Junkers ju.88: юнкерс, самолёт, немецкий бомбардировщик, история создания, боевое применение, характеристики

Немецкий бомбардировщик Юнкерс junkers ju 88 соперничает с британским«Москито» как многоцелевой боевой самолет Второй мировой войны.

junkers ju.88: Юнкерс, самолёт, немецкий бомбардировщик, история создания, боевое применение, характеристики

Немецкий бомбардировщик Юнкерс junkers ju 88 музей наши дни

Разработанный в качестве высокоскоростного бомбардировщика, он доказал свою способность выполнять многие задачи и строился в большем количестве, чем остальные бомбардировщики люфтваффе, вместе взятые.

Немецкий бомбардировщик Ju-88A-4 — самый массовый из всех вариантов.

junkers ju.88: Юнкерс, самолёт, немецкий бомбардировщик, история создания, боевое применение, характеристики

Немецкий бомбардировщик Юнкерс junkers ju 88

1935 г. Германия открыто больше не повинуется положениям Версальского дого­вора, которые регламентируют развитие военной авиации. Начинается формирова­ние Люфтваффе, хотя это и держится в секрете некоторое время.

Апрель, Гитлер национализи­рует ведущую авиационную компанию Германии — «Юн­керс». Фирму, в которой прави­тельство приобрело 51% капитала в 1933 г.Самый известный са­молет фирмы, да и второй мировой наверное тоже, (у нас в России точно ) — пикирующий бомбардировщик Ju-87 «Штукас

[cryout-button-light url=»#»]«Фюрер не спрашивает меня, какого типа бомбардировщики у меня есть. Он просто хочет знать, как много их». «Герман Геринг».[/cryout-button-light]

На этом этапе и забывается такое направление как стратегическая авиация, в руках союзников доставившая столько неприятностей третьему рейху.

Методы массового производства никогда не применялись в Германии, и для производства немецких самолетов требовались большие трудозатраты, причем более квалифицированных рабочих, чем для аналогичных самолетов в ПРОТИВОБОРСТВУЮЩЕЙ КОАЛИЦИИ.
Начало войны не заставило промышленность Германии увеличить обороты.

Наоборот, Гитлер изменил приоритеты, перенеся в 1940 г. упор в промышленности на армию и флот, сократив производство самолетов. Мобилизация промышленности, выполненная Альбертом Шпеером, не ухудшила гражданский сектор.

Гигантские заводы «Опеля» начали выпускать комплектующие детали для Ju-88, но никогда не собирали самолеты полностью, несмотря на наличие огромных ресурсов.

Для сравнения Вы только вдумайтесь в цифры, «Форд» выпускал в 1944 г.  «один четырехмоторный бомбардировщик в час!»

junkers ju.88: Юнкерс, самолёт, немецкий бомбардировщик, история создания, боевое применение, характеристики

снятие и ремонт матора junkers ju 88 Италия

После многочисленных проб, изменений, испытаний, причем люфтваффе продолжает изменять требования к самолету после того, как он поступал в экс­плуатацию,   В кон­струкцию внесли около 250 000 доработок за время между выле­том первого прототипа в декабре 1936 г.

  и сборкой шестого в декаб­ре 1938г. Все таки запустили в серию.
Немецкий бомбардировщик Ju-88 должен был выполнять две задачи, одна из которых — бомбометание с пикирования. Для этого добавили большие выдвижные воздушные тормоза на внешние части консолей крыла.

Четыре 500-кг бомбы могли подвешиваться на жестких бомбодержателях под крыльями. Максимальная бомбовая нагрузка включала 28 50-кг бомб SC50.

На последних серийных модификациях самолета из-за дополнительного веса возникали проблемы с перегрузкой крыла, что приводило к катастрофам.

junkers ju.88: Юнкерс, самолёт, немецкий бомбардировщик, история создания, боевое применение, характеристики

Немецкий бомбардировщик Юнкерс

[cryout-button-dark url=»#»]Летно-технические характеристики: «Юнкере» Ju-88-4
Силовая установка: два двигателя «Юнкере» Jumo 211 J-1 мощностью по 1350 л.с.
максимальная скорость 470 км/ч на высоте 5300 м;
максимальная крейсерская скорость 400 км/ч на высоте 5000 м;
максимальная дальность 2730 км.
Вес: пустого самолета — 9860 кг; максимальный взлетный -14 000 кг.
Вооружение: один стреляющий вперед 7,92-мм пулемет; один стреляющий вперед 13-мм пулемет;
усиленное — два 13-мм пулемета сзади и один или два в подфюзеляжной гондоле;
максимальная бомбовая нагрузка 4000 кг.
Производство Ju-88: Сентябрь — декабрь 1939 г. — 69 1940 г. — 2538, 1941 г. — 3348, 1942 г. — 3661, 1943 г. — 3654, 1944 г. — 3286, 1945 г. — 355 шт.

Всего: 16911 шт.[/cryout-button-dark]

Он — лучший немецкий самолет, пересекавший Ла-Манш в 40-41 г.г, но его оборонительное вооружение требовало постоянного усиления, даже скоростной бомбардировщик оказался уязвимым при атаках «Харрикейнов» и «Спитфайров».

Ламанш ламаншем, но количество авиации задействованное на восточном фронте (41-43 г.

г) не идет ни в какое сравнение с западным и только с сорок третьего года начинается отток самолетов, для закрытия воздушного пространства Германии.

junkers ju.88: Юнкерс, самолёт, немецкий бомбардировщик, история создания, боевое применение, характеристики

Сбитый немецкий самолет-разведчик Junkers Ju-88 выставлен на площади Свердлова

Четыре пулемета имело скорее пси­хологический, чем практический эффект, огонь из пуле­метов велся вручную, а подача па­тронов осуществлялась из бара­банного магазина емкостью всего 75 патронов. Теснота кабины, экипаж самолета, состоящий из четырех человек, втиснули в одно место, даже шутили по этому поводу «это сделано для под­держания морального единства экипажа.»

[cryout-button-light url=»#»]Немецкий самолет-разведчик Ю-88 фирмы Юнкерс
выполнявший разведку в районе Истры,
был сбит 25 июля 41 года нашими пилотами, 3-го истребительного авиакорпуса,
после чего пошел на вынужденную посадку на поляну в лесу.
Пять дней спустя, его достали и установили на площади Свердлова, сейчас Теартальная.
В экипаж самолета разведчика входили
Лейтенант Вильгельм Stuckmann — пилот;
Фельдфебель Андерс Уилфред — навигатор;
Капрал Бруно Зиверт — радист;
Капрал Вернер Людвиг — наводчик.
Дальнейшая судьба их неизвестна,

по немецким архивам проходят как пропавшие безвести.[/cryout-button-light]

Ju-88 — самый многоцелевой самолет Германии времен войны и соревновался с «Москито» в максимальной дальности боевых операций. Существовало более 40 модификаций: разведывательных самолетов, бомбардировщиков и истребителей, подвергавшихся постоянной модернизации. С 1942 г. Ju-88 стал самым многочисленным бомбардировщиком в люфтваффе, вытеснив Не-111 ставший использоваться как транспортный.

junkers ju.88: Юнкерс, самолёт, немецкий бомбардировщик, история создания, боевое применение, характеристики

пилоты люфтваффе ю 88 зима восточный фронт

Его тактические характеристики не составляли тайны. Два экипажа Ju-88 перебежали в Англию. В 1943 г.

румынский пилот прилетел в Лимассол на Кипре на новом Ju-88D-1 и  обер- лейтенант Генрих Шмит, обер- фельдфебель Пауль Розенберг и оберфельдфебель Эрих Кантвил с секретным ночным истребителем, с полным комплектом радиолокационного оборудования FuG «Лихтенштейн», который изучили вплоть до самых мелких деталей, а самолет стал одним из трех Ju-88, сохранившихся до сегодняшнего дня.

junkers ju.88: Юнкерс, самолёт, немецкий бомбардировщик, история создания, боевое применение, характеристики

Ju-88R лес антенн радара FuG 202

Юнкерс в 1940 г. разработал модификацию «Цершторер» (Zerstorer — разрушитель) самолет Ju-88C, когда недостатки «Мессершмитта» Bf-110 стали очевидны во время полетов над Британией. Новый истребитель появился вовремя: он продемонстрировав свою стойкость в дальних операциях над заливом. Самолет Ju-88C стал ночным хищником.

junkers ju.88: Юнкерс, самолёт, немецкий бомбардировщик, история создания, боевое применение, характеристики

Junkers Ju 88 C-6 в исполнении ночного истребителя

В конечном счете собрали более 3000 ночных истребителей серии «С», поздние версии оборудовались радиолокатором и пушками. Вооружение усилили с 13-мм пулеметов до шести 20-мм пушек. Одной короткой атаки на близкой дальности хватало, чтобы сбить тяжелый бомбардировщик.

junkers ju.88: Юнкерс, самолёт, немецкий бомбардировщик, история создания, боевое применение, характеристики

авиатехники готовят самолет Ju 88 к вылету

Некоторые из этих дорогих самолетов рискованно применялись днем, когда непрекращающиеся американские бомбардировочные рейды вынудили Геринга приложить максимальные усилия летом 1944 г.

Несколько раз самолеты появлялись на фотопулеметах американских пушек, это был первый случай, когда союзники могли увидеть этого ночного хищника, но несмотря на свое мощное вооружение, тем не менее Юнкерс Ju-88Cне сыграли большой роли.

junkers ju.88: Юнкерс, самолёт, немецкий бомбардировщик, история создания, боевое применение, характеристики

Немецкий бомбардировщик Юнкерс Ju 88-photo Junkers

Общий вес радиолокационного оборудования и пушечного вооружения приводил к ухудшению летно-технических характеристик, так что у Ju-88 оставался небольшой шанс в бою с «Мустангом» Р-51 и «Тандерболтом» Р-47, которые в это время эскортировали американские тяжелые бомбардировщики.

Проект под кодовым названием «Мистелы.  (Mistel — белая омела) заключался в комбинации пилотиру­емого истребителя и набитого взрывчаткой бомбардировщика Ju-88.

Одно из оригинальных предложе­ний — использовать фюзеляжи самолетов, выработавших свой ре­сурс,  в качестве управляемых бомб.

Фото FW 190 и Ju 88 Начальный проект мистель летающая бомба, немцы не учли что самолеты летают на разных видах топлива

В поздних версиях кабину Ju-88 удалили, а на ее место уста­новлен дистанционный взрыватель. Как только пилот истребителя видел цель, он выполнял отцепление Ju-88.

кабина Ju-88 удалена, а на ее место уста­новлен дистанционный взрыватель

Большую опера­цию по атаке наших танковых заводов хотели провести в начале 1945 г. но отмени­ли, потому что Красная Армия за­хватила большинство «Мистелей» на их аэродромах.
Танковые заводы — важная цель, но люфтваф­фе опоздали с их атаками на че­тыре года. ????

Источник: https://toparmy.ru/armii-istorii/nemeckaya-armiya/lyuftvaffe/nemeckij-bombardirovshhik-yunkers-junkers-ju-88.html

Junkers Ju 88

Ju 88 Бомбардировщик Ju 88

Тип

бомбардировщик, торпедоносец, тяжёлый истребитель разведчик

Разработчик

Junkers

Производитель

JunkersArado, Henschel, AEG, Heinkel, Dornier, ATG, Sybel

Главный конструктор

Альфред Гасснер

Первый полёт

21 декабря 1936 года

Начало эксплуатации

сентябрь 1939

Конец эксплуатации

1951 (Франция)

Статус

снят с вооружения

Эксплуатанты

Люфтваффе

Годы производства

август 1939 — 1945

Единиц произведено

15001[1]

Варианты

Junkers Ju 188
 Медиафайлы на Викискладе

Юнкерс Ju 88 — многоцелевой самолёт люфтваффе времен Второй мировой войны. Один из самых универсальных самолётов войны: использовался как бомбардировщик, скоростной бомбардировщик, разведчик, торпедоносец, ночной истребитель и как часть летающей бомбы в проекте Mistel.

Разработка

Во время первого полёта прототип Ju 88 V-1, имевший гражданский номер D-AQEN, развил скорость 580 км/ч, что было выше, чем у большинства истребителей того времени. Герман Геринг, глава люфтваффе, был в восторге.

Пятый прототип установил рекорд, пролетев 1000-километровый круг с 2000 кг нагрузки на борту со средней скоростью 517 км/ч.

Однако после удовлетворения всех запросов люфтваффе, включая возможность бомбометания с пикирования, максимальная скорость упала до 450 км/ч.

Проблемы разработки сильно сказывались на производстве, и к 1 сентября 1939 года — дню нападения на Польшу — в части было поставлено только 12 самолётов. Производственные темпы были очень низкими: всего один самолёт в неделю.

В работе над Ju 85 и Ju 88 участвовали А. Гасснер (Gassner) и В. Х. Эверс (Ewers), которые перед этим работали в Соединённых Штатах (в 1936 году Гасснер возвратился в США и стал работать на фирме Northrop).

Боевое применение

Первые боевые вылеты Ju 88 A-1 были против кораблей рядом с Норвегией. Атака на Росайт 16 октября 1939 года была успешной — повреждено три корабля. Но соединение было атаковано «Спитфайрами» из 602 и 603 эскадрилий RAF и два Ju 88 были сбиты. В налете на Скапа-Флоу на Оркнейских островах на следующий день один Ju 88 был сбит зенитным огнём.

Читайте также:  Коллиматорные прицелы вомз pilad: характеристики, пристрелка, крепление, фото

Все боеспособные Ju 88 (133 самолёта) участвовали в блицкриге, однако их боевые и небоевые потери были очень высоки. Приходилось тратить значительное время на переобучение экипажей.

В это время недостаточная грузоподъёмность привела к необходимости сильной переработки конструкции. Был увеличен размах крыла, и модернизация получила обозначение A-5.

Все находящиеся на службе A-1 в скорейшем порядке модифицировались до A-5.

Битва за Британию

Два Ju-88 из KG1 во Франции.

Битва за Британию стоила Ju 88 дорого. Высокая скорость не предотвратила потери, превосходящие относительные потери Dornier Do 17 и Heinkel He 111, хотя в абсолютном значении они были меньше, чем у обоих. Была произведена серия полевых модификаций, призванных уменьшить уязвимость самолёта, включающая замену заднего пулемёта на более мощный и усиленное бронирование кабины.

К заключительным дням Битвы за Британию в боевые части начал поступать Ju 88A-4. Хотя он был медленнее A-1, но все «детские болезни» были решены и Ju 88 превратился в грозную боевую машину, каким и проектировался. Ко всему прочему, на A-4 ставились более мощные двигатели.

Пикирующий бомбардировщик

Как бомбардировщик Ju 88 обладал способностью к точечной доставке бомб, однако, несмотря на все модификации, бомбометание с пикирования оказывало большую нагрузку на каркас самолёта. В 1943 году тактика была изменена, и бомбы могли сбрасываться с пикирования под углом 45°.

Самолёт и прицел были соответствующим образом модифицированы, воздушные тормоза убраны. С улучшенным бомбовым прицелом «Stuvi» точность оставалась на очень хорошем уровне.

Максимальная бомбовая загрузка для A-4 составляла 2800 кг, но, на практике, стандартная загрузка составляла 1500—2000 кг.

Истребитель-бомбардировщик

Стандартной истребительной версией Ju 88 стала модификация C-6, включающая в себя все улучшения, которые были сделаны для A-4 и с двигателями Jumo 211J. Модификация C-6 использовалась преимущественно как истребитель-бомбардировщик, поэтому стояла на вооружении бомбардировочных частей.

В ответ на увеличившееся количество атак на немецкие суда, особенно на подводные лодки в Бискайском заливе, KG40 начали совершать вылеты на противокорабельное патрулирование и эскорт с баз во Франции в феврале 1942. Они были значительной угрозой для противолодочных самолётов и действовали как истребители сопровождения для более уязвимых бомбардировщиков Focke-Wulf Fw200 «Condor».

После высадки союзников в Нормандии, KG40 понесло большие потери, атакуя высадившиеся войска на побережье, и было расформировано в июле 1944.

Ночной истребитель

Junkers Ju 88 A-4

Первым ночным истребителем стала модификация C-2, основанная на A-1 и вооружённая одной 20-мм пушкой MG FF (англ.) и тремя 7,92-мм пулемётами MG 17, размещёнными в новом металлическом носу фюзеляжа. Эти самолёты поступили на вооружение в эскадрилью тяжёлых истребителей эскадры KG 30. В июле 1940 года эскадрилья была включена в состав II./NJG 1 и совершала ночные вылеты на Великобританию.

Оборудованная радаром FuG 202 Lichtenstein BC модификация C-6b проходила испытания в начале 1942 года в NJG 1. Испытания были признаны успешными, и модификация пущена в серийное производство. В октябре 1943 года многие C-6b были снабжены новым радаром FuG 212 Lichtenstein C-1. Позднее, в 1944 году — более совершенным FuG 220 Lichtenstein SN-2.

Серия Ju 88R, основанная на C-6b, оснащалась двигателями BMW 801 G-2.

Все предыдущие варианты ночного истребителя были переделаны из бомбардировщиков, но серия G являлась специально построенными ночными истребителями.

Модификация G-1 имела квадратный руль, позаимствованный у Ju 188, более мощные звездообразные двигатели BMW 801 G-2 мощностью по 1700 л.с.

, также устанавливались пассивный радар FuG 350 Naxos Z и радиопеленгатор FuG 227 Flensburg в дополнение к уже ставшему стандартным радару FuG 220 Lichtenstein SN-2.

G-6, оснащённый рядными двигателями Jumo 213A мощностью 1750 л.с., увеличенными топливными баками и одной или двумя пушками MG 151/20 в установке неправильная музыка.

Некоторые из последних моделей серии G оснащались высотными двигателями Jumo 213E, радаром FuG 218 Neptun V/R или даже более совершенным сантиметровым радаром FuG 240 Berlin N-1. Однако всего один-два десятка были построены к концу войны.

Многие ночные асы, такие, как Гельмут Лент (110 побед) и князь Генрих цу Сайн-Виттгенштейн (87 побед), летали на Ju 88.

  • Ночные истребители ПВО Германии Ju 88 фигурируют в романе Лена Дейтона «Бомбардировщик».

Использовался

Финский Junkers Ju 88 A-4

  • Болгария
  • Финляндия
  • Франция (захваченные после войны), применялись в ряде колониальных войн начала 50-х.
  • Испания
  • Германия
  • Венгрия
  • Италия
  • Румыния
  • СССР (захваченные)
  • Израиль

Тактико-технические характеристики

  • Источник данных: Медведь А. Н., 2010, стр. 106; Грин У., 1995.

Ju 88A-1

Ju 88A-4

Ju 88B-0

Ju 88S-1

Ju 88D-2

Ju 88D-5

Технические характеристики
Лётные характеристики
Вооружение
ТТХ бомбардировочных и разведывательных модификаций Ju 88
Экипаж 4 3 4
Длина, м 14,35 14,45 14,85 14,35 14,45
Размах крыла, м 18,25 20,08
Высота, м 5,3 5,07 4,8 5,07
Площадь крыла, м² 52,5 54,7
Масса пустого, кг 7700 9860 9100 8290 8480 н/д
Масса нормальная взлётная, кг 8958 12 105 н/д н/д н/д н/д
Масса максимальная взлётная, кг 10 360 14 000 12 470 13 800 11 490 11 300
Двигатель 2×Jumo 211B-1 2×Jumo 211J-1 2×BMW 801MA 2×BMW 801D-2 2×Jumo 211B-1 2×Jumo 211J-1
Мощность, л.с. (кВт) 2× 1200 (883) 2× 1410 (1037) 2× 1560 (1147) 2× 1700 (1250) 2× 1200 (883) 2× 1410 (1037)
Максимальная скорость на высоте, км/ч (м) 450 (5500) 470 (5300) 540 545 (8000) 605 (8000) c GM-1 475 480
Практическая дальность, км 1700 1790 2850 н/д 2950 3100
Продолжительность полёта н/д н/д н/д 5 ч 45 мин н/д н/д
Практический потолок, м 9800 8200 9050 10370 11600 c GM-1 8600 8700
Взлётная дистанция, м н/д 1800 750 н/д н/д н/д
Стрелковое 3-4× 7,92 мм MG-15 4-5× 7,92 мм MG-15 2-4× 7,92 мм MG-811-3× 13 мм MG-131 3× 7,92 мм MG-81Z 1× 13 мм MG-131 3× 7,9 мм MG-15 3× 7,92 мм MG-15 или2-4× 7,92 мм MG-81
Боевая нагрузка, кг 2400 2900 2500 2000 нет нет

Ju 88C-6

Ju 88R-2

Ju 88G-1

Ju 88G-6

Ju 88G-7b

Ju 88P-4

Технические характеристики
Лётные характеристики
Вооружение
ТТХ истребительных и штурмовых модификаций Ju 88
Экипаж 3 4
Длина, м 14,96 15,50 14,45 16,35 14,90
Размах крыла, м 20,08 18,25
Высота, м 5,07 4,85 5,07
Площадь крыла, м² 54,7
Масса пустого, кг 9069 н/д н/д н/д н/д н/д
Масса нормальная взлётная, кг 11 450 н/д н/д н/д 13 120 н/д
Масса максимальная взлётная, кг 12 350 11 500 12 100 12 300 14 690 11 400
Двигатель 2×Jumo 211J-1 2×BMW 801D-2 2×BMW 801D-2 2×Jumo 213A 2×Jumo 213E 2×Jumo 211B-1
Мощность, л.с. (кВт) 2× 1410 (1037) 2× 1700 (1250) 2× 1700 (1250) 2× 1750 (1287) 2× 1725 (1269) 2× 1200 (883)
Максимальная скорость на высоте, км/ч (м) 488 (5300) 580 540 538 (6000) 430 (0) 580 (10 200) 623 (9100) c MW-50 390
Практическая дальность, км 1980 3000 2800 2200 н/д 2000
Продолжительность полёта н/д н/д н/д н/д 5,2 ч (с ПТБ) н/д
Практический потолок, м 9900 9200 9400 9550 н/д 8000
Скороподъёмность, м/с 9 н/д н/д н/д 8,4 н/д
Время набора высоты, м / время 6000 / 12,7 мин н/д н/д н/д 9200 / 26,4 мин н/д
Взлётная дистанция, м 875 750 750 720 н/д н/д
Стрелковое 1× 7,92 мм MG-81Z 3× 7,92 мм MG-173× 20 мм MG-151/20 1× 7,92 мм MG-81Z4× 20 мм MG-151/20 1× 13 мм MG-1316× 20 мм MG-151/20 2× 7,92 мм MG-81Z1× 50 мм BK-5
Боевая нагрузка, кг 500 нет нет нет нет нет

Сохранившиеся экземпляры

В настоящее время известно около 20 сохранившихся самолётов, хотя многие из них являются просто наборами обломков. За последние годы несколько более-менее целых самолётов были подняты из-под воды.

Среди наиболее сохранившихся можно отметить:

  • Ju 88R-1, Werk Nr. 360043: из-за ошибки экипажа приземлившийся в Шотландии самолёт, демонстрируется в музее Королевских ВВС
  • Ju 88D-1/Trop, Werk Nr. 430650: демонстрируется в Национальном музее ВВС США. Румынский дальний фоторазведчик приземлился на Кипре в июле 1943 года в расположении британских войск, впоследствии был передан США для исследований, из-за чего получил имя «Бакшиш» (англ. Baksheesh).

См. также

  • Junkers Ju 86

Примечания

  1. ↑ Медведь А. Н., 2010, с. 106.

Литература

  • Грин У. Крылья Люфтваффе. Боевые самолёты третьего Рейха = Wings of the Luftwaffe: Flying German Aircraft of the Second World War / Пер. Фирсова А. — М.: Отделение научно-технической информации ЦАГИ. Мемориальный музей Н. Е. Жуковского, 1995. — Т. 4. Хеншель. Юнкерс. — С. 309—329. — (История авиационной техники (приложение к бюллетеню «Техническая информация»). Выпуск № 4). — 1500 экз. Архивная копия от 27 июня 2009 на Wayback Machine
  • Медведь А. Н. «Юнкерс» Ju 88. От пикирующего бомбардировщика и ночного истребителя до самолёта — «самоубийцы». — М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2010. — 112 с. — ISBN 978-5-699-41280-8.
  • Харук А.И. Истребители Второй Мировой. Самая полная энциклопедия. — М.: Яуза, ЭКСМО, 2012. — 368 с. — 1500 экз. — ISBN 978-5-699-58917-3.

Ссылки

  • www.Ju88.net
  • Многоцелевой самолет Юнкерс Ju 88
  • Средний бомбардировщик Junkers Ju 88A

Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Junkers_Ju_88

Junkers "Ju-88", Бомбардировщик | Энциклопедия военной техники

Бомбардировщик Люфтваффе Юнкерс Ju 88 стал одним из наиболее известных самолетов времен Второй мировой войны. С 1937 по 1944 г.

в первоначальную конструкцию скоростного бомбардировщика внесли около трёх тысяч изменений, которые привели к созданию 6 базовых конструкций и более 60 модификаций.

Наиболее массовой стала модификация бомбардировщика Ju 88А-4, а общее количество всех выпущенных самолетов — более 15100 штук.

История этого знаменитого Ju 88 начинается в октябре 1935 г, когда фирма «Юнкерс» получила техническое задание на разработку скоростного двухмоторного бомбардировщика с экипажем из трех человек.

Согласно техническим условиям, максимальная скорость полета должна составлять 500 км/ч при бомбовой нагрузке в 500 кг и способности перемещать ее на расстояние до 2000 км.

Оборонительное вооружение состояло из одного 7,92-мм пулемета в носовой части фюзеляжа и одного подвижного пулемета того же калибра.

Эти требования можно было удовлетворить модернизацией уже выпускаемого в серии бомбардировщика Ju 86, за исключением скорости полета в 500 км/ч. Выпускавшийся в то время немецкий истребитель Мессершмитт Me-109 модификации «С» развивал скорость 468 км/ч, а лучший советский истребитель того времени И-16 тип 5 — только 454 км/ч.

Поэтому авиаконструкторскому коллективу «Юнкерс» во главе с Эрнстом Цинделем пришлось проектировать совершенно новый самолет. Они использовали наработки, полученные при создании бомбардировщиков Junkers Ju-86 и Ju-87.

Например, фюзеляж Ju 88 так же, как и у Юнкерс Ju 87, состоял из двух частей, которые изготавливались по отдельности на стапелях с использованием открытой клепки, а затем соединялись вместе заклепками и уголковыми профилями.

Такой подход ускорял процесс монтажа фюзеляжа, так как снаружи и внутри половин фюзеляжа могло работать одновременно больше сборщиков.

Производство самолетов Ju 88 в годы Второй мировой войны стало приоритетной задачей для всей германской экономики, поскольку важнейшим фактором пресловутого «блицкрига» была бомбардировочной авиация, ядром которой являлись бомбардировщики Юнкерса Ju 88.

Предусматривалось доведение ежемесячного производства Ju 88 до 300 единиц (из них 50 в виде ремкомплектов).

Для выполнения этой сверхзадачи было задействовано 36 основных авиационных и моторостроительных заводов, а также более трех тысяч смежных предприятий.

Чувствительные для экономики Германии налёты союзной авиации, а так же отсутствие полноценного снабжения, не позволили выйти на заданный рубеж в 300 самолетов.

За время серийного производства самолетов Ju 88 на них устанавливались двигатели нескольких типов. Первый опытный самолет, поднявшийся в воздух 21 декабря 1936 г., был оснащен двумя DB 600Аа мощностью в 1000 л. с.

каждый. Большая часть серийных машин комплектовалась двигателями Jumo 211 различных модификаций мощностью 1200-1400 л. с. Некоторые экземпляры Ju 88 летали также с двигателями DB 801 (1700 л. с.) и Jumo 213 (1750 л. с).

Юнкерс Ю-88 С1В ходе боевых действий Ju 88 получали современное вооружение. Стрелковое вооружение первой серийной модификации Ju 88А-1 состояло из трех 7,92-мм пулеметов MG 15 с магазинным питанием (общий запас патронов — 1500 штук).

Бомбардировочное вооружение общим весом до 2 тонн размещалось как во внутрифюзеляжных бомбовых отсеках, так и крепилось на бомбодержателях снаружи. На бомбардировщике модификации Ju 88А-5, у которого бомбоотсеки были заняты баками с топливом, бомбы размещались на установленных под консолями крыла четырех бомбодержателях.

При горизонтальном бомбометании использовались прицелы Lotfe 7а, Lotfe 7b, BZG 2L или E, или GV 219d. Бомбометание с пикирования выполнялось с помощью прицелов BZA 1. Stuvi 5, Revi с12.

Для обеспечения полетов и боевого использования самолета на нем устанавливалось необходимое радиопереговорное, навигационное и прицельное оборудование.

  • На самолётах модификации Ju 88А-5 устанавливались: бортовая приемно-передающая радиостанция FuGX: радиопеленгатор PeilG 5; аппаратура для слепой посадки FuBl 1; бортовое переговорное устройство EiV.
  • На созданных на базе Ju 88 ночных истребителях-перехватчиках устанавливались радиолокаторы различных типов, а самолеты-фоторазведчики оснащались автоматическими аэрофотоаппаратами.

Модификация Ju.88a-4 Размах крыла, м 20.00 Длина, м 14.40 Высота, м 4.85 Площадь крыла, м2 54.

50 Масса, кг пустого самолета 9870 нормальная взлетная 12115 максимальная взлетная 14000 Тип двигателя 2 ПД Юнкерс Jumo-211J-1 или J-2 Мощность, л.с.

2 х 1340 Максимальная скорость , км/ч 467 Крейсерская скорость , км/ч 400 Практическая дальность, км 2710 Максимальная скороподъемность, м/мин 235 Практический потолок, м 8200 Экипаж, чел 4

Вооружение: один 7.9-мм пулемет МG-81 вперед, один подвижный 13-мм МG-131 или два МG-81 на подвижной установке вперед, два MG-81 назад-вверх, один МG-131 или два МG-81 назад-вниз; 10х50кг бомб в бомбоотсеке и 4х250кг или 2х500кг бомбы под центропланом, или 4х500кг бомбы под центропланом

Источник: https://war-book.ru/junkers-ju-88-bombardirovshhik-germaniya2/

Боевые самолёты: универсальный убийца «Юнкерс» Ju-88

Что же можно сказать про детище «Юнкерса», точнее, Генриха Эверса и Альфреда Гасснера? Только одно: у них получилось. 15 000 выпущенных самолетов. Это признание того, что машина вышла весьма и весьма хорошей.

Все началось в далеком теперь 1935 году, когда в Люфтваффе задумались над изменением атакующей составляющей. Хорошо так задумались, и вместо концепции Kampfzerstorer, которая представляла собой некую довольно безумную смесь многоцелевого истребителя, бомбардировщика и штурмовика, была выдвинута идея специализированного высокоскоростного бомбардировщика Schnellbomber.

Schnellbomber являл собой тоже весьма оригинальную хотелку, потому как представлял собой в теории некий компромисс между быстроходностью и иными качествами, необходимыми для многоцелевой машины. Броней и оборонительным вооружением, к примеру.

В Люфтваффе считали, что если такой бомбардировщик, имеющий скорость, сопоставимую с современными истребителями, имеет больше шансов выжить, то и не надо тратиться на бронирование.

Логика в этом была. Если истребитель, перед которым стоит задача догнать с набором высоты бомбардировщик, летящий со скоростью на 20-30 км/ч ниже, чем у истребителя. То это задачка фактически нерешаемая.

Требования к Schnellbomber направили фирмам «Фокке-Вульф», «Хеншель», «Юнкерc» и «Мессершмитт».

«Фокке-Вульфы» от участия в конкурсе уклонились, «Мессершмитты» попробовали протолкнуть на конкурс свой вроде как «новый» Bf.162, который был вполне-таки доработанный под условия конкурса Bf.110, а вот «Юнкерс» и «Хеншель» начали разрабатывать совершенно новые машины.

Кстати, «Хеншель» создал» весьма интересную машину Hs.127, но не успел по срокам.

«Мессершмитту» в участии отказали, порекомендовав заниматься истребителями. Так что как таковой конкурс не получился совсем.

Получилось, что проект «Юнкерса» оказался единственным. Ну и начались испытания.

Вообще, самолет получился вполне себе интересным. На испытаниях его в конце концов разогнали аж до 520 км/ч. Вооружение, правда, было более чем скромным. Один оборонительный пулемет и 8 бомб весом 50 кг.

Но согласитесь, в 1937 году далеко не всякий истребитель мог летать с такой скоростью. Можно сказать, что проект «Schnellbomber» получил материальное воплощение в металле.

Однако не тут-то было. Германия образца 1938 года – это не Китай, хотя в чем-то похоже. Наличие сверхбыстрого бомбардировщика немцев не устроило совершенно, поэтому они решили… переделать его в пикирующий бомбардировщик!

Да вот, просто так, а почему нет?

Понятно, что успехи Ju-87 в Испании неслабо так подтолкнули к тому.

Но главный по самолетам Эрнст Удет настаивал, и в «Юнкерсе» сели за переделки. Понятно, что дело оказалось сложным, поскольку научить пикировать самолет, для этого не предназначенный изначально, не так уж и просто.

Пришлось разработать воздушные тормоза, устройства, облегчающие пилотирование машины при вводе и выводе из пикирования, усилить конструкцию крыла. Ну и заодно решили усилить оборонительное вооружение.

В целом получилась машина, весьма отличающаяся от оригинального прототипа. Наиболее заметным отличием стала новая носовая часть фюзеляжа с «фасеточным» остеклением. Это стало полезной опцией, поскольку почти весь нос самолета стал прозрачным, что сильно облегчило пилоту поиск цели при пикировании.

Под кабиной оборудовали нижнюю гондолу с пулеметом MG.15, способным вести огонь назад-вниз.

То есть вооружение самолета увеличилось вдвое. Впоследствии появился третий пулемет, курсовой. Питание пулеметов было магазинным. Запас патронов составлял 1500 штук.

Бомбоотсеков на самолете стало два: в переднем можно было подвесить 18, а в заднем отсеке — 10 бомб 50-кг. А между мотогондолами и фюзеляжем установили четыре бомбодержателя для бомб большего веса, чем стандартные 50 кг.

Вооружение 88-го постоянно усиливалось, по мере того, как усиливалось вооружение истребителей.

Начало Второй мировой войны показало слабую защищенность Ju-88 от атак сбоку.

Так как на тот момент в распоряжении конструкторов не было нормальной пушки, которую можно было установить на бомбардировщик, а крупнокалиберные пулеметы тоже находились в стадии доработки, то усиление вооружения Ju-88А-4, основной бомбардировочной модификации, ограничилось заменой пулеметов MG.15 на MG.81, питание которых осуществлялось рассыпной лентой из металлических звеньев.

Плюс добавили еще две огневые точки для защиты боковой проекции и одну для стрельбы вперед-вниз.

Экипаж Ju.88А состоял из четырех человек: пилота, сидевшего на левом переднем кресле, бомбардира-навигатора, располагавшегося справа от него и немного позади, стрелка-радиста, кресло которого размещалось за спиной у пилота и было развернуто назад, а также борттехника, рабочее место которого располагалось позади бомбардира.

Бомбардир также мог вести огонь из переднего пулемета, смонтированного в правом лобовом стекле кабины. В случае необходимости из этого оружия, зафиксированного кронштейном, мог стрелять и летчик, однако прицеливание он должен был осуществлять, маневрируя всем самолетом.

У бомбардира на всякий случай (тяжелое ранение или смерть пилота) имелась небольшая съемная ручка управления самолетом. Педали монтировались только у летчика. Для компенсации разворота самолета при полете на одном моторе бомбардир располагал небольшим штурвальчиком, управлявшим положением триммера руля направления.

Верхняя задняя оборонительная установка обслуживалась стрелком-радистом, а нижняя — борттехником. Последнему запрещалось находиться в нижней гондоле на этапах руления, взлета и посадки, так как в случае поломки стоек шасси подфюзеляжная «ванна» нередко разрушалась.

Собственно, в таком виде 88-й вступал в войну. Закончил ее он совершенно в другом обличье, но это темя отдельной статьи, поскольку пулеметы заменялись крупнокалиберными пулеметами, а вместо некоторых устанавливались пушки.

Первые боевые вылеты во Второй мировой войне Ju.88 (это были модификации A-1) произвели против британских кораблей рядом с Норвегией. Дебют был успешным, но сразу можно сказать, что, несмотря на устроенную Герингом штурмовщину, Ju.88 на войну опоздал.

Вообще, Геринг установил объемы производства. Основная сборочная линия на заводе «Юнкерса» в Дессау должна была выпускать 65 Ju.88А.

Но задание Геринга предусматривало 300 машин в месяц, поэтому был задействован ряд заводов других фирм:— заводы «Арадо» (Бранденбург), «Хеншель» (Шенефельд) и AEG — 80 штук в месяц;— заводы «Хейнкель» (Ораниенбаум) и «Дорнье» (Висмар) — 70 штук в месяц;— завод «Дорнье» (Фридрихсхафен) — 35 штук в месяц;

  • — заводы ATG и «Зибель» — 50 штук в месяц.
  • Однако, несмотря на то, что почти все начали выпускать «Юнкерсы», к началу блицкрига было выпущено 133 готовых самолета, которые приняли участие в боевых действиях.

Битва за Британию показала, что 88-й реально более хорошо ведет себя в бою. Высокая скорость не предотвратила потери, но по сравнению с потерями Dornier Do.17 и Heinkel He.111, потери Ju.88 были меньше.

К моменту окончания Битвы за Британию в боевые части начал поступать Ju.88A-4.

Машина оказалась несколько медленнее, чем A-1, но все «детские болезни» были решены и Ju.88А-4 превратился в весьма эффективную боевую машину.

Но в самом начале статьи прозвучала фраза об универсальности. Так вот, начнем теперь про это.

А начнем с ТТХ, хотя обычно я ими заканчиваю. Но не в этот раз.

Модификация Ju.88a-4:

  1. Размах крыла, м: 20,00Длина, м: 14,40Высота, м: 4,85
  2. Площадь крыла, м2: 54,50
  3. Масса, кг— пустого самолета: 9 870— нормальная взлетная: 12 115
  4. — максимальная взлетная: 14 000
  5. Двигатель: 2 х Юнкерс Jumo-211J-1 х 1340Максимальная скорость, км/ч: 467Крейсерская скорость, км/ч: 400Практическая дальность, км: 2 710Максимальная скороподъемность, м/мин: 235
  6. Практический потолок, м: 8 200
  7. Экипаж, чел: 4
  8. Вооружение:— один 7.9-мм пулемет МG-81 вперед;— один подвижный 13-мм МG-131 или два МG-81 на подвижной установке вперед;— два MG-81 назад-вверх;— один МG-131 или два МG-81 назад-вниз;
  9. — 10 х 50-кг бомб в бомбоотсеке и 4 х 250-кг или 2 х 500-кг бомбы под центропланом, или 4 х 500-кг бомбы под центропланом.

Итак, что я хотел этим сказать? Только то, что 88-й был очень выдающимся самолетом для своего времени. И если сравнивать его с конкурентом, Не.111, кто лучше – это еще тот будет вопрос. Но сравнения у нас будут впереди, долгими зимними вечерами сравним. По образцу и подобию, как сравнивали «Корсара» и «Хэллкэта».

Немцы, будучи людьми прагматичными и дотошными, тоже поняли, что 88-й вполне удался. И начали творить…

Во время «Битвы за Англию» у немцев много крови попили аэростаты заграждения, широко использовавшиеся англичанами для прикрытия промышленных центров. Действительно, ничего не стоящие пузыри, поднятые на приличную высоту, представляли собой угрозу для самолетов, особенно в ночное время.

И первой не бомбардировочной модификацией 88-го стал самолет-тральщик, который, подобно кораблю аналогичного назначения, должен был «расчищать фарватер» для основной массы бомбовозов.

Так появился вариант Ju.88А-6, оборудованный металлической фермой-параваном с резаками тросов на концах.

Общий вес фермы составлял 320 кг, еще 60 кг добавлял противовес, размещенный в хвостовой части фюзеляжа. Бомб, понятное дело, такой самолет тоже брал меньше, чтобы компенсировать и массу паравана, и возросшую аэродинамическую нагрузку.

Идея была неплоха, но не получилось ее реализовать. Во-первых, самолет — недостаточно прочная штука, поэтому контакт с тросом на скорости в 350 км/ч зачастую был фатальным.

Во-вторых, в отличие от морских тральщиков, воздушные суда редко летают в кильватерном строю. Потому протраленная полоса, особенно ночью, обычно оставалась невостребованной.

Поэтому в основном после окончания «Битвы» все тральщики были переделаны в обычные бомбардировщики.

Часть самолетов этой модификации переделали в дальние морские разведчики. «Кондоров» не хватало, поэтому машина, которую назвали Ju.88A-6/U оказалась весьма кстати.

Экипаж таких машин сократили до трех человек, нижнюю гондолу демонтировали, а в носовой части фюзеляжа установили радиолокатор FuG 200 «Хоэнтвиль». Вместо бомб на внешних держателях подвешивались топливные баки.

В дополнение к РЛС «Хоэнтвиль» некоторые машины получали комплект РЛС «Росток» или FuG 217, антенны которых располагались на крыле.

Дальность обнаружения корабля крейсерского класса или крупного транспорта в благоприятных условиях достигала 50 морских миль.

Еще одним семейством, довольно зловредным, стали торпедоносцы.

В начале 1942 г. на базе бомбардировщика Ju.88А-4 был создан вариант Ju.88А-4/Тоrр.

Переоборудование производили на ремонтных заводах с использованием специального доработочного комплекта, предусматривавшего замену четырех наружных бомбодержателей ЕТС двумя торпедодержателями PVC, на каждый из которых можно было подвесить авиационную торпеду LTF 5b массой 765 кг.

Тормозные решетки и автомат вывода из пикирования снимались за полной ненадобностью, зато Ju.88А-4/Тоrр нередко несли пушку MG/FF в носовой части фюзеляжа или подфюзеляжной гондолы.

Сброс торпед осуществлялся с помощью электропривода, на фото можно увидеть специальные обтекатели, которыми закрывались провода и тяги, идущие к замкам.

Некоторые самолеты оснащались локаторами FuG 200, это была небольшая заводская серия Ju.88А-17. У этих машин подфюзеляжная гондола отсутствовала изначально, а экипаж сокращался до трех человек. Вес торпед, которые можно было взять на борт вырос до 1100 кг.

Торпедоносцы на базе Ju.88А-4 хорошо показали себя что в Средиземном море, что в Атлантике, что на Севере.

Был штурмовой вариант, Ju.88А-13.

Самолет дополнительно забронировали от фронтального огня и разместили в контейнере, интегрированном в первый бомболюк 16 (шестнадцать!) пулеметов 7,92-мм, стрелявших вперед-вниз.

Во втором бомбоотсеке находилось 500 кг осколочных бомб SD-2. Самолет использовался только в начальный период войны, поскольку дальше 7,92-мм пулеметы стали неактуальны.

Когда британцы начали беспокоить Германию налетами, пришлось делать и тяжелый истребитель. Такой, который может долгое время барражировать, прикрывая район, а потом атаковать цели по мере их появления.

Ju.88С. Было 7 модификаций, которые различались моторами, вооружением и аппаратурой. Самым распространенным был Ju.88С-2, на базе которого были созданы модификации С-3, 4, 5.

В основном вооружение Ju.88С состояло из пушки 20-мм или пулемета 13-мм и трех пулеметов 7,92-мм в носовой части. Экипаж уменьшили до трех человек (минус штурман).

Бомбовой нагрузки самолет не нес, аэродинамические тормоза не устанавливались. Ночные версии комплектовались радаром (в зависимости от исполнения) FuG-202, FuG-212, FuG-220 и FuG-227.

Не обошлись и без разведчиков, Ju.88Д. Та же база А-4, но убирали бомбовое вооружение, аэродинамические тормоза, устанавливали дополнительные топливные баки. Дальность полета выросла до 5000 км.

Естественно, разведчики несли аэрофотоаппараты.

Отдельно стоит упомянуть такую интересную конструкцию, как Ju.88G. Это еще один ночной истребитель-перехватчик, выпущенный серией почти в 4000 машин.

Самолет изготавливали путем использования фюзеляжа и хвоста от Ju.188 и крыла Ju.88А-4.

Вооружали перехватчика локатором FuG-220 «Лихтеншетйн» и шестью 20-мм пушками MG-151.

Была и обратная схема, когда брался фюзеляж от Ju.88А-4, а крыло от Ju.188. Это называлось Ju.88G-10.

Нельзя обойти вниманием еще один штурмовик, но выпущенный в середине войны специально для уничтожения бронетехники.

Ju.88Р. Изготавливали на основе все того же Ju.88А-4, аэродинамические тормоза и бомбы убирали, а ставили артиллерийское вооружение.

Ju.88Р-1 нес в специальном контейнере с обтекателем 75-мм пушку Раk-40. Построили таких монстров мало, потому что быстро выяснилось, что самолеты быстро разрушаются от стрельбы.

Ju.88Р-3 был более приземленным. Две 37-мм пушки Flak-38, которых, в принципе, хватало для нанесения урона советским танкам сверху.

Ju.88Р-4. Два варианта: 50-мм пушка Kwk-39 с ручным перезаряжанием или 50-мм пушка ВК-5 с автоматическим.

Были, естественно, и бомбардировщики. Скоростное семейство S. В принципе, все тот же Ju.88А-4, но с другими двигателями и системой форсажа GM-1.

Ju.88S-2 с двигателями BMW-801G развил скорость в 615 км/ч. Но самым быстрым был разведчик Ju.88Т-3, который на высоте 10 000 м выдавал 640 км/ч.

В целом 88-й был настоящим инструментом блицкрига. Не «Штука», которая что-то представляла из себя в первые два года войны, а Ju.88, который, модернизируясь, отпахал всю войну. И – стоит признать – отпахал неплохо так.

Наверное, чудо, что фирма «Юнкерс» смогла всю войну поддерживать самолет на очень приличном уровне по ТТХ и вооружению, успевая за противником.

И ведь не был 88-й легкой и желанной добычей. В основном, за счет своих летных качеств. Хотя, конечно, мог и вполне себе огрызнуться.

Но главное достоинство все-таки было в способности играть любую роль: пикирующий бомбардировщик, бомбардировщик, торпедоносец, разведчик, штурмовик, ночной истребитель, тяжелый дневной истребитель…

Пожалуй, «Юнкерс» Ju.88 смело можно назвать самым универсальным самолетом Второй мировой войны. Хорошая добротная машина с огромным потенциалом модернизации. Не зря трофейные Ju.88 эксплуатировались в разных странах (в том числе и у нас) до середины 50-х годов.

/Роман Скоморохов, topwar.ru/

Источник

Источник: https://soldat.pro/2019/11/20/boevye-samolety-yniversalnyi-ybiica-unkers-ju-88/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector