Парогазовая торпеда: принцип работы, боевое применения, устройство, сравнительные характеристики, история

В общем смысле, под торпедой мы понимаем металлический сигарообразный или бочкообразный боевой снаряд, движущийся самостоятельно. Такое название снаряд получил в честь электрического ската порядка двухсот лет назад. Особое место занимает именно морская торпеда. Она первая была придумана и первая была использована в военной промышленности.

В общем смысле торпеда – это обтекаемый бочкообразный корпус, внутри которого находится двигатель, ядерный или неядерный боевой заряд и топливо. Снаружи корпуса установлено оперение и гребные винты. А команда торпеде дается через прибор управления.

Надобность в таком вооружении появилась после создания подводных лодок. В это время использовались буксируемые или шестовые мины, которые в подводной лодке не несли требуемого боевого потенциала.

Поэтому перед изобретателями встал вопрос о создании боевого снаряда, плавно обтекаемого водой, способного самостоятельно передвигаться в водной среде, и который будет способен топить вражеские подводные и надводные суда.

Парогазовая торпеда: принцип работы, боевое применения, устройство, сравнительные характеристики, история

Когда появились первые торпеды

Торпеда или как её называли в то время – самодвижущаяся морская мина мина, была придумала сразу двумя учеными, находящимся в разных частях мира, не имеющим друг к другу никакого отношения. Произошло это практически в одно и то же время.

В 1865 году, российский ученый И.Ф. Александровский, предложил свою модель самодвижущейся мины. Но воплотить в жизнь данную модель стало возможным лишь в 1874 году.

В 1868 году Уайтхед представил миру свою схему постройки торпеды. В тот же год патент на использование этой схемы приобретает Австро-Венгрия и становится первой страной, обладающей данной боевой техникой.

В 1873 году Уайтхед предложил приобрести схему российскому флоту.

После испытаний торпеды Александровского, 1874 году было принято решение, приобрести боевые снаряды именно Уайтхеда, ведь модернизированная разработка нашего соотечественника значительно уступала по техническим и боевым характеристикам.

Такая торпеда значительно увеличивала свое свойство плыть строго в одном направлении, не меняя курса, благодаря маятникам, а скорость торпеды увеличилась практически в 2 раза.

Таким образом, Россия стала лишь шестым по счету обладателем торпеды, после Великобритании, Франции, Германии и Италии. Ограничением для покупки торпеды Уайтхед выдвинул лишь одно – хранить схему постройки снаряда втайне от государств не пожелавших купить ее.

Уже в 1877 году торпеды Уайтхеда были впервые использованы в бою.

Парогазовая торпеда: принцип работы, боевое применения, устройство, сравнительные характеристики, история

Устройство торпедного аппарата

Как можно понять из названия, торпедный аппарат – это механизм, предназначенный для выстрела торпедами, а также для их перевозки и хранения в походном режиме. Этот механизм имеет форму трубы, идентичной размеру и калибру самой торпеды.

Существует два способа стрельбы: пневматический (с использованием сжатого воздуха) и гидропневматический (с использованием воды, которая вытесняется сжатым воздухом из предназначенного для этого резервуара).

Установленный на подводной лодке, торпедный аппарат представляет собой неподвижную систему, в то время как на надводных судах, аппарат возможно поворачивать.

Принцип работы пневматического торпедного аппарата такой: при команде “пуск”, первый привод открывает крышку аппарата, а второй привод открывает клапан резервуара со сжатым воздухом. Сжатый воздух выталкивает торпеду вперед, и в это же время срабатывает микровыключатель, который включает мотор самой торпеды.

Парогазовая торпеда: принцип работы, боевое применения, устройство, сравнительные характеристики, история

Для пневматического торпедного аппарата ученые создали механизм, способный замаскировать место выстрела торпеды под водой – беспузырной механизм.

Принцип его действия заключался в следующем: во время выстрела, когда торпеда прошла две трети своего пути по торпедному аппарату и приобретала необходимую скорость, открывался клапан, через который сжатый воздух уходил в прочный корпус подводной лодки, а вместо этого воздуха, за счет разности внутреннего и внешнего давления, аппарат заполнялся водой, до того момента, пока давление не уравновесится. Таким образом, воздуха в камере практически не оставалось, и выстрел проходил незамеченным.

Необходимость в гидропневматическом торпедном аппарате возникла, когда подводные лодки стали погружаться на глубину более 60 метров. Для выстрела было необходимо большое количество сжатого воздуха, а он на такой глубине был слишком тяжелый. В гидропневматическом аппарате выстрел совершается за счет водного насоса, импульс от которого и толкает торпеду.

Виды торпед

  1. В зависимости от типа двигателя: на сжатом воздухе, парогазовые, пороховые, электрические, реактивные;
  2. В зависимости от способности наведения: неуправляемые, прямоидущие; способные маневрировать по заданному курсу, самонаводящиеся пассивные и активные, телеуправляемые.

  3. В зависимости от назначения: противокорабельные, универсальные, противолодочные.

Одна торпеда включает в себя по одному пункту из каждого подразделения. Например, первые торпеды представляли собой неуправляемый противокорабельный боевой заряд с двигателем, работающим на сжатом воздухе.

Рассмотрим несколько торпед из разных стран, разного времени, с разными механизмами действия.

В начале 90-ых годов, российский флот обзавелся первой лодкой, способной передвигаться под водой – “Дельфин”. Торпедный аппарат, установленный на этой подводной лодке, был самым простым – пневматическим. Т.е.

тип двигателя, в этом случае, на сжатом воздухе, а сама торпеда, по способности наведения, была неуправляемая.

Калибр торпед на этой лодке в 1907 году варьировался от 360 мм до 450 мм, с длинной 5,2 м и весом 641 кг.

Парогазовая торпеда: принцип работы, боевое применения, устройство, сравнительные характеристики, история
Парогазовая торпеда: принцип работы, боевое применения, устройство, сравнительные характеристики, история

В 1935-1936 годах российскими учеными был разработан торпедный аппарат с пороховым типом двигателя. Такие торпедные аппараты были установлены на эсминцах типа 7 и легких крейсерах типа “Светлана”. Боеголовки такого аппарата были 533 калибра, весом 11,6 кг, а вес порохового заряда составлял 900 г.

В 1940 году после десятилетия упорной работы был создан опытный аппарат с электрическим типом двигателя – ЭТ-80 или “Изделие 115”. Торпеда, выстрелянная из такого аппарата, развивала скорость до 29 узлов, с дальностью действия до 4 км.

Кроме всего прочего, такой тип двигателя был гораздо тише его предшественников. Но после нескольких происшествий связанных с взрывом аккумуляторов, данным типом двигателя экипаж пользовался без особого желания и не пользовался спросом.

Суперкавитационная торпеда

В 1977 году был представлен проект с реактивным типом двигателя – суперкавитационная торпеда ВА 111 “Шквал”. Торпеда предназначалась как для уничтожения подводных лодок, так и для надводных судов.

Конструктором ракеты “Шквал”, под руководством которого проект был разработан и воплощен в жизнь, по праву считается Г.В. Логвинович.

Данная ракета-торпеда развивала просто поразительную скорость, даже для настоящего времени, а внутри ее, в первое время, была установлена ядерный боевой заряд мощностью 150 кт.

Парогазовая торпеда: принцип работы, боевое применения, устройство, сравнительные характеристики, история

Технические характеристики торпеды ВА 111 “Шквал”:

  • Калибр 533,4 мм;
  • Длина торпеды составляет 8,2 метра;
  • Скорость движения снаряда достигает 340 км/ч (190 узлов);
  • Вес торпеды – 2700 кг;
  • Дальность действия до 10 км.
  • Ракета-торпеда “Шквал” имела и ряд недостатков: она вырабатывала очень сильный шум и вибрацию, что негативно отражалось на ее способности к маскировке, глубина хода составляла лишь 30 м, поэтому торпеда в воде оставляла за собой четкий след, и ее легко было обнаружить, а на самой головке торпеды невозможно было установить механизм самонаведения.

Практически 30 лет не существовало торпеды способной противостоять в совокупности характеристикам “Шквала”. Но в 2005 году Германия предложила свою разработку – суперкавитационную торпеду под названием “Барракуда”.

Принцип ее действия был таким же, как у советского “Шквала”. А именно: кавитационный пузырь и движение в нем. Барракуда может достигать скорость до 400 км/ч и, согласно германским источникам, торпеда способна к самонаведению. К недостаткам так же можно отнести сильный шум и небольшую максимальную глубину.

Носители торпедного оружия

Как уже говорилось выше, первым носителем торпедного оружия является подводная лодка, но кроме нее, конечно, торпедные аппараты устанавливаются и на другой технике, такой как, самолеты, вертолеты и катера.

Торпедные катера представляют собой легкие маловесные катера, оснащенные торпедными установками. Впервые использовались в военном деле в 1878-1905 годах. Имели водоизмещение около 50 тонн, с вооружением в 1-2 торпеды 180 мм калибра.

После этого развитие пошло в двух направлениях – увеличение водоизмещения и способности держать на борту большего количества установок, и увеличение маневренности и скорости небольшого судна с дополнительными боеприпасами в виде автоматического оружия до 40 мм калибра.

Парогазовая торпеда: принцип работы, боевое применения, устройство, сравнительные характеристики, история

Легкие торпедные катера времен Второй мировой войны имели практически одинаковые характеристики. В пример поставим советский катер проекта Г-5. Это небольшой быстроходный катер с весом не более 17 тонн, имел на своем борту две торпеды 533 мм калибра и два пулемета 7,62 и 12,7 мм калибра. Длина его составляла 20 метров, а скорость достигала 50 узлов.

Тяжелые торпедные катера представляли собой большие военные корабли с водоизмещением до 200 тонн, которые мы привыкли называть эсминцами или минными крейсерами.

В 1940 году был представлен первый образец ракеты-торпеды. Самонаводящаяся ракетная установка имела 21 мм калибр и сбрасывалась с противолодочных самолетов на парашюте. Поражала эта ракета только надводные цели и поэтому оставалась на вооружение лишь до 1956 года.

В 1953 году в российский флот принял в свое вооружение ракету-торпеду РАТ-52. Ее создателем и конструктором считается Г.Я.Дилон. Эту ракету несли на своем борту самолеты типа Ил-28Т и Ту-14Т.

Читайте также:  Cамолет ил-96 300, 400: характеристики, с двумя двигателями, президентский

Парогазовая торпеда: принцип работы, боевое применения, устройство, сравнительные характеристики, история

На ракете отсутствовал механизм самонаведения, но скорость поражения цели была довольно высока – 160-180 м/с. Ее скорость достигала 65 узлов, с дальностью хода 520 метров. Пользовался российский военно-морской флот данной установкой на протяжении 30-ти лет.

Вскоре после создания первого носителя самолета, ученые стали разрабатывать модель вертолета, способного вооружаться и атаковать торпедами. И в 1970 году на вооружение СССР был взят вертолет типа Ка-25ПЛС. Этот вертолет был оснащен устройством, способным спускать торпеду без парашюта под углом 55-65 градусов.

Вертолет был вооружен авиационной торпедой АТ-1. Торпеда была 450 мм калибра, с дальностью управления до 5 км и глубиной ухода в воду до 200 метров. Тип двигателя представлял собой электрический одноразовый механизм. Во время выстрела электролит заливался сразу во все аккумуляторы из одной емкости.

Срок хранения такой торпеды составлял не более 8 лет.

Современные виды торпед

Торпеды современного мира представляют собой серьезное вооружение подводных лодок, надводных судов и морской авиации. Это мощный и управляющийся снаряд, который содержит ядерную боевую часть и порядка полу тонны взрывчатого вещества.

Если рассматривать советские военно-морскую оружейную промышленность, то на данный момент, в плане торпедных установок, мы отстаем от мировых стандартов примерно на 20-30 лет. Со времен “Шквала”, созданного в 1970-ых годах, Россия не сделала никаких крупных сдвигов вперед.

Одной из самых современных торпед России является боеголовка, оснащенная электрическим двигателем – ТЭ-2. Ее масса порядка 2500 кг, калибр – 533 мм, масса боевого заряда – 250 кг, длина – 8,3 метра, а скорость достигает 45 узлов при дальности действия порядка 25 км. Помимо этого, ТЭ-2 оснащена системой самостоятельного наведения, а срок ее хранения составляет 10 лет.

Парогазовая торпеда: принцип работы, боевое применения, устройство, сравнительные характеристики, история

В 2015 году российский флот получил в свое распоряжение торпеду под названием “Физик”. Данная боеголовка оснащена тепловым двигателем, работающем на однокомпонентном топливе. К одной из ее разновидностей относится торпеда под названием “Кит”. Эту установку российский флот принял на вооружение в 90-ых годах.

Торпеду прозвали “убийцей авианосцев”, потому что ее боевая часть имела просто поразительную мощность. При калибре 650 мм, масса боевого заряда была порядка 765 кг тротила. А дальность действия достигала 50-70 км при 35 узлах скорости.

Сам же “Физик” обладает несколько меньшими боевыми характеристиками и его снимут с производства, когда миру продемонстрируют его модифицированную версию – “Футляр”.

По некоторым данным торпеда “Футляр” должна поступить на вооружение уже в 2018 году. Все ее боевые характеристики не раскрываются, но известно, что дальность ее действия составит примерно 60 км при скорости в 65 узлов. Боеголовка будет оснащена тепловым пропульсивным двигателем – системой ТПС-53.

В это же время, самая современная американская торпеда Mark-48 развивает скорость до 54 узлов при дальности действия 50 км. Данная торпеда оснащена системой многократной атаки, если она потеряла цель. Mark-48 подвергался модификации с 1972 уже семь раз, и на сегодняшний момент, он превосходит торпеду “Физик”, но проигрывает торпеде “Футляр”.

Немного уступают по своим характеристика торпеды Германии – DM2A4ER, и Италии – Black Shark. При длине порядка 6 метров, они развивают скорость до 55 узлов при дальности действия до 65 км. Масса их составляет 1363 кг, а масса боевого заряда – 250-300 кг.

Источник: https://vmflot.ru/tehnologii-vooruzhenie/torpeda-samodvizhushhayasya-morskaya-mina/

Глубоководная самонаводящаяся торпеда УГСТ

Парогазовая торпеда: принцип работы, боевое применения, устройство, сравнительные характеристики, история

Несмотря на стремительное развитие ракетного противолодочного оружия, наблюдаемое в течение последних десяти лет, торпеды различных типов до сих пор остаются главным средством поражения подлодок и одним из самых действенных средств уничтожения надводных судов противника. Россия, как и прежде, занимает лидирующие позиции в области разработки торпедного оружия для вооружения подводных лодок и надводных кораблей.

Парогазовая торпеда: принцип работы, боевое применения, устройство, сравнительные характеристики, история

Универсальная глубоководная самонаводящаяся торпеда (УГСТ) является одним из уникальнейших образцов российского торпедного оружия. Несколько лет назад производителем были получены документы, дающие право экспортировать это изделие. Торпеду УГСТ выставляли на двух Международных военно-морских салонах (МВМС) проходивших в Санкт-Петербурге.

• Причем во время первого показа, в 2003 году, когда торпеду хотели впервые открыто представить широкому кругу специалистов, из-за каких-то проблем со спецслужбами УГСТ на второй день спрятали от зрителей, завернув ее в ковролин и перемотав скотчем. Данное обстоятельство вызвало настоящую сенсацию не только у зарубежных, но и у российских журналистов, пишущих на военно-техническую тему.

• Однако и без этого «инцидента», похожего на кадры из плохого шпионского фильма, многие эксперты в области военно-морской техники вполне заслуженно уделяют этому образцу ВВТ повышенное внимание.

Но теперь можно, не оглядываясь на компетентные органы, рассказать о УГСТ, которая является превосходным образцом торпедного оружия.

Данная торпеда была разработана специалистами санкт-петербургского ФГУП «Научно-исследовательский институт морской теплотехники» и подмосковного ГНПП «Регион».

• УГСТ — универсальная глубоководная самонаводящаяся торпеда, предназначенная для поражения подводных лодок и надводных кораблей противника. УГСТ может выпускаться из 533-миллиметровых торпедных аппаратов.

Кроме того, торпеда является универсальной по носителю, то есть может стоять на вооружении как подлодок, так и надводных кораблей.

Существует две модификации торпеды УГСТ:
– для российских торпедных аппаратов, длина торпеды 7,2 метра;

– экспортный вариант для натовских торпедных аппаратов, длина торпеды 6,1 метра.

Совместимость аппаратуры носителя и бортовых систем торпеды производится программной настройкой системного блока во время привязки к определенному типу корабля.

Причем для размещения универсальной глубоководной самонаводящейся торпеды на некоторых модернизируемых судах существует возможность поставки переходного пульта предстартовой подготовки, позволяющего вводить данные в торпеду перед выстрелом.

• Российские специалисты в этом изделии смогли реализовать современную концепцию тяжелой торпеды. Был повышен интеллектуальный уровень бортовой аппаратуры торпеды, и достигнуты высокие тактико-технические характеристики, такие как глубина, дальность и скорость хода.

  • Парогазовая торпеда: принцип работы, боевое применения, устройство, сравнительные характеристики, история
  • Основные характеристики УГСТ:
    Калибр — 534,4 мм
    Длина — 7200 мм
    Масса – 2200 кг
    Масса БЧ – 300 кг
    Скорость — 50 узлов
    Дальность стрельбы — 40 км
    Глубина — до 500 м
    Глубина стрельбы с подлодки — до 400 м
    Радиус реагирования ССН:
    — по подлодке до 2,5 км
  • — по надводному кораблю до 1,2 км

  Сверхмалые ядерные заряды: от патрона до снаряда

• С тепловой пропульсивной системой ТПС-53 скорость торпеды может достигать 65 узлов, а максимальная дальность хода — 60 км. Кроме режима самонаведения по кильватерному следу, торпеда имеет режим управления по проводам (на 5…25 км, в зависимости от типа цели), и режим следования курсу (с заданным количеством колен и отворотов).

• Важной отличительной особенностью данной торпеды является ее модульная конструкция.

Это позволяет создавать целое семейство торпед, которые обладают многоуровневым потенциалом модифицируемости: от перепрограммирования аппаратуры в базовой модели до замены резервуарного отделения или двигателя.

Такой подход дает возможность быстро комплектовать УГСТ под особенности конкретных условий боевого применения торпеды.

УГСТ конструктивно включает в себя:
— аппаратурный модуль;
— зарядное боевое отделение;
— резервуарное отделение, имеющее отсек аппаратуры телеуправления;
— двигательная установка (силовое отделение);
— хвостовое отделение, в котором находятся рулевые устройства;

— катушку телеуправления и АЭРВД.

Энергосиловую установку УГСТ построили на основе аксиально-поршневого двигателя работающего на отлично зарекомендовавшем себя жидком однокомпонентном топливе. Вращающаяся камера сгорания является особенностью двигателя. Топливо подается плунжерным высоконапорным насосом.

• Стартовый пороховой заряд, размещенный в камере сгорания, позволяет за короткое время наращивать мощность двигательной установки. Это особенно важно на начальном этапе хода торпеды. Движителем торпеды является уникальный малошумный водомет, соединенный напрямую с двигателем.

Парогазовая торпеда: принцип работы, боевое применения, устройство, сравнительные характеристики, история

• Основой архитектуры аппаратурного модуля УГСТ является инициирование единого перепрограммируемого вычислительного ядра на ее борту, которые объединяют информационные части бортовых систем торпеды в единое информационное пространство интегрированных систем управления.

Российские конструкторы реализовали в УГСТ еще одно «ноу-хау» – двухплоскостные рули, которые выдвигаются за калибр торпеды после того как она выходит из торпедного аппарата.

По расчетам инженеров, данная конструкция рулей позволяет существенно снизить шумность торпеды.

Работа рулей также весьма эффективна и позволяет торпеде уверенно проходить трудный начальный участок пути после ее выстреливания из торпедного аппарата надводного корабля или подводной лодки.

• Что касается боевой части торпеды (боевого зарядного отделения), то оно представляет собой отсек с вкладной капсулой, в которой размещается взрывчатое вещество. Разработано несколько модификаций боевого зарядного отделения, различающихся по массе и составу взрывчатого вещества, а также системе инициирования во время подрыва.

Головной отсек, в котором размещается аппаратурный модуль, расположен перед боевым отделением. Аппаратурный модуль включает системы самонаведения, управления движением, телеуправления и другие.

Система самонаведения универсальной глубоководной самонаводящейся торпеды является активно-пассивной.

Читайте также:  Тоз-8: технические характеристики (ттх), мелкашка, малокалиберная винтовка, ружьё, калибр, убойная сила

Она включает плоскую приемно-излучающую антенную решетку, в которой регулируется сектор обзора и специально разработанные приборы активных многоканальных гидролокаторов.

• Система самонаведения эффективно осуществляет поиск, обнаружение и захват вражеской цели с любой глубины. Также предусмотрена возможность атаки по кильватерному следу цели. Головная часть универсальной глубоководной самонаводящейся торпеды по своей форме отличается от остальных торпед. Она имеет затупленную форму с плоской стенкой, за которой установлена антенна ССН.

Парогазовая торпеда: принцип работы, боевое применения, устройство, сравнительные характеристики, история

• Все агрегаты и системы УГСТ прошли все лабораторные и стендовые отработки на специализированных испытательных комплексах НИИ морской теплотехники и НПП «Регион», которое недавно вошло в состав Корпорации «Тактическое ракетное вооружение». Во время натурных испытаний торпеды мобильный гидроакустический полигон (МГП) был использован в полной мере.

Мобильный гидроакустический полигон предназначен для записи и контроля траекторий движения торпед, а также уровня подводного шума во время проведения боевой подготовки флота, научно-исследовательских и заводских испытаний на акватории площадью до 100 квадратных километров и глубинах до 300 метров (при якорной постановке) или без ограничений (при безъякорной постановке). В состав оборудования МПГ входят до 36 радиоакустических буев со спутниковой навигационной системой и пульт управления с планшетом обстановки размещаемые на судне обеспечения или на береговом центре.

• Для контроля местоположения судов, кораблей и летательных аппаратов используют передатчики УКВ-диапазона, которые связаны с навигационным оборудованием объектов. На планшете обстановки отслеживаются траектории целей и торпед, местоположения надводных и подводных средств обеспечения в режиме реального времени.

• Методики обработки данных разработанные российскими специалистами сочетают в себе математические и эмпирические процедуры и позволяют использовать штатную ГАС стреляющего надводного корабля или подводной лодки. Гидрология полигона учитывается специально разработанной аппаратурой измерения вертикального распределения скорости звука и комплектом программ расчета звуковых полей в районе испытаний российской разработки.

  1. • Комплекс торпедного оружия с универсальной глубоководной самонаводящейся торпедой поставляется заказчику в следующей комплектации:
    — универсальная глубоководная самонаводящаяся торпеда в практической и боевой комплектации;
    — запасные части торпед;
    — эксплуатационное оборудование, предназначенное для приготовления, проверки и ремонта торпед;
    — системы и оборудование для тренировки и обучения корабельных боевых расчетов;
  2. — береговой комплекс техобслуживания УГСТ.
  3. Парогазовая торпеда: принцип работы, боевое применения, устройство, сравнительные характеристики, история

Практическая торпеда предназначена для обучения личного состава. Данная торпеда получается путем замены боевого зарядного отделения практическим отсеком. Положительная плавучесть такой торпеды обеспечивается за счет неполной заправки топливного резервуара.

• Создание торпеды УГСТ стало результатом процесса эволюции российского торпедного оружия, стало ответом на тенденции в развитии средств поражения надводных кораблей и подводных лодок.

Это произошло благодаря совершенствованию гидроакустики, увеличению вычислительных возможностей бортовой радиоэлектронной аппаратуры, оснащению торпед системами телеуправления высокой эффективности, а также разработке специалистами принципиально новых тактических приемов боевого применения торпед в современных условиях ведения боевых действий на море с учетом возможности активного противодействия торпеде.

/Вадим Собин, topwar.ru/

  • ТЕГИ
  • военные технологии
  • оружие России
  • флот

Источник: https://army-news.ru/2012/03/glubokovodnaya-samonavodyashhayasya-torpeda-ugst/

Всё для торпеды

Леонид Максимов придумал, как улучшить работу двигателя парогазовой торпеды для разных сфер жизни. Ради своей идеи пожертвовал здоровьем, но не сдался, а применил изобретение к инвалидной коляске. Получилась «торпеда на колесах» — средство передвижения, о котором можно только мечтать. Правда, существует оно пока только на бумаге

Парогазовая торпеда: принцип работы, боевое применения, устройство, сравнительные характеристики, история

За пять лет Леонид Максимов написал шесть тысяч писем. В Министерство энергетики РФ, Министерство Инвестиций и инноваций Московской области, президенту Медведеву, президенту Путину, во всевозможные заводы, институты, СМИ и много куда еще.

Шесть тысяч писем за пять лет — это в день по три письма. Одно письмо утром, одно днем и одно — перед сном. Все сразу не написать никак, потому что Леонид – инвалид. И максимальное время, которое он может провести сидя, не испытывая боли, — 15 минут. А потом надо долго лежать, чтобы прийти в себя.

***

Леонид с женой Светланой живут в республике Марий Эл в селе Красный Яр. Село маленькое, но не дикое — есть школа, техникум, Дом культуры, два конфетных цеха. Ближайший город — Звенигово, за семь километров. Туда Светлана каждый день ездит на работу в библиотеку.

Типичный деревянный маленький дом Максимовых — первый при въезде в село. Две комнаты, кухня. Удобства на улице.

Парогазовая торпеда: принцип работы, боевое применения, устройство, сравнительные характеристики, история

Самая большая мечта у Леонида, это увидеть, что его двигатель действительно кому-то пригодился. И что он заработал не только «на бумажках».

Среди односельчан Максимов известен тем, что модернизировал двигатель парогазовой торпеды. Создал пневмосистему (пневмонасос) для подачи воздуха в двигатель с помощью шлюзовой камеры и в 2007 году получил патент на изобретение.

Он называет свой двигатель «вечным» и уверен, что тот значительно облегчит жизнь людям, потому что его можно использовать во многих сферах.

Для автомобильной промышленности, как мини-ТЭЦ для автономного энергоснабжения отдельной семьи, как газогенератор, кроме того его можно поставить на трактор и даже оборудовать им инвалидную коляску.

Дальше патента, увы, дело до сих пор не пошло. Леонид так и не смог создать даже опытный образец усовершенствованного двигателя, потому что в самый ответственный момент стал инвалидом.

«Мое детство было бедное. У мачехи деньги не то что на игрушки, на еду не всегда водились, — Леонид рассказывает о себе, полулежа на диване, на котором он уже несколько лет проводит большую часть своей жизни. — Поэтому я игрушки делал себе сам. Деревянные машинки из разных запчастей. Получались такие хорошие и стильные, что ко мне соседские дети приходили с покупными машинками — меняться.

Помню, когда первый раз я пошел в школу, увидел во дворе неисправные машины. Старшеклассники сказали, что они могут работать на дровах. И мне засело это в голову: захотелось создать игрушечную машину, которая будет работать на дровах. Я, конечно, тогда ничего такого сделать не смог.

Однажды к нам в окно постучали незнакомые женщины, попросились на ночлег. Они были паломницами, шли к святому месту.

Утром, когда все проснулись, одна из них мне и говорит: “Твоя будущая жена сладким сном спит, поставь ей свечу!” Я был ребенок послушный, поставил. Пока свеча горела, она предсказывала мое будущее.

Сказала, что я изобрету хороший мотор, рассказала, как будут звать мою жену, что я сильно заболею и другие вещи. Я тогда не сильно вникал, но позже понял: все верно предсказала».

***

Первый раз о предсказании Леонид вспомнил, когда в пятом классе учитель физики рассказал о том, что тот, кто придумает для автомобиля вечный двигатель, перевернет мир. «Возможно, это я изобрету», — подумал парень и увлекся темой. Записался в кружок и стал собирать информацию о двигателях, принципах их работы. Преподаватель кружка, видя неподдельный интерес мальчика, активно ему помогал.

«Мой отец тогда работал в кочегарке, там надо было в котел вручную воду качать насосом. Я как-то посмотрел на это все и говорю: “Пап, зачем так мучиться? Установи бак с водой над паровым котлом по типу перевернутой поилки для птиц. Кипяток будет вытекать в котел и держать в нем заданный уровень воды”. Отец тогда только посмеялся».

Парогазовая торпеда: принцип работы, боевое применения, устройство, сравнительные характеристики, история

Жена Леонида работает в библиотеки города Звенигова, в 8 километрах от села. И каждый будний день оставляет Леонида одного дома с 9 утра до 16 вечера.

После школы Леонид проходил трудовую практику на пароходе, работал машинистом, потом его призвали служить на подводную лодку. Там он увидел в разрезе боевую парогазовую торпеду времен ВОВ и пропал, — поразила конструкция силовой установки.

«У меня, как у бывшего машиниста парохода, возник вопрос: почему такое идеальное изобретение не используют для мирной жизни? С этого момента я почти все три года службы искал техническое решение для модернизации парогазового генератора торпеды. И нашел, наконец».

Капитан однажды не удержался и спросил, кто она, та женщина, о которой он постоянно думает. «Парогазовая торпеда», — ответил Леонид, и он не шутил. «Тьфу на тебя, — сказал капитан. — Ненормальный».

***

После службы Леонид поступил учиться в техникум. Для дипломной работы ему нужно было разработать эффективную, автономно работающую схему для обогрева пола в свинарнике. И поскольку в его голове уже были технические решения, он превратил пиролизный котел в автономно работающий парогазовый генератор мгновенного действия и высокой производительности.

«Мне поставили пятерку за пять минут доклада и предложили диплом оформить как изобретение. Я оформил и позже получил патент. А потом начались безуспешные попытки применить изобретение на практике».

Леонид работал механиком в леспромхозе и предлагал начальству использовать модернизированный парогазовый генератор для сушильной камеры, уверял, что он заменит пять паровых котлов. От него отмахнулись. Отмахивались и на других предприятиях. Тогда он понял, чтобы убедить людей, надо сделать опытный образец.

О работе своего двигателя Леонид говорит много. Объясняет, как все устроено, что именно он придумал, а что позаимствовал. В старенькой почтовой программе The bat показывает отправленные и полученные письма. Все по одной и той же теме. И каждое он готов комментировать бесконечно.

Парогазовая торпеда: принцип работы, боевое применения, устройство, сравнительные характеристики, история

Большую часть времени Леонид проводит в интернете. За компьютер он сел первый раз только после того, как стал инвалидом. В основном он пишет письма о своем изобретении в различные СМИ, предприятия и форумы. В общей сложности он написал более 6000 писем.

Когда пенсионер не может больше сидеть, он уходит отлежаться. Мы остаемся с его женой Светланой на тесной кухне. Она готовит рагу из того, что выросло на огороде — фасоли и тыквы. О ее больные ноги (у Светланы серьезные проблемы с венами) трется старый кот Серый — мясо ему перепадает не часто, потому выпрашивает все подряд.

Источник: https://takiedela.ru/2016/01/torpeda-v-golove-zapatentovannaya-zhiz/

Из истории развития и боевого применения торпедного оружия

Министерство
образования РФ

Читайте также:  Охотничьи ножи: профессиональные, как выбрать и правильно заточить в домашних условиях, виды, нужно ли разрешение

Санкт-Петербургский
государственный электротехнический

университет
“ЛЭТИ”

  • ТОРПЕДНОЕ
    ОРУЖИЕ
  • Методические
    указания
  • для
    самостоятельной работы
  • по
    дисциплине
  • «БОЕВЫЕ
    СРЕДСТВА ФЛОТА И ИХ БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ»
  • УДК
    623.946

Торпедное
оружие: методические указания для
самостоятельной работы по дисциплине
«Боевые средства флота и их боевое
применение» / Сост.: В.В. Косарев, В.Н.
Садовников; СПб.: Изд-во СПбГЭТУ “ЛЭТИ”,
2000. 48 с.

  1. Содержат
    материалы, обеспечивающие самостоятельное изучение вопросов, связанных с устройством
    и принципом действия торпедного оружия,
    а также его боевым применением.
  2. Предназначены
    для студентов всех профилей подготовки.
  3. Утверждено
  4. редакционно-издательским
    советом университета
  5. в
    качестве методических указаний

Появление в начале XIX в. бронированных кораблей с тепловыми двигателями обострило необходимость создания оружия, поражающего наиболее уязвимую подводную часть корабля. Таким оружием стала появившаяся в 40-х годах морская мина. Однако она обладала существенным недостатком: была позиционной (пассивной).

Первая в мире самодвижущаяся мина была создана в 1865 г. русским изобретателем И.Ф. Александровским.

В 1866 г. проект самодвижущегося подводного снаряда разработал работавший в Австрии англичанин Р. Уайтхед. Он же и предложил назвать снаряд по имени морского ската – «торпедо». Не сумев наладить собственное производство, российское Морское ведомство в 70-х годах закупило партию торпед Уайтхеда. Они проходили дистанцию 800 м со скоростью 17 узлов и несли заряд пироксилина массой 36 кг.

Первая в мире успешная торпедная атака была произведена командиром русского военного парохода лейтенантом (впоследствии – вице-адмиралом) С.О. Макаровым 26 января 1878 г. Ночью, при сильном снегопаде на Батумском рейде, два спущенных с парохода катера подошли на 50 м к турецкому кораблю и одновременно выпустили по торпеде. Корабль быстро затонул почти со всей командой.

Принципиально новое торпедное оружие изменило взгляды на характер вооружённой борьбы на море – от генеральных сражений флоты переходили к ведению систематических боевых действий.

Торпеды 70-80-х годов XIX в. имели существенный недостаток: не имея приборов управления в горизонтальной плоскости, они сильно отклонялись от заданного курса и стрельба на дистанции более 600 м была малоэффективной. В 1896 г.

лейтенант австрийского флота Л. Обри предложил первый образец гироскопического прибора курса с пружинным подзаводом, который удерживал торпеду на курсе в течение 3 – 4 мин. На повестку дня стал вопрос увеличения дальности хода.

В 1899 г. лейтенант русского флота И.И. Назаров изобрёл подогревательный аппарат, в котором сжигался керосин. Сжатый воздух перед подачей его в цилиндры рабочей машины нагревался и совершал уже большую работу. Внедрение подогрева увеличило дальность хода торпед до 4000 м на скоростях до 30 узлов.

В первую мировую войну 49% от общего числа потопленных крупных кораблей пришлось на долю торпедного оружия.

В 1915 г. торпеда впервые была использована с самолёта.

Вторая мировая война ускорила испытания и принятие на вооружение торпед с неконтактными взрывателями (НВ), системами самонаведения (ССН) и электрическими энергоустановками.

В последующие годы, несмотря на оснащение флотов новейшим ракетно-ядерным оружием, торпеды не утратили своего значения.

Являясь самым эффективным противолодочным средством, они состоят на вооружении всех классов надводных кораблей (НК), подводных лодок (ПЛ) и морской авиации, а также стали основным элементом современных противолодочных ракет (ПЛУР) и неотъемлемой частью многих образцов современных морских мин.

Современная торпеда – это сложный единый комплекс систем движения, управления движением, самонаведения и неконтактного подрыва заряда, созданных на основе современных достижений науки и техники.

Источник: https://studfile.net/preview/896333/

«Футляр» и «Хищник»: какая из торпед станет убийцей авианосцев

В текущем году российские оружейники планируют завершить испытания глубоководной торпеды «Футляр», которые проходят на озере Иссык-Куль в Киргизии. На вооружение ВМФ России торпеда должна быть принята в 2018 году.

Российское торпедное оружие несколько последних лет стремительно обновляется.

«Футляр» — это модификация универсальной глубоководной самонаводящейся торпеды (УГСТ) «Физик», которая была принята на вооружение совсем недавно — в 2015 году. И совсем скоро придет новая торпеда, обладающая улучшенными характеристиками.

Правда, по сообщениям прошлого года, испытания уже должны были завершиться, а серийное производство торпед предполагалось развернуть уже в нынешнем году. Так что некоторый сбой графика все же имеет место.

И «Физик», и «Футляр» были созданы в НИИ Мортеплотехника, входящем в ОАО «Концерн Морское подводное оружие — Гидроприбор». Серийное производство предполагается развернуть в городе Каспийске на заводе «Дагдизель». Торпеды «Футляр» в первую очередь будут размещаться на новейших атомных подводных лодках четвертого поколения проектов «Борей» и «Ясень». После запуска в серию «Футляра» производство торпед «Физик» будет прекращено.

В свое время «Физик» заменил принятую на вооружение в 1980 году 533-мм торпеду УЭСТ-80, которая имела неоправданно малую по нынешним временам дальность — 18 км. На ней была установлена электрическая двигательная установка, работающая от серебряно-магниевой батареи.

К достоинствам УЭСТ-80 следует отнести возможность работы на глубинах до 1000 метров и неплохую скорость — 45 узлов. Торпеда была самонаводящейся.

Причем имела два канала наведения: акустический, а также канал захвата кильватерного следа, создаваемого гребными винтами корабля или подводной лодки.

Запаздывание прихода в ВМФ торпеды «Физик», которая начала разрабатываться в 1986 году, объясняется не только обвалом оборонной промышленности в 90-е годы. Дело в том, что ее принятию на вооружение препятствовали репутационные барьеры.

На «Физике» установлен не электрический, а тепловой двигатель, работающий на жидком однокомпонентном топливе.

К торпедам такого типа относится легендарная «толстая торпеда» калибра 650 мм — «Кит» 65-76А, которая появилась в ВМФ в начале 90-х годов.

Ее боевая часть имела мощность, эквивалентную 765 кг в тротиловом эквиваленте. Скорость — 50 узлов. Дальность — 50 км на максимальной скорости и 100 км на 35 узлах. Глубина пуска — до 480 м. Самонаводящаяся. Разработка НИИ «Гидроприбор». Торпеду совершенно справедливо называли «убийцей авианосцев».

По одной из версий, именно торпеда «Кит» стала причиной гибели в 2000 году подводной лодки «Курск». Произошло это из-за утечки топлива — перекиси водорода, что стало причиной пожара и взрыва. Правда, эта версия отвергается целым рядом компетентных экспертов. Тем не менее, у моряков сформировалось недоверие к торпедам с тепловыми двигателями.

Поэтому торпеду «Физик», которая впервые была представлена на международном салоне в 2003 году, изо всех сил тормозили. Хоть она и обладает прекрасными характеристиками. Правда, они скромнее, чем у «толстой торпеды» за счет меньшего диаметра, то есть калибра.

Максимальная дальность — 50 км.
Максимальная скорость — 50 узлов.
Масса ВВ — 300 кг.
Масса — 1980 кг.
Длина — 7,2 м.
Длина кабеля телеуправления — 25 км.

«Физик» наводится на цель при помощи двухканальной головки самонаведения. Также есть возможность управлять ходом торпеды по кабелю.

Еще одно достоинство «Физика» по сравнению с торпедами предыдущих поколений — в качестве движителя в нем используется водомет, а не гребные винты. Это существенно снижает шумность торпеды.

«Футляр» обладает улучшенными характеристиками. Подробности, исходя из соображений секретности, не сообщаются.

Но известно, что в модернизированном варианте будет использована тепловая пропульсивная система ТПС-53, способная повысить дальность хода до 60 км, а скорость до 65 узлов.

В ее газотурбинном двигателе применяется жидкое топливо типа Otto-fuel, позволяющее развивать мощность в 800 кВт.

Таким образом «Футляр» должен превзойти по скорости самую массовую и мощную торпеду ВМС США Mark 48, максимальная скорость которой равна 60 узлам. Масса ВВ у «американки» такая же, как и у «Физика» — 300 кг. Но ожидается, что у «Футляра» масса несколько возрастет. Что же касается дальности, то тут Mark 48 уступает 10 километров.

Помимо «Футляра» наша «оборонка» готовит еще одну торпеду, имеющую кодовое название «Хищник». Правда, она может прийти в ВМФ несколько позже.

Минувшей осенью стало известно, что саратовское КБ «Электроприбор» завершает ОКР по созданию новой скоростной торпеды. Точнее — подводной ракеты. И речь тут идет о скоростях уже не в несколько десятков, а сотен узлов.

В создании торпеды принимает участие предприятие, которое разрабатывает компоненты для реактивных самолетов военной авиации.

«Хищник» — это не первая отечественная ракетная торпеда. В 1977 году на вооружение подводного флота поступила торпеда калибра 533 мм ВА-111 «Шквал», созданная в НИИ-24 (ныне — Государственное научно-производственное предприятие «Регион», входящее в корпорацию «Тактическое ракетное вооружение»). Она имела фантастическую скорость, равную 200 узлам (370 км/час). Вначале на торпеду устанавливали ядерную боеголовку мощностью 150 кт. Впоследствии ее заменили на обычную.

Столь чудовищную скорость, в возможность достижения которой в водной среде долгое время не верили американцы, была получена за счет кавитационного эффекта.

Его сущность состоит в том, что торпеда перемещается в воздушном пузыре. Тем самым во время движения она преодолевает сопротивление не воды, а воздуха.

Пузырь, обволакивающий торпеду со всех сторон, создается парогазовой установкой, расположенной в носовой части.

При этом в роли движителя выступает не винт и не водомет, а реактивная струя твердотопливного прямоточного реактивного двигателя. Двигатель кардинально отличается от тех, которые используются в летательных аппаратах. В качестве рабочего тела и окислителя в нем работает морская вода. А топливом являются гидрореагирующие металлы.

Однако были у торпеды и недостатки. Запущенная с глубины в 30 метров, она летела к цели на глубине 6 метров и при этом издавала сильный шум. Более того — оставляла на поверхности моря отчетливый след, который указывал на местоположение подводной лодки, ее запустившей.

Также у нее отсутствовала головка самонаведения. Что было вызвано двумя объективными обстоятельствами.

Во-первых, какое-либо существенное маневрирование на такой скорости невозможно без разрушения парогазового пузыря.

Во-вторых, из-за сильных шумов и вибрации ГСН не может слышать никого и ничего, кроме своего реактивного двигателя. Условно говоря, «Шквал» был подобен неуправляемому реактивному снаряду.

Также невелика была и дальность. Она не превышала 13 километров. То есть для атаки авианосца лодка должна была внедриться в зону противолодочной обороны авиационной ударной группы противника. А это чрезвычайно сложное дело.

Таким образом, при достижении конструкторами феноменальных технических достижений торпеда с практической точки зрения оказалась малоэффективной. И в конце концов, «Шквал» сняли с вооружения, отдав предпочтение традиционным торпедам.

Вполне понятно, что «Хищник» — это не модификация «Шквала». Поскольку на то, чтобы повторить те же самые стратегические ошибки, немного скорректировав их, никто бы денег не дал. А деньги выделены очень серьезные. Только лишь двум соисполнителям проекта — вышеупомянутому КБ «Электроприбор» и саратовскому заводу СЭПО-ЗЭМ –больше 1,5 млрд рублей.

Поэтому можно ожидать, что у торпеды появится ГСН, и она сможет маневрировать. А также возрастет дальность пуска и скрытность. В 60-е годы, когда велась разработка «Шквала», это было технически недостижимо. Но наука не стоит на месте. Если современные научно-технические достижения будут воплощены в реальном изделии, то тогда, действительно, может появиться идеальный убийца авианосцев.

Источник: https://news.rambler.ru/articles/36311739-futlyar-i-hischnik-kakaya-iz-torped-stanet-ubiytsey-avianostsev/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector