Иван грен большой десантный корабль: проект 11711, технические характеристики (ттх), вооружение, создание

В Калининграде на судостроительном заводе «Янтарь» (ПСЗ, входит в Объединенную судостроительную корпорацию, ОСК) были заложены два больших десантных корабля (БДК) проекта 11711 типа «Иван Грен». По планам Минобороны, «Владимир Андреев» и «Василий Трушин» — такие им дали названия — должны войти в состав Военно-морского флота (ВМФ) РФ до 2025 года.

Пока отечественный флот пополнил единственный БДК этого проекта — «Иван Грен», к передаче готовится однотипный — «Петр Моргунов». Вошедший в состав Северного флота в июне 2018-го «Иван Грен» стал первым десантным кораблем, спроектированным и построенным в новейшей истории России.

Работа над ним велась более 20 лет из-за многочисленных переделок по требованию ВМФ. Он также стал первым в составе нашего флота полноценным боевым кораблем, способным осуществлять весь спектр десантных операций на море.

Среди них не только высадка и перевозки десанта, боевой техники и оборудования, а также использование их в качестве флагманских кораблей, для эвакуации и для участия в гуманитарных миссиях.

Долгая дорога на флот

Наш флот к началу 2000-х годов располагал примерно 20 большими десантными кораблями проектов 775 (строились в Польше в 1974–1991 годы) и 1171 (шифр «Тапир», строились в Калининграде в 1966–1975 годах).

Количество БДК с момента распада Советского Союза сократилось примерно вдвое, средний возраст оставшихся превышал 20 лет, самый старый — «Саратов» — вошел в состав флота в 1966 году. Около половины БДК к тому же находились в ремонте или на консервации.

Корабли польской постройки испытывали проблемы с запчастями и ремонтом. Также из состава флота была исключена подавляющая часть средних и малых десантных кораблей — вследствие их полного износа.

В этой связи командование ВМФ рассматривало строительство БДК нового поколения как одну из приоритетных задач.

Проект 11711 был разработан Невским проектно-конструкторским бюро (Невское ПКБ) в Санкт-Петербурге в 1990–2000-х годах и является развитием проекта 1171 «Тапир». Корабль позволяет решать вопросы переброски значительных объемов боевой техники и войск.

Экс-глава Невского ПКБ Сергей Власов рассказывал ТАСС, что первоначально техническое задание было выдано на корабль, который ходил бы по внутренним водным путям — рекам и каналам.

В дальнейшем проектантам пришлось переделывать его в морской корабль — изменять высоту надстройки, вносить ряд других изменений.

Его немного увеличили, расширили танковый трюм, чтобы вошло больше техники и она вставала в два ряда. Расширение танкового трюма привело к сокращению объемов для иных помещений корабля

Сергей Власов

экс-глава Невского ПКБ

По сравнению с проектом 1171 был расширен танковый трюм, чтобы техника могла вставать в два ряда; часть жилых помещений и медицинский блок разместили над верхней палубой. Технические требования неоднократно дополнялись в течение более чем 13 лет строительства головного корабля. Вносимые правки касались в том числе номенклатуры вооружения и оснащения.

Иван Грен большой десантный корабль: проект 11711, технические характеристики (ТТХ), вооружение, создание

Большой десантный корабль проекта 11711 типа «Иван Грен» на территории Прибалтийского судостроительного завода «Янтарь» в Калининграде

© Виталий Невар/ТАСС

Корабли этого проекта строили на мощностях Прибалтийского судостроительного завода «Янтарь» в Калининграде. «Иван Грен» стал одним из самых известных «долгостроев» российского ВМФ.

Проектировать его начали еще в прошлом столетии, а заложили лишь 23 декабря 2004 года. В 2010-м строительство приостанавливалось из-за отсутствия финансирования и продолжилось в 2014-м.

Спуск на воду состоялся 18 мая 2012 года.

«На протяжении всех этих лет заказчик неоднократно менял технические требования к кораблю», — рассказывал в интервью ТАСС в апреле 2018 года генеральный директор ПСЗ «Янтарь» Эдуард Ефимов.

Свой отпечаток на создание «Ивана Грена» наложил и тот факт, что проект создавался в 1990-е годы. Именно поэтому при его строительстве в последние два года возникло очень много конструкторских вопросов. Пришлось вносить некоторые поправки в проект, но сейчас, на мой взгляд, все правильные решения найдены

Эдуард Ефимов

генеральный директор ПСЗ «Янтарь»

«В сравнении с проектами, созданными в советское время, с кораблями, которые сейчас дослуживают свой срок, он сделал шаг вперед по вместимости десанта и техники. Он оснащен современной радиотехникой, системами вооружения», — говорил Ефимов.

Иван Грен большой десантный корабль: проект 11711, технические характеристики (ТТХ), вооружение, создание

Генеральный директор ПСЗ «Янтарь» Эдуард Ефимов

© Виталий Невар/ТАСС

Корабль был назван в честь советского вице-адмирала Ивана Грена, ученого в области морской артиллерии. Государственные испытания начались в ноябре 2017-го и несколько раз прерывались для устранения выявленных технических проблем. Передали флоту 20 июня 2018 года.

Закладка второго «десантника» состоялась 11 июня 2015-го. На воду «Петр Моргунов» был спущен через три года, ввод в строй ожидается в этом году.

Корабль назван в честь советского генерал-лейтенанта береговой службы Петра Моргунова, первого в СССР кавалера ордена Нахимова I степени.

Разработчики отмечали, что в проекте были учтены все необходимые изменения, выявленные в процессе постройки первого корабля.

Первоначально государственная программа вооружений предусматривала строительство шести кораблей проекта 11711.

В 2015 году появилась информация, что ВМФ сократит число запланированных к постройке кораблей этого проекта до двух.

Говорилось, что эта серия продолжена не будет, однако в конце декабря 2018 года президент ОСК Алексей Рахманов заявил, что ВМФ получит еще два или три корабля такого класса по доработанному проекту.

Иван Грен большой десантный корабль: проект 11711, технические характеристики (ТТХ), вооружение, создание

Спуск на воду большого десантного корабля проекта 11711 типа «Петр Моргунов» в Калининграде

© Виталий Невар/ТАСС

9 апреля 2019-го министр обороны РФ Сергей Шойгу заявил, что два БДК этого проекта все-таки будут заложены.

15 апреля стало известно, что корабли назовут в честь Владимира Андреева (советский адмирал, командовал десантной операцией по захвату Южного Сахалина и Курильских островов в 1945 году) и Василия Трушина (генерал-майор, Герой Советского Союза, проявивший мужество и героизм в боях с японскими войсками в 1945-м).

В некоторых СМИ писали, что толчком к строительству БДК проекта 11711 послужил отказ Франции от передачи российскому флоту двух десантных кораблей типа «Мистраль».

В конце прошлого года главком ВМФ Владимир Королев отмечал, что главное командование флота рассматривает вопрос продолжения строительства больших десантных кораблей проекта 11711 с учетом анализа эксплуатации головного корабля этого проекта «Иван Грен» и улучшения характеристик кораблей этой серии.

Возможности «десантников»

«Петр Моргунов» строится с учетом решения технических проблем, возникавших на головном корабле.

В частности, российское сетевое издание FlotProm со ссылкой на отраслевой источник и пресс-службу «Янтаря» сообщало, что правый и левый дизельные двигатели «Петра» поменяют местами, что позволит изменить характер вращения винтов и устранить проблему с управляемостью при движении задним ходом. СМИ сообщали, что в случае успешных испытаний на нем аналогичная перестановка двигателей будет проведена и на головном корабле.

Иван Грен большой десантный корабль: проект 11711, технические характеристики (ТТХ), вооружение, создание

Большой десантный корабль проекта 11711 типа «Петр Моргунов»

Корабли проекта 11711 обладают полным водоизмещением около 5000 т и являются самыми крупными надводными кораблями, построенными в новейшее время. Для сравнения: водоизмещение предыдущего проекта 1171 составляет 4300 т, а самых многочисленных кораблей этого класса в ВМФ (проект 775) — 4400 т.

Длина — 120 м, ширина — 16,5 м, осадка — 3,6 м. Скорость полного хода — до 18 узлов (около 33,3 км/ч). Дальность плавания — 3500 морских миль (около 6400 км) на скорости 16 узлов (порядка 29 км/ч), автономность плавания — 30 суток. Экипаж — 100 человек.

Продолжение

Одна из главных «изюминок» кораблей проекта 11711 — неконтактный метод высадки десанта на необорудованное побережье. Из распахнутых носовых створок на воду могут выталкиваться инженерные понтоны, которые формируют мост на берег.

Через них производится высадка десанта, после чего используется для переправы тяжелой техники. Это позволяет сохранять дистанцию между БДК и берегом, снижая риск сесть на мель.

По некоторым данным, высадка десанта возможна при волнении моря до четырех баллов.

Вместимость корабля — 13 танков или 36 бронетранспортеров, до 300 десантников, до 30 грузовых автомобилей. Возможности позволяют перевозить до 1500 т грузов в стандартных 20-футовых морских контейнерах.

Погрузка техники может выполняться двумя способами: по аппарели (при этом техника движется своим ходом) либо с помощью палубного крана (грузоподъемность 16 т) через грузовой люк в верхней палубе.

Боевая техника перевозится на так называемой танковой палубе БДК.

Иван Грен большой десантный корабль: проект 11711, технические характеристики (ТТХ), вооружение, создание

Большой десантный корабль проекта 11711 типа «Петр Моргунов»

© Виталий Невар/ТАСС

Главная энергетическая установка — два дизель-реверс-редукторных агрегата ДРРА-3700 с дизелями 10Д49 мощностью 5,2 тыс. л.с. каждый производства ОАО «Коломенский завод» (Московская область).

Вооружение — две шестиствольные артиллерийские установки АК-630М калибра 30 мм, сдвоенная артиллерийская установка АК-630М-2 «Дуэт» с радиолокационной системой управления огнем «Ласка».

Двухавтоматная 30-миллиметровая автоматическая артиллерийская установка, которая обеспечивает огромную скорострельность — до 10 000 выстрелов в минуту.

Основное ее предназначение — обеспечение противоракетной обороны кораблей ВМФ в ближней зоне.

Также может решать задачи по поражению самолетов, вертолетов и беспилотников, малоразмерных надводных и береговых целей. Эффективная дальность стрельбы составляет 4000 м.

Продолжение

Помимо скорострельного артиллерийского вооружения на борту имеются два крупнокалиберных пулемета «Жало» калибра 14,5 мм, которые предназначены для борьбы с воздушными, надводными и береговыми легкобронированными целями на дальности до 2000 м и 1500 м по высоте. Также БДК имеет комплекс выстреливаемых пассивных помех КТ-308-04 «Просвет-М», который защищает корабль от ракет противника.

Иван Грен большой десантный корабль: проект 11711, технические характеристики (ТТХ), вооружение, создание

Транспортно-боевой вертолет Ка-29 во время испытаний российского большого десантного корабля «Иван Грен» в акватории Балтийского моря

© Виталий Невар/ТАСС

При строительстве «Иван Грена» были использованы современные технологии, направленные на снижение заметности за счет использования различных технических решений и материалов. Помимо этого было уделено повышенное внимание условиям размещения экипажа корабля и десантников: появились тренажерный зал и более комфортабельные каюты.

Предусмотрено базирование на БДК и двух корабельных транспортно-боевых вертолетов Ка-29 или поисково-спасательных вертолетов Ка-27. В случае необходимости на его борту сможет разместиться и новейший морской ударный вертолет Ка-52К «Катран».

Потенциал «десантника»

На базе проекта 11711 может быть создан десантный корабль водоизмещением, в несколько раз превышающим водоизмещение БДК класса «Иван Грен» (сейчас 5000 т).

«Есть возможность увеличить его водоизмещение до 7, 8, 9 и даже до 14 000 т», — говорил гендиректор ПСЗ Ефимов.

Он также напомнил, что Невское ПКБ в инициативном порядке разрабатывает проект десантного корабля на базе «Ивана Грена», который по сравнению с предшественником будет иметь большее водоизмещение, длину и ширину, станет более вместительным.

Читайте также:  Арбалет жнец 410: цена, отзывы, технические характеристики, устройство

Иван Грен большой десантный корабль: проект 11711, технические характеристики (ТТХ), вооружение, создание

Большой десантный корабль проекта 11711 типа «Иван Грен»

© Виталий Невар/ТАСС

Кстати, на базе «Грена» к 2024 году должен быть создан и первый экспедиционный корабль. «Нас торопят, мы хотим закончить все в 2024 году. Но это такая тяжелая история, потому что его придется перепроектировать», — сказал президент ОСК Алексей Рахманов, отметив, что речь идет именно о постройке на базе «Ивана Грена».

По словам главкома ВМФ, именно подобные БДК в будущем составят основу океанских группировок нашего флота, а в ближней зоне основные функции будут выполнять корветы и малые ракетные корабли.

«В перспективе основу группировок кораблей в океанской зоне составят фрегаты и большие десантные корабли, обладающие повышенными боевыми возможностями по ударному и оборонительному потенциалу», — отмечал он.

Ведь за последнее время роль морских десантных операций только увеличивается. Морской пехоте на флоте отведена особая роль. Это один из самых боеспособных инструментов, способных быстро и эффективно решать задачи тактического плана.

А боевая оснащенность подразделений потребовала увеличения транспортных возможностей. Поэтому флоту нужны корабли, которые не только стали бы средством доставки военных (десанта), но и выполняли бы функции мобильной военно-технической базы.

БДК проекта 1171 в полной мере должны ответить всем этим требованиям.

Роман Азанов

В материале использованы данные «ТАСС-Досье»

Источник: https://tass.ru/armiya-i-opk/6363281

Бдк проекта 11711 «иван грен» и его возможности

Иван Грен большой десантный корабль: проект 11711, технические характеристики (ТТХ), вооружение, создание

Большой десантный корабль «Иван Грен» проекта 11711 (по кодификации НАТО Ivan Gren) в скором времени станет самым современным БДК в составе российского флота. БДК «Иван Грен» предназначен для высадки десанта, перевозки боевой техники, а также различного оборудования и грузов. Всего для ВМФ России было заложено два корабля данного проекта. Головной корабль «Иван Грен» проходит завершающую стадию государственных испытаний, второй БДК «Пётр Моргунов» готовится к спуску на воду. От дальнейшей постройки кораблей данного проекта российские военные отказались в пользу создания еще более крупных и вместительных судов данного класса.

В конце декабря 2017 года генеральный директор Прибалтийского судостроительного завода «Янтарь» Эдуард Ефимов рассказал журналистам о том, что большой десантный корабль «Иван Грен» вышел на завершающую стадию государственных испытаний.

Незадолго до этого новейший российский корабль провел свои первые стрельбы и проверил корабельную артиллерию в Балтийском море. Стоит отметить, что «Иван Грен» корабль с очень трудной судьбой, он был заложен в Калининграде еще 23 декабря 2004 года, но был спущен на воду лишь 18 мая 2012 года и до сих пор не включен в состав флота.

На начальном этапе сборку корабля серьезно осложняли нестабильное финансирование и проблемы на самом предприятии.

При этом новый корабль на флоте без сомнения ждут. Ввод его в состав флота существенно расширить возможности ВМФ России на море и в отдаленных регионах планеты.

Десантный корабль океанской зоны «Иван Грен» проекта 11711 сможет брать на борт до 300 морских пехотинцев, а также 13 основных боевых танков (массой до 60 тонн) либо на выбор до – 36 БТР/БМП, боевая техника располагается на танковой палубе. Также на борту корабля имеется крытый ангар и взлетная площадка для вертолетной техники.

Он может принять на борт до двух транспортно-боевых вертолетов Ка-29, либо поисково-спасательных вертолетов Ка-27. В случае необходимости на его борту сможет разместиться и ударный вертолет Ка-52К «Катран».

Большие десантные корабли проекта 11711 являются дальнейшим развитием советских БДК проекта 1171 «Тапир». Проектированием кораблей нового проекта занималось Невское проектно-конструкторское бюро.

Корпус кораблей проекта 1171 был взят за основу не случайно, он отлично зарекомендовал себя за десятилетия службы в составе советского, а затем и российского флота. При этом большая часть конструкций в рамках реализации нового проекта претерпела значительные изменения.

Главным образом были переработаны надстройки и внутренние помещения десантного корабля.

При строительстве БДК «Иван Грен» были использованы самые современные технологии, в особенности, направленные на снижение заметности за счет использования современных технических решений и материалов. Помимо этого было уделено повышенное внимание условиям размещения экипажа корабля и десантников. На борту БДК появились тренажерный зал, столовая, а также более комфортабельные кубрики и каюты.

Иван Грен большой десантный корабль: проект 11711, технические характеристики (ТТХ), вооружение, создание

Погрузка боевой техники на корабль может выполняться либо самостоятельно по аппарелям, либо при помощи кранов. Погрузка грузов и техники в десантное отделение может осуществляться через грузовой четырехстворчатый люк, расположенный в верхней палубе при помощи крана грузоподъемностью 16 тонн. Для погрузки на борт моторных лодок, шлюпок и техники на борту имеются также два шлюпочных крана.

Помимо всего прочего грузовой люк корабля может использоваться для вентиляции, выводя выхлопные газы, работающей техники с подпалубного пространства (десантного отделения).

Вентиляция десантного отделения очень важна, так как позволяет перевозимой технике прогревать двигатели, что очень важно в условиях низких температур воздуха.

Выхлопные газы работающей на холостом ходу техники довольно быстро заполняют десантный трюм, поэтому вентиляция через верхний грузовой люк просто необходима, благодаря этому десантники не отравятся выхлопными газами.

Главной особенностью или «фишкой» кораблей проекта 11711 является так называемый неконтактный метод высадки десанта на необорудованное побережье.

Для этого из распахнутых носовых створок могут выталкиваться на воду инженерные понтоны, которые в сцепленном виде формируют мост на берег.

Данный понтонный мост стыкуется с берегом, на который производится высадка десанта, после чего используется для переправы тяжелой техники и морских пехотинцев.

Данная схема десантирования позволяет сохранять дистанцию между БДК и берегом, серьезно снижая риск сесть на мель.

Возможности БДК «Иван Грен» позволяют ему перевозить морем танки, боевые машины пехоты, бронетранспортеры, армейские грузовики или буксируемую артиллерию на расстояние до 3,5 тысяч морских миль (на скорости хода 16 узлов). Боевая техника перевозится на так называемой танковой палубе. Технику на борт можно загружать разными способами: палубным или портальным краном, также она может заехать на борт судна своим ходом через кормовую аппарель.

Помимо боевой техники БДК может перевозить различные грузы, в том числе стандартные 20-футовые морские контейнеры.

В стандартных 20-футовых морских контейнерах среди прочего может размещаться и ракетный комплекс Club-K, являющийся модификацией ракетной системы «Калибр».

При этом вряд ли на борту БДК «Иван Грен» появятся какие-либо ракетные комплексы, так как противодействие кораблям противника не входит в его прямые задачи.

Легкие плавающие БТР, БМП и БМД могут выпускаться в море прямо с кормы и носа корабля, они в состоянии добраться до берега самостоятельно.

Высадка десанта возможна при волнении моря до 4-х баллов.

Благодаря дальности хода «Иван Грен» обладает возможностью отдаленного десантирования, он в состоянии патрулировать определенный регион на протяжении месяца, автономность плавания составляет именно 30 дней.

Полное водоизмещение десантного корабля составляет 5 000 тонн, длина – 120 метров, ширина – 16,5 метра, осадка – 3,6 метра. Сердцем БДК «Иван Грен» являются два 16-цилиндровых V-образных дизеля 10Д49 с газотурбинным наддувом мощностью 5200 л.с. Возможности силовой установки позволяют разгонять корабль до максимальной скорости 18 узлов. Экипаж корабля состоит из 100 человек.

Наиболее современными БДК в составе российского флота до появления кораблей проект 11711 были БДК проекта 755 польской постройки.

«Иван Грен» превосходит их по водоизмещению – 5000 тонн против 4080 тонн у кораблей проекта 755, помимо этого новый российский десантный корабль на 8 метров длиннее, на 1,5 метра шире и на 1,3 метра глубже сидит в воде. Соответственно выше и его десантные возможности.

Иван Грен большой десантный корабль: проект 11711, технические характеристики (ТТХ), вооружение, создание

В рамках работы над проектом и постройкой корабля его вооружение претерпело изменения.

Согласно первоначальному проекту на борту БДК должна была появиться одна 76-мм артиллерийская установка АК-176М, два зенитно-артиллерийских комплекса «Палаш» и две пусковых установки реактивной системы залпового огня А-215 «Град-М».

Однако в связи с тем, что концепция использования БДК проекта 11711 претерпела изменения, а также для экономии денежных средств и времени постройки корабля в 2010 году было принято решение об изменении состава вооружения, которое сегодня носит сугубо оборонительный характер.

Вооружение БДК «Иван Грен» представлено одной двухавтоматной корабельной 30-мм автоматической артиллерийской установкой АК-630М-2, двух установок АК-630 с радиолокационной системой управления огнем 5П-10-03 «Ласка», двух 14,5-мм установок МТПУ «Жало», а также комплекса выстреливаемых пассивных помех КТ-308-04 «Просвет-М», данный комплекс защищает корабль от ракет противника.

АК-630М-2 «Дуэт» – это современная двухавтоматная 30-мм автоматическая артиллерийская установка, которая обеспечивает огромную скорострельность – до 10 000 выстрелов в минуту. Основное ее предназначение – это обеспечение противоракетной обороны кораблей ВМФ в ближней зоне.

В первую очередь она предназначена для поражения противокорабельных ракет и иных видов управляемого оружия. Также установка может решать задачи по поражению самолетов, вертолетов и БПЛА противника, малоразмерных надводных и береговых целей. Эффективная дальность стрельбы составляет 4000 метров.

Иван Грен большой десантный корабль: проект 11711, технические характеристики (ТТХ), вооружение, создание

Установки АК-630М-2 и АК-630 построены по схеме многоствольного оружия (по 6 стволов) с вращающимся блоком стволом (так называемая схема Гатлинга).

Автоматика российских установок такого типа работает за счет энергии пороховых газов и в отличие от иностранных аналогов (Phalanx CIWS и Goalkeeper) не требует наличия внешних источников энергии для вращения блока стволов.

Установленная на десантном корабле «Иван Грен» установка АК-630М-2 «Дуэт» стала дальнейшей модернизацией комплекса АК-630М1-2, от которого визуально отличается башней, получившей меньшую радиолокационную заметность.

Помимо скорострельного артиллерийского вооружения на борту имеются два крупнокалиберных пулемета. Это МТПУ «Жало» – 14,5-мм морские тумбовые пулеметные установки, которые предназначены для борьбы с воздушными, надводными и береговыми легкобронированными целями.

Крупнокалиберные пулеметы позволяют эффективно поражать легкобронированные объекты на дальности до 2000 метров и 1500 метров по высоте.

Для ведения огня по воздушным, надводным и береговым целям используются патроны с бронебойно-зажигательной пулей Б-32, бронебойно-трассирующей пулей БЗТ, а также зажигательной пулей мгновенного действия МДЗ.

В интернете и различных СМИ можно было встретить утверждения о том, что новые российские БДК проекта 11711 якобы являются своеобразной заменой построенным во Франции, но так и не переданным Российской Федерации – универсальным десантным кораблям-докам типа «Мистраль», но это абсолютно неверно.

Во-первых, постройка БДК «Иван Грен» началась задолго до решения Минобороны приобрести во Франции «Мистрали», во-вторых, корабли трудно сопоставить даже по своим техническим возможностям, главным образом размерам.

Сравнивать их некорректно из-за огромной разницы в водоизмещении (более чем в 4 раза), а также размерах авиационной группы (Мистрали могут нести на борту до 16 легких вертолетов).

Читайте также:  Mp 38-40 шмайсер: автомат образца 1943 года, немецкий пистолет пулемёт, калибр, технические характеристики (ттх)

Иван Грен большой десантный корабль: проект 11711, технические характеристики (ТТХ), вооружение, создание

АК-630М-2 «Дуэт» — российская корабельная двухавтоматная 30-мм автоматическая артиллерийская установка

Более корректным является сравнение новых российских БДК проекта 11711 с китайскими кораблями Тип 072-III (класс Yuting-II), которые представляют собой большие танкодесантные суда, являющиеся основными десантными средствами в составе военно-морских сил КНР. При близких характеристиках и размерах, российский проект в выгодную сторону отличается наличием на борту полноценного вертолетного ангара.

Несмотря на то, что российские военные моряки не заинтересованы в дальнейшем приобретении БДК проекта 11711 (информация об этом появилась в 2015 году), отказавшись от них в пользу более крупных кораблей нового поколения, ставить крест на дальнейших перспективах БДК проекта 11711 пока что рано.

В настоящее время корабль уже обладает паспортом экспортного облика, поэтому может продвигаться Россией на экспорт. Об этом сообщал телеканал «Звезда» со ссылкой на Сергея Власова, являющегося генеральным директором Невского проектно-конструкторского бюро.

Судя по официальному каталогу Объединенной судостроительной корпорации (ОСК), речь идет о проекте 11711Э, который получил увеличенное до 6600 тонн водоизмещение.

К более крупным десантным судам, которые в будущем могут появиться в составе российского флота, можно отнести корабли проекта «Прибой».

В рамках работы форума «Армия-2015» был впервые представлен макет универсальных десантных кораблей проекта «Прибой» с водоизмещением более 14 тысяч тонн и вместимостью до 500 десантников, 20-30 танков или 60 единиц различной военной техники.

Помимо всего прочего данные кораблей смогут взять на борт до 8 вертолетов Ка-27 или Ка-52К.

/Сергей Юферев, topwar.ru/

Источник: https://army-news.ru/2018/01/bdk-proekta-11711-ivan-gren-i-ego-vozmozhnosti/

От «Катранов» до «Армат»: уникальные десантные возможности новейшего корабля «Иван Грен»

БДК проекта 11711 предназначены для высадки десанта, перевозки военной техники и прочих грузов. Внутренние объемы достаточны для размещения батальона морской пехоты с приданной ему техникой. Разработчик — «Невское проектно-конструкторское бюро» (НПКБ).

Его специалисты с гордостью отмечают, что «Иван Грен» — первый тип десантного корабля, созданный в истории современной России.

Проектирование велось на рубеже веков на основе современных технологических решений и единой информационной базы проектных данных, трехмерного макетирования корабля в целом и всех основных помещений и постов, высадочных устройств и конструкций, технологической цепочки обработки информации с использованием новейших прикладных и специализированных программных пакетов.

«Корабль имеет паспорт экспортного облика и может предлагаться на экспорт», — рассказал сайту телеканала «Звезда» генеральный директор НПКБ Сергей Сергеевич Власов. Судя по официальному каталогу Объединенной судостроительной корпорации, речь идет о проекте 11711Э полным водоизмещением 6600 тонн.

Иван Грен большой десантный корабль: проект 11711, технические характеристики (ТТХ), вооружение, создание

Завод «Янтарь»

За выпуск кораблей проекта 11711 отвечает Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь». Головной корпус заложили в 2004 году и спустили на воду в мае 2012 года.

В ходе строительства чертежи «Ивана Грена» дорабатывались, отражая изменения взглядов руководства ВМФ России на роль и место десантных средств. Швартовные испытания корабля начались осенью 2015 года.

Затем «Ивана Грена» поставили в док для окраски подводной части и иных работ. В начале следующего года корпус прошел размагничивание.

Заводские ходовые испытания стартовали прошлым летом и, после доработок корабля, возобновились ранее в нынешнем году. По словам генерального директора ПСЗ «Янтарь» Эдуарда Александровича Ефимова, предприятие рассчитывает сдать «Иван Грен» флоту до конца текущего года. Корабль прошел доработки и в настоящее время готовится к очередной фазе испытаний в море.

Осенью 2014 года принято решение на строительство второго корабля. Корпус БДК «Петр Моргунов» заложили позапрошлым летом. Спуск на воду ожидается в течение следующих нескольких недель, а ввод в строй – в течение 2018 года. Будущее программы остается туманным.

Ранее заявлялись планы на серию четыре-шесть кораблей, однако они могут быть пересмотрены в ходе продолжающегося процесса разработки и корректировки новой редакции Государственной Программы Вооружений (ГПВ).

Пока что ГПВ-2025 существует лишь в проекте, которому нужно получить одобрение высшего политического руководства страны.

Сложившиеся к настоящему моменту условия располагают к увеличению заказа на корабли проекта 11711. Дело в том, что в конструкции «Ивана Грена» использование иностранных комплектующих сведено к минимуму и, поэтому, строительство таких судов не зависит от «внешних факторов».

Иван Грен большой десантный корабль: проект 11711, технические характеристики (ТТХ), вооружение, создание

С 2009 года на «Янтаре» осуществляется комплексная реконструкция производственных мощностей, результатом которой должно стать увеличение объема выпускаемой продукции более, чем в пять раз, при сокращении сроков строительства в два раза с одновременным снижением стоимости единицы продукции. Без размещения госзаказа достаточного объема усилия по модернизации производства потеряют смысл.

За советский период «Янтарь» построил полтысячи гражданских судов и более 160 военных кораблей. Среди них – большие противолодочные и десантные корабли, фрегаты и корветы. В новом веке ВМФ России получили созданные местными судостроителями сторожевые корабли, выполненные по проектам 11540 и 11356, причем последние также поставлялись и на экспорт – Индийской Республике.

На площадке, где ныне находится ПСЗ «Янтарь», еще в 1828 году образовалось судостроительное производство «Унион Гиссерай» (Union Giesserei), откуда во второй половине 19 века по заказам царского правительства осуществлялись поставки цельностальных пароходов и паровозов-локомотивов. Затем местный завод перешел фирме «Шихау» (Schihau), которая вошла в историю благодаря постройке для нашего флота самого быстроходного (развиваемая скорость — 25 узлов) для того времени (1901 год) бронепалубного крейсера-разведчика «Новик».

Особенности проекта

Считается, что «Иван Грен» является развитием советского проекта 1171 «Тапир», по которому с 1964 по 1975гг. калининградские судостроители собрали 14 корпусов. Четыре из них сохранились до настоящего времени.

БПК «Николай Вилков» остается в составе Тихоокеанского флота, «Саратов», «Орск» и «Николай Фильченков» — Черноморского.

По сути, проект 1171 представлял военный вариант гражданского сухогруза, отличаясь наличием лацпорта, доковой камеры и усиленной носовой аппарели (у «Ивана Грена» имеется носовая и кормовая аппарели). Заметим, что в 2004 г. Украина переделала доставшийся ей БДК-104 в сухогруз «Горлiвка».

Корабли проекта 1171 стали первыми отечественными БДК океанской зоны с дальностью плавания до 4800 морских миль. Они предназначены для высадки морских десантов на необорудованном побережье, и способны транспортировать различные виды техники, включая танки, общим весом одна тысяча тонн.

Сохранив основное предназначение, проект 11711, тем не менее, серьезно отличается от 1171. Во-первых, полное водоизмещение увеличено более, чем на две тысячи тонн. Длина корпуса увеличилась на семь метров, ширина – почти на метр. Если у «тапиров» — небольшая кормовая надстройка, то «Иван Грен» имеет развитую надстройку с пятью ярусами в носовой и четырьмя в кормовой части.

У старых кораблей вооружение ограничено артиллерийской установкой ЗИФ-31Б калибра 57 мм, а поздней постройки дополнительно получили пару пусковых установок реактивной системы залпового огня «Град-М».

На новом корабле вооружение стало как бы «более оборонительным», и представлено одной артиллерийской установкой АК-630М-2 «Дуэт» (рекордсмен по темпу стрельбы среди 30-мм автоматов – десять тысяч выстрелов в минуту!), парой зенитных автоматов АК-630М (4-5 тыс. выстрелов в минуту каждый) и пулеметов «Жало».

Максимальная скорость хода возросла на один узел, до 18, благодаря главной энергетической установке из пары дизелей 10Д49 (16ЧН26/26) мощностью 5200 лошадиных сил производства «Коломенского завода».

Они отличаются 16-ти цилиндровым V-образным исполнением и газотурбинным наддувом. «Иван Грен» оснащен современными бортовыми системами, включая новейшую радиоэлектронику.

Большое внимание уделено улучшению условий обитания как экипажа (сто человек), так и морской пехоты (до трехсот). Для них на борту судна оборудован спортзал, столовая, каюты и кубрики.

Важно, что корабль обладает возможностью брать на борт современные образцы бронетехники, включая основные боевые танки массой до 60 тонн, максимальным количеством до тринадцати штук. Если численность перевозимой морской пехоты – как у проекта 1171, максимальное значение перевозимого груза выросло в полтора раза.

Авиационное вооружение

Отдельные источники отмечают, что БДК проекта 11711 якобы представляют замену построенным во Франции, но так и не переданным России вертолетоносцам – универсальным десантным кораблям-докам типа Mistral.

Иван Грен большой десантный корабль: проект 11711, технические характеристики (ТТХ), вооружение, создание

Подобные утверждения являются большой натяжкой из-за огромной разницы в водоизмещении (более чем в четыре раза) и численности авиационной группы (в пятнадцать раз). Вместе с тем, «Иван Грен» вполне подходит в качестве носителя новейшего вертолета Ка-52К «Катран». Причем для хранения авиатехники у него имеется просторный палубный ангар.

Более корректно сравнивать новый российский БДК с китайскими Тип 072-III, класс «Yuting-II». Они представляют большие танкодесантные суда, считающиеся основными в составе Военно-морского флота Народно-освободительной армии Китая.

Иван Грен большой десантный корабль: проект 11711, технические характеристики (ТТХ), вооружение, создание

При близких размерениях и основных характеристиках, наш проект отличается наличием полноценного вертолетного ангара, в котором размещается пара транспортно-боевых Ка-29 либо один «Катран».

Отметим, оба типа винтокрылой техники принимали участие в воздушной части парада 30 июля. Они пролетели над палубами БДК проекта 775, причем «Минск» находился в строю кораблей на Неве, а «Александр Шабалин» следовал в кильватерной колонне, прошедшей морским каналом у острова Котлин.

Начиная с 2012 года, БДК проекта 775 активно используются для доставки грузов в Сирийскую Арабскую Республику, снабжая размещенную там российскую группировку и правительственные войска.

В «сирийском экспрессе» участвуют корабли трех флотов, доставляя в военно-морскую базу Тартус главным образом вооружение и боеприпасы, которые затем используются против незаконных бандформирований.

Хотя БДК проекта 775 справляются с поставленной перед ними задачей, они действуют на пределе своих технических возможностей, вырабатывая остатки моторесурса.

Пополнение «сирийского экспресса» значительно более современными кораблями проекта 11711, обладающих более высокими показателями грузоподъемности, скорости и  ресурса, позволит улучшить ситуацию со снабжением сил, действующих на антитеррористическом фронте.

Источник: https://tvzvezda.ru/news/opk/content/201708030944-qlqy.htm

Большие десантные корабли проекта 11711 — это… Что такое Большие десантные корабли проекта 11711?

Большие десантные корабли проекта 11711 (по классификации НАТО — Ivan Gren) — тип новейших больших десантных кораблей предназначенных для высадки десанта, перевозки боевой техники и обору­дования.

Десантный корабль проекта 11711 является дальнейшим развитием проекта 1171 «Тапир». Головной корабль серии находится на стадии строительства и ещё один готовится к закладке.

Всего планируется постройка 6 таких кораблей для ВМФ России.

История проекта

За создание проекта взялось Невское проектно-конструкторское бюро. Первый десантный корабль, заложенный 23 декабря 2004 года на судостроительном заводе «Янтарь» в Калининграде, по­лучил имя «Иван Грен». В 2008 году его должны были передать флоту.

Но из-за нестабильного финансирования и проблем на самом заводе строительство было заморожено. Фактически за 4 года были собраны лишь отдельные секции корабля. И только в 2008 году работы на десантнике оживились. 18 мая 2012 года корабль спущен на воду.

Читайте также:  Пневматический пистолет макаров: обзор моделей, характеристики, устройство, разборка, обойма, цена, видео

Осенью 2010 года завод «Янтарь» получил кон­тракт на строительство ещё одного БДК проекта 11711. Для ВМФ России планируется серия из 6 кораблей.[2]

Конструкция

БДК Иван Грен достраивается на плаву

При взятии основы выбор пал на корпус БДК проекта 1171, так как он зарекомендовал себя очень хорошо за десятилетия службы в советском, а позже и в российском флоте. Большая часть конструкции претерпела серьёзные изменения. Главным образом это касалось надстройки и внутренних помещений. В проекте используются самые современные технологии, в особенности, снижение заметности за счёт использования современных материалов и технических решений. Также большое внимание уделялось условиям обитания экипажа и десанта. Погрузка техники на ко­рабль выполняется двумя способами: самостоятельно посредством использования аппарелей, либо при помощи пор­тальных или палубного грузового кранов через четырёхстворчатый грузовой люк в верхней палубе. Эти люки позволя­ют также вентилировать подпалубное пространство, когда непосредственно перед выходом двигатели машин работа­ют на холостых оборотах и заполняют десантное отделение выхлопными газами. Для погрузочно-разгрузочных опера­ций в районе грузового люка имеется грузовой кран грузоподъемностью 16 т и два шлюпочных крана для работы со шлюпками и моторными лодками (последних на корабле три — две большие и одна малая).[3]

Десантные возможности

Боевая техника размещается на БДК на танковой палубе. Это могут быть как основные боевые танки массой до 60 т (до 13 единиц), так и бронетранспортёры или боевые машины пехоты (до 36 машин), либо до 300 десантников.

Вооружение

Основное вооружение кораблей проекта 11711 «Иван Грен» состоит из одной универсальной корабельной артиллерийской установки калибра 76 мм — АК-176М и двух ав­то­ма­ти­че­ских ар­тил­ле­рий­ских ус­та­нов­ок АК-630М.

Также для поражения береговых целей и поддержки десанта БДК оснащен двумя пусковыми установками реактивной системы залпового огня А-215 «Град-М» дальностью действия около 20 км.

Так же на палубе предусмотрено постоянное базирование одного корабельного транспортно-боевого вертолёта Ка-29.

Состав серии

Всего в серии запланировано 6 кораблей.

Задержки со вторым БДК проекта 11711 военные эксперты объясняют тем, что решение о постройке серии будет принято только после испытаний головного корабля. Перед запуском производства весь комплекс должен быть обкатан, чтобы понять, какие изменения и дополнения нужно внести в проект. Испытания займут примерно год.[4]

Название
Заводской №
Бортовой №
Заложен
Спуск на воду
Ввод в строй
Флот
Состояние
«Иван Грен» № 01301 23 декабря 2004 г 18 мая 2012[5] 2014 Спущен на воду в высокой степени готовности. Сформирована надстройка и вертолетный ангар. Окрашен корпус.
№ 01302 План 2016 г. План 2017 г. Строительство заморожено.
На стапеле находятся 2-4 днищевых секции.
Принято решение о строительстве
Принято решение о строительстве
Принято решение о строительстве
Принято решение о строительстве[6]

Примечания

Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1752878

Плавучий плацдарм: чем интересен большой десантный корабль "Иван Грен"

Три сотни вооруженных до зубов морпехов, 13 основных боевых танков или — на выбор — около 40 БТР/БМП, а также два транспортно-десантных вертолета. Такая мини-армия свободно умещается на борту большого океанского десантного корабля (БДК) проекта 11711 «Иван Грен».До конца года на нем поднимут Андреевский флаг, и «Грен» официально войдет в состав Северного флота.

Этот «десантник» — первый российский корабль такого класса, способный обеспечивать высадку людей и тяжелой техники без контакта с берегом. О том, в чем он превзошел своих предшественников и какое место займет во флоте, — в материале РИА Новости.

  • Морпехи с доставкой
  • Пушки и «Катраны»
  • Мост на берег
  • РИА Новости

Если не считать флотилии малых и средних десантных кораблей, то только БДК сегодня в составе ВМФ числится около двух десятков. Это корабли советских проектов 775 (типа «Цезарь Куников») и 1171 (типа «Николай Фильченков»).

Если первые еще относительно молодые, то возраст вторых уже приближается к почтенному. К примеру, «Саратов» был спущен на воду в 1964-м. И хотя корабли регулярно ремонтируются, очевидно, что уже очень скоро им потребуется замена. «Иван Грен» — прямой потомок БДК проекта 1171 «Тапир», а точнее, его развитие.

Даже по основным характеристикам они схожи: смахивающий на сухогруз «дедушка» тоже обладает солидным водоизмещением и может перевезти 300 морских пехотинцев и два десятка танков.Плоскодонные корабли проекта 755 польской постройки, которые сейчас составляют основу флота БДК, уступают «Ивану Грену» по габаритам и вместимости.

Для сравнения: полное водоизмещение нового корабля — 5000 тонн против 4080 у польского «собрата». Кроме того, он на восемь метров длиннее, на полтора метра шире и на 1,3 метра глубже сидит в воде. Если «Цезарь Куников» может вместить 190 морпехов и десять танков (или 24 бронетранспортера), то «Грен» — 300 и 13 соответственно.

Корабли 775-го проекта строили двумя сериями, причем, планировалась третья — специально под перевозку газотурбинных танков Т-80. Примечательно, что головной БДК этой серии назывался «Контр-адмирал Грен». Его успели заложить в Гданьске, но после распада СССР разрезали на металл.

Новый БДК несколько превосходит корабли проекта 755 не только про грузоподъемности, но и по мощи бортового вооружения. В дополнение к АК-176М и АК-630М-2 «Дуэт» (10 тысяч выстрелов в минуту) он несет две установки реактивной системы залпового огня А-215 «Град-М» калибра 122 миллиметра.

Каждая включает в себя лазерный дальномер, систему управления, 40 направляющих и забрасывает реактивные снаряды на дальность до 20 километров со скорострельностью две штуки в секунду. Массированный удар «Града» буквально сметает живую силу и легкую бронетехнику противника.

Таким образом, корабль в состоянии даже без поддержки других сил флота прикрыть высадку десанта плотным ракетно-артиллерийским огнем. Защититься от вражеских ракет ему помогут несколько пусковых установок комплекса радиоэлектронного подавления. Хотя, как правило, корабли такого класса применяются не в одиночку, а в составе мощной десантной группы.

Для строительства «Грена» применялись новейшие разработки в кораблестроении, использовались высокопрочные материалы и даже технологии снижения заметности. Ограничений по типам перевозимой боевой техники практически нет, лишь бы ее суммарная масса не превышала допустимую.

БДК может транспортировать танки, бронетранспортеры, боевые машины пехоты, армейские грузовики или буксируемую артиллерию на расстояния до 3,5 тысячи морских миль. Все это хозяйство размещается на так называемой танковой палубе. Технику можно погрузить разными способами: портальным или палубным краном, также она своим ходом может заехать по кормовой аппарели.

Кроме того, БДК может перевозить стандартные 20-футовые морские контейнеры. В кормовой надстройке оборудован ангар для десантно-транспортного вертолета Ка-29 или ударного Ка-52К «Катран».Фирменная «фишка» «Грена» — так называемый неконтактный метод высадки десанта на необорудованное побережье.

Для этого из распахнутых носовых ворот один за другим на воду выталкиваются инженерные понтоны, которые в сцепленном виде образуют мост. Он «стыкуется» с береговой линией и служит переправой для тяжелой техники и морских пехотинцев. Такая схема позволяет сохранять дистанцию между кораблем и берегом и снижает риск сесть на мель.

Легкие плавающие БМП, БТР и БМД можно выпускать прямо в море как с кормы, так и с носа: они доберутся до берега самостоятельно. Интересно, что непосредственно перед высадкой танки и БМП обычно работают на холостом ходу, и десантный трюм быстро заполняется выхлопными газами. Чтобы десантники не отравились, открывают верхний грузовой люк.

Высадка десанта возможна при волнении моря до четырех баллов.»Сердце» БДК — два 16-цилиндровых V-образных дизеля 10Д49 с газотурбинным наддувом мощностью 5200 лошадиных сил. Он разгоняют корабль до максимальной скорости в 18 узлов. В автономном плавании «Грен» может находиться до месяца.

Для экипажа численностью около 100 человек и морпехов предусмотрены достаточно комфортные условия размещения в каютах и кубриках, имеется даже тренажерный зал.Иван Грен» — головной корабль проекта 11711. Невское проектно-конструкторское бюро работало над ним несколько лет, проект неоднократно переделывали под меняющиеся требования Минобороны.

Постройкой занимался Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь». Там же сейчас достраивается второй корабль серии — «Петр Моргунов». Его планируется передать флоту в 2018 году. Больше таких кораблей строить не будут — командование отказалось от них в пользу еще более крупных и вместительных.Большие десантные корабли — это универсальные рабочие лошадки, без которых не обходится ни одна серьезная войсковая операция на территории стран, имеющих выход к морю. Именно на них в 1986-м эвакуировали граждан СССР из охваченного огнем гражданской войны Йемена, а в начале 1990-х — личный состав советской военно-морской базы Нокра из Эфиопии. Во время грузино-абхазского конфликта из зоны боевых действий на «десантниках» вывозили беженцев и российских туристов. В 1999-м БДК Черноморского флота участвовали в переброске российского контингента миротворческих сил в Югославию, а в августе 2008-го – высаживали десант в грузинском порту Поти. Важнейшую роль эти корабли сыграли в операции Вооруженных сил России в Сирии. Кроме перевозки грузов, людей и техники, БДК могут также эффективно применяться для постановки морских мин.

«Берсерк» Виктор Блинов: самый необычный «слесарь с ЗиЛа» 0

12 февраля 2017 года случайные посетители Троекуровского кладбища могли видеть удивительную похоронную процессию. Закрытый гроб несли шесть старших офицеров ФСБ с непокрытыми головами без шинелей. На груди каждого из них сиял «иконостас» совсем неюбилейных орденов и медалей. Немногие знали, что хоронят легенду российского спецназа – подполковника ФСБ Виктора Блинова.

Анпилогов: $1 млрд от США растворится в «Инициативе трех морей» без угрозы для РФ 0

Желание Америки снизить энергозависимость стран, входящих в состав «Инициативы трех морей», от России можно назвать заранее бесперспективным, рассказал ФБА «Экономика сегодня» президент Фонда научных исследований и развития гражданских инициатив «Основание» Алексей Анпилогов.

Беларусь откажется впускать россиян, которые неправильно произносят название страны 0

Странные правила для въезда россиян в Беларусь начнут свое действие в 2020 году.

Идеей совместного патруля в Донбассе Киев прикрыл саботирование Минских соглашений 0

Выступление президента Украины Владимира Зеленского за совместное патрулирование границы в Донбассе призвано отвлечь внимание сторон от выполнения Минских соглашений, рассказал ФБА «Экономика сегодня» главный редактор журнала «Архонт», эксперт по Украине, политолог Антон Бредихин.

Американцы настойчиво выталкивают Байдена на пенсию 0

Украинское дело серьезно подпортило шансы Джо Байдена занять Белый дом.

Третья Мировая Война © 2009-2020

Источник: https://3mv.ru/102610-plavuchiy-placdarm-chem-interesen-bolshoy-desantnyy-korabl-ivan-gren.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector