Экраноплан «лунь»: проект 903 каспийский монстр, ракетный, ударный, история создания, конструкция, вооружение

Экраноплан «Лунь»: проект 903 каспийский монстр, ракетный, ударный, история создания, конструкция, вооружение

Ракетный корабль-экраноплан «Лунь» (заводской номер С-31, проект по кодификации НАТО: Utka) — советский ударный экраноплан-ракетоносец проекта 903, разработанного в ЦКБ по СПК им. Р. Е. Алексеева под руководством В. Н. Кирилловых. Создан на опытном заводе «Волга» и является единственным полностью построенным кораблём проекта 903 из восьми планировавшихся.

Экраноплан Лунь — видео

Экраноплан предназначен для борьбы с надводными кораблями путём нанесения ракетного удара в условиях слабого противодействия со стороны средств воздушного нападения врага. Главной целью ракетоносца являются авианосцы. Экраноплан «Лунь» благодаря высокой скорости движения и незаметности для радаров может подплыть к авианосцам на расстояние точного пуска ракеты.

Экраноплан «Лунь»: проект 903 каспийский монстр, ракетный, ударный, история создания, конструкция, вооружение

История проекта и его реализации

Разработка проекта экраноплана велась с начала 70-х годов на основе конструкции и аэродинамической компоновки экраноплана «КМ» в ЦКБ по СПК им. Р. Е. Алексеева под руководством В. Н. Кирилловых.

Заложили первый «Лунь» в 1983 году на опытном заводе «Волга», находившимся при ЦКБ в городе Горьком (ныне Нижний Новгород).

16 июля 1986 года был произведен первый спуск экраноплана на воду с последующим перенаправлением в город Каспийск для дальнейших испытаний и достройки аппарата. В марте 1987 начались конструкторские ходовые испытания, в июле 1989 года — заводские.

26 декабря 1986 подошли к концу государственные испытания. В 1990 году экраноплан был передан в опытную эксплуатацию, которая завершилась через год — в 1991 году.

Экраноплан «Лунь» входил в 236 дивизион кораблей-экранопланов Каспийской флотилии. На момент декабря 2001 года в составе флота Российской Федерации экраноплан проекта «Лунь» не числится, то есть является списанным. Он был законсервирован в сухом доке на территории завода Дагдизель в Каспийске. Вся секретная электроника сдана на склады.

Изначально планировалось создать восемь ракетных экранопланов типа «Лунь», однако из-за финансовых проблем и военной нецелесообразности эти планы реализовать не удалось. Тем не менее, на момент прекращения работы над созданием экранопланов проекта 903 создавался ещё один корабль «Лунь», но завершён он не был.

Экраноплан «Лунь»: проект 903 каспийский монстр, ракетный, ударный, история создания, конструкция, вооружение

Конструкция

Экраноплан создан по самолётной схеме моноплана с трапецевидным крылом в плане. Конструктивно корабль включает в себя корпус, крыло с концевидными шайбами и Т-образное хвостовое оперение с рулями управления.

В носовой части «Луня» расположен горизонтальный пилон, на котором держатся в мотогондолах восемь главных двигателей НК-87.

Сверху корпуса под углом к горизонту установлены шесть контейнеров для противокорабельных ракет «Москит».

Корпус, имея высоту — 19 метров, длину — 73 метра, делится переборками на десять водонепроницаемых отсеков. В средней части находится центроплан крыла, а под днищем расположено гидролыжное устройство (применяется при посадке).

Корпус имеет три палубы, использующиеся для размещения служебного оборудования и расчета ракетного комплекса. Выполнен корпус из прессованных панелей, листовых и профильных материалов из алюминиево-магниевого сплава.

Толщина обшивки — от 4 до 12 миллиметров.

Размах крыла 44 метра, а площадь — 550 квадратных метров. Оно выполнено цельнометаллическим и имеет многолонжеронную конструкцию. Крыло водонепроницаемо, кроме хвостовой части и закрылок.

В четырёх отсеках крыла размещено топливо. Концевые шайбы имеют обтекаемую форму и представляют собой цельнометаллические сварные конструкции.

Закрылки разделены на двенадцать секций и имеют клёпаную конструкцию из листов и профилей.

Стабилизатор цельнометаллический и имеет площадь 227 квадратных метров. Законцовка выполнена из пенопласта, а её наружные и внутренние поверхности облицованы стеклопластиком. Киль цельнометаллический и многолонжеронный, его обшивка является сварной из прессованных панелей. Руль высоты представлен четырьмя секциями с каждого борта. Руль направления состоит из нижней и верхней секции.

Нижняя часть корпуса защищена лакокрасочными покрытиями в сочетании с протекторной защитой от коррозии.

Экраноплан «Лунь»: проект 903 каспийский монстр, ракетный, ударный, история создания, конструкция, вооружение

Достоинства и недостатки

Изделию присущи черты судов и летательных аппаратов, а следовательно достоинства и недостатки и тех и других. Противники использования экранопланов используют соответствующую аргументацию.

«Проблема оказалась в том, что экраноплан должен действовать в условиях сильного сопротивления противника, а большие размеры корабля, зенитное вооружение и скорость хода, которые оказались на уровне тихоходного самолёта, делают „Лунь“ крайне уязвимым.»

С другой стороны, «поскольку наступательный потенциал носителя ракет много выше оборонительного, выживание под ответным ударом крайне сомнительно. Морской бой — воздействие по противнику и оборона от его воздействия — стал нерационален, и его стали избегать. Основным способом применения стал удар — использование оружия без входа в зону противодействия противника.»

Кроме того, Экраноплан Лунь является судном по определению и сравнивать его следует в первую очередь с судами, а не с самолётами. В сравнении с передовыми боевыми судами, производимыми в мире, экраноплан Лунь имеет десятикратное превосходство в скорости.

Экраноплан «Спасатель»

Второй корабль также закладывался как ракетоносец, но распад Советского Союза негативно сказался на финансировании военно-промышленного комплекса. Предпринимались попытки завершить постройку второго экраноплана в качестве поисково-спасательного судна, названного «Спасатель».

Экраноплан должен был быть оборудован не только специальными спасательными средствами, но иметь на борту ещё и госпиталь, способный принять 150 пострадавших. В критической ситуации на борт можно было бы принять до 500 человек.

Работы по этому проекту в 90-х годах из-за недостатка финансирования были заморожены при 75 % степени готовности судна.

Необходимо также учесть, что экраноплан неспособен передвигаться над акваторией моря при сильном волнении и, тем более, при шторме, что ставит под сомнение саму концепцию экраноплана как спасательного средства, поскольку спасательные операции почти никогда не проводятся при хорошей погоде. Для спасательного судна способность действовать при любой погоде является обязательным условием.

Экраноплан «Лунь»: проект 903 каспийский монстр, ракетный, ударный, история создания, конструкция, вооружение

Дальнейшая судьба проекта и ракетоносца

21 ноября 2011 года появилась информация о том, что российские военные решили отказаться от разработки экранопланов, а оставшиеся экранопланы будут утилизированы в ближайшие месяцы.

Как сообщил высокопоставленный представитель Минобороны:« В гособоронзаказе на 2011-2020 годы финансирование разработок и строительство экранопланов не предусмотрено. Не присутствуют эти корабли и в планах развития ВМФ на ближайшее десятилетие… Даже разговоры об их возрождении не ведутся.

Сейчас у флота много других серьёзных задач, уже не таких смелых, как прежде. Предпочитаем больше не строить иллюзий.»

Однако сразу после этого в СМИ Нижнего Новгорода появилась новость о неких активистах, желающих сохранить ракетный экраноплан «Лунь» в качестве музейного комплекса.

С этой целью они послали письмо в министерство обороны и получили ответ, в котором сообщалось о возможности передачи в том случае, если поступит официальное обращение муниципалитета. В результате этого активисты создали петицию, адресованную администрации города, с просьбой сохранить уникальный ракетоносец.

В ответ на это администрация заявила о желании реализации музея из экраноплана «Спасатель» вместо ракетоносца «Лунь», транспортировка которого, по словам администрации, окажется крайне дорогой. Таким образом, на момент начала 2013 года «Лунь» утилизирован ещё не был.

Весной 2013 года администрация укрепилась в решении транспортировать «Спасатель» с завода «Волга» для музейных нужд, в то же время дальнейшая судьба ракетоносца «Лунь» остается неизвестной.

Современные истребители, такие как Су-33, ПАК-ФА, F-22, F-35, имеют практическую дальность 1000—1500 км у поверхности и 2000-4500 км на высоте.

Таким образом, максимальная дальность экранопланов соизмерима с дальностью полёта истребителей на высоте, а при полете над поверхностью даже больше, чем у истребителей. Для истребителей имеется возможность дозаправки в воздухе.

О возможности дозаправки больших экранопланов на воде, например с танкера, информации нет. Вероятно, она не проводилась по причине приостановки работ по проектам.

Экраноплан «Лунь»: проект 903 каспийский монстр, ракетный, ударный, история создания, конструкция, вооружение

Интересные факты

— Несколько ракетоносцев «Лунь» присутствуют в компьютерной игре World in Conflict: Soviet Assault. Однако, в отличие от реальности, в игре корабли имеют десантный отсек. Один экраноплан типа «Лунь» участвует в сюжете игры James Bond 007: Blood Stone.

— Экраноплан был прозван «убийцей авианосцев» за свою специализацию в уничтожении этих кораблей.

— Экраноплан «Лунь» является одним из самых крупных летательных средств, когда-либо произведенных.

— Экраноплан «Лунь» присутствует в аниме Aldnoah.Zero (второй сезон, первая серия).

— Экраноплан «Лунь» присутствует в первой главе визуальной новеллы «2032» — с его борта производится запуск малого ядерного боеприпаса, уничтожающего искусственный остров в Каспийском море, на котором расположено убежище суперкомпьютера «Ганимед».

Экраноплан «Лунь»: проект 903 каспийский монстр, ракетный, ударный, история создания, конструкция, вооружение

Тактико-технические характеристики экраноплана Лунь

  • — Спущен на воду: 16 июля 1986 года— Выведен из состава флота: На момент декабря 2001 года в составе флота Российской Федерации не числится
  • — Статус: Списан и законсервирован
  • Экипаж экраноплана Лунь
  • — 10 человек
  • Размеры экраноплана Лунь
  • — Размах крыла: 44,00 м— Длина: 73,80 м— Высота: 19,20 м
  • — Площадь крыла: 550,00 м2
  • Вес экраноплана Лунь
  • — Масса пустого самолёта 243000 кг; максимальная взлётная — 380000 кг
  • Двигатель экраноплана Лунь
  • — Тип двигателей: НК-87— Тяга: 8 х 13000 кгс
  • Скорость экраноплана Лунь
  • — Максимальная скорость: 500 км/ч
  • Практическая дальность экраноплана Лунь
  • — 2000 км
  • Высота полёта на экране: 1-5 мМореходность: 5-6 баллов

Вооружение экраноплана Лунь

— 6 ПУ ПКР ЗМ-80 Москит

Фото экраноплана Лунь

Экраноплан «Лунь»: проект 903 каспийский монстр, ракетный, ударный, история создания, конструкция, вооружениеЭкраноплан «Лунь»: проект 903 каспийский монстр, ракетный, ударный, история создания, конструкция, вооружениеЭкраноплан «Лунь»: проект 903 каспийский монстр, ракетный, ударный, история создания, конструкция, вооружение

  1. Источник

Источник: https://soldat.pro/2018/07/09/ekranoplan-lyn-proekta-903-kaspiiskii-monstr/

Экранопланы «Лунь» и «Орленок»: боевые летучие корабли

Экраноплан «Лунь»: проект 903 каспийский монстр, ракетный, ударный, история создания, конструкция, вооружение

В 1967 году в штаб-квартире ЦРУ начался переполох – спутник-шпион, пролетая над СССР, отснял серию сенсационных фотографий.

На них американские военные увидели необычный летательный аппарат, который, по расчетам специалистов, летел над поверхностью Каспия со скоростью… 500 км в час! Огромную машину, чем-то похожую на самолет, специалисты ЦРУ и Пентагона тут же окрестили «Каспийским монстром».

Как выяснилось позже, в объектив спутника-шпиона попал экраноплан – сверхсекретная разработка советских специалистов, созданная конструктором Ростиславом Алексеевым, ученым, сумевшим совершить настоящую революцию в мировом судо- и авиастроении…

Проект ударного экраноплана-ракетоносца проекта 903 «Лунь», особенно активно, разрабатывался в середине 70-х годов на основе опыта создания экспериментального КМ. «Лунь» выполнен по традиционной самолетной схеме моноплана с крылом трапециевидной в плане формы и Т-образным хвостовым оперением.

  • Центроплан крыла размещен в средней части корпуса, под днищем — гидролыжное устройство, используемое при посадке для снижения перегрузки.
  • Экраноплан «Лунь»: проект 903 каспийский монстр, ракетный, ударный, история создания, конструкция, вооружение
  • Экраноплан движется вблизи поверхности воды или земли за счёт так называемого экранного эффекта: набегающий под крыло поток воздуха создаёт дополнительную подъёмную силу — воздушную подушку.
  • Экраноплан «Лунь»: проект 903 каспийский монстр, ракетный, ударный, история создания, конструкция, вооружение
Читайте также:  Петр великий: атомный крейсер, ракетный корабль, характеристики

Он может развивать скорость до 500 км/ч и имеет ряд очевидных преимуществ. Более того, существует разновидность экранопланов, способных на длительное время отрываться от поверхности, переходя в режим самолета, — экранолеты.

«Каспийский монстр» и «Орленок»

Экраноплан «Лунь»: проект 903 каспийский монстр, ракетный, ударный, история создания, конструкция, вооружение

Экраноплан типа «Орленок»

Первый опытный образец военного экраноплана разработал нижегородский инженер-конструктор Ростислав Алексеев. Корабль-макет (КМ) с размахом крыльев в 38 метров и длиной 92 метра на Западе окрестили «Каспийским монстром». В воздух махину поднимала десятка двигателей, разработанных для стратегических бомбардировщиков.

Преимущества экранопланов перед другими видами военного транспорта — экономичность, грузоподъемность и быстроходность — были оценены руководством СССР и министерства обороны. Главной «фишкой» амфибии стала его незаметность для радаров противника.

Опытный образец летал на высоте от 4 до 14 метров (слишком низко для радиолокаторов) поверхностью над поверхностью моря, не касался воды при полете (не уловим для гидролокаторов).

КМ мог брать на борт груз равный собственной массе (240 тонн), при этом расходовал на его доставку в пять раз меньше топлива, чем транспортный самолет аналогичной грузоподъемности.

Экраноплан «Лунь»: проект 903 каспийский монстр, ракетный, ударный, история создания, конструкция, вооружение

В 1972 году Алексеев развил свои идеи и создал десантную версию экраноплана «Орленок», он же А-90. Корабль мог за час доставить с одного берега Каспийского моря на другой до 200 морских пехотинцев с полным вооружением или два плавающих танка (БТР, БМП) с экипажами.

При этом судно имело черты уже экранолёта — могло не только скользить в нескольких метрах над поверхностью воды, но и подниматься на высоту до 300 метров. На вооружение ВМФ СССР экранопланы типа «Орленок» поступили в 1979 году.

В общей сложности было построено пять А-90, последний из был списан в 2007 году.

«Убийца авианосцев»

  1. Экраноплан «Лунь»: проект 903 каспийский монстр, ракетный, ударный, история создания, конструкция, вооружение
  2. «Проект 903» – экранолет «Лунь»!
  3. Экраноплан «Лунь»: проект 903 каспийский монстр, ракетный, ударный, история создания, конструкция, вооружение

Эволюция инженерной мысли Алексеева в итоге привела к созданию ракетного экраноплана «Лунь». Первый и, к сожалению, единственный экземпляр корабля был спущен на воду 16 июля 1986 года.

Длина машины уменьшилась до 73 метров, а размах крыльев в свою очередь увеличилась до 44 метров. Скорость хода «Луня» достигала 500 км в час, а дальность хода — до 2 км. Максимальная взлетная масса составила 380 тонн. Помогали полету 8 газотурбинных двигателей НК-87.

Вооружен экраноплан шестью советскими противокорабельными ракетами «Москит». На момент создания одной из самых современных разработок.

«Москиты» двигаются со сверхзвуковой скоростью (2,5 тыс км в час) на расстоянии, затрудняющем их обнаружение и захват противоракетными установками (5-7 метров над поверхностью моря).

Экраноплан «Лунь»: проект 903 каспийский монстр, ракетный, ударный, история создания, конструкция, вооружение

В НАТО боевой экраноплан «Лунь» тут же получил прозвище «Истребитель авианосцев». И не зря. Экраноплан нес на своем горбу 6 управляемых ракет «Москит» и без особого труда мог потопить огромный авианосец.

При этом обнаружить «Лунь» с помощью существовавших на тот момент радиолокационных средств было невозможно. Машина двигалась с огромной скоростью буквально над поверхностью воды.

Так что не только радары начинали «дымиться», против боевых экранопланов были бессильны и торпеды и минные поля.

Гениальная разработка

Экраноплан «Лунь»: проект 903 каспийский монстр, ракетный, ударный, история создания, конструкция, вооружение

Экраноплан – гениальная техническая разработка, нечто среднее между самолетом и катером. До сих пор идут споры о том, чего в них больше: авиационного или судового?

Взлетают и садятся они на воду, как летающие лодки. Но летят очень низко, в считаных метрах над водой. Однако экранопланы все же нельзя считать самолетами. Несмотря на наличие признаков, свойственных летательным аппаратам, экраноплан все же относится к морским судам.

В основе принципа движения этого сверхскоростного надводного корабля лежит «экранный эффект»: в процессе разгона между крыльями «Луня» и поверхностью-экраном создается давление, превышающее по величине давление над крыльями, с помощью которого он и приподнимается.

При этом экраном может стать любая ровная поверхность, а не только вода. «Экранный эффект» поддерживает летательный аппарат над ровной поверхностью без особых усилий, и при необходимости он без проблем «перепрыгивает» мелкие препятствия типа попавшихся по дороге островков.

Хотели как лучше…

Экраноплан «Лунь»: проект 903 каспийский монстр, ракетный, ударный, история создания, конструкция, вооружение

На вечном приколе…

Увы, ни «Лунь», ни «Орленок» не были приняты на вооружение. Так, экраноплан «Лунь» был произведен в единичном экземпляре. Первый пробный полет над водой состоялся в 1985 году, с борта экраноплана даже были проведены учебные стрельбы.

Испытания были признаны успешными, после чего экраноплан-ракетоносец был передан на опытную эксплуатацию в Каспийскую флотилию. Ростислав Алексеев дал России в области экранопланостроения приоритет на 50 лет. Но жизнь полна драматизма.

Алексеева сломили травля и интриги, а дело государственной важности оказалось загубленным в министерских распрях.

Впоследствии из-за отсутствия финансирования «Проект 903» был свернут. А с распадом СССР разработки в области боевых экранопланов были закрыты окончательно… Из запланированных 120 «Орлят» изготовили только пять, и производство было прекращено.

В 2007 году Министерство обороны РФ вновь обратило взор на экранопланы. После детального изучения проект был признан перспективным. В настоящее время КБ им. Алексеева, расположенное в Нижнем Новгороде, возобновило работы над совершенствованием конструкции.

  • ———————————————————————————
  • Источники;
  • * — http://interpolit.ru/blog/
    ehkranoplan_lun_boevoj_letuchij_korabl/
  • 2014-05-02-1226
  • * — http://ussr-kruto.ru/2013/01/29/
    ekranoplany-lun-i-orlenok-pokoriteli-vody/

* — http://www.rusarmy.com/vmf/
rk_pr_903.htm

Источник: http://dmirix.ru/ultra/ekranoplany-lun-i-orlenok-boevye-letuchie-korabli/

Потомок «Каспийского монстра»

Экраноплан «Лунь»: проект 903 каспийский монстр, ракетный, ударный, история создания, конструкция, вооружение

Ракетоносец, который может и плыть, и лететь, не видимый радарами и способный уничтожить корабль противника с расстояния в 250 километров, — это не фантастика, а творение конструкторов СССР. Когда-то на экраноплан «Лунь» возлагали большие надежды и планировали запустить в серийное производство. Но уже 26 лет внушительная махина стоит на приколе около дагестанского Каспийска.

«Каспийский монстр» выходит в море

В 20-е годы XX века ученые открыли экранный эффект — резкое увеличение подъемной силы летательного аппарата во время движения над ровной поверхностью. Это может быть море, лед, земля без перепадов высот.

Используя эффект «воздушной подушки» между поверхностью и аппаратом, в 1961 году советский кораблестроитель Ростислав Алексеев сконструировал машину, не имевшую аналогов в мире, — экраноплан, скоростное судно, способное и передвигаться по воде, и лететь над поверхностью земли.

Экспериментальная модель экраноплана СМ-1 послужила прототипом для больших машин — КМ и «Лунь». Разрабатывали и собирали их на заводе «Красное Сормово» в Горьком (Нижний Новгород), а испытывали в Каспийском море.

В черте города Каспийска на территории завода «Дагдизель» для этого создали специальную станцию для приемо-сдаточных испытаний. Место выбрали исходя из соображений секретности: Каспий — море закрытое, да и «Дагдизель» производил продукцию для «оборонки» и был режимным объектом.

В 1966 году в Дагестан вниз по Волге отбуксировали экраноплан КМ.

Экраноплан «Лунь»: проект 903 каспийский монстр, ракетный, ударный, история создания, конструкция, вооружение

Михаил Халимбеков

— Я помню, как его привезли, — рассказывает заместитель директора завода «Дагдизель» по техническим вопросам Михаил Халимбеков. — Он был в полуразобранном виде: с крыльями он не проходил по каналам и шлюзам Волгоградской ГЭС.

Экраноплан был спрятан за картоном или фанерой с надписью «Плавстенд» и укрыт маскировочной сеткой.

Вокруг бухты возвели забор, и рабочие приступили к сборке аппарата корабля-макета — так расшифровывалась аббревиатура КМ, которую западная разведка неверно истолковала как «Каспийский монстр». Некоторые детали изготавливали тут же, на «Дагдизеле».

— Вот такими болтами крепили крыло к корпусу, — Халимбеков отмеряет руками расстояние в 20 сантиметров.

Экраноплан действительно поражал размерами: 92 метра в длину, 22 метра в высоту, а масса судна превышала 500 тонн. КМ был оснащен десятью двигателями и мог лететь над водой на высоте от 3 до 14 метров, с максимальной скоростью около 500 километров в час.

Экраноплан «Лунь»: проект 903 каспийский монстр, ракетный, ударный, история создания, конструкция, вооружение

Экраноплан КМ (репродукция)

— Когда работали два двигателя, установленных на корме, в городе было невозможно разговаривать, какой стоял грохот. Уровень шума составлял 140 децибел — звук взлетающего реактивного самолета, — вспоминает Халимбеков.

Он так описывает чувства людей, увидевших, как испытывают экраноплан:

— Из пены и морских брызг вылетал огромный нос с восемью двигателями и поворачивал в сторону берега. Когда люди на махачкалинском загородном пляже видели, как экраноплан разворачивался, они готовы были зарыться от страха в песок.

Инженер-конструктор Алексеев испытывал свое детище больше 13 лет. Приезжал в Каспийск, постоянно что-то усовершенствовал, перед каждым взлетом — а пилотировал свое творение нередко он сам — исследовал каждый гвоздик. Но «Каспийского монстра» ждала незавидная судьба.

В ноябре 1980 года, уже после смерти Алексеева, аппарат потерпел аварию из-за ошибки пилотов. Незадолго до рокового полета два двигателя с кормы перенесли на нос, центр тяжести судна сместился. С корабля были сняты 30 тонн балласта.

Он стал легче и, соответственно, мог набрать высоту больше привычной, рассказывает Халимбеков.

Экраноплан «Лунь»: проект 903 каспийский монстр, ракетный, ударный, история создания, конструкция, вооружение

Родоначальник судов на подводных крыльях и экранопланов Ростислав Алексеев. Фото Алексея Жигайлова /Фотохроника ТАСС

— Они поднялись на высоту около 30 метров. Скорость была предельной. По инструкции пилотам надо было сбросить обороты двигателей, но они попытались отрегулировать высоту. На огромной скорости экраноплан под углом вошел в воду — это все равно что удариться о бетон, — объясняет Халимбеков.

От удара экраноплан разбился, но не утонул. По одной из версий, оба пилота получили переломы позвоночника, их вертолетами доставили в больницу, а позже судили и приговорили к условным срокам.

Пассажиры же корабля, ученые, не пострадали, на катерах их эвакуировали на берег.

Сам «Каспийский монстр» оказался на дне моря — перевозить потерпевший крушение корабль на сушу по каким-то причинам не стали.

«Лунь» — боевой самолет-корабль

Экраноплан «Лунь»: проект 903 каспийский монстр, ракетный, ударный, история создания, конструкция, вооружение

На смену «Каспийскому монстру» пришел первый и единственный в мире боевой экраноплан, вооруженный шестью ракетами, — «Лунь», он же «проект 903». Был сконструирован там же, где и КМ, — в Нижнем Новгороде — и в 1986 году спущен на воду. По размерам уступал старшему брату, но имел больший размах крыльев — 45 метров, что придавало аппарату высокую устойчивость.

Экраноплан проекта 903 собирались использовать для ракетных ударов по кораблям. «Лунь» благодаря высокой скорости движения — 500 км/ч — и незаметности для радаров (на низкой высоте его невозможно было засечь) мог легко подойти к авианосцам на расстояние точного запуска ракеты, объясняет Халимбеков.

В 1987 году в Каспийске начались конструкторские, а затем заводские испытания нового экраноплана.

— Догнать экраноплан могли бы только самолеты. А вооружена машина была до зубов, — вспоминает Халимбеков.

На аппарат установили шесть ракет ЗМ-80 «Москит», которые и сейчас находятся на вооружении Российской армии и способны поразить цель на расстоянии до 250 километров.

Читайте также:  Сау коалиция: тактико-технические характеристики (ттх), дальность стрельбы, история создания, конструкция

Интересный факт: испытывая «Лунь», военные выпустили боевые ракеты по пустому зданию торпедного цеха завода «Дагдизель», стоящему прямо в море. Из-за попадания снарядов и без того заброшенный цех стало подтапливать водой.

После завершения государственных испытаний в 1990 году «Лунь» поступил на службу в ВМФ, он входил в 236-й дивизион кораблей-экранопланов Каспийской флотилии, где кроме ракетного экраноплана числились три транспортно-десантных — «Орленок».

Экраноплан «Лунь»: проект 903 каспийский монстр, ракетный, ударный, история создания, конструкция, вооружение

«Лунь» планировалось запустить в серийное производство, в Нижнем Новгороде завершалась сборка второй машины, но распад Советского Союза внес свои коррективы в эти планы: достраивали аппарат уже как поисково-спасательный, а затем финансирование прекратилось вовсе — и проект 903 был заморожен полностью.

Оставшаяся единственной огромная машина, то ли самолет, то ли корабль, совершила свой последний полет в 1991 году, после чего аппарат законсервировали в заводском доке, а всю электронику с него сняли. А позже аппарат официально исключили из состава Каспийской флотилии, как и «Орлят».

«Творение, превзошедшее время»

Сейчас «Лунь» стоит на территории завода «Дагдизель».

— Все устарело: электроника, гидравлика, двигатели пришли в негодность, — говорит Халимбеков. — Но корпус корабля на сто процентов пригоден — в прошлом году его проверяла комиссия минобороны и вынесла такой вердикт.

Но планов вновь поставить экранопланы на вооружение в России пока нет.

Возможно, виной тому относительная ненадежность аппарата и не очевидная экономическая целесообразность его строительства — при всех прочих достоинствах.

Если использующие экранный эффект аппараты и начнут эксплуатировать, это будут, скорее, «гражданские» варианты — для транспортировки грузов или людей; о таких разработках периодически заявляется в прессе.

Экраноплан «Лунь»: проект 903 каспийский монстр, ракетный, ударный, история создания, конструкция, вооружение

На заднем плане — стоящий в море восьмой цех завода «Дагдизель», где испытывали торпеды. Сейчас цех заброшен

— Известно, что американцы заказали российским конструкторам проект подобного аппарата. На таких суднах можно было бы возить пассажиров через Атлантику: самолет прямо из гавани, например, Нью-Йорка, мог прилететь в гавань Франции, Испании. Куда угодно — не нужно строить дополнительных аэропортов… — предполагает Халимбеков.

Судьба же единственного в мире экраноплана-ракетоносца, доживающего свой век на берегу Каспийска, пока неизвестна. Корабль-самолет может постигнуть участь ходового летающего макета десантно-транспортного «Орленка», после аварии долгие годы стоявшего на центральной площади Каспийска в качестве памятника, а потом утилизированного на металл.

«Орлята» — единственный тип экраноплана, выпущенный в серию. Всего было собрано пять аппаратов, один из них сейчас выставлен на Химкинском водохранилище в Москве — в Музейно-мемориальном комплексе истории Военно-морского флота России.

«Лунь» тоже вполне мог бы стать музейным экспонатом, считает Халимбеков, но есть сложности: транспортировать его будет непросто или невозможно.

— Дело в том, что док, в котором стоит «Лунь», сгнил. И сейчас судно вроде бы хотят списать и порезать на металлолом. Это было бы глупостью. Алексеев был гений, и экраноплан — творение ХХ века, превзошедшее свое время.

Анастасия Расулова

Источник: https://etokavkaz.ru/istoriya/potomok-kaspiiskogo-monstra

Экраноплан «Лунь»: что стало с наследником «Каспийского Монстра»

Гордостью советских военно-морских сил были летательные аппараты особого типа — экранопланы. Спущенный на воду в 1980-х первый в мире экраноплан-ракетоносец «Лунь», который прозвали «убийцей авианосцев», сильно опережал свое время — и именно поэтому в итоге оказался не востребован.

Экранопланы способны держаться в воздухе благодаря так называемому экранному эффекту. При движении над подстилающей поверхностью возникает динамическая воздушная подушка, которая увеличивает подъемную силу, действующую на крыло. Впервые летчики столкнулись с явлением «влияния земли» в двадцатых, и тогда это нередко становилось причиной авиакатастроф при взлете и посадке.

Использующие преимущества экранного эффекта летательные аппараты создавались на стыке авиа- и кораблестроения. Г. Ф.

Петров в книге «Гидросамолеты и экранопланы России» пишет, что теоретические и практические разработки в СССР в этом направлении велись с тридцатых годов, однако действующие экранопланы были построены только через 30 лет.

Автор первых моделей, конструктор Ростислав Алексеев, отталкивался от своих более ранних проектов судов на подводных крыльях.

Новинкой заинтересовались адмиралы советского флота. Одним из достоинств экранопланов, позволяющим использовать их в военных целях, является малая заметность на радарах.

Она связана с тем, что аппараты поднимаются на высоту лишь нескольких метров. При этом, в отличие от кораблей, экранопланы могут без повреждений миновать скопления плавучих мин.

Они легко перемещаются над водой и льдом, а в случае необходимости способны пролетать и над сушей.

Тяжелый ударный экраноплан «Лунь», разработанный в нижегородском Центральном конструкторском бюро по судам на подводных крыльях, совершил первый полет в 1987 году. Строился он 3 года. В. А.

Апальков в справочнике «Малые ракетные корабли и катера» говорит о том, что непосредственным предшественником «Луня» был «Каспийский Монстр» (так в ЦРУ расшифровали аббревиатуру КМ-6) — корабль весом 544 т, испытания которого проводились в акватории Каспийского моря.

Экраноплан «Лунь» отличала меньшая масса — 380 т при размахе крыла в 44 м. Для него был разработан автопилот «Смена-3», стабилизирующий положение аппарата в воздухе. Но главной особенностью «Луня» была способность нести до 8 противокорабельных ракет «Москит».

При этом он развивал скорость до 463 км/ч — в 10 раз больше, чем у стандартных кораблей. Это давало возможность быстро доставлять ракеты на расстояние, достаточное для эффективного поражения противника. Основной целью боевого экраноплана были авианосцы.

Экраноплан «Лунь» был построен в единственном экземпляре, хотя изначально предполагалось, что он будет первым в серии из восьми летательных аппаратов.

Второе судно проекта 903 начало строиться, но после распада СССР оказалось не нужным. Предполагалось перепрофилировать его в спасательный корабль-госпиталь, способный принять на борт до 500 человек.

Однако в итоге экраноплан-«дублер» так и не был достроен, хотя работы были выполнены на 75%.

Испытания же первого «Луня», которые проводились в Каспийске, закончились в 1990 году, еще год длилась опытная эксплуатация.

Несколько лет ракетоносец, управляемый экипажем из 10 человек, числился в составе 236-го дивизиона кораблей-экранопланов Каспийской флотилии. Кроме него, в дивизионе имелось 3 транспортно-десантных экраноплана «Орленок».

Однако в начале двухтысячных «Лунь» списали, сняв с него всю секретную электронику. Корпус экраноплана был захоронен в доке на заводе «Дагдизель».

С 1991 года экранопланостроение в России долгое время не развивалось. В 2009-2010 годах стало известно о планах нескольких частных компаний по реконструкции имеющихся проектов с использованием современных цифровых технологий.

Однако представители Минобороны в 2011 году заявили, что в ближайшие десятилетия не намерены финансировать разработку и постройку экранопланов.

«Смелые» проекты советской эпохи российские военные охарактеризовали как «иллюзии», имея в виду, очевидно, большую уязвимость экранопланов в условиях реальных боевых столкновений на море.

Источник: https://russian7.ru/post/yekranoplan-lun-chto-stalo-s-nasledn/

Экраноплан "Лунь": интересный проект с незавидной участью

Историю военной технической мысли нашего отечества сложно недооценить. На протяжении столетий наши конструкторы доказывали, что способны создавать потрясающие по инженерным решениям образцы.

Далеко за примерами ходить не надо: танк Т-34,ставший для своего времени революционным, ракетная установка БМ-13 «Катюша», ставшая первой ласточкой массовой реактивной артиллерии, первые межконтинентальные баллистические ракеты Р-7, успевшие показать миру свою мощь не только в плане дальнобойности, но и в виде своей конверсионной гражданской версии, выведшей в космическое пространство первого земного посланца Юрия Гагарина. Этот список при детальном рассмотрении может протянуться на километры в бумажно-рулонном эквиваленте , так скажем. Данное небольшое промо технического потенциала нашей страны прямо пересекается с тем, о чем пойдет речь сегодня: экраноплан «Лунь», также известный как «Каспийский монстр».

Экраноплан «Лунь»

Краткая теоретическая справка. Экраноплан — аппарат, имеющий форму самолета с меньшим размером крыла, в качестве подъемной силы использующий экранный эффект, своего рода воздушную подушку.

При общем сходстве экранопланов с самолетами они более близки к судам, да и по технической документации и по факту они близки к морским бурунам, чем к небесной бирюзе. Впервые, об экранном эффекте авиаторы узнали еще на заре авиации. Заходящее на посадку судно прекращало снижаться и продолжало полет на одной глиссаде.

С внедрением аэродинамических труб и развитием понятий о теории полета ясность в появление экранного эффекта была внесена. Мало объяснимо, но новатором в создании экранопланов стал финский инженер Тойво Каарио. Он привел в исполнение первый действующий образец экраноплана.

В последующем подобные аппараты продолжили развитие и в других странах: Страны Западной Европы, США.

При создании действующих моделей инженеры столкнулись с проблемами, присущими в создании судов и летательных аппаратов морской авиации : прочные антикоррозийные материалы, выбор аэродинамической схемы, надежность узлов и агрегатов мотора.

Начало практического применения экранопланов тормозилось нежеланием авиастроительных корпораций вкладывать денежные ресурсы в сомнительные проекты, оно и понятно требуемой эксплуатационной надежности не удавалось достигнуть. Но затем в авангарде экранопланостроения установился новый лидер- СССР. Были созданы КМ корабль-макет, десантный «Орленок». Мастодонтом этой отрасли в нашей стране был Ростислав Алексеев: талантливый инженер-конструктор, энтузиаст отрасли.

Теперь ближе к делу. «Лунь» был создан к 1985 году, как ударное надводное средство для уничтожения надводных военных целей, в первую очередь, авианосцев противника ,относится к проекту судов 903 и является единственным из них восьми планировавшихся.

Преимущества данного экраноплана, планировавшиеся проектным заданием:

  • -Высокая скорость передвижения относительно кораблей противника
  • -Незаметность для радиолокационных средств противника
  • -Мощное вооружение состоящее из шести противокорабельных ракет «Москит»
  • -Высокая относительная маневренность, затрудняющая попадание противокорабельных ракет противника.
  • -для взлета не требуется специально оборудованная полоса, перемещение возможно не только над водной гладью, но и над другой ровной поверхностью: лед, ровные участки земной поверхности.
  • — Экономичный расход топлива и большая грузоподъемность больше чем у самолетов

Кабина экраноплана

Разработка аппарата была начата в 70-х годах на основе проекта КМ. Корабль заложен в 1983 году в городе Горький ( Нижний Новгород в наши дни), традиционной базе создания кораблей подобного класса. В 1987 году стартовала программа государственных испытаний, в ходе которых апробировались конструкция самолета, система вооружений, тактические приемы применения в условиях учебного боя. Опытная эксплуатация стартовала в 1990 году, но завершилась всего лишь через год, в связи с вполне очевидными событиями в виде развала СССР.

Читайте также:  Самолет су-35: реактивный истребитель, технические характеристики (ттх), вес, скорость

Основное вооружение состояло из противокорабельных ракет 3М80 «Москит». Для своего времени они были довольно совершенными. 3-х ракет было достаточно, чтобы потопить авианосец.

За счет высокой скорости полета, малой высоты полета на конечном участке, противозенитных маневров непосредственно перед поражением цели ракета была довольно конкурентоспособна в плане возможностей точного поражения целей и противодействия зенитным средствам противника, подводила лишь малая дальность полета.

Ракета проходит модернизационный путь и сегодня, однако для экраноплана «Лунь» это неактуально, поскольку судно ржавеет в сухом доке в Каспийске.

Естественно, изменившиеся экономические условия внесли свои коррективы в плане использования этого потрясающего аппарата. Боевые экранопланы, в том числе и Лунь имели ряд недостатков, затруднявшие положительный выбор глав оборонных ведомств их пользу.

  1. — Нет четкого понимания принципов применения экранопланов в условиях современной наступательной войны
  2. — Слабое зенитное вооружение делало их легкой мишенью для авиации противника
  3. — Несмотря на схожесть с самолетами, они не в состоянии были использовать главное их преимущество-высокая скорость полета и независимость от свойств подстилающей поверхности.

В наши дни рассматривается возможность для утилизации «Луня». Энтузиасты из производственной родины «Луня» Нижнего Города предлагали сделать из судна музейный комплекс и администрация города поддержала подобные планы, но к реставрации предлагается другой экраноплан «Спасатель». Такова печальная история несостоявшейся грозы авианосцев.

Примерно в таком состоянии сейчас находится «Лунь»

Но не все потеряно. В государственных структурах активно обсуждается возможность для создания новых типов экранопланов, не только в интересах оборонного ведомства, но и МЧС и транспортных компаний.

Макет экраноплана Бе-2500

Благодарю за ваше внимание!

Источник: https://zen.yandex.com/media/id/5d822184e4fff000ad41f4e3/ekranoplan-lun-interesnyi-proekt-s-nezavidnoi-uchastiu-5d8a256998930900b21ec27e?feed_exp=ordinary_feed&from=channel&rid=3430935786.297799.1578105682278.65408&integration=publishers_platform_yandex

Секретный ракетный экраноплан "Лунь": "Каспийский Монстр" Среднее время прочтения:

Всего проект 903 «Лунь» был рассчитан на создание восьми ударных ракетных экранопланов, которые были разработаны талантливым конструктором Ростиславом Алексеевым. Проект был настолько секретным, что даже слово «экраноплан» было запрещено упоминать вне стен КБ. По западной классификации подобные аппараты называют WIG — Wing-In-Ground effect.

Впервые американцы столкнулись с прообразом «Луня» в 1967 году, когда на снимках самолета-шпиона из акватории Каспийского моря был обнаружен гигантский самолет, тут же названный «Каспийским Монстром» из-за вызванных опасений. Длина «монстра» составляла сто метров, а размах крыльев только сорок. При этом он мог летать со скоростью около пятисот км/ч на высотах, которые ПВО просто не контролировали.

— Salik.biz

Схема *Каспийского Монстра* — *КМ*.

Редкий снимок с испытаний *КМ*.

Это был опытный экраноплан Алексеева – «КМ» (но не «Каспийский Монстр», а всего лишь «Корабль-Макет»). Весь гиганта составляли пятьсот сорок тонн, площадь крыльев была шестьсот шестьдесят два метра. Но в одном американцы не ошибались — предназначением разрабатываемых экран планов была борьба с помощью ракет с надводными целями.

Лунь.

После всесторонних испытаний «КМ» на его базе и был заложен «Лунь».

При Горьковском ЦКБ находился завод «Волга», вот там то в 1983 году и началась постройка секретного экраноплана под руководством главного конструктора по проекту 903 Владимира Николаевича Кирилловых.

Она была закончена в 1986-ом, а доработки и различные виды испытаний проходили до 1989 года, а в эксплуатацию «Лунь» передали в 91-ом, в 236- дивизион кораблей-экранопланов Каспийской флотилии.

Ракетный залп с *Луня*.

Рекламное видео:

При проектировании и постройке «Луня» применялась самолетная схема моноплан. Для снижения вес и понижения вероятности коррозии, корпус был изготовлен из магниево-алюминиевого сплава, толщиной от четырех до двенадцати миллиметров. Кабина для пилотов расположена в носовой части, кормовая оснащена Т-образным хвостовым оперением.

Лунь.

Корпус имел длину семьдесят три метра, и был поделен на десять отсеков. В корпусе было три уровня-палубы. Крыло имело размах сорок четыре метра и площадь в пятьсот пятьдесят кв.м.

Внутри размещались баки для горючего. Для взлета и посадки применялась водная лыжа, крепившаяся снизу корпуса.

Восемь двигателей НК-87, общей мощностью 104 кгс составляли силовую установку, располагавшуюся на пилоне в носовой части.

Распад СССР отыгрался и на «Луне». Работы по созданию остальных семи аппаратов были прекращены. И даже проект переделки второго «Луня» в спасательное судно «Спасатель» не был доведен до конца. А боевой «Лунь» уже много лет ржавеет в доке в городе Каспийске.

Источник: https://salik.biz/articles/65895-sekretnyi-raketnyi-ekranoplan-lun-kaspiiskii-monstr.html

Потомок «Каспийского монстра»

Ракетоносец, который может и плыть, и лететь, не видимый радарами и способный уничтожить корабль противника с расстояния в 250 километров, — это не фантастика, а творение конструкторов СССР. Когда-то на экраноплан «Лунь» возлагали большие надежды и планировали запустить в серийное производство. Но уже 26 лет внушительная махина стоит на приколе около дагестанского Каспийска.

«Каспийский монстр» выходит в море

В 20-е годы XX века ученые открыли экранный эффект — резкое увеличение подъемной силы летательного аппарата во время движения над ровной поверхностью. Это может быть море, лед, земля без перепадов высот. Используя эффект «воздушной подушки» между поверхностью и аппаратом, в 1961 году советский кораблестроитель Ростислав Алексеев сконструировал машину, не имевшую аналогов в мире, — экраноплан, скоростное судно, способное и передвигаться по воде, и лететь над поверхностью земли.
Экспериментальная модель экраноплана СМ-1 послужила прототипом для больших машин — КМ и «Лунь». Разрабатывали и собирали их на заводе «Красное Сормово» в Горьком (Нижний Новгород), а испытывали в Каспийском море. В черте города Каспийска на территории завода «Дагдизель» для этого создали специальную станцию для приемо-сдаточных испытаний. Место выбрали исходя из соображений секретности: Каспий — море закрытое, да и «Дагдизель» производил продукцию для «оборонки» и был режимным объектом. В 1966 году в Дагестан вниз по Волге отбуксировали экраноплан КМ.

— Я помню, как его привезли, — рассказывает заместитель директора завода «Дагдизель» по техническим вопросам Михаил Халимбеков. — Он был в полуразобранном виде: с крыльями он не проходил по каналам и шлюзам Волгоградской ГЭС.

Экраноплан был спрятан за картоном или фанерой с надписью «Плавстенд» и укрыт маскировочной сеткой.

Вокруг бухты возвели забор, и рабочие приступили к сборке аппарата корабля-макета — так расшифровывалась аббревиатура КМ, которую западная разведка неверно истолковала как «Каспийский монстр». Некоторые детали изготавливали тут же, на «Дагдизеле».

— Вот такими болтами крепили крыло к корпусу, — Халимбеков отмеряет руками расстояние в 20 сантиметров.

Экраноплан действительно поражал размерами: 92 метра в длину, 22 метра в высоту, а масса судна превышала 500 тонн. КМ был оснащен десятью двигателями и мог лететь над водой на высоте от 3 до 14 метров, с максимальной скоростью около 500 километров в час.

— Когда работали два двигателя, установленных на корме, в городе было невозможно разговаривать, какой стоял грохот. Уровень шума составлял 140 децибел — звук взлетающего реактивного самолета, — вспоминает Халимбеков.

Он так описывает чувства людей, увидевших, как испытывают экраноплан:

— Из пены и морских брызг вылетал огромный нос с восемью двигателями и поворачивал в сторону берега. Когда люди на махачкалинском загородном пляже видели, как экраноплан разворачивался, они готовы были зарыться от страха в песок.

Инженер-конструктор Алексеев испытывал свое детище больше 13 лет. Приезжал в Каспийск, постоянно что-то усовершенствовал, перед каждым взлетом — а пилотировал свое творение нередко он сам — исследовал каждый гвоздик. Но «Каспийского монстра» ждала незавидная судьба.

В ноябре 1980 года, уже после смерти Алексеева, аппарат потерпел аварию из-за ошибки пилотов. Незадолго до рокового полета два двигателя с кормы перенесли на нос, центр тяжести судна сместился. С корабля были сняты 30 тонн балласта.

Он стал легче и, соответственно, мог набрать высоту больше привычной, рассказывает Халимбеков.

— Они поднялись на высоту около 30 метров. Скорость была предельной. По инструкции пилотам надо было сбросить обороты двигателей, но они попытались отрегулировать высоту. На огромной скорости экраноплан под углом вошел в воду — это все равно что удариться о бетон, — объясняет Халимбеков.

От удара экраноплан разбился, но не утонул. По одной из версий, оба пилота получили переломы позвоночника, их вертолетами доставили в больницу, а позже судили и приговорили к условным срокам.

Пассажиры же корабля, ученые, не пострадали, на катерах их эвакуировали на берег.

Сам «Каспийский монстр» оказался на дне моря — перевозить потерпевший крушение корабль на сушу по каким-то причинам не стали.

«Лунь» — боевой самолет-корабль

На смену «Каспийскому монстру» пришел первый и единственный в мире боевой экраноплан, вооруженный шестью ракетами, — «Лунь», он же «проект 903». Был сконструирован там же, где и КМ, — в Нижнем Новгороде — и в 1986 году спущен на воду. По размерам уступал старшему брату, но имел больший размах крыльев — 45 метров, что придавало аппарату высокую устойчивость.

Экраноплан проекта 903 собирались использовать для ракетных ударов по кораблям. «Лунь» благодаря высокой скорости движения — 500 км/ч — и незаметности для радаров (на низкой высоте его невозможно было засечь) мог легко подойти к авианосцам на расстояние точного запуска ракеты, объясняет Халимбеков.

В 1987 году в Каспийске начались конструкторские, а затем заводские испытания нового экраноплана.

— Догнать экраноплан могли бы только самолеты. А вооружена машина была до зубов, — вспоминает Халимбеков.

На аппарат установили шесть ракет ЗМ-80 «Москит», которые и сейчас находятся на вооружении Российской армии и способны поразить цель на расстоянии до 250 километров.

Интересный факт: испытывая «Лунь», военные выпустили боевые ракеты по пустому зданию торпедного цеха завода «Дагдизель», стоящему прямо в море. Из-за попадания снарядов и без того заброшенный цех стало подтапливать водой.

После завершения государственных испытаний в 1990 году «Лунь» поступил на службу в ВМФ, он входил в 236-й дивизион кораблей-экранопланов Каспийской флотилии, где кроме ракетного экраноплана числились три транспортно-десантных — «Орленок».

«Лунь» планировалось запустить в серийное производство, в Нижнем Новгороде завершалась сборка второй машины, но распад Советского Союза внес свои коррективы в эти планы: достраивали аппарат уже как поисково-спасательный, а затем финансирование прекратилось вовсе — и проект 903 был заморожен полностью.

Оставшаяся единственной огромная машина, то ли самолет, то ли корабль, совершила свой последний полет в 1991 году, после чего аппарат законсервировали в заводском доке, а всю электронику с него сняли. А позже аппарат официально исключили из состава Каспийской флотилии, как и «Орлят».

«Творение, превзошедшее время»

Сейчас «Лунь» стоит на территории завода «Дагдизель».

— Все устарело: электроника, гидравлика, двигатели пришли в негодность, — говорит Халимбеков. — Но корпус корабля на сто процентов пригоден — в прошлом году его проверяла комиссия минобороны и вынесла такой вердикт.

Но планов вновь поставить экранопланы на вооружение в России пока нет.

Возможно, виной тому относительная ненадежность аппарата и не очевидная экономическая целесообразность его строительства — при всех прочих достоинствах.

Если использующие экранный эффект аппараты и начнут эксплуатировать, это будут, скорее, «гражданские» варианты — для транспортировки грузов или людей; о таких разработках периодически заявляется в прессе.

— Известно, что американцы заказали российским конструкторам проект подобного аппарата. На таких суднах можно было бы возить пассажиров через Атлантику: самолет прямо из гавани, например, Нью-Йорка, мог прилететь в гавань Франции, Испании. Куда угодно — не нужно строить дополнительных аэропортов… — предполагает Халимбеков.

Судьба же единственного в мире экраноплана-ракетоносца, доживающего свой век на берегу Каспийска, пока неизвестна. Корабль-самолет может постигнуть участь ходового летающего макета десантно-транспортного «Орленка», после аварии долгие годы стоявшего на центральной площади Каспийска в качестве памятника, а потом утилизированного на металл.

«Орлята» — единственный тип экраноплана, выпущенный в серию. Всего было собрано пять аппаратов, один из них сейчас выставлен на Химкинском водохранилище в Москве — в Музейно-мемориальном комплексе истории Военно-морского флота России.

«Лунь» тоже вполне мог бы стать музейным экспонатом, считает Халимбеков, но есть сложности: транспортировать его будет непросто или невозможно.

— Дело в том, что док, в котором стоит «Лунь», сгнил. И сейчас судно вроде бы хотят списать и порезать на металлолом. Это было бы глупостью. Алексеев был гений, и экраноплан — творение ХХ века, превзошедшее свое время.

Источник: https://news.rambler.ru/weapon/38615469-potomok-kaspiyskogo-monstra/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector