Гаубица д-20: 152 мм пушка, вес снаряда, история создания, боевое применение, технические характеристики (ттх)

Гаубица Д-20: 152 мм пушка, вес снаряда, история создания, боевое применение, технические характеристики (ТТХ)

  • 152-мм пушка-гаубица МЛ-20
  • Годы выпуска: 1937-1946 
  • Выпущено: 6 884 единицы

152-мм пушка-гаубица МЛ-20 проектировалась в конструкторском бюро завода №172 под руководством Ф.Ф. Петрова. После проведения войсковых испытаний система МЛ-20  22 сентября 1937 года была принята на вооружение под названием «152-мм ГП обр. 1937 года».

  1. МЛ-20 использовалась для стрельбы с закрытых позиций по окопанной  и открыто расположенной живой силе противника, его заграждениям, важным объектам в его ближнем тылу.
  2. Гаубица Д-20: 152 мм пушка, вес снаряда, история создания, боевое применение, технические характеристики (ТТХ)Гаубица Д-20: 152 мм пушка, вес снаряда, история создания, боевое применение, технические характеристики (ТТХ)Гаубица Д-20: 152 мм пушка, вес снаряда, история создания, боевое применение, технические характеристики (ТТХ)
  3. Этим орудием были вооружены самые мощные советские самоходные артиллерийские установки Великой Отечественной войны — СУ-152 и ИСУ-152.

По отношению к 152-мм пушке обр. 1910/34 гг.

, от которой были заимствованы многие детали и узлы, МЛ-20 имела целый ряд отличий: новые подъемный и уравновешивающий механизмы, прицельные приспособления, устройства изменения длины отката и выключения подрессоривания.

Вертикальное наведение орудия осуществлялось секторным подъемным механизмом на угол до 65°. Уравновешивающий механизм представлял собой две колонки, расположенные перед щитовым прикрытием.

Широкая номенклатура используемых снарядов сделала это орудие уникальным. К пушке-гаубице МЛ-20 применяются следующие выстрелы раздельного гильзового заряжания: осколочно-фугасный ОФ-540; бронебойно-трассирующий снаряд БР-540 при стрельбе прямой наводкой на дистанции до 800 м пробивал броню всех танков противника, при попадании в башню он срывал ее с погона.

Орудие имело достаточно современную для своего времени конструкцию  лафета — с раздвижными станинами — и подрессоренным колёсным ходом. Ствол выпускался в двух разновидностях — скреплённый и моноблок.

МЛ-20 оснащалась поршневым затвором, гидравлическим тормозом отката, гидропневматическим накатником и имела раздельно-гильзовое заряжание.

Затвор имеет механизм принудительной экстракции стреляной гильзы при его открывании после выстрела и предохранитель, который запирает затвор после заряжания до производства выстрела.

Если в силу каких-нибудь причин потребовалось разрядить орудие, то необходимо сначала переключить выключатель предохранителя для разрешения открывания затвора. Для смягчения отдачи на противооткатные устройства и лафет,  МЛ-20 оснащалась мощным массивным дульным тормозом щелевидного типа.

Гаубица Д-20: 152 мм пушка, вес снаряда, история создания, боевое применение, технические характеристики (ТТХ)Гаубица Д-20: 152 мм пушка, вес снаряда, история создания, боевое применение, технические характеристики (ТТХ)Гаубица Д-20: 152 мм пушка, вес снаряда, история создания, боевое применение, технические характеристики (ТТХ)

Отличительной особенностью МЛ-20 является уникальное сочетание различных углов возвышения и начальных скоростей снаряда, которые задаются выбором одного из тринадцати метательных зарядов.

В результате универсальное орудие могло использоваться и как гаубица, стреляющая по навесной траектории с относительно небольшой скоростью снаряда, и как пушка — по настильной траектории с высокой скоростью снаряда.

Орудие оснащалось как телескопическим прицелом для стрельбы прямой наводкой, так и артиллерийской панорамой для стрельбы с закрытых позиций. Для транспортировки МЛ-20 использовались тяжёлые гусеничные артиллерийские тягачи «Ворошиловец» и «Коминтерн».

Тактико-техническая характеристика

Боевая масса  7.27 т
Боевой расчет   9 чел.
Габариты  8000 (8170 на марше) х2345х2270 мм
Длина ствола   4240 мм
Калибр  152.4 мм
Масса снаряда осколочно-фугасного  43.56 кг
Начальная скорость осколочно-фугасного снаряда  655 м/с
Эффективная дальность стрельбы бронебойным снарядом  17.23 км
Максимальная дальность стрельбы бронебойным снарядом  20.5 км
Время перевода пушки из походного положения в боевое  8-10 мин
  • Максимальная скорость транспортировки:
  • — по шоссе
  • — в полевых условиях
20 км/ч 5.8 км/ч

Источник: http://gvtm.ru/gaubica-pushka_ml-20

Буксируемая 152-миллиметровая пушка-гаубица Д-20

Гаубица Д-20: 152 мм пушка, вес снаряда, история создания, боевое применение, технические характеристики (ТТХ)

152-миллиметровую пушку-гаубицу Д-20 спроектировали в екатеринбургском ОКБ-9 под руководством Петрова. Серийное производство начали в 55-м г. на заводе № 221 в Волгограде (ныне ФГУП «Баррикады»).

Буксируемая гаубица Д-20 имеет ствол, длинна которого составляет около 26 калибров, состоящий из трубы-моноблока, казённика, муфты и двухкамерного дульного тормоза. Затвор клиновой, вертикальный с механический полуавтоматикой. Поворотным и подъёмным механизмом обеспечивают углы вертикального обстрела -5;+45 градусов, угол горизонтального обстрела – 58 градусов.

Для стрельбы из Д-20 используют те же выстрелы, что и для 152-миллиметровой гаубицы Д-1. Возможно ведение огня тактическим ядерными боеприпасами и управляемыми снарядами «Краснополь».

Гаубица Д-20: 152 мм пушка, вес снаряда, история создания, боевое применение, технические характеристики (ТТХ)

ОАО «Мотовилихинские заводы» в 2003 году освоило и осуществляет до настоящего времени капитальный ремонт гаубицы Д-20, а также производство ее деталей и командных узлов.

В процессе капремонта конструкторы ОАО «Мотовилихинские заводы» произвели и защитили огневыми испытаниями модернизацию Д-20, которая повышает эксплуатационные характеристики домкратов и надежность работы механизмов систем затворной группы.

152-миллиметровая пушка-гаубица Д-20 является еще одним примером старой советской традиции объединять компоненты имеющихся арт. систем, получая новые.

В этом случае новый 152-миллиметровый ствол устанавливался на лафет полевой 122-миллиметровой пушки Д-74. Данная 152-миллиметровая гаубица была разработана после окончания ВОВ (1941–1945 гг.

), но промышленное производство пушки-гаубицы началось лишь в начале 1950-х гг., и впервые орудие показали в 55-м г.

Гаубица Д-20: 152 мм пушка, вес снаряда, история создания, боевое применение, технические характеристики (ТТХ)

Основа Д-20 аналогична ранней модели 152-миллиметровой гаубицы Д-1, однако у нее другое расположение противооткатных амортизаторов, а вес лафета Д-74 таков, что для перемещения пушки-гаубицы на передке станин требуются дополнительные колесики. Форма щита также другая.

Однако основное отличие Д-20 от Д-1 заключается в выборе боеприпасов.

При стрельбе из Д-20 может использоваться большинство типов боеприпасов гаубицы Д-1, однако у нее имеется собственное семейство боеприпасов.

Пушка Д-20 стала первой советской артсистемой, способной стрелять тактическими ядерными боеприпасами. Кроме этого имелся большой выбор боеприпасов с химическим зарядом, которые сегодня сняты с вооружения.

Усовершенствованная система метательных зарядов изменяемой мощности дала возможность увеличить максимальную дальность до 17410 метров, а использование активно-реактивного снаряда позволяет уничтожать цели на дальности до 24 тыс. метров. К последним нововведениям относится использование противотанкового снаряда массой 50 кг с наведением по лазерному лучу «Краснополь».

Гаубица Д-20: 152 мм пушка, вес снаряда, история создания, боевое применение, технические характеристики (ТТХ)

Бронепробиваемость бронебойно-трассирующего тупоголового снаряда БР-540Б (специальный заряд, начальная скорость 600 м/с, взрыватель ДБР, дальность прямого выстрела при высоте цели 2,7 метров – 860 метров).

  Рассказы о вооружении: самоходная артустановка ИСУ-152

Толщина пробиваемой брони при угле встречи 90 градусов на дальности 500 метров – 130 мм, 1000 м – 120 мм, 1500 м – 115 мм, 2000 м – 105 мм.
Толщина пробиваемой брони при угле встречи 30 градусов на дальности 500 метров – 105 мм, 1000 м – 100 мм, 1500 м – 95 мм, 2000 м – 85 мм.

155 миллиметровый ствол, который установлен на самоходной гаубице 2С5 – модифицированный ствол Д-20.

Бывшая Югославия экспортировала модификацию Д-20 имеющую ствол длиной 39 калибров, которая была принята на вооружение армией Югославии – состояние дел на сегодняшний день неизвестно.

На вооружении румынской армии стоит буксируемая гаубица, разработанная в Румынии и известная как Модель М1985. В ее конструкции просматриваются некоторые черты пушки-гаубицы Д-20. Китайская модификация выпускалась под обозначением 152-миллиметровая Тип 66.

Тактико-технические данные 152-мм пушки-гаубицы Д-20:

Первый опытный образец — конец 1940-х годов;
Серийное производство начато в 54-м или 55-м году;
Состоит на вооружении: Алжир, Афганистан, Венгрия, Египет, Индия, Китай, Никарагуа, Страны СНГ, Эфиопия и др.;
Боевой расчет – 10 чел.

;
Полная боевая масса – 5650 кг;
Длина ствола – 8690 мм;
Общая длина в походном положении – 75580 мм;
Ширина в походном положении – 2320 мм;
Максимальная дальность огня 17410 м;
Максимальная дальность огня АРС – 24 тыс.

м;
Начальная скорость снаряда – 655 м/с;
Масса снаряда ОФС – 43,51 кг;
Максимальный угол возвышения/ склонения +63/-5 градусов;

Угол горизонтального наведения – 58 градусов.

Источник: https://army-news.ru/2015/10/buksiruemaya-152-millimetrovaya-pushka-gaubica-d-20/

НЕВСК�Й БАСТ�ОН, ВОЕННО-ТЕХН�ЧЕСК�Й СБОРН�К, ВООРУЖЕН�Я, ВОЕННАЯ ТЕХН�КА, ВОЕННО-ТЕХН�ЧЕСК�Й СБОРН�К, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯН�Е, �СТОР�Я РАЗВ�Т�Я ОПК, БАСТ�ОН ВТС, НЕВСК�Й БАСТ�ОН, ЖУРНАЛ, СБОРН�К, ВПК, АРМ��, ВЫСТАВК�, САЛОНЫ, ВОЕННО-ТЕХН�ЧЕСК�Е, НОВОСТ�, ПОСЛЕДН�Е НОВОСТ�, ВОЕННЫЕ НОВОСТ�, СОБЫТ�Я ФАКТЫ ВПК, НОВОСТ� ОПК, ОБОРОННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ, М�Н�СТРЕСТВО ОБОРОНЫ, С�ЛОВЫХ СТРУКТУР, КРАСНАЯ АРМ�Я, СОВЕТСКАЯ АРМ�Я, РУССКАЯ АРМ�Я, ЗАРУБЕЖНЫЕ ВОЕННЫЕ НОВОСТ�, ВиВТ, ПВН

Гаубица Д-20: 152 мм пушка, вес снаряда, история создания, боевое применение, технические характеристики (ТТХ)

Началу работы над 152-мм самоходной гаубицей «Акация» предшествовали поисковые, научно-исследовательские работы.

В них был выполнен сравнительный анализ артиллерийских орудий, созданных во время войны типа СУ-100, СУ-152 и �СУ-152, и артиллерийских систем послевоенного поколения, как отечественного, так и зарубежного производства.
При проведении научно-исследовательских работ предприятиями и организациями оборонного комплекса Советского Союза по поиску облика 152-мм самоходной гаубицы ВН��-100 было предложено несколько вариантов шасси для размещения орудия.
По одному из вариантов самоходная установка прорабатывалась на базе «объектов 118», «123» и «124» в КБ Свердловского машиностроительного завода. На такой самоходной установке предполагалось разместить в башне артиллерийскую часть 152-мм буксируемой пушки-гаубицы Д-20.
По-другому вариант самоходная гаубица прорабатывалась на базе узлов среднего танка «объект 432» (Т-64). В бронированной поворотной башне были размещены гаубица
Д-20 и спаренный с ней пулемет. Сам танк Т-64 стал первым советским танком второго послевоенного поколения, он имел много новых прогрессивных решений, оригинальную ходовую часть и автомат заряжания. В 60-е годы эта машина – «объект 432» была очень популярной для проработок перспективных типов броне-танковой и другой боевой техники.
В результате исследований, изучения опыта использования самоходной артиллерии и проработок облика систем была выбрана концепция перспективного развития самоходной артиллерии. Для дальнейших работ по 152-мм самоходной гаубице было рекомендовано шасси Свердловского машиностроительного завода.

Проектирование 152-мм самоход-ной гаубицы получившей шифр «Акация» (индекс 2С3) для замены буксируемых гаубиц МЛ-20, Д-20 и Д-1 было официально задано свердловскому заводу «Уралтрансмаш» Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР №609-201 от 4 июля 1967 года, вместе с другими самоходными артсистемами: 122-мм гаубицей «Гвоздика» , 122-мм гаубицей «Фиалка» и 240-мм минометом «Тюльпан». 152-мм отечественная самоходная гаубица, как и другие артсистемы, должна была ликвидировать отставание Советского Союза от стран НАТО в самоходной артиллерии.

Читайте также:  Bell p-39 airacobra: история создания, конструкция самолёта, технические характеристики истребителя (ттх)

Гаубица Д-20: 152 мм пушка, вес снаряда, история создания, боевое применение, технические характеристики (ТТХ)

Самоходная гаубица «Акация» создавалась для вооружения артиллерийских полков танковых и мотострелковых дивизий.

Она предназначалась для поражения открытой и укрытой живой силы, вооружения, военной техники и др. объ¬ектов противника на глубину интересов дивизии.

Гаубица 2С3 «Акация» создана на базе шасси опытных самоходных установок «объект 105» и «объект 120», а также шасси самоходной пусковой установки ЗРК «Круг» ПВО Сухопутных войск.

Самоходная гаубица выполнена по классической башенной схеме. Установка 2С3 имеет сварной бронированный корпус, разделенный на три отделения: управления, силовое (моторно-трансмиссионное) и боевое.

Отделение управления, в котором находится механик-водитель, расположено в носовой части корпуса между левым бортом и моторной перегородкой.

Силовое (моторно-трансмиссионное) отделение находится в передней части корпуса с права. В нем размещены двигатель, трансмиссия, системы силовой установки.

Боевое отделение было расположено в кормовой части машины, его образуют башня с полом и кормовая часть корпуса с оборудованием.

РќР° днище РєРѕСЂРїСѓСЃР° размещена вращающаяся платформа пола, установленная РЅР° шариковом РїРѕРіРѕРЅРµ Рё опирающаяся РЅР° пять роликов. Сиденье наводчика размещено слева РѕС‚ гаубицы, Р° заряжающего – справа.

Командир находится сзади наводчика.
На самоходной гаубице 2С3 были применены мелкозвенчатые гусеницы с резинометаллическим шарниром и передним расположением ведущих колес.

Артиллерийская часть 2А33 (Д-22) самоходной гаубицы 2С3 была создана в ОКБ-9 на базе буксируемой пушки-гаубицы Д-20 и изготовлена на Пермском машиностроительном заводе им. В.�.Ленина (бывшем заводе №172), серийное производство было налажено на ПО «Баррикады». Орудие с вертикально-клиновым затвором, двухкамерным дульным тормозом и эжектором размещено в поворотной закрытой бронированной башне, установленной на шаровой опоре.

Сама буксируемая 152-мм пушка-гаубица Д-20 так же была спроектирована в ОКБ-9 завода №9 и принята на вооружение в 1955 году.

Ее испытания проводились РЅР° Ржевском полигоне РІ 1950-1957 годах, модернизированная пушка-гаубица получила обозначение – Р”-20Рњ.

Гаубица Д-20: 152 мм пушка, вес снаряда, история создания, боевое применение, технические характеристики (ТТХ)

Для облегчения работы заряжающего гаубица 2А33 оборудована электромеханическим досылателем снаряда и гиль¬зы оригинальной конструкции, лотком-улавливателем стреляной гильзы.

РќР° крыше башни слева установлена командирская башенка СЃ люком, РіРґРµ установлен пулемет РџРљРў СЃ дистанционным управлением, Р° РїРѕ правому борту – место заряжающего СЃ люком РІ крыше башни.

Стрельба может вестись только с места в обычных условиях и на зараженной местности. Боекомплект гаубицы размещен в двух механизированных боеукладках.

При стрельбе боеприпасы могут так же подаваться с грунта через специальный люк в корме корпуса.

На машине установлен V-образный 12 цилиндровый с наддувом четырехтактный двигатель В-59 жидкостного охлаждения.

Трансмиссия механическая, двухпоточная, с планетарными механизмами поворота. Подвеска индивидуальная, торсионная, с гидравлическими амортизаторами телескопического типа.

Установленное на 2С3 оборудование самоокапывания позволяет за 20-40 минут отрыть окоп для укрытия.

Для обогрева экипажа установлена отопительная установка ОВ-65Г производитель¬ностью 6500 кКал/час. Самоходная гаубица имеет коллективную защиту от оружия массового поражения, она снабжена системами ПАЗ и ППО.
Для стрельбы из гаубицы 2С3 используются боеприпасы от пушек-гаубиц МЛ-20 и Д-20, могут применяться снаряды от гаубицы Д-1.

В процессе отработки артиллерийской части 152-мм самоходной гаубицы было создано несколько вариантов орудий.

Для уменьшения загазованности по приказу МОП от 11 декабря 1967 года была начата разработка гаубиц для самоходных орудий «Гвоздика» и «Акация».

В 1967-1972 годах проводились работы по созданию для самоходных установок 152-мм гаубиц Д-16 и Д-16М картузного заряжания с начальной скоростью снаряда до 683 м/с и дальностью стрельбы до 19300 м.

Источник: http://nevskii-bastion.ru/2S3/

152-мм гаубица-пушка Д-20 (бывший Советский Союз) — Современная артиллерия: РСЗО, орудия, минометы

Гаубица Д-20: 152 мм пушка, вес снаряда, история создания, боевое применение, технические характеристики (ТТХ)

152-мм гаубица-пушка Д-20 являет собой еще один пример старой советской традиции объединять компоненты имеющихся артиллерийских систем, получая новые.

В данном случае новый 152-мм ствол был установлен на лафет 122-мм полевой пушки Д-74 (см.).

Эта 152 мм гаубица-пушка была разработана сразу после окончания Великой Отечественной войны (1941–1945), однако промышленное производство Д-20 началось только в начале 50-х годов, и впервые пушка была показана в 1955 году.

В основе своей Д-20 аналогична более ранней модели 152-мм гаубицы Д-1 (см.), но у нее иное расположение противооткатных амортизаторов, а масса лафета Д-74 такова, что для перемещения Д-20 необходимы дополнительные колесики на передке станин. Также другой является форма щита.

Однако основным отличием Д-20 от Д-1 является выбор боеприпасов. Из Д-20 по-прежнему можно стрелять большинством типов боеприпасов Д-1, но у нее есть собственное семейство боеприпасов. Д-20 стала одной из первых советских артиллерийских систем, способных вести огонь тактическими ядерными боеприпасами.

Также имелся большой выбор химических боеприпасов (в настоящее время снятых с вооружения). Усовершенствованная система метательных зарядов изменяемой мощности позволила увеличить максимальную дальность выстрела Д-20 до 17410 метров, а применение активно-реактивного снаряда позволяет довести дальность до 24000 метров.

Одним из последних нововведений является использование противотанкового снаряда с наведением по лазерному лучу «Краснополь» весом 50 кг.

Ствол калибром 155 мм, установленный на самоходной гаубице 2С5, является модифицированным стволом Д-20.

Бывшая Югославия предлагала на экспорт модификацию Д-20 со стволом длиной 39 калибров, принятую на вооружение югославской армией – состояние дел в настоящее время неизвестно.

В румынской армии стоит на вооружении буксируемая гаубица собственной разработки, известная под обозначением Модель М1985, в конструкции которой просматриваются некоторые черты Д-20. Модификация китайского производства имеет обозначение 152-мм Тип 66.

Тактико-технические данные

Первый опытный образец

Начало серийного производства

Страны, в которых состоит на вооружении в настоящее время

Боевой расчет

Полный боевой вес

Длина ствола

Общая длина орудия в походном положении

Ширина орудия в походном положении

Максимальная дальность стрельбы

Начальная скорость снаряда

Масса снаряда

Максимальный угол склонения/возвышения, град.

Угол горизонтального наведения, град.

Конец 40-х годов
1954 или 1955 год
Страны СНГ, Китай, Афганистан, Алжир, Эфиопия, Египет, Венгрия, Никарагуа, Индия и другие
10 человек
5650 кг
8,69 м
7,558 м
2,32 м
17410 м;АРС-24000 м
655 м/с
43,51 кг (ОФС)
-5/+63
58

Чертеж

Гаубица Д-20: 152 мм пушка, вес снаряда, история создания, боевое применение, технические характеристики (ТТХ)

http://zw-observer.narod.ru

Содержание

Источник: http://zw-observer.narod.ru/books/artillery/152-mm_howitzer_gun_D-20.html

Гаубица-пушка МЛ-20 (образца 1937 года)

Гаубица Д-20: 152 мм пушка, вес снаряда, история создания, боевое применение, технические характеристики (ТТХ)

Когда меня спрашивают, какой вид артиллерийской стрельбы предъявляет самые высокие требования к искусству личного состава,— рассказывает маршал артиллерии Г. Одинцов, — я отвечаю: контрбатарейная борьба. Она, как правило, ведется на больших дальностях стрельбы и выливается обычно в дуэль с противником, который ведет ответный огонь, угрожая стреляющему. Наибольшие шансы выиграть дуэль у того, у кого выше мастерство, точнее орудие, мощнее снаряд.

Опыт фронтов показал, что лучшим советским орудием для контрбатарейной борьбы оказалась 152-мм гаубица-пушка образца 1937 года — МЛ-20».

История создания МЛ-20 восходит к 1932 году, когда группа конструкторов Всесоюзного орудийно-арсенального объединения — В. Грабин, К Комаров и В. Дроздов — предложила создать мощную 152-мм корпусную пушку путем наложения ствола осадной 152-мм пушки Шнейдера на лафет 122-мм пушки А-19.

Расчеты показали, что такая идея при установке дульного тормоза, отбирающего часть энергии отката реальна. Испытания опытного образца подтвердили обоснованность допущенного технического риска, и на вооружение поступила корпусная 152-мм пушка образца 1910/34 года. В середине 30-х годов было принято решение о модернизации этого орудия.

Работы по модернизации возглавил молодой конструктор Ф. Петров.

Изучив особенности лафета пушки А-19, он выявил основные недостатки этого орудия: отсутствие подрессоривания у передка ограничивало скорость передвижения; подъемно-уравновешивающий механизм был сложен в доводке и обеспечивал недостаточно высокую скорость вертикальной наводки; на перевод ствола из походного в боевое положение и обратно требовалось много энергии и времени; люлька с противооткатными устройствами была сложна в изготовлении.

Разработав заново литой верхний станок, разделив объединенный подъемно-уравновешивающий механизм на два независимых — секторный подъемный и уравновешивающий, сконструировав передок с подрессориванием, прицел с независимой линией прицеливания и люльку с литой цапфенной обоймой вместо кованой, конструкторы создали впервые в мировой практике орудие промежуточного типа со свойствами и пушки и гаубицы. Угол возвышения, увеличенный до 65°, и 13 переменных зарядов позволили получить орудие, у которого, как у гаубицы, навесные траектории и, как у пушки, высокие начальные скорости снаряда.

В разработке и создании гаубицы-пушки активное участие принимали А. Булашев, С. Гуренко, М. Бурнышев, А. Ильин и многие другие.

«МЛ-20, разработанная нами за 1,5 месяца, была предъявлена на государственные испытания после первых же 10 выстрелов, сделанных на заводском полигоне, — вспоминает лауреат Ленинской и Государственных премий, Герой Социалистического Труда, генерал-лейтенант инженерно-технической службы, доктор технических наук Ф. Петров.

— Эти испытания были завершены в начале 1937 года, орудие приняли на вооружение и в том же году поставили на серийное производство. Поначалу все шло хорошо, но вдруг ствол одной, потом другой, потом третьей гаубиц-пушек от выстрелов при малых углах возвышения стал «давать свечу» — самопроизвольно задираться на максимальный угол.

Выяснилось, что по ряду причин червячная передача оказалась недостаточно самотормозящей. Нам, и особенно мне, это явление доставило немало хлопот, пока после томительных дней и бессонных ночей не было найдено довольно простое решение. Мы предложили в нарезной крышке, закрепляющей червяк в картере, поставить с небольшим регулируемым зазором подпружиненный стальной диск.

Читайте также:  Танк шерман: американский м-4, вид изнутри, применение в красной армии, сколько было поставлено в ссср, история

В момент выстрела червяк торцовой частью соприкасается с диском, который, создавая большое дополнительное трение, препятствует провороту червяка.

Какое облегчение я почувствовал, когда, найдя такое решение и быстро набросав эскизы, познакомил с ним директора’ и главного инженера завода, а также руководителя военной приемки.

Все они той ночью оказались в сборочном цехе, что, впрочем, случалось нередко, особенно когда дело касалось выполнения оборонных заказов в сжатые сроки.

Тут же было отдано распоряжение изготовить к утру детали приспособления.

При разработке этого орудия особенное внимание мы уделяли повышению технологичности и снижению стоимости. Именно с производства гаубицы-пушки в артиллерий-скои технике началось широкое применение стального фасонного литья Многие узлы — верхний и нижний станки, шарнирные и хоботовые части станин, ступицы колес — изготавливались из дешевых углеродистых сталей».

Первоначально предназначенная для «надежного действия по артиллерии, штабам, учреждениям и сооружениям полевого типа», 152-мм гаубица-пушка оказалась гораздо более гибким, мощным и действенным орудием, чем думали прежде.

Боевой опыт сражений Великой Отечественной войны непрерывно расширял круг задач, возлагаемых на это замечательное орудие.

И в «Руководстве службы», изданном в конце войны, МЛ-20 предписывалась борьба с артиллерией противника, подавление дальних целей, разрушение дотов и мощных дзотов, борьба с танками и бронепоездами и даже уничтожение аэростатов.

Во время Великой Отечественной войны во всех крупных артподготовках, в контрбатарейной борьбе, в штурме укрепленных районов неизменно участвовала 152-мм гаубица-пушка образца 1937 года.

Но особенно почетная роль выпала этому орудию в деле уничтожения тяжелых фашистских танков. Увесистый снаряд, выпущенный с большой начальной скоростью, запросто срывал башню «тигра» с погона.

Бывали сражения, когда эти башни буквально летали в воздухе с безвольно болтающимися стволами орудий. И не случайно именно МЛ-20 стала основой прославленной ИСУ-152.

Но, быть может, самым весомым признанием отличных качеств этого орудия следует считать то, что МЛ-20 находилась на вооружении советской артиллерии не только во время Великой Отечественной войны, но и в послевоенные годы.

Технические характеристики гаубицы-пушки МЛ-20
Калибр 152,4 мм.
Расчет 9 чел.
Скорость возки по шоссе  20 км/ч.
Высота линии огня 1613 мм.
Длина ствола (без дульного тормоза), мм./клб. 4412/29
Длина канала ствола, мм./клб. 4240/27,9
Масса в походном положении 7930 кг.
Масса в боевом положении 7140 кг.
Длина, в походном положении 8180 мм.
Ширина 2345 мм.
Высота 2270 мм.
Клиренс 315 мм.
Угол ВН от -2 до +65°
Угол ГН 58°
Начальная скорость снаряда 655 м/с
Дальность стрельбы 17230 м
Скорострельность 3-4 выстр./мин

Источник: http://mirznayki.ru/gaubica-pushka-ml-20-obrazca-1937-goda/

Гаубицы и мортиры | СССР

122-мм гаубица обр. 1909/37 гг

Данная гаубица  – результат модернизации гаубицы обр. 1909 г. Основной целью модернизации было увеличение дальности стрельбы. Для этого была удлинена камора, упрочен лафет, установлен нормализованный прицел.

Ствольная группа монтировалась на однобрусном лафете без подрессоривания колёсного хода. Колеса деревянные. Орудие имело 6 зарядов (№ 1-5 и полный). Захваченные Вермахтом гаубицы имели обозначение «12,2-cm le.FH-386(r)».

Захваченные Финской армией орудия обозначались «122 H/09-37» или «122 H/09-40». Всего было модернизировано 920 орудий.

ТТХ гаубицы: калибр – 121,9 мм; длина ствола – 1,7 м; масса орудия – 2,5 т; масса снаряда — 21,7 кг;  начальная скорость – 364 м/с скорострельность – 2 выстрела  в минуту; дальность стрельбы – 8,9 км расчет – 7 человек; скорость транспортировки по шоссе – 7 км/ч.

122-мм гаубица образца 1910/30

Орудие получено в результате модернизации гаубицы обр. 1910 г.  Основной целью модернизации было увеличение дальности стрельбы. Для этого была удлинена камора, упрочен лафет, установлен нормализованный прицел; усилен подъемный механизм.

Орудие до 1936 г. имело деревянные колеса, после — металлически с литыми резиновыми шинами. Гаубицей была вооружена САУ «СУ-5». Захваченные Вермахтом орудия получили обозначение  «12,2-cm le.FH-388(r)».

В Финляндии орудия обозначались «122 H/10-30» или «122 H/10-40».

Орудие использовало осколочные и осколочно-фугасные боеприпасы. На июнь 1941 г. на вооружении находилось 5 900 орудий.

ТТХ гаубицы: калибр – 121,9 мм; высота – 1,8 м; клиренс – 298 мм; длина ствола – 1,6 м; масса в боевом положении – 1,5 т, в походном – 2,5 т;масса снаряда – 21,7 кг, начальная скорость – 364 км/с;  скорострельность – 5 выстрелов в минуту; максимальная дальность стрельбы – 9 км; высота линии огня – 1,1 м;  расчет – 7 человек; скорость транспортировки по шоссе – до 12 км/ч.

122-мм  гаубица  М-30 обр. 1938 г

Гаубица «М-30» серийно выпускалась с 1940 г. на заводах  №9 и №92. Она имела лафет с раздвижными станинами и подрессоренным колесным ходом, раздельно-гильзовое заряжание, механизм экстракции стреляной гильзы, металлические колеса с резиновыми шинами. Орудие перевозилось, как конной, так и механической тягой.

М-30 стреляла: осколочно-фугасными, осветительными, агитационными, дымовыми, химическими снарядами и шрапнелью. Гаубицей (М-30С) вооружались САУ «СУ-122». В Германии трофейными орудиями «12,2-cm Kanone (r)» вооружались французские тягачи «Geschützwagen Lorraine-Schlepper (f)».

Захваченные Вермахтом пушки имели обозначение «12,2-cm s.FH-396(r)», а финской — «122 H/38». Всего за годы войны было выпущено 17 526 орудий.

ТТХ гаубицы: калибр – 121,9 мм; длина – 5,9 м, длина с передком — 8,6 м; ширина – 1,9 м; высота – 1,8 м; длина ствола – 2,8 м; клиренс – 330 — 357 мм; масса в походном положении – 2,9 — 3,1 т, в боевом – 2,3 — 2,5 т; масса снаряда – 13,8 — 21,7 кг; начальная скорость – 335 — 570 м/с; скорострельность – 5-6 выстрелов в минуту; высота линии огня – 1,2 м; максимальная дальность стрельбы – 11,8 км; скорость транспортировки по шоссе – до 50 км/ч;  расчет – 8 человек; время перехода из транспорного в боевое положение – 1-1,5 минуты.

152-мм гаубица обр. 1909/30 гг

Орудие результат модернизации 152-мм гаубицы обр. 1909 г. Некоторые гаубицы получили металлические колеса с резиновой шиной. Ствольная группа монтировалась на однобрусном лафете без подрессоривания колесного хода. В боекомплект входили  гаубичные снаряды: осколочно-фугасная стальная граната, осколочная граната и  бетонобойный снаряд.

Захваченные Вермахтом орудия получили обозначение  «15,2-cm s.FH 445(r)». Около 100 орудий служило  Финляндии. На июнь 1941 г. в строю находилось 2 550  орудий.

ТТХ гаубицы: калибр – 152,4 мм; длина  в походном положении – 6,8 м, в боевом – 5,8 м; ширина – 1,5 м; высота – 1,9 м; клиренс – 390 мм; длина ствола – 2,1 м; масса в походном положении – 3,1 т, в боевом – 2,7 т;  масса снаряда – 38 — 45 кг; начальная скорость – 370 — 391 м/с; скорострельность – 6 выстрелов в минуту; скорость транспортировки по шоссе с оттянутым стволом на металлических колесах – 12 км/ч; дальность стрельбы – 10 км; расчет – 8 человек; время перехода их транспортного в боевоен положение – до 1 минуты.

152-мм гаубица обр. 1910/37 гг

Данное орудие представляет результат  модернизации 152-мм гаубицы обр. 1910 г. Ствол орудия размещался на однобрусном лафете. Колеса деревянные или металлические с грузошинами, без подрессоривание. Гаубица перемещалась восьмеркой лошадей, для чего имелся передок орудия.

Орудие могло использовать все гильзы и заряды от 152-мм гаубицы обр. 1909/30 гг., кроме полного. Боезапас перевозился отдельной упряжкой. В Германии орудие носило обозначение «15,2-cm sFH-446(r)». Всего с 1936 г. было переделано 99 орудий.

ТТХ гаубицы: калибр – 152,4 мм; длина  орудия – 8,3 м; высота – 1,9 м; клиренс – 500 мм; длина ствола – 1,8 м; масса в походном положении – 2,5 т, в боевом – 2,1 т; масса снаряда – 38 — 45 кг; начальная скорость – 370 — 391 м/с; скорострельность – 6 выстрелов в минуту; максимальная дальность стрельбы – 8,8 км; расчет – 8 человек;  скорость транспортировки на деревянных колесах – 10 км/ч, на грузошинах – 18 км/ч.

152-мм гаубица М-10 обр. 1938 г

Гаубица серийно выпускалась  на протяжении 1939-1941 гг.  В основу орудия была взята  152-мм гаубица обр. 1931 г. (НГ), разработанная в свое время в Германии. Гаубица имела лафет с двумя раздвижными станинами, подрессоривания, колеса с резиновыми шинами. В походном положении ствол оттягивался.

Для защиты расчета от пуль и осколков имелось щитовое прикрытие. Орудие могло перемещаться как конной (имелся передок массой около 400 кг), так и механической тягой. М-10 могла стрелять всем ассортиментом 152-мм гаубичных снарядов раздельного заряжания с осколочным, осколочно-фугасным и бетонобойным снарядом.

При стрельбе осколочно-фугасным снарядом весом 40 кг с начальной скоростью 508 м/с дальность стрельбы составляла 12,3 км. Бетонобойный снаряд 53-Г-530 с начальной скоростью 457 м/с на первом заряде проникал в удаленную на 1 км железобетонную стенку на 80 см и разрывался внутри неё, обеспечивая пробитие 114 см железобетона.

На базе гаубицы было разработано танковое орудие «М-10Т», которым оснащался танк «КВ-2».  Захваченные  Вермахтом орудия имели обозначение «15,2-cm s.FH-443(r)».  Всего было выпущено 1 522 орудия.

ТТХ гаубицы: калибр – 152,4 мм; длина ствола – 3,7 м; масса в походном положении – 4,5 т,  в боевом – 4,1 т;  клиренс – 305 мм; скорострельность –3 — 4 выстрела в минуту; высота линии огня – 1.3 м; расчет – 8 человек;  скорость транспортировки по шоссе – 35 км/ч.

Читайте также:  Кошкин михаил ильич: конструктор танка т-34, биография, изобретатель

152-мм гаубица Д-1 обр. 1943 г

152-мм гаубица «Д-1»  была принята на вооружение в 1943 г. Орудие представляло  собой наложение ствольной группы 152-мм гаубицы обр. 1938 г. (М-10) на лафет 122-мм гаубицы обр. 1938 г. (М-30). Для смягчения отдачи на менее массивный по сравнению с гаубицей «М-10» лафет орудие оснащалось двухкамерным дульным тормозом.

Все гаубицы «Д-1» комплектовались стальными колесами с резиновыми пневматическими шинами, колесный ход снабжался подрессориванием. Передка орудие не имело, транспортировка осуществлялась исключительно механической тягой. Для защиты расчета от пуль и мелких осколков гаубица имела щитовое прикрытие.

Заряжание раздельное гильзовое, всего для орудия предусматривалось 8 различных метательных зарядов. «Д-1» могла стрелять всем ассортиментом 152-мм гаубичных снарядов. Всего в годы войны было выпущено 1 057 орудий.

ТТХ гаубицы: калибр – 152,4 мм; длина ствола – 3,5 м; масса  – 3,6 т; клиренс – 370 мм; масса снаряда – 36 — 47 кг; начальная скорость – 405 — 650 м/с; скорострельность – 3 — 4 выстрела; высота линии огня – 1,2 м; скорость перевозки по шоссе – 40 км/ч; дальность стрельбы – 13,7 км; расчет – 8 человек.

152-мм гаубица  МЛ-20 обр. 1937 г

152-мм гаубица-пушка «МЛ-20» орудие,  в котором гаубичные свойства преобладают над пушечными. Основой для ее разработки  послужила 152-мм пушка обр. 1910/34 гг.

Орудие оснащалось как телескопическим прицелом для стрельбы прямой наводкой, так и артиллерийской панорамой для стрельбы с закрытых позиций. Лафет с раздвижными станинами снабжен уравновешивающим механизмом и щитовым прикрытием.

Колеса металлические с резиновыми шинами (некоторые ранние орудия имели колеса со спицами и резиновыми грузошинами от пушки обр. 1910/34 гг.), рессоры пластинчатые. Возка орудия обычно производилась на лафете со стволом в оттянутом положении.

«МЛ-20» стреляла всем ассортиментом 152-мм пушечных и гаубичных снарядов, в том числе разнообразными старыми гранатами русского и импортного производства. Этим орудием были вооружены около 4 тысяч «СУ-152» (3242) и «ИСУ-152» (670).

Гаубица МЛ-20

Для монтажа на САУ выпускался вариант «МЛ-20С». Захваченные Вермахтом орудия получили обозначение «15,2-cm KH.433/1(r)», финской армией – «152 H/37». Всего в период войны было выпущено 6 869 орудий.

ТТХ гаубицы: калибр – 152,4 мм; длина – 8,1 м; ширина – 2,3 м; высота – 2,3 м; длина ствола – 4,2 м;  масса в походном полоржении – 8,1 т, в боевом – 7,2 т;  клиренс – 315 мм; масса снаряда – 27,6-56 кг; начальная скорость – 550 — 680 м/с; скорострельность – 3-4 выстрела в минуту; высота линии огня – 1,6 м,; максимальная дальность стрельбы – 20,5 км; расчет – 9 человек; время перехода из походного положения в боевое – 8 — 10 минут; скорость транспортировки по шоссе – 40 км/ч.

152-мм мортира НМ обр. 1931 г

Орудие было создано немецкой фирмой «Rheinmetall» и классифицироалось как мортира, однако фактически являлось универсальным орудием, сочетающим в себе свойства пушки, гаубицы и мортиры. Основным его назначением была стрельба по навесной траектории. В Германии это же орудие имело обозначение «sIG-33».

Ствольная группа орудия монтировалась на однобрусном коробчатом лафете с пружинным подрессориванием колесного хода и откидным сошником. Колеса металлические со съемными резиновыми шинами. Щит состоял из трех частей — верхней и двух боковых. Заряжание — раздельно-гильзовое.

Имелось 5 зарядов, помещавшихся в специальной гильзе, представлявшую собой стандартную гильзу от 152-мм гаубиц, обрезанную до длины 125 мм. Осколочно-фугасные снаряды были созданы специально для данного орудия. В качестве фугасного снаряда использовалась старая русская гаубичная граната. Серийное производство осуществлялось в 1932-1935 гг.

При этом в конструкцию орудия было внесено более 700 изменений. Из 140 орудий к инюню 1941 г. в строю осталсь 51 орудие.

ТТХ мортиры: калибр – 152,4 мм; длина – 3,7 м; ширина – 1,7 м; высота – 1,2 м; клиренс – 383 мм; длина ствола – 1,4 м; масса в боевом положении – 1,2 т; масса снаряда – 38-41 кг, масса ВВ – 7 — 7,6 кг; начальная скорость снаряда – 250 м/с; скорострельность – 5 выстрелов в минуту; высота линии огня – 760 мм;  максимальная дальность стрельбы – 5,2 км; расчет – 8 человек; скорость транспортировки по шоссе – 17 км/ч.

203-мм гаубица-пушка Б-4 обр. 1931 г

Гаубица-пушка Б-4

Гаубица «Б-4» была принята на вооружение в 1933 г. и серийно выпускалась на протяжении 1936-1941 гг.   Особенностью гаубицы являлся лафет с гусеничным ходом. Конструкция лафета обеспечивала высокую проходимость и допускала ведение стрельбы с грунта без использования специальных платформ.

Для перевозки гаубица разбиралась на две части. Транспортировку осуществляли гусеничные тягачи «Коммунар» со скоростью до 15 км/ч. Заряжание: раздельное картузное, предусматривалось использовать полный и 11 переменных зарядов.  Масса полного заряда составляла 15 кг пороха, а 11-го — 3 кг.

В боекомплект входили: фугасные (масса — 100 кг, начальная скорость – 288-607 м/с) и  бетонобойные снаряды (масса — 146 кг). Бетонобойный снаряд пробивал бетонное перекрытие толщиной до 1 м. Для облегчения заряжания гаубицы на лафете был смонтирован подъемник с ручным приводом.

Захваченные Вермахтом гаубицы обозначались индексом  «20,3-сm Н-503(r)». На июнь 1941 г. на службе числилось 889 орудий.

ТТХ гаубицы: калибр – 203,4 мм; длина – 9,3 м, ширина – 2,5 м; длина ствола – 5,1 м; масса ствола с затвором – 5,2 т;  масса в походном положении – 19 т, в боевом – 17,7 т; масса лафета – 12,5 т; скорострельность – 1 выстрел за 2 минуты; дальность стрельбы – 18 км; высота лини огня – 1,9 м; расчет 15 человек; время перевода орудия из походного в боевое положение – 1-2 часа.

Мортира Бр-5 во время перевозки

Мортира Бр-5

Мортира «Бр-5» выпускалась  в 1939-1940 гг. Она имела воздушно-гидравлические противооткатные устройства.

Лафет гусеничный, состоял из верхнего станка, нижнего станка и ходовой части, которая включала в себя гусеничный ход, тормозное устройство, подрессоривание и лебедку для разворота гаубицы. На разворот мортиры уходило 25 минут.

Имелся специальный механизм приведения на заряжание, обеспечивающий быстрое приведение ствола в горизонтальное положение.

На  расстояния до 5 км. допускалась  нераздельная транспортировка орудия с оттянутым стволом.

Для транспортировки механической тягой орудие имело передок весом 1,3 т. со сцепным устройством. Возка орудия на большие расстояния осуществляется раздельно. Буксировалось орудие гусеничными тягачами «Ворошиловец», ствольные повозки  — тягачами «Коминтерн». Мортира имела картузное заряжание.

Шкала зарядов индивидуальна для каждого из используемых снарядов. Ассортимент снарядов включал в себя три типа фугасных (масса — 286 кг, масса ВВ – 58 кг, начальная скорость – 290 м/с, дальность стрельбы – 7 км ) и один тип бетонобойных (масса -246 кг, масса ВВ – 44 кг, начальная скорость – 356 м/с, дальность стрельбы – 10 км) снарядов.

Всего было изготовлено 47 орудий. ТТХ мортиры: калибр – 279,4 мм; длина – 8,9 м; ширина – 2,7 м; высота – 2,6 м; клиренс – 320 мм; длина ствола – 4,7 м; масса в походном положении – 19,7 т, в боевом – 18,4 т; скорострельность – 1 выстрел за 4 минуты; высота линии огня – 1,9 м.

; скорость транспортировки по шоссе  — 15 км/ч; расчет – 15 человек; время  переход орудия из боевого положения в походное – 1-2 часа.

305-мм гаубица обр. 1915 г

305-мм гаубица Бр-18 обр. 1939 г

305-мм гаубица образца 1939 г. (Бр-18), как и пушка «Бр-17» были изготовлены по закупленным на фирме «Skoda» опытным образцам и технической документации. Орудие имело раздельно-гильзовое заряжание и клиновой горизонтальный затвор. Заряжание картузное, всего использовалось пять зарядов.

При заряжании гаубицы снаряд вручную погружался на специальную снарядную тележку. Затем тележка подкатывалась к началу рельсового пути, и снаряд перегружался на снарядную катерку. Подтягивание каретки со снарядом вверх к казенной части орудия производилось с помощью ручной лебедки, смонтированной по ферме лафета.

Фугасный снаряд на песчаном грунте образовывал воронку глубиной 22,5 м и диаметром 5,58 м, или разрушал вертикальные кирпичные стенки толщиной до 2-х метров. Бетонобойный снаряд разрушал железобетонное перекрытие толщиной 2 м. Для перевозки орудие разбиралось на три части. Всего было изготовлено 3 орудия.

ТТХ гаубицы: калибр – 305 мм; длина установки – 12,5 м; ширина – 6,9 м; высота – 7,6 м; длина ствола – 6,7 м; высота линии огня – 2,7 м; масса в боевом положении – 43 т; масса бетонобойного снаряда – 465 кг, фугасного – 330 кг; дальность стрельбы фугасным снарядом – 16 км, бетонобойным – 13 км; начальная скорость снаряда – 530 м/с; скорострельность – 1 выстрел за 3 минуты; время перехода из транспортного в боевое положение – 12 часов; расчет – 26 человек.

Источник: http://wwii.space/gaubitsyi-i-mortiryi-sssr/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector