Миг-23: самолёт, истребитель, технические характеристики (ттх), боевое применение, вооружение, профиль крыла

МИГ-23: самолёт, истребитель, технические характеристики (ТТХ), боевое применение, вооружение, профиль крыла
Содержание
МИГ-23: самолёт, истребитель, технические характеристики (ТТХ), боевое применение, вооружение, профиль крыла МИГ-23: самолёт, истребитель, технические характеристики (ТТХ), боевое применение, вооружение, профиль крыла МИГ-23: самолёт, истребитель, технические характеристики (ТТХ), боевое применение, вооружение, профиль крыла МИГ-23: самолёт, истребитель, технические характеристики (ТТХ), боевое применение, вооружение, профиль крыла МИГ-23: самолёт, истребитель, технические характеристики (ТТХ), боевое применение, вооружение, профиль крыла МИГ-23: самолёт, истребитель, технические характеристики (ТТХ), боевое применение, вооружение, профиль крыла

Описание самолета

История создания самолета МиГ-23 берет начало в первой половине 60-х годов, когда ОКБ А.И.Микояна приступило к разработке истребителя для замены МиГ-21.

Для улучшения взлетно-посадочных характеристик самолета на новом истребителе было решено установить крыло с изменяемой геометрией (консоли изменяют угол в пределах 16-72 градуса).

Первый полет опытный МиГ совершил 26 мая 1967 года, а первый серийный МиГ-23С поднялся в воздух в мае 1969 года.

Серийное производство нового истребителя велось на московском заводе «Знамя Труда».

Необходимость дальнейшего совершенствования бортового радиоэлектронного оборудования и вооружения, а также улучшение маневренных характеристик потребовало коренного улучшения самолета.

Модернизированный МиГ-23М оснащался новым двигателем, оборудованием, подвесным подфюзеляжным топливным баком и крылом с увеличенной площадью и улучшенной аэродинамикой.

Требования дальнейшего увеличения маневренности, вызванные появлением в США истребителей четвертого поколения, привели к созданию в 1974 году облегченного истребителя МиГ-23 МЛ. Самолет получил усовершенствованное оборудование, более мощный двигатель.

Были внесены изменения в конструкцию планера — укорочен форкиль и фюзеляж. Самолет серийно выпускался, для советских ВВС с 1976 по 1981 гг., а на экспорт до 1985 года. На базе МиГ-23МЛ был создан перехватчик ПВО МиГ-23П с другим комплектом оборудования.

В конце 70-х годов началось производство последней и самой совершенной модификации -МиГ-23МЛД.

Доработки касались в первую очередь конструкции фюзеляжа и были призваны улучшить характеристики устойчивости самолета на больших углах атаки. Истребитель оснащался усовершенствованной РЛС, способной сопровождать до 6 целей одновременно.

Для защиты от переносных зенитно-ракетных комплексов на неподвижных частях крыла установили блоки контейнеры с инфракрасными ловушками.

Истребитель МиГ-23МЛД широко применялся в Афганистане, где помимо задач обороны от возможных действий ВВС Пакистана, использовался для нанесения ударов по наземным целям, причем потери от огня зенитных средств были минимальные: благодаря высокой тяговооруженности МиГ-23 резко набирал высоту и быстро выходил из зоны поражения.

Несколько сот Миг-23С до сих пор служат в вооруженных силах России, заменяя Су-9, Су-11 и Як-28П . Ракеты, укреплены на среднем пилоне, пилонах под воздухозаборниками и основаниями крыльев.

Для зарубежных заказчиков производилась упрощенная модификация Миг-23 с такой же высокоскоростной конструкцией планера и системами Миг-23С, но без радара.

Третья модификация — двухместный тандем Миг-23У, используемый в учебных целях.

  • В состав оборудования входят :
  • — РЛС «Сапфир-21″ (МиГ-23С и МиГ-23МС),
  • — импульсно-доплеровская РЛС «Сапфир-23Д» (МиГ-23М и МиГ-23МФ, дальность обнаружения воздушной цели класса МиГ-21 — 55 км, дальность захвата 35 км), «Сапфир-23МЛ» (Ми Г-23МЛ, дальность обнаружения воздушной цели 85 км, дальность захвата 55 км) или «Сапфир-23МЛА» (МиГ-23МЛА);
  • — теплопеленгатор ТП-23, ТП-23-1, ТИ-23М (МиГ-23МЛ, дальность обнаружения воздушной цели в задней полусфере до 35 км) или ТП-26 (60 км);
  • — станция наведения УР класса воздух — поверхность «Дельта-Н» (МиГ-23С или «Дельта-НГ»;
  • система «Лазурь-С» (МиГ-23С), «Лазурь-СМ» (МиГ-23М) или «Лазурь-СМЛ» (МиГ-23МЛ), обеспечивающая автоматическое наведение самолета с использованием наземной системы управления «Воздух»;
  • — ИЛС АСП-ПФ (МиГ-23С), АСП-23Л (МиГ-23Л) или АСП-17МЛ (МиГ-23МЛ);
  • — радиостанция Р-832М или Р-862 (МиГ-23МЛА);
  • — аварийная радиостанция Р-855УМ;
  • — навигационная система «Полет-1Л-23″ (МиГ-23С, МиГ-23М) или «Полет-2Л-23″ (МиГ-23МЛ);
  • — автоматический радиокомпас АРК-10 или АРК-15М;
  • — маркерный радиоприемник МРП-56П;
  • — радиовысотомер РВ-УМ (МиГ-23С) или РВ-4;
  • — самолетная аппаратура радиотехнической системы ближней навигации РСБН-6С;
  • — ответчик СО-69;
  • — система предупреждения и оповещения СЗМ;
  • — система постановки активных радиолокационных помех «Репер» Н;
  • — автоматическая система управления САУ-23А (МиГ-23С, МиГ-23М), САУ-23АМ;
  • — система ограничительных сигналов СОС-3-4 (МиГ-23МЛД).
  • Самолеты МиГ-23 поздних серий оснащены контейнерами с ИК ложными целями (расположены над неподвижной частью крыла) .
  • Самолеты МиГ-23 различных модификаций поставлялись ВВС и войскам ПВО СССР, ВВС Афганистана, Алжира, Анголы, Болгарии, Кубы, Чехословакии, Германии, Египта, Ливии, Венгрии, Ирака, Индии, КНДР, Эфиопии, Южного Йемена, Польши, Сирии, Вьетнама.
  • Серийное производство прекращено в начале 1980-х годов.
  • Тактико-технические характеристики

Год принятия на вооружение — 1969 г.
Размах крыла — 7,8 / 14,0 м.
Длина самолета — 16,7м.
Высота — 5,77 м.
Площадь крыла, кв.м. — 37,35 при 16°; — 35,50 при 45°; — 34,16 при 72°.
Масса пустого — 10850 кг.
Взлетная масса — 14700 кг.
Максимальная взлетная масса — 17800 кг.
Тип двигателя — ТРДФ Р-35-300.

Максимальная тяга, кН/кгс:
— бесфорсажная — 2х84,0/2х8550;
— форсажная — 2х124,5-127,5/2х12700-13000.
Максимальная скорость, км/ч:
— у земли — 1350;
приуглестреловидности 16° — 940(М=0,8);
— на большой высоте — 2500 (М=2,35).
Посадочная скорость — 240 км/ч.
Практический потолок — 18500 м.

Практическая дальность, км:
— без ПТБ — 1950;
— с ПТБ (3х800 л) — 2820.
Длина разбега — 500 м.
Длина пробега — 750 м.

Максимальная эксплуатационная перегрузка — 8,5 при полном ракетном вооружении и М=0,85 — 4,0

Вооружение

пушка ГШ-23Л (23 мм, 3200 выстр./мин.

боекомплект 260 патронов), УР средней дальности Р-23Р и Р-24Р с радиолокационной полуактивной системой наведения, а также Р-23Т и Р-24Т с ТГС на двух подкрыльевых узлах внешней подвески и до четырех УР ближнего боя Р-60 и Р-60М на двух подфюзеляжных узлах. Для поражения наземных целей применяются УР Х-23 с наведением по лучу, НАР и свободнопадающие бомбы общей массой до 2000 кг.

Модификации

МиГ-23С — первый серийный истребитель модели МиГ-23. Первый полет самолет совершил 21 мая 1969 г. Оснащение: ТРДФ Р-27Ф-300, РЛС РП-22, теплопеленгатор, радиокомпас АРК-10 и аппаратура приводной системы АСП-ПФ.

Выпускался в 1969-1970 гг. в г. Москве на ММЗ «Знамя труда» (в настоящее время МНПО им. Дементьева).

МиГ-23УБ — учебно-боевой самолет «Спарка». Выпускался в 1970-1978 гг. в Иркутске.

МиГ-23М — самолет с крылом увеличенной площади и усовершенствованной аэродинамикой.

Вооружение истребителя, имевшего усовершенствованную РЛС «Сапфир-23Д», позволяло сопровождать цели на фоне земли, теплопеленгатор ТП-23 и оптический коллиматорный прицел АСП-23Д позволили применять УР средней дальности Р-23Р (радиолокационная полуактивная система наведения) и Р-23Т (И К самонаведение), а также УР с ИК самонаведением малой дальности К-13М.

МиГ-23МС и МиГ-23М с упрощенной бортовой радиоэлектроникой и вооружением в 1973 году предназначались для поставок на экспорт.

МиГ-23М и МиГ-23МФ — второй экспортный вариант самолета (1977 г.) имел более мощную РЛС.

МиГ-23МЛ — начал выпускаться с 1974 г. Самолет имел усовершенствованную автоматическую систему управления, РЛС «Сапфир-23МЛ», теплопеленгатор ТП-23М, систему опознавания «свой-чужой» СРО-2М и индикатор на лобовом стекле ИЛС АСП-17МЛ. МиГ-23П — облегченный перехватчик для войск ПВО, способный вести борьбу с низколетящими целями. Начал выпускаться с 1977 года.

МиГ-23МЛД — наиболее совершенная модификация в семействе МиГ-23. Самолет имел оптимальную компоновку, обеспечивающую существенное улучшение маневренности при минимальной модификации планера.

РЛС истребителя способна обнаруживать и сопровождать до шести воздушных целей. Для защиты на малых высотах от ПЗРК и УР с ИК системами самонаведения на неподвижных частях крыла установили блоки контейнеров с ИК ловушками.

Вооружение:УР Р-24Р, Р-24Т, а в дальнейшем устанавливались высокоманевренные ракеты ближнего боя Р-73 с ИК системой самонаведения.

Боевое применение

Первое крупное столкновение с участием МиГ-23 состоялось 19 сентября 1979г., когда сирийские МиГ-23МС атаковали над Ливаном израильский разведчик Макдоннел-Дуглас RF-4 Фантом II, однако не достигли успеха. В июне 1982г. началось вторжение Израиля в Ливан. В небе долины р.

Бекаа завязались ожесточенные бои между сирийской и израильской авиацией, кульминацией которых явилось воздушное сражение 10 июня. В бой было вовлечено 350 самолетов с обеих сторон. Сирийцы потеряли 22 истребителя (в том числе 4 МиГ-23МФ и 8 МиГ-23МС). Потери израильской авиации составили 10 истребителей.

В целом ВВС Сирии с 6 по И июня, когда было заключено соглашение о прекращении огня, сбили в воздушных боях 23 и потеряли 47 самолетов.

Двукратный перевес в сбитых самолетах объяснялся не только техническим превосходством F-15 над МиГ-23 первых модификаций, но и широкое использование Израилем самолетов ДРЛО и РЭБ, а также лучше отработанной тактикой боевого применения истребительной авиации.

В боях над Ливаном летом 1982г. были продемонстрированы как сильные, так и слабые стороны МиГ-23.

К первым относились высокие скоростные и разгонные характеристики, дававшие МиГу возможность выполнять стремительную атаку и выходить из боя с высокой скоростью, переложив крыло на максимальный угол стреловидности, а также способность к относительно длительному полету на малой высоте со сложенным крылом.

Слабыми сторонами МиГ-23МС и МиГ-23МФ явилась недостаточная маневренность по сравнению с F-15A, худшие характеристики бортовой РЛС и ракетного вооружения, плохой обзор из кабины. В конце 1982г.

в Сирию прибыла партия из 50 усовершенствованных МиГ-23МЛ, что способствовало изменению качественного соотношения сил в воздухе в пользу Сирии. В декабре 1982г. начался «второй раунд» воздушных боев между сирийской и израильской авиацией. На этот раз успех сопутствовал сирийцам: их МиГ-23МЛ сбили три израильских F-15 и один F-4, не понеся при этом потерь.

Другим театром военных действий, на котором широко применялись МиГ-23, была Ангола. В 1985г. в эту страну было направлено 50 МиГ-23МФ, пилотируемых кубинцами. Самолеты немедленно были переброшены на юг страны, где вступили в боевые действия с авиацией Южно-Африканской Республики.

Их основными противниками в воздухе стали истребители Дассо-Бреге Мираж F.1С и Мираж III. Несколько самолетов этих типов были уничтожены ангольскими и кубинскими истребителями МиГ-23, вооруженными УР Р-60.

Ангольско-кубинские ВВС сумели завоевать и удержать господство в воздухе над южными районами страны.

В 1979г. советские вооруженные силы были введены в Афганистан. В составе частей ВВС, направленных в эту страну, находились и истребители МиГ-23, разместившиеся на аэродроме Кабул, а несколько позже — в Баграме.

Помимо задач обороны от возможных действий ВВС Пакистана, МиГ-23МЛД широко использовались для нанесения ударов по наземным целям, причем потери от огня зенитных средств противника были минимальными: благодаря высокой тяговооруженности МиГ-23 резко набирали высоту после взлета и быстро выходили из зоны поражения ПЗРК, с которыми «душманы» подкарауливали свою добычу вблизи аэродромов. Кроме того, успешному применению МиГ-23 в условиях высокогорья способствовали хорошие взлетно-посадочные характеристики этой машины. В воздушном бою советские МиГ-23МЛД сбили один пакистанский истребитель F-16A. В то же время пакистанским истребителям удалось уничтожить два МиГ-23 ВВС Афганистана.

МиГ-23МФ и МиГ-23МС активно использовались Ираком в войне с Ираном в 1980-1988гг. Самолеты привлекались для завоевания господства в воздухе и перехвата иранских самолетов, а также для нанесения ударов по наземным целям. 4 января 1989г.

произошло боевое столкновение двух ливийских МиГ-23МС, выполняющих, по утверждению ливийского командования, обычный тренировочный полет над нейтральными водами Средиземного моря, с американским воздушным патрулем — двумя F-14A Томкэт с авианосца Джон Кеннеди.

По сообщению американцев, Томкэты обнаружили ливийскую пару при помощи бортовых РЛС на удалении более 130 км. МиГи летели на высоте 10 000 м со скоростью 800 км/ч. Американцы сочли действия ливийской стороны угрожающими и сбили их.

Последней войной, в которой участвовали МиГ-23, явились бои 1991г. в Персидском заливе. К началу боевых действий Ирак располагал самолетами МиГ-23МФ и МиГ-23МС, которым предстояло померяться силами с новейшими западными истребителями, в частности, Макдоннел-Дуглас F-15C последних серий.

Всего в ходе войны истребители США (по западным данным) сбили шесть самолетов МиГ-23 (все — самолетами F-15C). Сообщений о победах МиГ-23 в этой войне на Западе не публиковалось, однако, по арабским источникам, МиГ-23МФ сбили, как минимум, один F-16, применив УР Р-23 на встречных курсах.

Читайте также:  Танк т-90: вес, тактико технические характеристики (ттх), толщина брони, транспортировка, экипаж, расход топлива

В начало !!!   

Источник: http://www.combatavia.info/index1mig23.html

Истребитель МиГ-23 (СССР)

МИГ-23: самолёт, истребитель, технические характеристики (ТТХ), боевое применение, вооружение, профиль крылаИстребитель МиГ-23 (код НАТО — «Flogger») предназначен для уничтожения воздушных целей днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях, в том числе на фоне земли и в радиоконтрастной облачности, в условиях активных и пассивных помех, а также для поражения наземных объектов неуправляемыми и управляемыми средствами поражения в условиях визуальной видимости целей. Первый полет истребитель, созданный в ОКБ им. А.И. Микояна, совершил 10 апреля 1967 г. под названием Е-231. В августе 1967 г. самолет был показан на воздушном параде в Домодедово. На базе созданного самолета разработаны следующие модификации. 

МиГ-23С — фронтовой истребитель, первый серийный самолет. Оснащен двигателем ТРДФ Р-27Ф-300, РЛС РП-22, теплопеленгатором ТП-23, радиокомпасом АРК-10 и аппаратурой приводной системы АСП-ПФ.

МиГ-23Б — истребитель-бомбардировщик.

МиГ-23М — фронтовой истребитель. Модернизация МиГ-23С. Оснащен крылом, как у МиГ-23УБ, новым двигателем, РЛС «Сапфир-23Д», теплопеленгатором ТП-23, оптическим коллиматорным прицелом АСП-23Д и дополнительным встроенным топливным баком. В состав вооружения входили: УР Р-23Р, Р-23Т, К-13М, (позднее) Р-60 и Р-60М. Х-23, НАР и бомбы калибра до 500 кг.

МиГ-23УБ — двухместный учебно-боевой самолет. Предназначен для обучения и тренировки летного состава пилотированию, перехвату воздушных целей и боевым действиям по наземным целям в диапазоне высот и скоростей полета боевых самолетов МиГ-23. Самолет может выполнять также отдельные боевые задачи самостоятельно и в составе группы самолетов МиГ-23.

Двухместный учебно-боевой самолет МиГ-23УБ создан в 1970 г. на базе боевого самолета МиГ-23С. От боевого самолета отличается наличием двухместной кабины и уменьшенным запасом топлива на борту.

По конструкции, компоновке кабины обучаемого летчика, силовой установке и ее характеристикам, объему и методам решаемых прицельных и навигационных задач, летным характеристикам, эксплуатационной технологичности, по средствам контроля и наземного обслуживания учебно-боевой самолет соответствует боевому самолету МиГ-23С. Модернизировано крыло — увеличена хорда и на передней кромке подвижной части установлен вихреобразующий «клык».

В двухместной кабине размещаются: в первой — обучаемый летчик, в задней — летчик-инструктор.

Из обеих кабин обеспечено управление самолетом и двигателем, а также пилотажно-навигационным оборудованием, вооружением, средствами связи и системами внутрикабинной сигнализации.

В кабине летчика-инструктора имеются пульты имитации отказов основных систем самолета, двигателя и РЛПК, а также имитации пусков ракет.

  • Учебно-боевой самолет МиГ-23УБ с прицельно-навигационным комплексом, системой управляемого и неуправляемого вооружения способен решать следующие задачи: обучение и тренировка летного состава по применению РЛПК при перехвате воздушных целей с имитацией применения ракет: перехват воздушных целей из передней и задней полусфер; ведение ближнего маневренного воздушного боя; поражение площадных и малоразмерных наземных целей.
  • МиГ-23УМ — двухместный учебно-боевой самолет.
  • МиГ-23БМ — истребитель-бомбардировщик.

МиГ-23БН — истребитель-бомбардировщик. Предназначен для поражения подвижных и неподвижных наземных целей (в том числе малоразмерных и высокопрочных) с предельно малых, малых и средних высот в условиях визуальной видимости, а также для уничтожения воздушных целей с помощью стрелково-пушечной установки.

МиГ-23БН был разработан в 1970 г. в ОКБ им. А.И. Микояна на базе истребителя МиГ-23М. Отличается от базовой машины скошенной вниз носовой частью фюзеляжа, увеличенной поверхностью остекления фонаря кабины, наличием по бортам кабины броневых листов. Увеличенный размер колес шасси позволяет действовать с грунтовых ВПП.

В итоге дальнейшей модернизации был создан вариант МиГ-23БМ, оснащенный прицельно-навигационным комплексом ПрНК-23 и лазерным дальномером «Клен», и МиГ-23БК, на котором аналоговый вычислитель ПрНК-23 заменен цифровым, обеспечивающим более широкие возможности по атаке со сложных видов маневра, а также могут подвешиваться контейнеры с разведывательным оборудованием и системой управления противорадиолокационными УР «Вьюга».

МиГ-23БН оснащен лазерным дальномером «Фон», прицельной системой «Сокол-23С», навигационнои системой КН-23, станцией наведения УР класса «воздух-поверхность» «Дельта-Н» или «Дельта-НГ», оптическим прицелом С-17ВГ-1, бомбардировочным прицелом РБК-3, инерциальной навигационной системой КН-23, в состав которой входят: доплеровская РЛС ДИСС-7 и БЦВМ В-144, система автоматического управления САУ-23Б, радиовысотомер РВ-5Р, оптический визир, радиостанции Р-802Г, Р-832М и Р-855УМ, система речевых сообщений РИ-65Б, автоматический радиокомпас АРК-15М, маркерный приемник МРП-56П (А-611), самолетный ответчик СОД-57, станция предупреждения о радиолокационном облучении СЗМ.

На самолете установлен вариант двигателя Р-29Б-300 с тягой на форсаже 11500 кгс. Пилоны внешней подвески на самолете МиГ-23БН смещены с фюзеляжа на нижние поверхности воздухозаборников.

Для действия по наземным целям в состав комплекса ракетного вооружения входят: две УР Х-23 или Х-25МР, управляемые по лучу при помощи станции наведения «Дельта-НГ» (смонтирована над левой неподвижной частью крыла), а также до четырех блоков НАР УБ-32А с ракетами С-5 (калибр 57 мм) или четыре блока Б-8М (двадцать НАР С-8, калибр 80 мм).

Бомбовая нагрузка составляет 2000 кг. Это позволяет брать на борт до 18 бомб массой 50-100 кг, 8 — по 250 кг или 4 — по 500 кг.

Возможна подвеска бомбовых кассет РБК-250, бетонобойных бомб, баков с напалмом. Имеется встроенная пушка ГШ-23Л (калибр 23 мм, боезапас 200 патронов).

Допускается подвеска под крылом двух пушечных контейнеров УПК-23-250 с пушкой ГШ-23 (калибр 23 мм. боезапас 250 патронов).

МиГ-23БН по эффективности поражения наземных целей превосходит МиГ-23М в 1,5 раза.

Состоял на вооружении ВВС СССР и поставлялся для ВВС Афганистана, Алжира, Анголы, Болгарии, Венгрии, Египта, Германии, Ирака, Индии, Кубы, Ливии, Нигерии, Чехословакии, КНДР. Эфиопии. Южного Йемена, Сирии и Судана.

Широко применялся в боевых действиях в Анголе, Ливане (1982 г.), а также в ходе ирано-иракской войны. Серийное производство прекращено в конце 70-х годов.

  1. МиГ-23МС — экспортный вариант МиГ-23М с упрощенным БРЭО (в частности, РЛС «Сапфир-21») и вооружением.
  2. МиГ-23БК — истребитель-бомбардировщик в раз-ведывательно-ударном варианте.
  3. МиГ-23МФ — экспортный вариант МиГ-23М с РЛС РП-23.

МиГ-23МЛ — облегченный многоцелевой истребитель. Оснащен усовершенствованной системой автоматизированного управления, РЛС «Сапфир-23МЛ, теплопеленгатором ТП-23М, системой опознавания «свой-чужой» СРО-2М ИЛС АСП-17МЛ.

Установлен двигатель Р-35-300 с тягой 8550/13000 кгс. Укорочен фюзеляж и форкиль, передняя стойка шасси была усилена, модернизирован предкрылок, узлы внешней подвески перенесены на фюзеляж, убран один из фюзеляжных топливных баков.

МиГ-23МЛА — перехватчик ПВО.

МиГ-23П — облегченный перехватчик, вариант МиГ-23МЛ.

МиГ-23МЛД — многоцелевой истребитель.

Модернизировано крыло — установлен второй «клык», на приемнике воздушного давления (ПВД) установлены генераторы вихрей в виде небольшой пластины с острыми кромками, усовершенствован отклоняемый носок крыла.

Оснащен новой РЛС, способной одновременно сопровождать до шести целей, АСУ с земли и системой предотвращения сваливания СОС-3-4. На вооружение МиГ-23МЛД поступили УР Р-24Р, Р-24Т и (позднее) Р-73.

Базовый истребитель МиГ-23 выполнен по схеме высокоплана с крылом изменяемой геометрии. Максимальный угол стреловидности — 72°, средний — 45°, минимальный — 16°. Консоли крыла крепятся с помощью узлов поворота к центроплану вблизи фюзеляжа, чем обеспечивается наибольший эффект изменения стреловидности (поворачивается практически все крыло, а не его часть).

На подвижной части крыла расположен пилон для подвески вооружения, который при изменении угла подвижного крыла остается параллельным фюзеляжу (всегда ориентирован по встречному потоку).

Вертикальное оперение большой площади с удлиненным форкилем. Подфюзеляжный киль, служащий для повышения путевой устойчивости, складывается при взлете и посадке.

В нижней части киля, под рулем на правления, расположен контейнер тормозного парашюта.

Кабина пилота оборудована катапультным креслом, которое дает возможность покидать самолет во всем диапазоне высот и скоростей его применения. Фонарь кабины вписан в обводы фюзеляжа, открывается назад и вперед. На фонаре смонтирован перископ обзора задней полусферы.

На самолете применено трехстоечное шасси с широкими пневматиками низкого давления (передняя стойка со спаренными колесами, главная — с одинарными). Шасси позволяет эксплуатировать самолет с грунтовых аэродромов.

На МиГ-23 в зависимости от модификации ставились следующие типы двигателей: Р-27Ф2-300 (1×10200 кгс, МиГ-23С), Р-29-300 (1×12500 кгс, МиГ-23М), Р-35Ф-ЭМ (1×13100 кгс. МиГ-23МЛ. МиГ-23МЛД). Возможна подвеска стартовых твердотопливных ускорителей.

Бортовое оборудование МиГ-23М (МиГ-23МЛ) включает: БРЛС «Сапфир-23Д» («Сапфир-23МЛ»), которая обеспечивает всеракурсный поиск, обнаружение, опознавание и сопровождение воздушных целей: прицеливание, подготовку ракет к пуску и подсвет целей для применения УР с радиолокационной ГСН (дальность обнаружения целей типа истребитель составляет 35 (55) км, зона обзора по азимуту — до 30°); теплопеленгатор ТП-23М, обеспечивающий скрытый поиск, обнаружение на дальности 35 (60) км и сопровождение воздушных целей при атаках в заднюю полусферу, управление антенной РЛС; прицеливание при пусках ракет с тепловой ГСН с дальностей до цели 19 и 30 км; авиационный стрелковый прицел АСП-23Л (АСП-17МЛ), обеспечивающий прицеливание по визуально видимым наземным и воздушным целям, а также целеуказание ракетам ближнего воздушного боя.

Пилотажно-навигационные средства обеспечивают: директорное и автоматическое управление траекторией при полете по заданному маршруту, возврате на аэродром, выполнении предпосадочного маневра: ручное управление самолетом с демпфированием колебаний по курсу, крену, тангажу, стабилизацию заданного углового положения; приведение самолета к горизонту из любого положения; прием команд наведения; связь, госопознавание; автоматический увод с опасной высоты. Кроме того, станция предупреждения об облучении СПО-15 выдает летчику информацию о направлении на радиоизлучающую цель или атакующий истребитель противника.

Все вооружение и подвесные баки (до трех) размещаются на пяти внешних узлах подвески.

Комплекс вооружения самолета включает: УР класса «воздух-воздух» Р-23, Р-24, Р-60, Р-73 с радиолокационными и тепловыми ГСН (позволяют уничтожать воздушные цели в любых условиях под любым ракурсом с передней и задней полусфер на высотах от земли до 25 км), УР класса «воздух-поверхность» типа Х-23 (радиокомандная система наведения «Дельта» размещена в контейнере), НАР С-5, С-8 и С-24, авиабомбы свободного падения массой до 500 кг и общей массой до 2000 кг. В перегрузочном варианте масса боевой нагрузки для МиГ-23МЛД может достигать 4500 кг.

Имеется встроенная авиационная двуствольная пушка ГШ-23 калибра 23 мм (скорострельность 3000-3400 выстр./мин, боезапас 200 патронов) для уничтожения воздушных и наземных целей.

МиГ-23 использовался почти во всех арабо-израильских войнах, в Эфиопии, в Анголе против южноафриканских «Миражей», в Афганистане. Например, ВВС Сирии, применив в Ливане в одном из воздушных боев несколько МиГ-23МЛД, сбили три F-15 и один F-4, не потеряв при этом ни одного своего самолета.

  • МиГ-23 состоит на вооружении многих зарубежных стран, таких как Алжир, Ангола, Болгария, Венгрия, Вьетнам, Германия, Египет, Индия, Ирак, Йемен, Китай, Куба, Ливия, Польша, Северная Корея, Сирия, Судан, Чехия и Словакия.
  • ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МиГ-23МЭкипаж, чел. 1 Скорость, км/ч:максимальная на высоте около 10 км 2445максимальная на высоте до 3 км 1350Практический потолок, м 17500Дальность перегоночная, км 2800 Масса, кг:максимальная взлетная 20670нормальная взлетная 15750пустого самолета 11000Максимальная боевая нагрузка, кг 4500 Длина разбега (при нормальной взлетной массе), м 500 Длина пробега (при нормальной посадочной массе), м 750 Габариты самолета, м:размах крыла 7,8/14,0длина (без ПВД/с ПВД) 15,75/16,7
  • высота 5,77 Двигатель, кгс: ТРДФ Р-29-300  8300/12500

Источник: http://www.dogswar.ru/voennaia-aviaciia/samolety/767-istrebitel-mig-23-r.html

МиГ-23М

Дальнейшим истребителем стал самолет варианта «М» (изделие «23-11М»), ставшийся самым массовым в семействе МиГ-23.

Главными внешними его отличиями от МиГ-23С стали крыло увеличенной площади с характерными «клыками» на консолях и отклоняемыми носками, синхронизированными с закрылками, и оживальная форма обтекателя РЛС.

Читайте также:  Карабин вепрь 308 супер: технические характеристики, как пристрелять, прицел и стрельба

Вдоль всего размаха поворотных консолей несущей поверхности располагался топливный бак кессон.

Увеличение площади несущей поверхности позволило не только улучшить взлетно-посадочные данные по сравнению с МиГ-23С, но и улучшить его маневренные характеристики.

Двигатель заменили более мощным Р29-300. Поскольку этот двигатель отличался более высоким расходом топлива, то в фюзеляже изыскали место для четвертого топливного бака. Обновили и состав оборудования.

Самолет наконец-то получил РЛС «Сапфир-23Д» (РП-23), антенну которого спрятали под оживальным радиопрозрачным обтекателем, а для стрельбы из пушек использовался АСП-23Д с аналоговым вычислителем.

На самолете семейства МиГ-23, впервые установили теплопеленгатор ТП-23, разместив его датчик под носовой частью фюзеляжа. Кроме этого усовершенствовали автоматизированную систему управления самолетом.

Вооружение самолета включало 23-мм пушку ГШ-23Л, две УР средней дальности Р-23Р (с радиолокационной ГСН) или Р-23Т с тепловой ГСН, до четырех ракет малой дальности Р-3С, Р-3Р или К-13М (впоследствии Р-60), ракет класса «воздух – поверхность» Х-23М, НАР С-5 (включая противоаэростатные в блоках УБ-16), С-8 и С-24, свободнопадающие бомбы, разовые бомбовые кассеты и баки с зажигательной смесью весом до 500 кг.

Первый полет МиГ-23М (с весовым эквивалентом РЛС «Сапфир-23Л), пилотируемого Федотовым состоялся в июне 1972 года. Вооружение самолета впервые проверили летчики П.М. Остапенко и М.М. Комаров, выполнив в общей сложности 16 пусков ракет К-23 и К-13.

28 апреля 1973 года потеряли первый МиГ-23М. В тот день А.В. Федотову предстояло исследовать поведение машины после ее ввода в штопор, но вывести самолет из этой «фигуры» не удалось и пришлось прибегнуть к «услугам» катапульты. Это было первое катапультирование летчика-испытателя А.В. Федотова. В третий раз он был вынужден покинуть горящий МиГ-23УБ 21 июля 1983 г.

Но и третий вариант МиГ-23 ничего хорошего для военных специалистов не сулила. Самолет, несмотря на внедренные новшества, оставался для них «головной болью».

Таковы были традиции советского авиапрома – сдавать заказчику «сырую» боевую технику, доводка которой полностью ложилась на их плечи.

Но, говоря о недостатках промышленности, не стоит упускать из виду и недостаточную квалификацию как технического, так и летного состава, поскольку МиГ-23М по сравнению с самолетами предыдущего поколения был насыщен более сложным электронным оборудованием и вооружением.

Тем не менее постановлением правительства от 9 января 1974 года МиГ-23М был принят на вооружении. Темпы его изготовления МиГ-23М возрастали. В 1973 году автору довелось в течение нескольких месяцев работать в Липецком ЦБПиПЛС, где базировался полк МиГ-23М.

Запомнились высказывания техников, сетовавших на сложность эксплуатации, а летчиков – на сильно дымивший двигатель, делавшей самолет хорошо видимым на расстоянии свыше пяти километров.

В августе того же года во время ночных полетов там потерпел катастрофу МиГ-23М, самолет упал в болото, откуда удалось извлечь лишь несколько фрагментов машины. Летчик так и не воспользовался средством аварийного спасения.

Причину трагедии так и не установили, но предположили, что в полете произошло столкновение с перелетными птицами (гусями), мигрировавшими на юг.

Несмотря на все трудности, как в промышленности, так и в вооруженных силах, производство МиГ-23М наращивалось, самолет начал постепенно вытеснять ранние варианты МиГ-21.

За рубежом к тому времени самыми передовыми самолетами, из числа состоявших на вооружении, считались американский двухдвигательный F-4E «Фантом II» фирмы «Макдоннел Дуглас» и французский «Мираж F.1» компании «Дассо».

Прежде чем сравнивать основные летные данные зарубежных машин с нашим «МиГом» следует отметить, что более тяжелый «Фантом II», ставший главным «героем» войны во Вьетнаме, был значительно дороже отечественной машины. К тому же он был двухместным. Однако более высокая удельная нагрузка на крыло и меньшая тяговооруженность ухудшали маневренные и разгонные характеристики МиГ-23М.

При нормальном полетном весе удельная нагрузка на крыло у МиГ-23М в зависимости от его стреловидности изменялась от 421 до 460 кг/ м2 и была самой высокой среди истребителей, отмеченных выше.

Что касается тяговооруженности, то и по этому параметру он был не на высоте, поскольку ему уступал лишь французский «Мираж» F.1. Исходя из сказанного маневренность МиГ-23М, как в горизонтальной, так вертикальной плоскости должна быть хуже, чем у F-4E.

Что касается «Миража», то в горизонтальной плоскости он был на равных, а в вертикальной – имел явное превосходство практически во всем диапазоне скоростей и высот полета.

Несмотря на это, воздушный бой га близких дистанциях с «Миражом» выгоднее было вести на вертикалях: легче догнать и проще оторваться. Безусловно, неплохо бы сравнить и угловые скорости крена этих самолетов, но в распоряжении автора достоверные сведения отсутствовали.

Как видите, картина далеко не радужная. Поэтому следует рассмотреть возможности бортовых прицельных комплексов и параметры управляемых ракет, входивших в состав вооружения истребителей, и дать правильную оценку.

Судя по опубликованным данным, прицелы (оптический и радиолокационный) МиГ-23М были близки по своим параметрам и надежности к тем, что устанавливались на F-4E (РЛС AN/APQ-120, оптический прицел AN/ASG-26) и «Мираж» F-1 (РЛС «Сирано» IV, оптический прицел CSF-196), а кое в чем и превосходили их.

МИГ-23: самолёт, истребитель, технические характеристики (ТТХ), боевое применение, вооружение, профиль крыла

МиГ-23М

Радиолокационный прицел AN/APQ-120 по сравнению с французской и советской станцией не имела режима обнаружения цели на фоне подстилающей поверхности, была больше подвержена помехам.

В то же время существенно расширял его боевые возможности МиГ-23 и позволял ему успешно решать боевые задачи в условиях радиоэлектронного противодействия теплопеленгатор.

Дальность обнаружения ТП-23 целей типа истребитель с задней полусферы в простых метеоусловиях составляла около 20 км, что позволяло осуществлять скрытные атаки в задней полусфере.

УР Р-23Р с радиолокационной ГСН превосходили по своим возможностям ракеты AIM-7B «Спэрроу» и французскую «Матра» R.530, однако уступали поступившим на вооружение F-4E во второй половине 1970-х ракетам AIM-7F, что, впрочем, компенсировалось более мощной прицельной системой МиГ-23М.

Что касается ракет с тепловой ГСН, то AIM-9A «Сайдуиндер» и ее советский аналог P-3C были идентичны, как, впрочем, AIM-9C, «Матра» R.550 и Р-13М. Преимущество у МиГ-23М появилось после включения в его арсенал УР Р-60, каких не было у противника.

Несколько слов следует сказать и об артиллерийском вооружении, прошедшим войну во Вьетнами. У американцев была шестиствольная пушка «Вулкан» MG1 калибра 20 мм, на «МиГах стояли орудия ГШ-23Л.

Секундный залп у обеих пушек был примерно одинаков.

Однако у F-4E продолжительность ведения огня составляло 6–7 секунд, а у МиГ-23М – 4 секунды, в то время как у французской DEFA – почти в два раза больше.

В целом, грамотное использование тактических возможностей «МиГа», связанных с изменяемой геометрией крыла, позволяло более эффективно применять истребитель во всем диапазоне скоростей и высот полета: на догоне и отрыве, при выполнении горизонтального и вертикального маневра. Хуже было при использовании самолета для бомбометания по позициям противника, поскольку АСП-23Д для этого не годился, и прицеливаться приходилось «на глазок».

Следует отметить, что к моменту принятия на вооружение МиГ-23М в строевых частях был хорошо освоен МиГ-21бис, по маневренным характеристикам и ЭПР приближавшийся к зарубежным истребителям четвертого поколения F-15, F-16, «Мираж» 2000.

Применение же МиГ-23М и МиГ-21бис обеспечивало отечественным ВВС незначительное качественное превосходство над американской истребительной авиацией до конца 1970-х годов.

Появление же за рубежом самолетов МиГ-23МЛД резко изменило число побед над неприятелем, включая самолеты четвертого поколения. Впрочем, об этом чуть позже.

Эксплуатация МиГ-23М в ВВС сопровождалась довольно высокой аварийностью, но событие, произошедшее 4 июля 1989 года, до сих пор считается неординарным. В тот день полковник Н.

Скуридин, выполняя полет на МиГ-23М после длительного перерыва, вынужден был катапультироваться вскоре после взлета с аэродрома Колобжег в Польше на высоте 120–130 метров. Причиной тому стал неожиданный переход двигателя с режима форсаж на максимал и сопутствовавший этому хлопок в районе левого воздухозаборника.

В авиации такое случается, но самое интересное произошло позже… Оставшийся без пилота самолет продолжил полет в сторону моря, набирая высоту…

Анализ записей на пленке системы аварийной регистрации параметров полета показал, что через 29 секунд после отрыва самолета от ВПП на высоте 100 метров при скорости 400 км/ч двигатель за 20 секунд перешел с режима «форсаж» на 32 % оборотов, что меньше оборотов при работе ТРД на режиме малого газа. Это и было воспринято летчиком как отказ двигателя с последовавшим катапультированием.

Находясь в беспилотном полете двигатель вышел на максимальный режим и через пять секунд обороты вновь упали до 32 % с последующим возвратом на максимальный режим.

При этом система автоматического управления, функционировавшая в режиме «Стабилизация» четко отслеживала пространственное положение машины до конца полета.

В итоге беспилотный «МиГ» набрал высоту 12 300 метров и направился в сторону Германии…

Судя по всему, советская ПВО потеряла истребитель, но его засекли американцы. Пара F-16, взлетевшая с аэродрома Сустерберг, перехватила «МиГ» на высоте около 10 км.

Летчики, увидев пустую кабину, повернули обратно.

Затем МиГ-23М пересек границу с Бельгией и, израсходовав горючее, «спланировал» на деревню Койгем, расположенную между городами Кортрейком и Турне, разрушив дом и унеся жизнь 18-летнего парня.

Впоследствии останки истребителя доставили на самолете Ил-76 на родину, в ходе расследования выяснилось, что причиной трагедии стало самопроизвольное срабатывание электромагнитных клапанов сброса давления топлива противопомпажной системы из-за образования электрохимической коррозии серебряного припоя. Это стало возможным из-за скопления влаги внутри штепсельного разъема вследствие длительной эксплуатации самолета в условиях влажного климата и недостаточно качественной герметизации разъема.

Первым экспортным вариантом самолета стал МиГ-23МС с РЛС «Сапфир 21М». Это было в духе тех лет, поскольку власти СССР считали, что дружественные народы вполне могут обойтись и устаревшей техникой.

Несмотря на то, что самолет получился легче, чем МиГ-23М, его функциональные возможности были слабее.

Поэтому, чтобы не потерять «клиентов» за рубежом, на базе того же МиГ-23М разработали еще одну экспортную модификацию МиГ-23МФ с РЛС «Сапфир-23», но опять же в комплектации для иностранцев.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Следующая глава

Источник: https://military.wikireading.ru/44974

МиГ-23 — это… Что такое МиГ-23?

МиГ-23 (изделие 23-11, по кодификации НАТО: Flogger — англ. Бичеватель) — советский многоцелевой истребитель с крылом изменяемой стреловидности. Опытный самолёт с изменяемой стреловидностью крыла «23-11» совершил первый полёт 10 июня 1967 года под управлением лётчика-испытателя Федотова А. В.[1]

История создания

История создания самолёта МиГ-23 берёт начало в первой половине 1960-х годов, когда ОКБ А. И. Микояна (ОКБ-155) приступило к разработке истребителя для замены МиГ-21. Для улучшения взлётно-посадочных характеристик самолёта на новом истребителе было решено установить крыло с изменяемой геометрией (консоли изменяют угол в пределах 16-72 градуса).

Производство

Серийное производство нового истребителя велось на московском заводе «Знамя труда». Необходимость дальнейшего совершенствования бортового радиоэлектронного оборудования и вооружения, а также улучшение маневренных характеристик потребовало коренного улучшения самолёта.

Модернизированный МиГ-23М оснащался новым двигателем, оборудованием, подвесным подфюзеляжным топливным баком и крылом с увеличенной площадью и улучшенной аэродинамикой.

Требования дальнейшего увеличения маневренности, вызванные появлением в США истребителей четвёртого поколения, привели к созданию в 1974 году облегчённого истребителя МиГ-23МЛ. Самолёт получил усовершенствованное оборудование, более мощный двигатель.

Были внесены изменения в конструкцию планера — укорочен форкиль и фюзеляж. Самолёт серийно выпускался для советских ВВС с 1976 по 1981 год, а на экспорт до 1985 года. На базе МиГ-23МЛ был создан перехватчик ПВО МиГ-23П с другим комплектом оборудования.

В конце 1970-х годов началось производство последней и самой совершенной модификации — МиГ-23МЛД.

Читайте также:  Ха го тип 95 - японский танк: ha go - фамилия инженера создателя подвески, тактико-технические характеристики (ттх)

Доработки касались в первую очередь конструкции фюзеляжа и были призваны улучшить характеристики устойчивости самолёта на больших углах атаки. Истребитель оснащался усовершенствованной БРЛС, способной сопровождать до 6 целей одновременно.

Для защиты от переносных зенитно-ракетных комплексов на неподвижных частях крыла установили блоки-контейнеры с инфракрасными ловушками.

Двенадцать МиГ-23МЛД и два учебно-боевых МиГ-23УБ в период с конца 1984 до начала 1990-х гг. базировались на советской военно-морской и военно-воздушной базе Камрань, где выполняли задачи противовоздушной обороны базы.

Поскольку дальности полёта даже с подвесными баками для перебазирования с аэродрома Хвалынка (г.

Спасск-Дальний Приморского края) самолётам не хватало, в кратчайшие сроки была организована разборка самолётов на технологические отсеки и консервация их в специальных контейнерах.

В этих контейнерах, сначала по железной дороге до Владивостока, а затем — на судне, самолёты и были доставлены во Вьетнам. После прибытия контейнеров в Камрань истребители в течение нескольких недель были собраны, проверены и облётаны, после чего эскадрилья приступила к выполнению поставленных задач.

В данный момент все МиГ-23 российских ВВС выведены в резерв и находятся на базах хранения.

Состав оборудования

MiG-23MF

  • БРЛС «Сапфир-21» (МиГ-23С и МиГ-23МС),
  • импульсно-допплеровская РЛС «Сапфир-23Д» (МиГ-23М и МиГ-23МФ, дальность обнаружения воздушной цели класса МиГ-21 — 55 км, дальность захвата 35 км), «Сапфир-23МЛ» (Ми Г-23МЛ, дальность обнаружения воздушной цели 85 км, дальность захвата 55 км) или «Сапфир-23МЛА» (МиГ-23МЛД);
  • теплопеленгатор ТП-23, ТП-23-1, ТИ-23М (МиГ-23МЛ, дальность обнаружения воздушной цели в задней полусфере до 35 км) или ТП-26 (60 км);
  • станция наведения УР класса воздух — поверхность «Дельта-Н» (МиГ-23С или «Дельта-НГ»;
  • система «Лазурь-С» (МиГ-23С), «Лазурь-СМ» (МиГ-23М) или «Лазурь-СМЛ» (МиГ-23МЛ), обеспечивающая автоматическое наведение самолёта с использованием наземной системы управления «Воздух»;
  • ИЛС АСП-ПФ (МиГ-23С), АСП-23Л (МиГ-23Л) или АСП-17МЛ (МиГ-23МЛ);
  • радиостанция Р-832М или Р-862 (МиГ-23МЛД);
  • аварийная радиостанция Р-855УМ;
  • навигационная система «Полет-1Л-23» (МиГ-23С, МиГ-23М) или «Полет-2Л-23» (МиГ-23МЛ);
  • автоматический радиокомпас АРК-10 или АРК-15М;
  • маркерный радиоприёмник МРП-56П;
  • радиовысотомер РВ-УМ (МиГ-23С) или РВ-4;
  • самолётная аппаратура радиотехнической системы ближней навигации РСБН-6С;
  • ответчик СО-69;

    Кабина Миг-23М в высоком разрешении

  • система предупреждения и оповещения СЗМ;
  • система постановки активных радиолокационных помех «Репер» Н;
  • автоматическая система управления САУ-23А (МиГ-23С, МиГ-23М), САУ-23АМ;
  • система ограничительных сигналов СОС-3-4 (МиГ-23МЛД).

МиГ-23 поздних серий оснащены контейнерами с ИК-ловушками (расположены над неподвижной частью крыла).

Экспорт

Самолёты МиГ-23 различных модификаций поставлялись ВВС и войскам ПВО СССР, ВВС Алжира, Анголы, Болгарии, Кубы, Чехословакии, Германии, Египта, Ливии, Венгрии, Ирака, Индии, КНДР, Эфиопии, Южного Йемена, Польши, Сирии, Вьетнама.

Во время испытаний МиГ-23, полученного из Египта, 26 апреля 1984 года погиб генерал-лейтенант ВВС США Роберт Бонд (в ряде источников ошибочно утверждается, что он погиб при испытаниях нового самолёта-«невидимки» F-117)[3].

Эксплуатация

ВВС Индии получили первый из 70 Миг-23 в 1981 году, самолёты за 28 лет налетали 154 000 часов и были списаны в 2009[4]. В отдельные годы МиГ-23 имели самый высокий уровень аварийности среди всех самолётов индийских ВВС[5]. За всё время в лётных происшествиях было потеряно около половины от общего числа полученных машин[6].

Модификации

МиГ-23МЛД на стоянке

Механизм, изменяющий геометрию крыла

  • МиГ-23С — первый серийный истребитель модели МиГ-23. Первый полет самолёт совершил 21 мая 1969 г. Оснащение: ТРДФ Р-27Ф-300, РЛС РП-22, теплопеленгатор, радиокомпас АРК-10 и аппаратура приводной системы АСП-ПФ.

Выпускался в 1969—1970 гг. в Москве на ММЗ «Знамя труда» (в настоящее время ПК № 2 ОАО РСК МиГ). Наименование в производстве — «Изделие 22».

  • МиГ-23УБ — учебно-боевой самолёт «Спарка». Выпускался в 1970—1978 гг. в Иркутске.
  • МиГ-23М — самолёт с крылом увеличенной площади и усовершенствованной аэродинамикой, более мощной силовой установкой (ТРДФ Р29Ф-300). В состав оборудования истребителя вошли усовершенствованная РЛС «Сапфир-23Д», теплопеленгатор ТП-23 и оптический коллиматорный прицел АСП-23Д, что позволило применять УР средней дальности Р-23Р (радиолокационная полуактивная система наведения) и Р-23Т (ИК самонаведение), а также УР с ИК самонаведением малой дальности К-13М. Производитель — ММЗ «Знамя Труда», наименование в производстве самолётов МиГ-23М/МС/МФ- «Изделие 2».
  • МиГ-23МС и МиГ-23М с упрощенной бортовой радиоэлектроникой и вооружением в 1973 году предназначались для поставок на экспорт.
  • МиГ-23МФ — имел упрощенную [7] РЛС, по сравнению с МиГ-23М, предназначался для стран Варшавского договора, а затем для арабских стран. Часть МиГ-23МФ была переоборудована из МиГ-23М.
  • МиГ-23БН — специализированный истребитель-бомбардировщик. Первоначальный вариант (шифр разработчика 32-24) имел двигатель АЛ-21Ф-3, выпускался на «Знамени Труда» под индексом «Изделие 24БН» и именовался МиГ-23Б. Последующий вариант 32-23 имел двигатель Р29Б-300 и выпускался под индексом «Изделие 32» до 1985 года. Весьма популярный и действительно универсальный истребитель-бомбардировщик, широко разошедшийся по странам третьего мира.
  • МиГ-23МЛ — начал выпускаться с 1974 г. Самолёт имел силовую установку с увеличенной тягой (ТРДФ Р35Ф-300), усовершенствованную автоматическую систему управления, РЛС «Сапфир-23МЛ», теплопеленгатор ТП-23М, систему опознавания «свой-чужой» СРО-2М и индикатор на лобовом стекле ИЛС АСП-17МЛ.
  • МиГ-23П — облегченный перехватчик для войск ПВО, способный вести борьбу с низколетящими целями. Начал выпускаться с 1977 года. Производитель — ММЗ «Знамя Труда», наименование в производстве — «Изделие 3» для МиГ-23МЛ/МЛД и «Изделие 6» для МиГ-23П.

Угнанный МиГ-23МЛ ВВС Сирии в Музее истории ВВС Израиля (Бортовой номер 2781)

  • МиГ-23ПД — экспериментальный истребитель с укороченным взлетом и посадкой. Первый полет совершил в 1967 году. На самолете дополнительно устанавливались два подъемных двигателя РД36-35 тягой по 2350 кгс.[8]
  • МиГ-23МЛД — наиболее совершенная модификация в семействе МиГ-23. Самолёт имел оптимальную компоновку, обеспечивающую существенное улучшение маневренности при минимальной модификации планера. РЛС истребителя способна обнаруживать и сопровождать до шести воздушных целей, в том числе на фоне земли. Для защиты на малых высотах от ПЗРК и УР с ИК системами самонаведения на неподвижных частях крыла установили блоки контейнеров с ИК-ловушками. Вооружение: УР Р-24Р, Р-24Т, а в дальнейшем устанавливались высокоманевренные ракеты ближнего боя Р-73 с ИК системой самонаведения. Часть самолётов доработана из МиГ-23МЛ.

Боевое применение

Первое боевое применение МиГ-23 отмечено в 1974 году: в составе ВВС Ирака самолёты привлекались для нанесения бомбовых ударов по позициям курдских боевиков. В том же году, по утверждению сирийского военного командования, МиГ-23 ВВС Сирии сбил два израильских самолёта во время сирийско-израильского пограничного конфликта[источник не указан 79 дней].

Истребители МиГ-23 участвовали во многих вооружённых конфликтах 1980-х годов. Самолёты ВВС Сирии сыграли незначительную роль в воздушных боях над Ливаном в июне 1982 года.

По советским и российским данным[источник не указан 1028 дней], в ходе Ливанской войны в воздушных боях истребителями МиГ-23МС и МиГ-23МФ было сбито 7 израильских самолётов (пять F-16 и два F-4) при потере 10 своих[9].
Однако некоторые обстоятельства не позволяют убедительно подтвердить уничтожение израильских самолётов.

Как следует из статьи В. Бабича «МиГ-23МФ в ливанской войне»[10], лётчикам МиГ-23МФ все пять одержанных ими побед были засчитаны на основе их собственных докладов («По докладам летчиков, сбито 5 самолётов противника…»).

Вероятно, иных подтверждений одержанных побед (обломки самолётов, пленные пилоты, записи фотопулемётов) у сирийской стороны не имелось. Число сбитых МиГ-23 по израильским данным установить затруднительно. См. также: Потери авиации в Ливанской войне (1982)

В октябре 1989 года сирийский лётчик угнал пилотировавшийся им МиГ-23МЛД в Израиль, посадив его на авиабазе Мегиддо (Это был экспортный МиГ-23МЛД, маневренные качества этой модификации были практически аналогичны МиГ-23МЛ/МЛА, основное отличие от последнего заключалось в наличии более совершенной авионики).

Сравнительные испытания, проведённые израильтянами, показали, что экспортный МиГ-23МЛД имел небольшое превосходство над ранней моделью F-16 в ускорении и «энергетической маневренности» при скоростях свыше 900 км/час (Однако согласно документам «Практическая аэродинамика самолёта МиГ-23МЛ» и «TO 1F-16CJ-1-1», самолёт F-16CJ (F-16C block 50/52 с двигателем F100-PW-229) имеет преимущество перед МиГ-23МЛ в разгоне на малой высоте, от скорости 600 км/ч до скорости 900 км/ч — 8 против 12 секунд. Сравнение горизонтальной маневренности самолётов МиГ-23МЛ и F-16CJ показывает значительное превосходство последнего).

Иракские МиГ-23 активно применялись в ходе ирано-иракской войны 1980—1988 годов, как для борьбы с авиацией противника, так и для нанесения ударов по наземным целям. Во время войны 1991 года американскими F-15 было сбито 6 иракских МиГ-23; несколько самолётов были переправлены в Иран, где находятся до сих пор.

Советские МиГ-23 с 1984 года участвовали в Афганской войне, сменив в Афганистане МиГ-21. По оценкам лётчиков, новые самолёты были менее пригодны к афганским условиям. Высокая скорость полёта не позволяла наносить достаточно точные удары по позициям противника, в отличие от менее скоростных и более маневренных Су-25.

Тем не менее, потери МиГ-23 за четыре года участия в боевых действиях оказались очень небольшими. Советские истребители несколько раз встречались с пакистанскими F-16 в районе афгано-пакистанской границы.

Потерь в произошедших воздушных боях не было, хотя один пакистанский F-16 разбился в апреле 1987 года по неизвестным причинам, предположительно был сбит своим ведомым. Впоследствии история об этом F-16 превратилась в миф, утверждавший, что самолёт был сбит МиГ-23.

Кроме того, в сентябре 1988 года пакистанский летчик заявил об уничтожении двух советских МиГ-23, что также не подтверждается исследователями, детально занимавшимися этим эпизодом.

Эфиопия использовала свои МиГ-23 во время затяжной войны с повстанцами в Эритрее. В дальнейшем, после провозглашения независимости Эритреи, самолёты вновь участвовали в боях во время пограничной войны между двумя странами 1998—2000 годов.

В Анголе МиГ-23МФ, пилотируемые кубинскими лётчиками, приняли участие в нескольких стычках с южноафриканскими истребителями «Мираж F-1» в 1987—1988 годах.

По утверждению кубинских источников, в этих стычках МиГ-23 одержали несколько воздушных побед, заставивших ВВС ЮАР отказаться от поддержки южноафриканских наземных войск, что в итоге привело к поражению ЮАР в военной кампании 1987—1988 годов.

В доказательство этого журналистам показывали чёткие надписи на африкаанс уничтоженного самолётами МиГ-23 «MIK23 sak van die kart», оставленные южноафриканскими войсками на стене плотины Руакана-Калуекэ. После вывода кубинских войск из Анголы в 1991 году МиГи, стоявшие на вооружении ангольских ВВС, участвовали в продолжавшейся гражданской войне.

Ливия использовала свои МиГ-23 во время войны в соседнем Чаде. 4 января 1989 года над заливом Сидра произошёл воздушный бой между двумя ливийскими МиГ-23 и двумя американскими перехватчиками F-14 с авианосца «Джон Ф. Кеннеди», в результате чего оба МиГа были сбиты.

  • МиГ-23, доставшиеся после распада СССР Азербайджану, эпизодически использовались во время войны в Нагорном Карабахе.
  • 17 марта 2011 года, во время гражданской войны в Ливии повстанцы применили для атаки правительственных войск два самолёта МиГ-23,[11] потопив два катера.
  • 13 августа 2012 года, во время гражданской войны в Сирии правительственный МиГ-23 был сбит повстанцами, пилот катапультировался и не пострадал, попал в плен к повстанцам.[12][13]

Происшествия

  • 21.09.1973 аэродром Щучин, конструктивно-производственный дефект, летчик катапультировался.

Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/181711

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector