Варшавянка дизельная подводная лодка (дпл) проекта 636 и 877: история создания, вооружение

17 августа 2012 года на ОАО «Адмиралтейские верфи» состоялась церемония закладки большой дизель-электрической подводной лодки (ДЭПЛ) «Старый Оскол» проекта 636.3. Теперь субмарины этого типа строятся для ВМФ России, а до этого на протяжении 20 лет шли только на экспорт.

17 августа 2012 года на ОАО «Адмиралтейские верфи» состоялась церемония закладки большой дизель-электрической подводной лодки (ДЭПЛ) «Старый Оскол» проекта 636.3. Теперь субмарины этого типа строятся для ВМФ России, а до этого на протяжении 20 лет шли только на экспорт.

Старая знакомая

В торжественном мероприятии, посвященном этому знаменательному событию, приняли участие главнокомандующий Военно-морским флотом России адмирал Виктор Чирков, президент ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» Андрей Дьячков, генеральный директор ОАО «Адмиралтейские верфи» Александр Бузаков, главный конструктор ЦКБ МТ «Рубин» Игорь Молчанов и глава администрации Старооскольского городского округа Павел Шишкин. Главное в этом событии то, что ВМФ пополняется вновь построенными кораблями. Радуется и молодой экипаж. Тем не менее есть некоторый осадок: неужели это хорошо известный с советских времен тип корабля?

Еще в 2005 году, работая над публикацией по «Черным дырам», так часто называли наши подлодки проекта 877/636 (в НАТО они получили код «Кило», у нас – «Варшавянка»), автор понял, что серия заканчивается. Планировалось построить 53 единицы.

Тогда завершались работы по последним ДЭПЛ проекта 636 в рамках контрактов по военно-техническому сотрудничеству (ВТС) для ВМС Китая. В дальнейшем этот тип субмарин должен был заменить проект 667 «Лада» нового поколения для ВМФ России и проект 667Э «Амур-1650» для экспортных поставок.

На Адмиралтейских верфях одновременно были заложены оба проекта. Но сдача головного подводного корабля «Санкт-Петербург» четвертого поколения неатомных подводных лодок (НАПЛ) затянулась надолго, а о судьбе экспортного варианта практически ничего неизвестно до сих пор.

Он, как говорят, «испарился». Это отдельная и большая история, порой даже драматическая.

Варшавянка дизельная подводная лодка (ДПЛ) проекта 636 и 877: история создания, вооружениеКоллаж Андрея Седых

А почему, собственно, возник вопрос о новизне ПЛ? Да очень просто: экспортные корабли этого типа за 20-летний срок намного обогнали по своим техническим характеристикам и боевым возможностям ДЭПЛ отечественного ВМФ аналогичного проекта.

Для подводных сил Индии и Китая да и для последнего заказчика – Вьетнама «Варшавянки» оснащались ракетным оружием Club-S с типорядом крылатых ракет (КР) для поражения надводных кораблей (НК) и береговых объектов. На экспортных подлодках устанавливалось современное цифровое радиоэлектронное, гидроакустическое, навигационное и другое вооружение.

В 90-е годы XX века наши моряки могли об этом только мечтать: даже на плановом ремонте ПЛ стояли годами.

И вот наконец было принято решение разработать проект 636.3 для отечественного ВМФ со всеми решениями, используемыми на экспортных ДЭПЛ, применить по возможности нововведения для подводных лодок четвертого поколения. Получается, что для российского флота это новые боевые ПЛ с уникальными ТТХ.

Тем не менее вопрос о «новизне» остается открытым, по крайней мере в СМИ. Как рассказали на предприятии в одном из интервью, лодка пойдет в стандартной комплектации и не будет отличаться от тех, что производили до этого.

В то же время многие военные эксперты считают, что лодка получит вариант нового ракетного комплекса «Калибр» (экспортный вариант Club-S) с дальностью стрельбы 1,5 тысячи километров.

Но здесь есть проблема, ведь для использования этих КР нужна новая боевая информационно-управляющая система (БИУС), недоработки которой и стали одной из причин с задержкой строительства и развертывания НАПЛ типа «Лада».

Моряки отмечают, что «Варшавянка» даже в старой комплектации остается мощным оружием, поскольку обладает малой шумностью и «видит» под водой лучше, чем самые распространенные лодки США проекта «Лос-Анджелес». Но это скорее утешение. Для того чтобы понять реальное состояние боевых возможностей и технических данных ДЭПЛ проекта 636, необходимо заглянуть в историю их проектирования, развития и экспортных поставок.

Для СССР

С начала 70-х годов ХХ века началось проектирование ДЭПЛ третьего послевоенного поколения, которые должны были существенно превзойти и в дальнейшем заменить большие подводные лодки проектов 611, 641 и 641Б. Для увеличения времени нахождения таких ПЛ под водой в те годы проводились работы по оснащению их воздухонезависимыми энергетическими установками (ВНЭУ).

В 1971 году СКБ «Судопроект» (сегодня ОАО «ЦКБ «Лазурит») разработало проект 947 многоцелевой НАПЛ водоизмещением 4380 кубических метров. Ее предполагалось оснастить комбинированной энергетической установкой (ЭУ), состоящей из дизель-электрической части и электрохимического генератора (ЭХГ) водородно-кислородного типа.

Работы по созданию ЭХГ сильно затянулись, проект ПЛ был остановлен.

Варшавянка дизельная подводная лодка (ДПЛ) проекта 636 и 877: история создания, вооружение

Практически параллельно в этой же организации шла разработка другого проекта – в 1972 году выполнен аванпроект ДЭПЛ «МЗ» водоизмещением 1700–1800 тонн.

Вскоре дальнейшая разработка лодки, проекту которой был присвоен номер 877 и шифр «Варшавянка», была поручена ЛПМБ «Рубин». 21 мая 1974-го утверждено тактико-техническое задание (ТТЗ).

В январе следующего года главным конструктором проекта 877 был назначен Ю. Н. Кормилицин.

Технический проект 877 утвержден 20 декабря 1976 года. Водоизмещение корабля возросло до 2300 тонн.

Для ДЭПЛ этого типа были созданы БИУС МВУ-110 «Узел», малогабаритный навигационный комплекс (НК) разработки ЦНИИ «Электроприбор», гидроакустический комплекс (ГАК) МГК-400 «Рубикон» разработки ЦНИИ «Морфизприбор», торпедное вооружение с системой быстрого заряжания.

Обитаемость корабля была значительно улучшена. В результате по своим ТТХ ДЭПЛ проекта 877 соответствовали лучшим иностранным образцам. Строительство велось на судостроительных заводах (СЗ) имени Ленинского комсомола в Комсомольске-на-Амуре и «Красное Сормово» в Горьком.

Головная ДЭПЛ (заводской номер 451) спущена на Заводе имени Ленинского комсомола 15 сентября 1980 года. Лодка вошла в состав ВМФ СССР в декабре 1980-го, в НАТО тип получил кодовое наименование «Кило».

Варшавянка дизельная подводная лодка (ДПЛ) проекта 636 и 877: история создания, вооружение

Для отечественного ВМФ с 1980 по 1994 год было построено 24 корабля этого проекта. Последние 12 единиц строились по измененному проекту с увеличенной длиной прочного корпуса на 1200 миллиметров, что позволило разместить новую мощную энергоустановку и малошумное оборудование.

В результате улучшились эксплуатационные качества ПЛ и повысился почти в два раза ресурс основного оборудования. Скорость полного подводного хода возросла с 17 до 20 узлов, дальность плавания под РДП увеличилась с 6000 до 7500 миль, шумность снизилась почти в три раза.

Формально это были корабли II серии проекта 877 (типа «Кило»), а фактически – ДЭПЛ проекта 636, но такой номер они получили только в экспортном исполнении. На середину 90-х годов ДЭПЛ всех серий проекта 877 распределялись по флотам следующим образом: две – БФ, одна – ЧФ, семь – СФ, 14 – ТОФ.

К середине 2003 года в боевом составе числилось 23 лодки. К этому времени большинство ПЛ на ТОФе в боевой службе не участвовало, находясь в ожидании среднего ремонта. Несколько ПЛ были выведены из боевого состава и ожидали утилизации. Похожая ситуация была и на СФ. Сегодня понемногу положение меняется.

На «Звездочке» в ремонте находятся две однотипные ДЭПЛ – «Калуга» и «Владикавказ». В 2009 году на СРЗ «Нерпа» была спущена на воду после докового ремонта ДЭПЛ Б-808 «Ярославль».

На экспорт

ЦКБ МТ «Рубин» на базе проекта 877 разработано несколько вариантов – 877Э, 877ЭКМ и 636 для поставки на экспорт. До 2012 года за рубеж поставлен 31 корабль, в настоящее время идет строительство еще шести ДЭРЛ.

Варшавянка дизельная подводная лодка (ДПЛ) проекта 636 и 877: история создания, вооружение

Первые экспортные лодки проекта 877Э, построенные на заводе «Красное Сормово», в 1985 году успешно прошли государственные испытания и в 1986-м переданы ВМС Польши («Орел») и Румынии («Дельфин»).

Головная подводная лодка «Синдугош» (Б-888) проекта 877ЭКМ была построена на Ленинградском адмиралтейском объединении (ЛАО, ныне Адмиралтейские верфи) и передана ВМС Индии в ноябре 1985 года.

Появление на внешнем рынке ДЭПЛ типа «Варшавянка» (проектов 877Э и 877ЭКМ) позволило ЦКБ МТ «Рубин» получить по-настоящему международное признание. А Россия благодаря этому в середине 90-х стала лидером мирового экспорта подводных лодок.

ДЭПЛ проекта 636 в НАТО получила кодовое наименование Improved Kilo. Два бортовых торпедных аппарата (ТА) используются для стрельбы телеуправляемыми торпедами. Вооружение: шесть носовых дистанционно-управляемых ТА 533-мм с боезапасом на 18 торпед (шесть в аппаратах и 12 на стеллажах) различного назначения.

С целью повышения боевых возможностей кораблей проекта 877ЭКМ в 1998 году начата работа по их модернизации, в которой принимали участие ЦКБ МТ «Рубин», НПО «Аврора», ФГУП «ЦНИИ «Электроприбор», ОКБ «Новатор» и НПО «Агат».

Результатом труда стала реализация задачи по созданию и испытанию нового ракетного комплекса «Калибр-ПЛЭ» (Club-S) с дальностью стрельбы до 300 километров по морским, а затем и по наземным целям. На ДЭПЛ «Синдуратне» предприятие «Звездочка» впервые установило этот РК с боезапасом на четыре ракеты 3М-54Э1 (3М-54Э).

Была испытана новая буксируемая антенна радиосвязи. Позже все индийские ПЛ, проходившие ремонт и модернизацию на «Звездочке» и Адмиралтейских верфях, стали обладателями этого РК.

Варшавянка дизельная подводная лодка (ДПЛ) проекта 636 и 877: история создания, вооружение

Ремонт подводных лодок ВМС Индии проводился с учетом особенностей эксплуатации в Индийском океане с целью увеличения коррозионной стойкости трубопроводов. Были установлены БИУС «Лама-ЭКМ», новый НК «Аппассионата-ЭКМ», цифровой ГАК МГК-400ЭМ разработки ЦНИИ «Морфизприбор».

Практически параллельно с модернизацией ДЭПЛ проекта 877ЭКМ в ЦКБ МТ «Рубин» был создан модернизированный проект 636М экспортной лодки, отличающийся от штатного 636-го наличием РК Club-S, улучшенного РЭВ, более мощными ЭУ и батареями.

Вскоре восемь модернизированных ПЛ проекта 636 (фактически проекта 636М) с ракетным комплексом Club-S были построены для ВМС Китая. Контракт на их поставку подписан в мае 2002 года. Общая сумма – 1,5–1,6 миллиарда долларов. Первая китайская ПЛ передана Адмиралтейскими верфями заказчику в конце 2004 года.

В мае 2005-го там же была спущена 50-я, юбилейная ДЭПЛ типа «Кило» проекта 636. В течение 2005 года Адмиралтейские верфи, Севмашпредприятие и завод «Красное Сормово» сдали семь ДЭПЛ.

Следующий контракт, подписанный Рособоронэкспортом и МО Алжира, предусматривал строительство двух ДЭПЛ проекта 636 с РК Club-S на Адмиралтейских верфях. Эти лодки переданы заказчику в 2009 году.

Заказанные Вьетнамом в конце 2009-го шесть ДЭПЛ проекта 636.1 с РК Club-S планируется сдать до 2016 года. Головная лодка уже спущена на воду на Адмиралтейских верфях 28 августа 2012 года.

Сегодня – для ЧФ

В настоящее время в составе ЧФ числится две ДЭПЛ – Б-871 «Алроса» проекта 877В (та же 877-я с водометом) и Б-380 «Святой князь Георгий» проекта 641Б. Последняя находится на ремонте и модернизации.

Варшавянка дизельная подводная лодка (ДПЛ) проекта 636 и 877: история создания, вооружение

Всего ВМФ России планирует построить на Адмиралтейских верфях для Черноморского флота шесть ДЭПЛ проекта 636.3. Три уже находятся в строительстве – головная ПЛ Б-261 «Новороссийск» (заводской номер 01670), вторая – Б-237 «Ростов-на-Дону» (01671) и Б-262 «Старый Оскол» (01672).

Контр-адмирал в отставке Владимир Захаров отметил, что «шесть «Варшавянок» могут стать хорошим началом переоснащения Черноморского флота, а там, глядишь, и «Ладу» доведут до ума».

Со слов командующего ЧФ контр-адмирала Александра Федотенкова, это объединение к 2017 году примет в боевой состав шесть лодок проекта 636: «Первые три корпуса мы получим в 2014 году, одну лодку – в 2015-м и две – в 2016 году для формирования полноценной бригады». Они будут базироваться на ВМБ «Севастополь» и «Новороссийск».

Некоторые моряки, в том числе и в штабе ЧФ, считают, что заказанные лодки не помогут России противостоять даже Турции. ВМС Турции имеет 14 ДЭПЛ типа 209 трех модификаций на два театра (Средиземноморский и Черноморский). Шесть из них в ближайшем будущем заменят на новые субмарины типа 214 также германской постройки.

Сейчас НАПЛ с такими размерениями, как лодки проекта 877/636, строят только Россия, Япония и Китай. Германские ПЛ типов 209, 212, 214 и французские «Скорпены» намного меньше. Последние три типа лодок оснащаются серийными ВНЭУ (Air Independent Power – АIР).

У нас же пока таких установок нет, хотя сами работы в этом направлении велись в СССР еще с 60-х годов и тогда мы от Запада не отставали. Для испытаний и отработки установок с ЭХГ в ЦКБ «Лазурит» в 1979 году был разработан технический проект 613Э опытной ПЛ, переоборудованной из лодки проекта 613.

Испытания успешно завершились в 1989 году. Но с тех пор прошло много времени, а реального воплощения на российских кораблях подобные установки не получили.

Как недавно сообщил генеральный директор ЦКБ МТ «Рубин» Игорь Вильнит, предприятие приступило к созданию натурного образца ВНЭУ, но когда ее увидит флот и зарубежные партнеры, еще неизвестно.

Таким образом, серия 636.3 может стать переходным образцом в ходе создания принципиально новых неатомных кораблей для отечественного ВМФ. Об этом также заявил главный конструктор ЦКБ «Рубин» Игорь Молчанов в ходе церемонии закладки «Старого Оскола». Сбудутся ли надежды, покажет время.

Читайте также:  Фосфорные бомбы: последствия для человека, взрыв, принцип действия, боевое применение, устройство, состав

Источник: https://www.vpk-news.ru/articles/9233

Обзор подводных лодок пр. 636.3 «Варшавянка» — Политрук — КОНТ

В настоящее время в нашей стране осуществляется программа строительства дизель-электрических подводных лодок пр. 636.3 «Варшавянка».

Шесть таких кораблей уже служат в составе Черноморского флота; ведется строительство такой же серии для Тихоокеанского. Часть сведений о строительстве уже известна, а недавно были оглашены новые подробности.

Так, головная ДЭПЛ новой серии вскоре отправится на службу, а промышленность начнет строительство двух новых.

Варшавянка дизельная подводная лодка (ДПЛ) проекта 636 и 877: история создания, вооружение

Закладка ДЭПЛ «Петропавловск-Камчатский» и «Волхов», 2017 г.

Выполненные работы

Строительство шести «Варшавянок» для Тихоокеанского флота ведется в соответствии с контрактом, подписанным в сентябре 2016 г. Головным исполнителем работ является судостроительный завод «Адмиралтейские верфи» (г. Санкт-Петербург), ранее выполнивший аналогичный заказ в интересах Черноморского флота.

Закладка первых двух ДЭПЛ новой серии состоялась 28 июля 2017 г. Первая лодка, Б-274 «Петропавловск-Камчатский», была спущена на воду в конце марта 2019 г.

Не так давно, в августе-сентябре, корабль прошел заводские ходовые испытания. Затем подлодка отправилась на морской этап государственных испытаний, успешно завершенный 10 октября.

Были подтверждены все характеристики. Программа испытаний полностью выполнена.

Сейчас «Петропавловск-Камчатский» проходит ревизию, после которой начнется этап чистовой отделки. После завершения этих работ корабль будет передан военно-морскому флоту. Акт о приемке могут подписать до конца текущего года. После этого головной подлодке новой серии предстоит отправиться к месту службы.

Ближайшее будущее

Вместе с ДЭПЛ Б-274 заложили второй корабль серии – Б-603 «Волхов». Пока он находится на сборочном стапеле, но работы приближаются к завершению. 28 октября на совещании в Адмиралтействе главком ВМФ адмирал Николай Евменов заявил, что «Волхов» спустят на воду уже в декабре. Точные сроки проведения испытаний и принятия лодки в строй не уточнялись.

Варшавянка дизельная подводная лодка (ДПЛ) проекта 636 и 877: история создания, вооружение

«Петропавловск-Камчатский» перед спуском на воду

«Адмиралтейские верфи» готовятся к началу строительства третьей и четвертой подлодок серии, и подобные работы почти завершены. По словам главкома ВМФ, церемония закладки кораблей «Уфа» и «Магадан» состоится 1 ноября.

Гендиректор судостроительного завода Александр Бузаков отметил, что одновременная закладка двух ДЭПЛ является уникальным мероприятием для кораблестроителей и моряков.

Она показывает возможности предприятия и достижения в деле серийного строительства подлодок.

Новая информация о пятом и шестом корабле серии на недавнем совещании не оглашалась. Возможно, новые сведения такого рода появятся в ближайшее время. Вряд ли подобные новости придется долго ждать, поскольку существующий контракт предусматривает сдачу всей серии из шести ДЭПЛ до 2022 г. включительно.

В соответствии с графиком

Контракт 2016 г. предусматривает строительство шести «Варшавянок» для ТОФ. По его условиям, головной корабль серии следует сдать в 2019 г., а шестой – в 2022-м. Такие планы неоднократно оглашались в прошлом. Судя по последним сообщениям, они все еще актуальны, и промышленности удается держать необходимые темпы работ. Более того, в некоторых случаях речь идет об опережении графика.

Ранее утверждалось, что головную лодку «Петропавловск-Камчатский» передадут флоту в 2019 г. Недавние заявления командования ВМФ позволяют предполагать, что такие планы будут выполнены. За оставшиеся до конца года два месяцы «Адмиралтейские верфи» могут завершить оставшиеся работы и передать готовую подлодку флоту.

Варшавянка дизельная подводная лодка (ДПЛ) проекта 636 и 877: история создания, вооружение

«Петропавловск-Камчатский» на фоне достопримечательностей Саанкт-Петербурга, октябрь 2019 г.

Летом 2017 г. руководство «Адмиралтейских верфей» утверждало, что вторую лодку серии, «Волхов», спустят на воду весной 2020 г. Через несколько месяцев ее собирались сдать заказчику. Согласно последним сообщениям главкома ВМФ, спуск на воду сместился на несколько месяцев влево и состоится до конца 2019-го. Соответствующим образом может сместиться и подписание акта.

Так же в 2017-м завод уточнил планы на лодки «Магадан» и «Уфа». Их собирались заложить в 2019-м – эти планы будут выполнены буквально на днях. Третью подлодку серии планировали спустить на воду в 2020 г, четвертую – в 2021-м. Сдача обеих намечена на 2021 г., с небольшим интервалом.

Пятая законтрактованная «Варшавянка» получит имя «Можайск». Шестая пока остается безымянной. Их заложат только в 2020 г. со спуском на воду в 2021-22 гг. Соответственно, заказчик примет последние корабли серии в 2022 г., как это предусматривает имеющийся контракт.

Успехи промышленности

Согласно существующим и успешно выполняемым планам, от заключения контракта до сдачи шестой подлодки пройдет чуть более шести лет. От закладки головного корабля до сдачи последнего – пять лет. При выполнении работ возможны те или иные затруднения, но пока планы и сроки смещаются только влево, давая поводы для оптимизма.

Варшавянка дизельная подводная лодка (ДПЛ) проекта 636 и 877: история создания, вооружение

Для сравнения, строительство шести «Варшавянок» для Черноморского флота велось с 2010 г., и в конце 2016-го заказчик получил последнюю из них. С учетом подготовительных работ все строительство заняло менее семи лет, и заказ был выполнен в полной мере.

Также необходимо сравнить сроки строительства и испытаний отдельных кораблей. Так, головная ДЭПЛ первой серии «Новороссийск» была заложена в августе 2010 г. и сдана в ноябре 2014-го.

Шестую лодку «Колпино» заложили в октябре 2014 г. и сдали в ноябре 2016 г. По срокам строительства первый корабль второй серии похож на последние из первой.

«Петропавловск-Камчатский» строился с июля 2017-го, а службу начнет до начала 2020-го.

Все это показывает, что «Адмиралтейские верфи» в ходе строительства первой серии ДЭПЛ пр.636.3 отработали все необходимые технологии и процессы, а также накопили необходимый опыт. Теперь компетенции используются при строительстве новой серии, которое ведется с максимальными темпами и положенным качеством.

Польза для флота

Серия из шести «Варшавянок» строится специально для Тихоокеанского флота. Сейчас ТОФ располагает шестью дизель-электрическими лодками более старого проекта 877 «Палтус». Самая старая из них начала службу в 1988 г., самая новая – в 1994 г. В средней перспективе ВМФ будет вынужден постепенно отказаться от такой техники по причине морального и физического устаревания.

Варшавянка дизельная подводная лодка (ДПЛ) проекта 636 и 877: история создания, вооружение

Новые ДЭПЛ пр. 636.3 помогут количественно и качественно обновить неатомную часть подводных сил ТОФ. На первом этапе шесть новых «Варшавянок» обеспечат двукратный рост численности кораблей. Кроме того, имея известные преимущества в бортовых системах, вооружениях и т.д., современные подлодки окажут влияние на боеспособность флота.

В дальнейшем, по мере отказа от «Палтусов», «Варшавянки» возьмут на себя всю их работу и превратятся в один из ключевых элементов подводных сил ТОФ. Им предстоит служить и выполнять разнообразные задачи в Тихом океане в течение нескольких следующих десятилетий.

Благодаря строительству шести ДЭПЛ пр. 636.3 Тихоокеанский флот получит новые боевые корабли с современным ударным вооружением. Черноморский флот уже успел продемонстрировать потенциал своих «Варшавянок» и их ракет в реальных операциях, а теперь те же возможности появятся и у ТОФ. На фоне зоны ответственности последнего и его задач такое обновление выглядит необходимым и своевременным.

Впрочем, служба «Варшавянок» российского ВМФ на Тихом океане пока является делом будущего – пусть даже и не слишком отдаленного.

Головной корабль нынешней серии завершает подготовку к началу службы и будет передан заказчику в ближайшие месяцы. Вторую лодку придется подождать подольше. Тем не менее, к концу 2022 г.

флот получит все необходимые корабли. Последние успехи судостроителей позволяют не сомневаться в этом.

Источник:https://politryk.ru/2019/10/31…

  • Корабли для «звёздных войн» российского флота грозят миру?
  • Подписаться на Telegram канал Политрук
  • Присоединяйтесь к нам ВКонтакте
  • Подписывайтесь на наш Youtube-канал

Источник: https://cont.ws/post/1490323

«Палтус», «Варшавянка» и «Лада». Дизель-электрические подлодки российского флота

В составе российского военно-морского флота в настоящее время служит 60 подводных лодок. Примерно треть отечественных подводных сил составляют подлодки с дизель-электрической энергетической установкой.

Согласно актуальным планам командования, корабли из имеющейся группировки ДЭПЛ должны регулярно проходить необходимые ремонты и модернизации. Кроме того, продолжается строительство новых лодок, соответствующих современным требованиям. Рассмотрим текущее положение дел в сфере дизель-электрических подлодок ВМФ России.

В течение последних десятилетий для советского и российского ВМФ было создано несколько типов ДЭПЛ с разными характеристиками и возможностями. При этом к настоящему времени состав подводной группировки заметным образом упростился.

В настоящее время российский флот эксплуатирует дизель-электрические лодки нескольких типов, относящиеся всего к двум проектам – 877 «Палтус» и 636.3 «Варшавянка». «Палтусы» пока остаются самыми многочисленными в своем классе, но за «Варшавянками» будущее.

История «Палтусов»

Строительство ДЭПЛ проекта 877 стартовало в самом начале восьмидесятых годов. С 1980 по 1991 годы силами нескольких советских предприятий была построена и передана флоту 21 подлодка проекта «Палтус». В середине восьмидесятых ВМФ СССР получил единственную подлодку проекта 877ЭКМ – Б-806 «Дмитров».

В конце того же десятилетия для отечественного заказчика построили по одной лодке проектов 877ЛПМБ и 877В – ныне они носят имена Б-800 «Калуга» и Б-871 «Алроса».Варшавянка дизельная подводная лодка (ДПЛ) проекта 636 и 877: история создания, вооружениеДЭПЛ Б-227 «Выборг» — старейший из «Палтусов», продолжающий службу. Фото Vitalykuzmin.netВ середине восьмидесятых стартовало строительство «Палтусов» для иностранных заказчиков. С 1985 по 2000 годы для зарубежных государств построили 19 новых кораблей проектов 877Э и 877ЭКМ. Наибольший интерес к советским / российским ДЭПЛ проявила Индия, купившая восемь субмарин. Также подлодки поставлялись в Алжир, Иран, Китай и другие страны.Ресурс техники не бесконечен, и поэтому с определенного времени началось постепенное списание и утилизация имеющихся ДЭПЛ типа «Палтус». В первой половине прошлого десятилетия ВМФ России был вынужден отказаться от значительной части своих дизель-электрических подлодок. До 2007 года из состава флота были исключены семь кораблей. Вскоре им предстояло отправиться на разделку. В настоящее время ведется утилизация еще двух кораблей. Прочие подлодки продолжают службу в составе нескольких основных флотов.Таким образом, за два десятилетия было построено и передано заказчикам в общей сложности 43 ДЭПЛ «Палтус» нескольких проектов. 10 кораблей были утилизированы либо выведены из строя в результате аварий. 33 лодки продолжают службу, из них 15 принадлежат России. Большая часть этих подлодок сейчас несет службу, а несколько находятся на ремонте.

«Варшавянка» для замены

Уже в середине девяностых годов российские кораблестроители начали строительство дизель-электрических подводных лодок нового проекта 636 «Варшавянка». Изначально этот проект рассматривался в качестве экспортной версии «Палтуса», но впоследствии его было решено развивать всю сферу ДЭПЛ именно с его помощью.

В итоге «Варшавянки» разных версий шли не только на экспорт, но и передавались своему флоту.В течение длительного времени лодки проекта 636 строились только для зарубежных стран. В 1997 и 1998 годах ВМС Китая получили два первых корабля такого типа. С 2004 года китайский флот стал осваивать подлодки проекта 636М.

Всего за несколько лет ему передали восемь таких лодок. Также по проекту с литерой «М» построили пару субмарин для Алжира. В 2010-17 годах осуществлялось строительство шести «Варшавянок» версии 636.1 для Вьетнама. Итого, на экспорт пошло 18 ДЭПЛ семейства 636.

В августе 2010 года состоялась закладка первой подлодки семейства «Варшавянка» для военно-морского флота России. В соответствии с имеющимся контрактом, требовалось строительство шести кораблей улучшенного проекта 636.3 в количестве шести единиц. Все новые подлодки предназначались для Черноморского флота. Заказ был выполнен к концу 2016 года.

В 2017-м стартовало строительство новой серии из шести лодок – на этот раз для Тихоокеанского флота.Варшавянка дизельная подводная лодка (ДПЛ) проекта 636 и 877: история создания, вооружениеЛодка Б-871 «Алроса» — до недавнего времени единственная ДЭПЛ Черноморского флота. Фото Wikimedia CommonsВ общей сложности уже было построено 24 подлодки семейства «Варшавянка». Еще два корабля находятся на стадии строительства. ДЭПЛ проектов 636 не отличаются большим возрастом и несут службу без особых проблем. По этой причине все построенные корабли все еще остаются в строю.

Неоднозначная «Лада»

В недавнем прошлом дальнейшее развитие неатомного подводного флота связывали с проектом 677 «Лада». Предполагалось, что «Лады» будут проще и дешевле существующих «Палтусов» при схожих характеристиках. Указывалась возможность строительства серии из двух десятков кораблей.

Строительство головной лодки проекта Б-585 «Санкт-Петербург» началось в 1997 году, и в 2004-м она вышла в море для испытаний.В ходе испытаний были выявлены серьезные недостатки энергетической установки, не позволявшие полноценно эксплуатировать новую лодку.

Несколько следующих лет ушли на доводку конструкции, и потому дальнейшая судьба всего проекта оказалась под вопросом. В частности, из-за проблем с головной лодкой на несколько лет приостановили строительство первой серийной.

Впрочем, все основные недостатки «Лады» были исправлены, что позволило составить новые планы. В 2016-17 годах сообщалось, что первые две серийные лодки проекта 677 будут достроены с учетом доработок головного корабля. Кроме того, уже имеется контракт на две следующие подлодки.

Читайте также:  Бтр 80: (ттх) тактико-технические характеристики, вес, вооружение, расход топлива, расположение внутри машины

В 2025 году в составе военно-морского флота будет не менее пяти таких кораблей. Пока же официально флоту передана только головная подлодка, находящаяся в опытной эксплуатации.

В составе флотов

Одна из наиболее крупных группировок дизель-электрических подлодок имеется у Тихоокеанского флота. В настоящее время он располагает семью кораблями проекта «Палтус». Шесть кораблей числятся в строю, еще один находится в резерве. Следует отметить, что все тихоокеанские ДЭПЛ были построены по исходному проекту 877 и отличаются достаточно большим возрастом.

Все они вступили в строй с 1988 по 1994 годы. При этом неоднократно осуществлялись ремонты и модернизации.В резерв выведена лодка Б-445 «Святой Николай Чудотворец». В строю остаются Б-187 «Комсомольск-на-Амуре», Б-190 «Краснокаменск», Ю-345 «Могоча», Б-394 «Нурлат», Б-464 «Усть-Камчатск» и Б-494 «Усть-Большерецк».

Эти корабли базируются во Владивостоке, но не исключается возможность их перевода в новые порты. Ввиду большого возраста и выработки ресурса некоторые ДЭПЛ Тихоокеанского флота могут быть списаны в течение нескольких следующих лет. Им на смену придут новые корабли проекта 636.3, строительство которых уже началось. Имеется заказ на шесть таких подлодок.

Варшавянка дизельная подводная лодка (ДПЛ) проекта 636 и 877: история создания, вооружениеПодлодка Б-261 «Новороссийск» проекта 636.3 «Варшавянка». Фото Минобороны РФ / mil.ruПодводные силы Северного флота в основном состоят из кораблей с атомной энергоустановкой, но в них имеются и дизель-электрические лодки. В общей сложности на Северном флоте числится шесть кораблей такого класса. При этом подлодка Б-808 «Ярославль» проекта находится на ремонте, а единственная «Лада» (Б-585 «Санкт-Петербург») продолжает опытную эксплуатацию. В строю остаются Б-177 «Липецк», «Б-459 «Владикавказ», Б-471 «Магнитогорск» и Б-800 «Калуга». Последняя относится к проекту 877ЛПМБ, тогда как прочие были построены по базовой версии «Палтуса».По известным данным, ДЭПЛ Северного флота будут продолжать службу, время от времени проходя необходимый ремонт и модернизацию. Замена этих кораблей пока не планируется. Обновление подводных сил Северного флота в ближайшие годы будет связано со строительством новых атомных лодок.До 2014 года в составе Черноморского флота была только одна подводная лодка – Б-871 «Алроса» проекта 877. В том же году ее поставили на ремонт, продолжающийся до сих пор. По некоторым данным, после завершения ремонтных работ лодку переведут в состав Балтийского флота. Вследствие этого Черноморский флот останется без своего единственного «Палтуса». Впрочем, такие события не окажут негативного влияния на боеспособность флота. В 2014-16 годах моряки-черноморцы получили шесть новых «Варшавянок» версии 636.3. В кратчайшие сроки были построены и введены в строй ДЭПЛ Б-261 «Новороссийск», Б-237 «Ростов-на-Дону», Б-262 «Старый Оскол», Б-265 «Краснодар», Б-268 «Великий Новгород» и Б-271 «Колпино».Передача «Алросы» заметным образом повысит боевой потенциал подводной группировки Балтийского флота, однако и после этого количество подлодок в составе последнего будет невелико. На данный момент Балтийский флот имеет всего две субмарины: Б-227 «Выборг» (проект 877) и Б-806 «Дмитров» (проект 877ЭКМ). Они служат с 1983 и 1986 года соответственно, что приводит к определенным ограничениям. При этом «Выборг» в настоящее время находится на ремонте. По некоторым данным, эту подлодку предполагается списать в течение нескольких следующих лет. После завершения службы она может стать новым экспонатом выставки в парке «Патриот».

Перспективы развития

Военно-морской флот России располагает достаточно большим числом дизель-электрических подводных лодок. Однако, по известным причинам, значительная часть таких подводных сил отличается большим возрастом и потому может нуждаться в ремонте или модернизации. Различные лодки регулярно прибывают на судостроительные заводы для восстановления технической готовности.

Параллельно продолжается строительство новых кораблей.Последние ДЭПЛ проекта 877 «Палтус» были переданы российскому флоту в середине девяностых годов. Самая старая лодка этого типа несет службу с 1983 года – уже 35 лет. Прочие корабли тоже не отличаются малым возрастом, а кроме того морально устаревают и требуют замены.

При этом имеет место специфическое распределение не самых новых подлодок между флотами. Крупный парк такой техники имеется у Северного и Тихоокеанского флота. Балтийский и Черноморский в сумме имеют меньше «Палтусов», чем любой из других флотов.Варшавянка дизельная подводная лодка (ДПЛ) проекта 636 и 877: история создания, вооружениеДЭПЛ Б-585 «Санкт-Петербург» — головной корабль проекта 677 «Лада». Фото Wikimedia CommonsНеобходимость постепенной замены кораблей старых типов уже привела к известным событиям. В недавнем прошлом подводные силы Черноморского флота были усилены при помощи целой серии «Варшавянок». Поставка шести кораблей повысила боеспособность флота, а кроме того, теперь позволяет перевести более старую «Алросу» на Балтийское море. Таким образом, можно ожидать некоторый рост потенциала Балтийского флота.В прошлом году состоялась закладка двух первых подлодок проекта 636.3 для Тихоокеанского флота. Не позднее первой половины двадцатых годов на Тихий океан отправится последняя из шести заказанных «Варшавянок». Можно представить, как изменится боеспособность Тихоокеанского флота, в распоряжении которого окажется существенное число устаревших и современных кораблей. Что произойдет с имеющимися «Палтусами» – неизвестно. Нельзя исключать, что более старые лодки вновь передадут другому флоту, нуждающемуся в увеличении численности подводных сил.

Новости последних лет позволяют предполагать, что подлодки проекта 877 из состава Северного флота уступят свое место ДЭПЛ типа «Лада». Головная лодка этого проекта уже давно находится в опытной эксплуатации, а еще две достраиваются. По известным данным, они предназначены именно для Северного флота. Позже состоится закладка новых субмарин проекта 677, которые, вероятно, тоже отправятся служить в Заполярье. Общее количество планируемых к постройке подлодок проекта 677, впрочем, остается неизвестным.

Нетрудно заметить, что современные темпы строительства новых подлодок не позволят за ограниченное время заменить все имеющиеся ДЭПЛ проекта 877 в пропорции «один к одному». Тем не менее, подобные проблемы вряд ли будут иметь серьезные последствия. Дело в том, что новые «Варшавянки» имеют ряд серьезных преимуществ перед более старыми «Палтусами».

Характерные особенности таких лодок должны будут обеспечить сохранение общей боеспособности флота не за счет количества, но при помощи качества.Проект 636.3 отличается меньшей шумностью и более высокими ходовыми характеристиками, что в известной мере сказывается на эффективности выполнения боевых задач.

Более старые «Палтусы» вооружены только торпедами и могут атаковать только определенный круг целей. Новый проект «Варшавянка» использует многоцелевой ракетный комплекс «Калибр», резко увеличивающий боевые качества подлодки.

Кроме того, корабли двух типов отличаются составом разнообразного бортового оборудования, от средств обнаружения до систем управления вооружением. Таким образом, отставание по количеству может в определенной мере компенсироваться ростом тактико-технических характеристик.

Важнейшей составляющей российских подводных сил являются лодки с неатомными энергетическими установками. На них приходится примерно треть всей численности подводного флота, и они должны решать ряд особых задач.

Для сохранения необходимого потенциала ВМФ осуществляется разработка и строительство современных подлодок, в том числе с принципиально новым оснащением и вооружением. Таким образом, подводные силы сохранят требуемый потенциал и возможность выполнения поставленных задач.По материалам сайтов:http://mil.ru/http://tass.ru/http://ria.ru/http://vz.ru/https://flot.com/http://flotprom.ru/http://deepstorm.ru/http://arms-expo.ru/

https://globalsecurity.org/

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Источник: https://topwar.ru/146795-paltus-varshavjanka-i-lada-dizel-jelektricheskie-podlodki-rossijskogo-flota.html

Подводные лодки проекта 636.3 "Варшавянка". Досье

Варшавянка дизельная подводная лодка (ДПЛ) проекта 636 и 877: история создания, вооружение

Спуск на воду головной дизель-электрической подводной лодки «Новороссийск», 2013 год

Источник изображения: © Руслан Шамуков/ТАСС, архив

Дизель-электрическая подводная лодка проекта 06363 (по классификации НАТО — Improved Kilo) является развитием серии субмарин 877 «Палтус»

ТАСС-ДОСЬЕ /Валерий Корнеев/. 24 ноября 2016 г. в Санкт-Петербурге на судостроительном предприятии «Адмиралтейские верфи» состоялась передача Военно-морскому флоту (ВМФ) России дизель-электрической подводной лодки Б-271 «Колпино» проекта 06363.

История проекта

Дизель-электрическая подводная лодка (ДПЛ) проекта 636.3 (06363) (по классификации НАТО — Improved Kilo) является развитием проекта 877 «Палтус» (или «Варшавянка»). Предназначена для уничтожения надводных кораблей и судов, подводных лодок противника, патрулирования, дозора, разведки, охраны коммуникаций в «ближней» морской зоне.

Еще в советское время специально для экспорта был разработан модифицированный проект 877ЭКМ, по которому в 1983-2000 гг. построили 18 субмарин. На основе этой модификации в середине 1990-х годов создана ДПЛ проекта 636. Субмарины этого типа строились начиная с 1996 г. для Китая (10 штук), Алжира (2) и Вьетнама (4; еще 2 находятся в постройке).

ВМФ России первоначально планировал заменить свои ДПЛ проекта 877 постройки 1980-х годов на подлодки проекта 677 «Лада».

Однако из-за многочисленных проблем с их проектированием, строительством и испытаниями было принято решение построить для российского флота серию подводных лодок на базе проекта 636, производство которого благодаря экспортным контрактам уже было отработано российскими верфями.

Модернизированный проект 06363 разработан в Центральном конструкторском бюро морской техники «Рубин» (Санкт-Петербург) коллективом под руководством главного конструктора Игоря Молчанова. Строительство субмарин ведется на петербургском судостроительном предприятии «Адмиралтейские верфи».

Контракт на строительство головной подводной лодки проекта 06363 был заключен Министерством обороны России с ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» в августе 2010 г.

В сентябре 2011 г. был подписан контракт на постройку остальных пяти субмарин. Все шесть кораблей предназначены для Черноморского флота.

16 января 2016 г.

начальник управления кораблестроения ВМФ РФ капитан 1-го ранга Владимир Тряпичников сообщил в эфире «Русской службы новостей» о том, что еще шесть подводных лодок проекта 06363 будут построены для Тихоокеанского флота.

 Соответствующий контракт был подписан 7 сентября 2016 г. в рамках форума «Армия-2016». Закладка первого корабля планируется осенью 2017 г. Завершение строительства этой партии ожидается в 2021 г.

Тактико-технические характеристики, вооружение

ДПЛ проекта 06363 — двухкорпусная, одновальная и одновинтовая.

Предназначена для уничтожения надводных кораблей и судов, подводных лодок противника, патрулирования, дозора, разведки, охраны коммуникаций в «ближней» морской зоне.

  • длина субмарины составляет 73,8 м; ширина — 9,9 м, осадка — 6,2 м;
  • надводное водоизмещение — 2 тыс. 350 т, подводное — 3 тыс. 100 т;
  • максимальная глубина погружения — до 300 м;
  • надводная скорость — 17 узлов, подводная — до 20 узлов;
  • главная энергетическая установка — дизель-электрическая (главный гребной электродвигатель мощностью около 5 тыс. 500 л. с. и два дизель-генератора 30ДГ мощностью в 1 тыс. 500 киловатт каждый);
  • автономность плавания — 45 суток;
  • экипаж — 52 человека.

Строящиеся для ВМФ России лодки данного типа модернизированы по сравнению с 636/636М: они получили современные комплексы ракетно-торпедного вооружения, радиоэлектроники и гидроакустики.

На вооружении лодок находятся шесть торпедных аппаратов калибра 533 мм, в боекомплект входят 18 торпед или 24 мины, крылатые ракеты комплекса «Калибр-ПЛ».

Использование шумопоглощающих элементов обеспечивает высокую скрытность лодки.

Корабли серии

  • Головная подлодка серии, Б-261 «Новороссийск» (заводской номер 01670), была заложена 20 августа 2010 г., спущена на воду 26 июня 2014 г., передана ВМФ России 22 августа 2014 г. и конце октября направлена на глубоководные испытания на Северном флоте. 21 сентября 2015 г. прибыла к постоянному месту дислокации в Новороссийске.
  • Вторая субмарина проекта, Б-237 «Ростов-на-Дону» (заводской 01671), заложена 21 ноября 2011 г., спущена на воду 26 июня 2014 г., передача флоту состоялась 30 декабря 2014 г.
  • Третья — Б-262 «Старый Оскол» (заводской 01672) — заложена 17 августа 2012 г., спущена на воду 28 августа 2014 г. и передана флоту 3 июля 2015 г. в рамках Международного военно-морского салона в Санкт- Петербурге.
  • Четвертая ДПЛ — Б-265 «Краснодар» (заводской 01673) — заложена в феврале 2014 г., спущена на воду 25 апреля 2015 г., передача флоту состоялась 5 ноября 2015 г.
  • Пятая — Б-268 «Великий Новгород» (заводской 01674) — заложена 30 октября 2014 г., в день 310-летия «Адмиралтейских верфей». Спущена на воду 18 марта 2016 г., передача флоту состоялась 26 октября 2016 г.
  • Шестая — Б-271 «Колпино» (заводской 01675) — также заложена 30 октября 2014 г., спущена на воду 31 мая 2016 г., передача флоту состоялась 24 ноября 2016 г.

Участие в боевых действиях

8 декабря 2015 г., в ходе операции ВС РФ в Сирии, субмарина Б-237 «Ростов-на-Дону», находившаяся в восточной части Средиземного моря, выполнила пуск ракет комплекса «Калибр-ПЛ» по объектам террористов на территории сирийской провинции Ракка. Это первый в истории подводного флота ВМФ РФ случай нанесения ракетного удара по реальному противнику.

Варшавянка дизельная подводная лодка (ДПЛ) проекта 636 и 877: история создания, вооружение
Изображение и основные характеристики дизель-электрической подводной лодки проекта 636.3.
Источник: ИТАР-ТАСС

Источник: https://vpk.name/news/168892_podvodnye_lodki_proekta_6363_varshavyanka_dose.html

Подлодки проекта 636 «Варшавянка»

Дизель-электрическая подводная лодка проекта 636 «Варшавянка» предназначена для уничтожения надводных кораблей и судов, подводных лодок противника, патрулирования, дозора, разведки, охраны коммуникаций в «ближней» морской зоне.

ВЦКБ морской техники «Рубин» 1970-е годы был разработан проект подводной лодки для экспорта в страны Варшавского договора. Проект получил номер 877ЭКМ «Палтус». С 1982-го по 2000 год по данному проекту было построено 18 ДЭПЛ. Эти лодки также часто называют «Варшавянка», т. к. предполагалось, что их будут экспортировать в страны Варшавского договора.

Читайте также:  Карабин marlin xt-22: отзывы, цена, технические характеристики, обзор

Варшавянка дизельная подводная лодка (ДПЛ) проекта 636 и 877: история создания, вооружение

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ПРОЕКТА 636

На основе проекта 877 в середине 1990-х годов для ВМС КНР в ЦКБ «Рубин» был разработан проект 636. Подводные лодки этого типа строили начиная с 1996 года для Китая (10 единиц), Алжира (две) и Вьетнама (четыре, еще две находятся в постройке).

Для российского флота первоначально планировали заменить ДЭПЛ пр. 877 постройки 1980-х годов на новые субмарины пр. 677 «Лада». Но в результате многочисленных проблем с проектированием, строительством и испытаниями было принято решение строить для ВМФ РФ серию подводных лодок на базе проверенного проекта 636, производство которого уже было отработано на российский верфях.

Проект оказался настолько удачным, что строительство серии с рядом усовершенствований продолжается до сих пор и планируется до 2019 года.

Читать:  Подлодки проекта 629 — дизель-электрические ракетоносцы

ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ

Лодка имеет двойной корпус длиной 73,8 м, разделенный на шесть водонепроницаемых отсеков. Несмотря на внешнее сходство с проектом 877, подводные лодки пр. 636 имеют очень существенные отличия в конструкции. Субмарины пр. 636 имеют более высокий уровень акустической скрытности, новую уникальную гидроакустику.

Существенно модифицирована ГЭУ — установлены аккумуляторные батареи с увеличенным сроком службы и единый всережимный гребной электродвигатель на постоянных магнитах. На лодках пр. 877 стояли два разных электродвигателя — главного и экономического хода.

Установлены новые дизель-генераторы переменного тока с выпрямителями. Все выдвижные устройства, кроме командирского перископа, выполнены не проникающими в прочный корпус. Это позволило сделать центральный пост более просторным и удобным для управления кораблем и боевыми системами.

Установлена единая автоматизированная интегрированная система управления кораблем и оружием.

МОДИФИКАЦИИ И ПРОИЗВОДСТВО

Лодки проектов 636, 636М и 636.1 — с ракетным комплексом Club-S, экспортным вариантом комплекса «Калибр-ПЛ», — строили на экспорт.

Для ВМФ России был создан проект 636.3 (06363) — улучшенный вариант проекта 636М. Модернизированный проект разработан в ЦКБ «Рубин» (Санкт-Петербург) под руководством главного конструктора Игоря Молчанова. Строительство ДЭПЛ ведется на петербургском ОАО «Адмиралтейские верфи».

Головная подводная лодка проекта 636.3 была заложена в августе 2010 года. Она получила название «Новороссийск».

Ее строительство стало началом программы по восстановлению боевой готовности Черноморского флота и программы совершенствования дизель-электрических подводных лодок для ВМФ России.

С 2010 по 2016 год были построены и сданы шесть субмарин проекта. В настоящее время реализуется аналогичная программа для Тихоокеанского флота.

Читать:  КПВТ — самый мощный пулемет

Субмарины проекта 636.3 превосходят предыдущие лодки пр. 636 по мощности дизель-генераторов, скорости полного подводного хода, дальности плавания в режиме работы дизелей под водой (РДП). Это самые малошумные из отечественных кораблей.

Сливаясь с естественным шумом моря, эти ДЭПЛ могут обнаружить цель на дистанции в три-четыре раза превышающую ту, на которой она сама может быть обнаружена противником.

ДЭПЛ оснащена автоматизированной боевой информационно-управляющей системой (БИУС) и современным инерциальным навигационным комплексом, что обеспечивает лучшие характеристики подводной лодки среди аналогичных.

ВООРУЖЕНИЕ

ДЭПЛ проекта 636.3 вооружены ракетным комплексом «Калибр-ПЛ», которая устанавливается также на лодках версии 636М, 636.1 в экспортном варианте — Club-S.

В составе системы применяют противокорабельные ракеты 3М-54, 3М-54-1, ракеты для поражения наземных целей 3М-14 и противолодочные ракеты 91Р1. Пусковая установка «Калибр-ПЛ» расположена в 533-мм торпедном аппарате.

Перезаряжание торпедного аппарата осуществляется за 15 секунд. Кроме ракет ПЛ проекта могут нести 18 торпед или 24 мины.

БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ

В ходе операции ВС РФ в Сирии 8 декабря 2015 года ДЭПЛ Б-237 «Ростов-на-Дону», находившаяся в восточной части Средиземного моря, выполнила пуск ракет 3М-14 комплекса «Калибр-ПЛ» по объектам террористов на территории провинции Ракка. Это был первый в истории подводного флота ВМФ РФ случай нанесения ракетного удара по реальному противнику.

Читать:  Корабли проекта 1171 «Тапир»

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДПЛ ПР. 636.3 «ВАРШАВЯНКА»

  • Водоизмещение, т:
    надводное: 2350
    подводное: 3950
  • Размерения, м:
    длина: 73,8
    ширина: 9,9
    осадка: 6,2
  • ГЭУ: дизель-электрическая, главный гребной электродвигатель мощностью ок. 5500 л. с. и 2 дизель-генератора ЗОДГ мощностью 2 x 1500 кВт
  • Скорость, узлов:
    надводная: 17
    подводная: 20
  • Глубина погружения, м:
    рабочая: 240
    предельная: 300
  • Вооружение: 6 ТА калибра 533 мм, 18 торпед или 24 мины, 4 х HR «Калибр-ПЛ», ПКР 3М-54
  • Экипаж, чел.: 52

Оставить эмоцию

Нравится Тронуло Ха-Ха Ого Печаль Злюсь

    9182      

  Поддержите проект ВОЕННОЕ ОРУЖИЕ И АРМИИ МИРА, подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Источник: http://WarFor.me/podlodki-proekta-636-varshavyanka/

Подводные лодки проекта 636 «Варшавянка» — это… Что такое Подводные лодки проекта 636 «Варшавянка»?

ДПЛ проекта 636 «Варшавянка»
Основные характеристики
Размеры
Силовая установка
Вооружение
Подводная лодка 636 проекта для ВМС Алжира.
Тип корабля Многоцелевая ДЭПЛ
Обозначение проекта 636 «Варшавянка»
Классификация НАТО «Improved Kilo»
Скорость (надводная) 11 узлов
Скорость (подводная) 19-20 узлов[1]
Рабочая глубина погружения 240 м
Предельная глубина погружения 300 м
Автономность плавания 45 суток
Экипаж 52 человек[2]
Стоимость $300 млн (2009)[3]
Водоизмещение надводное 2350[1] т
Водоизмещение подводное 3100[1] т
Длина наибольшая (по КВЛ) 73,8 м
Ширина корпуса наиб. 9,9 м
Средняя осадка (по КВЛ) 6,2 м
Электрическая:

  • 2 дизель-генератора по 1000 кВт,
  • главный электродвигатель 5500 л.с.
  • электродвигатель экономического хода мощностью 190 л.с.,
  • два резервных электродвигателя по 102 л.с.

Движитель — один шестилопастный низкооборотный винт

Торпедно-
минное вооружение
6 носовых ТА калибра 533 мм, нормально — заряженных, с автоматическим заряжанием, 18 торпед(6 в ТА) или 24 мины
Ракетное вооружение РК «Калибр»: противокорабельные ракеты ЗМ-54Э и ЗМ-54Э1 вместо части торпед
ПВО ПЗРК «Стрела-3», или Игла 8 ракет

Подводные лодки проекта 636 «Варшавянка» (НАТО — Improved Kilo) — класс многоцелевых дизельных подводных лодок. Является улучшеным вариантом экспортной ПЛ проекта 877ЭКМ.

Общие сведения

Корпус лодки двойной, с 6 водонепроницаемыми отсеками. Ракетный комплекс «Клаб» может устанавливаться на лодках версии 636М. Перезаряжание ТА осуществляется за 15 секунд[источник не указан 100 дней]. Дальность хода:

  • экономическим ходом 3 узла — 400 миль
  • в режиме РДП на скорости 7 узлов — 7500 миль[4]

История

Подводные лодки этого класса предполагалось строить в больших количествах на экспорт в страны Варшавского договора, поэтому проект и носит такое название.

Лодка предназначена для борьбы с подводными и надводными кораблями противника, защиты военно-морских баз, морского побережья и морских коммуникаций.

Основной проект был создан в 1970-х годах, проект 636 — одна из последних его модификаций. Строительство кораблей проекта 636 началось с середины 1990-х годов.

Б-340 проекта 636М, достроенная в 2005 году по заказу Китая, стала последней подводной лодкой, полностью построенной на заводе «Красное Сормово».[5][6] На торжественном митинге, посвящённом спуску субмарины, депутат Госдумы Юрий Сентюрин заявил: «это событие — знак того, что у предприятия большое будущее».[7]

  • Современное строительство лодок этого проекта осуществляется на заводе Адмиралтейские верфи в Санкт-Петербурге.
  • Подводные лодки модифицированного 636 проекта имеют более высокую (по сравнению с предыдущими проектами) боевую эффективность. Оптимальное сочетание акустической скрытности и дальности обнаружения целей, новейший инерциальный навигационный комплекс, современная автоматизированная информационно-управляющая система, мощное быстродействующее торпедно-ракетное вооружение обеспечивают мировой приоритет кораблей этого класса в области неатомного подводного кораблестроения[8]
  • В ближайшие годы (2014—2016) планируется построить шесть лодок для Черноморского флота[9]:
  • Головная подлодка проекта Б-261 «Новороссийск» активно строится, по состоянию на февраль 2012 года завершено изготовление секций прочного корпуса подводной лодки[10]. Срок сдачи лодки — 2013 год.
  • 21 ноября 2011 года Адмиралтейские верфи заложили вторую подлодку Б-237 «Ростов-на-Дону».[11]
  • Третья подлодка — Б-262 «Старый Оскол» — заложена 17 августа 2012 года.[8]
  • Ещё две лодки аналогичного проекта должны быть переданы заказчику в 2015 году.

Эксплуатанты

  •  КНР — 10 единиц проектов 636 и 636М[12].
  •  Вьетнам — заказано 6 единиц по проекту 636.1[13].
  •  Алжир — 2 единицы проекта 636М эксплуатируются; еще 2 — заказаны дополнительно[14].
  •  Россия — заказано 6 единиц по проекту 636.3. 

Представители серии

Схема проекта 877

Схема проекта 636

Подводные лодки типа «Варшавянка», объединяющего проекты 877 и 636 и их модификации, являются основным классом неатомных подводных лодок, производимых в России. Они стоят на вооружении как российского, так и ряда зарубежных флотов. Проект, разработанный в конце 1970-х годов, считается весьма удачным, поэтому строительство серии, с рядом усовершенствований, продолжается и в 2010-х годах.

Сноски и источники

  1. 1 2 3 Проект 636. deepstorm.ru. Архивировано из первоисточника 29 февраля 2012. Проверено 25 ноября 2011.
  2. Неатомная подводная лодка КИЛО-класса (пр. 636). admship.ru. Архивировано из первоисточника 29 февраля 2012. Проверено 17 декабря 2011.
  3. Рособоронэкспорт, обзор прессы
  4. Дизель-электрическая подводная лодка проекта 636 «Варшавянка» — ОРУЖИЕ РОССИИ, Информационное агентство
  5. Б-340, 373 «Yuan Zhend 73 Hao» (ВМС Китая), проект 877, 636М, deepstorm.ru
  6. Нижегородский завод «Красное Сормово» завершает производство последней в своей истории подводной лодки, nta-nn.ru, 19.07.2004

Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/671683

Подводные лодки проекта 636 «Варшавянка»

Подводная лодка типа «Варшавянка», объединяющая проекты 877 и 636, является основным классом неатомных подводных лодок, производимых в России. Эти лодки были разработаны в конце 70-х годов прошлого столетия.

Изначально предполагалось, что их будут строить и экспортировать в страны Варшавского договора в больших количествах.

Поэтому проект 877 «Палтус», трансформировавшийся в дальнейшем в проект 636, стал носить название «Варшавянка».

История создания

Строительство лодок этого класса было обусловлено возросшими возможностями гидроакустических средств, что привело к достаточно легкому обнаружению субмарин в подводном положении по их акустическому полю.

И перед советскими конструкторами была поставлена задача при проектировании нового (третьего) поколения дизельной ПЛ первостепенное внимание акцентировать на снижении их шумности.

Лодка должна была гарантированно выигрывать дуэльную ситуацию у любого другого подводного корабля аналогичного класса за счет малошумности, дальности средств обнаружения, быстродействия и мощности оружия.

Корпус лодки впервые в СССР был выполнен в форме дирижабля с оптимальным с точки зрения обтекаемости удлинением и минимумом забортных отверстий. Выбранная форма позволила повысить скорость подводного хода и снизить шумность за счет ухудшения мореходности в надводном положении.

Головная лодка проекта 877, вступившая в строй в 1982 году, была построена на заводе в Комсомольске-на-Амуре. Все последующие выпускались со стапелей судостроительных заводов Санкт-Петербурга и Нижнего Новгорода.

Этот класс дизель-электрических ПЛ считается весьма удачным, поэтому их строительство с рядом усовершенствований продолжается до сих пор.

При этом «Варшавянки» стоят на вооружении не только российского ВМФ, но и ряда зарубежных флотов (КНР, Вьетнам, Алжир).

Подводные лодки модифицированного 636-го проекта имеют более высокую (по сравнению с предыдущими проектами) боевую эффективность. Помимо минно-торпедного вооружения (шесть носовых торпедных аппаратов с боекомплектом 18 торпед или 24 мины), «Варшавянки» имеют собственные средства ПВО.

Они включают переносной зенитно-ракетный комплекс«Стрела-3» либо «Игла», вооруженные управляемыми ракетами класса «поверхность – воздух». На ходовом мостике оборудован специальный герметичный кранец для ПЗРК. Главным ударным оружием являются крылатые ракеты «Калибр-ПЛ», которые выстреливаются из торпедного аппарата.

Именно такими ракетами стреляла по боевикам группировки ИГИЛ (запрещена в России) на территории Сирии подводная лодка проекта 636.3 «Ростов-на-Дону».

«Варшавянки» – самые малошумные российские субмарины. Это объясняется отсутствием как шумных агрегатов и мощных насосов, характерных для атомных ПЛ, так и шумных двигателей надводного хода на «дизелях».

Уменьшение шумности агрегатов дополнено обтекаемой формой и гидроакустическим покрытием корпуса.

За свою высокую скрытность лодка типа «Варшавянка» получила на Западе и за океаном уважительное прозвище «Черная дыра».

Интересная конструктивная особенность лодки связана с тем, что главный вал вращается по деревянным направляющим, сделанным из дерева бакаут. Мало того, что твердость этого дерева сравнима с металлом, естественная смазка, выделяемая древесиной бакаута, позволяет использовать данную технологию в течение 20 лет.

Интересные факты 

«Варшавянка» – одна из самых бесшумных подлодок в мире, что достигается благодаря электрическому двигателю и особой конструкции корпуса. В НАТО из-за этого получила название «Черная дыра».

Способна производить подзарядку аккумуляторов без всплытия, что позволяет ей проходить под водой до 12 тыс. км.

Крылатые ракеты «Калибр» позволяют подлодке незаметно подкрадываться к цели и уничтожать ее на расстоянии до 500 км.

Главный вал вращается по деревянным направляющим, сделанным из дерева бакаут. Естественная смазка, выделяемая древесиной бакаута, позволяет использовать данную технологию в течение 20 лет.

Характеристики

Длина лодки – 74 м, ширина – 10 м; скорость хода (надводная) – 17 узлов, подводная – 20 узлов; предельная глубина погружения – 300 м, подводное водоизмещение – около четырех тысяч тонн; экипаж – немногим более 50 человек.

Источник: https://tvzvezda.ru/weapon/flot/201601221633-oi54.htm

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector