Кусаригама — японское оружие: как выглядит, обучение технике боя, использование в боевых условиях, история создания

Японские боевые искусства можно разделить на две большие группы: древние приёмы будзюцу, передававшиеся из поколения в поколение в течение многих веков, и современные будо, которыми занимаются в спортивных целях. Давайте рассмотрим некоторые боевые искусства каждой из этих групп.

Будо — современные боевые искусства

Кэндо

Кэндо — скорее современный соревновательный вид спорта, чем боевое искусство. Бамбуковым «мечом» (синай), длина которого не более 118 см, соперники наносят друг другу удары в определённые области, за что начисляются очки.

Используется четыре типа защитных приспособлений — мэн (маска), до (нагрудник), два котз (защитные приспособления для рук), и тарэ (набедренное защитное приспособление).

Подобно фехтованию в Европе, древнее японское искусство владения мечом сегодня продолжает жить, превратившись в спорт. Фехтовальщики держат рапиру в одной руке, тогда как в кэндо, как правило, обе руки удерживают синай. Кэндо столь же популярно в Японии, как и дзюдо, им занимаются примерно два миллиона человек. Как и дзюдо, ему обучают в школе. Им нередко нанимаются во внеурочное время.

Международная федерация кэндо была основана в 1970 году, и сейчас за пределами Японии кэндо занимаются около восьми миллионов человек.

Кусаригама - японское оружие: как выглядит, обучение технике боя, использование в боевых условиях, история создания

В 1882 году Кано Дзигоро разработал дзюдо на основе древнего искусства дзюдзюцу.

Дзюдо — форма борьбы без оружия, победы в которой можно добиться, например, бросив соперника, прижав его на лопатки, поймав на удержании или болевом приёме.

Самое большое отличие дзюдо от дзюдзюцу состоит в том, что в дзюдзюцу допускаются толчки и удары кулаками и ногами, тогда как в дзюдо они запрещены как опасные действия.

Дзюдо стало олимпийским видом спорта в 1964 году, как раз к Олимпийским играм 1964 года в Токио. В Японии около 1,5 миллионов людей имеют разряд дан по дзюдо, а всего в мире дзюдо занимаются более 20 миллионов людей.

Кусаригама - японское оружие: как выглядит, обучение технике боя, использование в боевых условиях, история создания

Со Митиоми изучил боевые приёмы, изобретённые воинами-монахами китайского дзэн-буддийского храма Шаолинь-сы, а потом, после Второй мировой войны, развил эти приёмы в новый вид боевого искусства. Применяются сложные приёмы, объединяющие удар ногой и толчок. На тренировках используются защитные приспособления, часто применяются ответные контрприёмы.

На соревнованиях спортсмены носят одеяния дзэн-буддийских монахов (поскольку эта практика считается частью подготовки дзэн), и только демонстрируют формы ката.

Сёриндзи Кэмпо занимаются примерно 1.3 миллиона японцев и 150 тысяч людей в других странах.

Кусаригама - японское оружие: как выглядит, обучение технике боя, использование в боевых условиях, история создания

В каратэ есть приёмы нападения и приёмы защиты. Приёмы нападения включают выпады кистью, кулаком и ногой, а также удары руками и ногами. Их отражают приёмами защиты.

Соревнования проводятся либо как серия форм ката (последовательность движений и ударов по «воображаемому противнику»), демонстрирующих различные приёмы, либо как свободный спарринг (кумите).

В некоторых школах каратэ ката совсем не практикуется.

Каратэ зародилось как стиль китайского бокса (дословно переводится как «китайская рука»), а на японской земле получило развитие на Окинаве. Вплоть до новейшего времени им занимались только на Окинаве, потом после реставрации Мэйдзи (1868 г.) оно распространилось по всей Японии, а потом, после Второй мировой войны и в других странах.

У каратэ более 3 миллионов последователей в Японии и ещё 30 миллионов во всём мире. С 2020 г. — каратэ это олимпийский вид спорта.

Кусаригама - японское оружие: как выглядит, обучение технике боя, использование в боевых условиях, история создания

Ниппон Кэмпо

В 1932 г. Саваяма Мунэоми, на основе древних приёмов дзюдзюцу, создал новую боевую систему, известную ныне как Ниппон Кэмпо.

Удары дзюдзюцу (кулаками и ногами), броски, замки на противоходе и удержания были бы опасны без защитных приспособлений. Поэтому в бой на тренировках соперники выходят в защитном снаряжении из маски, нагрудника, рукавиц и набедренника.

Поскольку Ниппон Кэмпо это самое боевое изо всех современных японских боевых искусств, оно используется при подготовке к борьбе без оружия личного состава японской полиции и сил самообороны. Некоторые мастера стали чемпионами мира по боксу или кик-боксингу.

У Ниппон Кэмпо около 500 тысяч последователей. За пределами Японии оно известно как «японское воинское искусство».

Кусаригама - японское оружие: как выглядит, обучение технике боя, использование в боевых условиях, история создания

Нагината — японская алебарда. Когда-то оно использовалась на войне, потом в эпоху Эдо (1603-1867 гг.) им пользовались для самозащиты женщины из класса самураев. В настоящее время бой нагинатой популярен также в основном среди женщин.

Около 55 тысяч людей имеют разряд по этому виду спорта. Есть два вида соревнований: в одном участники, набирая очки, наносят удары по участкам тела соперника, защищенными маской, рукавицам, нагрудником, набедренником и наголенниками, а в другом в предписанном порядке выполняется ряд форм ката.

Длина нагината, используемых на соревнованиях, примерно 215-225 см. На соревнованиях к концу прикрепляется лезвие из бамбука, а при демонстрациях ката — из дуба.

Кусаригама - японское оружие: как выглядит, обучение технике боя, использование в боевых условиях, история создания

Уэсиба Морихэй систематизировал айкидо в 1922 году, опирясь на дайто айки, одну из систем дзюдзюцу. Цель — отразить нападение, используя собственную силу нападающего. Многие приему очень сложны и включают захват кисти, плеча или другого сустава соперника в замок на противоходе с последующим броском или прижатием на лопатки.

Такие приемы могут быть опасны, поэтому на тренировках они отрабатываются в предписанном порядке.

Соревнования проводятся редко. Айкидо пользуется популярностью у женщин и пожилых людей, так как это искусство защиты не требует большой силы.

Около 600 тысяч человек занимаются им в Японии, а за границей у него есть еще 1.2 миллиона последователей.

Кусаригама - японское оружие: как выглядит, обучение технике боя, использование в боевых условиях, история создания

Кюдо, или японская стрельба из лука, соревнования по которой проводились уже в эпоху Камакура (1192-1333 гг.), было первым боевым искусством Японии, превратившимся в спорт, хотя правила в те дни и были иными.

После появления артиллерии и стрелкового оружия военные потеряли интерес к луку и стрелам, но стрельба из лука осталась тем умением, овладение которым было необходимо самураю.

Постепенно оно стало спортивным состязанием.

Длина бамбукового лука, используемого сегодня, порядка 215-230 см. Оперённые стрелы пускают в мишень, расположенную в 28 или в 50-90 метрах от стрелка, и ведут подсчёт набранных очков. Положение тела очень важно, и лучники плавно сливают свои движения воедино, когда стоят, сидят или натягивают лук.

Примерно 150 тысяч человек в Японии имеют разряд по кюдо.

Кусаригама - японское оружие: как выглядит, обучение технике боя, использование в боевых условиях, история создания

Дзюкэн-до

Дзюкэн-дзюцу (искусство владения штыком), получило развитие в эпоху Мэйдзи. Необходимость эффективного использования штыка на поле боя привела к разработке стандартного метода штыкового боя, которому обучали в Тояма Гакко, специальной военной школе в Токио.

И хотя запрет, наложенный на воинские дисциплины оккупационными властями в 1945 году, касался и дзюкэн-дзюцу, с образованием в 1956 году Дзэн Нихон Дзюкэн-до Рэммэй (Всеяпонской федерации дзюкэн-до) под руководством генерала Имамуры Хитоси «Путь Штыка» вновь получил официальное признание.

Кисо, иначе основы техники дзюкэн-до, строятся вокруг ситоцу, иначе тактики нанесения укола.

Успех ситоцу всецело зависит от умения достигать дзюдзюцу-сита кисэй, иначе «одухотворенного состояния», что тождественно наполнению собственного тела ки, тем самым сохраняя живость и проворность при любых непредвиденных обстоятельствах.

Правильно поставленное обучение позволяет адепту дзюкэн-до связать воедино свой ум и технику с этим состоянием духа, что в итоге выражается в высоких боевых качествах. Для проверки боевых навыков учащиеся проводят учебные бои.

Каждый из сражающихся облачается в особо прочную защитную одежду, способную противостоять сильному удару при выпаде, делаемом посредством мокудзю, иначе деревянной винтовки с искусственным штыком. Правила по проведению матчей хорошо отрегулированы. Исход поединка решает проведение смертельной атаки. Для этой цели служат три области тела: сердце, нижняя левая часть туловища и горло. Могут практиковаться также и ката.

Дзюкэн-до имеет задачи, отличные от развития боевых навыков. Строгая дисциплина на занятиях служит для воспитания учтивой, скромной личности.

Занятия дзюкэн-до ввиду прямолинейности техники, что требует высокой степени точности в выборе ма-ай (расстояния до соперника), также нацелены на развитие в человеке внимательности и, кроме того, способности принимать твердые решения в случае, когда приходится действовать в непредвиденных условиях.

Служащие японских Сил Самообороны составляют большинство тех, кто занимается дзюкэн-до. Но существенный интерес к нему проявляют и обычные граждане, что приводит к созданию различных частных гражданских организаций, поддерживающих дзюкэн-до.

Кусаригама - японское оружие: как выглядит, обучение технике боя, использование в боевых условиях, история создания

Будзюцу — боевые искусства дневней Японии

Одно из обычных движений кэндзюцу состояло в том, чтобы молниеносно вытянуть меч из ножен и взмахнуть им в режущем движении. Этот прием отрабатывался многими школами, например, Хаясидзаки мусо-рю, развившейся в период гражданской смуты. Такие школы все еще существуют, и школы кэндзюцу также обучают этому виду обнажения меча.

В практике сегодняшнего дня настоящим мечом перерубают точно пополам связку соломы и кусок бамбука, или же выполняют мечом серии плавных движений. Говорят, мастера могут перерубить пополам железный шлем.

Приблизительное число занимающихся: 10 — 20 тысяч человек

Кусаригама - японское оружие: как выглядит, обучение технике боя, использование в боевых условиях, история создания

Кэндзюцу или японское искусство владения мечом зародилось около 1200 лет тому назад с появлением класса воинов.

В эпоху Эдо существовало более 300 стилей кэндзюцу. У одного из них, Касимасин-рю, сегодня почти тысяча последователей, им также занимаются в заокеанских додзе. Многие стили уже исчезли.

Законодательством Японии запрещено владеть японским мечом как оружием, поэтому для тренировок используются дубовые или бамбуковые мечи длиной около метра. Некоторые бамбуковые мечи покрывают кожей.

Копье было главным оружием, использовавшимся на полях битв в Японии до того, как в конце периода гражданской смуты обычным орудием войны стала артиллерия.

Копьем делают выпады, наносят фронтальные и боковые удары. Самураям полагалось изучать искусство владения копьем, наряду с кэндзюцу, искусством владения мечом.

Содзюцу все еще существует в таких стилях, как Ходзоин-рю, Сабури-рю, Касимасин-рю и Каторисиндо-рю. Вид копья зависит от школы: копье Касимасин-рю — имитация настоящего копья, его длина около 225 см, оно сделано из белого дуба, с наконечником из ткани.

Число занимающихся: менее тысячи человек.

Круглая трость делается из белого дуба, ее длина около 128 см. Ею делают выпады, как копьем, боковые взмахи по ногам, как нагината, или наносят удары, как мечом. Она развилась в эпоху Эдо как способ обороняться от соперника, вооруженного мечом или иным оружием, не раня его смертельно.

  • Хорошо известна школа Синдомусо-рю, которая все еще существует в префектуре Фукуока, у нее, несомненно, наиболее число поклонников.
  • Из всех древних будзюцу наиболее популярным является дзедзюцу. Полиция, с некоторыми модификациями, приняла на вооружение стиль владения тростью Синдомусо-рю
  • Приблизительное число занимающихся: 30 тысяч человек
  • Длинные палки, некоторые из дуба, некоторые с железным наконечником, или полностью сделанные из железа прутья, использовались в Японии в качестве оружия еще в 1150 году.

В эпоху Эдо у самураев, которые служили охранниками замков или стражами порядка в городах, были дубовые палки длиной примерно 180 см. Палками пользовались и крестьяне для самозащиты.

  1. Бодзюцу сегодня занимаются в ряде школ, но оно не столь популярно, как дзедзюцу, где используется сходное орудие.
  2. Число занимающихся: несколько тысяч человек.
Читайте также:  Георгиевский крест: 1,2,3,4 степеней, медаль в честь 200 летия, полные кавалеры, награждённые в первую мировую

Кусаригама (серп с цепью) — это уникальное японское оружие с «сельхоз прошлым». Форма меняется от школы к школе. Самая распространенная — обоюдоострый серп с цепью длиной 2-5 метра, прикрепленной к ручке. На другом конце цепи есть груз, которым можно сковать движения соперника или спутать его меч. Лезвие серпа выполняет наступательную функцию.

Сегодня орудие, по форме напоминающее кусаригама, используется для отработки традиционных форм ката. Если не считать немногих энтузиастов других дисциплин, таких как кэндзюцу, дзюдзюцу и дзедзюцу, серп с цепью большого интереса не вызывает.

Дзиттэ — это железная дубинка длиной от 24 до 90 см. с прикрепленным к ней шишковатым крюком. Крюк использовался как средство защиты для отражения ударов меча и как средство нападения, чтобы толкнуть, ударить или прижать соперника.

Первоначально это орудие предназначалось для рассечения железного шлема: его носили охранники самураев, производя аресты. Все еще существует ряд стилей связанных с дзиттэ, например, Иккаку-рю Дзиттэ, но привлекают они немногих.

Иначе называется тайдзюцу, копподзюцу и явара. Правила разрешают пользоваться в поединке только собственным телом.

Применяется целый ряд приемов нападения, особенно маневры суставами (например, удары руками, выпады телом и удары ногами), броски, удержания, болевые приемы и прижим на лопатки. Отрабатываются и приемы защиты от вооруженного соперника.

В эпоху Эдо дзюдзюцу занимались вооруженные самураи и другие классы, которым не разрешалось носить оружие. После реставрации Мейдзи в ходе эволюции дзюдзюцу возникли дзюдо, айкидо, Ниппон Кэмпо и другие боевые искусства, которые потом почти полностью исчезли. Но дзюдзюцу все-таки живет благодаря деятельности некоторых школ, где занимаются древними будзюцу.

Число занимающихся: 10 — 20 тысяч человек.

Источник: http://ageiron.ru/armii-i-soldatyi/armii-i-soldatyi-armii-i-soldatyi/dalniy-vostok/budo-i-budzyutsu-yaponskie-drevnie-i-sovremennyie-boevyie-iskusstva

Японское оружие и его виды

Кусаригама - японское оружие: как выглядит, обучение технике боя, использование в боевых условиях, история создания

похожие стратегии и хитрости ведения войны. В такой ситуации большую важность имело искусство владения оружием самураев и индивидуальные тактические качества военачальников.

Виды японского холодного оружия

В японском боевом прошлом выделяют три определяющих эпохи:  эра лука, эра копья и эра меча.

Период Лука

Лук (юми) – старейшее оружие Японии. Луки применялись в качестве оружия с древнейших времен. Стрельба из лука делилась на две формы — как необходимая часть синтоистских церемоний кюдо (Путь лука) и как боевое мастерство кюдзицу (Навых стрельбы из лука). В кюдо обычно упражнялась знать, кюдзицу практиковали самураи.

Японский лук асимметричной формы, верхняя часть которого приблизительно вдвое длиннее нижней. Длиной лук от двух метров. Как правило, части лука изготавливают композитно, другими словами, снаружи лук сделан из дерева, а внутри – из бамбука.

Из-за этого стрела почти никогда не движется по прямой траектории, в результате чего меткая стрельба становится возможной только после накопления большого опыта.

Среднее расстояние меткого полета стрелы — примерно 60 метров, для профессионала – вдвое дальше.

Кусаригама - японское оружие: как выглядит, обучение технике боя, использование в боевых условиях, история создания

Японский лук юми фото

Зачастую наконечники стрел изготовлялись пустыми для того, чтобы в полете они испускали свист, который по верованиям отгонял злых демонов.

В старину иногда применялись японские луки, которые необходимо было натягивать не в одиночку, а несколькими воинами (например луки, для натяжения которых требовалась сила семи лучников!). Такие луки применялись не только для отстрела пехоты, но и в битвах на море для потопления вражеских лодок.

Кроме обычной стрельбы из лука, особым мастерством являлась бакюдзицу — верховая стрельба с лошади.

Эра Копья

В 16 столетии в Японское государство из  Португалии были привезены мушкеты. Они практически полностью вытеснили луки. Вместе с тем повысилась важность копья (яри). Из-за этого эпоху междоусобиц именуют Эрой Копья.

Кусаригама - японское оружие: как выглядит, обучение технике боя, использование в боевых условиях, история создания

Копье Яри фото

Преимущественно копья применялись для сбивания всадников с лошади. После падения такой боец оказывался незащищенным. Как правило копья применяла пехота. Копье яри было 5 метров в дляну, и чтобы его использовать, нужно было обладать большой силой и выносливостью. Различные самурайские кланы использовали копья разной длины и конфигурации наконечника.

Эра Меча

С приходом к власти сёгуната Токугава в 1603 году значение военного мастерства как умения «победы любой ценой» ушло в историю. Оно превратилось в  самостоятельную технику самосовершенствования и состязания. Благодаря этому физическую мощь профессионалов копья сменило кэндзюцу — искусство владения мечом.

Именно в эту эпоху самурайский меч стал называться «душой самурая». Меч самурая оттачивался с выпуклого наружу края, а другая грань является своеобразным «щитом» во время сражения. Меч, изготовленный  специальными методами многослойной ковки удивительно прочный и острый.

Его изготовление занимает длительное время и требует огромных трудовых затрат, поэтому новый самурайский меч всегда имел огромную стоимость. Старинный же меч, произведенный знаменитым мастером, стоил целое состояние.

В завещании самурая в специальном разделе всегда указывалось распределение мечей между отпрысками.

Типы самурайских мечей:

Цуруги – старинный прямой заточенный с обеих сторон меч, применяемый до 10 столетия.

Кусаригама - японское оружие: как выглядит, обучение технике боя, использование в боевых условиях, история создания

Цуруги фото

Танто — тридцатисантиметровый кинжал.

Кусаригама - японское оружие: как выглядит, обучение технике боя, использование в боевых условиях, история создания

Танто фото

Катана — самурайский меч, который носился на поясе острием вверх в паре с вакидзаси. Длина – 60-75 см. Носить катану было разрешено только самураям

Кусаригама - японское оружие: как выглядит, обучение технике боя, использование в боевых условиях, история создания

Катана фото

Вакидзаси, (Сёто, Кодати) — короткий меч (30 — 60 см), носился на поясе острием вверх и вместе с катаной составлял комплект самурая дайсе (длинный, короткий).

Кусаригама - японское оружие: как выглядит, обучение технике боя, использование в боевых условиях, история создания

Вакидзаси

Тати – большой длинный изогнутый меч (от 61 см в клинке), который носился острием вниз, применялся, как правило, всадниками.

Кусаригама - японское оружие: как выглядит, обучение технике боя, использование в боевых условиях, история создания

Тати

Нодати (Одати) – разновидность тати, очень длинный меч (от одного до полутора метров), который носился за спиной.

Кусаригама - японское оружие: как выглядит, обучение технике боя, использование в боевых условиях, история создания

Одати

В тренировках применялись мечи-синай, изготовленный из бамбука и боккэн – мечи из дерева.

Кусаригама - японское оружие: как выглядит, обучение технике боя, использование в боевых условиях, история создания

Боккэн

Простолюдины могли могли владеть только малыми мечами или ножами — для защиты от разбойников и грабителей. Самураи носили два меча – длинный и короткий.

Сражались при этом, все-таки длинным мечом катаной, хотя были и школы владения двумя мечами сразу. Профессионала определяли по способности победить врага при минимальном числе взмахов меча.

Особым мастерством считалось искусство убивать противника, быстро вытянув меч из ножен — одним взмахом (техника иайдзюцу).

Вспомогательные виды японского оружия:

Бо — военный шест. Известно большое количество видов разной длины (30 см — 3 м) и толщины.

Дзиттэ — оружие в форме «вилки» с двумя зубами, изготовленное из железа. Применялась полицией периода Токугава для перехвата меча взбешенного (как правило, пьяного) самурая, кроме того, в качестве боевой дубины.

  • Дзиттэ
  • Ёрой-доси — «кинжал милосердия», который применялся для добивания раненых.

Кайкэн — боевой кинжал женщин. Применялся женщинами аристократического рода в качестве ножа для самоубийства при посягательстве на их честь.

Кодзука — военный нож. Зачастую применялся в хозяйстве.

Нагината – алебарда японцев. Жердь с присоединенным лезвием. Первоначально применялась пехотой для нанесения травм вражеским коням. В 17 столетии начала применяться девушками из самурайского рода для обороны. Стандартная длина нагинаты составляла примерно 2 м.

фото Нагината

Тэссэн — военный веер со стальными спицами. Использовался полководцами. Иногда применялся в качестве маленького щита.

фото боевой веер Тэссэн

Старинное японское стрелковое оружие (однозарядные аркебузы) – популярным стало в период междуусобиц. После воцарения сёгуната Токугава перестало использоваться, так как считалось «недостойным истинного воина».

Японское оружие видео

  1. Интересное видео о катане и вакидзаси.
  2. Интересные статьи по теме: Катана, Изготовление катаны, Клинок танто 
  3. Вернуться в категорию
  4. Жанр статьи — Оружие Японии

Источник: https://jamato.ru/yaponskoe-oruzhie/17-vidy-yaponskogo-oruzhiya-obshchaya-kharakteristika

Кусаригама (кусарикама) – традиционное оружие японских воинов и ниндзя

Кусаригама - японское оружие: как выглядит, обучение технике боя, использование в боевых условиях, история создания

Кусаригамой (кусарикамой) называется одна из разновидностей японского традиционного оружия, в состав которого входят: серп (кама или гама) и цепь (кусари), соединенные с помощью ударного груза (фундо). Точка присоединения цепи к серпу может изменяться от края его рукоятки до основания лезвия серпа.

Искусство управления кусаригамой (кусаригама-дзюцу) входит в традиционное кобудо — японское боевое искусство обращения с холодным оружием. Если взглянуть на чертеж кусаригамы, то можно обнаружить сочетание в нем одновременно нескольких видов вооружений: колюще-режущих, метательных, а также ударно-дробящих.

Некоторые считают, что кусаригама является изобретением ниндзя времен средневековья. Сначала идеей, а потом и прообразом для этого изобретения стало наблюдение за обычным сельскохозяйственным серпом, с помощью которого японским крестьянам приходилось собирать урожай.

Солдатам той поры также часто при проведении рейдов приходилось прорубать для себя серпами стезю через высокие травы и прочие кустарники.

Некоторые специалисты считают, что появление кусаригамы было вызвано необходимой маскировкой оружия под невызывающие ни у кого подозрения предметы сельскохозяйственного труда.

Типы кусаригам

Эксперты выделяют два типа кусаригам: фермерские и воинские. У первых конструкции серпов обладали короткими лезвиями, которые напоминали изогнутые птичьи клювы. Конструкции лезвий вторых больше напоминали малые мечи. У обоих крепления к рукоятям изготовлялись из твердых пород древесины.

Кусаригама - японское оружие: как выглядит, обучение технике боя, использование в боевых условиях, история создания

Фермерские кусаригамы не обладают такой же дальностью бросков, как и воинские. Кроме того, они не так эффективны при ведении ближнего боя. Эти разновидности комбинированных вооружений являются двусторонними.

Тяжелая кусаригама

Тяжелая кусаригама является оружием, выдаваемым после победы над Изгоем. Она представляла собой огромный серп на цепи с грузом-фундо. Считалась чрезвычайно эффективным оружием благодаря большей дальности применения, нанесению больших повреждений. Специалисты считают ее усиленной версией обычных кусаригам.

Тактика применения кусаригам

Большинство японских воинов, особенно самураев, считали кусаригаму нечестным оружием из-за наличия в ней комбинированных и универсальных элементов. Некоторые специалисты полагают, что кусаригама не была так сильно распространена из-за весьма продолжительных сроков обучения искусству боя с ней.

Тактика боевого применения заключалась в метании в неприятелей грузила или опутывании их с помощью цепи с дальнейшим применением серпа. Был и еще один способ применения, при котором метание производилось непосредственно серпом, возвращающимся с помощью цепи.

Кусаригама - японское оружие: как выглядит, обучение технике боя, использование в боевых условиях, история создания

Разновидности кусаригам

Разновидностей кусаригам японские бойцы напридумывали огромное число. Так, в некоторых вариациях фундо заменялись довольно-таки специфическими атрибутами:

  • Мотки горящих тканей;
  • Взрывчатые вещества в специальных емкостях;
  • Живые ядовитые змеи;
  • Факелы и прочее.

Когда вместо традиционных грузил кусаригамы оснащались пакетами с взрывчатыми смесями, такая разновидность вооружения называлась «бакухацу-гамой», что переводилось как «взрывной серп». Важнейшей изюминкой этого хитроумного приспособления являлась полнейшая внезапность для неприятеля при непосредственном соприкосновении с ним, а особенно от воздействия оригинального «взрывпакета».

В результате контактирования оружия с неприятелем раздавался громоподобный взрыв, который на некоторое время полностью приводил к дезориентации неприятеля. После такого контакта, неприятель представал перед атакующим в более уязвимом положении для последующих нападений. Особенно эффективно эта разновидность кусаригам действовала против группы неприятелей.

Читайте также:  Самолет ан 10: конструкция планера, история создания антошки

Кусаригама - японское оружие: как выглядит, обучение технике боя, использование в боевых условиях, история создания

Виды кусаригам изменялись в зависимости от того, какие школы занимались разработкой и боевым их применением. Одной из самых успешных школ в области кусаригама-дзюцу специалисты называют школу Иссин-рю. Некоторые из них предполагают, что ее образовал Нэн Ами Дзион в XIV или XV столетии, другие же считают, что Тан Иссин, но позднее.

Собственно кусаригамы этой школы отличаются среди прочих по своему дизайну. Они состояли из чрезвычайно длинных цепей и прямых лезвий, заточенных с обеих сторон. И это притом, что, как правило, они заострялись только с внутренних частей серпов. Кроме того, кусаригамы школы Иссин-рю обладали металлическими гардами для предохранения кистей рук.

Существовала еще и так называемая каен-кусаригама. Ее отличительной чертой от стандартных образцов аналогичного вооружения было то, что ее грузило оборачивалось куском пылающего материала. Вследствие этого усовершенствования атакующие достигали невероятного деморализующего воздействия на неприятелей.

Самой изощренной и удивительной составляющей в данном вооружении было использование живой ядовитой змеи. Главным образом для этих целей задействовались мамуси. Это такая разновидность японских щитомордников. С помощью мамуси-гам, или змеиных серпов, достигалось отвлечение неприятеля. Это предоставляло атакующим драгоценные доли секунды для нанесения точных решающих исход боя ударов.

Интересно, что сами воины принимали всеобщее осуждение этого холодного оружия, как не совсем честного.

Что достигалось при помощи кусаригам

Хорошо натренированным воинам при наличии грамотного обращения с кусаригамами позволялось соединять технику приемов ближнего и дальнего боя. Защититься от таких непредсказуемых двунаправленных вооружений на практике оказывалось задачей непростой. Мастерски владеющие кусаригамами воины могли успешно биться с самыми серьезными соперниками.

При помощи грузила неприятеля:

  • Обезоруживали;
  • Ошеломляли;
  • Травмировали;
  • Дезориентировали;
  • Обездвиживали и пр.

Кусаригама - японское оружие: как выглядит, обучение технике боя, использование в боевых условиях, история создания

Серпами отражали удары, а также добивали неприятеля. Порой серп метали, после чего возвращали с помощью цепи. Главным недостатком этого оружия была потребность в большом открытом пространстве для свободного раскачивания тяжелой цепи.

Источник: https://WarWays.ru/holodnoe-oruzhie/kusarigama.html

Историческая справка — кусаригама

Кусаригама - японское оружие: как выглядит, обучение технике боя, использование в боевых условиях, история создания

Человек, в отличие от большинства представителей дикой природы, никогда не обладал внушительным арсеналом клыков, когтей, ядовитых желез и прочих ухищрений, позволяющих выжить, и не оказаться в самом начале пищевой цепи. Зато потомки Адама и Евы могут похвастаться изощренным разумом, львиная доля которого была направлена на изобретение и доведение до совершенства всевозможных орудий убийства. Оружие всегда было и будет неотъемлемым атрибутом  человеческой культуры.  Более того оружие можно считать зеркалом той эпохи, в лоне которой, оно было рождено. В рамках этого положения особый интерес представляют некоторые экзотические виды вооружения, коими успешно пользовались наши далекие предки.

Кусаригама (кусари-кама)

Это традиционное японское оружие представляет собой серп, иначе называемый кама, к которому при помощи цепи (кусари) прикрепляется ударный груз. Цепь крепится либо к концу рукояти серпа, либо к его обуху.

Рукоятка серпа в среднем достигает в длину 60 см, в то время как длина лезвия серпа составляет 20 см. Самым внушительным по размеру элементом кусаригама является цепь, ее длина может составлять  2,5 м.

Лезвие серпа затачивается с внутренней, вогнутой стороны.

Кусаригама - японское оружие: как выглядит, обучение технике боя, использование в боевых условиях, история создания

В некоторых вариациях оружия ударный груз, именуемый фундо, мог быть заменен на ряд весьма специфических вещей: емкость с взрывчатым веществом, кусок горящей ткани, небольшой факел, живая змея. Кусаригама оснащенная вместо обычного грузика емкостью с взрывчатым порошком, называется Взрывной серп (бакухацу-гама).

Сущность этой хитро-выдуманной конструкции заключается в эффекте неожиданности, возникающем при соприкосновении «взрывпакета» с противником. В результате контакта происходил громкий хлопок, который легко мог дезориентировать соперника, тем самым сделав его более уязвимым для последующих атак.

Каен-кусаригама отличалась от стандартной версии оружия тем, что грузик был обернут куском горящей ткани. Такое усовершенствование позволяло производить усиленный деморализующий эффект. Однако, самым странным и изощренным компонентом этого вида оружия можно считать живую ядовитую змею. Чаще всего использовался японский щитомордник – Mamushi.

Змеиный серп (мамуси-гама) позволял отвлечь противника при помощи змеи и выгадать тем самым время для нанесения точного удара.

Кусаригама сочетает в себе качества колющего, режущего, метательного и ударно-дробящего оружия. Такая универсальность оплачивалась долгим и тяжелым обучением искусству владения этим необыкновенным серпом. Кусаригама-дзуцу входит в традиции японского боевого искусства владения холодным оружием – кобудо.

Кусаригама - японское оружие: как выглядит, обучение технике боя, использование в боевых условиях, история создания

При помощи кусаригама можно было комбинировать атаки ближнего и дальнего боя. Защититься от столь непредсказуемого двустороннего оружия было довольно непросто. Человек в совершенстве владеющий кусаригама мог успешно противостоять практически любому бойцу.

При помощи грузила можно было ошеломить, обезоружить, травмировать дезориентировать и даже обездвижить противника. Серп использовался для отражения атак, точечных ударов и добивания соперника. Иногда серп использовали для метания с последующим возвращением при помощи цепи.

Минусом данного оружия можно считать необходимость открытого пространства, в котором можно свободно раскачивать цепь с грузилом.

История возникновения кусаригама доподлинно никому не известна. По одной версии данное оружие появилось благодаря смекалке ниндзя, которые вынуждены были маскировать свое оружие под сельскохозяйственные инструменты.

Особенно правдиво данная версия выглядит на фоне того, что подобное оружие преимущественно использовалось в период Сэнгоку. То смутное время воюющих провинций было наполнено тайными убийствами, исполнение которых требовало повышенного уровня конспирации.

По другой версии боевой серп появился в среде крестьян, которые активно пользовались им в своей повседневной жизни.

Кусаригама - японское оружие: как выглядит, обучение технике боя, использование в боевых условиях, история создания

Одной из самых известных школ боевых искусств использующих кусари-кама является Иссин-рю. Предположительно основателем Иссин-рю быд самурай Нэн Ами Дзион, живший в XIV веке.

Однако, доподлинно известно, что современные техники школы были включены в программу обучения не позднее XVII века, при непосредственном участии мастера по имени Хараюки Уэмон Удзисада. Согласно легенде Нэн Ами Дзион увидел во сне божество с серпом в одной руке, и металлическим грузилом в другой руке.

Кусаригама школы Иссин-рю несколько отличается от остальных, нетипично длинной цепью (3,6м) и обоюдоострым лезвием серпа. 

Lis

Источник: https://steel-knife.ru/content/istoricheskaja-spravka-kusarigama/

寶祥会

Классическая Кусаригама

Иссин-рю (яп. 一心流) — древняя школа кусаригамадзюцу, классическое боевое искусство Японии, сформированное в XVII веке. Точное происхождение искусства Иссин-рю кусаригамадзюцу до сих пор остаётся загадкой.

Существует предположение, что оно было основано ещё в XIV веке самураем Нэн Ами Дзионом (яп. 念阿弥慈恩), однако достоверно известно, что современные техники школы были обобщены и включены в программу обучения не позднее 17-го века благодаря их унификации (тан’иссин (яп.

丹一心), отсюда и название) мастером по имени Хараюки Уэмон Удзисада (яп. 原志右衛門氏貞).

Техники, которые первоначально преподавались в данной рюха, включали бодзюцу, хобаку (торинава), торитэ, кусаригамадзюцу и сюрикэндзюцу. Наиболее известными являлись методы работы с кусаригама.
Кусаригама состоит из серпа кама (яп. 鎌), к которому с помощью цепи (кусари (яп.鎖)) крепится ударный груз (фундо).

Длина рукояти серпа может достигать 60 см, а длина лезвия серпа — до 20 см. Лезвие серпа перпендикулярно к рукояти, оно заточено с внутренней, вогнутой стороны и заканчивается остриём. Цепь крепится к другому концу рукояти, или же к обуху серпа. Её длина составляет около 2,5 м или меньше.

Согласно письменных традиций Иссин-рю, основатель школы, Нэн Ами Дзион, создал техники работы с кусаригама после того, как получил видение божественного существа с косой (кама) в одной руке и металлической цепью в другой.

Традиции Иссин-рю кусаригамадзюцу позднее были включены в школу Синто Мусо-рю её 24-м наследником, Сираиси Хандзиро Сигэаки, где и преподаются на сегодняшний день.

В отличие от кусаригама, используемых иными боевыми традициями, данное оружие в стиле Иссин-рю имеет несколько иной и необычный дизайн.

Так кусаригама Иссин-рю имеет нетрадиционно длинную цепь и прямой обоюдоострый клинок в отличие от большинства иных школ.

Древние документы, описывающие оружие, сообщают, что длина лезвия составляла около 30 — 31 сантиметр, а длина цепи — 3,6 метров. Ручка выполнена из древесины твёрдых пород и длина её равняется, примерно, 36 сантиметрам.

Древнее изображение техники работы кусаригама против синай

Техники кусаригама

Роль кусаригама в качестве оружия на поле боя является ограниченной, поскольку для работы с ним требуется открытое пространство, в котором можно раскачивать цепь и грузило.

Возможности эффективно применять данное оружие снижались из-за таких факторов, как наличие деревьев или высокой травы на местности, плотности людей на поле боя и тому подобного, что не позволяло полноценно и правильно применять кусаргиама.

Своё главное применение данное оружие нашло в мирное время, когда при его помощи могли проводить задержания правоохранительные органы или сражались на дуэлях на открытых пространствах.
По большей части техники Иссин-рю кусаригамадзюцу преподаются ученикам, достигших высокого уровня мастерства в Синто Мусо-рю дзёдо, хотя в целом это зависит от организации.

Современные практиканты Иссин-рю используют деревянную версию кусаригама для безопасности и уменьшения риска получения тяжелых травм. Цевье (гокэн) по-прежнему изготавливается из металла, однако цепь и грузик заменен верёвкой и кожаным мешочком. Кусаригама с металлическим лезвием (не заточенным) используется, в основном, для проведения демонстраций.

Ката

Современная система Иссин-рю кусаригамадзюцу состоит из 30 ката, разделённых на три части: омотэ, ура и окудэн. Техники омотэ и ура имеют одинаковые имена, но выполняются по-разному.

Омотэ и Ура
Исики (яп. 居敷);
Соэми (яп. 添身);
Хагаэси (яп. 羽返);
Муган (яп. 無眼);
Дзюмондзи (яп. 十文字);
Фурикоми (дзэн) (яп. 振込一文字);
Фурикоми (го) (яп. 振込十文字);
Исо но нами (яп. 磯之浪);
Тацуми но маки (яп. 巻落);
Мидокородзумэ (яп. 三所詰);
Укибунэ (яп. 浮船);

Содэгарамэ (яп. 袖搦).

Окудэн
Маэ (яп. 前);
Усиро (яп. 後);
Хидари (яп. 左);
Миги (яп. 右);
Яриай (дзё);

Яриай (гэ).

Источник: http://hoshokai.ru/2015/08/kratkaya-istoriya-issin-ryu/

Дзюдо и Ниппон Кэмпо

Корни дзюдо составляет стиль кито-рю (kito ryu)  дзюдзюцу (джиу джитсу). Перевод названия кито-рю  – «Школа подъема и падения».  Это старинная японская школа системы дзюдзюцу, возникшая в конце XVII  – начале XVIII века. Основы кито-рю включают 5 ката (косика – но ката). Впоследствии эти ката стал применять в обучении техники мастер Дзигоро Кано.

Концепция стиля кито-рю основана на двух старинных сочинениях  –  «Хонтай» и «Сико», автором которых считают  известного японского поэта и философа дзен-будийского монаха Такуана.

 Первоначально стиль кито-рю был универсальным боевым искусством и  включал приемы кэндзюцу(меч), йайдзюцу(явара), бодзюцу(палка), ёри кумиути(борьба без оружия) и кусаригама дзюцу(боевой серп).

К началу XVIII века кито-рю стал системой борьбы без оружия (куми-ути), который базировался на   принципе «ран» (свобода) или «ран о тори» (освободиться; в настоящие время «рандори»): победитель в бою должен был оставаться свободным и полностью контролировать противника – болевым, удушающим  приемом или таким жестким броском, после которого противник был бы выведен из строя.

Примечание: Кито-рю для своего времени в XVII-XVIII веке был также революционным стилем боевого искусства. К этому времени оружие могли носить только самураи, амуниция которых хорошо защищала от ударной техники типа каратэ. Наоборот, травмировать собственные кулаки или ноги о железные латы было очень легко. Поэтому победу с таким противником невооруженному человеку можно было одержать, только если войти с ним в близкий контакт, удержать, не дать воспользоваться своим оружием и вывести его из строя, сломав ему конечность, или воспользоваться удушающим приемом. На худой конец — свалить, бросить его на землю — одетому в тяжелые латы самураю подняться было нелегко. Кито-рю идеально подходило для такой борьбы. Однако к середине XIX века с распространением в Японии огнестрельного европейского оружия тяжелое защитное вооружение исчезло. Почти исчезли и сами самураи, поэтому популярность большинства таких стилей дзюдзюцу как кито-рю сильно упала и если бы не трансформировалась в дзюдо, то, возможно, растворилось бы в истории также, как и многие другие боевые искусства.

Читайте также:  Танк т-80: лёгкий, технические характеристики (ттх), сколько весит, расход топлива, максимальная скорость

Мастера кито-рю придавали большое значение духовному воспитанию мужества и стойкости учеников при овладении мастерства в свободных поединках «пустыми руками».  В одной из школ кито–рю  – дзикисин-рю,  впервые в истории философски обосновывалась техника борьбы без оружия – техника «пустой руки».

Возникновение дзюдо

Дзигоро Кано – основатель дзюдо

Старинные стили джиу-джитсу (дзюдзюцу) получили новый толчок благодаря немецкому доктору медицины Эрвину Белцу, работавшему в 1876-1905 году в Токийском университете и исследовавшему антропологию японцев, а также его младшему товарищу по рукопашному бою –   студенту этого же университета  – Кано Дзигоро.  Дзигоро изучал боевые искусства кито-рю и  тэнсин  синъё-рю. Сначала Эрвин Белц изучал искусство владения мечом кэндзюцу под руководством мастера Сакакибары, а затем брал уроки из боевых систем дзюдзюцу у мастера Тоцуки. Европеец Эрвин Белц, будучи врачом и обладая передовыми для того времени познаниями в спортивной медицине, изучая дзюдзюцу, обратил внимание на жесткость и даже жестокость боевых искусств, которые приводили к высокому травматизму обучаемых.  Пытаясь пропагандировать занятия рукопашным боем среди своих студентов, он заметил, что именно высокий травматизм мешал популярности дзюдзюцу .

Общаясь между собой, профессор Эрвин Белц  и студент Кано Дзигоро быстро нашли общий язык. Талантливый японец сразу же уловил суть достижений и методик западной спортивной медицины и перспективы идеи Белца, которая заключалась в  снижении травматизма на занятиях дзюдзюцу.

Кано решил изменить и смягчить  опасные техники старинных стилей , уменьшив таким образом жесткость проведения приемов, а значит и травматизм. Это дало возможность проводить безопасные свободные поединки между тренирующимися учениками.

Идея изменения подхода в преподавании техники будо и создание новой современной и прогрессивной школы дзюдзюцу овладела молодым и талантливым студентом Дзигоро Кано на всю жизнь.

 Боевое искусство дзюдзюцу, последователей которого на тот момент насчитывались всего  несколько тысяч человек во всей Японии,  получило второе дыхание.

Становление дзюдо

В 1882 году, в 22 года, Кано Дзигоро открыл собственную школу (додзё)  в Ситокае (Токио), назвав свое боевое искусство «дзюдо» (мягкий путь), чтобы отличить его от уже существовавшего жесткого дзюдзюцу. Поначалу додзё новой школы имело площадь всего в 12 татами, что составляло около 22 квадратных метров и не могло вмещать много учеников.

Школа называлась «Кодокан» («школа постижения Пути»). Мастер Кано пытался создать систему подготовки, в которой применялась бы не травмоопасная техника, позволяющая проводить свободные и безопасные схватки между бойцами.

  В то же время при относительной безопасности проведения приемов, в случае угрозы своей жизни обучаемый, используя большую амплитуду движений и силу,  мог нанести серьезный урон настоящему противнику. За основу духовного стержня новой школы Кано взял моральные заповеди самураев: «гири» – долг, «ги» – ритуал.

Пытаясь сохранить преемственность старых традиций и дать новое наполнение дзюдзюцу,  Дзигоро Кано  обучал учеников не только техникам (ваза) и физическим упражнениям, но и заботился о развитии духовного, нравственного уровня подопечных. Основной концепцией стиля  мастер Кано выбрал принцип гибкости духа, контролирующий грубую силу.

Нужно приспосабливать свою силу к силе противника, чтобы обратить его действия на пользу себе. Система (гокё), созданная Кано, содержит пять категорий, в каждой из которых используют восемь видов бросков – от простого к сложному.

Болевой контроль проводит мастер Дзигоро Кано

Движение в атаке дзюдо  имеет три непрерывающиеся фазы кудзуси+цукури+какэ:

  • Кудзуси – вывод противника из равновесия;
  • Цукури – подготовка к применению атакующего приема;
  • Какэ – проводится атакующий прием.

Основатель дзюдо Дзигоро Кано рассматривал созданное им боевое искусство вовсе не как набор отдельных приемов. Он подчеркивал всегда три принципа:

  • Дзю-но ри – принцип мягкости;
  • Сэйрёку дзэнрё – рациональное использование энергии;
  • Дзита кёэй – взаимная помощь и поддержка.

Секрет популярности дзюдо

Дзигоро Кано ввел в обучение выполнение 9 ката (систем упражнений).  Ката – это не только и не просто последовательные связки движений, которые используются в дзюдо. Cчитается, что Дзигоро Кано зашифровал в ката те самые опасные и жесткие приемы дзюдзюцу, которые приводили к травмам и даже смерти.

Использование «ката» в системе обучения позволило сохранить старые традиции школ дзюдзюцу, дало возможность передачи информации от мастера к ученикам.  Даже сейчас при современном развитие хай-тека: доступности фото, видео, интернет и компьютерных технологий, ничего не может заменить выполнение ката.  В конце XIX века введение «ката» в систему обучения было революционным прорывом.

Система «ката» позволила следить одному мастеру за чистотой выполнения техники большим количеством учеников одновременно.  Кано утверждал, что свободные поединки рандори  без практики ката не могут существовать. Ученики, не изучающие ката, никогда не поймут саму суть дзюдо.

В ката вырабатывается особый дух, чистый и спокойный,  а в свободных поединках  рандори  этот дух проверяется  –  насколько ученик готов сохранять чистоту и спокойствие перед угрозой. Это – два колеса одной телеги.

Болевой контроль в поединке Ниппон Кэмпо, заимствованный из дзюдо

Еще одним из революционных нововведений в системе обучения стало создание системы поощрения и квалификации учеников.

 Дзигоро Кано в 1886 году  вводит систему Кю и Данов, а позже и  цветных и черных поясов. Эта система набрала огромную популярность во всем мире, и до сих пор используется многими системами рукопашного боя, даже не являющимися японскими единоборствами.

Понятие «черный пояс» стало знаком  высшей оценки для любого бойца, занимающегося рукопашным боем.

Дзигоро Кано сумел соединить принцип спортивного состязания с техникой старинных традиционных школ борьбы. Это в свою очередь повлияло на массовую популярность системы. В 1908 году дзюдо стало обязательным предметом во всех японских средних школах.

Развитие дзюдо

Харай госи – классический бросок из дзюдо

Новый вид спортивного будо(единоборства) быстро снискал популярность. Уже в 1938 году насчитывалось 100 000 обладателей черных поясов и данов по дзюдо, причем это были уже не только японские спортсмены, но и представители других стран.

А, начиная с 1945 года, после оккупации Японии Соединенными Штатами , интерес к восточным единоборствам вспыхивает во всем мире.

Кроме самих американцев, которые занимаются дзюдо в самой Японии, множество японских мастеров разъезжаются по всему миру.

Среди них – Кавайси Микиносукэ, ученик Дзигоро Кано, мастер военной общественной организации Дай Ниппон Бутокукай, объединявшей все японские боевые искусства.

Примечание: В 1945 году общественная организация Дай Ниппон Бутокукай, одним из основателей которой был и Дзигоро Кано, и в которую наряду с другими боевыми искусствами входило дзюдо, была запрещена американской администрацией в рамках борьбы с японским милитаризмом.Микиносукэ Кавайси

К концу жизни Кавайси получил 7-й дан по дзюдо.  Микиносукэ Кавайси приписывают популяризацию системы цветных поясов в дзюдо.  Не-японцам очень сложно было поначалу понять сложную систему градации мастерства – систему кю и данов.

Цветные пояса делали эту систему простой и понятной,  а также вводили систему мотивации – каждый ученик стремился добиться следующего пояса.

Еще до войны открывший школы дзюдо в Великобритании и Франции, Микиносукэ смог в 1945 году  вернуться в Париж, а в 1947 году организовал первый в истории дзюдо Международный турнир.

Турнир проводился между двумя странами: Великобританией и Францией и носил имя своего организатора Kawaisi Cup.   В дзюдо Кавайси известен и своей системой(гокё) Кавайси, которая включает 40 основных бросков, 20 захватов, 30 удушающих приемов и 25 болевых контролей.

В июле 1951 года была создана Международная федерация дзюдо, которая поначалу объединяла только страны Европы и Аргентину(без Японии).  Япония, как и множество стран остальных четырех континентов вошли в Международную федерацию дзюдо уже после, в течении последующих 10 лет. В 1956 году состоялся Первый Чемпионат Мира в Токио, а в 1964 году дзюдо было включено  в программу Олимпийских игр.

Подсечка, бросок, взятый из дзюдо

Техника Дзюдо в Ниппон Кэмпо

Не обошлось и без влияния дзюдо на рукопашный бой Ниппон Кэмпо. Основатель стиля Ниппон Кэмпо мастер Саваяма Масару был обладателем степени 5 дана «шихан»(профессор) по дзюдо .

Примечание: Упоминаемый выше Микиносукэ Кавайси  имел в это же время — в середине 1930х годов  — только 4-й дан. Хотя слово только — это большая условность — это уже очень высокая степень.

Это сказалось и на самом  стиле Ниппон Кэмпо, который как губка впитывал и впитывает сейчас самые полезные и эффективные приемы. Фундамент бросковой техники и болевых контролей Саваяма взял из дзюдо.

Однако эти броски были им модернизированы под проведение техники в перчатках (куробу).  Второе заимствование –  в системе обучения Ниппон Кэмпо, также как и в дзюдо, существуют ката – системы упражнений, которые упрощают процесс обучения.

Третье заимствование – система цветных поясов в ранжированиии уровня подготовки обучаемых.

Шихан Хидео Дойа проводит классическое удержание

Нужно помнить, что дзюдо  – в первую очередь полноценное спортивное единоборство, и  хотя и имеет прямое родство с боевыми искусствами, но таковым в чистом виде не является.

Поэтому множество мастеров и учеников, желая научиться не только самозащите,  приходят в школы полноконтактного рукопашного боя Ниппон Кэмпо, имея степени в дзюдо.

И очень часто на турнирах и соревнованиях по Ниппон Кэмпо можно увидеть яркие и динамические броски, показывающие связь этих двух систем самозащиты.

Источник: https://nipponkempo.com.ua/article/obuchenie-dzyudo-v-kieve/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector