Eurofighter typhoon: истребитель, самолёт, ввс, история создания, конструкция, технические характеристики

Всепогодный многоцелевой боевой самолет «Еврофайтер Тайфун» (Eurofighter Typhoon) предназначен для завоевания превосходства в воздухе, контроля воздушного пространства и перехвата самолетов противника. К его возможностям также относится подавление и уничтожение объектов ПВО, непосредственная авиационная поддержка, атака морских целей, участие в стратегическом воздушном ударе и ведение разведки.

Самолет производится европейским оружейным консорциумом «Еврофайтер Ягдфлюгцойг ГмбХ» (Eurofighter Jagdflugzeug GmbH) со штаб-квартирой в местечке Хальбергмоос (Hallbergmoos) под Мюнхеном (Германия).

Предприятие создано с участием четырех компаний: Airbus Defens and Space GmbH (Германия, 33%), Airbus Defens and Space S.A. (Испания, 13%), BAE Systems (Великобритания, 33%) и Leonardo S.p.A (Италия, 21 %).

eurofighter typhoon: истребитель, самолёт, ввс, история создания, конструкция, технические характеристики«Еврофайтер Ягдфлюгцойг ГмбХ» – эмблема предприятия

Первый полет  «Еврофайтер
Тайфун» совершил 27 марта 1994 г. В настоящее время самолет стоит на
вооружении ВВС девяти стран мира. Согласно открытым источникам, по состоянию на
31 августа 2018 г. промышленности заказано 623 машины, а к ноябрю 2018 г. производитель
уже поставил заказчикам 551 самолет.

За время производства модель подвергалась постоянной
модификации. Каждая из модификаций именуется «траншем» с соответствующим
порядковым номером. Первые поставки получили обозначение «транш 1». В
настоящее время заказчикам поступает «транш 3».

В составе ВВС Германии из шести тактических авиационных эскадр «Еврофайтер Тайфун» стоит на вооружении четырех. На середину 2018 г. ВВС бундесвера имели в своем составе 133 самолета этой модели и ожидали поставки еще 143 истребителей.

eurofighter typhoon: истребитель, самолёт, ввс, история создания, конструкция, технические характеристики«Еврофайтер Тайфун» – полет на праздновании 60 лет Люфтваффе

«Еврофайтер Тайфун» – боевые возможности

По заявлениям европейских специалистов, самолет позволяет относительно
легко реализовывать свои будущие миссии, благодаря гибкой конструкции. Эта
гибкость основана на передовых технологиях в области авионики и интеграции
различных типов вооружений.

В результате «Еврофайтер» способен не
только выполнять разные роли, но и менять их в ходе одной миссии. Причем,
возможен переход между применением класса «воздух-воздух» и
«воздух-земля».

Использование одного самолета для широкого спектра
применений снижает затраты, повышает эффективность и облегчает взаимодействие между
союзными войсками.

Согласно западным оценкам, при исполнении роли истребителя,
обеспечивающего воздушное превосходство, «Еврофайтер» в полной мере задействует
свою высокую маневренность и достаточную удельную тягу. Он способен одновременно
поражать несколько самолетов противника 
как в пределах, так и за границами видимой зоны.

В дополнение к жестко установленной 27 мм авиационной пушке «Еврофайтер
Тайфун» имеет 13 точек внешней подвески, обеспечивающих крепление широкого
спектра вооружений и дополнительных топливных баков. Этот арсенал способствует
успешному применению самолета против различных наземных целей.

eurofighter typhoon: истребитель, самолёт, ввс, история создания, конструкция, технические характеристики«Еврофайтер» с боекомплектом на внешней подвеске

Конструкция

«Еврофайтер Тайфун» — это реактивный самолет с
двумя двигателями, дельтовидным крылом и передним горизонтальным оперением
(ПГО). Легкая конструкция на 82% состоит из композитных материалов (70%
углеродное волокно и 12% стекловолокно).

eurofighter typhoon: истребитель, самолёт, ввс, история создания, конструкция, технические характеристикиПроекции самолета

Крылья и внешняя обшивка фюзеляжа выполнены из углеродного
волокна. ПГО, элероны и детали двигателей, а также узлы примыкания крыльев
изготовлены из титанового сплава.

Воздухозаборники, ламели, внутренняя
конструкция фюзеляжа и передняя кромка вертикального стабилизатора произведены
из высокопрочного алюминиевого сплава. Кромка кабины – из магниевого сплава.
Обтекатели в основном изготавливаются из стеклопластика.

Для защиты от
электромагнитных помех, побочных излучений, ЭМИ, СВЧ большой мощности и молний
планер самолета окружен проводящей решеткой.

«Еврофайтер Тайфун» имеет два топливных бака в
крыле и три бака за кабиной. В целях балансировки машины в полете топливо непрерывно
перекачивается между баками. Заполнение баков контролируется датчиками
давления. Самолет может проводить заправки в воздухе. Справа перед кабиной установлен
складной заправочный зонд.

eurofighter typhoon: истребитель, самолёт, ввс, история создания, конструкция, технические характеристикиЗаправочный зонд

Для сокращения длины пробега после приземления перед
вертикальным стабилизатором самолета поднимается тормозной экран. Данное
устройство позволяет «Тайфуну» приземлиться на передовых базах, коротких
взлетно-посадочных полосах, на шоссе и вспомогательных аэродромах. Между
двигателями машины установлен крюк, который используется только в случае
чрезвычайной ситуации.

Двигатель

Двигатель «Еврофайтер Тайфун» является двухвальным
с отношением двухконтурности 0,4:1.

Низкий коэффициент двухконтурности выбран
из-за высокой тяги в сухом состоянии и хорошей ее эффективности на
сверхзвуковом режиме полета.

Двигатель позволяет «Тайфуну»  длительно поддерживать сверхзвуковую скорость
без использования форсажной камеры, то есть лететь в режиме
«суперкруиз» (Supercruise – сверхзвуковая
крейсерская скорость полета).

eurofighter typhoon: истребитель, самолёт, ввс, история создания, конструкция, технические характеристикиДвигатель EJ200

По сравнению с двигателем истребителя «Торнадо» (Turbo-Union RB199), модель EJ200 имеет
на 37% меньше деталей (1800 вместо 2845) и развивает на 50% больше тяги при том
же размере.

Компрессоры высокого и низкого давления изготавливаются по
технологии Blisk (диски и лопатки компрессора изготавливаются как одно целое,
что снижает вес).

Лопасти EJ200 изготовлены из титанового сплава полые и более
чем в два раза больше лопаток Turbo Union RB199.

В двигателе «Еврофайтер Тайфун» воздух сжимается компрессором
низкого давления в три этапа до соотношения давления 4,2:1. Компрессор высокого
давления с 3D-лопаточной решеткой и пятью ступенями создает давление 6,2:1. По
оценкам западных источников – это один из лучших показателей в мире. Два
компрессора вращаются в противоположных направлениях, создавая общий
коэффициент давления до 26:1.

В кольцевой камере сгорания воздух и топливо сжигаются
вместе. Температура на входе в турбину составляет около 1800° по Кельвину. За
форсажной камерой (камерой дожигания) следует регулируемое
сходящееся-расходящееся сопло без управляемого вектора тяги. Отношение тяги к
весу EJ200 составляет 9,5:1 при массе двигателя 1035 кг. Замена двигателя у
четырех человек занимает менее 45 минут.

eurofighter typhoon: истребитель, самолёт, ввс, история создания, конструкция, технические характеристикиСтруктура двигателя «Еврофайтер Тайфун»

В обычных условиях цифровой блок управления двигателем (Digital Engine Control Unit, DECU) оптимизирует  его для минимального обслуживания и
максимального срока службы. При такой установке EJ200 обеспечивает сухую тягу в
60 кН и 90 кН на форсаже.

В случает боевых действий могут применяться так
называемые «боевые настройки» (War
Setting). Они позволяют увеличить производительность, но сокращают срок
службы и увеличивают период технического обслуживания двигателя. Тем не менее, в
этом случае двигатель развивает сухую тягу 69 кН и 95 кН с последующим дожиганием.

На аварийном режиме работы в течение нескольких секунд EJ200 может обеспечить
тягу в 102 кН.

В настоящее время ведутся работы над перспективным
двигателем с 3D-системой управления вектором тяги и углом его отклонения около
23°. Кроме того, сходящаяся и расходящаяся части сопла предусматривается контролировать
независимо друг от друга. Это позволит увеличить полезную тягу в режиме полета
«суперкруиз» на 7%, благодаря оптимизации потока.

Аэродинамика

При постройке самолета в проект закладывалась его максимально
возможная нестабильность, поэтому аэродинамика стала основной и самой сложной
задачей при разработке проекта.

В нестабильных боевых самолетах с ПГО нелинейные
аэродинамические эффекты неизбежны. От конструкторов потребовалось
гарантировать устойчивость полета самолета при маневрировании и обеспечить
возможность вернуть вниз нос машины на больших углах атаки.

Согласно публикациям, система управления полетом «Еврофайтер
Тайфун» ограничивает максимальное значение перегрузок при дозвуковом
полете до 15g.

  На сверхзвуковых скоростях в пределах 1,2 –
1,6 Маха истребитель способен маневрировать с перегрузкой до 9 g. Кроме того, скорость в 1.

6
Маха считается максимально допустимой для маневрирования, на которую проектировался
самолет. При этом, сохраняется возможность полета и на более высокой скорости.

Технологии малой заметности («стелс»)

«Еврофайтер Тайфун» не является
самолетом-невидимкой, но по ряду  конструктивных особенностей оптимизирован в
этом направлении. Одной из целей конструкторов было четырехкратное снижение радилокационного
профиля (Radarquerschnitt, RCS) самолета
с фронта в сравнении с истребителем «Торнадо».

eurofighter typhoon: истребитель, самолёт, ввс, история создания, конструкция, технические характеристикиИстребитель «Торнадо»

Согласно публикациям, в этом отношении инженеры прибегли к
ряду мер. Так, воздухозаборники самолета подняты вверх, а также имеют S-образный
вход, который препятствует прямой видимости передних лопаток компрессора
двигателя.

Ракеты класса «воздух-воздух» наполовину утоплены в средней
части корпуса машины. Все видимые спереди поверхности покрыты радиопоглощающим
материалом (radarabsorbierendem Material,
РАМ).

Это коснулось передних краев ПГО, несущего крыла и вертикального
стабилизатора, воздухозаборников и передней кромки закрылков.

Обтекатель радара специально разработан компанией BAE Systems и обладает  частотно-селективной поверхностью (Frequency Selective Surface, FSS).

Поверхность
гарантирует его прозрачность для собственной РЛС и отражение или поглощение
излучений других радаров.

Остекление кабины покрыто тонким слоем, который
непроницаем для электромагнитных волн и также способствует радиолокационной
маскировке самолета.

eurofighter typhoon: истребитель, самолёт, ввс, история создания, конструкция, технические характеристикиВид снизу. Утопленные ракеты в середине фюзеляжа

Согласно данным ВВС Великобритании, фактическое значение
лобового RCS является
секретным, но считается, что оно лучше, чем целевые показатели. В частности, по
данным японского авиационный журнал «J-WINGS»
от августа 2010 г.

поперечное радиолокационное сечение «Еврофайтер
Тайфун» составляет 0,05–0,1 кв.м. Другое издание, журнал «Journal of Electronic Defense» от 2005 г.

,
сообщало, что сравнительное значение RCS «Тайфуна» составляло 0,13% от
радиолокационного сечения Су-27/30/35 и около 0,2% от аналогичного параметра МиГ-29.

Кабина и органы управления

«Еврофайтер Тайфун» управляется одним пилотом,
размещающемся в кабине.

На рабочем месте пилота преобладает индикатор на лобовом
стекле (ИЛС, Head-up-Display). Под ним
размещена базовая панель управления каналом передачи данных (Data Link Control Panel, DLCP), а ниже
три многофункциональных дисплея (Multifunction
Head Down Displays, MHDD). С левой стороны находится еще одна консоль для
ввода и изменения данных, с правой стороны — дисплей для организации связи.

Источник: https://invoen.ru/vvt/eurofighter-typhoon-obshaja-charakteristika/

Су-35 против Eurofighter Typhoon. Мнение экспертов

В последнее время НАТО активизировало воздушное патрулирование в небе над Прибалтикой. Для этих целей ВВС Великобритании, Германии, Италии и Испании используют истребители Eurofighter Typhoon.

eurofighter typhoon: истребитель, самолёт, ввс, история создания, конструкция, технические характеристики wikimedia.org

Американский эксперт Дэйв Маджумдар оценил возможности истребителей Су-35 и Eurofighter Typhoon в случае, если им придется противостоять друг другу. Хотя возникновение такой ситуации Дэйв считает маловероятной.

Eurofighter уже приходилось сталкиваться с российскими машинами в бою, но только в учебном.

eurofighter typhoon: истребитель, самолёт, ввс, история создания, конструкция, технические характеристики wikimedia.org

Эксперт, вспоминая о недавних маневрах индийских Су-30МКИ и британских Eurofighter Typhoon, рассказывает, что российские машины произвели положительное впечатление на английских летчиков. В частности, командир 3-й истребительной эскадрильи подполковник авиации Крис Мун отметил, что Су-30МКИ «великолепный самолет, и работать вместе с ним на нашем „Тайфуне“ — это привилегия».

По словам Дэйва, индийцев «Тайфун» тоже впечатлил, и они заметили, что обе машины примерно равны по возможностям. При этом эксперт умолчал о том, что по результатам маневров индийские Су-30 МКИ победили британские Eurofighter Typhoon со счетом 12:0.

eurofighter typhoon: истребитель, самолёт, ввс, история создания, конструкция, технические характеристики Кабина Eurofighter wikimedia.org

В качестве преимущества Су-35 Маджумдар называет отличную управляемость на низких скоростях благодаря управляемому вектору тяги, что сводит на нет такие преимущества «Тайфуна», как очень высокая угловая скорость разворота и отличная тяговооруженность.

С точки зрения технологий, особых преимуществ у обоих истребителей нет. Ни Eurofighter, ни Су-35 не оснащены антенной решеткой с автоматическим электронным сканированием.

eurofighter typhoon: истребитель, самолёт, ввс, история создания, конструкция, технические характеристики кабина Су-35 militaryrussia.ru

Правда, у европейского самолета отличная кабина и интерфейс «летчик-машина» гораздо лучше, чем у сегодняшних вариантов «Фланкеров» (Су-30 и Су-35 есть не что иное, как глубокая модернизация истребителя Су-27, по кодификации НАТО: Flanker-B — прим. ред).

Также в преимущества Typhoon эксперт записал управляемую ракету класса «воздух-воздух» большой дальности MBDA Meteor, которая имеет отличные характеристики на конечном отрезке полета.

eurofighter typhoon: истребитель, самолёт, ввс, история создания, конструкция, технические характеристики wikimedia.org

Подводя итоги, Маджумдар отметил, что российские самолеты отстают по таким аспектам, как приборы обнаружения и интерфейсы «летчик-машина». Вследствие чего у Typhoon больше шансов победить.

В свою очередь российский эксперт Дмитрий Литовкин уверен, что победит Су-35. У российского истребителя большая ракетно-бомбовая нагрузка: Eurofighter нестет шесть с половиной тонн, Су-35 — около 9 тонн боеприпасов.

Читайте также:  Пе-2: пикирующий самолет бомбардировщик, вооружение, конструкция, технические характеристики (ттх)

eurofighter typhoon: истребитель, самолёт, ввс, история создания, конструкция, технические характеристики army. lv

Возможность обнаружения целей у Су-35 тоже выше — истребитель оборудован радиолокационной станцией с пассивной фазированной антенной решёткой, которая воспринимает чужое излучение, и на это излучение посылает свою ракету, а у Eurofighter — активная фазированная решетка, она излучает. Если противопоставить два локатора, то за Су-35 будет преимущество, он не будет обнаружен, а Eurofighter вызовет огонь противника на себя.

eurofighter typhoon: истребитель, самолёт, ввс, история создания, конструкция, технические характеристики РЛС Н035 Ирбис с ПФАР wikimedia.org

Дальность обнаружения целей у российского истребителя — 400 км, а европейский видит на 300 км. Кроме того, Су-35 в отличие от Eurofighter оснащен системой предупреждения о пуске ракет, которая дает летчику спасительные несколько секунд, чтобы уйти от атаки.

В преимуществах российского самолета и высокая маневренность, благодаря наличию двигателей с управляемым вектором тяги. Благодаря этому Су-35 может развернуться буквально на месте, на что не способен Typhoon.

«Есть такая фигура „сухой лист“, — рассказывает Литовкин, — когда наш самолет вращается на одном месте в плоскости. И все эти фигуры не для шоу, они нужны, чтобы выжить в воздушном бою».

Подводя итоги, заметим, что оба истребителя примерно равны, и в реальном бою, скорее всего, все решит мастерство летчика.

Индийские Су-30 МКИ победили на маневрах британские Eurofighter Typhoon со счетом 12:0

Источник: https://42.tut.by/466793

Многоцелевой истребитель Eurofighter Typhoon (Европа, совместная разработка)

Eurofighter Typhoon — единый европейский многоцелевой истребитель, ставший результатом совместной работы специалистов Германии, Великобритании, Италии и Испании. Представлен в виде семейства самолетов, состоящего из незначительно различающихся вариаций для каждой страны, принявшей участие в проекте.

eurofighter typhoon: истребитель, самолёт, ввс, история создания, конструкция, технические характеристики

Ранние планеры данного семейства относятся к четвертому поколению истребителей, более поздние модификации — к условным поколениям 4+ и 4++ соответственно.

Как и прочие современные многоцелевые истребители, Eurofighter Typhoon одинаково успешно справляется с завоеванием превосходства в небе, поражением наземных и надвод ных целей, ведением разведки и т. д.

Особенности

Истребитель Eurofighter Typhoon является уникальной боевой машиной, воплощающей передовые идеи самолетостроения и электроники четырех государств-участников проекта, производственные мощности которых позволяют в случае необходимости выпускать эти истребители в больших количествах.

Конструкция

Истребитель Eurofighter Typhoon выполнен по аэродинамической схеме «Бесхвостка» с низкорасположенным треугольным крылом и передним горизонтальным оперением. Главные преимущества данной схемы заключаются в обеспечении лучших характеристик грузоподъемности на единицу площади крыла и снижении сопротивления самолета на сверхзвуковых скоростях.

eurofighter typhoon: истребитель, самолёт, ввс, история создания, конструкция, технические характеристики

Недостатком является предрасположенность к «клевку», то есть к самопроизвольному опусканию носа самолета. Кроме того, расположение горизонтального оперения спереди негативно сказывается на эффективной площади рассеяния самолета. Тем не менее благодаря ряду удачных инновационных конструкторских решений истребитель Eurofighter Typhoon имеет высокие противорадарные характеристики.

Данная аэродинамическая схема не является уникальной. В настоящий момент по ней строятся не только боевые планеры, как, например, французский истребитель Dassault Rafale и шведский истребитель Saab JAS 39 Gripen, но и гражданские самолеты, к примеру американский административный планер Beechcraft Starship.

Силовая установка Eurofighter Typhoon представлена двумя турбореактивными двигателями Eurojet EJ 200 с максимальной тягой в режиме форсажа по 9180 кгс.

eurofighter typhoon: истребитель, самолёт, ввс, история создания, конструкция, технические характеристики

Помимо вооружения на внешних подкрыльевых узлах Eurofighter Typhoon могут быть размешены дополнительные топливные баки

Управление полетом осуществляется четырехкратно продублированной цифровой системой, которая объединена с аналогичной структурой управления двигателями. Интерфейс взаимодействия между пилотом и системой управления реализован в виде цветных многофункциональных индикаторов на приборной панели и широкоугольным голографическим ИЛС фирмы GEC Эвионикс, установленным над приборной доской.

Среди инноваций в области авионики, реализованных на Eurofighter Typhoon, можно отметить возможность ввода голосом данных и команд, не влияющих на безопасность полета.

eurofighter typhoon: истребитель, самолёт, ввс, история создания, конструкция, технические характеристики

Дозаправка истребителя Eurofighter Typhoon топливом в полете

Но главной визитной карточкой Eurofighter Typhoon стала инновационная полностью автоматическая система радиоэлектронной борьбы DASS (Defense Aids Sub System), позволяющая значительно понизить эффективность ракет класса «земля — воздух», что особенно важно в условиях европейского театра военных действий, насыщенного системами ПВО. Однако следует отметить, что ввиду высокой стоимости данной системы она будет установлена не на всех истребителях. К примеру, система DASS отсутствует на варианте самолета для ВВС Германии.

Вооружение

Номенклатура вооружения истребителя Eurofighter Typhoon весьма широка и разнообразна. Связано это прежде всего с тем, что каждая страна, участвующая в создании единого европейского истребителя, имеет собственный взгляд на состав вооружения для выполнения тех или иных задач.

Так, если выбор вооружения для ведения воздушного боя в целом одинаков для всех стран и представлен управляемой ракетой класса «воздух — воздух» AIM-9 Sidewinder и AIM-132 ASRAAM для ближнего боя, AIM-2000 IRIS-T, AIM-120 AMRAAM средней дальности и MBDA Meteor большой дальности действия, то выбор вооружений класса «воздух — поверхность» существенно отличается.

eurofighter typhoon: истребитель, самолёт, ввс, история создания, конструкция, технические характеристики

Вооружение истребителя Typhoon размешается на внешних узлах подвески. С одной стороны, это ухудшает показатели ЭПР, с другой — позволяет применять самое разнообразное вооружение

Германские Eurofighter Typhoon вооружены крылатыми ракетами большой дальности действия собственного производства Taurus KEPD 350 и американскими высокоскоростными противорадиолокационными ракетами AGM-88 HARM. Англия сделала ставку на ракеты собственного производства Storm Shadow, Brimstone и ALARM соответственно.

Австрийские Eurofighter Typhoon вообще не имеют вооружения класса «воздух — поверхность», а Испания стала единственной страной, на вооружении истребителей которой состоят специализированные противокорабельные ракеты (AGM-84 Harpoon).

Встроенное вооружение истребителя Eurofighter Typhoon представлено авиационной 27-мм пушкой Mauser BK-27.

eurofighter typhoon: истребитель, самолёт, ввс, история создания, конструкция, технические характеристики

Технические характеристики

  • Длина/размах крыла/высота, м15,96/10,96/5,28
  • Площадь крыла, м250
  • Максимальная взлетная масса, кг23 500
  • Максимальная тяга двигателей/максимальная тяга двигателя на форсаже, кгс2 × 6120/2 × 9180
  • Максимальная скорость на высоте 11 000 м/максимальная бесфорсажная скорость, км/ч2495/1425
  • Практическая дальность, км3700
  • Практический потолок, м19 812
  • Экипаж, чел1 (существуют двухместные, как правило, учебно-тренировочные варианты)

Поделиться ссылкой

Источник: https://SiteKid.ru/izobreteniya_i_tehnika/aviaciya/mnogocelevoj_istrebitel_eurofighter_typhoon_evropa.html

Многоцелевой истребитель Тайфун / Typhoon FGR4

Разработка данных истребителей началась в 1988 году совместно Британией, Германией, Италией и Испанией. Спустя 10 лет Великобритания подписала контракт о закупке 53 истребителей для нужд своих ВВС.

Первые из них поступили в 2003 году в 17 эскадрилью, которая располагается на территории комплекса BAE Systems. Там первая партия самолетов была тщательно изучена и протестирована.

Официально первые «тайфуны» поступили в ВВС 1 июля 2005 года.

Изначально, самолеты соответствовали стандарту «F2 модель 1» (F2 Tranche 1), который предполагал использование самолетов только в воздушных боях для борьбы с вражеской авиацией. Однако, для задействования истребителей в полной мере в Афганистане встала необходимость реализации возможности уничтожать наземные цели.

В июле 2008 года «Тайфун» был объявлен многоцелевым (мультизадачным) истребителем, способным эффективно уничтожать не только воздушные, но и наземные цели и получил аббревиатуру FGR4 (T3 — 2х местная версия самолета). Полная модернизация всех истребителей модели «F2» до «FGR4» планируется закончить к концу 2012 года.

Сейчас подписан контракт на разработку 40 истребителей «модели 3». Вместе с предыдущими моделями предполагается, что у ВВС будет порядка 107 машин «Тайфун» вплоть до 2030 года.

eurofighter typhoon: истребитель, самолёт, ввс, история создания, конструкция, технические характеристики

Истребитель легко узнаваем с любого угла обзора. Двигатели расположены под фюзеляжем (1). В передней части фюзеляжа самолет имеет два небольших «крыла» (2). Основные крылья самолета имеют треугольную форму (3). Хвост самолета высокий и имеет небольшой наклон назад (4).

Экипаж: 1/2Двигатели: 2 турбодвигателя «Евроджет» EJ200, тягой до 20000 фунтов/c каждыйДлина: 16мРазмах крыла: 11мВысота: 5.

Масса (пустого): 11000кгМасса снаряжённого: 15550кгМаксимальная взлётная масса: 23500кгМаксимальная скорость: от 1.

2 до 2х Махов (1400 — 2450км/ч)Боевой радиус действия: от 600 до 1390км в зависимости от роли истребителяМаксимальная полета дальность (перегоночная): 3790 кмПрактический потолок: 19812мСкороподъёмность: 315м/сВремя разгона на малой высоте с 370 до 1200 км/ч = 30сНеобходимая длина взлетной полосы: 700мНагрузка на крыло: 311 кг/            м²

Вооружение и электронные системы:

Пушечное вооружение: 1× 27 мм пушка «Маузер» в корневой части правого «полукрыла»Точек подвески: 13Боевая нагрузка: до 6500кг различного вооружения от ракет до бомбРакеты: AMRAAM и ASRAAMБомбы: улучшенные «Пэйввэй 2» (Enhanced Paveway II), 1000-фунтовые бомбы «Пингвин»Лазерная система целеуказания: контейнер «Litening» (Litening Laser Designator Pod)Радио-локационная система: «ЦЭПТОР» (CAPTOR), а с 2010 года Активная фазированная антенная решетка (CAPTOR Active Electronically Scanning Array Radar)

В будущем, предполагается перевооружение истребителей новыми системами, такими как: ракетами «воздух-воздух Метеор», Пэйввэй IV (Paveway IV), «Шторм Шедоу» (Storm Shadow), «Бримстон» (Brimstone), «Бомбы Небольшого Диаметра» (Small Diameter Bomb), а также новыми активными направленными электронными сканерами.

eurofighter typhoon: истребитель, самолёт, ввс, история создания, конструкция, технические характеристики

Показательные выступления Тайфуна FGR4 (видео)

Источник: https://40cdo-rm.ru/articles/britanskaya-armiya/air-forces/tayphoon-fgr4/

Многоцелевой истребитель Eurofighter EF-2000 Typhoon (Европа)

eurofighter typhoon: истребитель, самолёт, ввс, история создания, конструкция, технические характеристикиМногоцелевой истребитель Eurofighter EF-2000 Typhoon предназначен для обеспечения превосходства в воздухе на большой дальности и на сверхзвуковой крейсерской скорости полета, нанесения ударов по наземным целям и ведения воздушной разведки. Самолет Eurofighter EF-2000 Typhoon создан фирмами ВАе, МВВ, «Аэриталия» и CASA в соответствии с требованиями ВВС стран НАТО для высокоманевренного самолета, способного выполнять задачи ПВО и непосредственной авиационной поддержки. Первый полет опытного образца состоялся в марте 1994 года.

Самолет выполнен по аэродинамической схеме «утка» с низкорасположенным треугольным крылом и передним горизонтальным оперением. Силовая установка состоит из двух двухконтурных турбореактивных двигателей EJ200 тягой по 9200 кгс. Самолет оснащен многорежимной импульсно-доплеровской РЛС ECR90, контейнерной ИК системой переднего обзора PIRATE, нашлемной системой целеуказания, инерциальной навигационной системой TTA, бортовым комплексом обороны DASS.

Кабина самолета Eurofighter EF-2000 Typhoon с хорошим круговым обзором, оснащена цветными многофункциональными индикаторами на приборной панели и широкоугольным голографическим ИЛС. Предусмотрена система непосредственного ввода данных голосом DVI для управления системами, которые не оказывают влияния на безопасность полета.

Конструктивные особенности истребителя отражают стремление разработчиков использовать последние мировые достижения в области самолетостроения и электроники.

Для обеспечения требуемого уровня маневренных характеристик, особенно на больших углах атаки, самолет спроектирован по схеме с низкорасположенным треугольным крылом (угол стреловидности 53 градуса) и отрицательным запасом устойчивости, двухсекционными закрылками и предкрылками, передним поворотным горизонтальным оперением, вертикальным килем с рулем направления без стабилизатора.

Такая схема обладает рядом преимуществ, основное из которых — снижение сопротивления самолета на сверхзвуковых скоростях. Запас топлива размещается в фюзеляжных и крыльевых топливных баках, полностью занимающих кессоны консолей крыла.

На Eurofighter EF-2000 Typhoon применена четырехкратно резервированная цифровая электродистанционная система управления полетом, объединенная с системой управления двигателями.

Она обеспечивает искусственную устойчивость и высокую маневренность, а также отклонение органов управления для достижения максимального аэродинамического качества на всех режимах и во всем диапазоне скоростей и высот полета.

Хотя новый истребитель не относится к категории летательных аппаратов (ЛА), выполненных по технологии «стелс», при его проектировании был выполнен ряд конструктивно-компоновочных мероприятий, направленных на снижение эффективной поверхности рассеяния (ЭПР).

При проектировании была поставлена задача снизить ЭПР самолета с передних ракурсов облучения РЛС в четыре раза по сравнению с аналогичным значением самолета Панавиа «Торнадо».

К числу указанных мер относятся: утопленные и маскируемые входными устройствами воздухозаборников входные каскады двигателей (сильный источник отражения электромагнитных излучений).

Ряд важных по отражательной способности элементов конструкции самолёта (несущие плоскости, передние кромки элементов горизонтального оперения — канардов, и стабилизатора) отличаются большим размахом, в силу чего обладают хорошей отражательной способностью в переднем секторе.

Внешние подвески управляемых ракет выполнены полуутопленными, что позволяет частично экранировать конструкцией самолёта подвески ракет от падающего ЭМ излучения.

Лидирующие по отражательной способности участки и элементы конструкции истребителя Eurofighter EF-2000 Typhoon покрыты радиопоглощающими материалами, преимущественно разработки концерна EADS/DASA.

К ним относятся: передняя кромка крыла, входные кромки и внутренние поверхности воздухозаборников, руль направления и примыкающие к нему поверхности и т. п. У истребителя «Тайфун» нет внутренних отсеков вооружения. Вместо них используются узлы внешней подвески, ухудшающие показатели ЭПР, но, одновременно, позволяющие расширить номенклатуру и варианты применяемого вооружения.

Читайте также:  М2 bradley: американская боевая машина, технические характеристики (ттх), боевое применение, история создания

Бортовая РЛС Captor, установленная на истребителе Eurofighter EF-2000 Typhoon, относительно легко, сравнительно с более совершенными РЛС, обнаруживается по собственному излучению. Для уменьшения электромагнитных излучений РЛС на истребителе установлена автоматизированная система управления излучением EMCON.

Планами министерства обороны Германии предусматривается, начиная с 2012 года, оснащение истребителей «Еврофайтер» ВВС Германии улучшенной станцией Captor-E. По данным ВВС Великобритании показатели ЭПР истребителя Eurofighter EF-2000 Typhoon лучше требований, выставленных к самолёту военно-воздушными силами.

Согласно замечаниям BAE Systems, отражённый сигнал составляет приблизительно четвёртую часть от соответствующего значения самолёта «Торнадо». И хотя официальные данные не публиковались, можно понять, что ЭПР самолёта Eurofighter EF-2000 Typhoon составляет менее одного кв.

метра при отсутствии внешних подвесок. По данным производителя, величина ЭПР «Еврофайтера» минимальна среди всех находящихся в производстве самолётов. Указанному значению соответствуют оценки величины ЭПР истребителя Dassault Rafale 2 кв. метра, и американского самолёта F-117 0,025 кв.

метров[источник не указан 364 дня].

Боевая эффективность истребителя-перехватчика Eurofighter EF-2000 Typhoon была продемонстрирована в конце 2004 года над территорией Британии.

В ходе встречи двухместного британского «Еврофайтера» с двумя американскими истребителями F-15E по инициативе американцев имитировалось боевое столкновение.

Eurofighter EF-2000 Typhoon удалось за короткое время энергичным маневрированием обмануть «противника» и имитировать поражение обеих машин.

Боевая нагрузка для выполнения задач ПВО значительно больше, чем для любого, состоящего на вооружении самолета.

Основным оружием является управляемая ракета AIM-120 AMRAAM, в то время как на малой дальности предполагается использовать управляемую ракету AIM-132 ASRAAM с ИК-системой наведения. Самолет Eurofighter 2000 оснащен одной пушкой.

Предусмотрена унификация вооружения самолета Eurofighter 2000 с парком самолетов «Торнадо», находящихся на вооружении ВВС Италии, Англии и ФРГ.

Вооружение включает встроенную 27-мм авиационную пушку Mauser. На пяти подфюзеляжных и восьми подкрыльевых узлах подвески возможно размещение управляемых ракет класса «воздух-воздух» AIM-120 AMRAAM, Sky Flash, AIM-9 Sidewinder, ASRAAM, Aspide, свободнопадающих бомб общей массой до 6500 кг.

Исходя из требований к автономному выполнению операции самолетом Eurofighter 2000, применено несколько интересных конструктивных особенностей.

Самолет оборудован вспомогательной силовой установкой APU, обеспечивающей автономный взлет, а посадочное шасси и шины оптимизированы для взлета и посадки на ВПП с неровной поверхностью.

Предусмотрена возможность укороченного взлета и посадки, однако точные взлетно-посадочные характеристики засекречены.

Посадочное шасси усилено, так как скорость снижения во время посадки без выравнивания при заходе с большим углом атаки будет аналогична скорости снижения обычного палубного истребителя.

Eurofighter EF-2000 Typhoon является уникальным боевым самолётом, который выпускается в четырех вариантах: по одному для каждого члена консорциума, в то же время все компании-подрядчики производят агрегаты для каждого из 620 заказанных самолётов.

Alenia Aeronautica — Левое крыло, внешние флапероны, задняя секция фюзеляжа.BAE Systems — Передняя часть фюзеляжа (включая ПГО), фонарь, гаргрот, хвостовой стабилизатор, внутренние флапероны, задняя секция фюзеляжа.EADS Deutschland — Центральная часть фюзеляжа, центроплан.

EADS CASA — Правое крыло, предкрылки.

В настоящее время ведётся серийное производство истребителя. Самолёт поставлен на вооружение ВВС Германии (Jagdgeschwader 74), Италии, Испании и Великобритании. Австрия заказала 15 истребителей Тайфун. Саудовская Аравия подписала контракт стоимостью 4,43 миллиарда фунтов стерлингов на поставку 72 самолётов.

Технические характеристикиЭкипаж: 1 человек (F.2,FGR.4) или 2 человека (T.1/T.

1A)Длина: 15,96 мРазмах крыла: 10,95 мВысота: 5,28 мПлощадь крыла: 50 м?Угол стреловидности по передней кромке: 55oКоэффициент удлинения крыла: 2,2Масса пустого: 11 000 кг[2]Масса снаряжённого: 15 550 кгМаксимальная взлётная масса: 23 000 кгМасса топлива: 4 000 кг (во внутренних баках)Двигатели: 2? ТРДДФ Eurojet EJ 200Тяга: максимальная: 2? 6120 кгс (60 кН)

  • на форсаже: 2? 9180 кгс (90 кН)
  • Лётные характеристикиМаксимальная скорость: на высоте: 2 Махау земли: 1,2 Маха (1390 км/ч)Боевой радиус действия, км в режиме истребителя 1389в режиме ударного самолёта 601Перегоночная дальность: 3 790 кмПрактический потолок: 19 812 мСкороподъёмность: >315 м/с (точные данные засекречены)Длина разбега/пробега: 500 м (снаряжённый)Нагрузка на крыло: 311 кг/м?Тяговооружённость: 1,18Максимальная эксплуатационная перегрузка: +9/-3
  • ЭПР: 1 м? (без наружних подвесок)[3]
  • ВооружениеПушечное вооружение: 1? 27 мм пушка Маузер BK-27 в корневой части правого полукрылаТочек подвески: 13Боевая нагрузка: ~6 500 кг различного вооружения: Ракеты «воздух-воздух»: AIM-9 Sidewinder, AIM-132 ASRAAM, AIM-120 AMRAAM, IRIS-T и в будущем MBDA MeteorРакеты «воздух-земля»: AGM-84 Harpoon, AGM-88 HARM, ALARM, Storm Shadow («Scalp EG»), Brimstone, Taurus, Penguin и в будущем AGM ArmigerБомбы: Paveway 2, Paveway 3, Enhanced Paveway, JDAM, HOPE/HOSBOЛазерная система целеуказания, например, контейнер LITENING
  • АвионикаРЛС: АФАР CAESAR

Источник: http://www.dogswar.ru/voennaia-aviaciia/samolety/776-mnogocelevoi-istrebi.html

Истребитель Су-35 против Еврофайтера: какой самолёт «круче»

eurofighter typhoon: истребитель, самолёт, ввс, история создания, конструкция, технические характеристики Многоцелевые истребители Су-35 пилотажной группы «Соколы России». Фото Михаила Фролова/«Комсомольская правда»

В Китае встретили цветами и военным парадом последнюю партию истребителей Су-35 из России

Москва завершила поставку этих самолетов в Поднебесную. В 2015 году Пекин заказал 24 истребителя на $2,5 миллиарда. Первые четыре собранных в Комсомольске-на-Амуре самолеты улетели туда в 2016 году, еще десять истребителей Китай получил в 2017-м и столько же — в этом году.

Новые самолеты поступили на вооружение 6-й авиационной бригады НОАК на аэродром Суйцзы в провинции Гуандун. Долгое время китайские чиновники выбирали между российским истребителем и европейским аналогом — Еврофайтером.

Но почему их выбор пал именно на нашу боевую машину?

Военный самолет Еврофайтер Тайфун EF-2000 состоит на вооружении военно-воздушных сил многих европейских стран. По техническим характеристикам он очень похож на российский истребитель Су-35. Оба обладают высокой скоростью и большой высотой полета, а поэтому могут придать колоссальную энергию пуска своему бортовому вооружению.

Но у отечественного воздушного судна есть несколько существенных преимуществ. «Сушка» отлично управляема на низких скоростях благодаря изменяемому вектору тяги. Важное отличие российского истребителя от европейского — размер боекомплекта.

Если Еврофайтер может нести на себе около шести тонн боеприпасов, то на Су-35 помещается в полтора раза больше. Но у «европейца» есть отличная управляемая ракета класса «воздух — воздух» большой дальности, которая имеет хорошие характеристики на конечном отрезке полета.

 Европейский истребитель имеет очень высокую угловую скорость разворота и большой угол атаки.

Eurofighter Typhoon. globallookpress.com

Но на Евротайфуне находится оружие только для борьбы с воздушными целями, а на Су-35 грузятся ракеты «воздух — воздух» — против самолетов и вертолетов, и «воздух — земля» — против артиллерии, танков и живой силы противника. Также преимущество российской машины — наличие системы, которая позволяет быть невидимой для врагов.

Дальность обнаружения целей у российского истребителя — 400 километров, а европейский видит на 300. На зарубежном аналоге отсутствует система предупреждения о пуске ракет противника. Именно она дает летчику дополнительное время, чтобы выполнить маневр и уйти от атаки.

Важный плюс «европейца» — отличная кабина и интерфейс «летчик — машина». Как говорят эксперты, она гораздо лучше, чем у русской «сушки».

Но истребитель из Европы — самолет четвертого поколения. У нашего есть оборудование, которое вплотную приближает его к характеристикам пятого поколения. К тому же европейский самолет EF-2000 в полтора раза дороже российского. Стоимость его составляет около $123 миллионов.

По всем параметрам у Су-35 гораздо больше шансов выйти из боя победителем, чем у Еврофайтера. Но многое зависит, конечно, от профессионализма летчиков.

Источник: https://www.eg.ru/tech/684328-istrebitel-su-35-protiv-evrofaytera-kakoy-samolet-kruche/

Выбираем лучший европейский истребитель четвёртого поколения

Странные пришли времена. В США количество истребителей пятого поколения скоро перевалит за пять сотен. В Китае и России пятое поколение летает и потихоньку становится на вооружение. Свой проект есть у Японии и даже Ирана (только не гуглите его на ночь глядя!). И лишь Европа молчит. Да, в 2012 году SAAB обмолвился о Flygsystem 2020, но с той поры ни слуху ни духу.

Как это так — страны, недавно претендовавшие на место в зале славы лучших военных авиапроизводителей, отстают уже на несколько лет?

И что теперь делать? Впрочем, неважно. Давайте лучше посмотрим на остатки былой роскоши — проекты четвёртого поколения, созданные в Европе, и устроим контрольную закупку этих летательных аппаратов

Первый раунд: выбор специалистов

Франция: «Дассо-Рафаль»

Двухдвигательный лёгкий многоцелевой истребитель, главная надежда французов в воздушном бою. Поднявшись на крыло в 2001 году, уже через три года он начал поступать на вооружение французских военных, вытесняя предыдущую разработку — «Дассо-Мираж» 2000. 

Этот самолёт не может серьёзно похвастаться и выделиться из рядов конкурентов. Тяговооружённость не самая большая, управляемого вектора тяги нет. Есть бортовая радиолокационная станция с активной фазированной решёткой, но кого сейчас этим удивишь. Выгодно отличается лишь боевая нагрузка, составляющая солидные 9500 килограммов, что больше не только европейских, но и американских «коллег».

«Дассо Рафаль»

Ещё создатели активно рекламируют большое количество углепластика (карбона, если по-нашему, дворовому) в конструкции самолёта. Однако хвастаться этим как-то слабовато. Хотелось бы сказать о выгодно отличающей его авианосной версии, но и тут вышла промашка.

Оказалось, что двигатели истребителей требуют техобслуживания каждые 150 часов полёта. Причём в условиях авианосца такие работы не провести — нужно возвращаться в порт.

Когда это выяснилось, военные моряки громко кричали и жестикулировали, самолёты забраковали, а с двигателями решили разобраться позднее.

Германия, Италия, Испания и Великобритания: «Еврофайтер Тайфун»

Едва ли не главная надежда Европы девяностых годов, «Еврофайтер Тайфун» рванул ввысь в 1994 году, и вплоть до начала эксплуатации в 2003-м говорили о нём с придыханием и нежностью. Тут все веяния последних лет: даже снижение радиозаметности, чтобы играть в «почти стелс». «Почти» — потому что внутренних отсеков для вооружения не предусмотрели, всё крепится снаружи, по старинке.

Топливо льют не только в фюзеляж, но и в крылья.

Горючка находится в кессонах консолей крыла. Отчасти благодаря этому удалось обеспечить боевой радиус в 1390 километров; впрочем, с теми же тремя подвесными баками, что и у «Рафаля».

«Еврофайтер Тайфун» (фото: David Ellins)

Отклоняемого вектора тяги тут нет, но в будущем — если клиенты дадут денег на разработку — можно будет получить и его. Двигатели модульные, как сейчас модно — время замены всего около 45 минут.

Швеция: SAAB JAS-39 «Грипен»

Шведское небо раскрыло объятья первому «грифону» в далёком 1988 году. Эксплуатация же этих самолётов началась почти на десять лет позже, в 1997.

 Шведские военные, составляя техническое задание для инженеров «Сааб», проставили крестики во всех возможных графах: низкая радиозаметность, возможность использовать истребитель как разведчик и перехватчик, укороченный взлёт, эксплуатация с неподготовленных аэродромов, дешевизна и простота.

Инженеры не подкачали. Пусть двигатель всего один, размеры небольшие, а боевая нагрузка почти в два раза меньше чем у Rafale, зато остальные пункты выполнили — получите и распишитесь.

SAAB JAS-39 «Грипен» (фото: Tuomo Salonen)

Самолёт дешёвый, простой и может похвастаться кокпитом, удивительно похожим на приборную панель автомобиля SAAB 9000 (фирма-то почти та же самая). Особых чудес швед не показывает, но и не теряется. Отдельно стоит отметить и неплохую тяговооружённость.

  • Оценки:
  • Dassault Rafale — 4,5
  • Eurofighter Typhoon — 4,5
  • JAS 39 Gripen — 3,5

Источник: https://warhead.su/2018/05/25/vybiraem-luchshiy-evropeyskiy-istrebitel-chetvyortogo-pokoleniya

Eurofighter Typhoon

  • 1983 год — начало программы разработки двигателя (EFA-Programm) на основе двигателя RB 199 многоцелевого самолёта «Торнадо». По другим данным, двигатель создается на базе экспериментального двигателя Rolls-Royce XG.40, стендовые испытания которого проводились в 1988 году.
  • 1986 год — год основания консорциума Eurojet Turbo GmbH для проектирования, разработки и последующего выпуска двигателя EJ200. Основателями консорциума стали: Rolls-Royce (Великобритания), FiatAvio (Италия), ITP (Испания) и MTU Aero Engines (Германия). Консорциум Eurojet Turbo GmbH располагается в местечке Hallbergmoos, пригороде Мюнхена, и связан договорными отношениями агентством NETMA (НАТО), в свою очередь, являющимся партнёром всех названных государств.
  • 1988 год — подписание контракта на разработку двигателя.
  • 1991 год — первое испытание.
  • 1994 год — первый полёт «Еврофайтера».
  • 1998 год — контракт на производство опытной партии.
  • 2000 год — завершение лётных испытаний и допуск к лётной эксплуатации.
  • 2001 год — поставка первых серийных двигателей.
  • 2003 год — начало серийного производства при полной эксплуатационной готовности.
  • 2004 год — подписание контракта на производство второй партии (транша) двигателей.
  • 2005 год — в конце августа достигнута наработка двигателя 10000 часов, на конец октября поставлено 277 двигателей.
  • 2007 год — достигнута наработка двигателя 35000 часов.
Читайте также:  Штурмтигр: танк sturmtiger, тактико-технические характеристики сау, калибр, бронирование, вооружение

Разработка двигателя

Проектные требования к двигателю EJ200:

  • повышенная удельная тяга для достижения высокой маневренности самолёта;
  • многорежимность;
  • обеспечение высокой удельной тяги и низкого удельного расхода топлива в условиях крейсерского полёта, как с дозвуковой, так и со сверхзвуковой скоростью;
  • улучшение управляемости;
  • значительное увеличение ресурса двигателя и его компонентов;
  • высокий уровень диагностики двигателя.
Фирма
Разработка узлов
MTU Aero Engines Компрессор низкого и высокого давления, Модуль цифровой системы управления и диагностики двигателя (DECMU)
Rolls-Royce Камера сгорания, Турбина высокого давления, Система диагностики
Avio Турбина низкого давления, Форсажная камера, Редуктор, Система смазки и охлаждения
ITP Сверхзвуковое регулируемое выходное сопло, Корпус форсажной камеры, Кольцевой канал наружного контура

Германская фирма MTU разработала ступени компрессора низкого и высокого давления, а также модуль цифровой системы электронного управления двигателем. Ступень компрессора низкого давления выполнена по технологии Blisk-Technologien (Blade Integrated Disk), предусматривающей изготовлении диска и лопаток из одной заготовки. Лопатки ступени пустотелые.

Компрессор высокого давления, лопатки которого выполнены с изогнутой продольной осью (3D-Beschaufelung), при пяти ступенях обеспечивает степень сжатия 6:1. Степень сжатия обеих ступеней компрессора 26:1. Сообщалось об изготовлении лопаток компрессора из титанового сплава IMI834.

В конструкции камеры сгорания используется термоизолирующее покрытие на основе керамического материала. Температура газов на входе в турбину 1840 Кельвин с перспективой её повышения.

Турбины высокого и низкого давления — одноступенчатые, диски выполнены из жаропрочного порошкового сплава, рабочие лопатки — из монокристаллического сплава низкой плотности[4] с керамическим покрытием, содержащим никель, хром и иттрий.

Выбранная схема расположения двигателей «Еврофайтера», при которой оба двигателя расположены рядом, поставила перед разработчиком Eurojet Turbo исключительно сложную задачу — спроектировать двигатели таким образом, чтобы при пуске ракет раскалённые продукты сгорания топлива ракетного двигателя не нарушали работу силовой установки самолёта.

Попадание газовой струи с высокой температурой представляет для двигателей самолёта высокую опасность. Следствием высокой температуры газов на входе в двигатель обычно является срыв потока — так называемый помпаж.

Воздух не поступает более через проточную часть компрессора, а выдавливается в обратном направлении, на входе в компрессор происходят пульсация воздушного потока. За этим обычно следует срыв процесса горения в камере сгорания и остановка двигателя.

Указанная задача была успешно решена использованием специальной форсунки, опробованной при проведении обширных (порядка 100) стендовых испытаний двигателя EJ200 в Мюнхене и в Штутгарте, где оборудована специальная высотная камера для испытаний ТРДДФ.

В рамках программы развития двигателя EJ200 проводятся работы по созданию устройства управления вектором тяги. Речь идет о трёхмерном отклонении вектора тяги двигателя, подобно тому, как это осуществлялось при испытаниях аппарата в рамках совместного германо-американского проекта X-31. Целью подобных мероприятий является:

  • Обеспечение отклонения вектора тяги по всем направлениям до 23,5° со скоростью отклонения до 110°/с.
  • Возникновение бокового усилия величиной до 20 кН, составляющего одну треть сухой тяги двигателя.
  • Повышение тяговооружённости приблизительно на 7 % в области сверхзвуковых скоростей.
  • Повышение максимальной взлётной тяговооружённости приблизительно на 2 %.
  • Обеспечение более низкого сопротивления в области сверхзвуковых скоростей. Несмотря на наличие управляющих поверхностей, возможность использования двигательной установки для облегчения управляемости самолётом.
  • Сокращение до 20 % длины разбега при взлёте и пробега при посадке машины, что было продемонстрировано при испытаниях прототипа Х-31.

В феврале 2009 года Индии предложена модификация двигателя EJ200 с отклоняемым вектором тяги[5].

Конструктивные особенности истребителя отражают стремление разработчиков использовать последние мировые достижения в области самолётостроения и электроники.

Для обеспечения требуемого уровня маневренных характеристик, особенно на больших углах атаки, самолёт спроектирован по схеме с низкорасположенным треугольным крылом (угол стреловидности 53 градуса) и отрицательным запасом устойчивости, двухсекционными закрылками и предкрылками, поворотным передним горизонтальным оперением (ПГО), вертикальным килем с рулём направления без стабилизатора. Такая схема обладает рядом преимуществ, основное из которых — снижение сопротивления самолёта на сверхзвуковых скоростях.

Запас топлива размещается в фюзеляжных и крыльевых топливных баках, полностью занимающих кессоны консолей крыла.

На «Тайфуне» применена четырёхкратно резервированная цифровая электродистанционная система управления полётом, объединённая с системой управления двигателями. Она обеспечивает искусственную устойчивость и высокую маневренность, а также отклонение органов управления для достижения максимального аэродинамического качества на всех режимах и во всем диапазоне скоростей и высот полёта.

Хотя новый истребитель не относится к категории летательных аппаратов (ЛА), выполненных по технологии «стелс», при его проектировании был выполнен ряд конструктивно-компоновочных мероприятий, направленных на снижение эффективной поверхности рассеяния (ЭПР).

При проектировании была поставлена задача снизить ЭПР самолёта с передних ракурсов облучения РЛС в четыре раза по сравнению с аналогичным значением самолёта Панавиа «Торнадо»[6].

К числу указанных мер относятся: утопленные и маскируемые входными устройствами воздухозаборников входные каскады двигателей (сильный источник отражения электромагнитных излучений).

Внешние подвески управляемых ракет выполнены полуутопленными, что позволяет частично экранировать конструкцией самолёта подвески ракет от падающего ЭМ излучения. Лидирующие по отражательной способности участки и элементы конструкции истребителя «Еврофайтер» покрыты радиопоглощающими материалами, преимущественно разработки концерна EADS/DASA.

К ним относятся: передняя кромка крыла, входные кромки и внутренние поверхности воздухозаборников, руль направления и примыкающие к нему поверхности и т. п. У истребителя «Тайфун» нет внутренних отсеков вооружения.

Вместо них используются узлы внешней подвески, ухудшающие показатели ЭПР, но, одновременно, позволяющие расширить номенклатуру и варианты применяемого вооружения.

Бортовая РЛС Captor (Captor-M, ECR-90) с механическим сканированием, установленная на истребителе «Тайфун», относительно легко, сравнительно с более совершенными РЛС, обнаруживается по собственному излучению. Для уменьшения электромагнитных излучений РЛС на истребителе установлена автоматизированная система управления излучением EMCON[7].

Планами министерства обороны Германии предусматривается, начиная с 2015 года, оснащение истребителей «Еврофайтер» ВВС Германии бортовой РЛС следующего поколения Captor-E (CAESAR) на основе активной фазированной антенной решетки, которая будет иметь значительно меньшее радиоизлучение[8][9].

По данным ВВС Великобритании показатели ЭПР истребителя «Еврофайтер» лучше требований, выставленных к самолёту военно-воздушными силами. Согласно замечаниям BAE Systems, отражённый сигнал составляет приблизительно четвёртую часть от соответствующего значения самолёта «Торнадо»[10].

Точное значение ЭПР истребителя не разглашается, но по оценкам экспертов оно не превышает 1 квадратного метра без учёта внешних подвесок[11].

Боевая эффективность истребителя-перехватчика «Еврофайтер» была продемонстрирована в конце 2004 года над территорией Британии.

В ходе встречи двухместного британского «Еврофайтера» с двумя американскими истребителями F-15E, по инициативе американцев, имитировалось боевое столкновение.

«Еврофайтеру» удалось за короткое время энергичным маневрированием обмануть «противника» и имитировать поражение обеих машин[12].

Согласно межправительственному соглашению четырёх государств, Великобритания, Германия, Италия и Испания обязались участвовать в совместной разработке и последующем изготовлении двигателя нового поколения для истребителя «Еврофайтер». Двигатель модульный, среднее время демонтажа — 45 мин.

Характеристики двигателя обеспечивают «Еврофайтеру» возможность крейсерского сверхзвуковой полёта без включения форсажа.

Eurofighter Company заявляет что самолёт способен осуществлять крейсерский сверхзвуковой полёт без включения форсажного режима двигателей на скорости 1600 км/ч (М = 1,5)[13], однако испытания проведенные в Сингапуре показали, что в жаркую погоду максимальная бесфорсажная скорость с боевой нагрузкой составляет 1285 км/ч (М =1,21)[14] .

  • Тяга на форсаже: 9097 кгс;
  • Тяга сухая: 6120 кгс;
  • Расход топлива на бесфорсажных режимах: 0,745—0,813 кг на кгс в час;
  • Расход топлива на форсаже: 1,65—1,72 кг на кгс в час;
  • Расход воздуха: 76 кг/с;
  • Температура газов перед турбиной: 1840 К;
  • Длина: 4 м;
  • Входной диаметр: 740 мм;
  • Масса: 989 кг;
  • Межремонтный ресурс: 1000 часов;
  • Назначенный ресурс: 6000 часов;
  • Состав двигателя:
    • 3 ступени КНД (блиск, без ВНА, степень сжатия 4,2)[15];
    • 5 ступеней КВД (степень сжатия 6,2, общая 26);
    • кольцевая камера сгорания;
    • 1 ступенчатая ТВД (монокристаллическая);
    • 1 ступенчатая ТНД (монокристаллическая);
    • форсажная камера (отсутствует дымный выхлоп);
    • сопло регулируемое[16].

«Тайфун» является уникальным боевым самолётом, который выпускается в четырёх вариантах: по одному для каждого члена консорциума, в то же время все компании-подрядчики производят агрегаты для каждого из заказанных самолётов.

  • Alenia Aeronautica: левое полукрыло, внешние флапероны, задняя секция фюзеляжа.
  • BAE Systems: передняя часть фюзеляжа (включая ПГО), фонарь, гаргрот, хвостовой стабилизатор, внутренние флапероны, задняя секция фюзеляжа.
  • EADS Deutschland: центральная часть фюзеляжа, центроплан.
  • EADS CASA — правое полукрыло, предкрылки.
Таблица: сравнительные характеристики самолётов, принимавших участие в индийском тендере MMRCA

Название
Dassault Rafale[18]
Eurofighter Typhoon[19][20]
F-16IN Super Viper[21][22]
F/A-18E/FSuper Hornet[23][24][25][26]
JAS 39 NG(IN)[27][28][29]
МиГ-35[30][31][32][33][34]
Страна
Производитель Dassault Aviation Eurofighter GmbH Lockheed Martin Boeing Defense, Space & Security Saab AB РСК «МиГ»
Длина 15,30 м 15,96 м 15,03 м 18,31 м 14,10 м 17,32 м
Размах крыла 10,90 м 10,95 м 10,00 м 13,62 м 8,40 м 12,00 м
Площадь крыла 45,7 м² 50,0 м² 27,9 м² 46,5 м² 30,0 м² 42,0 м²
Масса пустого 10 000 кг 11 000 кг 9979 кг[35] 14 552 кг[26] 7100 кг 11 000 кг
Масса топлива (без ПТБ) 4700 кг 4996 кг[36] 3265 кг 6780 кг 3360 кг[29] 4800 кг
Боевая нагрузка 9500 кг 7500 кг 7800 кг 8050 кг 5300 кг[37] 7000 кг
Узлов подвески вооружения 14 (5 для тяжёлого вооружения) 13 11 11 10 10
Максимальная взлётная масса 24 500 кг (нормальная — 14 700) 23 500 кг 21 800 кг 29 937 кг[26] 14 300 кг[38] 23 500 кг
Двигатель 2 × Snecma M88 2 × Eurojet EJ200 1 × GE F110-132 2 × GE F414-400 1 × GE F414G 2 × РД-33МКВ
Максимальная тяга 2 × 50,0 кН 2 × 60,0 кН 1 × 84,0 кН 2 × 62,3 кН 1 × 62,3 кН 2 × 53,0 кН
Максимальная тяга на форсаже 2 × 75,0 кН 2 × 90,0 кН 1 × 144,0 кН 2 × 98,0 кН 1 × 98,0 кН 2 × 88,3 кН
Максимальная скорость на высоте M=1,8+[39] M=2,25[40] M=2,0 M=1,8 M=2,0[41] M=2,25
Боевой радиус 1389 км (с 3-мя ПТБ) 1390 км[42] 550 км 722 км 800 км 1000 км
Практический потолок 15 240 м 19 812 м 18 000 м 15 000 м 15 240 м 17 500 м
Скороподъёмность 305 м/с 315 м/с 254 м/с 228 м/с 255 м/с 330 м/с
Тяговооружённость 1,03 1,18 1,10 0,93 1,18 1,10
Управляемый вектор тяги нет есть нет нет нет есть
БРЛС с АФАР есть есть есть есть есть есть
Первый полёт 4.07.1986

Источник: http://iais.admin.tstu.ru:7777/wikipedia_ru_all_nopic_2019-10/A/Eurofighter

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector