Атомная подводная лодка курск: когда затонула и причины гибели, история катастрофы

Девять фактов о самой масштабной подводной катастрофе в истории российского военного флота

12 августа 2000 года – эта дата навсегда вошла в историю российского военно-морского флота как одна из самых трагических.

Во время комплексных учений Северного флота атомный подводный ракетоносный крейсер К-141 «Курск» потерпел катастрофу и опустился на дно на глубине 108 метров.

Никто из 118 членов экипажа, командного состава и представителей одного из российских оборонных предприятий не выжил.

Несмотря на то, что еще в 2002 году была установлена официальная причина катастрофы, а сама подлодка, поднятая со дна и доставленная в плавучий док, была обследована специалистами буквально по сантиметру, споры о том, что погубило один из самых новых и лучших в России подводных крейсеров, не утихают по сей день.

Действительно, об обстоятельствах катастрофы, ставшей одной из крупнейших в истории мирового подводного флота, по-прежнему многое остается неизвестным: восстановление картины трагедии по сохранившимся следам всегда оставляет место для сомнений.

Однако несомненно другое: все подводники «Курска», как те, кто погиб в первые минуты, так и те, кто прожил еще несколько часов, проявили небывалое мужество и героизм, которые не остались неоцененными государством.

1. Как К-141 стал «Курском»

Атомная подводная лодка К-141 была заложена на «Севмашпредприятии» — одном из ведущих судостроительных заводов, выпускающих атомные субмарины — 22 марта 1990 года. Это была одна из последних крупных подлодок, заложенных в советское время.

Она строилась по проекту 949А, который в СССР имел шифр «Антей», а на Западе — Oskar II, и имела заводской номер 662.

31 января 1991 года лодка была зачислена в состав советского ВМФ, а уже 18 марта, за три года до спуска на воду, был сформирован экипаж новой субмарины: это было обычной практикой, поскольку до передачи лодки флоту члены ее экипажа должны были пройти обучение в учебном центре подплава в Обнинске.

Лодка еще достраивалась, когда 6 апреля 1993 года по приказу главнокомандующего российским ВМФ ей было присвоено собственное имя — «Курск» – в честь 50-летия победы на Курской дуге (тем же приказом собственные имена получили еще пять лодок проекта «Антей» и тоже в честь городов-героев и городов воинской славы). 16 мая 1994 года лодку спустили на воду, а 20 января на ней торжественно подняли Андреевский флаг.

Атомная подводная лодка Курск: когда затонула и причины гибели, история катастрофы

Экипаж К-141 «Курск»

Источник: pikabu.ru

2. Одна из трех самых страшных катастроф подлодок

Катастрофа «Курска» стала одной из крупнейших в истории подводного флота всего мира. До этого большее число жертв (129 человек) повлекла за собой лишь одна катастрофа, которую потерпела американская субмарина «Трэшер». Эта подлодка затонула 10 апреля 1963 года на глубине 2,5 километра в Атлантическом океане.

В истории отечественного подводного флота лишь одна авария превосходит катастрофу «Курска» по тяжести последствий: 122 погибших в результате пожара и взрывов на подлодках Северного флота Б-37 и С-350. Но она произошла у пирса в Екатерининской гавани.

Так что гибель К-141 с полным основанием можно считать крупнейшей подводной катастрофой в истории российского ВМФ.

Атомная подводная лодка Курск: когда затонула и причины гибели, история катастрофы

К-141 «Курск»

Источник: upload.wikimedia.org

3. «Курск» на связь не вышел

12 августа 2000 года К-141 «Курск» в ходе комплексных учений Северного флота произвел условную атаку своим главным оружием — крылатыми ракетами «Гранит», а в середине дня корабль должен был осуществить еще одну учебную атаку, на этот раз торпедами.

Но ни этой атаки, ни лодки, которая должна была всплыть после этого, наблюдатели на надводных кораблях так и не дождались, как и доклада с лодки о выполнении учебной задачи.

Согласно флотскому регламенту, через полчаса после того, как в одиннадцать часов вечера того же дня командир «Курска» не вышел на связь, лодку объявили аварийной. И после этого началась поисково-спасательная операция.

Атомная подводная лодка Курск: когда затонула и причины гибели, история катастрофы

Записка капитан-лейтенанта Дмитрия Колесникова

Источник: topwar.ru

4. Одиннадцать дней надежды и скорби

Только в 4.50 13 августа гидроакустики сумели установить местонахождение лодки, лежавшей на дне на глубине 108 метров. Как говорят моряки, атомные лодки (в отличие от дизельных) не предназначены для того, чтобы ложиться на грунт, и такое положение «Курска» однозначно свидетельствовало о том, что на борту произошла авария.

Спасательные работы велись в течение одиннадцати суток — с 13 по 24 августа, но результатов не дали. Впрочем, их и не могло быть, несмотря на все надежды. Как выяснилось позднее, практически весь экипаж подлодки погиб в первые минуты катастрофы, и только в кормовом девятом отсеке (в турбинном зале) 24 моряка оставались живыми еще несколько часов.

Но и их спасти не было никаких шансов, поскольку спасательный шлюз оказался затопленным.

Атомная подводная лодка Курск: когда затонула и причины гибели, история катастрофы

Вид на носовую оконечность подлодки проекта 949А К-148 «Краснодар», аналогичной подлодке «Курск». Хорошо видны отверстия носовых торпедных аппаратов по правому борту, в одном из которых 12 августа 2000 года на «Курске» и взорвалась торпеда

Источник: topwar.ru

5. Смертоносная торпеда

В числе основных версий гибели «Курска» назывались несколько, в том числе столкновение с американской подводной лодкой «Мемфис» (тип «Лос-Анджелес») и даже торпедирование российской субмарины американской лодкой «Толедо» того же типа.

Но все эти гипотезы, несмотря на то что их поддерживает немалое число профессиональных моряков, не нашли подтверждения в ходе следствия и осмотра поднятого со дна Баренцева моря «Курска». Официальная версия гласит (и зафиксированные шумы от взрывов на борту подлодки подтверждают ее), что 12 августа 2000 года в 11.

28 в первом отсеке лодки из-за утечки компонента топлива (пероксида водорода) взорвалась торпеда калибра 650 мм. Это привело к пожару, который через две минуты вызвал взрыв остальных находившихся в отсеке торпед, что привело к почти мгновенному уничтожению первых четырех отсеков лодки и буквально бросило «Курск» на дно.

Выжить удалось только тем членам экипажа, кто находился в пяти кормовых отсеках. Они успели надежно заглушить реактор лодки, но не сумели остановить проникновение воды из носовых отсеков и постепенно отступили в последний, девятый, где и умерли в ночь на 13 августа от удушья.

Атомная подводная лодка Курск: когда затонула и причины гибели, история катастрофы

Общий вид подводной лодки «Курск» в осушенном плавучем доке ПД-50 в порту Росляково

Источник: naked-science.ru

6. Награды для героев

Указом президента Российской Федерации все члены экипажа подлодки «Курск» 26 августа 2000 года были награждены за мужество, героизм и отвагу, проявленные при выполнении воинского долга.

Командир корабля капитан первого ранга Геннадий Лячин посмертно удостоился звания Героя Российской Федерации, а все без исключения остальные члены экипажа — орденов Мужества (посмертно).

Есть версия, что поводом для награждения стали не действия во время катастрофы подлодки, а плавание лодки к берегам Югославии во время агрессии НАТО осенью 1999 года, но многие из награжденных в августе 2000 года в том походе не участвовали.

Атомная подводная лодка Курск: когда затонула и причины гибели, история катастрофы

Часть ограждения рубки подводной лодки «Курск», установленная в Мурманске

Источник: upload.wikimedia.org

7. Операция, не знающая равных

Через два дня после того, как был обнародован указ о награждении членов экипажа «Курска», правительство России приняло решение о подъеме лодки. На разработку и проведение этой операции ушло больше года: официальный акт об окончании работ был подписан 22 октября 2001 года.

Сама операция стала первой в мировой истории: никогда до сих пор никто не пытался поднимать атомные подводные лодки, да еще такого крупного водоизмещения — 23 860 тонн. Когда лодку удалось оторвать от дна и поднять к поверхности, ее закрепили под днищем баржи Giant 4.

В таком виде этот тандем дошел до порта Росляково и вошел в плавучий док ПД-50 — крупнейший в России.

Именно там на ее борт и взошли представители следственной группы и военные эксперты, по результатам работы которых и была выдвинута версия о взрыве торпеды в первом отсеке лодки, ставшая официальной.

Атомная подводная лодка Курск: когда затонула и причины гибели, история катастрофы

Монумент памяти моряков подводной лодки «Курск» в поселке Видяево Мурманской области, где базировался ракетоносец

Источник: upload.wikimedia.org

8. Два года на опознание

После того как «Курск» был поднят со дна и доставлен в Росляково, с его борта начали эвакуировать тела моряков. Первых погибших подняли на поверхность еще в конце августа 2000 года, прежде всего тех, кто находился в девятом отсеке, но большинство (свыше 70 моряков) удалось извлечь из отсеков лодки только после ее подъема.

К концу марта 2002 года были найдены и опознаны останки 115 человек из 118, находившихся 12 августа 2000 года на борту «Курска».

Не удалось обнаружить только члена группы целеуказания матроса Дмитрия Коткова, командира отделения торпедистов матроса Ивана Нефедкова и представителя завода «Дагдизель» (предприятия, производящего большинство российских торпед, в том числе и тех, которые стоят на вооружении лодок проекта «Антей») Мамеда Гаджиева.

Атомная подводная лодка Курск: когда затонула и причины гибели, история катастрофы

Памятный крест перед погружением на месте гибели подводной лодки «Курск»

Источник: ria.ru

9. Вечная память

Память о погибших в августе 2000 года моряках-подводниках «Курска» увековечена множеством памятников по всей России. В Мурманске на спуске между улицами Челюскинцев и Героев-североморцев установлена часть рубки затонувшей подлодки — как знак памяти обо всех моряках, погибших в мирное время.

Мемориалы памяти моряков «Курска» установлены в Москве и в Видяево — месте базирования подлодки, в Курске и Севастополе, Нижнем Новгороде и других городах, откуда были призваны и где похоронены погибшие члены экипажа подлодки.

А в 2012 году на дне Баренцева моря (на месте, где погиб «Курск» и откуда он был поднят) установили двухметровой высоты металлический крест со специальной системой затопления.

Его спустили с борта океанского спасательного буксира Северного флота «Николай Чикер» в присутствии родственников погибших моряков подлодки, в том числе родителей так и не найденного матроса Дмитрия Каткова.

Атомная подводная лодка Курск: когда затонула и причины гибели, история катастрофы

Мемориал в память о гибели моряков подводной лодки «Курск» в Москве у Центрального музея Вооруженных сил

Источник: upload.wikimedia.org

Обложка: amic.ru

Источник: https://histrf.ru/biblioteka/b/gibiel-kurska-biez-prava-na-zabvieniie

Версии гибели АПЛ "Курск" (Часть 1) — DRIVE2

Атомная подводная лодка Курск: когда затонула и причины гибели, история катастрофы

12 августа будет отмечаться очередная годовщина гибели атомной подводной лодки «Курск», которая погибла в 2000 году в водах Баренцева моря. Это был один из новейших и наиболее надежных подводных крейсеров. Тем не менее, погибло 118 членов экипажа. Огромное количество версий блуждает в СМИ и до сих пор. Есть абсолютно бредовые, а есть и те, над которыми приходиться задуматься. Давайте вспомним и оценим их еще раз, включая официальную …

Версия № 1

Взрыв торпеды.

Как и в случае с К-129, натовские эксперты настойчиво говорят о внутреннем взрыве на борту «Курска». Говоря о К-141 , американские военные вспоминают о собственной трагедии 21 мая 1968 года, происшедшей в Атлантике, недалеко от Азорских островов, когда затонула американская АПЛ «Скорпион». Тогда погибло 99 человек.

Спустя пять месяцев обломкикорпуса были обнруженны на глубине 3000 метров.

Доклад комиссии ВМС объемом на1354 страницы был рассекречен лишь через 24 года после катастрофы Комиссия пришла к выводу, что наиболее вероятной причиной гибели лодки была её собственная торпеда, выпущенная случайно и развернувшаяся на 180 градусов.

Другие специалисты уверены, что загорелась и взорвалась неисправная аккумуляторная батарея. Официально о причине аварии до сих пор не объявлено. По мнению Тома Кленси то, . что произошло со «Скорпионом», могли произойти и с «Курском».

Уже известно, что первый взрыв произошел в 11.28, а через 2 минуты 15 секунд последовал второй, более мощный, операторы эхолокационных систем, следившие, за ходом учений на борту двух или трех подлодок НАТО, расположенных на почтительном расстоянии, чуть не оглохли то грохота, раздавшегося в наушниках.

Взрывную волну второго взрыва зарегистрировали сейсмические станции, расположенные в 3200 километрах от места аварии. По оценкам норвежских экспертов сейсмологического института НОРСАР, второй взрыв был эквивалентен взрыву одной или двух тонн тротила.

Кроме того, характер пиков и горизонтальных участков зарегистрированного сигнала говорил о том, что второй взрыв был на самом деле серией взрывов, прогремевших практически одновременно.

Не только западные, но и многие российские эксперты предполагают, что внутри подлодки могло взорваться множество боеголовок. По меньшей мере два (а возможно, и четыре) из десяти отсеков «Курска» были затоплены мгновенно, после чего судно было обездвижено, а ядерный реактор автоматически заглушился.

Торпеда, пущенная с «Курска», могла взорваться на выходе из лодки. Тогда первый взрыв – сама торпеда, второй – сдетонировал боезапас. Однако характер разрушений на подлодке при этом был бы другой.

Вероятной причиной катастрофы считают и неудачное испытание торпеды нового типа. Предполагают, что это были торпеды, поднимающиеся в воздух, а затем вновь опускающиеся в воду, чтобы поражать подводные лодки противника, или новая версия торпед с пониженным уровнем шумности, снабженных ракетными двигателями.

Михаил Тужиков не верит в версию взрыва своей торпеды:

«Курск» лежит на грунте с поднятым перископом, а под перископом никто торпедами со Второй мировой не стреляет. Версия, что перископ мог «сам собой» выйти от удара о грунт – идиотская. Перископ поднимается гидравликой с усилием 150 кг на кв. см.

Если пропадает энергия или в системе гидравлики случиться разрыв, а такое бывает, то перископ подсобственным весом падает обратно и разбивается в хлам. Так что «сам» он вылезти не может.

Но главное – взрыв торпеды не объясняет, почему у подлодки повреждены рубка и комингс-площадка аварийно-спасательного люка

  • на корме»
  • Взрыв боевой торпеды, закрепленной на стеллаже и имеющей несколько ступеней предохранения, ставший причиной гибели «Курска» маловероятен.
  • Версия №2
  • «Курск» был потоплен американской подлодкой «Мемфис», выпустившей по ней торпеду.
  • Бывший британский военный чиновник и инженер по торпедам Морис Стрэдлинг (бывший, кстати, ключевой фигурой в первоначальном расследовании) назвал даже марку торпеды, которой американцы потопили «Курск».
Читайте также:  Форма спецназа: экипировка гру, фсб, альфа, российской армии, чёрная, камуфляжная, тактическая, парадная

«По всей вероятности, Курск был потоплен американской торпедой МК-48», – сказал г-н Стрэдлинг, бывший член коллегии Британского министерства обороны.

Редактор отдела Би-би-си Ник Фрэзер поспешил назвать это заявление «сплошным враньем» и отказался пустить по британскому телевидению фильм французских документалистов «Курск – субмарина в тревожных водах», который уже привлек рекордную аудиторию – более 4 млн зрителей – на французском телевидении.

Ранее Би-би-си привлекало г-на Стрэдлинга как главного консультанта в своем документальном фильме 2001 года «Что потопило Курск?». Тогда он придерживался точки зрения, что затопление могло быть вызвано неисправностью устаревшей российской торпеды.

Но сейчас Стрэдлинг, который также принимал участие в съемках французского документального фильма, заявил: «В то время, в 2001 году, фильм Би-би-си был вполне приемлемым с учетом тех фактов, которые нам тогда были известны, как мы их понимали, а тогда мы не представляли возможной причастности третьей стороны».

Новое объяснение причин затопления «Курска» основано на обнаруженном отверстии в боку судна и свидетельстве присутствия субмарин США в том же районе в то же самое время, когда «Курск» затонул. Во французском фильме есть кадры «Курска», поднятого из воды, где отчетливо видно круглое ровное отверстие в правом боку корабля.

Причем края отверстия ясно загнуты внутрь судна, что согласуется с фактом атаки с внешней стороны субмарины.

Американский военный источник во французском документальном фильме также заявляет, что такое отверстие является «фирменной» уликой воздействия американской торпеды МК-48, которая обладает способностью проходить как по маслу через стальную обшивку судна благодаря специальному механизму на носу торпеды, который воспламеняет и расплавляет медь.

А некоторые американские эксперты даже утверждают, что такое отверстие – это своего рода фирменный знак американской торпеды МК-48.

По версии французских кинодокументалистов, атака произошла, когда две американские подлодки, «Толедо» и «Мемфис», тайно отслеживали «Курск». Затем «Толедо» случайно столкнулся с «Курском», при этом российская субмарина открыла свои торпедные камеры, что повлекло за собой атаку со стороны «Мемфиса», который защищал поврежденный «Толедо» во время отступления последнего задним ходом.

Более того, в ходе проведения поисково-спасательной операции до того момента, когда ситуация еще не контролировалась властями, в средства массовой информации просочилась информация о том, что недалеко от места гибели «Курска» были обнаружены светло-зеленые спасательные буи, хотя россияне используют только бело-красные. Еще одним свидетельством правдоподобности данной версии является прием сигналов о помощи, которые принимал крейсер «Петр Великий» 13-14 августа. И если первоначально спасатели надеялись, что сигналы эти посылаются с «Курска», то позже, после их расшифровки, стало понятно, что они исходили с иностранной субмарины (подавались они механическим излучателем, а на российских подлодках они не используются). Да и посмертная записка капитана подводного крейсера явно свидетельствует о том, что в это время на судне не оставалось никого, кто бы мог просить о помощи.

Необходимо также отметить, что в то время, когда на поиски подлодки по тревоге были подняты самолеты двух противолодочных эскадрилий, летчики обнаружили масляные пятна, оставленные другой подводной лодкой. Понятно, что подозрение сразу же пало на британцев и американцев, чьи субмарины находились там же.

Но если англичане рьяно отстаивали свою непричастность, требуя от россиян доказательств, то американцы вели себя более сдержанно, как будто им было что скрывать. А ведь и правда было что: на морском дне спасатели обнаружили ограждение боевой рубки, которое обычно устанавливается на американских подводных лодках.

Таким образом, уже с самого начала все было предельно ясно, пока власти не постарались максимально ввести в заблуждение гражданское население.

Затем истинная причина потопления «Курска», утверждается в фильме, была скрыта путем дипломатической договоренности между тогдашними президентами двух стран Биллом Клинтоном и Владимиром Путиным. Сделка включала аннуляцию российского долга на сумму $10 млрд.

Версия №3

По версии канадского телеканала History Channel, в ходе слежки за «Курском» «Толедо» постаралась подойти поближе, однако по случайности столкнулась с российской АПЛ, возможно, выполнявшей свой маневр. Капитан «Мемфиса», подумав, что «Курск» атаковал «Толедо» (предположительно, получив акустический сигнал об открытии торпедных шлюзов), выстрелил по российской субмарине.

По словам «подполковника Андрея», «малая подводная лодка AS-15 (судя по всему, имеется в виду одна из АПЛ «Кашалот» (проект 1910) — Ред.) после катастрофы быстро обнаружила «Курск». Но не было никакого решения о спасательной операции — хотя, как утверждает источник, на борту были водолазы, способные работать на глубине до 200 метров. «Курск» лежал на глубине 108 метров .

«Кашалоты» являются одними из наиболее засекреченных лодок российского ВМФ. До сего дня толком неизвестно, подчиняются ли они морскому командованию. По крайней мере, до 1986 года (на тот момент первая подлодка этого типа ходила уже три года) они числились за ГРУ.

«Мы думали, что экипаж погиб, не было никаких контактов с ними, — продолжает рассказ подполковник. — Когда я варил Корабельникову кофе, зазвонил телефон. Командир побледнел, выслушал и пробормотал: «Буду в одно мгновение».

«Эти американские (…) затопили наш корабль, понимаешь? Будет война, будет война!», — якобы заявил Корабельников.

Естественно, что обе версии американская сторона отвергала. Собственно, вокруг американского участия в инциденте вся каша и заварилась.

На этом фоне стало забываться о том, что в районе учений присутствовала еще и британская лодка, предположительно «Сплендид» (Splendid).

В 1986 году именно она столкнулась с советской подлодкой «Симбирск», а в 1999 году наносила удары по Сербии, и ее якобы спугнул всплывший в Средиземном море «Курск».

После взрыва на «Курске» подлодки, путая следы, ушли на ремонт на натовские базы. Причем одна из них, как предполагается, в течение суток боролась за живучесть в сотнях метров от лежавшего на дне «Курска», подавая сигналы «SOS».

Именно факт присутствия двух лодок в зоне крушения, наряду с согласованием позиций по форс-мажору между Москвой, Вашингтоном и Лондоном, как предполагается, мог послужить причиной затягивания спасательной операции по вызволению погибших мучительной смертью русских моряков.

Что интересно: выследить маршруты передвижения американцев после инцидента удалось, а вот ситуация с британской АПЛ так и не была прояснена. Возможно, интересующуюся публику сознательно увели в сторону американцев…

Мысль о том, что возможна причастность «Сплендид» к гибели «Курска», беспокоит британцев. В тамошней версии «Википедии» на странице, посвященной этой лодке, сделано весьма объемное отступление.

В нем утверждается, что никакого отношения британская АПЛ к гибели русской лодки не имела.

«Хотя обвинения оказались необоснованными, теоретики заговора разрабатывали их в различных направлениях в течение долгого времени», — отмечается в английской «Википедии».

И правда, еще в 2000 году «Независимая газета» опубликовала мнение одного из капитанов-подводников, согласно которому, подлодка «Сплендид» упокоилась рядом с «Курском» на дне Баренцева моря и была взорвана в ходе операции по подъему русской лодки. Автор предположил, что вскоре мы услышим о гибели или списании этой АПЛ.

В октябре 2000 года, согласно сообщению BBC, 12 атомных лодок (в том числе все АПЛ «Swiftsure») были сняты с боевого дежурства по причине течи в системе охлаждения ядерного реактора одной из лодок класса Trafalgar. Сколько лодок потом вернулось в строй — точно неизвестно.

Согласно каталогу «Джейн», наша «героиня» была списана в 2004 году. Хотя это была последняя по счету и самая новая лодка проекта «Swiftsure» (всего их шесть), на слом почему-то она пошла первой.

Вроде бы еще в 2003 году эта лодка, если верить британским источникам, которые опираются исключительно на два небольших репортажа BBC, «работала» по целям в Ираке. Кстати, в одном из этих материалов присутствует прелюбопытная фотография: моряк снимает «Веселого роджера» с явно покореженной рубки «Сплендид».

Версия № 4

Еще одна версия, которая не выдерживает никакой критики, — это версия о подрыве на мине времен войны.

Действительно, мины Второй мировой войны все еще дают о себе знать, особенно в Северных морях. Начальник штаба Северного флота вице-адмирал Михаил Моцак сообщил, что только за последние годы обнаружено девять таких мин.

И все же, по мнению специалистов, взрывной силы мины-рогатки не хватило бы для столь серьёзного поражения лодки, обладающей противоледовой защитой, прочным корпусом из маломагнитной стали (около 40 мм), цистерной прочного балласта и легким корпусом (10-15 мм) с перфорированной резиной.

Это можно очень легко опровергнуть. Во-первых, повреждения, которые остаются от таких боеприпасов, имеют характерную форму, которую спутать с чем-то другим просто невозможно. И если бы действительно это произошло, то никаких других версий попросту не возникло бы.

Во-вторых, мина тех времен не могла нанести настолько серьезных повреждений лодке, чтобы вызвать немедленную ее гибель. Кроме того, полигоны, на которых проводились учения, используются для подобных целей не одно десятилетие, они неоднократно проверены, поэтому говорить о том, что здесь все еще можно обнаружить мину, нельзя.

Более того, сам «Курск» оснащен «трактом миноискания». Таким образом, и эта версия не соответствует действительности.

Атомная подводная лодка Курск: когда затонула и причины гибели, история катастрофыАтомная подводная лодка Курск: когда затонула и причины гибели, история катастрофыАтомная подводная лодка Курск: когда затонула и причины гибели, история катастрофы

Источник: https://www.drive2.ru/b/622491/

Подлодка "Курск" никогда не откроет причину катастрофы

Сегодня исполняется 10 лет одной из самых трагичных катастроф в истории современной России. 12 августа в Баренцевом море во время учений Северного флота погиб атомный подводный ракетный крейсер «Курск» со 118 членами экипажа на борту.

Причины гибели новейшей подводной лодки с одним из лучших экипажей с первых же дней обросли множеством версий и слухов.

Спустя 10 лет в западной прессе, да и в России опять обсуждают гибель атомохода и вновь ставят под сомнение результаты официального расследования Генпрокуратуры, которая не нашла виновных.

Никогда, конечно, не смирятся с потерей мужей, отцов и сыновей родственники погибших моряков.

Что известно достоверно и не подвергается сомнению? 10 августа 2000 года АПРК «Курск» вышел на учения Северного флота. Утром 12 августа он условно атаковал крылатой ракетой «Гранит» эскадру во главе с авианосцем «Адмирал Кузнецов» и флагманом флота атомным крейсером «Петр Великий». Через несколько часов подлодка должна была добить условного противника учебными торпедами.

Однако в назначенное время вместо движения торпеды гидроакустик на крейсере «Петр Великий» зафиксировал хлопок, после чего корабль ощутимо тряхнуло.

Командир «Петра Великого», капитан первого ранга Владимир Касатонов, выслушав доклад о хлопке, не придал ему значения.

Командующий Северным флотом Вячеслав Попов, также находившийся на крейсере, поинтересовался, что произошло. Ему ответили: «включилась антенна радиолокационной станции».

На самом деле на крейсере ощутили последствия взрывов на «Курске», который находился в 40 километрах от «Петра Великого».

Каковы версии случившегося? Официальная заложена в итогах расследования Генпрокуратуры.

Взорвалась учебная торпеда, которая находилась в торпедном аппарате и уже была готова к пуску. От взрыва мощностью в 300 килограммов в тротиловом эквиваленте погиб весь личный состав первого отсека. Крышка люка торпедного аппарата и хвостовая часть торпеды летели со скоростью 600-800 метров в секунду, буквально сминая все на своем пути.

Через 136 секунд взорвались остальные торпеды. После этого от ударной волны и поступившей забортной воды погибли подводники носовых отсеков, вплоть до пятого-бис. Надо сказать, что если бы такой взрыв произошел на воздухе, то образовалась воронка размером как минимум с футбольное поле.

Тут же ударная волна вместе с водой пошла внутрь лодки как поршень, который разрывал прочные переборки как бумагу.

Волею случая гибелью «Курска» автору этих строк пришлось заниматься с момента первого официального сообщения 13 августа о том, что «лодка легла на грунт», и до момента подъема останков ракетоносца и постановки его в док Росляково. Все это время я вел официальный сайт Курск.страна.

ру, где в режиме онлайн появлялась оперативная информация о спасательной операции. После этого уже в другом издании еще год писал о ходе расследования. В конце 2004 года появляется неожиданное предложение от Генеральной прокуратуры написать сценарий и снять фильм по книге генпрокурора Владимира Устинова «Правда о Курске».

На первой же встрече я честно сказал, что не совсем доверяю официальной версии об отсутствии виновных в этой катастрофе и считаю, что прокуратуре есть что скрывать.

Старший следователь по особо важным делам Главной военной прокуратуры Артур Егиев не стал меня ни в чем убеждать, принес в свой кабинет все 118 томов дела и еще пару десятков томов с видео приложениями и сказал: «Тут все — изучай и сам делай выводы». Я опять засомневался — дело ведь можно сфальсифицировать.

Да, можно, согласился Егиев, но только когда его ведет один человек. Тут же работала бригада почти из 50 следователей, экспертизы проводили сотни экспертов из различных организаций от военных до криминалистических и гражданских, а показания давали почти 1000 свидетелей. Если бы кто-то что-то утаил, то рано или поздно это бы всплыло.

После этого на протяжении нескольких недель я каждый день ходил в ГВП как на работу — читал дело, смотрел видео и делал выводы. Кстати, тома под грифом «секретно» не имели никакого отношения к тайнам следствия — это «обычная» военно-морская информация, относившаяся к специфике учений, которую положено «секретить».

Первоначально уголовное дело было заведено по статье о нарушении правил судовождения, которое повлекло столкновение и гибель лодки, но уже к концу августа становится понятно — ближайший российский корабль находился в 40 километрах от «Курска».

Остаются еще 18 версий, в том числе торпедирование или столкновение с иностранной лодкой, подрыв на мине времен войны, диверсия и многие другие, одной из последних шла версия о внештатной ситуации на борту, но ее всерьез особо никто не воспринимал.

Первостепенной была американская версия. В ее пользу говорило то, что «Курск» за несколько недель до этого вернулся с боевой службы из Средиземного моря. Надо напомнить, что как раз в это время проходили натовские бомбардировки Сербии.

Читайте также:  Фокке вульф 189: focke wulf fw uhu (рама), тактико-технические характеристики (ттх) немецкого самолёта - разведчика

Так вот «Курск» в это время не только незамеченным два раза прошел Гибралтарский пролив, буквально нашпигованный противолодочной аппаратурой, но умудрился еще долгое время следить за американской авианосной эскадрой, буквально находясь под днищем авианосца. После этого ряд американских морских военачальников были сняты со своих постов.

Говорят, что «Курск» и командир Лячин стал чуть не личным врагом американских ВМС. Поэтому вполне логично было, что русским могли отомстить.

Что отвечает на это следствие Генпрокуратуры? Еще в то время, когда проводилась операция по подъему тел, параллельно поднималось то, что осталось от первого отсека — несколько тонн обломков. Так вот ни одного кусочка от иностранной лодки, торпеды или взрывчатки найдено не было.

Оставалась версия столкновения — в Норвегии 18 августа неожиданно появляется явно поврежденная американская лодка «Мемфис». «Столкнулся «Запорожец» с «КамАЗом», — сказал на это конструктор «Курска» Игорь Баранов. У нашей лодки водоизмещение в два раза больше американской, и в случае столкновения «Мемфис» не просто бы получил повреждения — он бы погиб.

Кстати, прочный корпус «Курска» был спроектирован так, что был способен выдержать небольшой ядерный взрыв, не говоря об обычном попадании торпеды.

После подъема все увидели внушительную дыру в районе четвертого отсека. Напрашивался вывод: вот оно — попадание торпеды.

После экспертизы выяснилось, что никакого внешнего воздействия на корпус не было, а дыра — следствие мощнейшего взрыва, из-за которого прочный корпус буквально повело гармошкой.

Именно из-за этой деформации не могли присосаться к аварийному люку 9-го отсека и наши спасательные аппараты с «Рудницкого» — они буквально качали море в море.

Что касается версии о том, что уцелевшие в 9-м отсеке подводники жили еще несколько суток и их можно было спасти, следствие и судмедэксперты дают однозначный ответ — не могли.

После взрыва в живых остались только 23 человека в кормовой части лодки. Их возглавил капитан-лейтенант Дмитрий Колесников. Вместе с другими уцелевшими офицерами он принял решение: остаться в не потерявшем герметичность 9-м отсеке и ждать помощи. «Шансов, похоже, нет.

Процентов 10-20″, — писал в темноте Дмитрий Колесников. Последняя запись датирована 15.15 12 августа, то есть спустя 4 часа поле взрыва. Почему они не вышли? Следователи говорят, что скорей всего не успели.

В 9-м отсеке произошла еще одна трагичная случайность — из-за попадания воды взрывается регенерационная пластина, которая вырабатывает из углекислого газа кислород. Происходит это буквально в руках Колесникова, который погибает на месте.

Как установили судмед эксперты, остальные моряки умирают спустя секунды от отравления угарным газом.

Да, были еще в уголовном деле вещи, которые не особо афишировались. Например, почему не всплыл аварийно-спасательный буй и «Курск» не смогли сразу найти? Оказалось, что ключ активации буя, который находится на одном из постов внутри лодки, был не то что не активирован — его даже не вставляли.

Большую надежду следователи возлагали на вахтенные журналы и записи бортовых самописцев. Журналы нашли — но в них ни намека на аварию. Нашли так называемый черный ящик «Курска» — искореженный бортовой самописец «Снегирь». Эксперты сделали невозможное — восстановили пленки, пролежавшие год на глубине 100 метров.

Последняя запись оказалась докладом об успешной стрельбе «Гранитом», а дальше на бобинах была записана музыка и голоса касаток, которые и крутились по внутрикорабельной трансляции, вместо того чтобы, как положено, писать все, переговоры и команды на лодке.

Было выявлено и еще много мелких и более крупных нарушений, но все они по выводам следствия не имели отношения к катастрофе и никак на нее не повлияли. Поэтому экипаж никто обвинять не стал.

Так в чем же причина гибели, если американцы не виноваты, экипаж не виноват? Причина во взрыве практической 650-миллиметровой торпеды, а, точнее, резервуара окислителя. Почему следователи в этом уверены? Потому что были найдены фрагмент хвостовой части этой злополучной торпеды и развороченный резервуар окислителя, в котором и произошел первоначальный взрыв.

В течение нескольких месяцев в институте криминалистики ФСБ проходила взрывотехническая экспертиза. Аналогичную торпеду сбрасывают с большой высоты на бетонные плиты, под ней разводят костер. Под резервуар окислителя закладывают несколько килограммов взрывчатки. Один и тот же результат — взрыва не происходит.

Эксперты делают вывод, что воздействовать на резервуар снаружи невозможно — взрыв мог произойти только внутри.

Но на самый главный вопрос, в чем же все-таки первопричина взрыва, ни следователи, ни эксперты ответить не смогли. Были предположения о человеческом факторе: «Курск» этой торпедой с момента спуска на воду ни разу не стрелял и даже ее не эксплуатировал.

Но сложно представить, что экипаж мог не следить за капризной торпедой и не стравливать перекись водорода, тем более что на борту был флагманский минер дивизии подводных лодок, который «толстушку» знал как свои пять пальцев. Возможно, что это мог быть заводской дефект. Возможно, что-то пошло не так при заряжании в торпедный аппарат.

Эта тайна после взрыва 12 августа 2000 года так и останется неразгаданной на дне Баренцева моря.

рассекречено

Десять лет назад, когда шло следствие, были не обнародованы данные о тех чрезвычайных ситуациях, с которыми столкнулись моряки — участники операции по подъему погибших подводников и затонувшей лодки.

Сегодня можно рассказать, какие трагедии чуть было не произошли в это время на глубине. Мало кто знает, но за время спасательной операции, подъема и следствия в доке Росляково погибшая лодка чуть не забрала с собой еще несколько человек.

Первый раз это произошло во время работы наших водолазов- глубоководников на корпусе «Курска».

В самом начале операции по подъему тел, когда стало понятно, что водолаз не может протиснуться в своем снаряжении через аварийный люк 9-го отсека, было принято решение резать технологическое отверстие в восьмом отсеке и через него уже заходить в лодку.

Первым на «Курск» спустился командир 328-го экспедиционного отряда ВМФ Герой России Андрей Звягинцев. Во время подводной резки неожиданно произошел подрыв небольшого пузыря кислорода. Вроде бы ничего страшного, но этого микровзрыва оказалось достаточно, чтобы повредить дыхательную мембрану в водолазном шлеме.

Тут же в шлем начинает поступать морская вода, а это, заметьте, происходит на глубине 100 метров и температуре около плюс 4 по Цельсию. Воды уже было по глаза, когда Звягинцев успевает доплыть до водолазного колокола. Через пять минут, починив мембрану, глубоководник снова возвращается на «Курск». Иностранные коллеги на борту спасательного судна были в шоке.

Чуть не обернулся бедой разбор завалов в искореженных отсеках. Никто не мог предположить, что на «Курске» после такого взрыва остались неразорвавшиеся части боевых торпед.

Один из взрывотехников ФСБ случайно увидел, как следователи отодвигают ногами со своего пути бесформенные, похожие на пенопласт куски какого-то хлама. Он тут же понял, что это — взрывчатое вещество. Тут же были прекращены все работы.

И действительно обнаружены несколько десятков килограммов взрывчатки. А на следующий день нашли 250-килограммовую боевую часть со взрывателем. Спасло то, что он не был взведен.

Атомная подводная лодка Курск: когда затонула и причины гибели, история катастрофы

Источник: https://rg.ru/2010/08/12/kursk.html

Гибель АПЛ «Курск»: почему засекретили записки подводников 9-го отсека

Атомная подлодка «Курск» затонула в Баренцевом море 12 августа 2000 года. Погиб и весь экипаж — 118 человек. Даже спустя 19 лет в истории трагедии атомохода имеются немало вопросов.

Подлодка с полным боекомплектом вышла на учения 10 августа. 12 августа в 11:28 корабли Северного флота зафиксировали мощный хлопок, а спустя две с небольшим минуты второй. Однако с экипажем “Курска” попытались связаться лишь спустя несколько часов.

Ответа с атомохода не последовало, после чего уже ближе к ночи начались спасательные работы. На следующий день, в 4:51 утра атомную подлодку обнаружили на дне моря в 150 километрах от берега.

Расследованием причин случившегося занималась специальная государственная комиссия. В 2002 году о ее работе отчитался Владимир Устинов, возглавлявший в те годы Генпрокуратуру. Причиной катастрофы он назвал утечку пероксида водорода в торпеде “Кит”, расположенной в четвертом торпедном отсеке. Утечка и стала причиной взрыва снаряда, после чего сдетонировал остальной боезапас.

Официальную версию подтверждает характер повреждений “Курска”. Но причина протечки по-прежнему неясна. Одни специалисты утверждают, что снаряд был бракованным, другие, что сдетонировавшую торпеду повредили во время погрузки на атомоход.

В момент взрыва подлодка находилась не под водой, как гласит официальная версия, а на поверхности. В этом уверен капитан первого ранга Александр Лесков.

Во-первых, утверждает он, правила безопасности запрещают погружение там, где глубина меньше, чем три длины субмарины. “Курск” же при своих огромных размерах — 154 метра в длину — лежал на глубине 108 метров.

Более того, подчеркнул Лесков, подводная лодка была найдена с выдвижными устройствами. Но поднимаются они исключительно в те моменты, когда субмарина находится на поверхности.

По-прежнему популярна версия, что “Курск” была атакован подлодкой НАТО. В пользу этого склоняется вице-адмирал Валерий Рязанцев.

Предполагается, что западные подводники не намеревались уничтожать российский атомоход, однако субмарины опасно сблизились, и капитан подлодки НАТО принял решение открыть огонь на поражение.

Авторы французского фильма «Курск. Подводная лодка в мутной воде» полагают, что залп произвела подлодка ВМС США «Мемфис», а рядом для прикрытия присутствовала другая субмарина флота Соединенных Штатов — «Толедо». Американцы находились в том районе якобы для наблюдения за учениями ВМФ России.

В доказательство торпедной атаки обычно приводится наличие круглой пробоины с вогнутыми краями на правой части «Курска». При этом американские подлодки используют торпеды Mark-48, которые не способны пройти сквозь корпус лодки как нож через масло.

Правда, в том же французском фильме утверждается, что торпеда после модернизации обладает проникающим воздействием. Впрочем, в фильме достаточно много технических огрехов.

Нет ясности и относительно сигналов SOS, которые позволили обнаружить субмарину. Они продолжались двое суток, но по официальной версии все моряки на подлодке погибли в течение нескольких часов после аварии.

Эксперты изучили запись сигналов и установили, что его подавал не человек, а автомат, но на борту атомохода его не было. Остается вопрос — кто же тогда просил о помощи?

Капитан первого ранга Михаил Волженский полагает, что сигнал подавала уже упомянутая подлодка «Мемфис», которая, по мнению моряка, не стреляла по “Курску”, а столкнулась с ним из-за неудачного маневра.

Примечательно, что через несколько дней после гибели “Курска” «Мемфис» обнаружили в норвежском порту Берген недалеко от места катастрофы, что подтвердили представители ВМС Норвегии. Впрочем, В Москве заявили, что подлодок зарубежных флотов в районе учений не было.

Источник: https://russian7.ru/post/gibel-apl-kursk-pochemu-zasekretil/

Гибель Курска. Причины гибели подлодки. Что от нас скрывают?

Гибель подлодки Курск, вся насквозь пропитана ложью

Атомная подводная лодка «Курск» потерпела аварию и затонула 12 августа 2000 г. в Баренцевом море. По официальной версии к гибели привел – взрыв торпеды в отсеке судна. Однако по сей день в этом деле остаются множество противоречий, такое количество деталей не стыкуется с утверждениями следственной комиссии, что возникает логичный вопрос: была ли официальная версия единственно верная?

Гибель Курска произошла во время учений в Баренцевом море. 12 августа атомная подводная лодка (АПЛ) засекла учебную цель. Капитан Лячин получил «добро» на атаку, после этого связь прервалась. Шум взрыва приняли на соседних судах за пуск торпед.

13 августа на командном пункте объявили «аврал». Эксперты указывали, что подводная лодка не выбросила аварийный буй – признак того, что беда обрушилась мгновенно.

14 августа командующий ВМФ доложил президенту об инциденте. Лишь по звукам со дна моря смогли установить, где находится АПЛ. Специалисты осмотрели лежащую на грунте подлодку при помощи спасательного аппарата «Колокол» и обнаружили большую рваную пробоину у торпедных аппаратов, а в корпусе – множество трещин и серьезные разломы.

Механизм спасательной катапульты заклинило. Но реакторы были заглушены. Пресс-служба ВМФ официально сообщила, что связь с субмариной установлена «методом перестука» и что «экипаж жив».

Главком ВМФ Куроедов заявил, что в затопленной части есть жертвы, корпус АПЛ не поддастся подъему и единственное, что возможно сделать, – постараться спасти людей, хотя «надежд мало».

15 августа из штаба сообщили, что к 18 августа на подлодке закончится кислород.

16 августа спасательные работы продолжались, но безрезультатно. Связь с экипажем лодки по-прежнему поддерживалась. В море вышло госпитальное судно «Свирь», круглые сутки дежурили самолеты и вертолеты санитарной авиации.

Наладить подачу кислорода на борт не смогли. Свою помощь предложила подлодка британской подводной спасательной службы. Тогда же российский президент выступил с официальным заявлением. К 16.

00 стало известно, что отзываться на сигналы извне подводники перестали еще ночью…

/

На следующий день Норвегией были направлены 12 водолазов-глубоководников для участия в спасательных работах. Представители штаба говорили, что экипаж экономит кислород и ограничивает себя в движениях. На флагмане прошло закрытое совещание членов правительственной комиссии. Россия согласилась на предложение НАТО оказать содействие в спасении экипажа.

20 августа норвежцы спустились к спасательному шлюзу и отвернули вентиль. 21 августа был открыт внешний люк. А в 17.00 штаб флота официально сообщил, что экипаж «Курска» погиб. Военная прокуратура Северного флота подняла вопрос о возбуждении уголовного дела по факту аварии.

Читайте также:  Пистолет ярыгина (пя "грач"): технический характеристики (ттх), устройство, модификации

Что же на самом деле произошло с «Курском»? Столкновение с иностранной подводной лодкой, вызвавшее удар о дно и взрыв боекомплекта, – одно из наиболее правдоподобных объяснений гибели Курска.

На субмарине проводили испытания «толстой» торпеды, но специальный стеллаж создать не успели. На борту присутствовали представители НИИ, которые использовали стеллажи от других торпед.

Потому «толстушка» была недостаточно надежно закреплена и могла сдетонировать при ударе, который произошел в результате попытки предотвратить столкновение с другой лодкой.

На таран показывают вмятины по центру корпуса с правого борта в помещениях 2 и 1-го отсеков. Известно, что в районе учений находились две субмарины американцев и одна британская. Гидроакустики других кораблей «видели» иностранную подводную лодку в месте аварии, а радиоперехват показал, что американская подлодка экстренно запросила разрешение зайти в норвежский порт – для ремонта.

И.Клебанов, глава правительственной комиссии, расследующей причины катастрофы, заявил, что столкновение имело место. Но официальный представитель Пентагона отказался комментировать факт присутствия в районе учений подводных лодок ВМС США.

Сразу же после аварии произошел разговор по «красной линии» между Путиным и Клинтоном, состоялись конфиденциальные переговоры американского президента с директором ЦРУ.

Официального же заявления о непричастности подлодок США и НАТО к гибели «Курска» так и не последовало.

Версию о причастности к аварии одного из сухогрузов признали несостоятельной, так как речные суда здесь не ходят, а более крупные «грузовики» работают по контрактам лишь на Черном море. Кроме этого, были обследованы все гражданские корабли. Никаких следов тарана ни у одного из них не обнаружили.

Не лишено основания утверждение, что подлодку отправил на дно тяжелый крейсер «Петр Великий», на борту которого есть секретная установка, которая оснащена девятитонными ракетами.

Есть свидетельства, что ракета, выпущенная крейсером, упала в том районе, где был «Курск».

Косвенным подтверждением этой мрачной версии могут служить утверждения специалистов о том, что с такими нестандартными и крайне серьезными повреждениями им еще не приходилось сталкиваться.

Одним из предположений комиссии, было засасывание старой мины в торпедный аппарат. Но автор этого предположения не учел одну деталь: диаметр торпедного аппарата подлодки составляет около 700 мм, а диаметр мины примерно 900 мм…

Любопытный материал для размышлений дают данные гидроакустиков: американские подводные лодки зафиксировали два подводных взрыва, при этом второй был мощней. Возможно, считают американские эксперты, торпеда взорвалась в пусковом аппарате, вызвав детонацию боезапаса. Эти же два взрыва зарегистрированы Норвежским институтом сейсмических исследований и сейсмологами других стран.

Координаты района подводных толчков, один из которых был аналогичен землетрясению в 3,5 балла, совпадают с местом гибели «Курска». Правда, норвежцы утверждают, что значительно мощней был первый взрыв. Записи субмарин американцев показывают, что интервал между взрывами – 136 сек.

, а через 240 сек. после первого последовал удар подлодки о грунт. Но из сейсмограммы станции следует, что интервал между импульсами – 180 сек., а других источников сейсмических колебаний не было.

Таким образом, первый импульс мог быть вызван столкновением подводных лодок, а второй – детонацией торпед.

Вопреки уверению комиссии о том, что ВМФ сделал все от них зависящее для спасения экипажа Курска, британская команда спасателей обвинила российских военных в том, что они преднамеренно мешали проведению работ.

В Мурманске в скором времени после гибели Курска распространились нехорошие слухи о том, что работы военные вообще не проводили: не было специалистов, денег, оборудования. А все что сообщалось официально – не более чем фикция.

Конечно, такие утверждения не соответствуют истине, но горькое зерно правды в них есть: поисково-спасательная служба Северного флота была ликвидирована в середине 1990-х годов в связи с нехваткой средств на содержание.

А позвать с «гражданки» профессионалов-глубоководников командование то ли не сообразило, то ли не захотело.

Ложь о гибели Курска

Вся история гибели «Курска» насквозь пропитана ложью. Зачем на протяжении года на рейде прямо над субмариной стоял «Петр Великий»? Зачем понадобилось поднимать АПЛ? Ведь год назад провели погребение по морскому обряду, а родственники погибших просили не тревожить покой мертвых и не травмировать психику живых повторным прощанием.

Подъем попытались объяснить опасностью ядерного заражения. Но затонувшую раньше подлодку «Комсомолец» поднимать не стали…. Лгать о аварии начали с первого дня. 14 августа пресс-служба ВМФ России заявила, что подлодка легла на грунт 13 августа из-за «мелких неполадок», что связь с ней поддерживается и она в скором времени вернется на базу.

Официальные лица сообщали о стуках из АПЛ, о начавшихся спасательных работах, о сильнейшем придонном течении и 30° крене подлодки.

Говорили о снабжении экипажа энергией и горячей пищей, о наличии на борту аварийного запаса воздуха, которого должно хватить до 21 августа.

В действительности субмарина лежала на дне без крена, придонное течение было слабое, видимость была удовлетворительная. Никто даже не попытался протянуть к подлодке шланги для подачи воздуха и электрокабели.

Подлодка не сразу легла на киль. 12–18 часов она стояла под углом в 25–30°, уткнувшись в дно разбитым носом. При этом кормовой аварийный люк находился в 30–40 метрах от поверхности, откуда человек всплывает без дыхательных аппаратов и где могут работать легкие аквалангисты.

Все, что было необходимо в этот момент – зацепить «Курск» за гребные валы тросами с кораблей, что сохранило бы удобное для работы аквалангистов положение Курска на 2–3 дня.

Вместо этого все силы бросили на подтасовку документов. Как видно, спасение подводников не входило в планы командования флота.

Ведь на протяжении 2-х минут командир подлодки отдавал по системе громкой связи последние приказы экипажу, кратко сообщив причину катастрофы.

Оставшиеся в живых подводники стали неудобными свидетелями для виновников аварии. Уже после официального завершения спасательной операции вдруг заявили, что взрыв, пожар с выделением газов, затопление и повышение давления до 10–11 атмосфер привели к почти моментальной гибели экипажа. Возможно…

Однако в таком случае кто смог заглушить реактор и писать предсмертные записки, датированные отнюдь не 12 августа? Стуки же изнутри лодки пытались объяснить тем, что акустики перепутали звуки разрушения конструкций с ударами в борт.

Вот только спутать регулярные сигналы со скрежетом переборок или падением механизмов этого попросту не может быть! И еще: подлодка была разделена на две части реакторным отсеком, и из расчета объемов воздуха, сохранившегося в отсеках, возможно утверждать, что вплоть до 18 августа здесь находились живые люди.

А несколько моряков должны были дожить минимум до 20—21-го. В этом случае прекращение спасательной операции равносильно преступлению.

В официальной версии о взрыве боезапаса имеется целый ряд странностей.

Гидразин и окислитель торпедного двигателя находятся в разных контейнерах с толщиной стенок больше 12 мм, что исключает их механическое повреждение.

К самопроизвольному горению топлива мог привести лишь одновременный отказ трех внутренних систем торпеды, каждая из которых троекратно дублирована. Вероятность катастрофы при этом – одна на сотни миллиардов.

И даже на ткой фантастический случай имеется автоматическая система пенотушения, которая погасит пожар за 1 минуту.

Для детонации же пожар должен был продолжаться не меньше 40 минут, на что не хватит объема топлива в двигателе торпеды! А командир подлодки при пожаре просто дал бы команду на всплытие, которое заняло бы 2–3 минуты. Может, субмарине подняться на поверхность помешал крупный надводный объект?

И в конце концов, утверждение о двух пиках сейсмических возмущений – результатах взрыва торпеды и детонации боезапаса. А где же удар о дно тела массой в 20 тыс.

тонн? С точки зрения законов механики, подобный объект бесшумно упасть не может! Сейсмо-акустическая картина говорит за то, что второй пик возмущения – это столкновение носовой части корпуса со скальным грунтом.

А первый – скользящий удар другой субмарины или тяжелого надводного корабля.

Может быть, в аварии «Курска» виноват «Адмирал Кузнецов»? Тем более, что заявление о непричастности авианосца к трагедии так и не поступило. Настораживает, что по сей день не обнародованы карты месторасположения кораблей флота на 12 августа 2000 г., не проведен мониторинг днищ крупных боевых судов. Почему?!

Даже тела подводников доставали почему-то малыми порциями, хотя ради их быстрейшего опознания это необходимо было сделать в первый же день. Почему-то из подлодки извлекли всего чуть больше трети общей численности команды.

Не раз сообщали, что тела из 9-го отсека находились под страшными завалами. Но ведь Колесников писал в записке, что 23 человека перешли из 8-го в 9-й отсек, когда подлодка уже лежала на дне, а взрывов и ударов больше не было.

Каким же образом тела могли оказаться в завалах?

На пресс-конференции подчеркнули, что о причинах аварии можно будет говорить лишь после подъема 1-го отсека. Но руководитель ЦКБ «Рубин» И.Спасский заявил, что поднимать его никто не собирается.

Мол, нет гарантий, что разорвались все имеющиеся там торпеды. Но отсек не раз обследовали и такую гарантию давали.

Не побоялись же поднимать подлодку, в которой находились 22 неразорвавшихся ракеты «Гранит» и атомный реактор! И почему во второй прощальной записке есть слова: «Нас убили»?

Семьи погибших обвиняют правительство в сокрытии фактов с целью избежать суда над высокопоставленными офицерами. Их адвокат Б.Кузнецов заявил, что «между детальным расследованием, проведенным независимым экспертом, и выводами официального доклада наблюдается однозначное несоответствие».

Адвокат оспаривает результаты экспертизы тел, указывает на отсутствие у защиты копий вахтенных журналов и журналов гидроакустиков, настаивает на исследовании писем моряков. Есть предположение о частичном уничтожении документов… Представители защиты убеждены, что моряки, перебравшиеся в 9-й отсек, жили там значительно дольше, чем это установили эксперты.

Формулировка официального закрытия дела говорит об отсутствии состава преступления… Почему же содержание 38 томов этого уголовного дела засекречено, как государственная тайна?

В.Скляренко

ред. shtorm777.ru

Источник: https://shtorm777.ru/gibel-kurska-prichiny-gibeli-podlodki-chto-ot-nas-skryvayut.html

Гибель АПЛ «Курск»: почему засекретили записки подводников 9-го отсека

Атомная подлодка «Курск» затонула в Баренцевом море 12 августа 2000 года. Погиб и весь экипаж — 118 человек. Даже спустя 19 лет в истории трагедии атомохода имеются немало вопросов.

Подлодка с полным боекомплектом вышла на учения 10 августа. 12 августа в 11:28 корабли Северного флота зафиксировали мощный хлопок, а спустя две с небольшим минуты второй. Однако с экипажем «Курска» попытались связаться лишь спустя несколько часов.

Ответа с атомохода не последовало, после чего уже ближе к ночи начались спасательные работы. На следующий день, в 4:51 утра атомную подлодку обнаружили на дне моря в 150 километрах от берега.

Расследованием причин случившегося занималась специальная государственная комиссия. В 2002 году о ее работе отчитался Владимир Устинов, возглавлявший в те годы Генпрокуратуру. Причиной катастрофы он назвал утечку пероксида водорода в торпеде «Кит», расположенной в четвертом торпедном отсеке. Утечка и стала причиной взрыва снаряда, после чего сдетонировал остальной боезапас.

Официальную версию подтверждает характер повреждений «Курска». Но причина протечки по-прежнему неясна. Одни специалисты утверждают, что снаряд был бракованным, другие, что сдетонировавшую торпеду повредили во время погрузки на атомоход.

В момент взрыва подлодка находилась не под водой, как гласит официальная версия, а на поверхности. В этом уверен капитан первого ранга Александр Лесков.

Во-первых, утверждает он, правила безопасности запрещают погружение там, где глубина меньше, чем три длины субмарины. «Курск» же при своих огромных размерах — 154 метра в длину — лежал на глубине 108 метров.

Более того, подчеркнул Лесков, подводная лодка была найдена с выдвижными устройствами. Но поднимаются они исключительно в те моменты, когда субмарина находится на поверхности.

По-прежнему популярна версия, что «Курск» была атакован подлодкой НАТО. В пользу этого склоняется вице-адмирал Валерий Рязанцев.

Предполагается, что западные подводники не намеревались уничтожать российский атомоход, однако субмарины опасно сблизились, и капитан подлодки НАТО принял решение открыть огонь на поражение.

Авторы французского фильма «Курск. Подводная лодка в мутной воде» полагают, что залп произвела подлодка ВМС США «Мемфис», а рядом для прикрытия присутствовала другая субмарина флота Соединенных Штатов — «Толедо». Американцы находились в том районе якобы для наблюдения за учениями ВМФ России.

В доказательство торпедной атаки обычно приводится наличие круглой пробоины с вогнутыми краями на правой части «Курска». При этом американские подлодки используют торпеды Mark-48, которые не способны пройти сквозь корпус лодки как нож через масло.

Правда, в том же французском фильме утверждается, что торпеда после модернизации обладает проникающим воздействием. Впрочем, в фильме достаточно много технических огрехов.

Нет ясности и относительно сигналов SOS, которые позволили обнаружить субмарину. Они продолжались двое суток, но по официальной версии все моряки на подлодке погибли в течение нескольких часов после аварии.

Эксперты изучили запись сигналов и установили, что его подавал не человек, а автомат, но на борту атомохода его не было. Остается вопрос — кто же тогда просил о помощи?

Капитан первого ранга Михаил Волженский полагает, что сигнал подавала уже упомянутая подлодка «Мемфис», которая, по мнению моряка, не стреляла по «Курску», а столкнулась с ним из-за неудачного маневра.

Примечательно, что через несколько дней после гибели «Курска» «Мемфис» обнаружили в норвежском порту Берген недалеко от места катастрофы, что подтвердили представители ВМС Норвегии. Впрочем, В Москве заявили, что подлодок зарубежных флотов в районе учений не было.

Что написали подводники?

В ходе поисковых работ была найдена записка капитана-лейтенанта Дмитрия Колесникова, которая повествует о происходящем в девятом отсеке, где укрылись выжившие моряки. Одна из фраз была засекречена следствием, что породило массу слухов: будто бы офицер раскрывает истинные причины случившегося, указывает виновных.

Комиссия же уверяла, что в строчке содержится послание Колесникова жене, и ее содержание не раскрывается из этических соображений. Позже записку отдали супруге подводника, однако не оригинал, а копию.

Но была еще одна записка. Первое время считалось, что ее автор — командир трюмной группы дивизиона капитан-лейтенант Рашид Аряпов. Разглашать содержание второй записки не стали, засекретив ее.

Газета «Комсомольская правда» ссылалась на некого капитана первого ранга К., который якобы лично видел второе письмо. По его словам, там описано все происходившее на субмарине в момент катастрофы.

Помогли бы норвежцы?

Норвежцы включились в спасательную операцию 20 августа. Свою помощь они предлагали и раньше, однако Москва изначально ее отвергала. Это породило мнение, что если бы зарубежным специалистам позволили работать раньше, то подводников удалось бы спасти.

Однако в момент обнаружения «Курска» его команда уже была мертва. Кроме того, зарубежные спасательные аппараты из-за повреждений корпуса субмарины не могли с ней состыковаться.

Сложности операции добавляло то, что «Курск» лежал с креном 60 градусов.

Однако норвежский адмирал Эйнар Скорген заявлял, что критических повреждений корпуса не было и аппараты могли пристыковаться, что и показали дальнейшие события.

Источник: https://news.rambler.ru/other/43116536-gibel-apl-kursk-pochemu-zasekretili-zapiski-podvodnikov-9-go-otseka/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector