Танк ис-1: тяжёлый, технические характеристики (ттх), конструкция, история создания, боевое применение

Танк ИС-1: тяжёлый, технические характеристики (ТТХ), конструкция, история создания, боевое применение
  • Разработчик: КБ ЧКЗ
    Год начала работ: 1943
    Год выпуска первого прототипа: 1943
  • Серийно выпускался в 1943 году, оставался на вооружении до 1945 г.

Ознакомление высшего советского руководства с трофейным танком Pz.Kpfw.VI Ausf.A “Tiger”, захваченного в конце 1942 г. на Ленинградском фронте, оставило у них тяжелое впечатление. С мощным лобовым бронированием “тигра” не могла справиться ни одна танковая пушка, да и бортовую броню советские 76,2-мм орудия пробивали с большим трудом на предельно близких дистанциях. Положение могли исправить 90-мм или 107-мм пушки, испытания которых проводились на опытных танках серии КВ в 1941 г., но тогда от их дальнейшего развития отказались, сославшись на острую необходимость снабжения армии уже имеющимися артсистемами. Снова о них вспомнили только в феврале 1943 г., когда немцы массированно применили “тигры” на Тихвинском фронте.

1 марта 1943 г. Сталин отправил телефонограмму в ЦАКБ главному конструктору В.Грабину, выразив искреннюю заинтересованность в возобновлении производства 107-мм орудий.

Грабин ответил, что их выпуск можно будет наладить на заводе №92 в течении ближайших 15-20 дней, однако главная проблема заключалась не в этом. С 1942 г. для орудий такого калибра был полностью прекращен выпуск боеприпасов.

Имевшийся на складах небольшой резерв 107-мм снарядов представлял собой морские гранаты дореволюционного выпуска, которые нельзя было использовать для борьбы с танками.

В это время полным ходом шли испытания танков ИС (пятикатковые “объект 233” и “объект 234”), которые показали вполне обнадеживающие результаты. Не успели они пройти полный испытательный цикл, как 15 апреля 1943 г.

вышло постановление ГКО №3187сс, обязующее Наркомат вооружений создать новые типы танков и самоходных установок, вооруженных мощным орудием способным противодействовать немецким тяжелым танкам.

Предусматривалось, что при калибре 85-мм пушка (ЗИС-25) должна будет пробивать броню толщиной 120 мм на дистанции 600 метров, а 107-мм пушка (ЗИС-26) – на дистанции 1000-1200 метров.

Задание на разработку таких машин “спустили” ЧКЗ, где решили совместить наработки по тяжелым танкам КВ и ИС.

Собственно, первоначальной идеей было создание так называемого “танка-прорыва” – аналога КВ-1 и КВ-2 предвоенного выпуска, прекрасно зарекомендовавших себя в боях начального периода войны, но в процессе проектировали добавились новые “нюансы”, постепенно превративших ИС в машину завоевания превосходства на поле боя.

В конструкции нового танка решили вернуться к более привычной шестикатковой ходовой части, литой корпус в основном перешел от опытного ИС, а башня с новым орудием была спроектирована заново. Для воплощения в металле выбрали два проекта, названные ИС образец №3 (ИС-3, с 85-мм орудием) и ИС образец №4 (ИС-4, со 107-мм орудием).

Обе машины спешили сдать к лету 1943 г., но тут выяснилось, что 107-мм боеприпас с новой гильзой достаточно дорог в производстве и требует переналадки заводских мощностей. В итоге от орудия такого калибра окончательно отказались и все силы сосредоточили на 85-м артиллерийских системах.

Очередное заседание ГОКО, проведенное 5 мая 1943 г., привело к выпуску постановления №3289сс. Теперь, вместо развертывания выпуска орудий, спроектированных ещё в 1941 г., предстояло спроектировать новое орудие с баллистическими характеристиками 85-мм пушки образца 1939 г. Однако конструкторы, на этот раз, опередили ход событий.

Работа над подобной артсистемой была начата ещё в феврале 1943 г., когда ЦАКБ передало заводу №9 рабочие чертежи для постройки двух образцов 85-мм “самоходной” пушки С-18. Завод в срок не справился, а когда орудие всё же было готово выяснилось, что оно изготовлено с нарушениями технологического процесса и в предъявленном виде не может быть отправлено на испытания.

Таким образом, не только проект ИС-4, но теперь и ИС-3 оказались без вооружения. Завязавшаяся “бумажная перестрелка” между ЦАКБ и заводом №9 закончилась тем, что на танк установили некондиционный образец пушки. В некоторой мере положение исправило появление пушки С-31, также разработанное ЦАКБ на основе ЗИС-5, и предназначенное для установки на танк КВ-1с.

Кроме того, была предъявлена пушка завода №9, представлявшая собой модифицированный вариант орудия У-12, спроектированное конструктором Уралмашзавода В.Сидоренко еще в конце 1941 г. В соответствии с приказом НКТП № 261 сс от 8 мая 1943 г.

предписывалось провести совместные испытания эталонных образцов танков ИС, оснащенными орудиями С-18 и С-31, а также рассмотреть возможность перевооружения этими пушками серийных танков КВ-1с.

Задание было выполнено, но с некоторыми отклонениями. Прототип №1 получил пушку Д-5Т-85 конструкции завода №9, а второй прототип – пушку С-31, доработанную по итогам опробований макета С-18 на ИС-3.

Параллельно на двух серийных танках КВ-1с была проведена аналогична работа, с той лишь разницей, что Д-5Т-85 устанавливалась в башне от опытного ИС, а С-31 монтировалась в штатной башне.

Из этих четырех машин была выбрана только одна – ИС с пушкой Д-5Т-85, как наиболее оптимальная в плане работы экипажа и установке самого орудия.

Почти сразу последовала реакция наркомата, потребовавшего собрать установочную партию танков, в количестве не менее 20 штук, для фронтовых испытаний к июлю 1943 г. Обозначение танка к этому времени изменили с ИС-4 на ИС-85 (Объект 237).

Понятно, что выполнить этот приказ в срок было невозможно, но если танкостроители смогли построить в заданный срок башни и корпуса, то артиллеристы сделать этого не смогли, сорвав план выпуска 85-мм пушек в 1943 г.

В целях компенсации нехватки тяжелых танков был начал выпуск КВ-1с с пушкой С-31, переименованный в КВ-85.

Спустя чуть больше месяца, 31 июля 1943 г., опытные образцы ИС-85 и КВ-85 были отправлены в Москву для показа высшему руководству страны. Все машины получили одобрение Сталина и 4 сентября 1943 г. постановлением ГОКО № 4043сс их приняли на вооружение РККА.

Серийный танк ИС-85 (позднее переименованного в ИС-1) по компоновке был во многом аналогичен своему предшественнику – тяжелому танку КВ-1с. Корпус ИСа изготовлялся при помощи литья и сварки отдельных листов брони, толщина которых колебалась от 20 до 120 мм, и весил порядка 17500 кг.

Конструктивно корпус состоял из носовой части, подбашенной коробки, бортов, кормовых листов, крыши, днища, и поперечных перегородок.
В носовой части располагалось отделение управления, где размещался механик-водитель.

Для наблюдения за полем боя у него имелось три смотровых прибора (спереди триплекс, по бортам — перископических призменных смотровых прибора типа МК-4, без оборотной призмы). За креслом был вырезан аварийный люк, а по бортам были установлены два топливных бака.

Среднюю часть танка занимало боевое отделение, в котором располагалось три члена экипажа: заряжающий (справа от пушки), наводчик (слева от пушки) и командира танка (за сиденьем наводчика). Здесь также были находился боекомплект, радиостанция, вентилятор боевого отделения, аккумуляторные батареи, обогреватели, часть электрооборудования с вращающимся контактным устройством и часть ЗИПа.

В моторном отделении, находившееся в корме, был установлен дизельный двигатель В-2ИС мощностью 520 л.с., справа от которого находился топливный бак, слева – масляной бак. Над баками размещались масляные радиаторы. В передней части моторного отделения, у моторной перегородки по бортам, были установлены воздухоочистители ВТ-5 типа «Мультициклон».

Трансмиссионное отделение и центробежный вентилятор системы охлаждения были отгорожено бронированной переборкой, в которой установлены водяные радиаторы подковообразной формы.

В состав трансмиссии входили: главный многодисковый фрикцион сухого трения (сталь по феродо); четырехходовая, четырехступенчатая коробка передач с демультипликатором; два двухступенчатых планетарных механизма поворота и два двухрядных бортовых редуктора.

Башня танка, преимущественно овальной обтекаемой формы, была выполнена литой и имела толщину стенок до 100 мм, крыши – 30 мм.

Над местом командира машины была установлена командирская башенка, оснащенная шестью смотровыми щелями с триплексами и перископический смотровой прибор МК-4. Ещё один такой же прибор имелся у заряжающего.

Посадка в танк осуществлялась только через башню, для чего в её крыше выполнили два люка.

Основное вооружение ИС-85 состояло из установленной в башне 85-мм пушки Д-5Т-85 и спаренного с ней 7,62-мм пулемета ДТ.

При стрельбе прямой наводкой из пушки и спаренного с ней пулемета применялись танковый телескопический прицел 10Т-15 и танковый перископический прицел ПТ4-15, для стрельбы с закрытых огневых позиций использовался боковой уровень.

В правом борту подбашенной коробки устанавливался курсовой пулемет ДТ, в кормовой нише башни, в шаровой опоре, размещался третий пулемет того же калибра с оптическим прицелом.

Полный боекомплект состоял из 59 унитарных выстрелов, 2520 патронов (40 дисков) к пулеметам ДТ, 25 ручных гранат Ф-1 и 30 сигнальных ракет.
Конфигурацию ходовой части ИС-85 заимствовали у КВ.

Она состояла из шести сдвоенных катков диаметром 385 мм, установленными на оси кронштейна на двух шарикоподшипниках, между внутренними обоймами которых находилась распорная втулка.

Направляющее колесо диаметром 550 мм было взаимозаменяемо с КВ-1 и представляли собой стальную отливку с ребрами жесткости. Ведущее колесо заднего расположения имело два съемных зубчатых венца по 14 зубьев.

Каждая гусеница состояла из 86 траков, но в целях экономии массы лента собиралась из 43 траков с гребнем и 43 разъемных (составных) траков без гребня. Ширина трака составляла 650 мм. Подвеска танка — независимая, торсионная, состояла из двенадцати балансиров и двенадцати торсионов.

Радиооборудование танка состояло из радиостанции 10Р или 10РК с 4-метровой антенной. На ходу дальности связи составляла 20-25 км, на месте – 35-40 км. Для внутренней связи использовалось переговорное устройство ТПУ-4-БИС-Ф.

Медленно разворачиваемое серийное производство ИС-85 набрало обороты только к концу 1943 г. Так, за октябрь было выпущено всего 2 танка, в ноябре – 25, а в декабре 1943 и январе 1944 г. – по 40 машин, после чего сборка танков этой модификации была прекращена.

Таким образом, общий объём собранных ИС-85 составил 107 экземпляров.
Боевое применение первых ИСов оказалось не совсем удачным. Из-за задержек при серийном производстве в кампании 1943 г. танки ИС-85 не участвовали. До февраля 1944 г.

в Тульском ТВЛ было сформировано пять тяжелых танковых полков, которые сразу получили звания гвардейских: 58, 8, 13, 1 и 29-й ОГв.ТТП.

Пытаясь сдержать контратаку окруженной группировки генерала Штеммермана (группа армий “Юг”), на помощь которым устремились три немецких танковых дивизии (17-я, «Адольф Гитлер», и 1-я) и 198-я пехотная дивизия, имевшие в своем составе свыше 200 танков, советское командование сосредоточило в районе Корсунь-Шевченковский значительные силы, включая 2-ю танковую армию. В её составе был и 13-й ОГв.ТТП, укомплектованный 21 тяжелым танком ИС-85.

Нанося главный удар в направлении Лисянка – Журжинцы немцы сконцентрировали на этом участке большое количество танков, включая новые Pz.V “Panther”. Прибыв 13 февраля 1944 г.

в район Фастов-Белая Церковь полк получил приказ поддержать наступление 109-й тбр, до этого атаковавшей Лисянку “в лоб” и потерявшей несколько Т-34. Примерно в этом же духе прошла и первая атака взвода из пяти ИС-85, буквально расстрелянных немецкими танками и САУ с расстояния 600-800 метров.

Бой занял не более 10 минут, в течение которого каждый ИС получил от 3 до 7 прямых попаданий, большинство из которых были сквозными. Два танка полностью сгорели (на одном из них сдетонировал боекомплект), два требовали среднего и один капитального ремонта.

Но потеря пяти ИС-85 не была напрасной – на следующий день населенный пункт был взят советскими войсками, которые захватили 16 “пантер”, два Pz.IV и два штурмовых орудия, брошенных немцами без горючего и боеприпасов.

Читайте также:  М4 винтовка - штурмовая: технические характеристики (ттх) американского оружия, пневматическая копия crosman

Всего в в Корсунь-Шевченковской операции из 42 участвовавших в боевых действиях танков ИС-85 безвозвратно потеряли только три (ещё один – из 8-го ОГв.ТТП). Спустя несколько дней, 4 марта, ИСы из 1 гв.ТТПП впервые встретились с “тиграми”. Произошло это под г.

Староконстантинов, где наши танкисты вступили в бой с 503 Pz.Abt. и потеряли подбитыми четыре танка. У немцев один “тигр” получил повреждения ходовой части и ещё к одного танка оказалось простреленным дуло.

При повторной встрече 16 марта немцы из засады расстреляли четыре наших танка, не понеся собственных потерь.

Тем временем, 5 марта 1944 г.

, пятнадцать ИС-85 поддержали атаку 50-й тбр на Умань, потеряв от огня 88-мм зениток Flak 18 пять машин, ещё три вышло из строя по техническим причинам и один танк при переезде моста у д.

Полковничье перевернулась и упал в болото вниз башней. Здесь же был зафиксирован уникальный случай пробития нижнего лобового листа корпуса снарядом немецкого противотанкового ружья s.Pz.B.41.

После такой интенсивной эксплуатации к 1 мая 1944 г. в 13-м ОГв.ТТП не осталось ни одного боеспособного ИС-85, а к концу года были выбиты и остальные танки. С этого времени их место начали постепенно занимать более совершенные машины, которые известны сейчас под обозначением ИС-2.

Танк ИС-1: тяжёлый, технические характеристики (ТТХ), конструкция, история создания, боевое применение Танк ИС-1: тяжёлый, технические характеристики (ТТХ), конструкция, история создания, боевое применение Танк ИС-1: тяжёлый, технические характеристики (ТТХ), конструкция, история создания, боевое применение Танк ИС-1: тяжёлый, технические характеристики (ТТХ), конструкция, история создания, боевое применение Танк ИС-1: тяжёлый, технические характеристики (ТТХ), конструкция, история создания, боевое применение
Танк ИС-1: тяжёлый, технические характеристики (ТТХ), конструкция, история создания, боевое применение Танк ИС-1: тяжёлый, технические характеристики (ТТХ), конструкция, история создания, боевое применение Танк ИС-1: тяжёлый, технические характеристики (ТТХ), конструкция, история создания, боевое применение

Источники:
«Отечественные бронированные машины 1941-1945». Том II. Изд.центр «Экспринт». 2005 г. М.Свирин «Тяжёлые танки ИС». Изд.центр «Экспринт». 2004 г. И.Желтов, И.Павлов, М.Павлов, А.

Сергеев «Танки ИС в боях». (Танкомастер, спецвыпуск, 2002 г.) М.Барятинский «Тяжёлый танк ИС». (Бронеколлекция №3, 1998 г.) И.Желтов, А.Сергеев «Имени верховного главнокомандующего».

(Танкомастер №2-3, 1998 г.)

Бронетехника

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТЯЖЁЛОГО ТАНКА
ИС-1 обр.1943 г.

БОЕВАЯ МАССА 44000 кг
ЭКИПАЖ, чел. 4
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 6770
Ширина, мм 3070
Высота, мм 2735
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ одна 85-мм пушка Д-5Т и три 7,62-мм пулемета ДТ
БОЕКОМПЛЕКТ 59 снарядов и 2520 патронов
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ смотровые приборы типа «триплекс» и МК-4
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса – 120 мм лоб башни – 100 мм борт — 100 мм корма — 60 мм
днище — 20 мм
ДВИГАТЕЛЬ В-2-10, дизельный, мощностью 520 л.с.
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 6 сдвоенных опорных катков с независимой торсионной подвеской, 3 поддерживающих ролика, переднее направляющее и заднеее ведущее колесо, крупнозвенчатая гусеница
СКОРОСТЬ 40 кмч
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 150 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м 1,00
Глубина брода, м 1,30
Ширина рва, м 2,50
СРЕДСТВА СВЯЗИ радиостанция 10Р или 10РК
переговорное устройство ТПУ-4БИС-Ф

Источник: http://aviarmor.net/tww2/tanks/ussr/is-1.htm

Танк ИС-2 — Танк ИС-2. Страница 2

Вооружение

На танке ИС-2 устанавливалась 122-мм пушка Д-25Т с длинной ствола 48 калибров (с дульным тормозом). Масса пушки 2420 кг. Предельная длина отката 570-мм, вертикальная наводка от — 3° до +20°. Затвор клиновой, с полуавтоматикой механического типа.

Пушки первых выпусков имели поршневой затвор, заимствованный у 122-мм корпусной пушки обр. 1931/37 гг.(А-19). Противооткатные устройства пушки Д-25Т такого же типа, как и у Д-5Т, были лишь несколько удлинены с целью уменьшения разогрева жидкости при стрельбе.

Выстрел производился с помощью электроспуска или, в случае его неисправности, ручным механическим спуском.

Танк ИС-1: тяжёлый, технические характеристики (ТТХ), конструкция, история создания, боевое применение

Помимо трех пулеметов ДТ, расположенных как на ИС-1, на части танков ИС-2 на кронштейне, закрепленном на подвижном погоне командирской башенки, размешался 12,7-мм пулемет ДШК обр. 1938 г.

Боекомплект пушки Д-25Т состоял из 28 артвыстрелов раздельного заряжания 53-ВОФ-471 с осколочно-фугасными снарядами и 53-ВБР-471 с бронебойно-трассирующими. Боекомплект пулеметов ДТ — 2331 патрон, пулемета ДШК — 250 патронов. Все снаряды находились в кормовой нише башни в четырех укладках, а снарядные гильзы — в башне, на бортах и днище боевого отделения и в подбашенной коробке.

Танк ИС-2 оснащался телескопическим прицелом ЮТ- 17 или ТШ-17 и перископическим прицелом ПТ4-17. С весны 1944 года вместо прицела ПТ4-17 устанавливался прибор наблюдения МК-IV.

Двигатель и трансмиссия

На танке ИС устанавливался 12-цилиндровый четырехтактный дизель В-2ИС (В-2-10) мощностью 520 л.с. при 2000 об/мин. Масса двигателя 1000 кг. Топливо — дизельное. Общая емкость трех топливных баков 520 л.

Еще 300 л перевозилось в трех наружных баках, не подключенных к системе питания. Система охлаждения — жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией.

Радиаторов — два, пластинчато-трубчатых, подковообразной формы, установленных над центробежным вентилятором.

Для очистки воздуха, поступающего в цилиндры двигателя, на танке устанавливались два воздухоочистителя марки ВТ-5 типа «мультициклон». В головки воздухоочистителей были встроены форсунки и запальные свечи для подогрева всасываемого воздуха зимой. Пуск двигателя осуществлялся инерционным стартером, имевшим ручной и электрический привод, или с помощью баллонов со сжатым воздухом.

Танк ИС-1: тяжёлый, технические характеристики (ТТХ), конструкция, история создания, боевое применение

Ходовая часть

Ходовая часть танка применительно к одному борту состояла из шести сдвоенных литых опорных катков диаметром 550-мм и трех поддерживающих катков. Ведущие колеса заднего расположения имели два съемных зубчатых венца с 14-ю зубьями каждый.

Направляющие колеса — литые, с кривошипным механизмом натяжения гусениц, взаимозаменяемые с опорными катками. Подвеска — индивидуальная торсионная. Гусеницы стальные, мелкозвенчатые, из 86 одногребневыхтраков каждая.

Траки штампованные, шириной 650-мм и шагом 162-мм. Зацепление цевочное.

Электрооборудование и средства связи

Электрооборудование было выполнено по однопроводной схеме. Напряжение 24 и 12 В. Источники: генератор мощностью 1 кВт, две аккумуляторные батареи емкостью 128 А.ч каждая.

Потребители: электромотор инерционного стартера мощностью 0,88 кВт, электромотор поворота башни, радиостанция и ТПУ, электромотор вентилятора, контрольные приборы, лампы освещения шкал и перекрестий прицелов, приборы звуковой сигнализации, аппаратура внутреннего и внешнего освещения, электроспуски пушки и пулеметов.

Все танки ИС оснащались приемопередающей симплексной телефонно-телеграфной радиостанцией 10Р или 10РК и внутренним переговорным устройством ТПУ-4-бисФ на четыре абонента.

Танк ИС-1: тяжёлый, технические характеристики (ТТХ), конструкция, история создания, боевое применение

Тактико-технические характеристики

Боевая масса 46.0 т
Размеры:
длина 6770 мм
ширина 3070 мм
высота 2730 мм
Экипаж 4 человека
Вооружение 1×122-мм пушка Д-25Т 3 х 7,62-мм пулемета ДТ
Боекомплект 28 снарядов 2331 патронов
Бронирование:
лоб корпуса 120 мм
лоб башни 100 мм
Тип двигателя
Максимальная мощность
Максимальная скорость 40 км/час
Запас хода 180 км

Боевое применение тяжелого танка ИС-2

ИС-2 впервые был применен в Корсунь-Шевченковской операции, а затем участвовал во всех операциях завершающего периода Великой Отечественной воины. 5 марта 1944 года 15 танков ИС-2 поддерживали атаку 50 танковой бригады на Умань.

Во время боя 5 танков было подбито огнем 88-мм зенитной батареи, 3 машины сломалось, а одна при переезде моста перевернулась и упала в болото вниз башней. Здесь же произошел на первый взгляд невероятный случай. Нижний лобовой лист одного ИС-2 был пробит подкалиберным снарядом немецкого противотанкового ружья с коническим каналом ствола калибра 28/20-мм.

В ходе боев к 1 мая 1944 года в полку не осталось ни одной боеспособной машины. Первое зафиксированное боевое столкновение танков ИС-1 с «Тиграми» произошло, видимо, 4 марта 1944 года в районе города Староконстантинов. Первая гвардейская танковая бригада, имевшая на вооружении ИС-85 вступила в бой с «Тиграми» 503 тяжелого танкового батальона.

В результате перестрелки с дистанции 1500-1800 метров, происходившей в туманную погоду, один ИС-1 был подбит, а три получили повреждения, но были восстановлены после боя. Ответным огнем ИС-ов у одного «Тигра» была повреждена пушка, а у другого ходовая часть.

16 марта находящиеся в засаде «Тигры» своим огнем подбили еще 4 танка ИС , два из которых сгорели вместе с экипажами. Чуть раньше, 8 марта, два ИС-а со 150-200 метров были расстреляны замаскированными 75-мм штурмовыми орудиями. Один танк получил 8 попаданий, второй — 4.

Танк ИС-1: тяжёлый, технические характеристики (ТТХ), конструкция, история создания, боевое применение

Итогом этих боев явилось заключение о несоответствии вооружения нового танка и его бронирования аналогичным показателям немецких тяжелых танков.

Тогда же было рекомендовано изменить форму и бронирование лобовой части корпуса и немедленно усилить вооружение танков ИС, что немало способствовало ускорению работ по ИС-122.

Но, несмотря на отмеченные недостатки, машины все-таки оказались довольно неприятным сюрпризом для немецких панцерваффе. Снаряды 122-мм орудия Д-25Т обладали большим разрушительным действием против средних танков (а часто и тяжелых). Так в ноябре 1944 г. районе г.

Мишкольц 2 танка ИС-122 с расстояния более 1500 м расстреляли фугасными снарядами 7-10 танков PzKpfw IV, совершенно не пострадав от огня (в донесении танкистов о бое указано «уничтожено 10 танков», но пехотное командование указывает «подбито и уничтожено 7 вражеских танков»).

Танк ИС-1: тяжёлый, технические характеристики (ТТХ), конструкция, история создания, боевое применение

В открытом поле против немецких танков наши ИС применялись редко и их «золотой век» начался с ведением боев в городах и против немецких долговременных огневых точек. Для уничтожения этих объектов 122-мм пушка подходила как нельзя лучше.

 В середине 1945 года после выпуска 3483 танков его производство было прекращено.

Танк ИС-1: тяжёлый, технические характеристики (ТТХ), конструкция, история создания, боевое применение

Модификация КВ-13 Объект 233 ИС-1 [ИС-2] Объект 233 ИС[234] ИС-85 (ИС-1) Объект 237 ИС-122 (ИС-2) Объект 240 ИС-100 (ИС-5) Объект 248 ИС-2М на1.1.1962
Общие данные
Экипаж,чел 3 4 4 4 4 4-5
Боевой вес, кг 32400 38500 [39500] 44160 46 080 45 320 46 500
Длина, мм (корп./полн.) 6050/6 650 /6990 [6480] 6 770/8 560 6 770/9 830 6 770/ 6 770/9 820
Ширина, мм 2800 3030 3070 3070 3070 3100
Высота, мм 2500 2800 [2 640] 2735 2 735 2735 2740
Высота линии огня, мм ? 1 920 [?] 1 940 1 940 1945
Клиренс, мм 450 450 440-465 440-465 450 440
Ширина трака, мм 600 (500 для Т-34) 640-650 640-650 650 650 650
Уд. давл. на грунт, кг/см2 0,9 ок. 0,8 0,78 0,81 0,8 0,82
Вооружение и броневая защита
Марка орудия ЗИС-5 Ф-34ИС [У-11] Д-5-Т Д-25 С-34 Д-25-Тм
Калибр, мм 76,2 76,2 [121,92] 85 121,92 100 121,92
Длина ствола, кал. 41,6 41,6 [22,7] 52 47,9 53,5 47,9
Боекомплект, выстр. ? 80 [30] 59 28 36 35
Пулемет, тип х кол-во ДТх2 ДТ х 3 [ДТ х 2] ДТхЗ ДТхЗ ДТх 2 ДТМх2
Боекомплект, патр. ? 32 диска 2 520 2 520 ? 2 800
Броня корпуса, мм 145-85-85 120-90-60 120-90-70 120-90-90 120-90-70 120-90-90
Броня ,башни, мм 85-85-85 100-90-90 100-90-60 110-90-90 100-90-90 110-90-90
Дно и крыша, мм 20-30 20-30 20-.30 20-30 20-30 20-30
Энергетическая установка
Марка двигателя В-2К В-2К В-2ИС В-2ИС В-2ИС В-54К I
Тип двигателя Специальный быстрооборотный V-образный 12-цилиндровый танковый дизель водяного охлаждения
Объем цилиндров, л 38,5 38,5 38,88 38,88 38,88 38,9
Мощность на валу, л.с. 600 (факт. 580) 600 (факт. 580) 520 520-580 520 520
Скорость, км/ч, макс. 60 (факт. 52) до 55 (факт. 47) 37 37 37 36
средн. шос/прос/целина ? 7
Читайте также:  Боинг (boeing) 707: схема салона, технические характеристики, кабина пилотов

Источник: http://pro-tank.ru/bronetehnika-sssr/tyagelie-tanki/119-is-7?start=1

Тяжелый танк ИС-2

  • Т-26
  • Т-28
  • БТ-7
  • T-60
  • Т-70
  • Т-35
  • Т-34
  • КВ-1
  • КВ-2
  • КВ-85
  • ИС-2

Танк ИС-1: тяжёлый, технические характеристики (ТТХ), конструкция, история создания, боевое применение

В сентябре 1943 года известный советский артиллерийский конструктор Фёдор Фёдорович Петров направил письмо главному конструктору ЧКЗ и опытного завода №100 Жозефу Яковлевичу Котину о возможности установки в танки ИС артсистем калибра 107, 122 и даже 152 мм. Ж. Я. Котин выбрал для усиления вооружения танка ИС 122-мм пушку А-19. После согласования технических подробностей он получил согласие лично от И. В. Сталина на установку А-19 в танк ИС. В конструкторском бюро завода №9 под руководством Ф. Ф. Петрова А-19 была доработана для установки её в танк — её оснастили дульным тормозом для смягчения значительной отдачи, более компактными противооткатными устройствами, улучшили расположение органов управления для удобства наводчика в стеснённом боевом отделении танка. Этот доработанный вариант А-19 получил название Д-25Т и его валовое производство было запущено на заводе №9 немедленно. Поначалу в его освоении были трудности, поэтому прорабатывался вопрос об установке в ИС непосредственно пушки А-19. Однако их удалось преодолеть и в дальнейшем установка А-19 в танк не требовалось. 

Танк ИС-1: тяжёлый, технические характеристики (ТТХ), конструкция, история создания, боевое применение На опытном заводе №100 прототип пушки Д-25 был установлен на бывший Объект 237 — опытный вариант ИС-1. Эта экспериментальная машина получила обозначение Объект 240. В октябре-ноябре на Чебаркульском полигоне проходили её испытания пробегом и стрельбой. Изначально Д-25 была оснащена Т-образным дульным тормозом, который разорвался при тестовых стрельбах. В некоторых источниках утверждается, что при этом чуть не был убит маршал Ворошилов, присутствовавший на испытаниях. Впоследствии на ИС установил двухкамерный дульный тормоз немецкого типа, а затем завод №9 разработал свою конструкцию двухкамерного дульного тормоза, которая и стала устанавливаться на серийных машинах.

После успешных испытаний Объекта 240 поступило распоряжение о немедленном запуске его в серийное производство на ЧКЗ. В ноябре 1943 года началась сборка первых серийных машин.

Новая модификация танка получила индекс ИС-2 (в годы войны с ним на равных использовалось обозначение ИС-122, первые образцы иногда также именовались в частях как КВ-122).

Производство продолжалось с декабря 1943 года по июнь 1945-го, несколько машин этой марки также выпустил Ленинградский Кировский завод. 

Боевое крещение ИС-2 приняли в начале 1944 года, причём оно было вынужденным, оборвав плановую тщательную подготовку экипажей для новой машины. Танки оправдали ожидания командования.

Генерал-инспектор панцерваффе Гейнц Гудериан подписал приказ, согласно которому танк типа Тигр не имел права вступать в бой с ИСом один на один, т.к. был обречён на поражение.

Тяжёлые танковые полки (а впоследствии и бригады), укомплектованные ИС-2, прорывали любую оборону немцев.

Но, несмотря на огромную мощь, танк имел не очень большой вес для машин этого класса (46 тонн), позволявший ему переезжать реки по обычным мостам, не очень большие размеры — 9.83/3.07/2.73, благодаря чему его можно было транспортировать на обычных железнодорожных платформах, и довольно приличную максимальную скорость — 37 км/ч. 

Танк ИС-1: тяжёлый, технические характеристики (ТТХ), конструкция, история создания, боевое применение

Параллельно с работами по увеличению надёжности велись изыскания по усилению бронезащиты ИС-2. Первый вариант, хоть и был лучшим по бронезащите среди всех советских танков, сравнительно легко поражался 88-мм танковыми и противотанковыми пушками вермахта. 75-мм длинноствольные орудия также представляли для него существенную угрозу.

Проанализировав поражения, конструкторы ЧКЗ пришли к выводу, что усиление бронезащиты башни уже невозможно без кардинальной переделки всей конструкции, что было невозможно в жёстких условиях серийного производства.

Установка 121,92-мм пушки утяжелила башню и нарушила её балансировку — центр масс не лежал на оси вращения башни (башня была сконструирована и уравновешена под 85-мм орудие Д-5).

Дополнительное бронирование, помимо общего утяжеления машины, привело бы к невозможности ручного поворота башни при сколь-нибудь значительном крене машины и требовало гораздо более мощного электромотора для привода поворота. Поэтому башня была оставлена без изменений.

Защиту бронекорпуса удалось очень сильно улучшить, заменив ступенчатую верхнюю лобовую деталь на её спрямлённую конфигурацию. Бывали случаи, когда верхняя лобовая деталь не пробивалась в упор даже из мощнейшей 88-мм противотанковой пушки [[Pak 43]. Однако нижняя лобовая деталь как была, так и осталась в прежнем уязвимом качестве. Толщина лобовой брони достигала 120 мм, бортовой — 90 мм, но бронедетали были литыми, а не катанными, считавшимися более качественными. 

Дальнейшие работы по усилению защищённости тяжёлых танков велись параллельно двумя коллективами — инженерами ЧКЗ и опытного завода №100. Интересно, что руководителем обоих КБ был Ж. Я. Котин.

Каждый из коллективов продвигал свои проекты, но в серию в 1945 году под индексом ИС-3 пошёл объединённый вариант Объект 703, который по сути был ИС-2 с кардинально переработанной бронезащитой с учётом опыта Великой Отечественной войны.

Что касается встречи ИС-2 с «Тигром». Во время войны им нечасто приходилось сталкиваться друг с другом, по крайней мере воспоминаний о таких случаях немного, однако на основании технических характеристик танков можно смоделировать ситуацию. 

Представим себе следующее: дуэль между Тигром и ИС-2 в идеальных (ровная местность, дистанция до 1000 м) и равных (качество прицелов, уровень подготовки наводчиков, полный боекомплект, пушка с клиновым затвором) условиях. При этом заложим 50 % вероятность поражения первым выстрелом и договоримся, что оба танка дадут промах, но обязательно должны попасть вторым снарядом, что в реальной жизни часто и бывало. Что же происходит дальше?

Танк ИС-1: тяжёлый, технические характеристики (ТТХ), конструкция, история создания, боевое применение

Боеые характеристики танков

Танк, орудие Броня, мм / наклон, гр Бронебойность на дистанции 1000 м, мм / гр Скорострельность, выстр/мин
ИС-2, 122-мм Д-25 лобовая корпуса — 120 / 60° лобовая башни — 150 / округлая 142 / 90°  2…3
Тигр, 88-мм KwK 36 лобовая корпуса — 100 / 8° лобовая башни — 190 / 0° 100 / 60° 6…8

Из приведенных данных следует, что с 1000 м Тигр не мог пробить ни лоб корпуса, ни тем более башни ИС-2. Для этого ему было необходимо приблизиться минимум на 500…600 м.

И еще необходимо учитывать, что это верно только для ИС-2 раннего выпуска, т.к. после введения на нашем танке «спрямленного носа» (см. М.

Барятинский, ИС-2, История создания), «танковая пушка KwK 36 L/56 не пробивала лобовую броню ИС-2 при стрельбе с любой дистанции».

Для нашего же танка складывается обратная ситуация — с 1000 м он уверенно пробивал лобовую броню корпуса Тигра. Если же снаряд попадал в лоб башни немецкого танка, даже не пробивая ее, разрыв гарантированно повреждал ствол пушки и Тигр оставался безоружным.

Танк ИС-1: тяжёлый, технические характеристики (ТТХ), конструкция, история создания, боевое применение

Предположим другую ситуацию. Экипаж немецкого танка знает, что ему необходимо приблизиться к ИС-2 на дистанцию 500…600 м. При средней скорости Тигра на местности 25…

30 км/ч на преодолжение 500 м у него уйдет около минуты. На ходу немецкий танк стрелять не может, т.к. отсутствие стабилизатора орудия сведет вероятность попадания к нулю.

ИС-2 наоборот, имеет время для произведения 3-х выстрелов.

  Таким образом, при подобной встрече тет-а-тет Тигру было вступать в бой весьма невыгодно. 

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12 

ИС-2 начали производить в 1944г. Кроме установочной партии в 35 машин, выпущенной в 1943г. В том же году немцы начали выпуск Королевского тигра. Может быть хотите сравнить ИС-2 с ним и определить, у кого и сколько было шансов? А то, что же это вы сравниваете советскую БТТ 1944г.

с немецкой БТТ 1942г? [quote]Кроме этого, их сравнение само по себе, это полная чушь. Pz Kpfw Tiger любой модели был тяжелым танком. И его «специальностью» было взламывание ПОДГОТОВЛЕННОЙ обороны противника. ИС-2 был башенной САУ поддержки. И его «работой» была поддержка наступающих Т-34.

Совершенно разная БТТ вполоть до разных весовых категорий. Как можно их вообще сравнивать?

Источник: http://vspomniv.ru/is2.htm

ИС-1 и ИС-2 — советские тяжелые танки

Танк ИС-1: тяжёлый, технические характеристики (ТТХ), конструкция, история создания, боевое применениеИС — 1

Начало работ над танком ИС-1 связано с появлением на фронте зимой 1942-1943 гг. тяжелого немецкого танка «Тигр», с которым КВ-1, Т-34 и КВ-1С не могли справляться, то есть банально не пробивали его. В результате постановления №2943сс Челябинскому заводу №100 требовалось предоставить два образца танка ИС на государственные испытания.

В постройке образцов использовались некоторые детали от КВ-13. На первый образец (ИС-1) поставили классическую 76-мм пушку ЗиС-5, а на второй образец (ИС-2, но никакого отношения к серийному ИС-2 не имеет) поставили 122-мм гаубицу от КВ-9. ИС-1 получил заводское название «Объект 233», еще позже его будут называть ИС-85. Почему? Рассмотрим чуть позже.

Испытания длились чуть меньше месяца. И они показали, что у танка очень удачная компоновка, хорошая скорость и маневренность. Но под конец испытаний были получены точные данные о бронировании «Тигра», и 15 апреля вышло постановление о создании мощных танковых орудий и установки их в новые танки.

В июне четыре 85-мм танковые пушки (две С-31 и две Д-5Т) были готовы для установки в танки. Однако возникла проблема с башней. Новые пушки не влезали в старую башню, поэтому пришлось ее увеличить, а в результате увеличить также длину корпуса на 420 мм.

Стоит отметить, что башня теперь была по виду такая, как и у прошлого ИС-1. К концу испытаний выяснилось, что ИС №2 с пушкой Д-5Т показал себя лучше. Дальнейшие испытания происходили на полигоне в Кубинке, тогда же туда прибыл и новый КВ-85 с той же пушкой Д-5Т.

Обе машины успешно прошли все испытания и 4 сентября были приняты на вооружение Красной армии.

ИС-2

Танк ИС-1: тяжёлый, технические характеристики (ТТХ), конструкция, история создания, боевое применениеИС — 2

Стоит отметить, что в том же постановлении, где говорится о принятии на вооружение ИС-1, говорилось и о создании ИС-2 с калибром пушки 122-мм, так же там говорилось о создании ИСУ-152. Почему же выбрали калибр 122-мм? Почему не 100-мм? Не 115-мм? Дело в том, что Ж. Я. Котин, проанализировав Курское сражение, заметил, что с танком «Тигр» наиболее удачно боролись 122-мм корпусные пушки А-19. В КБ №9 как можно быстрее сделали чертеж новой пушки в башне ИС-85, и Котин лично предоставил проект И.Сталину, который одобрил проект и приказал как можно быстрее приступить к испытаниям. Поэтому буквально через две недели опытный образец был готов к испытаниям. ИС-2 было дано заводское название «Объект 240». Испытания прошли очень быстро и успешно. Однако во время испытаний при одном из выстрелов разорвало дульный тормоз Т-образного типа — пришлось устанавливать немецкий. В 1944 году, кстати, разработали новый дульный тормоз для ИС-2.

Читайте также:  Птрк конкурс: противотанковый ракетный комплекс, ракета 9к113, 9п148 боевая машина, характеристики (ттх)

Танк ИС-1: тяжёлый, технические характеристики (ТТХ), конструкция, история создания, боевое применениеИСУ — 152

Позже изменилась еще и форма лобового бронелиста, т.к. немецкие пушки 43-их 44-ых годов с легкостью пробивали броню ИС-2 (и ИС-1 соответственно). Таким образом, лобовой лист выпрямили по всей поверхности, и он стал «прямым». Это дало возможность не увеличивать толщину лобовой брони при увеличении бронезащиты.

К слову сказать, ИС-1 был снят с производства уже в январе 1944 года, через 4 месяца после начала производства. В завершении истории наверно стоит отметить, что названия ИС-1 и ИС-2 присуждены были только с марта 1944 года, до этого они назывались ИС-85 и ИС-122 соответственно.

Танк ИС-1: тяжёлый, технические характеристики (ТТХ), конструкция, история создания, боевое применениеПодбитый ИС — 2

Вооружение

Рассмотрим и 85-мм и 122-мм пушки. Их характеристики будут записаны  рядом, 85-мм/122-мм.

  • Масса орудия, кг – 2480/Неизвестно
  • Боекомплект, сн. — 59/28. Стоит отметить, что на пушку Д-25Т(122-мм) производились только бронебойные снаряды.
  • Начальная скорость полета бронебойного снаряда,  м/с, — 792/800
  • Прицельная дальность, м, — 2000/3000
  • Углы вертикальной наводки, град.: -5° +22°/−3°…+20°

Бронепробиваемость:

Градусы наклона измеряются по отношению к горизонтальной поверхности.

  • Бронебойный, на расстоянии 500 м, мм/град. — 105/90° / 155/90°
  • Бронебойный, на расстоянии 1 км, мм/град. —   100/90° / 145/90°
  • Бронебойный, на расстоянии 2 км, мм/град. —   85/90° / 125/90°
  • Скорострельность, выстр./мин – до 8/ до 1,5, позже до 2.

Дополнительное вооружение:

Три 7,62-мм пулемёта ДТ: курсовой, спаренный с орудием, и кормовой, установленный в задней части башни / Аналогично. С 1945 года на крыше башни устанавливался крупнокалиберный пулемет ДШК.

Тактико-технические характеристики

Сравнение боевых характеристик будет происходить таким же образом, как и при сравнении вооружения.

  • Масса, т — 44/46
  • Экипаж, ч — 5. Командир, Наводчик, Заряжающий, Механик-водитель, Стрелок-радист / Аналогично.
  • Длина корпуса, мм  — 6770/6770
  • Ширина корпуса, мм — 3070/3070
  • Высота, мм  — 2735/2630

Бронирование

Градусы измеряются по отношению к вертикальной поверхности.

  • Лоб корпуса (верх), мм/град.  — 120/30° / 120 / 60°
  • Лоб корпуса(середина), мм/град. — 60/78° / Не существовало
  • Лоб корпуса (низ), мм/град.  — 90/30° / 100/30°
  • Борт корпуса (верх), мм/град. — 90/0° / 90 / 15°
  • Борт корпуса (низ), мм/град. — 90/0° / 90 / 0°
  • Корма корпуса (верх), мм/град. — 60/49° / 60/49°
  • Корма корпуса (низ), мм/град. — 60/41° / 60/41°
  • Днище, мм — 20 / 20
  • Крыша корпуса, мм — 30 / 30
  • Маска орудия, мм/град. — 100 / 100
  • Лоб башни, мм/град. — 100/Кабанья голова / 100/Кабанья голова
  • Борт башни, мм/град. — 100/15° / 90 / 20°
  • Корма башни, мм/град — 100/15° / 90 / 30°
  • Крыша башни, мм — 30 / 30

Ходовые качества

  • Мощность двигателя, л. с. — 520/520
  • Максимальная скорость, км/ч — 37/37
  • Запас хода по шоссе, км — 240/240
  • Удельная мощность, л. с./т  — 11,8/11,3
  • Преодолеваемый подъём, град. — 36°/36°

Модификации и машины на базе ИС-1 и ИС-2:

  • ИС-2М – «Модернизированный». Заменен двигатель, при этом мощность его не изменилась, имеются изменения ходовой части, увеличены размеры башни, за счет чего был увеличен боекомплект до 35 снарядов, был убран курсовой пулемет, и имелось еще несколько незначительных изменений. Машина была снята с вооружения Российской Федерации только в 1995 году. На данный момент ИС-2М состоят на вооружении Кубы в количестве 12 штук и служат неподвижными боевыми точками береговой охраны.
  • ИСУ-152 — самоходное артиллерийское орудие, разработанное на базе ИС-1 в октябре 1943 года.
  • ИСУ-122 — самоходное артиллерийское орудие, разработанное на базе ИС-2 в декабре 1943 года. На ней стоит такое же орудие, что и на ИС-2.

Боевое применение

В Великую Отечественную войну танки ИС-1 и ИС-2 активно участвовали в сражениях с 1943-1944 годов, и практически все дошли до конца войны. После ВОВ в боевых действиях участвовали только танки ИС-2. Есть информация, что они принимали участие в Корейской войне, но никаких данных, подтверждающих это, не найдено.

Танки в культуре

ИС-1 можно встретить в целом ряде компьютерных игр: World of Tanks, War Thunder и т.п.

ИС-2 в культуре является гораздо более популярным по сравнению с ИС-1. Эти танки встречаются во множестве кинокартин:

  • Отец солдата;
  • Блокада, где ИС-2 использован как КВ-1;
  • «Танк «Клим Ворошилов-2» — использован как КВ-2;
  • «На войне как на войне» — использован как Pz.V «Panther».;
  • «Белый тигр» — использован как Pz.VI «Tiger».

Также ИС-2 появляется в огромном количестве компьютерных  игр: «World of Tanks», «War Thunder», «Ил-2 Штурмовик», «Блицкриг», «Sudden Strike» и т.д.

Память о танках

Ни один первый ИС до наших дней не дошел, а вот ИС-2 сегодня можно увидеть в Бронетанковом музее в Кубинке, в музее-панораме «Сталинградская битва», в «Огненной дуге», в музее боевой славы омичей, и еще в ряде музеев России.

Источник: http://tanki-tut.ru/ussr-russia/is-1-i-is-2/

Танки КВ, ИС-1, Ис-2, ИС-3, САУ

Лекция № 3

Создание и выпуск отечественных тяжелых танков КВ, ИС-1, Ис-2, ИС-3, САУ. Сравнительная оценка их с тяжелыми танками Вермахта по отдельным ТТХ.

Если анализировать дошедшие до сегодняшнего времени сведения о первых шагах и начинаниях советского танкостроения, то можно констатировать, что наряду с проектированием и созданием легких, а затем средних танков, от родоначальных «Рено», «Кристи», наши инженеры-конструкторы делают первые самостоятельные разработки конструкции танков тяжелых. Такими первыми опытными образцами были двухбашенный Т-100, двухбашенный 55-тонный СМК, а затем и 47,5-тонный КВ.

         В сентябре 1939 года на испытательной трассе Полигона состоялась показная демонстрация танков как промышленного производства, так и вышеуказанных, и других образцов по их ходовым качествам, перед народным комиссаром обороны СССР маршалом Ворошиловым, а также другими государственными и военно-промышленными деятелями страны. Из всех тяжелых машин танк КВ показал наилучшие ходовые возможности при преодолении всех препятствий.

         В связи с начатой советско-финской войной, продолжать испытания тяжелых образцов танков по намеченной «Программе…» в сроки 1939-40 гг., не удалось. Все они были отправлены на Карельский фронт.

Однако их боевое применение как нельзя лучше показало и положительные, и отрицательные стороны, послужило хорошим фактором при отборе лучшего из них, с последующими выводами по его конструктивным и боевым усовершенствованиям. Таким образцом оказался танк КВ, как самая надежная в бою машина. Будущий маршал Советского Союза Мерецков К.А.

, в период советско-финской войны командарм, в своих воспоминаниях «На службе народу» писал: «Хорошо показал себя при прорыве усиленного укрепленного района Сумма опытный тяжелый танк КВ с мощным орудием.

  … Он прошел через финский укрепленный район, но подбить его финская артиллерия не смогла, хотя попадания в него были… Практически, мы получили неуязвимую по тому времени машину. Это было огромное достижение нашей промышленности, внесшей серьезный вклад в развитие боевой мощи армии.*

__________________________

*Прим. «75 лет исследований и испытаний бронетанкового вооружения и техники». Исторический очерк. Стр. 69. г.Кубинка, 2006.

___________________

         В 1940 году два танка КВ-2, вооруженные 152-мм гаубицей, прибывшие в район боевых действий, взяли на себя ключевую роль при прорыве линии обороны Маннергейма.

Успешное выполнение этими танками боевых задач утвердило концепцию о необходимости создания тяжелых танков с противоснарядной броней и мощным вооружением, предназначаемых для наступательных боев и прорыва укрепленных районов противника.

         Танк КВ-2 был принят на вооружение армии. Но создать танк – это еще не значит, что его можно выпускать промышленностью.

В любой новой конструкции, при испытаниях, первоначальной эксплуатации, всегда выявляются недостатки и дефекты, которые анализируются и прорабатываются. На все надо время и не только время.

Тяжелые танки КВ-1, КВ-2 и средний Т-34 в серийные производства поступили только в начальные месяцы 1941 года.

ТТХ танка КВ-1 по основным показателям.

  1. Боевой вес – 43 т.
  2. Силовая установка – двигатель-дизель В-2К, мощностью 600 л.с.
  3. Максимальная скорость при движении по дороге – 35 км/ч
  4. Запас хода – 150 км
  5. Максимальная высота преодолеваемого препятствия – 1,2 м
  6. Максимальная ширина преодолеваемого рва – 2,59 м
  7. Вооружение:  — пушка калибра 76,2 мм – одна, — пулеметы калибра 7,62 мм – четыре
  8. Максимальная толщина брони – 100 мм
  9. Экипаж – 5 чел.

1943-44 годы характеризуются организацией и проведением интенсивных испытаний более мощного нового танкового вооружения – танковых пушек, а также работами по проектированию бронекорпусов тяжелых танков с целью создания их с более эффективной противоснарядной защитой.

К этим задачам нас подвели результаты танковых сражений, особенно на Орловско-курской дуге в июле 1943 года. Фашистская Германия к началу этих сражений усовершенствовала боевые качества своих машин.

Так, еще в сентябре 1942 года в серийное производство вошел танк Pz V «Пантера», имевший мощную пушку, усиленную броню с передним наклонным листом корпуса, нагло скопированным с конструкции корпуса нашего Т-34.

А еще раньше, в августе этого же года, началось производство танка «Тигр I» с пушкой калибра 88 мм.

И хотя Курская битва и особенно бои под Прохоровкой завершились победами советских танкистов, военным специалистам, ученым, конструкторам и испытателям пришлось срочно заниматься необходимыми работами по повышению боевых качеств бронетанковой техники, причем в очень короткие сроки. Чтобы реально оценить степень интенсивности этих работ и глубину ответственности, привожу почти дословно некоторые сведения из официальных источников.

«В декабре 1943 года (25-31.12) комиссия … продолжала испытания трех опытных танков Т-34 с 85-мм пушками различных конструкций (ЛБ-1, С-50 и С-53). Все три пушки … испытания не выдержали.

С 30.01. по 2.02. 1944 года … продолжались полигонные испытания образцов … 85-мм танковых пушек ЗИС-С-53, установленных на танках Т-34 со штатной и расширенной башнями.

За два дня интенсивных испытаний из пушки ЗИС-С-53, установленной в штатной башне танка Т-34, было произведено 766 выстрелов, причем 456 из них – с усиленным зарядом.

Из пушки … в расширенной башне танка Т-34 было произведено 252 выстрела, 50 из которых – с усиленным зарядом.

2 февраля 1944 года председатель комиссии, гвардии полковник Кульчицкий Е.А. в 23 часа по ВЧ доложил маршалу бронетанковых войск Федоренко Я.Н. о результатах испытаний и выводах комиссии: «85-мм танковая пушка ЗИС-С-53 серийного изготовления полигонные испытания выдержала» и «Боевые качества танка Т-34 с расширенной башней значительно выше, чем с обычной башней»*.

_________________

Источник: http://park-pobeda-nnov.ru/istoriya-vojnyi/tehnikavoiny/tanki-kv,-is-1,-is-2,-is-3,-sau.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector