Скандинавские мечи — изготовление: технологии средних веков, японские — самурайские, русские, из дамаска, булатные

Скандинавские мечи - изготовление: технологии средних веков, японские - самурайские, русские, из дамаска, булатные

Популяризация японского холодного оружия (в частности мечей) в последнее время приняла просто таки колоссальные масштабы. Ничего не хочу сказать плохого в адрес традиций японского оружейного ремесла, но меня вводит в недоумение то, что традиции русских мастеров остаются за бортом…

Рассмотрим вкратце историю металлов.

Булат

Родиной булата является Индия. И появился он, очевидно, не позднее, чем два с половиной тысячелетия назад. На это указывает тот факт, что еще Аристотель в своих работах упоминает металл с характерным рисунком и поразительными качествами. Индийские умельцы называли эту сталь (а булат это не что иное, как сталь) вутц.

Скандинавские мечи - изготовление: технологии средних веков, японские - самурайские, русские, из дамаска, булатные

Название «булат» появилось не в Индии, а в других странах. По мнению академика Грузинской ССР Г. А. Меликишвили, термин «булат» произошел от названия древней страны Пулуади, которая десять веков до нашей эры располагалась на территории современных стран: Турции, Армении, Грузии и Ирана и была одним из центром производства стали (еще не булатной).

Александру Македонскому в его походе на Индию помогли его талант полководца и, наверное, греческие боги, потому что качество оружия македонцев не шло ни в какое сравнение с качеством оружия индусов.

Македонцы с ужасом отмечали, что доспехи индусов не берет ни стрела, ни копье, и даже меч не оставляет на них следов, а в сражении на мечах, клинки македонцев либо ломались, либо позорно гнулись.

Так цивилизация узнала о существовании вутца.

Ярым поклонникам японского холодного оружия скажу, что во времена Александра Македонского в Японии не существовало школ и традиций производства собственных мечей.

Вплоть до четвертого века холодное оружие ввозилось в Японию из Китая и ценилось намного больше того, что делалось местными мастерами.

Мало того, мечи, которые изготовляли японские оружейники, делались опять же из привезенного металла и по формам и размерам повторяли китайские («Рыцари страны восходящего солнца» А. Ю. Синицын стр. 283).

Итак, что же такое булат?

Это литая сталь, то есть цельный кусок металла, изготовленный по особой технологии. Секретов в этой технологии огромное количество, но они вовсе не мистические. Секреты в чистоте железа (которая в те времена была трудно достижима), в режимах и температурах плавления и охлаждения метала, насыщении железа углеродом и непосредственно ковки.

Если все детали технологии соблюдались четко, то металл приобретал характерный рисунок и поразительные качества. Клинок из такой стали затачивался до остроты бритвы, одинаково хорошо резал легкую ткань и дерево, рубил металл, не повреждая заточенную кромку, и его можно было сильно изгибать, после чего клинок принимал первоначальную форму без остаточной деформации.

В подтверждение того факта, что древние индусы в совершенстве владели искусством металлургии, в Дели и по сей день стоит железная колонна, которая весит шесть с половинной тонн, и возвышается на шесть метров. Эта колонна насчитывает полторы тысячи лет и имеет чистоту железа 99,72%, что объясняет ее высокую антикоррозийную стойкость.

Технология изготовления именно этого булата была полностью утрачена в XVI веке (в основном из-за разрушительных войн Тимура) и найдена снова в 1824 году отечественным горным инженером П. П. Аносовым, который также являлся начальников Златоустовских заводов (они работают и по сей день).

Скандинавские мечи - изготовление: технологии средних веков, японские - самурайские, русские, из дамаска, булатные

На приведенной фотографии изображена часть клинка, изготовленного из булата

Скандинавские мечи - изготовление: технологии средних веков, японские - самурайские, русские, из дамаска, булатные

А тут медальон из булатной стали

На обоих изображениях отчетливо видна структура булатной стали. Ниже приведен персидский кинжал (предположительно XVIII–XIX века) изготовленный из булата

Скандинавские мечи - изготовление: технологии средних веков, японские - самурайские, русские, из дамаска, булатные

А здесь представлен нож, изготовленный Златоустовскими мастерами уже в наше время в лучших традициях холодного оружия

Скандинавские мечи - изготовление: технологии средних веков, японские - самурайские, русские, из дамаска, булатные

Индийские ремесленники не делились своими секретами, но охотно продавали готовые заготовки вутца в Турцию, Иран, Персию и пр. страны. Одним из серьезных потребителей таких заготовок был Дамаск — большой промышленный и торговый центр востока.

Дамасская сталь

В Дамаске оружейники тоже не сидели сложа руки. Они много экспериментировали с индийским вутцом и другими металлами, и в конце концов создали технологии изготовления слоенных клинков. Суть их была в следующем: полосы стали с разным содержанием углерода набирались в пакет, далее разогревались, и проковывались.

Такая технология называется кузнечная сварка. При этом пограничные слои отдельных полос диффузируют друг в друга, образуя неразрывное соединение.

Полученную полосу складывали пополам, разогревали и снова проковывали. И так до тех пор, пока в количество слоев в заготовке не достигало несколько сотен.

Полученный клинок также имел характерный узор, свойственный булату, хотя и был приготовлен по другой технологии.

Причем, если на рисунок булата мастер почти не мог влиять, то при изготовлении слоенной стали, мастера могли добиваться определенного узора, варьируя направления складываемых перед сваркой полос. Поэтому рисунок дамасской стали всегда чередуется.

Ниже приведена фотография трех ножей ярославского мастера Ильи Куликова с его официального сайта (http://www.damask.nm.ru/g1_20.html). На этой фотографии вы можете видеть три совершенно разных узора дамасской стали.

Скандинавские мечи - изготовление: технологии средних веков, японские - самурайские, русские, из дамаска, булатные

А здесь охотничий кинжал из дамасской стали, в исполнении Тульских мастеров

Скандинавские мечи - изготовление: технологии средних веков, японские - самурайские, русские, из дамаска, булатные

Также дамасские мастера первыми обратили внимание, что металл, выдержанный долгое время в земле, после очищения от ржавчины демонстрирует гораздо лучшие качества.

Они первыми стали закапывать на долгое время заготовки, перед непосредственным применением.

Суть этого процесса в том, что ржавчина первым делом «съедает» участки, в которых больше всего содержится не металлических примесей (фосфор, сера).

Дамасские оружейники успешно продавали свое оружие во многие страны. Рим был одним из основных и постоянных покупателей. Возможно, благодаря римлянам технология «слоенного пирога» дошла до стран нынешней Европы. Как бы там ни было, но к IX-X векам все серьезные европейские оружейные мастерские изготовляли мечи по технологии дамасской стали.

Дошли ли эти технологии до Японии, или японские мастера открыли их самостоятельно, не известно. В любом случае, традиции японского холодного оружия следует рассматривать самостоятельно. А мы вернемся к нашим непосредственным предкам.

Дружинник

Если европейский средневековый рыцарь суть профессиональный солдат, то таким аналогом на Руси IX-XI веков был дружинник. Пеший, или конный, это был серьезный воин. В боевом снаряжении дружинник был облачен в кольчугу, имел лук и стрелы, боевой топор, щит и меч. На двух рисунках, приведенных ниже, прекрасно видны все нюансы экипировки дружинников.

Скандинавские мечи - изготовление: технологии средних веков, японские - самурайские, русские, из дамаска, булатныеСкандинавские мечи - изготовление: технологии средних веков, японские - самурайские, русские, из дамаска, булатные

Кольчуга заслуживает отдельного внимания. Я приведу два абзаца из книги Б.А. Колчина «Техника обработки металла в древней Руси».

Кольчуга служила достаточно надежной защитой от холодного оружия. В древней Руси, она появилась на 200 лет раньше, чем в Западной Европе. Еще в XII в. во Франции кольчуга считалась дорогим импортным доспехом который ввозили из России. В героической французской поэме «Рено де Монтобан» упоминается «кольчуга, сделанная в России».

Обычная кольчуга на средний рост состояла примерно из 18-20 тыс. колец.

В технологии производства древнерусских кольчуг поражает миниатюрность, тонкость и огромная трудоемкость кузнечных работ, например, операция склепывания кольца заклепкой диаметром около 0,75 мм, производившаяся не с отдельно лежащим кольцом, а уже с кольцом, вплетенным в кольчугу. Склепать нужно было около 10 тыс. колец.

Из этого следует очевидный вывод — кузнечное дело на древней Руси было развито достаточно сильно. Но то кольчуга, а что же меч?

Чтобы не пересказывать уже написанное профессионалами своего дела, снова приведу отрывок из книги Б.А. Колчина «Техника обработки металла в древней Руси».

Русские летописи и другие письменные источники пестрят упоминаниями о мече. Не менее широко представлены мечи и в археологическом материале. Основная масса мечей, как и другого вооружения, дошла до нас от Х в.

Погребения воинов-дружинников Игоря, Святослава и Владимира Святославовича сопровождались богатым набором оружия и разного военного снаряжения.      Обычная Длина меча Х в. была около 80-90 CM, ширина клинка равнялась 5-6 см, толщина 4 мм.

Вдоль полотна на обеих сторонах клинка всех древнерусских мечей идут долы, служившие для облегчения веса клинка. Навершие, рукоять и перекрестье меча почти всегда украшались бронзой, серебром и даже золотом.

Технология производства клинков мечей нами изучена на основании металлографического анализа 12 экземпляров мечей.

Пять мечей происходят из Гнездовских курганов, четыре меча из Михайловских курганов, два меча из Приладожских курганов и один меч из Вщижа (Древнерусский город на реке Десне в Брянской области).

На основании обнаруженных структурных схем металла древнерусских мечей мы реконструируем технологию их изготовления.

Основа клинка меча делалась из железа или сваривалась из трех полос стали и железа. Когда основа клинка сваривалась только из стали, брали малоуглеродистый металл. Довольно широко применялась и узорчатая сварка.

В этом случае основа клинка сваривалась из средней железной и двух крайних специально сваренных полос. Последние, в свою очередь, были сварены из нескольких прутьев с разным содержанием углерода, затем несколько раз перекрученных и раскованных в полосу.

К предварительно сваренному и подготовленному бруску основы клинка наваривали в торец стальные полосы — будущие лезвия.

После сварки клинок выковывали таким образом, чтобы стальные полосы вышли на лезвие. Отковав клинок заданного размера, вытягивали черенок рукоятки. Следующей механической операцией было выстругивание долов.

Затем клинок шлифовали и подвергали термической обработке. После этого клинок полировали, и если на основе клинка делалась узорчатая сварка, его травили. Кузнец же делал и основу перекрестья и навершия рукоятки.

Иногда наваренные стальные лезвия подвергались перед термической обработкой дополнительной цементации.

Применялась также цементация поверхности цельножелезного меча. Подобная технология была у меча из Михайловских курганов.

Перед нами самая типичная древнерусская технология изготовления качественного изделия — сварка мягкой вязкой основы со стальным лезвием и последующая термическая обработка всего клинка.

Очень интересные сведения о технике производства мечей древнерусскими кузнецами сообщает их современник, выше уже упоминавшийся хорезмийский ученый Ал-Бируни.

«Русы выделывали свои мечи из шапуркана, а долы посредине их из нармохана, чтобы придать им прочность при ударе, предотвратить их хрупкость. Ал-фулад (сталь) не выносит холода их зим и ломается при ударе. Когда они познакомились с фарандом (т. е.

с узорчатым булатом), то изобрели для долов плетенье из длинных проволок (изготовленных) из обеих разновидностей железа-шапуркана и женского (т. е. железа).

И стали получаться у них на сварных плетениях при погружении (в травитель) вещи удивительные и редкостные, такие, какие они желали и намеревались получить. Ал-фаранд же (рисунок) не получается соответственно намерению при изготовлении (меча) и не приходит по желанию, но он случаен»…

Этот текст интересен с двух сторон. Во-первых, он подтверждает выводы о технике производства клинков мечей, сделанные нами на основании изучения лишь 12 мечей. Технология наварки стальных («из шапуркана») лезвий на железную («из нормохана») основу клинка является общерусской. Во-вторых, Ал-Бируни говорит я о ревосходстве техники изготовления узора на клинках мечей у русских оружейников.

При соответствующей комбинации железных и стальных полос на основе клинка древнерусский кузнец мог получить любой заданный рисунок с одинаковым ритмом по всей полосе, что особенно и удивляло Бируни. Булатный же рисунок, как известно из опытов П. П. Аносова, случаен, так как при кристаллизации тигельной стали в каждом отдельном случае получается свой рисунок структурной неоднородности.

Итак, древнерусские кузнецы, ковавшие для своих соотечественников воинов-дружинников мечи, владели сложной технологией кузнечной ковки, узорчатой сварки и термической обработки и в технике производства и художественной отделке не уступали ни западным, ни восточным мастерам. В искусстве отделки клинков мечей они даже превосходили знаменитых восточных оружейников, изготовлявших мечи из булатной стали.

Читайте также:  Пистолет вальтер пп, ппк: немецкий, технические характеристики, калибр walter pp, ppk

Добротные мечи с «удивительными и редкостными» узорами, изготовленные русскими кузнецами, пользовались широким спросом на внешних рынках: в Византии, Средней Азии и других странах.

Арабский писатель Ибн-Хордадбех в середине IX в.

писал: «что же касается купцов русских — они же суть племя из славян — то они вывозят меха выдры, меха лисиц и мечи из дальнейших концов Славонии к Румейскому (Так арабы в средние века называли Черное море) морю».

Итак, мы видим, что технологии производства мечей русскими оружейниками перекликаются с технологией дамасской стали (кузнечная сварка прутьев стали с различным содержанием углерода, использование нескольких пластин, булатный рисунок), но все же сильно отличаются от нее. Также мы видим, что качество этих мечей ничем не уступало, а иногда и превышало качество зарубежных аналогов.

В связи с оружейным делом X века история донесла нам имя Людоты Коваля. Мало что известно о жизни этого легендарного оружейника, кроме того, что он ковал великолепные мечи, за которыми знатные воины выстраивались в очередь. До нас дошли несколько экземпляров, на которых сохранились его клеймо.

Ю. Никитин в своем романе «Князь Владимир» подробно описал процесс изготовления меча великим оружейником. Разумеется, это только художественное произведение, но процесс описан настолько детально и реалистично, что я рекомендую всем желающим с ним ознакомиться.

Найти изображения меча дружинника тысячелетней давности в хорошем состоянии мне не удалось, поэтому я привожу снимки современных аналогов. Мечи сделаны ныне живущим мастером, имя которого я не смог выяснить.

Обратите внимание, что лезвие этих мечей скругленное, почти круглое. Такие мечи были чуть длиннее (105–110 см) и ими вооружались конные дружинники.

Мечом такой формы удобнее наносить рубящий удар, что для конных воинов было важнее. Мечи же пеших дружинников должны были быть одинаково приспособлены и для рубящих ударов и для колющих.

Поэтому они были немного короче (90–95 см) и имели острый конец.

Мне не удалось найти качественных изображений такого меча ни современных, ни оригинальных, поэтому мой друг и соратник Сергей Агарев воспроизвел его изображение по моему эскизу. Вот оно:

Вместо заключения

После XI-го века меч трансформируется в палаш, потом в саблю, шпагу и, наконец, в шашку. Но традиции изготовления высококачественного холодного оружия никуда не делись. Мастера Тулы, Санкт-Петербурга, Златоустья и многих других отечественных мастерских и по сей день выпускают уникальные экземпляры холодного оружия практически всех времен.

Зайдите на сайты этих умельцев, вы получите огромное удовольствие, просматривая их коллекции.

http://art-grani.ru/katalog/longhttp://ostmetal.info/galery.php?section=6http://www.grifon.com.ru/cat001.html

http://koval.spb.ru/

Источник: https://weapon.temadnya.com/364295590881265751/russkij-mech/

Технология самостоятельного изготовления булатной и дамасской стали

Желание сделать дамасскую сталь своими руками должно иметь под собой определенную целесообразность. Появление подобного материала объясняется довольно просто.

В течение нескольких тысячелетий прогресс зависел от уровня развития оружейных технологий. Чтобы иметь легкое и прочное оружие изыскивались подходящие материалы. Можно махать тяжелым мечом, устрашая противника.

Имея удобный меч небольшого веса, проще поразить противника, закованного в латы.

Даже рыцари крупных размеров (богатыри), одетые в доспехи, часто ничего не могли противопоставить юрким противникам, вооруженным легкими мечами, шпагами и палашами. Прочная и острая сталь находила изъяны в защите, проникала в стыки лат, нанося смертельные раны. Особая прочность позволяла изготавливать удобное оружие с небольшой массой.

Булат и Дамаск

Рисунок дамасской стали на спиле металла:

Скандинавские мечи - изготовление: технологии средних веков, японские - самурайские, русские, из дамаска, булатные

Термин дамасская сталь появился сравнительно недавно. В разных источниках стало появляться подобное наименование кованого изделия в середине XIX века. До этого чаще использовалось наименование «Гурда», так называли творения кузнецов с Кавказа и Междуречья. Там стали ковать изделия из смеси сплавов, добиваясь необычного рисунка на поверхности клинков.

Булат, как свидетельствуют исторические исследования, пришел из Индии. В музеях истории сохранились образцы оружия, где применялись литейные заготовки из легированной стали. Чаще всего в них присутствует хром, концентрация которого может достигать до 14 %.

Однако булатное производство рассчитано только на индивидуальный выпуск продукции. Поэтому технология довольно затратная. Мастер тратит много времени для изготовления определенного образца. Если заходит разговор о массовом производстве, то не рассчитывают на сложную технологию.

Только Златоустовский оружейный завод (единственное крупное предприятие) производит булатные клинки. По специальному заказу выпускают изделия дамасской стали. Цены на товар высокие, но имеется стабильный спрос на продукцию не только внутри России, но и за рубежом.

Изучением технологии производства и созданием промышленных технологий занимался металлург Павел Петрович Аносов. Результаты его работы присутствуют во всех учебниках по металловедению и кузнечному делу.

Современный булат в изделиях – реплика ножа НР-40 в современном исполнении, изготавливается на заказ:

Скандинавские мечи - изготовление: технологии средних веков, японские - самурайские, русские, из дамаска, булатные

Во время Великой Отечественной войны завод выпускал армейские ножи и шашки для кавалерии. Достаточно много экземпляров оружия с той поры реализуется в настоящее время на различных интернет ресурсах.

Современные кузнецы производят новодел (так называют изделия, которые выполняются по образу и подобию старинных образцов). Несколько сотен мастерских предлагают копии, которые трудно отличить от оригинала.

Нож разведчика НР-40, изготовленный в 1942 г. – их выпустили более 7 млн. экземпляров:

Скандинавские мечи - изготовление: технологии средних веков, японские - самурайские, русские, из дамаска, булатные

Судя по количеству предложений и ценам, можно сделать вывод, что индивидуальный товар пользуется стабильным спросом. Производство изделий из булата и дамасской стали может быть довольно интересным и прибыльным бизнесом.

  • Современный нож НР-40, изготовленный по образцам периода Великой Отечественной войны:
  • Скандинавские мечи - изготовление: технологии средних веков, японские - самурайские, русские, из дамаска, булатные
  • Отличие булата от дамасской стали специалисты видят в исходном сырье:
  1. Булат – это сплав, в котором присутствует значительное количество легирующих элементов, при последующей кузнечной обработке методом кузнечной сварки соединяют платины, которые придают изделию комплекс новых свойств.
  2. Дамаск – это механическое соединение металлических заготовок, разнящихся по своим свойствам. Выполняется проковка до нескольких десятков слоев.

Использование качественной стали в изделиях

Не только оружие нуждается в прочных материалах. Конструкционные материалы с особыми свойствами используются в самых разных отраслях промышленности.

Кованые изделия работают в автомобилях, на железнодорожном транспорте, в сельскохозяйственных машинах, на космических кораблях. Используется только весьма упрощенная технология. Ковкой добиваются получения мелкого зерна в строении металла. Устраняются возможные раковины, которые присутствуют в отливках.

  1. Образец современного клинка с выраженным рисунком:
  2. Скандинавские мечи - изготовление: технологии средних веков, японские - самурайские, русские, из дамаска, булатные
  3. Для дамасской стали отмечают плюсы и минусы.

Положительные характеристики

  • Высокая прочность изделия, выдерживает нагрузку, приложенную в разных направлениях (сжимающую, растягивающую, изгибающую и другие виды нагружений).
  • Износостойкость режущей кромки, долго держит остроту.
  • Имеет необычный внешний вид, невозможно повторить рисунок на аналогичном предмете, делает его узнаваемым.
  • Высокая стоимость при реализации.

Специальный вид дамасской стали, изготовленной из троса:

Скандинавские мечи - изготовление: технологии средних веков, японские - самурайские, русские, из дамаска, булатные

Перечисленные плюсы часто привлекают мастеров заниматься производством по технологии многократной проковки заготовок. Для каждой новой партии товара могут использоваться свои способы и последовательность ковки.

Недостатки

Главный недостаток – это высокие затраты труда на производство изделия. Приходится прибегать к многократному нагреванию заготовки.

Высокоуглеродистая сталь подвержена коррозии. На вопрос: «Ржавеет ли?» Можно ответить однозначно, что без надлежащего ухода ржавчина быстро уничтожает изделие.

Даже в домашних условиях желательно регулярно ухаживать за предметами из дамасской стали. Их протирают растительными или минеральными маслами, а потом сухой ветошью снимают излишки. Оригинальное оружие обрабатывают не реже одного раза в год. Тогда оно сохраняется надолго.

Финка из дамасской стали, современное изделие:

Скандинавские мечи - изготовление: технологии средних веков, японские - самурайские, русские, из дамаска, булатные

Оснащение мастерской для производства изделий

В мастерской домашнего мастера, желающего заняться изготовлением изделий из дамасской стали, нужно иметь:

  1. Сварочный аппарат – с его помощью пластины из материалов различной прочности свариваются в единый блок, которые можно обрабатывать совместно.
  2. Горн – в нем выполняется нагрев заготовок из готовых предметов до высоких значений температуры (более 800 ⁰С).
  3. Наковальня нужна для ковки. Методом деформации производится кузнечная сварка, меняется форма детали на разных стадиях обработки.
  4. Набор молотков и молотов помогает наносить удары с разной силой. Когда работают вдвоем, то ведущий кузнец ударами легкого молотка показывает подручному места для нанесения ударов тяжелым молотом.
  5. Тиски используют для фиксации заготовок на разных этапах работы.
  6. Сверлильный станок необходим для сверления отверстий.
  7. Заточной станок используется чаще остальных, на нем изделиям придают форму и остроту.
  8. Гриндер – это вариант заточного станка, отличительная особенность заключается в использовании ленты с абразивным покрытием, склеенной в кольцо. С помощью гриндера формируют ровные спуски под заданным углом.
  9. Станок для изготовления спусков. Качественная заточка до бритвенной остроты возможна только на специальном приспособлении, которое позволяет двигаться по строго определенной траектории.
  10. Болгарка набором отрезных и зачистных дисков. Простой инструмент оказывает помощь при выполнении самых разных видов действий.

Заточка клинка на гриндере:

Скандинавские мечи - изготовление: технологии средних веков, японские - самурайские, русские, из дамаска, булатные

Кроме основного набора станков и приспособлений, многие мастера дополнительно используют деревообрабатывающее оборудование. Оно помогает изготавливать ручки из прочных пород древесины. Небольшие токарные станки помогают создавать сложную фурнитуру, которая украшает готовые предметы.

Самодельный миниатюрный гриндер, стачивание спусков:

Скандинавские мечи - изготовление: технологии средних веков, японские - самурайские, русские, из дамаска, булатные

В мастерских, производящих качественные ножи, имеются вальцы. На них разогретые заготовки прокатывают с целью получения пластины определённой толщины. Дамасская сталь своими руками получается после многократной ковки и проката через вальцы.

Прокатные вальцы:

Скандинавские мечи - изготовление: технологии средних веков, японские - самурайские, русские, из дамаска, булатные

Наличие кривошипного молота помогает проковывать заготовку серией многочисленных ударов. Пневматический или гидравлический пресс используют для объемного обжатия металла. Одним движением придается нужная геометрия.

У некоторых мастеров имеются матрицы и пуансоны, которые позволяют методом пластической деформации придавать стандартную форму, например, продавливать дол на клинке (используют для придания жесткости с одновременным снижением массы).

Сделать булатную сталь несложно, для его производства используют стали и сплавы с заранее заданными свойствами. Применяют готовые изделия и специальные слитки. Кузнечные мастерские пользуются металлическим ломом или деталями, приобретаемыми в торговой сети. В таблице приведены материалы, которые чаще всего применяют для изготовления кованых предметов.

Пошаговая технология изготовления булата из подшипника

Изделия из готовых слитков или заготовок производятся в следующей последовательности.

Внутреннее кольцо подшипника изготовлено из сплава ШХ-15. Его распиливают отрезным диском болгарки, направляют на прогрев в горн. Желательная температура прогрева 900…950 ⁰С.

На наковальне удерживают заготовку кузнечными щипцами. Отбивая молотком выпуклости, из кольца формируют полосу.

  • Убирают впадины с полосы.
  • На гриндере придают нужную форму.

С помощью специальной оправки удерживают заготовку. Постоянный угол позволяет с обеих сторон создать одинаковые спуски.

  1. Окончательная форма изделия получается путем обтачивания.
  2. Паста ГОИ и вспомогательный бархатный валик помогают отполировать поверхность.

После полировки получается готовый клинок. Остается изготовить ручку, больстер и ножны. Тогда изделие можно считать законченным.

Заготовки для производства Дамаска

Сделать дамасскую сталь в домашних условиях может любой мастер, для этого применяют наборы сплавов. В них присутствуют мягкие и твердые включения. Комбинируя их между собой, добиваются получения клинков с выраженными структурными узорами.

Используются следующие комбинации, показанные в таблице. Некоторые мастерские предлагают и свои варианты. Предлагаемые схемы дают наилучшие показатели.

Начиная производство в собственной мастерской, узнать, сколько стоит готовое изделие, несложно. На многих сайтах интернет-магазинов указаны цены. По мере приобретения опыта и повышения качества товара, можно повышать цену на свою продукцию.

  • Видео: как сделать дамасскую сталь?

Пошаговая инструкция изготовления ножа из троса и полосы от напильника

Дамасскую сталь и изделие из нее изготовить сложнее. Но готовый образец будет иметь более привлекательный вид. Ниже приведена последовательность изготовления клинка.

Из нескольких отрезков троса готовят заготовки. Их сваривают с помощью стержней из нержавеющей стали. Трос представляет собой жесткий металл, а нержавейка – это мягкий, пластичный материал.

Читайте также:  Мина озм-72: тактико-технические характеристики (ттх), принцип действия, радиус сплошного поражения, установка

Перед началом работ производится промывка. Используется в дизельном топливе. Желательно вымыть имеющиеся органические включения.

  1. В муфельной печи производится первичный обжиг.

Бура помогает избавиться от окалины. При высокой температуре шлак не будет задерживаться внутри заготовки.

Первая очищающая ковка. Несильные удары. Нужно механическим путем вытряхнуть возможные шлаки, тогда не будут образовываться раковины.

Ковка с помощью легкого молотка позволяет придать прямоугольную форму. Сначала уплотняется поверхностный слой.

Ковка тяжелым молотом ведется для уплотнения всего внутреннего пространства. Задача этой операции – получить монолитное изделие.

На автомате создают полосу нужного размера. Теперь заготовка по своим параметрам превращается в пластину.

  • После проковки на автомате на заготовке проявляется желаемый рисунок.

Если не устраивает внешний вид, то можно перековать. Умелые мастера часто перековывают пластину несколько раз, а потом выполняют перекручивание заготовки. Тогда образуются оригинальные звезды.

Приваривается будущая режущая кромка. Для нее используется полоса от напильника, в которой использована сталь У10. На кромке твердость составить HRC 60…63. Остальная часть лезвия останется пластичной.

  1. На тяжелом прессе 120 т производится ковка рукоятки.

Клинок приобретает нужную форму. Нагрев более 900 ⁰С делает металл весьма пластичным.

  • Отковывается рукоять.

Готовая поковка уже имеет довольно привлекательный вид. Нужно стачивать спуски, чтобы были образованы режущие кромки.

Спуски сточены. Клинок готов для дальнейшей работы. Самая трудоемкая часть работы выполнена.

  1. Рисунок на лезвии показывает, что изделие изготовлено из дамасской стали.

Варианты клинка. Ни один из них никогда не повторится. Каждый будет иметь только ему присущую структуру. С помощью кислоты добиваются проявления более глубокого рисунка.

Еще возможный вариант. Если на стадии сварки будущих элементов изменять толщину троса и нержавейки, то можно получать каждый раз новые виды дамаска.

Используя иные материалы, можно создавать и другие виды клинков.

Источник: https://metmastanki.ru/kak-sdelat-damasskuyu-i-bulatnuyu-stal

Антикварные японские катаны и мечи| Мастерская художника-оружейника Сергея Лунева

Скандинавские мечи - изготовление: технологии средних веков, японские - самурайские, русские, из дамаска, булатные

Статья представлена магазином антикварных японских мечей Бокадо. У нас вы можете купить дамасские мечи из Японии 15-17 веков. Цены от 30 до 70 тысяч долларов. Все катаны продаются с экспертными заключениями.

Пик известности мастерской художника-оружейника Сергея ЛУНЁВА пришёлся с 2004 по 2008 г. Множество показов, выставок и интервью вдруг сменились какой-то закрытостью и граничащей с отчуждённостью келейностью. В сообществе любителей холодного оружия поползли слухи, что мастер отошёл от дел, а коллектив распущен. Мы решили связаться с известным мастером.

Настоящий писатель не трясётся над каждой буквой «нетлёнки», но всегда готов переписать, изменить и раскрыть что-то по-иному, так и делатель предметов искусства должен быть ревнив до красоты внутренней и не быть заложником поверхностной красивости. С этого началась беседа корреспондента Андрея ЛОСЕВА с художником-оружейником Сергеем ЛУНЁВЫМ.

Многие изделия в еденичном экземпляре вы можете купить в разделе эксклюзивное оружие

—Вы с коллегами всё ещё делаете булатные катаны?

—Вот как раз этот вопрос: «делать дальше или нет?» и был у нас предметом обсуждений, переживаний и дебатов.

Задумались о допустимости повторений самих себя: «Почему мы, русские мастера, столько лет продолжаем делать японский меч?» Когда мы только начинали заниматься катанами, мы объясняли себе это тем, что для созидания чего-то своего, родного и понятного необходимо припасть, так сказать, к корням живой традиции.

По-настоящему живой традицией изготовления высококлассных мечей к сегодняшнему дню осталась лишь Япония. Это и традиция изготовления ножей, и школа фехтования этим оружием. То есть я хочу сказать, что в Японии всё ещё сохраняется связь двух видов искусства, делая этот симбиоз живым и непридуманным.

Но дело в том, что изначально нами преследовалась несколько иная цель, нежели «рассекречивание» технологий японской стали и искусства изготовления катаны. Меч как предмет искусства. Как холст, в котором можно выразить свои мысли и чувства через образы, выстроенные в сюжет. Жёсткие рамки тысячелетнего канона —как сцена академического театра, на которой можно ставить свои пьесы.

Вот что привлекло нас в японском мече. Ну и, конечно, мне совсем не хотелось браться за какую-либо бутафорию. Меч должен был быть, в нашем понимании, настоящим оружием, с присущим ему ореолом героики, и вообще, содержащим в себе толику того волшебства, которое непременно существует во всяком предмете настоящего воина. А для того, чтобы так и было на самом деле, нужно было досконально изучить реально существующую традицию. Только после этого можно браться за что-то утерянное и забытое своё.

—Ваши заказчики, они что же, все как один-воины? —В каждом мужчине должен быть воин. Думаю, когда в дверь моей мастерской входил новый посетитель, в нём, так или иначе, обязательно просыпался воин.

—А почему в прошедшем времени? Сейчас к вам никто не приходит?

—Практически никто. Я закрыл дверь. Видите, вам ведь тоже пришлось через охрану проходить. Мы отгородились. Нужно было время для переосмысления и большой подготовительной работы, предшествующей качественному росту. И потом, мастерская переехала в новое помещение. Тяжёлое это дело, смена места.

—В вашей кузнице, я смотрю, висят иконы. И даже на кожухе горна приклёпан кованый крест. Это как-то связано с вашим затворничеством?

—Вообще, это очень личное. Не стоит, наверное, подробно обсуждать темы веры и религии в этом интервью. А насчёт затворничества и необщительности. За время этой пятилетней паузы я много раз ездил в Санкт-Петербург. Полсотни поездок. Не меньше. Обожаю этот город. Для меня это-лучшее место на земле.

Много общался со студентами и преподавателями знаменитой питерской «Мухи» (Художественно-промышленная академия имени Штиглица). Много говорили и думали об искусстве вообще и о важности главенствования идеи, сюжета в искусстве. Очень много для себя почерпнул в этих поездках. Так что мы и не затворялись так уж наглухо.

В каком-то смысле даже наоборот —нашли альтернативный, очень широкий круг общения. Ну, и взяли время для осмысления своих поступков и образа жизни, не переставая при этом много и плодотворно работать. И я уже начинаю скучать по своим посетителям. Ведь каждый из гостей, входивших в мою дверь, приносил нам бесценный дар.

Эти люди рассказывали истории своих жизней. А что может быть более ценным для художника, как не такие вот живые и настоящие сюжеты?

—Мне не очень важно знать о статусе человека в обществе, о его регалиях и званиях. Главное-уловить его взгляд на мир. Почувствовать, как он переживает любовь, страх, радость. Как он вообще смотрит на жизнь.

—И на смерть? Ведь речь-то идёт о мече…

—Да. И на смерть. В преломлении жизни и любви. Глупо делать вид, что не замечаешь неизбежного. Когда человек размышляет о смерти, он начинает глубже задумываться и о жизни. О ценности и смысле жизни. Разве не так?

—Многие обладатели ваших мечей говорят о вас, Сергей Алексеевич, как о сказочнике. Почему?

—Это лестно, весьма. Не скрою, я и хотел быть для них именно сказочником, который перескажет им их собственные чаянья, радости и скорби в форме маленького эпоса, притчи или сказки. Чтобы в самом мече запечатлить что-то очень важное и доброе, что есть в этих людях.

Я ведь искренне верю в то, что настоящий воин обязательно добр и великодушен. Думаю, этим он и отличается от «псов войны», «солдат удачи» и прочих «агрессоров с большой дороги». Хотя и в них непременно есть хоть искорка чего-то доброго. Люди не рождаются злыми.

—Так как же всё-таки разрешился вопрос о катанах? Будете продолжать?

—Будем. Наверное, в будущем мы всё больше будем отходить от подражательства в самой стилистике изобразительного ряда, украшающего катану. Возможно, появится больше «неяпонского» в самих образах и сюжетах.

Да и не собираемся мы ограничиваться исключительно японскими мечами. Хотя сейчас у нас в работе именно катаны. Я бы даже сказал-новое поколение катан Tetsuge. Думаю, может получиться что-то стоящее. —Интересно.

Можно начать с технологических аспектов? Вы продолжили исследования в области японской «дамасской» ковки?

—Да. Поработали над классическими, традиционными технологиями. Захотелось полностью овладеть базовой, небулатной техникой. Булат всё равно для нас остаётся главным приоритетом. Это непревзойдённая сталь для любого клинка. Но классика есть классика. Не смогли устоять перед этой красотой.

За последние два года в кузне была проделана большая работа по исследованию методов ковки традиционных для Японии «сварных» клинков. На самом деле проделан колоссальный объём экспериментальных сварок. Спалили не меньше десяти тонн кокса! Но в результате воссозданы многие виды классических японских «узоров» на стали, так называемых hada.

Воссозданы с такой точностью, что отличить их от старинных японских клинков, думаю, будет трудной задачей даже для признанных экспертов. И что не менее важно —удалось окончательно разобраться со всеми тонкостями водной закалки. Дело в том, что наш булат закалить только на воду невозможно. Слишком высокая у него прокаливаемость.

Приходится использовать комбинированную водно-масляную закалку. А вот с классической японской, послойно-волокнистой сварной сталью, в которой нет практически никаких легирующих добавок, всё получилось. Вода даёт возможность воссоздавать неповторимые, присущие только японской оружейной школе, эффекты зонной закалки, так называемый hamon.

—Но ведь на ваших булатных катанах тоже была зонная закалка с линией hamon?

—Да, конечно. Но это была именно булатная зонная закалка. Совершенно иная эстетика. Гораздо больше такой hamon похож на то, что мы видим на некоторых старинных индииских и иранских клинках. Собственно, наш булат очень похож на тигельную сталь средневекового Ирана.

—Собираетесь опубликовать свои исследования? —Я уже как-то описывал на страницах вашего журнала кое-какие мысли о волокнистых сварных сталях. Думаю, с тех пор у меня появилось много того, что я смог бы добавить и уточнить. Вообще, знаете, не люблю называть этот тип сталей «дамасками». В них ведь заложен совершенно иной подход, иной принцип.

Это-тонко организованный, не повторяющийся, но, тем не менее, равномерно распределённый хаос. В отличие от упорядоченного восточного или западного «дамаска». В японской hada должна чувствоваться природная, непредсказуемая гармония.

Поэтому суть всех приёмов ковки, так или иначе, сводится к приумножению человеческих ошибок и лёгких неточностей, а также к жёсткому контролю геометрии поковки, с тем, чтобы процесс оставался в неких очень строгих рамках.

—Не жалко расставаться с секретами? Ведь они вам даются непросто и далеко не даром? —Бывает, что и жалко становится. Но я учусь смиряться. В следующем учебном году непременно начну рассказывать студентам всё, что мне известно о способах приготовления узорчатой японской клинковой стали. —А что с техниками отделки? Есть что-нибудь новое?

—Главное для нас —это образы, выстроенные в сюжетную линию, и сам дух, душа меча. Эстетика катаны сама диктует надобность в тех или иных приёмах, материалах и техниках.

Вот, например, один из последних наших мечей, созданный в 2012 г. и получивший имя «ТЕАТР ТЕНЕЙ». Здесь использована достаточно редкая техника работы с перламутром.

Под определённым углом зрения на плоскости перламутра отчётливо виден тёмный силуэт, тень.

—Расскажите об этом мече. Для кого он был собран? Чей, говоря вашими словами, диалог запечатлён в его сюжете? —Это-продукт долгих творческих споров и размышлений в кругу друзей-мастеров. «Театр теней»это такое своеобразное продолжение разговора, начатого в мече «Росчерк демона на пути воина», который выставлялся в Кремле в 2008 г. —Как вы сами объясните основную идею сюжета?

Читайте также:  Танк ис-6: советский, история создания, технические характеристики (ттх), конструкция, вооружение, обзор

—Ну, это сложный вопрос. Знаете, наверное, это-попытка поговорить о святости памяти детства. Помните, как сказал Христос? Будьте как дети. Разговор о том, что есть у каждого человека и что является мощным оружием против всего тёмного, наносного, «взрослого», уводящего нас от счастья.

Авторское, эксклюзивное подарочное оружие можно купить в нашем каталоге, также у нас большой выбор стреляющего микро-оружия в масштабе 1:3 и 1:4.

Скандинавские мечи - изготовление: технологии средних веков, японские - самурайские, русские, из дамаска, булатные

Источник: https://www.bon-cadeau.ru/interesting/masterskaja-hudozhnika-oruzhejnika-sergeja-luneva

Булат и дамасская сталь

Булат — прославленное еще в былинах название, легендарное оружие богатырей и древних витязей, воспетое в стихах Пушкиным и Лермонтовым. Овеянное легендами оружие.

Тем интереснее, что же это такое, если смотреть с точки зрения металлургии. Уже давно раскрыты любознательными учеными секреты изготовления исторического оружия — от каменных топоров, до знаменитого чугуна.

Но в наших знаниях о булатном оружии до сих пор остается много «белых пятен».

Первое описанное в исторических хрониках знакомство с булатным оружием — произошло во время одного из военных походов Александра Македонского, при столкновении его войск с армией индийского правителя Пора. В итоге, он был захвачен в плен — и внимание победителей привлекла броня.

Панцирь из незнакомого им, очень прочного белого металла, которое македонское оружие не могло даже поцарапать. Из этого же необычного металла были сделаны и характерные мечи индийцев — широкие, они спокойно рассекали пополам железо завоевателей.

Впрочем, как описано в исторических хрониках, почти все металлическое оружие того времени было до такой степени мягким и податливым, что после нескольких нанесенных ударов воины были вынуждены выходить из боя, чтобы вернуть форму своим клинкам.

Конечно, холодное оружие побежденных ими индийцев для воинов Александра Македонского казалось фантастическим, едва ли не волшебным. 

Это оружие имело свою историю. Намного раньше предпринятого великим завоевателем похода, в еще мирную провинцию Пенждаб пришли некие люди. Потомственные представители касты кузнецов, очень хорошо знающие свойства разных металлов спустились в долины со склонов Гималаев. Пенджаб прославился своим оружием, и способы и секреты его изготовления распространились дальше, в Японию, в Сиам. 

Скандинавские мечи - изготовление: технологии средних веков, японские - самурайские, русские, из дамаска, булатные

Кроме красоты, изготовленные в Индии клинки, отличались уникальными свойствами. Непостижимым образом, на грани волшебства в представлении современников, прочность и твердость в них сочеталась с большой упругостью, вязкостью.

Такой клинок мог перерубить, даже не поцарапавшись, железный гвоздь, но в то же время его легко можно было согнуть в дугу.

Конечно, сталь такого высокого качества легко выводила из строя и европейское оружие, и доспехи, часто сделанных из мягкой низкоуглеродной стали. 

Заточка, особенно если она делалась правильно, давала булатной стали необыкновенную режущую способность. Многие описывают, как мастера, демонстрируя свои изделия, без труда перерезали ими в воздухе платок из тонкого шелка. Для сравнения — современные клинки способны перерезать только плотную шелковую ткань.

Разумеется, до такой высокой твердости можно закалить и клинок из самой обычной стали. Но он станет очень хрупким, и как стеклянный, расколется в куски при первом сильном ударе.

Позднее, когда европейские клинки начали делать из прочных сортов твердоуглеродистой стали, они все равно не выдерживали столкновения с индийским оружием, и попросту ломались. 

В первую очередь булатная сталь предназначена для изготовления холодного оружия. А основное назначение клинка — иметь острое режущее лезвие. Булатное оружие можно было заточить до поистине фантастической остроты, и самое главное, сталь долго держала заточку. Лезвие обычного стального клинка при заточке обладает свойством образовывать микрозубцы, частицы металла выкрашиваются.

А вот булат сохранял остроту режущей кромки и после того, как его пускали в ход. Такое выполнимо только в том случае, когда в стали сочетаются одновременно упругость и высокая твердость. Только тогда режущий край способен самозатачиваться. Такой клинок может совершенно спокойно согнуться, на 90, а то и на 120 градусов.

Описаны случаи, когда булатные сабли носили, обматывая вокруг талии.

Для изготовления оружия булат в виде слитков вывозился в Сирию, в город Дамаск. Именно там ковали эти легендарные клинки. Но пенджабские кузнецы требовали за свою знаменитую сталь очень высокую цену.

Сирийские оружейники раскрыли тайну, совершенно точно определив, что булат — это первый изобретенный людьми композит, в котором матрица состоящая из твёрдых частиц высоко углеродистой стали, в то же время содержит частицы мягкой стали с низким содержанием углерода.

Дамасская сталь — результат очень многих проковок пучка прутьев из разных сортов стали, обладающих разной твердостью. Дамасские клинки были очень высокого качества — но все-таки так и не смогли сравниться с легендарным индийским булатом.

Еще одним регионом, прославившимся своим холодным оружием стала Япония. Изготовленный там булат после многократных проковок обретал упругость и твердость даже выше, чем у дамасской стали. Японские мечи из этого железа обладали фантастической остротой.

Современными специалистами был сделан химический анализ японского оружия одиннадцатого-тринадцатого веков. В составе японского булата был обнаружен молибден. Сегодня известно, что входящий в состав стали молибден одновременно увеличивает ее вязкость, делая более прочной.

Другие элементы, способные повысить прочность, в то же время усиливают хрупкость. Как ни странно, японские мастера даже и не знали ничего о том, что, собственно, такое — молибден. Просто руда, из которой ковалась такая сталь, содержала в себе окись молибдена.

Сделанные из такой стали прутья зарывали в болотистую почву, время от времени выкапывали, выдерживая так до 10 лет. Вода имела высокое содержание кислот, за это время разъедала сталь. Пруток после такой обработки чем-то напоминал кусок сыра. Это очищало сталь от разного рода вредных примесей.

Обработанный таким образом металл выковывался в полоску, которую кузнецы сгибали и снова проковывали — тысячи раз! Впрочем, японское оружие все-таки уступало индийскому булату в упругости.

Живший в двенадцатом веке известный восточный ученый Едриза писал, что еще его современники в Индии славились своим несравненным оружием и изготовлением металла.

Крестоносцы далеко, по всему христианскому миру распространили славу о чудесной стали. Но в Индии секреты его изготовления хранились так тщательно, что, в конце концов, были утеряны.

Уже к началу XIII столетия литые булатные клинки высочайшего качества не могли изготовлять ни Персии, ни в Индии, ни в Сирии.

Покоривший Сирию Тимур вывез за собой мастеров-оружейников, и новым центром изготовления булатного оружия стал Самарканд. Но ненадолго — потомки оружейников окончательно утратили секреты легендарных клинков. Окончательно же секрет литого булата был потерян в XV столетии.

Европейские мастера не сумели раскрыть тайну даже сварного дамаска, и обратили все свои силы на изготовление клинков из однородной, так называемой гомогенной стали. Правда, имитирующей узоры дамасских клинков. Особенно пышно расцвело это производство в XVII – XIX столетиях.

Европейские кузнецы научились производить сталь с повышенным содержанием углерода, и занялись производством весьма неплохого холодного оружия. В итальянском Милане, французском Льеже, испанском Толедо, германском Золингене изготовляли так называемый «ложный булат».

Особенно изделия немецких и испанских мастеров отличались красивой полировкой и большим внешним сходством с настоящим булатом. Ремесленники, которые наносили эти узоры, носили название «дамаскировщиков». Кстати, большинство  «дамаскированных» клинков были далеко не лучшего качества.

Секрет настоящего булата манил не меньше, чем алхимиков — тайна философского камня. Эту загадку пытался раскрыть даже знаменитый английский ученый Майкл Фарадей. Больше всех к решению этой задачи приблизился русский ученый П.П. Аносов.

Источник: https://slmogu.ru/publ/tekhnika_vladenija_srednevekovym_oruzhiem/bulat_i_damasskaja_stal_istorija_i_zagadki/21-1-0-182

Дамаск и Булат

Впервые упругая сталь — булат — была получена индийскими мастерами еще в I тысячелетии до н. э.
Технология производства булата по меркам средних веков была невероятно сложной. Требовались чистая железная руда и печь из огнеупорного кирпича.

На заключительной стадии плавки науглероживание производилось не древесным углем, а графитом. Печь должна была остывать очень медленно — несколько суток.

В этом заключался первый секрет (при очень медленном охлаждении в железе, разогретом до пластического состояния, возникали крупные кристаллы).

Второй же секрет заключался в том, что происходит этот процесс только в необычайно чистом железе. Для этого требовалось закладывать в печь графит (чистый углерод) вместо угля.

Но результат стоил затрат! Булатный клинок выходил втрое прочнее сварного, не ломался, и мог быть заточен до бритвенной остроты. Типичный «прикол» того времени — уронить шелковый платок на лезвие такого меча.

Невесомая ткань легко распадалась надвое.

Тем не менее, на протяжении всего средневековья булат производился только в Индии. «Похищать» его секрет у индийских мастеров было бессмысленно. Все равно графит за пределами Индии практически не добывался.

Первые попытки наладить производство булата в Европе были предприняты уже в 18 веке. Графит и огнеупорный кирпич в то время уже не были проблемой, но достаточно хорошая руда обнаружилась только на Урале.

Лишь в 1830 году русский металлургАносов, используя тагильский магнетит, выплавил настоящий булат.

Основными клиентами оружейных мастерских в средние века были всадники — тот, кто имел коня, мог позволить себе купить меч. А всаднику требовался клинок одновременно длинный, не тяжелый и хорошо приспособленный для рубящего удара. Ведь попытка нанести колющий удар в движении означала для конника, в лучшем случае, потерю оружия. В худшем — гарда ломала ему запястье.

До появления упругой стали прямой меч с «низким» балансом был наилучшим компромиссом. Но мечи из твердой стали выходили очень недолговечными и тупыми. Рубящую кромку было сложно заточить — она легко крошилась.

Сделать длинным, легким, прочным и острым можно только клинок из упругого материала, и древние металлурги настойчиво искали способ научить сталь пружинить.

Но как, если расплавить железо в древних и средневековых печах было невозможно?

Более технологичный путь получения упругой стали, при котором не требовались ни какая-то особенная руда, ни графит, ни специальные печи, был найден в Китае во 2 веке нашей эры.

Железную заготовку расковывали в длину, складывали пополам, потом снова расковывали и складывали — так раз 30-40, пока хватит металла. А с каждой проковкой его оставалось все меньше. Раскаленное железо быстро окислялось.

В итоге получалась заготовка, в которой чередовалось много слоев металла с высоким и низким содержанием углерода.

Выкованный таким образом клинок всегда можно было узнать по красивому волнистому рисунку, проступавшему на лезвии после полировки.

По более прогрессивной технике, проковывался пучок заранее заготовленной проволоки или ленты с определенным содержанием углерода. Так тратилось значительно меньше времени и железа. Но и в этом случае вес готового изделия составлял всего 15% от веса заготовки.

Под названием «вуц» упругая китайская сталь успела прославиться даже в Риме.

Европейцы познакомились с узорчатым железом во время Крестовых походов, и стали называть его «дамасской сталью» или просто «дамаском» — так как в 12-13 веках основным центром металлургии на Ближнем Востоке был сирийский город Дамаск.

В Иран, Сирию и Аравию технология производства дамаска проникла из Китая в 6-7 веках. Из Ирана дамаск попадал в Хазарию, а с 11 века сабли стали использоваться и на Руси. Русские называли такую сталь «красным» (красивым) железом или «булатом». Настоящий булат был редок даже в Азии, и на Русь практически не попадал.

Автор — Александр «Мэлфис К.» Фролов 
При написании статьи использованы следующие источники: Энциклопедия Холодного оружия и ряд других, названий которых не сохранила история

Источник: http://ageiron.ru/armii-i-soldatyi/damask-i-bulat

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector