Ил-20: самолёт, штурмовик, технические характеристики (ттх), конструкция, применение, история создания

ИЛ-20: самолёт, штурмовик, технические характеристики (ТТХ), конструкция, применение, история создания

Ил-20 – это советский самолет РЭБ и радиоэлектронной разведки, созданный в ОКБ Ильюшина в середине 60-х годов. Основой для него послужил пассажирский самолет Ил-18.

Первый полет Ил-20 состоялся в марте 1968 года, в 1969 году началась его эксплуатация. Продолжается она и поныне: по состоянию на 2016 год в составе ВКС и авиации ВМФ РФ находится несколько десятков различных модификаций самолета Ил-20.

Производство этой машины было развернуто на авиационном заводе №30 (г. Москва), оно продолжалось с 1968 по 1976 год.

История создания

В конце 50-х в Советском Союзе началась эксплуатация нового турбовинтового пассажирского самолета Ил-18.

Машина получилась настолько удачной, что почти на два десятилетия она стала настоящей «рабочей лошадкой» советской гражданской авиации. Ил-18 использовался не только в Советском Союзе, но и активно поставлялся за рубеж.

На его базе было создано несколько модификаций и целый ряд самолетов для выполнения специальных заданий, в том числе и для Министерства обороны.

ИЛ-20: самолёт, штурмовик, технические характеристики (ТТХ), конструкция, применение, история создания

Надо сказать, что многие из этих военных машин практически не отличались от гражданских авиалайнеров (нередко они даже были окрашены по стандартам «Аэрофлота»), но при этом они по факту были одними из самых секретных самолетов в Советском Союзе. Информацию о них оберегали более тщательно, чем данные о новейших истребителях и бомбардировщиках.

Эти самолеты, носившие обозначение Ил-20 и Ил-22, использовались для проведения радиоэлектронной разведки, в качестве ретрансляторов, летающих командных пунктов… Их выпуск продолжался уже после того, как их «родитель» – Ил-18 – был снят с производства.

После громкого фиаско с самолетом-разведчиком U-2, который был сбит советскими ПВО в мае 1960 года, стало очевидным, что безнаказанным шпионским полетам над СССР, пришел конец.

Поэтому американцы изменили тактику и начали использовать для сбора развединформации специальные самолеты радиоэлектронной разведки.

Они барражировали у границ СССР и стран Восточного блока, не вторгаясь в их воздушное пространство и не нарушая международные нормы.

В 1964 году на вооружение был принят первый такой самолет RC-135. Его разработали на базе пассажирского «Боинга 707». Долгие годы RC-135 был настоящей «головной болью» для советской ПВО. Этот самолет регулярно использовался для проведения шпионских миссий. При этом он никогда не нарушал государственную границу СССР, что делало его перехват и уничтожение невозможным.

ИЛ-20: самолёт, штурмовик, технические характеристики (ТТХ), конструкция, применение, история создания

Естественно, что работы в области электронной разведки и РЭБ велись и в СССР. Советским военным очень понравилась концепция самолета RC-135, в середине 60-х годов отечественная промышленность занялась созданием аналога подобной машины.

В марте 1965 года на этот счет вышло специальное правительственное постановление, которое позже было продублировано приказом министра авиационной промышленности.

Разработка самолета комплексной разведки приграничной территории была поручена специалистам ОКБ Ильюшина.

Самолет-разведчик было решено создавать на базе Ил-18Д – конструкция и летно-технические характеристики этого авиалайнера практически идеально подходили для выполнения подобной работы.

Выпуск этой модификации самолета начался летом 1965 года, в это же время «Аэрофлот» приступил к ее эксплуатации. Производство Ил-18Д продолжалось до 1969 года.

На основе данной модификации было выпущено большинство «военных» вариантов самолета.

ИЛ-20: самолёт, штурмовик, технические характеристики (ТТХ), конструкция, применение, история создания

Из всей линейки «восемнадцатых» Илов именно Ил-18Д имел наибольшую дальность полета, что являлось важнейшей характеристикой для самолета-разведчика подобного типа. В отличие от предыдущих моделей Ил-18, этот авиалайнер оснащался более совершенной и экономичной силовой установкой на основе двигателей АИ-20М и имел дополнительные топливные баки. На полной заправке он мог преодолеть 6400 км.

Основным инструментом, с помощью которого Ил-20 выполнял свои функции, являлась радиолокационная станция бокового обзора (РЛС БО) «Игла», поэтому в некоторых источниках этот самолет еще называют Ил-18Д «Игла». Данный радар был спроектирован в СКБ-1 НИИ Радиоэлектроники (г. Ленинград). Кроме радиоэлектронной разведки, Ил-20 мог проводить и аэрофотосъемку местности.

Переоборудование первого Ил-18Д в разведывательный самолет началось в мае 1967 года на авиационном заводе №30. Оно завершилось в начале 1968 года, а уже в марте стартовали заводские испытания новой машины. Первый полет будущего Ил-20 состоялся 21 марта, испытания были завершены в 1969 году.

ИЛ-20: самолёт, штурмовик, технические характеристики (ТТХ), конструкция, применение, история создания

Их результаты показали, что в плане пилотирования Ил-20 практически ничем не отличается от серийного Ил-18Д. Оно было легким и удобным, хотя расположение антенны под фюзеляжем самолета несколько уменьшало его устойчивость.

В целом машина получила положительную оценку и была рекомендована к серийному производству, которое было развернуто здесь же, на заводе №30.

Второй этап испытаний Ил-20 проходил в 1971-1972 гг., и только после его успешного завершения самолет стал поступать в вооруженные силы.

Вскоре, вслед за Ил-20, были разработаны и запущены в производство более совершенные самолеты Ил-20М и Ил-20М1.

Все вышеперечисленные разведывательные машины не входили в состав обычных авиационных подразделений, они находились в прямом подчинении командующих военных округов.

Как правило, в каждом округе имелось несколько самолетов Ил-20. Считается, что до 1976 года на заводе №30 было изготовлено несколько десятков Ил-20 различных модификаций.

На протяжении всего периода своей эксплуатации самолеты Ил-20 регулярно привлекались к учениям вооружённых сил СССР. Первыми из них стали войсковые учения «Двина», которые проходили в начале 1970 года.

ИЛ-20: самолёт, штурмовик, технические характеристики (ТТХ), конструкция, применение, история создания

Практически сразу после принятия на вооружение Ил-20 стали осуществлять патрулирование нейтральных вод различных районов Мирового океана, что не осталось незамеченным для вероятного противника. Однако американцы долго не могли определить, что представляет собой Ил-20, и какие задачи он способен решать. Только в 1978 году он был классифицирован и получил кодовое обозначение Coot-А.

Позже Ил-20 привлекался для выполнения разведывательных полетов в Афганистане.

В 90-е годы самолеты Ил-20 стали постепенно снимать с боевого дежурства, потому что их бортовое радиоэлектронное оборудование уже не соответствовало требованиям времени. Его демонтировали, а самолеты переделывали для перевозки пассажиров и грузов.

В 1980 году в эксплуатацию были приняты самолеты телеметрии Ил-18РТЛ и Ил-20РТ. Эти машины также были созданы на базе модификации Ил-18Д. Они использовались при испытательных пусках ракет самого различного назначения. Эти самолеты обслуживали, как гражданскую космическую программу, так и привлекались при запусках баллистических и крылатых ракет.

Пунктом базирования Ил-18РТЛ и Ил-20РТ был аэродром «Крайний» (Байконур). Данные машины были незаменимы при поиске спускаемых капсул с советских спутников фоторазведки. Самолет засекал сигнал с такой капсулы, а затем направлял в район ее приземления авиационную или наземную группу поиска.

В 70-е годы на базе Ил-18Д был создан воздушный командный пункт Ил-22.

В 2009 году началась программа переоборудования Ил-22 в самолет-постановщик помех Ил-22ПП. В прошлом году три первых Ил-22ПП были переданы военным.

Описание конструкции

Ил-20 выполнен по нормальной аэродинамической схеме, это четырехмоторный низкоплан с однокилевым хвостовым оперением и убирающимся трехопорным шасси.

Фюзеляж самолета цельнометаллический типа полумонокок. Под ним в специальной гондоле размещалась антенна РЛС БО «Игла». Она имела характерную сигарообразную форму. Оборудование РЛС располагалось в переднем багажном отсеке самолета.

ИЛ-20: самолёт, штурмовик, технические характеристики (ТТХ), конструкция, применение, история создания

В состав силовой установки Ил-20 входили четыре турбовинтовых двигателя АИ-20М, мощностью по 4225 л. с. каждый.

Трехопорное убирающееся шасси состояло из двух основных и передней стойки. Основные стойки шасси четырехколесные, передняя стойка шасси имела два колеса.

Экипаж самолет Ил-20 состоял из шести человек: двух пилотов, бортрадиста, бортинженера и штурмана. Кроме того, радиоэлектронное оборудование обслуживалось шестью операторами, рабочие места которых находились в передней и средней кабине машины.

Салон самолета был полностью переделан, в его хвостовой части располагались помещения для отдыха экипажа с буфетом, туалетами, креслами.

Также в задней части фюзеляжа находился аварийный люк, через который можно было покинуть самолет в случае возникновения нештатной ситуации.

Радиолокационная станция «Игла-1» была основным инструментом ведения разведки на Ил-20, однако отнюдь не единственным. По бортам самолета в специальных обтекателях размещались фотоаппараты комплекса аэрофотосъемки А-87П. Их объективы закрывались сдвижными шторками.

Наличие данных обтекателей – это еще один признак (кроме антенны РЛС), по которому можно было отличить самолет-разведчик от гражданской версии самолета.

В задней части обтекателей размещались антенны системы радиотехнической разведки «Ромб», в задачу которой входило обнаружение источников радиоизлучения, их частоты и расположения.

ИЛ-20: самолёт, штурмовик, технические характеристики (ТТХ), конструкция, применение, история создания

Для более детального изучения радиоизлучающих объектов противника на борту Ил-20 размещался комплекс «Квадрат», а для перехвата радиопереговоров в УКВ-диапазоне использовалась система «Вишня».

Ил-20 стал первым отечественным самолетом, предназначенным для ведения радиоэлектронной разведки. Хотя, конечно, в наши дни эту машину можно назвать морально и физически устаревшей.

Источник: https://WarWays.ru/aviatsiya/boevye-samolety/il-20.html

ИЛ-20: ШТУРМОВИК С ЭКСТРЕМАЛЬНЫМ ОБЗОРОМ | Военная история

Для штурмовика важен хороший обзор вперед-вниз

ИЛ-20: самолёт, штурмовик, технические характеристики (ТТХ), конструкция, применение, история создания
ИЛ-20: самолёт, штурмовик, технические характеристики (ТТХ), конструкция, применение, история создания
ИЛ-20: самолёт, штурмовик, технические характеристики (ТТХ), конструкция, применение, история созданияОпытный штурмовик Ил-20

В конце 1930-х – начале 1940-х годов основным и практически единственным тактическим приемом для штурмовиков являлась атака с горизонтального полета на предельно малых высотах (с бреющего полета).

И в те времена, и позднее – в 1950-х, при проектировании одномоторных штурмовиков с использованием традиционной схемы их компоновки конструкторы обязаны были обеспечить достаточно хороший обзор вперед-вниз.

Для самолетов с двигателями воздушного охлаждения такая проблема оказалась особенно трудноразрешимой.

Обзор в этом направлении необходим для того, чтобы летчик мог быстро и правильно оценить обстановку на поле боя, идентифицировать цели, определить противодействие наземных средств противника, выбрать цель и маневр для ее атаки, произвести прицеливание и успеть максимально эффективно применить имеющееся на борту наступательное вооружение. Поскольку штурмовики часто использовались и как легкие бомбардировщики, для обеспечения прицельного бомбометания важен был также хороший обзор вниз, непосредственно под самолет.

Угол обзора штурмовика ТШ-2 (наиболее заметном среди первых наших бронированных штурмовиков) не достигал даже одного градуса. При полете на высоте 15 м летчик мог увидеть цели, находящиеся впереди на расстоянии не менее 1000 метров. При этом полностью исключалась стрельба из пулеметов.

Создавая самолет Су-6, для получения более или менее удовлетворительного обзора вперед-вниз П.О.Сухой долго искал место под двигатель и тщательно выбирал обводы капота мотора.

С.В. Ильюшин для улучшения обзора на БШ-2 (Ил-2) вынужден был поднимать сидение летчика, опускать двигатель по отношению к оси самолета, уделять много внимания обводам капота мотора. В результате он обеспечил угол обзора вперед-вниз около 8 градусов.

Все серийные штурмовики вообще не имели обзора вниз под самолет. Исключение составляли Ил-2, оснащенные специальным перископом, который, однако, дальнейшего распространения не получил.

Выход из положения находили, используя задержку времени сброса бомб, либо с помощью особых прицелов и временных механизмов, либо нанося метки на элементы конструкции самолета.

Иногда для повышения эффективности действия групп самолетов Ил-2 с бреющего полета приходилось делать их «зрячими» с помощью самолетов-целеуказателей для штурмовиков (СЦУШ).

В этом качестве применялись выполняющие полет и поиск целей на средних высотах бомбардировщики СБ, Пе-2, а впоследствии – специально подобранные экипажи Ил-2. После обнаружения объекта удара штурман или летчик СЦУШ сбрасывал бомбы и тем самым обозначал его.

В начале 1940-х годов в СССР неоднократно предпринимались попытки создания штурмовиков с улучшенным обзором вперед-вниз и возможностью обстрела целей в этом секторе подвижными пушечно-пулеметными установками.

Однако и многоцелевой одноместный самолет поля боя «ОПБ» конструктора С.А.Кочеригина, и штурмовик «БШ-МВ» разработки коллектива конструкторов А.А. Архангельского, Г.М. Можаровского, И.В. Веневидова, и бронированный штурмовик «МШ» С.В.

Ильюшина, использующие нетрадиционные конструкторские решения, в серию не пошли.

Разработка штурмовика Ил-20

ИЛ-20: самолёт, штурмовик, технические характеристики (ТТХ), конструкция, применение, история созданияБоковая прекция Ил-20 с вариантом окраски

ИЛ-20: самолёт, штурмовик, технические характеристики (ТТХ), конструкция, применение, история созданияСравнение углов обзора штурмовиков Ил-2 и Ил-20

К работам в этом направлении вернулись лишь после окончания войны. В соответствии с Постановлением Совмина СССР от 11 марта 1947 г. на ОКБ Ильюшина возлагалась задача создания нового штурмовика с несколько повышенными (по сравнению с Ил-10) летными данными, более мощным пушечным и ракетным вооружением, улучшенным обзором и бронированием.

В конце 1947 г. конструкторы завершили разработку одномоторного бронированного двухместного штурмовика с двигателем жидкостного охлаждения МФ-45ш. Использовалась оригинальная компоновочная схема, которая обеспечивала отличный обзор вперед-вниз. Неординарным было и пушечное вооружение. Эскизный проект самолета Ил-20 МФ-45ш направили в феврале 1948 г.

в НИИ ВВС.

Постановление Совмина СССР о постройке опытных экземпляров Ил-20 было принято 12 июня 1948 г. Заключение на эскизный проект утвердил 19 июня того же года главный инженер ВВС И.В. Марков. Ответственным исполнителем по самолету назначили инженер-майора С.Г.Фролова.

Предназначение штурмовика формулировалось следующим образом: «Для подавления и уничтожения живой силы и технических средств на поле боя и в тактической глубине расположения противника».

Читайте также:  Газовый баллончик терен 4м: цена, отзывы, отличие, разрешение, характеристики

Предлагалось сделать два проекта с различными вариантами наступательного и оборонительного вооружения.

По схеме первый вариант самолета представлял собой низкоплан с мотором жидкостного охлаждения с четырехлопастным винтом диаметром 4,2 метра. Кабина летчика размещалась необычно – непосредственно над мотором – и была до предела выдвинута вперед.

Переднюю часть кабины образовало поставленное под углом 70 град. длинное лобовое стекло 100-мм толщины. Один конец его практически упирался в обрез втулки винта. Это обеспечивало обзор вперед-вниз в секторе 37 градусов, а при пикировании под углом 40-45 град.

летчик мог видеть цели, находящиеся практически прямо под самолетом. За кабиной летчика располагались масло- и бензобаки.

За ними находилась кабина стрелка, дистанционно управляющего 23-мм пушкой, размещенной в специальной подвижной установке Ил-ВУ-11 с гидравлическим приводом и механизмом для обвода ствола пушки по контуру фюзеляжа и хвостового оперения (в целях защиты их от поражения собственным оружием).

ИЛ-20: самолёт, штурмовик, технические характеристики (ТТХ), конструкция, применение, история созданияКомпоновка Ил-20

ИЛ-20: самолёт, штурмовик, технические характеристики (ТТХ), конструкция, применение, история созданияПроекции штурмовика Ил-20

Установку Ил-ВУ-11 спроектировали в ОКБ Ильюшина. Она обеспечивала большие углы обстрела в верхней части задней полусферы: 80 град. – вверх и по 90 град. – вправо и влево.

Максимальная скорость перемещения оружия в подвижной установке составляла 4-45 град./сек.

Поскольку нижняя четверть полусферы совершенно не защищалась пушечной установкой, снизу фюзеляжа дополнительно размещали кассету для 10 авиационных гранат АГ-2, организуя тем самым частичную защиту.

Хвостовое оперение было однокилевым, крыло и горизонтальное оперение – трапециевидным в плане. Водо- и маслорадиаторы размещались в центроплане, воздухозаборник мотора – в нижней части фюзеляжа, в районе переднего обреза крыла.

Кабины летчика и стрелка, мотор, системы питания топливом и смазки, система охлаждения находились внутри бронекоробки. Общий вес металлической брони составлял 1840 кг, а прозрачной – 169 кг. Кабина летчика имела, кроме лобового, два боковых передних бронестекла толщиной 65 мм и заднее бронестекло, также 65-мм.

В верхней части кабины с боков фонаря стояли броневые листы толщиной 10 мм; борта кабины, задняя перегородка за летчиком были 10-мм, а в верхней части – 15-мм.

Стрелок сзади и сверху защищался 100-мм бронестеклом, передним верхним листом за бензобаком и бортовыми 6-мм листами, нижним бронелистом кабины в 8 мм, верхней и нижней экранированной броней толщиной 8+8 мм.

Бронирование мотора включало «бронекорыто» из листов толщиной 6,8 и 12 мм, хорошо защищающее его спереди, снизу и с боков. Верхний лист бензобака толщиной 4 мм, боковые листы в 6 мм и плиты за баком в 10 мм полностью прикрывали его с тех сторон, где не было другой бронезащиты.

Радиаторы прикрывались с боков листами в 4 мм, щитком радиатора внутри «бронекорыта» мотора в 6 мм, нижними бронелистами толщиной 8 мм, двумя 10-мм бронезаслонками радиаторов. Как видим, бронирование сделали исключительно сильным. Оно обеспечивало в основном защиту от пуль калибра 12,7 мм и в значительной мере – от снарядов авиационных 20-мм пушек.

Толщина металлической брони по сравнению с Ил-10 увеличилась в среднем на 46%, а прозрачной – на 59%. Наступательное вооружение в первом варианте включало две крыльевые пушки калибра 23 мм для стрельбы вперед на пикировании или планировании и две 23-мм пушки, установленные в фюзеляже под углом 22 град. к линии полета – для обстрела целей с бреющего полета.

Нормальная бомбовая нагрузка составляла 400 кг, в перегрузку – 700 кг. Под крылом в перегрузочном варианте предусматривалась подвеска четырёх однозарядных реактивных орудий ОРО-132.

Во втором варианте наступательного вооружения планировалось использование одной пушки калибра 45 мм, двух 23-мм пушек и шести ОРО-132. Самолет был оборудован совершенным пилотажно-навигационным и радиосвязным оборудованием, тепловой противообледенительной системой. Это расширяло возможности его использования в плохих.

В эскизном проекте разрабатывался и второй вариант оборонительного вооружения самолета Ил-20. Там вместо верхней установки Ил-ВУ-11 применили кормовую подвижную пушечную установку Ил-КУ-8, расположенную в хвостовой части самолета.

Она обеспечивала защиту самолета в задней полусфере от атак истребителей противника со всех направлений. В Ил-КУ-8 стрелок сзади был защищен бронестеклом толщиной 100 мм, с боков – бронестеклами в 65 мм.

Изогнутая по контуру стрелковой установки броня толщиной 10 мм, боковые 6-мм и задний 4-мм бронелисты обеспечивали надежную защиту стрелка в этом варианте.

Идея осталась нереализованной

Несмотря на ряд оригинальных идей, эскизный проект Ил-20 отклонили как не соответствующий постановлению Совмина СССР и тактико-техническим требованиям. Это касалось основных летных данных и вооружения.

В качестве главного недостатка отмечалась низкая скорость полета самолета, которая оказалась даже ниже, чем у серийных Ил-10. Наступательное вооружение также не удовлетворяло заказчика.

Отмечалось, что огневая мощь Ил-20 меньше, чем у Ил-10. Одновременно можно было вести огонь только из двух пушек – либо крыльевых, либо фюзеляжных.

Целесообразность применения последних не вызывала сомнений, но высказывалось пожелание иметь подвижные установки. Попутно скажем, что уже имевшиеся к тому времени вполне успешные разработки в этой области Г.М. Можаровского и И.В.

Веневидова использованы не были. При загрузке ПТАБ бомбовая нагрузка составляла всего 300 кг.

Значительное увеличение миделя фюзеляжа и его боковой поверхности приводило к ухудшению аэродинамики самолета, возрастанию полетного веса, увеличению возможности поражения огнем противника. Поскольку распределение установленной на самолете брони осуществлялось по большой поверхности, специалисты НИИ ВВС не увидели улучшения бронирования по сравнению с Ил-10.

Крайне усложнилась эксплуатация ВМГ из-за нерациональных способов подхода к мотору и его агрегатам. При всех работах, связанных со съемкой блоков или их крышек, требовался демонтаж самого двигателя с самолета. Все работы на моторе механик должен был выполнять в положении вниз головой. Летчик в кабину попадал только при неработающем двигателе.

При аварийном покидании возникала опасность попадания под винт.

Основным положительным фактором посчитали лишь прекрасный обзор вперед-вниз (правда, лишь в очень узком секторе). Обзор в стороны и вперед оказался таким же, как у Ил-10.

Макет Ил-20 предъявили макетной комиссии в июле 1948 г. В протоколе, который утвердил 21 июля 1948 г. Главнокомандующий ВВС маршал авиации К.А. Вершинин, мотор уже назывался М-47. Макет в варианте с Ил-ВУ-11 был признан недоработанным.

Обзор вниз-в стороны оказался хуже, чем на Ил-10. Кабина располагалась слишком близко к винту, что небезопасно при ее покидании, а при аварийной посадке велика вероятность повреждения кабины лопастями винта. Не было аварийного сброса фонаря и защитного противокапотажного устройства.

Компоновочная схема усложняла эксплуатацию.

Среди положительных качеств отмечались отличный обзор вперед-вниз и наличие пушек, стреляющих под углом вниз и дающих возможность атаковать площадные цели с горизонтального полета на высотах от бреющего полета до 700-800 метров.

Главком ВВС не считал нужной постройку Ил-20 до окончательного утверждения макета. Однако самолет в первом варианте изготовили. Он имел четыре подвижные крыльевые 23-мм пушки Ш-3 конструкции Б.Г. Шпитального с боезапасом 900 снарядов. В Ил-ВУ-11 установили подвижную пушку Ш-3 с боезапасом 200 снарядов.

Заводские испытания начались 20 ноября 1948 г. Первый полет в начале декабря 1948 г. совершил летчик В.К.Коккинаки.

В процессе испытаний самолет показал максимальную скорость полета всего 515 км/час на высоте 2800 метров. Вследствие низких летных данных, невыполнения требований по вооружению и недоведенности мотора М-47 конструкции М.Р.

Флисского работы по Ил-20 в соответствии с Постановлением Совмина СССР от 14 мая 1949 г. прекратили.

  • Самолет осмотрел заместитель Главкома по боевой подготовке и отметил следующие недостатки:
  • • кабины летчика и стрелка разобщены бензобаком;
  • • не отработаны вопросы пикирования;
  • • не обеспечена эффективность тушения пожара в районе бензобака;
  • • установлено четыре пушки вперед вместо шести, и другие.

С.В. Ильюшин прорабатывал еще два (кроме уже рассмотренных выше) варианта Ил-20, с компоновкой по типу Ил-10, летные данные которых получались несколько выше. Но все это осталось нереализованным.

Последней попыткой создания штурмовика с улучшенным обзором вперед-вниз стал эскизный проект бронированного двухместного штурмовика Ш-218 с мощным мотором Х-образной схемы М-251 конструкции С.М.Алексеева. Но его характеристики были признаны неудовлетворительными.

Таким образом, достаточно хороший обзор вперед-вниз у серийных одномоторных штурмовиков получить не смогли.

В самолете Ил-20 с двигателем М-47 этого добились ценой проигрыша по многим другим параметрам, что не позволило принять машину в серию.

Можно сделать вывод: надежда решить проблему обзора вперед-вниз за счет нетрадиционных схем компоновки одномоторных самолетов-штурмовиков не оправдалась.

Основные характеристики Ил-20

Размах крыла, м 17.00
Длина самолета, м 12.59
Площадь крыла, кв.м 44.00
Масса, кг:
— пустого самолета 7535
— нормальная взлетная 9500
— максимальная взлетная 9780
Тип двигателя ПД М-47
Мощность, л.с.:
— взлетная 1 х 3000
— номинальная 1 х 2300
— полетная 1 х 2400
Максимальная скорость, км/ч:
— у земли 450
— на высоте 515
Перегоночная дальность, км 1700
Практическая дальность, км 1045
Скороподъемность, м/с 375
Практический потолок, м 7750
Экипаж, чел. 2
Вооружение:
  1. 1 х 23-мм пушка НА-23
  2. 2 х 23-мм пушки НС-23
  3. бомбовая нагрузка нормальная — 1190 кг, с бомбами до 500 кг на наружной подвеске.
  4. под консолями — 8 РС-82 или 4 РС-132.

Источник: https://maxpark.com/community/14/content/5252684

Самолет Ил-20: фото, характеристики

При ведении боевых действий штурмовиками Ил-2 применялся в основном единственный прием штурма с так называемого бреющего полета. Бомбометание выполнялось в горизонтальном полете на довольно низких высотах. Для точного прицеливания экипажи должны были иметь хороший обзор поля боя. При существующем устройстве штурмовика угол обзора вперед-вниз имел величину лишь 8 градусов.

Более скоростной Ил-10 выполнял атаки в режиме пикирования, имея в этот момент довольно большую скорость и практически не имея времени на прицеливание. Для выполнения точного бомбометания Ил-10 приходилось выполнять несколько заходов над целью.

Однако за это время противник успевал передислоцироваться или вообще скрыться. Одновременно возрастала угроза поражения самолетов средствами вражеской ПВО. Улучшение обзора экипажам штурмовиков представляло собой немаловажную задачу для конструкторов.

Решение этой проблемы позволило бы увеличить боевые качества машин.

Первые пробы

В конце 1940 года авиаконструктором С.А. Кочеригиным был представлен руководству авиапромышленности СССР эскиз многоцелевого (включая штурмовик) одноместного самолёта поля боя (обозначение ОПБ).

Для получения хорошего, (до 15 градусов), обзора вперед-вниз из кабины пилота конструктор осознанно ухудшил некоторые аэродинамические свойства машины. Были увеличены размеры кабины и применено высокое расположение летчика. Однако проект не реализовался из-за отсутствия подходящего двигателя.

К этому времени среди конструкторов все более утверждалось мнение, что хороший обзор вперед-вниз можно достичь, используя оригинальные схемы конструкции машин.

ИЛ-20: самолёт, штурмовик, технические характеристики (ТТХ), конструкция, применение, история создания

В это же время группой конструкторов А.А.Архангельским, И. В. Веневидовым и Г. М. Можаровским был разработан проект двухбалочного самолета с фюзеляжем по типу гондолы и двигателем с толкающим винтом.

Двое последних были конструкторами-оружейниками и являлись авторам нового вида вооружения — комбинированного артиллерийского вооружения с бомбардировочным — КАБВ. Для отработки изобретения требовался самолет-штурмовик специальной конструкции. Схему такого самолета они предложили.

Предложенный ими проект был интересен тем, что обеспечивал угол обзора вперед-вниз из кабины пилота около 15 градусов. Макет с многочисленными рекомендациями по доработке был утвержден. Но начавшаяся война не позволила завершить проект.

История создания

Еще в военном 1942 году С.В. Илюшин направил руководству вооруженных сил доклад, в котором изложил причины сворачивания работ над Ил-6 и преимущества постройки нового самолета. К письму прилагался эскизный проект модернизированного штурмовика (МШ) с двигателем АМ-38 увеличенной мощности.

Главным отличием проекта называлось кардинальное изменение обзора вперед-вниз из кабины летчика и повышение точности прицельного огня по наземным объектам. Для достижения этой цели предполагалось применение необычной схемы устройства самолета. Новый самолет получил обозначение Ил-20.

Предназначался он для уничтожения вооружения и армии противника на линии фронта и в глубоком тылу врага.

11 марта 1947 года вышло постановление Совмина страны, предписывавшее ОКБ С. В. Ильюшина разработать новый штурмовик с улучшенным по сравнению со штурмовиком Ил-10 бронированием и улучшенным обзором летчику вперед-вниз и в стороны, используя для него отработанный и проверенный серийный двигатель М-45ш. В постановлении также были сформулированы технические характеристики (см.

таблицу) новой машины и требования к вооружению. Самолет должен иметь максимальную скорость на высоте 3 км — 560 км/час, над землей — 500 км/час, потолок высоты – 8 км, дальность полета — 1200 км. Вооружение должно состоять из шести наступательных пушек калибра 23 мм, одной оборонительной пушки калибра 20 мм, 400 кг бомб и шести реактивных орудий калибра 132 мм.

ИЛ-20: самолёт, штурмовик, технические характеристики (ТТХ), конструкция, применение, история создания

Работы над проектом продвигались быстро. В феврале 1948 года был разработан эскизный проект  под двигатель М-45ш, а уже в июле макет новой машины был представлен комиссии. Выводы комиссии были неутешительными: макет был признан недоработанным. В числе недоработок указывались:

  • Небезопасно близкое расположение к винту кабины летчика;
  • Не предусмотрен сброс фонаря в аварийной ситуации;
  • Отсутствовало противокапотажное устройство;
  • Сложность эксплуатации и обслуживания машины с новой схемой компоновки машины.

В числе преимуществ было отмечено улучшение обзора вперед-вниз из кабины пилота (с одновременным ухудшением обзора вниз-в-сторону).

Удачным решением была размещение под углом внизу фюзеляжа пушечных установок, ведущих огонь вниз. Постройку опытного экземпляра Ил-20 было решено отложить до утверждения макета машины. Однако С.В.Ильюшину удалось обойти запреты. Самолет в первом варианте был все-таки изготовлен и допущен к заводским испытаниям.

  Антонов Ан-32

Испытания на заводе-изготовителе начались 20 ноября 1948г. Испытания проводил летчик-испытатель В.К.Коккинаки. Первый полет на новой машине был выполнен в начале декабря 1948г.

Испытания показали неудовлетворительные летные характеристики машины и их несоответствие требованиям, изложенным в правительственном постановлении. Также не выполнены были требования заказчика по вооружению. Новый двигатель М-47 тоже требовал доводки. В связи со всем этим работы по Ил-20 в мае 1949г. были прекращены.

Самолет был осмотрен также руководящими лицами военного ведомства. В результате осмотра были подтверждены многие недостатки, среди которых:

  • небезопасное размещение бензобака между кабинами стрелка и летчика;
  • отсутствие эффективных противопожарных средства;
  • недостаточное исследование поведение машины в режиме пикирования;
  • несоответствие установленного вооружения требованиям заказчика (4 пушки вместо 6) и т. д.

Итак, хороший обзор вперед-вниз в самолете Ил-20 с двигателем М-47 удалось достичь, но за счет ухудшения других характеристик самолета Ил-20. В результате о серийном выпуске машин не могло быть и речи. А идея решения проблемы применением оригинальной схемы компоновки конструкции была обречена на провал.

Причины завершения

Итак, в связи с несоответствием требованиям правительственного постановления проект штурмовика Ил-20 необычной конструкции был отклонен. Летно-технические характеристики новой машины оказались неудовлетворительными.

Также заказчика не удовлетворяли количество и мощность наступательного вооружения. Огневая мощь Ил-20 была меньше по сравнению с Ил-10. Нельзя было одновременно вести огонь из всех имеющихся на борту пушек. Огонь велся поочередно из двух пушек – или из расположенных в крыльях, или из фюзеляжа.

Стандартная загрузка бомбами составляла всего 300 кг.

Высокое расположение кабины пилота привело к увеличению боковой поверхности фюзеляжа и миделя, как следствие, к увеличению взлетной массы. В результате ухудшились аэродинамические свойства машины, и возросла вероятность поражения самолета огнем противника.

Усложнилось обслуживание двигателя из-за затрудненного доступа к нему и его агрегатам. Для любых ремонтных работ на двигателе требовался его демонтаж с машины. Летчик в кабину мог попасть только при отключенном двигателе.

А в ситуации аварийного покидания кабины существовала угроза столкновения с винтами работающего мотора.

Несмотря на отрицательное отношение специалистов к предложенному С.В.

Ильюшиным варианту штурмовика с необычной компоновкой конструкции, конструкторским бюро была предпринята еще одна попытка создания самолета с аналогичной схемой.

На этот раз был предложен проект 2-местного БШ Ш-218 с двигателем М-251 конструктора С.М.Алексеева. Но и его ТТХ оказались неудовлетворительными. Ниже приведено фото Ил-20 М на аэродроме Кубинка.

ИЛ-20: самолёт, штурмовик, технические характеристики (ТТХ), конструкция, применение, история создания

Особенности исполнения

Как уже отмечалось ранее, при разработке проекта Ил-20 была использована необычная схема устройства конструкции самолета. Необычным было расположение кабины пилота прямо над двигателем и впереди, насколько позволяла конструкция машины.

Такое устройство кабины обеспечивало летчику довольно широкий сектор обзора вперед-вниз под углом около 37 градусов, для сравнения — на серийном Ил-2 угол обзора составлял всего 8 градусов. В режиме пикирования летчик мог видеть намеченные цели.

  Экспериментальный самолет «Изделие 181»ИЛ-20: самолёт, штурмовик, технические характеристики (ТТХ), конструкция, применение, история создания

В остальном самолет Ил-20 был обычный низкоплан с двигателем М-47 жидкостного охлаждения. Хвостовое оперение — обычное однокилевое. Горизонтальное оперение и крыло – трапециевидной формы. Кабины пилота, стрелка, двигатель, топливные баки и все системы обеспечения находились внутри бронекорпуса. Радиаторы размещались в центроплане.

На самолете был установлен современный на то время пилотажно-навигационный комплекс (ПНК), система противообледенения (ПОС) и радиооборудование. Установленная аппаратура позволяла действовать самолету в любых погодных условиях и в любое время суток.

Была изменена бронезащита машины. Толщина металлических бронелистов была увеличена почти наполовину – на 46%, а бронестекло на кабинах экипажа — на 59%. Бронезащита двигателя состояла из бронированного капота. Радиаторы со всех сторон прикрывались бронелистами разной толщины.

Предполагалось разработать два проекта машины для разных вариантов расположения стрелка, и соответственно, разного состава вооружения. В первом варианте проекта стрелок располагался сразу за бензобаком и управлял 23-мм пушкой, размещенной в верхней подвижной пушечной установке Ил-ВУ-11.

ИЛ-20: самолёт, штурмовик, технические характеристики (ТТХ), конструкция, применение, история создания

Во втором варианте проекта стрелок располагался в хвостовой части корпуса машиныи управлял пушкой, размещенной в кормовой пушечной установке Ил-КУ-8. Второй вариант проекта не был осуществлен.

ИЛ-20: самолёт, штурмовик, технические характеристики (ТТХ), конструкция, применение, история создания

Вооружение

Согласно требованиям, изложенным в постановлении Совмина, самолёт Ил-20 должен был иметь мощное вооружение — для поражения вражеских целей (наступательное) и для собственной защиты (оборонительное). В связи с этим он классифицировался как тяжелый штурмовик. Оба типа вооружения штурмовика предусматривались в двух вариантах. Первый вариант для наступательного вооружения включал:

  • 2 пушки 23-мм калибра, размещенные в крыльях, — для стрельбы по целям впереди в горизонтальном полете или в режиме пикирования;
  • 2 пушки 23-мм, размещенные внизу корпуса под углом, — для стрельбы по наземным объектам в бреющем полете;
  • бомбы не более 400 кг со стандартной бомбовой нагрузкой, размещенные внутри центроплана.
  • 2 бомбы по 500 кг размещенные на внешних держателях;
  • 4 снаряда РС-132 или 8 снарядов PC-82;
  • 10 специальных авиагранат Аг-2, размещенных внизу фюзеляжа, предназначенных для защиты задней полусферы снизу.

Во 2-м варианте предусматривалось использование:

  • 1 пушка 45-мм калибра;
  • 2 пушки 23-мм калибра;
  • 6 снарядов РС-132;
  • Бомбовая нагрузка не изменялась.

В 1-м варианте для обороны применялась 23-мм подвижная пушка Ш-3 с запасом боевых снарядов 200 штук, размещенная в верхней оборонительной установке Ил-ВУ-11, разработанной ОКБ Ильюшина специально для этого проекта. В другом варианте предполагалась замена верхней установки Ил-Ву-11 пушечной установкой Ил-КУ-8, расположенной в хвостовой (кормовой) части фюзеляжа самолета.

Заключение

Тяжёлый штурмовик Ил-20 был построен в одном экземпляре и выполнил всего несколько полётов. На этом история его, запоздавшего во времени самолёта, закончилась. Его судьба могла сложиться более удачно, появившись он вначале войны, или хотя бы не в начале эпохи реактивной авиации. Позже такое обозначение было присвоено самолету совершенно другого назначения – самолету-разведчику Ил-20.

Отвергнутая советскими военными специалистами необычная схема компоновки самолета, нашла применение среди западных авиаконструкторов.

В 1949 году английской фирмой «Фейри» по такой схеме был построен противолодочный самолет с турбовинтовым двигателем. Расположение кабины летчика над двигателем обеспечивала ему отличный обзор при посадке на палубу корабля.

Через несколько месяцев в США с такой компоновкой был построен палубный штурмовик «Скайшарк» Дуглас А2Д-1. Вот еще одна грустная история.

Источник: http://samoleting.ru/samolety/shturmovik-il-20-foto-tth.html

Ильюшин Ил-20

Ил-20 – самолет радиоэлектронной разведки и радиоэлектронной борьбы на базе Ил-18, оснащенный ИК-сканером, РЛС бокового обзора и другими датчиками.

Самолет комплексной фоторазведки, радиоэлектронной разведки и радиоперехвата Ил-20 создан в 1968 году на базе Ил-18. Он использовался для разведки вдоль пограничной полосы и государственной границы и считается первым в Советском Союзе самолетом разведывательного типа.

Впереди пассажирской кабины установлена станция радиотехнической разведки и фотоаппараты аэрофотосъемки. Антенна радиолокационной станции находится в подфюзеляжной гондоле. Также на Ил-20 установлена станция детальной радиотехнической разведки и аппаратура радиоперехвата.

В средней и передней части пассажирской кабины располагаются кресла для шести операторов радиотехнических систем.

ИЛ-20: самолёт, штурмовик, технические характеристики (ТТХ), конструкция, применение, история создания

Начальник БРК (бортового разведывательного комплекса) возглавлял операторский состав. Летный экипаж состоит из пяти человек. Комната отдыха с простыми сдвоенными пассажирскими креслами, гардероб, буфет и туалет оборудованы в хвосте самолета.

21 марта 1968 г. состоялся первый полет. С.Г. Близнюк был командиром экипажа. В 1969 году был завершен цикл испытаний.

Ил-20 отличается от исходного самолета меньшим полетным весом, мощным двигателем АИ-20М и увеличенной до 5,4 тыс. км дальностью полета. До 1974 года серийно Ил-20 (включая его модификации) производились на московском авиационном авиазаводе «Знамя труда». Часть самолетов была перестроена из Ил-18Д.

ИЛ-20: самолёт, штурмовик, технические характеристики (ТТХ), конструкция, применение, история создания

Ил-20 не поступали на вооружения никаких авиационных разведывательных или прочих подразделений ВС СССР, а напрямую замыкались на штаб флота или округа, т.е. числились в частях центрального подчинения.

Периодически самолеты выполняли разведывательные полеты, участвовали в разных учениях.

Впоследствии в результате физического и морального старения разведаппаратуры самолеты, оставшиеся в строю, были переделаны под транспортно-пассажирские и применялись для перевозок грузов и личного состава.

Модификации ИЛ-22 и ИЛ-20Рт

Самолеты Ил-20РТ и Ил-18РТЛ в 1980 г. поступили на вооружение и были созданы на базе Ил-18Д. Они базировались на аэродроме Крайний, что находился на Байконуре.

Летный состав был из шести человек плюс инженер-электрик и пять человек, которые использовали бортовой измерительный комплекс: оператор СЕВ, начальник СИПа, оператор АФУ, инженер по МА-9 МКТС и инженер по БРС-4С. Несмотря на то, что самолеты числились за ВКС, они регулярно выполняли задачи ВМФ или РВСН во время испытаний крылатых и баллистических ракет.

Потом самолеты были переданы в ВМФ, где применялись по усмотрению командования. Модификация 75 840 была продана и в 2001 г. разбилась. Лишь один самолет использовался по прямому назначению и был модернизирован.

ИЛ-20: самолёт, штурмовик, технические характеристики (ТТХ), конструкция, применение, история создания

На базе Ил-18Д создавались воздушные командные пункты (ВзКП или ВКП) Ил-22, оборудованные устройством закрытой кодовой связи. В составе экипажей данных самолетов входят офицеры боевого управления и операторы аппаратуры ЗАС.

На правом борту находился люк багажного отсека самолета Ил-18, который использовался для аварийного покидания самолета. Все рабочие места были оборудованы чашкой под парашют. На самолете установлена иная кислородная система.

Самолеты Ил-22 и Ил-20 часто открашиваются под так называемый стандарт советского «Аэрофлота» и имеют гражданский регистрационный номер. К тому же на борту рядом с кабиной, как и в пассажирской версии самолета, была надпись «Ил-18». Лишь некоторые машины имели серый (шаровый) цвет, такой как на Ил-38.

Модификации Ил-20

  • ·          Ил-18Д «Игла» − самолет радиотехнической разведки, трансформирована одна машина.
  • ·          Ил-20М – самолет радиотехнической разведки. Было произведено двадцать машин.
  • ·          Ил-18РТЛ – самолетный измерительный пункт, предназначен для испытаний ракетной техники. Переоборудована одна машина.
  • ·          Ил-20М1 – машина с усовершенствованным комплексом радиотехнической разведки.
  • ·          Ил-22 – воздушный командный пункт, имеющий спецсвязь. Построено 14 самолетов. В ОКБ Мясищева проводилась модернизация.
  • ·          Ил-20РТ представляет собой самолетный измерительный пункт, предназначенный для испытаний ракетной техники. Изготовлено четыре машины.
  • ·          Ил-22М-11 – дальнейшая модификация ВзКП. Произвели 21 машину.
  • ·          Ил-22М-15 – последняя модификация ВзКп. Выпустили один самолет, который достался Казахстану после развала СССР.

ИЛ-20: самолёт, штурмовик, технические характеристики (ТТХ), конструкция, применение, история создания

В наше время ОАО «Ил» выполняет модернизацию и опытно-конструктивных работы самолетов специального назначения Ил-22 и Ил-20.

Ил-20 характеристики:

Модификация   Ил-20
Размах крыла, м   37.42
Длина самолета,м   35.90
Высота самолета,м   10.17
Площадь крыла,м2   140.60
Масса, кг
  пустого самолета   33760
  максимальная взлетная   64000
Тип двигателя   4 ТВД АИ-20М
Мощность, л.с.   4 х 4250
Максимальная скорость, км/ч   675
Крейсерская скорость, км/ч   620
Практическая дальность, км   6200
Практический потолок, м   10000
Экипаж, чел   13

Самолеты

Самолет ОКБ Ильюшина

Источник: http://avia.pro/blog/il-20

Штурмовик Ил-10 (СССР)

«Краткая справка: Советский штурмовик Ил-10 — дальнейшее развитие «летающего танка» времен Второй Мировой войны Ил-2. Боевое и послевоенное применение штурмовиков, особенности конструкции»

ИЛ-20: самолёт, штурмовик, технические характеристики (ТТХ), конструкция, применение, история создания

Штурмовик Ил-10. Хорошо виден «гладкий», по сравнению с Ил-2, силуэт

История создания штурмовика Ил-10

В начале 1943 года в ОКБ С.В.

Ильюшина, на основе знаменитого штурмовика Ил-2, был разработан одноместный бронированный истребитель малых и средних высот Ил-1, предназначавшийся для противоборства с истребителями и уничтожения бомбардировщиков противника.

Одновременно велось проектирование второго варианта штурмовика Ил-10 – бронированного двухместного, при этом скоростного и высокоманевренного, сохранявшего полный набор вооружения прототипа.

Особое внимание уделялось аэродинамическим характеристикам самолета. Опираясь на опыт боевого применения Ил-2, конструкторы без снижения живучести усовершенствовали форму и толщину листов бронекоробки и улучшили защиту экипажа.

При этом общий вес брони стал даже меньше, чем у прототипа.

Новое компоновочное решение позволило также отказаться от воздухозаборников и туннелей воздуховода в носовой части штурмовика, значительно снизив аэродинамическое сопротивление.

Кроме того, улучшенная герметизация и уменьшенные размеры планера, позволили вдвое снизить лобовое сопротивление, а за счет нового двигателя АМ-42 на 2000 л.с., значительно повысились маневренность и скорость самолета.

В апреле 1944 года Ил-10 поступил на испытания и уже в апреле прошел их показав существенно преимущество перед Ил-2 и Су-6, практически по всем показателям.

Маневренность и скорость нового штурмовика вполне позволяла ему вести бой даже с истребителями противника, на малых высотах.

В августе 1944 Ил-10 приняли на вооружение и запланировали выпустить до конца года пробную партию штурмовиков в количестве 100 штук.

ИЛ-20: самолёт, штурмовик, технические характеристики (ТТХ), конструкция, применение, история создания

Чертеж Штурмовика Ил-10

Вооружение штурмовика Ил-10

Вооружение Ил-10 по составу было аналогично Ил-2., в центроплане оборудованы два бомбоотсека, рассчитанные на бомбовый груз до 400 кг. В перегрузку штурмовик мог поднять 600 кг бомб в различных комбинациях на внутренней и внешней подвесках.

В комплект ударного вооружения входили малогабаритные противотанковые кумулятивные бомбы ПТАВ-2,5-1,5 и специальные ракетные бронебойные снаряды РБС-132 с мощным двигателем.

В хвостовой части фюзеляжа, за бронеперегородкой кабины стрелка-радиста, размещалась кассета с десятью авиационными гранатами, предназначавшимися для защиты хвоста самолета.

Сброшенная граната сначала тормозилась небольшим парашютом, а затем, через 3-5 секунд, разрывалась, поражая атакующий снизу истребитель противника.

Стрелок на Ил-10 был защищен бронестенкой и отражал атаки из крупнокалиберного пулемета, установленного в полностью закрытой кабине.

В 1945 году, уже после окончания войны, вооружение самолета Ил-10 было значительно усилено: в крыльях установили 4 23-мм пушки НС, а в кабине стрелка вместо пулемета установили 20-мм пушку БТ.

ИЛ-20: самолёт, штурмовик, технические характеристики (ТТХ), конструкция, применение, история создания
Страна: СССР
Тип: Штурмовик
Год выпуска: 1943 г.
Экипаж: 2 человека
Двигатель: 1х АМ-42 на 2000 л.с.
Максимальная скорость: 551 км/ч
Практический потолок: 7250 м
Дальность полета: 800 км
Масса пустого: Нет сведений
Максимальная взлетная масса: Нет сведений
Размах крыльев: 13,4 м
Длина: 11,12 м
Высота: Нет сведений
Площадь крыла: Нет сведений
Вооружение: 2х 23-мм пушка ВЯ, 1х 12,7-мм пулемет УБТ, 2х 7,62-мм пулемет ШКАС, 10х парашютные гранаты АГ-2. Бомбовая нагрузка: 600 кг или 400 кг и 4 РС-132.

Боевое и послевоенное применение штурмовиков Ил-10

После войны все штурмовые авиачасти советских ВВС были переведены с Ил-2 на Ил-10, производство которого прекратилось только в 1947 году (в 1953-1954 самолет также производился в ограниченном количестве). Сами штурмовики состояли на вооружении СССР до 60-х годов 20 века (модификация Ил-10М). Всего было построено 4966 экземпляров в различных вариантах.

В 1949 году начались поставки самолетов Ил-10 в страны Варшавского договора. С 1951 года, под обозначением В-33, лицензионное производство штурмовиков начало чехословацкое предприятие «Avia». До 1955 года было выпущено 1200 экземпляров, около 600 из них в 1953-54 годах было передано Польше, Венгрии, Болгарии и Румынии.

Модификации штурмовика Ил-10

Ил-10 – базовая модель, двухместный бронированный штурмовик. При сохранении общей концепции Ил-2, существенно отличался новыми конструктивными решениями.

Самолет был создан в конце 1943 года как вариант одноместного бронированного истребителя Ил-1. При запуске в серию получил новое обозначение Ил-10. Конструкция цельнометаллическая, кабина экипажа полностью бронирована.

 В августе 1944 года принято решение о запуске Ил-10 в серию на двух заводах. В октябре самолеты начали поступать на вооружение.

Ил-10 пушечный (1945 год) – модификация Ил-10 с усиленным артиллерийским вооружением. На самолете установили четыре новые крыльевые пушки НС-23 (по 150 снарядов). Они были почти в два раза легче стандартных пушек ВЯ и имели в 1,6 раза меньшую отдачу.

При одновременной автоматической стрельбе четырех пушек сила отдачи не оказывала влияния на устойчивость самолета и прицельность стрельбы. Пулемет УБК заменили на пушечную установку БТ-20 (150 снарядов).

В комплект ударного вооружения включили кумулятивные бомбы ПТАБ и ракетные бронебойные снаряды РБС-132. Строился серийно до 1947 года.

С 1951 года серийно выпускался усовершенствованный вариант Ил-10М, который отличали: крыло большей площади с прямоугольными законцовками, новые пушки НР-23, электрифицированная турель, большая дальность и лучшая управляемость.

ИЛ-20: самолёт, штурмовик, технические характеристики (ТТХ), конструкция, применение, история создания

Штурмовик Ил-10 в разных проекциях

УИл-10 (Ил-10УТ) – учебно-тренировочный вариант. Кабина стрелка увеличена и переоборудована в кабину инструктора со вторым управлением. Пулеметы сняты. Для отработки штурмовых действий оставлены две пушки НС-23, направляющие для двух снарядов РС и два бомбодержателя. Летные качества остались такими же, как у серийного Ил-10. В 1945 году выпущена небольшая серия.

Ил-16 – штурмовик облегченного типа. Разработка началась летом 1944 года после завершения испытаний Ил-10. Целью проекта было существенное улучшение скоростных и маневренных характеристик для ведения наступательного воздушного боя. По схеме бронирования и конструктивной компоновке аналогичен Ил-10.

Уменьшение геометрических размеров, а также толщины и площади бронирования позволили снизить полетный вес машины на 1300 кг. В сочетании с более мощным двигателем жидкостного охлаждения АМ-4ЗНВ (2300 л.с.) с четырехлопастным винтом по расчетам это должно было обеспечить максимальную скорость 625 км/ч.

Вооружение: две пушки НС-23 (по 140 снарядов), два пулемета ШКАС (по 700 патронов), пушка Б-20 (150 снарядов), десять авиационных гранат АГ-2, 400-500 кг бомб.

Несмотря на то, что Ил-16 превосходил Ил-10 по многим показателям, из-за несовершенства двигателя, а также в связи с окончанием войны, испытания не были завершены и работы над самолетом прекратились.

Источник: компиляция по информации из открытых источников сети интернет, цифры и факты даны по книге В.Е.Юденок. Самолеты СССР Второй мировой войны.

Источник: http://armedman.ru/samoletyi/1937-1945-samoletyi/shturmovik-il-10-sssr.html

Ил-20 самолет разведчик, обзор технических характеристик и конструкции с фото и видео

30.04.2019

Ил-20 является самолётом радиоэлектронной борьбы и разведки. Создан опытно-конструкторским бюро С. В. Ильюшина в 1968 году.

История разработки и эксплуатации Ил-20

В середине 60-х годов XX века в Советском Союзе было принято решение о начале разработки самолёта, который бы смог вести радиоэлектронную разведку вдоль государственной границы СССР, а также, в случае необходимости, и радиоэлектронную борьбу. Работы по созданию такого самолёта были поручены опытно-конструкторскому бюро Ильюшина.

После тщательных расчётов и проведённого анализа выбор основы для разработки нового самолёта пал на пассажирский самолёт Ил-18, который в то время был одним из наиболее популярных советских лайнеров. Надёжность Ил-18 также позволяла использовать его в различных климатических условиях.

При изготовлении нового самолёта, получившего название Ил-20, было решено отказаться от двигателей АИ-20, использовавшихся на Ил-18, в пользу более мощных и экономичных АИ-20М.

Ещё одной особенностью стала серьёзно уменьшенная взлётная масса самолёта, а также увеличенная вместимость топливных баков, благодаря чему дальность полёта Ил-20 была увеличена до 5400 километров.

Из внешних отличий от Ил-18 можно назвать: установленные по бокам от кабины фотоаппараты, предназначенные для ведения перспективной аэрофотосъёмки, а также антенну радиолокационной станции бокового обзора, расположенную в гондоле под фюзеляжем.

Ил-20 стал первым самолётом подобного типа, разработанным в Советском Союзе. Разработка его шла достаточно быстрыми темпами, и уже к весне 1968 года первый опытный образец самолёта был полностью изготовлен. В марте произошёл и первый полёт Ил-20, в котором машина показала хорошую устойчивость в воздухе и надёжность.

После этого начался период испытаний самолёта, которые Ил-20 прошёл хорошо и в 1969 году был принят на вооружение. Однако стоит отметить, что самолёты не поступали в состав авиационных подразделений. Ввиду уникальности Ил-20, его особенной «специальности», самолёты находились в прямом подчинении у штабов военных округов или флотов Советского Союза.

Боевая служба самолётов заключалась в участии в различных учениях, несении боевого дежурства, а также выполнении разведывательных полётов. Тем не менее, с началом устаревания Ил-20 и радиоэлектронной аппаратуры, установленной на них, самолёты переоснащались в транспортно-грузовые.

В 1980 году на базе усовершенствованного пассажирского самолёта Ил-18Д был создан Ил-20РТ. Ил-20РТ использовался в качестве самолёта телеметрии при испытаниях ракет и базировался в районе Байконура.

Также в это же время создавался и воздушный командный пункт на базе всё того же Ил-18Д, получивший название Ил-22.

Интересной деталью является то, что практически все самолёты Ил-20 и Ил-22 были окрашены в стандартные цвета «Аэрофлота», а также имели на бортах надпись «Ил-18».

Уже в 2009 году было принято решение о начале работ по переоборудованию Ил-22 в самолёт-постановщик помех, получивший обозначение Ил-22ПП. Уже через два года начались испытания готовой машины, а в 2019 году три самолёта Ил-22ПП были переданы заказчику.

Обзор Ил-20 и его лётно-технические характеристики

Аэродинамически Ил-20 представляет собой низкоплан нормальной схемы. Хвостовое оперение самолёта – однокилевое. Шасси – трёхстоечное. Носовая стойка шасси располагается под фюзеляжем, а боковые – под гондолами двигателей самолётов. Силовая установка Ил-20 представлена 4 одновальными турбовинтовыми двигателями АИ-20М.

Самолёт оборудован фотоаппаратами перспективной аэрофотосъёмки модели «А-87П», а также станцией радиотехнической разведки «Ромб-4». Также на Ил-20 установлена радиолокационная станция «Игла-1» и станция радиотехнической разведки «Квадрат-2». Пассажирский салон самолёта оборудован для размещения шестерых (затем восьми) операторов, обслуживающих радиолокационное оборудование.

Лётно-технические характеристики самолёта Ил-20:

Размах крыла, м   37,4
Длина самолета,м   35,9
Высота самолета,м   10,2
Площадь крыла,м2   140,6
Масса, кг
  пустого самолета   33760
  максимальная взлетная   64000
Тип двигателя   4 ТВД АИ-20М
Мощность, л.с.   4 х 4250
Максимальная скорость, км/ч   675
Крейсерская скорость, км/ч   620
Практическая дальность, км   6200
Практический потолок, м   10000
Экипаж, чел   13

Модификации самолёта Ил-20

Существует девять модификаций самолёта Ил-20:

  • Ил-18Д «Игла» – опытная модель самолёта Ил-18, переоборудованного для ведения радиоэлектронной разведки. Оборудован радиолокационной станцией «Игла-1», от которой и получил название. Другое название модели: «Изделие 20».
  • Ил-18РТЛ – модификация Ил-18Д, переоборудованная в самолёт телеметрии, использовавшийся при испытаниях ракет.
  • Ил-20М – основная модель самолёта Ил-20. Самолёт радиоэлектронной разведки и борьбы.
  • Ил-20М1 – самолёт, оснащённый модернизированными системами радиоэлектронной борьбы и радиотехническим комплексом.
  • Ил-20РТ – модификация Ил-20, переоборудованная в самолёт – летающую лабораторию для телеметрии. Использовался при испытаниях ракет.
  • Ил-22 «Бизон» – модификация самолёта, используемая в качестве воздушного командного пункта.
  • Ил-22М-11 «Зебра» – усовершенствованная модель самолёта Ил-22.
  • Ил-22М-15 – последняя разработанная модификация самолёта, используемая в качестве воздушного командного пункта.
  • Ил-22ПП «Порубщик» — модификация Ил-22, используемая в качестве самолёта радиоэлектронной борьбы, а также постановщика помех.

Сильные и слабые стороны Ил-20

Ил-20 создавался на основе пассажирского самолёта Ил-18, поэтому имеет практически идентичную конструкцию, а значит, все положительные и отрицательные аэродинамические характеристики он целиком «унаследовал» от своего пассажирского собрата. Устойчивость самолёта в воздухе и его надёжность также стали следствием этого «родства».

Если говорить о характеристиках Ил-20, связанных исключительно с его основной деятельностью, то здесь следует отметить, что он был первым в подобном роде самолётом, разработанным и производимым в Советском Союзе.

Тем не менее, за годы службы в Вооружённых Силах СССР самолёт показал себя с хорошей стороны. Так, Ил-20 исправно нёс службу и не подводил на учениях.

А большое количество модификаций самолёта доказывают, что концепция его была выбрана весьма удачно, благодаря чему Ил-20 состоит на вооружении и сегодня, спустя почти 50 лет после своего первого полёта.

Однако неутешительным является тот факт, что Ил-20 уже морально устаревает, и это может стать причиной скорого его снятия с вооружения, причём сразу после появления нового самолёта радиоэлектронной борьбы и разведки.

Заключение

Ил-20 является самолётом, по количеству своих модификаций и спектру выполняемых функций, весьма уникальным. Тем не менее, следует отметить, что период основного рассвета самолёта уже позади, и больших перспектив он в будущем не имеет ввиду своего морального устаревания.

Если у вас возникли вопросы — оставляйте их в х под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Источник: https://MilitaryArms.ru/voennaya-texnika/aviaciya/il-20/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector