Танки серии бт: лёгкие, советские, бт-2, бт-5, бт-7, история создания, характеристики, ттх, боевое применение

Во время производства и эксплуатации в войсках танка БТ-2 выявилось немало недоработок, что  свойственно каждой новой машине.

Поэтому с целью повышения боевой эффективности, улучшения эксплуатационных характеристик в его конструкцию были внесены следующие изменения: установлен советский двигатель М-5, усилена ходовая часть, увеличены размеры башни, у которой появилась кормовая ниша.

В кормовой нише командирских танков БТ-5РТ устанавливалась радиостанция 71-ТК-1 или 71-ТК-З. В линейных танках она использовалась для размещения боезапаса. В башне вместо 37-мм пушки была установлена пушка калибром 45 мм и спаренный с ней пулемет ДТ. Танк имел перископический и телескопический прицелы.

По причине  с имевшими место случаями возгорания двигателя в силовом отделении было установлено противопожарное оборудование. Танк был принят на вооружение в 1933 году. Его производство продолжалось до 1934 года, всего было выпущено 1884 танка этого типа.

Танки серии БТ: лёгкие, советские, БТ-2, БТ-5, БТ-7, история создания, характеристики, ТТХ, боевое применение

При разработке БТ-2 использопание 37-мм орудия рассматривалось, как временная мера. В окончательном варианте танк должен был нести 45-мм пушку. Но, несмотря на все усилия разместить такое орудие в стандартной башне, БТ-2 не удалось.

К тому же у машины имелись серьезные недостатки как конструктивного, так и технологического плана. Например, танк оказался довольно трудоемким для производства. Параллельно с выпуском серийного БТ-2 на ХПЗ работали над дальнейшим совершенствованием машины.

Новая модель получила наименование БТ-5

Танки серии БТ: лёгкие, советские, БТ-2, БТ-5, БТ-7, история создания, характеристики, ТТХ, боевое применение

Был утвержден проект танка, отличавшегося от БТ-2 в первую очередь башней с установленным вооружением. Двигатель «Либерти», получаемый из США, был заменен на отечественный 12-цилиндровый М-5 мощностью 400 л.с., который представлял собой отработавший летный ресурс авиационный мотор, выпуск которого, был прекращен еще в 1930 г.

Однако, из-за недостаточной надежности и ограниченного количества поступающих в ремонт двигателей М-5, ХПЗ получил задание проработать возможность установки на танк БТ-5 авиационного двигателя М-17, выпускавшегося в СССР по лицензии немецкой фирмы БМВ и находящегося на тот момент в серийном производстве. На протяжении всего 1934 г.

велись опытные работы и последние выпущенные БТ-5 получили новый мотор — М-17.

Танки серии БТ: лёгкие, советские, БТ-2, БТ-5, БТ-7, история создания, характеристики, ТТХ, боевое применение

На танке установили топливные и масляные баки увеличенной емкости, улучшили конструкцию ряда агрегатов, усилили ходовую часть. К выпуску БТ-5 завод приступил в марте 1933 г.

Первые 50 танков должны были участвовать в Первомайском параде на Красной площади, поэтому к их изготовлению были привлечены лучшие силы завода, и выпуск шел под строжайшим контролем.БТ-5 был вооружен 45-мм танковой пушкой 20К образца 1932 г. и спаренным с ней 7,62-мм пулемётом ДТ.

Пушка была создана в 1932 году в КБ Московского орудийного завода № 8 им Калинина на базе 45-мм противотанковой пушки 19К и в том же году после успешных испытаний принята к серийному производству. 

На первых 230 машинах спаренная установка была размещена в цилиндрической башне увеличенных размеров конструкции Мариупольского завода.

Танки серии БТ: лёгкие, советские, БТ-2, БТ-5, БТ-7, история создания, характеристики, ТТХ, боевое применение

Для уравновешивания спаренной установки в кормовой части башни снаружи устанавливался снарядный ящик.

Танки серии БТ: лёгкие, советские, БТ-2, БТ-5, БТ-7, история создания, характеристики, ТТХ, боевое применение

В дальнейшем на БТ-5 устанавливалась новая эллиптическая башня выпуска того же Мариупольского завода, которая была специально разработана под установку 45-мм пушки на машиностроительном заводе имени Ворошилова и предназначалась для установки на танк Т-26.

Клепанная и сварная башни танка БТ-5
Танки серии БТ: лёгкие, советские, БТ-2, БТ-5, БТ-7, история создания, характеристики, ТТХ, боевое применение Танки серии БТ: лёгкие, советские, БТ-2, БТ-5, БТ-7, история создания, характеристики, ТТХ, боевое применение

Танки серии БТ: лёгкие, советские, БТ-2, БТ-5, БТ-7, история создания, характеристики, ТТХ, боевое применение

Бронирование танка осталось на уровне БТ-2. В отличие от своего предшественника БТ-5 оборудовался радиостанцией. Радиостанция 71-ТК-1 «Шакал» устанавливалась только на танки с эллиптической башней на каждую пятую и шестнадцатую машину. Радийные БТ-5 (всего 263 танка) внешне отличались от линейных танков наличием поручневой антенны, расположенной по периметру башни.

Танки серии БТ: лёгкие, советские, БТ-2, БТ-5, БТ-7, история создания, характеристики, ТТХ, боевое применение

Впоследствии эти антенны сыграли негативную роль. Оснащенные радиостанциями танки чаще всего являлись машинами, командиров подразделений, а антенна, хорошо видна издали, являлась своего рода мишенью.

Выпуск БТ-5 был прекращен в конце 1934 г., по причине перехода на выпуск танка БТ-7. Танки БТ-5 поступали на вооружение механизированных соединений. Часть танков была передана для учебных заведений, где к лету 1941 г.

числилось 324 машины.

Танки БТ. Тактико-технические характеристики

БТ-2 (пушечно-пулеметный) БТ-5 (1933 г.) БТ-5 (1934 г.)
Боевая масса, т 10.2 11 11.6 11,9
Экипаж, чел. 2 3 3 3
Длина корпуса, мм 5500 5500 5800 5800
Ширина, мм 2230 2230 2230 2230
Высота, мм 2160 2160 2250 2250
Клиренс, мм 350 350 350 350
Вооружение
Пушка 37-мм Б-3 45-мм 20к 45-мм 20к
Пулемет 2×7,62 ДТ 7,62 ДТ 7,62ДТ 7.62 ДТ
Боекомплект (с рацией/без рации):
снарядов 92 105 72/115
патронов 2520 2709 2700 2709
Бронирование, мм:
лоб корпуса 13 13 13 13
борт корпуса 13 13 13 13
корма 13 13 13
лоб башни 13 13 17 15
борт башни 13 13 17 15
корма башни 13 13 17 15
крыша башни 10 10 10 10
Двигатель «Либерти» «Либерти» М-5 М-5
Мощность, л.с. 400 400 365 365
Макс. скорость по шоссе, на гусеницах/ колесах, км/ч 52/72 52/72 53/72 53/72
Запас хода по шоссе нагусеницах/ колесах, км 160/200 160/200 150/200 150/200

Эксплуатация войсками продемонстрировала более высокую по сравнению с БТ-2 надежность новых танков. Так для демонстрации возможностей пять танков БТ-5 совершили пробег на колесах по маршруту Харьков — Москва протяженностью 795 км без поломок. Также без поломок и происшествий прошел показательный пробег в условиях зимнего Забайкалья при 50-градусном морозе.

Танки серии БТ: лёгкие, советские, БТ-2, БТ-5, БТ-7, история создания, характеристики, ТТХ, боевое применение

До начала Второй мировой войны танки БТ-5 успели повоевать в Испании во время гражданской войны 1936 -1939 гг. (именно там впервые грозно заявил о себе основной противник легкобронированных машин — малокалиберные скорострельные противотанковые пушки), летом 1938 г.

у озера Хасан и на следующий год на реке Халхин-Гол. Во всех этих боях танки зарекомендовали себя с лучшей стороны, хотя уже тогда стала сказываться их недостаточная огневая мощь и слабость броневой защиты. В сентябре 1939 г.

БТ-5 приняли активное участие в «освободительном походе» в Западную Белоруссию и Западную Украину. Действуя совместно с кавалерийскими подразделениями благодаря своим скоростным данным, танки совершили молниеносные марши фактически без потерь.

Боевые потери при таких действиях составили считанные единицы.

Широко БТ применялись в советско-финской войне 1939-1940 гг. Они использовались для прорыва оборонительных рубежей и для действий в глубине обороны финских войск. Потери от боевых повреждений и от технических неисправностей распределились фактически поровну.

Большинство танков удалось восстановить после окончания боевых действий. После участия в сражениях к июню 1941 г. в Красной армии осталось 1688 танков БТ-5, из них 1261 боеспособны. В четырех западных приграничных округах — 632 исправные машины.

С первых же дней войны механизированные соединения, на вооружении которых находились и БТ-5, вступили в бои с частями вермахта.

Они использовались в основном для нанесения контрударов по наступающим группировкам противника и несли при этом тяжелые потери, обусловленные разбросанностью соединений, неустойчивостью управления, неорганизованностью ремонтно-восстановительной службы и общей неразберихой начала войны.

За первые месяцы войны большинство участвовавших в ожесточенных боевых действиях танков БТ-5 были безвозвратно потеряны. Применялись они и в битве за Москву осенью-зимой 1941 г, и неудачном наступлении под Харьковом, и в обороне Кавказа и Сталинграда в следующем 1942 г.

, состава частей Ленинградского фронта, танки БТ-5 использовались еще при окончательном освобождении Ленинграда от блокады в январе 1944 г.

Всю войну танки БТ несли службу на Дальнем Востоке, где им пришлось поучаствовать в последних боях Второй мировой войны — разгроме Квантунской армии Японии.

Источник: https://www.sites.google.com/site/sravnenietankov/stati-o-t/bt-5

tank kristi

В конце ноября 1929 года, в связи с отставанием отечественной промышленности в разработке конструкций образцов всех типов танков, отвечающих принятой в то время системе вооружения, председателем Реввоенсовета К.Е.Ворошиловым был сделан доклад в Совете Труда и Обороны. На основании этого доклада 5 декабря комиссией под руководством зам. председателя СНК Г.К.

Орджоникидзе было принято решение командировать за границу представителей военного ведомства и промышленности для приобретения образцов вооружения и получения технической помощи по их производству. 30 декабря 1929 года комиссия во главе с начальником Управления механизации и моторизации РККА И.А.Халепским убыла за границу, посетить Германию, Чехословакию, Францию, США и Англию.

Танки серии БТ: лёгкие, советские, БТ-2, БТ-5, БТ-7, история создания, характеристики, ТТХ, боевое применениеТанк — Кристи. Согласовав ряд вопросов, СССР закупил у Дж.У.Кристи в США, два усовершенствованных опытных образца шасси танка, именуемого автором М.1930 (Модель 1930 года). Здесь хотелось бы подчеркнуть, что вопреки многим публикациям, были закуплены не танки целиком, но их шасси. Основной причиной покупки танка «Кристи» М.1930 послужило, прежде всего, предоставление фирмой технической помощи, передача всех производственных чертежей и технологического процесса производства танка. Дж. У.Кристи выразил также готовность прибыть в СССР сроком на два месяца для консультаций и организации производства. Кроме того, фирма предоставляла возможность нашему инженеру работать на заводе в Рауэй (США). Техническая помощь не распространялась лишь на двигатели «Либерти», так как они под маркой «М-5» уже производились в СССР по лицензии. Согласно договору, Кристи был обязан к сентябрю 1930 года сдать обе машины представителю «Амторга», но, как он ни старался, полностью изготовить машины ему удалось лишь к концу года. В последних числах декабря 1930 года собранные и испытанные машины из Нью-Йоркского порта были отправлены в СССР.

Танки серии БТ: лёгкие, советские, БТ-2, БТ-5, БТ-7, история создания, характеристики, ТТХ, боевое применениеТанки серии БТ: лёгкие, советские, БТ-2, БТ-5, БТ-7, история создания, характеристики, ТТХ, боевое применение

Танки серии БТ: лёгкие, советские, БТ-2, БТ-5, БТ-7, история создания, характеристики, ТТХ, боевое применениеБТ-2. Первый серийный колесно-гусечный танк носил обозначение БТ-2 и отличался от американского прототипа многочисленными конструктивными особенностями. Прежде всего танк имел вращающуюся башню (разработанную инженером А.А.Малоштановым), оснащался более легкими (с многочисленными облегчающими отверстиями) опорными катками. Было перекомпоновано боевое отделение — перенесли стеллажи боеукладки, установили новые приборы и т.д. 37-мм танковая пушка с длиной ствола 60 калибров представляла собой вариант противотанковой пушки калибра 37-мм образца 1930 года (противотанковая пушка калибра 37-мм образца 1930 года в свою очередь представляла собой копию немецкой противотанковой пушки Rheinmetall Pak 35/36) и была закончена только летом 1933 года. Первый заказ предусматривал выпуск 350 танковых пушек на артиллерийском заводе № 8. Поскольку к тому времени уже появился танковый вариант противотанковой пушки калибра 45-мм образца 1932 года, то от дальнейшего выпуска 37-мм пушки отказались. Серийный БТ развивал скорость до 52 км/ч на гусеницах, и 72 км/ч, на колесном ходу. На колесном ходу двигатель вращал задние опорные катки через особую раздаточную коробку (гитару). Управление танком осуществлялось при помощи передней пары опорных катков, которые поворачивались «по-автомобильному». На колесном ходу танк БТ мог передвигаться только по дороге с твердым покрытием. БТ-2 был неплохим танком, однако в процессе эксплуатации выявились некоторые недостатки конструкции: слабое вооружение, отсутствие средств связи, тесное боевое отделение. Механики не любили двигатель — капризный, сложный в эксплуатации, пожароопасный. Проблемы были с топливной системой и системой воздухазабора.

Читайте также:  И-16 - самолёт ишак второй мировой войны: технические характеристики (ттх) и аэродинамика советского истребителя

Танки серии БТ: лёгкие, советские, БТ-2, БТ-5, БТ-7, история создания, характеристики, ТТХ, боевое применениеБТ-5. Во второй половине 1933 года ХПЗ перешел с выпуска БТ-2 на выпуск БТ-5. БТ-5 первых серий был по сути тем же БТ-2, но с новой башней, в которой установили 45-мм танковую пушку 20K обр. 1932/38 и спаренный с нею пулемет ДТ. Башня стала двухместной, а экипаж увеличился до 3 чел. Сама конструкция танка существенных изменений не претерпела. Масса БТ-5 возросла до 11,5 тон. Боекомплект пушки состоял из 115 выстрелов на танках без радиостанции, и 72 выстрелов — с радиостанцией. Радиостанция 71-ТК-1 имела поручневую антену вокруг башни. В 1933-34 годах было выпущено 1884 танка БТ-5. На базе танка БТ-5 строилось большое количество эксперементальных машин. Мостоукладчики, танки подводного хода, плавающие танки, телетанки (радиоуправляемые танки), химические танки, танки с дизельным двигателем и т.д. Танк БТ-5 послужил основой для создания танков БТ-7. Боевое крещение БТ-5 получили в Испании, куда они были поставлены в 1937 году (от 50 до 100 машин). Также танки БТ-5 применялись в мае-августе 1939 года в ходе конфликта у реки Халхин-Гол в составе 6-й и 11-й танковых бригад, в освободительном походе на Западную Украину и Белоруссию, в Зимней войне, в начальном периоде Великой Отечественной войны.

Танки серии БТ: лёгкие, советские, БТ-2, БТ-5, БТ-7, история создания, характеристики, ТТХ, боевое применениеБТ-7. Одновременно с работой над конструкторской документацией БТ-5, проводимой под руководством начальника КБ А.О.Фирсова, завод уже в январе 1933 года получил задание на разработку нового танка, в котором предполагалось устранить недостатки предшественников. Тактико-технические условия на новую машину предусматривали установку на нем двигателя М-17 — более надежного, чем применявшийся ранее М-5; полностью сварной корпус с улучшенной обзорностью для механика-водителя; увеличенная емкость топливных баков и, наконец, новая башня с 76-мм пушкой. Таким образом, планировалось создать «ударный колесно-гусеничный танк дальнего действия». Разработку его вела группа конструкторов в составе Бондаренко, Дорошенко, Курасова, Веселовского, Таршинова и Морозова. В начале 1934 года чертежи были сданы в производство. Тогда же новый танк получил индекс БТ-7. Первую машину изготовили к 1 мая 1934 года, вторую — к 7 ноября. Характерными особенностями первых опытных образцов БТ-7 было наличие курсового пулемета справа от механика-водителя и башни оригинальной конструкции в форме эллипса со скошенной крышей. Причем в проекте предусматривалась возможность установки в ней без изменений любой из существенных тогда танковых пушек: 76-мм — КТ или ПС-3 и 45-мм 20K образца 1932/38 года. В нише башни размещались вращающаяся боеукладка барабанного типа на 18 76-мм снарядов или радиостанция.

Танки серии БТ: лёгкие, советские, БТ-2, БТ-5, БТ-7, история создания, характеристики, ТТХ, боевое применениеТанки серии БТ: лёгкие, советские, БТ-2, БТ-5, БТ-7, история создания, характеристики, ТТХ, боевое применениеТанки серии БТ: лёгкие, советские, БТ-2, БТ-5, БТ-7, история создания, характеристики, ТТХ, боевое применение

Источник: http://operation-barbarossa.narod.ru/tank/bt.htm

Советский лёгкий танк БТ-7

Танки серии БТ: лёгкие, советские, БТ-2, БТ-5, БТ-7, история создания, характеристики, ТТХ, боевое применение

БТ-7 – советский лёгкий колёсно-гусеничный танк периода 1930-1940 годов.  Это третий танк из семейства прославленных советских танков серии БТ (быстроходный танк). Отличался от своих предшественников танков БТ-2 и БТ-5 сварным корпусом более совершенной формы, новым двигателем.

Машина выпускалась как с вооружением аналогичным вооружению танка БТ-5, так и с 76-мм пушкой.

На последние модели танка устанавливался дизельный двигатель. Эти танки выпускались как с радиостанцией, так и без радиостанции.

Всего было передано в войска 5 328 танков БТ-7 различных модификаций.

История создания танка БТ-7

Танки серии БТ: лёгкие, советские, БТ-2, БТ-5, БТ-7, история создания, характеристики, ТТХ, боевое применение

Примерно в январе месяце на Харьковский завод, который в тот момент осуществлял работу над конструкторской документацией для танка БТ-5 (конструкторское бюро «отдел 520»), поступило задание на разработку нового танка – в новой машине должны были быть учтены и устранены недостатки, которые были выявлены на предшествующих моделях.

В соответствии с проектной документацией на новый танк предполагалось установить более совершенный и надёжный двигатель М-17, разработать сварной корпус с улучшенным обзором для механика-водителя, установить на танк топливные баки повышенной вместимости и пушку 76-мм.  В целом задание предполагало разработку «ударного колёсно-гусеничного танка дальнего действия».

В разработке нового танка приняла участие группа конструкторов: Фирсов, Бондаренко, Морозов, Дорошенко, Курасов, Веселовский и Таршинов.

Уже в начале 1934 года был создан прототип, который получил название БТ-7. К 1 мая 1934 года была готова первая машина, а к 7 ноября 1934 года был создан второй образец БТ-7.

На первых двух машинах справа от места механика-водителя был установлен курсовой пулемёт, а башня была исполнена в виде усечённого конуса. В башню можно было установить танковую пушку 76-мм КТ-28 или ПС-4. Предполагалось предоставить на испытание и машину с 45-мм пушкой в стандартной башне танка БТ-5.

Осенью 1934 года машины прошли полную программу испытаний. Военные посчитали, что курсовой пулемёт на БТ-7 – это излишество, поскольку механик-водитель занят управлением танком и вести огонь из пулемёта не имеет физической возможности. Кроме того, новая башня затрудняла совместимость пулемёта и башни новой формы.

В результате в 1935 году началось серийное производство танка БТ-7 с уже проверенной башней от танка БТ-5. Вместе с тем от идеи создания лёгкого танка с 76-мм пушкой ни военные, ни конструкторы не отказались. Кроме того в КБ от ГАБТУ поступило задание разработать проект БТ-7, который бы позволил установить на машину башню от танка Т-26-4.

Танк БТ-7. Модель 1935 года

Танки серии БТ: лёгкие, советские, БТ-2, БТ-5, БТ-7, история создания, характеристики, ТТХ, боевое применение

Серийный БТ-7 модели 1935 года имел корпус жёсткой коробчатой конструкции с двойными бортовыми стенками, трапециевидной кормовой частью и закруглённой суженной удлиненной передней частью. Корпус набирался из стальных броневых листов, которые соединялись между собой с помощью сварки. Некоторые модели были с клёпаными корпусами.

Наружные стенки корпуса были съёмными. Внутренние стенки – 4-мм стальные листы.

Ходовая часть состояла из двух направляющих и восьми опорных катков. Передняя пара, при движении на колёсах, служила для управления танков, а задняя пара выполняла роль ведущих колёс.

При движении на гусеничном ходу руль убирался и укладывался в отделении управления.

В кормовой части машины размещался 12-цилиндровый V-образный карбюраторный двигатель М-17Т мощностью 400 л.с. Трансмиссия: 4-х скоростная КПП, многодисковый сухой главный фрикцион и бортовые фрикционы, для привода колёсного хода – гитары, тормоза.

Топливные баки устанавливались по бокам между бортовыми листами – 2 шт. и один бак в корме.

Башня цилиндрической формы с развитой кормовой нишей.

Вооружение: 45-мм танковая пушка 20-К образца 1934 года и спаренный пулемёт ДТ. На некоторых машинах были установлены кормовые пулемёты и зенитные пулемёты.

На командирские машины устанавливались радиостанции 71-ТК с поручневыми антеннами.

Экипаж танка БТ-7 – три человека: командир и он же наводчик, заряжающий и механик-водитель.

Танк БТ-7. Модель 1937 года

  • Танки серии БТ: лёгкие, советские, БТ-2, БТ-5, БТ-7, история создания, характеристики, ТТХ, боевое применение
  • В 1937 году серийные танки БТ-7 начали производить с конической башней, что позволило (без изменения состава вооружения) увеличить боезапас танка на 44 снаряда (для танков без радиостанции – 188 снарядов, для танка с радиостанцией – 145 снарядов).
  • На все линейные БТ-7 в кормовой нише башни устанавливали кормовые пулемёты ДТ.

БТ-7 модели 1937 года оснастили спецфарами прожекторного типа, которые монтировались на маске пушки, что предполагало возможность вести огонь из пушки и спаренного пулемёта в ночное время. В последующем такими фарами оборудовали и танки, выпущенные до 1937 года.

  1. КПП стала трёхступенчатой, была усовершенствована трансмиссия, усилены пружины балансирных подвесок ведущих колёс колёсного хода.
  2. С 1938 года машины выпускали без резиновых бандажей и начали заменять крупнозвенчатую гусеницу на мелкозвенчатую.
  3. Лобовая броня «выросла» до 22 мм, а боевая масса машины достигла 13,9 тонны.

Танк БТ-7М. Модель 1939 года

Серийный выпуск БТ-7М (иногда встречается название БТ-8) начался в декабре 1939 года.

Внешне БТ-7М практически не отличался от предшественника БТ-7. Основное отличие – это замена карбюраторного двигателя М-17Т на советский дизель В-2.

За счёт установки специальных раскосов была повышена жёсткость корпуса, в днище танка был устроен подмоторный люк, изменился в меньшую сторону размер колпака воздушного фильтра-пылеуловителя.

Экономичный дизельный двигатель позволил избавиться от топливных баков над гусеничными полками.

Самое главное отличие – танки с дизельными двигателями были существенно безопаснее в бою, поскольку дизельное топливо хуже воспламеняется при поражении танка.

Нужно отметить, что к этому времени дизельными двигателями уже оснащались японские серийные танки «Ха-Го» и танки «Тип 86». В 1935 году начали выпускать танки  дизелями и в Польше – это танк 7ТР. Значительных успехов достигли французы, но в серию машины с дизельными двигателями так и не пошли.

В Германии танковые дизеля даже не разрабатывались, поскольку считалось, что с началом боевых действий обязательно возникнут проблемы с производством дизельного топлива.

Лёгкие танки БТ-7М серийно производились до сентября 1940 года, даже параллельно с новым Т-34. В последующем все производственные мощности завода были переданы под производство Т-34.

Читайте также:  Коллиматорные прицелы вомз pilad: характеристики, пристрелка, крепление, фото

Артиллерийский танк БТ-7А

Танки серии БТ: лёгкие, советские, БТ-2, БТ-5, БТ-7, история создания, характеристики, ТТХ, боевое применение

С 1934 года небольшими партиями выпускался артиллерийский танк БТ-7А с 76-мм пушкой КТ-28 (несколько машин выпустили с 76-мм пушками Л-11 и Ф-32). Всего, с пушкой 76-мм, было выпущено 154 танка.

Боевое применение танков БТ-7

Танки серии БТ: лёгкие, советские, БТ-2, БТ-5, БТ-7, история создания, характеристики, ТТХ, боевое применение

Новыми танками Бт-7 преимущественно вооружали танковые бригады танковых корпусов и отдельные танковые бригады. Танки БТ-7 изначально предполагалось применять для развития прорывов в глубину обороны противника.

Боевое крещение БТ-7 получили в боях у озера Хасан в августе 1938 года. Затем БТ-7 участвовали в боях на Халхин-Голе, где из 493 танков были потеряны безвозвратно 48.

В целом танки получали хорошие отзывы, однако отмечалась сложность управления машиной, которая требовала отличной подготовки механика-водителя. И – слабое противопульное бронирование на ряду с массовым отсутствием радиостанций, что затрудняло управление большими группами танков в бою.

Танк БТ-7 стал символом бронетанковых войск РККА, поскольку наряду с выявленными недостатками обладал просто великолепной манёвренностью, скоростью и «прыгучестью». Броня, стремительный натиск и огневая мощь.

БТ-7 применялись и в боях Великой Отечественной войны. Существует мнение, что танк морально устарел к июню 1941 года, что и привело к массовым потерям. Однако, к массовым потерям привело применение БТ-7 не по прямому назначению. Не предназначался БТ-7 для прорыва подготовленной обороны или встречного танкового боя.

23 июня 1941 года экипаж сержанта Найдина на танке Бт-7 за один день уничтожил 15 немецких танков и 10 артиллерийских орудий. Танк действовал внезапно из засад. При этом вёл бой с превосходящим противником (один против танковой роты).

Последний раз танки БТ-7 принимали участие в боях в августе 1945 года в составе 1-го Дальневосточного и Забайкальского фронтов. А последним этапом службы БТ-7 стал победный парад в Харбине.

Ттх танка бт-7, модель 1935 года

  • Танки серии БТ: лёгкие, советские, БТ-2, БТ-5, БТ-7, история создания, характеристики, ТТХ, боевое применениеБТ-7 модель 1937 года
  • Боевая масса, т – 13,7
  • Компоновочная схема – классическая
  • Экипаж, чел. – 3
  • Размеры
  • Дина корпуса, мм – 5 660
  • Ширина корпуса, мм – 2 290
  • Высота, мм – 2 417
  • Клиренс, мм – 400
  • Бронирование
  • Тип брони – стальная катаная гомогенная
  • Лоб корпуса (верх), мм/град. – 20/18
  • Лоб корпуса (середина), мм/град. – 15/60
  • Лоб корпуса (низ), мм/град. – 15-22/0-60
  • Борт корпуса, мм/град – 15+4/0
  • Корма корпуса (верх), мм/град. – 10/55
  • Корма корпуса (середина), мм/град. – 13/10
  • Корма корпуса (низ), мм/град. – 13/58
  • Днище, мм – 6
  • Крыша корпуса, мм – 10
  • Лоб башни, мм/град. – 15/0
  • Маска орудия, мм – 20
  • Борт башни, мм/град. – 15/0
  • Корма башни, мм/град. – 15/0

Источник: http://typrishol.ru/voennaya_texnika/sovetskij-lyogkij-tank-bt-7.html

Танк БТ-7 — Боевое применение. ТТХ. Модификации

Танк БТ-7. Боевое применение

На июнь 1941 года БТ-7 (особенно модели 1937 года и более поздние) были хорошими танками.

Из трёх основных оценочных параметров — вооружение, маневренность, броневая защита — он уступал только в последнем (и то не во всём).

Факты боевого применения БТ-7 дают основания утверждать, что при грамотной тактике и хорошей подготовке экипажа он мог успешно противостоять немецким танкам всех типов в начале войны.

Танки серии БТ: лёгкие, советские, БТ-2, БТ-5, БТ-7, история создания, характеристики, ТТХ, боевое применение

В боевых действиях против гитлеровского вермахта использовались до 1944 года. В 1945 году «бэтэшки» участвовали в боях с японскими войсками в Маньчжурии.Боевое крещение БТ-7 получил на Халхин-Голе в составе 6-й и 11-й танковых бригад.

Причём последняя совершила 500км-й марш к месту боевых действий на колёсах. В целом танки получили хорошие отзывы, однако отмечались сложность управления, требовавшая высокий уровень подготовки механиков-водителей, недостаточность броневой защиты и неудовлетворительная оснащённость средствами связи.

Все эти недостатки подтвердились в польской кампании в сентябре 1939 года и войне с Финляндией. С другой стороны, танк не имел себе равных в маневренности.

Танк стал гордостью и заслуженным символом автобронетанковых войск РККА в предвоенные годы, поскольку в наибольшей степени соответствовал представлению о танках как о главной ударной силе сухопутных войск.

Танки серии БТ: лёгкие, советские, БТ-2, БТ-5, БТ-7, история создания, характеристики, ТТХ, боевое применение

Боевая обстановка Великой Отечественной войны диктовала для слабобронированного БТ-7 соответствующую тактику действий — ведение огневого боя из засад, с использованием естественных и искусственных укрытий, что увеличивало «живучесть» танка и позволяло подпустить вражеский танк на дистанцию, когда от 45-мм снаряда не спасала бы уже 30-мм броня. Высоким потерям танков способствовал устав танковых частей, по которому и в наступлении и в обороне стрельба с места допускалась крайне редко (поэтому к тактике танковых засад перешли только осенью 1941 года, когда было потеряно около 85 % танков).

Танки серии БТ: лёгкие, советские, БТ-2, БТ-5, БТ-7, история создания, характеристики, ТТХ, боевое применение

Ещё одним фактором была недостаточная подготовка экипажей. Это усугублялось тем, что в конструкцию танка вносили изменения, упрощающие производство, но ухудшающие эксплуатацию.

Например ввели вместо 4-х скоростной 3-х скоростную коробку передач, в связи с чем танк потерял в маневренности, а из-за неудачной конструкции переключать передачу получалось только у опытного водителя, в большинстве же случаев приходилось останавливать танк.

Парк одних БТ-7 в июне 1941 года количественно превосходил весь танковый парк вермахта. СССР наращивала выпуск машин, когда Германия повышала уровень подготовки экипажей.

Танки серии БТ: лёгкие, советские, БТ-2, БТ-5, БТ-7, история создания, характеристики, ТТХ, боевое применение

Танки БТ-7 принимали участие в битве за Москву, Сталинград, вели бои на Северном Кавказе. В 1943 году они использовались на Ленинградском фронте, принимали участие в снятии блокады в 1944. Всю войну прослужили в тылу в учебных подразделениях.

Последний раз БТ-7 принял участие в бою при разгроме Квантунтской армии в августе 1945 года. Например в составе 6-й гвардейской танковой армии, совершившей бросок через Большой Хинган (было около 211 БТ-7).

Заключенным аккордом 10-летней боевой службы стал победный парад в Харбине.

Танки серии БТ: лёгкие, советские, БТ-2, БТ-5, БТ-7, история создания, характеристики, ТТХ, боевое применение

Танки БТ-7. Тактико-технические характеристики

БТ-7 (1935 г.) БТ-7 (1937 г.) БТ-7М БТ-7А
Боевая масса, т 13 13.8 14,65 13,5
Экипаж, чел. 3 3 3 3
Длина корпуса, мм 5645 5660 5660 5660
Ширина, мм 2230 2230 2290 2230
Высота, мм 2375 2417 2447 2700
Клиренс, мм 390 390 390 390
Вооружение
Пушка 45-мм 20к обр. 34 г. 45-мм 20к Обр. 34 г. 45-мм 20к Обр. 38 г. 76-мм КТ-28
Пулемет 1 (2) х 7,62-мм ДТ 2 (3)х 7,62-мм ДТ 2(3)х7,62-мм ДТ 2 (3)х 7,62-мм ДТ
Боекомплект (с раций/без рации):
снарядов 132/172 146/188 146/188 40/50
патронов 1953/2394 2394 1827/2331 2016/339
Бронирование, мм:
лоб корпуса 13 22 22 20
борт корпуса 13 13 13 13
корма 13 13 13 13
лоб башни 15 15 15 15
борт башни 15 15 15 5
корма башни 15 15 15 15
Двигатель М-17Т М-17Т В-2 М-17Т
Мощность, л.с. 400 400 500 400
Максимальная скорость по шоссе, на гусеницах/ колесах, км/ч: 52/72 52/72 62/86 52/72
Запас хода по шоссе на гусеницах/ колесах, км 220/450 375/500 630/1250 250/500

 Основные модификации танка БТ

Танки серии БТ послужили основой для разработки большой гаммы опытных машин по отработке установки различных видов вооружений, включая пушечное, ракетное и химическое, бронетранспортеров; командирских машин и многих других.

За время производства легких колесно-гусеничных танков БТ было выпущено более 50 типов машин различного назначения, из них 12 модификаций находились в серийном производстве, которое было начато выпуском танка БТ-2.

В ходе дальнейшей модернизации в конструкцию танка были внесены значительные изменения и усовершенствования, повысившие его тактико-технические характеристики.

  • БТ-2 — с пушечно-пулеметным вооружением (1932-1933 гг.). Вооружение: 37-мм пушка Б-3 и пулемет ДТ. Выпущено 208 машин;
  • БТ-2 — с пулеметным вооружением (1933 г.). Вооружение: спаренная пулеметная установка ДА-2 пулеметов ДТ (некоторые модификации имели третий пулемет. установленный в отдельной шаровой установке), выпущено 412 машин;
  • БТ-5-линейный танк (1933-1934 гг.). Вооружение: 45-мм танковая пушка образца 1932 года и пулемет ДТ, выпущена 1621 машина;
  • БТ-5РТ — танк с радиостанцией 71-ТК-1 или 71-ТК-З (1933-1934 гг.). Вооружение: 45-мм танковая пушка образца 1932 года и пулемет ДТ, выпущено 263 машины
  • БТ-7-линейный танк (1935-1939 гг.). Вооружение: 45-мм танковая пушка образца 1932 — 1934 гг. и 1 (2) пулемета ДТ (с 1937 года выпускалась модификация с конической башней), выпущено 2596 машин;
  • БТ-7РТ — танк с радиостанцией 71-ТК-1 или 71-ТК-З (1934-1940 гг.). Вооружение: 45-мм танковая пушка образца 1932-1934 гг. и пулемет ДТ (с 1938 года выпускалась модификация с конической башней), выпущено 2017 машин; БТ-7А — артиллерийский танк (1934, 1936-1937 гг.). Вооружение: 76,2-мм пушка КТ-28 и 3(2) пулемета ДТ (выпускалась модификация танка с радиостанцией 71-ТК-1), выпущено 156 машин;
  • СБТ — саперный танк-мостоукпадчик (1935-1936 гг.). Вооружение: пулемет ДТ, выпущена небольшая партия машин;
  • ХБТ-2 (БХМ-2) — химический (огнеметный) танк (1936 г.) Вооружение: пулемет ДТ и огнеметная установка КС-23, выпущено 3 машины;
  • БТ-5 (БХМ, БХМ-2) — химический (огнеметный) танк (1936 г.). Вооружение: 45-мм танковая пушка обр. 1932 г. пулемет ДТ и огнеметная установка или съемный дымовой прибор ТДП, выпущено 10 огнеметных танков и 3 танка для постановки дымовых завес;
  • ХБТ-7 (ХБТ-Ш) — химический (огнеметный) танк (1936-1937 гг.). Вооружение: 45-мм танковая пушка образца 1932 г., пулемет ДТ и огнеметная установка КС-40 или съемный дымовой прибор КС-41, выпущен опытный образец;
  • БТ-ИС — танк с измененной формой корпуса и шестью ведущими колесами колесного хода (1937 г.). Вооружение: 45-мм танковая пушка образца 1932-1934 гг. и пулемет ДТ, выпущена небольшая партия машин;
  • БТ-5/В-2 — модернизированный танк (1939 г.). Линейный танк БТ-5, оснащенный дизельным двигателем В-2, выпущено 5 машин;
  • БТ-7М — танк с дизельным двигателем В-2 (1938-1940 гг.). Вооружение: 45-мм танковая пушка образца 1934- 1938 гг. и 3(2) пулемета ДТ (выпускалась модификация танка с радиостанцией 71-ТК-З), выпущено 788 машин;
  • БТ-20 (А-20) — танк с измененной формой корпуса и башни, с тремя парами ведущих колес колесного хода (1939 г.). Вооружение: 45-мм танковая пушка и 2 пулемета ДТ, выпущен один образец. Опытный колесно-гусеничный танк А-20 применялся в 1941 г в боевых действиях под Москвой.
  • ОТ-1 — химический (огнеметный) танк (1940-1941 гг.). Вооружение: 45-мм танковая пушка образца 1934-1938 гг., огнеметная установка КС-63 и 2 пулемета ДТ, выпущен опытный образец;
  • БТ-СВ-2 (БТ-СВ) — танк с измененной формой корпуса и башни (1937 г.). Вооружение: 45-мм танковая пушка образца 1932-1934 гг. и пулемет ДТ, выпущено 2 опытных образца;
  • БТ-ТТ — телемеханическая группа танков БТ (1939-1941 гг.). Состав: телетанк, вооруженный огнеметной установкой КС-60 и 7,62-мм пулеметом Силина; танк управления, вооруженный 45-мм танковой пушкой образца 1934-1938 гг. и пулеметом ДТ, выпущена опытная группа машин.
Читайте также:  Электрошокер скорпион (scorpion 1102) от police: устройство, цена, отзывы, принцип действия

По состоянию на 1 января 1941 года в РККА находилось 7463 танка БТ различных модификаций. Всего промышленностью было выпущено 8060 танков.

Источники:

  • «Танк БТ-7 Руководство службы» (1941 год);
  • Танк БТ-7 Наставление автобронетанковых войск РККА (1938 год);
  • Альбом фотографий и характеристика танка БТ-7М (Харьков. 1940 год);
  • Воениздат (1930 год). Временная инструкция по метанию ручных гранат из танков Т-26 и БТ-7-5-2;
  • Г.Л. Холявский «Полная энциклопедия танков мира 1915 — 2000 гг»;
  • Легкий танк БТ-7 (Бронеколлекция 1996-05);
  • Pascal Danjou, «Recul diplomatique en Pologne BT-7/2 et Pzkpfw III Ausf .E»;
  • Yves Buffetaut, «Les chars rapides BT-5 et BT-7» ;
  • БТ-7 (Русские танки №74).

Источник: http://pro-tank.ru/bronetehnika-sssr/legkie-tanki/123-bt-7%3Fstart%3D2

БТ-7 – советский колесно-гусеничный танк из семейства «Быстроходных танков»

Танки серии БТ: лёгкие, советские, БТ-2, БТ-5, БТ-7, история создания, характеристики, ТТХ, боевое применениеБТ-7

Работы над танком велись параллельно с работой над танком БТ-5, начиная с 1932 года. Главной особенностью танка стала мощная по тем временам 76-мм пушка, которую разработали специально для БТ-7. Из-за этого немного изменились размеры корпуса и башни.

Танки серии БТ: лёгкие, советские, БТ-2, БТ-5, БТ-7, история создания, характеристики, ТТХ, боевое применениеЭкранированный БТ-7

В декабре 1933 проект БТ-7 с 76-мм пушкой был представлен комиссии. Проект был одобрен, и комиссия выдала приказ о создании одного опытного образца танка. 14 апреля 1934 года появился второй проект БТ-7 с 45-мм пушкой. Опытный образец должны были изготовить к августу того же года.

Танки серии БТ: лёгкие, советские, БТ-2, БТ-5, БТ-7, история создания, характеристики, ТТХ, боевое применениеАртиллерийский БТ-7
Танки серии БТ: лёгкие, советские, БТ-2, БТ-5, БТ-7, история создания, характеристики, ТТХ, боевое применение

Образец с 76-мм пушкой сошел с конвейера 1 мая 1934 года и отправился на заводские испытания. Машина завершила заводские испытания 13 июня 1934 года. Образец с 45-мм пушкой не был готов в срок и изготовлен только в ноябре. Ничем конструктивным от первого образца, кроме как 45-мм пушки не отличался.

В итоге всех испытаний в 1935 году были изготовлены чертежи серийной машины. Пушку решили поставить от второго образца. А башню от БТ-5Ю, так как были проблемы с башней как первого, так и второго образца БТ-7. Интересно, что даже испытания образцов не уберегли серийную машину от проблем. Самой главной была коробка передач. Она часто ломалась и выходила из строя.

В 1937 году к БТ-7 была разработана новая КПП. А чуть позже все работники завода и ряд людей из приемной комиссии ХПЗ были арестованы за снабжение РККА ненадежными танками. Помимо всего прочего, из-за возросшей  до 14 тонн массы танк уже не мог хорошо двигаться на колесах и выходил из строя через 50-100 км пробега.

Танк производился с 1935 до 1940 год, эксплуатировался до 1945 года, после чего был сдан на металлолом.

Вооружение

На вооружении у БТ-7 была 45-мм пушка 20-К обр.1932 года, такая же, как у Т-50.

  • Боекомплект, сн. — 84
  • Начальная скорость полета бронебойного снаряда,  м/с, — 760
  • Начальная скорость полета подкалиберного снаряда,  м/с, — 1070
  • Прицельная дальность, м, — 1500
  • Углы вертикальной наводки, град.: −8…+25°
  • Скорострельность, выстр./мин – до 12
  • Дополнительное вооружение: Один пулемет ДТ спаренный с орудием.

ТТХ

  • Масса, т — 14
  • Экипаж, ч — 3. Командир(он же наводчик), Заряжающий, Механик-водитель.
  • Длина корпуса, мм  — 5660
  • Ширина корпуса, мм — 2290
  • Высота, мм  — 2417

Бронирование

Лоб корпуса (верх), мм/град. 22 / 18°
Лоб корпуса (середина), мм/град. 15 / 60°
Лоб корпуса (низ), мм/град. 15—22 / 0—60°
Борт корпуса, мм/град. 15+4(экраны) / 0°
Корма корпуса (верх), мм/град. 10 / 55°
Корма корпуса (середина), мм/град. 13 / 10°
Корма корпуса (низ), мм/град. 13 / 58°
Днище, мм 6
Крыша корпуса, мм 10
Лоб башни, мм/град. 15 / 0°
Маска орудия, мм/град. 20
Борт башни, мм/град. 15 / 0°
Корма башни, мм/град. 15 / 0°
Крыша башни, мм 10 / 85—90°

Ходовые качества

  • Мощность двигателя, л. с. — 400
  • Максимальная скорость, км/ч — 52 на гусеницах. На колесах 72.
  • Запас хода по шоссе, км — 375 на гусеницах. На колесах 460.
  • Удельная мощность, л. с./т  — 28,8
  • Преодолеваемый подъём, град.  — 42°

Модификации БТ-7

  • БТ-7М — Иногда называют БТ-8. Имел новый двигатель мощностью в 500 л.с., заметно улучшивший ходовые характеристики. Максимальная скорость на колесах возросла до 82, а на гусеницах до 62 км/ч. Новый дизельный двигатель помог сократить расход топлива и повысить запас хода более чем в два раза.
  • БТ-7А — “Артиллерийский”. Оборудован артиллерийским короткоствольным орудием КТ-26 калибром 76 мм. Из-за установки нового орудия увеличен размер башни. Имелись так же опытные образцы с пушками Л-10 и Ф-32.
  • БТ-7-ИС — Установлен привод на шесть колес. Это значительно повысило проходимость машины.
  • БТ-СВ-2 — Быстроходный танк “Сталин-Ворошилов”. Обладал новой формой корпуса и башни, которая обеспечивала хорошую защиту танка в бою. Но из-за мощной брони масса танка увеличилась до 24 тонн. Подвеска “Кристи” не редко ломалась под таким весом. Работы над танком резко прекратились в связи с арестом главного инженера — Н. Ф. Цыганова. Именно этот танк стал прародителем А-20, который потом перерос в легендарный Т-34.

Машины на базе БТ-7

  • ОТ-7 — Огнеметный танк. Не был принят на вооружение из-за решения, что легкие огнеметные танки не нужны.
  • ХБТ-7 — Химический быстроходный танк. Способен заразить и задымить около 2,5 кв. км. По неизвестным причинам на вооружение не принят.
  • ТТ-БТ-7 — Телетанк. Управлялся с помощью радиосвязи. Не принят на вооружение из-за невозможности прицельной стрельбы из пулемета. В дальнейшей телетанки больше никогда не разрабатывались.
  • BT-42 — Финское штурмовое орудие, созданное в результате Советско-финской войны 1941-1944 годов. Снята башня с вооружением и поставлена башня и орудие финской разработки.

Боевое применение

Бои на Халхин-Голе (11 мая – 16 сентября, 1939 г.). В целом танки хорошо себя показали. Но был выявлен ряд недостатков: сложное управление, плохое бронирование и ужасная нескоординированность на поле боя из-за отсутствия раций.

Война с Польшей (17 — 29 сентября 1939 г.). Всего в этой непродолжительной кампании участвовало 1617 машин. В городских боях очень успешно показал себя БТ-7А со своей мощной пушкой.

Единственный безвозвратно потерянный БТ-7 (сгорел от попадания в двигатель) был уничтожен в результате стычки между немецкими (тогда еще союзными) войсками в городе Львов, из-за того, что не было скоординированных действий между РККА и Вермахтом.

Советско-финская война (Зимняя война)(30 ноября 1939 — 12 марта 1940 гг.). В этой войне БТ-7 показал себя не лучшим образом. Он нередко застревал в снегах, и поэтому проходилось ехать по следам более тяжелых машин.

Конечно же, это делало такое достоинство, как скорость машины, совершенно бесполезным. Кроме того,  машины не могли эффективно бороться против ДОТов противника, и действовали только с помощью артиллерийской и пехотной поддержки.

Вторая Мировая война. На 1-ое июня 1941 года на вооружении РККА состояло 3243 танка БТ-7 различных модификаций. Основные потери танков БТ-7 были летом-осенью 1941 года – тогда много машин было брошено из-за нехватки горючего и боеприпасов. Но поистине удивительный случай произошел 13 декабря того же года. БТ-7 сидел в засаде и заметил два подходящих к нему Pz III.

В боекомплекте оставалось 2 снаряда. За эти два снаряда ему удалось уничтожить один немецкий танк, так и оставшись незамеченным. Так как боеприпасы закончились, командир принял решение таранить немецкий танк. Первым тараном он сбил ведущее колесо и гусеницу. Пока немецкие танкисты осознавали, что происходит, БТ-7 второй раз зашел на таран, протащил Pz III 8 метров и скатил его с обрыва в реку.

После этого БТ-7 вернулся на позицию для дальнейшего наблюдения. Через пару минут на поиски двух потерянных танков выехал третий Pz III, и БТ-7 снова неожиданно выехал из леса и врезался в немецкий танк. Экипаж танка бросился бежать, и его тут же расстреляли из пулемета. Двигатель БТ-7 заглох от столь мощного удара, но все-таки завелся через некоторое время.

К сожалению, дальнейшая судьба танка неизвестна.

БТ-7  также принимали участие в Битве за Москву, снятии блокады Ленинграда и многих других операциях. Свои завершающие бои БТ-7 провел в Манчжурии.

Танк в культуре

БТ-7 можно встретить в нескольких компьютерных играх:

  • Sudden Strike 3: Arms for Victory;
  • World of Tanks;
  • Блицкриг;
  • Вторая мировая;
  • «War Thunder».

Память о танке

Сегодня БТ-7 можно увидеть в нескольких музеях:

  • В Военно-историческом музее Восточного военного округа в Хабаровске;
  • В Чите, в парке Окружного Дома офицеров;
  • В Верхней Пышме, в музее «Боевая слава Урала»;
  • Под Минском, в историко-культурном комплексе «Линия Сталина».

Источник: http://tanki-tut.ru/ussr-russia/bt-7-sovetskij-kolesno-gusenichnyj-tank-iz-semejstva-bystroxodnyx-tankov/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector