Истребитель як-9: самолёт, тактико-технические характеристики, модификация, история создания, применение

 Як-1/3/7/9 во второй мировой войне Часть 3Иванов С. В.

Техническое описание самолета Як-9П

Фюзеляж состоял из сварной стальной фермы, окруженной каркасом из дюралевых стрингеров и дужек-шнангоутов. Обшивка фюзеляжа дюралевая, причем перед кабиной она состояла из шести легкосъемных крышек-люков, которые обеспечивали доступ к двигателю.

Кабина имела довольно богатое оборудование: в ней находились указатели таких приборов как радиополукомпас РПКО-10М, а так же ответчика «свой-чужой» типа СЧ-3. Впереди на козырьке фонаря, и за головой пилота — бронестекла. За спинкой сиденья была установлена бронеплита.

В фюзеляже перед кабиной был установлен небольшой бачок со спиртом, которым обрызгивались передние стекла в случае обледенения.

КРЫЛО

Цельнометаллическое. Дюралевыми были два лонжерона, восемь нервюр и обшивка. Элероны и тормозные щитки так же имели дюралевую обшивку. Элероны управлялись посредством тяг, а тормозные щитки выпускались с помощью пневмосистемы. В крыльях находилось четыре топливных бака общей емкостью 680 л.

Снизу они закрывались четырьмя крышками. Баки были выложены специальным составом, затягивающим пробоины. Необходимо добавить, что невозможность демонтирования крыла в полевых условиях создавало большие трудности для механиков.

Некоторые поврежденные машина приходилось оставлять на месте из-за проблем с их эвакуацией.

ОПЕРЕНИЕ

Смешанной конструкции — лонжероны, нервюры и обшивка были металлическими, однако обшивка рулей из полотна и фанеры. Руль направления отклонялся вправо и влево на 260, а рули высоты на 300 вверх и 200 вниз. Рули управлялись посредством тяг.

ШАССИ

Основное — убирающееся и выпускающееся при помощи пневматической системы. В случае ее поломки шасси можно было выпустить вручную при помощи рукоятки находящейся в кабине. Размеры основных колес 650×200 мм. Хвостовое колесо имело размеры 300×120 мм. Им можно было управлять при рулежке на земле.

СИЛОВАЯ УСТАНОВКА

Двигатель — ВК-107А мощностью 1650 кВт, 12 цилиндровый жидкостного охлаждения (бак охлаждающей жидкости вмещал 40 литров). Он был оборудован двухступенчатым нагнетателем, воздухозаборник которого находился в корневых частях крыльев. Винт — трехлопастной типа ВИШ-105СВ, диаметром 3 метра.

ВООРУЖЕНИЕ

Пушка ШВАК калибра 20 мм с запасом снарядов 100 штук. Пушка устанавливалась между блоками цилиндров. Над двигателем находилось два пулемета УБС, с запасом 250 патроном на ствол. Як-9П не имел бомбового и ракетного вооружения.

Тактико-технические данные самолетов Як-7 и Як-9

Як-7УТИ Як-7В (на колесах) Як-7В Як-9«Курьерский» Як-9УВ Як-7 Як-7А (на лыжах до переделки) Як-7А(на лыжах после переделки) Як-7 Б Як-7Б Як~7Б (без гаргрота) Як-7ДИ Як-9 Як-9Т Як-9М Як-9К
Силовая установка
Тип двигателя М-105 М-105 ВК-105ПФ2 ВК-105ПФ2 ВК-107А М-105П М-105 ПА М-105ПА М-105ПФ М-105ПФ М-105ПФ М-105ПФ М-105ПФ М-105ПФ М-105ПФ ВК-105ПФ
Мощность (л.с.) 1050 1050 1240 1240 1500 1050 1050 1050 1180 1180 1050 1050 1050 1050 1050 1050
Размеры
Длина (м) 8,50 8,50 8,50 8,50 8,55 8,50 8,50 8,50 8,50 8.50 8,50 8,50 8,50 8,66 8,50 8,87
Размах (м) 10,0 10,0 9,74 9.74 9.74 10,0 10,0 10,0 10,0 10,0 10,0 9,74 9,74 9,74 9,74 9,74
Несущая пов. (м?) 17,15 17,15 17,15 17,15 17,15 17,15 17,15 17,15 17,15 17,15 17,15 17,15 17,15 17,15 17,15 17,15
Масса
собственная (кг) 2285 2210 2344 2260 2505 2477 2523 2523 2520 2490 2528 2360 2277 2298 2428 2291
топлива (кг) 300 305 470 630 346 305 305 305 305 305 305 500 320 330 480 575
оборудования (кг) 515 515 763 840 623 483 485 485 522 520 520 675 593 727 667 737
стартовая (кг) 2800 2725 3107 3100 3128 2960 3008 3008 3042 ЗОЮ 3048 3035 2873 3025 3095 3028
Нагрузка
на несущую пов. (м?/кг) 163,2 159 182 181 182 172.6 175 175 177 175.5 178 177 167 176 181 177
на мощность (кг/л.с.) 2,66 2,59 2.5 2.5 2,09 2,82 2.86 2,86 3,0 2,55 2,58 2,6 2,43 2,56 2,62 2,57
Характеристики
Скорости:
у земли (км/час) 490 410 506 511 564 471 440 451 500 514 547 505 520 533 518 518
максимальная/на высоте (км/час) 586/4500 472/5000 564/3600 564/380 623/4100 560/5000 520/5000 555/4950 580/4850 570/3650 612/4000 570/3800 599/4300 597/3930 573/3750 573/3900
посадочная (км/час) 125 125 140 140 142 136 145 145 145 144 145 143 139 144 141 142
Подъем на высоту 5000 м (мин) 6,6 6,6 5,8 5,7 5,5 6,8 6,8 6,8 6,5 5,8 4,7 6,0 5,1 5,5 6,1 6,5
Практ. потолок (м) 9900 9900 9500 11300 9250 9250 9250 10000 9900 10000 10000 11100 10000 9400 10000
Дальность (км) 615 1380 1800 650 643 590 590 700 645 1100 1310 875 735 950 598
Время виража 360° (сек) 18-19 18 20 19,5 20 24 22 22 21-22 19-20 19-20 1-20 16-17 18-19 19-20 21,4
Высота набираемая за боевой разворот (м) 700 950 « 1200 750 800 800 900 1000 700 1000 1120 1100 980 1050
Разбег (м) 360 295 390 375 390 375 460 460 440 435 350 350 305 380 420 345
Пробег (м) 445 360 560 550 560 550 445 445 650 620 540 580 450 500 550 455
Вооружение
Пушка/пулемет (к-во/кал. в мм) 1×7,62 1×20 1×20 1×20 1×20 1×20 1×20 1×20 1×20 1×20 1×20 1×37 1×20 1×45
2×7.62 2×7,62 2×7,62 2×12,7 2×12,7 2×12,7 1×12,7 1×12,7 1×12,7 1×12,7 1×12,7 1×12,7
Масса секундного залпа (кг) 0,23 1,277 1,36 1,73 1.73 1,73 2,71 2,71 2,71 1,99 1,997 3,744 1,997 5,53

Истребитель ЯК-9: самолёт, тактико-технические характеристики, модификация, история создания, применение

Як-7 Б из 29-го Гвардейского ИАП. Пилот- капитан Л.В.Чирков. Ленинградский фронт, лето 1943 года.

Истребитель ЯК-9: самолёт, тактико-технические характеристики, модификация, история создания, применение

  • Як-9Д из неизвестной части.

Истребитель ЯК-9: самолёт, тактико-технические характеристики, модификация, история создания, применение

  1. Як-9Т из 31-го ИАК, Курск, лето 1943 года.

Истребитель ЯК-9: самолёт, тактико-технические характеристики, модификация, история создания, применение

  • Як-9Т полка «Нормандия-Неман». Кок винта окрашен в цвета национального флага Франции

Истребитель ЯК-9: самолёт, тактико-технические характеристики, модификация, история создания, применение

  1. Як-9Б с дарственной надписью, часть неизвестна.

Истребитель ЯК-9: самолёт, тактико-технические характеристики, модификация, история создания, применение

  • Як-9Б из 130-ой ИАД

Истребитель ЯК-9: самолёт, тактико-технические характеристики, модификация, история создания, применение

  1. Як-9 из 976 ИАП, Прибалтийский фронт, март 1944 года

Истребитель ЯК-9: самолёт, тактико-технические характеристики, модификация, история создания, применение

  • Як-7Б во время испытаний в НИИ ВВС, окраска — заводская из пятен серого и серо-зеленого цветов

Истребитель ЯК-9: самолёт, тактико-технические характеристики, модификация, история создания, применение

  1. Як-9У из неизвестной части.

Истребитель ЯК-9: самолёт, тактико-технические характеристики, модификация, история создания, применение

Як-9У, один из четырех самолетов подаренных московским театром им. Вахтангова летчикам 29 ГИАП. На этих самолетах летали: Ф. Шебуков, В.Лопонов, О. Архиреев, П.Емельянов.

Як-7Д в окраске, использовавшейся с 1944 года. Самолет несет обозначения. говорящие о его принадлежности к гвардейской части, однако номер ее неизвестен.

  • Як-9П северо-корейской авиации, 1953 год.
  1. Як-3 из полка «Нормандия-Неман», Франция, 1945 г.
  • Як-3 с ВК-108, 1945 г.
  1. Як-9П авиации Корейской народно-демократической республики, середина пятидесятых годов.
  • Як-9П, захваченный на аэродроме Кимпо в сентябре года и позднее испытывавшийся в Америке
  1. пилотажный Як-3, 1945 г.
  • Як-9ДД, на котором в 1948 году сбежал в Италию болгарский пилот
  • Следующая глава

Техническое описание самолета И-301
Истребитель И-301 представлял со бой одноместный истребитель-моноплан деревянной конструкции с низкорасположенным крылом, мотором водяного охлаждения М-105П и трехлопастным винтом изменяемого шага ВИШ-61.Фюзеляж самолета деревянный,

Техническое описание самолета A6M «Рейсен»
Самолет Мицубиси A6M представлял собой одномоторный, одноместный палубный истребитель цельнометаллической конструкции с матерчатой обшивкой элеронов и рулей, выполненный по схеме свободнонесущего низкоплана.ФюзеляжФюзеляж

Техническое описание самолета Хеншель Hs-129
Самолет Хеншель Hs-129 представлял собой двухмоторный низкоплан с убираемым трехопорным шасси.Сечение фюзеляжа близко к треугольному, фюзеляж состоял из трех секций: передней бронирован­ной; средней заодно с которой вы­полнялся

Техническое описание самолета aichi D3A «Val»
Одномоторный палубный пикирующий бомбардировщик по схеме свободнонесущего низкоплана. Шасси не убирающееся, закрытое обтекателями. Конструкция цельнометаллическая, обшивка рулей и элеронов матерчатая. Крыло состоит из трех

Техническое описание самолета Nakajima B5N «Kate»
Одномоторный палубный бомбардировщик-торпедоносец, построенный по схеме свободнонесущего низкоплана. Шасси убирающееся. Конструкция цельнометаллическая, обшивка рулей и элеронов матерчатая. Крыло состоит из трех частей и

Техническое описание самолета Junkers 87 D-1
Самолет Junkers 87 D-l был одномоторным двухместным пикирующим бомбардировщиком, низкопланом цельнометаллической конструкции с классическим неубирающимся шасси.ФЮЗЕЛЯЖ овального сечения, полумонокок, цельнометаллический, собирался

Техническое описание самолета Як-9П
Фюзеляж состоял из сварной стальной фермы, окруженной каркасом из дюралевых стрингеров и дужек-шнангоутов. Обшивка фюзеляжа дюралевая, причем перед кабиной она состояла из шести легкосъемных крышек-люков, которые обеспечивали доступ

Техническое описание самолета Ла-7
Истребитель Ла-7 является одноместным однодвигательным низкопланом смешанной конструкции с убираемым трехопорным шасси с хвостовой стойкой. Фюзеляж овального сечения представляет собой деревянную полумонококовую конструкцию,

Техническое описание самолета F6F-5 «Hellcat»
Самолет F6F-5 представлял собой одноместный одномоторный среднеплан с трехточечным шасси по классической схеме, убирающимся в полете. Самолет предназначался для действий с палубы авианосцев. Истребитель имел цельнометаллическую

Техническое описание самолета Нортроп P-61
Самолеты P-61A и P-61B представляют собой двухмоторные 2-3-местные ночные истребители с фюзеляжем-гондолой и мотогондолами, переходящими в хвостовые балки с вертикальным оперением на концах. Шасси — убираемое с носовой опорой.

Техническое описание самолета Re.2002
Реджиане Re.2002 Ариете был одномоторным одноместным цельнометаллическим истребителем — бомбардировщиком низкопланной схемы.Фюзеляж — был развитием конструкции Re.2000–2001 и имел схему полумонокок. Кабина пилота закрывалась открываемым

Техническое описание самолета Re.2005
Reggiane Re.2005 Sagittario был одноместным одномоторным истребителем, выполненным по схеме цельнометаллического свободнонесущего низкоплана.Фюзеляж — монокок, такой же конструкции, как и у Re.2001. Открываемая вправо сдвижная часть фонаря имела

Техническое описание самолета МиГ-29 («изделие 9-12А»)
Истребитель МиГ-29 – одноместный двухдвигательный всепогодный фронтовой истребитель. Самолет оптимизирован для завоевания превосходства в воздухе в районе линии фронта, обладает ограниченными возможностями по

Техническое описание самолета Arado 234 В-2
Arado Ar-234 В-2 был одноместным, двухдвигательным, реактивным самолетом бомбардировочным и разведывательным, построенным по схеме свободнонесущего высокоплана с трехопорным шасси с передним колесом, убираемым в полете.Фюзеляж – имел

Краткое техническое описание самолета Як-15
Истребитель Як-15 — классический однодвигательный низкоплан с убирающимся шасси с хвостовой опорой.Крыло — аналогично несущей поверхности самолета Як-3 с мотором ВК-107А, но центральная часть переднего лонжерона выполнена в

Краткое техническое описание самолета МиГ-9
Одноместный цельнометаллический двухдвигательный моноплан с низкорасположенным крылом, выполненный по реданной схеме, и с убирающимся трехколесным шасси.Фюзеляж типа полумонокок с гладкой работающей обшивкой. Силовой

Источник: https://military.wikireading.ru/16450

Самолеты Яковлева: истребители истребителей

Самолеты Александра Яковлева отличались высокой маневренностью и простотой пилотирования. На них летали советские асы, женщины-летчики и пилоты легендарного французского полка «Нормандия-Неман». О трех самых ярких истребителях Красной армии — в нашем материале

К началу 1940-х годов основу самолетного парка военно-воздушных сил Красной армии составляли полутораплан И-153 в нескольких модификациях и моноплан И-16. Однако эти истребители изрядно устарели, по всем параметрам они проигрывали самолетам противника. Возникла необходимость в новых машинах, которые обладали бы в первую очередь большей скоростью.

Истребитель ЯК-9: самолёт, тактико-технические характеристики, модификация, история создания, применение В мае 1939 года ведущие советские авиаконструкторы получили задание – в ближайшие полгода создать истребитель, который не уступал бы иностранным аналогам. Одним из первых с поставленной задачей справилось КБ Александра Яковлева. Под его руководством был изготовлен истребитель И-26. 1 января 1940 года на заводской аэродром доставили опытный образец этого самолета, а спустя 12 дней он выполнил первый полет. После завершения испытаний И26 поступил в серийное производство под маркой Як-1. Так появился первый и основной истребитель семейства «Як». Он послужил базой для всех последующих модификаций.

Як-1

Истребитель Яковлева представлял собой свободнонесущий моноплан с низким расположением крыла смешанной конструкции, хорошо приспособленной к условиям массового производства.

Чистые аэродинамические формы и рациональная компоновка с расположением всех больших масс вблизи центра тяжести дали истребителю высокие скоростные и маневренные характеристики.

Среднее расположение кабины пилота обеспечивало хороший обзор.

Истребитель ЯК-9: самолёт, тактико-технические характеристики, модификация, история создания, применение

Именно на Як-1 вступил в войну легендарный полк «Нормандия-Неман». Кроме того, почти все пилоты-Герои Советского Союза воевали на Як-1. Среди них был и Александр Покрышкин, получивший свою первую боевую звезду по результатам боев в небе над Кубанью.

Читайте также:  Самолет чёрная чума: атн-51, новый российский штурмовик, технические характеристики, боевое предназначение

Истребитель ЯК-9: самолёт, тактико-технические характеристики, модификация, история создания, применение

Як-3

Проектирование нового самолета было ориентировано в первую очередь на резкое повышение летных данных.

Однако к началу 1943 года мощных моторов, подходящих для истребителя и выпускавшихся серийно, еще не было, поэтому внимание инженеров сосредоточилось на усовершенствовании аэродинамических и весовых качеств самолета.

Также авиаконструкторам поставили задачу — увеличить живучесть, боевые характеристики и огневую мощь истребителя.

Истребитель ЯК-9: самолёт, тактико-технические характеристики, модификация, история создания, применение

Истребитель отличали высокая маневренность, скорость, простота пилотирования. В воздушных сражениях пилоты Як-3 одержали множество побед при минимальных потерях со своей стороны. В общей сложности за годы ВОВ было построено более четырех тысяч таких машин.

Истребитель ЯК-9: самолёт, тактико-технические характеристики, модификация, история создания, применение

Когда французским летчикам полка «Нормандия-Неман» предложили выбрать самолет для перевооружения, они отдали предпочтение легкому Як-3. После войны именно на этом истребителе асы вернулись в Париж. 40 самолетов Як-3 до 1956 года служили во французских летных школах. Сегодня истребитель Яковлева занимает почетное место в Парижском музее авиации.

Истребитель ЯК-9: самолёт, тактико-технические характеристики, модификация, история создания, применение

Як-9

Еще одной модификацией Як-1стал самолет Як-9, созданный в конце 1942 года. Он был самым массовым истребителем советских ВВС в период Великой Отечественной войны.

По истечении первого года воздушной войны стало понятно – слабой чертой отечественных истребителей является недостаточная энерговооруженность (отношение мощности двигателя к весу самолета). Из-за этого они уступали новым немецким истребителям Ме-109F и Ме-109G в скороподъемности и вертикальном маневре.

Истребитель ЯК-9: самолёт, тактико-технические характеристики, модификация, история создания, применение

Последний пункт в первый год войны для инженеров был недостижим, поскольку ощущался жесточайший дефицит цветных металлов. Однако уже к концу 1942 года ситуация стала меняться и появилась реальная возможность использовать легкие алюминиевые сплавы в конструкции хотя бы некоторых самолетов.

Истребитель ЯК-9: самолёт, тактико-технические характеристики, модификация, история создания, применение

Як-9 обладал отличными пилотажными качествами и превосходной маневренностью, он был устойчив на всех режимах полета. Новый истребитель имел лучшие скороподъемность и вертикальный маневр, чем Як-1. Одним из авиаполков, летавших на Як-9, был 586-й истребительный имени Марины Расковой. На счету девушек-пилотов 4400 боевых вылетов и 38 сбитых самолетов противника.

Истребитель ЯК-9: самолёт, тактико-технические характеристики, модификация, история создания, применение

Як-9 принимал участие во всех операциях Красной армии, начиная со Сталинградской битвы. Все его модификации обладали отличными летно-тактическими характеристиками, не имели значительных конструктивных или эксплуатационных дефектов, приводящих к авариям. Немецкие асы называли Як-9 лучшим советским истребителем.

Источник: https://www.tvc.ru/news/show/id/63875

Истребитель ЯК-9

Истребитель ЯК-9: самолёт, тактико-технические характеристики, модификация, история создания, применение

Профиль крыла — модифицированный «Кларк-YH» 16 %-й относительной толщины в корне. Набор крыла — 38 нервюр и стрингеры-рейки квадратного сечения под обшивкой — оставался деревянным, кроме четырех узловых нервюр, дуралюминовых в их средней части между лонжеронами. Обшивка крыла — фанерная, работающая, довольно толстая — от 8 мм в корне крыла, между лонжеронами и в носке до 4 мм к концам крыла и 3 мм за задним лонжероном,— оклеенная полотном на эпоксидном клее. Разъем крыла технологический, по оси самолета в четырех узлах двух лонжеронов.

Истребитель ЯК-9: самолёт, тактико-технические характеристики, модификация, история создания, применение

Як-9 вид сверху и на фюзеляж самолета

Эта конструкция была рациональной и целесообразной в условиях войны, когда уже начинала изживаться дефицитность дуралюмина, но, разумеется, только при должном химическом качестве клея и при качественном выполнении склейки.

При несоблюдении этих условий (поневоле, из-за работы в недостаточно теплых цехах зимой на сибирских заводах) полотно отставало от обшивки, а обшивка отставала от каркаса. Полотняную обклейку снаружи покрывали нитрокраской. В 1943 г. были случаи срыва полотна с крыльев в полете из-за плохого качества нитрокраски, в которую ввели недостаточно проверенные заменители импортных материалов.

Пришлось срочно на сотнях самолетов Як-9, Ла-5 и Ил-2 заменять полотно. Иногда приходилось усиливать также крепление фанерной обшивки к каркасу без снятия ее с самолетов.

Посадочные щитки и каркас элеронов и хвостового оперения дюралюминиевая, элероны с весовой компенсацией, обшивка элеронов и рулей полотняная.Каркас фюзеляжа — ферменный, сварной из хромансилевых труб.

Обшивка его носовой части, включая и съемные капоты, дюралюминиевая, на бортах кабины — фанерная съемная, а за кабиной по бортам и низу — полотняная по опалубке из деревянных реек, что придавало ей чуть ребристый вид. Гаргрот за кабиной -фанерный.

Такая смешанная конструкция особенно хорошо отвечала соображениям экономии дефицитных материалов в условиях войны. В 1944-1945 гг. был освоен выпуск Як-9 с дуралюминовой (неработающей) обшивкой фюзеляжа.

Истребитель ЯК-9: самолёт, тактико-технические характеристики, модификация, история создания, применение

Як-9 вид сбоку

Водорадиатор (площадь его 0,19 м2, масса -85 кг) помещался под кабиной в кожухе — туннеле.

Маслорадиатор (площадь — 0,07 м2, масса — 32 кг) — под двигателем, также в выступающем кожухе (позже, на самолетах Як-9У и Як-3 был перенесен из-под двигателя в крыло), с регулирующими створками «совками» на выходе воздуха.

Два воздухозаборника к карбюраторам двигателя шли от двух небольших отверстий в носке крыла у фюзеляжа. Воздушный винт ВИШ-61П трехлопастный, диаметром 3,0 м (масса его 139 кг).

Приборы на Як-9 (на доске, как и в других истребителях Як): высотомер, компас КИ-11, авиагоризонт, гирополукомпас, указатель скорости УС-800, указатель поворотов УП-1, вариометр ВР-30, часы АВР, тахометр ТЭ-22, трехстрелочный моторный индикатор, термометр воды, манометр пневмосистемы, вольтамперметр.

Оборудование: рация РСИ-6 с приемником, РСИ-4, генератор ГС-10-350 или ГС-650, аккумулятор 12А-5 или 12А-10. Топливных баков было первоначально два, потом четыре в крыле, иногда до восьми, из них один расходный; общий объем четырех баков — до 480 л (на 326 кг бензина) в крыле, остальные — в фюзеляже перед кабиной, под ней и за ней. Баки мягкие, протектирован-ные, оборудованные системой инертного газа. Масла — 48 кг.

Фонарь кабины был снабжен бронестеклами, передним и задним, за головой летчика, его сиденье — бронеспинкой. Крышка фонаря сдвигалась назад по направляющим профилям на бортах. Управление самолетом ручное — жесткое, ножное и триммерами — тросовое. Запуск двигателя, выпуск и уборка шасси и щитков, торможение колес и перезарядка оружия — от пневмосистемы.

Спуск пулемета — электропневматический, пушки — электрический.Шасси одностоечное подкосного типа, убираемое в носок крыла перед главным лонжероном в направлении оси самолета. Колеса -650 х 220 мм, хвостовое — 300х 125 мм, убираемое назад в фюзеляж.

Вооружение в типичном случае: одна ШВАК (120 снарядов) через полый вал редуктора и один синхронный пулемет УБС (200 патронов), на Як-9У —два УБС (300 патронов).Было не менее 10 модификаций Як-9 по вооружению. Ставились пушка НС-37 калибра 37 мм или пушка НС-45 калибра 45 мм, три пушки Б-20, пушка ВЯ-23 и один пулемет УБС, иногда — два УБС, был и ряд других вариантов.

Размеры самолета не менялись, только первоначальный размах крыла 10,0 м был уменьшен до 9,74 м.Окраска самолетов Як-9 была сверху и с боков обычно защитная, камуфляжная, с произвольными разводами серо-голубого и темно-серого, иногда коричневатого и грязно-зеленого оттенков, снизу обычно бледно-голубая.

В последние два года войны нередко летчики-асы раскрашивали свои самолеты более декоративно, например красным или желтым цветом разрисовывали кок винта и руль направления, добавляли изображения своих орденов и звездочек — счет побед.

Технические данные Як-9

Экипаж…………………………………………. 1 чел. Максимальная взлетная масса………… 2870 кг Размеры: длина х размах крыла……………………… 8,50 х 9,74 м Силовая установка: колич. двиг. х мощность…………………. 1 (М-105ПФ) х 1180 л.с. Максимальная скорость полета на высоте 3800 м…………………………… 598 км/ч Скороподъемность (средняя)…………… 16,4 м/с Практический потолок…………………… 10 400 км Дальность полета…………………………… до 950 км Вооружение…………………………………… 1 х 20-мм пушка ШВАК, 2 х 12,7-мм пулемета УБСМаксимальная бомбовая нагрузка…… 200 кг бомб или 6 х РС-82

— кабина сдвинута на 400 мм и размещена в заднем отсеке фюзеляжа. Цель — унификация фюзеляжей для всех типов самолета Як-9, что облегчило и ускорило их выпуск. Вооружение самое разнообразное, в зависимости от назначения и марки самолета. Переход в производстве на выпуск Як-9 с кабиной в заднем отсеке фюзеляжа осуществлен в 1944 г.

— с одной пушкой ШВАК (120 снарядов) и одним пулеметом УБС (200 патронов), бензобаков — четыре, вместо двух на Як-9М. Общая емкость топливных баков — 650 л (480 кг). Взлетная масса — 3117 кг, скорость полета — 597 км/ч на высоте 3900 м, дальность — 1330 км. Крайние баки непротектированные. Была большая серия.

— тот же Як-9Д, но с восемью основными и одним расходным баком. Двигатель тот же, ВК-Ю5ПФ. Запас бензина основной — 880 л (630 кг), взлетная масса — 3276 кг, дальность — свыше 2200 км. Самолет серийный.

Группа из 12 этих самолетов (даже без дополнительных баков) выполнила в августе 1944 г. перелет Бельцы — Бари (Италия) протяженностью около 1300 км для оказания иомощи Югославии. Лидером был летчик М. А.

Нюхтиков на самолете «Бостон».

— как Як-9Д, но с внутренней (за кабиной) подвеской 400 кг бомб калибра до 100 кг (вертикально). Взлетная масса — 3150-3556 кг в зависимости от нагрузки. Была серия в 1944 г.

с двигателем ВК-Ю5ПФ и винтом ВИШ-105СВ и с мощным вооружением: одна пушка НС-37 (30 снарядов) и один УБС (220 патронов). Ствол пушки выступал из кока винта, и общая длина самолета стала до 8,65 м, причем из-за размеров пушки кабина была сдвинута на 0,4 м назад. Запас топлива был, как на обычных Як-9, т. е. 445 л (330 кг), максимальная дальность — 890 км на высоте 1000 м.

— как Як-9Т, но с пушкой ОКБ-16 НС-45 калибра 45 мм. Для уменьшения силы отдачи ствол пушки был снабжен дульным тормозом длиной около 0,3 м, в связи с чем длина самолета увеличилась до 8,87м. Самолет построен в конце 1943 г., был выпущен малой (войсковой) серией, отлично проявил себя, особенно против бомбардировщиков и при блокировании аэродромов противника.

— выполнен как основной тип, но с фотооборудованием для маршрутной съемки. На части самолетов вооружение состояло из одной пушки ШBAK. Самолет выпускался небольшими сериями или модифицировался непосредственно в строевых частях силами ПАРМов. Успешно применялся в районах, сильно насыщенных зенитной артиллерией и истребителями противника.

— двухместный вариант Як-9, аналогичный Як-7В.

— в конструктивном отношении представлял собой комбинацию Як-9ДД и Як-9В, но без вооружения и с задней кабиной, комфортабельно оборудованной как пассажирская. Выпущен в 1944 г. по заказу ВВС в одном экземпляре.

— серийный тип, но с оборудованием для ночных полетов, с радиополукомпасом РПК-10 и фарой ФС-55 в носке левого полукрыла.

(с односкоростным нагнетателем), мощность двигателя 1350 л. с. на высоте 2400 м — очередная попытка, предпринятая ОКБ в 1942 г., с целью создания фронтового истребителя с улучшенными летными данными.

Цель была достигнута: самолет на госиспытаниях при полетной массе 3050 кг показал скорости: 351 км/ч у земли и 602 км/ч на высоте 3250 м, время виража — 18 с, но двигатель (из-за недоведенности), а вместе с ним и самолет не пошли в производство.

— модификация серийного Як-9с тем же двигателем ВК-Ю5ПФ и мотор-пушкой, но с заменой пулемета УБС синхронной пушкой ШВАК.

Масса вооружения увеличилась на 10 кг, полетная масса и летные характеристики — практически без изменений. Был построен в одном экземпляре, успешно прошел госиспытания в апреле 1943 г.

, но в серии не строился, так как было признано более целесообразным оснащать Як-9 пушками более крупного калибра.

— с двигателем М-105ПД (с нагнетателем В. А. Доллежаля), облегченный с целью достижения высоты 13 000 м. Сиденье — без бронеспинки (заменена фанерной), вооружение: одна пушка ШВАК. Было выпущено пять экземпляров.

Этот вариант предназначался для борьбы с немецким разведчиком «Юнкерс», который в 1942-1943 гг. появлялся над Москвой на высоте около 13 000 м, а самолетов, способных подняться на эту высоту, у нас еще не было. Як-9 при облегчении и с применением нагнетания уже смог достичь высоты 13 000 м, но лишь на предельном угле атаки.

На той же высоте шел «Юнкерс» (как выяснилось потом, не имевший вооружения). Оба самолета едва могли выполнить поворот даже при большом радиусе виража. И хотя скорость Як-9 была гораздо больше, ему очень трудно было занять положение для атаки.

Читайте также:  Пистолет вальтер пп, ппк: немецкий, технические характеристики, калибр walter pp, ppk

В общем, оба самолета покружились и разошлись, но только с тех пор «Юнкерс» над Москвой больше не появлялся.

с форсированным двигателем ВК-105ПФ2 номинальной мощностью 1240 л. с. на высоте 2100 м. Самолет показал скорости: 558 км/ч у земли и 620 км/ч на высоте 3850 м, чего было совершенно достаточно в воздушных боях. Модификация самолета произведена ОКБ в конце 1943 г.

Самолет получил отличную оценку на госиспытаниях, был рекомендован к серийной постройке, но остался в одном экземпляре, так как предпочтение было отдано самолету Як-9У с двигателем ВК-107А.

Однако на первых порах двигатель ВК-107А оказался недостаточно доведенным, капризным в эксплуатации и с малым ресурсом, что повлекло за собой длительную задержку выпуска самолетов и оснащения ими строевых частей.

В дальнейшем, после осуществления ряда доводочных работ, самолет Як-9У с двигателем ВК-107А выпускался в больших количествах и являлся одним из основных и лучших .

Як-9 У (улучшенный) с новым тогда двигателем ВК-107А значительно большей мощности (взлетной) — в 1600 л.с., тех же габаритов, что и ВК-105ПФ, но чуть тяжелее. В конце 1943 г. он был установлен на Як-9, причем были еще внесены улучшения в аэродинамику самолета.

Был упразднен выступавший воздухозаборник маслорадиатора и заменен отверстиями — воздухозаборниками в носке крыла вблизи фюзеляжа, а водорадиатор сдвинут назад (для нужной центровки).Прирост летных качеств был значителен. Скорость стала 600 км/ч у земли и 700 км/ч на высоте 5500 м, время набора высоты 5000 м -4,1 мин, потолок — 11 900 м.

Этот перечень не является исчерпывающим, так как были еще более детальные модификации без особых буквенных обозначений. Некоторые модификации по оружию делались силами воинских частей.

Як-9 был подлинно рабочей машиной, превосходившей к тому же основные типы немецких истребителей своего времени в мощи вооружения, скорости иманевренности на высотах, где в основном и происходили воздушные бои (до 4000—5000 м).

Источник: https://wikiwar.ru/istrebitel-yak-9

Истребитель Як-9П ВК-107А

Як-9П ВК-107А представлял собой модификацию серийного самолета Як-9У смешанной конструкции с тем же двигателем и отличался от него в основном крылом цельнометаллической конструкции.

Буква «П» в обозначении самолета не несет смысловой нагрузки, а является заводским обозначением очередной модификации, подобно Як-9Л (Як-9Б), Як-9К) (Як-9ДД), что часто практиковалось на заводе N153. В рядеслучаевприсвоение наименований производилась постановлением ГКО.

Необходимость перехода к цельнометаллической конструкции вызывалась рядом обстоятельств. В условиях войны главной задачей авиационной промышленности был выпуск возможно большего числа самолетов. К ним предъявлялись довольно умеренные требования в отношении удобства эксплуатации, качества изготовления, срока службы и т.п.

Смешанная конструкция была рациональной и целесообразной в условиях войны, когда ощущался недостаток в дюралюмине. Благодаря простоте и технологичности она обеспечивала массовость производства и полное удовлетворение потребностей фронта.

Наряду с этим она обладала такими недостатками, как сравнительно малый срок службы, подверженность воздействию атмосферных и других неблагоприятных условий эксплуатации, быстрая потеря прочности и ухудшение аэродинамики, а следовательно, и летных качеств, особенно снижение максимальной скорости.

Истребитель ЯК-9: самолёт, тактико-технические характеристики, модификация, история создания, применение

С окончанием войны стали предъявляться требования, вытекающие из условий мирного времени и существенно отличающиеся от требований периода войны, по вопросам длительности хранения и эксплуатации, качества выполнения монтажей и общей культуры изготовления планера, двигателя, вооружения, оборудования и самолета в целом.

Эти требования не могли быть выполнены на самолетах смешанной конструкции.

Переход к производству металлических самолетов происходит постепенно в ходе войны, по мере изживания дефицита в дюралюмине. Первым шагом явилось создание в 1942 г.

Як-7ДИ — прототипа Як-9, у которого деревянные лонжероны с очень толстыми и тяжелыми полками — таврами — были заменены дюралевыми. Затем металлические лонжероны использовали на Як-1М (Як-3). И, наконец, в 1946 г.

был создан Як-9П с цельнометаллическим крылом.

Постановление Совета Министров СССР от 17 июня 1946 г. требовало от МАП представить на госиспытания металлический самолет Як-9 с ВК-107А, на котором должны быть устранены все дефекты Як-9У ВК-107А смешанной конструкции.

Во исполнениеэтогопостановления ОКБ А.С.Яковлева предъявило самолеты NN 01-03 и 01-04 с металлическим крылом и фанерной обшивкой фюзеляжа. Эти самолеты (а в дальнейшем и цельнометаллические) получили наименование Як-9П.

От серийного Як-9У ВК-107А N39-083 производства завода N166, проходившего контрольные испытания в НИИ ВВС в январе 1945 г. самолеты NN 01-03 и 01-04 отличались следующим.

  • По планеру — вместо крыла смешанной конструкции установлено цельнометаллическое крыло, законцовка крыла выполнена в виде эллипса, а не трапециевидной; аэродинамическая компенсация элеронов увеличена с 26,2 до 27,5% САХ; полотняная обшивка элеронов заменена металлической; снята полотняная герметизация элеронов; на задних кромках посадочных щигков установлены замки (по три замка на каждом щитке); шарнирный замок цилиндра уборки и выпуска щитков снят и заменен шариковым; установлены переднее бронестекло и броненадголовник.
  • По ВМГ — установлены дюритовые бензобаки; во всасывающих патрубках двигателя установлены противопыльные фильтры.
  • Вооружение и спецоборудование самолетов Як-9П NN 01-03 и 01-04 было таким же, как у опытного и серийных самолетов Як-9У смешанной конструкции.

Самолеты проходили госиспытания с 28 июня по 23 июля 1946 г. (летчики К.А.Антипов и В.И.Иванов, инженер Г.А.Седов). Был произведен 51 полет на самолете N01-03 (28 ч 27 мин) и 57 на самолете N 01-04 (32 ч 20 мин).

По основным летно-техническим характеристикам и по технике пилотирования самолеты не отличались от Як-9У ВК-107А. Допустимая скорость пикирования возросла до 720 км/ч по прибору.

Прочность при этой скорости с доведением перегрузки на выводе из пикирования до 8,0 была достаточной — никаких разрушений, остаточных деформаций и вибраций частей самолета не наблюдалось.

Эксплуатация несколько облегчилась.

В заключении по результатам госиспытаний отмечалось, что самолеты прошли испытания удовлетворительно и было признано возможным принять на войсковые испытания 30 самолетов с обязательным устранением всех выявленных дефектов.

Сочтено необходимым проведение трех модификаций вооружения:

1. Унифицированная установка под мотор-пушки калибра 20, 23 и 37 мм (боезапас соответственно 120, 80 и 30 снарядов) и две синхронные пушки калибра 20 мм (общий боезапас 240 снарядов).

2. Одна мотор-пушка калибра 45 мм (30 снарядов) и две синхронные калибра 20 мм (240 снарядов).

3. Одна мотор-пушка калибра 57 мм (20 снарядов) и одна синхронная калибра 20 мм (120 снарядов).

Акт по результатам госиспытаний Як-9П ВК-107А NN 01-03 и 01-04 утвержден постановлением СМ СССР от 20 августа 1946 г. Приложение N1 к акту содержало перечень из 21 дефекта, подлежавших устранению на Як-9П войсковой серии.

Приложение N2 содержало перечень из 17 дефектов, подлежавших устранению на Як-9П ВК-107А с модифицированным вооружением, и включало требования: 1. Предъявить ВВС к 1 августа 1946 г.

на контрольно-проверочные испытания один Як-9П ВК-107А с металлическим крылом, на котором должно быть установлено спецоборудование, полностью отвечающее требованиям ВВС. 2. Предъявить ВВС к 1 декабря 1946 г.

один Як-9П с модифицированным вооружением с устранением дефектов, имевших место на Як-9П ВК-107А NN 01-03 и 01-04, на котором увеличить запас топлива до 350 кг — в нормальном варианте и до 500 кг — в перегрузочном.

Новое оборудование было установлено на самолете N01-04 (который ранее проходил госиспытания). Оно включало: радиополукомпас РПКО-10М, радиолокационный опознаватель СЧ-З, посадочную фаруФС-155, лампы ультрафиолетового облучения приборной доски (УФО), авиагоризонт «Аншютц», фотокинопулемет ПАУ-22. Остальное спецоборудование осталось без изменений.

Самолет N01-04 успешно прошел контрольно-проверочные испытания в НИИ ВВС с 9 по 17 августа 1946 г. (летчик Л.М.Кувшинов, инженер Г.П.Ушаков). Новое оборудование было рекомендовано для внедрения на всех серийных Як-9П ВК-107А

23 марта 1947 г.

в НИИ ВВС на контрольные испытания поступил в третий раз самолет Як-9П N01-04, на котором были произведены следующие изменения: за счет установки дополнительно двух консольных баков емкость бензосистемы увеличена до указанных выше значений; вместо двух синхронных пулеметов УБС с боезапасом по 150 патронов установлены две синхронные пушки Б-20С с боезапасом по 120 снарядов; вместо мотор-пушки ШВАК с боезапасом 120 снарядов предусмотрена возможность установки одной из четырех мотор-пушек: Б-20М, НС-23, Н-37, Н-45 с боезапасом соответственно 115, 75, 28 и 25 снарядов (пушки Н-37 и Н-45 в то время были еще опытными). Эти варианты вооружения соответствовали 1-й и 2-й модификациям (см. выше), 3-я модификация (с пушкой калибром 57 мм) не предъявлялась. При замене одного типа мотор-пушки другим требовалось лишь установить новые узлы крепления, агрегаты питания и некоторые другие элементы.

Самолет с новым вооружением и увеличенным запасом горючего проходил госиспытания в НИИ ВВС с 1 апреля по 23 июля 1947 г..

Учебно-испытательные воздушные бои Як-9П при наибольшей полетной массе 3588 кг с новейшим американским истребителем P-63C-1 «Кингкобра» показали, что в горизонтальном маневре на высоте 2000 м Як-9П несколько уступал P-63C-1.

Через пять витков виража P-63C-1 заходил в хвост Як-9П на дистанцию 200…300 м для ведения прицельной стрельбы. В вертикальном маневре на высотах 2000…3000 м Як-9П имел преимущество перед P-63C-1 и легко захватывал господство в воздухе с первого же боевого разворота.

На пикировании Як-9П быстро набирал скорость, мог догонять P-63C-1 или уходить от него.

Самолет Як-9П с четырьмя вариантами вооружения и увеличенным запасом горючего был рекомендован для запуска в серийное производство, но серийно не строился в связи с наступлением эры реактивной авиации.

Истребитель ЯК-9: самолёт, тактико-технические характеристики, модификация, история создания, применение

В 1946 г. на заводе N153 были построены самолеты Як-9П войсковой серии, в том числе: 29 самолетов (с N01-01 до N01-29) с металлическим крылом и фанерной обшивкой фюзеляжа и 10 самолетов (с N01-30 до N01-39) цельнометаллических.

Винтомоторная группа, вооружение и спецоборудование самолетов Як-9П войсковой серии были такими же как у опытного и серийных самолетов Як-9У смешанной конструкции NN 01-03 и 01-04, проходивших госиспытания в июне-июле 1946 г.

Все самолеты с N01-10 по N01-39, кроме одного (с фанерной обшивкой фюзеляжа), т.е. 29 машин, проходили войсковые испытания с 4 октября 1946 г. по 4 февраля 1947 г. в 30 км от завода на стационарном аэродроме Толмачево, на травяном и снежном покрове. Во время испытаний температура воздуха имела значения от +10 С до -43 С.

Испытания проводились летчиками трех эскадрилий, выделенных из двух полков 246 иад и объединенных в отдельный полк. Только три летчика из 29 имели боевой опыт. Комиссия по проведению испытаний: командующий ВВС Западно-Сибирского военного округа Глушенков (председатель), командир 246 иад генерал-майор Е.Г.Туренко, инженеры НИИ ВВС В.П.Белодеденко А.И.Хвостовский.

Войсковым испытаниям Як-9П МАП и ВВС придавали большое значение, так как это были первые подобные испытания в послевоенный период. Акт по результатам испытаний утверждался Советом Министров СССР, а не главным инженером ВВС, как во время войны, что свидетельствовало о большом внимании к Як-9П в верхах.

Помимо оценки летно-боевых качеств самолета испытания включали такие специфические для мирного времени вопросы, как уточнение необходимых сроков и порядка проведения осмотров и регламентных работ по самолету и его системам, определение номенклатуры и количества инструмента и запасных частейв индивидуальных и групповых комплектах, проверка и уточнение инструкций по эксплуатации самолета на земле и в воздухе и др. В военное время такие задачи перед войсковыми испытаниями не ставились.

Проверка боевых, летно-пилотажных и эксплуатационных качеств Як-9П войсковой серии показала следующее.

По летно-пилотажным качествам отличия от других истребителей семейства «Як» незначительные. По технике пилотирования самолеты просты и доступны для летчиков даже ниже средней квалификации.

Читайте также:  Парогазовая торпеда: принцип работы, боевое применения, устройство, сравнительные характеристики, история

Выполнять пилотаж и вести воздушный бой можно было с набором высоты на высотах до 7000 м.

Выше 7000 м летно-пилотажные качества значительно ухудшались и вести маневренный воздушный бой без потери высоты было невозможно.

Отмечалось также, что производство самолетов еще не полностью освоено и имеется большое число дефектов, снижающих боевые качества и затрудняющих эксплуатацию. Эти дефекты требовалось устранить до поступления Як-9П на вооружение.

Двигатели на всех режимах и высотах работали удовлетворительно, но при длительном планировании при отрицательных температурах наружного воздуха происходило переохлаждение воды, и через каждые 1500…2000 м необходимо было делать «площадки» для прогрева двигателя.

Вооружение, состоявшее иэ пушки ШВАК и двух пулеметов УБС, не удовлетворяло требованиям ВВС к послевоенным самолетам, и было высказано пожелание установить мотор-пушку калибра 37 мм с боезапасом 30 снарядов и две синхронные пушки калибра 20 мм с боезапасом по 120 снарядов.

Спецоборудование обеспечивало выполнение полетов только в дневных условиях при наличии видимости земных ориентиров. Требовалось установить то новое оборудование, которое было определено по результатам госиспытаний и испытано на самолете N01-04.

  1. Як-9П ВК-107А снят с производства согласно приказу МАП N160 от 25 марта 1948 г.
  2. Тактико-технические характеристики Як-9Д:
  3. Год принятия на вооружение — 1942
  4. Размах крыла — 9,74 м
  5. Длина — 8,55 м
  6. Высота — 3,00 м
  7. Площадь крыла — 17,15 кв.м
  8. Масса, кг
  9. — пустого самолета — 2770
  10. — нормальная взлетная — 3080
  11. Тип двигателя — 1 ПД Климов ВК-105ПФ-3

Мощность — 1360 л.с.

  • Максимальная скорость , км/ч
  • — у земли — 540
  • — на высоте — 602
  • Практическая дальность — 1410 км
  • Максимальная скороподъемность — 1020 м/мин
  • Практический потолок — 10600 м
  • Экипаж — 1 чел
  • Вооружение:
    1 20-мм пушка ШВАК (120 снарядов),, 1 12.7-мм пулемет УБС (200 патронов)

Источник: http://www.zelezki.ru/aviainterest/aviahistory/catalogww/ussr/2903-istrebitel_yak-9p_vk-107a.html

Як-9

Истребитель Як-9, представлявший собой дальнейшее развитие семейства одномоторных истребителей А С. Яковлева. При его проектировании ставилась задача создать самолет, способный более успешно противостоять немецким машинам. За основу взяли Як-7Б, который в 1942 г.

по комплексу боевых возможностей являлся лучшим в ВВС РККА. Кардинальным изменениям подверглось крыло, в конструкции которого деревянный лонжерон заменили металлическим (остальные узлы планера оставались деревянными).

Это не только дало выигрыш в весе, но и позволило увеличить объем топливных баков.

Истребитель Як-9 — видео

Для большей экономии веса сняли и один из двух 12,7-мм пулеметов БС (в составе вооружения оставили ещё один такой синхронный пулемет и 20-мм пушку ШВАК, стреляющую через вал винта). Также установили более мощный двигатель М-105ПФ (1260 л.с.).

Для улучшения обзора понизили гаргрот и установили новый фонарь. Опытный образец истребителя, получивший обозначение Як-7ДИ, вышел на испытания 26 июня 1942 г.

Результаты оказались обнадеживающими, самолет превосходил Як-7Б по дальности полета, а при одинаковой заправке показал лучшую маневренность и скороподъемность. 5 августа были завершены госис-пытания, и Як-7ДИ приняли на вооружение под обозначением Як-9.

С октября 1942 г. новосибирский завод № 153 начал выпуск Як-9 параллельно с Як-7Б, с января 1943 г. самолет начал выпускать омский завод № 166.

Боевое применение Як-9

Первые Як-9 появились на фронте в декабре 1942 г. в районе Сталинграда. Массовые поставки новых самолетов в первой половине 1943 г. вскрыли проблемы с качеством.

Недостатки пришлось устранять рем-бригадами в частях непосредственно перед Курской битвой — первым сражением, в котором Як-9 применялись в значительном количестве. К её началу Як-9 эксплуатировали (наряду с машинами других типов, главным образом, Як-1 и Як-7) 256-я, 273-я, 303-я и 323-я ИАД, 1-я ГИАД.

В конце июля 1943 г. к боевым действиям на Курской дуге приступил 11-й смешанный авиакорпус, располагавший тремя полками Як-9 (4-м, 148-м и 293-м). Самолет показал себя очень маневренным как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскости, легким в управлении.

Однако машина отставала от лучших истребителей противника по скоростным качествам и вооружению. Это было вызвано тем, что на Як-9 стоял мотор гораздо меньшей мощности, чем на Bf 109G и Fw 190А.

Качественным превосходством в вооружении по сравнению с обычным Як-9 обладал самолет Як-9Т.

Согласно статистике, средний расход 20-мм снарядов на один сбитый самолет у Як-9 составлял 147, а у Як-9Т 37-мм снарядов — только 31. Одним из первый Як-9Т получил 133-й ГИАП, воевавший на них с августа 1943 г.

Самолеты, вооруженные 37-мм пушками, пытались применять, и не без успеха, даже против вражеских танков и плавсредств противника на Черном море.

Эксплуатация самолета Як-9Д показала, что увеличенный запас топлива в большинстве случаев не нужен и лишь является балластом, уменьшая, к тому же, живучесть истребителя. Поэтому в частях на консольные баки Як-9Д часто устанавливали заглушки. Но в отдельных боевых эпизодах увеличенная дальность была востребованной.

Так, группа из 12 Як-9ДД в августе 1944 г. перебазировалась в Бари (Италия), откуда сопровождала транспортные самолеты, доставлявшие грузы югославским партизанам. Як-9ДД привлекались также для сопровождения американских бомбардировщиков В-17 и В-24 в 1944 г. во время операции «Фрэнтик» (челночных бомбовых рейдов).

Самолеты Як-9Б с декабря 1944 г. воевали в составе 130-й ИАД (3-й Белорусский фронт). Высотные истребители Як-9ПД поступили на вооружение частей Московской зоны ПВО. В октябре 1944 г.

состоялся боевой дебют Як-9У — ими для проведения войсковых испытаний вооружили 163-й ИАП, действовавший в Прибалтике.

Самолет показал резко возросший боевой потенциал: за два месяца испытаний, проведя 18 воздушных боев, полк сбил 28 Fw 190А и 1 Bf 109G ценой потери всего двух своих машин.

К моменту окончания Великой Отечественной войны Як-9 был одним из основных типов советских истребителей, оставался он таковым и в первые послевоенные годы. По состоянию на 1 сентября 1946 г. в советской истребительной авиации было 3698 Як-9 — 31 % её состава. В послевоенные годы машины Як-9У и Як-9П эксплуатировались в ВВС СССР до начала 1950-х гг.

Помимо ВВС РККА и морской авиации ВМФ СССР, самолеты Як-9 поступали на вооружение союзников. В частности, летом 1943 г. самолеты Як-9 и Як-9Д получил французский полк «Нормандия». В сентябре 1944 г. партию Як-9 передали Болгарии, перешедшей на сторону антигитлеровской коалиции. С октября 1945 г.

самолеты Як-9М и Як-9Т эксплуатировались авиацией Войска Польского. Они принимали участие в боевых действиях в Польше, а позже в Северной Германии. В послевоенный период поставки Як-9, в том числе и новых модификаций, в Польшу продолжились.

Кроме того, самолеты этого типа поступили на вооружение ВВС Китая, Северной Кореи, Венгрии, Югославии, Албании.

Модификации Як-9

Як-9 — первый серийный вариант. В отличие от прототипа, дополнительные баки в крыле не устанавливались. До августа 1943 г. выпустили 459 машин.

Як-9Т — взамен пушки ШВАК установлена 37-мм пушка НС-37 (боекомплект 30 снарядов). Синхронный пулемет БС (боекомплект 200 патронов) сохранен. Из-за большей длины орудия кабина летчика сдвинута на 0,4 м назад. Прототип испытывался с января 1943 г. Серийно строился заводом № 153 с марта 1943 г. по июнь 1945 г., всего изготовлено 2748 самолетов.

Як-9К — вариант с 45-мм пушкой НС-45. В апреле-июне 1944 г. изготовлено 53 самолета. От массового выпуска Як-9К отказались из-за низкой надежности орудия.

Як-9Д — установлены два дополнительных крыльевых бака (запас топлива увеличен с 320 до 480 кг). Строился с марта 1943 г. (взамен Як-9). До мая 1944 г. выпустили 3068 самолетов.

Як-9М — Як-9Д с фюзеляжем по типу Як-9Т (со сдвинутой назад пилотской кабиной) и некоторыми другими изменениями. С конца 1944 г. устанавливался более мощный и менее высотный мотор ВК-105ПФ-2. С мая 1944 г. по июнь 1945 г. выпущено 4239 истребителей.

Як-ЭДД — запас топлива увеличен до 630 кг. Фюзеляж по типу Як-9Т. С мая 1944 г. до сентября 1945 г. выпущено 399 машин.

Як-9Р — разведчик, существовавший в двух модификациях: переделка обычного Як-9, и самолет, выпускавшийся заводом № 166 на базе Як-9Д. В обоих вариантах в закабинном отсеке устанавливался АФА.

Як-9Б — истребитель-бомбардировщик. За кабиной оборудован бомбоотсек, содержащий четыре трубы, в которые можно было подвесить 4 100-кг бомбы или 4 кассеты по 32 1,5-кг кумулятивные бомбы. Реально эксплуатация самолета была возможна лишь с нагрузкой 200 кг — при полной загрузке статическая устойчивость самолета недопустимо снижалась. Изготовлено 109 самолетов.

Як-9ПД — высотный истребитель-перехватчик с двигателем М-105ПД, снабженным нагнетателем и увеличенным на 0,5 м размахом крыла. Вооружение -одна 20-мм пушка ШВАК. Практический потолок достигал 13100 м. В апреле 1943 г. изготовлено 5 машин на базе Як-9, а в 1944 г. — 30 на базе Як-9У.

Як-9У — вариант с двигателем ВК-107А (1650 л.с.). Серийно выпускался с апреля 1944 г.

Як-9УТ — модификация с двигателем ВК-107А и усиленным вооружением: две синхронные 20-мм пушки Б-20С и унифицированная установка центральной пушки, позволяющая применять орудия калибров 20, 23, 37 или 45 мм. Появилась в феврале 1945 г. Изготовлено 282 машины, на которых в качестве центральной пушки устанавливалась 23-мм НС-23.

Як-9П — послевоенная модификация с вооружением, как у Як-9УТ и более богатым радиосвязным и приборным оборудованием. Выпускалась с 1946 г. с цельнометаллическим крылом, а с 1947 г. — полностью металлической конструкции. Изготовлена 801 машина, из них 772 цельнометаллической конструкции.

Як-9В — двухместный учебно-тренировочный вариант с двигателем ВК-105ПФ-2 и одной 20-мм пушкой LUBAK. С августа 1945 г. изготовлено 456 самолетов и ещё 337 переделано из Як-9М.

В серию не внедрялись Як-9С (вариант Як-9М, вооруженный 1 23-мм и 2 20-мм пушками), Як-9УВ (двухместный учебно-тренировочный на базе Як-9У) и ряд других модификаций.

В общей сложности изготовлено 16769 самолетов Як-9, из них 14579 — в годы войны. Строился новосибирским заводом № 153 (в 1942-1948 гг. 12536 экз.), омским № 166 (в 1943-1945 гг. 3416 машин) и московским № 82 (в 1944-1945 гг. 817 единиц).

Тактико-технические характеристики Як-9 У

— Главный конструктор: А. С. Яковлев — Первый полёт: 1 октября 1942 года — Конец эксплуатации: 1950 год — Годы производства: 1942 — 1948

  • — Единиц произведено: 16 769
  • Экипаж Як-9
  • — 1 человек
  • Размеры Як-9
  • — Длина, м: 8,55 — Размах крыла, м: 9,74 — Площадь крыла, м²: 17,15
  • — Нагрузка на крыло, кг/м²: 183
  • Вес Як-9
  • — Масса пустого, кг: 2512 — Масса нормальная взлётная, кг: 3204
  • — Масса топлива, кг: 380
  • Двигатель Як-9

— 1×М-107А — Мощность, л.с. (кВт): 1× 1500 (1103)

  1. — Тяговооружённость, Вт/кг: 350
  2. Скорость Як-9
  3. — Максимальная скорость на высоте, км/ч (м): 575 (0), 636 (2500), 672 (5000) — Посадочная скорость, км/ч: 140 — Время набора высоты 5000 м, мин: 5,0 — Время виража на 1000 м, с: 20 — Разбег, м: 375
  4. — Пробег, м: 530
  5. Дальность Як-9
  6. — 675 км
  7. Практический потолок Як-9
  8. — 10650 метров

Вооружение Як-9

— Пушечное: 1× 20 мм ШВАК 120 снарядов — Пулемётное: 2× 12,7 мм УБС

Фото Як-9

Источник

Источник: https://soldat.pro/2018/07/10/yak-9/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector