Lockheed p-38 lightning: самолёт п-38 лайтинг, история создания, технические характеристики, боевое применение

Многоцелевой истребитель

Lockheed

lockheed p-38 lightning: самолёт П-38 лайтинг, история создания, технические характеристики, боевое применение

Тяжелый истребитель Р-38А имел очень необычную трехфюзеляжную конструкцию. В боковых фюзеляжах размещались задние стойки шасси и два турбокомпрессора. Кабина пилота располагалась в центральной гондоле, там же находилась носовая пулеметно-пушечная батарея и стойка переднего колеса. Следует заметить, что это был первый в мире истребитель с носовым колесом. Прототип ХР-38 совершил свой первый полет 27 января 1939 года. Двумя неделями позже самолет пролетел через весь континент с двумя посадками для дозаправки,но был разбит при посадке в Митчелл-Фидд.

После многочисленных доработок в августе 1941 года модификация «Лайтнинг» P-38D была принята на вооружение и пошла в небольшую серию (36 машин).

Силовая установка. Два двигателя Allison имели выступающий вниз воздухозабортник для масляного и промежуточного радиатора.

Для решения проблем реакции воздушного винта винты двигателей вращались в разные стороны, отсюда обозначение модификаций — левого/правого двигателя.

P-38H с двигателями V-1710-89/91 уже имел автоматические жалюзи маслорадиатора — (система АРТМ), позволяющие автоматически регулировать температуру масла.

Хвостовые балки. В хвостовых балках размещались системы двигателя. Нагнетатель в полуутопленном виде размещался вровень с передней кромкой крыла. В выступающих позади крыла воздухозаборниках размещались радиаторы охлаждения двигателя.

Стрелковое вооружение В носу самолета размещалось все стрелковое вооружение — это позволяло исключить из конструкции синхронизаторы для стрельбы через винт. Пушка располагалась в центре, ниже пулеметов.

Четыре пулемета калибра 12,7мм располагались один позади другого, т.о. решалась проблема размещения коробки боеприпасов, подачи патронов и выброса гильз.

Магазин вмещал 150 снарядов и располагался вверху носовой части.

Всего же за время производства было изготовлено 10037 самолетов этого типа, начиная с «Модели 22». Эти машины успешно сражались на всех фронтах, где действовали американские войска.

P-38 в СССР. Над территорией Советского Союза Р-38 впервые увидели в ходе «челночных» операций американских бомбардировщиков с баз на Украине. Собственно говоря, «челночные» рейды и начались 24 мая 1944 года посадкой двух F-5 (это невооруженная модификация «Лайтнинга»-фоторазведчика) на аэродроме в Полтаве.

Впоследствии на различных базах в СССР гостили и разведчики, и истребители Р-38; поодиночно, группами и большими соединениями. Так, в ходе операции «Фрэнтик» III в июле 1944 года в нашу страну перелетели 72 Р-38 из 15-й воздушной армии США. В их обслуживании принимал участие и наш наземный состав.

Один F-5 разбили немецкие бомбы при налете ночных бомбардировщиков люфтваффе на Полтаву. После эвакуации базы он был там брошен.

Кое-что о «Лайтнинге» смогли рассказать те пилоты из 1-го перегоночного авиаполка, которые в период службы на Аляске смогли поглядеть на эту машину и даже полетать на ней.

Но для того, чтобы изучить самолет по-настоящему, надо было его заполучить. Однако обращения к американской стороне по этому поводу не имели успеха.

Так, еще 19 июля 1943 года генерал Беляев запросил несколько экземпляров Р-38. Вопрос решался довольно долго, но осенью поступил отказ.

Более Советский Союз не делал даже попыток получить «Лайтнинги» по ленд-лизу. Ни одного Р-38 в СССР официально поставлено не было.

Все машины этого типа, оказавшиеся в нашей стране, подобрали после вынужденных посадок в Восточной Европе. Надо сказать, что и там эти истребители являлись редкостью.

Из 162 самолетов союзников, обнаруженных на занятой советской армией территориях к середине мая 1945 года, числился всего один «Лайтнинг».

На самом-то деле их, конечно, было больше, но ненамного, да и состояние машин заставляло желать много лучшего.

Например, один Р-38 в январе 1945 года совершил вынужденную посадку у местечка Надькереш под Будапештом.

Этот самолет с надписью «Прайд оф Джейн» сопровождал бомбардировщики, был подбит и с убранным шасси плюхнулся на покрытое талым снегом поле, согнул винты, смял капоты моторов.

Пилот не пострадал и был эвакуирован командой специалистов советской 5-й воздушной армии, увозя с собой саблю венгерского генерала, выменянную у наших пехотинцев на парашют. Были и другие подобные случаи.

Но привести в состояние пригодности для полетов, по-видимому, удалось только один «Лайтнинг». Этот самолет участвовал в «челночных» операциях, совершил вынужденную посадку и был брошен. Это был P-38L-1 ЛЬ 42-4384 с бортовой надписью «Блэки».

Некоторое время он принадлежал 173-му полку истребителей дальнего действия, вооруженному американскими A-20G, переделанными в тяжелые истребители. Но на нем там совершали только учебные полеты.

Полк базировался под Минском, а затем перелетел под Ченстохов в Польше.

Уже после войны этот «Лайтнинг» передали в НИИ ВВС. В начале 1947 года там провели испытания американского истребителя. Ведущим летчиком являлся В.П.Хомяков, но в облете машины участвовали также П.М.Стефановский и Ю.А.Антипов. «Лайтнинг» поднимался в воздух без подвесных баков.

Оценивались в первую очередь возможности самолета как истребителя сопровождения в сравнении с отечественным Як-9ДД. Испытания в основном подтвердили заявлявшиеся фирмой «Локхид» характеристики. Не смогли только произвести замеры на максимальном кратковременном режиме работы моторов.

Причина была вполне прозаическая — в НИИ не нашлось импортного 100-октанового бензина, наши заводы его не выпускали.

Размеры. Двигатель.Массы и нагрузки, кг: Летные данные. Вооружение
Экипаж 1 чел.
Размах крыла, м 15.85
Длина самолета, м 11.53
Высота самолета, м 2.98
два 12-ти цилиндровый V-образный V-1710-111/113 (Эллисон) 1450 л.с.
Пустого самолета 6200
Максимальная взлетная 7800
Максимальная скорость, км/ч 666
Время набора высоты 6000м, мин 7
Практический потолок, м 13200
20-мм пушка и 4×12,7мм пулемета в носу,бомб на внешней подвеске, кг 1450
lockheed p-38 lightning: самолёт П-38 лайтинг, история создания, технические характеристики, боевое применение lockheed p-38 lightning: самолёт П-38 лайтинг, история создания, технические характеристики, боевое применение lockheed p-38 lightning: самолёт П-38 лайтинг, история создания, технические характеристики, боевое применение

Модификации самолета «Lightning»

  • XP-38 — единственный экспериментальный экземпляр, с двигателями противоположного вращения Аллисон V-1710-11/13 мощностью 1150 л.с.
  • YP-38 — 13 перепроектированных предсерийных самолетов в основном похожих на экспериментальный экземпляр, с двигателями противоположного вращения Аллисон V-1710-27/29 мощностью 1150 л.с.
  • P-38 — (позднее обозначение RP-38) — 30 серийных самолетов с вооружением из 4 пулеметов калибра 12,7 мм и одной пушки калибра 37 мм, дополнительной бронированной защитой и пуленепробиваемым стеклом.
  • XP-38A — единственный экспериментальный экземпляр, Р-38 с гермокабиной.
  • P-38E (позднее RP-38E) — серийный вариант с новой пушкой «Испано» калибра 20 мм, а не 37 мм; новое радиооборудование и изменения в гидросистеме, построено 210 машин.
  • P-38F — 527 машин с двигателем Аллисон V-1710-49/53 мощностью 1325 л.с. и подкрыльеывми бомбодержателями.
  • P-38G — 1082 самолета с двигателями Аллисон V-1710-51/55 и измененным радиооборудованием.
  • P-38H — 601 самолет с двигателями V-1710-89/91 мощностью 1425 л.с.; увеличена бомбовая нагрузка на внешних подвесках, установлены автоматические жалюзи маслорадиатора (система АРТМ).
  • P-38J (позднее F-38J) — 2970 самолетов, аналог P-38H, но со множеством изменений, плоским пуленепробиваемым лобовым стеклом, поздние партии с увеличенным запасом топлива ; для использования в роли легкого бомбардировщика некоторые были модифицированы, получив остекленную носовую часть центральной гондолы для размещения бомбардира и радар системы бомбометания.
  • P-38K — единственный опытный самолет с двигателями V-1710-75/77 мощностью 1425 л.с. с винтом с широкими лопастями и планером самолета P-38G.
  • P-38L (позднее F-38L) — 3923 самолета с двигателями V-1710-111/113 мощностью 1475 л.с. и посадочными фарами в левой консоли, направляющие для ракет под крылом, но в остальном похожий на самолет P-38J.
  • P-38L-5 — аналог P-38L, выпущенный фирмой Консолидэйтед-Валти; построено 113 машин.
  • P-38M — обозначение P-381, модифицированных для использования в качестве двухместных ночных истребителей, имел вторую приподнятую вверх кабину и радар.
  • TP-38L — два Р-38L, модифицированных в качестве двухместных учебно-тренировочных.
  • F-4 — модификация фоторазведчика P-38, без вооружения, оснащенного четырьмя фотокамерами К-17; построено 20 машин.
  • F-5A — вариант самолета-разведчика без вооружения с пятью фотокамерами, один похожий на P-38F, а остальные аналогичные самолету P-38G; построена 181 машина.
  • F-5B — фоторазведчик на базе самолета P-38J; построено 200 машин.
  • F-5C — фоторазведчик на базе Р-38Н, но с установкой усовершенствованных фотокамер.
  • XF-5D — единственный экземпляр экспериментального двухместного самолета-разведчика с лежащим оператором в носу.
  • F-5E — разведчик на базе 205 самолетов P-38J и 500 машин P-38L.
  • F-5F — разведчик на базе P-38L.
  • F-5G — сходен с F-5F, но с измененной установкой камеры.
  • XFO-1 — четыре F-5B, переданных ВМС США.

Источники

  • «Энциклопедия военной техники» /Aerospace Publising/
  • CD энциклопедия. «Военная авиация» /Media 2000/
  • «Американские военные самолеты Второй мировой войны» /под ред. Дэвида Дональда/
  • ««Американцы» в России» /Котельников В.Р.и др., 1999/

Источник: http://www.airpages.ru/us/p38.shtml

Локхид P-38 «Лайтнинг»

Первый боевой самолет фирмы «Локхид», пошедший в серийное производство, стал также первым двухмоторным американским истребителем P-38 «Лайтнинг». Разработка машины осуществлялась под руководством Х.Л. Хиббарда и К.

Джонсона в рамках конкурса на двухмоторный высотный перехватчик по спецификации X-608.

Для своего самолета конструкторы выбрали оригинальную двухбалочную схему с центральной гондолой, в которой разместили пилотскую кабину и мощное вооружение (1 пушку и 4 12,7-мм пулемета).

lockheed p-38 lightning: самолёт П-38 лайтинг, история создания, технические характеристики, боевое применение

Несмотря на осторожное отношение заказчика к необычной аэродинамической схеме самолета, проект «Локхида» стал победителем конкурса. Прототип ХР-38 впервые поднялся в воздух 27 января 1939 г., но уже 11 февраля был разбит.

Тем не менее, военные продолжили сотрудничество с «Локхидом», заказав 13 предсерийных машин YP-38. Первый из них был облётан 16 сентября 1940 г., а постройку всей партии завершили к июню 1941 г.

Практически сразу же началось серийное производство, продолжавшееся до осени 1945 г.

Таким образом, «Лайтнинг» стал единственным американским истребителем, строившимся с момента нападения Японии на Пёрл-Харбор и до конца войны. Общее количество выпущенных машин составило 10037 единиц.

Основные модификации Локхид P-38 «Лайтнинг»

Р-38 — двигатели V-1710-27/29 (1050 л.с). Вооружение — 1 37-мм пушка «Олдсмобил» (боекомплект 15 снарядов), 4 12,7-мм пулемета (500 патронов на ствол). Построено 30 самолетов.

P-38D — применены протектированные топливные баки, изменена кислородная система, внесен ряд других изменений. С августа 1941 г. выпущено 36.

Читайте также:  Объект 279: атомный танк, советский луноход, история создания, конструкция, технические характеристики

Р-322 — вариант, изначально заказанный Великобританией в количестве 143 единиц как «Лайтнинг» Mk.l. Двигатели V-1710-C15 без турбокомпрессоров (1010 л.с).

После испытаний трех самолетов англичане от заказа отказались, и оставшиеся машины были приняты ВВС Армии США. 20 из них получили моторы V-1710-C15, остальные — V-1710-27/29 без турбокомпрессоров.

Использовались в качестве учебных с сокращенным составом вооружения (2 12,7-мм и 2 7,62-мм пулемета).

Р-38Е — аналог P-38D с улучшенными гидравлической и электрической системами, новой радиостанцией. Вместо 37-мм пушки установлена 20-мм М1 (150 снарядов). С конца 1941 г. изготовлено 210 самолетов; кроме того, 99 машин достроено в качестве невооруженных фоторазведчиков F-4 и 1 — F-5A-2.

lockheed p-38 lightning: самолёт П-38 лайтинг, история создания, технические характеристики, боевое применение

Локхид P-38F «Лайтнинг»

P-38F — двигатели V-1710-49/53 (1325 л.с). Вооружение аналогично Р-38Е.

Под центропланом возможна подвеска 2 284-л или 568-л ПТБ либо 2 454-кг авиабомб. В базовом варианте изготовили 128 машин.

149 P-38F-1 отличались усиленными узлами подвески, допускавшими размещение 2 1174-л ПТБ (ещё 20 таких самолетов достроено в качестве невооруженных фоторазведчиков F4A). Серия P-38F-5 (100 машин) отличалась мелкими доработками.

P-38F-13 (29) и P-38F-15 (212) были изготовлены с использованием задела на нереализованный британский заказ на истребители «Лайтнинг» Mk.ll. Кроме того, 140 самолетов построены как невооруженные разведчики F-5A. P-38G — двигатели V-1710-51/55 (1350 л.с), новая радиостанция и кислородное оборудование.

Вооружение аналогично Р-38Е.

Изготовлено 1082 экземпляра в нескольких сериях: P-38G-1 (80 единиц); P-38G-3 с другим типом турбокомпрессоров (12); P-38G-5 с доработанным оборудованием (68); P-38G-10 с возможностью подвески под центропланом 2 725-кг бомб, а по бокам центральной гондолы — 6 трубчатых направляющих для 114-мм НАР (548 единиц). 174 P-38G-13 и 200 P-38G-15 были аналогичны, соответственно, Р-38G-3 и P-38G-5, но изготавливались с использованием задела на нереализованный британский заказ на истребители «Лайтнинг» Mk.ll.

Р-38Н — двигатели V-1710-89/91 (1425 л.с). 20-мм пушка М1 заменена на М2С такого же калибра. Возможности внешней подвески — как у P-38G-10. С мая 1943 г. выпущен 601 экземпляр: 226 Р-38Н-1 и 375 Р-38Н-5 с другими турбокомпрессорами.

P-38J — доработана мотоустановка с введением промежуточного радиатора. Двигатели и вооружение аналогичны Р-38Н. Выпускался с августа 1943 г.

в нескольких вариантах: P-38J-1 (10); P-38J-5 (210) с дополнительными топливными баками в передней кромке крыла; P-38J-10 (790) с бронестеклом в козырьке кабины; P-38J-15 (1400) и P-38J-20 (350) с доработанным оборудованием; P-38J-25 (210) с гидравлическим бустером в канале управления по крену.

200 самолетов построены как невооруженные разведчики F-5B; кроме того, в разведчики F-5C и F-5E переоборудованы 528 P-38J.

P-38L — самая массовая модель (3810 единиц построено фирмой «Локхид» и 113 — «Вулти»). Двигатель V-1710-111/113 (1475 л.с).

P-38L-1 (1290 самолетов) за исключением двигателей аналогичны P-38J-25. Р-38L-5 (2633, в т.ч. 113 постройки «Вулти») имели возможность подвески под центропланом 2 907-кг бомб, а под консолями крыла — 10 127-мм НАР.

Часть машин была переоборудована в фоторазведчики F-5F и F-5G.

Р-38М — 75 машин P-38L-5, переделанных в двухместные ночные истребители. В контейнере под носовой частью гондолы установлена РЛС AN/APS-6.

Летно-технические характеристики Локхид Р-38Е

  • Двигатель: Аллисон V-1710-27/29
  • мощность, л.с.:. 1050
  • Размах крыла, м.: 15,86
  • Длина самолета, м.: 11,54
  • Высота самолета, м.: 3,91
  • Площадь крыла, кв. м.: 30,43
  • Масса, кг:
  • пустого самолета: 5394
  • максимальная взлетная: 7028
  • Максимальная скорость, км/ч:
  • на высоте 1525 м.: 552
  • на высоте 3050 м.: 576
  • на высоте 7625 м.: 632
  • Скороподъемность у земли, м/с: 12,7
  • Практический потолок, м.: 11900
  • Дальность полета, км.: 1372

Боевое использование Lockheed P-38 «Лайтнинг»

В середине 1941 г. начались поставки Р-38 в 1-ю ИАГ. К моменту нападения Японии на Пёрл-Харбор такие самолеты получила также 14-я ИАГ. Эти группы летом 1942 г.

были перебазированы в Великобританию. Две АЭ остались в Исландии. Один из базировавшихся здесь P-38F совместно с Р-40С сбил 14 августа 1942 г.

самолет FW 200 — первый немецкий самолет, сбитый американцем во Второй мировой войне.

С ноября 1942 г. 1-я, 14-я и 82-я ИАГ воевали в Северной Африке, а затем действовали над Италией и сопровождали бомбардировщики в налетах на цели в Австрии, Венгрии, Румынии. В 1944 г. они участвовали и в челночных рейдах с посадкой в районе Полтавы.

В сентябре 1943 г. в Великобританию прибыла 55-я ИАГ, вооруженная Р-38Н, но вскоре получившая P-38J. Её главной задачей, как и четырех групп «Лайтнингов», прибывших позже, стало сопровождение бомбардировщиков в налетах на Германию.

На Тихоокеанском ТВД «Лайтнинги» дебютировали в районе Аляски и Алеутских островов — здесь на них с середины 1942 г. воевала 54-я ИАЭ. Небольшое количество Р-38 действовало в американских авиачастях в Индии, Китае, Бирме, островах Тихого океана.

Наиболее известной операцией, проведенной «Лайтнингами», стало уничтожение адмирала Ямамото, командующего Объединенным флотом Японии. Рукодствуясь данными радиоперехвата, 16 P38F/J из 18-й и 347-й ИАГ 18 апреля 1943 г.

перехватили два японских транспортных самолета, на борту одного из которых находился адмирал. Обе машины, а также 5 «Зеро» из эскорта были сбиты.

Первая группа, полностью перевооруженная Р-38 (475-я) появилась на Тихоокеанском ТВД только в сентябре 1943 г. К лету 1944 г., когда началась подготовка к высадке на Филиппины, здесь воевало уже 5 групп «Лайтнингов». В 1945 г. на Тихий океан были направлены и три АЭ ночных истребителей Р-38М.

В послевоенное время большинство «Лайтнингов» в США было списано уже к 1948 г.

Помимо США, «Лайтнинги» широко использовались ВВС Свободной Франции — но только разведчики. Несколько таких самолетов эксплуатировали ВВС Австралии и Китая; последний также получил 15 P-38J/L.

2 Р-38, совершивших вынужденные посадки в Португалии, были включены в состав ВВС этой страны. 50 «Лайтнингов» в 1949 г. получила Италия, а 7 приобрел Гондурас, где они прослужили до 1965 г.

Несмотря на свой необычный облик и довольно крупные для одноместной машины габариты, «Лайтнинг» оказался прекрасным самолетом-истребителем. Свидетельством тому — прозвище «вилохвостый дьявол», данное «Лайтнингу» немецкими летчиками. Уступая Bf-109, FW-190 и «Зеро» в маневренности, Р-38 имел более высокую скорость, скороподъемность и потолок.

Типичной тактикой пилотов «лайтнингов» был набор большой высоты, пикирование на противника с последующим использованием всей огневой мощи и быстрым уходом вверх. Такая тактика оказалась эффективной как против немецких, так и против японских истребителей.

Источник: http://www.airaces.ru/plane/voennye-samoljoty-ssha/lokkhid-p-38-lajjtning.html

Истребитель «Локхид» P-38 «Лайтнинг»

Разрабатывая двухмоторный высотный перехватчик по спецификации Х-608, конструкторы фирмы «Локхид» выбрали оригинальную двухбалочную схему с центральной гондолой, в которой разместили пилотскую кабину и мощное вооружение.

Другими новшествами стали трехопорное шасси с носовой стойкой, каплевидный фонарь кругового обзора, крепление панелей обшивки в стык потайными заклепками. Силовая установка состояла из 12-цилиндровых моторов жидкостного охлаждения «Аллисон» V 1710 турбокомпрессорами. На самолете установили моторы правого и левого вращения — это позволило исключить реактивный момент винтов.

lockheed p-38 lightning: самолёт П-38 лайтинг, история создания, технические характеристики, боевое применение

Несмотря на осторожное отношение заказчика к необычной аэродинамической схеме самолета, проект «Локхида» стал победителем конкурса. Прототип ХР-38 впервые поднялся в воздух 27 января 1939 года, но уже 11 февраля был разбит.

Тем не менее военные продолжили сотрудничество с «Локхидом», заказав 13 предсерийных машин YP-38. Постройку этой партии завершили к июню 1941 года. Практически сразу же началось серийное производство, продолжавшееся до осени 1945-го.

Общее количество выпущенных машин составило 10 037 единиц.

ОСНОВНЫЕ МОДИФИКАЦИИ:

Р-38 — двигатели V-1710-27/29 (1050 л. с). Вооружение — 1 х 37-мм пушка «Олдсмобил» (боекомплект 15 снарядов), 4 х 12,7-мм пулемета (500 патронов на ствол). Построено 30 самолетов.

P-38D — применены протектированные топливные баки, изменена кислородная система, внесен ряд других изменений. С августа 1941 года выпущено 36 единиц. Р-322 — вариант, изначально заказанный Великобританией в количестве 143 единицы как «Лайтнинг» Mk.I, но после отказа Великобритании принятые ВВС Армии США. Использовались в качестве учебных.

Читать:  Германский истребитель Schwade Kampfeinsitzer NR.2

Р-38Е-аналог P-38D с улучшенными гидравлической и электрической системами, новой радиостанцией. Вместо 37-мм пушки установлена 20-мм М1 (150 снарядов). С конца 1941 года изготовлено 210 самолетов; кроме того, 99 машин достроено в качестве невооруженных фоторазведчиков F-4 и 1 — F-5A-2.

P-38F — двигатели V-1710-49/53 (1325 л. с). Вооружение аналогично Р-38Е. Под центропланом возможна подвеска двух 284-л или 568-л ПТБ либо двух 454-кг авиабомб. Изготовили 618 истребителей, еще 160 достроено в качестве невооруженных фоторазведчиков (20 F-4A и 140 F-5A).

P-38G — двигатели V-1710-51/55 (1350 л. с), новая радиостанция и кислородное оборудование. Вооружение аналогично Р-38Е. Изготовлено 1082 экземпляра.

Р-38Н — двигатели V-1710-89/91 (1425 л. с). 20-мм пушка Ml заменена на М2С такого же калибра. С мая 1943 года выпущен 601 самолет.

P-38J — доработана мотоустановка. Двигатели и вооружение аналогичны Р-38Н. Выпускался с августа 1943-го (2970 самолетов; еще 200 построены как невооруженные разведчики F-5B).

P-38L — самая массовая модель (3810 единиц построено фирмой «Локхид» и 113 — «Вулти»). Двигатель V-1710-111/113 (1475 л. с). Часть машин была переоборудована в фоторазведчики F-5F и F-5G.

Р-38М — 75 P-38L, переделанных в двухместные ночные истребители. В контейнере под носовой частью гондолы установлена РЛС AN/APS-6.

Читать:  Палубный ударный самолет А-7 «Корсар»

СЛУЖБА И БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ

В середине 1941 года начались поставки Р-38 в 1-ю ИАГ. К моменту нападения Японии на Перл-Харбор такие самолеты получила также 14-я ИАГ. Эти группы летом 1942-го были перебазированы в Великобританию. Две АЭ остались в Исландии. Один из базировавшихся здесь P-38F совместно с Р-40С сбил 14 августа 1942-го самолет FW 200 — первый немецкий самолет, сбитый американцем во Второй мировой войне.

Читайте также:  Пистолет коровина: тульский тк, мелкокалиберный, технические характеристики, чертежи, история создания

С ноября 1942-го 1,14-я и 82-я ИАГ воевали в Северной Африке, а затем действовали над Италией и сопровождали бомбардировщики в налетах на цели в Австрии, Венгрии, Румынии. В 1944 года они участвовали и в челночных рейдах с посадкой в районе Полтавы.

На Тихоокеанском ТВД «Лайтнинги» дебютировали в районе Аляски и Алеутских островов- здесь на них с середины 1942-го воевала 54-я ИАЭ. Небольшое количество Р-38 действовало в американских авиачастях в Индии, Китае, Бирме, на островах Тихого океана.

Наиболее известной операцией, проведенной «Лайтнингами», стало уничтожение адмирала Ямамото, командующего Объединенным флотом Японии.

Руководствуясь данными радиоперехвата, 16 P38F/J из 18-й и 347-й ИАГ 18 апреля 1943 года перехватили два японских транспортных самолета, на борту одного из которых находился адмирал. Обе машины, а также пять «Зеро» из эскорта были сбиты.

Читать:  Дальний истребитель-перехватчик МиГ-31

В послевоенное время большинство «Лайтнингов» в США было списано уже к 1948 году. Помимо США «Лайтнинги» использовались ВВС Свободной Франции, Австралии и Китая, Португалии. В послевоенное время такие самолеты поступили в Италию и Гондурас.

Несмотря на свой необычный облик и довольно крупные для одноместной машины габариты, «Лайтнинг» оказался прекрасным самолетом-истребителем. Свидетельством тому — прозвище «вилохвостый дьявол», данное «Лайтнингу» немецкими летчиками.

Уступая Bf 109, FW 190 и «Зеро» в маневренности, Р-38 имел более высокие скорость, скороподъемность и потолок. Типичной тактикой пилотов «Лайтнингов» был набор большой высоты, пикирование на противника с последующим использованием всей огневой мощи и быстрым уходом вверх.

Такая тактика оказалась эффективной как против немецких, так и против японских истребителей.

Оставить эмоцию

Нравится Тронуло Ха-Ха Ого Печаль Злюсь

    5968      

  Поддержите проект ВОЕННОЕ ОРУЖИЕ И АРМИИ МИРА, подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Источник: http://WarFor.me/istrebitel-lokhid-p-38-laytning/

P-38 "Lightning", Истребитель фирмы Lockheed | Энциклопедия военной техники

Lockheed P-38 Lightning

Необычная схема, принятая для самолета Локхид P-38 Лайтнинг, была обусловлена техническим заданием, которого невозможно было достичь при традиционной одномоторной компоновке. Требовались максимальная скорость, скороподъемность и дальность полета, что заставило разработчиков принять двухмоторную схему.

Это был двухбалочный самолет со среднерасположенным крылом и моторами, установленными в передней части каждой балки. Передняя стойка трехопорного шасси убиралась в центральную гондолу, а главные стойки шасси – в продольные балки.

Опытный самолет XP-33 с двумя двигателями противоположного вращения Аллисон (Allison) V-1710-11/15 мощностью 716 кВт (960 л.с.), впервые поднялся в воздух 27 января 1939г. Он разбился в одном из полетов, не дотянув до посадочной полосы. Однако вскоре последовал заказ на тринадцать опытных самолетов YP-38.

Самолет Лайтнинг (построено 10037 машин, включая 113 по субконтракту компанией Консолидэйтед-Валти / Consolidated-Vultee) использовался ВВС США на всех театрах военных действий.

Он вписан в историю строкой незабываемых побед, включая перехват и уничтожение в 885 км (500 миль) от базы на Гвадалканале самолета Мицубиси (Mitsubishi) G4M, в котором находился японский адмирал Исороку Ямамото.

ВАРИАНТЫ YP-38: обозначение предсерийных самолетов в основном похожих на экспериментальный экземпляр, но с двигателями противоположного вращения Аллисон V-1710-27/-29 мощностью 858 кВт (1150 л.с.).

  • P-38 (позднее RP-38): первоначальный серийный вариант, аналог YP-38, но с вооружением из 4 пулеметов калибра 12,7 мм (0,5 дюйма) и одной пушки калибра 37 мм, дополнительной бронированной защитой и пуленепробиваемым стеклом.
  • P-38E (позднее RP-38E): серийный вариант, аналог P-38, но с доработками систем; построено 36 машин.
  • P-38E (позднее RP-38E): серийный вариант с дальнейшими системными доработками и новой пушкой калибра 20 мм, а не 37 мм; построено 210 машин.

P-38F: серийный вариант, первый считавшийся готовым к боевым действиям; построено 527 машин; среди оборудованных двигателем Аллисон V-1710-49/-53 мощностью 988 кВт (1325 л.с.) аппаратов существовало несколько подвариантов, наиболее важным из которых являлся самолет P-38F-15, оснащенный закрылками.

P-38G: серийный вариант, по сравнению с самолетом P-38F-15 содержащий несколько исправлений и усовершенствований, включенных в процесс производства; построено 1082 машины.

P-37H: серийный вариант, сходный с самолетом P-38G, но с двигателями Аллисон V-1710-89/-91 мощностью 1063 кВт (1425 л.с.); построена 601 машина.

P-38J (позднее F-38J): аналог P-38H, но со множеством детальных изменений, вносимых в течение всего процесса производства 2970 самолетов; для использования в роли легкого бомбардировщика некоторые были модифицированы, получив остекленную носовую часть центральной гондолы для размещения бомбардира и радар системы бомбометания.

P-38K: единственный опытный самолет с двигателями Аллисон V-1710-75/-77 мощностью 1063 кВт (1425 л.с.) и планером самолета P-38G.

P-38L (позднее F-38L): окончательный серийный вариант самолета с двигателями Аллисон V-1710-111/-113 мощностью 1100 кВт (1475 л.с.), но в остальном похожий на самолет P-38J; построено 3810 машин.

  1. P-38L-5: аналог P-38L, выпущенный фирмой Консолидэйтед-Валти; построено 113 машин.
  2. P-38M: новое обозначение самолетов P-38F, P-38K и P-38L общей численностью около 80 экземпляров, модифицированных для использования в качестве двухместных ночных истребителей после окончания войны.
  3. TP-38L: обозначение самолетов, модифицированных ВВС США для использования в качестве двухместных учебно-тренировочных; похожий самолет P-38J был неофи- циально известен под обозначением TP-38J.
  4. F-4-1 (позднее RF-4-1): вариант самолета P-38E без вооружения для фоторазведки, оснащенный четырьмя фотокамерами; построено 99 машин.
  5. F-4A-1: вариант самолета P-38F без вооружения для разведки, оснащенный четырьмя фотокамерами; построено 20 машин.
  6. F-5A: вариант самолета-разведчика без вооружения с пятью фотокамерами, один похожий на P-38F, а остальные аналогичные самолету P-38G; построена 181 машина.
  7. F-5B: вариант самолета P-38J без вооружения для разведки; построено 200 машин.
  8. F-5C: новое обозначение примерно 123 самолетов P-38J, переделанных компанией Локхид в вариант F-5B, но с установкой усовершенствованных фотокамер.
  9. F-5E: новое обозначение 205 самолетов P-38J и 500 машин P-38L, переделанных компанией Локхид в вариант F-5C.
  10. F-5F: новое обозначение самолета F-5B после переработки фотоустановки.
  11. F-5F-3: новое обозначение самолета P-38L с фотоустановкой от самолета F-5F.
  12. F-5G-6: окончательный вариант самолета для фоторазведки, переделанный из планера P-38L-5.
  13. FO-1: обозначение ВМС США четырех самолетов F-5B, приобретенных у ВВС США.
  14. XF-5D: единственный экземпляр экспериментального двухместного самолета-разведчика.

XP-38A: единственный экземпляр самолета P-38, использовавшийся в течение 1942г. для экспериментов с герметизированной кабиной.

XP-49: единственный опытный экземпляр, разработанный на основе самолета P-38, первоначально с двигателями Континентал (Continental) XIV-1430-9/11 мощностью 1148 кВт (1540 л.с.), усиленным шасси и герметизированной кабиной; серийное производство начато не было.

X-58 Чейн Лайтнинг (Chain Lightning): совершенно новый и значительно увеличенный по габаритам самолет; опытный образец в конце концов поднялся в воздух 6 июня 1944г. с двумя двигателями Аллисон V-3420-11/-13 мощностью 1939 кВт (2600 л.с.).

Тип: одноместный истребитель. Силовая установка: два поршневых двигателя Аллисон V-1710-111/-113 V-12 мощностью 1100 кВт (1475 л.с.).

Летные данные: максимальная скорость на высоте 7620 м (25000 футов) 666 км/час (414 миль/час); практический потолок 13410 м (44000 футов); нормальная дальность 724 км (450 миль). Веса: пустого – 5806 кг (12800 фунтов); максимальный взлетный 9798 кг (21600 фунтов).

Размеры: размах крыла 15,85 м (52 фута); длина 11,53 м (37 футов 10 дюймов); высота 3,91 м (12 футов 10 дюймов); площадь крыла 30,47 кв. м (328 кв. футов).

Вооружение: четыре пулемета калибра 12,7 мм (0,5 дюйма) и одна пушка калибра 20 мм; бомбовая нагрузка до 1451 кг (3200 фунтов).

Источник: https://war-book.ru/p-38-lightning-istrebitel-firmy-lockheed/

Lockheed P-38 Lightning — Википедия Переиздание

Lockheed P-38J Lightning

Локхид P-38 «Лайтнинг» (англ. Lockheed P-38 Lightning, в переводе — «Молния») — американский тяжёлый двухмоторный истребитель. Разработан в соответствии с концепцией тяжелого высотного истребителя, выдвинутой армейской авиацией США в 1937 году. Использовался как истребитель дальнего сопровождения, штурмовик и разведывательный самолёт.

P-38 имел необычную конструкцию — самолёт реализовали по двухбалочной схеме с кабиной пилота и вооружением, расположенной в гондоле между ними. Лётчики Люфтваффе называли этот самолёт «дьявол с раздвоенным хвостом» (der Gabelschwanz-Teufel), а японцы окрестили его «два самолёта, один пилот» (2飛行機、1パイロット Ni hikōki, ippairotto).

P-38 использовался для решения множества задач: бомбометания с пикирования и с горизонтального полёта, ударов по наземным целям, проведения ночных операций, фоторазведки.

На тихоокеанском театре военных действий его часто использовали в качестве истребителя сопровождения большой дальности (для этого под крылья крепили дополнительные сбрасываемые баки).

Тактико-технические характеристики

Приведены характеристики модификации P-38L.
Источник данных: Francillon, 1987, p. 185; Loftin, 1985.

Технические характеристики Лётные характеристики Вооружение

Особенности конструкции

Первые модификации P-38 заработал противоречивую репутацию.

С одной стороны самолёт был живучим и прощал многие ошибки пилотирования, с другой стороны он имел очень существенный недостаток — P-38 был крайне нестабилен на больших скоростях при отвесном пикировании.

При достижении определенной скорости вывод машины из пикирования становился практически невозможным, что приводило к превышению предела прочности, и P-38 терял хвостовое оперение.

После проведения ряда исследований выяснилось, что виной всему был эффект сжимаемости воздуха[4], вызывавший смещение точки приложения подъёмной силы позади руля высоты, что затрудняло выход из пике[5]. Эту проблему решили путём установки специальных тормозных щитков, препятствовавших этому эффекту во время пикирования.

P-38 был необыкновенно тих для истребителя — выхлоп глушился турбонаддувом. Самолёт был прост в управлении и прощал многие ошибки пилотов. Ранние модификации обладали невысокой угловой скоростью крена, что не позволяло использовать их в качестве самолёта-истребителя. P-38 был единственным самолётом, выпускавшимся в США на всём протяжении войны.

Боевое применение

Широко применялся ВВС США во время Второй мировой войны, особенно на Тихоокеанском театре военных действий и Китайско-Бирманско-Индийском театре военных действий.

На Юго-западном тихоокеанском театре P-38 оставался почти до самого конца войны (до тех пор, пока в армию не поступило значительное количество P-51D Mustang) основным истребителем дальнего действия сухопутных войск США.

Читайте также:  Fgm 148 javelin: противотанковый ракетный комплекс джавелин, американский птрк, технические характеристики

На P-38 летали два самых результативных лётчика-истребителя в истории американской военной авиации — Ричард Айра Бонг и Томас Макгуайр, а также известный французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери (погиб в полёте над Средиземным морем летом 1944, предположительно был сбит немецким Bf.109).

Также на счету P-38 имеется дерзкая операция по ликвидации японского адмирала Ямамото 18 апреля 1943 года над одним из тихоокеанских островов — 18 «Лайтнингов» перехватили и сбили бомбардировщик G4M, на котором летел Ямамото, а также истребители «Зеро» прикрытия, адмирал погиб.

Изображения

Часть крыла П-38 (светлого цвета правее центра)

  • Francillon, René J. Lockheed aircraft since 1913. — Annapolis, Maryland: Naval Institute Press, 1987. — P. 160-185. — 566 p. — ISBN 0-87021-897-2.
  • Loftin L. K., Jr. Quest for performance: The evolution of modern aircraft. — Washington, D.C.: NASA Scientific and Technical Information Branch, 1985.
  • Котельников В.Р. Авиационный ленд-лиз. — М.: Фонд «Русские Витязи», 2015. — 368 с. — 1000 экз. — ISBN 985-5-9906036-3-9.
  • Харук А.И. Истребители Второй Мировой. Самая полная энциклопедия. — М.: Яуза, ЭКСМО, 2012. — 368 с. — 1500 экз. — ISBN 978-5-699-58917-3.

Эта страница в последний раз была отредактирована 11 января 2020 в 13:09.

Источник: https://wiki2.org/ru/Lockheed_P-38_Lightning

Истребитель P-38 Lightning

Когда фашисты оккупировали Францию, капитулировала далеко не вся армия этой страны.

В частности, немало французских летчиков сражалось против гитлеровцев в России, в знаменитой эскадрилье «Нормандия—Неман», а также в Англии, в не менее известной эскадрилье «Свободная Франция».

Одним из пилотов «Свободной Франции» был писатель и художник Антуан де Сент-Экзюпери, получивший к тому времени всемирное признание как автор «Маленького принца» и «Ночного полета».

«Английские» французы летали преимущественно на «Лайтнингах» моделей F-4A и F-5A — американских двух-балочных самолетах-разведчиках, поставляемых в Англию по ленд-лизу. Летал на разведчике и Экзюпери — вместе с товарищами по оружию он занимался фотосъемкой территорий, оккупированных гитлеровскими захватчиками.

«Лайтнинги»-разведчики не имели оборонительного вооружения — место пулеметов и пушек в фюзеляжной гондоле занимала фотоаппаратура. Считалось, что высокие летные данные самолета позволяют ему легко уходить от атак истребителей люфтваффе.

Действительно, «достать» «Лайтнинг» могли только самые совершенные фашистские перехватчики, например, появившиеся к концу войны FW-190D-9.

К несчастью, именно этот самолет атаковал «Лайтнинг» Экзюпери в его последнем полете летом 1944 года над Средиземным морем.

В истории авиации навечно запечатлены тысячи самых различных летательных аппаратов. Но среди них есть те, что запоминаются буквально с одного взгляда и навсегда.

Один из них — американский истребитель и разведчик второй мировой войны Р-38 «Лайтнинг» — машина, продуманная до мелочей и красивая, удивительно рациональная и в то же время «выписанная» смелой рукой без оглядки на устоявшиеся каноны.

Самолет был задуман в конце 30-х годов. Именно в те времена в авиации возникла дискуссия о том, каким быть истребителю: одномоторным или двухмоторным. Объективно больше плюсов набрали сторонники двухмоторных машин. Скорость, дальность, скороподъемность таких самолетов были выше, вооружение мощнее.

Одним из самых весомых аргументов сторонников двухмоторных и стал одноместный «Лайтнинг». Однако двухбалочная схема к тому времени уже не была новинкой.

Одним из возможных прототипов «Лайтнинга» вполне мог быть экспонировавшийся на парижской авиационной выставке 1936 года трехместный голландский истребитель-разведчик «Фоккер» F-1. Оказал ли он какое-либо влияние на конструкторов фирмы «Локхид», работавших под руководством Д.

Джонсона, сказать трудно. Во всяком случае, при большом объеме оборудования, размещенного в мотогондолах, выбор двухбалочной схемы для «Лайтнинга» был целесообразным.

Однако двухбалочная схема — далеко не единственное, что предопределило отличные летные свойства будущего самолета.

Главное заключалось в сочетании высокой удельной нагрузки на крыло (чуть ли не в полтора раза выше, чем было принято в те годы) с очень большой мощностью двигателей «Алиссон» жидкостного охлаждения с V-образным расположением цилиндров, оснащенных турбокомпрессорами, которые работали с использованием энергии выхлопных газов и позволяли сохранить мощность на значительных высотах.

Но, конечно, один из самых главных «секретов» успеха «Лайтнинга» — великолепная аэродинамика, в основе которой были не столько зализы и обтекатели, сколько хорошо отработанное крыло с удлинением, превышавшим 8, что было также необычным для истребителя тех лет.

Первый полет «Лайтнинга» ХР-38 («X» — означает опытный образец) состоялся в январе 1939 года. Испытания шли не гладко. Были многочисленные отказы систем и агрегатов, а первая опытная машина потерпела катастрофу.

Однако отдельные неудачи не стали препятствием для быстрого запуска «Лайтнинга» в серию.

Впоследствии он послужил базой для множества вариантов и модификаций — истребителей, разведчиков, бомбардировщиков, как одноместных, так и двухместных.

Несмотря на отдельные, пусть даже и очень болезненные потери (вспомним автора «Маленького принца»), «Лайтнинги»-разведчики за последние годы войны, наверное, несколько раз отсняли территорию всей Западной Европы.

А в налетах на германские города американские «Летающие крепости» сопровождали чаще всего тоже «Лайтнинги»-истребители.

Вместе с бомбардировщиками они участвовали и в так называемых челночных налетах, когда самолеты союзников, взяв старт на Британских островах, пересекали всю Германию, уничтожая на пути заданные цели, и совершали посадку на советском аэродроме под Полтавой.

Вслед за «Лайтнингом» в США фирмой «Нортроп» был построен ночной истребитель-перехватчик «Блэк Уидоу» («Черная вдова»). Он весил на взлете более 16 тонн и мог барражировать в заданном районе несколько часов.

Свое продолжение «Блэк Уидоу» нашел в разведчике F-15A «Репортер», строившемся серийно в первые послевоенные годы.

Двухбалочный «Репортер» обладал большой дальностью полета и значительным потолком: он предназначался для ведения стратегической разведки.

А у европейских союзников США во второй мировой войне последним поршневым разведчиком, по-видимому, стал специальный вариант легкого двухмоторного многоцелевого боевого самолета «Москито», созданного фирмой «Де Хэвилленд». Эта машина имела небольшие размеры, цельнодеревянную конструкцию и классическую фюзеляжную схему.

Часть «Москито» оснащали радиолокатором и использовали в качестве ночного перехватчика, успешно воевавшего даже с германскими самолетами-снарядами Фау-1. В то же время «Москито» считался и лучшим легким скоростным бомбардировщиком. В варианте разведчика «Москито» превосходил, пожалуй, немецкие аналоги, да и с «Лайтнингом» был практически на равных.

Фашистские авиаконструкторы при создании разведчика избрали иную тактику: ставка делалась на большие высоты полета, где самолет считался недосягаемым для истребителей и зенитной артиллерии.

Двухмоторный высотный разведчик Ju-86R имел крыло очень большого удлинения, его моторы оснащались турбокомпрессорами и специальной системой кислородной подпитки. В результате потолок самолета превысил 14 тыс.

м, что было своеобразным мировым рекордом для тех лет.

Но Ju-86R относился к числу «небесных тихоходов», и о таких машинах вскоре после окончания войны надолго забыли. А вновь вспомнили о них американские стратеги, ввязавшись в локальные войны. Было принято решение о создании нового самолета. Им стал OV-ЮА «Бронко».

Для машины выбрали двухбалочную схему — как писала американская пресса, не без влияния военных успехов «Лайтнинга». На самолет установили два турбовинтовых двигателя, его экипаж состоял из двух человек. «Бронко» использовался для штурмовки, визуальной разведки, освещения поля боя, маркировки наземных целей и как передовой авиационный наводчик.

Конечно, эти самолеты не могли предотвратить крах американской агрессии во Вьетнаме, но с их появлением эффективность действия авиации возросла.

«Бронко», впрочем, как и «Лайтнинг», и другие самолеты, о которых говорилось в этой статье, не были специализированными разведывательными машинами.

Да и в послевоенные годы для превращения истребителя, бомбардировщика, штурмовика и даже пассажирского самолета в разведчик стало достаточным лишь установить на нем специальную аппаратуру — в годы войны фотоаппараты, в наше время — радиоэлектронику.

А разведчики, как летательные аппараты особой аэродинамической и конструктивной схемы, в послевоенное время строились крайне редко.

«Лайтнинг» представляет собой самолет-моноплан с двумя хвостовыми фюзеляжными балками, на которых крепилось горизонтальное и двухкилевое вертикальное оперение. В носовых частях балок устанавливались рядные V-образные двигатели водяного охлаждения фирмы «Алиссон» мощностью от 1090 до 145 л. е., в зависимости от варианта самолета.

В небольшой фюзеляжной гондоле, закрепленной на центроплане крыла, располагался пилот, в носовой ее части на разведчике устанавливалось фотооборудование, а на истребителе — стрелковое вооружение. Разведчик оснащался также достаточно совершенной навигационной системой.

Конструкция самолета цельнометаллическая. Крыло однолонжеронное, оно оснащалось очень эффективным, но и очень сложным сдвижным щелевым закрылком, занимавшим значительную часть размаха.

На нижней поверхности консолей за мотогондолами на крыле устанавливались интерцепторы, выполнявшие к тому же и роль воздушных тормозов. На наружной подвеске под крылом самолет мог нести дополнительные топливные баки, бомбы, неуправляемые ракеты.

В центроплане размещались основные топливные баки, представлявшие собой герметизированные отсеки крыла.

«Лайтнинг» в отличие от большинства самолетов второй мировой войны имел трехстоечное шасси с носовым колесом, что упрощало пилотирование машины на взлете и посадке. Выпуск и уборка шасси осуществлялись гидросистемой, выпуск и уборка закрылков — электромотором. Проводка управления рулями и элеронами — тросовая.

«Лайтнинги» в варианте разведчика (с обозначением F-4A, F-5A, F-5B), как правило, не окрашивались и имели естественный «дюралевый» цвет. Опознавательные знаки по правилам ВВС США наносились на левом крыле сверху, на правом крыле — снизу и на фюзеляжных балках.

Самолет-разведчик «Лайтнинг» F-5A. На чертеже:

1 — аккумуляторный люк, 2 — управляемые створки водяного радиатора, 3 — водяные радиаторы (по два на каждый двигатель), 4 — воздухозаборник карбюратора, 5 — турбонагнетатель двигателя (с приводом от выхлопных газов), G — подвесные топливные баки, 7 — лонжерон ' крыла, 8 — створки шасси, 9 — крыльевые топливные баки, 10 — выдвижной закрылок, 11 —аэродинамические компенсаторы и весовые балансиры руля направления, 12 — тормозной щиток-интерцептор, 13 — маслорадиаторы, 14 — двигатель «Алиссон», 15 — кислородный баллон, 16 — воздухозаборники маслорадиаторов, 17—противофлаттерные балансиры руля высоты, 18 — триммер руля высоты, 19 — подкосы стоек шасси, 20 — шлицшарниры стоек шасси.

Источник: https://techno-story.ru/articles/aircrafts/510-p38lightning

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector