Танк т-18 (мс-1): советский, легкий

6 июля 1927 года на вооружение Красной армии был принят танк сопровождения пехоты Т-18, более известный под обозначением МС-1.

Эта машина разрабатывалась советскими специалистами и стала первым по-настоящему массовым танком отечественной разработки. Больше того: Т-18 оказались самыми многочисленными танками 20-х годов.

В СССР их построили больше, чем в это десятилетие произвели танков во всех остальных странах мира, вместе взятых.

Ответ Чемберлену

Успешные испытания опытного образца танка сопровождения открыли ему дорогу в серию. 20 июня 1927 года, ещё до принятия Т-18 на вооружение, состоялось заседание Орудатреста (Орудийно-арсенального треста, ОАТ), на котором обсуждался выпуск этих танков.

Рассматривались различные варианты объёма производства, правда, все они были уже не такими оптимистичными, как в марте 1923 года. Принятый по итогам заседания пятилетний план оказался вполне реалистичным.

Всего предполагалось построить 927 танков, из них 12 за 1927/28 годы, 175 за 1928/29, 200 за 1929/30, 240 за 1930/31 и 300 за 1931/32 годы.

Танк Т-18 (МС-1): советский, легкий Продольный разрез Т-18 первой серии

Штаб РККА просил ускорить запуск серийного производства Т-18, но сделать это было не просто. Нужны были дополнительные производственные площади. Завод «Большевик» являлся многопрофильным предприятием.

Здесь строили и орудийные системы, и трактора, и жертвовать ими в угоду производства танков никто не собирался. 2 августа 1927 года на заседании коллегии Военно-промышленного управления (ВПУ) обсуждалась реорганизация производства на «Большевике».

Было решено построить новый корпус для производства танковых и тракторных двигателей. 100 000 рублей выделялось на слом и перенос старого производства газового завода, на месте которого строился новый корпус.

Для закупки оборудования для танкового производства выделялось 597 000 рублей. Ещё 330 000 рублей выделялось на изготовление приспособлений и инструмента, необходимого танковому производству.

Закупить необходимое оборудование за рубежом оказалось непросто. Договориться удалось лишь с Германией. Там было закуплено практически всё электрооборудование, на моторах советских танков использовались карбюраторы Pallas. Вот так для ковки советского танкового меча использовалась и немецкая наковальня.

Танк Т-18 (МС-1): советский, легкий Один из первых Т-18 первой производственной серии. Брезентовые передние крылья не установлены

17 сентября план на 1927/28 годы был скорректирован, окончательно утвердили эти изменения на заседании Орудатреста 4 октября. Теперь вместо 12 в этот период предполагалось построить 23 танка.

Вместе с 23 танками планировалось сдать 60 тракторов. План на 1928/29 годы теперь предусматривал производство 85 Т-18 и 80 тракторов.

После того, как был бы построен новый цех, на «Большевике» предполагалось выпускать по 150 танков и тракторов, а также по 300 авиационных двигателей в год.

Одновременно рассматривался вопрос увеличения объёма выпуска Т-18 за счёт привлечения к производству новых площадок. Одной из них мог стать Харьковский паровозоремонтный завод (ХПЗ). Но на ХПЗ Т-18 так и не прижился: вместо малого танка сопровождения в Харькове решили организовать производство манёвренного (среднего) танка, также разработанного под руководством Шукалова.

Танк Т-18 (МС-1): советский, легкий Этот же танк сзади. Видна запасная шаровая установка пулемёта, прикрытая заглушкой

Временем начала работ по выпуску 23 Т-18 считалось 1 октября 1927 года, сдать последние машины годового задания предполагалось к 1 октября 1928 года. На заводе, впрочем, не разделяли оптимизма Орудатреста.

На совещании, прошедшем на «Большевике» 9 октября 1927 года, руководством завода было оговорено, что 23 танка получится сдать при условии обязательного выполнения ряда условий.

В их числе было усиление станочного парка, закупка за рубежом необходимого оборудования и материалов, определение поставщика установок для пулемётов и орудий, а также форсирование работ по танковой броне.

Также заводу требовались квалифицированные рабочие в количестве 80 человек, которые в то время были «дефицитом». Завод просил закупить за рубежом материалы сразу на двухлетнюю программу, причём как для танков, так и для тракторов.

Танк Т-18 (МС-1): советский, легкий Как и у Т-16, на каждый борт приходилось по 3 поддерживающих катка

К марту 1928 года необходимого для постройки первой партии танков оборудования всё ещё не было. Между тем, к 23 танкам, предусмотренным планом, добавился ещё один: выпуск второго Т-16 отменён не был.

Тогда же, в марте 1928 года, снова было решено строить Т-18 в Перми. По артиллерийскому вооружению повторилась ситуация, сложившаяся при производстве «Рено-Русского». На заводе №8 им.

Калинина ремонтировались 5-ствольные пушки Hotchkiss, стволы от которых и брались для танковых пушек.

Аппетиты военных продолжали расти. В начале апреля начальник снабжения РККА П.Е. Дыбенко предложил увеличить объём выпуска на 1928–1929 годы с 85 до 110 Т-18. Заводское руководство в ответ сообщило, что для выполнения такой задачи понадобятся дополнительные станки и рабочие. В результате план остался прежним.

В это же время завод получил задание разработать технический проект танка сопровождения Т-19. Эта машина, создание которой инициировало командование Красной армии, должна была развивать максимальную скорость 25 км/ч. Тогда же, в апреле 1928 года, «Большевик» загрузили работой по теме манёвренного танка Т-12: в Ленинграде предполагалось выпускать двигатели для этой машины.

Танк Т-18 (МС-1): советский, легкий Конструкция башни Т-18 первой и второй производственных серий

При подготовке к серийному производству в конструкцию Т-18 было внесено множество изменений. Существенно была переделана носовая часть корпуса. Теперь она изготовлялась в виде большой литой детали, на которой находились крепления ленивцев. Серьёзно было переделано моторное отделение.

Полностью изменилась конструкция воздухопритока, переделке подвергся отсек, в котором находился глушитель. После испытаний была переделана ходовая часть, также конструкторы окончательно отказались от жёстких передних крыльев. Вместо них были разработаны брезентовые крылья, которые могли быстро сниматься.

Небольшие изменения были внесены в конструкцию смотровых щелей механика-водителя.

В отличие от Т-16, на серийном танке появилась передняя фара и кормовой фонарь, а также звуковой сигнал. Это оборудование было импортным, производилось немецкой фирмой Bosch. Переделкам подверглась и башня.

На месте эвакуационного люка появилась заглушка под запасную шаровую установку пулемёта. Интересно, что у бронеавтомобиля БА-27, который оснащался той же башней, она осталась в исходной конфигурации Т-16.

Танк Т-18 (МС-1): советский, легкий Третий вариант орудийной установки стал основным для Т-18

18 апреля 1928 года между Орудатрестом и Обществом содействия обороне, авиационному и химическому строительству (ОСОАВИАХИМ) был заключён договор на поставку 30 танков сопровождения без вооружения, но с запчастями и принадлежностями. Каждый такой танк обходился в 26 500 рублей. Согласно договору, на каждую машину наносилась надпись. Сроком сдачи было определено 30 октября 1928 года, но вложиться в этот срок не удалось.

Летом 1928 года была начата подготовка к серийному производству и был испытан первый серийный двигатель для Т-18. 12 июня 1928 года первый Т-16 был передан в Красногородский лагерь им.

Фрунзе, где он использовался на Курсах механической тяги. Машину перед этим снова переделали: наиболее заметным изменением стала литая носовая часть корпуса, которая, впрочем, отличалась от носа Т-18.

В таком виде Т-16 и эксплуатировался.

Танк Т-18 (МС-1): советский, легкий Танк второй серии на испытаниях. Это один из 7 танков второй серии, построенных на средства ОСОАВИАХИМа

К 14 сентября на «Большевике» в работе имелся 21 двигатель Т-18, из которых 5 прошли испытания и 4 находились в процессе обкатки. Хуже обстояла ситуация с корпусами: 6 из них были собраны полностью, столько же находилось на сборке, ещё 3 на клёпке.

Заводу не хватало сборщиков и заклёпок — в связи с последним завод получил от Орудатреста разрешение на использование болтов. Траков, среди которых было много бракованных, набиралось на 14 танков. На стадии окончательной сборки находилось всего 4 танка.

Заводское руководство пришло к выводу, что план на 1927-1928 годы будет выполнен примерно с месячным опозданием.

Танк Т-18 (МС-1): советский, легкий 7 ноября 1929 года: первый парад с участием МС-1

Хотя ни один танк первой серии ещё не был готов, в конструкторском бюро (КБ) Орудатреста работали над модернизацией Т-18. Со второй серии планировалось внедрить в конструкцию изменённый ленивец, а также другие поддерживающие катки. Количество поддерживающих катков увеличивалось до 4 на борт. Кроме того, была усилена подвеска, на её свечах появились отбойники.

Впрочем, сначала надо было построить хотя бы 23 танка первой серии. К 3 ноября были собраны все двигатели, из них 16 прошли испытания. Из 23 корпусов удалось закончить 18.

7 танков к тому моменту было сдано, испытывались 4 машины, ещё 3 находились на завершающей стадии сборки. 1 декабря началась сборка двигателей и корпусов для оставшихся 7 танков, заказанных ОСОАВИАХИМом. К тому моменту число принятых машин достигло 14 штук.

А к концу декабря все 23 машины первой серии были предоставлены для испытаний.

Танк получился вполне удачным. Боевая масса машины составила 5900 кг, максимальная скорость движения — 15,5 км/ч. Испытания танка показали удовлетворительные результаты — правда, были зафиксированы и различные дефекты: неисправности двигателя, подвески, поломки тормозов. По итогам испытаний был составлен список необходимых исправлений.

Очень часто использующийся в литературе по отношению к танкам первой серии индекс «МС-1 обр.1927 года» не является историчным. МС-1 в документах разделялись исключительно по сериям. Первый серийный Т-18 получил номер 301, от этого числа и велась дальнейшая нумерация.

Танк Т-18 (МС-1): советский, легкий Танки второй серии можно легко отличить по пулемёту ДТ и четырём поддерживающим каткам на борт. Также на свечах подвески появились отбойники

В танках первой серии отсутствовал электрический стартер, его получили машины начиная с 24-й, то есть со второй серии. При сборке корпусов и башен стало понятно, что необходимо дополнительно шлифовать кромки листов, которые поступали с Ижорского завода.

В конструкцию силовой установки танков второй серии было внедрено 152 переделки, в конструкцию ходовой части и других узлов машины — ещё 85 наименований. Вместо спаренного пулемёта Фёдорова было решено установить новейший танковый пулемёт Дегтярёва — ДТ. Несмотря на некоторые «детские болезни», ДТ стал огромным шагом вперёд.

Читайте также:  Кистень - холодное оружие: техника боя, как выглядит без рукояти, разрешён или нет, практическая тренировка

Заменив пулемёт, пришлось переделывать не только шаровую установку, но и укладки под магазины.

Ещё в 1926 году начались работы по переделке пушки «Гочкис». На танки первой серии ставился второй вариант орудия, разработанный в 1927 году.

К 1929 году был готов третий вариант орудия с универсальным прикладом и изменённым оптическим прицелом. В отличие от орудий предыдущих модификаций, эта пушка делалась с нуля.

Первые образцы были готовы в начале 1929 года, поначалу у этих «Гочкисов» имелись проблемы, связанные с браком стволов.

Летом 1928 года стало ясно, что в указанную в договоре стоимость танка завод не вписывается. К 1 октябрю сумма расходов на каждый танк составила 37 500 рублей, а конечная цена была определена в примерно 45 000 рублей.

В связи с этим завод просил Артиллерийское управление не устанавливать твёрдые цены на 78 машин, которые предстояло выпустить в 1928/29 гг.

Фактически каждый танк первой серии обошёлся в 57 000 рублей, стоимость танков второй серии определили в 46 000 рублей.

Танк Т-18 (МС-1): советский, легкий Погрузка на болиндер, 1930 год

Сдача первых танков 2-й серии оказалась сорвана из-за того, что 18 декабря в Ленинграде началось наводнение, которое не закончилось и к началу января 1929 года. Вода стала затапливать некоторые цеха «Большевика», часть рабочих пришлось направить на ликвидацию стихийного бедствия.

Это же наводнение стало причиной задержки артиллерийских испытаний танков первой серии. Окончательное принятие построенных танков задерживалось и в связи с массовой заменой различных деталей на новые.

Первые два Т-18 удалось окончательно сдать и отправить с завода только к концу марта 1929 года.

Танки, которые выпускались по заказу ОСОАВИАХИМ, с правой стороны башни были украшены слоганом «Наш ответ Чемберлену». С левой стороны башен были нанесены надписи «Батрак», «Московский Металлист», «Совторгслужащий СССР», «Горнорабочий СССР» и «Железнодорожник — страж СССР».

Эти танки участвовали в параде 7 ноября 1929 года, а в дальнейшем использовались как учебные. 3 танка ушло на склад №37, 16 танков — в 3-й танковый полк, 10 — на Броневые командные курсы.

Ещё один танк отправился в Пермь, на Мотовилихинский машиностроительный завод, где налаживалось производство Т-18.

Эти же машины спереди

Работы по танкам оставшейся части 2-й серии (78 машин) начались в апреле 1929 года, полноценная их сборка началась летом. 29 июня 1929 года в работе находилось 42 корпуса, из них 29 готовых. Также в работе было 30 двигателей, из них 8 готовых. Столько же — 8 штук — было готово и танков.

В это же время пришлось вносить очередное изменение в конструкцию машины. Выяснилось, что на рёбрах диска ведущих колёс почти всех выпущенных танков появились трещины. Было решено ставить на танки стальные литые ведущие колёса, поначалу их получили танки первой серии. Велись и опытные работы с Т-16. Вместо катков с обрезинкой он получил цельнометаллические катки.

К 25 июля 1929 года на гарантийную обкатку вышел 21 танк второй серии. К 1 сентября число вышедших танков увеличилось до 40, 15 из них уже ушли с завода. К 23 сентября количество готовых танков достигло 50 штук. Полностью танки второй серии были сданы в ноябре 1929 года

Модернизация с орлиными когтями

К весне 1929 года работы по танкам сопровождения стали вестись сразу в нескольких направлениях. Во-первых, началась разработка танка Т-19 с 75-сильным двигателем и новой ходовой частью. Ожидалось, что он будет разгоняться до 25 км/ч.

Во-вторых, появился проект Т-18 бис, эта тема позже развилась в Т-20. Это был тот же Т-18, но с некоторыми усовершенствованиями и улучшением динамических характеристик.

В-третьих, 7 марта 1929 года появились соображения по модернизации Т-18 третьей серии, которая, согласно планам, должна была включать 150 танков. Эта машина должна была стать более быстрой за счёт форсирования двигателя до 45 лошадиных сил.

Максимальная скорость должна была увеличиться до 18 км/ч. Впрочем, на заводе к возможности подобного увеличения мощности отнеслись со скепсисом: имелись сомнения в надёжности форсированного двигателя.

Источник: https://warspot.ru/11733-t-18-seriynyy-otvet-chemberlenu

Сделано в СССР. Желания и возможности. Или какими могли стать потомки МС-1 (Т-18) — Альтернативная История

Выбор редакцииАльтернативное танкостроение

«Так выпьем за то, чтобы наши желания совпадали с нашими возможностями.»(с) Древний кавказский тост из к.ф. «Кавказская пленница».

Танк Т-18 (МС-1): советский, легкий

Весной 1924 года было создано Танковое бюро при Главном управлении военной промышленности (ГУВП), и  6 мая 1924 года оно приступило к работе.

В коллективе конструкторов на тот момент не было ни одного человека, ранее занимавшегося проектированием бронетанковой техники, и полностью отсутствовала необходимая документация.

Это весьма прозрачный намек на то, что не стоит строго результаты их работы с прошедшего столетия.

Армия хотела танк. Причем танк хороший, несущий в себе самое лучшее, что могла дать отечественная промышленность.

Танк Т-18 (МС-1): советский, легкий

В качестве прототипа лучше подходил итальянский танк «Фиат-3000», обладавший меньшим весом и большей скоростью, чем его французский собрат «Рено ФТ-17». Хотя в сторону NC-2 посматривать продолжали. Танк внимательно изучали специалисты Танкового бюро с 1925 года в рамках инициативных работ над проектом малого танка.

И с глубоким сожалением осознали, что в отведенные три тонны «всё лучшее» не влезет. От слова «совсем». Высоко на «верху» подумали, и приняли соломоново решение. Одна группа конструкторов пытается впихнуть хоть что-то в прокрустово ложе трехтонных ограничений. Вторая творит конфетку из всех подручных материалов, до которых сможет дотянуться.

Первой теме присвоен индекс «Т-16», второй «Т-18».

Для Т-18 отечественная промышленность могла предложить листовые рессоры хорошего качества. Броню толщиной до 16 мм. Тяжелое наследие царского режима и Гражданской войны – 57-мм пушку Гочкис с длиной ствола в 40 калибров. И мотор М-6, в девичестве «Испано-Сюиза 8».

Танк Т-18 (МС-1): советский, легкий

Авиационные перспективы этого двигателя были весьма грустные. Но его производство было уже налажено, и поставить крест на затраченных усилиях мешала элементарная «жаба». А тут и танкисты подвернулись с протянутой рукой.

Все восемь цилиндров, да еще и стоящие под углом в 90 градусов, в габариты МТО влезать не захотели. Один ряд пришлось удалять хирургическим путем. Далее под секвестр попала система жидкостного охлаждения.

На размерность покушаться не стали, и так уже страшно было – а вдруг ОНО не заработает? В результате к 1928 году на стенде достаточно бодро отработало порядка 100 часов незаконнорожденное дитё советских франкенштейнов – танковый мотор воздушного охлаждения М-16. Выдать обещанные 100 л.с.

он так и не смог, зависнув на 95, но и этот результат был значительно лучше того, что заставлял двигаться Т-16. Этот аппарат уже был готов, но больше походил на танкетку-переросток, чем на полноценный танк. И работы по Т-18 продолжались.

Танк Т-18 (МС-1): советский, легкий
Танк Т-18 (МС-1): советский, легкий

Ходовая часть Т-18 первых серий применительно к каждому борту состояла из ленивца, ведущего колёса, четырех обрезиненных сдвоенных опорных катков среднего диаметра, сблокированных по два, и двух сдвоенных поддерживающих катков.

Гусеницы стальные, гребневого зацепления, крупнозвенчатые. В качестве упругого элемента в тележках использовались листовые рессоры. Первоначальная конструкция тележек была довольно громоздкой. Выход подсмотрели у немцев, пытающихся пилить собственные танки на полигоне «Кама».

Получилась значительно более компактная конструкция.

Танк Т-18 (МС-1): советский, легкий

Вооружение по первоначальному проекту состояло из 57-мм танковой пушки Гочкис с длиной ствола в 40 калибров. Их просто прихватизировали из арсенала, куда они сдавались вместе с трофейными британскими «Рикардо».

Перекомпоновав системы отката, Ленинградский Кировский завод приготовил к выпуск эксклюзивно-отечественный вариант под обозначением «Л-1».

Дополнять её в двухместной башне должен был спаренный пулемет Федорова на индивидуальной установке или новый ДП-27 в танковом варианте.

И тут военные увидели заморский «Виккерс – 6 тонн». Истерику «хочу такой же» погасили волевым решением – обязали конструкторов установить на Т-18 две пулеметные башни. Искоса посмотрев на приплясывающих заказчиков, инженеры тихо пробурчали матерный вариант «нате и подавитесь», и Т-18, еще не пойдя в серию, обзавелся первой модификацией.

Танк Т-18 (МС-1): советский, легкий

Информация о колесно-гусеничном танке «Кристи» попала к конструкторам даже раньше чем к военным. Кто-то даже рисунок привез. Вот по этому рисунку и слепили вторую модификацию.

Тут уже припухли военные, такого авангардизьма они не ожидали. На слабую попытку отбрыкаться, у них вежливо поинтересовались, а не пропало ли у них желание иметь. А раз не пропало, берите и владейте.

А башню и заменить можно, на что-нить более вам привычное.

Танк Т-18 (МС-1): советский, легкий
Танк Т-18 (МС-1): советский, легкий
Танк Т-18 (МС-1): советский, легкий

наименование Танк Т-18
Боевая масса 7 тонн
Бронирование до 16 мм
Вооружение 1×57мм Гочкис/Л-1, 1×7,62мм ДТ
Двигатель 4-х цилиндровый воздушного охлаждения М-16. 95 л.с.
Экипаж 3 человека

P.S. У колесно-гусеничного танка 37-мм  автоматическая пушка на базе 40-мм  Мк2 «Виккерс». Ствол с воздушным охлаждением в комплект к двигателю:)

Источник: http://alternathistory.com/sdelano-v-sssr-zhelaniya-i-vozmozhnosti/

Танк Т-18м

Танк Т-18 (МС-1): советский, легкий Танк Т-18 (МС-1): советский, легкий

Механизм поворота обеспечивал поворот танка с минимальным радиусом, равным ширине его колеи (1,41 м). Пушка калибром 37-мм системы «Гочкис» и 18-мм пулемет размещались в башне кру­гового вращения. Для повышения проходимости танка через рвы и траншеи танк был снабжен так называемым «хвостом». В ходе мо­дернизации на танке был установлен более мощный двигатель, де­монтирован хвост, танк был вооружен 45-мм пушкой образца 1932 года с большим боезапасом. В первые месяцы войны танки Т-18м использовались в качестве неподвижных огневых точек в системе советских приграничных закрепрайонов.

Танк Т-18 (МС-1): советский, легкий Танк Т-18 (МС-1): советский, легкий

История создания танка

Легкий танк Т-18 (МС-1 или «Русский Рено»).

Танк Т-18 (МС-1): советский, легкий

В период Гражданской войны в России танки «Рено» повоевали и в войсках интервентов, и у белых, и в Красной Армии. Осенью 1918 года, 3-ю роту «Рено» 303-го полка штурмовой артиллерии направили на помощь Румынии. Она выгрузилась 4 октября в греческом порту Салоники, но в боевых действиях поучаствовать не успела.

Уже 12 декабря рота оказалась в Одессе вместе с французскими и греческими войсками. Впервые эти танки вступили в бой 7 февраля 1919 года, поддержав совместно с бронепоездом белых атаку польской пехоты под Тирасполем.

Читайте также:  Вск-94: снайперская винтовка, оружие спецназа россии, (ттх) технические характеристики, магазин, комплекс

Позже, в бою под Березовкой, один танк «Рено» FT-17 был поврежден и захвачен бойцами Второй Украинской Красной армии в марте 1919 года после боя с частями Деникина.

Танк Т-18 (МС-1): советский, легкий

Машину отправили в Москву в качестве подарка В.И.Ленину, который дал указание организовать на ее базе производство аналогичной советской техники.

Доставленный в Москву, он 1 мая 1919 года прошел по Красной площади, а позже был доставлен на Сормовский завод и послужил образцом для постройки первых советских танков «Рено русский».

Эти танки, известные также как «М», были построены в количестве 16 штук, снабжались двигателями типа «Фиат» мощностью в 34 л.с. и клепаными башнями; на части танков позднее поставили смешанное вооружение — 37-мм пушка в передней части и пулемет в правом борту башни.

Танк Т-18 (МС-1): советский, легкий

Осенью 1918 рода трофейный «Рено» FT-17 был отправлен на Сормовский завод. Коллектив конструкторов технического бюро за сравнительно короткое время с сентября по декабрь 1919 года — разработал чертежи новой машины. При изготовлении танка «сормовичи» кооперировались с другими предприятиями страны.

Так Ижорский завод поставлял броневые катаные листы, а Московский завод АМО (ныне ЗИЛ) — двигатели. Несмотря на многие трудности через восемь месяцев с начала организации производства (31 автуста 1920 года) первый советский танк покинул сборочный цех. Он получил название «Борец за свободу товарищ Ленин». С 13 по 21 ноября танк выполнил официальную программу испытаний.

В машине сохранена компоновочная схема прототипа. Впереди располагалось отделение управления, в центре — боевое, в корме моторно-трансмиссионное. При этом с места механика-водителя и командира-стрелка, составляющих экипаж обеспечивался хороший обзор местности, кроме того непростреливаемое пространство в направлении движения танка вперед было небольшим.

Корпус и башня были каркасными бронирование противопульным. Броневые листы лобовых поверхностей корпуса и башни наклонены под большими углами к вертикальной плоскости что повышвло их защитные свойства, и соединены заклепками. В лобовом листе башни в маске устанавливалась 37-мм танковая пушка «Гочкис» с плечевым упором или 18-мм пулемет.

Некоторые машины имели смешанное (пулеметно-пушечное) вооружение.Боекомплект с пушечным вооружением из 250 унитарных артиллерийских выстрелов.В качестве приборов наблюдения использовались смотровые щели.Средств внешней связи не было. На танке устанавливался четырех-цилиндровый карбюраторный однорядный  автомобильный двигатель жидкостного охлаждения  мощностью 34 л.

с,позволяющий двигаться со скоростью 8,5 км/ч. В корпусе он располагался продольно и и был направлен маховиком в сторону носовой части. Механическая трансмиссия из конического главного фрикциона сухого трения (сталь по ко же),четырех-ступенчатой коробки передач,бортовых фрикционов с ленточными тормозами (механизмов поворота) и двух-ступенчатых бортовых передач.

Механизмы поворота обеспечивали выполнение этого маневра с минимальным радиусом,равным ширине колеи машины (1,41 метр). Гусеничный движитель (применительно к каждому борту) состоял из крупнозвенчатой гусеничной ленты цевочного зацепления. Девять опорных и семь поддерживающих катков направляющего колеса с винтовым механизмом натяжения гусеницы, ведущего колеса заднего расположения.

Поддерживающие катки (кроме заднего) подрессорены винтовой спиральной пружиной. Подвеска балансирная. В качестве ее упругих элементов использовались листовые полуэплиптические рессоры прикрытые броневыми листами.Танк имел хорошую опорную и профильную проходимость.

Для увеличения профильной проходимости при преодолении рвов и эскарпов в его кормовой части был установлен съемный кронштейн («хвост»). Машина преодолевала ров шириной 1,8 м и эскарп высотой 0,6 м, могла преодолевать вброд водные преграды глубиной до 0,7 м, и валить деревья толщиной до 0,2 — 0,25 м,не опрокидываясь на подъемах до 38 градусов, и при кренах до 28 градусов.

Электрооборудование однопроводное,напряжение бортовой сети 6В.Система зажигания от магнето.Пуск двигателя производится из боевого отделения с помощью специальной рукоятки и цепной передачи или снаружи с помощью пусковой рукоятки. По своим тактико-техническим характеристикам танк Т-18, не уступал прототипу, а по максимальной скорости и бронированию крыши превосходил его.

В последующем были изготовлены еще 14 таких танков, некоторые из них получили наименования: «Парижская коммуна»,»Пролетариат», «Буря»,»Победа»,»Красный боец»,»Илья Муромец». Первые советские танки принимали участие в боях на фронтах гражданской войны. В самом ее конце производство машин из-за экономических и технических трудностей было прекращено.

«Легкий танк Т-80»

Танк Т-18 (МС-1): советский, легкий

После глубокой модернизации в 1938 году получил индекс Т-18м.

Тактико-технические характеристики

Боевая масса 5,8 т
Размеры:
длина 3520 мм
ширина 1720 мм
высота 2080 мм
Экипаж 2 человека
Вооружение 1х37-мм пушка «Гочкис» 1х18-мм пулемет на модернизированном Т-18М 1х45-мм пушка,образца 1932 года1х7,62-мм пулемет
Боекомплект 112 снарядов, 1449 патронов, на Т-18 250 снарядов
Бронирование:
лоб корпуса
лоб башни 16 мм
Тип двигателя карбюраторный ГЛЗ-М1
Максимальная мощность Т-18 34 л.с,Т-18м 50 л.с
Максимальная скорость Т-18 8,5 км/час,Т-18м 24 км/ч
Запас хода 120 км

Танк Т-18 (МС-1): советский, легкий

Источники:

  • «Танк Рено-Русский» (год изд.1923), М.Фатьянов;
  • М. Н. Свирин, А. А. Бескурников. «Первые советские танки»;
  • Г.Л. Холявский «Полная энциклопедия танков мира 1915 — 2000 гг»;
  • А. А. Бескурников «Первый серийный танк. Малый сопровождения МС-1»;
  • Солянкин А. Г., Павлов М. В., Павлов И. В., Желтов И. Г. Отечественные бронированные машины. XX век. 1905-1941;
  • Zaloga, Steven J., James Grandsen (1984). Soviet Tanks and Combat Vehicles of World War Two;
  • Peter Chamberlain, Chris Ellis: Tanks of the world 1915-1945.

Источник: http://pro-tank.ru/bronetehnika-sssr/legkie-tanki/88-t-18

Танк Т-18 (МС-1)

Танк Т-18 (МС-1): советский, легкий

Рисунок советского легкого пехотного танка Т-18 (МС-1) в атаке

Т-18 (МС-1) – советский пехотный легкий танк конца 20-х – начала 30-х годов прошлого века, который стал первым танком советской разработки на основе французского пехотного танка FT-17 и его итальянской модификации «FIAT 3000».

В названии буква «Т» обозначает слово «танк», а индекс «18» – тип разработанного танка по порядку. Второе название танка – МС-1 довольно часто встречается в советских источниках.

Здесь аббревиатура МС обозначает «малый сопровождения», а цифровой индекс «1» — первую модель этого класса танков.

Танк Т-18 (МС-1): советский, легкий

Советский легкий пехотный танк Т-18 (МС-1) на постаменте памятника перед павильйонами музея в Кубинке (Россия). На фото изображен танк ранних периодов выпуска.

История и предпосылки создания.

В ходе гражданской войны Красной армией были захвачены несколько белогвардейских танков FT-17 французского производства. Одно время FT-17 даже производился заводом «Красное Сормово», но экономические трудности в стране привели к сворачиванию производства танка, который получил название «Рено-Русский». Разработки нового и более совершенного по тем временам танка начались в средине 1925 года.

Разработка велась с учетом опыта производства танка «Рено-Русский», а так же на основе конструкции захваченного в ходе Советско-польской войны итальянского танка «FIAT 3000». К началу 1925 года была разработана техническая документация танка Т-16, которая поступила на рассмотрение руководства РККА в июне этого же года.

Полигонные испытания прототипа Т-16 выявили в нем большое количество недостатков в ходовой части и двигателе. В мае 1927 года закончилась сборка второго прототипа, в котором учли все недостатки и замечания его предшественника. Данная модель танка получила обозначение Т-18.

В период с 11 по 17 июня танк подвергли испытаниям, которые для него прошли успешно, и 6 июля он был принят на вооружение РККА под первоначальным обозначением «малый танк сопровождения образца 1927 года» (МС-1) или Т-18. Принято считать, что серийное производство танка Т-18 началось 1 февраля 1928 года на заводе «Большевик».

Серийное производство легкого пехотного танка Т-18 продолжалось вплоть до конца 1931 года, когда его заменил на производственных площадях новый легкий танк для сопровождения пехоты — Т-26. За время серийного выпуска было произведено 959 экземпляров танка Т-18.

Танк Т-18 (МС-1): советский, легкий

Советский легкий пехотный танк Т-18 (МС-1) с открытым двухстворчатым люком механика-водителя

Компоновка.

Советский легкий пехотный танк Т-18 (МС-1) был скомпонован по классической, для того времени, схеме. Моторно-трансмиссионное отделение располагалось в кормовой части корпуса, а отделение управления и боевое отделение сопрягались между собой и распространялись на переднюю и среднюю части корпуса и башню.

Экипаж танка Т-18 (МС-1) состоял из двух человек: командира танка, который исполнял обязанности башенного стрелка и механика-водителя. Место механика-водителя находилось в центральной части корпуса, а командира – позади механика водителя в корпусе и башне.

Для посадки и высадки командир пользовался грибовидным люком-колпаком над командирской башенкой, а механик-водитель – двустворчатым люком в передней части корпуса.

Танк Т-18 (МС-1): советский, легкий

Советский легкий пехотный танк Т-18 (МС-1) более позднего периода выпуска с башней с кормовой нишей

Бронезащита корпуса и башни.

Броневая защита легкого пехотного танка Т-18 (МС-1) разрабатывалась по противопульному принципу. Ее наличие должно было защитить экипаж танка от пуль средних винтовочных калибров и мелких осколков.

Броневой корпус легкого танка Т-18 (МС-1) имел ступенчатую без закруглений форму, который собирался из стальных листов толщиной 16 миллиметров путем их сплепывания между собой и каркасом. В кормовой части броневые листы крепились на каркас с помощью болтов и легко снимались при надобности. Крыша и днище корпуса формировались из стальных бронелистов толщиной до 8 миллиметров.

Башня танка Т-18 (МС-1) имела форму практически правильного шестиугольника при незначительных углах наклона к вертикальной нормали. Начиная с 1930 года, башни начали изготавливать с небольшой кормовой нишей, которая первоначально предназначалась для радиостанции.

Толщина броневых листов, формировавших башню, составляла 16 миллиметров, кроме крыши, где толщина не превышала 4 миллиметров.  В лобовой части башни в двух сопрягаемых гранях изготавливались отверстия-амбразуры для установки вооружения танка.

Башня монтировалась на подбашенном листе на шариковую опору и поворачивалась относительно своей вертикальной оси вручную, с помощью физической силы командира танка и спинного упора.

Танк Т-18 (МС-1): советский, легкий

Советский легкий танк Т-18 (МС-1), фото 1932 года

Вооружение.

В качестве основного вооружения легкого пехотного танка Т-18 (МС-1) на ранних стадиях производства использовалась пушка системы Гочкиса. На более поздних стадиях – пушка модели Гочкис-ПС, разработанная инженером П. Сячинтовым.

Читайте также:  Як-7 истребитель: самолёт, история создания, лётно-технические характеристики, (ттх), боевое применение

Обе пушки имели калибр 37 миллиметров и длину ствола в 20 калибров. Пушка устанавливалась на горизонтальные цапфы в правую (иногда и в левую) грань башни.

 Боекомплект к пушке в танках ранних периодов выпуска танка состоял из 96 выстрелов, впоследствии он был увеличен до 104 за счет размещения боекомплекта в кормовой нише башни вместо радиостанции.

До 1930 года вспомогательным вооружением танка Т-18 был пулемет Федорова калибра 6,6 миллиметров. Два пулемета устанавливался, как спаренные между собой, в левую (а иногда и в правую) грань башни. При надобности они снимались и устанавливались в амбразуру в задней части башни.

Боекомплект к пулеметам Федорова состоял из 1800 патронов, которые снаряжались в коробчатые магазины по 25 штук в каждом. После 1935 года на танках Т-18 стали устанавливать пулемет ДТ-29 калибра 7,62 миллиметра. Сначала устанавливали два спаренных пулемета ДТ, а потом и единичный.

Боекомплект к ДТ увеличили до 2016 патронов, которые снаряжались в 32 дисковых магазина по 63 патрона в каждом.

Танк Т-18 (МС-1): советский, легкий

Колонна легких танков Т-18 (МС-1) и бронеавтомобилей на параде, 1933 год

Ходовая часть, двигатель и трансмиссия.

В качестве силовой установки советского легкого пехотного танка Т-18 (МС-1) использовали рядный четырехцилиндровый четырехтактный карбюраторный двигатель конструкции А.Микулина с воздушным охлаждением.

Мощность двигателя на танках ранних периодов выпуска составляла порядка 35 лошадиных сил, на танках после 1930 года при форсировании двигателя на выходе удалось добиться мощности в 40 лошадиных сил, что позволяло танку двигаться по шоссе с максимальной для него скоростью до 22 километров в час.

Двигатель размещали в моторно-трансмиссионном отделении танка поперечно, что дало возможность в какой-то мере сократить длину корпуса. Два топливных бака с общим объемом в 110 литров устанавливали в надгусеничные ниши.

  • Легкий танк Т-18 (МС-1) имел трансмиссию механического типа, которая состояла из следующих основных узлов и механизмов:
  • главного (основного) однодискового фрикциона, который работал по принципу сухого трения;
  • трехступенчатой механической коробки передач;
  • механизма поворота по типу конического дифференциала;
  • двух ленточных тормозов, которые служили как для поворота, так и для торможения танка;
  • двух бортовых однорядных передач, которые встраивались в ступицы ведущих колес.

Ходовая часть легкого пехотного танка Т-18 (МС-1) по каждому борту включала в себя ленивец, ведущее колесо, семь сдвоенных обрезиненных опорных катков с малым диаметром и три сдвоенных обрезиненных поддерживающих катка. На танках образца 1930 года в конструкцию включили четвертый поддерживающий каток.

Шесть задних опорных катков блокировались по два на балансиры, которые подвешивались на закрытые защитными кожухами вертикальные цилиндрические пружины. Опорный каток спереди закреплялся на отдельный рычаг, соединявшийся с передней тележкой подвески и амортизировавшийся отдельно взятой наклонной пружиной.

Амортизацию в виде стальных листовых рессор имели и два или три (в зависимости от периода производства) поддерживающих катка спереди.

Гусеницы легкого танка Т-18 (МС-1) изготавливались из стали путем литья. По типу они были крупнозвенчатые с гребневым зацеплением. Каждая гусеница состояла из 51 трака, имевших ширину в 300 миллиметров.

Танк Т-18 (МС-1): советский, легкий

Колонная легких танков Т-18 (МС-1) перед парадом на Красной Площади, 1931 год

Боевое применение.

Легкие пехотные танки Т-18 (МС-1) стали поступать в части РККА уже в конце 1928 года. Ими комплектовались стрелковые подразделения армии различных округов. Свое боевое крещение танки этого типа приняли в ходе вооруженного конфликта в районе КВЖД в ноябре 1929 года.

В Мишаньфусской наступательной операции в период с 17 по 19 ноября наступление пехоты поддерживали 10 танков Т-18, которые после изнурительного марша практически без боекомплекта и карт атаковали позиции китайцев. Наступление не стало удачным для РККА, но в то же время, ни один танк в боевых условиях потерян не был.

Боевое использование Т-18 вскрыли, кроме позитивных его моментов, и массу недостатков, среди которых выделяли низкую скорость и незначительную огневую мощь.

Крайне устаревшие и изношенные танки Т-18 дожили до начала Великой Отечественной войны.

Большинство из них были приданы укрепрайонам, но некоторые машины поступили на вооружение танковых частей РККА, которые понесли большие потери в приграничных сражениях с панцерваффе. Практически все танки Т-18 были потеряны в первые месяцы войны.

Последнее упоминание о боевом применении легких танков Т-18 (МС-1) датировано ноябрем-декабрем 1941 года в период обороны Москвы. В тот период в составе 150-й танковой бригады пребывало 9 машин Т-18.

В качестве стационарных огневых точек и фортификационных сооружений танки Т-18 или их башни прослужили на Дальнем Востоке вплоть до конца 50-х годов прошлого века.

Танк Т-18 (МС-1): советский, легкий

Поврежденные и брошенные под Киевом легкие танки Т-18М (МС-1) образца 1938 года с 45-миллиметровыми пушками 20-К, лето 1941 года

Источник: http://tanki-v-boju.ru/tank-t-18-ms-1/

МС-1

Весной 1924 года было создано Танковое бюро при Главном управлении военной промышленности (ГУВП), и  6 мая 1924 года оно приступило к работе. В коллективе конструкторов на тот момент не было ни одного человека, ранее занимавшегося проектированием бронетанковой техники, и полностью отсутствовала необходимая документация. В сентябре 1926 года состоялось совещание командования РККА, Главного управления военной промышленности (ГУВП) и Орудийно-арсенального треста (ОАТ) по вопросу системы оснащения Красной армии новыми боевыми машинами. Это совещание известно как «танковое», так как на нём были выработаны требования к новым танкам для РККА. На совещании рассматривались образцы различных зарубежных боевых машин с целью выбора прототипов для массового выпуска в СССР. Задачам сопровождения пехоты более или менее отвечал французский танк Renault FT («Русский Рено»), но он, по мнению большинства присутствовавших, обладал рядом серьёзных недостатков. Для прототипа лучше подходил итальянский танк «Фиат-3000», обладавший меньшим весом и большей скоростью, чем его французский собрат. Танк внимательно изучали специалисты Танкового бюро с 1925 года в рамках инициативных работ над проектом 3-тонного малого танка. Рассмотрение проекта Конструкторского бюро OAT (бывшее Танковое бюро) показало, что по основным параметрам танк отвечает выдвинутым требованиям, но вооружение у него должно быть пушечно-пулемётным, а мощность двигателя должна составлять не менее 35 л. с. Танку, который предстояло создать, присвоили индекс Т-16.

На базе МС-1 было разработано немало специальных машин. Правда, из-за того что танк стремительно устаревал, большинство разработок так и не вышло из стадии проектов и экспериментальных образцов. Был построен «химический танк» для постановки дымовых завес. Танк под обозначением «ТТ-18» участвовал в экспериментах с телеуправлением танков (самоходная мина, машина для выпуска отравляющих веществ). Проекты танкеток, бронетранспортёров, штурмовых и инженерных машин так и остались на бумаге. Был разработан проект артиллерийской САУ (СУ-18, о которой мы обязательно поговорим отдельно). Элементы конструкции МС-1 (Т-18) легко узнаются в советских артиллерийских тягачах и гусеничных тракторах того периода.

Модернизация танка, проведённая в 1938 году, результатов не дала, и встал вопрос о дальнейшем использовании МС-1. Из 959 построенных машин к этому моменту в войсках и учебных подразделениях осталось 862, остальные были разобраны на запчасти либо сданы в металлолом. Танки перевооружались 45-мм пушками образца 1932 года.

Машины, полностью выработавшие моторесурс, передавались в распоряжение укрепрайонов (УР) для использования в качестве неподвижных огневых точек, а сохранившие способность двигаться МС-1 предполагались к использованию в составе УР в качестве своеобразных передвижных артустановок.

На немецких фотографиях из частных фотоальбомов иногда встречаются МС-1 разной степени боеготовности, захваченные в 1941 году наступающими немецкими войсками.

Документальных свидетельств об участии МС-1 в боях Великой Отечественной войны мало.

Например, Осовецкий укрепрайон (№ 66) Западного особого военного округа (Беларусь) в 1941 году имел 36 бронебашенных установок (в том числе от МС-1), вооружённых танковой пушкой 45 мм, а также 2 танковые роты (1-ю, состоявшую из 25 танков МС-1 в районе Кольно, и 2-ю — из 18 танков МС-1 в районе Беляшево).

2-я рота танков МС-1 в июне 1941 года успешно сражалась с немецкими боевыми машинами, значительную часть которых составляли лёгкие танки, бронеавтомобили и бронетранспортёры. Имеются свидетельства о том, что танки МС-1 принимали участие в битве за Москву осенью-зимой 1941 года. Заменой МС-1 в войсках стал танк непосредственной поддержки пехоты Т-26, принятый на вооружение в 1931 году.

К настоящему времени сохранилось не более двух десятков МС-1 в экспозициях различных музеев и в виде памятников. Остовы танков и отдельные их детали иногда находят военные археологи, несколько машин в настоящее время находятся на реставрации.

Из-за того что все сохранившиеся на сегодня МС-1 встретили войну «не на ходу» (в составе укрепрайонов), есть серьёзные проблемы с восстановлением «родной» подвески. До сих пор не найдено ни одного звена гусеницы МС-1, плохо с поиском катков, амортизаторов и т. п.

, поэтому у всех отреставрированных танков ходовая часть не соответствует оригинальной.

Обсудить материал вы можете здесь.

Рендеры данной машины во всех разрешениях находятся здесь.

Если вы хотите создать такую модель своими руками, распечатайте 2-ю страницу брошюры на листе бумаги формата А4. Если формат будет иной, то масштаб модели изменится. Процесс склейки танка несложен и не требует специальных навыков. Он займёт у вас 1–2 часа, и по завершении работы вы получите прекрасный сувенир — маленький «Малый сопровождения — 1» (он же Т-18). Такой, как на фотографии вверху статьи.

Не забудьте поделиться фотографиями получившихся моделей МС-1! Кроме того, если вы хотели бы увидеть инструкцию по склейке ещё какой-либо модели танка, оставляйте свои пожелания на форуме.

Скачать брошюру с развёрткой модели и исторической статьей (6,22 МБ).

Источник: https://worldoftanks.ru/ru/content/history/tanks/ms-1/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector