Авиаконструктор яковлев: самолёты конструктора, биография александра сергеевича, як в великой отечественной

Добавил: admin

В этом году исполнилось 110 лет со дня рождения знаменитого советского авиаконструктора Александра Яковлева, создателя истребителей Як, ставших мощнейшими самолетами Победы для Советской армии в годы Великой Отечественной Войны.

Александр Сергеевич Яковлев родился в Москве 1 апреля 1906 года в семье служащего. Страсть Яковлева к авиамоделизму проявилась с юных лет. В 1922 году он закончил школу, где конструировал свои первые самолеты.

В 1924 году будущий знаменитый авиаконструктор моделирует свой первый серьезный летательный аппарат. Планер Яковлева АВФ стал лучшей моделью на всесоюзных соревнованиях.

Несмотря на явный талант к авиамоделированию, Яковлев не сразу смог поступить в летную академию им Н. Е Жуковского.

Лишь в 1927 году, после того как он сконструировал очевидно удачную модель легкого самолета АИР-1, его приняли на учебу.

Летную академию Яковлев закончил в 1931 году, к тому времени «автиатема» стала одной из самых популярных в стране. Работал инженером на аиазаводе №39, где вскоре создал группу единомышленников, увлеченных легкой авиацией. Талантливый авиаконструктор быстро делал карьеру. В 1934 году он уже начальник конструкторского бюро Спекцавиапрома, и главный конструктор до середины 50-х годов.

Будучи членом компартии, авиаконструктор Александр Яковлев был вынужден занимается общественн- политической деятельностью, и дослужившись до руководящей работы в Министерстве авиационной промышленности в 40-х годах сам обратился к Сталину с просьбой освободить его с должности и направить на исключительно инженерно-конструкторскую работу. Сталин без вопросов уважил его просьбу, и Яковлев всецело посвятил себя научно исследовательской работе в области отечественной авиаинженерии.

ОКБ Яковлева под его руководством создало и подарило вооруженным силам страны более 200 типов авиатехники. Среди знаковых работ — серия истребителей «ЯК», которые во время Отечественной войны беспощадно выводили из строя бесчисленное количество единиц вражеской авиации и боевой техники.

За время ВОВ было введено в строй 40 тысяч боевых самолетов «ЯК». Создатель истребителей «ЯК» конструктор Яковлев был удостоен наивысших государственных наград, званий и сталинских премии, одну из которых он перечислил в Отечественный Фонд Обороны.

С 50-х и по 80-е годы под пристальным началом главного авиаконструктора Яковлева были созданы уникальные, сверхсовременные реактивные истребители, сверхзвуковые самолеты, боевые вертолеты Як-24, реактивные пассажирские самолеты, разведывательная и исследовательская летная техника. Авиатехника созданная в КБ Яковлева вошла в историю мировой практики по количеству установленных пилотажных рекордов.

Генерал — полковник авиации, выдающийся советский авиаконструктор, академик Александр Сергеевич Яковлев внес неоценимый вклад в развитие советского авиастроения, воспитал достойных приемников, прожил наполненную свершениями на благо Отечества жизнь. Скончался в 1989 году на 84 году жизни, похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Сергей Сергеев

Авиаконструктор Яковлев: самолёты конструктора, биография Александра Сергеевича, ЯК в Великой Отечественной Авиаконструктор Яковлев: самолёты конструктора, биография Александра Сергеевича, ЯК в Великой Отечественной Авиаконструктор Яковлев: самолёты конструктора, биография Александра Сергеевича, ЯК в Великой Отечественной Авиаконструктор Яковлев: самолёты конструктора, биография Александра Сергеевича, ЯК в Великой Отечественной Авиаконструктор Яковлев: самолёты конструктора, биография Александра Сергеевича, ЯК в Великой Отечественной Авиаконструктор Яковлев: самолёты конструктора, биография Александра Сергеевича, ЯК в Великой Отечественной Авиаконструктор Яковлев: самолёты конструктора, биография Александра Сергеевича, ЯК в Великой Отечественной Авиаконструктор Яковлев: самолёты конструктора, биография Александра Сергеевича, ЯК в Великой Отечественной Авиаконструктор Яковлев: самолёты конструктора, биография Александра Сергеевича, ЯК в Великой Отечественной Авиаконструктор Яковлев: самолёты конструктора, биография Александра Сергеевича, ЯК в Великой Отечественной

Кликните на фото для просмотра Фото к статье: 10

Источник: http://22-91.ru/biografiya/-sovetskijj-aviakonstruktor-aleksandr-sergeevich-jakovlev/30.04.2016

Авиаконструктор Яковлев: самолёты конструктора, биография Александра Сергеевича, ЯК в Великой Отечественной

«А потом ты в Париж возвратился домой на подаренном мной самолете»… Так описывал в песне Марк Бернес судьбу французского пилота из истребительного авиаполка «Нормандия-Неман». Эскадрилья, а затем и полк «Нормандия-Неман» воевал за Родину в небе СССР, на советских самолётах, созданных в ОКБ Яковлева Александра Сергеевича.

Песня описывает дальнейшую судьбу этого подразделения, после окончания войны, авиаполк «Сражающейся Франции» вернулся во Францию. На подаренных Правительством Союза истребителях Як-3.

У жизни должна быть цель

Автобиография А.С.Яковлева называется «Цель жизни». Название удачное – всю жизнь он проектировал и создавал летательные аппараты. Не все его творения поднялись в небо, но для истории достаточно и тех машин что взлетели. А их было немало.

Авиаконструктор Яковлев: самолёты конструктора, биография Александра Сергеевича, ЯК в Великой Отечественной

Учебно-тренировочные истребители, спортивные самолёты, истребители и штурмовики, вертолёты и СВВП – это все жизнь и судьба конструктора.

Первые шаги

Будущий авиаконструктор родился 1 апреля (19 марта по старому летоисчислению) 1906 года в семье служащего компании Нобеля. Семья была среднего достатка, но почтенная – родители имели звание потомственных почетных граждан.

В 1914 году Саша поступил в гимназию, считавшуюся одной из лучших в Москве.

Учился он хорошо, но табель не позволял заподозрить в нем будущего инженера – по физике и математике Яковлев получал четверки. Больше ему нравилась история и рассказы о путешествиях.

Но он был активным учеником, принимал участие в общественной жизни… Возможно, чтение и влияние товарищей привлекли его внимание к технике. Александр начал заниматься в радиокружке и даже попробовал построить «перпетуум мобиле».

Начитавшись литературы по воздухоплаванию, в 1921 году он собрал модель планера, способную летать. Так началась конструкторская деятельность Яковлева.

Студент у машины

В 1922 году молодой конструктор создал уже полноценный планер. Его модель получила награду на фестивале в Коктебеле (ныне – фестиваль «Восходящий поток»). В том же году молодой человек пошел служить в армию.

Но он не маршировал с винтовкой, а копался в моторах – в должности авиамеханика военной академии.

В нее он и был зачислен на обучение без конкурса в 1927 году, продолжая совмещать учебу с ремонтными работами и изобретательской деятельностью. В 1931 году учеба была закончена. Яковлев начал работать инженером на авиазаводе №39. С этого момента можно считать биографию авиаконструктора Яковлева.

Конструкторское бюро

Первой конструкторской организацией, созданной А.С.Яковлевым, следует считать авиамодельный кружок, организованный им еще в 1922 году. Уже тогда он проявлял не только конструкторский, но и лидерский талант, умея объединять людей общим делом.

В 1932 году на своем заводе он создал группу легкой авиации. В 1934-м ее передали в непосредственное подчинение Спецавиатреста. Этот момент положено считать официальным «днем рождения» КБ Яковлева.

Авиаконструктор Яковлев: самолёты конструктора, биография Александра Сергеевича, ЯК в Великой Отечественной

Конечно, организация не сразу получила его имя. Изначально предприятие (здесь не только изобретали, но и производили) фигурировало под разными кодовыми и секретными условными наименованиями. Только в 1990 году, уже после смерти изобретателя, предприятию было присвоено его имя.

Александр Сергеевич Яковлев возглавлял свое предприятие до 1984 года. Остаток жизни он посвятил литературной деятельности, осветив в книгах несколько этапов развития русской авиации.

Ахтунг, в небе «Нормандия»

Самолёты Яковлева времён его становления как конструктора – это, прежде всего знаменитые «ястребки» – истребители Як-1, 3, 7 и 9.

Именно эти самолеты вынесли на своём крыле основную тяжесть боев над линией фронта.

Реже вспоминают неудачную версию средних бомбардировщиков Як-2/4, первые машины Яковлева принятые на вооружение ВВС, но практически все потерянные в первые дни Великой Отечественной войны.

Як-истребитель

  • В 1939 году, после оценки действий истребительной авиации в Испании, ряду конструкторских бюро было предложено взяться за разработку новейшего истребителя с мотором М-105, одним из самых современных двигателей жидкостного охлаждения на тот момент выпускавшимся в СССР.
  • Авиаконструктор Яковлев: самолёты конструктора, биография Александра Сергеевича, ЯК в Великой Отечественной
  • Кроме этого в ТЗ были требования минимально использовать в конструкции «крылатый металл», ввиду дефицита алюминия в стране.

Александр Сергеевич представил на рассмотрение комиссии проект, имевший заводское обозначение И-26. Этот прототип, пройдя через череду испытаний и полётов, стал прославленным истребителем Як-1.

В конструкции самолёта использовались стальные трубы для каркаса и полотно для его обтяжки, количество дюралиминия было минимальным, как и требовало техническое задание, но в тоже время требуемые параметры скорости и вооружённости достигались за счёт высокой культуры веса и аэродинамики, которые в дальнейшем стали одним из отличий ОКБ Яковлева.

Параллельно выпускали и учебную версию машины, истребитель Як-7, который после заделки и освобождения курсантской кабины стал боевым истребителем и выпускался уже в этом качестве. Именно его усовершенствование привело к создания Як-9, лучшего истребителя КБ Яковлева в годы войны, выпущенный в десятке модификаций именно этот самолёт стал рядовым солдатом неба Великой Отечественной войны.

Яки начали войну в 1941 году, с трех сотен самолетов и 36 переобученных пилотов, закончили её в 1945, тысячами машин в составе авиационных корпусов и сотнями обученных лётчиков.

Яки поступали в состав армейской авиации, гвардия летала на Ла-5 и ленд-лизовских «кобрах». Но и среди армейцев было много героев, дважды Герой Советского Союза А.И. Колдунов имел на счёту 46 сбитых самолетов противника.

Авиаконструктор Яковлев: самолёты конструктора, биография Александра Сергеевича, ЯК в Великой Отечественной

Боевые самолеты Яковлева были высоко оценены государством. В 1943 году конструктор получил Сталинскую премию. Он отдал ее целиком «на создание самолета для лучшего истребителя Красной армии».

Не только война

Разработка самолетов для военной авиации была продолжена А.С.Яковлевым и после того, как закончилась Великая Отечественная война. В его конструкторском бюро после войны были созданы:

В конструкторском бюро разрабатывали также проекты самолетов палубного базирования, многоцелевых машин, вертолетов. Но военной авиацией дело не ограничивалось. Начало карьере А.С.Яковлева дала спортивная авиация.

Авиаконструктор Яковлев: самолёты конструктора, биография Александра Сергеевича, ЯК в Великой Отечественной

В дальнейшем он продолжил заниматься этим направлением. Интересовали конструктора и пассажирские авиаперевозки.

Советский лайнер

Среди разработок конструктора важное место принадлежит спортивным и тренировочным легким самолетам. Они устанавливали рекорды и готовили асов не только в СССР, но и за границей.

  1. АИР-1 был создан изобретателем еще в 1927 году. Затем летчик Ю.Пионтковский установил на этой легкой машине рекорд продолжительности и дальности полета.
  2. АИР-9, первый, созданный после образования бюро, был успешно продемонстрирован на парижском авиасалоне. Затем на его основе создали «спарку» УТ-2 для подготовки пилотов. Она готовила летчиков с 1938 по 1948 год.
  3. Уже после войны выпускались учебные самолеты Як-18, Як-50 и некоторые другие.

Полный список учебных и спортивных моделей конструкторского бюро имеет десяток позиций.

Не была забыта и пассажирская авиация.

Як-40 был одним из самых известных советских пассажирских самолетов. Из всех отечественных моделей в советское время он один имел официальную международную сертификацию и массово поставлялся за рубеж.

Без сплетен никак

К сожалению, вокруг имени А.С Яковлева не обошлось без сплетен. Большинство из них связаны с фактом его хороших отношений с И.В. Сталиным.

Также изобретатель с 1940 по 1946 год был заместителем наркома (затем министра) авиапромышленности. В связи с этим недоброжелатели обвиняют его в необоснованном «наушничанье», приведшем к репрессиям в отношении других конструкторов.

Авиаконструктор Яковлев: самолёты конструктора, биография Александра Сергеевича, ЯК в Великой Отечественной

В те времена случалось всякое. Многие поступки из того разряда, что сейчас считаются категорически неприемлемыми, полагались нормой. Но надежность свидетельств и подтверждений сомнительных поступков Яковлева оставляет желать лучшего.

Возможно, занимая пост заместителя наркома, конструктор действительно «отодвигал» проекты, что казались неподходящими ему самому. Но он отвечал за опытное, а не серийное производство. Да, нет сведений о заступничестве А.С.Яковлева за репрессируемых коллег.

Но и никаких оснований подозревать его в доносах не имеется. Мало того, большинство репрессированных пострадало задолго до того, как Яковлев стал замнаркома и начал регулярно наведываться в Кремль.

Читайте также:  Газ-62: грузовой автомобиль, технические характеристики (ттх), история создания, конструкция, применение

Известно также его письмо (датировано 1943 годом) с рекомендацией начать серийное производство поликарповского И-185, того самого, который он якобы «задвинул».

И с высокого поста он ушел по собственному желанию, предпочтя руководство инженерами руководству министерством.

Авиаконструктор Александр Сергеевич Яковлев прожил долгую результативную жизнь. Под его руководством создано около 100 моделей самолетов разного назначения. Большинство из них оставило заметный след в истории отечественной авиации. А конструкторское бюро продолжает работать, ставя Родину на крыло.

Видео

Источник: https://WarBook.club/istoriya/imena/yakovlev/

Яковлев Александр Сергеевич. Конструкторы. Герои неба

Авиаконструктор Яковлев: самолёты конструктора, биография Александра Сергеевича, ЯК в Великой Отечественной

Яковлев Александр Сергеевич

Зачинатель советского авиамоделизма, планеризма и спортивной авиации, создатель серии легких и маневренных истребителей «як», широко применявшихся всю войну.

Истребители «ЯК», которые принесли славу коллективу, были построены в 1940–1945 гг. в количестве около 34 000 шт.

Последняя модификация, Як-3 оказалась самой легкой и маневренной в своем классе, превзошла хваленые «Мессершмитты» и «Фокке-Вульфы». После войны А.С. Яковлев продолжил конструкторскую деятельность.

Под его руководством ОКБ выпустило свыше 200 типов и модификаций летательных аппаратов, в том числе более 100 серийных.

Родился 1 апреля 1906 г. в Москве, в семье служащего. Окончил Александровское коммерческое училище, с детства увлекался авиацией и воздухоплаванием. В 1924 г. Яковлев построил свой первый летательный аппарат. На созданном в 1927 г. легком самолете АИР-1 лётчик А.И. Пионтковский установил первые советские мировые рекорды.

Кем был

Зачинатель советского авиамоделизма, планеризма и спортивной авиации. Обладал ярко выраженными организаторскими талантами. Вслед за рядом лёгких авиеток молодой коллектив КБ разработал учебно-тренировочные самолеты, из которых массово строились УТ-1 и УТ-2, а затем занялся постройкой военных самолетов.

Чем знаменит

В конце 1939 г. коллектив Яковлева построил легкий и маневренный истребитель Як-1 с пулеметно-пушечным вооружением, летавший примерно на 100 км/ч быстрее серийных И-16, что обусловило его быстрое принятие на вооружение нашими ВВС.

На основе Як-1 Яковлев создал целое семейство истребителей: Як-7, Як-9 и Як-3, которые принесли заслуженное признание главному конструктору и всему коллективу. В 1940-1946 гг. являлся заместителем и первым заместителем наркома авиационной промышленности. Созданный после войны Як-18 стал «летающей партой» молодых пилотов, на нем впервые в июле 1955 г.

самостоятельно взлетел Ю.А. Гагарин. Як-38 стал первым в СССР серийным палубным самолетом вертикального взлета и посадки.

Места сражений

Истребители «як» принимали участие во всех крупных сражениях Великой Отечественной войны. С осени 1942 г. они направлялись на укомплектование соединений резерва Ставки, а с середины 1943 г. были самыми распространенными самолетами истребительной авиации. Применялись от Ледовитого океана и Балтики до Черного моря.

Авиаконструктор Яковлев: самолёты конструктора, биография Александра Сергеевича, ЯК в Великой Отечественной Авиаконструктор Яковлев: самолёты конструктора, биография Александра Сергеевича, ЯК в Великой Отечественной Авиаконструктор Яковлев: самолёты конструктора, биография Александра Сергеевича, ЯК в Великой Отечественной

Случаи проявления наивысшей степени героизма

На Як-1 сражались один из лучших защитников неба Москвы капитан К.Н. Титенков, командир полка асов И.И. Клещев, чья слава засияла во время боев над Дону и под Сталинградом, на самолетах А.С. Яковлева одержали свои победы майор А.И.

Колдунов из 866-го иап (46 + 1) и капитан С.Н. Моргунов из 15-го иап (41 + 0), каждый из которых провел 96 боев. Только «яками» вооружался, например, 3-й авиакорпус дважды Героя Советского Союза Е.Я. Савицкого.

Из 25 летчиков-истребителей дважды Героев 17 всю войну или часть ее сражались на «яках».

Обстоятельства смерти

Скончался в Москве 22 августа 1989 г. в возрасте 83 лет.

Государственные награды и регалии

Академик АН СССР, дважды Герой Социалистического Труда, генерал-полковник инженерно-авиационной службы, десятикратный кавалер (уникальный случай!) ордена Ленина, других наград, включая французский офицерский крест ордена Почетного легиона. В столице в Парке авиаторов установлен бронзовый бюст Яковлева. Имя Яковлева носят: Опытное конструкторское бюро 115 (ОКБ 115), Московский машиностроительный завод «Скорость», улица Авиаконструктора Яковлева в Москве.

Источник: http://nebo.histrf.ru/yakovlev.html

Советский авиаконструктор Александр Яковлев. Досье

ТАСС-ДОСЬЕ /Валерий Корнеев/. Александр Сергеевич Яковлев родился 1 апреля (19 марта по старому стилю) 1906 г. в Москве. Отец — Сергей Васильевич Яковлев, служащий; мать — Нина Владимировна, домохозяйка.

В 1914 г. поступил в приготовительный класс частной мужской гимназии Н.П. Страхова (после Октябрьской революции 1917 г. — Единая трудовая школа 2-й ступени Сокольнического района Москвы), окончил ее в 1923 г. В период с 1927 г. по 1931 г. — слушатель Военно-воздушной академии Рабоче- крестьянской Красной Армии (ВВА РККА, ныне — Военно-воздушная инженерная академия имени Н. Е. Жуковского).

Член-корреспондент АН СССР по Отделению технических наук (самолетостроение) с 29 сентября 1943 г., академик по Отделению механики и процессов управления (механика) с 23 декабря 1976 г.

В 1922 г. заинтересовался авиацией, строил летающие авиамодели в школьном кружке. С 1923 г. — активист Общества друзей воздушного флота (ОДВФ), организатор первой в Москве школьной ячейки ОДВФ.

В 1924 г. сконструировал свой первый летательный аппарат — тренировочный планер АВФ-10, отмеченный премией по итогам Всесоюзных планерных испытаний в Крыму.

В 1924 добровольно вступил в РККА, служил на рабочих должностях, в т. ч. авиамотористом летного отряда ВВА.

В 1927-1931 гг., одновременно с учебой в ВВА, создавал легкие самолеты. В 1927 г. построил легкий самолет АИР-1, на котором летчик-испытатель Юлиан Пионтковский установил мировые рекорды дальности и продолжительности полета (перелет по маршруту Севастополь — Москва 19 июля 1927 г., 1 тыс. 420 км за 15 часов 30 мин.).

Получив диплом инженера, в 1931 г. был распределен на авиазавод номер 39 им. В.Р. Менжинского (Москва), где организовал группу легкой авиации. В январе 1934 г. группа была выделена в отдельное конструкторско-производственное бюро (КПБ) Спецавиатреста Главного управления авиационной промышленности, ГУАП (в том же году бюро переименовано в «Завод легких самолетов», затем — «Завод номер 115»).

С 1935 Г. по 1956 г. — главный конструктор ОКБ завода номер 115, одновременно в 1935-1952 гг. — директор этого завода.

В 1940-1946 гг. также был заместителем, затем — первым заместителем наркома (в 1946 г. — министра) авиационной промышленности СССР Алексея Шахурина и Михаила Хруничева.

В 1956-1984 гг. — генеральный конструктор ОКБ завода номер 115, который в 1966 г. получил название «Московский машиностроительный завод «Скорость» (с 1 июля 1992 г. — ОКБ им. А.С. Яковлева, с 2009 г. — Инженерный центр им. А.С. Яковлева в составе Научно-производственной корпорации «Иркут»).

В 1984 г. вышел на пенсию, проживал в Москве.

Умер 22 августа 1989 г., похоронен на Новодевичьем кладбище Москвы.

Под руководством Александра Яковлева создано 75 типов самолетов, построенных общим числом свыше 66 тыс. экземпляров.

Среди них самолет местной связи АИР-6 (1932); первые массовые учебно-тренировочные монопланы УT-2 (1935) и УТ-1 (1936); поршневые истребители Великой Отечественной войны Як-1 (1940), Як-7 (1941), Як-9 (1942) и Як-3 (1943); первый принятый на вооружение советский реактивный истребитель Як-15 (1946); первый советский всепогодный перехватчик Як-25 (1949); сверхзвуковой разведчик Як-27Р (1958); сверхзвуковой фронтовой бомбардировщик Як-28 (1958); самолеты вертикального взлета и посадки Як-36 (1964) и Як-38 (1972); учебно-тренировочные самолеты Як-11 (1945), Як-18 (1946), Як-18Т (1967), Як-52 (1974); легкие многоцелевые самолеты Як-12 (1947); спортивно- акробатические Як-18П, ПМ, ПС, Як-50, Як-55 (1960-1981); реактивные пассажирские Як-40 (1966), Як-42 (1975) и др.

Александр Яковлев занимал посты председателя научного совета Министерства авиационной промышленности СССР (1946-1948), заведующего кафедрой проектирования и конструкции самолетов Московского авиационного института (1944, 1958), председателя редколлегии журнала «Техника воздушного флота» (1942-1947). Был депутатом Верховного Совета СССР в 1946-1986 гг.

Генерал-полковник инженерно-технической службы (1946), генерал-полковник авиации (1984).

Дважды Герой Социалистического Труда (1940, 1957). Лауреат шести Сталинских премий (1941, 1942, 1943, 1946, 1947, 1948), Ленинской (1971) и Государственной (1977) премий СССР.

Награжден десятью орденами Ленина (1939, 1940, 1942, 1944, 1945, 1950, 1956, 1966, 1981, 1984), орденом Октябрьской Революции (1971), двумя орденами Красного Знамени (1944, 1955), орденами Суворова I (1945) и II степени (1944), Отечественной войны I степени (1945), Трудового Красного Знамени (1975), Красной Звезды (1933), медалями.

Отмечен офицерским крестом ордена Почетного легиона степени «офицер» (Франция), золотой авиационной медалью Международной авиационной федерации (ФАИ, 1967).

Автор книг «Рассказы авиаконструктора» (1958 г., издание 1979 г. — «Записки конструктора»), «Цель жизни» (1967), «Советские самолеты» (1975).

В 1934-1937 гг. был женат на инженере-прочнисте Лидии Николаевне Рудинкиной. С 1938 г. состоял в браке с летчицей Екатериной Матвеевной Медниковой. Сыновья от второго брака — Александр и Сергей.

Бронзовый бюст Александра Яковлева в 1976 г. установлен в московском Чапаевском парке (Парк Авиаторов). Имя авиаконструктора носит бюро, в котором он работал, а также улицы в Москве, Новороссийске и Улан-Удэ.

Источник: https://tass.ru/info/3166468

Выдающиеся авиаконструкторы Великой Отечественной войны. А. С. Яковлев

Всё ближе знаменательная дата 75-летие Великой Победы.

В преддверии этого важнейшего в истории нашего Отечества события, предлагаю читателям ещё раз вспомнить трудовые подвиги и выдающихся изобретения советских военных инженеров-авиаконструкторов.

Они, как и многие труженики предприятий оборонной промышленности, внесли свой неоценимый и крайне важный вклад в победу советского народа в Великой Отечественной войне.

Прославленному советскому авиатору А. С. Яковлеву принадлежит множество отечественных и мировых рекордов, которые в ближайшее время вряд ли кому-то удастся перекрыть. Этот выдающийся авиаконструктор и его ОКБ разработали и создали самое большое число истребителей, проектных разработок и летательных аппаратов, воплощенных в металле.

Сам же Александр Сергеевич стал Дважды Героем Социалистического труда, десятикратным кавалером ордена Ленина и ещё двух десятков высоких и высших правительственных и боевых наград. Он также является восьмикратным обладателем главной Государственной премии нашей страны. И это лишь «верхушка айсберга» послужного списка этого легендарного авиатора…

Александр Сергеевич Яковлев родился 1 апреля 1906 года в Москве. Ещё во время обучения в «Единой трудовой школе 2-ой степени»[1] Саша всерьёз увлёкся авиацией и авиационным моделированием.

В 15-летнем возрасте он построил свой первый летающий планер, который с успехом испытал, а годом позже Александр организовал авиамодельный кружок. После окончания трудовой школы в августе 1923 года Яковлев организовал и возглавил первую столичную ячейку Общества друзей воздушного флота.

В 1924 году Александр устроился сначала простым рабочим, а затем мотористом в Лётный отряд Академии Воздушного флота (АВФ) имени Н. Е. Жуковского. Тогда же юноша построил вой первый летательный аппарат – планер АВФ-10.

Яковлев неоднократно пытался подать документы на один из факультетов АВФ, но всякий раз получал отказ ввиду «непролетарского происхождения». Дело в том, что оба деда будущего авиатора и были крепостными крестьянами, а вот отец Александра был начальником одного из транспортных отделов нефтяной кампании «Товарищество братьев Нобель».

В начале 1927 года Александр Сергеевич создал самолёт собственной конструкции АИР-1 – двухместный одностоечный биплан цельнодеревянной конструкции. В мае на этом самолёте был совершён первый успешный полёт. Осенью биплан хорошо проявил себя во время манёвров РККА, бесперебойно выполняя роль связного самолёта между штабом и передовыми частями.

После завершения манёвров АИР-1 был официально признан лучшим советским лёгким самолётом. Кроме того, на данном самолёте были установлены сразу два рекорда – по длительности и дальности полёта. Только после этого Яковлева вне конкурса зачислили слушателем в АВФ.

Читайте также:  Рпк-16: ручной пулемёт калашникова, тактико-технические характеристики (ттх), история создания, конструкция

А. С. Яковлев в период его обучения в Академии Воздушного флота имени Н. Е. Жуковского.

За свой четырёхлетний период обучения Александр Сергеевич создал целую серию новых самолётов АИР (7 модификаций со 2-ой по 8-ую).

Каждая последующая модель превосходила предыдущую по своим техническим характеристикам, перекрывая рекорды дальности, скорости, высотности, грузоподъёмности, мощности, пассажировместимости.

Самолёт АИР-6 выпускался серийно и использовался в качестве «исполкомовского межрайонного» и санитарного транспорта.

В 1931 году Яковлев после успешного окончания Академии имени Н. Е. Жуковского начал свою трудовую деятельность в качестве инженера на авиационном заводе № 39 имени В. Р. Менжинского.

В августе 1932 года Александр Сергеевич создал группу инженеров, занимавшихся разработкой лёгких самолётов. Эта инженерная группа в последствии стала ядром конструкторского бюро имени А. С. Яковлева.

15 января 1934 года Александр Сергеевич возглавил производственно-конструкторское бюро Спецавиатреста Авиапрома, ставшее вскоре заводом № 115. Первым детищем этого КБ стал самолёт АИР-9, получивший в том же году признание на Парижском авиационном салоне.

Ещё совсем никому неизвестный инженер-авиатор А. С. Яковлев в самом начале своей блистательной карьеры будущего великого конструктора авиационной техники.

В 1935 году Яковлева назначили главным конструктором завода № 115. Уже за первые восемнадцать месяцев КБ, возглавляемое Александром Сергеевичем, создало три новых самолёта.

Наиболее важными и удачными из них были учебно-тренировочные – УТ-1 (АИР-14) и УТ-2. За тринадцать последующих лет советская авиационная промышленность выпустила более 8500 самолётов данного типа.

Часть их, несмотря на простоту конструкций и «моральную устарелость» приняла участие в Великой Отечественной войне. Именно на самолёте УТ-2 в сентябре 1936 года был совершён успешный беспосадочный перелёт по маршруту Москва – Харьков – Севастополь – Харьков.

Учебно-тренировочный самолёт УТ-2.

В январе 1939 года ОКБ Яковлева приступило к испытаниям своего первого чисто военного самолёта – ББ-22. Это был лёгкий двухмоторный бомбардировщик-разведчик, способный нести до 900 кг бомбовой нагрузки, получивший наименование Як-2. За разработку данного самолёта, выпускавшегося малой серией, Александра Сергеевича наградили орденом Ленина.

Разведчик-бомбардировщик Як-2 (ББ-22).

В январе 1940 года ОКБ Яковлева завершило с успехом главные испытания новейшего боевого самолёта И-26 – одномоторный истребитель, получивший обозначение Як-1.

Этот самолёт на момент своего создания обладал лучшими тактико-техническими характеристиками своего класса. За годы войны советская авиационная промышленность выпустила 8734 самолёта данной модификации, которые с успехом сражались на всех фронтах.

Одномоторный самолёт-истребитель Як-1Б.

Спустя два месяца ОКБ Яковлева успешно протестировало свой второй лёгкий двухмоторный двухместный бомбардировщик-разведчик, способный нести до 800 кг бомбовой нагрузки и защищенный тремя пулемётами. Он получил наименование Як-4 (ББ-22бис).

28 октября 1940 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Яковлеву А. С. «за выдающиеся достижения в области создания новых типов вооружения, поднимающих оборонную мощь страны» было присвоено звание Героя Социалистического труда с одновременным вручением золотой медали «Серп и Молот» и ордена Ленина.

С началом Великой Отечественной войны Александр Сергеевич, оставаясь руководителем своего КБ, одновременно занимал должность заместителя наркома авиационной промышленности по опытному самолётостроению и науке. 10 ноября 1942 года Яковлеву было присвоено звание генерал-майора инженерно-авиационной службы.

Генерал-майор инженерно-авиационной службы Герой Социалистического труда Александр Сергеевич Яковлев. Лето 1943 года.

За годы тяжелейшего противостояния военно-промышленной мощи Третьего рейха ОКБ Яковлева запустило в серийное производство три новейших истребителя Як-3, Як-7 и Як-9. Каждая из этих машин на момент создания была не просто способно противостоять самолётам Люфтваффе, но и наносить ВВС Германии существенный урон.

Одномоторный самолёт-истребитель Як-3.Одномоторный самолёт-истребитель Як-7Б.

С 1941 по 1945 гг. авиационная промышленность СССР выпустила свыше 40 000 истребителей Як различных серий и модификаций, что составляет более 68 % всех советских истребителей.

Як-9, выпускавшийся в 1942-48 гг., стал самым массовым советским истребителем периода ВОВ. Всего было выпущено 16 769 самолётов данного типа. Як-9 принимал участие в и Корейской войне. Кроме истребителей ОКБ Яковлева за годы войны разработало два транспортных самолёта – Як-6 и Як-8, выпускавшихся малыми сериями.

Одномоторный истребитель-бомбардировщик Як-9 из состава истребительного авиационного полка «Нормандия — Неман».

За свой выдающийся вклад в Великую Победу советского народа над Третьим рейхом Александр Сергеевич был заслужено и достойно вознаграждён.

В ходе Великой Отечественной войны он трижды становился лауреатом Сталинской премии 1-ой степени (в 1941, 1942 и 1943 гг.) и трижды награждался орденом Ленина.

Кроме того, Яковлев стал кавалером орденов Суворова 2-ой и 1-ой степени, орденов Отечественной войны и Красного Знамени, а также многочисленных медалей. 27 декабря 1943 года Александру Сергеевичу было присвоено звание генерал-лейтенанта инженерно-авиационной службы.

После завершения Второй мировой войны продукция ОКБ Яковлева по-прежнему оставалась востребованной в свете начала «Холодной войны». 9 июля 1946 года Александр Сергеевич был повышен в звании до генерал-полковника инженерно-авиационной службы. Вскоре он стал заместителем министра авиационной промышленности по общим вопросам, оставаясь при этом на посту руководителя КБ.

Заместитель министра авиационной промышленности СССР генерал-полковник инженерно-авиационной службы Герой Социалистического труда Александр Сергеевич Яковлев. 1947 год.

За первое послевоенное десятилетие ОКБ Яковлева создало несколько новых боевых самолётов различных типов, запущенных в серийное производство.

В их числе первые реактивные истребители – Як-15, Як-17 и Як-23, реактивный всепогодный двухместный истребитель-перехватчик Як-25, учебно-тренировочные истребители – Як-11 и Як-18.

Реактивный истребитель Як-17.Реактивный истребитель Як-23.Реактивный всепогодный двухместный истребитель-перехватчик Як-25.

Кроме того, Александр Сергеевич занимался созданием новых видов летательных аппаратов – вертолётов.

Первыми машинами данного типа стали ЭГ – экспериментальный геликоптер, разработанный совместно с ОКБ Камова, Як-24 (самый большой на тот момент вертолёт продольной схемы) и Як-100.

За свою неустанную трудовую изобретательскую деятельность Яковлева в период с 1946 по 1955 гг. наградили шестым орденом Ленина и вторым орденом Красного Знамени.

Кроме того, авиатору ещё трижды (в 1946, 1947 и 1948 гг.) присуждалась Сталинская премия 1-ой степени.

Таким образом, Александр Сергеевич стал шестикратным рекордсменом-обладателем этой самой престижной в ту эпоху государственной награды страны.

В 1956 году Яковлев стал генеральным конструктором своего ОКБ. На следующий год инженеры, работавшие под руководством Александра Сергеевича завершили успешные испытания Як-27. Такое обозначение имел реактивный барражирующий истребитель-перехватчик, выполнявший функции фронтового и тактического бомбардировщика, разведчика, самолёта РЭБ.

Реактивный барражирующий истребитель-перехватчик Як-27Р.

12 июля 1957 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Яковлеву А. С. «за выдающиеся заслуги в создании новой авиационной техники и проявленный при этом трудовой героизм» было вторично присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением второй золотой медали «Серп и Молот».

Генерал-полковник инженерно-авиационной службы Дважды Герой Социалистического труда Александр Сергеевич Яковлев. 1958 год.

Став Дважды Героем Социалистического труда, Александр Сергеевич ещё более четверти века оставался на своём высоком и ответственном посту. За этот временной отрезок его ОКБ создало более двух десятков различных видов и типов летательных аппаратов.

Среди военных образцов наибольшего внимания заслуживают три самолёта. Як-38 – первый серийный советский палубный штурмовик вертикального взлёта и посадки, его улучшенный вариант – Як-38М, а также Як-141 многоцелевой сверхзвуковой всепогодный палубный самолёт вертикального короткого взлёта и посадки.

Палубный штурмовик вертикального взлёта и посадки Як-38.

Кроме того, ОКБ Яковлева обновило серию учебно-тренировочных самолётов, дополнив её моделями Як-30, Як-32, Як-38У, Як-50, Як-52 и Як-54. Александр Сергеевич и К0 разработали беспилотный летательный аппарат – «Шмель-1», а также запустили в серийное производство пассажирские самолёты Як-40 и Як-42.

Инженерно-конструкторские достижения и подвиги Яковлева в последний период его плодотворной деятельности вновь получили должную и заслуженную оценку.

Дважды авиатор получал высшую премию страны (в 1971 году – Ленинскую, в 1977 году – Государственную).

Таким образом, всего за свою карьеру Александр Сергеевич стал восьмикратным обладателем самой высшей и престижной государственной премии Советского Союза.

Генерал-полковник инженерно-технической службы в отставке Дважды Герой Социалистического труда Александр Сергеевич Яковлев. 1985 год.

Также Яковлев с момента получения второй золотой медали «Серп и Молот» до выхода на заслуженный отдых 21 августа 1984 года был награждён ещё тремя орденами Ленина.

Всего же прославленный конструктор получил их 10, став рекордсменом и по числу этой престижной советской правительственной награды.

Яковлева также наградили орденами Трудового Красного Знамени и Октябрьской революции. Кроме того, Александр Сергеевич является кавалером французского ордена Почётного легиона и Золотой медали ФАИ (Международной авиационной федерации).

Скончался 83-летний генерал-полковник авиации и Дважды Герой Социалистического труда А. С. Яковлев 22 августа 1989 года. Прославленного авиатора с подобающими воинскими и государственными почестями похоронили на Новодевичьем кладбище.

Ещё при жизни Александр Сергеевич выпустил четыре автобиографических произведения: «Рассказы авиаконструктора», «Пятьдесят лет советского самолетостроения», «Цель жизни (записки авиаконструктора)» и «Советские самолеты».

За полвека постоянной и плодотворной работы ОКБ Яковлева выпустило свыше 200 различных типов, разновидностей и модификаций самых разнообразных летательных аппаратов, более половины из которых выпускались серийно.

На боевых, многоцелевых и гражданских самолётах ОКБ Яковлева установлено 74 мировых рекорда. На момент празднования 100-летнего юбилея Александра Сергеевича советская и российская промышленность выпустила более 70 000 самолётов «Як».

[1] — до 1918 года это была частная мужская гимназия Н. П. Страхова.

Вечная слава и вечная память выдающимся конструкторам и труженикам тыла, которые внесли неоценимый вклад в общую Победу советского народа в Великой Отечественной войне – самой трагичной и страшной из всех войн, что довелось пережить человечеству!

Все изображения, использованные в статье, взяты из открытых источников яндекс картинки https://yandex.ru/images/.

Всем, кто дочитал эту статью, большое спасибо! Отдельная благодарность всем, кто оценил изложенный материал и оставил свои комментарии! Если Вам понравилась статья и Вы интересуетесь данной тематикой, а также всем, что связано с военной историей, то подписывайтесь на мой канал! Всем удачи, здоровья и отличного настроения!

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5db3d5153639e600af581179/5e04bece5d6c4b00aed368d4

Яковлев Александр Сергеевич — Российский Авиаконструктор — Биография

Российский авиаконструктор. Академик. Дважды Герой Социалистического Труда.Генерал-полковник авиации. Генеральный конструктор ОКБ имени Яковлева (1956-1984).Лауреат Ленинской, Государственной и Сталинских премий. Депутат Верховного Совета СССР.

Александр Яковлев родился 1 апреля 1906 года в городе Москва. Мальчик появился на свет в семье служащего. Род Яковлевых происходит из крепостных крестьян графа Дмитриева-Мамонова.

С 1919 года в течении трех лет юноша работал курьером, продолжая учиться в школе. С 1922 года строил летающие авиамодели в школьном кружке.

Читайте также:  История танка т-34: кто создал, вся правда, разработка боевой машины, применение во время второй мировой

В 1920-е годы стал одним из зачинателей отечественного авиамоделизма, планеризма и спортивной авиации.

     Первый летательный аппарат Александр Яковлев построил в 1924 году. Им стал планер АВФ-10, который премирован как один из лучших планеров на всесоюзных соревнованиях.

Первый полет АВФ-10 совершил 15 сентября 1924 года. Данная дата отмечается как день рождения ОКБ имени Яковлева.

С 1924 по 1927 годы работал сначала рабочим, затем мотористом летного отряда Военно-воздушной Академии имени Николая Жуковского.

     В 1927 году Яковлев построил легкий самолет АИР-1. Далее, до 1931 года обучался в Академии имени Жуковского.

 В 1931 году поступил инженером на авиазавод имени Менжинского, где в августе 1932 года организовал группу легкой авиации.

В середине января 1934 года стал начальником производственно-конструкторского бюро Спецавиатреста Авиапрома, где с 1935 года на протяжении двадцати одного года являлся главным конструктором.

     С 1940 по 1946 год Александр Сергеевич параллельно выступал заместителем народного комиссара авиационной промышленности. С 1956 по 1984 год являлся Генеральным конструктором ОКБ имени Яковлева.

Под его руководством созданы истребители: Як-1, Як-З, Як-7, Як-9; бомбардировщики: Як-4, ББ-22, Як-28; учебные самолеты: УТ-1 и УТ-2; реактивные пассажирские самолеты: Як-40 и Як-42.

Модель Як-40 стал первым в мире реактивным ближнемагистральным пассажирским самолетом.

     Самолеты ОКБ имени Яковлева непрерывно находятся в крупносерийном производстве и эксплуатации. Всего построено более 70 тысяч самолетов «Як», в том числе более 40 тысяч самолетов во время Великой Отечественной войны.

Две трети всех истребителей Великой Отечественной войны составляли самолеты Яковлева, которые отмечены Ленинской и восемью Государственными премиями и получили широкое распространение в нашей стране и за рубежом.

Авиаконструктор награжден орденами и медалями, в числе которых десять орденов Ленина, Золотая медаль ФАИ, французский орден Почетного легиона и Офицерского креста.

    Александр Сергеевич Яковлев скончался 22 августа 1989 года в Москве. Похоронен великий конструктор на десятом участке Новодевичьего кладбища столицы.

Награды Александра Яковлева

Источник: https://ruspekh.ru/people/yakovlev-aleksandr-sergeevich

Яковлев Александр Сергеевич — это… Что такое Яковлев Александр Сергеевич?

Яковлев Александр Сергеевич

Алекса́ндр Серге́евич Я́ковлев (19 марта (1 апреля) 1906, Москва — 22 августа 1989, Москва) — советский авиаконструктор, генерал-полковник авиации (1946), академик АН СССР (1976), дважды Герой Социалистического Труда, десятикратный кавалер ордена Ленина, Депутат ВС СССР в 1946—1989, референт Сталина по вопросам авиации.

Биография

Семья

Александр Сергеевич Яковлев родился 19 марта (1 апреля) 1906 года, в городе Москва, в семье служащего. Отец — Сергей Васильевич, окончил московское Александровское коммерческое училище.

По окончании обучения служил в транспортном отделе нефтяной фирмы «Товарищество братьев Нобель». Мать — Нина Владимировна, домохозяйка. Род Яковлевых происходит из крепостных крестьян графа Дмитриева-Мамонова.

Дед Александра Сергеевича — Василий Афанасьевич держал в Москве свечную лавку у Ильинских ворот и имел подряд на освещение люстр Большого театра[1].

«СВИДЕТЕЛЬСТВО Ярославской Губернии, Рыбинского Уезда, прихода Села Спасскаго, что на Волге, бывой вотчины Графа Дмитриева-Мамонова, деревни Полтинина у крестьянина Харлампея Николаева (по фамилии Яковлева) тысяча восемьсот осьмнадцатаго 1818 года Апреля 25 дня родился сын Афанасий.

Восприемником при крещении был тойже вотчины и деревни крестьянин Иван Егоров. Сей самый Афанасий Харлампиев (Яковлев) тысяча восемьсот тридцать седьмаго 1837 года Июня 9 дня был повенчан при Спасоволгской Церкви 1-м браком с Московскою мещанскою девицею Александрой Филиповой (урожденной Баскаковой).

Рождение сей последней было тысяча восемьсот семнадца-таго года 1817 года Марта 7 дня от крестьянина б. Хлебникова Села Спасскаго Филиппа Кирилова (Баскакова). Восприемницею при крещении ея была тогож Села крестьянина Павла Кирилова жена Христина Данилова.

Все эти сведения взяты из Метрических книг, хранящихся при Церкви; в верности чего с приложением Церковной печати свидетельствую Церкви Села Спасскаго, -по на Волге, Священник Петр Васильев Разумов. 6 Августа 1843 года».[1]

Карьера

В 1924 Александр Яковлев построил свой первый летательный аппарат — планёр АВФ-10, который был премирован как один из лучших советских планёров на всесоюзных соревнованиях. Первый полёт АВФ-10 совершил 15 сентября 1924, сейчас эта дата отмечается как день рождения ОКБ имени Яковлева.

С 1924 по 1927 Яковлев работал сначала рабочим, затем мотористом лётного отряда Военно-воздушной Академии им. Н. Е. Жуковского. Несмотря на многочисленные просьбы и обращения, в академию его не брали, ввиду «не пролетарского происхождения»[1]. В 1927 году Яковлев построил лёгкий самолёт АИР-1.

В 1927 году был зачислен в Академию им. Жуковского, которую закончил в 1931 году. В 1931 поступил инженером на авиазавод № 39 им. Менжинского, где в августе 1932 организовал группу лёгкой авиации.

15 января 1934 Яковлев стал начальником производственно-конструкторского бюро Спецавиатреста Авиапрома, с 1935 по 1956 — главным конструктором.

С 11 января 1940 года по 1946 одновременно являлся заместитель наркома авиационной промышленности по новой технике. С 1956 по 1984 — Генеральный конструктор ОКБ имени Яковлева.

Всего ОКБ создало свыше 200 типов и модификаций летательных аппаратов, в том числе более 100 серийных:

  • лёгкие самолеты различного назначения: спортивные, многоцелевые, в том числе реактивные
  • истребители Великой Отечественной войны
  • первые советские реактивные истребители и перехватчики
  • десантные планеры и вертолеты, в том числе самый большой в мире в 1950-е вертолёт Як-24
  • семейство сверхзвуковых самолетов, включающее первые советские сверхзвуковые бомбардировщики, разведчики и перехватчики
  • первые в СССР самолёты короткого и вертикального взлета и посадки, включая сверхзвуковой, не имеющий аналогов
  • реактивные пассажирские самолеты
  • беспилотные летательные аппараты

С 1934 самолёты ОКБ непрерывно находятся в крупносерийном производстве и эксплуатации. Всего построено более 70 тыс. самолётов «Як», в том числе более 40 тыс.

самолётов во время Великой Отечественной войны, в частности 2/3 всех истребителей составляли самолёты Яковлева.

Самолёты ОКБ отмечены Ленинской и восемью Государственными премиями и получили широкое распространение в нашей стране и за рубежом.

Скончался 22 августа 1989 в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище.

Самолеты

Под руководством Яковлева ОКБ 115 выпустило свыше 200 типов и модификаций летательных аппаратов, в том числе более 100 серийных. С 1932 г.

самолеты ОКБ непрерывно находятся в крупносерийном производстве и эксплуатации. За 70 лет построено 70 000 самолетов «Як» [2].

Во время Великой Отечественной войны для фронта было построено 40000 самолетов «Як». На самолётах КБ Яковлева установлено 74 мировых рекорда.

Самолёты ОКБ имени Яковлева
Истребители:
Як-1  · Як-3  · Як-7  · Як-9  · Як-15  · Як-17  · Як-23  · Як-25  · Як-27  · Як-28  · Як-141

Штурмовики:
Як-38

Бомбардировщики:
Як-2  · Як-4  · Як-26  · Як-28

Транспортные самолёты:
Як-6  · Як-8

Специальные самолёты:
Як-44

Пассажирские самолёты:
Як-40  · Як-42

Тренировочные и спортивные самолёты:
Як-11  · Як-18  · Як-18Т  · Як-21Т  · Як-52  · Як-54  · Як-130

Многоцелевые самолёты:
Як-12  · Як-112  · Як-58

Экспериментальные самолёты и проекты:
Як-19  · Як-25 (1947)  · Як-30 (1948)  · Як-50 (1949)  · Як-36  · Як-201  · Прорыв

Беспилотные:
Шмель-1  · Пчела-1Т

На самолетах Яковлева во время Великой Отечественной войны летали:

  • Советский летчик-ас А. И. Покрышкин
  • летчики полка Нормандия-Неман

Критика деятельности

Яковлев являлся одним из немногих советских конструкторов не попавших под массовые репрессии, благодаря особым доверительным отношениям которые сложились у него со Сталиным. В своих мемуарах А. С. Яковлев приводит следующий диалог со Сталиным:

Уже в с начала лета 1939 года Сталин меня стал вызывать для консультаций по авиационным делам… для доверительного обсуждения важных вопросов… — Что вы скажите по этому вопросу, как вы думаете? Видя мое затруднительное положение, смущение и желая одобрить, он говорил: -Говорите то, что думаете, и не смущайтесь — мы вам верим, хотя вы и молодой[3]. Вы знаток своего дела, не связаны с ошибками прошлого и поэтому можете быть объективными больше, чем старые специалисты, которым мы очень верили, а они нас с авиацией завели в болото. Именно тогда он сказал мне: — Мы не знаем, кому верить.

Естественно такие отношения со Сталиным вызвали после его смерти поток критики на Яковлева.

Конструктор Л.

Кербер вспоминает: «Всех нас мучил вопрос, кто же способствовал аресту Туполева? Этот вопрос и теперь по-прежнему волнует многих авиаработников… Нет сомнений, без санкции Сталина арест произойти не мог, но чтобы её получить, органам было необходимо накопить материалы… Наиболее активным информатором о „сомнительных“ сторонах деятельности Туполева был А. С. Яковлев. У него был свой оригинальный метод: доносы щедро рассыпаны по страницам его книг. Дальнейшие факты заимствованы из них. Рассеянные — они не убеждают в злонамерениях Туполева. Сведенные воедино — смотрятся по-иному» [4].

Яковлев понимал, что на посту заместителя наркома по опытному самолетостроению может стать объектом для обвинений в необъективности и «затирании» других авиаконструкторов[5].

Так в последствии и произошло.

Отмечалось, что Яковлев сыграл роковую роль в судьбе некоторых возможно перспективных разработок других авиаконструкторов своего времени, в частности он полностью свернул проект САМ-13 Москалева весной 1941 года, проект РМ-1 в 1946 году, РК-800 (Раздвижное крыло 800 км/ч) в 1940 году, СК-1 и СК-2 в 1940 году и т. д. Во многих современных источниках отмечается печальная роль Яковлева в судьбе перспективного самолёта И-180 Н. Н. Поликарпова и даже причастность его подчинённых к катастрофе, унёсшей жизнь В. Чкалова[6], но официально последний факт не имеет подтверждения.

Марк Солонин в книге «На мирно спящих аэродромах» обвинил Яколева в распространение мифа, о превосходстве германской авиации над советской в годы испанской войны (1936—1939). Этот «миф» попал в школьные учебники истории. По словам автора, Яковлев таким путём боролся со своим конкурентом — авиаконструктором Поликарповым.

Библиография

  • Рассказы авиаконструктора. М., 1957
  • 50 лет советского самолетостроения. М., 1968
  • Советские самолеты. Изд. 3-е. М., 1979;
  • Цель жизни (записки авиаконструктора). M., 1974

Награды

  • Международные:
    • Золотая авиационная медаль ФАИ.

Память

Примечание

  1. 1 2 3 Яковлев А. С. Цель жизни (записки авиаконструктора). Изд. 3-е, доп. М., Политиздат, 1972 °C.-13
  2. Наибольшее количество самолетов среди российских ОКБ
  3. А. С. Яковлеву тогда было 33 года
  4. Кербер Л. Л. Туполев. СПб., 1999. С. −171
  5. См.

    Яковлев А. С. Цель жизни (записки авиаконструктора). Изд. 3-е, доп. М., Политиздат, 1972 °C.-199

  6. Чкалов погиб при испытании самолета И-180 конструкции Н. Н. Поликарпова.

    После гибели Чкалова руководство завода и ряд конструкторов были подвергнуты репрессиям, однако испытания И-180 продолжились, но самолет так и не был запущен в серию

См. также

Ссылки

  • Яковлев Александр Сергеевич

Wikimedia Foundation. 2010.

Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1220281

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector