Б-1 бомбардировщик: b-1b lancer, самолёт, история создания, конструкция, технические характеристики (ттх)

Rockwell B-1 Lancer — тяжелый бомбардировщик ВВС США стоит на вооружении с 1986 г. Это один из самых крупных самолетов своего класса в истории авиации. На 2002 г. в строю находилось 93 бомбардировщика. Конструктивной особенностью В-1 является крыло с изменяемой в плане геометрией. Стреловидность по передней кромке составляет 1559,5°.

Конструкция самолета выполнена по технологии «Стелс», вероятность его обнаружения радиолокационными станциями противника минимальна.

Б-1 бомбардировщик: b-1b lancer, самолёт, история создания, конструкция, технические характеристики (ТТХ)

На замену В-52 фирма Rockwell International начала разработку бомбардировщика стратегического класса. Изначально самолет имел название В-1, но спустя некоторое время с новыми модернизациями он приобрёл название В-1ВLancer. Официально это произошло 1 мая 1990 года.

В 50-х годах был разработан ряд действий по замене самолетов, состоящих на вооружении США. Ярким представителем подобного плана был В-52. Начиная с 60-х годов, разработали программу под названием AMSA. Позже, в 1969 году, ее переименовали в программу В-1.

Официальные предложения по запросу (имеются в виду предложения, высланные в разные самолетостроительные фирмы) В-1 ВВС США выдало в ноябре этого же года. 7 июня 70 года выбрали компанию-победителя по итогам конкурса. Им стала компания North American Rockwell.

Также выбрали двигатели – ТРДД General Electric F101-100.

По первоначальной программе планировалось сконструировать 2 экземпляра для статических испытаний и 5 − для летных.

Однако практически сразу же в 1972 году внесли некие коррективы в программу, в частности на статические испытания дали только 1 экземпляр, а на летные – 3.

В 1976 году решили построить четвертый самолет в качестве эталона для начала серийного производства. По программе рассчитывали получить 240 серийных В-1. В 1979 году САК ВВС посчитали нужным поставить самолет на боевое дежурство.

Rockwell B-1 Lancer видео

НИОКР шли интенсивно, с малым отставанием от графика. На 76 год запланировали первый полет прототипа. В этом же году 23 декабря он с небольшим опозданием произошел. В воздух его поднял американский летчик-испытатель Ч. Бока-младший. Данный прототип использовали для фиксации летных и практических характеристик.

Сразу же столкнулись с проблемой электроники в самолете, потому что это был первый бомбардировщик, поднятый в воздух, с самым передовым оборудованием. Основная проблема затронула комплекс БРЭО, а вернее его определенную часть – бортовой комплекс обороны.

Хоть самолет и был практически готов, с этим комплексом компания Boeing, отвечающая за электронику, провозилась еще около 10 лет, прежде чем довести ее до полного рабочего состояния.

В апреле 76 года прототип достиг ранее заданной программой скорости М=2, а в сентябре успешно завершились летные испытания. В декабре этого же года Пентагон совместно с ВВС США объявил о намерении начать серийное производство самолета. Однако сразу же появилась и проблема.

Бортовое оборудование дорабатывали и на этот счет особо не переживали, но проблема возникла с финансовым вопросом. Если в 1970 году самолет стоил 40 миллионов долларов, то со всей программой доработки и доводки бомбардировщик спустя 5 лет стоил 70 миллионов долларов.

Президент США Картер был в недоумении и в 1977 году, в июне, на пресс-конференции объявил о прекращении финансирования проекта В-1.

Б-1 бомбардировщик: b-1b lancer, самолёт, история создания, конструкция, технические характеристики (ТТХ)

Но летные испытания В-1 так и не прекратились. Программу сильно поддерживало руководство ВВС, оно же дало возможность провести продувку самолета в аэродинамической трубе. Хоть официально в июне программу закрыли, в июле с 3-го прототипа выполнили запуск ракеты SRAM. По официальным данным программу испытаний назвали ВРЕ, в ней испытывались третий и четвертый (финальный) прототипы.

Спустя 5 лет программу возобновил Р. Рейган. 2 октября 81 года президент США провозгласил программу стратегической модернизации по программам АТВ и LRCA. К LRCA ВВС в июне назначили В-1В, а прототип В-1 переименовали в В-1А.

По внешним признакам прототипы В-1А и В-1В довольно-таки схожи, однако в то же время абсолютно разные. В-1В проектировали с расчетом на прорыв ПВО противника на малых высотах с дозвуковой скоростью.

Максимальная скорость не превышала показателя  М=1,25.

В сравнении с В-1А его собрат имел упрощенную конструкцию воздухозаборников (убрали подвижные клинья), сниженный ЭПР во фронтальной плоскости, а радиопоглощающие материалы увеличились на 85%.

Б-1 бомбардировщик: b-1b lancer, самолёт, история создания, конструкция, технические характеристики (ТТХ)

Первый полет уже полностью модернизированной версии В-1В состоялся в марте 1983 года.

Именно четвертый опытный прототип, который планировали сделать эталоном для серийного производства программы В-1, немного перестроили и переименовали в В-1В.

Разница между серийными самолетами и прототипом была лишь в конструкции воздухозаборников, системе стыка крыла с фюзеляжем и убранными окнами в кабине штурмана.

Полностью доработанная версия В-1В поднялась в небо в середине октября 1984 года. Ракету SRAM с него впервые выпустили в январе 1987 года, в декабре осуществили опытное сбрасывание 56 свободнопадающих практических бомб.

Практичность использования крылатых ракет осуществлялось на 9-м и 28-м серийных самолетах. Также первые 3 серийные В-1В сертифицировались на возможность использования ядерных свободнонесущих бомб В61 и В63.

59-й серийный испытывал фугасные бомбы Mk.82.

По официальным данным, всякого рода испытания самолета В-1В закончились 31 октября 1985 года.

Конструкция B-1

Опираясь на эргономику, были изменены некоторые части конструкции. Были установлены 2 небольших окна в кабине штурмана-оператора для ликвидации клаустрофобии. Также была изменена носовая часть фюзеляжа путем установки многорежимной РЛС AN/APQ-164A.

Кардинально исправили систему аварийного покидания кабины. Закабинный отсек увеличили. Появилась возможность подвешивания авиационных средств, предназначенных поражать разные типы целей.

Это стало возможным благодаря тому, что шпангоуты переднего отсека сделали подвижными.

Сам самолет выполнили по нормальной аэродинамической схеме. В конструкции реализовали интегральную компоновку, которая отличается плавным сопряжением крыла и фюзеляжа. Интегральная компоновка дала возможность увеличить объёмы планера изнутри, снизить площадь поверхности отмывания и эффективную поверхность рассеивания.

Б-1 бомбардировщик: b-1b lancer, самолёт, история создания, конструкция, технические характеристики (ТТХ)

Установленные на крыльях интерцепторы и дифференциально отклоняемые консоли стабилизатора осуществляют управление по крену.

Состав материалов для планера: титановый сплав – 17,6%, алюминиевый сплав – 42,5%. Поперечная коробчатая балка центроплана является основным элементом конструкции, которая воспринимает нагрузки. Практически на 80% изготовлена из титанового сплава с применением диффузной сварки.

Фюзеляж представлен полумонококом. Он состоит из пяти главных секций и имеет большую плотность размещения лонжеронов и шпангоутов. Конструктивные внутренние элементы и обшивка самолета выполнены в основном из алюминия. Титан применили в области гондол двигателей и в противопожарных перегородках.

За устойчивость конструкции в турбулентной атмосфере отвечает установленная система LARC. К ней относятся специальные датчики, которые разместили по разным точкам фюзеляжа. С их помощью измеряется нагрузка аэродинамических отклонений.

Благодаря этой системе уменьшилась масса конструкции носовой части и повысилась усталостная прочность всего планера.

Б-1 бомбардировщик: b-1b lancer, самолёт, история создания, конструкция, технические характеристики (ТТХ)

Благодаря тому, что крыло способно менять свою стреловидность, увеличились его несущие характеристики одинаково хорошо как в области малых скоростей, так и во время полета с большими числами Маха. Когда увеличивается стреловидность крыльев, частично подвижная часть убирается в центроплан.

В этом месте обшивка сделана из стеклопластика. На В-1В использовали более простую систему скользящих створок и уплотнителей надувного характера. В основе конструкции подвижных консолей лежат алюминиевые двухлонжеронные кессоны с нервюрами и фрезерованными лонжеронами.

Также здесь установлены монолитные цельнофрезерованные панели обшивки, выполненные из алюминиевых сплавов.

В состав механизации каждой консоли крыла входят семь секций предкрылков с углом отклонения 20° и однощелевыми шестисекционными закрылками.

Экипаж самолета – 4 человека: первый и второй пилоты, два оператора наступательных и оборонительных систем. Они размещены в двух герметичных кабинах. Летчики размещены бок о бок: командир слева, второй пилот справа. Сразу за ними идет вторая кабина с рабочими местами штурманов-операторов.

Б-1 бомбардировщик: b-1b lancer, самолёт, история создания, конструкция, технические характеристики (ТТХ)

Rockwell B-1 Lancer фото

Силовая установка: четыре турбореактивных двигателя «General Electric» тягой по 13 400 кг.

Б-1 бомбардировщик: b-1b lancer, самолёт, история создания, конструкция, технические характеристики (ТТХ)

Rockwell B-1 Lancer фото

Тактико-технические характеристики бомбардировщика Rockwell B-1 Lancer:

  • Размах крыла,м 23,84-41,67
  • Длина, м 44,81
  • Высота, м 10,36
  • Площадь крыла, м2 181,2
  • Полезная масса, кг 56 000
  • Стартовая масса, кг 217 000
  • Скорость полета: на высоте 1,25М
  • Скорость полета: у земли 0,85М
  • Дальность в полете перегоночная, км 11 300
  • Потолок, м 15 000
  • Экипаж, чел 4
  • Б-1 бомбардировщик: b-1b lancer, самолёт, история создания, конструкция, технические характеристики (ТТХ)
  • Rockwell B-1 Lancer фото кабины
  • Вооружение:
  • боевая нагрузка, кг 57000
  • крылатые ракеты    22 х AGM-86B
  • (дальность 2600 км, мощность ядерного заряд по 200 кт)
  • или управляемые ракеты …. 38 х СРЭМ (дальность 300 кг, мощность ядерного заряда по 200 кт)
  • возможны другие варианты боевой нагрузки.

Военная авиация

Avia.pro

Источник: http://avia.pro/blog/rockwell-b-1-lancer

B-1 Лансер Фото. Видео. Вооружение. ТТХ. Скорость

Б-1 бомбардировщик: b-1b lancer, самолёт, история создания, конструкция, технические характеристики (ТТХ)

Предназначен для решения задач прорыва ПВО противника с ядерным оружием на борту, доставки крылатых ракет и демонстрации военной силы в глобальном масштабе. В 1969 г. ВВС США объявили конкурс на разработку проекта сверхзвукового стратегического бомбардировщика, который смог бы заменить В-52. С 5 июня 1970 г. начались научно-исследовательские и проектно-конструкторские работы по созданию опытных самолетов В-1.

Бомбардировщик В-1В Лансер — видео

Первый полет опытного образца состоялся 23 декабря 1974 г. Сверхзвуковая скорость 2,2 М была достигнута 5 октября 1978 г., а предсерийный образец В-1А поднялся в воздух 14 февраля 1979 г. Еще в 1977 г. президент США Дж. Картер отказался от программы производства самолетов В-1 в пользу программы создания КР, но с приходом к власти администрации Р.

Рейгена программа испытаний В-1 как основного многоцелевого сверхзвукового стратегического бомбардировщика возобновилась, и в 1981 г. было объявлено о намерении закупить для ВВС США 100 бомбардировщиков В-1В. Первый серийный В-1В поднялся в воздух 18 октября 1984 г., а с 27 июля 1985 г.

Читайте также:  Рубеж - береговой ракетный комплекс: мобильный рс-26 стратегического назначения, авангард, характеристики

началась поставка для ВВС США серийных стратегических бомбардировщиков В-1В под названием «Лансер».

В отличие от предсерийного образца, «Лансер» имеет усиленную конструкцию планера и шасси, что позволяет осуществлять взлет-посадку с большим максимальным весом.

Этот вариант сохранил крыло изменяемой геометрии, однако регулируемые воздухозаборники были замены на нерегулируемые и изменена конструкция гондол двигателей.

Переконструированный отсек вооружения позволил размещать разнообразное вооружение или дополнительные топливные баки.

Б-1 бомбардировщик: b-1b lancer, самолёт, история создания, конструкция, технические характеристики (ТТХ)

Самолет В-1В имеет интегральную аэродинамическую схему, низкорасположенное крыло, высокорасположенное горизонтальное оперение и 4 двигателя, крепящиеся попарно под неподвижной частью крыла. В конструкции в основном применяются алюминиевые сплавы, титан и композиционные материалы.

Установлено кессонное крыло двухлонжеронной конструкции. Фюзеляж типа полумонокок, состоит из пяти основных секций. Конструкция безопасно повреждаемая, отличается большой плотностью размещения шпангоутов и лонжеронов.

Наружная обшивка фюзеляжа и внутренние элементы конструкции выполнены в основном из алюминиевых сплавов.

Основные стойки шасси имеют по четыре колеса и убираются в фюзеляж, носовая стойка с двумя колесами — вперед. Автоматическая система управления полетом необратимая, бустерная, с четырехкратным резервированием, с гидравлическими приводами и системой повышения устойчивости и управляемости.

Самолет В-1В оснащен четырьмя двигателями F101-GE-102 со статической максимальной тягой по 13950 кгс. Экипаж самолета В-1В состоит из четырех человек: двух летчиков и двух операторов бортовых систем. Для каждого члена экипажа устанавливается катапультное сиденье.

Вход в кабину через откидывающуюся вниз дверь за передней стойкой шасси со встроенным трапом. Самолет имеет два очевидных преимущества перед В-52 — кухню и туалет.

Система радиоэлектронного оборудования выполняет функции обороны и наступления, что позволяет прорывать систему ПВО на малой высоте с высокой дозвуковой скоростью и наносить удар по объектам.

Б-1 бомбардировщик: b-1b lancer, самолёт, история создания, конструкция, технические характеристики (ТТХ)

Основными компонентами комплекса наступательного оборудования самолета В-1В являются: многофункциональная РЛС АРЦ-164; ИНС SKN-2440, доплеровский измеритель скорости AN/APN-218; блоки управления электронным оборудованием фирмы IBM; модифицированная астроинерциальная навигационная система высокой точности NAS-26: аппаратура отображения данных наступательной системы; электронные блоки отображения данных на ЭЛТ; блок передачи данных для сбора и хранения данных о боевой задаче и полетных данных. Основу комплекса оборонительного оборудования составляет система AN/ALQ-161, обеспечивающая автоматическое обнаружение, опознавание и противодействие РЛС ПВО противника.

Бомбардировщик В-1В оснащен ИК-ловушками типа MJU-23/B для защиты самолета от УР класса «воздух—воздух» и зенитных ракет с ИК-системами наведения. Ловушки отстреливаются вверх от самолета. поскольку считается, что при прорыве системы ПВО бомбардировщик будет совершать полет на малых вы сотах, и в этом случае отстрел ловушек вниз неэффективен.

Основным оружием В-1 В являются восемь УР AGM-86B ALCM или до двадцати четырех УР AGM-69А, AGM-131A СРЭМ-2 класса «воздух—земля», двенадцать ядерных бомб В-28, В-43 или двадцать четыре В-61, В-83, размещаемых в трех бомбоотсеках по восемь единиц на роторных пусковых установках.

Типовым вариантом считается подвеска 16 единиц оружия (в двух передних бомбоотсеках).

Б-1 бомбардировщик: b-1b lancer, самолёт, история создания, конструкция, технические характеристики (ТТХ)

По ряду характеристик В-1В уступает российскому аналогу Ту-160 — это максимальная грузоподъемность, дальность полета, максимальная скорость, но пилотажные качества этих машин примерно одинаковы. За время эксплуатации в результате катастроф из-за поломки двигателя было потеряно несколько самолетов.

Из-за технических проблем, связанных с неподготовленностью самолетов для применения неядерного оружия. В-1В не принимали участия в конфликте в Персидском заливе 1991 г. но в декабре 1998 г. в операции «Лис пустыни» против Ирака 6 стратегических бомбардировщиков «Лансер» были использованы для нанесения ударов с больших высот обычными бомбами.

Аналогичным образом В-1 В были применены в операции «Решительная сила» для нанесения ударов по территории Югославии в марте 1999 г.

Тем не менее это первый бомбардировщик ВВС США с низким уровнем демаскирующих признаков, что в четыре раза снижает размер отметки на экране РЛС по сравнению с В-52. Поскольку бомбардировщики В-2 оказались слишком дорогими и их число относительно невысоко, то В-1В является основным пилотируемым средством ядерного устрашения в арсенале США.

Б-1 бомбардировщик: b-1b lancer, самолёт, история создания, конструкция, технические характеристики (ТТХ)

Модификации

B-1A (произведено 4 машины). Версия построенная по изначальному тех. заданию B-1, с регулируемыми воздухозаборниками и максимальной скоростью в 2,2 маха.

B-1B (произведено 100 машин). Пересмотренный вариант B-1, с применением технологий радиолокационной малозаметности и максимальной скоростью 1,25 маха. Реализована концепция самолёта маловысотного прорыва ПВО, посредством возможности полёта на сверхмалых высотах с огибанием рельефа местности.

B-1R (в стадии разработки). Вариант выдвинутый в качестве модернизации B-1B.

По замыслу разработчиков, B-1R (R — обозначает «региональный») должен получить новые РЛС, ракеты класса воздух-воздух и новые двигатели Pratt & Whitney F119.

Предположительно, данный вариант самолёта будет иметь максимальную скорость в 2,2 маха, но дальность полёта на 20 % меньше, чем предшественник.

Б-1 бомбардировщик: b-1b lancer, самолёт, история создания, конструкция, технические характеристики (ТТХ)

Тактико-технические характеристики B-1 Лансер

  • — Первый полёт: 23 декабря 1974 года- Начало эксплуатации: 18 октября 1984 года- Единиц произведено: B-1A — 4; B-1B — 100
  • — Стоимость программы разработки: $20,5 млрд
  • Стоимость B-1 Лансер
  • — Стоимость единицы: $283,1 млн (1998 год)- Стоимость программы разработки: $20,5 млрд
  • Экипаж B-1 Лансер
  • — 4 человека (командир, пилот, оператор вооружения и оператор оборонительных систем)
  • Размеры B-1 Лансер
  • — Длина, м: 44,81- Размах крыла, м: 41,67 / 23,84 (при минимальном / максимальном угле стреловидности)- Высота, м: 10,24- Площадь крыла, м²: 181,2- Коэффициент удлинения крыла: 9,6 / 3,14- Коэффициент сужения крыла: 3,5 / —- Нагрузка на крыло, кг/м² (расч.): 1194,1 (При максимальной взлётной массе)- Угол стреловидности по передней кромке: 15° / 67,5°- Профиль крыла: NA69-190-2- База шасси, м: 17,53
  • — Колея шасси, м: 4,42
  • Вес B-1 Лансер
  • — Масса пустого, кг: 86 180- Максимальная взлётная масса, кг: 216 365
  • Двигатель B-1 Лансер
  • — 4 × ТРДДФ F101-GE-102- Бесфорсажная тяга, кН: 4 × 64,9- Форсажная тяга, кН: 4 × 136,9
  • — Тяговооружённость (расч.): 0,258 / 0,122 (При максимальной взлётной массе на/без форсажа)
  • Скорость B-1 Лансер
  • — Максимальная скорость, км/ч: 1328 (М=1,25) (на 15 240 м); 1160 (М=0,92) (на 61-152 м)
  • Дальность полета B-1 Лансер
  • — 12000 км (без дозаправки)
  • Практический потолок B-1 Лансер
  • — 18 290 м

Вооружение B-1 Лансер

— Боевая нагрузка, кг: 60 690 (34 020 + 26 670 на внешних подвесках)- Ракеты «воздух-поверхность»: 24 × AGM-158 (внутр. + внеш.)

— Авиабомбы: 24 × B61 или B63; 84 × Mk 82; 24 × Mk 84; 30 × CBU-87/89/97; 30 × CBU-103/104/105; 24 × GBU-31; 15 × GBU-38; 84 × мины Mk 62; 8 × мин Mk 65

Фото B-1 Лансер

Б-1 бомбардировщик: b-1b lancer, самолёт, история создания, конструкция, технические характеристики (ТТХ) Б-1 бомбардировщик: b-1b lancer, самолёт, история создания, конструкция, технические характеристики (ТТХ)

You have no rights to post comments

Источник: http://oruzhie.info/voennye-samolety/617-v-1v-lanser

Б-1 бомбардировщик: B-1B Lancer, самолёт, история создания, конструкция, технические характеристики (ТТХ)

Из первой попытки создать сверхзвуковой тяжёлый бомбардировщик для ВВС США вышел тот самый блин, который комом. Самолет B-58 был сложен в эксплуатации, имел ограниченные боевые возможности и малую дальность полёта. Впоследствии попытки создать подобную машину постоянно тормозились меняющимися взглядами на роль стратегических бомбардировщиков.

«Звёзды сошлись» только в начале 80-х годов, а к концу десятилетия B-1B Lancer был принят на вооружение. И задачи, которые пришлось выполнять этому самолёту, оказались далеки от тех, которые он должен был решать.

История создания

После неудач с B-58 и экспериментальным XB-70 желание заменить «тихоходный» B-52 высокоскоростным самолётом генералов не оставило.

Министр обороны Макнамара возражал против разработок, считая, что баллистические ракеты полностью удовлетворяют нужды стратегических сил. А в качестве «обычного» тяжёлого бомбардировщика можно использовать и B-52.

После смены правительства и перехода к доктрине «гибкого реагирования» разработку нового самолёта всё же начали.

Б-1 бомбардировщик: b-1b lancer, самолёт, история создания, конструкция, технические характеристики (ТТХ)

В 1969 году программе присвоили индекс B-1A. Уже в следующем году в конкурсе победил проект фирмы «Норт Америкен Рокуэлл». В 1971 году компанию обязали построить один планер для наземных испытаний, и три самолёта. Первый B-1 выкатили из ангара в октябре 1974 года, а к 1979 году предполагалось построить и довести до начальной боевой готовности 240 бомбардировщиков, но этого не произошло.

Во второй половине 70-х годов завершилась разработка тяжёлой крылатой ракеты AGM-86. Оказалось, что с такими ракетами бомбардировщик B-52 сможет атаковать объекты противника, вообще не входя в зону действия ПВО. Во-вторых, были получены результаты в области разработки самолётов пониженной заметности.

И если крылатые ракеты были «синицей в руке», а стелс-бомбардировщик – «журавлём в небе», то B-1 места в этой картинке не находилось. Настолько, что в ходе предвыборной кампании будущий президент Картер сделал одним из пунктов программы отмену разработки самолёта. Что и произошло.

Тем временем меняющаяся обстановка в мире показала, что ВВС США не имеют тяжёлого бомбардировщика, способного действовать в составе сил быстрого развёртывания.

Новый президент Рейган оказался перед выбором – ожидать завершения работ по стелс-самолётам или возродить программу B-1. Он решил, что разрабатывать надо оба проекта.

В 1982 году фирме заказали 100 самолётов, построенных по изменённому проекту B-1B. Первый серийный экземпляр бомбардировщика продемонстрировали в сентябре 1984 года.

Конструкция

B-1B – четырёхмоторный самолёт – моноплан с изменяемой стреловидностью крыла, выполненный по так называемой интегральной аэродинамической компоновке. Четыре двигателя находятся в двух подкрыльевых гондолах у корня крыла.

В конструкции бомбардировщика применяются алюминиевые сплавы, титан, стеклопластик, стали и композиты. Главными отличиями B-1B от B-1A стали снижения требований к максимальной скорости и увеличение радиолокационной незаметности.

Читайте также:  Дымовая шашка (граната) : военная, армейская, плавучая, как выглядит, как пользоваться

Фюзеляж самолёта – типа «полумонокок», собирается из пяти секций.

За радиопрозрачным кварцевым обтекателем находится антенна РЛС, за ней – отсек с авионикой. Далее размещена кабина экипажа, за ней – ещё один отсек с оборудованием и два бомбовых отсека. Между центральным и хвостовым бомболюками – третий отсек с оборудованием. Радиолокационной аппаратурой занят и хвостовой обтекатель.

Крыло бомбардировщика B-1B состоит из неподвижного центроплана и подвижных консолей, угол стреловидности изменяется гидравлическими приводами. Подвижная часть крыла оснащается предкрылками, однощелевыми закрылками и интерцепторами, также выполняющими роль воздушных тормозов.

Б-1 бомбардировщик: b-1b lancer, самолёт, история создания, конструкция, технические характеристики (ТТХ)

Под отсеком экипажа находятся две вспомогательные аэродинамические поверхности. Система управления рулевыми поверхностями – бустерная, с четырёхкратным дублированием. Самолёт оснащён четырьмя независимыми гидравлическими системами.

Бомбардировщик B-1B оснащён четырьмя моторами General Electric F101-102, которые применяются только на этом самолёте. F101 – турбовентиляторный двигатель, имеющий осевой компрессор двухступенчатым вентилятором, 9-ступенчатый компрессор высокого давления, одноступенчатую турбину низкого давления и двухступенчатую – высокого. Предусмотрена и форсажная камера.

В случае отказов, самолёт может продолжать полёт даже на двух двигателях (или на одном – без нагрузки и при большинстве пустых баков).

От оригинального B-1A, оснащённого регулируемыми воздухозаборниками, B-1B отличается их отсутствием – ради снижения радиолокационной заметности. Топливо размещается в восьми протектированных (и с системой накачки инертным азотом) баках, находящихся в крыльях и фюзеляже.

В каждом из трёх бомболюков может быть установлено по дополнительному баку. В носу бомбардировщика, перед кокпитом, находится приёмник штанги воздушного заправщика. Топливо может автоматически перекачиваться из бака в бак для сохранения центра тяжести.

В подкрыльевых гондолах с двигателями также установлены вспомогательные силовые установки. Хотя ВСУ две, для запуска всех четырёх двигателей бомбардировщика достаточно и одной. Кнопка включения ВСУ находится у носовой стойки шасси – так их можно запустить снаружи самолёта.

Б-1 бомбардировщик: b-1b lancer, самолёт, история создания, конструкция, технические характеристики (ТТХ)

Экипаж бомбардировщика B-1B состоит из командира, второго пилота, оператора вооружения (бомбардира) и оператора оборонительных систем. Их места отделены от пилотских переборкой, в боковых стенках рядом с креслами предусмотрены иллюминаторы.

Кабина герметизируется наддувом воздуха, который отбирается от двигателей, предусмотрены кондиционер, камбуз и биотуалет. На B-1A в виде катапультируемой капсулы выполнялась вся кабина, на B-1B ограничились катапультируемыми креслами для всего экипажа.

Основой прицельно-навигационного комплекса B-1B является многофункциональный радар AN/APQ-164.

Он обеспечивает картографирование, следование рельефу местности, измерение высоты, разведку поды, и, разумеется, обнаружение наземных и воздушных целей.

Антенна может отклоняться, чтобы обеспечить боковой обзор. В состав защитного комплекса AN/ALQ-161 входят системы предупреждения об облучении и атаке из задней полусферы, а также помехопостановщики и кассеты для отстрела дипольных отражателей и тепловых ловушек.

Эксплуатация

Стратегическое Авиационное Командование получило первый бомбардировщик B-1B летом 1985 года. В следующем году объявили о начальной боевой готовности. Ну а в 1988 году ВВС сдали все 100 построенных бомбардировщиков. При этом сдача самолётов была завершена раньше срока.

Б-1 бомбардировщик: b-1b lancer, самолёт, история создания, конструкция, технические характеристики (ТТХ)

Всё это время самолёт оставался безымянным, и только в 1990 году его официально поименовали «Лансер» («Улан»). Впрочем, лётчики уже успели дать самолёту B-1B менее торжественное имя – «bone» (“кость”).

Международная обстановка в это время снова изменилась. Были заключены договоры о сокращении вооружений, а затем произошёл развал Советского Союза. Стратегическое Авиационное Командование было упразднено, а «Уланы», задуманные, как носители ядерного вооружения, оказались не у дел. Зато старые бомбардировщики B-52 вновь стали использовать в роли обычных дальних бомбардировщиков.

В 1997 году «Уланы», вооружённые кассетными бомбами CBU-97 вылетели в Бахрейн для демонстрации силы.

В тот год бомбить Ирак им не пришлось. Впервые два самолёта B-1B из 7го и 28го бомбардировочных крыльев отбомбились по иракским объектам в декабре 1998 года. Свободнопадающими бомбами Mk.82 была поражена база Республиканской Гвардии.

Тем временем обострилась ситуация в бывшей Югославии. Туда были отправлены 9 «Уланов» из 28го крыла, базой для вылетов которых стал аэродром в Великобритании. За время операции каждый из B1-B совершил по 25 боевых вылетов. Применялись вновь бомбы Mk.82.

Б-1 бомбардировщик: b-1b lancer, самолёт, история создания, конструкция, технические характеристики (ТТХ)

Следующей кампанией, в которой были задействованы сверхзвуковые бомбардировщики, стало вторжение в Афганистан. Там на свой счёт «Уланы» записали 40% сброшенных авиацией бомб. К моменту начала операции, наконец, было завершено переоснащение самолётов, и на талибов бомбардировщики сбрасывали уже высокоточные корректируемые бомбы GBU-31 JDAM.

Пока шли боевые действия в Афганистане, стартовала и новая кампания против Ирака. И уже в первые 24 часа вторжения 10 B-1B поразили бомбами JDAM 240 объектов. До конца наступательной операции бомбардировщики совершили 213 вылетов, сбросив 2159 бомб.

Позже B-1B применяли против Ливии, возвращали в Афганистан в 2012 году, а с 2014 по 2016 год самолёты участвовали в гражданской войне в Сирии.

До 2000-х годов в строю оставались 93 самолёта из 100 построенных – остальные были потеряны в авариях. В 2003 году 33 бомбардировщика были законсервированы. В 2017 году в ВВС США числилось 62 боеспособных «Улана». Предполагается, что в строю B-1B пробудут до 2038 года.

Лётно-технические характеристики

Самолёт, сопоставимый с «Уланом» по параметрам и назначению, долго искать не приходится. Это бомбардировщик Ту-160, также вступивший в строй в середине 80-х годов, и схожий с B-1 даже внешне. А ощущение «антагонизма» усиливается за счёт того, что американские бомбардировщики имеют тёмное радиопоглощающее покрытие, а Ту-160 сохранил белый «противоатомный» цвет.

 B-1B LancerТу-160
Размах крыльев, м 24/42 35,6/55,7
Длина, м 44,5 54,1
Максимальная взлётная масса, т 216 275
Максимальная скорость, км/ч 1340 2200
Боевой радиус, км 5543 7300
Боевая нагрузка, т 34 в бомболюках, 23 на внешней подвеске 45

Ту-160 превосходит американский аналог по размерам и лётным качествам. Возможно, правильнее было бы сравнивать его с изначальным бомбардировщиком B-1A – тогда параметры оказались бы гораздо ближе. На окончательные характеристики B-1B, как уже упоминалось, повлияли требования по внедрению в конструкцию стелс-технологий.

Б-1 бомбардировщик: b-1b lancer, самолёт, история создания, конструкция, технические характеристики (ТТХ)

Надо упомянуть и то, что хотя по совокупной бомбовой нагрузке «Улан» превосходит Ту-160, использование внешней подвески ограничено международными договорами.

Но российский самолёт, созданный как ракетоносец, им и остался. В ходе боевого применения Ту-160 в сирийской войне с его борта запускались крылатые ракеты.

А высокая эффективность B-1 при проведении обычных бомбардировок в своё время сильно подняла его репутацию.

Когда B-1B принимали на вооружение, отношение к нему было предвзятым.

Многим казалось, что эти самолёты станут «королевами ангара», прекрасно символизирующими боевую мощь, но неспособными её реализовать. Изменить такое отношение помогло только боевое применение. «Уланы», которые должны были прорывать оборону на низких высотах, и атаковать цели ракетами, в таком качестве ни разу не использовались.

Вместо этого самолёты засыпали цели обычными бомбами с большой высоты, а в Афганистане вообще фактически играли роль фронтовых бомбардировщиков. Недостатками остаются стоимость обслуживания и необходимость частых ремонтов. Но в целом самолёт проявил себя, как соответствующая задачам боевая машина, и бесполезным в памяти не останется.

Видео

Источник: https://WarBook.club/voennaya-tehnika/samolety/bombardirovschik-b-1b-lancer-zaderzhavshiysya-na-10-let/

Стратегический кастрат, или история B-1B Lancer

?

Categories: Б-1 бомбардировщик: b-1b lancer, самолёт, история создания, конструкция, технические характеристики (ТТХ)Есть у США стратегический бомбардировщик с изменяемой геометрией крыла B-1B Lancer («Улан» — всадник с пикой). Аналог советского Ту-160.Красивый, модный, с мощными системами РЭБ, с умением летать на сверхнизких высотах с огибанием рельефа местности…

Стоит на вооружении с 1985 г. – салага еще в общем, по сравнению с напарниками.

Все в «нем» хорошо, кроме одного.

Создавался самолет под стратегическую крылатую ракету с ядерной боеголовкой ALCM (она же AGM-86А). Самолет разработали, пустили в серию… а ракету не приняли на вооружение.

Американские военные сказали, что их не устраивает дальность пуска (1200 км). Потребовали 2400 км.В итоге на вооружение была принята новая ракета — ALCM-В (AGM-86В).

Б-1 бомбардировщик: b-1b lancer, самолёт, история создания, конструкция, технические характеристики (ТТХ)

И тут произошел эпический фейл – новая ракета оказалась в полтора раза длиннее (6,32 м против прежних 4,27 м) и… перестала влазить в бомболюки уже готового самолета.Тадам.

Улану пику не выдали!За 20,5 миллиардов $ наклепали бомбовозов, которые могут возить только свободнопадающие бомбы, как старичок Б-17 времен второй мировой.Круто!Ладно, не только бомбы — некоторое время они могли возить унылые аэробаллистические ракеты SRAM (AGM-69) ближнего радиуса действия.

Но как раз на замену SRAM-мам и разрабатывалась КР ALCM (под которую, собственно и строили Б-1Б). Так что SRAM-ы уже тогда считались вчерашним днем, и вскоре (1993 г.) окончательно были сняты с вооружения.Факт остается фактом — дальнобойную пику ему так и не дали…

обрекая входить в зону действия ВВС и ПВО противника, как обычную фронтовую авиацию.

Вот как википедия стыдливо ловко обошла этот момент:

Б-1 бомбардировщик: b-1b lancer, самолёт, история создания, конструкция, технические характеристики (ТТХ)Цитата:

Создавался в качестве носителя ядерного оружия для замены B-52, однако в начале 1990-х началось переоборудование самолётов B-1 для оснащения их обычными вооружениями……B-1B поступил на вооружение ВВС США в 1985 году.

Самолёт поступил в распоряжение стратегического командования ВВС США в качестве носителя ядерного оружия. В 1990-х его переоборудовали в носителя тактического вооружения.

Уууупс.Про былинный фейл ни слова. :)Справедливости ради – так долго этот позор продолжаться не мог… и вот в 2001 году небольшую пику Пикинеру все-таки дали.JASSM (AGM-158А) с дальностью пуска 360 км.Есть еще модификация «потолще» JASSM-ER (AGM-158В) с максимальной дальностью пуска 980 км.Б-1 бомбардировщик: b-1b lancer, самолёт, история создания, конструкция, технические характеристики (ТТХ)JASSM американцы собрались прикрутить ко всем действующим ударным самолетам (F-15E, F-16, F/A-18, F-35, B-1B, B-2 и B-52), кроме пожалуй А-10 (ибо не его калибр) и Ф-22 (ибо ударные возможности его еще недавно были нулевыми, да и сейчас не айс — «бомболюком не вышел» ©).Короче ракета совсем не стратегическая.Прямо скажем – по дальности даже самая «жирная» проигрывает старушке ALCM (AGM-86А), от которой военные отказались еще в 70-х годах прошлого века.Вот такая история.P.S.

Читайте также:  Бмп мардер: тактико-технические характеристики (ттх), конструкция, модификации, история создания, применение

Пост был перенесен отсюда , потому — там основная масса комментариев и осталась.

P.P.S.

Здесь продолжение банкета обсуждения вооружения самолета, порожденное чтением на ночь википедии некоторыми. 🙂

Источник: https://judgesuhov.livejournal.com/87137.html

Rockwell B-1 Lancer

B-1 Lancer B-1B Lancer в небе Афганистана, 2008 год.

Тип

стратегический бомбардировщик

Разработчик

Rockwell International Boeing

Производитель

Rockwell International

Первый полёт

23 декабря 1974 года

Начало эксплуатации

18 октября 1984 года[1]

Статус

эксплуатируется

Эксплуатанты

ВВС США

Годы производства

1973–1974,1983–1988

Единиц произведено

B-1A: 4 B-1B: 100

Стоимость программы разработки

$20,5 млрд[2]

Стоимость единицы

$283,1 млн (1998 год)[1]
 Медиафайлы на Викискладе

Рокуэлл Интернешнл B-1 «Лансер» (англ. Rockwell International B-1 Lancer — Улан) — американский сверхзвуковой стратегический бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности.

Разработан в 1970-80-х годах компанией Rockwell International. Состоит на вооружении Военно-воздушных сил США с 27 июля 1985 года. Создавался в качестве носителя ядерного оружия для замены B-52, однако в начале 1990-х началось переоборудование самолётов B-1 для оснащения их обычными вооружениями.

В окончательной версии бомбардировщика (B-1B) реализована концепция маловысотного прорыва ПВО посредством полёта на сверхмалых высотах с огибанием рельефа местности.

История

Разработка этого самолёта компанией Rockwell International пережила множество задержек, в основном из-за сложности теории стратегического баланса между гибким реагированием и ядерным паритетом[источник не указан 1751 день].

Первоначальная версия самолёта, B-1A, разработана ещё в начале 1970-х, но производство было прекращено после изготовления первых 4 прототипов. В 1980 году на базе B-1A был создан B-1B как самолёт маловысотного прорыва ПВО.

B-1B поступил на вооружение ВВС США в 1985 году.

Самолёт поступил в распоряжение стратегического командования ВВС США в качестве носителя ядерного оружия. В 1990-х его переоборудовали в носитель тактического вооружения.

В 1998 году самолёт получил боевое крещение во время операции «Лиса пустыни» и во время операции НАТО в Косове в следующем году. Также самолёт принимает участие в военных операциях США и НАТО в Ираке и Афганистане. B-1B олицетворяет сверхзвуковую составляющую дальней авиации США, наряду с дозвуковыми B-52 и B-2 Spirit.

Самолёту принадлежит 61 мировой рекорд по скорости, дальности, нагрузке и скороподъёмности[3] (по данным производителя — более 100[4]).

B-1 является единственным находящимся на вооружении ВВС США самолётом с изменяемой стреловидностью крыла после прекращения использования EF-111 Raven (модификация F-111) в 1998 году и F-14 Tomcat в 2006 году.

Разработка

Предыстория

Климатические испытания B-1B

В декабре 1957 года ВВС США приняли предложение компании North American Aviation заменить парк стратегических бомбардировщиков Boeing B-52 Stratofortress на North American XB-70 Valkyrie. XB-70 — шестимоторный реактивный бомбардировщик, способный на полёт со скоростью 3 Маха на высоте 21 км, что делало его практически неуязвимым для истребителей противника. Советские самолёты-перехватчики не могли перехватить самолёт, летающий на такой высоте, как и разведчик Lockheed U-2. К тому же, «Валькирия» могла развивать намного более высокую скорость. К концу 1950-х зенитные ракеты (ЗУР) достигли такой степени развития, что могли сбивать высоколетящие цели, что и подтвердило сбитие U-2 Пауэрса в 1960 году над Уралом.

Ещё до сбития U-2 стратегическое командование ВВС США сочло необходимым изменить тактику на прорыв на малой высоте. Эта тактика позволяла уменьшить расстояние, на котором производилось обнаружение самолёта радарами ПВО.

В то время ЗУР ПВО не обладали необходимой эффективностью при стрельбе по низколетящим целям. К тому же низколетящие цели с трудом поддавались обнаружению радиолокаторами перехватчиков из-за сложностей выделения цели на фоне подстилающей поверхности.

Большое воздушное сопротивление на низких высотах вынудило бы использовать XB-70 на околозвуковых скоростях и значительно уменьшило бы радиус их применения.

В итоге оказалось, что Валькирия будет вынуждена летать на скоростях, сопоставимых со скоростью B-52, который она должна была заменить, к тому же будет обладать меньшим радиусом действия.

Проект Валькирии был закрыт по распоряжению президента США Джона Кеннеди в 1961 году, как неподходящий для новой роли и в связи с растущей ролью межконтинентальных баллистических ракет, а два построенных прототипа XB-70 использовались в сверхзвуковых исследованиях.
В-52, никогда не предназначавшийся для маловысотного прорыва ПВО, смог опередить своего предполагаемого конкурента и остался в строю ещё на 55 лет.

Задействованные структуры

Сборка самолётов осуществлялась генеральным подрядчиком на Палмдейлском авиазаводе № 42[en]. В производстве различных аэродинамических элементов, узлов, агрегатов и бортового оборудования самолёта были задействованы следующие коммерческие структуры[5]:

Список задействованных коммерческих структур

Системная интеграция (самолёт в целом) — Rockwell International Corp., Палмдейл, Калифорния (CPIF, 90/10%)

  • Электрическая мультиплексная система — Radiation, Inc., Мелборн, Флорида (CPIF);
  • Парашютно-спасательная система — Pioneer Parachute Co., Inc.[en], Манчестер, Коннектикут (CPIF);
  • Резервный источник энергопитания — Garrett AiResearch Corp.[en], Финикс, Аризона (CPIF);
  • Система регулирования наддува, температуры, герметизации и рециркуляции воздуха в кабине — United Aircraft Corp., Hamilton Standard Division[en], Виндзор-Локс, Коннектикут (CPIF);
  • Привод постоянной скорости генератора переменного тока — Sundstrand Corp.[en], Рокфорд, Иллинойс (FFP);
  • Воздушно-аккумулирующая электроустановка — Teledyne-McCormick Selph Co.[en], Холлистер, Калифорния (FFP);
  • Пневмоамортизатор — Goodyear Aerospace Corp., Акрон, Огайо (FFP);
  • Реактивная система управления и гироскопической стабилизации — Northrop Corp., Норвуд, Массачусетс (FPI);
  • Авиагоризонт и гировертикаль — Goodyear Aerospace Corp., Акрон, Огайо (FFP);
  • Система подачи топлива самотёком — Simmonds Precision Products, Inc., Вердженс, Вермонт (FFP);
  • Вычислитель системы воздушных сигналов — AiResearch Manufacturing Co.[en], Торренс, Калифорния (FFP);
  • Прибор гироскопической стабилизации — Northrop Corp., Норвуд, Массачусетс (FFP);
  • Автоматическая бортовая система управления — Sperry Rand Corp., Финикс, Аризона (FPI);
  • Центральная встроенная контрольно-проверочная система (устройство сбора данных, аппаратура аэрофотосъёмки, контрольно-индикаторный прибор) — Instrument Systems Corp.[en], ISC Telephones Division, Хантингтон, Лонг-Айленд (FFP);
  • Электронное вычислительное устройство контрольно-проверочной системы — IBM Corp., Овего, Нью-Йорк (FFP);
  • Идикатор вертикальной обстановки — Sperry Rand Corp., Sperry Flight System Division, Финикс, Аризона (FFP);
  • Система регулирования подачи воздуха — Vap-Air Corp., Vap-Air Division, Чикаго, Иллинойс (FFP);
  • Блок управления воздухозаборника — Bendix Corp., Тетерборо, Нью-Джерси (FFP);
  • Парашютно-тормозная система — Goodyear Aerospace Corp., Акрон, Огайо (CPIF);
  • Отводящие воздуховоды — Stainless Steel Products, Inc., Бербанк, Калифорния (FFP);
  • Система регулирования воздухозаборника — Western Gear Corp., Лос-Анджелес, Калифорния (FFP);
  • Система привода закрылков и предкрылков — Kelsey Hayes, Co., Спрингфилд, Огайо (FFP)
  • Система изменения стреловидности крыла — Sundstrand Corp.[en], Рокфорд, Иллинойс (FFP);
  • Стойки шасси — Cleveland Pneumatic Co., Кливленд, Огайо (FFP);
  • Обтекатель — Brunswick Corp.[en], Марион, Виргиния (FFP);
  • Вращающаяся пусковая установка — Kelsey Hayes, Co., Спрингфилд, Огайо (FFP)
  • Створки доступа к двигателю — Kaman Aerospace Corp., Блумфилд, Коннектикут (FFP)
  • Горизонтальные и вертикальные стабилизаторы — Martin Co., Балтимор, Мэриленд (FFP);
  • Рулевые поверхности и зализы крыльев — Kaman Aerospace Corp., Блумфилд, Коннектикут (FFP);

Авиадвигатель — General Electric Co., Эвендейл, Огайо (CPIF, 80/20%)

  • Лопасти компрессора высокого давления — Fansteel Metallurgical Corp., Precision Sheet Metal, Inc., (Division), Лос-Анджелес, Калифорния (FFP);
  • Воздуховодная система — Advance Structures Technology, Inc., Санта-Ана, Калифорния (FFP);
  • Бандаж турбины высокого давления, маслопроводы, маслосборники — Windsor Manufacturing Co., Хартфорд, Коннектикут (FFP);
  • Главный регулятор подачи топлива — Woodward Governor Co.[en], Рокфорд, Иллинойс (FFP);
  • Трубки смесительной системы — Roark Welding & Engineering Co., Индианаполис, Индиана (FFP);
  • Штампованные детали — Wyman-Gordon Co.[en], Вустер, Массачусетс (FFP);
  • Система приводов двигателя — National Water Lift Co., Каламазу, Мичиган (FFP);
  • Лопасти вентилятора турбины и редуктор — Kelsey Hayes, Co., Спрингфилд, Огайо (FFP);
  • Топливные форсунки — Parker-Hannifin Corp., Accessories Division, Кливленд, Огайо (FFP);

Авионика — Boeing Co., Сиэтл, Вашингтон (CPIF, 85/15%)

  • Авиационное электронное оборудование — Singer Corp., Kearfott Division[en], Литл-Фолс, Нью-Джерси (FFP);
  • Центральное записывающее устройство, диспетчер оперативной памяти — IBM Corp., Овего, Нью-Йорк (FFP);
  • Радиолокатор переднего обзора AN/APQ-144 — General Electric Co., Ютика, Нью-Йорк (FFP);
  • Радиолокатор системы автоматического следования рельефу местности AN/APQ-146 — Texas Instruments, Даллас, Техас (FFP);

Аппаратура радиочастотного мониторинга и радиоэлектронного подавления — Cutler-Hammer, Inc.[en], AIL Division, Дир Парк, Нью-Йорк (60/40%)

  • Передатчики — Hallicrafters Corp.[en], Роллинг-Мидоуз, Иллинойс (CPIF);
  • Антенны — SEDCO Systems, Inc., Фармингдейл, Лонг-Айленд, Нью-Йорк (CPIF);

Поставщики бортового оборудования по госзаказам (GFAE)[6]

  • Инерциальная навигационная система LN-15S — Litton Systems, Inc., Вудленд-Хиллз, Калифорния;
  • Доплеровская радиолокационная станция AN/APX-185 — Laboratory for Electronics, Inc., Бостон, Массачусетс;
  • Радиовысотомер AN/APN-194 — Minneapolis-Honeywell Regulator Co., Special Systems Division, Потстаун, Пенсильвания;
  • Приёмопередающая станция коротковолнового диапазона AN/ARC-123 — Avco Corp., Electronics Division, Цинциннати, Огайо;
  • Азимутально-дальномерная радиосистема ближней навигации AN/ARN-84 — Hoffman Electronics Corp.[en], Military Products Division, Эванстон, Иллинойс;
  • Система радиолокационного опознавания AN/APX-64 — Stewart-Warner Corp.[en], Electronics Division, Чикаго, Иллинойс;
  • Система взлёта и посадки по приборам AN/ARN-108, Ультракоротковолновый приёмник амплитудно-модулированных сигналов AN/ARC-109, Ультравысокочастотный автоматический радиопеленгатор AN/ARA-50 — Collins Radio Co.[en], Сидар-Рапидс, Айова;
  • Радиолокационный маяк-ответчик x-диапазона AN/APX-78 — Motorola, Inc., Military Electronics Division, Скоттсдейл, Аризона;
  • Бортовое переговорное устройство AN/AIC-27 — Hughes Aircraft Co., Electronic Manufacturing Division, Лос-Анджелес, Калифорния;
  • Кодовый переключатель A/37A-8 — Sandia Corp.[en], Альбукерке, Нью-Мексико;

Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Rockwell_B-1_Lancer

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector