ИС-7 был безусловно самым мощным танком своего времени в мире. По совокупности характеристик он значительно превосходил все существующие на тот момент и даже перспективные машины. Но планы военно-политического руководства на ракетно-ядерный конфликт похоронили саму концепцию столь мощного и дорогого танка. Ставка была сделана на полчища дешёвых средних танков.
Один из лучших
Советский тяжёлый танк ИС-7 должен был впитать в себя весь опыт Второй мировой войны и стать боевой машиной, превосходящей на голову все существующие.
Он получил отличную защиту, мощное вооружение и был способен передвигаться практически со скоростью среднего танка.
ИС-7 разработали в крайне сжатые сроки, создав более 1500 чертежей, применив более 25 новаторских идей, нетипичных для танкостроения и задействовав более 20 научных учреждений.
Но почему-то этот инновационный танк не стал основой советских бронетанковых войск, более того, ни один из заказанных в количестве 50 образцов ИС-7 так и не покинул заводские ворота.
Создание
Для создания ИС-7 были привлечены конструкторы, набравшиеся много опыта во время проектирования тяжёлых танков. Главный конструктор Котин возглавил эти работы, начавшиеся в 1945 году. Тогда прорабатывалось три варианта, а именно объект 257, 258 и 259. Их отличие заключалось в двигателе и трансмиссии.
- Позже, летом 1945 года, появилась очередная версия — объект 260, который потом и стал ИС-7.
- 9 сентября чертежи были подписаны Котиным, но в 1946 году решили, не меняя индекс, изменить танк.
- В первом образце предполагали использовать электрическую трансмиссию и два дизельных двигателя В-16.
- Во второй, ставший окончательным, установили более традиционную силовую установку.
8 сентября 1946 года был собран первый образец, показавший на испытаниях соответствие требованиям. 25 декабря был собран второй.
- Главный испытатель, Кульчицкий, оказался в восторге от лёгкости управления новой машиной, чей вес достигал 68 тонн.
- Броня ИС-7 не пробивалась даже собственным орудием, во время одного из испытаний внутрь поместили собак, которые совершенно не пострадали от обстрела.
- Однако, были и негативные моменты вроде пожара из-за выработавшего ресурс двигателя и разрушения подвески из-за обстрела.
ИС-7 получился очень удачным, но, по непонятным причинам, производство первой опытной партии постоянно откладывалось, позже было предложено снизить его вес до 50 тонн, что было невозможным для заданных характеристик. В итоге серийное производство так и не началось, а в наши дни остался лишь один экземпляр ИС-7, стоящий в музее в Кубинке.
Конструкция и компоновка
Предполагалось, что танк станет по настоящему инновационным, благодаря сочетанию своих тактико-технических характеристик.
При весе в 68 тонн, примерно равном Королевскому Тигру, ИС-7 намного превосходил его в защите, подвижности и огневой мощи, выйдя всего на 2 года позже. Это стало возможным благодаря сильно дифференцированной броне, расположенной под значительными наклонами и решениям вроде щучьего носа.
Танк был создан по классической компоновочной схеме, мехводом в начале корпуса, башней, вмещающей в себя остальных 4 членов экипажа, посередине и моторно-трансмиссионным отделением сзади. Ведущие колёса и трансмиссия также находились сзади.
Корпус и башня обладали весьма непривычной формой, берущей своё начало у ИС-3 и обеспечивали большую приведённую толщину брони вместе с хорошими шансами рикошета.
Корпус
Для обеспечения максимальной защиты, как показал опыт Второй мировой войны и Т-34, необходимо располагать броню под наклоном. На ИС-3 пошли ещё дальше и верхний лобовой лист не просто поставили под углом, а ещё и разделили на две части, наклонённые друг к другу. Такая форма обеспечивала большую защиту чем один прямоугольный кусок брони от огня в лоб и получила название «щучий нос».
ИС-7 тоже получил такой же лоб, из двух листов толщиной 150 мм, установленных под углом 65°. Благодаря форме приведённая толщина брони достигла 260 мм.
Таким образом, ИС-7 стал первым танком, способным выдержать выстрел немецкого орудия PaK 44 L/55 калибром 128 мм, установленного на Ягдтигр. Также, он выдерживал и своё 130 мм орудие С-70.
Нижний бронелист имел толщину 150 мм и был расположен под углом 50°.
- Борта были сложной изогнутой формы, причём, для большей прочности, выгибались прессом, и состояли из верхней, толщиной 150 мм части, и нижней, вогнутой внутрь, 100 мм части.
- Корма также была сложной изогнутой формы и состояла из двух деталей — верхней 60 мм и нижней 100 мм.
- В корпусе находились резиновых баков, способных выдерживать давление 0,5 атм и общей ёмкостью 1300 литров.
Башня
У первых прототипов башня сильно напоминала установленную на ИС-3, но позже была изменена.
Она стала более приплюснутой и бронированной, производилась с помощью литья, толщина плавно менялась, от 210 мм во лбу до 94 в корме, под переменным наклоном в 51° — 60°. Также установили очень прочную маску орудия, толщиной 355 мм.
- 4 члена экипажа размещались внутри башни — два заряжающих в задней части башни, наводчик слева от орудия и командир справа.
Вооружение
В качестве орудия на танк сначала установили пушку С-26 калибром 130 мм, 3 пулемёта ДТ и 2 КПВ.
Позже орудие сменили на С-70 такого же калибра, с начальной скоростью полёта снаряда 900 м/с и 8 пулемётов.
Появился прибор управления огнём, сделавший независимым наведение прицела от положения пушки. Наводчик указывал точку прицеливания, после чего стабилизированное орудие автоматически наводилось в нужное место.
Ещё одной новинкой стал транспортёр для снарядов, облегчавший работу экипажа. Благодаря ему и 2 заряжающим, скорострельность ИС-7 достигала 8 выстрелов в минуту.
3 пулемёта устанавливались в маске пушки, 2 РП-46 на надгусеничных полках, ещё два на задней части башни, также был зенитный, установленный на штанге, прикреплённой к крыше башни. Все они обладали дистанционным управлением и наводились заряжающими.
- Боекомплект пушки составлял 30 снарядов, пулёметов — 400 крупнокалиберных и 2500 мелкокалиберных патронов.
Двигатель и трансмиссия
В самом начале прорабатывались несколько вариантов силовой установки, например, состоящей из 2 дизельных двигателей В-16 мощностью 1200 л.с. и электрической либо механической трансмиссией.
Позже на танк установили серийный и проверенный дизель М-50Т мощность 1050 л.с. Его недостатком было то, что он предназначался для морских катеров, в связи с чем обладал довольно крупными габаритами.
На ИС-7 установили эжекторную систему охлаждения, впервые для советского танкостроения, и инерционный воздушный фильтр.
Трансмиссию не стали излишне усложнять и оставили обычную механическую. Испытатель позже вспоминал, что переключение передач было очень лёгким, как и управление танком в целом.
Также установили автоматическую систему пожаротушения, созданную Шемелиным, которая следила с помощью датчиков за состоянием МТО и могла включаться до 3 раз, однако на испытаниях один танк полностью сгорел, так и не сумев потушиться.
Трансмиссия танка была спроектирована в двух вариантах. Первый, изготовленный и испытанный в ИС-7, имел шестиступенчатую КП с кареточным переключением и синхронизаторами. Механизм поворота — планетарный, двухступенчатый. Управление имело гидравлические сервоприводы. При испытаниях трансмиссия показала хорошие тяговые качества, обеспечив высокие средние скорости танка.
Второй вариант механической трансмиссии был разработан совместно с МВТУ имени Н.Э.Баумана. Трансмиссия — планетарная, 8-ступенчатая, с механизмом поворота типа ЗК. Управление танком облегчалось гидравлическими сервоприводами с перспективным выбором передач.
При разработке ходовой части конструкторским отделом был спроектирован ряд вариантов подвесок, изготовленных и подвергнутых лабораторно-ходовым испытаниям на серийных танках и на первом опытном танке ИС-7. На их основании были разработаны окончательные рабочие чертежи всей ходовой части.
Впервые в отечественном танкостроении были применены гусеницы с резино-металлическим шарниром (или, как тогда говорили, с сайлент-блоком), гидравлические амортизаторы двухстороннего действия, опорные катки с внутренней амортизацией, работающие при больших нагрузках, пучковые торсионы.
Из-за больших габаритов двигателя корпус оказался бы слишком высоким при использовании традиционной подвески. Поэтому были разработаны пучковые торсионы, которые обеспечили высоту корпуса даже меньше, чем у ИС-2 и ИС-3.
- Направляющее колесо находилось спереди, ведущее сзади, между ними располагалось 7 опорных катков, при этом от поддерживающих отказались.
- Для обеспечения плавности хода на ИС-7 установили гидравлические двухсторонние амортизаторы.
- Гусеница с резинометаллическими шарнирами и литыми траками была сложна в производстве, но обладала хорошей износоустойчивостью и пониженным шумом.
Летом 1948 года Кировский завод изготовил четыре ИС-7, которые после проведения заводских испытаний передали на государственные. Председателем Государственной комиссии назначили генерал-майора A.M.Сыча. Танк произвел сильное впечатление на членов комиссии: при массе 68 т машина без труда развивала скорость 60 км/ч, обладала отличной проходимостью.
Рассмотрим ИС-7 в сравнении с послевоенной генерацией танков. Основными танками на вооружении НАТО тогда стали британский «Центурион» и американский «Паттон». Их вооружение составляли 83,2мм и 90мм орудия с высокой начальной скоростью снаряда.
(оба впоследствии получили 105мм орудие) Для противостояния ИС-3 за рубежом были созданы два тяжёлых танка — М-103 и «Конкерор» оснащённые 120мм орудием с начальной скоростью 1000м/с. Лобовая броня ИС-7 была неуязвима для бронебойных снарядов тяжёлых танков на расстоянии свыше 1000м.
Бортовая защита выдерживала попадания снарядов средних танков.
На испытаниях бронезащита ИС-7 показала невероятную для того времени баллистическую стойкость. Она выдержала попадания из немецкого 128мм орудия и даже собственного 130мм. В годы войны 128мм орудие поражало любой танк на любой дистанции в т.ч. ИС-2.
Собственное орудие ИС-7 имело калибр 130мм и начальную скорость снаряда 900м/с и имело бронепробиваемость свыше 185мм на дистанции 1,5км. Была решена главная проблема крупнокалиберного орудия — скорострельность.
С помощью механизма заряжания и введения в экипаж двух заряжающих была достигнута скорострельность 6-8 выстрелов в минуту.
Прицельный комплекс так же был значительно улучшен, танк был способен вести бой на дальней дистанции с предельной точностью. Таким образом ИС-7 мог уничтожать любые типы танков НАТО находясь вне их зоны поражения. В годы второй мировой тяжёлые танки превосходя средние по боевым характеристикам значительно уступали им в подвижности.
Эта проблема была решена установкой 1000-сильного двигателя и новейшей трансмиссии с сервоприводами. Его броневая защита в то время была практически неуязвима. Достаточно сказать, что ИС-7 выдерживал обстрел не только 128-мм немецкой пушки, но и собственного 130-мм орудия.
Во время испытаний был проведен любопытный эксперимент по выяснению воздействия на экипаж прямых попаданий в танк артиллерийских снарядов. На места экипажа посадили собак, после чего подвергли ИС-7 обстрелу. Однако на состоянии животных результаты обстрела никак не сказались.
Рассмотрим ИС-7 в сравнении с послевоенной генерацией танков. Основными танками на вооружении НАТО тогда стали британский «Центурион» и американский «Паттон». Их вооружение составляли 83,2мм и 90мм орудия с высокой начальной скоростью снаряда.
(оба впоследствии получили 105мм орудие) Для противостояния ИС-3 за рубежом были созданы два тяжёлых танка — М-103 и «Конкерор» оснащённые 120мм орудием с начальной скоростью 1000м/с. Лобовая броня ИС-7 была неуязвима для бронебойных снарядов тяжёлых танков на расстоянии свыше 1000м.
Бортовая защита выдерживала попадания снарядов средних танков.
На испытаниях бронезащита ИС-7 показала невероятную для того времени баллистическую стойкость. В годы войны 128мм орудие поражало любой танк на любой дистанции в т.ч. ИС-2. Собственное орудие ИС-7 имело калибр 130мм и начальную скорость снаряда 900м/с и имело бронепробиваемость свыше 185мм на дистанции 1,5км. Была решена главная проблема крупнокалиберного орудия — скорострельность.
С помощью механизма заряжания и введения в экипаж двух заряжающих была достигнута скорострельность 6-8 выстрелов в минуту.
Прицельный комплекс так же был значительно улучшен, танк был способен вести бой на дальней дистанции с предельной точностью.
Таким образом ИС-7 мог уничтожать любые типы танков НАТО находясь вне их зоны поражения. В годы второй мировой тяжёлые танки превосходя средние по боевым характеристикам значительно уступали им в подвижности. Эта проблема была решена установкой 1000-сильного двигателя и новейшей трансмиссии с сервоприводами.
Огромный 68-ми тонный танк разгонялся до 60 км/ч и при этом был легко управляем. М-103 и «Конкерор» будучи по бронезащите и вооружению более менее адекватны ИС-7, значительно уступали ему в скорости и подвижности. Для борьбы с небронированными целями и пехотой наш танк имел и чрезвычайно мощное стрелковое вооружение.
В итоге СССР мог получить прообраз современного основного танка который бы обесценил танковые арсеналы вероятного противника. К сожалению прогресс противотанкового, ядерного вооружения и авиации поставил под сомнение концепцию «идеального» танка.
Совершенствование кумулятивных боеприпасов резко снизило ценность его мощной баллистической бронезащиты.
Столь революционные новшества в конструкции танка тоже страдали от военной культуры производства и недостатка технологической базы.
Двигатель постоянно выходил из строя, система пожаротушения не срабатывала, трансмиссия с трудом выдерживала нагрузки, были и другие «детские болезни».
Конечно за все эти великолепные характеристики пришлось заплатить непомерной массой в 68 тонн, из за чего была резко снижена оперативная подвижность.
Транспортировка танка такой массы в советской армии не была предусмотрена, впрочем немцы вполне справлялись с транспортировкой 68- тонного «Королевского Тигра» и 72-тонного «Ягдтигра».
Эпилог
Танк ИС-7 получился по-настоящему уникальным. Он имел непревзойдённую защиту, мощнейшее орудие и отличную подвижность, но эра тяжёлых танков подходила к своему концу. На их место скоро должны были придти сначала средние танки, потом ОБТ.
- Появись ИС-7 в другое время или в другой стране, чьё руководство не побоялось бы запустить его в серию, он бы стал лучшим в мире, обойдя все современные себе танки по ключевым характеристикам, но история не терпит сослагательного наклонения.
Источник: https://nlo-mir.ru/tech/47440-tjazhelyj-tank-is7.html
Неизвестные тезки Сталина. Танк ИС-6
mihalchuk_1974Позже конструктор Горлицкий скажет: «Летом 1944 г. Ж. Котин узнал про то, что у немцев создается сверхтанк с броней 200-мм, вооружением 128-мм пушкой и элекротрансмиссией, и он решил сделать такой же, ему не важно было, годится этот танк для промышленности или нет. Главное было понять, возможно ли сделать такой и как ?»
Но все же история танка ИС-6, началась раньше. Ибо уже в июне 1944 г. КБ завода № 100 предоставило в ТУ ГБТУ генерал-майору С. Афонину эскизный проект тяжелого танка ИС-6, несущего электромеханическую трансмиссию «типа Фердинанда». Анализ данных эскизного проекта позволил комиссии техуправления ГБТУ сделать заключение, что танк по своим показателям не имеет значительных преимуществ перед танком «Объект 701» (будущий ИС-4), но превосходит ИС-122. Первоначально предполагалось использовать лишь некоторые удачные решения танка ИС-6 в ходе модернизации ИС-122 (ИС-2). Но по какой-то причине вскоре после этого принимается решение на изготовление двух опытных образцов с механической трансмиссией, «Объект 252», и электромеханической трансмиссией типа «Фердинанд», «Объект 253».
Уточненным тактико-техническим заданием на танк от 6 июня 1944 г. его масса ограничивалась на уровне 50 т (эскизное проектирование предлагало танк массой 52 т), при этом броневая защита должна была «снимать» подкалиберный снаряд 88-мм пушки обр. 1943 г. с дистанции от 500 м. Вооружение танка должно было состоять из 122-мм пушки с нач.
скоростью бронебойного снаряда 900-950 (до 1000) м/с с досылателем выстрела с суммарной скорострельностью не менее 6 выстр. /мин с компрессором продувки канала ствола. Двигатель – дизель-мотор типа В-11 или В-12 мощностью 620 или 700 л. с. В числе спец-оборудования – система автоматизированного пожаротушения и оборудование для преодоления глубоких бродов по типу танка «Тигр».
Деревянный макет танка ИС-6 в натуральную величину
МТО ИС-6, скомпонованное в деревянной модели танка.
Вид на крышу МТО Танка ИС-6 («объект 252»)
Испытания опытного образца орудия Д-30 и вариантов подвески, предназначенных для танка ИС-6, на серийном танке ИС-2. Осень 1944 г.
Соответствующее распоряжение ГКО было получено 8 июня – согласно выданному приказу заводу №100 и заводу Уралмаш предстояло построить два опытных образца. Согласно утвержденному плану проведения работ сборка двух опытных образцов ИС-6 должна была закончиться к 1 ноября 1944 г. Для ускорения работ разрешалось использовать в изготовлении машины узлы серийно производимых танков ИС-2. Но корпус танка был подан на сборку с опозданием почти на два месяца. Он имел бронирование 120 мм в верхней части лба, 100-мм в нижней, литая башня с толщиной стенок до 150 мм была изготовлена из брони высокой твердости…
Сварной макет корпуса танка ИС-6 был испытан обстрелом из немецкой противотанковой пушки обр. 1943 г. с начальной скоростью снаряда около 1000 м/с и 105-мм корпусной пушки обр. 18 года с начальной скоростью снаряда 877 м/с.
В ходе многочисленных экспериментов было доказано, что с лобовой проекции указанные орудия брони корпуса не пробивают даже с дистанции 50 м.
Пробоина была обнаружена лишь в месте расположения броневых деталей толщиной 120 мм, под углом 45°, в месте стыка.
Компоновка ИС-6 осталась классической. В передней части размещалось отделение управления, где ровно по оси танка находилось место механика-водителя. За ним располагалось боевое отделение с трехместной башней.
В ней устанавливалась 122-мм пушка Д-30 с дульным тормозом и спаренный с ней 7,62-мм танковый пулемет СГМТ, отличавшегося лучшими эксплуатационными характеристиками, чем аналогичный ДТ конструкции Дегтярева. Дополнительно, для защиты от атак с воздуха, на крыше башни устанавливался 12,7-мм зенитный ДШК.
Боекомплект его состоял из 30 выстрелов раздельного заряжания, 1200 патронов калибра 7,62 мм и 500 патронов калибра 12,7 мм к зенитному пулемету. Прицел ТБШ — телескопический, танковый. Зенитный пулемет снабжался коллиматорным прицелом К8-Т.
Смотровые приборы командира, механика-водителя, наводчика и заряжающего — типа МК-4, по одному у каждого.
Схема электротрансмиссии танка ИС-6
Танк ИС-6 («Объект 252» без электротрансмиссии) вышел на заводские испытания 8 ноября 1944 г. До 27 ноября танк испытывался пробегом на маршруте Свердловск-Челябинск. В ходе испытаний отмечалось, что средняя скорость движения танка достигала 15-16 км/ч, на отдельных участках – 22-24 км/ч. при максимальной скорости 35, 4 км/ч. Наблюдался нагрев коробки передач, особенно при движении на высшей передаче. Для выключения главного фрикциона требовалось усилие до 60-65 кгс. Но в остальном машина легко поворачивалась, несмотря на большую массу, что обеспечиваюсь в немалой степени улучшенной конструкцией кулисы переключения передач.
Танк ИС-6 («объект 252») с механической трансмиссией. Ноябрь 1944 г.
Но ходовая часть подвела. Чаще всего выходили из строя опорные катки большого диаметра. Средний ресурс катка составлял 200-250 км. после чего у него чаше всего разрушался обод. За время пробега у танка были сменены 16 опорных катков.Для отработки конструкции опорных катков и 122-мм пушки большой мощности Д-30, был взят танк ИС-122, который в период с I по 17 ноября выезжал на стрельбы на Свердловский полигон с различными типами катков. Целью испытаний было выявить наилучший тип опорного катка и отработать выстрел для Д-30. Но если с катками все было более или менее нормально, то орудие постоянно приносило какие-то сюрпризы и 17 ноября оно вышло из строя и требовало заводского ремонта. Поэтому танк ИС-6 («Объект 252») испытывался только с прототипом орудия Д-30, имеющим баллистику и выстрел Д-25.По результатам испытаний заводом № 100 был разработан новый вариант опорного катка с усиленным профилем обода, но все же второй экземпляр ИС-6, оснащенного электротрансмиссией, было решено опробовать на штатных катках ИС-122.Силовая установка танка ИС-6 с электротрансмиссией («Объект 253») состояла из двигателя В-12У, дизельного, мощностью 750 л.с., находившегося в кормовой части танка. В электромеханическую трансмиссию входили главный генератор ДК-305А мощностью 385 кВт и массой 1740 кг, установленный соосно с двигателем. В одном блоке с главным генератором на общем валу находился синхронный генератор трехфазного тока СГ-1А, предназначенный для питания моторов-вентиляторов системы охлаждения тяговых двигателей и дизеля, а также для привода подзарядного агрегата АКБ. На дизеле были смонтированы два малых генератора постоянного тока Г-73, которые питали цепи возбуждения генераторов ДК-305А и СГ-1А. Тяговые электродвигатели ДК-302А и ДК-302Б реверсивного действия через бортовые передачи соединялись с ведущими колесами танка. Регулировка силы тяги производилась изменением возбуждения главного генератора. Рабочий ток достигал 960 А, при движении по шоссе он составлял 490 А, на местности — 740 А. Напряжение в цепи 500 В. Для внешней связи использовалась приёмо-передающая радиостанция 10-Р, внутри танка связь между членами экипажа обеспечивалась с помощью танкового переговорного устройства ТПУ-4бисФ.
Танки ИС-6 («Объект 252» и «Объект 253») во дворе Уралмашзавода. Осень 1944 г.
Первый же выезд танка ИС-6 («Объект 253») стал последним… После преодоления заснеженного поля в МТО танка начался пожар. Датчик наличия пламени сработан, но работа системы пожаротушения прошла нештатно и пожар продолжался. После прекращения пожара комиссия констатировала, что танк вышел из строя и испытание не могут быть продолжены… А вскоре работы с ИС-6 были завершены. На вооружение принимались танки ИС-3 и ИС-4. К сожалению оба прототипа после войны были отправлены на слом.В неназываемой игре ИС-6 относится к виду танков «необычный, забабловый», то бишь премиум-танк 8 левела :-)Источники:М.Свирин «Тяжёлые танки ИС». Экспринт. 2004 г. Г.Л.Холявский «Полная энциклопедия танков мира 1915-2000». Харвест.Минск АСТ.Москва. 1998 г.М.Барятинский, М.Коломиец, А.Кощавцев «Советские тяжелые послевоенные танки» («Бронеколлекция МК» 1996-03)
М.Свирин «Танковая мощь СССР часть III Золотой век» 2009 г.
Источник: https://mihalchuk-1974.livejournal.com/124145.html
Танк ИС-6
Основные проектные работы были уже выполнены заводом № 100, значительная их часть пришлась и на долю конструкторов Уралмаша, так как выпуск рабочих чертежей производился именно здесь. Изготовление опытных образцов осуществлялось обоими заводами со сборкой и отладкой машин на Уралмашзаводе, Осенью 1944 года после заводских испытаний ИС-6 вместе со вторым комплектом деталей и запасным корпусом отправили в Кубинку для сравнительных испытаний новых тяжелых танков, изготовленных танковыми заводами.
ИС-6 имел классическую компоновку с формой корпуса и башни, близкой к танку ИС-4. 122-мм пушка Д-30 была спарена с пулеметом Горюнова. На крыше башни на турели установили зенитный пулемет ДШК.
Боекомплект танка состоял из 30 выстрелов раздельного заряжания, 1200 патронов 7,62-мм и 500 патронов калибра 12,7-мм к зенитному пулемету. Прицел ТБШ — телескопический, танковый. Зенитный пулемет снабжался коллиматорным прицелом К8-Т.
В распоряжении командира, механика-водителя, наводчика и заряжающего имелось по одному смотровому прибору МК-4.
Двигатель В-12V мощностью 750 л. с. размещался в кормовой части. В электромеханическую трансмиссию входили главный генератор ДК-305А мощностью 385 кВт и массой 1740 кг, установленный совместно с двигателем.
В одном блоке с главным генератором на общем валу находился синхронный генератор трехфазного тока СГ-1А, предназначенный для питания моторов-вентиляторов системы охлаждения тяговых двигателей и дизеля, а также для привода подзарядного агрегата АКБ.
На дизеле были смонтированы два малых генератора постоянного тока Г-73, которые питали цепи возбуждения генераторов ДК-305А и СГ-1А. Тяговые электромоторы ДК-302А и ДК-302Б реверсивного действия через бортовые передачи соединялись с ведущими колесами танка.
Регулировка силы тяги производилась изменением возбуждения главного генератора. Рабочий ток достигал 960 А, при движении по шоссе он составлял 490 А, на местности — 740 А. Напряжение в цепи достигало 500 В.
Ходовая часть танка ИС-6 с шестью опорными и тремя поддерживающими катками на борт была подобна ходовой части ИС-2.
Подвеска индивидуальная, торсионная. На танке устанавливалась радиостанция 10-Р и переговорное устройство ТПУ-4бис Ф. Был изготовлен еще один образец ИС-6 (объект 252) с механической трансмиссией типа ИС-3.
Судя по всему, для его изготовления использовали второй комплект деталей и запасной бронекорпус. В ходовой части были применены опорные катки большого диаметра, а поддерживающие катки отсутствовали.
Максимальная скорость составляла 43 км/ч (восьмая передача в КП была заблокирована) Масса танка уменьшилась до 51,5 т.
Тактико-технические характеристики тяжелого танка ИС-6
Боевая масса, т | 54 |
Экипаж, чел | 4 |
Габаритные размеры, мм: | |
длина с пушкой вперед | 10070 |
ширина | 3430 |
высота | 2530 |
клиренс | 500 |
Броня, мм | |
лоб, борт корпуса | 120 |
корма | 60 |
башня | 150 |
крыша | 30 |
днище | 20 |
Вооружение: | |
122-мм нарезная пушка Д-30; 12,7-мм пулемет ДШК; 7,62-мм пулемет | |
Боекомплект: | |
30 выстрелов, 500 патронов калибра 12,7-мм, 1000 патронов калибра 7,62-мм | |
Двигатель | В-12V, дизельный, 12-цилиндровый , четырехтактный, V-образный, жидкостного охлаждения, мощность 750 л. с, при 2100 об/мин |
Удельное давление на грунт, кг/см.кв | 0,90 |
Скорость по шоссе, км/ч | 35 |
Запас хода по шоссе, км | 150 |
Преодолеваемые препятствия: | |
высота стенки, м | 0,90 |
ширина рва, м | 3,0 |
глубина брода, м | 1,50 |
По огневой мощи танк ИС-6 не превосходил ИС-2, ИС-3 и ИС-4. Его броневая защита была лучше ИС-2 и ИС-3, но несколько уступала ИС-4. Установка электротрансмиссии облегчала управление и должна была способствовать повышению его маневренных качеств.
Однако, этого не произошло вследствие большой массы как самой машины, так и злектротрансмиссии, а также из-за низкой надежности последней.
Что касается варианта ИС-6 с механической трансмиссией, то за исключением броневой защиты он вообще не имел никаких преимуществ перед другими тяжелыми танками.
Источники:
- Солянкин А.Г., Павлов М.В., Павлов И.В., Желтов И.Т, «Отечественные бронированные машины. 1941-1945»;
- Г.Л. Холявский «Полная энциклопедия танков мира 1915 — 2000 гг»;
- «Бронеколлекция», М. Коломиец, А. Кощавцев, М. Барятинский, «Советские тяжелые послевоенные танки»;
- М.Свирин при участии М.Коломийца и А.Кощавцева «Советские танки 1920-1991 гг»;
- Bryan Perrett, Soviet Armour Since 1945.
Источник: http://pro-tank.ru/brone-sssr/336-tank-is6
ИС-2: тяжелый танк завершающего этапа войны
Противостояние снаряда и брони
В извечном состязании снаряда и брони последняя неизбежно рано или поздно проигрывает, а в условиях мировой войны процесс создания более мощных средств поражения шел особенно быстро.
Если в начале Великой Отечественной войны советские тяжелые танки КВ были практически неуязвимы для немецких танковых пушек и имевшихся на вооружении образцов противотанковой артиллерии, то с 1942 г. ситуация стала быстро меняться. Модернизация танка КВ могла лишь дать время, но не решала проблемы.
В качестве переходных вариантов были созданы танки КВ-85 и ИС-1, вооруженные 85-мм пушками, способными в ряде случаев поразить тяжелую немецкую технику. Однако те же 85-мм орудия во второй половине 1943 г.
предполагалось устанавливать и на средних танках Т-34/85, а тяжелый танк должен был нести более тяжелое вооружение. С быстрым развитием противотанковых средств остро стоял вопрос о броне будущего танка.
Конструктор тяжелых танков Ж. Я. Котин. (warspot.ru)
Испытания немецких трофейных противотанковых пушек показали, что создать в сжатые сроки, в условиях тяжелейшей войны, принципиально новый тяжелый танк, способный устоять перед постоянно совершенствующимися средствами поражения практически невозможно.
И выход был один — сделать ставку на массовый выпуск танков с мощным вооружением, способным бороться как с тяжелой техникой, так и живой силой противника.
Поэтому за базовый вариант было решено взять танк ИС-1, усилив его вооружение, увеличив по мере возможности броневую защиту, а главное добившись высокой технологичности производства. Все эти задачи требовалось решить в предельно сжатые сроки.
Так появился танк ИС-2, который официально был принят на вооружение 31 октября 1943 г. Серийный ИС-2 имел следующие характеристики: масса 46 тонн, максимальная скорость 37 км/ч. Броневая защита достигала 120 мм. Танк получил 122-мм пушку Д-25Т. Пулеметное вооружение состояло из трех пулеметов ДТ. С 1944 г.
часть танков получила в качестве дополнительного вооружения крупнокалиберный зенитный пулемет ДШК, предназначенный для поражения низколетящих воздушных целей, а в условиях уличного боя — борьбы с пехотой противника. Экипаж состоял из четырех человек. Вес брони в сравнении с КВ увеличился в три раза.
Максимально были использованы литые узлы и детали, составлявшие до 45% конструкции.
Производство ИС-2: проблемы и решения
Основным предприятием, где планировалось развернуть выпуск ИС-2 был избран Кировский завод, эвакуированный в начале войны на Урал.
Предстояла очень сложная работа по подготовке завода к освоению новой боевой машины, переоборудованию старых цехов и даже строительству новых. Предполагалось, что с декабря 1943 г. по апрель 1944 г.
удастся достичь ежемесячного уровня производства в 300 единиц. Но уже в марте 1944 г. план был увеличен до 500 тяжелых танков в месяц.
ИС-2 в Праге, май 1945 г. (war-book.ru)
В обоих случаях Кировский завод справился с плановыми задачами, однако качество первых ИС-2 оказалось чрезвычайно низким. В результате в начале февраля 1944 г. нарком танковой промышленности В. А. Малышев запретил вести на Кировском заводе разработку новых образцов танков, а все силы бросить на устранение проектных и технологических недостатков ИС-2.
Главным конструктором завода до полного освоения производства назначался конструктор тяжелых танков и одновременно заместитель наркома танковой промышленности Жорес Яковлевич Котин. Создавались специальные группы, которые должны были осуществлять ежедневный контроль за качеством производства ИС-2 и САУ на их базе.
Мгновенного улучшения качества не последовало — только в третьем квартале 1944 г. качество выпускавшихся танков значительно улучшилось. В ходе работы корректировке подверглись 39% проектной документации — а всего было внесено 7800 всевозможных изменений. В целом, отработка сложного процесса производства была завершена к концу 1944 г.
Общее количество ИС-2, включая послевоенный выпуск ИС-2, достигало 3,5 тыс. единиц.
Боевое применение ИС-2: сильные и слабые стороны танка
Танки ИС-2 поступали на вооружение отдельных гвардейских танковых полков (21 танк) и отдельных бригад тяжелых танков (65 ИС-2). В качестве основного вооружения ИС-2 получил пушку Д-25Т. Это орудие было создано на базе полевой пушки А-19.
Выбор данного орудия и обусловил целый ряд сильных и слабых сторон ИС-2.
Д-25Т имела очень большую дальность стрельбы и мощные осколочно-фугасные снаряды, незаменимые в борьбе с вражескими огневыми точками и при преодолении мощной, заранее подготовленной обороны.
К моменту появления ИС-2 на фронте Красная Армия вела в основном наступательные действия и для прорыва обороны 122-мм орудие ИС-2 оказалось очень полезным. ИС-2 успешно применялись при прорыве немецкой обороны, например, под Кенигсбергом и Берлином. Позднее, в августе 1945 г.
ИС-2 успешно показали себя в ходе советско-японской войны в Маньчжурии. Однако орудие имело и целый ряд недостатков. Низкая скорострельность (1−2 выстрела в минуту) против 4−6 у «тигров» и «пантер» делала ИС-2 очень уязвимым в танковой дуэли.
Сам боекомплект из 28 снарядов раздельного заряжания также был практически в три раза меньше, чем у немецких танков.
ИС-2 на первомайском параде в Минске, 1948 г. (odetievbrony.ru)
С другой стороны, бои между тяжелыми танками были относительно редки, обычно велись на дистанции прямого выстрела, когда броневая защита уже не спасала ни ИС-2, ни «тигр» и все зависело от грамотного применения и выучки экипажей. Маршал бронетанковых войск М. Е.
Катуков в своих воспоминаниях приводит эпизод, когда в апреле 1944 г. для уничтожения «безобразничавших на участке его армии «тигров» он выделил два ИС-2, уничтоживших тяжелые немецкие танки из засады.
В уличных боях, где танки особенно уязвимы, очень многое зависело от грамотного взаимодействия с пехотой — там, где это взаимодействие нарушалось, танковые части несли серьезные потери.
В послевоенный период ИС-2 очень долго (до 1993 г.) оставались на вооружении советской и российской армии. В 1950-х годах танк подвергся серьезной модернизации. В наши дни ИС-2 нередко можно встретить в музейных коллекциях, немало тяжелых танков установлено и в качестве памятников-мемориалов.
Источник: https://diletant.media/articles/45279167/
ИС-6 — льготный cоветский премиум танк 8 уровня
Тяжёлый советский танк ИС-6, один из самых старых премиум-танков в игре. За всё время существования WoT, эту технику приобрели миллионы игроков. Характеристики ИС-6 много раз изменяли, чтобы сбалансировать игру. Вот и в последнем обновлении он получил изменения ТТХ, при этом не стоит забывать, что большой плюс этого танка ещё и в том, что он имеет льготный уровень боёв.
Характеристики ИС-6
Динамика
Максимальная скорость | 35 км/ч |
Удельная мощность | 13.59 л.с./т |
Скорость поворота шасси | 26 град./сек. |
Скорость поворота башни | 24 град./сек. |
Живучесть
Количество ед. прочности | 1550 ед. |
Бронирование корпуса | 110 / 100 / 60 мм |
Бронирование башни | 150 / 150 / 100 мм |
Огневая мощь
Средний разовый урон | 390 ед. |
Среднее бронепробитие | 186 мм |
Время сведения | 2.8 сек. |
Время перезарядки | 9.66 сек. |
Разброс орудия | 0.44 м |
Боекомплект | 37 шт. |
Обзор
Умения экипажа
Перед тем, как прокачивать перки у экипажа, необходимо изучить сильные и слабые стороны танка. Рекомендуемые умения, которые необходимо поэтапно прокачать экипажу:
командир | ||||
наводчик | ||||
механик-водитель | ||||
заряжающий |
ИС-6 советский тяжёлый танк с мощным орудием и слабым радиусом обзора. Сначала рекомендуется изучить «плавный поворот башни» и «плавный ход», чтобы орудие стало лучше стрелять в движении.
Далее необходимо прокачать «боевое братство», чтобы улучшить характеристики экипажа на 5%.
Ну и традиционно для советского танка, требуется всегда изучать умения «радиоперехват» и «орлиный глаз», чтобы хоть как-то улучшить слабый обзор.
Оборудование
Советский тяжёлый танк может похвастаться хорошей скорострельностью и разовым уроном, но радиус обзора делает его слепым. В связи с этим рекомендуется устанавливать следующее оборудование:
Просветлённая оптика прибавит дополнительных 10% к радиусу обзора. Это оборудование рекомендуется устанавливать всегда на ИС-6, поскольку у танка слишком слабый максимальный радиус обзора.
Усиленные приводы наводки ускорят сведение орудия на 10%, которое также не относится к достоинствам совета.
Ну и улучшенная вентиляция усовершенствует характеристики экипажа на 5%, в том числе обзор и сведение.
Как альтернативный вариант, можно улучшить огневую мощь:
Досылатель крупного калибра ускорит перезарядку орудия на 10%, стабилизатор в свою очередь, улучшит стрельбу в движении. Конечно, можно заменить просветлённую оптику улучшенной вентиляцией и танк дополнительно получит ускорение перезарядки и сведения на 5%, но станет слепым и будет зависеть полностью от союзников.
Бронирование
Вот эти характеристики, несомненно, можно считать достоинством ИС-6. После обновления 1.2, вся льготная техника была улучшена, в том числе и совет. Ему также улучшили бронирование лобовой части.
Теперь танк стал ещё более бронированным. При учёте приведённой брони, в лобовую часть придётся всегда выцеливать, при этом, чтобы пробивать, нужно будет орудие, с бронепробитием не менее 250 мм. Если учитывать то, что танк будет играть максимум против 9-х уровней, то его лобовую часть мало кто будет пробивать.
Самое слабое бронирование в щеках башни, поскольку практически отсутствует приведённая броня, и эти части становятся под прямым углом. Но и здесь понадобится пушка с бронепробитием, не меньше 180 мм. Ну и как не отметить толстые борта, которые защищены ещё и экранами.
При танковании бортом, танк всегда будет брать верх над соперником, но более опытные игроки знают, где открывается уязвимое место танка при доворотах — это щёки корпуса.
Конечно, приведённая броня не позволит их пробивать, если танк стоит прямо, но при доворотах, эти самые щёки становятся под прямым углом, и их легко сможет пробивать противник, имеющий бронепробитие более 200 мм.
Как играть на ИС-6
У ИС-6 есть два основных достоинства – бронирование и 122 мм орудие, которое способно наносить 390 ед. среднего урона за выстрел. Поскольку это льготный танк, то играть он будет чаще с одноуровневыми машинами, а значит, такой урон с более чем комфортной перезарядкой позволит зарабатывать много серебра.
Но у орудия есть и недостатки. Сведение и разброс позволят играть только на близких дистанциях, но и это не главный минус. Вот бронепробитие базовым снарядом 186 мм – вот это главный недостаток совета. Мало того, что такой точностью будет сложно выцеливать слабые зоны у бронированных соперников, но их ещё нужно и пробить.
Причём этот показатель был улучшен в недавнем обновлении. До этого бронепробитие базовым снарядом составляло 175 мм, что очень мало для игры против 8-х и 9-х уровней. Но нужно принимать все характеристики ИС-6, такими, какие они есть, и приспосабливаться уже исходя из них.
Этот танк будет себя комфортно чувствовать только на передовой, а именно на 1-й линии. Причём хорошая перезарядка будет служить преимуществом не только в позиционных перестрелках, но и прорывах вражеской обороны. Бронирования советской техники вполне достаточно, чтобы сдерживать снаряды даже 9-х уровней.
Но лучше всего прикрывать нижнюю лобовую деталь, поскольку она традиционно для всей техники в игре, самая тонкая. Поскольку орудие склоняется только на -6 градусов, то играть лучше за небольшими пригорками или насыпями. Также не стоит забывать о хорошем бронировании бортов, которое лучше всего использовать в городских картах.
Но если противник будет часто целиться в щёки корпуса, то рекомендуется сменить положение или позицию.
Стоит отметить неплохую динамику совета. Максимальную скорость 35 кмч при удельной мощности двигателя 13 л.с./т, танк будет набирать не быстро, но уверенно, причём на болотистой местности или при заезде на горку, она не будет слишком снижаться.
ИС-6 может занимать позиции для танкования одним из самых первых, а это уже привилегия над соперником, поскольку его можно будет встретить, будучи уже подготовленным и сведённым. Конечно.
Быстро менять локации на карте не получится, но при продавливании фланга, есть все шансы, чтобы успеть отступить к базе.
Главный недостаток совета – это его максимальный радиус обзора 350 м. С такими показателями совет не будет никого видеть, можно сказать, прямо перед собой. В связи с этим, необходимо всегда использовать дополнительные модули, чтобы хоть как-то улучшить его зримость.
«Просветлённая оптика», а также умения «орлиный глаз» и «радиоперехват» будут самой оптимальной комбинацией, чтобы заставить танк смотреть хотя бы на 400 метров. Но полагаться на обзор стоит только в определённых случаях, когда например, остался воевать в одиночку против врага.
В обычных условиях, необходимо всегда придерживаться союзной техники и не ехать на разведку без должной поддержки союзников. Если вражеская оборона была прорвана, то не стоит ехать в 1-й линии в сторону базы соперника, лучше пропустить туда более динамичные танки, с хорошим радиусом обзора.
В качестве огневой поддержки, будет комфортно наносить каждые 9 секунд по 390 урона, тем более, если играть в топе. Поэтому в некоторых случаях придётся поубавить «дедовской» пыл и перейти в пассивный стиль игры. Для игры против тяжелобронированной техники 8-го и 9-го уровня, всё же придётся использовать премиум-снаряды.
Но и они не такие уж пробивные. 225 мм подкалиберного снаряда может не хватить для нанесения урона, но при этом стоит он немалых денег, а это уже ущерб для премиум-танка, поскольку на нём необходимо зарабатывать серебро, а не тратить.
В общем, танк имеет как достоинства, так и недостатки. Некоторые характеристики заставляют сдерживаться от агрессивных атак, а это несвойственно для техники СССР. Но при правильном использовании, можно будет зарабатывать много серебра, что, по сути, от него и требуется.
Достоинства и недостатки
Достоинства | Недостатки |
разовый урон | бронепробитие базовым снарядом |
время перезарядки | бронепробитие премиум-снарядом |
удельная мощность двигателя | скорость сведения |
бронирование бортов | разброс орудия |
бронирование лобовой части | радиус обзора |
углы вертикального склонения | стабилизация орудия |
Стоит ли покупать ИС-6 в 2018 году?
Вокруг советского танка ИС-6 ходит много слухов. Возможно, его ещё сильнее улучшат, но он потеряет льготный уровень, некоторые и вовсе предвещают его вывод из игры, но разработчики пока молчат и никакой официальной информации не предоставляют.
В связи с этим, фанатам советской техники лучше бы успеть приобрести ИС-6, поскольку вывод техники обычно происходит быстро и без предупреждения. Советский тяж способен зарабатывать достаточно много серебра, поскольку имеет хорошее 122 мм орудие с большим разовым уроном. Также эта техника способна за себя постоять даже при танковании с более грозными соперниками.
Конечно, есть серьёзный недостаток в бронепробитии базовым снарядом, но можно и под этот фактор адаптироваться, лучше прицеливаясь и стараясь наносить урон по самым слабым частям вражеской техники. Ну а слабый обзор будет направлять игрока в то место, где и должен находиться советский танк – на 1-ю линию. Только там он сможет открыть весь свой потенциал.
При этом нужно помнить, что это льготная техника, и играя в топе, её характеристики будут более чем комфортны для заработка серебра.
Источник: https://wotpack.ru/is-6-lgotnyj-covetskij-premium-tank-8-urovnja/
ИС-6 — Советский опытный тяжелый танк
ИС-6 – это советский опытный тяжелый танк Второй мировой войны, не выпускавшийся серийно.
ИС-6 вид спереди
История создания ИС-6
В ноябре 1943 года была начата разработка танка прорыва достаточно высокой мощности. Проектирование продолжалось до лета 1944 года, и в итоге для испытаний было выпущено два экземпляра ИС-6 со 122-мм пушкой Д-30Т.
Первая из двух машин, «Объект 253», которую иногда еще ошибочно называют ИС-5, была сделана на базе ходовой части ИС-2. Главная особенность этого проекта – впервые примененная электромеханическая трансмиссия-дизель В-12у.
Это значительно облегчило управление танком, но часто вызывало перегревы и требовало высокой мощности двигателя. Кроме того, при производстве Объекта 253 расходовалось большое количество меди.
Из-за этого серийное производство танка так и не было начато.
Второй танк, «Объект 252», использовал трансмиссию от ИС-3 с дополнительными опорными катками похожими на катки Т-34. Это уменьшило массу танка и увеличило его скорость.
Танки второго типа начали производить на Уралмашзаводе, но в итоге от производства было решено отказаться. ИС-6 не имел серьезных преимуществ перед ИС-2 и ИС-3, а по бронезащите уступал ИС-4, при этом ни в чем него не превосходя. В итоге танки не приняли на вооружение, а силы конструкторов были переброшены на создание ИС-7.
Ттх ис-6
Общая информация
- Классификация — тяжёлый танк;
- Боевая масса – 51,5 т с механической трансмиссией и 54 т электромеханической трансмиссией;
- Компоновочная схема – классическая;
- Экипаж – 4 человека;
- Год производства – 1944.
Размеры
- Длина корпуса – 7020 мм;
- Длина с пушкой вперёд – 10070 мм;
- Ширина корпуса – 3430 мм;
- Высота – 2530 мм;
- Клиренс – 500 мм.
Бронирование
- Тип брони — стальная гомогенная;
- Лоб корпуса – 120 мм;
- Борт корпуса – 120 мм;
- Корма корпуса – 60 мм;
- Днище – 20 мм;
- Крыша корпуса – 22 мм;
- Лоб башни – 150 мм;
- Маска орудия – 150 мм;
- Борт башни – 150 мм;
- Корма башни – 100 мм;
- Крыша башни – 50 мм.
Вооружение
- Калибр и марка пушки — 122-мм Д-30;
- Тип пушки — нарезная пушка;
- Длина ствола – 38 калибров;
- Боекомплект пушки — 30;
- Углы ВН:-6°….+20°;
- Углы ГН — 360°;
- Пулеметы — 1 х 7,62 СГМТ-43,1 х 12,7-мм зенитный ДШКМ.
Подвижность
- Тип двигателя дизельный В-12У;
- Максимальная мощность — 750 л.с.;
- Скорость по шоссе – 35 км/ч;
- Запас хода по шоссе – 150 км;
- Удельная мощность — 13,9 л.с./т;
- Преодолеваемая стенка — 0,90 м;
- Преодолеваемый ров – 3 м;
- Преодолеваемый брод – 1,5 м.
Фотографии танка
Танк в культуре
В игре World of Tanks ИС-6 можно встретить в линейке советских танков в качестве премиумного тяжелого танка восьмого уровня.
Источник: http://tanki-tut.ru/ussr-russia/is-6/
Танк ИС-1
ИС-1 – тяжелый серийный танк времен Второй мировой войны производства СССР. Аббревиатура ИС означает «Иосиф Сталин». Соответственно ИС-1 – первый серийный танк этого семейства. Помимо названия ИС-1, он так же известен как ИС-85. Цифра 85 соответствует главному калибру вооружения машины.
Танк ИС-1 берет начало от тяжелых танков КВ-1 и среднего танка КВ-13. Конструкторская группа, которая разрабатывала сей танк, состояла из 4-х человек: Г.Н. Москвин отвечал за общую компоновку танка, К.И. Кузьмин за корпус, С.В. Мицкевич за ходовую часть и Н.М. Синев за компоновку башни.
Скорость создания танка ускорилась на хороший порядок благодаря появлению на полях сражений в 1942-1943 годах немецких тяжелых танков «Тигр». Изготовление танка должно было осуществляться на №100 НКТП и Кировском заводе в г. Челябинск. За базу при изготовлении танка взят последний вариант танка КВ-13.
По своей сути ИС-1 – это глубокая модернизация танка КВ-1 и КВ-1с. В значительной степени подверглись улучшению вооружение и броня танка.
Танк ИС-1 оснащался новейшей коробкой передач планетарного типа, что существенно улучшило эксплуатационные характеристики танка.
Компоновка танка ИС-1 классическая – бронированный корпус машины делился на три отделения – боевое, моторно-трансмиссионное и отделение управления.
Экипаж машины составлял 4 человека: механик-водитель размещался в отделении управления, остальные три члена экипажа размещались в боевом отделении. Боевое отделение танка состояло из средней части бронекорпуса и башни. В нем же были расположены орудие, боекомплект к нему и часть баков для топлива. В корме танка ИС-1 размещались трансмиссия и двигатель.
Броневая защита танка – противоснарядная, дифференцированная. Катаные броневые плиты сваривались между собой, образуя броневой корпус танка ИС-1. Их толщина – 90, 75, 60, 30 и 20 мм.
Обтекаемая лобовая деталь танка была литой, ее толщина в разных частях варьировалась от 30 до 120 мм. Остальные детали соединялись с этой деталью сваркой. Литая башня имела обтекаемую форму, с толщиной бортов в 100 мм.
Башня имела повышенную снарядостойкость благодаря угловому расположению к вертикали.
В центре передней части бронекорпуса танка размещался механик-водитель. В отличии от КВ-1с, в ИС-1 не было предусмотрено пятого челна экипажа – стрелка-радиста. Функции его же выполняли механик-водитель (ведение неприцельного огня из курсового пулемета) и командир танка (работа с радиостанцией). Остальные три члена экипажа были размещены в башне.
Основное оружие ИС-1 – танковая пушка Д-5Т, калибром 85 мм, образца 1943 года.
Для этой пушки существовало четыре вида снарядов: БР-365 (тупоголовый, с баллистическим наконечником, с локализаторами, трассирующий), БР-365П (подкалиберный бронебойный снаряд, трассирующий, катушечного типа), О-365К (стальная цельноеорпусная граната, осколочная), БР-365К (остроголовый снаряд, трассирующий, с локализаторами).
Танковая пушка монтировалась на цапфах в башне и было полностью уравновешено. Боекомплект танка ИС-1 состоял из 59 снарядов унитарного заряжания. Так же танки ИС-1 оснащались тремя пулеметами ДТ, калибром 7,62 мм. Общий боекомплект составлял 2520 патронов. Так же для обороны танка было несколько ручных гранат Ф-1.
Для наблюдения за окружающей обстановкой вокруг танка использовались 2 перископических прибора МК-4. В командирской башенке было 5 смотровых щелей с защитными стеклами, водитель-механик вел обзор через смотровой прибор с триплексом.
Средства связи – радиостанции 10Р или 10РК-26, переговорное устройство ТПУ-4-Бис.
Тяжелый танк ИС-1 не имел модификаций. На его базе была разработана лишь ИСУ-152 (САУ).
Тактико-технические характеристики танка ИС-1
Боевая масса | |
Компоновочная схема | |
Экипаж | |
Количество выпущенных | |
Длина корпуса | |
Длина с пушкой вперёд | |
Ширина корпуса | |
Высота | |
Клиренс | |
Тип брони | гомогенная катаная средней твёрдости + литой лоб |
Лоб корпуса (верх) | |
Лоб корпуса (низ) | |
Борт корпуса | |
Корма корпуса (верх) | |
Корма корпуса (низ) | |
Днище | |
Крыша корпуса | |
Маска орудия | |
Борт башни | |
Корма башни | |
Калибр и марка пушки | |
Длина ствола | |
Боекомплект пушки | |
Пулемёты | |
Тип двигателя | V-образный 4-тактный 12-цилиндровый дизель |
Мощность двигателя | |
Скорость по шоссе | |
Скорость по пересечённой местности | |
Запас хода по шоссе | |
Запас хода по пересечённой местности | |
Удельная мощность | |
Тип подвески | торсионная индивидуальная |
Удельное давление на грунт | |
Преодолеваемый подъём | |
Преодолеваемая стенка | |
Преодолеваемый ров | |
Преодолеваемый брод |
Источник: https://world-weapons.ru/tanki/tank-is-1.html