Швак — пушка: авиационное оружие — 20мм авиапушка, 12,7мм пулемёт, характеристики (ттх), боевое применение

До начала тридцатых годов специальных авиационных пулеметов с высоким темпом стрельбы не существовало. На вооружении советской авиации стояли 7,62мм пулеметы ДА (Дегтярёв Авиационный — Облегченный вариант пулемета ДП-27 со всеми его проблемами) и ПВ-1 (Пулемет Воздушный — авиационный вариант пулемета Максим).

В России, как и везде в мире, увеличение огневой мощи пулеметного огня достигалось лишь установкой дополнительных пулеметов. А их лишний вес ухудшал ТТХ самолетов.Русский оружейник Борис Гаврилович Шпитальный еще с 1920 года, работая на оружейном заводе, размышлял над увеличением боевой скорострельности пулеметных систем.

Схема пулемета разработана конструктором Борисом Гаврииловичем Шпитальным с помощью Иринарха Андреевича Комарицкого. В ее доработке приняли участие И.А.Пастухов, П.К.Морозенко, А.А.Троненко, М.А.Мамонтов, Г.И.Никитин, К.Н.Руднев, И.П.Сомов.Первый в мире скорострельный пулемет был создан в 1930, и принят на вооружение 11 октября 1932 г.

, но затем еще два года ушло на технологическую доводку и некоторое упрощение конструкции, так что серийное производство развернулось только в начале 1934 г.

В итоге оружию присвоили обозначение «7,62-мм авиационный скорострельный пулемет системы Шпитального и Комарицкого обр.1934 г. (ШКАС)«.

Доводка его продолжалась и после постановки производства в Туле. Большую работу провела группа специалистов под руководством крупного оружейника П. И. Майна. На ШКАСе оттачивали свои конструкторские способности И.В.Савин, А.К.Норов, С.А.Ярцев, Н.Ф.Токарев.

Под ШКАС по сути формировали военную экономику того времени, поскольку технологическая и производственная база в 1930-х Советского Союза была слабо развита. НО к 1940-м годам массовое производство ШКАСов было не проблемой.

Швак - пушка: авиационное оружие - 20мм авиапушка, 12,7мм пулемёт, характеристики (ТТХ), боевое применение

Уникальной была система боепитания обеспечивающая скорострельность в 1800 выстрелов в минуту! К тому времени лучшие зарубежные пулеметы имели скорострельность в районе 900-1100 выстрелов в минуту. Подача патронов проводилась барабаном. Не менее гениальным была и система выброса стреляных гильз.ШКАС выпускался в 3-х вариантах: синхронный, крыльевой и турельный.

Синхронный ШКАС имел скорострельность 1600 выстрелов в минуту, но зато имел более высокую настильность огня за счет более высокой скорости пуль 800/850 м/с.ШКАС устанавливался как стандартный авиационный пулемет 7,62 мм на практически все советские самолеты, начиная с И-16.ШКАС принял участие в боях в небе Испании в 1936-1937 годах.

ШКАСом были вооружены истребители И-16, а также скоростные бомбардировщики СБ. Также ШКАС использовался в боях на Халхин-Голе, Финляндии и на всём протяжении Великой Отечественной войны.

БОбмардировщики СБ имели в носовой турели спарку из ШКАСов, скорострельной спарки превышала 6000 выстрелов в минуту!Шпитальный, работая над усовершенствованием своего пулемета, попытался довести скорострельность до 3000 выстрелов в минуту в своём УльтраШКАСе. Однако конструктор Березин смог достичь скорострельности в 6000 выстрелов в минуту, и его детище обогнало ШКАС.

УльтраШКАС был выпущен небольшими сериями и применялся в боях в Финляндии.Однако к началу 1940-х годов калибр 7,62 начал терять свою эффективность из-за бронирования самолетов и повышения их живучести.Одновременно с принятием ШКАСа на вооружение разрабатывались его варианты более крупного калибра.

Советский Тульский оружейник Семён Владимирович Владимиров на базе ШКАСа создал 12,7-мм пулемет ШВАК (Шпитальный-Владимиров Авиационный Крупнокалиберный) в 1932 году.

А также 20-мм авиапушку ШВАК (1935), отличавшуюся от 12,7-пулемета только стволом.

20-мм пушка была признана эффективной, а 12,7-мм пулемет не нашел своего применения и его производство ограничилось лишь небольшой серией в 1935-1936 годах.

20-мм ШВАК имела скорострельность в 700-800 выстрелов в минуту, обладала не плохой настильностью огня и скоростью снаряда в 800 метров в секунду.

Японский солдат осматривает спарку ШКАС, снятую с носовой турели бомбардировщика СБ, на заднем плане еще один ШКАС в турельном варианте с того же бомбардировщика, сбитого в боях на Халхин-Голе.

Швак - пушка: авиационное оружие - 20мм авиапушка, 12,7мм пулемёт, характеристики (ТТХ), боевое применение

Кормовая пулеметная точка советского бомбардировщика ТБ-7 (ПЕ-8) № 42015 с пулеметами ШКАС во время испытаний в НИИ ВВС. После проведенных испытаний, в числе различных изменений, на кормовой установке вместо пулеметов ШКАС были установлены пушки ШВАК.

Швак - пушка: авиационное оружие - 20мм авиапушка, 12,7мм пулемёт, характеристики (ТТХ), боевое применение

Кормовая стрелковая точка повёрнута на максимальный угол. В таком положении возможно покидание самолета с парашютом.

Швак - пушка: авиационное оружие - 20мм авиапушка, 12,7мм пулемёт, характеристики (ТТХ), боевое применение

Кормовая экранированная башня КЭБ-42 с 20-мм пушкой ШВАК. Такая оборонительная установка монтировалась на ТБ-7 №42066 (см. книгу М.А. Маслова «„Летающие крепости“ Сталина. Бомбардировщик Пе-8» 

Швак - пушка: авиационное оружие - 20мм авиапушка, 12,7мм пулемёт, характеристики (ТТХ), боевое применение

Стрелок-радист 367 БАП старший сержант Николай Сергеевич Королев за турелью пулемета ШКАС бомбардировщика СБ. Награжден Орденом Боевого Красного Знамени в 1941 г. Погиб 4 февраля 1942 г. — не вернулся из боевого вылета.

Швак - пушка: авиационное оружие - 20мм авиапушка, 12,7мм пулемёт, характеристики (ТТХ), боевое применение

В оружейной мастерской одной из частей Карельского фронта. В правой части фотографии советский офицер в звании старшего лейтенанта у 7,62-мм зенитного пулемета ШКАС на треноге от зенитного пулемета Максим.

Учитывая то, что простые патроны трехлинейки в ШКАС заклинивает, нужны специальные патроны с буквой «Ш» на фланце гильзы. Поставлись исключительно в авиационные части. Патроны меют двойную завальцовку пули в шейке гильзы и более надежный и лучше изолированный капсуль.

Также используется импортный дефицитный порох. С трехлинеечным порохом ресурс ствола ШКАСа составляет 1500 выстрелов.

Швак - пушка: авиационное оружие - 20мм авиапушка, 12,7мм пулемёт, характеристики (ТТХ), боевое применение

 Верхняя оборонительная установка ТАТ с 20-мм пушкой ШВАК советского бомбардировщика ТБ-7 (Пе-8) 4AM 35A №421806. Боекомплект пушки составлял 200 выстрелов. Форма борта не позволяет стрелять по своему же самолету.

  • Швак - пушка: авиационное оружие - 20мм авиапушка, 12,7мм пулемёт, характеристики (ТТХ), боевое применение
  • Турельный вариант 20-мм ШВАК на катере. (на заднем плане 12,7-мм пулемет ДШК)
  • Швак - пушка: авиационное оружие - 20мм авиапушка, 12,7мм пулемёт, характеристики (ТТХ), боевое применение
  • Синхронные пушки ШВАК на истребителе МиГ-3.

Швак - пушка: авиационное оружие - 20мм авиапушка, 12,7мм пулемёт, характеристики (ТТХ), боевое применение

Турельный вариант ШКАСа

Как я уже писал выше по теме, для ШКАСа требовались свои патроны, поскольку обычные винтовочные патроны, предназначенные для пехотного оружия снижали надежность ШКАСа.

И этому есть ряд причин:1) Чудовищно высокая скорость стрельбы из-за инерционных перегрузок могла разрушить патрон в процессах досылания патрона в патронник. Пуля и капсюль могли выпасть из гильзы или наоборот провалиться в гильзу.

2) Восстановить работоспособность пулемета, заклинившего в воздушном бою невозможно в большинстве случаев.

Для разработки новых патронов специально для пулемета ШКАС был привлечен Николай Михайлович Елизаров с коллективом конструкторов. В середине 1930-х годов патрон был готов. Внешне патрон для ШКАСа не сильно отличался от обычного пехотного.

Однако гильза патрона имела более толстые стенки и дно для предостращения разрыва и деформации, пуля в патроне была более глубоко утоплена в гильзе и более надежно закреплена двойным обжимом. Капсюль был сделан меньше по высоте и несколько утоплен в дно гильзы.

На фланце гильзы с 1938 года присутствовала буква Ш, для идентификации патрона военнослужащими. Патроны снаряжались металлическую рассыпную ленту. Звенья ленты могли иметь ребра жесткости или быть без них. Цинки и ящики с патронами для ШКАСа маркировались надписью ШКАС и рисунком пропеллера.

Причем красный пропеллер означал пригодность патронов для стрельбы из синхронного пулемета (через плоскость винта). Черный пропеллер запрещал использование патронов в синхронном пулемете.

  1. Патроны к пулемету ШКАС выпускались в Туле и Подольске на патронных заводах.Варианты патронов для ШКАСа:
  2. 1) Патрон с пулей Л — «легкая» обычная пуля.

2) Патрон с пулей Д — «дальнобойная» тяжелая пуля.3) Патрон с бронебойной пулей Б-30 (стальной сердечник в свинцовой рубашке, пробивала 10-мм броню с дистанции в 200 метров)4) Патрон с бронебойно-зажигательной Б-32 (стальной сердечник в свинцовой рубашке, зажигательный состав в носике пули, пробивала с расстояния в 200 метров броню 10-мм и поджигала)5) Патрон с трассирующей пулей Т-30 (применялись для целеуказания до 800 метров , могли зажечь небронированные баки с горючим, трассирующий состав расположен в донце пули)6) Патрон с трассирующей пулей Т-46 (применялись для целеуказания до 1 километра , могли зажечь небронированные баки с горючим, трассирующий состав расположен в донце пули)7) Патрон с бронебойно-трассирующей пулей БТ (укороченный сердечник пули, трассирующий состав располагался в стаканчике позади сердечника)8) Патрон с бронебойно-зажигательно-трассирующей пулей БЗТ (в носовой части пули располагался зажигатель ный состав, укороченый бронебойный сердечник, трассирующий состав в стакане в дне пули)9) Патрон с зажигательно-пристрелочной пулей ЗП («пехотная разрывная» пуля со взрывателем и зажигательным составом, практически не производилась)10) Патроны с пристрелочно-зажигательной пулей ПЗ («авиационная разрывная» пуля со взрывателем и зажигательным составом)

В ходе Великой Отечественной войны использовались патроны с легкими пулями Л, трассерами Т-46, бронебойными Б-32, Бронебойно-зажигательно-трассирующими БЗТ и пристрелочно-зажигательными ПЗ, производство других патронов для ШКАСа было упразднено.

Использование трассирующих пуль было необходимо для целеуказания стрелков и пилотов, однако использование трассерных пуль повышало износ ствола. Пули БТ и БЗТ были созданы в качестве замены обычных трассирующих пуль Т-30 и Т-46, поскльку функции «трассера» они выполняли, но были эффективнее в плане пробиваемости, чем обычные трассирующие пули.

Обычное снаряжение лент пулеметов выглядело так:Т-46 –> Б-32 –> ПЗ –> Б-32 БЗТ –> Б-32 –> ПЗ

  • ТТХ патронов для ШКАСа:
  • Снаряды 20 x 99R для пушки 20 мм ШВАК.

Изначально для пушки ШВАК были разработаны два типа снарядов — осколочно-зажигательные и бронебойно-зажигательные. Эти два типа снарядов имели практически одинаковую балистику, что повышало точность стрельбы смешанными лентами, особенно у неопытных стрелков и пилотов.Внешне осколочные снаряды отличаются от бронебойно-зажигательных тем, что у них железный носик.

Бронебойно-зажигательный снаряд имеет алюминиевую, медную или пластиковую головку, стальной корпус в котором расположен стальной бронебойный сердечник и шашки зажигательного состава, на корпусе медный ведущий поясок. Бронебойно-зажигательные снаряды взрывателями не снабжались.

Осколочно-зажигательные и бронебойно-зажигательные снаряды имели одинаковый метательный заряд — 19,2 г, и одинаковую баллистику (начальная скорость 815 м/с).Вес патрона 185 гр., вес звена 38 гр. Масса снарядов ОЗ и БЗ — 96 грамм. Масса взрывчатого вещества в боевой части снарядов 27,5 грамм.Гильза латунная, с закраиной.

К началу Великой Отечественной войны осколочно-зажигательные снаряды для пушки ШВАК получили новые безотказные крайне надежные взрыватели К-6, а также была увеличена в 2 раза камора для взрывчатого вещества. К номенклатуре снарядов добавился бронебойно-подклиберный снаряд. Снаряды патрона дорабатывались в течение всей войны.

В конце 1042 года был модифицирован трассирующий элемент, время горения которого составляло 2 секунды, что позволило наблюдать трассер на дистанции свыше 1 километра. Основными снарядами 20мм патрона были:

ОЗ — осколочно-зажигательный снаряд со взрывателем К-20 и А-20 , мембрана которого окрашивалась красной краской;

ОЗТ — осколочно-зажигательный-трассирующий; красный носик и зеленое кольцо, дальность трассирования 1000 м;

  1. ОФ — Осколочно фугасный.

БЗ — бронебойно-зажигательный, а затем БЗТ — бронебойно-зажигательный-трассирующий и БЗ-А — бронебойно- зажигательный с увеличенной дальностью трассирования. Отличительная окраска — красный поясок. Снаряд БЗ-А являлся цельнокорпусным с плоской головной частью для улучшения показателей пробиваемости при встрече с преградой под большими углами от нормали.

Читайте также:  Нож бабочка: как выглядит балисонг, является ли холодным оружием, как пользоваться (вертеть), для чего нужен

Бронепробиваемость Б3 снаряда на дальности 400 м под углом встречи ноль градусов составляла 20 мм. Осколочные снаряды создавали рваное отверстие на входе 40х40 мм, а на выходе 445х662 мм.

Патронная лента комплектовалась чередованием патрона с ОЗТ и Б3 снарядам

Про за  Б. Г. Шпитальный

Б. Г. Шпитальный

Шпита́льный Борис Гаврилович (1902—1972) — советский конструктор авиационного стрелково-пушечного вооружения, доктор технических наук (1940), Герой Социалистического Труда (1940). ОкончилМосковский механический институт имени М. В. Ломоносова (1927). Совместно с И. А. Комарицким создалскорострельный пулемёт ШКАС калибра 7,62 мм (1932) и совместно с С. В.

Владимировым 20-мм пушкуШВАК (1936). В 1934—53 начальник и главный конструктор ОКБ. Преподавал в Московском институтеинженеров геодезии, аэрофотосъёмки и картографии (с 1949 профессор). Государственная премия СССР(1941, 1942). Награждён 2 орденами Ленина, орденами Кутузова 1-й степени, Суворова 2-й степени,2 орденами Трудового Красного Знамени, орденом Красной Звезды, медалями.

В 1945 году советские солдаты увидели в имперской канцелярии Третьего рейха авиационный пулемет конструкторов Б. Г. Шпитального и И.А. Комарицкого.

Оказалось, что Гитлер приказал держать его под стеклом до тех пор, пока немецкие оружейники не создадут подобный образец для люфтваффе. Об этом факте современникам рассказывал сам Б.Г. Шпитальный.

Может быть, это всего лишь легенда прошедшей войны, но оружие советских изобретателей достойно таких легенд.

Литература:Сытин В. А., Изобретатель сверхпулемета, М., 1941.

Источник: https://weapon.temadnya.com/938447487294245561/aviatsionnye-pulemety-762mm-shkas-127-shvak-pushki-20-mm-shvak/

Советские авиационные боеприпасы

Главная » Статьи » Боеприпасы

Гильзы от советских авиационных боеприпасов

  Патрон 12,7×108 мм Во время войны использовался с крупнокалиберными пулеметом ДШК и авиационным УБ.
Швак - пушка: авиационное оружие - 20мм авиапушка, 12,7мм пулемёт, характеристики (ТТХ), боевое применение Диаметр пули, мм:     13,01
Длина патрона, мм:     146,7
Диаметр дульца гильзы, мм:     13,56
Длина гильзы, мм:     108
Диаметр закраины гильзы, мм:     21,69
Масса пули, г:     48,2
Масса патрона, г:     125
Начальная скорость, м/с:     820

Швак - пушка: авиационное оружие - 20мм авиапушка, 12,7мм пулемёт, характеристики (ТТХ), боевое применение
 Швак - пушка: авиационное оружие - 20мм авиапушка, 12,7мм пулемёт, характеристики (ТТХ), боевое применение
Швак - пушка: авиационное оружие - 20мм авиапушка, 12,7мм пулемёт, характеристики (ТТХ), боевое применение

бронебойно-зажигательная пуля Б-32к патрону 12.7*108

Наиболее распространен патрон 12,7х108 с пулей Б-32. Такая пуля имеет носик окрашенный в черный цвет с красной полоской, на самой пуле 2 каннелюры.
Разбираться такую пулю нельзя, т.к это приведет к травмам и ожогам от воспламенения зажигательного состава.

Кроме бронебойно-зажигательных пуль (помимо пули Б-32 существует еще несколько типов) существуют пули к патронам 12.7*108 содержащие взрывчатые вещества, и по сути скорее являющиеся маленький снарядом

Швак - пушка: авиационное оружие - 20мм авиапушка, 12,7мм пулемёт, характеристики (ТТХ), боевое применение
Швак - пушка: авиационное оружие - 20мм авиапушка, 12,7мм пулемёт, характеристики (ТТХ), боевое применение

Пули мгновенного действия содержащие ВВ

ШВАК 12.7

В 1934 году был принят на вооружение патрон «12,7-мм авиационный пулемёт системы Шпитального и Владимирова» так же называемый «ШВАК» (Шпитальный-Владимиров, авиационный, крупнокалиберный). Серийный выпуск пулемётов ШВАК 12.7 производился с 1935 до принятия на вооружение 20-мм пушки ШВАК в 1936 году

Патроны для пулемётов ДК, ДШК и ШВАК снаряжались идентичными пулями и различались только конструкцией гильзы. Исключение составляют только патроны раннего образца, снаряжавшиеся пулями без каннелюры и пулями Б-30 с мельхиоровой оболочкой. Гильза патрона пулемёта ШВАК имеет выступающую закраину гильзы.

При заряжании закраина гильзы упирается в уступ пенька ствола. Закраина также служит для зацепа за неё лапок экстрактора при экстракции стреляной гильзы и для обеспечения подачи патрона.

Гильза патрона ШВАК равна по длине гильзе патрона пулемётов ДК и ДШК, но имеет одно центральное запальное отверстие для капсюля системы Боксера.

Швак - пушка: авиационное оружие - 20мм авиапушка, 12,7мм пулемёт, характеристики (ТТХ), боевое применение

Швак - пушка: авиационное оружие - 20мм авиапушка, 12,7мм пулемёт, характеристики (ТТХ), боевое применение

Сравнительная таблица характеристик патронов 12.7 ШВАК и 12.7 ДШК:

Швак - пушка: авиационное оружие - 20мм авиапушка, 12,7мм пулемёт, характеристики (ТТХ), боевое применение

20-мм ШВАК

Швак - пушка: авиационное оружие - 20мм авиапушка, 12,7мм пулемёт, характеристики (ТТХ), боевое применение

Шпитальный-Владимиров Авиационный Крупнокалиберный — советская авиационная малокалиберная автоматическая пушка под  патрон 20x99R. Использовалась на самолетах И-153П, И-16, И-185, Як-1, Як-7Б, ЛаГГ-3, Ла-5, Ла-7, Пе-3. Турели с ШВАК так же устанавливались на бомбардировщиках Пе-8 и Ер-2.

СХЕМА ОТ ДЖОННИ

 Типы снарядов к ШВАК 20мм:

ОЗ — с головным взрывателем , 2.8 г. взрывчатого вещества + 3.3 г. зажигательного ОЗТ — с головным взрывателем , 2.8 g взрывчатого вещества + 3.3 g зажигательного, трассер ОФ — с головным взрывателем , 6.7 g HE, взрывчатого вещества, с полуготовыми осколками ОФЗ — с головным взрывателем, 0.8 г. взрывчатого вещества + 3.8 г. зажигательного, с полуготовыми осколками БЗ — твёрдый стальной сердечник в мягкой оболочке, 2.5 г. зажигательного вещества, в алюминиевой либо бакелитовой баллистической оболочке БЗТ— как БЗ но с трассером ПУ — гремучая смесь в взрывчатой оболочке ПУТ — цельноштампованный пустотелый с реактивной смесью в полости

Фрагммет рассыпной ленты авиационной пушки ШВАК 20мм

Гильзы 23-мм ВЯ

Пушка Волков-Ярцев-23 была разработана для создававшегося штурмовика Ил-2. Принята на вооружение в 1941 году под именем ВЯ-23, всего таких пушек было произведено 64 655 штук. Используемые боеприпасы — 23х152 мм.

с осколочно зажигательными, бронебойно-зажигательными, осколочно-зажигательно-трассирующими снарядами. У осколочно-зажигательных снарядов мембрана или головная часть взрывателей окрашивается в красный цвет.

 

Гильзы 37-мм НС-37
Авиационная пушка НС-37 (сокращение от Нудельман-Суранов) производилась с 1943 по 1945гг. В Нс-37 использовался боеприпас 37×198 мм. Предназначалась для установки на истребители ЛаГГ-3 и Як-9Т (в развал блока цилиндров двигателя), штурмовики Ил-2 (в подкрыльевые гондолы) и Су-8 (под фюзеляжем). За время войны было было произведено 6833 таких пушки.

  • Звено от ленты НС-37:
  • Гильзы НС-23

В 1943 г. был разработан новый 23-мм патрон с уменьшенным зарядом. На базе 14,5 мм штатного противотанкового патрона была создана путем переобжима под калибр 23 мм новая гильза. Вместе с новой гильзой использовался штатный 23-мм снаряд массой 200 гр.

Специально к новому патрону НС-23 была разработана и лента. Вес такого патрона со звеном ленты получился почти вдвое меньше веса патрона со звеном 23-мм пушки ВЯ-23.
Конструкция пушки НС-23 аналогична конструкции пушки НС-37.

10 октября 1944 года пушка НС-23 и патрон к ней приняты на вооружение.

  1. Про патроны:
  2. Маркировка специальных патронов 7.92 маузер
  3. Патрон 8×50 R к винтовке Лебеля
  4. Клейма патронов 7.62*25 ТТ
  5. Специальные патроны 7.62*54R
  6. Маркировка гильз трехлинейных патронов раннего выпуска
  7. Нестандартные клейма патронов 7.92 маузер
  8. Следы на гильзах оставляемые оружием
  9. Легендарный 7.92х57 Mauser
  10. Немецкий патрон Patrone 318 к противотанковому ружью PzB
  11. Немецкий Унитарный патрон 7,92×57 мм Mauser
  12. ПАТРОНЫ К ПИСТОЛЕТАМ ВЕРМАХТА

Немецкая бронебойная пуля с сердечником из вольфрама S. m.K.H

Источник: http://xn--80aaxgqbdi.xn--p1ai/publ/1/9-1-0-426

12,7/20-мм авиационный пулемет ШВАК

Рост скоростей, маневренности и живучести боевых самолетов требовал увеличения мощности авиационного оружия. В соответствии с Постановлением Совета труда и обороны от 9 февраля 1931 года была начата разработка 12,7-мм авиационного пулемета.

Швак - пушка: авиационное оружие - 20мм авиапушка, 12,7мм пулемёт, характеристики (ТТХ), боевое применение

РАБОТА ВЛАДИМИРОВА

Проектно-конструкторское бюро Тульского оружейного завода повело разработку 12,7-мм авиапулемета на основе системы 7,62-мм высокотемпного пулемета системы Шпитального-Комарицкого (ШКАС), который в это время проходил «доводку» в ПКБ. В мае 1932 года был изготовлен опытный образец 12,7-мм пулемета, разработанного С. В.

Владимировым. В 1934 году образец принят на вооружение под обозначением «12,7-мм авиационный пулемет системы Шпитального и Владимирова, ШВАК» (Шпитальный-Владимиров-авиационный-крупнокалиберный).

В связи с организацией производства ШВАК на ковровском Государственном союзном инструментальном заводе № 2 Владимиров переехал в Ковров.

УСТРОЙСТВО ПУЛЕМЕТА

ШВАК сохранил основные черты системы Шпитального-Комарицкого. Автоматика имела газоотводный двигатель, запирание канала ствола производилось перекосом затвора. Выстрел производился с открытого затвора.

Высокий темп стрельбы достигался за счет большой скорости движения деталей автоматики и сокращения длины их хода.

Патронная лента подавалась с помощью особой зубчатки, при этом извлечение патрона из ленты и подача его на линию досылания осуществлялись за несколько циклов автоматики. И все же ШВАК не был механически «увеличенным» ШКАС.

Комиссия, утверждавшая новый образец авиационного пулемета, отметила, что конструктор Владимиров подошел к поставленной задаче творчески, усовершенствовал ряд узлов автоматики, перекомпоновал ряд узлов.

В частности, он улучшил затвор с автоматическим спуском ударника, более рационально разместил шток, приводящий в действие детали автоматики, переместив его под ствол и сэкономив тем самым объем и массу оружия.

Кроме того, он ввел двухтактную работу системы питания: подача ленты зубчаткой и продвижение очередного патрона на линию досылания производились как при откате, так и при накате подвижной системы автоматики. Это позволило обеспечить равномерность движения ленты и надежность подачи патрона. Однако устранить общую сложность конструкции для производства не удалось.

Читать:  Ручная граната системы Рдултовского обр. 1914 г.

В 1935 году ШВАК поступает в производство, но реально серийный выпуск налажен только на следующий год. Выдержать унификацию с патронами наземного крупнокалиберного пулемета не удалось: система питания потребовала выпуска специально для ШВАК 12,7-мм патрона с теми же пулями и пороховым зарядом, что и у патрона «наземного» пулемета ДК, но с выступающей закраиной гильзы.

ПУЛЕМЕТ И ПУШКА

Вскоре по результатам полигонных испытаний пулемета было принято решение об увеличении его калибра. На основе гильзы 12,7-мм патрона был создан 20-мм патрон. Оружие заменой ствола превращалось из крупнокалиберного пулемета в автоматическую пушку. В отработке пушки приняли участие конструкторы А. И. Гнатенко, П. Б. Иванов, Г. И. Миханев, А. Ф. Попов, А. И. Голышев.

20-мм пушка ШВАК пошла в серийное производство в 1936 году. Если в 1935 году на заводе № 2 в Коврове изготовили 92 пулемета ШВАК и 7 опытных пушек ШВАК, то в 1936-м — 159 пулеметов ШВАК и 300 пушек ШВАК. С развертыванием серийного производства 20-мм пушек 12,7-мм пулемет ШВАК с производства снимался.

Несмотря на относительно слабый для своего калибра патрон, авиационная пушка ШВАК оказалась успешнее пулемета ШВАК. В годы Великой Отечественной войны она стала самой массовой: в 1942-1945 годах выпущено 65 565 пушек ШВАК. Производство ШВАК в 1942 году частично было передано в Медногорск на завод № 314. Однако основным производителем ШВАК оставался ковровский завод № 2.

Даже в послевоенном 1946 году выпустили еще 754 ШВАК, хотя в производстве находились и новые системы.

Читать:  Тяжёлый штурмовой танк КВ-3 («Объект 150»)

ВАРИАНТЫ УСТАНОВКИ

Пушка ШВАК выполнялась как крыльевая, турельная и мотор-пушка. 20-мм ШВАК ставилась на истребителях И-153П, И-16П, Як-1, Як-3, Як-7Б, Як-9, ЛаГГ-3, Ла-5, штурмовиках Ил-2, бомбардировщиках Пе-8, Ту-2, Ер-2, патрульном МТб-2. Ими перевооружали поставлявшиеся по ленд-лизу британские истребители «Харрикейн».

Читайте также:  Миг-27: самолёт, технические характеристики (ттх), истребитель, скорость, вооружение, история создания

Первое боевое применение ШВАК получили над Халхин-Голом в 1939 году на истребителях И-16 (И-16П). Попытка превратить 20-мм ШВАК в противотанково-зенитную пушку на универсальной установке, предпринятая заводом № 2 еще в 1935 году, оказалась неудачной. Но с началом Великой Отечественной войны ШВАК все же «спустилась на землю».

5 декабря 1941 года принята на вооружение 20-мм пушка «ШВАК-танковая», выполненная в ОКБ-16 и получившая обозначение ТНШ («танковая Нудельмана-Шпитального»). Она ставилась на легкие танки Т-40С и Т-60.

В том же декабре 1941 года ковровские оружейники установили пушки ШВАК на тумбовых зенитных установках на бронепоезд «Ковровский большевик».

В качестве зенитных ШВАКи ставились также на торпедные катера типа Г-5 и Д-3. Что касается 12,7-мм авиационного пулемета, тут куда удачнее оказались пулеметы СБ и УБ тульского конструктора М. Е. Березина.

На основе своего УБ Березин создал и 20-мм автоматическую пушку Б-20, используя — стоит это отметить — тот же принцип «бикалиберного» оружия, ранее реализованный Владимировым. Заметим также, что Владимиров на заводе № 2 в Коврове разработал свой вариант 20-мм авиационной пушки под индексом В-20.

Пушка осталась опытной, однако ее система вскоре послужила основой для создания 14,5-мм пулемета Владимирова — КПВ.

Оставить эмоцию

Нравится Тронуло Ха-Ха Ого Печаль Злюсь

    4081      

  Поддержите проект ВОЕННОЕ ОРУЖИЕ И АРМИИ МИРА, подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Источник: http://WarFor.me/12-7-20-mm-aviatsionnyiy-pulemet-shvak/

Авиационное вооружение СССР

  • ШКАС. Шпитального — Комарицкого Авиационный Скорострельный пулемет, 7,62-мм.
  • ШВАК. Шпитального — Владимирова Авиационный Крупнокалиберный, 12,7-мм.
  • ШВАК.Авиационная пушка Шпитального — Владимирова, 20-мм.
  • ВЯ. Авиационная пушка Волкова, Ярцева, 23-мм.
  • УБ. Универсальный пулемет Березина, 12,7-мм.
  • Б-20 Авиационная пушка Березина, 20-мм.
  • НС-23 Авиационная пушка Нудельмана — Суранова, 23-мм.
  • НС-37 Авиационная пушка Нудельмана — Суранова, 37-мм.
  • Авиабомбы.
  • Реактивные снаряды СССР.

Проводя простое сравнение вооружения и боекомплекта советских истребителей: МиГ-3, Ла-5ФН Як-9У-(улучшенного с более мощным двигателем ВК-107А) и FW-190A-8, делаешь для себя неожиданные выводы.

Боекомплект советских истребителей был в разы меньше немецкого. Судите сами:

Вооружение МиГ-3

Вооружение МиГ-3 Основной вариант — пулемет УБС калибра 12,7-мм (300 патронов) и два пулемета ШКАС калибра 7,62-мм (по 375 патронов). вооружение было явно недостаточным. На нескольких машинах с АМ-38 устанавливались две синхронные 20-мм пушки ШВАК (по 100 снарядов). Была выпущена небольшая серия.

Вооружение Як-9У Основной вариант — пушка ШВАК (120 снарядов) и два синхронных пулемета УБС (по 120 патронов). В зависимости от боевой задачи в полевых мастерских пушку ШВАК можно было заменить на ВЯ-23 или даже НС-37, при этом правый пулемет снимался.

Вооружение Ла-5ФН. Две синхронные 20-мм пушки ШВАК (боезапасом 2X170 снарядов).

Вооружение Ла-7. Три синхронные 20-мм пушки Б-20 (боезапасом 3 X 130 снарядов).

Вооружение FW-190A/8 Вверху носовой части фюзеляжа устанавливалась пара пулеметов MG 17 калибра 7,9 мм и боезапасом по 1000 патронов на ствол. Две пушки MG 151 калибра 20 мм устанавливались в корнях крыла, а еще одна пара монтировалась в консолях крыла, боезапас каждой пушки составлял 200 патронов.

Нетрудно посчитать, что суммарный боекомплект FW-190 A-8 (у немцев патроны 20-мм мы называем патронами, а наши 20-мм уже уважительно снарядами) составлял 800 патронов калибра 20-мм и 2000 патронов 7,9-мм в пулемете.

Суммарный боекомплект для советского Як-9 составлял 240 патронов калибра 12,7-мм в пулеметах и 240 снарядов калибра 20-мм. Для Ла-5 общий боекомплект 170 снарядов X две пушки ШВАК.

При темпе стрельбы для пушки ШВАК 800 выстр/мин после несложных расчетов получаем время очереди при одновременном залпе из двух пушек для самолета Ла-5 — 12,8 секунд. Достаточно ли это для скоротечного воздушного боя? Для советского аса да.

Тем более, что и этот боезапас полностью не использовался и зачастую его уменьшали. Ни запас топлива (запас топлива самолета Ла-5ФН составлял 40 мин, на форсаже и того меньше), ни энерговооруженность самолета не позволяли его увеличивать.

Хороший самолет — это оптимальное сочетание его характеристик для выполнение определенных целей. Люфтваффе столкнулись в конце войны с необходимостью борьбы с американскими суперкрепостями. Выполнение этой задачи требовало увеличение боекомплекта немецких истребителей.

Сообщения немецких командиров, касающиеся вооружения советских истребителей (Вальтер Швабедиссен «Сталинские соколы»), примерно одинаковы. В 1941 г. истребители были вооружены несколькими пулеметами, на некоторых находились и пушки в крыльях. Хотя огневая мощь была недостаточной, само вооружение оценивается как хорошее.

Отмечается, что его боевые характеристики снижались манерой советских пилотов распылять огонь и открывать его со слишком большой дистанции, а также нежеланием русских летчиков приближаться к немецким самолетам.

Иногда советские истребители оснащались ракетами, с помощью которых пытались отбиваться от немецких истребителей, атакующих сзади.

СССРГермания ШКАСУБСMG 17MG 131MG-151/15
Калибр, мм 7,62 12,7 7,92 13,2 15
Масса, кг 10,5 21,45 10,2 16,6 38,1
Длина, мм пулемета 1350 1175 1170 1916
ствола 1140 1524
Скорострельность выстр/мин 1800 700-800 1200 900 740
Начальная скоростьпули, м/с обычной 825 850 855 750 960
бронебойной 905 710 850
подкалиберной 1030
Размер патрона, мм 7,62х54 12,7х108 8х57 13х64 15х96
Масса пули, г обычной 9,6 11,5 34 57
бронебойной 38,5 72
подкалиберной 52
  • Для сравнения ниже приведены данные по боекомплекту для Ме-109, воевавших на советско-германском фронте (к началу Великой Отечественной войны «Эмили» уже считались устаревшими и в воздушной войне практически не участвовали):
  • Ме 109F3 — одна 15-мм мотор пушка MG-151/15 с боекомплектом 200 патронов и два 13-мм синхронных пулемета MG-17 с боекомплектом 500 патронов на пулемет.
  • Ме 109G6 — один 15-мм мотор пулемет MG-151/15 с боекомплектом 150 патронов и два 13-мм синхронных пулемета MG-131 с боекомплектом по 150 патронов на пулемет и две 20-мм пушки MG-151/20 в гондолах под крылом с боекомплектом по 120 патронов на пушку.

Примечание. Данные по вооружению FW-190 приведены для A-8/R2. (Дополнительно одна бомба калибра 500 кг и две бомбы по 250кг или сбрасываемый топливный бак 300 л). Такой вариант вооружения был установлен на FW 190 A-8 «Панцербок», пилотировал унтеро-фицер Эрнст Шродер в октябре-ноябре 1944 года при защите рейха. В октябре 1944г.

из FW 190A-8 была сформирована II штурмовая группа 300-й истребительной эскадры под командованием майора Курда Петерса, награжденного рыцарским крестом, она стала одной из истребительных авиачастей, противостоящих высадке десанта в Европе. (источник — «Боевые самолеты Люфтваффе»-под ред Дэвида Дональда).

Именно такой вариант был взят мною для сравнения.

В стандартном варианте вооружение FW-190 состояло из двух синхронизированных 13-мм пулемета Рейнметалл MG 131, установленных в передней части фюзеляжа, с боезапасом по 400 выстрелов на ствол; двух синхронизированных пушек Маузер MG 151/20E в корневых частях крыльев (боезапас 250 снарядов на ствол); двух несинхронизированных пушек Маузер MG 151/20E в консолях крыла (боезапас 125 патронов на ствол).

Что касаемо вариантов вооружения и боекомплекта, мною были приведены отрывочные данные по вооружению не с целью дать полный анализ немецкого вооружения, а только показать превышение боекомплекта немецких самолетов над советскими. Для «Фоккеров», принимавших широкое участие в ВОВ оно было впечатляющим. Если быть точным, а именно точным и следует быть, то следует иметь в виду следущее.

Решающее значение для поражения противника имеет мощность секундного залпа или дульная мощность. Дульная мощность пропорциональна квадрату начальной скорости снаряда, массе выпущенных снарядов за секунду, которая очевидно зависит от калибра снаряда, количества стволов и от скорострельности пушки.

Здесь превосходство вооружения FW-190 очевидно. (20-мм пушка Маузер интересна еще и тем, что стреляла патронами с электровоспламенением.

Это позволяло значительно снизить время синхронизации, и скорострельность синхронизированного варианта снижалась не так значительно, как при механическом (капсюльном) воспламенении).

В Люфтваффе приспосабливание самолетов к различным нуждам осуществлялось при помощи специальных наборов дополнительного оборудования. Существовало два типа таких наборов.

Заводские — Umrust-Bausatze — могли устанавливаться только в заводских условиях, а полевые — Rustsatz — использовались для переоборудования самолетов в ремонтных частях на фронте. Для идентификации переоборудованных самолетов использовались буквы U и R и номер типа набора.

По варианту букв и цифр после типа самолета и можно судить о варианте вооружения и соответственно боекомплекте.

Одной из особенностей американских истребителей было наличие на нем мощного вооружения, состоявшего из восьми крупнокалиберных пулеметов, установленных в консолях крыла. Такая схема размещения пулеметов была стандартной почти для всех американских одномоторных истребителей, что обусловливалось отсутствием в США эффективных авиационных пушек.

Американские пулеметы Кольт-Браунинг калибра 12,7 мм считались одними из лучших в мире; по такой характеристике, как дульная мощность, эти пулеметы даже превосходили немецкие пушки МG-FF калибра 20 мм и МК-101 калибра 30 мм.

Для поражения вражеских перехватчиков, не имевших хорошего бронирования и не обладавших такой боевой живучестью, как самолеты-бомбардировщики и штурмовики, вполне хватало огня крупнокалиберных пулеметов. Кроме того, при ведении воздушного боя между истребителями время нахождения цели в перекрестии прицела порой составляло доли секунды.

И если пулемет Кольт-Браунинг успевал за это время сделать несколько выстрелов, то американская авиационная пушка AA в лучшем случае — один, а чаще ни одного. Наличие же на истребителе Р-47 восьми крупнокалиберных пулеметов с боезапасом 1800 патронов привело к тому, что он стал самым мощным по вооружению одномоторным истребителем мира.

Причем по такой величине, как суммарная дульная мощность и общая масса минутного залпа восьми пулеметов, он существенно превосходил не только одномоторные, но и многие тяжелые двухмоторные пушечные истребители, за исключением некоторых сверхтяжелых истребителей-перехватчиков, переделанных из бомбардировщиков.

  1. В технической литературе оценка качества оружия производится такими показателями, как качество оружия, которое вычисляется делением мощности секундного залпа (дульной мощности) на массу оружия в кг:
  2. n=(мощность секундного залпа)/М
  3. мощность секундного залпа (дульная мощность) = (mV2/2g)(N/60)
  4. где N — темп стрельбы в выстрелах в мин
  5. V- начальная скорость в м/сек
  6. m- масса снаряда в г
  7. g- ускорение свободного падения
  8. Для советского авиационного вооружение показатели качества были следующими:
  9. ШКАС-1000, УБ-1400, ШВАК-990, ВЯ -1250, НС-37 — 840, НС-45-1090
СССРГермания ШВАКНС-37НС-45MG 151/20MK-103MK-108
Калибр, мм 20 37 45 20 30 30
Масса, кг 40 140 152 42,7 145 58
Длина, мм пушки 1679 3410 2520 1766 2335 1057
ствола 2300 1104 1200 580
Скорострельность выстр/мин 700 160 750 380 650
Начальная скоростьснаряда, м/с осколочного 815 900 850 805 860 540
бронебойного 815 880 705 960
Размер патрона, мм 20х99 37х198 45х186 20х82 30х184 30х90
Масса снаряда, г осколочного 96 735 1065 183 530 330
бронебойного 96,6 760 205 440
Читайте также:  Истребитель як-9: самолёт, тактико-технические характеристики, модификация, история создания, применение

Источник: http://www.airpages.ru/ru/gun_ru.shtml

Авиационный крупнокалиберный пулемёт ЯкБ-12,7

Четырехствольный крупнокалиберный пулемёт ЯкБ-12,7 (индекс УВ ВВС – 9-А-624) был разработан в 1968-1977 гг. в качестве стрелкового вооружения ударного вертолета Ми-24. Высокий темп стрельбы пулемета обеспечивается за счет вращающегося блока стволов, как в американском многоствольном пулемете «Миниган».

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

Подвижная установка УСПУ-24 с пулемётом ЯкБ-12,7

Успешное применение амери­канцами в 60-х годах прошлого века во Вьетнаме вооруженных вертоле­тов послужило толчком для создания в СССР собственной конструкции боевого ударного вертолета. К работе над ним приступило ОКБ М.Л.

Миля, который предложил проектировать новую машину не на основе сущест­вовавших транспортных вертолетов, а создать специализированный боевой вертолет.

По замыслу главного конс­труктора, винтокрылая машина, полу­чившая первоначально индекс В-24, должна была играть роль «летающей боевой машины пехоты» и нести мощ­ное вооружение: ПТУРСы, неуправля­емые ракеты и скорострельную 23-мм пушку. Кроме того, вертолет должен был брать на борт еше и 7-8 десант­ников.

Идея «летающей БМП» была одобрена военными, однако на стадии эскизного проектирования они пот­ребовали заменить легкую двустволь­ную пушку ГШ-23 на скорострельный пулемет.

Заказчиков вертолета не уст­раивал малый боекомплект пушки, и они полагали, что введение пулемета позволит решить эту проблему: верто­лет мог взять на борт гораздо больший боезапас 12,7-мм патронов, чем 23-мм снарядов. К тому же, как считали воен­ные, наличие противотанковых ракет на борту делало присутствие пушки якобы излишним. Позже, правда, это решение было признано ошибочным.

В то время единственной моделью пулемета, стоявшего на вооружении вертолетов, был легкий пулемет А-12,7 конструкции Н.М. Афанасьева. Несмот­ря на многие его положительные свойс­тва (малый вес, высокую надежность), его огневая мощь была недостаточна для ударной винтокрылой машины. В этой связи было принято реше­ние о создании нового скорострель­ного крупнокалиберного пулемета.

28 декабря 1968 Совет Министров СССР принял соответствующее Постановление № 1044-381. Разработку пулемета поручили коллективу ЦКИБ СОО — Центрального конструкторско-исследовательского бюро спортивно­го и охотничьего оружия.

В то время в ЦКИБ работало много опытных конс­трукторов, имевших опыт проектирования скорострельного авиационного вооружения и зенитных автоматов: Н.М. Афанасьев, В.И. Волков, Г.И. Никитин, В.И. Силин, С.А. Ярцев.

Например, под руководством Ярцева, создателя 23-мм пушки ВЯ-23 легендарного штурмови­ка Ил-2, был сконструирован экспериментальный пулемет «шквального огня» ТКБ-041 с темпом стрельбы 7000 выстрелов в минуту.

Главным конструктором проекта нового авиационного пулемета с фир­менным обозначением ТКБ-063 был Петр Герасимович Якушев, известный конструктор автоматического ору­жия, автор 23-мм зенитных автоматов для самоходной установки ЗСУ-23-4 «Шилка» и буксируемой установки ЗУ-23. П.Г.

Якушев привлек к работе над пулеметом другого талантливого тульского конструктора, Бориса Афа­насьевича Борзова. Последний позже стал известен как один из создате­лей револьверного гранатомета РГ-6 и оригинального гладкоствольного револьверного ружья МЦ-255.

В 1993 году создание четырехствольного пуле­мета стало основой для диссертацион­ной работы Б.А. Борзова, и ему была присвоена ученая степень кандидата технических наук. Петр Герасимович защитил кандидатскую диссертацию раньше, в 1969 году.

По имени двух главных создателей пулемет офици­ально назвали ЯкБ-12,7 (Якушев — Борзов, калибра 12,7 мм). По традиции оружие получило от военных еще и авиационный индекс ГРАУ – 9-А-624, предназначенный для использования в несекретной переписке.

Первой проблемой, вставшей перед создателями пулемета, был выбор принципиальной схемы авто­матики для многоствольного ору­жия.

С одной стороны, уже сущест­вовал успешный пример американ­ской фирмы «Дженерал электрик», создавшей пушку М61 «Вулкан» и на ее основе целую гамму многостволь­ного оружия калибром от 5,56 до 30 мм с внешним приводом вращающегося блока стволов.

Оружие с независи­мым от оружия источником питания получалось относительно простым по устройству, надежным (не страш­ны осечки) и долговечным. К тому же легко решалась задача разгона блока стволов в начале стрельбы.

Однако за все эти преимущества нужно было пла­тить очень высокой ценой – внешний привод (электромотор, батареи) уве­личивал вес системы почти в два раза.

Не следует, наверное, повторять, какое значение в авиации имеет экономия веса, поэтому тульские оружейники, руководствуясь принципом своего земляка Левши «англицких мастеров превзойти», избрали принципиально другое техническое решение — много­ствольное оружие, приводимое в дейс­твие отводимыми из канала ствола в газовую камеру пороховыми газами. Хотя автоматическое газоотводное ору­жие являлось далеко не новинкой, при создании оружия c  высоким темпом стрельбы его разработчиков поджидала масса техни­ческих сложностей и проблем.

УСТРОЙСТВО ПУЛЕМЁТА ЯкБ-12,7

Конструктивно пулемет ЯкБ-12,7 представлял собой автоматическое оружие с вращающимся блоком из четырех стволов (схема Гатлинга), приводимым во вращательное движе­ние боковым газоотводным двигате­лем кулачкового типа.

Этот двигатель имеет четыре поршня, совершающих под действием пороховых газов возвратно-поступательное движение. Каждый поршень соединен со спе­циальным движком, ролики которо­го имеют возможность скользить по криволинейному пазу неподвижной ствольной коробки.

Благодаря такому механизму поступательное движение поршня превращается во вращатель­ное движение блока стволов — веду­щего звена автоматики.

Особенностью автоматики ЯкБ-12,7 является нали­чие особого пиропружинного стартерного устройства, с помощью которого обеспечивалось производство первого выстрела в очереди. Дело в том, что в оружии, построенном по схеме Гат­линга, перед началом стрельбы необ­ходима предварительная раскрутка блока стволов.

Газовый же двигатель начинает работать только после пер­вого выстрела. Поэтому в пулемете ЯкБ-12,7 предусмотрен торсионный стартер, вал которого расположен между стволами.

Перед стартом верто­лета необходимо было сжать пружину, надетую на торсионный вал, для того чтобы запасти необходимую для раз­гона блока стволов энергию. При про­изводстве первого выстрела пружина разжималась и приводила в движение подвижные части.

После этого автоматика переходила в свой нормаль­ный режим, и движение блока стволов обеспечивал газовый двигатель. При прекращении стрельбы, при достреле двух последних патронов, производи­лось взведение пружины торсионного устройства, и оно снова накапливало энергию для последующей стрельбы.

В случае отказа оружия, например осеч­ки патрона, раскрутка остановившего­ся блока стволов производилась при помощи пиропатрона. Пиропатронов предусмотрено только три штуки, так что в полете имелась лишь трехкратная возможность активировать отказав­шее оружие.

Удар затворов в крайнем заднем положении смягчает буферное устройство. У пулемета имелся также механизм изменения темпа стрельбы. Питание оружия осуществлялось из непрерывной металлической ленты, уложенной в подающее устройство барабанного типа.

Поскольку боеком­плект пулемета первоначально предусматривался очень внушительным (1470 патронов в боевом и 750 в транс­портном варианте), то для транспорти­ровки столь тяжелой ленты по тракту питания была предусмотрена система электрического подтяга ленты.

Для управления стрельбой пулемет осна­щался электроспуском.

На вертолете Ми-24 пулемет ЯкБ-12,7 применялся в качестве встроенного в составе уни­версальной стрелковой пулеметной установки УСПУ-24. Приводы уста­новки дистанционные электричес­кие.

Она устанавливалась в носовой части фюзеляжа и обеспечивала углы обстрела по горизонтали вправо и влево до 60 градусов, по вертикали 20 градусов вверх и 40 градусов вниз. Стрельбу из установки мог вести как пилот вертолета, так и штурман-опе­ратор.

Первый из них мог стрелять только из пулемета, находящегося в походном положении, закрепленного параллельно оси вертолета, прицеливаясь всем корпусом машины.

Для этой цели использовался автомати­ческий стрелковый прицел АСП-17В, с помощью которого велась также стрельба из других видов неуправля­емого вооружения — блоков НУР и подвесных стрелково-пушечных контейнеров.

АСП-17 являлся штатным стрелковым прицелом истребительно-бомбардировочной авиации и кроме Ми-24 устанавливался также на вер­толетах Ка-29, штурмовиках Су-25 и истребителях МиГ-21, МиГ-23 и Су-17. Он позволял стрелять как по неподвиж­ным, так и по движущимся целям.

Для стрельбы из пулемета пилот должен был сначала включить питание под­вижной пулеметной установки и прицел, затем установить угол прицелива­ния и ввести, если необходимо, поп­равки на ветер и скорость движения цели. Остальные поправки вводились автоматически при помощи аналогово­го вычислителя, получающего данные от бортовых датчиков вертолета. Штурман-оператор должен был установить требуе­мый режим стрельбы из пулемета. После этого летчику оставалось только сов­местить подвижную прицельную марку с целью и нажать на кнопку открытия огня.

Штурман-оператор в отличие от пилота мог осуществлять стрельбу из пулеметной установки в независимом от курса вертолета направлении. Для этой цели он использовал коллиматорный прицел КС-53, входящий в состав при­цельной станции КПС-53АВ.

Стрель­ба в этом случае ведется следующим образом: летчик за 5—6 минут до начала стрельбы включает питание пулеметной установки, штурман-оператор устанав­ливает требуемые режимы стрельбы и поправки, после чего он поворотом головки прицельной станции совмеща­ет визир с целью и нажимает на одну из двух гашеток.

Дальность стрельбы при этом вводить не требуется — она опреде­ляется дальномером. Стрельба из пуле­мета могла вестись короткими, длинны­ми очередями и непрерывно, при этом длина непрерывной очереди или общее число выстрелов нескольких очередей в одном заходе не должны превышать 400 выстрелов.

После этого пулемет требо­вал длительного охлаждения: при темпе­ратуре свыше +10 градусов – 25 минут, от -10 до +10 – 15 минут, при более низ­ких температурах — 5 минут.

БОЕПРИПАСЫ К ЯкБ-12,7

Одной из «изюминок» ЯкБ было применение, впервые в отечественной практике, двухпульного боеприпаса. Специально для пуле­мета ЯкБ специалис­тами ЦНИИТочМаш г. Климовска под руководством B.M. Сабельникова были созданы патроны, в которых внутри гильзы за основной пулей размешалась вторая пуля.

Патроны имели латунную   гильзу и пули с биметаллической оболочкой, в которую были впрес­сованы стальной и свинцовый сердеч­ники. Масса патрона составляла 145 г, длина — 147 мм. Первая пуля весила 31 г, вторая была несколько легче — 27 г.

Внешне патрон практически не отличался от обычного патрона 12,7×108 мм к крупнокалибер­ным пулеметам, однако его «двухпульность» выдавало кернение в централь­ной части гильзы, служащее для крепления второй пули в патроне.

Патрон 1СЛ (индекс 9-А-4012) с обыкновенной пулей обеспечивает поражение живой силы и легкобронированной техники на дально­сти 1000-1500 м. Вершинка его пули не имеет окраски.

Источник: http://www.modernarmy.ru/article/471/pulemet-jkb

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector