Зил 157: технические характеристики, расход топлива на 100 км по бездорожью, грузоподъёмность, история создания

П. Алёшин

Проходимость этого грузовика, продержавшегося на производстве свыше 30 лет, и сейчас можно назвать выдающейся. Путь к его созданию был долгим и трудным, однако все, кто работал за рулем этих вездеходов, вспоминают их добрым словом.

Многочисленные версии модели ЗИЛ-157 можно было встретить и на Крайнем Севере, и на стройках Сибири, и на прокладке трубопроводов в Средней Азии, и, конечно, в армиях многих стран мира.

Бесспорно, это была одна из достойных отечественных разработок, и она заслуживает, чтобы о ней помнили.

В конце 1930 годов, когда неизбежность Второй мировой войны не вызывала сомнений, конструкторы европейских заводов, выпускающих армейские машины, ломали голову над тем, как повысить проходимость автомобилей. Их старания не остались незамеченными и в СССР, ведь вопросам повышения обороноспособности уделяли серьезное внимание.

Наибольшие успехи в этом деле были достигнуты на Горьковском автозаводе, где впервые были освоены в производстве шарниры равных угловых скоростей, превращавшие передний мост автомобиля в ведущий.

Заслуга коллектива конструкторов под руководством Андрея Александровича Липгарта состоит и в том, что, испытав различные двухосные и трехосные грузовики, они доказали, что полноприводные машины должны иметь односкатную ошиновку, шины со специальным протектором для различных условий движения по местности, особую развесовку по осям и т. д.

Жаль, что война помешала реализации планов по выпуску семейства вездеходов, а после войны страна получила лишь один двухосный полноприводный грузовик ГАЗ-63, правда, обладавший уникальной проходимостью.

ЗИЛ 157: технические характеристики, расход топлива на 100 км по бездорожью, грузоподъёмность, история создания
ЗИЛ 157: технические характеристики, расход топлива на 100 км по бездорожью, грузоподъёмность, история создания

На Московском автозаводе им. Сталина до войны успели выпустить небольшую партию двухосных грузовиков повышенной проходимости ЗИС-32.

В конце 1940 годов конструкторы стремились создать советский «Студебеккер US 6х6», взяв за основу его технические особенности и базируясь на агрегатах нового 4-тонного грузовика ЗИС-150.

Как известно, эти легендарные вездеходы с двускатными задними колесами отлично зарекомендовали себя в боях с фашистами, в том числе и в качестве носителя знаменитых пусковых установок «Катюша».

ЗИЛ 157: технические характеристики, расход топлива на 100 км по бездорожью, грузоподъёмность, история создания

Трехосный ЗИС-151, к великому огорчению его создателей, оказался много хуже «Студебеккера».

Поставленный на производство в апреле 1948-го он через год во время длительного пробега по весеннему бездорожью значительно уступал по проходимости и лендлизовскому прототипу, и вездеходам ГАЗ-63, которым не раз приходилось вытаскивать ЗИСы из грязи и снежного плена.

Тяжелые машины (масса ЗИС-151 превышала массу «Студебеккера» на тонну) с небольшими по размеру колесами и недостаточным дорожным просветом, маломощными двигателями и задними мостами с двускатной ошиновкой в среде испытателей получили прозвище «утюгов», заставлявших водителей снимать вторые скаты и толкать застрявшую машину другим автомобилем, благо конструкция специальных задних бамперов это позволяла. В воспоминаниях испытателей можно прочесть, что густая жидкая грязь легко залепляла задние колеса, превращая их в четыре бочки, беспомощно вращавшиеся в грязевой массе. Снимать залепленные грязью внешние скаты, отковыривая ломом грязь, было сущим мучением, однако это было необходимо для повышения проходимости. Двухскатные колеса требовали больше мощности от двигателя, так как они прокладывали дополнительные колеи, в то время как у ГАЗ-63 задние колеса шли точно по колее передних.

ЗИЛ 157: технические характеристики, расход топлива на 100 км по бездорожью, грузоподъёмность, история создания
ЗИЛ 157: технические характеристики, расход топлива на 100 км по бездорожью, грузоподъёмность, история создания

Грузовик с советским ноу-хау

Ошибки необходимо было исправить в кратчайшее время, тем более что грузовики ЗИС-151 поступали в армию, а пути решения проблем не выглядели туманными. В 1950 г. началось производство бронетранспортера БТР-152 на базе модифицированных агрегатов ЗИС-151, но уже с односкатной ошиновкой всех колес с шинами большей размерности.

На заводе были созданы экспериментальные образцы грузовиков ЗИС-151 с односкатными колесами и единой колеей мостов, развернулась работа по повышению мощности двигателя, увеличению надежности других агрегатов, конструированию лебедок.

Но основные надежды, связанные с кардинальным повышением проходимости, возлагались на создаваемую (впервые в мировой практике) систему централизованного регулирования давления воздуха в шинах.

Шинникам было поручено разработать конструкцию и освоить выпуск специальных шин, допускающих движение автомобиля при временно сниженном давлении воздуха в них. В итоге была разработана шина размером 12.

0018 (диапазон давления воздуха 3,0…0,5 кгс/см2), допускающая возможность работы при переменной величине радиальной деформации до 35% высоты профиля, тогда как у обычных шин радиальная деформация составляет не более 13%. Шина отличалась повышенной эластичностью, достигнутой за счет увеличения на 25% ширины профиля, сниженным до восьми слоев корда в каркасе и применением специальных прослоек из очень мягкой резины.

ЗИЛ 157: технические характеристики, расход топлива на 100 км по бездорожью, грузоподъёмность, история создания

При уменьшении давления воздуха в шинах увеличивается деформация и снижается удельное давление на грунт. Вследствие этого уменьшается глубина колеи и соответственно снижаются затраты энергии на образование колеи или снижается сопротивление грунта качению колес. Правда, двигаться при давлении воздуха 0,5 кгс/см2 можно было только на скорости не более 10 км/ч.

Изменение давления в шинах осуществлялось водителем с помощью централизованной системы, позволявшей регулировать и доводить при необходимости давление до нормы во всех шинах во время движения машины.

Применение подобной системы особенно понравилось военным. Дело в том, что с этой системой живучесть автомобиля была выше.

Движение грузовика можно было продолжить и в случае повреждения отдельной шины, так как система подкачки компенсировала падение в ней давления воздуха.

ЗИЛ 157: технические характеристики, расход топлива на 100 км по бездорожью, грузоподъёмность, история создания

Испытания новой системы полностью подтвердили теоретические изыскания, и при разработке нового автомобиля ЗИЛ-157, сменившего в 1958 г. на конвейере вездеход ЗИС-151, выбор был сделан в пользу новой шины размером 12.0018. Как следствие, конструкторам пришлось кардинально пересмотреть компоновку вездехода.

Уменьшение числа колес с 10 до 6 позволило избежать установки двух запасных, которые крепились на ЗИС-151 вертикально за кабиной. Данное решение привело к ликвидации за кабиной колесодержателей и дало возможность придвинуть платформу к кабине, а сзади укоротить раму на 250 мм, из-за чего уменьшилась габаритная длина грузовика на 330 мм при прежней величине колесной базы.

Единственному запасному колесу нашлось место под платформой.

Оптимизация компоновки грузовика ЗИЛ-157 улучшила распределение массы по осям, при этом масса машины снизилась на 100 кг.

ЗИЛ 157: технические характеристики, расход топлива на 100 км по бездорожью, грузоподъёмность, история создания
ЗИЛ 157: технические характеристики, расход топлива на 100 км по бездорожью, грузоподъёмность, история создания

Сначала на автомобилях применяли систему регулирования давления воздуха в шинах с внешней подводкой воздуха трубочками с шарнирными соединениями, но очень скоро проявились серьезные недостатки этой конструкции.

Во время движения вездехода по бездорожью выступающие наружные трубки повреждались, уплотнение ступицы в узле подвода воздуха оказалось плохо защищенным от грязи, а монтаж и демонтаж колес вызывал большие затруднения.

В результате почти сразу после начала выпуска автомобиля узел подвода воздуха к шине был переработан в пользу подачи воздуха с внутренней стороны колеса.

ЗИЛ 157: технические характеристики, расход топлива на 100 км по бездорожью, грузоподъёмность, история создания

Модернизация силового агрегата

Опыт эксплуатации автомобилей ЗИС-151 выявил их низкие тяговодинамические качества, особенно при буксировке прицепа, моторы часто перегревались, грузовик расходовал много топлива, имел низкие средние скорости движения на дорогах с твердым покрытием, при этом надежность работы узлов совершенно не устраивала эксплуатационников. Все это необходимо было исправить при создании ЗИЛ-157. Использование алюминиевой головки блока на рядном нижнеклапанном 6-цилиндровом двигателе рабочим объемом 5,55 л позволило повысить степень сжатия с 6,0 до 6,2, что вместе с установкой нового карбюратора дало повышение мощности с 92 до 104 л.с. при 2600 об/мин и максимального крутящего момента с 304 до 334 Н·м. Значительному изменению подверглась и система охлаждения, которая получила шестилопастный вентилятор и новый радиатор. В конструкцию мотора были внедрены новый масляный насос, новые уплотнения коленвала, уплотнения водяного насоса, замкнутая система вентиляции картера, была модернизирована подвеска силового агрегата и др., что повысило его эксплуатационные свойства. Конструктивные мероприятия привели к снижению расхода топлива автомобиля ЗИЛ-157 на 7…22% в зависимости от дорожных условий.

В процессе производства двигатель автомобиля подвергался модернизации еще дважды. В 1961 г. его мощность увеличили до 109 л.с. (модель ЗИЛ-157К), заменили двухдисковое сцепление на однодисковое, а с 1978 г.

грузовик начали выпускать с двигателем, в котором ряд узлов был унифицирован с мотором автомобиля ЗИЛ-130 (эту версию называли ЗИЛ-157КД). Коробка передач с 5 передачами вперед и одной назад была также усилена, причем до 1961 г. выпускалась с пятой, повышающей передачей, от которой в дальнейшем отказались.

Двухступенчатая раздаточная коробка с принудительным включением переднего моста по сравнению с ЗИС-151 выпускалась с износостойкими шестернями и новыми уплотнениями, а карданная передача была спроектирована заново. Передача момента к заднему мосту осуществлялась с помощью промопоры, закрепленной на среднем мосту.

Ведущие мосты получили существенно усиленные кожухи полуосей, новые ступицы и тормоза. Число шпилек крепления колес увеличилось с 6 до 8.

Водителю стало удобнее

Среди замечаний по модели ЗИС-151 были и претензии к кабине: неудобство посадки водителя на нерегулируемом сиденье, отсутствие отопителя, плохая ее пылезащищенность, неудовлетворительная вентиляция воздуха, а также неэффективная работа амортизаторов и большие силы, передаваемые на руки водителя от колес.

Все перечисленное затрудняло работу шофера, превращая ее, особенно в зимнее время, в откровенную муку. Оказалось, что устранить недостатки было не так уж и трудно.

В рулевом управлении конструкторы установили укороченные сошки, которые привели к значительному снижению сил ударов, передаваемых рукам, телескопические амортизаторы повысили плавность хода, водяной радиатор с электромотором, установленный в кабине, дополненный системой обдува ветрового стекла, позволил не замерзать зимой, новые сиденья с регулировкой и введение качественных уплотнений в кабине облегчили жизнь водителю. Жаль только, что в течение 30 лет выпуска машины не удалось снабдить ее гидроусилителем руля.

Долгожитель-призер

Грузоподъемность вездехода на дорогах с твердым покрытием ограничивалась 4,5 т (с 1978 г. – 5,0 т), на грунтовых дорогах – 2,5 т. Грузовик преодолевал брод глубиной 0,85 м, развивал с полной нагрузкой на шоссе скорость до 65 км/ч, расходовал 42 л топлива на 100 км.

При нормальном давлении в шинах (3,0…3,5 кгс/см2) ЗИЛ-157 выполнял транспортную работу по дорогам с твердым неусовершенствованным покрытием.

При снижении давления до 1,5…2,0 кгс/см2 легко передвигался по мягкому и рыхлому грунту, а при 0,75…1,0 кгс/см2 преодолевал песок, размокший грунт и размытые после ливня грунтовые дороги.

Давление в шинах 0,5…0,7 кгс/см2 давало возможность свободно передвигаться по сырому лугу, заболоченной местности, а также успешно преодолевать глубокий снежный покров. Общая масса буксируемого прицепа при движении по шоссе составляла 3,6 т.

За высокие эксплуатационные параметры автомобиль получил Гранпри на Всемирной выставке 1958 г. в Брюсселе. Его экспортировали в десятки стран мира. Серийное производство моделей семейства ЗИЛ-157, куда входил добрый десяток всевозможных исполнений, продолжалось на Московском автозаводе им. Лихачева до 1988 г.

, т. е. в течение долгих лет после выхода в свет более современных машин ЗИЛ-131. В 1978–1994 гг. автомобиль собирали на Уральском автомоторном заводе (г. Новоуральск), в то время филиале ЗИЛа. Всего было изготовлено 797 934 автомобиля ЗИЛ-157 всех модификаций, которые многие называют «королями бездорожья».

Источник: http://www.gruzovikpress.ru/article/2537-zil-157-korol-bezdorojya/

Зил 157

Зил 157 выпускался тиражами с 1958 по 1991 гг. Последняя версия вышла в 1994 году.

Предназначение машины изначально было сугубо военным. Потом её стали применять и в сельскохозяйственных целях.

Технические характеристики Зил 157, особенности модели

  • Рама.
  • Она очень плоская, позволяет автомобилю в жёстких условиях и бездорожье спокойно двигаться.
  • Шины и колёса.

На ЗИЛ-157 поставили очень эластичные грузовые шины. Колёса машины характеризуются внушительной шириной. На них монтирован особый глубокий протектор направленного эффекта.

Он почти полностью исключает возможность пробуксовки.

Также в автомобиле устроена технология, подкачивающая и контролирующая давление в шинах. Это может касаться всех шин сразу или в той, что выберет водитель. Такой контроль можно было осуществлять прямо с водительской позиции без остановки автомобиля.

В 1961 году эту технологию переставили с наружной стороны колёс на внутреннюю. Поэтому, даже, если в колёсах появятся незначительные проколы или пробоины, движение машины не изменится. Требуемый объём воздуха направляется в шину с помощью компрессора. Так устраняется недочёт давления.

При езде по снежным или заболоченным зонам давление в них можно довести до 0,7 атм. Произойдёт оседание колёс и расширение их поверхности. После преодоления трудных участков можно вернуть параметр до 2,8 атм.

Такой параметр оптимален при езде на твёрдом покрытии. Скорость при этом не должна превышать 60 км/ч. При езде по пересечённым зонам с трудным грунтом давление лучше сократить до 2 атм. При движении по пескам или размытому грунту – до 1 атм. Скорость при этом – 20 км/ч. Расход топлива Зил 157 на 100 км скромных 42 литра.

Читайте также:  Владимир михайлович петляков: советский авиаконструктор, как погиб создатель самолётов-бомбардировщиков

ЗИЛ 157: технические характеристики, расход топлива на 100 км по бездорожью, грузоподъёмность, история создания

Кузов и платформа для грузов

Здесь применена классическая бортовая версия, включающая платформу для грузовых и пассажирских перевозок. В ней устроены три деревянные борта. Их можно откидывать. Для их сборки задействованы доски 800 х 200. Борта крепятся к платформе с помощью кронштейнов. Благодаря чему облегчается общая конструкция.

Кузовом является тоже платформа из древесины. Её покрывают продольные рёбра. Они собраны из металла и защищают её от износов. С помощью поперечных брусков с металлическими кронштейнами данная конструкция становится намного прочнее.

Борт спереди статичен. Другие борта откидываются. Так происходит полное открывание кузовной платформы. Это существенно облегчает и ускоряет помещение разнообразных грузов и их выгрузку.

Двигатель

Двигатель Зил 157 на карбюраторе, который работает на бензине. Хотя были зафиксированы и монтирования дизельных аппаратов «Д245-12С». В этом случае убрали заводские опорные элементы и наваривали крепежи от «ЗИЛ-131».

Технические характеристики двигателя Зил 157:

ЗИЛ 157: технические характеристики, расход топлива на 100 км по бездорожью, грузоподъёмность, история создания

Обязательно почитайте:

БАФ Феникс 1044 евро 2

Крепежи по стыковке силовика и КП просты. Но при использовании дизеля образовался такой минус: увеличиваются потрясывания и вибрации. Это довольно осложняет работу водителю.

Поэтому приоритет был отдан бензиновому агрегату с 4 тактами и рядными позициями цилиндров. Число цилиндров – 6. Их блок создан из чугуна. Он оснащён закрытой «рубашкой». По её контуру движется жидкость для охлаждения.

Головку цилиндров создали из алюминия.

Объём мотора – 5,38 л. После усовершенствования – 5, 56 л. Мощь – 104 л.с. После реформы – 110 л.с.

  1. Крутящий момент при условии 2600 об/мин составляет 334 Нм.
  2. Цилиндры двигаются с такой очерёдностью: : 1/5/3/6/2/4;
  3. Каждый цилиндр имеет диаметр – 11,6 см.
  4. Диаметр поршня -: 10 см; Его ход – 14,3 см.
  5. Позиции клапанов – нижние.
  6. Оптимальный бензином для мотора считался бензин А-66, а после модернизации – А-72.

Реальные траты горючего на 100 км – 42 л. Скорость при этом – 40 км/ч.

В 1978 году модернизировали двигатель. И траты топлива несколько сократились. Причины:

  •  установка замкнутой вентиляционной системы картера,
  •  улучшение уплотнительных компонентов помпы, масляного насоса и коленчатого вала.

Объём бака для горючего – 150 л. После реформы появился ещё один бак. Его объём – 65 л. Так после одной тотальной заправки резерв движения у машины получается более 500 км.

Достоинства двигателя:

  1.  Простота конструкции.
  2.  Надёжность.
  3.  Послушность.
  4.  Быстро заводится даже после долгих перерывов.

Его недостаток связан с тем, что в холода (ниже отметки -10 градусов) ему нужен особый уход. Например, необходимо защищать и утеплять моторное отделение: применяются особенные кожухи-утеплители. И технология охлаждения силового агрегата в сильные холода не могла сохранять необходимую температуру. Эту дилемму позже решили доработкой термостата.

ЗИЛ 157: технические характеристики, расход топлива на 100 км по бездорожью, грузоподъёмность, история создания

Двигатель после модернизации 1978 года

Уровень сжатия здесь был развит до 6,5 (был 6,2). Поршневый комплект стал совпадать с комплектом у мотора модель ЗИЛ-130.

Основательная реформа коснулась технологии смазки. И местом очистки масла стал центробежный фильтр. Эту систему улучшили, обновив там масляный насос и коленвальные сальники.

Другие изменения:

  1.  Существенное развитие силы водяного насоса.
  2.  Установка нового преобразователя переменного тока.
  3.  Поставлен стартер с высокими оборотами и лучшей мощностью.
  4.  Замена трамблера на мощный контактно-транзисторный механизм зажигания.
  5.  Появление новаторского трубчатого радиатора в технологии охлаждения. Сильный вентилятор с шестью лопастями прогонял через него воздух. Так решили дилемму с перегревами.
  6.  Расположение мотора на новой подвеске.

Трансмиссия

Она сложная. Имеет пять карданных валов.

  1.  Промежуточный.
  2.  Выходящий на мост спереди.
  3.  Выходящий на центральный мост.
  4.  Два вала, идущие на мост сзади.

Первая коробка передач КПП ЗИЛ-157 имела 5 ступеней. Последняя передача являлась повышающей. В 1961 году её заменили КП от «ЗИС-151». У неё обновились сальники, появился экстренный запуск и шестерни, устойчивые к износам.

На центральном мосту монтировали промежуточный опорный компонент для заднего кардана. Были существенно усилены кожухи на полуосях направляющих мостов.

На всех передачах КП, кроме первой, есть синхронизаторы. Схема КП – двухвальная. У главной передачи одна ступень и спиральные зубчики.

Специфика подвески и моста

Передняя подвеска – половинчатый эллипс. В ней есть рессор и амортизаторы. По типажу они телескопические.

Сзади трудится подвеска. Её удерживают полуэллиптические рессоры.

Мосты планетарные. Они снабжены дифференциальными приборами и полуосями.

Тип привода – карданный.

На оси спереди клиренс составляет 31 см. На других осях он – 35 см.

Рулевая система – глобоидная, червячная. У неё на ролике есть три гребня.

Передаточный показатель составляет 23,5.

В мосты монтированы планетарные дифференциальные мосты с половинчатыми осями. Передаточные значения шестерен равны для всего комплекта балок.

Крепёжные кронштейны предназначены для эллиптических рессоров. Другие допустимые виды подвески: маятниковая, пружинная, гидравлическая.

В данной технологии реализовано стыкование чугунных барабанов со всеми полуосями. Для создания колодок применён специальный материал «Фередо». При экстренном торможении модель почти не следит. Она останавливается без рывка.

В мост спереди монтированы шарнирные элементы «Бендикс/Вейсс», У них нет отличий по угловой динамике. Водители при надобности могут отключать передний мост. Ко всем мостам пристроены свои карданные валы. Тормоза воздействуют на все колёса. У них осуществляется действие привода типа «пневматика».

ЗИЛ 157: технические характеристики, расход топлива на 100 км по бездорожью, грузоподъёмность, история создания

Габариты и грузовая способность

ТТХ Зил 157:

  • Длина модели – 668,4 см.
  • Ширина – 209 см.
  • Высота – 236 см. При наличии тента – 291,5 см
  • Грузовая платформа – 357 х 209 см.
  • База колёс – 422,5 см.
  • Колея колёс спереди – 177,5 см., колёс сзади – 175 см.
  • Снаряжённый вес – 5,54 т. Сколько весит Зил 157 по максимуму:
  • Полный вес Зил 157– 10,19 т.
  • Давление на ось спереди – 2,7 т.
  • Давление на тележку сзади – 7,42 т.
  • Грузоподъемность Зил 157: по твёрдому покрытию – 5 т., по бездорожным участкам – 3 т.
  • Вес прицепа: по твёрдым покрытиям – 5 т., на мягком грунте – 3,5 т.
  • Предельный угол движения – 28 градусов.
  • Радиус при поворотах – 11,2-12 м.

Вариации ЗИЛ-157

История создания Зил 157 начинается с 1958 года, с первых моделей. Рассмотрим поочередно. 1958 год выпуска Зил 157. В этом году вышли:

  1.  157. Стандартная, бортовая вариация.
  2.  Зил 157 В. Модель, являющаяся седельным тягачом.
  3.  157Г. Версия с оборонительным экраном против радиолокационного определения.
  4.  157Е. Версия с ещё одним баком для горючего.
  5.  157Э. Версия для государств Варшавского соглашения.
  6.  157Ю. Модификация для южных регионов. В ней усовершенствована технология охлаждения.

Версии 1961 года:

  1.  Зил 157 К. Улучшенная базовая, с бортами.
  2.  157КВ. Улучшенная седельная модель-тягач.
  3.  157КГ. Вариация с оборонительным экраном от радиолокационного вычисления.

ЗИЛ 157: технические характеристики, расход топлива на 100 км по бездорожью, грузоподъёмность, история создания

Обязательно почитайте:

Хендай Портер (Hyundai Porter)

Варианты 1978 года:

  1.  Зил 157КД. Базовая модернизированная машина с бортами Зил 157 КД.
  2.  157КДВ. Улучшенная седельная версия-тягач.

Версии авто ЗИЛ-157 для гражданских целей:

  1.  Пожарный автомобиль. Специфики: увеличенные размеры кабины, цистерна на 4 тонны, специальная лестница.
  2.  Версия для аварийных ситуаций. В ней устроена система для обеспечения электричеством объектов, на какой-то период оставшихся без электроэнергии.
  3.  Спасательная модель для всех видов техники на колёсах или гусеницах.

Для военных целей.

  1.  Мобильные радиостанции дальнего действия.
  2.  Модели для радиоразведок.
  3.  Передвижные командные станции..

ЗИЛ 157: технические характеристики, расход топлива на 100 км по бездорожью, грузоподъёмность, история создания

Функции ЗИЛ-157

Функции ЗИЛ-157:

  •  Транспортировка мобильного бурового оборудования ПБУ-50.
  •  Перевозки блоков средств для воздвижения малых автодорожных мостов. Временный мост по массе достигал 50 тонн. Он устраивался у прицепа тягача.
  •  Перевозка деревьев в бездорожных условиях. Это тоже прерогатива такого тягача.

Картинка Зил 157:

Специфика кабины

Для водителя и пассажиров здесь условия не комфортные. Для управления машиной желательно обладать хорошей физической подготовкой, ведь руль не имеет никаких усилителей (до модернизации).

Частично этот вопрос уладили, укоротив сошки и установив телескопические амортизаторы. Так немного улучшилось рулевое управление.

Чтобы улучшить работу печки, поставили ещё один радиатор. В нём был устроен вентилятор-крыльчатка. Так лучше стали отапливаться салон и лобовое стекло.

Контролирование всех систем облегчено благодаря приборной панели. Устроены:

  •  ножной запуск или выключение фар,
  •  манометры технологии смазки,
  •  рычаги лебёдки,
  •  передачи моста спереди,
  •  и другие опции.

Фото салона Зил 157:

Отзывы

Положительные отзывы людей, поработавших на этой машине, касаются её великолепной проходимости по сложнейшим участкам, великолепной поперечной стойкости и послушностью в работе. Технические характеристики Зил 157 КД также заслуживают положительных отзывов.

Негативные отзывы касаются сложности управления. У руля нет усилителя. Чтобы свернуть такой руль, требуется много сил. Ещё нужно адаптироваться к подобным рабочим условиям. Сегодня редко встречается применение ЗИЛ-157 в хозяйственных целях. При подобным тратах горючего и сегодняшнем экономическом положении это крайне не рентабельно, даже в явных российских глубинках.

Ценовые нюансы

Сегодня покупка новенького ЗИЛ-157 не возможна. Эти модели уже давно не выпускаются. Можно обратиться к сфере б/у моделей. Но и там встречается крайне мало предложений. Ценовые показатели таких машин довольно скромные. Так за модели, вышедшие в период с 1980 по 1985 гг, нужно выложить 50000-80000 руб. Машина Зил 157 90-х годов – 120000-150000 руб.

Аренда такого грузовика сегодня тоже весьма абстрактна.

Аналоги

На сегодняшний день существует немного аналогов машины ЗИЛ-157. К таковым относятся (с определённой натяжкой) грузовые модели МАЗ-5243 и ГАЗ-66.

Рассмотрели Зил 157, Википедия не даст информации больше. Советские образцы техники – это гордость и наследие.

У Зил 157 множество народных названий: Труман, Крокодил, Колун и т. д.

Источник: https://TraktoraMira.ru/stroitelnaya-tehnika/gruzoviki/zil-157.html

ЗИЛ-157 – легенда советского времени

Грузовик ЗИЛ-157, ставший символом эпохи и выпускавшийся на протяжении тридцати лет, ведет свою историю с начала пятидесятых годов прошлого века.

История создания
Колеса повышенной проходимости
Силовая установка
Трансмиссия
Кабина и эргономика
На службе армии
Полные технические характеристики
Видео тест-трайв ЗИЛ-157

Именно тогда на заводе имени Сталина в Москве велись работы по созданию трехосного грузового автомобиля с полным приводом, предназначенного для армии. Главным конструктором проекта был А. М. Кригер.

История появления

Толчком к началу работ над новинкой послужили выявившиеся недостатки основного на тот момент автомобиля подобного класса ЗИС-151. Этот образец и послужил базовой платформой, воплотившей в себе все конструкторские замыслы, которые ранее не находили применения.

ЗИЛ 157: технические характеристики, расход топлива на 100 км по бездорожью, грузоподъёмность, история создания

ЗИС-151 прародитель ЗИЛ-157

В первую очередь это коснулось применения всех мостов с одинаковой колеей и односкатными колесами, что существенно повысило проходимость машины и привело к сокращению механических потерь. Кроме этого, снижение количества колес позволило обойтись наличием всего одной запаски (располагалась под платформой) и сделать машину легче и компактнее.

Новые колеса

При разработке новой модели от шинной промышленности потребовалось разработать новые шины, которые допускали бы движение автомобиля при пониженном давлении. Задание было выполнено, и появилась шина, обладающая повышенной эластичностью, полученной снижением числа слоев корда, увеличением ширины профиля и использованием внутренних слоев из мягких сортов резины.

Конечно, новые шины при низком давлении имели ограничение по скорости (до 10 км/час) и пониженную износостойкость, но снижение давления на грунт давало ощутимое повышение проходимости автомобиля.

Централизованная система изменения давления в шинах управлялась с водительского места и допускала управление давлением во время движения автомобиля.

ЗИЛ 157: технические характеристики, расход топлива на 100 км по бездорожью, грузоподъёмность, история создания

Опытный образец ЗИС-Э157 с установленной внешней системой контроля давления шин

Еще одним плюсом данной системы явилось то, что она позволяла продолжать движение грузовика с поврежденной отдельной шиной, компенсируя потери воздуха в ней непрерывной подкачкой. Через некоторое время после запуска ЗИЛ-157 в серийное производство, система подкачки была изменена с внешней схемы на схему с внутренней стороны колеса, тем самым увеличилась надежность автомобиля в целом.

Двигатель ЗИЛ-157

При эксплуатации грузовиков ЗИС-151 проявились недостаточные для буксировки прицепа тяговые характеристики, двигатели страдали перегревом, расход топлива был повышен. Кроме этого мотор не обладал удовлетворяющей потребителей надежностью. Это было учтено при разработке нового автомобиля, и грузовик получил усовершенствованную силовую установку.

Новая головка из алюминиевого сплава, которую установили на рядный шестицилиндровый блок с рабочим объемом 5,55 литра, позволила увеличить степень сжатия на 0,2 единицы. Установка в комплекте с новой головкой измененного карбюратора позволила получить от обновленного мотора при 2600 оборотов в минуту 104 лошадиные силы и крутящий момент 334 Н/м.

Читайте также:  Ту-22м3: дальний бомбардировщик, самолёт, технические характеристики, практическая аэродинамика, конструкция

ЗИЛ 157: технические характеристики, расход топлива на 100 км по бездорожью, грузоподъёмность, история создания

Двигатель ЗИЛ 157

В системе охлаждения появился новый радиатор, воздух через который прогонялся шестилопастным вентилятором, таким образом, проблема перегрева была решена. Система смазки была улучшена путем введения в конструкцию нового масляного насоса и сальников коленвала новой конструкции.

Кроме этого были изменены уплотнения в водяном насосе и устроена схема вентиляции картера замкнутого цикла, силовой агрегат был установлен на новой подвеске. Проделанные работы способствовали увеличению надежности автомобиля, и расход топлива ЗИЛ-157 снизился в зависимости от условий движения на 7 – 22%.

За все время выпуска автомобиля, его двигатель модернизировался еще два раза. Так в 1961 году была увеличена до 109 лошадиных сил мощность и установлено однодисковое сцепление взамен двухдискового узла. В 1978 году в серию пошел автомобиль с унифицированным по некоторым агрегатам с двигателем ЗИЛ-130 мотором.

Трансмиссия

На автомобиль изначально устанавливалась пятиступенчатая коробка передач, где пятая передача была повышающей, но после 1961 года ее убрали. Взятая за основу раздаточная коробка от зис-151 получила износостойкие шестерни, новые сальники и принудительное включение.

Карданная передача подверглась полной переделке, на среднем мосту была закреплена промежуточная опора для кардана заднего моста.

Кожухи полуосей ведущих мостов были значительно усилены, были установлены ступицы колес и тормоза новой конструкции, колеса стали крепиться на восьми шпильках.

Кабина и эргономика

В кабине предыдущей модели водитель не мог рассчитывать на комфортную работу, посадка была неудобной, отопитель отсутствовал, вентиляция была плохая.

Кроме этого руки водителя были подвержены ощутимым ударам, передающимся от колес.

На новом грузовике конструкторы постарались если не избавиться от недостатков полностью, то хотя бы частично повысить эргономику кабины и рулевого управления.

По официальным данным машина выпускалась без гидроусилителя, тем не менее, есть очевидцы, которые утверждают, что в середине 80-х годов в войска была отгружена партия машин с установленным усилителем в заводском исполнении.

Для этого, оказалось, достаточно установить радиатор отопителя с крыльчаткой и дополнительным выводом подогретого воздуха на лобовое стекло, сделать качественные уплотнения и снабдить кабину регулируемым сиденьем.

ЗИЛ 157: технические характеристики, расход топлива на 100 км по бездорожью, грузоподъёмность, история создания

Справа видны рычаги контроля давления шин

Для улучшения работы рулевого управления укоротили сошки и ввели в конструкцию телескопические амортизаторы.

Краткие технические характеристики ЗИЛ-157

Автомобиль мог перевозить до 5 тонн груза по дорогам, имеющим твердое покрытие, и вдвое меньше при езде по грунтовым дорогам.  Полная масса машины достигала 10,23 тонны, а масса прицепа 3,6 т. Длина автомобиля равнялась 6684, ширина 2090 и высота 2360 миллиметров, при этом размер грузовой платформы был 3570х2090 мм.

Колесная база составляла 4225, а клиренс 310 миллиметров. Колея передних колес была 1775 мм, а задних 1750 мм. Автомобиль мог разгоняться до 65 километров в час и расходовать при этом 42 литра бензина на 100 километров (запаса горючего хватало на 510 км).

Глубина преодолеваемого брода составляла 85 сантиметров, а максимальный для движения уклон 28 градусов.

Грузовик на службе в армии

Существовала масса вариантов армейского исполнения машины, предназначенных для разных родов войск. Самыми известными из них можно назвать модификации ЗИЛа для установок залпового огня серии  ”БМ” (БМ -13НМ, БМ-14М и  БМ-24), имевшие между собой несущественные различия.

Инженерные службы снабжались передвижными буровыми установками ПБУ-50 и БГМ, которые использовались войсковыми пунктами водоснабжения для поиска воды и бурения скважин или колодцев глубиной около пятнадцати метров. Кроме того установки использовались и при выполнении других работ по инженерному обеспечению войск. Установки на базе ЗИЛ отличались малым временем приведения в рабочее положение и высокой надежностью.

Кроме буровых установок, инженерно-саперные подразделения снабжались комплектом мостостроительных средств, так же расположенным на шасси ЗИЛ-157, и системой малого автодорожного моста МАРМ.

Грузоподъемность такого моста составляла 50 тонн, а располагался он на прицепе, буксируемом седельным тягачом.

Помимо этого в распоряжении саперов имелось еще несколько комплектов для наведения мостов и понтонных переправ, транспортировавшихся на ЗИЛе.

ЗИЛ 157: технические характеристики, расход топлива на 100 км по бездорожью, грузоподъёмность, история создания

БМ-13М (Катюша) на базе ЗИЛ-157

Вообще 157й был очень востребованной у военных машиной и кое-где используется и по наши дни, а сколько их еще стоит на складах Минобороны – трудно сосчитать. Это говорит о том, насколько удачной  и надежной была конструкция машины. Недаром ее считают легендой отечественного автопрома.

Технические характеристики ЗИЛ-157

Источник: http://gredx.ru/history/zil-157-legenda-sovetskogo-vremeni

ЗИЛ-157 — технические характеристики, модификации, фото, видео, описание

Легендарный «ЗИЛ-157» продолжает свою работу даже, несмотря на окончание производства в 1992 году. Вездеходный грузовик впечатлит любителей автомобилей своими качествами и способностями. Автомобиль несет богатую историю, будучи задействованным не только в военных подразделениях, но и в народном хозяйстве. Весь модельный ряд ЗИЛ.

История автомобиля

Внушительных размеров грузовик от завода имени Лихачева маркировался как «ЗИЛ-157». Мир увидел новинку в 1958 году на выставке автомобильной техники в Брюсселе, Франция. Первые модификации машины появились в том же году, сходя с конвейеров одноименного завода.

Тогда модель использовалась как для гражданских нужд, так и для армии. Чертежи проектировались на основании уже существовавшей модели «ЗИС-151», но с существенными доработками. Именно с этой модели был взят макет кабины в последствии с усовершенствованными элементами.

После четырех лет производства автомобиль улучшили и перераспределили нагрузку по осям, в итоге индекс изменился на «ЗИЛ-157К». В 1978 году конвейер грузовика перенесли на Уральский автомоторный завод, а сама модель обзавелась еще более длинным названием «ЗИЛ-157КД».

В таком виде производство продолжалось до 1994 года. Авто, как никогда, было и остается актуальным для наших дорог, так как проходимость у машины с тремя осями — на высоте.

С момента прекращения производства прошло уже более 20 лет, но до сих пор автомобиль несет свою нелегкую службу во многих подразделениях народного хозяйства. Любители реставрируют старые машины и находят порой самое необычное применение для этой ретро-модели.

Кабина и кузов

Модель имела кузовные борта с возможностью открытия с трех сторон, что облегчало процесс погрузки/разгрузки. Особую популярность «ЗИЛ-157» получил в советской армии за счет своей проходимости и высоких показателей выносливости — это и объясняет его массовое распространение.

В кабине предыдущей модели водитель не мог рассчитывать на комфортную работу, посадка была неудобной, отопитель отсутствовал, вентиляция была плохая. Кроме этого, руки водителя были подвержены ощутимым ударам, передающимся от колес.

На новом грузовике конструкторы постарались, если не избавиться от недостатков полностью, то, хотя бы, частично повысить эргономику кабины и рулевого управления. Водительское кресло, отличающееся удобной посадкой, получило возможность регулировки.

За годы производства кабина ЗИЛ-157 претерпела несущественные изменения, сохранив первоначальные характеристики. Она представляла собой цельнометаллическую конструкцию и позволяла свободно разместиться водителю и двум пассажирам.

На крыше находился круглый люк. Список элементов панели приборов вездеходного грузовика включал в себя переключатель поворотов, вентиль стеклоочистителя, рукоять управления жалюзи радиатора, манометр тормозной системы и манометр давления в шинах и небольшой приборный щиток. Спидометр занимал почетное место на более объемном циферблате.

Остальные датчики и индикаторы рабочих систем машины:

  • Датчик температуры системы охлаждения;
  • Амперметр;
  • Указатель уровня топливного бака;
  • Манометр для контроля системы смазки;
  • Лампа для контроля дальнего света фар;
  • Контрольная лампа указателей поворота;
  • Две осветительные лампы щитка.

Под панелью расположен блок краников для регулировки давления в шинах. Для управления грузовиком в кабине установлены педали газа, сцепления и тормоза, педаль стартера, ножной переключатель света.

Также присутствовали рычаги ручного тормоза, переключения передач, включения переднего моста, управления лебедкой. Интересен был и внешний облик автомобиля. Удлиненная и слегка заостренная буферная часть, широкие плоские крылья, односкатные колеса — все было предельно гармонично.

Трехместная кабина имела высоту более 2 метров, форточек в ней не было. Круглые фары располагались на боковых крыльях и были защищены металлической решеткой. Основной окрас был хаки, так как большинство автомобилей производили для нужд армии СССР.

Кузов автомобиля представлял собой деревянную платформу, покрытую продольными металлическими ребрами, предохраняющими от истирания. Борта собирались из деревянных пластин толщиной 20 и шириной 80 миллиметров.

Для прочности продольная конструкция усиливалась поперечными брусками с металлическими кронштейнами. Передний борт крепился неподвижно, а боковые и задний откидывались, тем самым полностью открывая платформу кузова. Таким образом, загрузка и выгрузка военного и любого другого имущества проводилась легко и быстро.

Технические характеристики

Технические показатели «ЗИЛ-157», несмотря на то, что модель появилась еще в советское время, остаются актуальными и сейчас. Грузовик используется на Алтае, Крайнем Севере, Средней Азии, Украине и в других странах не только постсоветского пространства. Причем, ключевым преимуществом машины становится именно высочайшая проходимость.

Силовой агрегат

Был изменен мотор «ЗИЛ-157», технические характеристики и внутренняя начинка автомобиля. Шестицилиндровый двигатель установили на новую головку из алюминиевого сплава, изменили карбюратор, улучшили систему охлаждения. Новый масляный насос и изменение конструкции сальников коленвала модернизировали смазочную систему.

Двигатель

Тип ЗИЛ-157
Количество цилиндров 6
Расположение цилиндров Рядное
Степень сжатия 6,2
Порядок работы цилиндров 1-5-3-6-2-4
Объем рабочей системы 5,5 литра
Мощность 104 л. с.
Тип топлива Бензин
Расход топлива. N литров на 100 километров ~40
Максимальные обороты в минуту 2 600
Карбюратор К-88АЖ

Трансмиссия

На автомобиль изначально устанавливалась пятиступенчатая коробка передач, где пятая передача была повышающей, но после 1961 года ее убрали. Взятая за основу раздаточная коробка от ЗИС-151 получила износостойкие шестерни, новые сальники и принудительное включение.

Карданная передача подверглась полной переделке, на среднем мосту была закреплена промежуточная опора для кардана заднего моста. Кожухи полуосей ведущих мостов были значительно усилены, были установлены ступицы колес и тормоза новой конструкции, колеса стали крепиться на восьми шпильках.

Трансмиссия

Тип коробки переключения передач Механика
Количество ступеней 6 (5 – вперед; 1 – назад)
Синхронизаторы Между 2-3 и 4-5 ступенями
Привод карданной передачи Пневматика
Передаточные числа ступеней КПП Пятая 0,81
Четвертая 1,00
Третья 1,89
Вторая 3,32
Первая 6,24
Задний ход 6,70
Передаточные числа карданной передачи Первая 2,44
Вторая 1,24
Главная передача ведущих мостов 6,67

Пробно устанавливался дизельный двигатель Д245-12С.

Габариты и колеса

Существенную реконструкцию претерпела колесная база автомобиля. Вместо десяти, которые были на «ЗИС-151», стало всего шесть колес. А взамен двух запасных теперь стало одно. Были специально разработаны новые шины, внутренние слои которых выполнены из мягкой резины, ширина профиля увеличена, а число слоев корда уменьшено.

Давление в шинах имело централизованную систему, управление велось прямо с водительского места. Колеса «ЗИЛ 157» имели глубокий протектор направленного действия, практически исключающий пробуксовку.

Впервые в отечественном автомобилестроении на грузовик была установлена система подкачки, регулирующая давление в шинах. Проколы и небольшие пробоины в колесах уже не влияли на ход машины, компрессор автоматически закачивал необходимое количество воздуха, компенсируя недостаток давления. С водительского места также можно было включать механизм подкачки.

Размеры

Длина 6 684 мм
Ширина 2 090 мм
Высота 2 360 мм
Клиренс передней оси 310 мм
Клиренс средней и задней оси 350 мм
Колесная база 4 225 мм
Глубина брода 650 мм
Поворотный радиус 11,2-12 метров

Для более удобной езды по различным поверхностям (болота, пески и прочее) можно было изменять давление в шинах, увеличивая и, при преодолении препятствия, возвращая в норму. Примечательно то, что все процессы можно было осуществлять на ходу.

Грузоподъемность

  • Максимальная нагрузка по паспорту — 4,5 тонны;
  • Прицеп — 2,5 тонны;
  • Вес машины в полном снаряжении — 5 540 килограмм.

Модификации

  • ЗИЛ-157 – стандартная версия;
  • ЗИЛ-157В – классический седельный тягач;
  • ЗИЛ-157К – базовый вариант с 1961 года;
  • ЗИЛ-157КВ – базовый седельный тягач с 1961 года;
  • ЗИЛ-157Ю – тропическая модификация;
  • ЗИЛ-157Г – модель с экранированным оборудованием;
  • ЗИЛ-157КГ — версия с экранированным оборудованием, поступившая в серию в 1961 году;
  • ЗИЛ-157Э – экспортная модификация;
  • ЗИЛ-157Е – специальный вариант, оборудованный двумя бензобаками общей емкостью 300 л;
  • ЗИЛ-157КД – базовая версия с 1978 года;
  • ЗИЛ-157КДВ – базовый седельный тягач с 1978 года.
  • ПМЗ-27 – пожарная машина. Специально для этой модификации были сконструированы широкие задние двери для удобства команды спасателей.
Читайте также:  Мина тм-62: противотанковая, тактико-технические характеристики (ттх), устройство, установка, применение

В свое время данные об усовершенствованиях модели были недоступны для ознакомления. «ЗИЛ 157», фото которого нигде не публиковались, был засекречен, как и любая военная техника того времени.

Плюсы и минусы

Параметры основных узлов и агрегатов «ЗИЛ 157» отвечали самым высоким требованиям того времени. Поскольку машина выпускалась для Советской Армии, для ее производства не жалели средств. Таким образом, «ЗИЛ 157», характеристики которого не нуждались в усовершенствованиях, а имели лишь некоторые недочеты, собирали на конвейере по классической схеме, годами не меняя технологии.

  1. Главным недостатком автомобиля является отсутствие гидравлического усилителя руля, но на популярности грузовика на отечественном рынке это сказывается несущественно.
  2. Односкатные колеса с формулой 6Х6 и возможность регулирования давления положительно сказались на повышенной проходимости грузовика — для него не существует преград даже в современное время.
  3. Грузовик укомплектовали лебедкой для самовытаскивания. Это выгодно отличало автомобиль от своего прародителя.
  4. Зимой кабину можно было отапливать, а летом проветривать — для автомобилей шестидесятых годов это был настоящий прогресс.
  5. Для «ЗИЛ-157» расход топлива на 100 км составляет 42 литра бензина*, достаточно плохая сторона авто.
  6. Несмотря на простоту конструкции и высокий ресурс, «король бездорожья» иногда ломается. Однако, нынешним владельцам вездехода волноваться не стоит, запчасти «ЗИЛ 157″есть в продаже в достаточном количестве.

*в условиях сильного холода расход возрастает.

Подводим итоги

Всего за годы выпуска было собрано почти 798 тысяч данных автомобилей. Использование автомобиля «ЗИЛ-157» внесло неоценимый вклад в развитие экономики страны. До наших дней дожило не очень много этих грузовиков, но они, все же, есть.

Большая часть находится в личном пользовании индивидуальных предпринимателей и в сфере малого бизнеса.

В наше время существует даже такой вид услуг, как сдача автомобиля в аренду для любителей экстрима, чтобы те могли испытать качества грузовика в опасных и труднопроходимых местностях.

ЗИЛ 157: технические характеристики, расход топлива на 100 км по бездорожью, грузоподъёмность, история создания

И эта услуга пользуется довольно широким спросом. Кого-то притягивают ностальгические воспоминания, а кого-то просто острые ощущения. Учитывая всё вышеупомянутое «ЗИЛ-157» еще не отжил свое, более того, на упокой не собирается. В цене версии 80-х годов прошлого века в радиусе 50 000 – 80 000 рублей. Последние версии из 90-х с пробегом стоят в среднем 120 000 – 150 000 рублей.

Советуем Вам прочитать статью: ЗиЛ – история автогиганта

ЗИЛ-157 фото

Источник: https://all-auto.org/886-zil-157.html

ГАЗ-157: технические характеристики, расход топлива ЗИЛ-157, история создания и тюнинг

Легендарный ЗИЛ 157 — первый серьезный успех отечественных автомобилестроителей. Проходимость этого трехосного грузовика — главное его достоинство, столь актуальное при нашем бездорожье. Серийное производство закончилось еще в 1994 году, когда с конвейера вышел последний экземпляр.

С тех пор прошло уже более 20 лет, но до сих пор автомобиль несет свою нелегкую службу во многих подразделениях народного хозяйства. Любители реставрируют старые машины и находят порой самое необычное применение для этой ретро модели. Чем же этот колесный вездеход снискал такую к себе любовь?

Немного истории

Завод имени Лихачева, выпустивший грузовик ЗИЛ 157, ведет отсчет своей истории с 1916 года. Это было неспокойное переломное время. После революции семнадцатого года завод АМО был национализирован. К тому времени он еще не был достроен полностью и первые свои годы существования использовался больше в качестве ремонтных мастерских.

Датой начала советского автомобилестроения считается ноябрь 1924 года, когда АМО выпустил первую партию грузовиков АМО-Ф-15.

И.А. Лихачев стал руководителем этого предприятия в 1927 году. С 1931 года по 1956 год, завод носил имя Сталина (ЗИС). В 1956 году И.А. Лихачев умер, и в память об этом уникальном человеке, заводу решили вернуть его имя.

Самый первый автомобиль Зил 157 был выпущен в 1958 году. Это была модернизированная версия грузовика Зис 151. Серийный выпуск автомобиля продолжался вплоть до 1994 года. В это же время была выпущена и другая модель грузовика – ЗИЛ-431410.

Описание

Существенную реконструкцию претерпела колесная база автомобиля. Вместо десяти, которые были на ЗИС 151, стало всего шесть. А взамен двух запасных теперь стало одно. Были специально разработаны новые шины, внутренняя слои которой выполнены из мягкой резины, ширина профиля увеличена, а число слоев корда уменьшено.

Таким путем были получены сверхэластичные шины ЗИЛ 157, размер которых составлял 12″00-20 дюймов. Их использование позволяло движение при пониженном давлении. Давление в шинах имело централизованную систему, управление велось прямо с водительского места.

Односкатные колеса с формулой 6Х6 и возможность регулирования давления положительно сказались на повышенной проходимости грузовика — для него не существовало преград.

Были изменены двигатель зил 157, технические характеристики и внутренняя начинка автомобиля. Шестицилиндровый двигатель установили на новую головку из алюминиевого сплава, изменили карбюратор, улучшили систему охлаждения. Новый масляный насос и изменение конструкции сальников коленвала модернизировали смазочную систему.

Грузовик укомплектовали лебедкой для самовытаскивания. Это выгодно отличало автомобиль от своего прародителя. Рулевое управление осталось без гидроусилителя, тем не менее руль поворачивался достаточно легко. На модели ЗИЛ-5301, например, гидроусилитель есть.

Для управления грузовиком в кабине установлены педали газа, сцепления и тормоза, педаль стартера, ножной переключатель света. Также присутствовали рычаги ручного тормоза, переключения передач, включения переднего моста, управления лебедкой.

Вся панель приборов зил 157 включала в себя переключатель поворотов, вентиль стеклоочистителя, рукоять управления жалюзи радиатора, манометр тормозной системы и манометр давления в шинах и небольшой приборный щиток.

Центральное место на щитке модели КП5-Е занимает спидометр, круглый циферблат которого больше остальных. Кроме него на щитке расположены:

  • датчик температуры системы охлаждения;
  • амперметр;
  • указатель уровня топливного бака;
  • манометр для контроля системы смазки;
  • лампа для контроля дальнего света фар;
  • контрольная лампа указателей поворота;
  • две осветительные лампы щитка.

Блок шинных кранов расположили ниже панели.

Интересен был и внешний облик автомобиля. Удлиненная и слегка заостренная буферная часть, широкие плоские крылья, односкатные колеса — все было предельно гармонично. Трехместная кабина имела высоту более 2 метров, форточек в ней не было. Круглые фары располагались на боковых крыльях и были защищены металлической решеткой.

На стойке со стороны водительского места размещалось круглое зеркало заднего вида. Грузовики имели преимущественно окраску болотного цвета, поскольку основное применение их было в качестве военной техники. Прочитайте статью про современные разработки грузовиков для армии, производимые на заводе Камаз.

Применение

Грузовой автомобиль столь высокой проходимости был очень востребован. Большая часть выпускаемых грузовиков была поставлена на обеспечение армии. С удовольствием использовался в лесозаготовительных организациях, в геологии, в сельском хозяйстве (как и МАЗ-5551).

Поставив на базу Зил 157 пожарный автомобиль, получили замечательную технику для борьбы с огнем даже в самых труднодоступных местах. Специально для ПМЗ-27 (так называлась эта пожарная машина) были сконструированы широкие задние двери для удобства команды огнеборцев.

Зимой кабину можно было отапливать, а летом проветривать — для автомобилей шестидесятых годов это был настоящий прогресс. Пожарные шланги хранились в боковых отсеках под массивными откидными крышками. Крышка насосного отсека со стеклянным окном располагалась сзади.

На крыше располагалась фара-искатель, а справа, рядом с передней стойкой — прожектор. Сигнал подавался с помощью пневматической сирены. Огонь тушили как водой, так и пеной, для образования которой был предусмотрен специальный бак.

Также существуют пожарные машины на базе ЗИЛ-131. О них можно прочитать тут.

Для зил 157 расход топлива на 100 км составляет 42 литра бензина (у ЗИЛ-5301 всего 12л/100км). В районах крайнего Севера или при работе в зимних условиях он возрастает. Это один из существенных недостатков машины.

Пытаясь его устранить, некоторые любители меняют шестицилиндровый рядный двигатель на движок от дизельного «Бычка» или «Беларуса», получая таким образом зил 157 дизель. Затраты на реконструкцию вряд ли окупятся экономией топлива, а вот управление и использование усложнится однозначно. Это уже отдельная тема, здесь главное — приоритеты владельца.

До настоящего времени можно увидеть Зил 157 лесовоз в работе. Это настоящий король лесных дорог. Выносливый, проходимый, простой в управлении. С его помощью лесозаготовители осваивают территории со сложным рельефом, заболоченные участки.

Использование автомобиля ЗИЛ 157 внесло неоценимый вклад в развитие экономики страны. До наших дней дожило не очень много этих грузовиков, но они все же есть. Большая часть находится в личном пользовании индивидуальных предпринимателей и в сфере малого бизнеса.

Существует даже такой вид бизнеса, как сдача автомобиля в аренду для любителей экстрима, чтобы те могли испытать качества грузовика в опасных и труднопроходимых местностях. И эта услуга пользуется довольно широким спросом. Кого-то притягивают ностальгические воспоминания, а кого-то просто острые ощущения.

На нашем сайте вы найдете много информации о завода Камаз, в том числе и о контейнеровозах Камаз. О них можно прочитать здесь.

Другие новые разработки завода описаны в этой статье.

Общая информация о развитие завода Камаз – тут.

Технические характеристики и цены

После проведения всех усовершенствований, грузовой автомобиль имел следующие технические характеристики: Тип автомобиля — трехосный.

  • Нижний просвет (клиренс) — 310 мм.
  • Двигатель зил 157 имел мощность в 104 л.с.
  • Обороты 2600 в минуту.
  • КПП механическая, пятиступенчатая.
  • Грузоподъемность 4.5 т, с прицепом — дополнительно 2.5 т.
  • Вес грузовика 5540 кг.
  • Длина колесной базы 4225 мм.
  • Длина автомобиля 6684 мм.
  • Ширина автомобиля 2090 мм.
  • Высота кабины 2360 мм.
  • Максимальная скорость 65 км/час

Зил 157 серийного производства

За 36 лет серийного производства ЗИЛ 157 претерпел не одну реконструкцию. В каждой новой модификации зил 157 ттх отличались незначительно.

До 1961 года ЗИЛ-157 оставался базовой моделью, седельный тягач маркировался Зил-157В. Начиная с 1978 года на автомобиле заменили карбюраторна К-88АЖ, некоторые детали были взяты с ЗИЛ-130. Маркировка базовой модели с этого времени ЗИЛ-157КД, седельного тягача ЗИЛ-157КВД.

Последняя буква маркировки Ю обозначала вариант в тропическом исполнении, Э – модель на экспорт, Г – с экранированным оборудованием. ЗИЛ-157Е – грузовик с двумя бензобаками, каждый по 150 литров.

Сейчас зил 157 можно найти в продаже только на вторичном рынке. Диапазон цен очень велик, все зависит от технического состояния, возраста, проведенного тюнинга. Ретро автомобили продаются по цене от полутора миллионов рублей. Можно найти совсем недорогие экземпляры, как правило, без документов и в состоянии «утиля».

Рабочие машины имеют среднюю стоимость 150000-350000 рублей.

Смотрите видео тест драйва ЗИЛ-157:

Тюнинг

Для любителей тюнинга модель зил 157 — настоящая находка. Есть где разгуляться в техническом плане, а обновленный дизайн способен превратить авто в настоящее чудо. В реальности, грузовик подвергался тюнингу прямо на заводском конвейере — все новейшие разработки того времени были внедрены в его модификациях.

Даже странно, что рулевое управление осталось без гидроусилителя.

Для зил 157 тюнинг начинается с установки гидроусилителя. Следующий этап — повысить комфорт водительского места, облагородить панель управления приборов ЗИЛ 157, заменить обшивку сидений. Часто меняют рычаги и педали, утепляют обшивку кабины.

Тюнинг Зил 157, сделанный профессионально, не оставит никого равнодушным. Для того, чтобы не быть голословными, предлагаем посмотреть Зил 157 фото после тюнинга.

Легенда советского автопрома осталась только в истории. Серийное производство давно закончено. Да и сам завод имени Лихачева на грани вымирания. Годы перестройки оказались очень трудными для него. Военные заказы прекратились, а бизнесмены нового поколения уже не хотели приобретать технику прошлого века.

Все попытки по его возрождению со стороны правительства Москвы, которое на сегодняшний день является владельцем завода, провалились. Наступивший кризис только усугубил обстановку.

Большую часть территории завода отдали под коммерческую застройку, но и на оставшихся 50 га признаков жизни не наблюдается.

Периодически в воздухе витают сообщения о начале выпуска китайских грузовиков или легковых линии Renault, однако по факту ничего не меняется. Вопрос о том, будет ли когда работать завод, остается без ответа.

Источник: https://MachinSpec.com/str/samosval/zil-157.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector