Самолет су-25 грач: легендарный истребитель-штурмовик, технические характеристики, конструкция

Статья об истории создания, боевом применении модификациях уникального советского боевого самолёта — штурмовика Су-25 «Грач».

Самолет Су-25 Грач: легендарный истребитель-штурмовик, технические характеристики, конструкцияШтурмовик Су-25 «Грач»

История создания штурмовика СУ-25 Грач

После принятия партийным и армейским руководством СССР в 1956 году волевого решения о расформировании подразделений штурмовой авиации в ВВС не осталось самолёта, способного совершать то, что делали во время войны знаменитые «летающие танки» Ил-2, — осуществлять огневую поддержку наступательных действий пехоты и тяжёлой техники.

Смотрите также статью Штурмовик Ил-2 и его боевое применение

Все последующие попытки приспособить по этому назначению истребители и бомбардировщики оказались неудачными. Опыт войн в Корее, Вьетнаме и Египте показал, что новый самолёт поля боя жизненно необходим.

Инициаторами создания нового самолёта стали преподаватели Военно-воздушной академии.

В конце 60-х годов ХХ века в конструкторских бюро военной авиации начались разработки эскизных проектов специализированного дозвукового истребителя с высокой степенью защиты от воздушных и наземных ракетных атак ПВО противника.

Всё это время в КБ П. О. Сухого не прекращали работы над основными техническими параметрами проекта боевого самолёта. Работы велись, не привлекая внимания большого начальства. Вполне естественно, что конкурс выиграл самолёт марки «Су».

Самолет Су-25 Грач: легендарный истребитель-штурмовик, технические характеристики, конструкцияЗнаменитый штурмовик Су-25 «Грач»

Прежде всего, необходимо было дать ответ на вопрос: как поведёт себя новый самолёт в ближнем бою, при непосредственной опасности быть атакованным мощным оружием противника.

Смотрите также статью Современные военные самолёты России и их типы

Сотни макетов различных систем и частей самолёта прошли испытания в ходе проектных работ. Их тематика была необычайно обширной. Испытания опытного самолёта под маркировкой Т8 начались 1975 году.

Пять лет ушло у конструкторов на доводку машины и подбор вооружения. Можно сказать, что самолёту необычайно повезло. Госприёмку вместо высокой комиссии сделала война. Штурмовик СУ-25 блестяще проявил свои боевые качества в ходе различных военных конфликтов.

Тактико-технические характеристики СУ-25 (ТТХ)

Длина, м  15,36
Высота, м 4,8
Размах крыльев, м 14,36
Площадь крыла, м2 30,1
Размер разбега/пробега, м:
бетонная полоса
грунтовая полоса
 
550/600
600/700
Тяговооружённость, норм./макс.
Вес без нагрузки, т 9,15
Взлётная масса, т:
нормальная
максимальная
 
14,6
17,6
Масса брони, т:

  • фонарь
  • кабина
  • топливная система
0,595

  1. 0,0485
  2. 04949
  3. 0,1216
Протектор, т 0,016
Суммарная масса средств боеживучести самолёта, т 1,05
Масса топлива в баках, л, без ПТБ/с двумя ПТБ 3660/5340
Максимальная перегрузка +6,5 g
Скорость, км/ч:

  • крейсерская
  • максимальная
  • посадочная
 

  1. 750
  2. 950
  3. 210
Высота полета, км 10
Боевое применение на высоте, км до 5
Экипаж, чел 1 (2)

Конструкция

Так как штурмовик должен нести в полёте значительную бомбовую нагрузку, была выбрана схема высокоплана. Крылья трапециевидные, для повышения маневренности машины снабжены механизацией (закрылки, элероны, предкрылки, тормозные щитки). Основные системы управления самолётом дублированы.

Для обеспечения живучести при прямых попаданиях самолёт снабжён броневой защитой основных систем. Кабину лётчика прикрывает броня на основе титана. Её толщина достигает 30 мм. Броня способна защитить пилота от попадания снарядов калибром до 12 мм. Верх кабины накрыт броневым стеклом.

Кабину лётчика прикрывает броня на основе титана.

Самолёт имеет один киль. При посадке для эффективного гашения скорости применяется тормозной парашют. Для экстренного покидания в кабине установлено катапультируемое кресло К-36Л. С его помощью пилот может покинуть самолёт как в воздухе на максимальной скорости, так и при взлёте/посадке. Шасси Су-25 — трёхопорное, усиленное.

Смотрите также статью Руслан АН 124 и его модификации

Для защиты от ракетного нападения на машину установлен БКО «Талисман». В последних модификациях (СМ-СМ3) навигация осуществляется через спутник. Для определения расстояния до объекта применяется лазерный комплекс «Клён-ПС».

Двигатели

Силовая установка Су-25 комплектуется двумя ТРД Р-95 без форсажных камер. На ранние версии самолёта устанавливались Р-95Ш (тяга — 4100 кгс, расход топлива — 1,28 кг/кгс*час). Сопло двигателя не регулируется. Воздухозаборник имеет косую форму.

Для обеспечения силовой установки керосином на самолёте установлено 4 основных бака (2 внутри фюзеляжа, 2 — в полукрыльях), и 2 подвесных. Максимальное количество топлива на борту — 5340 л.

Самолет Су-25 Грач: легендарный истребитель-штурмовик, технические характеристики, конструкцияТурбореактивный двигатель Р-195

В конце восьмидесятых годов прошлого века в серию пошли Су-25, снабжённые двигателями Р-195 с тягой 4300 кгс. ТРД продолжает работать после попадания снаряда калибром до 23 мм. Доработки потребовались из-за частых массированных обстрелов с применением зенитных установок ЗУ-23.

Кроме того, двигатель сделали менее подверженным попаданиям ракет с ИК-головками наведения.

Критически важно, что конструкторам удалось добиться возможности полёта и посадки при одном работающем двигателе.

Боевой радиус действия «Грача»

О том, сколько составляет предельная дальность полёта Су-25, можно судить по данным приведённой ниже таблицы. В ней учтены особенности полёта без дополнительного топлива и с подвесными баками, на высоте и возле земли.

Показатель Практическая дальность, км
Без ПТБ 2хПТБ800 4хПТБ800
На высоте 640 950 1250
У земли 495 620 750

Скорость СУ-25 во время взлета составляет 60 м/с. При перегонке дальность полёта — 1950 км. При обычной боезагрузке на скорости 555 км/ч штурмовик способен заложить вираж глубиной (радиусом) 680 м.

Самолет Су-25 Грач: легендарный истребитель-штурмовик, технические характеристики, конструкцияСхема подвески вооружения на Су-25

Штурмовик оборудован скорострельной пушкой ГШ-30-2 с боезапасом 250 шт. На 10 внешних подвесных узлах может размещаться самое разнообразное ракетно-бомбовое вооружение:

  • Ракеты (управляемые и неуправляемые);
  • Бомбы (корректируемые и свободного падения);
  • Контейнеры для снарядов (ГШ-23 или ГШ-30).

Полная боезагрузка Су-25 составляет 4400 кг, стандартная — 1400 кг.

Пуск ракет производится с пилонов БДЗ-25, сброс авиабомб — при помощи пусковых устройств АПУ-60.

Модификации

За 35 лет эксплуатации было выпущено несколько различных модификаций самолёта. Коротко остановимся на фото и характеристиках наиболее известных:

Самолет Су-25 Грач: легендарный истребитель-штурмовик, технические характеристики, конструкцияСу-25УБ, Су-25УБМ, Су-25УБК Двухместный вариант Су-25 выпускается для осуществления обучения курсантов лётных училищ и переподготовки лётчиков строевых частей ВВС. Машина имеет минимальные отличия от серийного Су-25:

  • Кабина – двухместная, для чего в средней и передней части фюзеляжа переработана конструкция планера и фонаря.
  • Уменьшено количество закачиваемого топлива.
  • Продублирована сигнализация, система кондиционирования и основные элементы управления.
  • Установлено два катапультируемых кресла К-36Л.

УБМ от УБ отличается установкой нового ПНК «Барс». Боевой радиус самолёта – 300км. Количество узлов подвески – 10. Боевая нагрузка — 4,4 т.
Продавался на экспорт в варианте УБК

Самолет Су-25 Грач: легендарный истребитель-штурмовик, технические характеристики, конструкцияСу-25УТ (Су-28) Учебно-тренировочный самолёт взамен L-39 чехословацкого производства (1987 г.).  С планера демонтированы все боевые системы. В нос самолёта вмонтирован балласт (Су-28М). Экипаж — 2 человека.
Серийно не выпускался
Самолет Су-25 Грач: легендарный истребитель-штурмовик, технические характеристики, конструкцияСу-25УТГ Модификация, созданная для отработки корабельных взлётов/посадок. Оборудован аэрофинишёром
Самолет Су-25 Грач: легендарный истребитель-штурмовик, технические характеристики, конструкцияСу-25Т, Су-25ТК Усовершенствованный противотанковый вариант Су-25.

  1. В гаргрот вместо кресла второго пилота установлен усовершенствованный радиоэлектронный комплекс (И-251 «Шквал»).
  2. Кабина пилота герметизирован.
  3. Изменена номенклатура используемых боеприпасов.
  4. Поставлялся на экспорт
Самолет Су-25 Грач: легендарный истребитель-штурмовик, технические характеристики, конструкцияСу-25ТМ (Су-39) Всепогодный вариант штурмовика. Усовершенствовано навигационное оборудование. Тактико-технические характеристики штурмовика СУ-25 и вооружение самолета соответствуют серийному Су-25
Самолет Су-25 Грач: легендарный истребитель-штурмовик, технические характеристики, конструкцияСу-25СМ, Су-25СМ2, Су-25СМ3 Наиболее усовершенствованный вариант серийного самолёта.
Установлена система ГЛОНАСС. Лётчик может действовать, если видимость из кабины штурмовика близка к нулю.
Произведено обновление бортового радио-электронного оборудования.
Произведено оснащение ПНК СВП-25-25 (повышает уровень точности бомбометания)

Кроме описанных выше модификаций производились малыми сериями самолёты Су-25М, Су-25УБМ, Су-25БМ.

На вооружении

Официальные данные свидетельствуют о том, что на вооружении армий 22 стран мира состоят 472 единицы различных модификаций Су-25. Это страны бывшего СССР (7 стран), Восточной Европы (1), Африки (10), Азии (3)и Южной Америки (1). По данным на конец 2016 года сняты с вооружения 54 самолёта в семи странах Европы.

Смотрите также статью Самолет СУ-35 и его технические характеристики

В составе российских военно-воздушных силах на Су-25 летают пилоты штурмовых и истребительных 7 авиагрупп и соединений:

  • 37, 266, 279, 368 и 960 авиаполки ВВС РФ;
  • авиагруппа 3-го командования;
  • Липецкий ЦБП.

Количество Су-25 в боевых соединениях ВВС РФ — около 200 единиц.

Аварии и катастрофы на Су-25

Пилоты на штурмовиках Су-25 различных модификаций часто становились участниками аварийных ситуаций. Вот несколько наиболее известных случаев, происшедших в военно-воздушных силах России:

  • 09.06.2000 г. Пилот 368 ШАП ВВС РФ, капитан А.Морозов погиб при катапультировании, отводя падающий самолёт от жилых домов поселка Башанта (Ставропольский край). Возможная причина аварии — отказ двигателя.

Источник: https://doblest.club/samolety/207-shturmovik-su-25-grach

«Успешно и с минимальными затратами»: какую роль Су-25 «Грач» сыграл в развитии российской штурмовой авиации

40 лет назад первый полёт совершил прототип штурмовика Су-25 «Грач». Ещё до принятия на вооружение машина успешно использовалась в Афганистане. С 2015 года модернизированные версии легендарного самолёта участвуют в сирийской операции.

Эксперты называют Су-25 рабочей лошадкой российских ВКС. Главные достоинства «Грача» — высокая боевая эффективность на линии фронта и низкая стоимость серийного производства.

По словам аналитиков, этот штурмовик и сегодня способен решать задачи как в локальных конфликтах, так и в боевых действиях с высокотехнологичным противником.

18 июня 1979 года в небо поднялся предсерийный прототип легендарного самолёта-штурмовика Су-25, получившего в войсках прозвище «Грач». Машина под номером Т-8-3 была собрана на Тбилисском авиационном заводе. В ходе государственных испытаний она подтвердила заявленные лётные и эксплуатационные характеристики.

В апреле 1980 года Т-8-3 прошёл боевое крещение в афганской кампании. Минобороны СССР было удовлетворено результатами, которые продемонстрировало детище ОКБ Сухого. Государственные испытания Су-25 завершились в марте 1981 года. Правда, в силу бюрократических причин «Грач» был принят на вооружение только спустя шесть лет.

Поддержка Сухопутных войск

Разработке нового советского штурмовика предшествовал анализ опыта вьетнамской кампании (1965—1973 годы), которую провёл Генштаб ВС СССР.

В войне с коммунистами американская авиация испытывала трудности с поражением малоразмерных целей.

Вертолёты обладали сравнительно небольшим боевым радиусом и невысокой боевой нагрузкой, а бомбардировщики и истребители с трудом выполняли задачи на малых высотах.

В связи с этим США привлекали к операциям во Вьетнаме лёгкий штурмовик Cessna A-37 Dragonfly, созданный на базе учебного самолёта, и турбовинтовой пикирующий бомбардировщик Douglas A-1 Skyraider, который применялся ещё в период Второй мировой войны. Недостатками обеих машин были слабая броня и недостаточная грузоподъёмность.

Также по теме

Самолет Су-25 Грач: легендарный истребитель-штурмовик, технические характеристики, конструкция Боевой «Монолит»: какой будет российская авиационная ракета нового поколения

Разработка опытного образца авиационной ракеты «Монолит» класса «воздух — земля» будет завершена в 2021—2022 годах. Об этом сообщил…

В конце 1960-х годов американская компания Fairchild Republic начала разрабатывать штурмовик нового поколения A-10 Thunderbolt II («Бородавочник»). Примерно в это же время в ОКБ Сухого был запущен проект Су-25.

«Штурмовик совмещает качества ударного вертолёта и фронтового бомбардировщика. Его главная задача — непосредственная поддержка Сухопутных войск на поле боя. Он фактически расчищает путь мотострелковым частям на линии фронта, уничтожая колонны бронетехники, танки и живую силу противника», — подчеркнул в беседе с RT обозреватель журнала «Арсенал Отечества» Дмитрий Дрозденко.

На театре военных действий штурмовики, как правило, образуют звено из двух самолётов. Пока одна машина совершает пуски боеприпасов, вторая ведёт наблюдение за окружающей обстановкой. Это позволяет экипажам Су-25 отследить возможную угрозу, которая исходит от ПВО и крупнокалиберных пулемётов противника.

По словам Дрозденко, штурмовик предназначен прежде всего для работы на высотах, составляющих несколько сотен метров, на скорости 400—600 км/ч. Пилот должен иметь возможность визуально распознавать цели. Однако выполнение подобной задачи сопряжено со множеством рисков.

«В отличие от других боевых самолётов, штурмовик не нуждается в сверхзвуковой скорости. По сравнению с истребителями-бомбардировщиками он неповоротлив, хотя и гораздо манёвреннее вертолёта. Естественно, такая машина находится в зоне поражения разнообразного стрелкового вооружения, зенитных установок и ПЗРК», — пояснил Дрозденко.

Учитывая весь комплекс угроз на поле боя, инженеры ОКБ Сухого создали хорошо защищённый, надёжный и неприхотливый штурмовик.

На испытательных полётах и на театре военных действий лётчики ВВС СССР и России сажали Су-25 с серьёзными повреждениями планера, крыла, топливных баков, шасси и даже одного из двух двигателей.

Ещё одно преимущество «Грача» — способность приземляться на грунтовые взлётно-посадочные полосы.

Самолет Су-25 Грач: легендарный истребитель-штурмовик, технические характеристики, конструкция

  • Звено штурмовиков Су-25 в небе над Афганистаном
  • РИА Новости

В беседе с RT генерал-майор, заслуженный лётчик РФ Владимир Попов отметил исключительную живучесть «Грача». По его словам, штурмовик изначально создавался таким образом, чтобы пилот мог управлять им в условиях интенсивного обстрела и дотянуть до аэродрома, даже получив повреждения, которые были бы смертельными для другой авиатехники.

«Конечно, далеко не всегда у лётчиков получалось посадить простреленную машину — нередко они были вынуждены катапультироваться. Но главное, что конструкция «Грача» позволяет сохранить жизнь экипажу.

И Су-25 доказал, что способен успешно выполнять задачи в самой сложной обстановке. Например, в Афганистане он выручал нашу армию, уничтожая позиции моджахедов в горных ущельях.

Проблема была лишь в том, что в 1980-е годы этих машин советскому контингенту явно не хватало», — подчеркнул Попов.

На вооружении Су-25 находятся 30-мм автоматическая пушка конструкции Грязева — Шипунова (ГШ-30-2), различные виды авиабомб (до 500 кг), неуправляемые ракеты и блоки с реактивными снарядами, напалмовые баки, управляемые ракеты «воздух — поверхность» Х-25МЛ, Х-29Л и С-25Л. Кроме того, в арсенал «Грача» входят ракеты «воздух — воздух» Р-60, Р-27Р, Р-77 и Р-73.

Максимальная боевая нагрузка Су-25 составляет 4,4 т, предельная высота боевого применения — 5 км, нормальная взлётная масса — 14,6 т, практическая дальность — 1850 км, боевой радиус на высоте — 1250 км, у земли — 750 км. Самолётом управляет один человек.

Рабочая лошадка ВКС

В 1980-е годы «Грач» постоянно совершенствовался. На основе афганского опыта штурмовик получил систему отстрела тепловых ловушек, оберегающих двигатель машины от поражения большинством ПЗРК. Они автоматически выпускались при заходе самолёта на цель.

Однако ловушки оказались неэффективными против американских комплексов Stinger, которые появились у моджахедов в 1986 году. Особенность ракеты этого ПЗРК заключалась в большой кинетической энергии удара. Чтобы защитить машину, инженеры ОКБ Сухого укрепили стальными пластинами жизненно важные агрегаты «Грача» и оснастили системой пожаротушения хвостовую часть фюзеляжа.

Также по теме

Самолет Су-25 Грач: легендарный истребитель-штурмовик, технические характеристики, конструкция «Крылья нашей армии»: на что способен новый военно-транспортный самолёт России

Минобороны РФ к концу года получит до пяти новых военно-транспортных самолётов Ил-76МД-90А. Об этом заявил командующий…

В Афганистане Су-25 выполнили около 60 тыс. боевых вылетов. За почти десять лет ВВС СССР потеряли 23 самолёта. При этом не произошло ни одного взрыва топливных баков. Штурмовики возвращались на аэродром, получая порой до 150 повреждений. По словам Попова, потери «Грачей» в Афганистане были относительно невелики и машина зарекомендовала себя с лучшей стороны.  

Су-25 серийно производились на авиазаводах в Тбилиси и Улан-Удэ. СССР экспортировал штурмовики в страны Восточной Европы (Чехословакию, Болгарию), Африки (Анголу, Судан), Ближнего Востока (Ирак, Афганистан) и Восточной Азии (КНДР). Помимо России, сейчас «Грачи» стоят на вооружении ряда бывших советских республик — Белоруссии, Украины, Казахстана, Узбекистана.

В общей сложности было выпущено около 1,3 тыс. таких самолётов. На сегодняшний день, по оценке Попова, в строю ВКС России находится свыше 250 Су-25 в различных модификациях, ещё более 300 единиц — на хранении.

После распада СССР Су-25 приняли участие в двух чеченских кампаниях и в южноосетинском конфликте 2008 года. «Грач» наряду с фронтовым бомбардировщиком Су-24М составил основу контингента группировки ВКС РФ в Сирии. Как отметил Дмитрий Дрозденко, применение штурмовиков позволило в достаточно короткие сроки уничтожить основные силы террористов на северо-востоке арабской республики.

«Су-25 — рабочая лошадка наших Воздушно-космических сил в Сирии. На «Грачей» приходится значительная часть поражённых целей в арабской республике. В начале операции за сутки один Су-25 совершал по три-четыре вылета, осуществляя удары в основном неуправляемыми боеприпасами. Во многом благодаря «Грачу» России удалось не выйти за рамки военного бюджета», — рассказал Дрозденко.

Самолет Су-25 Грач: легендарный истребитель-штурмовик, технические характеристики, конструкция

  • Су-25СМ проводит пуски боеприпасов в Сирии
  • © Кадр: видео Минобороны РФ

За весь период сирийской операции авиакрыло ВС РФ потеряло один Су-25. 3 февраля 2018 года в провинции Идлиб потерпел крушение самолёт, который пилотировал майор Роман Филипов.

Также по теме

Самолет Су-25 Грач: легендарный истребитель-штурмовик, технические характеристики, конструкция В Приморье установят бюст погибшего в Сирии лётчика Филипова

В Приморском крае установят бюст погибшего в Сирии лётчика Романа Филипова, сообщает телеканал «Звезда» со ссылкой на Минобороны…

Его штурмовик был подбит из ПЗРК исламистов. Лётчик успел катапультироваться. Приземлившись, офицер принял неравный бой с боевиками и погиб. 23 февраля президент РФ Владимир Путин вручил родителям майора Золотую Звезду Героя России.

«Трагедия Филипова, наверное, никого в России не оставила равнодушным. Он был опытным и мужественным лётчиком.

В день гибели майор совершал полёт на малой высоте, находился в зоне видимости противника и в итоге стал жертвой ПЗРК, которые не должны были поставляться боевикам.

Эта единственная потеря больше напоминает случайность и не бросает тень на боевые возможности Су-25», — подчеркнул Дрозденко.

«Без такой машины не обойтись»

В настоящее время в войска поставляется Су-25 в модификации СМ3.

Эта версия штурмовика оснащена автоматизированной системой управления огнём, оптико-электронной системой СОЛТ-25, бортовым комплексом целеуказания и прицеливания с элементами искусственного интеллекта.

Новейшее оборудование позволяет лётчику поражать объекты, находясь на высоте более 5 тыс. км, то есть вне зоны досягаемости ПЗРК.

Модернизацией парка штурмовой авиации ВКС РФ занимается 121-й авиаремонтный завод, расположенный в подмосковной Кубинке. По состоянию на май 2019 года в 4-й армии ВВС и ПВО сформированы две эскадрильи Су-25СМ3.

Бортовой радиоэлектронный комплекс Су-25СМ3 включает систему спутниковой навигации ГЛОНАСС и лазерный индикатор прицела. Информация о машине выводится на экран цифрового дисплея. Кроме того, на штурмовике установлен дальномер, позволяющий применять боеприпасы с лазерной головкой самонаведения. Чтобы нанести удар, пилоту Су-25СМ3 достаточно отдать команду, всё остальное сделает машина.

Самолет Су-25 Грач: легендарный истребитель-штурмовик, технические характеристики, конструкция

  • Российский самолёт Су-25 приземляется на аэродром Хмеймим
  • © Дмитрий Виноградов / РИА Новости

Отечественные специалисты улучшили защищённость «Грача». Жизненно важные агрегаты самолёта закрыты пластинами, которые могут выдерживать попадание снарядов 30-мм пушек. Кроме того, Су-25СМ3 оснащён комплексом радиоэлектронной борьбы «Витебск-25». Он защищает самолёт от ракет с тепловыми головками самонаведения ПЗРК «Стрела» и Stinger.

«России без такой машины, как Су-25, ещё очень долго не обойтись.

Штурмовая авиация позволяет успешно и с минимальными финансовыми затратами вести боевые действия в локальных конфликтах вроде сирийской операции.

При этом «Грач» актуален и в случае гипотетической войны с высокотехнологичным противником. Он незаменим для уничтожения малоразмерных целей на линии фронта», — пояснил Владимир Попов.

В настоящее время в России прорабатывается возможность создания штурмовика нового поколения. 1 ноября 2017 года бывший главнокомандующий российскими ВКС, председатель комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Бондарев заявил, что имеет смысл разрабатывать новый самолёт на базе двухместного истребителя-бомбардировщика поколения 4++ Су-34.

«Штурмовик всегда будет нужен. Су-25 модернизировали до варианта СМ3, у него надёжнейший планер, огромный модернизационный и ремонтный потенциал. Думаю, он будет летать ещё лет 10—15. Естественно, со временем его надо будет менять, сегодня рассматриваются разные варианты», — сообщил Бондарев.  

Владимир Попов считает, что идея, высказанная бывшим главкомом ВКС, вполне реализуема. В то же время он отметил, что Су-34 — достаточно дорогая воздушная платформа. По словам эксперта, штурмовик нового поколения должен сохранить свои главные достоинства — не слишком высокую стоимость серийного производства и боевую эффективность на линии соприкосновения с противником.  

«У меня нет оснований не доверять Бондареву. Су-34 — потрясающая по боевым возможностям машина, но она дорогая, а важно не допустить роста стоимости штурмовика. Бесконечно «Грач» модернизировать невозможно, но я считаю, что Су-25СМ3 будет актуален ещё как минимум 15 лет», — подытожил Попов.

Источник: https://russian.rt.com/russia/article/642115-su-25-grach-shturmovaya-aviaciya

Атакуют Грачи (штурмовик Су-25)

Штурмовая авиация появилась еще в начале Первой мировой войны, но по-настоящему эффективный штурмовик специальной конструкции, предназначенный для борьбы с наземными объектами, появился лишь перед Великой Отечественной войной в ОКБ С.В.Ильюшина, Это был легендарный Ил-2.

В тот же период немецкие авиаконструкторы создали самолеты-штурмовики «Фокке-Вульф 189» и «Хейнкель 129», которые, тем не менее, строились далеко не в таких больших количествах, как Ил-2. Поэтому для штурмовых налетов люфтваффе приходилось использовать небронированные пикирующие бомбардировщики «Юнкерс-87».

Блестяще показав себя в сражениях Второй мировой войны, штурмовики, однако, были постепенно вытеснены истребителями-бомбардировщиками.

В Советском Союзе штурмовики просуществовали до 1953 года, а спроектированные Ил-20, Ил-40 и морской штурмовик Ту-91 были построены лишь в виде опытных экземпляров.

Причина этого — в военной и технической политике тех лет, отдававшей приоритет ракетной технике. В результате отечественная штурмовая авиация попросту прекратила свое существование на много лет.

Вьетнамская война внесла существенные коррективы в методы ведения войны. Оказалось, что новейшие высотные и скоростные истребители F-4 и F-6 несут ощутимые потери от огня стрелкового оружия по причине недостаточной защищенности.

Попытка модернизировать реактивные истребители привела лишь к ухудшению их летно-технических характеристик.

А вот маленький, сравнительно тихоходный, но маневренный учебный А-37 компании «Цессна», созданный еще в 50-е годы, как нельзя лучше подошел для штурмовых операций — за все время его боевого применения не было потеряно ни одной машины. Это заставило американцев применять против партизан даже дозвуковые самолеты А-1, А-4 и А-6.

Проанализировав свой боевой опыт, американцы в 1966 году приняли программу АХ, предусматривавшую создание реактивного штурмовика. В результате в 1972 году на вооружение приняли А-10 фирмы «Файрчайльд рипаблик».

Потребность в самолете непосредственной поддержки сухопутных войск ощущалась и в нашей стране.

У существовавших тогда истребителей-бомбардировщиков было немало серьезных недостатков: излишняя скорость полета, отсутствие бронирования кабины, двигателей и наиболее важных агрегатов, невозможность базироваться на грунтовых аэродромах.

Так, осенью 1967 года на крупных маневрах «Днепр» было отмечено, что при поддержке сухопутных войск самолеты Су-7Б и МиГ-21 уступали менее скоростным МиГ-17. Последние точнее выходили на позиции «противника» и поражали их с первого захода.

В начале 1968 года в ОКБ П.Сухого несколько энтузиастов в инициативном порядке занялись выработкой концепции и предварительным проектированием такой машины.

Речь идет о конструкторах бригады общих видов ОКБ П.Сухого О.Самойлови-че и Ю.Ивашечкине, инженере отдела эффективности боевого применения Д.

Горбачеве и старшем преподавателе одной из кафедр Военно-Воздушной академии имени Ю.А.Гагарина полковнике И.Савченко.

Новый «самолет поля боя» (СПБ) предназначался для поражения малоразмерных объектов на расстоянии до 50 км за линией фронта в условиях визуальной видимости. В мае 1968 года с проектом СПБ ознакомили начальника бригады общих видов

И.Цебрикова, а затем и самого П.Сухого. Инициатива конструкторов получила одобрение, работу по проектированию СПБ было предложено продолжить.

В августе проект штурмовика, получившего заводской шифр Т8, был завершен и отправлен в Научно-технический комитет Генштаба СА (НТК), Главные штабы ВВС и ВМФ, Минавиапром и ЦАГИ. В сентябре НТК прислал в ОКБ лаконичное техническое заключение: такой самолет не нужен. Однако разработку «восьмерки» продолжили.

Необходимость в СПБ, тем не менее, существовала, поскольку уже в марте 1969 года командование ВВС составило тактико-технические требования (ТТТ) на штурмовик нового поколения.

А когда в том же месяце министр авиационной промышленности обязал опытные конструкторские бюро, возглавляемые Микояном, Ильюшиным, Сухим и Яковлевым, представить аванпроекты легких дозвуковых штурмовиков на предстоящий конкурс, ОКБ П.

Сухого вышло на него не только с эскизным проектом Т8, но и с его полноразмерным макетом.

В июне 1969 года научно-технический совет МАП, рассмотрев представленные проекты, отобрал для постройки летных образцов и дальнейшего участия в конкурсе Т8 и МиГ-21ЛШ.

Уже к середине 1970 года в ОКБ П.Сухого выпустили чертежи Т8 и начали подготовку производства и сборку головной части опытного экземпляра в филиале ОКБ на Новосибирском авиазаводе.

Однако в августе 1971 года заказчик потребовал, чтобы штурмовик с четырьмя блоками неуправляемых ракет Б-8 на внешней подвеске развивал у земли скорость не менее 1200 км/ч! П.

Сухому оставалось только прекратить все работы над новой машиной.

В ноябре тактико-технические требования были уточнены. Отныне машина именовалась «легким войсковым самолетом-штурмовиком» (ЛВСШ) с боевой нагрузкой 1,5—4 т. Пришлось ОКБ еще раз пересмотреть подготовленную документацию и вновь утвердить ее у заказчика, на что ушел почти год. Так что к рабочему проектированию опытных Т8-1 и Т8-2 удалось приступить только в январе 1973 года.

Интересно, что и это решение П.Сухой принял с известной долей риска, поскольку к этому времени еще не было соответствующего постановления ЦК КПСС и СМ СССР, без которого не строился ни один новый самолет.

Несколько позже по инициативе Министерства авиационной промышленности (МАП) вышло совместное с другими ведомствами решение по постройке двух экспериментальных образцов, что позволило ОКБ получать все необходимое без партийно-правительственного постановления.

Первым на заводском стапеле заложили Т8-1.

Из сборочного цеха его выкатили в конце октября 1974 года и после отработки силовой установки и топливной системы перевезли нала с земли, они ставили на вершинах скал зенитные ракеты, и когда самолет выходил из ущелья (двигатели при этом работали на максимальных оборотах и ИК-излучение самолета наиболее интенсивно), по нему производился выстрел из переносного зенитно-ракетного комплекса (ПЗРК).

Перед конструкторами ОКБ П.Сухого была поставлена задача по борьбе с переносными ЗРК. Проблему решили так называемым методом «мозгового штурма». Главный конструктор В.Бабак собрал группу иэ пятнадцати специалистов у себя в кабинете и, закрыв двери на ключ, сказал: «Пока не найдем решение — отсюда никто не выйдет». В течение 24-х часов был найден простой и рациональный способ.

На обычном варианте штурмовика устанавливалась система отстрела тепловых ловушек (128 ИК-трассеров в двух блоках в хвосте самолета). Летчики сами выбирали начало, серию и интервал их пуска. Однако в процессе выполнения боевой работы летчики порой не успевали или забывали нажать на кнопку отстрела трассеров или закладывали малую серию, и эффективность пассивных помех падала.

Специалисты определили оптимальные параметры пуска ИК-трассеров, а их отстрел стал производиться автоматически пос-< ле нажатия на боевую кнопку.

К тому же на машины установили еще два блока с ИК-трассерами по обеим сторонам мотогондол.

Этот способ защиты от зенитных ракет оказался очень эффективным и, по рассказам летчиков, после выхода из атаки они иногда слышали за собой до шести подрывов ракет!

С конца 1986 года, когда моджахеды начали интенсивно использовать ПЗРК «Стингер» второго поколения с двумя диапазонами наведения, и до осени 1987 года в Афганистане опять резко увеличилось количество потерь самолетов-штурмовиков. В общей сложности было потеряно около эскадрильи Су-25. Тогда вышел приказ, запрещавший пилотам снижаться ниже 4500 м. Однако при этом резко падала эффективность боевых операций.

Перед ОКБ П.Сухого снова была поставлена задача доработки машины с учетом ее действия в условиях применения новых ракет «Стингер». Проблема осложнялась еще и тем, что специалисты не могли разобраться в механизме поражения «Стингером». В конце концов выяснилось, что боевая часть ракеты имела более высокий энергетический заряд, чем другие.

Попадая в самолет, она прожигала обшивку, и в междвигательном отсеке начинался пожар, в итоге там перегорали тяги и самолет терял управление. Помимо того, летчики, стараясь сохранить обороты двигателя, вопреки инструкции лишь нажимали кнопку пожаротушения, не отключая при этом подачу топлива в двигатель.

Эффективность таких действий оказывалась нулевой.

В результате на самолет установили стальные тяги управления, дополнительную стальную броню толщиной 5 мм и длиной 1,5 метра между двигателем и фюзеляжем (в районе фюзеляжного топливного бака), доработали систему пожаротушения так, что одной кнопкой отключалась подача топлива и включались огнетушители. В августе 1987 года в Афганистан стали поступать новые машины с повышенной боевой живучестью. В результате потери самолетов резко сократились: штурмовики, получив повреждения от средств ПВО моджахедов, стали возвращаться на аэродром.

В конструкторском бюро в это время работали над дальнейшим совершенствованием машины. И уже на девятой серии были реализованы мероприятия, еще больше повышающие ее боевую живучесть.

Например, в хвостовом отсеке фюзеляжа были размещены дополнительные системы пожаротушения, использующие фреон; а в носовой части установлены бронеплиты, прикрывающие отсеки РЭО и АВ.

После успешных испытаний небольшая серия этих машин попала в Афганистан.

В 1989 году советские боевые части были выведены из ДРА, Су-25 покинули аэродромы одними из самых последних, прикрывая уходящие домой войска.

За все время эксплуатации в Афганистане самолеты сделали около 60 ООО боевых вылетов, выполняя их в день по 6—8.

При этом были показаны высокие боевые и летные качества самолета, его неприхотливость, живучесть и- высокая ремонтопригодность. За все время войны в Афганистане было потеряно всего 23 штурмовика Су-25.

Использовав полученный огромный опыт эксплуатации Су-25 в боевых действиях, в ОКБ П.Сухого создали улучшенную модификацию самолета — противотанковый штурмовик Су-25Т.

Штурмовики Су-25 применялись также в Ирано-Иракском конфликте. В мае 1986 года иракские эмиссары прибыли в СССР для того, чтобы обсудить возможность закупки самолета. После показа в Кубинке иракские специалисты сразу же закупили полк Су-25. Самолеты настолько хорошо себя зарекомендовали, что в 1987 году Ирак приобрел еще один полк штурмовиков.

Условия, в которых эксплуатировались Су-25, были не из лучших. Так, у Ирана имелись на вооружении ЗРК «Хок» и самолеты ПВО, затруднявшие действия штурмовиков. Тем не менее, вся авиация Ирака выполняла в день по 1200—1500 боевых вылетов, 900—1200 из которых приходилось на долю Су-25 — это до 15 вылетов в день на машину!

В 1992 году Су-25 участвовали в Карабахском конфликте (как с азербайджанской, так и с армянской стороны). Пришлось штурмовикам повоевать и в ходе Грузино-Абхазского конфликта.

При этом грузинская сторона использовала восемь машин, выпущенных Тбилисским авиазаводом для России, но не отправленных владельцу, после чего Россия прекратила поставку комплектующих деталей на завод имени Г.Димитрова. Известны также случаи применения Су-25 с авиабазы г.Гудаута абхазскими пилотами по грузинским позициям.

А грузинские штурмовики участвовали в борьбе с вооруженными формированиями полковника Л.Кобалия, сторонника экс-президента Грузии З.Гамсахурдия.

Начиная с декабря 1994 г. фронтовая авиация России, в том числе и штурмовики Су-25, принимала участие в боевых действиях в Чечне. Первоначально самолеты наносили массированные удары по аэродромам, в течение двух дней уничтожив всю авиацию Д.

Дудаева и одновременно разрушив Центральный банк и Министерство финансов Чечни. В дальнейшем штурмовики применялись и для ударов по скоплениям бандформирований и укрепленным объектам противника, для поддержки войск.

Именно Су-25 снайперски атаковал президентский дворец Дудаева, и бетонобойные бомбы, сброшенные штурмовиком, пробили все этажи и подвал этого здания, после чего штаб Дудаева был переведен в другое место. До марта 1995 года в Чечне был потерян лишь один Су-25.

Правда, четырнадцать машин оказались поврежденными, причем две из них очень сильно.

Штурмовик Су-25 вызывает большой интерес во многих государствах, тем более, что по стоимости он ниже американского аналога А-10A, а тактико-технические характеристики его намного выше.

На экспорт предлагаются две модификации штурмовика: Су-25К и Су-25УБК — версии самолетов Су-25 и Су-25УБ с другим комплексом радиоэлектронного и навигационного оборудования, который ставился по желанию заказчика.

Чехословакия была первым государством, получившим в 1987 году Су-25К и Су-25УБК (42 машины). В настоящее время Чехия имеет 24 самолета Су-25К и четыре Су-25УБК, а Словакия — 12 Су-25К и два Су-25УБК.

Болгария стала второй страной Варшавского договора, куда в 1985 — 1986 годах были поставлены 36 штурмовиков Су-25К и шесть Су-25 УБ.

Корейская Народная Демократическая Республика тоже имеет советские штурмовики. С конца 1987-го по 1989 год в КНДР поставлено 30 Су-25К и четыре учебно-боевых Су-25УБК.

Последнее государство, закупившее советские штурмовики,—Ангола. ВВС этой африканской страны в 1988—1989 годах получили 12 Су-25К и два Су-25УБК.

ОПИСАНИЕ КОНСТРУКЦИИ

Штурмовик Су-25 представляет собой высокоплан нормальной аэродинамической схемы. Фюзеляж самолета имеет эллипсовидное сечение и выполнен по схеме полумонокок. Его сборно-клепаный каркас состоит из продольного силового набора — лонжеронов, балок, стрингеров и поперечного силового набора — шпангоутов.

На штурмовике установлено свободнонесущее высокомеханизированное крыло малой стреловидности и большого удлинения.

Горизонтальное оперение самолета состоит из центроплана и двух консолей стабилизатора с рулями высоты, вертикальное — из киля с рулем направления.

Шасси самолета — трехопорное, с передним колесом. Основные опоры убираются в ниши фюзеляжа движением вперед и к плоскости симметрии самолета.

На машине установлены два взаимозаменяемых бесфорсажных турбореактивных двигателя Р-95Ш автономного электрического запуска с нерегулируемыми боковыми воздухозаборниками и соплами.

Прицельное оборудование штурмовика — авиационный стрелково-бомбардировочный прицел АСП-17БЦ и лазерная станция подсвета и дальнометрирования «Клен-ПС». Основа пилотажно-навигационного оборудования — комплекс КН-23-1.

Радиотехническое оборудование самолета обеспечивает связь с наземными и воздушными объектами на любой высоте.

В средства обороны штурмовика входят аппаратура обнаружения работающих РЛС, станция активных радиотехнических помех и автомат постановки пассивных инфракрасных помех и дипольных отражателей.

Самолет имеет 10 узлов подвески под крылом.

На восьми из них, рассчитанных на нагрузку до 500 кг, он может нести различное вооружение: бомбардировочное (свободнопадающие, парашютирующие, объемно-детонирующие, осветительные, зажигательные, бетонобойные, кассетные РБК-250 и РБК-500 и другие авиабомбы) из расчета — 8×500 кг, 8×250 кг и 32×100 кг; управляемое ракетное (четыре ракеты Х-25, четыре ракеты Х-25Л, две ракеты Х-29Л и Х-25ЛД); неуправляемое ракетное (256 снарядов типа С-5 в восьми блоках УБ-32, 160 снарядов типа С-8 в восьми блоках Б-8М, 40 снарядов типа С-13 в восьми блоках Б-13Л, восемь снарядов С-25, восемь снарядов С-24); пушечное — подвесные контейнеры 8хСППУ-22. Кроме того, самолет имеет встроенную пушку ВПУ-17А и на двух крайних пилонах — управляемые ракеты «воздух — воздух» Р-60. Нормальная боевая нагрузка Су-25 составляет 1,4 т, максимальная — 4,4 т.

ВАРИАНТЫ И МОДИФИКАЦИИ Су-25

Су-25УБ — учебно-боевой вариант самолета на базе одноместного армейского Су-25. Разработка и проектирование — 1977—1984 годов. Серийное производство — с 1986 года на авиазаводе в Улан-Удэ.

Су-25УТП — палубный учебно-тренировочный самолет на базе Су-25УБ. Разработка и проектирование — 1984—1990 годов. В 1990 году в Улан-Удэ выпущена небольшая серия, переданная в Североморск. Ныне эти самолеты используются в составе авиации Северного флота для обучения пилотов Су-27К посадке на палубу.

Су-25БМ — буксировщик мишеней на базе армейского Су-25. Начало разработки — 1986 год. После завершения испытаний была выпущена серия из 50 самолетов.

Су-25Т — противотанковый штурмовик на базе Су-25УБ. Разработка и проектирование — середина 70-х — 1982 год.

Основной задачей самолета является уничтожение днем и ночью на поле боя и на глубину до 450 км за линией боевого соприкосновения танков и другой бронетехники мостов, укрепленных целей, живой силы и огневых средств, комплексов ПВО, вертолетов и самолетов, быстроходных катеров и боевых кораблей с высоты полета от предельно малой (30—50 м) до 5000 м. Серийное производство предполагалось развернуть с 1990 года на Тбилисском авиазаводе. Первый самолет поднялся в воздух 26 июля 1990 года. В следующем году была выпущена установочная партия самолетов.

Тактико-технические характеристики Су-25

Длина самолета со штангой ПВД, м …. 15,53Размах крыла, м……………………………….. 14,36Площадь крыла, мг……………………………30,10Высота самолета на стоянке, м……………4,80Максимальная взлетная масса, кг…… 17 600Нормальная взлетная масса, кг……….. 14 600Масса пустого самолета, кг………………..

9315Запас топлива во внутреннихтопливных баках, кг……………………….. 3000Максимальная скорость полета, км/ч…..970Максимальная высота полета, м……….. 7000Дальность полета с боевой нагрузкой 4400 кг и с подвесными топливными баками, км:у земли………………………………………………750на высоте…………………………………

……… 1250

Максимальная эксплуатационная перегрузка…………..+6,5

Источник: https://techno-story.ru/articles/aircrafts/154-atakuyut-grachi-shturmovik-su-25

Летно-технические характеристики штурмовика Су-25

Постройка опытного самолета Т8-1 была завершена в ноябре 1974 года, первый полет выполнен 22 февраля 1975 года. Заводские испытания двух опытных самолетов Су-25 продолжались до октября 1976 года, после чего машины были поставлены на доработку.

С 1978 года начались государственные испытания самолета, которые продолжались до 1980 года.

Официально принят на вооружение постановлением правительства от 31 марта 1987 года. К этому времени самолет уже 8 лет выпускался серийно, из них 6 лет эксплуатировался в строю и участвовал в боевых действиях в Афганистане.

  • Летно-технические характеристики Су-25
  • Габариты:
  • длина — 15,53 м
  • высота — 4,8 м
  • размах крыла — 14,36 м
  • площадь крыла — 30,1 кв. м
  • Масса:
  • пустого — 9315 кг
  • взлетная нормальная — 14600 кг
  • взлетная максимальная — 17533 кг
  • Боевая нагрузка:
  • нормальная — 1400 кг
  • максимальная — 4400 кг
  • Скорость:
  • максимальная у земли — 970 км/ч
  • крейсерская — 750 км/ч
  • посадочная — 210 км/ч
  • Дальность полета максимальная:
  • у земли — 750 км
  • на высоте — 1250 км
  • Радиус действия — 300 км
  • Практический потолок — 7000 м
  • Экипаж — 1 человек
  • Запас топлива — 3000 кг
  • Самолет имеет несколько модификаций:
  • Су-25 — первая серийная модификация штурмовика; Су-25УБ — двухместные учебно-боевые самолеты; Су-25УТ, Су-28 — двухместная учебная версия; Су-25УБК — экспортный вариант самолета Су-25УБ; Су-25УТГ — двухместный самолет для отработки техники посадки с использованием наземных и палубных аэрофинишеров; Су-25БМ — самолет-буксировщик мишеней; Су-25К — экспортный вариант Су-25; Су-25Т — противотанковый штурмовик с новым радиоэлектронным оборудованием и вооружением; Су-25ТК — экспортный вариант Су-25Т; Су-25ТМ, Су-39 — всепогодный противотанковый штурмовик.
  • Вооружение серийного армейского самолета-штурмовика состоит из средств поражения наземных и воздушных целей и системы управления оружием (СУО), обеспечивающей надежное поражение различными способами в условиях их визуальной видимости.

Самолет имеет 10 узлов подвески, расположенных под крылом, на восьми из них, рассчитанных на погрузку 500 кг, он несет различное вооружение следующих типов: бомбардированное; управляемое ракетное; неуправляемое ракетное; пушечное (артиллерийское), а на двух остальных — управляемые ракеты (УР) воздух-воздух для ближнего боя. Всего на самолет может быть установлено 32 вида оружия, в том числе высокоточное.Су-25 рассчитан на эксплуатацию минимально подготовленным летным и наземным составом. Время подготовки самолета к вылету незначительно.

Специальный аэромобильный комплекс наземного обслуживания АМК-8 обеспечивает автономное базирование штурмовика на ограниченно оборудованных грунтовых аэродромах.

Серийный выпуск Су-25 был завершен в 1992 году и, по данным западных экспертов, составил приблизительно 700 самолетов всех модификаций.Одноместные штурмовики (Су-25, Су-25БМ и Су-25Т/ТМ) производились на авиазаводе в Тбилиси, двухместные (Су-25УБ и Су-25УТГ) — в Улан-Удэ.

В настоящее время различные варианты Су-25 находятся на вооружении ВВС России, Украины, Белоруссии, Грузии, Узбекистана, Чехии, Словакии, Болгарии, Анголы, Афганистана, КНДР и Ирака и др.

До 2020 года в войска должен начать поступать новый самолет-штурмовик с двойным управлением на базе Су-25. Он будет рассчитан на двух летчиков: штурмана и оператора.

Перспективная машина должна прийти на смену Су-25СМ, который, в свою очередь, явился результатом глубокой модернизацию Су-25.Су-25СМ от стандартной машины отличает значительно более широкий спектр вооружения. Модернизация коснулась комплексов связи радиолокационного оборудования и прицельно-навигационного комплекса.

В частях ВВС РФ модернизировано свыше 30 штурмовиков Су-25, и до 2020 года планируется модернизировать около 80 этих боевых машин.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Источник: https://ria.ru/20120612/671707642.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector