Boeing b-29 superfortress: самолёт б-29, бомбардировщик, конструкция, технические характеристики, применение

«Краткая справка: Американский бомбардировщик B-26 Superfortress — выдающийся по всем характеристикам самолет, на котором навечно отпечаталась зловещая тень атомной бомбардировки Хиросимы и Нагасаки. История создания, характеристики, модификации, боевое применение самолета»

boeing b-29 superfortress: самолёт Б-29, бомбардировщик, конструкция, технические характеристики, применение

B-29 «Суперкрепость» — с этого ракурса сходство с B-17 явно выдает родственную связь двух бомбардировщиков

В июле 1939 года в США был запущен в серийное производство тяжелый бомбардировщик B-17, знаменитая «летающая крепость».

А уже 5 февраля 1940 года фирма «Боинг» (а также «Дуглас», «Конвэр» и «Локхид») получила задание на разработку нового бомбовоза, который по всем параметрам должен был превзойти B-17.

Недаром, по спецификации R-40B новая машина называлась не иначе, как «супербомбардировщик«.

Война в Европе уже шла во всю, поэтому на предварительное проектирование отводилось только 30 дней.

Впрочем, «Боинг» уже итак располагал громадным числом наработок в этом направлении (были проработаны и просчитаны как минимум модели: «316», «322», «333», «333A», «333B», «334», «334A» и «341»), к тому же к услугам компании были все данные исследований и замечаний о полетной эксплуатации B-17.

В итоге, за основу работ был взят проект «341» находившийся в разработке с лета 1939 года.

Новый бомбардировщик имел герметичный фюзеляж собранный с применение потайной клёпки, отсутствие выступающих за обводы частей и увеличенную нагрузку на крыло, достигнутую за счет применения новинки — профиля «Боинг 111».

Уже к апрелю 1940 г. «341»-ый был «скорректирован» под техзадание, итогом чего стала «Модель 345», представлявшая собой действительно «супербомбардировщик».

Ко всем достоинствам «модели 341» прибавилась увеличенная бомбовая нагрузка, усиленное оборонительное вооружение, и, конечно же, более мощные двигатели.

Военные присвоили «модели 345» индекс XB-29 (был также отмечен и проект фирмы Локхид — XB-30, но он вскоре сошел с дистанции) и выделили дополнительные средства на дальнейшую разработку самолета.

 24 августа 1940 года победитель в конкурсе был определен окончательно. В этот день был заключён контракт на изготовление двух прототипов XB-29 (в декабре, добавился ещё 1).

boeing b-29 superfortress: самолёт Б-29, бомбардировщик, конструкция, технические характеристики, применение

Общий вид бомбардировщика B-29 «Суперкрепость»

Полноразмерный макет XB-29 подготовили в апреле 1941 г., в мае начали сборку прототипа, а 21 сентября 1942 года экипаж лётчика-испытателя Э.Аллена впервые поднял XB-29 в воздух. Уже по срокам изготовления макетов и прототипов видно, что XB-29 оказался машиной чрезвычайно капризной.

Вскоре последовала катастрофа — вместе с экипажем (включая Э.Аллена) разбился второй прототип бомбардировщика. Изменения в конструкцию вносились едва ли не каждый день, и было их сотни.

В результате, запуск в серийное производство сам собой перенесся на лето 1943 года, причем к этому времени для будущего B-29 успели построить новый завод (г.Уичито).

В июле 1943 года начались испытания предсерийных вариантов — YB-29. В сентябре того же года был подписан контракт на 250 самолётов, которые с этого момента носили привычное нам обозначение B-29 («Суперкрепость»). В регулярные армейские части первые машины попали только к апрелю 1944 года.

Серийное производство B-29 «Суперкрепость» продолжалось с 1943 г. до июня 1946 года. Всего, на трех заводах было изготовлено 3965 самолётов B-29 всех модификаций (2761 (Боинг), 668 («Белл»), 536 («Мартин Мариэтта»).

boeing b-29 superfortress: самолёт Б-29, бомбардировщик, конструкция, технические характеристики, применение

Американский бомбардировщик B-29 «Superfortress»

Конструкция бомбардировщика B-29 «Суперкрепость»

B-29 представлял собой цельнометаллический среднеплан с однокилевым оперением. Фюзеляж типа полумонокок с гладкой несущей обшивкой, конструктивно состоял из 6 отсеков.

Три отсека были герметичными: передняя кабина пилотов и штурмана, средняя кабина для стрелков и задняя кабина для стрелка хвостовой пулемётной установки. Все три кабины были соединены общим воздуховодом. За кабиной пилотов располагался негерметичный бомбовый отсек.

Крыло бомбардировщика — прямое, трапецевидное в плане, образовано профилем Боинг-117. Шасси убирающееся, трехопорное с носовой стойкой. Силовая установка состояла из 4 поршневых звездообразных двигателей воздушного охлаждения Райт R-3350 разных модификаций. Воздушные винты четырёхлопастные (на прототипах устанавливались трёхлопастные).

Надо отметить, что не смотря на довольно длительную доводку двигателей, они так и остались далекими от идеала изделиями, имели довольно маленький моторесурс и отличались ненадежностью.

boeing b-29 superfortress: самолёт Б-29, бомбардировщик, конструкция, технические характеристики, применение

Внутреннее устройство B-29

Модификации бомбардировщика B-29 «Суперкрепость»

  • XB-29 («модель 345») — прототип. Отличался двигателями R-3350-13 с трёхлопасными винтами Гамильтон «Стандарт гидроматик». Построено 4 самолёта. Первый полёт 21 сентября 1942 года.
  • XB-29E — опытный для отработки систем вооружения. В 1948 году переоборудован 1 B-29.
  • XB-29G — летающая лаборатория для испытания ТРД. Переоборудован 1 B-29B.
  • XB-29H — опытный для отработки систем вооружения. Переоборудован 1 B-29.
  • XB-39 — опытный с двигателями Аллисон V-3420-11. Переоборудован из первого YB-29.
  • XB-44 — опытный с двигателями Прэтт-Уитни R-4160-33. Переоборудован из B-29A. Первый полёт в мае 1945 года.
  • YB-29 — предсерийный. Отличался двигателями R-3350-21 с трёхлопастными винтами, полным комплектом вооружения. Построено 14 самолётов. Первый полёт в июле 1943 года (экипаж А.Олсона).
  • YB-29L — опытный для испытаний двигателей R-3350-79 с непосредственным впрыском топлива и реверсивными винтами C6445-B312. Фирмой «Кэртис-Райт» переоборудовано 5 самолётов.
  • YB-50C (B-54) — модернизированный (проект).
  • YKB-29T — опытный с системой заправки «шланг-конус».
  • B-29 — первый серийный вариант. Отличался двигателями R-3350-23 (-23A, -41, -57, -57A) с четырёхлопастными винтами. Изготовлен 2181 самолёт.
  • B-29A — с изменённым центропланом. Размах крыла увеличен на 0,3 м. В бомбоотсеке установлен дополнительный топливный бак. Применялись двигатели R-3350-57 (-57A, -59). Изготовлено 1119 самолётов.
  • B-29B — с упрощённым составом оборудования и вооружения. Выпускался с февраля 1945 года. Изготовлено 311 самолётов.
  • B-29C — модернизированный. Предполагалось построить 5000 самолётов, но заказ из-за окончания войны аннулировали.
  • B-29D (B-50) — с двигателями R-4660.
  • B-29F — арктический. Переоборудовано 6 самолётов B-29.
  • B-29L (B-29MR) — с оборудованием дозаправки в воздухе. Переоборудовано 72 B-29.
  • CB-29K — транспортный. В 1949 году переоборудован 1 B-29.
  • DB-29 — самолёт управления мишенями.
  • DB-50D — носитель ракеты Беддл XGAM-63 «Раскал».
  • EB-29 — носитель экспериментальных самолётов с ЖРД. Переоборудовано 2 самолёта.
  • EB-50A, EB-50D — носители сверхзвукового самолёта Белл X-2. Переоборудованы, соотвественно, в 1953 и 1955 годах.
  • F-13 — фоторазведчик на базе B-29. Разработан в 1943 году.
  • F-13A (FB-29, RB-29) — фоторазведчик на базе B-29A. Переоборудовано 117 самолётов.
  • JB-50D — летающая лаборатория.
  • KB-29M — самолёт-заправшик. Отличался дополнительным 2 топливными баками по 8706 л, установленными в бомбоотсеках, аппаратутой для перекачки топлива, рабочим местом оператора в хвостовой части фюзеляжа. Переоборудовано 92 B-29 и B-29A.
  • KB-29P — самолёт-заправщик. Переоборудовано 116 самолётов.
  • KB-50D — заправщик на базе B-50D. Оснащался 3 заправочными агрегатами. Оборонительное вооружение отсутствовало.
  • KB-50J — модернизированный заправщик. Отличался 2 дополнительными ТРД J47-GE23 под консолями крыла на пилонах. Первый полёт в декабре 1957 года.
  • KB-50K — доработанный заправщик.
  • P2B-1S — противолодочный. Переоборудовано 4 самолёта.
  • P2B-2S — противолодочный. Отличался дополнительными топливными баками. Переоборудовано 2 самолёта.
  • QB-29 — беспилотная мишень.
  • RB-29M — разведчик.
boeing b-29 superfortress: самолёт Б-29, бомбардировщик, конструкция, технические характеристики, применение
Страна: США
Тип: Тяжелый бомбардировщик
Год выпуска: 1942 г.
Экипаж: 11 человек
Двигатель: 4х Wright R-3350-79 по 2200 л.с.
Максимальная скорость: 604 км/ч
Практический потолок: 12 км
Дальность полета: 2715 км с максимальной бомбовой нагрузкой, перегоночная — 8300 км
Масса пустого: 32,4 т
Максимальная взлетная масса: 63,5 т
Размах крыльев: 43,04 м
Длина: 30,18 м
Высота: 8,47 м
Площадь крыла: 159,79 кв.м.
Вооружение: 12× 12,7-мм пулемётов (по 500 патронов), до 9000 кг бомбовой нагрузки
  • SB-29 — аварийно-спасательный. Отличался сбрасываемой лодкой A-3 по фюзеляжем, дополнительными фарами под крылом. Переоборудовано 16 самолётов.
  • TB-29 — учебный. Отличался дополнительными креслами в кабине, отсутствием оборонительного вооружения. В 1951-1957 годах часть TB-29 переоборудованы в буксировщики мишеней.
  • TB-50D — учебный. Отличался кабиной с двйным управлением. Переоборудовано 15 самолётов. Из них 11 оборудовались системой дозаправки в воздухе.
  • TB-50H — учебный. В 1951 году изготовлено 2 самолёта. Позже переоборудованы в разведчики погоды WB-50H.
  • VB-29 — салон для перевозки высшего командования. В 1949 году переоборудован 1 B-29.
  • WB-29 — метеоразведчик.
  • WB-50D — разведчик погоды на базе B-50D. Отличался специальными локаторами AN/APN-82 и AN/AMQ-7. В 1955-1959 годах переоборудовано 69 самолётов.
  • WB-50H — разведчик погоды на базе TB-50H. Пезже переоборудованы в заправщики KB-50K.
  • «Сильверплейн» — носитель ядерного оружия. Переоборудовано 45 самолётов.
  • Ту-4 (Б-4) — советский аналог B-29. В 1947-1952 годах на трёх заводах изготовлено 847 самолётов. Эксплуатировался до начала 60-х годов.

boeing b-29 superfortress: самолёт Б-29, бомбардировщик, конструкция, технические характеристики, применение

B-29, вид сбоку, хорошо видны все огневые точки самолета

Эксплуатация бомбардировщика B-29 «Суперкрепость»

Впервые в боевых условиях B-29 «Superfortress» применён 5 июня 1944 года при налёте на Банкгок (участвовало 98 самолётов), а уже 14 июня 1944 г. самолёты B-29 впервые бомбили территорию Японии.

Именно с B-29 были сброшены атомные бомбы на Хиросиму (6 августа 1945 года) и Нагасаки (9 августа 1945 г.). Потери ВВС США в боевых действиях составили 344 самолёта этого типа. Всего ими было сброшено 54 917 тонн фугасных и 109 068 тонн зажигательных бомб, а также 12000 морских мин.

В 1950-1953 годах бомбардировщики B-29 участвовали в корейской войне. Всего на КНДР с них было сброшено 167 000 т. бомб. Потери B-29 составили от 16 до 69 машин (по американским и советским сведениям).

Эксплуатация B-29 в американской армии продолжалась до 1960 года. Отслужившие свой век самолёты в 70-80-х годах использовались в качестве наземных мишеней.

Интересно, что B-29 — первому в историю авианосителю атомной бомбы США, пришлось поработать авианосителем атомной бомбы и для СССР. В 1947 году, методом «обратной разработки» был создан тяжелый бомбардировщик Ту-4, представлявший собой полную копию американского «коллеги». Его производство продолжалось до 1952 года, а выпущено было около 850 экземпляров.

boeing b-29 superfortress: самолёт Б-29, бомбардировщик, конструкция, технические характеристики, применение

Советский «близнец» B-29, стратегический бомбардировщик Ту-4

Источник: http://armedman.ru/samoletyi/1937-1945-samoletyi/bombardirovshhik-boing-b-29-superkrepost.html

Боинг B-29 «Superfortress» («Сверхкрепость»)

boeing b-29 superfortress: самолёт Б-29, бомбардировщик, конструкция, технические характеристики, применение

Суперкрепость Боинг Б-29

Boeing B-29 «Superfortress» — четырехмоторный стратегический бомбардировщик, разрабатывавшийся в соответствии с подготовленной в январе 1940 г. спецификацией R-40B. Проработка сверхдальнего бомбардировщика велась конструкторами фирмы гораздо раньше — ещё с марта 1938 г.

Был разработан ряд эскизных проектов, лучшим из которых признали «модель 341» — моноплан со среднерасположенным крылом и трехопорным шасси с носовым колесом, оборудованный двигателями воздушного охлаждения «Пратт энд Уитни» R-2800. Именно этот проект и представили заказчику. Но уже в марте 1940 г.

спецификация была откорректирована — возросли требования к бомбовой нагрузке и оборонительному вооружению. В итоге проект трансформировался в новый — «модель 345» с 18-цилиндровыми двигателями воздушного охлаждения «Райт» R-3350 «Дуплекс Циклон».

Оборонительное вооружение (10 12,7-мм пулеметов и 1 20-мм пушка) размещалось в четырех выдвижных башнях с дистанционным управлением и хвостовой установке. Система управления позволяла любому стрелку (за исключением хвостового) управлять больше чем одной установкой.

Таким образом, появилась возможность передавать цель (вражеский истребитель) из зоны видимости одного стрелка к другому, каждый раз концентрируя на противнике максимум огня. Кабины экипажа выполнили герметичными.

Вместо привычных гидравлических и пневматических систем для привода большинства агрегатов самолета применили электродвигатели. В мае 1940 г. эскизный проект передали на рассмотрение военным, а в августе фирма получила заказ на два прототипа самолета, получившего обозначение XB-29. Рабочее проектирование возглавил авиаконструктор Э. Белл.

Прототип ХВ-29 с двигателями R-3350-13 впервые поднялся в воздух 15 сентября 1942 г. Испытания шли очень трудно — постоянно возникали проблемы с двигателями, особенно невезучим в этом отношении оказался второй прототип: уже в первом полете 30 декабря 1942 г. один из его моторов загорелся, а 18 февраля 1943 г.

самолет потерпел катастрофу. Причиной стал пожар в одной из мотогондол, перекинувшийся на топливные баки. Лишь на третьем прототипе, вышедшем на испытания в июне 1943 г., удалось добиться относительно беспроблемной работы мотоустановки.

Это позволило по чертежам Боинг B-29 начать выпуск партии из 14 предсерийных YB-29 с моторами R-3350-21 — первый из них был готов ещё в апреле 1943 г., но совершил первый полет лишь в июле, когда стало ясно, что испытания третьего прототипа идут успешно. В конце августа 1943 г. начались поставки серийных В-29.

Читайте также:  Танк т-54: технические характеристики (ттх), первый образец, конструкция, устройство внутри, сколько весит

Их производство осуществляли фирмы «Боинг», «Белл» и «Мартин», а общий объем выпуска, продолжавшегося до мая 1946 г., составил 3965 экземпляров.

Летно-технические характеристики самолетов Боинг В-29 Суперкрепость

  • Двигатели: Райт R-3350-23
  • мощность, л.с.: 2200
  • Размах крыла, м.: 43,05
  • Длина самолета, м.: 30,18
  • Высота самолета, м.: 8,46
  • Площадь крыла, кв. м.: 161,3
  • Масса, кг:
  • пустого самолета: 31 815
  • максимальная взлетная: 61 235
  • Скорость максимальная, км/ч: 603
  • Время набора высоты 7620 м, мин: 38
  • Потолок, м.: 9700
  • Дальность полета, км:
  • нормальная: 2575
  • максимальная: 6435

Основные модификации Boeing B-29 «Superfortress»

Боинг В-29 — двигатели R-3350-23, -23А или -41 (2200 л.с), на последних сериях — R-3350-57 или -57А той же мощности, но повышенной надежности. Стрелковое вооружение — 4 выдвижные башни (две верхние и две нижние) с 2 12,7-мм пулеметами в каждой, хвостовая установка с 2 такими же пулеметами и 1 20-мм пушкой.

В ходе производства стали устанавливать новую переднюю верхнюю башню с 4 12,7-мм пулеметами, но затем вновь вернулись к двум пулеметам. На самолетах последних серий не устанавливалась пушка в хвостовой установке. Максимальная масса бомбовой нагрузки — 9070 кг. Экипаж — 11 чел.

Изготовлена 2181 машина (1620 — фирмой «Боинг», 357 — «Белл» и 204 — «Мартин»).

В-29А— изменена конструкция центроплана с целью упрощения технологии изготовления, что привело к уменьшению запаса топлива. Двигатели R-3350-57, -57А или -59. Стрелковое вооружение — 12 12,7-мм пулеметов (4 в передней верхней башнях, по 2 в задней верхней, двух нижних башнях и хвостовой установке). Фирмой «Боинг» построено 1119 самолетов.

BoeingВ-29В— облегченный вариант с сокращенным составом оборудования и вооружения. Из стрелкового вооружения оставлена лишь одна хвостовая установка с тремя (на первых сериях — двумя) 12,7-мм пулеметами. Максимальная бомбовая нагрузка — 10 340 кг. Выпускался фирмой «Белл» с февраля 1945 г., построено 311 экземпляров.

F-13A(с 1946 г. FB-29, с 1947 г. — RB-29) — фоторазведчик. С августа 1944 г. переоборудовано 117 В-29А.

В послевоенное время значительное количество «Сверхкрепостей» переоборудовано в специализированные варианты: учебный ТВ-29 (со снятым стрелковым оружием), спасательный SB-29 (16 машин), заправщики КВ-29М (92) и КВ-29Р (116), метеоразведчик WB-29, бомбардировщик для действий в Арктике B-29F (6), бомбардировщик с системой дозаправки в воздухе B-29L (72).

Боевое использование Боинг B-29 Сверхкрепость

Первыми начали освоение В-29 экипажи 58-го бомбардировочного крыла, объединявшего 4 группы. К январю 1944 г. техника пилотирования «Сверхкрепостей» была освоена, и началась отработка боевого применения.

В бой новые самолеты должны были пойти против Японии — применение В-29 в Европе не предполагалось, там вполне хватало дальности В-17 и В-24.

Базируясь в Индии, соединения «Сверхкрепостей» должны были использовать аэродромы подскока в Китае, что позволяло достать до целей на Японских о-вах.

Первые В-29 прибыли в Индию в апреле 1944 г. 5 июня 98 бомбардировщиков отправились в первый боевой вылет, целью которого был железнодорожный узел у Бангкока.

Результат оказался провальным — 14 самолетов возвратились на базы из-за неисправностей двигателей, 42 при возвращении пришлось садиться на запасные аэродромы из-за выработки топлива, ещё 5 разбилось при посадке. При этом вблизи цели упало лишь 18 бомб.

Ещё менее результативным оказался второй вылет, предпринятый 14 июня: из 75 самолетов 18 не выполнили задание по различным причинам, 1 разбился на старте и 6 — при посадке, ещё 1 был сбит зенитками. На цель — металлургический завод Явате на о. Кюсю — упала лишь одна бомба.

В последующие месяцы В-29 бомбили заводы в Манчьжурии, нефтеперерабатывающие заводы на Суматре, ряд объектов в Японии — все с мизерным результатом. Ситуацию удалось исправить, назначив 29 августа 1944 г. на должность командующего 20-й ВА, объединявшей части «Сверхкрепостей», генерала К.

Лимэя, ранее командовавшего 8-й ВА в Англии. Он сумел в самые сжатые сроки перестроить боевую работу бомбардировщиков, и уже в сентябре 1944 г. в результате налетов Б-29 на объекты в Манчьжурии объем промышленного производства там сократился на треть.

Последней крупной операцией В-29 с использованием китайских аэродромов, которые было крайне трудно снабжать, стали удары по японским войскам в районе Ханькоу 18 декабря 1945 г. Далее В-29 работали с аэродромов Индии: бомбили доки Сингапура, минировали реки Янцзы и Хуанхэ, акватории у Сайгона, выполняли другие задачи. Последний налет из Индии состоялся 29 марта 1945 г.

boeing b-29 superfortress: самолёт Б-29, бомбардировщик, конструкция, технические характеристики, применение

Фото бомбардировщика Boeing B-29

С октября 1944 г. американские Boeing В-29 начали осваивать базу на о. Сайпан. Туда передислоцировали 73-е крыло. К концу месяца там сосредоточили около 100 «Сверхкрепостей». 28 октября 18 самолетов впервые отправились с Сайпана в боевой вылет. Целью была японская ВМБ на атолле Трук.

24 ноября самолеты 73-го крыла впервые отработали по целям на Японских о-вах — авиазаводах в предместьях Токио.

В дальнейшем налеты на Японию стали систематическими, но успех пришел не сразу -в большинстве случаев удары наносились с высоты 8000-9000 м в условиях плохой видимости, вследствие чего большинство бомб ложилось мимо цели. Первым успешным налетом 73-го крыла считается рейд 13 декабря 1944 г.

на моторостроительный завод в Нагое, в результате которого выпуск самолетов в Японии снизился на четверть. Захват в декабре 1944 г. о. Иводзима, находящегося на полпути от Марианских о-вов к Японии, позволил организовать сопровождение «Сверхкрепостей» истребителями P-51D.

В январе 1945 г. соединения Боинг В-29 перешли к новой тактике: теперь они действовали преимущественно ночью, наносили удары со средних высот, применяя зажигательные бомбы. 3 января эту тактику опробовали при налете на Нагою. 4 февраля массированному удару подвергся Кобе — наряду с 73-м крылом город бомбили эскадрильи 313-го крыла, прибывшего на о. Тиниан.

Вскоре на Гуам прибыло ещё одно соединение «Сверхкрепостей» — 314-е крыло. Размах боевых операций постоянно возрастал. 9 марта на Токио совершили налет 325 В-29, сбросивших 1665 т зажигательных бомб. Впервые был использован напалм. Погибло до 150 тыс. человек, более миллиона лишилось крыши над головой. Американские же потери составили 14 самолетов.

На следующий день была сожжена Нагоя, затем — Осака.

В апреле 1945 г. на Марианские о-ва прибыло из Индии 58-е крыло, а из США — 315-е крыло, вооруженное В-29В. Теперь американцы могли использовать против Японии примерно 700 «Сверхкрепостей». Помимо ударов по городам, часть самолетов стали выделять для других задач.

Ещё с конца марта в рамках подготовки высадки на Окинаве В-29 нанесли несколько массированных ударов по аэродромам противника.

315-е крыло занималось, главным образом, уничтожением нефтехранилищ и нефтеперерабатывающих заводов, а 313-е крыло с конца июня до середины августа занималось минными постановками, выставив в прибрежных водах Японии около 13 тыс. акустических мин.

В-29 суждено было стать первым (и единственным) типом самолета, применившим в боевых условиях ядерное оружие. Для этого в декабре 1944 г. сформировали 509-ю смешанную группу. В её состав вошла 393-я АЭ, получившая 15 В-29, приспособленных для сброса атомных бомб.

После продолжительных тренировок на территории США со сбросом массогабаритных макетов нового оружия, эскадрилью в конце апреля 1945 г. передислоцировали на Тиниан. 6 и 9 августа самолеты этой части сбросили две атомные бомбы на Хиросиму и Нагасаки.

В результате первого удара в Хиросиме было поражено 129 тыс. людей, из них 78 тыс. — смертельно. Разрушения были эквивалентны налету 2000 «Сверхкрепостей». В Нагасаки погибло 35 тыс. чел., 60 тыс. было ранено. Параллельно с ядерными бомбардировками продолжались и обычные налеты.

Последним днем массовых налетов на Японию стало 14 августа, когда по различным целям отработали около 740 В-29.

После окончания Второй мировой войны Боинги Б-29 составили основу сформированного в марте 1946 г. Стратегического авиационного командования — в его состав первоначально вошло 14 групп, вооруженных этим типом самолета.

Помимо территории США, они базировались в Великобритании. С 1949 г. началась замена В-29 самолетами В-50, представлявшими собой дальнейшее развитие «Сверхкрепости». В 1950-1953 гг.

В-29 применялись в войне в Корее, после чего были сняты с вооружения боевых частей.

В 1950 г. 84 самолета Boeing В-29А и 3 RB-29A передали Великобритании, где они получили обозначение «Вашингтон» В Мк.1. В Королевских ВВС они эксплуатировались до 1955 г.

Три самолета В-29, совершивших вынужденные посадки на советской территории в 1944 г., прошли испытания в СССР и стали образцами для создания стратегического бомбардировщика Ту-4.

Вне всякого сомнения, В-29 являлся лучшим тяжелым бомбардировщиком времен Второй мировой войны. По скорости на больших высотах он превосходил не только бомбардировщики, но и многие истребители. Самолет отличался большой бомбовой нагрузкой, мощным и высокоэффективным оборонительным вооружением, современным бортовым оборудованием.

Схемы и чертежи Boeing B-29 Superfortress

boeing b-29 superfortress: самолёт Б-29, бомбардировщик, конструкция, технические характеристики, применение

boeing b-29 superfortress: самолёт Б-29, бомбардировщик, конструкция, технические характеристики, применение

Источник: http://www.airaces.ru/plane/boeing-b-29-superfortress-sverkhkrepost.html

Бомбардировщик Боинг B-29 «Суперфортресс»

Большинство боевых самолетов представляют собой в большей или меньшей степени компромисс между основными тактико-техническими параметрами — скоростью, дальностью, потолком, вооружением, а в случае бомбардировщиков еще и весом боевой нагрузки.

Соблюсти баланс между этими взаимно мешающими факторами очень непросто.

Конструкторы B-29 сумели преодолеть это противоречие, создав самолет, в котором все параметры превосходили любой из имевшихся аналогов — как в авиации союзников, так и на стороне стран оси.

B-29 стал эпохальным самолетом, многократно расширившим возможности стратегической авиации. И, кроме того, навсегда вошел в историю как первый участник применения ядерного оружия.

boeing b-29 superfortress: самолёт Б-29, бомбардировщик, конструкция, технические характеристики, применениеВЫДАЮЩИЙСЯ ПО ВСЕМ СТАТЬЯМ

Когда в декабре 1939 года Авиационный корпус армии США (USAAC) сформировал свои требования к «супербомберу», они выглядели совершенно фантастическими. Скорость 640 км/ч и дальность 4300 км с 9 тоннами бомб выглядели малореальными мечтами.

Тем не менее фирма «Боинг», уже имевшая опыт как в создании тяжелых бомбардировщиков, так и высотных пассажирских лайнеров, взялась за проработку эскизного проекта. Программа имела столь большое значение, что параллельно — на случай неудачи «Боинга» — аналогичный самолет (будущий B-32) разрабатывала фирма Консолидэйтед.

«Боинг» получил заказ на 300 серийных машин за полгода до взлета прототипа.

Прототип поднялся в воздух 21 сентября 1942 года, но испытания продолжались до конца 1942-го и весь следующий год.

В ходе них второй прототип потерпел катастрофу, а серийное производство было практически парализовано огромным числом переделок, которые требовалось производить на уже выпущенных экземплярах.

Главным источником опасности для B-29 стали новые моторы — очень плотная компоновка приводила к перегреву, а затем, зачастую, и к пожару. Охлаждение налаживали мучительно долго, и в бой первые B-29 пошли с еще не разрешенными до конца проблемами.

На B-29 оборонительное вооружение и стрелки были разнесены, прицелы стояли в носу, хвосте и трех блистерах — верхнем (где размещался оператор централизованной системы наводки, распределявший цели между остальными стрелками самолета) и двух боковых.

Читать:  Перспективный российский истребитель Т-50 (ПАК ФА)

ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ

При проектировании нового бомбардировщика упор был сделан на мощных двигателях для обеспечения взлета этого колоссального (по тем временам) самолета, турбонагнетателях — для поддержания мощности двигателей вплоть до больших высот, огромном фюзеляже с герметичными кабинами (для комфортной работы экипажа на высоте), крыле большого размаха (обеспечившем не только хорошие высотные характеристики, но и место для топлива) и наконец, принципиально новой системе вооружения.

Фюзеляж включал шесть частей — передняя оконечность с большой площадью остекления, передняя гермокабина, средняя часть — два бомбоотсека, разделенные центропланом крыла, задняя гермокабина, хвостовая часть и отсек кормового стрелка.

Экипаж размещался в трех гермокабинах, передняя и задняя из них соединялись герметичным лазом. Кормовая кабина была изолирована, там размещался только стрелок кормовой установки.

Читайте также:  М4 винтовка - штурмовая: технические характеристики (ттх) американского оружия, пневматическая копия crosman

Остальные 10 членов экипажа располагались в передней (командир, 2-й пилот, бомбардир, штурман, бортинженер и радист) и задней (командир стрелков и два стрелка, оператор радиолокационного бомбоприцела) кабинах.

Диаметр фюзеляжа на большей части составлял 2,9 м. В задней кабине хватило места не только для штатных «обитателей», но и для пары коек, на которых могли во время длительных полетов отдохнуть незанятые члены экипажа.

Крыло цельнометаллическое, двухлонжеронное, состояло из центроплана и двух отъемных консолей.

Мощные лонжероны центроплана вместе с силовыми нервюрами и толстой обшивкой составляли жесткий кессон, который служил как для размещения топлива, так и для крепления моторов и основных стоек шасси.

К заднему лонжерону крепился огромный закрылок, в выпущенном положении увеличивавший площадь крыла почти на 20 %. Во взлетном положении закрылок отклонялся на 25′, а в посадочном — на 45.

Все рулевые поверхности (элероны, рули высоты и руль направления) имели металлическую силовую конструкцию и обтягивались полотном.

На передних кромках крыла и оперения размещалась противообледенительная система «Гудрич» — резиновая камера с подводом сжатого воздуха. При нарастании льда в камеру подавался сжатый воздух, лед трескался, а затем отрывался потоком воздуха.

Шасси — трехопорное, две основные стойки с парой колес 1450×520 мм убирались в гондолы внутренних двигателей, а передняя стойка (тоже сдвоенные, 950×350 мм) складывалась назад в фюзеляж. Уборка и выпуск шасси осуществлялись электроприводом.

Читать:  Самолет заправщик КС-135 «Стратотанкер»

Моторы B-29 — двухрядные 18 цилиндровые «звезды» R-3350, снабженные турбонагнетателями (турбина, вращавшая компрессор, приводилась в действие энергией выхлопных газов) системы «Дженерал Электрик». Каждый двигатель обслуживала пара таких турбонагнетателей. Общая емкость топливных баков в крыле составляла 20 180 л.

При необходимости, для перелетов на большие расстояния без бомбовой нагрузки, в бомбоотсеке можно было подвесить еще два бака емкостью 2420 л каждый. Бомбовая нагрузка размещалась в двух отсеках спереди и сзади от лонжеронов центроплана. Створки бомболюка имели электропривод.

Сброс бомб осуществлялся электрическим сбрасывателем, для прицеливания бомбардир располагал гироскопическим прицелом «Норден».

В-29 произвел революцию в линии развития бомбардировщиков. Для своего времени он обладал беспрецедентной дальностью, мощнейшим вооружением, огромной скоростью на большой высоте и колоссальной бомбовой нагрузкой.

Одной из революционных новинок, использованных на В-29, была система оборонительного вооружения. Если на предыдущих бомбардировщиках каждая огневая точка требовала отдельного члена экипажа, что определяло как большие габариты, так и многочисленность стрелков, то на В-29 приняли принципиально новую концепцию.

Почти все (за исключением кормовых) крупнокалиберные пулеметы размещались в компактных башенках с электроприводом. Это не только снизило вес, уменьшило сопротивление и сделало башни менее уязвимыми для огня истребителей. Принципиально новой была возможность наводить башни (одну или даже несколько) с различных прицельных станций.

То есть впервые удалось за счет сложной автоматики и первых, аналоговых вычислителей, реализовать возможность внесения поправок для каждой башни индивидуально. В бою стрелки могли «передавать» цель от одной прицельной станции к другой, при этом каждый раз сосредотачивая на ней максимально возможную огневую мощь.

Вычислители выдавали точку прицеливания с учетом множества параметров — скорости В-29, упреждения, влажности и температуры воздуха. В задней кабине в верхнем блистере размещался командир стрелков, решавший, как именно распределить огневые установки (башни) между пятью имеющимися прицельными станциями.

В случае ранения или гибели кормового стрелка, его огневая установка тоже могла быть включена в общую схему и управляться без его участия.

Читать:  Итальянский истребитель I.M.A.M. Ro.58

В БОМБОПРИЦЕЛЕ — ЯПОНИЯ

Первые попытки боевого применения В-29 состоялись 5 июня 1944 года — с баз в Индии они атаковали японские объекты в Таиланде. Налеты на территорию самой Японии, ради чего, собственно, и создавался самолет, начались только 15 июня.

Вначале В-29 действовали с территории Китая в районе Чэнду, с минимальным успехом — ущерб для японцев был едва ощутим, а доставка всего необходимого через Гималаи обходилась очень дорого. Лишь после захвата Марианских островов Сайпан, Гуам и Тиниан удалось создать базы, с которых В-29 могли регулярно атаковать Японию.

Первый налет состоялся 24 ноября 1944 года — бомбы падали на Токио, с этого дня частота и интенсивность ударов постоянно росли, и к лету 1945 года японская военная промышленность была почти парализована.

6 августа 1945 года специально подготовленный — облегченный и оснащенный кондиционированием бомбоотсека — В-29 «Энола Гэй» сбросил первую в истории атомную бомбу «Малыш» на Хиросиму. Три дня спустя другой В-29 приговорил Нагасаки бомбой «Толстяк».

Оставить эмоцию

Нравится Тронуло Ха-Ха Ого Печаль Злюсь

    4863      

  Поддержите проект ВОЕННОЕ ОРУЖИЕ И АРМИИ МИРА, подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Источник: http://WarFor.me/bombardirovshhik-boing-b-29-superfortress/

Boeing B-29 Superfortress

Four-engine heavy bomber aircraft

«B-29» redirects here. For other uses, see B29 (disambiguation).

B-29 Superfortress

A USAAF B-29 Superfortress

Role

Strategic bomber, Heavy bomber

Manufacturer

Boeing

First flight

21 September 1942[1]

Introduction

8 May 1944

Retired

21 June 1960

Status

Retired (see Surviving aircraft)

Primary users

United States Army Air ForcesUnited States Air ForceRoyal Air Force

Produced

1943–1946[2]

Number built

3,970

Unit cost

US$639,188[3] (Prototype cost $3,392,396.60.)[4]

Variants

All modelsBoeing KB-29 SuperfortressXB-39 SuperfortressBoeing XB-44 SuperfortressBoeing B-50 Superfortress

Developed into

Boeing 377 StratocruiserTupolev Tu-4

Boeing assembly line at Wichita, Kansas (1944)

The Boeing B-29 Superfortress is a four-engine propeller-driven heavy bomber designed by Boeing and flown primarily by the United States during World War II and the Korean War. Named in allusion to its predecessor, the B-17 Flying Fortress, the Superfortress was designed for high-altitude strategic bombing but also excelled in low-altitude night incendiary bombing, and in dropping naval mines to blockade Japan. B-29s also dropped the atomic bombs on Hiroshima and Nagasaki which contributed to the end of World War II.

One of the largest aircraft of World War II, the B-29 had state-of-the-art technology, including a pressurized cabin; dual-wheeled, tricycle landing gear; and an analog computer-controlled fire-control system that allowed one gunner and a fire-control officer to direct four remote machine gun turrets. The $3 billion cost of design and production (equivalent to $43 billion today[5])—far exceeding the $1.9 billion cost of the Manhattan Project—made the B-29 program the most expensive of the war.[6][7]

The B-29's advanced design allowed it to remain in service in various roles throughout the 1950s. The type was retired in the early 1960s, after 3,970 had been built.

A few were used as flying television transmitters by the Stratovision company. The Royal Air Force flew the B-29 as the Washington until 1954.

The B-29 was the progenitor of a series of Boeing-built bombers, transports, tankers, reconnaissance aircraft and trainers. The re-engined B-50 Superfortress became the first aircraft to fly around the world non-stop, during a 94-hour flight in 1949.

The Boeing C-97 Stratofreighter airlifter, first flown in 1944, was followed in 1947 by its commercial airliner variant, the Boeing Model 377 Stratocruiser. This bomber-to-airliner derivation was similar to the B-17/Model 307 evolution. In 1948, Boeing introduced the KB-29 tanker, followed in 1950 by the Model 377-derivative KC-97.

A line of outsized-cargo variants of the Stratocruiser is the Guppy / Mini Guppy / Super Guppy, which remain in service with NASA and other operators.

The Soviet Union produced an unlicensed reverse-engineered copy, the Tupolev Tu-4.

More than twenty B-29s remain as static displays but only two, Fifi and Doc, still fly.[8]

Design and development

In the run up to World War II, the United States Army Air Corps concluded that the Boeing B-17 Flying Fortress, which would be the United States' primary strategic bomber of the war, would be inadequate for the Pacific Theater, which required a bomber that could carry a larger payload more than 3,000 miles.[9]

The length of the 141-foot (43 m) wing span of a Boeing B-29 Superfortress based at Davis-Monthan Field is vividly illustrated here with the cloud-topped Santa Catalina Mountains as a contrasting background.
YB-29 Superfortresses in flight.
1000th B-29 delivery ceremony at Boeing Wichita plant in February 1945.

In response, Boeing began work on pressurized long-range bombers in 1938. Boeing's design study for the Model 334 was a pressurized derivative of the Boeing B-17 Flying Fortress with nosewheel undercarriage.

Although the Air Corps did not have money to pursue the design, Boeing continued development with its own funds as a private venture.[10] In April 1939, Charles Lindbergh convinced general Henry H. Arnold to produce a new bomber in large numbers to counter the Nazi production.

[11] In December 1939, the Air Corps issued a formal specification for a so-called «superbomber», that could deliver 20,000 lb (9,100 kg) of bombs to a target 2,667 mi (4,292 km) away and at a speed of 400 mph (640 km/h).

Boeing's previous private venture studies formed the starting point for its response to this specification.[12]

Boeing submitted its Model 345 on 11 May 1940,[13] in competition with designs from Consolidated Aircraft (the Model 33, later to become the B-32),[14] Lockheed (the Lockheed XB-30),[15] and Douglas (the Douglas XB-31).

[16] Douglas and Lockheed soon abandoned work on their projects, but Boeing received an order for two flying prototypes, given the designation XB-29, and an airframe for static testing on 24 August 1940, with the order being revised to add a third flying aircraft on 14 December.

Consolidated continued to work on its Model 33 as it was seen by the Air Corps as a backup in case of problems with Boeing's design.[17] Boeing received an initial production order for 14 service test aircraft and 250 production bombers in May 1941,[18] this being increased to 500 aircraft in January 1942.

[13] The B-29 featured a fuselage design with circular cross-section for strength. The need for pressurization in the cockpit area also led to the B-29 being one of very few American combat aircraft of World War II to have a stepless cockpit design, without a separate windscreen for the pilots.

Источник: https://en.wikipedia.org/wiki/Boeing_B-29_Superfortress

Летающий авианосец (тяжёый четырёхмоторный бомабрдировщик B-29 Superfortress)

В преддверии войны с Японией командование ВВС США поняло, что бомбардировщика, способного достичь берегов Страны Восходящего Солнца с имеющихся береговых баз, у них нет.

Героический рейд В-25 под командованием Джеймса Дулитла на Токио в апреле 1942 года (самолеты тогда с огромным трудом стартовали с палубы авианосца «Хорнет») был скорее символической акцией, чем настоящей боевой операций.

Задание на проектирование большого четырехдвигательного бомбардировщика дальнего действия было разработано Департаментом вооружений США в январе 1940 года.

Первоначально на роль прототипа претендовал ХВ-19 фирмы Douglas. Машина, однако, оказалась слишком тяжелой, и мощности моторов явно не хватало.

Новое техническое задание предполагало создание высотного бомбардировщика, способного нести 1,8 т бомб на дальность 8500 километров со скоростью 644 км/ч. Максимальная бомбовая нагрузка планировалась в 7,2 т.

В соответствии с техзаданием группа конструкторов фирмы Boeing под руководством А.Джорданова спроектировала самолет, получивший название «Модель 341».

  • Однако через несколько месяцев требования к норме боевой нагрузки измени-» ли, подняв ее до 8 т, значительно повысили требования и к оборонительному вооружению.
  • В конкурсе приняли участие компании Boeing, Douglas, Consolidated и Lockheed.
  • Договоры же на изготовление прототипов были заключены с фирмами Boeing («Модель 345» или ХВ-29) и Consolidated (ХВ-32 — будущий В-32).
  • Фирма Boeing, уже имевшая опыт создания и серийного выпуска высотного пассажирского четырехдвиг ательного самолета BOEING-307, опередила конкурента, и в мае 1941 года получила заказ на 14 предсерийных YB-29.
Читайте также:  Боинг 767 300: самолёт boeing, расположение мест в салоне, вместимость, технические характеристики (ттх)

Вступление США во Вторую мировую войну вынудило ускорить процесс принятия на вооружение нового современного бомбардировщика. В сентябре 1941 года (задолго до начала испытаний первого прототипа) были заказаны первые 250 серийных машин В-29.

После разгрома американского флота в Пёрл-Харборе заказ был удвоен, а затем увеличен до 1600 самолетов (гигантская цифра, если учитывать сложность конструкции самолета).

С технической точки зрения BOEING В-29 SUPERFORTRESS был, несомненно, весьма совершенной конструкцией, ярко демонстрировавшей бесспорное лидерство фирмы Boeing в области создания тяжелых бомбардировщиков. Крыло с большими закрылками Фаулера (в выпущенном состоянии они увеличивали его площадь на 20 процентов) позволяло иметь приемлемую посадочную скорость при очень высокой нагрузке на крыло в полете.

Четыре двигателя R-3350 фирмы Wright с двумя турбонагнетателями развивали на уровне моря мощность по 2200 л.с. (это были самые мощные самолетные двигатели в то время). На крейсерском режи-

ме полета расход топлива составлял 375 литров в час на каждый двигатель. Интегральные топливные баки, размещенные в крыльях, вмещали 21 227 литров бензина. Гондолы двигателей имели небольшое лобовое сопротивление. Впоследствии на В-29 устанавливались двигатели модификации R-3350-41 с улучшенной системой смазки и доработанной системой охлаждения для полетов на больших высотах.

Самолёт имел трехстоечное шасси с носовым колесом. В фюзеляже круглого сечения располагались три герметичные кабины.

В носовой размещались штурман-бомбардир, два пилота, бортинженер, штурман-навигатор и радист.

Эта кабина соединялась переходным тоннелем диаметром 850 мм (он проходил над бомбовым отсеком) со средней, где находились три стрелка, оператор бортового локатора и койки для отдыха экипажа.

В средней кабине были оборудованы три прицельных блистера (на фюзеляже и два по бортам), которые прикрывались специальными решетками, предохранявшими стрелков от вытяг ивания наружу при разгерметизации кабины. Кормовой стрелок имел отдельную гермокабину.

Оборонительное вооружение сосредотачивалось в пяти башнях — кормовой и четырех фюзеляжных. Первоначально в каждой из них было установлено по два 12,7-мм пулемета, а в кормовой дополнительно монтировалась 20-мм пушка. Впоследствии верхняя передняя башня получила еще два пулемета. С сентября 1944 года пушки в кормовой турели, оказавшиеся малоэффективными, начали демонтировать.

Первые два ХВ-29 имели дистанционно управляемые пулеметные турели, наводимые с помощью выдвижных перископов, а третий — турели General Electric с блистерами для прицеливания.

Причем любой из бортовых стрелков мог вести огонь из любой турели, а также сосредоточить огонь нескольких оборонительных установок на одной цели.

При этом использовался аналоговый вычислитель, вносивший поправки на высоту, скорость полета и скорость ветра.

Максимальная бомбовая нагрузка самолета составляла 9000 кг. Члены экипажа были защищены броневыми плитами и специальными противоосколочными подушками из нейлона и пакли.

Самолеты оборудовались бортовым радиолокатором AN/APQ-7, предназначенным для навигации (экипажи подчас использовали его для бомбометания ночью и в сложных метеоусловиях).

Бомбардировщики В-29В имели новый локатор AN-APO-13, предназначенный и для бомбометания при плохой видимости. Антенна радиолокатора диаметром 5,5 м располагалась в обтекателе под фюзеляжем.

На этих самолетах устанавливался и прицельный радиолокатор AN/APG-15 для стрельбы из кормовой турели при недостаточной видимости.

Первый из прототипов ХВ-29 (41-002), изготовленный на заводе в Сиэтле, под нялся в небо 21 сентября 1942 года, управляемый шеф-пилотом фирмы Эдди Алле-ном, а второй (41-003) — девятью неделями позже.

Как оказалось, мощность моторов на взлете была недостаточной, к тому же в ходе испытательных полетов происходили разрушения и пожары двигателей. Пожар двигателя 16 февраля 1943 г. привел к катастрофе второго ХВ-29.

Погибли Эдди Аллен, десять членов экипажа и девятнадцать гражданских специалистов.

Первый предсерийный YB-29, построенный на заводе в Уичите, взлетел 15 мая 1943года. Большая часть BOEING В-29 SUPERFORTRESS была выпущена именно на этом заводе фирмы Boeing. Причем в период пика производства выпуск достигал четырех самолетов в день. Поставки новых серийных бомбардировщиков в боевые части начались осенью того же года.

К выполнению г ромадного заказа были привлечены заводы компании Bell в городке Мариетта близ Атланты и Martin в Омахе, а также новый завод компании Boting в Рентоне. Тем не менее, первые В-29 начали сходить с конвейеров лишь в начале 1944 года. Всего выпущено 3960 BOEING В-29 SUPERFORTRESS.

Предполагалось, что В-29 будут действовать против целей на территории Японии с баз в Китае и Индии. Аэродромы в северо-восточной части Индии были готовы к приему В-29, однако на территории Китая вокруг залива Чанту надо было заново строить четыре ВПП длиной по 2,5 км.

Первым боевым соединением В-29 стало 58-е тяжелобомбардировочное крыло в составе 40, 444, 462 и 468-й авиационных групп. Передислокация в Китай началась весной 1944 года.

Маршрут проложили с промежуточными посадками в заливе Тендер (полуостров Ньюфаундленд), Марокеше (Марокко), Каире и Карачи. Конечным пунктом была Калькутта.

Забегая вперед, скажем, что очень тяжелым для самолетов и экипажей оказался перелет через Гималаи — в облаках на очень большой высоте. Наконец, в апреле 1944 года первый В-29 с генералом Ханнелом на борту приземлился в Китае.

Первый боевой рейд бомбардировщики SUPERFORTRESS совершили 5 июня 1944года. Удар был произведен по железнодорожным станциям на территории Бангкока.

Появились и первые потери — пять машин не вернулись на базу.

15 июня В-29 совершили первый ночной налет на Явату в Японии, ставший последним еще для трех машин: одна разбилась на взлете, вторая была сбита над целью и третья врезалась в горы на пути домой.

Операции с территории Китая до марта 1945 года продолжало 58-е крыло, произведя самый дальний налет из всех, которые совершили В-29 в годы войны — из Тринкомали на Цейлоне на Палембанг острова Суматра в августе 1944 года — это почти 6400 км.

Операции В-29 с баз на территории Китая и Индии продолжались до середины 1944 года, пока американские войска не захватили Марианские острова, находившиеся в 2400 км от Японии. На них были оборудованы пять баз для В-29 с центром управления полетами на острове Гуам.

Первые В-29 появились над Токио вечером 24 ноября 1944 года. Бригадный генерал О'Доннел на В-29 «Countless Dotty» повел самолеты своего 73-го крыла на авиационный завод Мусасима. Это было началом конца Японии.

Месяцем ранее 73-е тяжелобомбардировочное авиационное крыло передислоцировалось на остров Майпан в группе Марианских островов; 313-е гяжелобомбардировочное авиакрыло перелетело на остров Тиниан в конце 1944 года. В январе — феврале 1945 года в боевых действиях приняло участие и 314-е авиакрыло, которое базировалось на острове Гуам.

Первый же налет показал, что полеты на высоте 10 км тяжелы как для экипажей, так и для техники: двигатели перегревались, что нередко приводило к авариям. К тому же разгерметизация кабины на такой высоте в случае боевых повреждений почти всегда приводила к взрывной декомпрессии и разрушению самолета.

Необходимо было менять тактику применения В-29. Новый командующий 21 авиакорпусом тяжелых бомбардировщиков (то есть всеми В-29) известный теоретик применения тяжелых бомбардировщиков генерал-майор Кертисс /1е Мей вскоре после вступления в должность предложил перейти к ночным налетам.

Причем на маршруте бомбардировщикам предписывалось держать высоту 2,5 км, а при выходе на цель — забираться на семикилометровую высоту. Двигатели в таком режиме полета работали со значительной экономией топлива. Кроме того, с самолетов снималась часть вооружения и оборудования.

Кабины не герметизировались, а экипаж пользовался кислородными масками.

Боевую нагрузку в таких рейсах составляли преимущественно зажигательные бомбы М-47 в кассетах и 450-килограммовые осколочно-фугасные бомбы. Причем сначала сбрасывались осколочно-фугасные, а потом зажигательные бомбы, при этом объекты сначала разрушались, а потом поджигались.

В первом таком налете на Токио 9 марта 1945 года приняло участие 334 бомбардировщика. Результаты были ошеломляющими. Громадный город, застроенный преимущественно деревянными домами, превратился в грандиозное пожарище.

Погибло более 80 тысяч мирных жителей — больше, чем при первой ядерной бомбардировке. Японские зенитчики повредили 42 самолета, а для 14 машин этот рейд оказался последним.

Всего же за 11 ночных налетов было сожжено 162 кмг территории Токио.

В апреле — мае 1945 года к операциям против Японии присоединилась и 315-е тяжелобомбардировочное крыло, базировавшееся на острове Гуам и оснащенное самолетами В-29В.

Эти машины оказались более приспособленными к ночным бомбардировкам и к тому же они могли нести новые, более тяжелые зажигательные бомбы М-69. Основной задачей этого подразделения стали бомбовые удары по объектам топливной индустрии на территории Японии.

Первый налет был произведен 26 июня 1945 года по нефтеперерабатывающим заводам в Утсубе.

Положение изменилось после захвата американскими войсками в феврале — марте 1945 года острова Иводзима, расположенного приблизительно на полпути между Марианскими островами и Японией. На острове был немедленно оборудован аэродром для истребителей сопровождения Р-51 MUSTANG.

Всего за годы войны бомбардировщики BOEING В-29 SUPERFORTRESS сбросили на Японию 177 тыс. т бомб, а с марта 1945 года установили в японских прибрежных водах 12 035 мин. В результате действий В-29 погибло 330 тыс. и ранено— 476 тыс. мирных жителей.

BOEING В-29 SUPERFORTRESS стал единственным самолетом в США, способным нести новое ядерное оружие.

1 августа 1945 года в специально построенном на Тиниане сборочном цехе была закончена сборка атомной бомбы, а 2 августа президент Трумэн принял решение о ее применении. Удар запланировали на 6 августа, и в 9.

15 «Малыш» (так прозвали бомбу) вывалился над Хиросимой из бом-боотсека В-29 «Энола Гей». А через три дня В-29 «Великий художник» сбросил бомбу на Нагасаки.

Война закончилась, и В-29 вошел в историю авиации как самый смертоносный самолет. Но боевая карьера бомбардировщика на этом не закончилась. Началась война в Корее, и базирующиеся в Японии В-29 стали основной ударной силой американских ВВС. За период боевых действий в Корее они совершили 21 388 боевых вылетов и сбросили 167 тыс.т бомб.

Настоящей грозой «сверхкрепостей» стал новый советский истребитель МиГ-15. Как правило, «миги» легко расправлялись с В-29. Правда, американцы тщательно скрывали свои потери и признали сбитыми лишь 34 самолета, хотя, по нашим данным, было уничтожено 69 бомбардировщиков. На счету же экипажей В-29 было 30 сбитых ими «мигов».

В период серийного производства В-29 SUPERFORTRESS кроме чисто бомбардировочного варианта выпускался заправщик КВ-29, спасательный вариант SB-29, метеоразведчик WB-29 и морской патрульный самолет Р2В.

Несколько В-29В с радикально переделанными бомбоотсека-ми использовались для транспортировки и запуска экспериментальных самолетов. В частности, с В-29 стартовали знаменитые Х-1, Х-2, D-588 и XF-85.

Технические характеристики самолетов
В-29А В-29 В
Длина, м 30,175 30,175
Высота, м 8,46 8,46
Размах крыла, м 43,36 43,05
Площадь крыла, м2 161,5 161,5
Масса пустого, кг 32 368 31 298
Максимальная
взлетная масса, кг 61 235 62 142
Максимальная
скорость, км/ч 611 586
Практический
потолок, м 10 060 9750
Нормальная
дальность полета, км 2900 2900
Максимальная
дальность полета, км 6437 6759

 А.ЧЕЧИН«Моделист-конструктор» N9 11'2000

Источник: https://techno-story.ru/articles/aircrafts/184-letayushchij-avianosets-tyazhjoyj-chetyrjokhmotornyj-bomabrdirovshchik-b-29-superfortress

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector