 в воздушном пространстве.

Обозрение технических характеристик

Аэродинамическая схема нормальная: цельнометаллический низкоплан с однокилевым оперением. Шасси классическое, трехопорное (для того времени это было новинкой).

Силовая установка представлена поршневыми моторами АШ-82ФН. Установлены флюгерные винты.

Воздушное судно является пассажирским лайнером среднедальнего класса. Рассчитан на вместимость до 32 человек, плюс экипаж 5 человек и багаж.

ИЛ-12: самолёт, история создания, применение, схема салона, конструкция, технические характеристики (ТТХ)

Для теплоизоляции салона применялся уложенный шерстяной ватин, поверх которого выполнена отделка авиационным полотном. Топливо объемом 6000 литров содержалось в 10 баках.

Кроме того, на самолете имелись гидросистема, противообледенительная, отопительная и вентиляционная системы.

На борту размещено радиооборудование, электрооснащение и противопожарный комплекс.

Летные возможности и параметры

  • Длина самолета – 21,31 метра
  • Высота машины – 7,8 метра
  • Размах крыла – 31,7 метра
  • Высота полета, потолок – 6700 метров
  • Моторы — АШ-82ФН (2 поршневых двигателя)
  • Мощность, тяга – каждый по 1850 лошадиных сил
  • Винт – четырехлопастной АВ-9Е
  • Диаметр винта – 4,1 метра
  • Масса взлетная – 11280 килограммов
  • Дальность полета – 1500 километров (с полной загрузкой)
  • Скорость крейсерская/максимальная – 325/445 км/час
  • Пассажировместимость – от 27 до 32 человек
  • Экипаж – 4 человека

Модификационный ряд

За три года производства Ил-12 стали известными четыре типа модификаций этой машины. В середине пятидесятых годов полсотни единиц прошли процедуру модернизации до уровня Ил-14.

Не более пятнадцати экземпляров предназначались для перевозки высокопоставленных лиц, они имели лежачие места, кожаные диваны, бары. Ил-12 — это и летающие лаборатории для проведения различного рода испытаний и поверок. Незаменимы эти воздушные судна для геологических и других изысканий, наблюдений.

  • Ил-12 – базовая модель ряда. Могли располагаться 27 пассажиров, но выполнялись и другие вариации компоновки.
  • Самолет Ил-12Б являлся одной из улучшенных версий Ил-14. Стояла новая система противообледенения.
  • Ил-12Д – транспортная модель (вмещала 3,7 тонны груза). Использовалась также для десантирования 38 человек.
  • Ил-12Т – грузовой вариант базовой машины. Широко и успешно применялась долгое время в полярных широтах для доставки почты, провианта, людей и оборудования. Данный грузовой самолет с большой двустворчатой дверью и лебедками для погрузки такелажа, имел хорошую грузоподъемность и был приспособлен к плохооборудованным ВПП.

ИЛ-12: самолёт, история создания, применение, схема салона, конструкция, технические характеристики (ТТХ)

В чем достоинства ил-12 и есть ли недостатки

То, что лайнер быстро и надолго завоевал внутренние пассажирские маршруты, выполнял немало рейсов за границу – это несомненный показатель достоинств.

Ильюшинский «первенец» гражданской авиации был прост в управлении, пилотов для него почти не надо было готовить. Надежный и безопасный — количество катастроф с участием Ил-12 было минимальным. Самолет использовался в Советском Союзе до конца шестидесятых годов, а в КНР последний экземпляр был выведен из обращения только в начале девяностых.

Недоработки в конструкции модели также имелись. Отмечалась неспособность продолжать полет и совершить безопасную посадку при отказе одного из моторов. Требовалось доработать механизм створок шасси и аэродинамические просчеты.

Богатая биография

Послевоенный лайнер для мирного использования был только началом большого и славного пути ОКБ Ильюшина.

Множественные параметры отрабатывались и испытывались именно на первой гражданской модели. Во время эксплуатации, при возникновении нештатных ситуаций и аварий, устранялись недоработки, менялись и совершенствовались материалы и системы. Более совершенные пассажирские и военные самолеты стали последователями Ил-12.

По классификации натовских обозначений, Ил-12 за свою вездесущность и незаменимость, получил название «междугородный автобус».

Биография небольшого самолета очень богата и является исторической для развития мирового гражданского самолетостроения.

Источник: https://VPolete.online/samoletyi/il-12.html

Самолет Ил-12, обзор салона и кабины, видео взлета и посадки

29.04.2019

Ил-12 – среднемагистральный поршневой пассажирский самолёт, разработанный в 1945 году опытно-конструкторским бюро С. В. Ильюшина. Серийно производился в 1946-1949 годах.

История создания и эксплуатации Ил-12

Осенью 1943 года в ОКБ С. В.

Ильюшина было принято решение о начале разработки пассажирского самолёта, который должен был быть оборудован 4 поршневыми двигателями М-88В (которые использовались и в Ил-4) и должен был заменить транспортно-пассажирские Ли-2 и Douglas DC-3, эксплуатируемые в СССР в тот период. Однако ввиду ряда недостатков подобной конструкции (в частности, неэкономичности и невысоких аэродинамических качеств) этот вариант был отклонён.

Впоследствии конструкция будущего самолёта (получившего название Ил-12) претерпела серьёзные изменения. Так, было решено отказаться от двигателей М-88В, которые были заменены на дизельные АЧ-31. Также было принято решение снабдить самолёт лишь двумя двигателями. Уже весной 1944 года компоновка и общая конструкция Ил-12 были утверждены С. В. Ильюшиным.

Первый опытный образец самолёта был построен в 1945 году, а летом того же года был осуществлён первый его полёт. Однако при этом был вскрыт ряд недостатков двигателей АЧ-31, и вскоре было принято решение сменить их на бензиновые поршневые АШ-82ФН, в связи с чем была изменена и конструкция самолёта.

Первый полёт Ил-12 с новыми двигателями состоялся в начале 1946 года, после чего начался этап государственных испытаний. Осенью того же года приказом Министерства авиационной промышленности СССР самолёт был запущен в серийное производство.

В начале следующего, 1947 года, были проведены эксплуатационные испытания Ил-12. По их итогам был сделан вывод, что Ил-12 достаточно прост в управлении, устойчив в воздухе, однако не имеет возможности осуществления продолженного взлёта. Тем не менее, уже летом того же года началась коммерческая эксплуатация самолёта.

На внутренних рейсах Ил-12 показал все свои сильные стороны, благодаря чему в 1948 году было решено начать его использование и на международных авиалиниях.

При этом первым регулярным авиарейсом, на который был «поставлен» Ил-12, стал Москва-София.

Вскоре после этого самолёт начал выполнять регулярные авиарейсы в столицы стран-участниц Варшавского договора, а также в Стокгольм, Хельсинки, Кабул и Тегеран.

Ещё одной проверкой Ил-12 «на прочность» стал самый его самый протяжённый рейс – Москва-Хабаровск. Данный рейс выполнялся за 28 часов, при этом осуществлялось 5 промежуточных посадок. Ещё одним серьёзным полем для деятельности самолёта стала Антарктида, где широко применялась его модификация Ил-12Т.

Однако уже в конце 1950-х годов начался закат эпохи самолёта.

Читайте также:  Карабин тоз-88: отзывы, цена, технические характеристики, обзор

В основном это было вызвано тем, что спустя год после его разработки опытно-конструкторским бюро Ильюшина был создан улучшенный и более мощный пассажирский самолёт Ил-14, который и начал постепенно вытеснять Ил-12 из эксплуатации.

Окончательно же Ил-12 был выведен из эксплуатации в Советском Союзе в 1968 году. Однако в Китае, куда самолёт некоторое время поставлялся, Ил-12 эксплуатировался вплоть до осени 1993 года.

Всего за период производства (с 1946 по 1949 годы) было построено около 660 самолётов Ил-12, из них в авиационных происшествиях и катастрофах было потеряно 37.

Таким образом, при количестве потерянных машин в 5,5% от общего количества, самолёт Ил-12 является весьма надёжным и неприхотливым воздушным перевозчиком.

Это также было отмечено в классификации НАТО, согласно которой этот самолёт имеет обозначение «Coach» — междугородный автобус.

Краткий обзор и лётно-технические характеристики Ил-12

Ил-12 представляет собой цельнометаллический низкоплан нормальной аэродинамической схемы. Оперение самолёта однокилевое, а силовая установка представлена двумя поршневыми двигателями АШ-82ФН. Шасси Ил-12 имеет три опоры (носовая и две боковые, расположенные в нижней части гондол двигателей).

Лётно-технические характеристики самолёта:

Параметр Ил-12 1945 г. Ил-12 1946 г. Ил-12 1947 г. Ил-12 1950 г.
Двигатель 2 × АЧ-31 2 × АШ-82ФН
Мощность двигателя, л.с. 2 × 1900 2 × 1850
Тип воздушного винта (число лопастей) АВ-7Е (3) АВ-9Е (4)
Диаметр винта, м 4,4 4,1
Взлётная масса, кг 16000 16380 / 17250 17500 16100
Масса пустого самолёта, кг 11600 11280 / 11000 11350 11300
Коммерческая нагрузка, кг 2900 2565 3040 1740
Дальность полёта с коммерческой нагрузкой, км 1500 960 1150 1250 1500
Максимальная скорость на высоте (м), км/ч 445 (5000) 407 (2060) 398 (2050)
Крейсерская скорость, км/ч 325 350 / 347 344 330
Длина разбега, м 365 475 / 500 615 460
Длина пробега, м 450 563/700 700 600
Число пассажиров 27 27 32 18

Модификации Ил-12

Существуют четыре основные модификации Ил-12:

  • Ил-12 – базовая модификация самолёта, обычно имевшая пассажировместимость на 27 человек. Однако также выпускались варианты и с другими вариантами компоновки салона и, как следствие, с другим количеством пассажирских мест.
  • Ил-12Б – модификация Ил-14, оборудованная рядом улучшений конструкции, а также новой противообледенительной системой.
  • Ил-12Д – транспортно-десантная модификация самолёта. Предназначена для перевозки грузов массой до 3,7 тонн либо для возможности десантирования до 38 человек.
  • Ил-12Т – модификация Ил-12, предназначенная для перевозки грузов. Данная модель получила весьма широкое применение в Полярной авиации благодаря своей достаточно высокой грузоподъёмности и неприхотливости.

Достоинства и недостатки Ил-12

Ил-12 удалось достаточно быстро «завоевать» внутренние пассажирские авиалинии Советского Союза, а потом так же быстро и «обосноваться» на международных авиалиниях.

Секрет его успеха был достаточно прост: данный самолёт был первым полностью пассажирским самолётом, разработанным и производившимся в СССР.

Также неоднократно отмечалась простота в управлении Ил-12, благодаря чему он был доступен для освоения даже не самым опытным пилотам.

Дополнительно стоит отметить и большую надёжность самолёта, которая доказывается количеством авиакатастроф с его участием: всего пять с половиной процентов от общего количества произведённых Ил-12 было потеряно, что для того времени было достаточно хорошим показателем.

Благодаря Ил-12 началась новая эпоха в жизни поршневых самолётов. В частности, именно на его основе был разработан и запущен в серийное производство более совершенный Ил-14, который эксплуатировался на порядок дольше – аж до 1989 года.

Что касается недостатков самолёта, то основным из них является невозможность осуществления продолженного взлёта. Это означало, что в случае отказа одного из двигателей Ил-12 имел небольшие шансы приземлиться невредимым. Именно данный недостаток и стал основной головной болью опытно-конструкторского бюро С. В. Ильюшина при разработке Ил-14.

Также можно указать и на ряд сравнительно мелких недостатков конструкции машины. В частности это некоторые аэродинамические недостатки Ил-12, а также ошибки в конструкции створок его шасси.

Заключение

Ил-12 является первым послевоенным самолётом, разработанным в СССР для гражданских нужд. Благодаря этому самолёту опытно-конструкторское бюро С. В.

Ильюшина получило первый практический опыт создания пассажирских самолётов, накапливавшийся с годами и с новыми разработками, что в конечном итоге, через годы, и привело к созданию намного более совершенных машин, таких как Ил-62, Ил-86 и Ил-96.

А за Ил-12 навсегда закрепится звание «первенца» послевоенной пассажирской авиации ОКБ.

Если у вас возникли вопросы — оставляйте их в х под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Источник: https://MilitaryArms.ru/passazhirskie-samolety/il-12/

Ил-12: обзор, история разработки, технические характеристики самолета

Ил-12 считается среднемагистральным пассажирским двухдвигательным поршневым самолетом, созданным в послевоенное советское время. Разработкой и производством лайнеров занимались ученые в опытно-конструкторском бюро С.В. Ильюшина с 1945 по 1949 года.

Особенности самолетаИл-12

Каркас самолета состоит из цельного металлического корпуса. По своим летным характеристикам его относят к группе низкопланов. Опытный вариант оснащен двумя поршневыми двигателями АШ-82ФН мощностью 1850 л/с.

В первой же версии были установлены два двигателя АЧ-31, превышающих по мощности на 50 л/с. Создавался самолет с целью организации пассажирских перевозок в послевоенное время.

Помимо этого, среднемагистральный поршневой лайнер Ил-12 был задействован в военных, транспортных и исследовательских целях.

Впервые при создании самолета была усовершенствована система продолжения взлета при отказе одного двигателя, хотя окончательно ее доработали лишь в ходе создания в 1951 году нового летного механизма группы Илов — Ил-14. Большой акцент разработчики сделали на безопасности и надежности полета.

История разработки

Идея создания пассажирского самолета, способного выполнять перевозку граждан на средние расстояния возникла еще в 30-х годах. Именно тогда С.В.

Ильюшин задумал сконструировать первый самолет группы Илов, взяв за основу опытный бомбардировщик ЦКБ-26.

По первоначальной планировке, носовая часть должна была стать багажным отсеком, а пассажирские кресла для 10 человек находились бы за кабиной пилота.

Работа над данным проектом затянулась из-за востребованности в военных самолетах. Только в 1943 году — в самый разгар войны, проект снова перешел к этапу реализации.

Ильюшин стремился создать самолет, который должен превзойти тогда существующие, известные как DC-3 и Ли-2.

Новая летная машина по предположениям разработчиков, должна была обладать скоростью полета 400 км/ч, протяженность — 5000 км, а максимальную нагрузку примерно 3000 кг.

Основным стимулом к работам над планировкой лайнера послужила необходимость повышения комфорта и создание самолета, который бы соответствовал существовавшим тогда на линиях Аэрофлота летным машинам.

Уже в первом варианте Ил-12 были внедрены изменения, повышающие безопасность взлета и посадки, которые ранее не внедрялись в конструкцию самолетов.

Первый проект четырех двигательного лайнера Ил-12 утвердили в январе 44 года, но в ходе конструирования он претерпел ряд изменений.

В первую очередь было решено установить в конструкцию самолета два дизельных двигателя АЧ-31 вместо ранее запланированных четырех М-88. Далее последовало изменение и в форме крыльев.

Салон первого Ил-12 выглядел очень комфортно и безопасно и мог вмещать в себя до 27 пассажирских мест.

Особое внимание Ильюшина было направлено на повышение уровня безопасности новой машины, а именно создание возможности продолжения полета даже при отказе одного из двигателей. С этой целью была создана специальная система охлаждения мотора, которая могла обеспечить продолжение его работы при большой нагрузке.

Особое место было уделено внедрению в проект самолета противообледенелой системы, которая явилась бы основой регулярности и экономичности полетов. Создали ее при помощи преобразования выхлопных газов двигателей.

После утверждения в 1945 году проекта нового лайнера Ил-12 в быстрых темпах началась постройка опытной модели, и в середине июля того же года первый двухдвигательный поршневой Ил-12 поднялся в небо.

Первые полетные наблюдения показали недоработанность двигателей АЧ-31, которые в дальнейшем было решено заменить на проверенные и отработанные АШ-82ФН. Только после этого полет на новом Ил-12 оказался успешным и оправдывающим надежды авторов.

Впечатляющие результаты, которые показал самолет правительству, послужили стимулом к началу серийного производства Ил-12 на заводе No30 в городе Москва. Все известные экземпляры самолета, выпущенные за всю историю, были произведены только здесь.

В дальнейшем Государственные испытания лайнера доказали его годность для пассажирских полетов на внутрисоюзных линиях средней дальности. Эта версия Ил-12 имела взлетную массу, равную 16380 и дальность полета 1300 км. Позже были проведены испытания усовершенствованного лайнера, имевшего до 17,5 тонн взлетной массы.

После ряда изменений и проверок, было изменено общее число пассажирских мест. Сперва их сократили до 18, а в дальнейшем остановились на цифре 21.

Но и после этого Ил-12 претерпевал множество изменений, а именно при создании различных модификаций.

Основным стремлением конструкторов оставалось внедрение системы продолжения взлета даже при отказе одного двигателя. Несмотря на множество попыток достичь данной цели, окончательно эта задумка была воплощена в жизнь лишь при разработке самолетов группы Ил-14.

В 1948 году самолет перешел к полетам на междугородних трассах, первым из которых оказалась Москва-София.

Хорошие летные характеристики позволили использовать его модификации Ил-12Т в работе на Арктических и Антарктических площадках.

Конец эпохи самолетов Ил-12 относится к 1950 году, когда ОКБ С.В. Ильюшина перешли к разработке нового улучшенного летного аппарата Ил-14, который полностью вытеснил предшественника из эксплуатации в 1968 году. Всего за историю производства и эксплуатации самолетов группы Ил-12 было спроектировано примерно 660 машин, из которых 5,5 % было потеряно в авиационных происшествиях и катастрофах.

Надежность и неприхотливость самолетов Ил-12 были отмечены в классификации НАТО, где самолету приписали обозначение «Coach», что означает междугородный автобус

Эксплуатация: раньше и сейчас

На момент создания самолетов линейки Ил-12 они были признаны прочными, легкими в управлении и безопасными.

За всю историю Ил-12,было создано около 660 экземпляров, из них в результате аварий потеряно 37 штук. Эксплуатировался самолет в междугородних перевозках в СССР и в некоторых других странах.

В Советском Союзе его списали в 1968 году, но в Китае он оставался популярным вплоть до 1993 года.

  • Сейчас самолеты Ил-12 в полетах не используются и представлены публике лишь как музейные экспонаты.
  • 5. Модификации (версии)
  • Известно о существовании 8 групп модифицированных лайнеров Ил-12. К наиболее значимым относят:

• Ил-12Т — транспортный. Отличается от пассажирского усиленным фюзеляжем, способным вынести большую нагрузку до 3 тонн.

• Ил-12П — версия, предназначенная для пассажирских перевозок.

• Ил-12Д — десантная версия. Использовалась для перевозки и высадки парашютистов.

Интересно, что примерно 50 самолетов типа Ил-12 были в 1956 году модифицированы под Ил-14.

Технические характеристики и летные данные

Технические данные
Экипаж 4-5 чел
Количество пассажирских мест 18-32
Длина корпуса 21,3м
Размах крыльев 31,8 м
Масса: пустого самолета

  1. снаряженного
  2. взлетная
  3. полезной нагрузки
11 т
14,3 т
17,25 т
6,1 т
Двигатели АШ-81ФН (1850 л/с)
Летные данные
Максимальная скорость полета 408 км/ч
Крейсерская скорость 366 км/ч
Дальность полета 1150 км
Потолок полета 6500 км

Заключение

На своем примере и за 35 лет полетов самолеты версии Ил-12 показали высокое Советское качество и прочность. Разработанный самыми лучшими конструкторами и прошедший немало проверок, Ил-12 ничем не уступал самолетам зарубежных авиалиний.

Источник: https://AviaWiki.com/samolet/il/il-12

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector