Ту 95 мс- дальний бомбардировщик: технические характеристики (ттх) стратегического, турбовинтового самолёта

Ту 95 мс- дальний бомбардировщик: технические характеристики (ТТХ) стратегического, турбовинтового самолётаТу-95 (изделие «В», по кодификации НАТО: Bear — «Медведь») — советский турбовинтовой стратегический бомбардировщик-ракетоносец, самый быстрый винтовой самолёт, ставший одним из символов холодной войны. Единственный в мире принятый на вооружение и серийно производившийся турбовинтовой бомбардировщик. Предназначен для поражения крылатыми ракетами важных объектов в тылу противника в любое время суток и при любых погодных условиях. В эксплуатации с 1956 года.30 июля 2010 установлен мировой рекорд беспосадочного полета для самолетов такого класса, при этом за это время бомбардировщики пролетели около 30 тысяч километров, над тремя океанами, четырежды дозаправившись в воздухе.

История появления

11 июля 1951 года вышло постановление правительства СССР, поручавшее ОКБ А.Н.Туполева и В.М.Мясищева создать стратегические бомбардировщики, способные нести ядерное орудие. ОКБ А.Н.Туполева, проведя огромный объём научно-исследовательских работ, пришло к выводу, что для самолёта большой дальности больше подходит турбовинтовой двигатель. Уже в сентябре 1951 года было готово два варианта эскизных проектов самолёта «95»: с 4 двигателями 2-ТВ-2Ф (спаренными ТВ-2Ф по 6250 л.с.) и с 4 ТВ-12 (12000 л.с.), а 31 октября госкомиссией был утверждён полноразмерный макет.Первый опытный «95-1» с двигателями 2-ТВ-2Ф был построен на заводе №156 в 1952 году. 12 ноября 1952 года экипаж во главе с лётчиком-испытателем А.Д.Перелётом впервые поднял его в небо. В 1954 году был готов второй прототип «92-2» (уже с двигателями ТВ-12). 16 февраля 1955 года «95-2» совершил первый полёт.Ту 95 мс- дальний бомбардировщик: технические характеристики (ТТХ) стратегического, турбовинтового самолётаВ 1955 году начинается серийное производство Ту-95 (ранее предполагалось назвать самолёт Ту-20, но все чертежи уже были выпущены с индексом «95», поэтому его решили сохранить) на авиазаводе №18 в Куйбышеве. Заводские испытания продолжались до января 1956 года, а 31 мая самолёт был предъявлен на Государственные испытания. В августе 1956 года новый бомбардировщик был впервые продемонстрирован на воздушном параде в честь Дня авиации. В 1957 году на самолёте были установлены более мощные двигатели НК-12М и под обозначением Ту-95М самолёт принимается на вооружение Советской Армии.Ту 95 мс- дальний бомбардировщик: технические характеристики (ТТХ) стратегического, турбовинтового самолёта

Конструкция

Планер самолёта выполнен, в основном, из алюминиевых сплавов, применены также магниевые сплавы и стали. Крыло стреловидное с углом 35°. Экипаж размещён в гермокабинах, расположенных в носовой и кормовой частях фюзеляжа. Аварийное покидание самолёта осуществляется при помощи подвижного пола через люки в обеих кабинах.

Шасси самолета трехстоечное, со сдвоенными баллонами. Основные стойки — двухосные, убираемые в полете в крыльевые гондолы (что является фамильной чертой большинства туполевских машин), носовая стойка — одноосная, убираемая по “потоку” в фюзеляж. Снизу посередине фюзеляжа располагаются створки большого бомбоотсека.

В зависимости от модификации, на Ту-95 применялись турбовинтовыми двигателями НК-12 мощностью 12000 л.с., НК-12М, НК-12МВ либо НК-12МП (каждый мощностью по 15000 л.с.). Винты — четырёхлопастные металлические изменяемого шага, установленные соосно.Ту 95 мс- дальний бомбардировщик: технические характеристики (ТТХ) стратегического, турбовинтового самолёта

Немного о двигателях

Двигатель НК-12 до сих пор остаётся самым мощным турбовинтовым двигателем в мире. НК-12 имеет 14-ступенчатый компрессор и высокоэкономичную пятиступенчатую турбину. Для регулировки компрессора на этом двигателе впервые установлена система клапанов перепуска воздуха.

Коэффициент полезного действия турбины двигателя НК-12 составляет 94 %, что является рекордным показателем.На двигателе НК-12 была впервые применена единая система регулирования подачи топлива, сконструированная в едином блоке (т. н. командно-топливный агрегат).

Высокая мощность двигателя и конструкция винтов обуславливает его беспрецедентную шумность; Ту-95 является одним из самых шумных самолётов в мире и засекается даже гидроакустическими системами подводных лодок, однако это не является критическим при нанесении ракетно-ядерных ударов.Ту 95 мс- дальний бомбардировщик: технические характеристики (ТТХ) стратегического, турбовинтового самолётаСамолёт имеет систему автоматического запуска двигателей. Горючее располагается в 11 крыльевых кессонных и фюзеляжных мягких топливных баках.Применение на Ту-95 экономичных ТВД и винтовой установки с КПД 82 % позволило добиться достаточно высоких показателей дальности полёта, несмотря на относительно низкое аэродинамическое качество самолёта.Ту 95 мс- дальний бомбардировщик: технические характеристики (ТТХ) стратегического, турбовинтового самолёта

Вооружение

Бомбовая нагрузка самолётов Ту-95 может достигать 12 000 кг. В фюзеляжном бомбовом отсеке допускается размещение свободнопадающих (в том числе ядерных) авиационных бомб калибром до 9 000 кг.Ту-95КД и Ту-95-20 вооружались крылатыми ракетами Х-20 с ядерной боевой частью, предназначенными для поражения радиоконтрастных целей на дистанциях 300—600 км.

Ту-95В (существовал в единственном экземпляре) был переоборудован для использования в качестве средства доставки мощнейшей в мире термоядерной бомбы. Вес этой бомбы составлял 26,5 тонны, а мощность в тротиловом эквиваленте — 50 мегатонн. После испытания царь-бомбы 30 октября 1961 года этот самолёт больше по назначению не использовался.

Ту-95МС, составляющий костяк стратегической авиации России, является носителем крылатых ракет Х-55. В модификации Ту-96МС6 в бомбовом отсеке на многопозиционной пусковой установке барабанного типа размещается шесть таких ракет. В модификации Ту-95МС16 в дополнение к внутрифюзеляжной пусковой установке, предусмотрена подвеска ещё десяти ракет Х-55 на четырёх подкрыльевых держателях.

Ту 95 мс- дальний бомбардировщик: технические характеристики (ТТХ) стратегического, турбовинтового самолётаОсвоение и эксплуатация Ту-95-х имели свои трудности. Кабина была плохо приспособлена к длительным полётам, экипажи сильно выматывались. Не было нормального туалета, неудобные сиденья. Воздух от системы СКВ был сухим и содержал масляную пыль. Бортпаёк тоже не радовал — до сих пор экипажи на полёты предпочитают брать свою домашнюю еду.Оценка эргономики кабины выражалась просто и грубо — «как в танке», и только с появлением модификации «МС» на рабочих местах стало поприятнее.Большой проблемой была зимняя эксплуатация. В маслосистему двигателей НК-12 заливается маслосмесь из минеральных масел, которая на небольшом морозе густеет так, что винты невозможно провернуть. Перед вылетом все двигатели приходилось прогревать наземными моторными подогревателями (тепловыми пушками), а при отсутствии оных, например, на оперативном аэродроме, было необходимо укрывать моторы теплоизолирующими чехлами и запускаться каждые несколько часов. В дальнейшем промышленность стала выпускать специальное моторное масло, допускающее запуск двигателей НК-12 при морозах до -25 град (но в РФ производство этого масла свёрнуто). На Ту-95МС в форкиле установлена Вспомогательная силовая установка, которая позволяет отбирать воздух на предполётный обогрев двигателей.Замена двигателя НК-12 чрезвычайно трудоёмка и имеет массу особенностей, требует определённой квалификации персонала и специальных навыков, по сравнению с другими типами авиационной техники.На самолёте до сих пор отсутствует система катапультирования экипажа, что делает практически невозможным покинуть падающий самолёт.Ту 95 мс- дальний бомбардировщик: технические характеристики (ТТХ) стратегического, турбовинтового самолётаЭти самолеты с почти 60-летним стажем заставляют до сих пор нервничать другие страны.В период с 22 апреля по 3 мая 2007 года два российских самолёта Ту-95МС стали участниками инцидента, произошедшего в ходе учений британской армии «Воин Нептуна», проводившихся в заливе Клайд Северного моря близ Гебридских островов. Российские самолёты появились в районе учений (проводившихся в нейтральных водах), после чего с авиабазы Люашар в шотландском районе Файф были подняты два британских истребителя. Истребители сопровождали российские самолёты, пока те не покинули район учений. По словам представителя британских ВВС, это был первый такой случай со времен завершения холодной войны.Ту 95 мс- дальний бомбардировщик: технические характеристики (ТТХ) стратегического, турбовинтового самолётаВ августе 2007 года Ту-95МС в рамках учений пролетали вблизи базы ВМС США на острове Гуам в Тихом океане, в июле — в непосредственной близости от воздушной границы Великобритании над Северным морем, а 6 сентября британским истребителям пришлось встречать сразу восемь российских бомбардировщиковВ ночь с 9 на 10 февраля 2008 четыре Ту-95 взлетели с авиабазы «Украинка». Два из них подлетели вплотную к воздушной границе Японии и один из них, по заявлениям японской стороны, выдвинувших позднее ноту протеста, на три минуты нарушил границу. Вторая пара самолётов направилась в сторону авианосца «Нимиц». Когда российским самолётам до корабля оставалось около 800 км на перехват были подняты четыре F/A-18. На расстоянии 80 км от авианесущей группы американские самолёты перехватили Ту-95, но несмотря на это, один из «медведей» дважды прошёл над «Нимицем» на высоте примерно 600 метров.Ту 95 мс- дальний бомбардировщик: технические характеристики (ТТХ) стратегического, турбовинтового самолёта

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Источник: https://topwar.ru/2408-tu-95-medved.html

​​​​Ту 95 МС-дальний бомбардировщик: технические характеристики и история самолета

После окончания Второй мировой войны в СССР продолжалось проектирование и разработка ядерного оружия. Одной из самых актуальных задач в этом направлении являлось создание самолетов, имеющих возможность переносить атомные заряды на большие расстояния. На тот момент уже был выпущен стратегический бомбардировщик Ту-4, однако он не имел возможности совершать дальние перелеты.

История создания

Ту-95-1

В 1951 году были сформированы технические требования к конструкции и характеристикам военного самолета. Во главе команды, которая разрабатывала Ту-95, назначили Н.И. Базенкова. Для силовой установки было решено использовать спаренные турбовинтовые двигатели ТВ-2Ф, спроектированные на базе трофейного UMO-022.

Образец получил название Ту-95-1. Два первых воздушных судна создавались на авиационном заводе No 156 в Москве. Уже в 1952 году готовая модель (в разобранном состоянии) была привезена в подмосковный Жуковский для испытательных мероприятий. Осенью 1952 был осуществлен первый полет, который прошел успешно.

Тестирование 95-1 длилось в течение 2 лет, однако в 1953 году, во время семнадцатого вылета, произошло возгорание третьего двигателя. Командир корабля, А. Д. Перелет, приказал остальным летчикам воспользоваться парашютами и оставить воздушное судно. А сам продолжил полет, надеясь «дотянуть» до посадочной полосы.

Читайте также:  Магнум-500 - револьвер: тактико-технические характеристики (ттх), калибр, вес, отдача, конструкция, применение

Однако вскоре бомбардировщик потерял высоту и рухнул вниз. В этой катастрофе погибли 4 пилота.

Ту 95 мс- дальний бомбардировщик: технические характеристики (ТТХ) стратегического, турбовинтового самолёта

Ту-95-2

Первый вариант был готов к 1954 году. Его оборудовали моторами ТВ-12 (НК-12). Впервые он оторвался от земли в 1955 году (командир М.А. Нюхтиков). Испытательные полеты длились около одного года (около 168 часов).

В эксплуатацию военный бомбардировщик поступил уже в 1956 году, а через год уже была выпущена новая модель — Ту-95М, строительство которой осуществлялось авиазаводом в Куйбышеве до 1958 года.

После чего завод был переоборудован под выпуск ракетоносителя Ту-95К. Он производился до 1965 года.

Ту 95 мс- дальний бомбардировщик: технические характеристики (ТТХ) стратегического, турбовинтового самолёта

Ту-95 МС

Начиная с 1970 года, в производство запускается новая модификация военного воздушного судна — 95 МС. Он создан на базе предыдущих моделей и собирается на том же Куйбышевском заводе. Всего было построено 90 таких кораблей (с 1970 по 1992 год). Факт. Самолет имеет и другое название — изделие «В», которое по кодам НАТО расшифровывается как Bear — «Медведь».

Ту 95 мс- дальний бомбардировщик: технические характеристики (ТТХ) стратегического, турбовинтового самолёта​​Самолет Ту-95-МС

Ту-95 МС

Начиная с 1970 года, в производство запускается новая модификация военного воздушного судна — 95 МС. Он создан на базе предыдущих моделей и собирается на том же Куйбышевском заводе. Всего было построено 90 таких кораблей (с 1970 по 1992 год).

Факт. Самолет имеет и другое название — изделие «В», которое по кодам НАТО расшифровывается как Bear — «Медведь».

Характеристики Ту 95

Экипаж состоит из 8 — 9 человек.

Ту-95 имеет следующие габариты (м):

  • длина — 46,17;
  • высота — 12,5;
  • размах крыльев — 50;
  • площадь крыльев — 283,70 м2.

Масса (кг):

  • без загрузки — 83000;
  • для взлета (макс) — 172000;
  • масса горючего (макс) — 88700.

Летные характеристики:

  • силовая установка — 4х ТВД НК-12;
  • тяга — 4×12000 кгс;
  • скорость (макс) — 882 км/ч;
  • скорость (средн) — 720-750 км/ч;
  • протяженность перелета — 12100 км;
  • потолок высоты — 11,900км.

Ту 95 мс- дальний бомбардировщик: технические характеристики (ТТХ) стратегического, турбовинтового самолётаТу-95

Конструкция

Планер самолёта

Прототипом модели 95МС служит Ту-142МК. Самолет выполнен по схеме свободнонесущего цельнометаллического моноплана, оснащенного четырьмя ТВД, утопленными в крыльях. Двигатели снабжены двумя соосными винтами с четырьмя лопастями. Крыло имеет стреловидную форму. Грузовое отделение размещено в средней части корпуса.

Шасси и силовая установка

Шасси имеет три опоры и втягивающуюся конструкцию. Входные люки основных опор снабжены механизмами МПШ-18МТ.

Один из самых мощных в мире двигателей, НК-12, оснащен 14-ступенчатым компрессором и пятиступенчатой турбиной. Регулировка компрессора производится с помощью перепускных клапанов.

Факт. КПД турбины — 94%, это рекордный показатель среди силовых установок такого типа.

Для подачи топлива применяется командно-топливный элемент, сконструированный в едином агрегате (блоке).

Ту-95МС снабжен автоматической системой для запуска силовой установки. Использование высокомощных турбовинтовых двигателей делает невозможным скрытое применение воздушного судна, что обусловлено повышенной шумностью. Однако это не является существенным недостатком для выполнения боевой задачи.

Факт. Замена двигателя НК-12 трудоемкий и сложный процесс, который требует специальных навыков.

Топливная система

Для хранения топлива в крыльях и фюзеляже закреплены мягкие резиновые баки, соединенные трубопроводами, которые образуют независимую топливную систему для каждой силовой установки.

Использованием топлива и его поступлением из кессонов управляет автоматическая система СЭТС. Она же управляет аварийным сливом горючего, и включается при возникновении необходимости сохранения центровки и снижения полетного веса.

Самолет оборудован системой нейтрального газа, которая представляет собой батарею из 8 баллонов с углекислотой в жидком состоянии. Она предотвращает воспламенение топливных паров при пробитии бака.

На левой и правой консоли воздушного судна находятся 4 горловины для пополнения запасов топлива.

Воздушная система

На приводных коробках силовых установок размещены поршневые нагнетатели воздуха (компрессоры АК-150НК). Этот комплекс подает сжатый воздух для аварийных систем:

  • выход шасси;
  • слив горючего;
  • экстренное открытие переднего люка в кабине;
  • уменьшение давления в герметичной кабине;
  • закрытие заслонок для продува генераторов в случае возгорания двигателя;
  • перезарядка орудий.

Ту 95 мс- дальний бомбардировщик: технические характеристики (ТТХ) стратегического, турбовинтового самолёта

Гидросистемы

Гидравлика Ту-95 «Медведь» — это системы высокого и низкого давления, не зависящие друг от друга.

Первая ГС (120–150 кг/см²) получает питание от гидропомпы (агрегат 465А) и дает возможность обеспечить работу впускного и выпускного механизма шасси, торможение и поворот передних колес, изменение положения верхней орудийной башни, а также движение привода подвижного пола и работу стеклоочистителей.

ГС низкого давления (бустерная 75 кг/см²) связана с гидронасосами (437Ф) и обеспечивает действие гидроусилителей, используемых системой управления воздушным судном.

Система управления полетом

Работает по электрогидромеханической схеме и состоит из двух штурвалов и двух пар педалей, которые связаны с комплексом управления. Чтобы снизить прилагаемую силу на рулевое управление установлены гидроусилители.

Противообледенительная и противопожарная системы

Включает в себя нескольких элементов:

  • комплекса электрообогрева крыльев, винтовых лопастей и втулок и стекол;
  • системы электрообогрева двигателей и их составляющих;
  • сигнализации, сообщающей об обледенении двигателей.

Комплекс противопожарной безопасности состоит из автоматической и ручной системы. Самолет оборудован сигнализацией (тип ССП-2А) и пятью огнетушителями (ОУ). Также спроектировано оборудование, предупреждающее воспламенение силовых установок при их повреждении (ОСУ-5).

Электрооборудование

Этот комплекс включает в свой состав:

  • устройства переменного тока (стабильной и нестабильной частоты);
  • источники постоянного тока;
  • распределительная сеть;
  • приборы, потребляющие электроэнергию.

Основное питание — восемь генераторов (ГСР-18000М), установленных по две штуки на каждую силовую установку. Аварийное питание — два аккумулятора (12САМ-55).

Для работы первичной сети переменного тока используются четыре генератора переменного тока (СГО-30У). Питание вторичных цепей осуществляется при помощи двух однофазных преобразователей (ПТ-1000).

В моделях, выпущенных после 1970 года, используются три трехфазных преобразователя (ПТ-600).

Ту 95 мс- дальний бомбардировщик: технические характеристики (ТТХ) стратегического, турбовинтового самолёта​​Самолет Ту-95 кабина

Навигационное и радиоэлектронное оборудование

Ту-95 оборудован следующими элементами:

  • автопилотом (АП-15Р);
  • навигационно-вычислительным комплексом (ЦНВУ-И-1);
  • пилотажно-навигационным устройством (Путь-1Б);
  • системой определения курса (КС- 6Д);
  • прибором ориентации (БЦ-63А);
  • двумя астрономическими компасами (ДАК-ДБ-5 и АК-53П);
  • авиационным сектантом перископического типа (СП-1М).

Модификации

На базе прототипа были разработаны следующие модели.

Ту-95 базовый вариант
Ту-95 модернизация для осуществления дальних перелетов (запас горючего увеличен)
Ту-95A оборудован термоизоляционной защитой, шторами со светозащитным покрытием и комплексом по обогреву бомбового хранилища. Вооружение — ядерные боеголовки
Ту-95К бомбардировщик, имеющий в своем арсенале КР Х −20
Ту-95У и Ту-95КУ самолеты для обучения пилотов
Ту-95Н используется как носитель для бомбардировщика РС
Ту-96 отличается от прототипа дополнительно установленными ТВ-16 и большей площадью крыльев
Ту-95М эта модификация обеспечена мотором НК-12М
Ту-95М-5 опытный образец, используется в качестве носителя для сверхзвуковой КР КСР-5
Ту-95В с его помощью производились исследования термоядерной боеголовки
Ту-95КД имеет возможность для воздушной заправки
Ту-95РЦ разведывательный самолет, использующийся для указания целей военно-морским силам
Ту-95МР стратегический разведывательный вариант
Ту-95КМ бомбардировщик модернизированный под КР Х-20М
Ту-95К-22 самолет-носитель для К-95-22 и КР Х-22
Ту-95МС спроектирован для КР Х-55
Ту-95М-55 экспериментальная лаборатория для испытаний Ту-95МС
Ту-95ЛАЛ Ту-95ЛАЛ — испытательный комплекс для воздушного судна, работающего на ядерном топливе.
Ту-116. модернизация базовой модели в пассажирское судно
Ту-119 летающий исследовательский комплекс, снабженный штатными НК-12М и экспериментальными ядерными комплексами

Ту 95 мс- дальний бомбардировщик: технические характеристики (ТТХ) стратегического, турбовинтового самолёта​​Самолет Ту-95КМ – бомбардировщик модернизированный под КР Х-20М

Вооружение

Бомбовый отсек базовой модели выдерживает нагрузку около 12 тонн боеприпасов. В нем возможно размещение авиационных бомб (включая ядерные боеголовки).

  • Модификации 95-20 и 95-КД снабжены ракетами КР Х-20, с ядерными зарядами. Дистанция поражения — от 300 до 600 километров.
  • Ту-95В (единственный экземпляр) был использован в октябре 1961 года для перемещения самого мощного термоядерного боезаряда (Царь-бомбы).
  • Ту-95МС является стратегическим бомбардировщиком, который обеспечен наличием КР Х-55. Его модификация МС6 оснащена барабанной пусковой установкой.

В варианте МС16 предусмотрена дополнительная подвеска, закрепленная под крыльями, в которой находятся десять дополнительных боезарядов Х-55.

Ту 95 мс- дальний бомбардировщик: технические характеристики (ТТХ) стратегического, турбовинтового самолётаТу-95КМ

Эксплуатация

Перелеты в Ту-95 сопровождался значительными сложностями для экипажа. Самолет был не приспособлен для длительного пребывания в воздухе. Неудобные кресла и уборная, загрязненный масляными парами воздух и повышенная сухость, вызывала быструю усталость у членов команды. При модернизации воздушного судна часть недочетов была устранена.

Сложностями сопровождалась зимняя эксплуатация, поскольку масляная смесь становилась густой и вязкой при температуре ниже нуля. Для того чтобы взлететь, силовые установки нагревались наземными обогревателями, а при их отсутствии, моторы необходимо было прогревать через несколько часов. После разработки моторного масла МН-7,5У эта проблема перестала быть актуальной.

Факт. После модернизации была установлена дополнительная силовая установка (в форкиле), забирающая теплый воздух для обогрева двигателей.

Одним из серьезных недостатков Ту-95 является отсутствие механизма катапультирования для экипажа.

На вооружении

В 2013 году самолеты прошли модернизацию. На базе Ту-95МС-16 (35 единиц с системой «Спрут») появилась новая модель — Ту-95МСМ. Доработки коснулись радиоэлектронных систем воздушного судна. Также произошла смена вооружения.

Установка комплекса, использующего глобальную навигационную спутниковую систему (ГЛОНАСС), позволила оснастить корабль КР Х-101.

В 2018 году в рядах военного воздушного флота находятся две модели: Ту-95МС и 14 Ту-95МСМ в количестве 46 единиц.

Заключение

В наши дни Ту-95 «Медведь» несет верную службу в вооруженных силах России. Его история наполнена многочисленными боевыми вылетами и дежурствами, экстренными ситуациями и испытательными полетами. Эти самолеты получили высокую оценку международных экспертов и входят в боевой костяк вооруженных сил РФ.

Источник: https://MilitaryExp.com/samolet-tu-95-vozmozhnosti-medvedya/

Ту-95 (Ту-20)

Ту-95, который по кодификации НАТО получил название «Медведь», − стратегический советский турбовинтовой бомбардировщик-ракетоносец.

Он относился к самым быстрым винтовым самолетам мира эпохи холодной войны и стал последним серийным турбовинтовым бомбардировщиком, принятым на вооружение. Выпускался в различных модификациях в зависимости от выполняемых задач.

Последнюю укомплектовали крылатыми ракетами для поражения объектов в тылу врага при любой погоде, днем и ночью.

Это редчайший самолет, который, как и американский В-52, находился на вооружении свыше 50 лет.

История Ту-95

Окончание Великой Отечественной войны, объединение с прежними союзниками по антигерманской коалиции, разработка в США ядерного оружия заставили руководство государства и авиапромышленности ускорить работы по постройке самолетов-носителей атомной бомбы. Далее конструкторы вынуждены были искать решение проблемы достижения такими самолетами и территории США. Основной бомбардировщик советской стратегической авиации Ту-4 не имел функциональной возможности преодолевать такие расстояния.

Читайте также:  Нейтронная бомба: принцип действия, как работает, история создания, конструкция, устройство, кто изобрёл

Ту 95 мс- дальний бомбардировщик: технические характеристики (ТТХ) стратегического, турбовинтового самолёта

В начале 1950 г. Сталин встречался с Туполевым и обсуждал вопросы создания сверхдальнего бомбардировщика. Он предложил построить четырехдвигательную машину и таким образом решить проблему.

Конструктор не поддержал это предложение. Реактивные двигатели потребляли слишком много топлива и не годились для сверхдальних вылетов.

Туполев решил создать тяжелый бомбардировщик с применением турбовинтовых двигателей, менее скоростной, но с большей дальностью.

К 1950 г.

в Куйбышевском ОКБ № 276 под руководством Главного конструктора Николая Кузнецова на базе трофейного турбовинтового двигателя UМО-022 был разработан экспериментальный вариант силовой установки, которая очень заинтересовала Туполева. Он лично отправился на переговоры с двигателистами. В результате родилось уникальное решение – сделать спарку из двух двигателей и оснастить ей планер со стреловидным крылом.

Когда определились с силовой установкой и облик нового бомбардировщика-ракетоносца начал принимать вполне нормальные контуры, Туполев снова вышел на Сталина. Встреча состоялась, судьба будущего самолета с индексом 95 решилась положительно.

Главным конструктором проекта стал Н.И. Базенков. 15.07.1951 получены тактико-технические требования к самолету, и дан старт его эскизному проектированию. В августе 1951 г. начали строить деревянный макет. В октябре этого же года утвердили и одобрили эскизный проект и построенный макет.

Ту 95 мс- дальний бомбардировщик: технические характеристики (ТТХ) стратегического, турбовинтового самолёта

Первые два опытных экземпляра строились на Московском авиазаводе № 156.

Источник: http://avia.pro/blog/tu-95

Турбовинтовой стратегический бомбардировщик Ту-95

Первый полет опытного образца бомбардировщика «95-1» состоялся 12 ноября 1952 года. В 1953 году, в 17-м испытательном полете, этот самолет потерпел катастрофу. Второй опытный самолет, «95-2», совершил первый полет 16 февраля 1955 года.

В ходе государственных испытаний, проводившихся в 1955-1956 годах, на этой машине при взлетной массе 167 200 килограмм была достигнута максимальная скорость 882 километра в час (рекордная для винтовых самолетов) и практическая дальность 15 040 километров.

В 1955 году началось серийное производство Ту-95 на авиазаводе в Куйбышеве (ныне Самара). Заводские испытания продолжались до января 1956 года, а 31 мая самолет был предъявлен на Государственные испытания.

В августе 1956 года новый бомбардировщик был впервые продемонстрирован на воздушном параде в честь Дня авиации.

В 1957 году на самолете были установлены более мощные двигатели НК-12М, и под обозначением Ту-95М самолет был принят на вооружение Советской Армии.

Особенностями новой машины явились применение стреловидного крыла и главное, впервые в практике мирового самолетостроения для самолетов такого класса, установка турбовинтовых двигателей (ТВД). Новые двигатели НК-12М были созданы в ОКБ Николая Кузнецова.

Турбовинтовые двигатели были снабжены дифференциальными редукторами, вращающими два соосных винта в противоположные стороны.

Ресурс нового ТВД оказался в 10 раз больше, чем у любого другого современного двигателя применяемого на бомбардировщиках, в том числе и зарубежных.

Ту-95 послужил основой для множества модификаций, как опытных, так и выпускавшихся серийно. В серии находились бомбардировщики Ту-95, Ту-95М — 50 машин, включая четыре машины в варианте дальнего стратегического разведчика Ту-95МР; дальний самолет разведки и целеуказания Ту-95РЦ — 53 машины; стратегические самолеты ракетоносцы Ту-95К и Ту-95КМ, носители ракет Х-20М — 71 машина.

Ту-95 различных модификаций находились на вооружении до начала 1990-х годов, пройдя целый ряд крупных модификационных и модернизационных работ по двигателям, составу вооружения и оборудованию.

На базе серийных Ту-95КМ в 1970-1980-е годы были созданы ракетоносцы Ту-95К-22 — носители ракет Х-22Н.

Путем глубокой модернизации Ту-95РЦ в конце 1960-х годов создан дальний противолодочный самолет Ту-142, в дальнейшем на основе его модификации Ту-142М был создан стратегический самолет-ракетоносец

Ту-95МС — носитель крылатых ракет большой дальности. Он был принят на вооружение в 1981 году. В отличие от Ту-95, модернизированная машина имеет новое крыло с более скоростным профилем.

Установлен новый стабилизатор, который может автоматически, в зависимости от изменения центровки, связанной с выработкой горючего, менять угол установки. Полностью заменено бортовое радиоэлектронное оборудование.

В состав последнего включены две бортовые электронные вычислительные машины.

Самолет Ту-95МС представляет собой цельнометаллический моноплан со среднерасположенном стреловидным крылом и однокилевым оперением. Такая аэродинамическая компоновка обеспечивает высокое аэродинамическое качество на высоких скоростях полета.

Улучшение летно-технических характеристик также достигается за счет большого удлинения крыла, соответствующего выбора угла его стреловидности, и набором профилей вдоль его размаха.

Силовая установка Ту-95МС состоит из четырех турбовинтовых двигателей НК-12MП с соосными четырехлопастными винтами АВ-60К.

Топливо на самолете размещается в восьми загерметизированных отсеках кессонной части крыла (кессон-баках) и в трех мягких баках в центроплане и задней части фюзеляжа. Заправка топливом централизованная. Имеется штанга топливоприемника системы дозаправки в воздухе.

Летно-технические характеристики Ту-95МС:

  • Размах крыла — 50,05 м;
  • Длина без штанги топливоприемника — 47,7 м;
  • Высота — 13,3 м;
  • Масса максимальная взлетная — 185000 кг;
  • Масса максимальная посадочная- 135000 кг;
  • Масса боевой нагрузки
  • — нормальная — 9000 кг;
  • — максимальная — 20000 кг;
  • Максимальная скорость на высоте/у земли — 830/550 км/ч;
  • Дальность полета
  • — с нормальной боевой нагрузкой — 10500 км;
  • — с максимальной боевой нагрузкой — 6500 км;
  • Практический потолок — 12000 м;
  • Экипаж — 7 человек;
  • Необходимая длина бетонной взлетно-посадочной полосы — 3500 м.
  • Вооружение Ту-95МС состоит из ударного и оборонительного.
  • Ударное вооружение самолета включает шесть крылатых ракет Х-15, расположенных в бомбоотсеке в барабанной пусковой установке, с дальность стрельбы 2500 километров, а также морские мины.
  • Оборонительное вооружение Ту-95МС состоит из двух спаренных 23-миллиметровых двухствольных пушек ГШ-23, размещенных в кормовой оборонительной установке.

В настоящее время Ту-95МС составляют один из существенных элементов российских авиационных стратегических сил. Авиационно-ракетный комплекс Ту-95МС имеет значительный модернизационный потенциал в части оснащения новым более эффективным ракетным оружием и новым оборудованием.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Источник: https://ria.ru/20150714/1127762001.html

Стратегический бомбардировщик «Ту-95»

Бомбардировщик «Ту-95» — российский турбовинтовой стратегический бомбардировщик-ракетоносец, самый скоростной в мире самолет с турбовинтовыми двигателями. Разработан в конструкторском бюро «Туполева». Получил прозвище «Медведь».

Остается на службе как носитель крылатых ракет благодаря более низкому расходу топлива, чем у реактивных самолетов, а главное — большей скрытности от спутников, способных наблюдать за крупными стратегическими бомбардировщиками с реактивными двигателями.

Самолет представляет собой свободнонесущий цельнометаллический среднеплан с четырьмя турбовинтовыми двигателями, расположенные в стреловидных крыльях. У самолета есть электрическая система обогрева носков крыла, воздушных винтов, киля и стабилизатора. Шасси самолета — трехопорное.

Тактико-технические характеристики стратегического бомбардировщика «Ту-95»

Технические характеристики
Ту-95 Ту-95М Ту-95К Ту-95КМ Ту-95РЦ Ту-95МС
Экипаж 9 7
Длина, м 46,17 46,9 46,8 46,9 49,09
Размах крыла, м 50,04
Площадь крыла, м² 283,7 289,9
Коэффициент удлинения крыла 8,83 8,84
Масса пустого, кг 83 100 84 300 88 000 до 90 000 85 500 до 98 500
Максимальная взлетная масса, кг 172 000 182 000 182 000 182 000 182 000 185 000
Масса топлива, кг 80 730 89 530 до 80 000 до 80 000 н/д 87 000
Силовая установка 4 × НК-12 4 × НК-12М 4 × НК-12 4 × НК-12МВ 4 × НК-12МВ 4 × НК-12МП
Мощность двигателя, кВт (л. с.) 4 × 8948 (12000) 4 × 11 185 (15000) 4 × 8948 (12000) 4 × 11 185 (15000) 4 × 11 185 (15000) 4 × 11 185 (15000)
Летные характеристики
Максимальная скорость, км/ч 890 905 860 860 910 830
Крейсерская скорость, км/ч 750 720-750 750 750 680-770 до 700
Практическая дальность, км 12 100 13 200 12 500 до 11 000 13 460 10 500
Боевой радиус, км н/д н/д 6340 6340 н/д н/д
Практический потолок, м 11 800 11 900 11 600 11 600 10 300 10 500
Нагрузка на крыло, кг/м² 606 642 642 642 642 638
Длина разбега, м 2350 2730 2380 2780 н/д 2540
Длина пробега, м 1500 1500 1700 1700 н/д н/д
Вооружение
Стрелково-пушечное 3 × 2×АМ-23 2×ГШ-23
Боевая нагрузка, кг  (нормальная / максимальная) 5000 / 12 000 11 600-11 800 7800 / 20 800

Модификации стратегического бомбардировщика «Ту-95»

Название модели Краткие характеристики, отличия.
«95-1» Первый опытный прототип с ТВД 2ТВ-2Ф (1952 год). Потерян при испытаниях.
«95-2» Второй опытный прототип с ТВД ТВ-12 (1955 год). Переделан в летающую лабораторию по отработке и доводке новых ТРД. Данный борт в 1972 г. был перегнан в ЦМ ВВС Монино. Считалось что в музее стоит Ту-95Н,но волонтерами было установлено,что в музее находится именно «95-2»
Ту-95 (изд. «В», Bear-A по классификации НАТО) Серийная модификация стратегического бомбардировщика с бомбовым вооружением, построенная на базе второго опытного самолета «95/2». В производстве с 1954 по 1957 год. Построено 30 самолетов, почти все поступали на вооружение 409-го тяжелобомбардировочного полка (Узин) и 1023-го тяжелобомбардировочного полка (Семипалатинск-2).
Ту-95 (заказ 244) Серийный Ту-95М с увеличенным запасом топлива.
Ту-95A (Bear-A) Стратегический бомбардировщик — носитель ядерного оружия со специальной окраской, системой обогрева и термоизоляцией бомбового отсека, светозащитными шторками для экипажа (1956 год).
Ту-95В (заказ 242) Переоборудованный серийный Ту-95 зав. № 580030, предназначенный для испытаний сверхмощной (50-100 Мт) термоядерной бомбы (1959 год). Самолет принадлежал 1023-му ТБАП.
Ту-95К (изделие «ВК», Bear-B) Ракетоносец-носитель сверхзвуковой крылатой ракеты Х-20, входящих в комплекс К-20. Три самолета переоборудовано из Ту-95, 47 построено новых. В производстве с 1956 по 1961 год. Поступали на вооружение 182-го ТБАП (Моздок), 1006-го ТБАП (Узин) и 1023-го ТБАП (Семипалатинск-2)
Ту-95КД (изд. «ВКД») Модификация 24 самолетов Ту-95К, дополнительно оборудованная системой дозаправки в воздухе «шланг-конус» (1961 год).
Ту-95КМ (изделие «ВКМ», Bear-C) Построено новых 23 и модернизировано 24 самолета Ту-95КД под КР Х-20М, с обновленным БРЭО (1968 год). Один самолет Ту-95КМ был переделан в носитель экспериментального прототипа 105.11 проекта авиационно-космической системы «Спираль» (Всего проектировалось три опытных изделия — дозвуковое, сверхзвуковое и орбитальное. Проект закрыт в конце 1980-х годов).
Ту-95К-22 (изделие «ВК-22», Bear-G) Модификация всех построенных и переделанных Ту-95КМ в носители КР Х-22, под ракетный комплекс К-95-22. Самолет мог нести 3 ракеты.
Ту-95КУ (изделие «ВКУ») Учебная модификация самолета Ту-95К, использовавшаяся для обучения экипажей применению комплекса К-20 с крылатыми ракетами Х-20 (1956 год).
Ту-95ЛАЛ (заказ 247) Переделанный из первого в серии Ту-95М зав. № 7800408 в летающую лабораторию по программе создания самолета с ядерной силовой установкой. На самолете отрабатывалась биологическая защита экипажа от радиации. Самолет дислоцировался на аэродроме Чаган (Семипалатинск-2).
Ту-95М (изделие «ВМ») Серийная модификация Ту-95, построено новых 18 машин в течение 1957-58 годов.
Ту-95М-5 Опытная машина — носитель КР КСР-5. Переделан один самолет Ту-95М зав. № 8800601
Ту-95М-55 Переделанный из Ту-95М-5 в летающую лабораторию по доводке комплекса Ту-95МС с ракетами Х-55.
Ту-95МА Опытный образец для испытания перспективных ракет на базе Ту-95МС.
Ту-95МР (изделие «ВР», Bear-E) Самолет фоторазведки, переоборудовано 4 самолета из Ту-95М. В дальнейшем три машины из 4-х дорабатывались до уровня МР-2. Две машины числились в 409-м ТБАП, еще две были в 1023-м ТБАП. В 80-х годах все четыре МР были переделаны в учебные Ту-95У (см. ниже)
Ту-95МС (изделие «ВП-021», Ту-95МС-6, Ту-95МС-16), по классификации НАТО Bear-H Самолеты-носители крылатых ракет Х-55 (1979 год и позже). Создан на базе Ту-142МК. Шесть машин производства завода № 86 (переделаны из Ту-142М?), остальные строились с нуля на заводе № 18. Последняя серийная машина зав. № 1000214137566 построена 20 августа 1992 года.
Ту-95МСМ Модернизация Ту-95МС-16 с заменой двигателей на модификацию НК-12МВМ с винтами АВ-60Т. Модернизация БКО («Метеор-НМ2»). Установка новой навигационной вычислительной системы НВС-021М, комплексной системы управления КСУ-021, системы отображения информации СОИ-021, астронавигационной системы АНС-2009, РЛС «Новелла-НВ1.021» . На самолет возможна внешняя подвеска 8 ракет Х-101 или Х-102. Первый самолет б/н 20к рег. RF-94122 («Дубна») был готов осенью 2015 года.
Ту-95Н (заказ 236) Самолет-носитель стратегического подвесного бомбардировщика РС разработки КБ П. В. Цибина. Переделан из стандартного Ту-95 зав. № 5800101, борт. № 45.
Ту-95РЦ (изделие «ВЦ», Bear-D) Разведчик-целеуказатель для нужд ВМФ, построено 52 новые машины, одна (зав. № 8800510) переделана из Ту-95М, В производстве с 1963 по 1969 год. Поступали на вооружение ав. ВМФ, 304-й и 392-й отдельные разведывательные полки.
Ту-95У (изделие «ВУ») Учебная модификация самолета. Четыре самолета переделаны из фоторазведчиков Ту-95МР.
Ту-96 Высотный (с рабочим потолком 16 000-17 000 м) стратегический бомбардировщик с крылом увеличенной площади и ТВД ТВ-16, способными сохранять свои характеристики на этих высотах. 29 марта 1952 г. вышло соответствующее постановление Совмина. Самолет предполагалось построить в двух экземплярах с передачей первого на заводские испытания в июле 1954 г. и на государственные — в декабре того же года. ОКБ-276 обязали передать ТВ-16 на стендовые испытания в январе, а на летные — в июне 1954 г.
Ту-114 (Cleat) Пассажирский самолет (1960 год). Построена 31 машина. Эксплуатировался «Аэрофлотом» до декабря 1976 года.
Ту-115 (Ту-114ВТА) Военно-транспортный самолет (проект).
Ту-116 (Ту-114Д) Пассажирский самолет-салон для перевозки первых лиц государства. Всего было переделано 2 самолета. Ту-95 зав. № 6800402 получил рег. № СССР-76462 и базировался на аэродроме 1023-го ТБАП (аэр. Семипалатинск-2), самолет Ту-95М зав. № 7800409 после конвертации получил рег. № СССР-76463 и вошел в состав 409-го ТБАП (аэр. Узин).
Ту-119 (проект) Летающая лаборатория, самолет с двумя экспериментальными ядерными силовыми установками НК-14А и двумя штатными НК-12М, в рамках создания противолодочного самолета с ЯСУ (1974 год). См. также: Атомолет.
Ту-126 (изделие «Л», Moss) Самолет ДРЛО (1962 год). Построено 8 серийных и одна опытная машина. Базировались в составе 67-й отдельной авиационной эскадрильи ДРЛО на аэр. Шауляй до 1985 года.
Ту-142 (изделие «ВП», Bear-F) Дальний противолодочный самолет (ДПЛС), созданный на базе Ту-95РЦ (1963 год). Производился серийно в нескольких модификациях с 1968 по 1994 год.
Читайте также:  Мина тм-62: противотанковая, тактико-технические характеристики (ттх), устройство, установка, применение

27 ноября 2019 года российские стратегические ракетоносцы Ту-95МС выполнили плановый полет над нейтральными водами Японского и Восточно-Китайского морей в сопровождении истребителей Су-35С и самолета дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-50 ВКС России. Продолжительность полета составила более 10 часов. На отдельных этапах маршрута экипажи Ту-95МС сопровождали истребители ВВС Южной Кореи и Японии.

22 октября 2019 года Два стратегических ракетоносца Ту-95МС Воздушно-космических сил выполнили плановые полеты над нейтральными водами акватории Японского, Желтого и Восточно-Китайского морей.

В эскорт бомбардировщиков входили истребители Су-35С и самолеты дальнего радиолокационного дозора и наведения А-50.

 На отдельных этапах маршрута экипажи РФ сопровождали истребители F-15, F-16 ВВС Южной Кореи и F-2 ВВС Японии.

7 августа 2019 года в рамках учений «Океанский щит-2019» бомбардировщики Ту-95МС провели полет над Беринговым морем. На отдельных этапах их сопровождали истребители F-22 и F-18 американских ВВС. Полет прошел с соблюдением Международных правил использования воздушного пространства, не нарушая иностранных границ и составил более 10 часов.

31 июля 2019 года экипажи ракетоносцев Ту-95МС отработали длительные полеты и выполнили дозаправку в небе над Саратовской областью. Самолеты находились в воздухе более 8 часов. Сама дозаправка прошла на высоте более 5 км и на скорости около 600 км/ч. Расстояние между стратегическим бомбардировщиком и танкером Ил-78 при этом составило менее 30 метров.

23 июля 2019 года в районе островов Токто, к востоку от южной части Корейского полуострова, по версии Вооруженных сил Кореи, вторглись военные самолеты РФ и Китая. В ответ были подняты истребители южнокорейских ВВС. По данным минобороны, ВВС России и Китая выполняли совместное воздушное патрулирование в Азиатско-Тихоокеанском регионе над Японским морем.

12 ноября 1952 года Стратегический бомбардировщик «Ту-95» совершил первый полет.

27 ноября 2019 года российские стратегические ракетоносцы Ту-95МС выполнили плановый полет над нейтральными водами Японского и Восточно-Китайского морей в сопровождении истребителей Су-35С и самолета дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-50 ВКС России. Продолжительность полета составила более 10 часов. На отдельных этапах маршрута экипажи Ту-95МС сопровождали истребители ВВС Южной Кореи и Японии.

22 октября 2019 года Два стратегических ракетоносца Ту-95МС Воздушно-космических сил выполнили плановые полеты над нейтральными водами акватории Японского, Желтого и Восточно-Китайского морей.

В эскорт бомбардировщиков входили истребители Су-35С и самолеты дальнего радиолокационного дозора и наведения А-50.

 На отдельных этапах маршрута экипажи РФ сопровождали истребители F-15, F-16 ВВС Южной Кореи и F-2 ВВС Японии.

7 августа 2019 года в рамках учений «Океанский щит-2019» бомбардировщики Ту-95МС провели полет над Беринговым морем. На отдельных этапах их сопровождали истребители F-22 и F-18 американских ВВС. Полет прошел с соблюдением Международных правил использования воздушного пространства, не нарушая иностранных границ и составил более 10 часов.

31 июля 2019 года экипажи ракетоносцев Ту-95МС отработали длительные полеты и выполнили дозаправку в небе над Саратовской областью. Самолеты находились в воздухе более 8 часов. Сама дозаправка прошла на высоте более 5 км и на скорости около 600 км/ч. Расстояние между стратегическим бомбардировщиком и танкером Ил-78 при этом составило менее 30 метров.

23 июля 2019 года в районе островов Токто, к востоку от южной части Корейского полуострова, по версии Вооруженных сил Кореи, вторглись военные самолеты РФ и Китая. В ответ были подняты истребители южнокорейских ВВС. По данным минобороны, ВВС России и Китая выполняли совместное воздушное патрулирование в Азиатско-Тихоокеанском регионе над Японским морем.

12 ноября 1952 года Стратегический бомбардировщик «Ту-95» совершил первый полет.

День дальней авиации ВКС России отмечается 23 декабря. Праздник был учрежден в 1999 году по приказу главнокомандующего Военно-воздушными силами России Анатолия Корнукова.

Дальняя авиация, сокращенно ДА, является составной частью авиации Военно-воздушных сил, средством Верховного главнокомандующего Вооруженными силами Российской Федерации, компонентом стратегических ядерных сил и предназначена для решения стратегических и оперативных задач на театрах военных действий.

Дальний противолодочный самолёт Ту-142 применяется для дальней океанской разведки, визуальной или радиотехнической, дежурства в системе поисково-спасательной службы и поиска и слежения за подводными лодками.

Является дальнейшим развитием и глубокой модернизацией серийного самолёта разведки и целеуказания — Ту-95РЦ, в отличие от которого, имеет новое крыло и оперение с применением суперкритических аэродинамических профилей, интегрированные в крылья топливные баки и модернизированную кабину с незначительно улучшенными условиями работы экипажа. В процессе серийного производства неоднократно модифицировался.

Ту-114 «Россия» — турбовинтовой дальнемагистральный пассажирский самолёт. Четырёхмоторный турбовинтовой низкоплан со стреловидным крылом, однокилевым оперением и управляемым стабилизатором. Фюзеляж имеет две палубы, соединённые лестницей

Летчик-испытатель Опытно-Конструкторского Бюро имени Андрея Николаевича Туполева. Заслуженный летчик-испытатель СССР. Герой Советского Союза. Полковник. Почетный гражданин города Жуковский.

Источник: https://ruspekh.ru/articles/strategicheskij-bombardirovshchik-tu-95

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector