Танк оплот: т-84, украинский, мнение экспертов, технические характеристики, история появления, конструкция

Танк «Оплот», который на протяжении двадцати лет являлся символом украинского военно-промышленного комплекса, больше не будет поставляться в вооружённые силы Украины. Что же сгубило так и не проявившую себя на поле боя машину?

Как заявил в эфире украинской радиостанции «Армия FM» директор информационно-консалтинговой компании Defense Express Сергей Згурец, в 2018 году около 100 миллионов гривен, которые планировалось направить на закупку первой партии «Оплотов» для ВСУ, были потрачены на ускорение работ по ракетному комплексу «Нептун».

Причина отказа Киева от закупки новейших танков заключается вовсе не в том, что украинской «оборонке» наконец-то удалось создать «вундерваффе», которое уж точно «долетит до Москвы». Просто Россия больше не поставляет комплектующие, без которых производство «оплота» украинской «оборонки» оказалось невозможным.

На нынешнем этапе ХКБМ Морозова реализует проект по созданию новой документации под танк «Оплот» с полностью исключёнными российскими комплектующими.

Как только эта работа будет закончена, снова будет поставлен вопрос о закупке этих образцов для украинской армии, если в этом действительно будет необходимость.

Потому что есть нюанс: модернизированный танк Т-64 в том варианте, который сейчас обговаривается, фактически по своим показателям эффективности не будет уступать «Оплоту» при меньшей стоимости,

— утверждает Згурец, добавляя при этом, что украинская армия будет гораздо более заинтересована в модернизированных Т-64, нежели в «Оплотах».

Танк Оплот: Т-84, украинский, мнение экспертов, технические характеристики, история появления, конструкция

Печальная история длиной в два десятилетия

Напомним, что танк «Оплот» был разработан в легендарном Харьковском конструкторском бюро имени Морозова — том самом, где 80 лет назад появился на свет его дальний родственник, легендарный советский танк Т-34.

«Оплот» представляет собой модернизированную версию советского танка Т-80УД с усовершенствованной системой управления огня и установленным панорамическим прицелом командира. По своим тактико-техническим характеристикам «Оплот» сравним с российским Т-90, состоящим на вооружении примерно десяти стран.

Широкой публике танк «Оплот» был продемонстрирован ещё в 2000 году в канун девятой годовщины со дня обретения Украиной «незалежности».

Тогда же было объявлено о закупке для ВСУ первых 10 боевых машин, которые были произведены на Харьковском заводе имени Малышева и должны были поступить на вооружение в 72-ю механизированную дивизию.

Однако из-за отсутствия у Украины средств на оплату заказа все боевые машины были возвращены на завод-производитель. Впоследствии четыре машины из этой партии были проданы Соединённым Штатам, проявлявшим неподдельный интерес ко всем советским разработкам.

Несмотря на явную неудачу с закупками, танк «Оплот» стали активно пиарить на всех возможных международных площадках и выставках военной техники как новейшее достижение украинского ВПК. Цель была проста — заинтересовать иностранных покупателей и подписать выгодные экспортные контракты.

Одним из первых вариантов «Оплота» стал вооружённый 120-мм орудием танк Т-84-120 «Ятаган», который предназначался для турецкой армии. Однако турки после проведённых испытаний остановили свой выбор на немецких танках «Леопард-2А4».

Неудачными для украинского танка оказались и тендеры в Греции и Малайзии, после чего проект «Ятаган» был закрыт.

К усовершенствованным танкам «Оплот-М» с установленной системой встроенной динамической защиты «Нож-2» и панорамическим прицелом ПКН-6 вернулись в 2008 году. В мае 2009 года танк официально был принят на вооружение украинской армии.

Минобороны Украины тогда же заключило контракт на поставку первых 10 танков «Оплот» общей стоимостью в 295 миллионов гривен. Однако разразившийся мировой финансовый кризис внёс свои коррективы.

По данным издания The Military Balance, на начало 2016 года ВСУ имели на вооружении с десяток «Оплотов», однако на боевых позициях в так называемой «зоне АТО» они так и не появились (по крайней мере, достоверные факты их боевого применения отсутствуют).

В то же время в декабре 2017 года заместитель командующего сухопутными войсками ВСУ по логистике, генерал Юрий Толочный признавал, что танк «Оплот» имеется в единственном экземпляре в Институте танковых войск в Харькове.

При этом в какой-то мере Украине повезло с «Оплотом». В 2011 году был заключён контракт с Таиландом на 240 миллионов долларов, по которому Украина обязалась поставить 49 танков «Оплот-М».

Первая партия из пяти боевых машин прибыла в Таиланд в начале 2014 года, незадолго до государственного переворота в Киеве. А вторая партия отправилась лишь спустя полтора года.

В конечном итоге с огромным трудом Украина выполнила свои обязательства по тайскому контракту лишь в начале 2018 года, когда в Бангкоке уже всерьёз стали задумываться о поисках нового, более ответственного поставщика боевой техники.

Танк Оплот: Т-84, украинский, мнение экспертов, технические характеристики, история появления, конструкция

Провал украинского импортозамещения

Как ранее отмечал в интервью Царьграду Юрий Апухтин, один из лидеров Русской весны в Харькове, инженер-танкостроитель, более 20 лет проработавший в КБ имени Морозова, за время «независимости» производство было настолько развалено, что Украина попросту не способна производить новые танки, а может лишь модернизировать старые советские образцы.

Сложность в изготовлении. Дело в том, что не только танковый завод изготавливает.

Там очень сложная электроника, прицельные комплексы — это другие заводы, которые на Украине не в состоянии производить в таких количествах столь сложную аппаратуру. Вот в чём причина. Их нет и, я думаю, не будет.

Сейчас в основном, насколько я знаю, на Украине модернизируют танки Т-64А, Т-64Б, доводят до следующего уровня. Новые танки не в состоянии производить, поскольку производство развалено,

— утверждал эксперт.

Ключевым моментом здесь выступала нехватка комплектующих, поставки которых ранее осуществлялись из России. Напомним, что специфика советского военно-промышленного комплекса заключалась в том, что различные детали для боевой техники могли производиться на десятках предприятий, разбросанных по всем уголкам нашей необъятной Родины.

Так, в 1980-е годы поставки комплектующих для танков на Харьковский завод имени Малышева достигали 60% от всей боевой машины. Например, танковые башни изготавливались на металлургическом заводе имени Ильича в Жданове (нынешнем Мариуполе), танковые орудия производились в Свердловске (современном Екатеринбурге), а гусеницы — в Тихвине Ленинградской области.

До недавнего времени считалось, что ещё в 1990-е годы, в период активного сотрудничества с Пакистаном в вопросе поставок танков Т-80УД (что позволило выжить тому же Харьковскому заводу имени Малышева), Украина сумела наладить полый цикл производства всех комплектующих для боевой техники. Однако на практике оказалось всё гораздо сложнее.

Это подтвердил и последний крупный коррупционный скандал в «Укроборонпроме», нанёсший серьёзный удар по позициям Петра Порошенко накануне президентских выборов.

Так, журналисты проекта «Нашi грошi» выяснили, что давний бизнес-партнёр украинского президента Олег Гладковский-Свинарчук, его сын и ряд высокопоставленных сотрудников «Укроборонпрома», включая его директора Павла Букина, замешаны в поставках украинским оборонным предприятиям контрабандных комплектующих из России по завышенным ценам.

«Лебединая песнь» украинского танкостроения

Стоит добавить, что «гордость украинского танкостроения», танк «Оплот», который, если верить штатным «свидомым» пропагандистам, «порвёт за секунду» (ставшая мемом фраза на одном из тематических интернет-форумов) любой танк, в том числе и российскую «Армату», не только оказался критически зависим от поставок запчастей из «страны-агрессора».

Летом прошлого года на танковых соревнованиях в Баварии он вчистую проиграл всем своим конкурентам, среди которых были американские «абрамсы», немецкие «леопарды» и британские «челленджеры». По признанию самих украинских танкистов, из четырёх танков «Оплот» три оказались бракованными.

А уровень подготовки экипажей ограничивался одним занятием на тренажёрах и пятью выстрелами на полигоне.

Видимо, все указанные обстоятельства в совокупности и подвели жирную черту под целесообразностью дальнейшей реализации этого проекта, некогда даже вызвавшего изумление у бывшего командующего американскими силами в Европе, генерала Бена Ходжеса. Посетивший Харьковский танковый завод имени Малышева американский военачальник искренне недоумевал, как Украина может просить у США противотанковые ракетные комплексы Javelin, когда она сама экспортирует танки.

Танк Оплот: Т-84, украинский, мнение экспертов, технические характеристики, история появления, конструкция

Впрочем, в Киеве неуклонно продолжают курс на избавление от тяжкого бремени советского наследия.

По прогнозам американских экспертов из издания Military Watch, уже в недалёком будущем Украина из крупнейшего производителя бронетанковой техники может превратиться в импортёра далеко не самого современного оружейного секонд-хенда.

Прецеденты уже имеются. Достаточно вспомнить закупку Украиной в 2015 году крупной партии устаревших и практически бесполезных британских бронетранспортёров АТ-105 Saxon.

А распиаренному как «чудо-оружие», но так и не испытанному в реальном бою танку «Оплот» предстоит стать «лебединой песнью» некогда одного из ведущих в мире танкостроительных конструкторских бюро и символом беспримерной украинской глупости, напыщенности и вечного принципа «пусть у меня сарай сгорит, лишь бы у соседа корова задохнулась».

Источник: https://tsargrad.tv/articles/ukrainskij-oplot-bolshe-nikogo-ne-porvjot_197480

Танковые школы. Почему украинский «Оплот» лучше российского Т-90

Практически каждое заявление командующего Генеральным штабом Украины генерала Муженко вызывает определенный ажиотаж. Так же произошло и с недавним его заявлением о том, что к концу года ВСУ получат 10 танков «Оплот».

Практически сразу что называется косяком пошли заявления экспертов разного уровня, что генерал, мягко говоря, ошибается. «На щит« стали поднимать тайский контракт и все сопутствующие с ним обстоятельства. Главный аргумент — производственный цикл изготовления танка «Оплот» составляет «месяцев 17-19».

Но при этом упустили главный момент — «Оплотом» называется модернизированная версия танка Т-84. А тот вариант, который поставлялся в Таиланд, в действительности имеет обозначение «Оплот-М». Как правильно отметили многие, именно этот танк, который требует к тому же серьезного импортозамещения, может появиться на вооружении ВСУ не ранее 2019 г.

А собственно «Оплот» (или правильнее основной боевой танк Т-84 —«объект 478ДУ9«) уже принят на вооружение украинской армии — в далеком феврале 2000 г. на основании постановления кабинета министров №237-5 от 08.02.2000.

Мало того, в 2001 г. харьковчане произвели как раз 10 машин, которые после оплаты в 2005-2006 гг. были отправлены в 92-ю чугуевскую отдельную механизированную бригаду.

Правда, кроме пары парадов, в учебно-боевой деятельности они не были задействованы.

И вот теперь танки модернизируют и снова ставят в строй. Какая будет степень модернизации, пока неясно, скорее всего, как минимум на уровне строевых Т-64БВ, то есть установка нового ДЗ «Нож», радиоаппаратуры цифрового формата, приборов ночного видения, тепловизоров и далее по списку.

Интересно, что с недавним принятием Россией на вооружение танка Т-90 фактически своего апогея достигло противостояние двух танковых школ.

Дело в том, что после распада Советского Союза наши харьковские инженеры пошли по пути постепенной модернизации (прежде всего повышения подвижности, защищенности и огневой мощи) танка Т-80УД (а Т-84 и «Оплот-Б» являются вершиной), а россияне — Т-72БУ (его самый современный вариант имеет обозначение Т-90А).

Конечно, такое развитие событий в какой-то мере было предопределено географией производственных мощностей. В целом же оба танка имеют общие как конструкторские, так и технологические корни, однако серьезно отличаются прежде всего ходовой частью, что очень сильно влияет на их боевую эффективность.

Читайте также:  Карабин мц 21-12: отзывы, цена, технические характеристики, обзор

Вторым важным моментом является силовая установка. Так, на базовом российском варианте Т-90, принятом на вооружение российской армии в 1992 г., стоит дизель В-92 мощностью 840 л. с.

, который, по сути, является всего лишь модификацией дизеля В-2 харьковской разработки, который в 1930-е годы устанавливался на знаменитых советских танках Т-34 и отличается крайне низкой надежностью. Так, во время испытаний в Индии в 1999 г.

двигатели всех трех Т-90С не выдержали тестирования по причине серьезного перегрева. А один из танковых двигателей даже вышел из строя, не выдержав эксплуатации в условиях высокой температуры и запыленности.

А вот на Т-84 стоит двухтактный дизель 6ТД-2 с горизонтальным расположением цилиндров мощностью 1000 л. с. Естественно, что по надежности, продуманности, мощности наш украинский танк намного превосходит российского «собрата».

Кстати, и такой небольшой нюанс (который в бою может стоить жизни экипажу) — на «Оплоте« имеется дополнительный энергоагрегат мощностью 10 кВт, который обеспечивает работу всех его систем при заглушенном двигателе.

На Т-90 такого агрегата нет.

Вооружение как «Оплота», так и Т-90А стандартно для советских образцов разработки 1960-х годов — гладкоствольная 125-мм пушка (в нашем варианте КБА3, в российском — 2А46М-1(4), но различий практически никаких, так что тут преимуществ ни одного, ни у другого образца нет.

В случае возможного противостояния основным будет наличие в боезаряде тех или иных танковых боеприпасов.

Тут тоже наблюдается определенный паритет — как на Украине, так и в России освоен выпуск тех же танковых управляемых снарядов (с нашем случае это «Комбат», который ныне массово закупается для нужд ВСУ).

И тут у нашего танка есть серьезное преимущество — он имеет больший боекомплект: 28 снарядов против 22 у конкурента.

Кроме того, за счет тандемного досылания (снаряд-заряд) достигается большая скорострельность за один цикл, что в бою критически важно.

Помимо этого, на «Оплоте» боекомплект частично вынесен из боевого отделения, в то время как на Т-90А сохраняется «советская« система размещения боекомплекта в боевом отделении, что значительно понижает шансы выживания экипажа при поражении танка.

Как показали события в Сирии, большие проблемы у Т-90А и с защищенностью.

Мало того, что российский танк изготовлен из броневых сталей средней твердости и имеет относительно невысокую стойкость броневой основы башни (да и сама башня ввиду конструктивных особенностей имеет большое количество ослабленных в плане бронирования мест), так еще хромает динамическая защита из-за установки такого «древнего« образца, как «Контакт-5». В то же время на наш «Оплот» устанавливается самый современный комплекс «Нож», который доказал свою эффективность в ходе многочисленных испытаний обстрелом с применением всей номенклатуры танковых снарядов калибра 125 мм, а также современных 120-мм боеприпасов западного производства. Не стоит сбрасывать со счетов и защиту от тандемных кумулятивных средств, атакующих танк с бортов, а также силовые экраны корпуса, которые проектировались с противотандемной защитой.

Танк Оплот: Т-84, украинский, мнение экспертов, технические характеристики, история появления, конструкцияИноСМИ03.11.2016ИноСМИ29.09.2016ИноСМИ25.09.2016ИноСМИ22.09.2016По электронной начинке танков говорить сложно по целому ряду причин. Так, на российских танках до 2014 г. устанавливались тепловизионные прицелы совместного с Францией производства — как сейчас, после введения «оружейного эмбарго», обстоят дело с запчастями и новым производством, неизвестно. Впрочем, как и неизвестен точный состав электроники, которая устанавливается на наши «Оплоты».

При этом у обоих танков, как ни странно, еще есть задел для модернизации.

Так, например, в ХКБМ разработана система автоматического управления трансмиссией, которая позволяет осуществлять поворот танка при помощи штурвала вместо рычагов, что существенно упрощает процесс управления машиной, повышает маневренные качества и позволяет осуществить дублирование процесса управления. Пока эти разработки не дошли до серийного образца, однако уже их наличие при финансовой поддержке позволяет говорить о довольно быстром внедрении нововведений в случае начала серийного производства.

В целом же можно говорить, что по основным показателям «Оплот» превосходит Т-90А, однако «россиянин« уже долгое время состоит на вооружении — значит, есть подготовленные экипажи, тактические наработки и решено большое количество «детских болезней» производства. А как показывает практика, в танковом противостоянии немаловажную роль играет обученность и мотивированность экипажа.

Яркий пример — война на Донбассе, когда наши экипажи на устаревших Т-64БВ весьма достойно противостояли российским Т-72 самых современных модификаций. В истории войны было зафиксировано несколько встречных танковых боев. Полной статистики у автора нет, но в известных случаях победа была на стороне наших танкистов на Т-64.

«Выросли« в ходе войны и настоящие танковые асы — тот же «Адам», или наводчик-оператор сержант Леонид Суханский, на счету которого пять уничтоженных танков Т-72 и Т-64, две РСЗО «Град« и четыре орудия противника. Именно ему приписывается эпический расстрел из танковой пушки на полном ходу позиции боевиков в Донецком аэропорту осенью 2014 г. Этот фактически уникальный случай даже попал на видео.

А пока ждем танковых соревнований Strong Europe Tank Challenge 2018, на которых команда Украины от 14-й бригады будет выступать именно на Т-84У «Оплот», и надеемся, что танкисты в полной мере используют очень богатый потенциал танка.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Источник: https://inosmi.ru/military/20180304/241624805.html

Никчемный «Оплот» Украины: как Киев «модернизировал» советский танк Т-80

Бумажные тигры

Украинская оборонная промышленность, точнее то, что от нее осталось, отчаянно пытается показать миру «новое, не основанное на советских разработках» вооружение.

Однако то, каким путем решили пойти украинские конструкторы, вызывает у экспертов скорее желание шутить, чем желание глубоко изучать «новейшее» вооружение.

На сей раз дело дошло и до танков Т-72, которые сочтены устаревающими и остро нуждающимися в модернизации.

По словам начальника бронетанкового управления ВСУ Юрия Мельника, до конца текущего года ВСУ получат несколько модернизированных танков Т-72.

Новые машины, по словам Мельника, будут оснащены системой управления огнем, соответствующей стандартам НАТО.

Для чего бронетанковым соединениям в еще советской системе управления войсками натовские стандарты, для многих специалистов в области вооружения до сих пор остается загадкой.

«Система польского производства, которой собираются оснащать Т-72 в Вооруженных силах Украины, никакого превосходства на поле боя сама по себе не даст. Для того, чтобы танк стал по-настоящему эффективной боевой единицей, действующей с максимальной мобильностью, нужно вообще много чего переработать и создать заново. Хороший пример грамотной работы над знакомой конструкцией — это танк Т-90МС.

Несмотря на схожесть с Т-72, это совершенно новая машина. Системы управления огнем там не смонтированы поверх штатной электроники, а завязаны в единую боевую информационно-управляющую систему. Решения по повышению боевых свойств танка нужно реализовывать в комплексе, а не отдельно», — пояснил в интервью «Звезде» военный эксперт, главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский.

Специалисты отмечают, что «модернизация» Т-72 ВСУ на деле окажется не более, чем напрасно проделанной работой, поскольку натовские системы управления огнем, смонтированные поверх еще советской аппаратуры и работающие на других частотах системы связи, — далеко не лучшее решение, никак не влияющее на боеспособность танковых соединений.

«Если вспомнить пятидневную войну, когда российская армия выдавила грузинские войска с территории Осетии, то наземным войскам попадались Т-72, модернизированные оборудованием зарубежного производства.

Грузинские танки, в частности, были оснащены израильскими системами для наблюдения и разведки, которые стоят немалых денег, но грузинским танкистам так и не помогли.

В случае же с модернизацией Т-72 на Украине, то тут скорее просто громкие заявления, чем реальная работа, направленная на повышение качества и живучести танков в бою.

Систем защиты новых нет, связь – по стандартам НАТО, хотя Украина членом НАТО не является и частью системы никогда не была… Комплекс странных и непонятно на что направленных мер», – поясняет специалист в области БРЭО и систем управления, кандидат технических наук Олег Садовничий.

Спетая песня «Оплота»

Еще одна, уже ставшая традиционной, новость касается другого украинского проекта – создания и производства танков Т-84 «Оплот», построенных на базе советских Т-80. По словам Юрия Мельника, «Оплот» для нужд ВСУ начнут закупать в 2016 году. Не упоминается, правда, что дела Т-84 и Т-84-120 украинского производства обстоят еще хуже, чем с программой по модернизации Т-72.

Дело в том, что какой бы то ни было новизны в технических решениях ни в танке Т-84, ни в танке Т-84-120, который часто называют «мертворожденным», не было и нет, а надежность поставленных на экспорт нескольких танков Т-84 до сих пор под большим вопросом. 

«Сообщения о начале закупок и поставок в войска появляются с  украинской стороны уже не первый год, однако воз и ныне там.

Конструктивно Т-84 новизны никакой не имеет и унаследовал те же проблемы от  «советской» школы танкостроения.

В случае с танком Т-84, имеющим 120-мм орудие, сложность заключается еще и в том, что для 120-мм орудия требуется производить в больших количествах снаряды к 120-мм пушке, что тоже пока не сделано.

К тому же проблему с запуском двигателя при минусовой температуре так до конца и не решили, и тот же Т-72, к примеру, в условиях «холодного пуска» существенно надежнее», – пояснил в интервью «Звезде» Виктор Мураховский.

Век не новых технологий

Украинский ВПК, уже лишившийся всех сколько-нибудь серьезных внешних заказов в оборонной сфере, по мнению экспертов, собственной армии, кроме еще советских технологий, дать ничего не может. Поставки танков Т-84, которые, по словам экспертов, больше являются испытанием нервной системы Минобороны Тайланда, чем высокотехнологичной продукцией военного назначения.

«При всех прочих равных условиях эксплуатации наиболее приспособленным танком для работы в сложных условиях среди всех был и остается Т-72 и танк Т-90», – поясняет Виктор Мураховский.

По словам украинских же экспертов, кроме конструктивных недостатков, «Оплот» еще и слишком дорог, а за стоимость одного Т-84 можно  отремонтировать и модернизировать три-четыре танка Т-64.

Время идет, а в программу закупки вооружения танк Т-84  так и не попал, хотя планы по поставке «Оплота» регулярно озвучиваются аж с 2008 года.

В общем и целом получается, что сообщения о закупке «легендарных» танков Т-84 – обычное сотрясание воздуха, а реальную службу в танковых войсках ВСУ по-прежнему будут нести произведенные еще в Советском Союзе танки Т-64 и Т-72.

По словам экспертов, украинская оборонная промышленность ближайшие лет 15-17 не будет способна создать что-либо серьезное из области продукции оборонного назначения.

«Все представленные «новинки» украинского ВПК за минувшие пару лет – это настолько жалкая попытка сделать «хоть что-нибудь», что аж слеза наворачивается.

Представленный «новый» вертолет – по факту Ми-2 еще 1960 года разработки, покрашенный в модный цвет, новая украинская винтовка «Гопак» – вообще нечто среднее между автоматом Калашникова, составными частями пулемета ПКМ, глушителем, собранным в гараже, и сошками, купленными через Интернет.

Читайте также:  M 16 - американская штурмовая автоматическая винтовка: технические характеристики (ттх), калибр, история создания

С танками все обстоит не лучше, потому как советские разработки по большей части не актуальны в современном бою, а собственных успехов в украинском ВПК нет», – рассказывает в интервью «Звезде» военный инженер, кандидат технических наук Михаил Тихонов.

История с танком Т-84 тем не менее полна сюрпризов. Единственный государственный заказ, который завод-производитель получил, датируется 2001 годом, когда Вооруженные силы Украины закупили 10 танков Т-84. Именно эти 10 танков прошли строем во время торжественных мероприятий в честь 10-летия независимости страны по центру Киева.

На этом, правда, славный «боевой» путь машины заканчивается. Восторг от закупки танков прошел, когда в ответ на предложение завода им. Малышева доплатить остаток суммы за уже произведенные и поставленные в войска танки, государство просто вернуло закупленные танки обратно, и часть танков Т-84 пришлось продать в США в качестве образцов для изучения бронетехники вероятного противника.

  • Так или иначе, судьбе Т-84 и еще более спорного Т-84-120 «Ятаган» не позавидуешь, ведь за те же деньги  вполне можно было получить парк куда более надежных и боеспособных машин, а внешний рынок для «Оплота», по сути, закрыт, ведь даже тайские военные от покупки украинских танков, мягко говоря, не в восторге.
  • Дмитрий Юров
  • Минобороны Украины

Источник: https://tvzvezda.ru/news/forces/content/201510270756-epwk.htm

Украинский танк «Оплот» переехал российский Т-90

На мировом оружейном рынке Россия потерпела очередное чувствительное поражение. Проигран тендер на поставку 200 современных танков Таиланду.

Предложенный нашей страной основной боевой танк российской армии Т-90 уступил украинскому Т-84 «Оплот». 230 млн. долларов теперь достанутся Киеву.

В числе проигравших, правда, оказалась и могучая германская бронированная машина «Леопард-2» 2A4. Но это слабое утешение.

Обращает на себя внимание тот факт, что решение не в нашу пользу Бангкок принял всего через две недели после скандального высказывания главнокомандующего Сухопутными войсками России Александра Постникова по поводу Т-90, принятого на вооружение российских Вооруженных сил в 1992 году. Постников в середине марта весьма пренебрежительно отозвался об этой боевой машине, которая, по его словам, ничего нового собой не представляет и «на самом деле является 17-й модификацией советского Т-72, выпускавшегося с 1973 года».

Потом, когда скандал стал свершившимся фактом, Министерство обороны РФ вяло пыталось оправдать генерала тем, что он, дескать, просто не знал, что в зале есть журналисты.

Поэтому, мол, и не стеснялся в выражениях. Лучше бы Минобороны не делало таких пояснений. Они только усугубили дело.

Получалось, что обычно «на люди» мы выносим одну правду про свое оружие, а на закрытых совещаниях обсуждаем совсем другое.

Строго говоря, существует ли связь между прогремевшими на весь мир словами российского главнокомандующего о нашем основном боевом танке, и выбором Бангкока в пользу Украины — неизвестно. Не исключено, что в Таиланде все и так давно было решено в пользу конкурентов.

Однако совершенно точно, что и по дальнейшим перспективам экспорта Т-90 (а лучшего танка у нас сегодня нет), а, стало быть, и по очень доходной статье оружейного экспорта страны, нанесен сокрушительный удар.

В самом деле, если даже главком Сухопутных войск России уверен, что Т-90 слова доброго не стоит — кто же станет выкладывать за него миллионы долларов?

Отметим также, что Украина выигрывает у нас уже второе «танковое» сражение за экспортные миллионы. Первое серьезное поражение Россия потерпела в середине 90-х, когда Москве при всех стараниях не удалось сорвать поставку 320 украинских танков Т-80УД Пакистану. Общая сумма того контракта оценивается в 650 млн. долларов.

Нам та сделка была совершенно не нужна по многим причинам. Во-первых, контракт нервно восприняли основные покупатели российского оружия в регионе — индусы. Про их давние счеты с пакистанцами напоминать излишне.

Во-вторых, Москве ни к чему соперники на традиционных зарубежных рынках, давно освоенных сначала советскими, а потом и российскими танкостроителями. Ведь и Украина, и мы выходили на те рынки с очень похожими, а то и с абсолютно идентичными образцами.

Может быть, мы и смогли бы тогда как-то политически повлиять на судьбу этого контракта. Но помешало высокомерие.

Я в ту пору служил в Министерстве обороны РФ. Прекрасно помню, как в коридорах ведомства обсуждали стремление украинцев добыть валюту в Исламабаде. «Ничего у хохлов без нас не выйдет.

А мы своими руками могилу собственному экспорту рыть не станем», — посмеиваясь, говорили многозвездные генералы. Сделка с пакистанцами сорвется, считали наши стратеги, потому, что танков без пушек не бывает. А пушки для Т-80УД делались тогда лишь в Перми.

Естественно, на предложение Киева срочно поставить им пушки и тем совместно заработать на сделке, последовал отказ.

«Хохлам на свои танки придется ставить березовые стволы», — покатывались со смеху в Минобороны. Как выяснилось вскоре, прогнозисты там были никудышные. Не зря Харьковское конструкторское бюро по машиностроению имени А.А. Морозова считалось сильнейшей танкостроительной школой в Советском Союзе. Там быстро нашли способ обойтись без России.

Оказалось, что танковые пушки можно быстро освоить на заводе имени Фрунзе в Сумах, прежде выпускавшем утяжеленные трубы для нефтегазодобычи. На 95% оборудование предприятия подошло для новой задачи. В марте 1998 году вместо труб с заводского конвейера сошел первый орудийный ствол.

Танковые пулеметы ПКТ и «Утес», выпускавшиеся российском Коврове, украинцы приобрели в Болгарии. Получилось даже дешевле. Еще раньше из Николаева в Пакистан морем были отправлены несколько десятков Т-80УД, изготовленных еще по советским планам и застрявших в Харькове по причине развала страны. Столь неудобный для Москвы контракт был Киевом выполнен до последней запятой.

Так на международном рынке оружия впервые возник самый серьезный конкурент российских танкостроителей.

Видимо, на те, пакистанские доллары, харьковчане сумели создать новую машину — танк Т-84 (Т-80УД современной модификации получил индекс Т-84. Впоследствии его усовершенствованную версию назвали «Оплотом»).

Как патриотично считает, например, недавний начальник Главного автобронетанкового управления Минобороны РФ генерал-полковник Сергей Маев, — это всего лишь «ухудшенная копию нашего Т-90».

По ту сторону российско-украинской границы, естественно, придерживаются прямо противоположной точки зрения.

Впрочем, оставим эти споры специалистам. Отметим несомненное: и российский Т-90, и украинский Т-84 имеют общие конструкторские и технологические корни. Их базовые образцы разработаны в Советском Союзе и отличаются, в основном, силовой установкой и ходовой частью.

На базовом российском образце Т-90 установлен двигатель В-84 мощностью 840 л.с. На его украинском собрате — двухтактный дизель 6ТД-2 с горизонтальным расположением цилиндров мощностью 1000 л.с.

Оба танка являются концептуальным развитием танка Т-64, созданном около полувека назад.

Есть разница в броневой защите, системе управления огнем и кое в чем еще. Украинская машина, например, управляется штурвалом, а не рычагами — говорят, это гораздо удобнее. В ней установлен кондиционер, о котором создатели Т-90 не позаботились.

Еще важная деталь. Со всей очевидностью танк Т-84 «Оплот» нацелен лишь на экспортные перспективы. Украинской армии он не по карману из-за высокой цены — около 2,5 млн. долларов.

Для своих вооруженных сил с 2005 года Киев понемногу закупает созданный в том же Харькове Т-64БМ «Булат» — хотя и менее мощную, но зато куда более дешевую модификацию еще более старого советского танка Т-64.

Любопытно, что исключительно экспортная нацеленность Т-84 «Оплот» сделала его собственно украинскую биографию просто анекдотичной. Известно, что покупать оружие, которое не принято на вооружение страной-производителем, никто не будет. В Киеве это хорошо усвоили.

Потому несколько лет назад с большой помпой «Оплоты» обещано было ставить в строй и украинской армии. Заказали на Харьковском ПО имени Малышева первую роту в 10 танков.

Забирали в спешке: в Киеве готовился парад в честь 10-й годовщины независимости Украины и новые танки должны были продемонстрировать сомневающимся состоятельность «незалежной» промышленности.

«Хлопцы, а гроши где?», — напрасно вопрошали заводчине, не получившие за свой труд ни копейки. От них отмахивались, как от мух. Мол, не о том надо думать в предпраздничный час.

Десятка «Оплотов» грозно прогрохотала по Крещатику. Потом роту приписали к 72-й отдельной механизированной бригаде в Белой Церкви.

Но «гроши» у украинского оборонного ведомства все как-то не находились. Заводчане потребовали вернуть фактически угнанные военными танки обратно в Харьков. Так и пришлось сделать.

Теперь, видимо, тем «Оплотам» придется участвовать в других парадах. В Бангкоке.

Но что нам-то теперь ожидать на оружейном рынке? Сумеем ли еще хоть что-то откусить от международного танкового пирога? С Т-90, так не понравившимся главкому Постникову и уступившим «Оплоту» первенство в Таиланде, шансы, очевидно, невысоки.

Мог бы помочь, наверное, новый российский танк Т-95, который в страшной тайне создавали в нашей стране последние полтора десятка лет. Утверждают, что это было бы новое слово в танкостроении. Всего два года назад начальник Генерального штаба Вооруженных сил РФ Николай Макаров обещал, что Т-95 вот-вот будет принят на вооружение.

Но внезапно в Генштабе решили, что время танков вообще прошло. В нашей армии их число ограничили всего 2 тысячами. И работы по почти готовому Т-95 свернули.

В том, что совершена очередная огромная ошибка, уверен уже упоминавшийся генерал-полковник Маев. В интервью Накануне.ру он объяснял свое видение ситуации:

— Я вплотную участвовал в создании танка Т-95, и был руководителем этого проекта как начальник Главного автобронетанкового управления. Вот если бы этот танк Т-95 мы поставили рядом с «Леопардом будущего», то вся Европа бы ахнула, увидев, какие новые решения используются в этом танке.

Это был бы фурор! Я уверяю, что то, что заложено у нас в Т-95, появится у немцев и американцев только через десять лет. Конечно же, это будут технологические решения в новом виде, и очень прискорбно, что идеология, заложенная нами в эту машину, «выстрелит» там, на Западе, а не у нас.

Почему «зарубили»? Для меня самого это очень большой вопрос. Машина была уже на выходе.

Надо было всего-навсего создать еще один образец, провести толковые государственные испытания, доработать машину, а мы уже знали, что конкретно надо дорабатывать и готовить к производству! Эта машина совершенно уверенно обеспечила бы нашим Вооруженным силам преимущество в ближайшие 20 лет.

А те ноу-хау, которые были в ней заложены, стали бы своеобразным паровозом, который бы тащил все военно-технические разработки для сухопутных войск еще лет 50! На Т-95 впервые были заложены новые технологические решения в компоновке машины! Конечно, эти технологии никуда не делись, но беда в том, что они не реализованы.

Из досье «СП».

Танк «Оплот» и Т-90А оснащены схожим вооружением, состоящим из 125-мм гладкоствольной пушкой (КБА3 и 2А46М) и 7,62 мм пулеметом. В целом оба орудия находятся на одинаковом техническом уровне, и выделить преимущество у одного из танков нельзя.

Тактико-технические характеристики

Параметр Единица измерений Оплот Т-90А
Полная масса т 51 46,5
Экипаж чел. 3 3
Удельная мощность л.с./т 24,7 21,5
Удельное давление на грунт кгс/см2 0,97 0,94
Температурный режим работы °С −40…+55 −40…+50 (со снижением мощности)
Основные размеры
Длина танка
с пушкой вперед 9720 мм 9530 мм
корпуса 7075 мм 6917 мм
Ширина танка
по гусенице 3400 мм 3370 мм
по съемным защитным экранам 4176 мм 3780 мм
Высота по крыше башни 2215 мм 2228 мм
Длина опорной поверхности 4290 мм 4270 мм
Дорожный просвет 470…500мм 426…470мм
Ширина колеи 2780 мм 2790 мм
Скорость движения
Средняя по сухой грунтовой дороге 40…45 км/ч 35…40 км/ч
Максимальная по дороге с твердым покрытием 70 км/ч 60 км/ч
На передаче заднего хода:
минимальная 4,8 км/ч 4,18 км/ч
максимальная 31,3 км/ч
Расход топлива на 100 км
По сухой грунтовой дороге л, до 325…370 260…450
По дороге с твердым покрытием л, до 300 240
на основных топливных баках км 400 460
с дополнительными бочками км 500 650
Читайте также:  Обзор пневматического пистолета аникс а-3000 lb скиф: характеристики, устройство, принцип действия, фото
Боекомплект
Выстрелов к пушке шт 46 42
(из них в конвейере механизма заряжания) шт 28 22
Патронов:
к пулемету КТ-7,62 шт 1250 2000 (2500)
к пулемету КТ-12,7 шт 450 300
Аэрозольных гранат шт 12 12

Источник: https://svpressa.ru/all/article/41263/

Танк Оплот — характеристики

Т-84 Оплот — это основной боевой танк, созданный на Украине после выхода из состава СССР.

Подобные ей страны, покинувшие Союз, получали огромную материальную базу в виде оставшихся производств и техники, именно поэтому было принято решение создавать новый ОБТ на базе советского.

На роль основы был выбран Т-80, поступивший на вооружение в 1976 году, точнее его модификация Т-80УД. Более 5400 таких танков досталось в наследство от СССР новым странам и Украина не оказалась исключением, имея на вооружении около 345 единиц в 1995 году.

Создание новой машины было практически необходимым для украинцев, ищущих возможности быть менее зависимыми от России и экспортировать свое вооружение в другие страны. И, хотя разработка глубокой модификации Т-80 начиналась еще в конце 1980 годов, на свет он появился лишь в 1995 году, поступив на вооружение в 1999 году.

Конструкция

Проектировался и создавался Оплот в Харьковском Конструкторском Бюро имени Морозова.

Внешне T-84У имеет сильное сходство со своими советскими предшественниками. ОБТ времен СССР славились своими низкими силуэтами и Оплот не стал исключением. Ходовая с каждой стороны состоит из ведущего колеса сзади, шести обрезиненных опорных катков и направляющих спереди.

Водитель расположен спереди, за сильно наклоненной лобовой плитой. Шестиугольная башня находится в середине корпуса, имеет наклонные лобовые листы и далеко выступающую за корпус пушку.

На крыше по сторонам находятся люки и пулемет крупного калибра, который может быть применен командиром против пехоты или воздушных целей в то время, как основное орудие применяется по бронированным целям. Так же имеется спаренный пулемет, управляемый наводчиком.

Традиционно для советских танков применяется автомат заряжания, благодаря чему экипаж состоит из 3 человек — командира, наводчика и водителя. Имеется современная ДЗ НОЖ и система самоокапывания.

Подвижность

Двигательный отсек расположен сзади, предусмотрена установка внешних топливных баков. Двигатель 6ТД-2 дизельный, многотопливный, турбированный, мощностью 1200 л.с. Он передает мощность на планетарную коробку передач,с автоматическим переключением и 7 передачами вперед и 4 назад. Подвеска традиционная, торсионного типа с гидравлическими амортизаторами. Масса составляет около 50 тонн, а скорость достигает 70 км/ч по ровной поверхности и до 35 км/ч задним ходом. В перспективе может быть установлен новый двигатель 6ТД-3 мощность 1500 л.с., что заметно улучшит подвижность Оплота.

Вооружение и вспомогательное оборудование

Основное вооружение представлено 125 миллиметровым гладкоствольным орудием КБА3, способным, как и его советские аналоги запускать управляемые ракеты через свой ствол. Боекомплект состоит из 40 выстрелов раздельного заряжания, 28 из которых находятся в конвеере автомата заряжания. Ракеты, как и снаряды расположены там же.

Дополнительное вооружение представлено ставшими привычными пулеметом калибра 12.7 мм на крыше башни, имеющего 450 патронов в комплекте и спаренного с пушкой 7.62 мм, имеющего 1250 патронов. По бокам башни расположены 12 дымовых гранатометов.

Из активных защитных систем, помимо навесной активной брони «Нож», имеется комплекс электрооптической активной защиты «Штора-1». ЯБХ-защита предусмотрена по стандарту, как и автоматизированная быстродействующая система пожаротушения.

Т-84У

Первая серия называлась просто Т-84 и имела много схожего с Т-80УД, получив новую башню, двигатель 6ТД-2 и систему активной защиты Штора-1.

После модернизации танк получил название Т-84У и получил приборы прицеливания зарубежного производства, тепловизор, навигацию GPS, блоки реактивной брони,увеличенные бортовые экраны и вспомогательный агрегат питания для работы систем танка без запуска двигателя.

Бм оплот

Танк Бм оплот часто путают с Т-84, но он уже серьезно отличается от своего предшественника. Башня изменилась в очередной раз, стала сварно-катаной. Бортовые экраны увеличились, динамическую защиту «Нож» заменили на «Дуплет», КОЭП «Штора» заменили на «Варта».

Система управления огнем сменилась на новую, появился учет изгиба ствола и панорамный прицел командира с независимыми каналами тепловизора и лазерным дальномером.

Ятаган

T-84-120 Ятаган появился как экспортный вариант и принял участие в турецком тендере тендере. Он имеет 120 миллиметровую, стандартизированную под западные боеприпасы, кормовую нишу башни для хранения боекомплекта и измененный автомат заряжания. Так же в Ятагане используются зарубежные комплектующие.

Помимо Турции украинской машиной заинтересовался Тайланд, который выбирал между танками Оплот, Чёрная пантера, Т-90 и Леопард-2. 5 ноября 2013 года было передано 5 первых танков.

Эпилог

Т-84У Оплот имеет хорошие защищенность, за исключением боекомплекта в башне, верхней полусферы, и подвижность, обусловленную мощным двигателем и средней для ОБТ массой. Недостатком считаются боеприпасы и устаревшая система управления огнем. Можно сказать, что Оплот вполне соответствует современным стандартам ОБТ за исключением некоторых характеристик, которые можно исправить модернизацией.

На вооружении самой Украины находится 10 Т-84У и должно было поступить 10 Бм оплот, но из-за недостаточного финансирования этого не случилось. Планируется принять на вооружение 50 танков до 2018 года.

Источник: https://tanksdb.ru/oplot/

Трясущийся и старый. Почему украинский "Оплот" назвали тупиковым танком

МОСКВА, 17 июл — РИА Новости, Андрей Коц.

Изношенность узлов и агрегатов, несоответствие заявленных возможностей суровой реальности, низкая надежность и плачевный экспортный потенциал — и это еще не главные проблемы украинского основного боевого танка Т-84У «Оплот».

Как признался на днях СМИ бывший военнослужащий ВСУ, командир танкового взвода Алексей Бобовников, у этих машин попросту нет будущего. О мытарствах украинского «супертанка», на поверку оказавшегося «бумажным тигром», — в материале РИА Новости.

Советская база

Основной боевой танк (ОБТ) Т-84У «Оплот» разработан в Харькове в конце 1990-х годов на базе Т-84, который, в свою очередь, представлял собой модернизацию Т-80УД, созданного еще в СССР.

На бумаге «Оплот» вобрал в себя все лучшее, что могла предложить позднесоветская школа танкостроения: хорошая скорость, маневренность и проходимость, новая сварно-катаная башня, 125-миллиметровая пушка КБА-3 — копия проверенной временем 2А46.

Кроме того, украинские оружейники навесили на машину эффективную динамическую защиту «Нож», обеспечили спутниковой навигационной системой, современной системой управления огнем и внедрили еще ряд технологических решений.

Т-84У «Оплот» на удивление тепло встретила западная специализированная пресса.

Авторитетные издания включали его в топ-10 лучших мировых ОБТ, эксперты отмечали хорошую защищенность танка и достойную систему управления огнем. Однако комплименты комплиментами, а тендеры тендерами.

В нулевых украинское правительство пыталось продвинуть танк в Турцию, Грецию и  Малайзию, и все эти страны в конечном счете сделали выбор в пользу коммерчески успешных американских и европейских бронированных машин. А своей армии Т-84У «Оплот», как выяснилось, был не особенно и нужен. Для ВСУ изготовили всего десять единиц.

Модификация БМ «Оплот», представленная в 2008-м, отличалась от базового Т-84У улучшенной мобильностью и защищенностью, но в серийное производство для армии не пошла.

Зато у модификации «Оплот-Т» были все шансы стать основным боевым танком Вооруженных сил Таиланда. Первого сентября 2011 года подписали контракт на поставку 49 танков и пяти учебных машин на сумму 241 миллион долларов.

Увы, сиамский вояж «Оплота», мягко говоря, не задался.

Бывший в употреблении

Промышленность попросту не потянула контракт на 54 основных боевых танка, которые, хоть и с натяжкой, можно назвать современными. За пять лет украинские танкостроители изготовили для заказчика только 20 машин.

В 2015-м завод имени Малышева не выпустил ни одного танка, и Киев попросил Бангкок перенести срок полного выполнения обязательств на октябрь 2017-го, но покупатель на это уже не согласился. В качестве замены «Оплоту» Таиланд выбрал китайский VT-4, подписан контракт на 28 танков.

Министр обороны королевства Правит Вонгсуван резко раскритиковал нерасторопных украинских  партнеров, заявив, что соглашение с Киевом стало основной проблемой в деле перевооружения тайской армии. И дело не только в срыве дедлайнов.

Танки, конечно, не разваливались на ходу, вполне сносно стреляли, но по факту оказались банально старыми. Со многих в Таиланде сразу же сошла заводская краска, обнажив слои многолетней давности, а кое-где и ржавчину.

Быстро выяснилось, что в них зачастую использовались узлы и агрегаты танков, десятилетиями находившихся на складах хранения или ржавевших под открытым небом. На «Оплоты» устанавливались, в частности, двигатели ТД-1000Т разной степени сохранности, снятые с первых Т-80, принятых на вооружение еще в 1976 году. Тогда эти движки были по-настоящему прорывными, но за 40 лет многое изменилось.

Пикантную «вторичность» украинских «Оплотов» прямо подтвердил представитель тайской армии, присутствовавший на приемке в Харькове первых машин.

Он выложил в анонимном блоге фотографии цехов, где хаотично хранятся комплектующие и узлы танков Т-64, Т-80УД и Т-84, в том числе и двигатели, — порой под открытым небом.

Уже на испытаниях тайцы сильно ругали «Оплоты» за низкий уровень эргономики и надежности, неоправданно сложные алгоритмы управления, тесноту и постоянные сбои в электронике.

Европейский провал

Тем не менее украинские СМИ, политики и «диванные» эксперты продолжали активно расписывать достоинства национального «супертанка». Поставки «Оплотов» еще в августе прошлого года обещал армии верховный главком Петр Порошенко.

И танки действительно пришли — аж целых десять штук, построенных в конце 90-х и косметически отремонтированных.

Зато интернет пестрит смонтированными на коленке видеороликами: «Оплот» против «Арматы», «Оплот» против «Абрамса», «Оплот» против «Леопарда».

Несложно догадаться, что из этих виртуальных схваток украинский танк неизменно выходил победителем.

В начальной стадии конфликта в Донбассе Т-84У регулярно в одиночку разбивал дивизии и корпуса ополченцев — разумеется, только в твиттере и без фотодоказательств.

А сами военные ДНР и ЛНР шутили, что если бы «Оплот» действительно приехал на фронт, то давно уже воевал бы на стороне ополчения, как и несколько захваченных в боях с ВСУ танков Т-64БМ «Булат».

Единственный шанс достойно показать себя в условиях, приближенных к боевым, украинским Т-84У представился в июне, в Германии. Несколько «Оплотов» приняли участие в европейском аналоге «танкового биатлона» — военном многоборье Strong Europe Tank Challenge. Украинский экипаж всухую проиграл всем остальным участникам, заняв восьмое место из восьми возможных. Ответственность за провал генералы сразу возложили на танкистов. Те тоже не стеснялись в выражениях.

«Мы поехали на четырех Т-84, — высказался в СМИ капитан ВСУ Роман Багаев. — Во время одного из этапов — «операции в наступлении» — выстрелил только один танк. На остальных трех или снаряд не до конца загрузился в пушку, или не сработали датчики. Система показала, что танк не до конца зарядился, поэтому пушка с гидростопора не снялась».

Еще больше офицера возмутило отсутствие стабилизации пушки. По его словам, она тряслась после каждого выстрела. При такой болтанке поразить из орудия цель на удалении в полтора километра можно лишь случайно. То, что Украина не смогла выделить на европейские соревнования хотя бы четыре исправных современных танка и четыре обученных экипажа, — очередное и явно не последнее доказательство того, что Петр Порошенко, назвав когда-то ВСУ «сильнейшей армией Европы», несколько погорячился.

Источник: https://ria.ru/20180717/1524714864.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector