Ту-22м3: дальний бомбардировщик, самолёт, технические характеристики, практическая аэродинамика, конструкция

ТУ-22м3: дальний бомбардировщик, самолёт, технические характеристики, практическая аэродинамика, конструкция

Начало работ по программе создания самолета Ту-22М относится к 1965 году, когда в ОКБ, возглавляемом А.Н.Туполевым начались инициативные работы по коренной модернизации серийного самолета-ракетоносца Ту-22К.

На первом этапе работ предполагалась глубокая модернизация базовой конструкции Ту-22К с внедрением крыла изменяемой в полете стреловидности и более мощных двигателей с использованием большого объема наработок по неосуществленному проекту Ту-106 (Ту-22М – первый с этим названием), с сохранением основных компоновочных решений Ту-22К. После двух лет проработок по теме и полной переработки проекта будущий Ту-22М (обозначение проекта по ОКБ – самолет «145») получает официальное признание, фронт работ по проекту расширяется, строится первый опытный образец самолета, а 30 августа 1969 г. совершит полет первая серийная машина установочной серии Ту-22М0 (выпущено девять самолетов).

ТУ-22м3: дальний бомбардировщик, самолёт, технические характеристики, практическая аэродинамика, конструкция
ТУ-22м3: дальний бомбардировщик, самолёт, технические характеристики, практическая аэродинамика, конструкция
ТУ-22м3: дальний бомбардировщик, самолёт, технические характеристики, практическая аэродинамика, конструкция

В течение нескольких лет ОКБ совместно с Казанским серийным заводом (ныне КАПО им. С.П. Горбунова), предприятиями и организациями МАП и ВВС ведет активную работу по совершенствованию самолета и комплекса. Последовательно создаются модификации Ту-22М1 (выпущено 10 самолетов) и Ту-22М2.

Последний, после серии доводок и испытаний, запускается в крупную серию и в 1976 г. принимается на вооружение Дальней авиации и авиации ВМФ.

В 1977 году начинаются летные испытания наиболее совершенной серийной модификации Ту-22М – самолета Ту-22М3, летно-тактические характеристики которого значительно улучшились по сравнению с предыдущими модификациями.

Самолет Ту-22М3 создавался в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 26 июня 1974 г. и с планом о завершении летных совместных государственных испытаний самолета Ту-22М с двигателями НК-25 в 1976 г. В целях дальнейшего развития самолета должны были проведены следующие основные мероприятия:

  • • замена двигателей НК-22 на двигатели НК-25;
  • • улучшение аэродинамики планера;
  • • снижение веса пустого самолета;
  • • повышение тактических и эксплуатационных характеристик самолета;
  • • повышение тактических и эксплуатационных характеристик;
  • • устранение замечаний по летным испытаниям и эксплуатации самолетов Ту-22М2 в частях Дальней авиации и авиации ВМФ СССР.

Для оценки эффективности указанных мероприятий на Казанском авиационном заводе строились два самолета Ту-22М3: один на базе серийного самолета Ту-22М2, второй с неразъемной средней частью крыла.

Первый самолет строился в Казани в кооперации с Московским машиностроительным заводом «Опыт» и Казанским филиалом завода «Опыт».

Совместные государственные испытания по определению ЛТХ самолета должны были проводиться Жуковской летно-испы-тательной базой (ЖЛИ и ДБ) и ГНИКИ ВВС (ныне ГЛИЦ ВВС) с окончанием их в четвертом квартале 1976 г.

Самолет Ту-22М3 для проведения испытаний строился в варианте носителя ракет типа Х-22МН с возможностью переоборудования в вариант бомбардировщика.

На самолете выполнялись следующие основные мероприятия, непосредственно влиявшие на летно-технические характеристики:

• устанавливались двухконтурные турбореактивные двигатели НК-25 с максимальной взлетной форсажной тягой 25000 кгс., с удельным расходом топлива на дозвуковом крейсерском режиме (Н=11 км при скорости полета, соответствующей М=0,8, при бесфорсажной тяге 3000 кгс) не более 0,76 кг/кгс.час;

  1. • заменялись воздухозаборники с вертикальным клином на воздухозаборники с горизонтальным клином;
  2. • соответственно менялась система управления воздухозаборниками на новую;
  3. • увеличивался угол отклонения поворотной части крыла (ПЧК) до 65 град, и убирались в контур обтекателей поворотные гидравлические узлы;
  4. • вводилась удлиненная носовая часть фюзеляжа с измененной штангой заправки топливом в полете;
  5. ТУ-22м3: дальний бомбардировщик, самолёт, технические характеристики, практическая аэродинамика, конструкция• заменялась кормовая установка с двумя двухствольными пушками ГШ-23 на установку лучшей аэродинамической формы с одной двухствольной пушкой ГШ-23 (эффективность обороны с переходом на одну пушку ГШ-23 и усиления системы РЭП оценивалась на макете и при испытаниях первых летных образцов);
  6. • вводились мероприятия по улучшению аэродинамики планера (в частности аэродинамически облагораживались съемные узлы, проводилось уплотнение щелей, менялись обтекатели по образцу улучшений проведенных на головном самолете Ту-22М1);
  7. • вводились мероприятия по снижению веса пустого самолета, в том числе:

– конструктивные (облегчение основных опор шасси, замена колес, установка облегченного стабилизатора и укороченного руля направления и т.д.);

– технологические (замена мягкой теплоизоляции, введение грунтовки с лаком взамен герметика, замена на титан материала противопожарных перегородок и хвостовых стекателей, замена нипельных стыков труб на паяные и т.д.);

– оборудование (замена гидронасосов, генераторов, облегченная система кондиционирования, переход на более теплостойкие провода и т.д.);

  • – переход на изготовление деталей штамповкой и литьем с минусовыми допусками;
  • – вводилась централизованная система переменного тока стабильной частоты и модернизированная система постоянного тока.
  • ТУ-22м3: дальний бомбардировщик, самолёт, технические характеристики, практическая аэродинамика, конструкцияМероприятия по снижению веса пустого самолета (с учетом увеличения веса на установку более тяжелых двигателей НК-25 и доработки) должны были дать эффект 2300– 2700 кг.
  • В остальном системы головных самолетов Ту-22М3 не имели отличий от серийных Ту-22М2.
  • Отдельные мероприятия по снижению веса предполагалось внедрить непосредственно в серию, после соответствующей технологической отработки и проверки.
  • В дальнейшем предполагалось внедрить систему улучшенных средств РЭБ и аппаратуру, позволяющую применять ракеты с пассивными системами наведения.

Первый опытный Ту-22М3 вышел на испытания в 1977 г., а 20 июня 1977 г. экипаж во главе с Заслуженным летчиком-испытателем СССР А.Д.Бессоновым поднял этот самолет в первый полет. Начиная с 1978 г.

было развернуто полноценное серийное производство Ту-22М3. До 1983 г. в серийном производстве в Казани находились одновременно и Ту-22М2 и Ту-22М3. Начиная с 1984 г. в серии шел только Ту-22М3.

Производство самолета Ту-22М3 было прекращено в 1993 г.

ТУ-22м3: дальний бомбардировщик, самолёт, технические характеристики, практическая аэродинамика, конструкцияС начала 1980-х годов Ту-22М3 начал поступать в эксплуатацию в части Дальней авиации и авиации ВМФ. После проведения большой работы по испытаниям и доведению комплекса, а также внедрения новой системы ракетного вооружения, Ту-22МЗ в 1989 г. официально принимается на вооружение (в первом варианте ракетного вооружения комплекс был принят на вооружение в 1983 г.). Всего, начиная с 1969 г., авиационная промышленность страны выпустила около 500 самолетов типа Ту-22М всех модификаций. Помимо ракетоносцев-бомбардировщиков (Ту-22М0, Ту-22М1, Ту-22М2 и Ту-22М3), ОКБ подготовило несколько целевых проектов модификаций базовой конструкции: в опытном экземпляре был построен самолет-постановщик помех Ту-22МП, прорабатывался проект дальнего истребителя-«рейдера» Ту-22ДП, в 1980-е годы ОКБ вело работы над разведывательной модификацией самолета Ту-22М3 – самолетом-разведчиком Ту-22М3Р, запущенным в начале 1990-х годов в серийное производство под обозначением Ту-22МР. В результате многолетней работы по развитию данного типа самолета ОКБ совместно с другими предприятиями и организациями отечественного ВПК удалось создать высокоэффективный самолет в классе дальних бомбардировщиков среднего класса, в разработке которых на сегодня Россия является монополистом и признанным лидером. Все это, в совокупности с хорошими летно-тактическими и эксплуатационными данными, обеспечивают Ту-22М3 хороший экспортный потенциал.

  1. В настоящее время ракетоносцы-бомбардировщики Ту-22М3 и самолеты-разведчики Ту-22МР находятся в эксплуатации в частях Дальней авиации и в авиации ВМФ, составляя значительную часть их ударной мощи.
  2. ОАО «Туполев» продолжает настойчиво работать над дальнейшим развитием и модернизацией самолетов семейства Ту-22М на путях совершенствования самолета-носителя, в части его оборудования и систем вооружения.
  3. Краткое техническое описание самолета Ту-22М3
ТУ-22м3: дальний бомбардировщик, самолёт, технические характеристики, практическая аэродинамика, конструкция
ТУ-22м3: дальний бомбардировщик, самолёт, технические характеристики, практическая аэродинамика, конструкция
ТУ-22м3: дальний бомбардировщик, самолёт, технические характеристики, практическая аэродинамика, конструкция
  • Дальний многорежимный ракетоносец-бомбардировщик Ту-22М3 предназначен для нанесения ракетных и бомбовых ударов в оперативных зонах сухопутных и морских театров военных действий по неподвижным и подвижным объектам управляемыми ракетами и авиационными бомбами, как одиночно, так и в составе группы самолетов, в любое время года и суток, в простых и сложных метеоусловиях, при противодействии современных средств ПВО и применения радиоэлектронных помех.
  • Летно-технические данные самолета, его конструкция, радиоэлектронное оборудование и ракетно-бомбовое вооружение обеспечивают поражение оптически видимых и радиолокационно-контрастных, одиночных и площадных на сухопутных и морских театрах военных действий, в широком диапазоне скоростей и высот полета самолета. Ту-22М3 способен решать следующие задачи:
  • • уничтожение (поражение) военно-промышленных объектов в глубоком оперативном тылу театра военных действий,
  • • уничтожение (поражение) объектов и целей противостоящей оперативно-стратегической группировки войск, авиации и ПВО,
  • • изоляция района боевых действий и ударных сил противника от подходящих оперативно-стратегических резервов,
  • • уничтожение (поражение) корабельных группировок противника на морских театрах военных действий,
  • • участие в операциях фронтов, флотов, ВВС и войск ПВО,
  • • ведение воздушной разведки с использованием штатных бортовых радиоэлектронных средств и аэрофотоаппаратуры,
  • • постановка активных и пассивных помех атакующим самолетам, средствам управления и наведения комплексов истребителей-перехватчиков, а также комплексам зенитных управляемых ракет.

По своей компоновке и конструкции самолет Ту-22М3 представляет собой свободно-несущий цельнометаллический моноплан со среднерасположенным крылом с изменяемой в полете стреловидностью, однокилевым хвостовым оперением и трехопорным, убирающимся в полете шасси. Экипаж самолета состоит из четырех человек, размещенных попарно: в передней кабине – два пилота (командир корабля, помощник командира корабля), в задней – штурман-навигатор и штурман-оператор систем вооружения.

Самолет оснащен двумя турбореактивными двухконтурными двигателями с форсажными камерами (ТРДДФ) типа НК-25 с взлетной максимальной форсажной тягой 25000 кгс.

Бортовое радиоэлектронное и пилотажно-навигационное оборудование самолета (навигационный комплекс НК-45, обзорно-прицельная радиолокационная станция ПНА, оптико-телевизонный бомбардировочный прицел ОПБ-015Т, автоматическая бортовая система управления АБСУ-145М и система управления ракетным оружием) обеспечивают автоматизированное решение навигационных, прицельных и пилотажных задач при полете по заранее запрограммированной или оперативно введенной программе, а также бомбометание и пуск ракет.

Самолет Ту-22М3 может нести управляемые ракеты «воздух–поверхность» типа Х-22 с различными вариантами систем наведения и боевых частей, на балочных держателях внутри грузоотсека и в двух точках внешней подвески под крылом (1, или 2, или 3), а также до десяти аэробаллистических ракет на внутрифюзеляжной многопозиционной катапультной установке и на двух крыльевых катапультных установках. На балочных и кассетных бомбовых держателях, размещенных внутри грузоотсека и на внешних узлах подвески могут размещаться бомбы калибров 100, 250, 500,1500 и 3000 кг и авиационные мины в габаритах бомб калибра 500 кг. Максимальное значение бомбовой нагрузки – 24 т.

Для защиты задней полусферы самолета от атак истребителей Ту-22М3 оснащен пушечным оборонительным вооружением, установленным в кормовой части фюзеляжа и состоящим из пушки ГШ-23, радиолокационного стрелкового прицела 4ДК, телевизионного прицела ТП-1КМ и вычислительного блока ВБ-157А-5.

Боевая живучесть и безопасность полетов Ту-22М3 обеспечиваются сравнительно небольшой для данного класса самолетов радиоэлектронной и инфракрасной сигнатурами заметности (компоновка планера, двигатели с большой двухконтурностью, оптимизация режимов работы антенно-фидерных систем навигационного, связного и прицельного оборудования). Наличием комплекса радиоэлектронного противодействия («Урал-М») и автомата пассивных помех АПП-22МС, пушечного оборонительного вооружения, в боекомплект пушки которого возможно включение патронов с ИК и радиолокационными ловушками. Наличием системы заполнения нейтральным газом надтопливного пространства в топливных баках, системы пожаротушения в отсеках самолета, вспомогательной силовой установки, резервированием многих основных систем самолета и оборудования. Наличие системы аварийного покидания экипажем самолета от нулевой высоты до практического потолка с помощью катапультируемых кресел типа КТ-1М.

Вступайте в нашу группу «Отвага 2004»

Источник: http://otvaga2004.ru/kaleydoskop/kaleydoskop-air/tu-22m3/

Самолет Ту-22М3: технические характеристики, фото

Самолет Ту-22М3 — это боевой ракетоносный бомбардировщик, перемещающийся на сверхзвуковой скорости, созданный в 1960-х годах на замену Ту-22М2.

В данной модели ракетоносца были учтены все недочеты предшественников серии, что позволило усовершенствовать его атакующие и оборонительные характеристики.

Ключевым отличием от самолетов-предшественников стал набор различных функций от атаки и слежки до защиты авианосца.

Читайте также:  Охотничьи ножи: профессиональные, как выбрать и правильно заточить в домашних условиях, виды, нужно ли разрешение

Размах крыльев самолета достигает 35 метров, вместимость топливных баков — 50 тонн. Это гигантская машина, способная переносить на себе бомбы, ракеты различных видов и прочее оружие.

Ракетоносец способен подниматься до высоты больше 10000 километров, а его мощности хватит, чтобы «сравнять горы с землей».

Неудивительно, что настолько удачная и обороноспособная модель боевого самолета не только не ушла из эксплуатации, но и будет использоваться еще в течение как минимум 20-30 лет.

ТУ-22м3: дальний бомбардировщик, самолёт, технические характеристики, практическая аэродинамика, конструкция

История конструирования Ту-22М3

Ту-22М3 был одной из дальнейших модификаций в линейке Ту-22 М. Создание новых самолетов было продиктовано необходимостью появления в военной авиации более легких, скоростных и многофункциональных бомбардировщиков. Изменения должны были коснуться конструкции крыльев, двигателей и систем атаки и обороны.

В начале 1974 года было принято решение о создании Ту-22М3. В новом ракетоносителе планировалось внедрить современные двигатели, снизить взлетную массу, усовершенствовать бортовую систему и сконструировать новую прицельную систему. Машина получила ряд преобразований:

  1. Новые двигатели под электронным управлением.
  2. Воздухозаборники отделились от крыльев, что позволило увеличить скорость полета.
  3. Полностью обновленная система электроснабжения.
  4. Новые элементы бортового комплекса обороны.
  5. Общая реконструкция корпуса и частей самолета.

С 1977 началось производство Ту-22М3. В последующие два года после набора испытаний модель полностью замещает предыдущую версию Ту-22М2. Окончательная версия готового авианосца была принята в конце 1980-х годов.

В 1993 производство техники этой серии завершилось. Последний экземпляр вследствие неспособности заказчика произвести оплату был превращен в памятник.

Всего за годы существования модели из-под конвейера вышло 268 единиц техники под этим названием.

Часть самолетов (70 машин) находилась под контролем ВВС России. Еще более 80 принадлежало ВМФ, который в 2011 году передал имеющиеся в исправном состоянии бомбардировщики в распоряжение Военно-воздушных Сил Российской Федерации.

В настоящее время существуют проекты по использованию и развитию данной модели. Разрабатываются дальнейшие модификации, в том числе экспортные вариации.

В планах внедрения находится амбициозный проект по использованию Ту-22М3 для запуска небольших спутников прямо на орбиту.

Это значительно повысит экономическую эффективность внедрения малых спутников на орбиту, снизив ее стоимость на 20-30%.

Комплексы работ по улучшению Ту-22М предполагают продлить время его использования на 40 лет при внедрении усовершенствованных особенностей конструкции.

ТУ-22м3: дальний бомбардировщик, самолёт, технические характеристики, практическая аэродинамика, конструкция

Характеристики самолета

Технические характеристики Ту-22М3 следующие:

  Бомбардировщик Ту-16: технические характеристикиТУ-22м3: дальний бомбардировщик, самолёт, технические характеристики, практическая аэродинамика, конструкция
ТУ-22м3: дальний бомбардировщик, самолёт, технические характеристики, практическая аэродинамика, конструкция

Конструкция Ту-22М3

По своим характеристикам самолет Ту-22М3 получился гораздо мощнее зарубежных представителей данного класса по дальности полета, развиваемой скорости, и грузоподъемности.

Секрет конструкции машины заключался в особенностях строения стреловидных крыльев, которые способны менять свою геометрическую форму. Крыло самолета состоит из недвижимой части и оперения из легких алюминиевых сплавов.

Элементы оперения меняют свою направленность в зависимости от скорости движения машины.

Облегченная конструкция снизила вес пустой машины, при этом увеличив ее грузоподъемность.

Двигатели

Мощные двигатели нового поколения способны выработать колоссальную мощность. Пилотирование бомбардировщиком осуществляется с помощью системы электроснабжения или гидромеханикой при выходе первой со строя. Топливные баки расположены в разных местах всего корпуса самолета. На один летный час Ту-22М3 требуется работа 51 человеко-час работы инженеров и оборудования.

Кабина пилотов

Кабина пилотов оснащена развитым набором оборудования. Комплекс для пилотирования и навигации позволяет машине самостоятельно добираться до заданной точки маршрута.

В самолете присутствуют радиолокационная станция и система радиоэлектронного подавления, которые отвечают за разведывательные мероприятия, установку помех и оповещение в случае обнаружения машины радарами.

Инфракрасная станция призвана обнаружить приближение ракет к авианосцу.

Внешне Ту-22М3, фото и видео которого имеются в открытом доступе, впечатляет мощностью, плавностью движения и строением крыльев и корпуса.

ТУ-22м3: дальний бомбардировщик, самолёт, технические характеристики, практическая аэродинамика, конструкция

Боевой комплекс

Боевой комплекс самолета может включать в себя ракеты «воздух-земля» в количестве трех штук, баллистические ракеты, рассчитанные на наземные цели, в числе десяти экземпляров и бомбы обычного или ядерного плана массой до 12 тонн. Кроме этого, машина снабжена скорострельной пушкой, призванной служить для обороны авианосца.

Самолет оборудован мощным световым оснащением. Снизу корпус окрашен в белый цвет, а по бокам и сверху — в серый и зеленый. Это своего рода камуфляж для улучшения скрытности ракетоносца. В 1990-х популярность среди членов экипажей получила окраска борта в виде ярких устрашающих фигур.

Для контроля за состоянием полета на борту установлены бортовые самописцы и средства видеофиксации.

 Все единицы авиатехники обязательно снабжены системой добровольного и принудительного катапультирования, которое осуществляется по направлению вверх с защитным шлемом на лице.

Самолет покидается в следующем порядке: оператор, штурман, летчик, командир. Решение о принудительном катапультировании принимает командир корабля.

Для вылета из кабины над водной поверхностью в наличии имеется надувная лодка с запасом необходимых медикаментов и продуктов питания.

Самолет оснащен современной системой кондиционирования и очистки воздуха и средствами пожаротушения. Наличие этого оборудования жизненно важно в условиях боевых вылетов и учений на сверхзвуковой скорости.

  Ил-96-400: фото салона, кабины, схемаТУ-22м3: дальний бомбардировщик, самолёт, технические характеристики, практическая аэродинамика, конструкция

Эксплуатация и экспорт

В разные периоды службы бомбардировщиков возникали сообщения о возможном экспорте Ту-22М3 в другие страны, однако большинство из них не имеют официального подтверждения. Иран планировал закупить семь единиц техники для проведения воздушных миссий в условиях назревающего военно-политического конфликта. Правительство РФ опровергло данную информацию.

В 2013 году в сеть просочилась информация о покупке Китаем двадцати пяти самолетов, что также не получило точного подтверждения. До этого велись переговоры о поставке машин в Индию, а также предоставлении нескольких экземпляров в лизинг. Однако по различным причинам решения не были воплощены в реальность.

В годы своего существования с момента запуска бомбардировщики Ту-22М3 располагались в различных городах СССР, России и стран СНГ. После распада Советского Союза техника была отозвана из Беларуси в Россию.

В Украине машины эксплуатировались до 2003—2006 годов, после чего были уничтожены. Один экземпляр Ту-22М3 находится в музее в качестве экспоната.

На сегодняшний день рабочие самолеты дислоцируются в Калужской, Мурманской, Рязанской и Иркутской областях.

В настоящее время в России на ходу имеются 62 единицы Ту-22М3. Некоторая часть техники в настоящее время списана или содержится на хранении.

Самолет несет важное стратегическое значение в развитии оборонного комплекса Российской Федерации. Его непревзойденные характеристики позволяют поддерживать преимущество военной авиации своего государства.

ТУ-22м3: дальний бомбардировщик, самолёт, технические характеристики, практическая аэродинамика, конструкция

Боевые операции с участием Ту-22М3

Самолеты Ту-22М3 принимали активное участие в различных боевых операциях и воздушных миссиях государства. Ракетоносцы впервые были задействованы при выводе войск из Афганистана. В 1994 году авианосцы наносили удары по дислокациям боевиков в Чечне.

В 2008 году в операциях в Южной Осетии были задействованы бомбардировщики Ту-22М3. Там же произошел инцидент, где одна из единиц техники была сбита противником. В 2017 году авианосцы Ту-22М3 участвовали в атаке террористических организаций в Сирии.

Потери Ту-22М3

По причинам, не связанным с боевыми действиями, всего было потеряно около 22 единиц авианосцев. Большая часть происшествий связана с неполадками в работе двигателей и оборудования. Один самолет был сбит противником в рамках миссии в Осетии.

Источник: http://samoleting.ru/samolety/tehnicheskie-harakteristiki-samoleta-tu-22m3.html

Ту-22М3 («45-03»). Конструкция. ТТХ. Схема

ТУ-22м3: дальний бомбардировщик, самолёт, технические характеристики, практическая аэродинамика, конструкция

История создания

    ТУ-22м3: дальний бомбардировщик, самолёт, технические характеристики, практическая аэродинамика, конструкцияКОНСТРУКЦИЯ.  Самолет Ту-22М выполнен по нормальной аэродинамической схеме с крылом изменяемой геометрии, цельноповоротным стабилизатором и однокилевым вертикальным оперением. Конструкция планера изготовлена, в основном, из алюминиевых сплавов.     Крыло состоит из неподвижной части и поворотных консолей (на Ту-22М3 могут устанавливаться в положение с углом стреловидности 20°, 30° и 65°, на самолетах более ранних модификаций максимальный угол стреловидности ограничен величиной 60°). В районе поворотного узла расположены аэродинамические гребни, препятствующие перетеканию воздуха к консолям.     На носке консолей по всему размаху установлены предкрылки. На задней кромке имеются элевоны и трехсекционные закрылки, перед которыми установлены трехсекционные интерцепторы.     Дифференциально отклоняемое горизонтальное оперение обеспечивает продольное управление самолетом и дублирует органы поперечного управления при выходе их из строя.

    СИЛОВАЯ УСТАНОВКА. На Ту-22М3 и Ту-22МР установлены ДТРДФ НК-25 (2 х 14.500/25.000 кгс).

Система управления двигателем — электрическая, с гидромеханическим дублированием.     Топливо размещено в интегральных баках, расположенных в центральной части фюзеляжа, в нижней части киля, центроплане, неподвижной и подвижной частях крыла. Общая емкость баков — 50.000 л, заправка выполняется в течение 25-30 мин.ТУ-22м3: дальний бомбардировщик, самолёт, технические характеристики, практическая аэродинамика, конструкция     ОБОРУДОВАНИЕ. На самолете установлен комплекс пилотажно-навигационного оборудования, включающее инерциальную навигационную систему повышенной точности. Система автоматического управления полетом обеспечивает полет по заданному маршруту с выдерживанием запрограммированного профиля. В состав бортового комплекса включена ЦВМ.     Ту-22М3 оснащен прицельно-навигационной системой, включающей РЛС большой мощности ПНА (разработчик — НПО «Ленинец»), и оптическим бомбардировочным прицелом с телевизионным каналом, способным применяться в темное и светлое время суток. Имеется дублированная ИНС, радионавигационное оборудование. Маловысотный полет обеспечивает система автоматического поддержания высоты, получающая информацию от радиовысотомера.     Для дистанционного управления оборонительным вооружением в хвостовой части фюзеляжа, под килем, размещена РЛС и телевизионный прицел.     Средства РЭП включают системы радиолокационной разведки и оповещения об облучении, активные системы постановки радиолокационных помех, устройства выброса дипольных отражателей и тепловых ловушек (блоки выброса пассивных помех размещены в районе узлов крепления поворотных стабилизаторов).ТУ-22м3: дальний бомбардировщик, самолёт, технические характеристики, практическая аэродинамика, конструкция     ВООРУЖЕНИЕ. Ракетное вооружение самолета Ту-22М3 состоит из одной (под фюзеляжем в полуутопленном положении), двух (под крылом) или трех (перегрузочный вариант) УР Х-22МА, предназначенных для поражения крупных морских и радиолокационно-контрастных наземных целей на дальностях 140-500 км. Стартовая масса ракеты 5900 кг, длина 11,3 м, максимальная скорость соответствует М=3.     Вооружение бомбардировщика дополнено гиперзвуковыми (М=5) аэробаллистическими ракетами малой дальности Х-15, предназначенными для уничтожения стационарных наземных целей или РЛС противника. Шесть ракет могут размещаются в фюзеляже на многопозиционной барабанной ПУ, еще четыре ракеты подвешиваются на внешних узлах под крылом и фюзеляжем.     Бомбовое вооружение, состоящее из обычных и ядерных свободнопадающих бомб общей массой до 24.000 кг, располагается в фюзеляже (до 12000 кг) и на четырех узлах внешней подвески на девятизамковых балочных держателях МБДЗ-У9-502 (типовые варианты бомбовой нагрузки — 69 ФАБ-250 или восемь ФАБ-1500). В перспективе возможно вооружение самолета Ту-22М3 высокоточными корректируемыми бомбами, а также новыми КР для поражения наземных и морских целей.

    Оборонительное вооружение — одна пушка ГШ-23 с укороченным блоком стволов, установленных вертикально и имеющей увеличенную до 4000 выстр/мин скорострельность. Управление пушечным огнем — дистанционное, по телевизионному и радиолокационному каналам.

Описание Геометрические и массовые характеристики Силовая установка Летные данные (расчетные) Вооружение
Конструкция ОКБ им. А.Н.Туполева
Обозначение Ту-22М3 («45-03»)
Тип Многорежимный дальний ракетоносец-бомбардировщик
Первый полет 20 июня 1977
Принятие на вооружение 1983
Объем выпуска 268
Экипаж, чел 4
Длина самолета, м 42,46
Высота самолета, м 11,05
Размах крыла, м x = 20 град 34,28
x = 65 град 23,3
Площадь крыла, м2 x = 20 град 183,57
x = 65 град 175,8
Взлетная масса, кг максимальная 124000
со стартовыми ускорителями 126000
нормальная 112000
Посадочная масса, кг максимальная 88000
нормальная 78000
Масса топлива, кг 53550
Число двигателей 2
Двигатель ДТРДФ НК-25
Тяга двигателя, кгс максимальная 14500
форсажная 25000
Удельный расход топлива на дозвуке, кг/кгс*час 0,76
Скорость, км/ч (М=) максимальная 2000-2300
макс. у земли 1050
крейсерская 930
взлетная 370
посадочная 285
Практический потолок, м 13300
Дозвуковая дальность полета, км 7000
Радиус действия с боевой нагрузкой 12 т, км на сверхзвуковой скорости 1500-1850
на дозвуковой скорости у земли 1500-1650
на дозвуковой скорости по смешанному профилю 2410
Длина разбега, м 2000-2100 (370)
Длина пробега, м 1200-1300
Крылатые ракеты 1-3 Х-22М
Аэробаллистические ракеты 10 Х-15
Бомбовая нагрузка, т нормальная 12
максимальная 24
Оборонительное пушка ГШ-23 23 мм
Читайте также:  Снайперская винтовка лобаева: официальный рекорд сверхдальнобойной слвк-14с (сумрак), характеристики (ттх)

ТУ-22м3: дальний бомбардировщик, самолёт, технические характеристики, практическая аэродинамика, конструкция

Источники информации:

  1. Авиация и космонавтика № 2.2000, 8.1999
  2. «Бомбардировщики» / В.Ильин, М.Левин, 1997 /
  3. Вестник Воздушного Флота. март-апрель 1997.
  4. «Энциклопедия вооружений» / «Акелла», 1996 — CD-ROM /
  5. «Энциклопедия вооружений» / «Кирилл и Мефодий», 1998 — CD-ROM /
  6. Ту-22М / Стратегическая авиация /
  7. «Гордость России». Авиационная фотоколлекция. / Лана-пресс.CD-ROM, 1997 /

Источник: https://TestPilot.ru/russia/tupolev/145/03/index_1.php

Туполев Ту-22М3. История, фото, видео, характеристики

ТУ-22м3: дальний бомбардировщик, самолёт, технические характеристики, практическая аэродинамика, конструкция

Разработчик ОКБ Туполева 
Первый полет  1969
Единиц произведено (1969-1997)  497

Ту-22М (классификация НАТО: Backfire) — советский/российский сверхзвуковой бомбардировщик, разработанный в ОКБ Туполева в конце 1960-х.

История Ту-22М3

К середине 1960-х годов потребность в большей универсальности боевых самолетов разных типов стала очевидной.

Однорежимные бомбардировщики, летающие либо только на сверхзвуке, либо на дозвуковой скорости не отвечали этим требованиям — был нужен новый, многорежимный самолет, способный работать в большом диапазоне дистанций, высот и скоростей.

В то же время, в моду стала входить технология изменяемой стреловидности, вполне удачно вписывающаяся в новые концепции.

Работа над проектом такого дальнего ударного самолёта началась в ОКБ Туполева в 1965 году. Поначалу работа велась без финансирования из государственного бюджета на инициативных началах и позиционировалась исключительно как глубокая модернизация самолёта Ту-22К.

На этом этапе проектирования шли разработки конструкции, уже опробованной на самолётах Ту-22 с размещением двигателей над фюзеляжем по обеим сторонам киля. Переделки касались практически только крыла будущего самолёта.

Однако к 1967 году по ряду технических причин конструкция Ту-22М была полностью пересмотрена и прототип нового бомбардировщика потерял сходство с самолётом-предшественником.

28 ноября 1967 года вышло Постановление Правительства СССР о создании модификации Ту-22К — Ту-22КМ с двигателями НК-144-22 и крылом изменяемой стреловидности. Не смотря на то, что Ту-22М был, фактически, новым самолетом, на политическом уровне он позиционировался, как глубокая модификация. В основном, это делалось для представления проекта, как самого экономически эффективного.

Ту-22М0

В 1967 году Совет Министров СССР выпустил постановление о проектировании самолета Ту-22КМ с крылом изменяемой стреловидности и двумя двигателями НК-144. Тем самым было положено начало официальной стадии разработок серии Ту-22М. Самолеты должны были выпускаться в Казани (КАЗ им. Горбунова).

Первый самолёт Ту-22М0 был построен к середине 1969 года, и 30 августа он совершил свой первый полёт. Параллельно с испытаниями в Казани шло производство серийных самолётов Ту-22М0. До конца 1972 года было построено 9 единиц Ту-22М0, пять из которых применялись для переподготовки экипажей бомбардировщиков.

В ходе лётных испытаний выяснилось, что основные лётные данные нового самолёта оказались даже хуже, чем у Ту-22К, и нужно провести большой объём работ по его модернизации. Командование ВВС требовало усовершенствовать лётно-технические характеристики самолёта и его бортовое оборудование. В декабре 1969 года на втором этапе доводки Ту-22М принимается решение по модернизации Ту-22М0 в Ту-22М1.

Ту-22М1

С 1970 года в ОКБ Туполева велось проектирование самолёта Ту-22М1 с учётом опыта разработок и испытаний Ту-22М0.

В ходе модернизации удалось снизить массу планера и улучшить аэродинамические характеристики. Существенные изменения претерпели конструкция воздухозаборников, механизация и геометрия крыла, система оборонительного вооружения и схема окраски.

Летом 1971 года на Казанском авиационном заводе была завершена постройка первого Ту-22М1 с двигателями НК-144-22. До конца 1972 года на КАЗ построили девять самолётов типа Ту-22М1.

В строевые части ВВС СССР Ту-22М1 не поступал. В крупной серии решено было строить Ту-22М2 — дальнейшее развитие Ту-22М1 с двигателями НК-22.

ТУ-22м3: дальний бомбардировщик, самолёт, технические характеристики, практическая аэродинамика, конструкция

Ту-22М2

Ту-22М2 планировалось строить с улучшенными двигателями НК-23, однако все серийные машины получили НК-144-22. Массу самолёта предполагалось снизить приблизительно на 1400—1500 кг. Бортовое оборудование ТУ-22М2 было структурировано в несколько взаимосвязанных бортовых систем.

Велась активная работа по улучшению аэродинамических качеств самолёта (особенно в полётах на малых высотах с целью преодоления ПВО противника). В целом, лётно-технические характеристики самолёта остались на уровне Ту-22М1.

Первый построенный на Казанском авиационном заводе Ту-22М2 совершил полёт 7 мая 1973 года (испытания и доводки продолжались вплоть до 1975 года).

В августе 1976 года Ту-22М2 был принят на вооружение Авиации ВМФ и Дальней авиации. Серийное производство Ту-22М2 продолжалось вплоть до 1983 года. За это время было построено 211 Ту-22М2.

Ту-22М3

В январе 1974 года ВПК при Совете Министров СССР принял решение по дальнейшей модификации Ту-22М2 под двигатели НК-25.

В новой модификации самолёта, получившей название Ту-22М3, были установлены более мощные и экономичные двигатели НК-25 с электронной системой управления.

Была изменена конструкция воздухозаборников, вертикальный канал которого стал располагаться под углом к фюзеляжу (по аналогии с МиГ-25). Полностью изменена система электроснабжения самолёта.

Первый опытный Ту-22М3 совершил первый полёт 20 июня 1977 года.

Последний самолёт Ту-22М3 построен в 1993 году. Всего на Казанском авиационном производственном объединении было построено 268 Ту-22М3.

Видео Ту-22М3 : Видео рулений, взлетов и посадок бомбардировщиков Ту-22М3

Существуют другие неосновные модификации самолета:

  • Ту-22М3М — самолет с частично модернизированным навигационным бортовым радиоэлектронным оборудованием и возможностью использования высокоточного оружия класса воздух-поверхность.
  • Ту-22М4 — модернизация с установкой новых двигателей НК-32 и с изменением воздухозаборников двигателей.
  • Ту-22М5 — Проект. Начало разработки в 1997 году. Была выполнена модификация обводов крыла, улучшение местной аэродинамики и качества внешних поверхностей с целью снижения ЭПР.
  • Ту-22М3Р — модификация в варианте самолета-разведчика и постановщика помех.

Конструкция Ту-22М3

Самолёты серии Ту-22М выполнены по нормальной аэродинамической схеме свободнонесущего низкоплана с крылом изменяемой стреловидности. Конструкция выполнена в основном из алюминиевых сплавов, а также стали и магния.

Крыло состоит из неподвижной части и поворотных консолей. Крыло переставлялось от 20° до 65°. Механизация крыла включает предкрылки, трёхсекционные двухщелевые закрылки, трёхсекционные интерцепторы, элероны отсутствуют.

Самолёт имеет фюзеляж типа полумонокок и трёхопорное убирающееся шасси с носовой стойкой. Силовая установка состоит из 2 ТРДДФ НК-25 для Ту-22М3.

ТУ-22м3: дальний бомбардировщик, самолёт, технические характеристики, практическая аэродинамика, конструкция

Самолет Ту-22МЗ предназначен для ведения боевых действий в оперативных зонах сухопутных и морских театров военных действий с целью уничтожения подвижных и неподвижных, радиолокационно-контрастных и площадных, видимых и невидимых целей (объектов) ракетами и бомбами днем и ночью в простых и сложных метеорологических условиях. Самолет обеспечивает выполнение следующих задач:

  • нанесение ударов тремя ракетами типа Х-22 в диапазоне высот полета носителя от 1000 м до практического потолка по радиолокационно видимым и невидимым целям;
  • поражение 10 ракетами типа Х-15 наземных целей с заранее известными (запрограммированными) координатами;
  • выполнение прицельного бомбометания свободнопадающими неуправляемыми боеприпасами в диапазоне Н от 200 м до практического потолка (максимальная бомбовая нагрузка 24 000 кг);
  • выполнение оптической, тепловой, радиолокационной, радиационной и других видов разведки (самолет Ту-22МР).

Самолёт может нести три противокорабельные крылатые ракеты Х-22, свободнопадающие бомбы или морские мины разного калибра, общей массой до 24 тонн. Возможно расположение бомб и на внешней подвеске под каналами воздухозаборников.

На вооружении

Россия — 150 Ту-22М3, по состоянию на 2012 год. Боеспособен 41. В феврале 2012 года подписан контракт на модернизацию 30 Ту-22М3 до уровня Ту-22М3М.

Боевое применение Ту-22М3

Ограниченно применялся в конце Афганской войны (в 1988-1989 годах), а также на раннем этапе Первой войны в Чечне.

В ходе Войны в Южной Осетии в августе 2008 года группа Ту-22М3 наносила прицельные авиационные удары по складам боеприпасов грузинской армии, бомбардировала аэродромы и скопления войск в Кодорском ущелье. По официальной версии, один самолёт Ту-22М3 был сбит в результате применения средств ПВО Грузии на высоте примерно 6000 м.

ТУ-22м3: дальний бомбардировщик, самолёт, технические характеристики, практическая аэродинамика, конструкция

Схема Ту-22М3

ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОЛЕТОВ Ту-22М3

Тип дальний бомбардировщик
Силовая установка два ДТРДФ НК-25 по 25 тс каждый
Максимальная боевая нагрузка 24 тонны
Практический потолок 13 300 м
Дальность полета 6 000 км
Максимальная взлетная масса 126 т
Максимальная скорость 2300 км/ч
Размах крыла от 23.30 до 34.28 м
Площадь крыла от 175.80 до 183.57 кв. м
Длина 41,46 м
Высота 11,05 м

Источник: http://skyships.ru/?page_id=885

История создания и характеристики бомбардировщика Ту-22М3

ТАСС-ДОСЬЕ. 22 января 2019 года при заходе на посадку на аэродроме полка дальней авиации в Оленегорске (Мурманская область) потерпел катастрофу бомбардировщик Ту-22М3.

Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал о самолете.

Ту-22М — семейство советских, позднее российских дальних сверхзвуковых ракетоносцев-бомбардировщиков с изменяемой геометрией крыла. Самолеты этого типа предназначены для поражения сверхзвуковыми управляемыми ракетами и бомбами наземных и морских целей в любое время суток и в любых метеоусловиях. Могут быть носителями ядерного оружия. Главный конструктор проекта — Дмитрий Марков.

По данным из открытых источников, в настоящее время около 60 единиц (модификаций Ту-22М3 и Ту-22МР) состоят на вооружении Дальней авиации ВКС РФ. В 1990-х годах после распада СССР самолеты также находились в составе ВВС Белоруссии (выведены в РФ) и Украины (большей частью уничтожены, несколько экземпляров сохранены в музеях).

Советские Ту-22М3 применялись в боевых действиях в Афганистане (1989), российские Ту-22М3 — на территории Южной Осетии (2008) и в Сирии (с 2015 по настоящее время).

История проекта

В 1962 году на вооружение ВВС СССР поступили реактивные сверхзвуковые бомбардировщики Ту-22 (в варианте ракетоносца — Ту-22К).

При эксплуатации были выявлены недостатки проекта — самолет оказался тяжелым в управлении и ненадежным, в том числе из-за размещения двигателей в хвосте, под килевым оперением.

В середине 1960-х специалисты Московского машиностроительного завода «Опыт», (ныне — ПАО «Туполев») на инициативных началах начали разработку нового самолета этого класса.

Поскольку в Министерстве обороны СССР категорически отказывались выделять средства на разработку нового типа сверхзвукового бомбардировщика спустя всего несколько лет после начала эксплуатации Ту-22, работы формально проводились как глубокая модернизация Ту-22К. Фактически же был разработан новый самолет с крылом изменяемой стреловидности и двигателями, расположенными по бокам фюзеляжа. В 1969-1973 годах были созданы несколько модификаций, только одна из которых строилась большими сериями.

  • Ту-22М0 — опытный самолет. Небольшая партия проходила испытания в 1969-1971 годах.
  • Ту-22М1 — опытная модификация с новыми двигателями НК-144-22, доработанным крылом увеличенного размера, кормовой пушкой и др. В начале 1970-х годов было построено девять экземпляров.
  • Ту-22М2 — первый серийный вариант с увеличенной боевой нагрузкой. В 1973-1983 годах были построены 211 единиц. Принят на снабжение авиации ВМФ и ВВС СССР под обозначением Ту-22М.

Однако эти самолеты в полной мере не удовлетворяли государственного заказчика. В 1974 году Совет Министров СССР выпустил постановление, касавшееся дальнейшего развития бомбардировщика.

Требовалось разработать новую модификацию самолета, оснастив ее перспективными видами ракетного вооружения, увеличив загрузку бомбовым вооружением, доработав крыло, заменив двигатели НК-22 более мощными НК-25 и др.

Ту-22М3

Первый Ту-22М3 (заводской номер 2105) впервые поднялся в воздух 20 июня 1977 года. Машиной управлял экипаж в составе командира Анатолия Бессонова, второго пилота Александра Махалина, штурмана-навигатора Анатолия Еременко и штурмана-оператора Бориса Кутакова.

В 1978 году после завершения программы летно-доводочных испытаний бомбардировщик был запущен в серийное производство (до 1983 года велось параллельно с выпуском Ту-22М2). В окончательном виде принят на вооружение авиации советских ВМФ и Дальней авиации в марте 1989 года.

Серийно строился до 1993 года на Казанском авиационном производственном объединении имени С. П. Горбунова (ныне — Казанский авиационный завод им. С. П. Горбунова — филиал ПАО «Туполев»). По данным из открытых источников, всего было выпущено 497 единиц Ту-22М различных модификаций, в том числе 268 единиц Ту-22М3.

Читайте также:  Хопеш - египетский меч: боевые характеристики, форма клинка, как выглядит, история возникновения, применение в бою

Конструкция и летно-технические характеристики Ту-22М3

Самолет выполнен по нормальной аэродинамической схеме свободнонесущего низкоплана с низкорасположенным крылом изменяемой стреловидности (минимальный угол стреловидности консолей крыла используется при взлете и посадке, максимальный — для полетов со сверхзвуковой скоростью или на предельно малых высотах). Конструкция в основном выполнена из алюминиевых сплавов, а также высокопрочных и жаропрочных сталей, титановых и магниевых сплавов.

Элероны отсутствуют, механизация крыла включает предкрылки, закрылки и интерцепторы. Стабилизатор — цельноповоротный. Самолет имеет фюзеляж типа полумонокок, трехопорное убирающееся шасси с носовой стойкой.

Силовая установка включает два турбореактивных двухконтурных двигателя с форсажной камерой НК-25 (тяга на форсаже — 25 тыс. кгс, разработчик — Куйбышевский моторный завод Минавиапрома СССР, ныне — ПАО «Кузнецов»).

  • Длина самолета — 42,46 м;
  • высота — 11,05 м;
  • размах крыла — от 27,70 м (при стреловидности 65 градусов) до 34,28 м (при стреловидности 20 градусов);
  • максимальная взлетная масса — 124 тыс. кг;
  • максимальная скорость полета — 2 тыс. км/ч;
  • тактический радиус действия — 2 тыс. 200 км;
  • практический потолок — 14 тыс. м;
  • практическая дальность — 7 тыс. км;
  • экипаж — четыре человека в герметизированной кабине (командир, помощник командира, штурман-навигатор и штурман-оператор);
  • боевая нагрузка — 24 тыс. кг (максимальная), 12 тыс. кг (нормальная);
  • вооружение — двуствольная кормовая пушка ГШ-23Л калибра 23 мм (боекомплект 750 снарядов), управляемые и аэробаллистические ракеты (в том числе гиперзвуковой комплекс «Кинжал»), свободнопадающие авиабомбы или морские мины различных типов. Ракеты размещаются в фюзеляжном отсеке и на пилонах под неподвижной частью крыла.

Предусмотрены активные и пассивные средства постановки помех. Члены экипажа в экстренном случае могут покинуть кабину при помощи катапультных кресел.

Модификации

  • Ту-22М3 — основная модификация;
  • Ту-22М3Р (или Ту-22МР) — версия с разведывательным оборудованием в контейнерном исполнении вместо бомбовой нагрузки. В конце 1980-х годов построено около десяти экземпляров. Состоят на вооружении Дальней авиации ВКС России;
  • Ту-22М3М — дальнейшая модернизация с целью повышения боевой эффективности и продления ресурса до 35 лет.

Ожидается, что в общей сложности около 30 единиц Ту-22М3 будут обновлены по этой программе на Казанском авиазаводе.

 Первый модернизированный до уровня М3М экземпляр совершил первый полет 28 декабря 2018 года. По данным «Туполева», у Ту-22М3М значительно расширен боевой потенциал, увеличен радиус действия.

Глава комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Бондарев сообщал, что эта версия самолета сможет нести крылатые ракеты Х-32 и гиперзвуковые ракеты.

Кроме того, в 1990-х годах конструкторское бюро Туполева прорабатывало возможность создания на базе Ту-22МЗ сверхзвукового бизнесджета Ту-344 на 10-12 пассажиров. В 1990-х и 2010-х годах изучались возможности использования Ту-22М3 в качестве платформы для запуска на орбиту Земли искусственных спутников.

Источник: https://tass.ru/info/6026563

Обновленный ракетоносец Ту-22М3М | ДА ВВС РОССИИ

МОСКВА, 1 июн — РИА Новости. Телеканал «Звезда» опубликовал кадры, на которых проходит испытания модернизированный ракетоносец Ту-22М3М.

Ту-22М3М видео

На ролике видны взлет, полет, а также посадка самолета. Отмечается, что испытания бомбардировщика проходили в разных погодных условиях, на различных высотах и скоростях.

Новейший российский бомбардировщик Ту-22М3М взлетает с широко расправленными крыльями. Уже при наборе скорости и переходе на сверхзвук самолет прижимает крылья и они переходят в «стреловидную» форму.

На максимальных скоростях Ту-22М3М летает именно в этой позиции.

Такое «стреловидное» крыло — бесспорно, один из сложнейших элементов конструкции, позволяющий иметь одновременно как высокую скорость, так и хорошие взлетно-посадочные характеристики.

Как рассказал «Звезде» ведущий штурман-испытатель самолета Сергей Большов, уровень информационного обеспечения у модернизированной модели стал значительно выше. И это, безусловно, в значительной степени упрощает работу штурмана.

К примеру, теперь вся информация доступна в электронном формате, и решить задачу можно, не имея под рукой большого количества таблиц и справочной информации.

Основной задачей самолета является уничтожение широкого спектра наземных и надводных целей.

Модернизированный дальний бомбардировщик Ту-22М3М станет неприятным сюрпризом для американских ВМС. Об этом заявил военный эксперт Юрий Кнутов в интервью RT.

По его словам, в ближайшие годы география применения Ту-22М3М расширится благодаря программе Минобороны по совершенствованию аэродромов и военных баз.

Эксперт напомнил, что в конце прошлого года в Крыму завершилось строительство новой взлетно-посадочной полосы на аэродроме Бельбек. Возможность переброски Ту-22М3М в Крым, по мнению Кнутова, особенно важна.

«В акваторию Черного моря регулярно заходят американские эсминцы. Если ситуация обострится, то размещение бомбардировщиков на полуострове станет неприятным сюрпризом для ВМС США», — сказал он.

Ранее на эту тему…

Первый полет глубоко модернизированного дальнего ракетоносца Ту-22М3М состоялся.

Видеозапись первого полета новейшего бомбардировщика-ракетоносца Ту-22М3М. Полет длился 37 минут и проходил на высоте 1500 метров, испытания проводились на аэродроме КАЗ имени С. П. Горбунова — филиала ПАО «Туполев». В ходе полета были проверены обновленные системы и оборудование бомбардировщика, отметили в «Туполеве».

Обновленный ракетоносец Ту-22М3М поднялся в небо

Самолет получил не только новую систему управления двигателями, цифровую электронику, но и возможность применять любое самое современное вооружение.

По мнению специалистов, эффект от появления в войсках Ту-22М3М сопоставим с возобновлением производства Ту-160. Ракетоносец оснастили современной цифровой электроникой: как позаимствованной у Ту-160, так и новейшей.

Инженеры позаботились о надежной радиолокационной связи, оборудовав борт самолёта мощным радаром с решеткой фазированного типа, усовершенствованной навигацией, прицелами последнего поколения и системами электронного противодействия.

 Кабина стала «стеклянной» — информация выводится на многофункциональные дисплеи. Экипаж сократился с четырех до двух человек.

В результате модернизации самолет получил возможность использовать весь современный арсенал авиационного оружия. Он включает не только корректируемые бомбы и крылатые ракеты, но и гиперзвуковые «Кинжалы». Бомбардировщик сможет переносить не менее 4 таких ракет, максимальная дальность следования которых до 2000 км.

 Если же сопоставить эти уникальные способности с практически неконтролируемой траекторией запуска системы «Кинжал», то можно смело утверждать, что запускаемым ракетам не будут страшны никакие вражеские ПРО, даже самые современные.

«Кинжалы» будут применяться в борьбе с военными кораблями любого типа, так как одной такой установки вполне достаточно для того, чтобы потопить огромный авианосец.

Дополнительно на Ту-22М3М разместят современные ракеты со средним и дальним радиусом действия Х-32 и Х-101, с возможностью их замены на Х-102.

В руководстве компании ранее сообщали, что у обновленного ракетоносца-бомбардировщика в результате усовершенствований будут экономичные и долговечные двигатели, система космической связи и возможность получать в полете целеуказания. В том числе с мобильных морских и наземных терминалов. А также, самолет сможет заправляться в воздухе, на нем установят специальную штангу. Это, по мнению специалистов, увеличит боевой радиус ракетоносца-бомбардировщика.

Новый носитель «Кинжала»

На сегодняшний день носителем «Кинжала» выступает модификация высотного перехватчика МиГ-31БМ с индексом «К». Однако, эта машина способна поднять в небо только одну ракету, имеющую массу около 4 тонн, из которых 500 кг приходится на боевую часть.

Истребитель-перехватчик МиГ-31, несущий ракету «Кинжал».

Ту-22М3М сможет поднять сразу четыре единицы Х-47М. Это существенно увеличит ударный потенциал этого комплекса. Выбор Ту-22М3М в качестве носителя «Кинжала» является неслучайным. Ту-22М3 уже давно стал универсальной платформой, которая имеет огромный модернизационный потенциал. Он способен нести как обычные свободнопадающие бомбы, так и крылатые ракеты типа Х-32.

Что касается непосредственно Х-47М2 «Кинжал», то лучше носителя просто не найти. Ту-160, как и  Ту-95МС, — стратегический ракетоносец, задачей которого является нанесение ответных ядерных ударов по противнику.

Именно Ту-22М3 хорош на дальних, но не на стратегических дистанциях. Радиус его действия как раз подходит для нанесение ударов по таким наиболее опасным для нас направлениям, как Великобритания, Германия, Япония.

Вторая молодость известного бомбардировщика

Контракт на проведение модернизации Ту-22М3 до версии Ту-22М3М Минобороны России подписало в феврале 2012 года .

Самолет Ту-22М – сверхзвуковой дальний бомбардировщик-ракетоносец с изменяемой геометрией крыла. По классификации НАТО — BACKFIRE, «ОГНЕННЫЙ ШЛЕЙФ».

Свой первый полет опытный Ту-22М3 выполнил 20 июня 1977 года. После окончания программы по летно-доводочным испытаниям машины самолет Ту-22М3 с 1978 года запускается в серийное производство.

При этом с 1981 по 1984 год ракетоносец проходил серию дополнительных испытаний в варианте с расширенными боевыми возможностями машины. В частности, на самолете отрабатывалось использование ракет Х-15.

Бомбардировщик-ракетоносец Ту-22М3 в окончательном варианте принимается на вооружение ВВС СССР в марте 1989 года. В результате за все годы производства в Казани было собрано 268 бомбардировщиков Ту-22М3.

К 90-м годам Ту-22М3 – это машина, развивающая скорость до 2300 км/час с возможностью несения 24 тонн полезной нагрузки. Главной ударной силой были аэробаллистическая ракета Х-15 и крылатая Х-22. Последнюю, кстати, называли «убийцей авианосцев», отсюда и прицепившееся название самолета.

Ту-22М3М характеристики

Второй молодостью стала глубокая модернизация до версии Ту-22М3М. И это, безусловно, совершенно другой самолет – с полностью обновленной авионикой, которая повысила эффективность применения высокоточного оружия, обороноспособность и живучесть, навигационные качества, защищенность и надежность каналов связи. Параллельно дорабатывали ракеты Х-32, они пришли на смену прежним Х-22.

Дальность новой версии ракеты возросла с 600 км до 1000 км, а максимальная скорость достигла 5 М. То есть, теперь ракетоносцу нет необходимости входить в зону ПВО авианосной ударной группировки (АУГ). Как известно, зона имеет радиус в 700 км.

После запуска Х-32 совершает горизонтальный маневрирующий полет на высоте 40 км, что делает ее недосягаемой на этом этапе для корабельной системы ПРО «Иджис». На финальном участке траектории Х-32 захватывает крупную цель, каковыми являются авианосцы или крейсера, с помощью головки самонаведения за 200−300 км.

А затем атакует практически отвесно с высоты в 40 км. Предполагается, что перехват такой ракеты невозможен, впрочем, есть разные мнения на этот счет.

По сути, от прежнего самолета Ту-22М3 остался один планер и часть самолетных систем и самолетного оборудования. Размеры самолета остались теми же, 42 метра длина, 11 высота. Самое заметное внешнее отличие – появившаяся горбинка на носу.

Но это тоже следствие изменения внутренностей. Помимо авионики обновили бортовое радиоэлектронное оборудование, в том числе, прицельно-навигационный комплекс. Кстати, радиоэлектронное оборудование и двигатели такие же, как у новейшего Ту-160М2.

А также, улучшили эргономику кабины.

Результатом проведенных работ станет продление его срока службы до 45–50 лет. После успешных испытания в ходе первого полета Ту-22М3М должны принять решение о серийном производстве. Первые серийные Ту-22М3М пойдут в войска с 2021 года.

Самолет Ту-22М3М – сверхзвуковой дальний бомбардировщик-ракетоносец с изменяемой геометрией крыла.

После завершения испытаний Минобороны намерено модернизировать до уровня Ту-22М3М весь парк строевых ракетоносцев. Обновлением самолета займутся в Казани. Всего, согласно официальной статистике, Россия имеет более 60-ти ракетоносцев. Как известно, их активно применяли и в Сирии.

Источник: https://vvs.moscow/lenta/2/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector