Ил-16: самолёт, штурмовик, конструкция, технические характеристики (ттх), история создания, испытания

ИЛ-16: самолёт, штурмовик, конструкция, технические характеристики (ТТХ), история создания, испытания
ИЛ-16: самолёт, штурмовик, конструкция, технические характеристики (ТТХ), история создания, испытания
ИЛ-16: самолёт, штурмовик, конструкция, технические характеристики (ТТХ), история создания, испытания
ИЛ-16: самолёт, штурмовик, конструкция, технические характеристики (ТТХ), история создания, испытания
ИЛ-16: самолёт, штурмовик, конструкция, технические характеристики (ТТХ), история создания, испытания
ИЛ-16: самолёт, штурмовик, конструкция, технические характеристики (ТТХ), история создания, испытания
ИЛ-16: самолёт, штурмовик, конструкция, технические характеристики (ТТХ), история создания, испытания
ИЛ-16: самолёт, штурмовик, конструкция, технические характеристики (ТТХ), история создания, испытания
ИЛ-16: самолёт, штурмовик, конструкция, технические характеристики (ТТХ), история создания, испытания
ИЛ-16: самолёт, штурмовик, конструкция, технические характеристики (ТТХ), история создания, испытания

Ил-2 (по кодификации НАТО: Bark) — советский штурмовик времён Великой Отечественной войны, созданный в ОКБ-240 под руководством Сергея Владимировича Ильюшина. Самый массовый боевой самолёт в истории, было выпущено более 36 тысяч штук.

В Красной армии самолёт получил прозвище «горбатый» (за характерную форму фюзеляжа). Конструкторы называли разработанный ими самолёт «летающим танком». Немецкие пилоты за живучесть и недостаток манёвренности называли его нем. Betonflugzeug — «бетонный самолёт» и нем. Zementbomber — «цементный бомбардировщик».

У наземных войск вермахта самолёт пользовался дурной репутацией и заслужил несколько почётных прозвищ, таких как «мясник» (нем. Schlächter), «мясорубка» (Fleischwolf), «железный Густав» (Eiserner Gustav), также в советской литературе существуют утверждения, что отдельные солдаты вермахта называли его «чумой» (нем.

Schwarzer Tod, дословно: «чёрная смерть»).

Ил-2 принимал участие в боях на всех театрах военных действий Великой Отечественной войны, а также в Советско-японской войне. В феврале 1941 года началось серийное производство (приказ А. И. Шахурина № 739 от 14.12.1940).

Первые серийные Ил-2 изготовлены в Воронеже на заводе № 18 (в ноябре 1941 года завод эвакуирован в Куйбышев).

Ил-2 серийно производился на авиационных заводах № 1 и № 18 в городе Куйбышеве, на авиационном заводе № 30 в городе Москве. Из общего количества Ил-2 (36183 шт.) 74% произведено в Куйбышеве (26888 шт.).

Некоторое время в течение 1941—1942 годов самолёт выпускался заводом № 381 в Ленинграде и Нижнем Тагиле.

Прототип — БШ-2 (Заводское наименование ЦКБ-55) совершил первый полёт 2 октября 1939 года(лётчик-испытатель В. К. Коккинаки).

Планер

В действительности самолёт был заказан именно двухместным, а его одноместный вариант — инициатива самого Ильюшина, поскольку на испытаниях БШ-2 показал неудовлетворительные лётные качества — его скорость, скороподъёмность и дальность были ниже требований, заявленных ВВС.

В то же самое время над бронированным штурмовиком работали и другие советские конструкторы. Чтобы спасти свой штурмовик в условиях конкуренции с другими конструкторскими бюро, Ильюшин в инициативном порядке создал его одноместную версию.

Бортстрелок был удалён, что существенно сократило объём бронекорпуса; на место стрелка был установлен дополнительный топливный бак и дополнительное бронирование задней центровки по массе, что также вызывало нарекания — она ухудшала управляемость.

Сэкономленная масса позволила штурмовику удовлетворять предъявляемым к нему требованиям по скорости, а дополнительный бак повысил дальность полёта.

Существует распространённое ошибочное мнение, что самолёт изначально был сконструирован двухместным, но по указанию военного руководства страны Ильюшин был вынужден переделать штурмовик в одноместный.

Как известно, с отсутствием оборонительного вооружения Ил-2 были связаны неоправданно большие потери этих самолётов в первый год Великой Отечественной войны.Одномоторный низкоплан смешанной конструкции. Главная особенность — включение брони в силовую схему планера самолёта.

Броня корпуса заменила собой каркас и обшивку всей носовой и средней части фюзеляжа. Несущий бронекорпус — клёпаный из гомогенной стальной брони АБ-1 (АБ-2), закрывал двигатель, кабину пилота, радиаторы и некоторые агрегаты (на прототипе бронекорпус защищал также бортстрелка).

Прозрачная лобовая броня козырька кабины имела толщину 64 мм и выдерживала 7,62 мм бронебойную пулю с нулевой дистанции.

Столкнувшись с большими потерями Ил-2, не имевших оборонительного вооружения, ВВС потребовали от Ильюшина вновь сделать самолёт двухместным, что и было реализовано к концу 1942 года.

Однако, изменить бронекорпус уже не было возможности, поэтому бортстрелок находился вне бронекорпуса и был защищён лишь 6-мм листом брони со стороны хвоста.

При этом защита пилота со стороны задней полусферы осуществлялась поперечной бронёй марки «ХД», толщиной 12 мм (+6 мм бронеспинка), входившей в схему бронекорпуса.

Бронекорпус, защищающий обоих членов экипажа, получила лишь позднейшая модификация самолёта — Ил-10, выпуск которой был начат в 1944. Примечание. В 1942 году появилась в чертежах модификация бронекорпуса, закрывающая бортстрелка.

Для сохранения центровки, консоли крыла имели стреловидную форму, а центроплан был сдвинут назад так, что передний лонжерон находился под обрезом козырька кабины пилота.

Однако существовал жёсткий указ не снижать темпы производства штурмовиков, к чему, безусловно, привело бы внедрение в серию новой модификации.

Двигатель

АМ-38 — поршневой, 12-цилиндровый с 60° V-образным развалом цилиндров жидкостного охлаждения, мощностью в различных вариантах от 1620 до 1720 л. с., разработан в ОКБ Микулина.

Вооружение

  • Модификации 2 пушки в консолях крыла (первоначально — 20 мм ШВАК, в основной серии — 23 мм ВЯ, в противотанковом варианте — 37 мм), испытывался образец с пушками 45 мм.
  • 2 пулемёта ШКАС (крыльевые)
  • Авиабомбы, контейнеры ПТАБ
  • Реактивные снаряды РС-82 или РС-132
  • В качестве оборонительного вооружения на двухместных вариантах устанавливался пулемёт УБТ калибром 12,7 мм.

Модификации

Выпускался в одноместном (летчик) и двухместном вариантах (летчик и воздушный стрелок). Различные технологические и конструктивные изменения вносились постоянно, например в конце 1941 года была внедрена деревянная конструкция хвостовой части фюзеляжа, с внешними металлическими стрингерами. Менялось бронирование, вооружение.

  • Ил-2 (одноместный) — серийная модификация штурмовика, не оборудованного кабиной для заднего стрелка. В связи с большими боевыми потерями одноместного варианта в некоторых авиационных частях предпринимались успешные попытки переоборудования одноместного Ил-2 в двухместный. В ряде случаев даже ограничивались имитацией задней пушки, устанавливая в прорезь кабины направленный на хвост муляж, который, с расстояния, эффективно отпугивал пилотов немецких истребителей от захода такому штурмовику «в хвост», просто своим видом.
  • Ил-2 (двухместный) — серийная модификация, оборудованная кабиной стрелка с фонарём и пулемётами ШКАС или УБТ, смонтированными на полутурельной установке. Начал широко использоваться в поздние периоды войны (на второй фотографии в начале статьи представлено звено таких самолётов Ил-2(Д))
  • Ил-2 АМ-38Ф — штурмовик с форсированным двигателем АМ-38ф, имевший, по сравнению с АМ-38-м, большую взлётную мощность (на 100 л.с.). Первый одноместный серийный Ил-2 (зав. № 182412) с опытным двигателем АМ-38ф поступил для снятия лётных данных по программе приёмо-сдаточных испытаний серийных самолётов с дополнением по испытанию работы ВМГвЛИС 18-го авиазавода 31 июля 1942 года. С января 1943 года двигатели АМ-38ф стали устанавливаться на все серийные штурмовики Ил-2, как одноместные, так и двухместные, на всех авиазаводах, выпускавших эти самолёты. К январю 43-го 24-му авиамоторному заводу удалось изготовить 377 двигателей АМ-38ф. С января 1943 года двухместный Ил-2 с двигателем АМ-38ф пошёл в крупносерийное производство, а уже с 1 февраля все основные производители «Илов» — 1-й, 18-й и 30-й авиазаводы — полностью перешли на его выпуск.
  • Ил-2 КСС (крыло со «стрелкой») — серийная модификация Ил-2 АМ-38Ф с тем же двигателем АМ-38Ф, но форсированным до 1720 л. с., с некоторыми аэродинамическими и конструктивными улучшениями. Вместо металлического бака устанавливались фибровые защищённые бензобаки, в которых большинство мелких пробоин через некоторое время затягивалось специальным составом-протектором, имеющим свойство загустевать на открытом воздухе. На испытаниях баки сохраняли герметичность даже с 17 пробоинами от пуль калибра 7,92 и 13 миллиметров, выпущенных из немецкого оружия. С целью улучшения устойчивости Ил-2 в полёте и управления на самолёты Ил-2 АМ-38ф устанавливались амортизационные пружины и контрбалансир в системе управления рулём высоты, разработанными в ЛИИ НКАП М. Л. Милем (впоследствии Главный конструктор вертолётов). Контрбалансир уравновешивал силы инерции, возникающие от весовой компенсации руля высоты при криволинейном полёте. Амортизационная пружина предназначалась для повышения запаса продольной динамической устойчивости штурмовика при полёте с брошенной ручкой управления — натяжение амортизационной пружины создавало постоянно действующую силу, возвращающую руль высоты в исходное положение при изменении режима полёта самолёта под действием внешних сил. Для улучшения центровки самолёта Ил-2 концы консолей крыла поданы назад, что возвращает центровку самолёта до центровки одноместного самолёта Ил-2, то есть до 28,0 %. Вместо деревянного крыла произведена установка металлического крыла, которое повышало живучесть и улучшало ремонтно-эксплуатационные качества Ил-2. К концу 1944 года заводами № 18, 1 и 30 было отправлено в части ВВС КА 7377 модифицированных штурмовиков Ил-2 с металлическими крыльями стрельчатой конструкции, при этом авиазавод № 1 выпускал Ил-2 и с деревянным крылом.
  • Ил-2 М-82(Ил-4) — опытный вариант штурмовика, оборудованный двигателем воздушного охлаждения М-82 с взлётной мощностью 1675 л.с. Эта разработка была начата после захвата Смоленска немцами 16 июля 1941 года, что привело к угрозе захвата Москвы и вынужденной эвакуации завода, производившего двигатели А. Микулина АМ-38 за Урал. Появился риск нехватки этих двигателей. Однако, с мая 1942 года в Перми развернулось производство двигателя М-82 мощностью 1676 лс. Этот двигатель был доступен в количествах, достаточных для того, чтобы подвигнуть ОКБ Ильюшина к разработке варианта Ил-2 под новый двигатель. Двигатель М-82 устанавливался несколько ниже и без бронирования (так как он имел воздушное охлаждение) и, следовательно, был более уязвим для огня противника. Вместе с тем было бронировано место воздушного стрелка с пулемётом УБТ. Самолёт имел новый винт с коническим коком и увеличенные до 724 литров топливные баки. По своим характеристикам Ил-4 незначительно уступал исходному Ил-2, но к тому времени стало ясно, что перебоев с двигателями АМ-38 не будет. Был также построен одноместный Ил-2 М-82ИР, который успешно прошёл заводские испытания к середине августа 1942 года (отчёт по испытаниям утверждён 18 августа 1942 года), однако на государственные испытания штурмовик не передавался и в дальнейшем все работы по установке двигателя воздушного охлаждения были прекращены. Обозначение Ил-4 перешло к дальнему бомбардировщику ДБ-3Ф.
  • Ил-2 ШФК-37 — опытный одноместный вариант штурмовика с двигателем АМ-38, вооружённый, помимо двух крыльевых пулемётов ШКАС, двумя 37-мм авиационными пушками конструкции ОКБ-15 Б. Г. Шпитального ШФК-37 (Шпитальный, фюзеляжно-крыльевая, калибра 37 мм). 9 штурмовиков принимали участие в боевых действиях 688-го ШАП 228-й ЩАД 16-й ВА с 27 декабря 1942 года по 23 января 1943 года под Сталинградом при уничтожении немецкой окружённой группировки в полосе 65-й армии генерал-лейтенанта П. И. Батова. Боевые действия велись с полевых аэродромов с/х. «Пролетарий», затем станицы Качалинская. В серию не пошёл.
  • Ил-2 НС-37 — серийная модификация двухместного Ил-2 АМ-38Ф на который с целью повышения противотанковых свойств штурмовой авиации устанавливались две пушки калибра 37 мм 11П-37 ОКБ-16 с боекомплектом по 50 снарядов на пушку, без реактивных снарядов, с бомбовой нагрузкой 100 кг в нормальном варианте и 200 кг в перегрузочном.
  • Ил-2 НС-45 — опытный образец самолёта Ил-2 АМ-38ф с двумя крыльевыми пушками НС-45. Полигонные испытания Ил-2 с НС-45 показали неудовлетворительную эффективность стрельбы из них в воздухе по малоразмерным целям. Главным образом из-за сильной отдачи пушек при стрельбе — максимальная сила отдачи авиапушки на наземном станке достигала 7000 кг. В серию не пошёл.
  • Ил-2Т — по неподтверждённым пока данным модификация могла нести торпеду, ради чего пришлось пожертвовать пушками. Из стрелкового вооружения остались 3 пулемёта: 2 крыльевых и пулемёт заднего стрелка. Однако до сих пор не обнаружены документы, подтверждающие существование данной модификации, хотя существуют многочисленные авиамодели и модификация используется в видеоиграх.

Летно-технические характеристики

Двигатель: АМ-38Ф (1750 л. с.)
Длина самолета, м 11,6
Размах крыла, м 14,6
Площадь крыла, м2 38,50
Взлетный вес, кг 6360
Потолок практический, м 6000
Дальность полета, км 685
Скорость: — у земли, км/ч 375, — на высоте 1200 м, км/ч: 390
Экипаж, чел 2

Видео

http://allaircraft.ru/123-il-2-foto.html
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BB-2

Источник: https://www.arms-expo.ru/armament/samples/1889/66607/

Советский истребитель И — 16

ИЛ-16: самолёт, штурмовик, конструкция, технические характеристики (ТТХ), история создания, испытания

Это был первый в мире серийный высокоскоростной моноплан-истребитель с шасси, которые убирались в полёте. Истребитель был создан в начале тридцатых годов двадцатого века в опытном конструкторском бюро одного из самых выдающихся советских авиаконструкторов Николая Поликарпова.

Много лет фото этого самолёта использовались, как наглядная иллюстрация технического отставания авиации советской от «передовой авиации» нацистской Германии.

Что, впрочем, скорее глупость (если только глупость), чем достойный обсуждения факт. Уж больно у истребителя «отсталый» и даже смешной (по современным понятиям) внешний вид.

Из него так удобно слепить карикатуру на отсталый кровавый сталинский режим.

А между тем, самолёт очень достойный. ВВС Испании (замечу,  франкиской Испании) эксплуатировали И-16 до 1953 года. Франко очень долго не верил, что такая машина могла быть сделана в СССР – он был убеждён, что эти истребители выпускают в США. Летали на трофейных И-16 и асы Люфтваффе.

Читайте также:  Как сделать отпугиватель собак своими руками: технологии и схемы

В Красной Армии истребитель прозвали «ишаком» или «ишачком» за его упрямый нрав – машина требовала филигранного пилотирования и ошибок пилоту не прощала.

За высокую манёвренность испанские лётчики прозвали И-16 «мухой», а нацисты – «крысой».

Этот самолёт участвовал практически во всех военных конфликтах на планете Земля с начала тридцатых годов и до конца пятидесятых годов двадцатого века — у истребителя было просто огромное количество модификаций. И-16 стал не только первым в мире скоростным истребителем – он заставил специалистов во всём мире полностью пересмотреть тактику воздушного боя.

История создания истребителя И-16

ИЛ-16: самолёт, штурмовик, конструкция, технические характеристики (ТТХ), история создания, испытания

К началу тридцатых годов прошлого века остро встал вопрос обновления парка ВВС РККА. В 1932 году КБ Сухого получило задание разработать новый истребитель-моноплан для отечественных военно-воздушных сил. А поскольку у правительства СССР были большие сомнения в том, что такая машина будет создана в короткое время, КБ Поликарпова получило другое задание – разработать новый истребитель-биплан.

Поликарпов задание партии выполнил – в ВВС РККА поступил истребитель-биплан И-15. А параллельно, в инициативном порядке, Поликарповым был представлен правительственной комиссии истребитель-моноплан, который в последующем и получил название И-16.

Моноплан Поликарпова очень понравился руководству военно-воздушных сил и КБ получило официальный заказ на разработку истребителя. И уже в ноябре 1933 года И-16 «пошёл» в серию. Первую машину 30 декабря 1933 года поднял в воздух легендарный Валерий Чкалов.

Уже на испытаниях истребитель показал поразительную, для того времени, скорость и манёвренность. Впрочем, как это всегда бывает, «вылезли» и недостатки – по сравнению с тихоходными бипланами И-16 требовал опытного пилота.

Поликарпов для увеличения манёвренности нового истребителя преднамеренно снизил его устойчивость, сместив цент тяжести машина назад – в те времена существовала гипотеза, что неустойчивая аэродинамика планера положительно скажется на манёвренности истребителя.

Комиссия от ВВС даже пыталась закрыть проект, но за самолёт заступился Чкалов, который просто влюбился в скоростной и манёвренный «ишачок». Истребитель удалось отстоять, но к пилотированию машины допускались исключительно опытные плота. А ещё на И-16 запретили выполнять фигуры высшего пилотажа.

Впрочем, ещё комиссии не понравились взлётно-посадочные характеристики новой машины и ограниченный обзор в задней полусфере.

С февраля 1934 года начались государственный испытания И-16, через месяц – уже испытания эксплуатационные. На 1 мая истребитель показали на параде в Москве. Весь 1934 год шла работа над совершенствованием машины и устранением недостатков. Например, много хлопот было с выпуском шасси – процесс «убрать-выпустить» осуществлялся в ручном режиме и требовал хорошей физической подготовки пилота.

Параллельно с испытанием самолёта налаживался его серийный выпуск на московском заводе № 39 и горьковском заводе № 21. План выпуска предполагал 50 истребителей от 39 завода и ещё 250 от горьковского завода уже в 1934 году. Первая серийная машина получила наименование И-16 тип 4.

  • В 1935 году новый истребитель показали в Милане – это был самый настоящий фурор.
  • Впрочем, неожиданные проблемы возникли при освоении «ишака» в войсках – лётчики просто боялись скоростной неустойчивой машины с «одним» крылом, да ещё и с шасси, которое нужно было обязательно убирать в полёте.
  • ИЛ-16: самолёт, штурмовик, конструкция, технические характеристики (ТТХ), история создания, испытания

Для поднятия духа военных пилотов были созданы группы из опытных лётчиков-испытателей страны, которые выполняли показательные полёты на И-16 с синхронным групповым пилотажем и выполнением фигур высшего пилотажа. «Показательные» И-16 были выкрашены в ярко-красный цвет и среди «летного народа» прозывались «красными пятёрками».

Впрочем, работа И-16 в войсках скоро выявила заложенный в конструкцию машины огромный потенциал для усовершенствования истребителя – это позволило много лет поддерживать  «ишачка» на приличном мировом уровне.

Краткое описание конструкции истребителя И-16

ИЛ-16: самолёт, штурмовик, конструкция, технические характеристики (ТТХ), история создания, испытания

Истребитель изготовлен по классической аэродинамической схеме со смешанной конструкцией, для которой основными материалами стали дерево, сталь и алюминий. Фюзеляж состоял из двух половинок, типа полумонокок.

Каркас истребителя набирался из деревянных лонжеронов, стрингеров и шпангоутов, которые сверху обклеивались берёзовым шпоном. Каркас усиливался стальными уголками.

Обшивка обтягивалась тканью, шпаклевалась и полировалась.

Крыло имело два лонжерона и состояло из центроплана и двух консолей. Лонжероны изготавливались из стальных труб, нервюры – из дюралюминиевых профилей. В передней части обшивка центроплана состояла из фанеры, а сзади – из дюралюминия. Элероны занимали практически всю заднюю кромку консолей крыла.

Хвостовое оперение одинарное, с металлическим силовым набором и полотняной обшивкой.

И-16 имел трехопорное убирающееся шасси с двумя главными стойками и хвостовым костылем. Опоры шасси убирались вращением штурвала (вручную. «Всего» 44 оборота) лебёдки. На поздних модификациях хвостовой костыль был заменен неубирающимся колесом.

ИЛ-16: самолёт, штурмовик, конструкция, технические характеристики (ТТХ), история создания, испытания

Рабочее место пилота (кабина) было смещено к хвостовой части истребителя. Первоначально кабина имела фонарь, но после боёв в Испании, по просьбе лётчиков, кабину сделали открытой – так улучшался обзор и пилоту было проще покидать горящий самолёт.

На более поздних модификациях самолёта появилась бронеспинка, толщиной 8 мм, на кресле пилота.

И-16 оснащался звездообразным двигателем воздушного охлаждения с девятью цилиндрами. На И-16 тип 4 стоял двигатель М-22 мощностью 480 лошадиных сил. На последующих типах машин применялись двигатели с мощностью до 1 000 «лошадей».

Винт  выполнялся из алюминиевого сплава с изменяющимся шагом (шаг винта можно было поменять только на земле).

Первые модификации самолёта вооружались двумя пулемётами ШКАС, которые монтировались в консолях крыла. Впоследствии на истребителе установили два синхронных пулемёта, а крыльевые пулемёты заменили на 20-мм пушки ШВАК. Конструкция самолёта предполагала установку реактивных снарядов или авиабомб, дополнительных топливных баков.

Основные модификации истребителя И-16

ИЛ-16: самолёт, штурмовик, конструкция, технические характеристики (ТТХ), история создания, испытания

  • И-16 тип 4. Это первая серийная машина, которая производилась с 1934 года до весны 1936 года. Всего было выпущено порядка 400 истребителей вооруженных 2 пулемётами ШКАС (калибр 7,62 мм) размещённых в крыльях, с двигателем М-22 (480 л.с.);
  • И-16 тип 5. Эта модификация даже внешне отличалась от типа 4 иным капотированием двигателя с установленным на винте коком и храповиком для запуска. На машине устанавливался двигатель М-25 (725 л.с.). Тип 5 пошёл в серию в июле 1935 года и поставлялся для боевых действий в Испании. В Испании на машины устанавливали изготовленные кустарным способом бронеспинки. Истребитель этого типа выпускался до конца 1938 года;
  • И-16 тип 6 – это модификация истребителя, которая появилась в результате боевого применения И-16 в Испании. На истребителе появилась бронеспинка, дополнительный синхронный пулемёт под двигателем и маслорадиатор. Все машины этого типа выпускались без сдвижного фонаря. Несколько самолётов этого типа было отправлено в Испанию;
  • И-16 тип 10 был вооружён 4 пулемётами ШКАС (2 из них синхронных над двигателем с боекомплектом 650 выстрелов на ствол). На машину установили двигатель М-25В (750 л.с.). Вес этой модели вырос до 1 700 кг.Тип-10 – это самая массовая серийная модель истребителя И-16.
  • И-16 тип 12 – это модифицированный тип 5 на котором пулемёты, установленные в крыльях, были заменены на 20-мм пушки ШВАК;
  • И-16 тип 17 – а это уже модификация 10 модели с заменой крыльевых пулемётов на пушки ШВАК;
  • И-16 тип 18. У этого истребителя хвостовой костыль заменили на колесо, вместо двигателя М-25В установили М-62 (1 000 л.с.) с двухшаговым винтом ВИШ-6А. Тип 18 вооружили 4 пулемётами ШКАС. Эта модель уже не была столько строгой в управлении и была более устойчивой в полёте. Были существенно улучшены взлётно-посадочные характеристики истребителя;
  • И-16 тип 24 – это модификация 18 модели. Тип 24 отличался от предыдущей модели усиленной конструкцией. На некоторых машинах этой серии устанавливался двигатель М-63. Истребитель получил возможность использовать 200 л подвесные баки. Вооружение машины состояло из 4-х пулемётов ШКАС, при этом два пулемёта могли быть заменены на 12,7-мм пулемёты УБС. Машина могла нести на внешней подвеске до шести реактивных снарядов РС-82. Масса И-16 тип 24 – 2 050 кг;
  • И-16 тип 27 – это модернизация тип 17. Модернизация предполагала замену двигателя на более мощный. Этот самолёт вооружался двумя 20-мм пушками ШВАК;
  • И-16 тип 28 – это модернизация истребителя тип 24 с заменой пулемётного вооружения на пушечное;
  • И-16 тип 29. Это уже самая последняя серийная модификация И-16. Эта машина выпускалась с 1941 года. Двигатель М-63. Вооружение состояло из 2-х синхронных пулеметов ШКАС (7,62-мм) и одного пулемёта УБС (12,7–мм). На этих машинах, выборочно, устанавливались радиостанции.

За всё время в СССР было выпущено 10 292 истребителя (включая 3 444 учебных) И-16 всех типов.

ИЛ-16: самолёт, штурмовик, конструкция, технические характеристики (ТТХ), история создания, испытания

Тактико-технические характеристики И-16 тип 29

Технические характеристики:

  • Экипаж – 1 человек
  • Длина, м – 6,13
  • Размах крыла, м – 9,004
  • Высота, м – 3,218
  • Площадь крыла, кв.м. – 14,5
  • Масса пустого, кг – 1 547
  • Масса снаряжённого, кг – 1 776
  • Двигатель – М-63
  • Мощность двигателя, л.с. – 1 100

Лётные характеристики:

  • Максимальная скорость, км/ч – 470
  • Посадочная скорость, км/ч – 131
  • Практическая дальность, км – 440
  • Практический потолок, м – 9 800
  • Скороподъёмность, м/с – 14,7
  • Время виража, с – 16-17
  • Тяговооружённость, Вт/кг – 350

Вооружение:

  • 7,62-мм пулемёт ШКАС, шт. – 2
  • 12,7-мм пулемёт УБС, шт. – 1

Боевое применение истребителя И-16

ИЛ-16: самолёт, штурмовик, конструкция, технические характеристики (ТТХ), история создания, испытания

Настоящим испытание для И-16 стало небо Испании. За штурвалами И-16 сидели как советские лётчики, так и некоторое количество испанских пилотов, которые прошли предварительную лётную подготовку в СССР. Первый свой бой в испанском небе И-16 приняли 9 ноября 1936 года.

Изначально наши лётчики вели бои с Heinkel He 51,  Fiat CR.32 и Мессершмиттами. До появления в небе Испании немецких Messerschmitt Bf.109E, И-16 просто господствовали в воздушном пространстве республики. А с появлением новой немецкой машины за небо пришлось крепко побороться. Тут уже требовалось использовать И-16 на все 100%, что мог сделать только очень опытный пилот.

После окончания войны в Испании часть машин республиканской армии оказалось во Франции. Изначально французы планировали закупать И-16 для своей армии, но после вступления Франции во Вторую мировую войну и последующей капитуляции, передали имеющиеся у них истребители фашистам.

В 1937 году И-16 принимали участие в боях против японских самураев в Китае и Монголии. А в 1939 году «ишачки» воевали в небе над  Халхин-Голом. Интересный факт: в небе Халхин-Гола впервые в реальном бою были применены ракеты — И-16 двумя неуправляемыми ракетами сбил два японских истребителя.

Принимали участие И-16 и в советско-финской войне. Воевали с большими потерями, которые были вызваны, в первую очередь, командно-тактическими просчётами.

Сложилось устойчивое мнение, что к июню 1941 года И-16 уже полностью и окончательно устарел. Устарел морально и технически. Это не совсем верно.

И-16 требовал опытного пилота. А с началом Великой Отечественной войны таких, с каждым военным днём, становилось всё меньше. 40 % потерь И-16 в первые месяцы войны были связаны с авариями при взлёте-посадке. Была не отработана тактика ведения боя с немецкими истребителями. Неопытный пилот на И-16 становился лёгкой добычей асов Геринга.

Но, летали на «ишачках» и опытные пилоты. И немцы это хорошо знали. По этой причине своим молодым пилотам они советовали «не загонять крысу в угол».

Летали на И-16 и опытные советские пилоты. Я не буду вас утомлять сравнением технических характеристик самолётов воющих сторон – это дело, в общем,  бесполезное.

Лучше изучить воспоминания пилотов, которые участвовали в той войне. Их общее мнение: машина сложная и требующая опытного пилота.

Но, лётчики-истребители, летавшие на И-16, имели не меньшее количество побед в воздухе, чем пилоты других типов советских машин.

Так, к примеру, 9 января 1943 года Герой Советского Союза В.Ф. Голубев, на истребителе И-16 тип 29, в одном бою сбил два немецких новейших истребителя FW-190А, которыми управляли настоящие ассы Люфтваффе.

Война была. Воевали на том, что было. И хорошо воевали.

ИЛ-16: самолёт, штурмовик, конструкция, технические характеристики (ТТХ), история создания, испытания

И-16 выполняли боевые задачи практически до самого 1945 года.

И нужно сказать, что именно с И-16 началась в СССР настоящая истребительная авиация. Если бы не было «ишачка», то ещё не известно, когда в РККА появились бы МиГ, ЛаГГ и Як. И появились бы они вообще к началу Великой Отечественной войны.

Читайте также:  Consolidated b-24 liberator: история создания, боевое применение, лётно-технические характеристики, ттх

10 Авг 2017      admin    

Источник: http://typrishol.ru/voennaya_texnika/istrebiteli-i-16-zlye-sovetskie-muxi.html

Самолет Ил-16: фото

«Нет предела совершенству». Успехи штурмовика Ил-10, его отличные летные качества и способность в качестве истребителя противостоять в воздушных боях самолетам противника, послужили основанием для дальнейшего усовершенствования самолета, создания на его базе еще более маневренной и скоростной машины.

Улучшение этих характеристик самолета повышало его боевую эффективность, а фронт по-прежнему испытывал потребность в хороших боевых машинах. В связи с этим в 1944 году, почти сразу после окончания государственных испытаний по Ил-10, конструкторское бюро С.В.

Ильюшина приступило к работам над проектом нового штурмовика, получившего обозначение Ил-16.

История создания и завершения

По замыслу конструкторов новый самолет Ил-16 должен превзойти своего предшественника по скорости и малому весу. Добиться таких качеств предполагалось за счет измененной бронезащиты.

При сохранении той же схемы бронирования, что и на Ил-10, была уменьшена толщина брони на боковых стенках капота двигателя и кабин экипажа. Одновременно были увеличены размеры небронированной части бронекорпуса.

Эти изменения позволили снизить массу машины, и соответственно увеличить скорость.

Улучшили также прочностные параметры конструкции, благодаря чему Ил-16 мог выполнять сложные пилотажные фигуры, что являлось важным качеством при ведении воздушных боев для штурмовика-истребителя.

ИЛ-16: самолёт, штурмовик, конструкция, технические характеристики (ТТХ), история создания, испытания

Особенностью нового штурмовика был двигатель новой модели М-43НВ конструктора А.А. Микулина мощностью на взлете 2300 л.с. и жидкостным охлаждением. Самолет сразу проектировался под него.

Мощный двигатель в совокупности с меньшим весом и размерами машины должен был обеспечить высокие летно-технические качества машины. Согласно расчетам штурмовик на высоте 5 тыс. м должен иметь максимальную скорость не ниже 625 км/час, а у земли – не меньше 560 км/час, время набора высоты 5 тыс.

м не должно превышать 6,5 мин, а дальность полета со скоростью 375 км/час должна составлять 800 км.

Разработка нового штурмовика продвигалась в ускоренном темпе, а идентичность схем конструкций и составляющих компонентов обеих машин давала надежду на их быстрый запуск в серийное производство. К началу 1945г. был построен опытный экземпляр самолета Ил-16. В том же году летчик-испытатель В. К. Коккинаки впервые поднял его в небо.

Первый полет показал, что самолёту требуются многочисленные доработки. Короткая хвостовая часть в сочетании с мощным двигателем вызывали состояние продольной неустойчивости машины в полете.

Для устранения проблемы увеличили вертикальное оперение и удлинили более чем на полметра хвостовую часть корпуса.

После доработок самолет стал более устойчивым и управляемым, способным выполнять пилотажные фигуры и развивать скорость за 570 км/час.

  Як-142: технические характеристики

Однако летные испытания Ил-16 затянулись из-за постоянно возникающих неполадок в двигателе М-43НВ. Довести двигатель М-43НВ к необходимым характеристикам и в установленные сроки так и не смогли.

Кроме того, стало очевидным, что на фронт штурмовик уже не успевает, и летом 1946 г. работы над проектом Ил-16 были прекращены.

К этому времени небо стало завоевываться реактивными самолётами, и вряд ли поршневой штурмовик смог на равных вести с ними воздушные бои.

Кроме того, анализ причин поражений летных экипажей на штурмовиках Ил-2 и Ил-10 привел к выводам, что высокая скорость для машин такого назначения не всегда являлось преимущественным качеством: большая скорость часто не позволяла самолетам выполнять точное прицеливание, а на более скоростном Ил-16 эта проблема проявилась бы острее. Технические характеристики машины приведены в таблице.

 ИЛ-16: самолёт, штурмовик, конструкция, технические характеристики (ТТХ), история создания, испытания

Вооружение

Вооружение штурмовика Ил-16 не сильно изменилось даже по сравнению с Ил-2. В крыле устанавливались две пушки ВЯ-23 (конструкторы А.А.Волков и С.Я.Ярцев) или пушки НС-23 (конструкторы А. Э. Нудельман и А.С.Суранов) с боезапасом в 280 снарядов.

 Пушки дополнялись двумя пулемётами ШКАС калибра 7,62 мм с боезапасом на каждый по 700 снарядов. На турели бортового стрелка была установлена пушка УБ-20 калибра 20 мм (конструктор М.Е.

Березин) с запасом боевых снарядов в 150 единиц и десять авиационных гранат АГ-2 бронебойно-осколочного действия.

Стандартная бомбовая загрузка составляла 200 кг, а максимальная загрузка — 400 кг. Бомбы предполагалось размещать внутри и снаружи самолета: в центроплане крыла в специально оборудованных отсеках и на внешних подвесках. Позже стандартная загрузка бомбами была увеличена до 400 кг (4 бомбы ФАБ-100)., а максимальная — до 500 кг (две бомбы ФАБ-250).

Итак, на штурмовике Ил-16 было установлено почти равноценное с Ил-10 наступательное и оборонительное вооружение, но он имел лучшие летные характеристики, а, следовательно, лучшую боевую эффективность. Это стало основанием готовить самолет к серийному производству, не дожидаясь окончания летных испытаний.

ИЛ-16: самолёт, штурмовик, конструкция, технические характеристики (ТТХ), история создания, испытания

Особенности конструкции

Самолёт Ил-16 был сконструирован аналогично устройству предшественника – Ил-10. Подробнее:

  • Это был одномоторный цельнометаллический низкоплан с фюзеляжем из бронекорпуса и хвостовой части уменьшенной длины по сравнению с Ил-10.
  • Самолет имел также меньшую массу за счет снижения толщины бронеплит и увеличения площади небронированных частей фюзеляжа.
  • Устройство крыла осталось без изменений, но с меньшим размахом.
  • Основным преимуществом нового самолёта была большая скорость, обеспечиваемая новым двигателем, и лучшая маневренность, обеспечиваемая измененной геометрией корпуса.
  • Основным недостатком Ил-16 был двигатель новой модели АМ-43НВ. При всех своих достоинствах, прежде всего, большой мощности, двигатель оставался не обкатанным, как говорится, «сырым», к тому же имел низкую износостойкость, что совершенно не годилось для серийного производства.

  Антонов Ан-38

Фото Ил-16 приведено ниже. Оно будет особенно интересно поклонникам самолетостроения.

ИЛ-16: самолёт, штурмовик, конструкция, технические характеристики (ТТХ), история создания, испытания
ИЛ-16: самолёт, штурмовик, конструкция, технические характеристики (ТТХ), история создания, испытания

Заключение

Все проекты конструкторского коллектива ОКБ, возглавляемого С. В. Ильюшиным, отличались конструктивностью идей и соответствовали требованиям времени и сложившейся обстановки. К сожалению, не все они завершались внедрением в жизнь.

Среди проектов, не дошедших до массового производства, оказался проект Ил-16. Хотя имел все шансы встать в один ряд с прославленными героическими машинами Ил-2 и Ил-10 и может даже превзойти их успехи.

Летные качества самолета (скорость и маневренность), которыми обладал Ил-16, были необыкновенно высокими для штурмовика того времени.

Такие летные качества вполне могли бы принести ему боевую славу истребителя и штурмовика в одной машине. Однако Ил-16 появился к самому окончанию войны и просто не успел совершить подвиги.

Немаловажное значение имело низкое качество установленного на нем двигателя.

Из-за многократных доработок двигателя запуск в производство Ил-16 несколько раз переносился, а после окончания войны был отменен окончательно.

Так иногда происходит, что наибольшую славу и популярность получают не самые лучшие образцы боевой техники. Так случилось и со штурмовиком Ил-16. Летающий танк Ил-2 прошёл всю войну.

Более совершенный штурмовик Ил-10 поучаствовал лишь в заключительных боях. А превосходящий своих предшественников по летным качествам Ил-16 остался забытым опытным образцом.

Вот такая грустная история.

Источник: http://samoleting.ru/samolety/shturmovik-il-16.html

Штурмовик Ил-16

  • Штурмовик Ил-16.
  • Разработчик: ОКБ Ильюшина Страна: СССР Первый полет: 1945 г.ИЛ-16: самолёт, штурмовик, конструкция, технические характеристики (ТТХ), история создания, испытания
  • Высокие летно-тактические данные штурмовика Ил-10, его способность в период принятия на вооружение и боевой работы на фронтах Великой Отечественной войны вести активный воздушный бой с истребителями противника определили начало проектных работ по еще более скоростному и маневренному штурмовику Ил-16 облегченного типа, которые развернулись в 1944 году, практически сразу же после завершения государственных испытаний Ил-10.

Штурмовик Ил-16 проектировался под новый двигатель жидкостного охлаждения М-43НВ с взлетной мощностью 1691 кВт (2300 л.с.), созданный в ОКБ А.А.Микулина. По своей схеме, аэродинамической и конструктивной компоновке Ил-16 был практически одинаков с самолетом Ил-10, но имел несколько меньшие по сравнению с ним геометрические размеры и массу. В сочетании с более мощным двигателем это должно было обеспечить новому штурмовику максимальную расчетную скорость 625 км/ч. Прочность конструкции самолета Ил-16 позволила ему выполнять все фигуры высшего пилотажа.

Схема бронирования самолета Ил-16 сохранялась практически такой же, как и на Ил-10, но толщина листов брони боковых стенок капота двигателя и боковых стенок кабины пилота и стрелка была уменьшена. Кроме того, увеличилась площадь незабронированной верхней передней части бронекорпуса.

Стрелково-артиллерийское поступательное вооружение самолета состояло из двух пушек НС-23 с общим боезапасом 280 снарядов и двух пулеметов ШКАС, которые имели 1400 патронов. Как и на всех предыдущих штурмовиках С.В.Ильюшина, это оружие устанавливалось в отъемных частях крыла.

Предполагалось, что Ил-16 будет иметь нормальный бомбовый груз 200 кг и максимальный — 400 кг с размещением бомб как внутри самолета в двух отсеках, оборудованных в центроплане крыла справа и слева от бронекорпуса, так и снаружи на держателях наружной подвески.

Однако в процессе дальнейшей проектной проработки самолета его нормальный бомбовый груз увеличился до 400 кг, а максимальный — до 500 кг. Заднюю полусферу Ил-16 защищала подвижная пушка Б-20 с боезапасом 150 снарядов и десять авиационных гранат АГ-2.

Таким образом, по своим проектным данным штурмовик Ил-16 имел практически одинаковую с Ил-10 мощь наступательного и оборонительного вооружения, но значительно превосходил своего предшественника по скоростным и маневренным характеристикам. Соответственно и боевая эффективность Ил-16 должна была стать значительно более высокой. Такой штурмовик был нужен фронту, и еще до проведения летных испытаний опытного самолета Ил-16 началась подготовка к его серийному производству.

В начале 1945 года серийный завод завершил постройку опытного самолета Ил-16, и летчик-испытатель В.К.Коккинаки совершил на нем первый полет. Выяснилось, что при таком мощном двигателе реактивный момент воздушного винта и короткий хвост сильно сказываются на продольной устойчивости самолета.

Для ее улучшения на 500 мм удлинили отъемную хвостовую часть фюзеляжа, увеличили площадь вертикального оперения, а на руле направления поставили триммер. Доработанный самолет стал в воздухе более устойчив и лучше управляем. Тем не менее летные испытания Ил-16 затянулись из-за недостатков двигателя М-43НВ.

Довести двигатель М-43НВ до требуемого состояния не удалось и летом 1946 года работы по самолету Ил-16 прекратили.

ЛТХ:

Модификация: Ил-16 Размах крыла, м: 12,50 Длина, м: 10,69 Высота, м: 3,60 Площадь крыла, м2: 24,00 Масса, кг -пустого самолета: 4315 -нормальная взлетная: 5780 Тип двигателя: 1 х ПД Микулин АМ-43НВ Мощность, л.

с. -номинальная: 1 х 2000 -взлетная: 1 х 2300 Максимальная скорость, км/ч -у земли: 529 -на высоте: 576 Практическая дальность, км: 800 Скороподъемность, м/мин: 658 Практический потолок, м: 7600 Экипаж, чел: 2

  1. Вооружение: две 23-мм пушки ВЯ-23 или НС-23 (установленные на крыле) и 12,7 пулемет УБТ стрелка-радиста; до 8 х РС-82 или РС-132
  2. ИЛ-16: самолёт, штурмовик, конструкция, технические характеристики (ТТХ), история создания, испытания
  3. Опытный штурмовик Ил-16.
  4. ИЛ-16: самолёт, штурмовик, конструкция, технические характеристики (ТТХ), история создания, испытания
  5. Опытный штурмовик Ил-16.
  6. ИЛ-16: самолёт, штурмовик, конструкция, технические характеристики (ТТХ), история создания, испытания
  7. Опытный штурмовик Ил-16.
  8. ИЛ-16: самолёт, штурмовик, конструкция, технические характеристики (ТТХ), история создания, испытания

Бомбовая нагрузка: нормальный вариант — 400 кг.

Ил-16. Схема.

.

.

Список источников: В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР (1938-1950). Б.Л.Симаков. Самолеты страны Советов. 1917-1970. Яуза. Олег Растренин. «Летающие танки» Ильюшина. Русавиа. Егоров Ю.А. Самолеты ОКБ С.В.Ильюшина. Журнал «Авиация и Космонавтика» № 03 за 2016 г. Олег Растренин. Уход «летающего танка». Самолеты ОКБ имени С.В.Ильюшина. (под редакцией Г.В.Новожилова).

Сайт «Уголок неба». 2014 страница: «Ильюшин Ил-16».

Источник: http://xn--80aafy5bs.xn--p1ai/aviamuseum/aviatsiya/sssr/shturmoviki/tyazhelyj-shturmovik-il-16/

Ильюшин Ил-16

Штурмовик Ил-16 является дальнейшим развитием известного самолета Ил-10. Наиболее заметными отличиями между этими машинами будет то, что новая машина короче предшественника на один метр. Самолет был спроектирован в 1945 году силами конструкторского бюро Ильюшина.

Силовая установка самолета состояла из двух двигателей типа АМ-43НВ. Данные моторы могли развивать мощность в 2,3 тысячи лошадиных сил. Машина имела вооружение, аналогичное с самолетом Ил-2. Максимальная скорость машины становила 576 км/час.

Несмотря на все, она так и не попала в серийное изготовление. В основном это можно было объяснить постоянными техническими проблемами. Наибольшие проблемы были связаны с винто-моторной системой.

Серийное производство было отменено и из-за ненадобности данного летательного аппарата, поскольку война была завершена.

Особенности конструкции штурмовика Ил-16

Самолет модели Ил-10 являлся эталоном советских штурмовиков времен Второй мировой войны, именно поэтому на его основе был разработан новый аппарат, который должен достичь еще лучших летных характеристик. По окончании государственных испытаний Ил-10 было начато проектирование нового Ил-16.

ИЛ-16: самолёт, штурмовик, конструкция, технические характеристики (ТТХ), история создания, испытания

Для нового самолета был изготовлен более мощный двигатель в конструкторском бюро А. Микулина. По схеме конструкции и аэродинамическим показателям Ил-16 был очень схож с исходной машиной. Отличием была меньшая масса и некоторые геометрические параметры. За счет всего этого штурмовик должен был развивать скорость до 625 км/ч.

Кроме того, прочная конструкция и большая тяговооружённость должны были позволить выполнять даже самые сложные фигуры пилотажа. Самолет имел бронирование, которое повторяло все формы предыдущей модели, отличием была толщина самой брони. На Ил-16 броня была тоньше, это позволило уменьшить общий вес конструкции.

Читайте также:  Арбалет жнец 410: цена, отзывы, технические характеристики, устройство

Вместе с тем была увеличена площадь самолета, которая не имела брони.

Ил-16 видео

Вооружение было представлено двумя крупнокалиберными пушками типа НС-23. Данные установки могли произвести 280 залпов. В состав вооружения были включены два пулемета модели ШКАС, с которыми устанавливался боекомплект в 1400 патронов. Все вооружение размещено на отъемных частях крыльев. Максимальная бомбовая нагрузка машины составляла 400 килограммов.

Бомбы размещались во внутреннем отсеке самолета. Кроме того, бомбы можно было укреплять на внешней подвеске. При дальнейших доработках аппарата бомбовая нагрузка была увеличена до 500 килограммов. Хвостовую часть машины защищала пушка типа УБ-20, которая имела боекомплект в 150 патронов.

Для защиты от врага на борту Ил-16 находились авиационные гранаты класса АГ-2.

ИЛ-16: самолёт, штурмовик, конструкция, технические характеристики (ТТХ), история создания, испытания

Несмотря на то, что вооружения нового и старого штурмовика были идентичны, Ил-16 имел множество преимуществ за счет своей скорости и маневренности. На то время именно такого аппарата не хватало на фронте. После этого данный проект начали готовить к серийному изготовлению.

Первый полноценный Ил-16 был создан в начале 45 года на серийном заводе. При первом вылете машиной управлял опытный испытатель В.К. Коккинаки. Этот полет показал, что при большой мощности и относительно коротком фюзеляже машину сложно удерживать при горизонтальном полете.

Для решения данной проблемы конструкторы удлинили хвостовую часть на полметра и увеличили общую площадь оперения, к рулям управления были добавлены триммеры. При улучшенной аэродинамике самолет нуждался и в доработке силовой установки.

В конечном итоге машину доработать так и не успели, поскольку данный проект был закрыт в средине лета 1946 года.

Ил-16 характеристики:

Модификация   Ил-16
Размах крыла, м   12.50
Длина, м   10.69
Высота, м   3.60
Площадь крыла, м2   24.00
Масса, кг
  пустого самолета   4315
  нормальная взлетная   5780
Тип двигателя   1 ПД Микулин АМ-43НВ
Мощность, л.с.
  номинальная   1 х 2000
  взлетная   1 х 2300
Максимальная скорость , км/ч
  у земли   529
  на высоте   576
Практическая дальность, км   800
Скороподъемность, м/мин   658
Практический потолок, м   7600
Экипаж, чел   2
Вооружение:   две 23-мм пушки ВЯ-23 или НС-23 (установленные на крыле) и 12.7 пулемет УБС с сзади
 до 8 РС-82 или РС-132
 бомбовая нагрузка — нормальный вариант — 400 кг

Боевые самолеты

Источник: http://avia.pro/blog/il-16

Ильюшин ил-16. фото и видео. характеристики. история

Штурмовик Ил-16 есть предстоящим развитием известного самолета Ил-10. самые заметными отличиями между этими автомобилями будет то, что новая машина меньше предшественника на один метр.

Самолет был спроектирован в 1945 году силами конструкторского бюро Ильюшина. Силовая установка самолета складывалась из двух двигателей типа АМ-43НВ. Эти моторы имели возможность развивать мощность в 2,3 тысячи лошадиных сил.

Машина имела оружие, подобное с самолетом Ил-2.

Большая скорость автомобили становила 576 км/час. Не обращая внимания на все, она так и не попала в серийное изготовление. По большей части это возможно было растолковать постоянными техническими проблемами. Громаднейшие неприятности были связаны с винто-моторной совокупностью.

Серийное производство было отменено и из-за ненадобности данного летательного аппарата, потому, что война была закончена.

Особенности конструкции штурмовика Ил-16

Самолет модели Ил-10 являлся эталоном советских штурмовиков времен Второй мировой, как раз исходя из этого на его базе был создан новый аппарат, что обязан достигнуть еще лучших летных черт. По окончании национальных опробований Ил-10 было начато проектирование нового Ил-16.

ИЛ-16: самолёт, штурмовик, конструкция, технические характеристики (ТТХ), история создания, испытания

Для нового самолета был изготовлен более замечательный двигатель в конструкторском бюро А. Микулина. По аэродинамическим показателям и схеме конструкции Ил-16 был весьма схож с исходной машиной.

Отличием была меньшая масса и кое-какие геометрические параметры. За счет всего этого штурмовик должен был развивать скорость до 625 км/ч.

Помимо этого, прочная конструкция и громадная тяговооружённость должны были разрешить делать кроме того самые сложные фигуры пилотажа.

Самолет имел бронирование, которое повторяло все формы прошлой модели, отличием была толщина самой брони. На Ил-16 броня была уже, это разрешило уменьшить неспециализированный вес конструкции. Вместе с тем была увеличена площадь самолета, которая не имела брони.

Ил-16 видео

Оружие было представлено двумя крупнокалиберными пушками типа НС-23. Эти установки имели возможность произвести 280 залпов. В состав оружия были включены два пулемета модели ШКАС, с которыми устанавливался боекомплект в 1400 патронов. Все оружие размещено на отъемных частях крыльев.

Большая бомбовая нагрузка автомобили составляла 400 килограммов. Бомбы размещались во внутреннем отсеке самолета. Помимо этого, бомбы возможно было усиливать на внешней подвеске. При предстоящих доработках аппарата бомбовая нагрузка была увеличена до 500 килограммов.

Хвостовую часть автомобили защищала пушка типа УБ-20, которая имела боекомплект в 150 патронов. Для защиты от неприятеля на борту Ил-16 пребывали авиационные гранаты класса АГ-2.

Не обращая внимания на то, что старого штурмовика и вооружения нового были аналогичны, Ил-16 имел много плюсов за счет манёвренности и своей скорости. На то время как раз для того чтобы аппарата не хватало на фронте. Затем этот проект начали готовить к серийному изготовлению.

Первый полноценный Ил-16 был создан в начале 45 года на серийном заводе. При первом вылете машиной руководил умелый испытатель В.К. Коккинаки. Данный полет продемонстрировал, что при громадной мощности и довольно маленьком фюзеляже машину сложно удерживать при горизонтальном полете.

Для решения данной неприятности конструкторы удлинили хвостовую часть на полметра и увеличили неспециализированную площадь оперения, к рулям управления были добавлены триммеры. При улучшенной аэродинамике самолет нуждался и в доработке силовой установки. В конечном счете машину доработать так и опоздали, потому, что этот проект был закрыт в средине лета 1946 года.

Ил-16 чёрта:

Модификация   Ил-16
Размах крыла, м   12.50
Протяженность, м   10.69
Высота, м   3.60
Площадь крыла, м2   24.00
Масса, кг
  безлюдного самолета   4315
  обычная взлетная   5780
Тип двигателя   1 ПД Микулин АМ-43НВ
Мощность, л.с.
  номинальная   1 х 2000
  взлетная   1 х 2300
Большая скорость , км/ч
  у почвы   529
  на высоте   576
Практическая дальность, км   800
Скороподъемность, м/мин   658
Практический потолок, м   7600
Экипаж, чел   2
Оружие:   две 23-мм пушки ВЯ-23 либо НС-23 (установленные на крыле) и 12.7 пулемет УБС с позади
 до 8 РС-82 либо РС-132
 бомбовая нагрузка — обычный вариант — 400 кг

Боевые самолеты

Ильюшин ИЛ-96 / Ilyushin IL-96

Увлекательные записи:

Источник: http://stroimsamolet.ru/iljushin-il-16-foto-i-video-harakteristiki/

~ И-16 тип 24 ~ Всё для Ил-2 Штурмовик ~

В 1939 году уже мало кто сомневался в окончании эпохи И-16. Даже установка более мощных двигателей М-62 и М-63 не позволила серийному истребителю превзойти рубеж скорости в 500 км/час.

Какое-то время считалось, что добиться более высоких характеристик можно с новым двигателем М-64, обладавшим взлетной мощностью 1200-1300 л.с.

Конструкторы ожидали появление М-64 (был еще и М-65) вплоть до 1941 года, однако этот двигатель являющейся последней однорядной девятицилиндровой звездой так и не был доведен. Николай Поликарпов пытался улучшить аэродинамику самолета, заменив полотняную обшивку крыльев фанерной.

Летом 1939 года был испытан самолет №1721103, у которого верхняя часть крыла была обшита фанерой толщиной 2,5 мм, тогда же на госиспытании в НИИ ВВС был предъявлен И-16 тип 24 с фанерным покрытием крыла.

Последний аппарат летал со скоростью 489 км/ч, что было несколько выше показателей других машин. Однако данный результат приписали двигателю М-63. И хотя деревянная обшивка была рекомендована для производства, в серийных образцах она своего применения не нашла. Тип 24 являлся дальнейшей модификация типа 18, в соответствии с нормами прочности 1937 года. Основные внесенные изменения:

  1. Установлен ВИШ АВ-1 и новый кок-обтекатель.

  2. Мотор оборудован регулятором постоянства оборотов «Р-2», дающим возможность пилоту держать нужное число оборотов.

  3. Поставлена амортизационная стойка шасси с двузвенником, вместо ранее применявшегося шлицевого соединения. Одновременно увеличена эффективность амортизации, ход амортизатора увеличен до 96 мм по сравнению с 30-36 мм у предыдущего варианта.

  4. Костыль на типе 24 обрел небольшое колесо и масляно-пневматическую амортизацию.

  5. Введены посадочные щитки с механическим управлением. Рукоятка располагалась слева за сиденьем пилота.

  6. Установлен второй откидной борт кабины пилота с правой стороны. Хотя откидной борт на правой стороне официально вводился на типе 24, встречалось подобное усовершенствование и на других типах.

  7. Самолет оборудован системой ручного запуска от рукоятки стартера «РИ». Ручка в походном положении, хранящаяся в кабине пилота, при запуске вставлялась справа в специальное отверстие фюзеляжа.

  8. На правом борту фюзеляжа между шпангоутами №7 и №8 прорезан люк для рации.

В 1939 году были проведены летные исследования И-16, доказывающие, что дальнейшее совершенствование истребителя как типа нецелесообразно. Одна такая работа касалась затягивания истребителей И-16 в пикирование. Происходило это в случае установки стабилизатора на положительные углы атаки. Несколько катастроф заставили провести исследование этого явления. Выяснилось, что И-16 чрезвычайно чуток к изменениям угла установки стабилизатора. В тоже время при нейтральном положении стабилизатора и задней центровке пилоты испытывали чрезвычайно большое давление на ручке. Тот факт, что раньше явление затягивания в пикирование не отмечалось, был связан с постепенным сдвиганием центровки самолета назад, от серии к серии, за счет установки аккумулятора, щитков, бронеспинки и радио. На некоторых машинах значение центровки уже достигало значений 35% САХ. Дополнительный пикирующий момент создавали неубираемые лыжи. Проведенные в начале 1939 года испытания показали, что зона полной неустойчивости при пикировании начинается между 32-33% САХ при убранном шасси. Опасность явления была весьма велика, летчик-испытатель капитан Таборовский, занимающийся этими рискованными полетами погиб. Его машина №1021101 врезалась в землю при значении САХ 33,6% и угле установки стабилизатора +2°. В результате, значение центровки для всех эксплуатируемых машин было ограничено 33%, а о неустойчивости И-16 в полете, наконец, было сказано как о недостатке. Мнение пилотов было единогласно — машина обладает лучшими летными качествами с передней центровкой. В случае с И-16 все беды упирались в неудовлетворительную компоновку самолета, летчик, летающий на нем, приучался к неправильному пилотированию, о полете с «брошенной» ручкой не могло идти речи, а ведение прицельной стрельбы из неустойчивой машины являлось весьма непростым делом.

Еще одна работа, получившая название «Определение усилий на ручке от руля высоты, элеронов и на педалях от руля направления И-16» была проведена летом 1939 года в ЦАГИ.

Летчик-испытатель Станкевич, осуществивший эти летные исследования, в качестве выводов записал следующее: «Вследствие неустойчивости самолета даже небольшие продольные усилия «от себя», порядка 4-5 кг на установившихся режимах полета для летчика неприятны (утомляется рука). На фигурах возникают резкие перепады давления на ручку, неприятные для летчика.

Открытые щитки ухудшают продольную устойчивость и увеличивают усилия «от себя». При открытии щитков самолет кабрирует, при уборке резко проваливается и имеет тенденцию к пикированию. …При переходе на большие углы атаки неустойчивость резко возрастает… При разбеге самолет долго не поднимает хвост, ручку приходится с большими усилиями отдавать от себя. …

При высоком выравнивании сваливается на правое крыло, эффект элеронов для парирования сваливания недостаточен». Невеселые эти выводы были верными, однако даже самые строгие придирки к «старичку» И-16 не смогли бы исправить положение.

ЛТХ

Год принятия на вооружение — 1939
Размах крыла, м — 9.0
Длина, м — 6.13
Высота, м — 2.25
Площадь крыла, м2 — 14.54
Масса, кг
— пустого самолета — 1383
— нормальная взлетная — 1882
Тип двигателя — 1 ПД М-63
Тяга, л.с. — 1 х 900
Максимальная скорость , км/ч
— у земли — 410
— на высоте — 462
Практическая дальность, км — 440
Максимальная скороподъемность, м/мин — 882
Практический потолок, м — 9700
Экипаж — 1
Вооружение: 2×20-мм пушки ШВАК, 2×7,62 пулемёта ШКАС

Источник: http://il2-sturmovik.ru/16-24.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector