Ханомаг: бронетранспортер sdkfz 250 и 251, 1939 года, бтр изнутри

Немецкая компания Hannoversche Maschinenbau AG, или Hanomag, за свою более чем столетнюю историю создала достаточно большое количество автомобилей, паровозов, тракторов. Однако сегодня слово «Ганомаг» стало нарицательным, и у большинства россиян ассоциируется с периодом Второй мировой войны.

При этом данная ассоциация связана только с двумя образцами продукции данной фирмы. Речь идет о легком бронетранспортере SdKfz 250 и среднем SdKfz 251, которые превратились в настоящую визитную карточку вермахта в годы войны. Они были не менее популярны, чем пикирующий бомбардировщик Ju-87 «Штука» и тяжелый танк «Тигр».

Неслучайно средний бронетранспортер SdKfz 251 даже получил прозвище пехотной «Штуки».

Ханомаг: бронетранспортер sdkfz 250 и 251, 1939 года, бтр изнутри

Практически в любом художественном фильме немецкие солдаты с закатанными рукавами стреляют исключительно из пистолетов-пулеметов и передвигаются по завоеванным территориям на «Ганомаге», настолько сильно этот образ вошел в историю и человеческую память.

Появлению такого упрощенного образа, который пошел на телеэкраны и в книги, способствовал узнаваемый вид немецких бронетранспортеров с удлиненным низким силуэтом рубленых форм и ходовой частью, которая отличалась шахматным расположением катков. Да и сами эти машины были достаточно массовыми.

Легких бронетранспортеров SdKfz 250 было выпущено 7326 во всех модификациях, а средних SdKfz 251 — 15252.

По количеству произведенных бронетранспортеров SdKfz 251 уступил лишь американскому бронетранспортеру M3. При этом во время войны SdKfz 251 состоял не только на вооружении немецких частей, в незначительном количестве они поставлялись и союзникам Германии.

Более того, с завершением Второй мировой войны военная служба для этих бронетранспортеров не закончилась. В послевоенные годы его модернизированный вариант под названием Tatra OT-810 выпускался в Чехословакии вплоть до 1962 года на заводе «Подполянске строярне» в Детве.

Бронетранспортер начали массово снимать с вооружения чехословацкой армии лишь в 1980-е годы, последние экземпляры данной машины были сняты с хранения в 1995 году.

Ханомаг: бронетранспортер sdkfz 250 и 251, 1939 года, бтр изнутри

Высокая проходимость и надежная конструкция сделали данные бронетранспортеры востребованными на советско-германском фронте и в Африке, то есть на театрах боевых действий, где с дорогами были серьезные проблемы. К примеру, бронетранспортеры Sd Kfz 250/3 широко применялись в качестве передвижных радиостанций и командных пунктов.

Один из таких бронетранспортеров был любимым КП командующего Африканским корпусом фельдмаршала Эрвина Роммеля. Все военные профессии двух этих бронетранспортеров трудно перечислить: они были оружейной платформой для установки противотанкового оружия, реактивной артиллерии, минометов, зенитных установок, возили саперов, медиков, разведчиков и связистов и много кого еще.

В армии Германии бронетранспортеры «Ганомаг» в годы Второй мировой войны были незаменимы. 

Бронетранспортер Sd.Kfz.250, Sonderkraftfahrzeug 250 

В конце 1930-х годов Департамент бронетехники Управления вооружениями выдал техническое задание на разработку легкого полугусеничного бронетранспортера, который должен был стать дополнением к уже выпускаемому серийно бронетранспортеру Sd Kfz 251.

Как и в случае с предшественником для легкого бронетранспортера предполагалось широкое использование узлов и агрегатов от полугусеничного тягача D7p-Zgkw 1 ton (Sd Kfz 10), который выпускался немецкой фирмой DEMAG в городе Веттере (Рурский бассейн). При этом бронекузов новой боевой машины был разработан компанией Buessing-NAG из Берлин-Обершеневельде.

 Корпус бронетранспортера Sd Kfz 251 сваривался из прямых катаных бронелистов, которые были расположены под рациональными углами наклона. Существовало два основных варианта изготовления его корпуса — старый вариант (alt) и новый (neu).

У варианта neu корпус отличался более простой конструкцией, он собирался из меньшего количества деталей (9 вместо 19 в варианте корпуса alt). Sd Kfz 250/1 являлся основным вариантом бронетранспортера. Все остальные модели просто создавались на его базе. Бронетранспортер Sd Kfz 250/1 мог перевезти половину отделения гренадеров (Halbgruppe), 4 человека.

Экипаж машины состоял из двух человек: механика-водителя и командира, который одновременно с этим исполнял обязанности радиста. 

Ханомаг: бронетранспортер sdkfz 250 и 251, 1939 года, бтр изнутри

Корпус бронетранспортера Sd Kfz 250 состоял из двух частей — силового и боевого отделения. В передней части корпуса располагалось силовое отделение, а в средней и задней частях — боевое. В боевом отделении находился механик-водитель, командир бронетранспортера, а также солдаты десанта или дополнительное вооружение (к примеру, миномет или противотанковая пушка).

Также в боевом отделении устанавливалось необходимое радиооборудование. Корпус изготавливался из гетерогенных броневых плит с цементированной внешней поверхностью. Лобовая, бортовая и кормовая броня корпуса Sd Kfz 250 составляла до 14,5 мм, а толщина крыши силового отделения и днища — 8 мм.

 За силовым отделением, в котором размещались двигатель, топливные баки и устройство управления передней осью, за противопожарной перегородкой в передней части боевого отделения были оборудованы места командира и механика-водителя бронетранспортера.

Механик-водитель использовал приборную панель, на которой находились манометр (масло), термометр (вода), спидометр, тахометр, и контрольные лампочки. Механик-водитель управлял бронетранспортером с помощью автомобильных органов управления: руля и трех стандартных педалей (сцепление, газ и тормоз).

С правой стороны от кресла механика-водителя был расположен рычаг переключения скоростей, а также рычаг ручного тормоза. В правой части боевого отделения располагалось место командира боевой машины или солдата, ответственного за погрузку-выгрузку боеприпасов (Sd Kfz 252). Вдоль обоих бортов боевого отделения бронетранспортера располагались лавки для солдат десанта.

Изначально это были покрытые дерматином сидения, однако в дальнейшем в качестве лавок немцы стали использовать трубчатые рамы с растянутым брезентом. Также были отмечены случаи использования деревянных лавок. Изнутри на стенах корпуса боевого отделения были расположены крепления для оружия солдат десанта: 9-мм пистолетов пулеметов MP 38 (MP 40) и 7,92-мм винтовок Mauser 98k. 

Ханомаг: бронетранспортер sdkfz 250 и 251, 1939 года, бтр изнутри

На специализированных вариантах бронетранспортера боевое отделение было переделано соответствующим образом, чтобы он мог нести пушку или дополнительную радиостанцию. К передним крыльям машины крепились габаритные штыри и фары или одна фара. На левом крыле устанавливался прожектор Notek.

В корме Sd Kfz 250 располагалось два позиционных огня, также в корме бронетранспортера крепилась антенна. Здесь же имелась и одностворчатая входная дверь в десантное отделение, она распахивалась наружу на левую сторону.

 Основным вооружением стандартной версии бронетранспортера Sd Kfz 250/1 был 7,92-мм пулемет Reinmetall-Borsig MG 34, который располагался в передней части боевого отделения, данный пулемет был защищен бронещитком. Боезапас состоял из 2010 патронов.

В кормовой части машины мог быть установлен дополнительный пулемет MG 34, из которого можно было вести огонь по воздушным целям. Масса бронетранспортера составляла 5387 кг, а высота (с учетом щитка пулемета MG 34) — 1986 мм.

 В качестве силовой установки на бронетранспортер Sd Kfz 250 устанавливался карбюраторный шестицилиндровый верхнеклапанный (один клапан на цилиндр) двигатель Maybach HL42 TRKM жидкостного охлаждения. Максимальная мощность этого мотора составляла 100 л.с. при 2800 оборотах в минуту. Максимально допустимые обороты двигателя — 3000 оборотов в минуту. Удельная мощность составляла 17,24 л.с. на тонну. 

Ханомаг: бронетранспортер sdkfz 250 и 251, 1939 года, бтр изнутри

Ходовая часть бронетранспортера Sd Kfz 250 была полугусеничной. Это означает, что он перемещался на колесах (передняя ось), а также на гусеницах (задняя ведущая ось). С помощью передних колес можно было осуществлялось управление бронетранспортером, а гусеницы обеспечивали боевой машине движение и повышенную проходимость.

Данная схема ходовой обладала целым рядом преимуществ, так как позволяла создать бронетранспортер по проходимости сравнимый с танками, но отличающийся гораздо более простым устройством (полугусеничным бронетранспортерам не нужны были бортовые фрикционы и бортовые передачи).

 Гусеничный отдел ходовой части машины (на каждый борт) состоял из пяти опорных катков на торсионной подвеске, при этом последний каток одновременно являлся направляющим, а также ведущего колеса, находящегося в передней части гусеничного отдела. На боевой машине было использовано устройство натяжения гусеницы винтового типа.

Опорные катки производились методом штамповки из стальных листов толщиной 8-12 мм и отличались наличием восьми облегчающих отверстий. Все опорные катки Sd Kfz 250 имели резиновый бандаж. 

  • Бронетранспортер SdKfz 251, Sonderkraftfahrzeug 251 
  • Ханомаг: бронетранспортер sdkfz 250 и 251, 1939 года, бтр изнутри

Средний полугусеничный бронетранспортер SdKfz 251 был разработан компанией Hanomag в 1938 году на базе артиллерийского трехтонного тягача Sd Kfz 11. Он выпускался серийно с июня 1939 года по март 1945 года. Точно так же, как и в случае с легким бронетранспортером, в ходовой части машины были использованы гусеницы с наружными резиновыми подушками и игольчатыми шарнирами, передняя ось с управляемыми колесами и шахматное расположение опорных катков. В трансмиссии бронетранспортера применялась обыкновенная четырехступенчатая коробка передач. Средние бронетранспортеры SdKfz 251 производились в Германии в четырех разных модификациях — Ausf. А, В, С и D, а также в 23 специализированных вариантах, которые отличались друг от друга установленным на борту вооружением и оборудованием. 

Стандартной являлась боевая машина Sd.Kfz.251/1, которая была принята на вооружение в 1940 году. Это был бронетранспортер для перевозки пехоты, который был вооружены одним или двумя 7,92-мм пулеметами «Рейнметалл-Борзинг» MG-34 (в конце войны MG-42) с общим боекомплектом 2010 патронов.

Пулемет в передней части корпуса был прикрыт бронещитком, а расположенный в корме машины крепился на вертлюжной установке, которая позволяла вести огонь с большими углами возвышения. Данная боевая машина предназначалась для перевозки отделения моторизованной пехоты (10 человек). Постоянный экипаж состоял из двух человек: командира машины и механика-водителя. Боевая масса бронетранспортера Sd.

Kfz.251/1 достигала 9,14 тонны. Корпус бронетранспортера сваривался из бронелистов толщиной от 6 мм (днище) до 14,5 мм (лоб). В верхнем листе капота машины был устроен достаточно большой двустворчатый люк, предназначенный для обеспечения доступа к двигателю. По бокам капота на версии Sd.Kfz.251 Ausf.А имелись вентиляционные лючки.

Левый из них механик-водитель мог открывать с помощью специального рычага прямо из кабины. Чаще всего средний полугусеничный бронетранспортер Sd.Kfz.251 выпускался в версиях Sd.Kfz.251/1 — транспортер пехоты, Sd.Kfz.251/4 — артиллерийский тягач, Sd.Kfz.251/6 — штабная машина управления. В гораздо меньших количествах выпускались модификации Sd.Kfz. 251/3 — машина связи и Sd.

Kfz 251/10 — противотанковый вариант, вооруженный 37-мм пушкой. Боевое отделение бронетранспортера сверху было открытым. Крыша имелась лишь над местами командира и механика-водителя. Вход и выход из боевого отделения осуществлялся через двустворчатую дверцу, находящуюся в кормовой стенке корпуса. В боевом отделении, как и в легком бронетранспортере, вдоль бортов были смонтированы две лавки.

В лобовой стенке рубки были оборудованы два наблюдательных отверстия для механика-водителя и командира со сменными смотровыми блоками. В бортах отделения управления также устроили по одной небольшой смотровой амбразуре. Всего с каждого борта находилось по три смотровых прибора, включая приборы командира и шофера.

Внутри боевого отделения находились пирамиды для личного оружия десанта и стеллажи, предназначенные для другого военно-личного имущества. Для защиты членов десанта от непогоды конструкторами был предусмотрен монтаж над боевым отделением машины брезентового тента. 

Ханомаг: бронетранспортер sdkfz 250 и 251, 1939 года, бтр изнутри

На среднем бронетранспортере Sd Kfz 251 был установлен тот же двигатель, что и на легком. Его максимальная мощность составляла 100 л.с., что при возросшей боевой массе давало меньшую удельную мощность — 11,1 л.с. на тонну. Емкость топливных баков машины составляла 160 литров.

Топливный бак был расположен между силовой установкой и постом управления и отгораживался противопожарной перегородкой. Расход топлива бронетранспортера при движении по шоссе составлял 80-85 литров на 100 км, при движении по пересеченной местности — 80-85 литров.

 Бронетранспортер Sd Kfz 251, как и его легкий собрат, также обладал полугусеничным шасси с поправками на выросшие размеры машины. При осуществлении поворотов на угол до 15 градусов управление боевой машиной осуществлялось, как обыкновенным автомобилем.

При совершении более крутых поворотов специальный механизм освобождал внутреннюю гусеницу и одновременно передавал часть мощности (от 56% до 100 %) на внешнюю гусеницу. Количество опорных катков на среднем бронетранспортере сильно выросло.

Первый наружный ряд опорных катков включал в себя три катка, внутренний ряд — три катка, а средний ряд — сразу шесть опорных катков. В обычных условиях вся основная нагрузка распределялась на средний и внутренний ряд катков, внешний ряд катков принимал нагрузку лишь тогда, когда машина преодолевала препятствия.

Первый из опорных катков в правом ряду был смещен к корме боевой машины на 140 мм. Такое конструкторское решение было связано с особенностями торсионной подвески. Последний опорный каток, который находился в задней части машины, являлся направляющим. 

Ханомаг: бронетранспортер sdkfz 250 и 251, 1939 года, бтр изнутри

Источник: https://newsland.com/community/14/content/bronetransportiory-hanomag-sdkfz-250-i-sdkfz-251/5045314

Немецкий бронетранспортер Hanomag SdKfz 251

Немецкий колесно-гусеничный бронетранспортер Hanomag SdKfz 251 ( Sonderkraftfahrzeug 251) использовался немецкими войсками на протяжении всей Второй Мировой Войны. Название переводится очень просто – Специальный автомобиль.

Читайте также:  Крейсер аврора: где находится корабль, чем знаменит, октябрь 1917 года, в каком военном сражении участвовал

Ханомаг: бронетранспортер sdkfz 250 и 251, 1939 года, бтр изнутриSdKfz 251, Sonderkraftfahrzeug 251

Фирма Hanomag – это большой машиностроительный завод, выпускавший легковые и грузовые автомобили, локомотивы и трактора.

В этой статье, в рамках развенчания мифов о Второй Мировой Войне  (World War 2, WW2), речь пойдет об этом транспортере, по причине того, что во многих советских фильмах, и не только советских, мы видим как немецкие солдаты разъезжают на этих машинах. Причем, разъезжают чуть ли не поголовно. Т.е. движется колонна бронетранспортеров – это и есть, якобы,  моторизированное пехотное подразделение Вермахта.  Простых, идущих пешком, солдат – в наших фильмах не увидишь.

Во многих мемуарах упоминается о столкновении с подразделениями фашистских войск, использующих эти машины.

Итак, далее я буду ссылаться на книгу Марка Солонина “22 июня – Анатомия катастрофы”. Он, в свою очередь, ссылается на различные архивные документы, как наши, так и немецкие.

 На дневники начальников немецкий армий, на сборники документов выпущенные в советском союзе и в последние годы в России.

На монографии о различных родах войск различного авторства, в основном европейских и американских авторов.

Речь в книге, как ясно из названия, идет о первых месяцах войны.  Поэтому и я говорю, в основном об этом периоде.

Так вот, на начало июня 1941 года в войсках вермахта числилось 640 таких бронетранспортеров. Несмотря на то, что на Германию “работала вся Европа”, за период 1939-1940 год- выпущено 569 штук Hamomag-251. Вообще, SdKfz-251 запустился серийно в июня 1939 и выпускался по март 1945 года.

Было создано 22 вариации SdKfz 251.  Sd. Kfz.251/1 — основная серийная модель. Открытый сверху сварной бронекорпус. Вооружение 1 — 2 пулемёта, экипаж 12 (2+10) человек.  А также в ходе войны – 5 модификаций (без буквы – a-b-c-d). Последняя модификация Sd Kfz 251 Ausf. D вышла в серию в 1943 году и было выпущено более 10 тысяч штук

БронированиеВооружение
Лоб корпуса (верх), мм/град. 10—15
Борт корпуса (верх), мм/град. 8-14.5
Корма корпуса (верх), мм/град. 8-14.5
Крыша корпуса, мм 6
Пулемёты 1—2 × 7,92-мм MG-34 илиMG-42
Мощность двигателя, л. с. 100
Скорость по шоссе, км/ч 53
Запас хода по шоссе, км 300
Размеры
Длина корпуса, мм 5980
Ширина корпуса, мм 2100
Высота, мм 1750
Колея, мм 1775
Клиренс, мм 320

Машина несомненно хорошая (движок Майбах :-)), и как говорят специалисты, уступала только американскому бронетранспортеру M3. Но на европейском театре американская машина появилась значительно позднее.

  • А вот данные о производстве SdKfz 251 различных модификаций с одного замечательного англоязычного сайта, посвященного технике Второй Мировой войны 
  • 1) SdKfz 251: 15000 штук По годам: 1939 – ? 1940: 337 1941: 424 1942: 1200 штук 2) SdKfz 251 Ausf A, SdKfz Ausf B, SdKfz Ausf C: 4650 штук June 1939 – September 1943
  • 3) SdKfz 251 Ausf D: 10602 штук

Источник: https://sasha.shestakoff.com/blog/2012/08/06/nemetskiy-bronetransporter-hanomag-sdkfz-251/

Бронеавтомобили и бронетранспортеры | Германия

Легкий бронеавтомобиль Sd.Kfz.13/14

Броневик создан в 1932 г. на базе шасси грузовика  и выпускался в двух модификациях: Sd.Kfz.13 (116 ед.) и Sd.Kfz.14 (30 ед.).

ТТХ машины: длина – 4,2 м; ширина – 1,7 м; высота – 1,5 м; клиренс – 181 мм; масса – 2,1 т; бронирование – 5 — 8 мм; колесная формула – 4х2; тип двигателя — рядный 6-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения Adler-6S; мощность двигателя – 60 л.с; удельная мощность – 28,6 л.

с/т; скорость передвижения по шоссе – 70 км/ч; запас хода – 320 км; вооружение — 7,92-мм пулемет MG-13; боезапас – 1 тысяча патронов;  экипаж – 2 человека.

Легкий бронеавтомобиль Kugelpanzer

Машина наблюдателя создана в 1930-гг., предположительно в одном экземпляре. Корпус сварной, закрытого типа. Для входа в кабину установлен люк в корме. Корпус опирается на два ведущих колеса и на рулевое колесо сзади. Спереди, на уровне глаз сидящего, располагается смотровая щель. Вооружение не устанавливалось.

ТТХ машины: длина – 1,7 м; высота – 1,5 м; масса – 1,8 т; бронирование – 5 мм; колесная формула – 2х2; тип двигателя — одноцилиндровый двухтактный (мотоциклетного типа); мощность двигателя – 25 л.с; скорость передвижения по шоссе – 8 км/ч; удельная мощность – 13,8 л.с/т; средства связи – радиостанция;  экипаж 1 человек.

Легкий бронеавтомобиль Sd.Kfz.221

Бронеавтомобиль принят на вооружение в 1935 г. как штабная или разведывательная машина. Крыша башни открытая, Сверху ее защищала от ручных гранат проволочная сетка натянутая на стальную раму. Машина дополнительно оснащались 7,92-мм противотанковыми ружьями Panzerbuchse 39.

  Всего было выпущено 339 машин. В конце 1938 года Германия продала Китаю 18 бронеавтомобилей которые китайцы перевооружили, установив в башне 37-мм пушку «Гочкис». 20 бронеавтомобилей получила болгарская армия.

ТТХ машины: длина – 4,8 м; ширина – 1,9 м; высота та 1,7 м; клиренс – 240 мм; масса – 4 т; бронирование – 5-30 мм; колесная формула – 4х4; тип двигателя — V-образный 8-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения «Хорх» V8-108; мощность двигателя – 75 л.с; удельная мощность – 18,7 л.

с/т; скорость передвижения по шоссе – 75 км/ч; запас хода – 320 км; вооружение — 7,92-мм пулемет MG-34; боезапас – 1 050 патронов; экипаж – 2 человека.

Легкий бронеавтомобиль Sd.Kfz.222

Бронеавтомобиль принят на вооружение в 1937 г. Всего было выпущено 989 машин. Крыша башни открытая.

ТТХ машины: длина – 4,8 м; ширина – 1,9 м; высота – 1,9 м; клиренс – 240 мм; масса – 4,8 т; бронирование – 5-8 мм; колесная формула – 4х4; тип двигателя — V-образный 8-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения; мощность двигателя – 75 л.с; удельная мощность – 15,6 л.с.

/т;  скорость передвижения по шоссе – 70 км/ч; запас хода – 300 км; основное вооружение — 20-мм пушка  KwK-30; боезапас – 180 выстрелов; дополнительное вооружение -7,92-мм пулемет MG-34; боезапас – 2 тысячи патронов;  экипаж – 3 человека.

Средний бронеавтомобиль SdKfz 247 Ausf А

Средний бронеавтомобиль SdKfz 247 Ausf В

В 1937 году фирма Daimler-Benz разработала на базе легкого трехосного грузовика Krupp-L2H143 бронеавтомобиль Sd.Kfz.247 Ausf.A с открытым верхом и выпустила его в количестве 10 единиц. В 1941 — 1942 гг.

на базе полноприводного четырехколесного шасси Horsh 801/EG1 она изготовила 58 штабных бронеавтомобилей Sd.Kfz.247 Ausf.B. Обе модификации машин использовались в качестве командирских и штабных машин в разведывательных подразделениях танковых дивизий Вермахта и войск СС.

ТТХ Ausf А: длина – 5,2 м; ширина – 1,9 м; высота – 1,7 м; масса – 5,2 т; бронирование – 8 мм; колесная формула – 6х4; тип двигателя — 4-цилиндровый бензиновый двигатель воздушного охлаждения Krupp М-304;  мощность —  60 л.

с; скорость передвижения по шоссе – 70 км/ч; запас хода – 350 км; экипаж 2 человека.

ТТХ Ausf В: длина – 5 м;  ширина – 2 м; высота – 1,8 м; клиренс – 276 мм; масса – 4 т; бронирование – 5-8 мм; колесная формула – 4х4; тип двигателя — 8-цилиндровый бензиновый V-образный двигатель «Horch/Auto-Union» V8-108;  мощность —  81 л.с;  удельная мощность – 18,1 л.с/т; скорость передвижения по шоссе – 80 км/ч; запас хода – 400 км;  средства связи — радиостанция Fu Spr Ger «f»; экипаж  — 2 человека.

Полугусеничный бронетранспортер. SdKfz 250/1

Полугусеничный бронетранспортер. SdKfz 250/2

Полугусеничный бронетранспортер. SdKfz 250/3

Полугусеничный бронетранспортер. SdKfz 250/5

Полугусеничный бронетранспортер. SdKfz 250/10

Полугусеничный бронетранспортер. SdKfz 250/11

БТР создан на базе полугусеничного артиллерийского тягача Sd.Kfz.10  и принят на вооружение в 1941 г. БТР изготавливался в таких модификациях:  Sd.Kfz.250/1 (базовая модификация); Sd.Kfz.250/2 (кабелеукладчик); Sd.Kfz.250/3 (машина связи); Sd.Kfz.250/4 и Sd.Kfz.250/5 (машины наблюдения и управления огнем, оснащенные радиостанциями FuG-15 и FuG-16); Sd.Kfz. 250/6 и Sd.Kfz.

252  (перевозчик  боеприпасов); Sd.Kfz.250/7 (с 80-мм минометом, боезапас – 12 выстрелов). Sd.Kfz. 250/8 (с 75-мм  пушкой KwK-37/К51, боезапас 20 выстрелов); Sd.Kfz. 250/9 (разведывательная машина с 20-мм  пушкой KwK-38, боезапас – 100 выстрелов); Sd.Kfz.250/10 (с 37-мм пушкой Pak-35/36, боезапас — 216 выстрелов); Sd.Kfz.

250/11 (с тяжелым противотанковым ружьем sPzB-41 калибра 20 — 28 мм с коническим стволом, боезапас 168 выстрелов); Sd.Kfz.250/12 (машина артиллерийской разведки с радиостанцией FuG-8 или FuG-12); Sd.Kfz.253 (командирская машина с полностью закрытым корпусом и  радиостанциями F.Sp.H и FuG-7). Всего было выпущено 7326 машин.

ТТХ машины: длина – 4,6 м; ширина – 1,9 м; высота – 1,7 м; клиренс – 285 мм; масса – 5,4- 6,3 т; бронирование – 6-14,5 мм; колесная формула – полугусеничная; тип двигателя — рядный 6-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения «Майбах» HL-42 TUKRM; мощность – 100 л.с; удельная мощность – 17,2 л.

с/т; скорость передвижения по шоссе – 60 км/ч; запас хода – 320 км; вооружение – два 7,92-мм пулемета MG-34 или MG-42; боезапас – 1,1 — 2 тысячи патронов; средства связи – радиостанция Fu Spr Ger «f»; экипаж – 2 человека; десант – 4 человека.

Бронетранспортер SdKfz 251/1

Бронетранспортер SdKfz 251/5 Ausf. C «Elch-2»

Бронетранспортер Sd.Kfz. 251/9 «Stummel»

Бронетранспортер Sd.Kfz. 251/7 «Pionierpanzerwagen»

Бронетранспортер Sd.Kfz. 251/17

Бронетранспортер Sd.Kfz. 251/20

БТР создан фирмой Hanomag в 1938 году на базе артиллерийского тягача Sd.Kfz. 11 и выпускался в 1939-1945 гг. 11 фирмами  в таких модификациях: Sd. Kfz.251/1 (основная модель); Sd.Kfz.251/2 (с 80-мм минометом, боезапас 66 выстрелов); Sd. Kfz.251/3 и Sd.Kfz.251/18 (машина связи с радиостанциями  в различных комбинациях); Sd.

Kfz.251/4 (тягач легких пехотных орудий); Sd.Kfz.251/5 и  Sd.Kfz.251/7 (сапёрные машины); Sd.Kfz.251/8 (санитарная машина); Sd.Kfz.251/9 и Sd. Kfz.251/22  (САУ с 75-мм пушкой KwK-37/К-51, боезапас – 52 выстрела); Sd.Kfz.251/10 (командирская машина с 37-мм противотанковой  пушкой Pak-35/36,  боезапас 168 выстрелов); Sd.Kfz.

251/11 (машина для укладки телефонного кабеля); Sd.Kfz.251/12 (машина артиллерийской разведки и управления огнём); Sd. Kfz.251/13 и Sd.Kfz.251/14 (звукоулавливающая установка); Sd.Kfz.251/15 (прожекторная установка); Sd.Kfz.251/16 (огнемёт); Sd.Kfz.251/17 и Sd.Kfz.251/21  (ЗСУ  с 20-мм  пушкой Flak-38, боезапас 600 выстрелов); Sd.

Kfz.251/19 (передвижная телефонная станция); Sd. Kfz.251/20 (самоходный инфракрасный прожектор). Всего было выпущено 15 252 машины.

ТТХ машины: длина – 5,9 м; ширина – 2,1 м; высота – 1,8 м; клиренс – 320 мм; масса – 8,2 — 9,1 т; бронирование – 6 — 15 мм; колесная формула – полугусеничный; тип двигателя — рядный 6-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения «Майбах» HL-42 TUKRM;  мощность двигателя – 100 л.с; удельная мощность – 10,9 л.

с/т; скорость передвижения – 53 км/ч; запас хода – 300 км; вооружение – два 7,92-мм  пулемета MG-34 или MG-42;  боезапас – 2010 патронов; средства связи — радиостанции FuG-8 и FuG-4; экипаж – 2 человека; десант – 10 человек.

Средний бронеавтомобиль Sd.Kfz.231 (6-Rad)

Средний бронеавтомобиль Sd.Kfz.232 (6-Rad)

Броневик создан на шасси грузовика и серийно выпускался с 1932 г. в трех модификациях: Sd.Kfz.231 (6-Rad)  — линейный вариант; Sd.Kfz.232 (6-Rad) – радийный вариант;    Sd.Kfz.263 (6-Rad)  — вариант с радиостанцией большого радиуса действия, выпущено 28 машин.

Всего было выпущено 151 машину.

ТТХ машины: длина – 5,6 м; ширина – 1,8 м; высота – 2,3 м; клиренс – 240 мм; масса – 6 т; бронирование – 5 — 8 мм; колесная формула – 6х4; тип двигателя — рядный 6-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения «Даимлер-Бенц» М-09; мощность двигателя – 70 л.

с; удельная мощность – 11,7 л.с/т; скорость передвижения по шоссе – 65 км/ч; запас хода – 250 км;  основное вооружение — 20-мм пушка KwK-30; боезапас – 200 выстрелов; дополнительное вооружение — 7,92-мм пулемет  MG-34; боезапас – 1500 патронов;  экипаж – 4 человека.

Тяжелый бронеавтомобиль Sd.Kfz.231 (8-Rad)

Тяжелый броневик. Sd.Kfz.232 (8-Rad)

Тяжелый броневик. Sd.Kfz.233 (8-Rad)

Бронеавтомобиль выпускался в 1936-1943 гг. в двух вариантах: Sd.Kfz.231 и Sd.Kfz.232 (радийный вариант). Известна  модификация Sd.Kfz.233 с короткоствольной 75-мм пушкой KwK-37 и боезапасом в 32 выстрела.  Всего было выпущено 607 машин.

ТТХ машины: длина – 5,9 м; ширина – 2,2 м; высота – 2,4 м; клиренс – 270 мм; масса – 8,3 т; бронирование – 5-15 мм; колесная формула – 8х8; тип двигателя — V-образный 8-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения «Бюссинг-НАГ» L8V-G; мощность двигателя – 150 -180 л.

с; удельная мощность – 18,1 л.с/т; скорость передвижения по шоссе – 85 км/ч; запас хода – 300 км; вооружение — 20-мм пушка; боезапас – 180 выстрелов; дополнительное вооружение — 7,92-мм пулемет; боезапас – 1,5 — 2,1 тыс.

патронов;  средства связи — радиостанция Fu Spr или  Fu Spr Ger «f»; экипаж – 4 человека.

Читайте также:  Гранатомёт муха рпг-18 одноразовый: осколочного действия, тактико-технические характеристики (ттх), дальность

Тяжелый бронеавтомобиль. Sd.Kfz.234/1

Тяжелый бронеавтомобиль. Sd.Kfz.234/2 Puma

Тяжелый бронеавтомобиль Sd.Kfz.234/3

Тяжелый бронеавтомобиль Sd.Kfz.234/4

Машина принята на вооружении в 1944 г. Выпущено 478 машин в четырех вариантах: Sd.Kfz.234/1 (базовый вариант с 20-мм пушкой в открытой сверху башне);  Sd.Kfz.234/2 Puma (с 50-мм пушкой в закрытой башне);  Sd.Kfz.234/3 (с 75-мм  пушкой в открытой рубке); Sd.Kfz.234/4 (с 75-мм противотанковой пушкой PaK.

40 в открытом боевом отделении). В корме машины находился задний пост рулевого управления, который использовался для езды задним ходом без предварительного разворота. Для защиты от гранат сверху башню прикрывали две откидные рамные конструкции, затянутые металлической сеткой.

При повороте  поворачивались все восемь колес: четыре передних — в сторону поворота, четыре задних — в противоположную сторону. Тормоза — пневматические.

ТТХ машины: длина – 5,9 м; ширина – 2,3 м; высота – 2,1 м; клиренс – 350 мм; масса – 11,5 т, бронирование – 5 — 30 мм; колесная формула – 8х8; тип двигателя — V-образный 12-цилиндровый дизельный воздушного охлаждения «Татра-103»; мощность двигателя – 210 л.с; удельная мощность – 17,9 л.

с/т; скорость передвижения по шоссе – 80 км/ч; запас хода – 900 км; основное вооружение -20-мм пушка KwK-38; боезапас – 480 выстрелов; дополнительное вооружение — 7,92-мм пулемет MG-42; боезапас – 2 850 патронов; средства связи — радиостанция Pu Spr Ger «f»; экипаж – 4 человека.

Источник: http://wwii.space/broneavtomobili-i-bronetransporter-6/

Бронетранспортёр "Ганомаг" (Пполугусеничный бронетранспортёр Вермахта SD.Kfz.251)

Еще в 1936 году германский танковый теоретик генерал Г. Гудериан сформулировал следующее положение: «Задача пехоты состоит в том, чтобы немедленно использовать эффект танковой атаки для быстрого продвижения вперед и развития успеха до тех пор, пока местность не будет полностью захвачена и очищена от противника».

Это положение показывает, какая роль отводится пехоте при взаимодействии ее с танками. Гудериан правильно предвидел, что в условиях все возраставшей эффективности противотанкового оружия потери атакующих танков, не имевших прикрытия пехоты, будут слишком большими.

Да и сам захват и удержание местности одними танками без пехоты были невозможны.

Технический вопрос сопровождения танков пехотой в разных армиях решался по-разному.

В Красной Армии, например, с начала 30-х годов и вплоть до конца Второй мировой войны для этой цели использовался так называемый танковый десант — группа пехотинцев (обычно стрелковое отделение), которая располагалась непосредственно на броне танка. В Германии же, имевшей значительно более мощную автомобильную и тракторную промышленность, пошли иным путем — создавали бронетранспортеры.

Немецкие бронетранспортеры периода Второй мировой войны разрабатывались на базе полугусеничных артиллерийских тягачей. Целое семейство таких тягачей, созданное в 30-е годы, обеспечивало буксировку орудий массой до 18 т. Шасси двух из них — 1-тонного Sd.Kfz.10 и 3-тонного Sd.Kfz.11 — и использовалось при изготовлении бронетранспортеров Sd.Kfz.250 и Sd.Kfz.251 соответственно.

Последний, ставший самой массовой легкой бронированной машиной вермахта, представлял собой средний полугусеничный бронетранспортер, предназначавшийся для транспортировки мотопехотного отделения. Базовая машина — полугусеничный тягач — был разработан фирмой Hansa-Uoyd-Goliath Werke AG в Бремене в 1933 году и носил фирменное обозначение HLkl 6.

Шасси для бронетранспортера HLkl 6р изготавливала фирма Hanomag и, по-видимому, по этой причине во всех советских документах периода Великой Отечественной войны он фигурирует под зтим названием, в вермахте никогда не употреблявшимся.

Бронекорпуса поступали с фирмы Bussing-NAG, а сборка осуществлялась на заводах фирм Hanomag, Borgward, Hansa-Lloyd-Goliath, Weserhiit-te, Wumag, Schichau, MNH, Stoewer, Deutsche Werke и Evans+Pistor.

Бронетранспортер имел открытый сверху броневой корпус, сваренный из катаных бронелистов, расположенных под большими углами наклона и крепившихся к раме шасси болтами. Толщина брони колебалась от В мм у бортов и кормы до 10—15 мм у лобовых листов корпуса. На надгусеничных полках располагались ящики с ЗИП и снаряжением.

Шасси имело классическую автомобильную компоновку с размещением двигателя перед кабиной водителя, вследствие чего отделение управления располагалось посередине машины, между моторным и десантным отделениями. Для посадки и высадки десанта служила двустворчатая дверь в корме корпуса.

Никаких бойниц в бортах предусмотрено не было, и пехотинцы могли вести огонь из личного оружия только поверх бортов. Штатное вооружение бронетранспортера состояло из 7,92-мм ручного пулемета MG 34, установленного на крыше отделения управления и прикрытого броневым щитом.

В случае необходимости он мог быть переставлен на вертлюг, смонтированный на кормовом листе. С этого вертлюга можно было вести огонь и по воздушным целям.

На бронетранспортере устанавливался 6-цилиндровый карбюраторный рядный двигатель жидкостного охлаждения Maybach HL42TUKRM рабочим объемом 4171 см3 и мощностью 100 л.с. при 2800 об/мин, позволявший 8-тонной машине разгоняться на шоссе до максимальной скорости 53 км/ч.

Запуск двигателя осуществлялся электростартером и дублировался инерционным стартером с ручной раскруткой, которым рекомендовалось пользоваться в холодное время года.

Однако проведенные в январе 1940 года на Ленинградском артиллерийском полигоне испытания аналогично оборудованного немецкого артиллерийского тягача F3 показали, что инерционный стартер является эффективным средством запуска только при температуре не ниже — 5°С: При более низкой температуре требовался предварительный прогрев двигателя. Впрочем, возможно, в условиях более мягкой центрально-ев-ропейской зимы это обстоятельство не имело решающего значения.

Топливный бак емкостью 160 л располагался под полом десантного отделения в кормовой части корпуса. Максимальный запас хода машины при движении по шоссе достигал 300 км.

Главный фрикцион бронетранспортера — сухой, двухдисковый с центральной пружиной. Коробка передач, демультипликатор и двойной дифференциал были смонтированы в одном картере. Коробка передач трехходовая, четырехскоростная с постоянным зацеплением шестерен. Демультипликатор имел две передачи — прямую и понижающую.

Управление машиной осуществлялось с помощью рулевого механизма автомобильного типа. Поворот на небольшой угол (до 6°) производился поворотом передних колес; при более крутых поворотах, кроме того, тормозилась соответствующая гусеница.

Для этой цели управление передними колесами было синхронизировано с управлением тормозами двойного дифференциала. Усилие на тормоза передавалось с помощью гидравлического привода.

Двойной дифференциал (цилиндрический с парой конических шестерен) предназначался для передачи крутящего момента к ведущим колесам гусеничного движителя. Для полной остановки бронетранспортера, кроме гидравлического привода, имелся пневматический, также действовавший на тормоза двойного дифференциала.

Тормоза по устройству были аналогичны автомобильным. Поскольку все бронетранспортеры оборудовались буксирным устройством, пневматическая тормозная система была рассчитана и на одновременное торможение прицепа.

Подвеска бронетранспортера была смешанной. Колесный передний мост, оборудованный пневматическими шинами, подвешивался на поперечной полу-зллиптической листовой рессоре. Гусеничный движитель имел независимую торсионную подвеску.

Движитель каждого борта состоял из шести сдвоенных обрезиненных опорных катков, размещенных в шахматном порядке с взаимным перекрытием дисков катков, ведущего колеса переднего расположения и направляющего колеса с натяжным механизмом.

Стальные гусеницы с гребневым зацеплением имели ширину 280 мм и состояли из 55—56 траков каждая.

Пальцы гусениц были установлены на игольчатых подшипниках и обеспечивали им большую износоустойчивость, а также высокий КПД ходовой части и хорошую динамику машины.

По данным испытаний немецких полугусеничных машин в 1940 году на НИ-БТПолигоне и Ленинградском артиллерийском полигоне, такая гусеница могла надежно работать в пределах пробега 12—15 тыс. км.

Для бесшумности хода бронетранспортера, предохранения дорог с твердым покрытием от разрушения и надежной работы игольчатых подшипников к наружной части трака с помощью болтов прикреплялась резиновая подушка. Трак гусеницы имел разное сечение по высоте, благодаря чему по мере погружения трака в грунт удельное давление уменьшалось.

Эта конструктивная особенность трака обеспечивала повышение проходимости по мягким грунтам. Однако передние колеса, имевшие большое удельное давление, при движении по раскисшим дорогам, погружались в грунт, чем создавалось чрезмерное добавочное сопротивление движению. При этом или пробуксовывал гусеничный движитель, или глох двигатель.

В целом, в отличие от танка, бронетранспортер Sd.Kfz.251 не был полноценной вездеходной машиной. Ходовая часть обеспечивала ему высокую подвижность на дорогах с твердым покрытием, а на фунтовых дорогах и на местности — только в летнее сухое время, что существенно ограничивало тактическое использование бронетранспортера.

Тем не менее, с июня 1939 по март 1945 года немецкие заводы изготовили 15 252 боевые машины 23 модификаций в четырех базовых вариантах.

До сентября 1943 года выпускались варианты А,В и С (4650 единиц), а затем до конца войны — D (10 602 единицы).

Базовые варианты не имели принципиальных конструктивных отличий, а разнились друг от друга формой и способом крепления некоторых узлов и деталей бронекорпуса.

Модификации, в зависимости от назначения, отличались друг от друга составом вооружения и дополнительным оборудованием. Наиболее массовой была модификация Sd.Kfz.

251/1 — линейный средний бронетранспортер (mittlerer Schiitzenpanzerwagen), перевозивший мотопехотное отделение (Panzergrenadiergruppe) из десяти человек. Часть машин оборудовалась специальными контейнерами для запуска реактивных снарядов — Wurfra-men 40 — калибра 280 и 320 мм.

Кроме того, существовали различные варианты командирских машин и подвижных командных пунктов, машин наблюдения и связи, инженерных и санитарных машин, артиллерийских тягачей, самоходных артиллерийских и зенитных установок различных калибров и т.д.

Таким образом, было создано целое семейство боевых машин для оснащения мотопехотных подразделений танковых и моторизованных дивизий вермахта.

Весной 1939 года первые (по-видимому, еще предсерийные) бронетранспортеры Sd.Kfz.251/1 Ausf.A поступили в 1-ю танковую дивизию, дислоцированную в Веймаре. Ими оснастили одну мотопехотную роту в стрелковом полку. До 1 сентября 1939 года было изготовлено только 68 бронетранспортеров. Они получили свое боевое крещение в ходе польской кампании.

В мае 1940 года вермахт располагал уже 338 БТР различных модификаций. Наибольшее их количество имелось в составе 1-й стрелковой бригады (1 .Schiitzen Brigade) 1 -й танковой дивизии. Во время боев во Франции немцы потеряли 17 машин.

Наиболее же массово бронетранспортеры Sd.Kfz.251 всех модификаций использовались на советско-герман-ском фронте. Укомплектованность ими танковых и моторизованных частей была разной.

Скажем, в начале операции «Барбаросса» больше всего машин этого типа состояло на вооружении 1 -й танковой дивизии, где первые батальоны 1-го и 113-го стрелковых полков (Schiitzen Regiment) — так официально до 1943 года именовалась мотопехота вермахта — имели Sd.Kfz.251. В 14-й же, 16-й и 19-й танковых дивизиях бронетранспортеров не было вообще.

Такое положение сохранялось вплоть до конца войны как из-за все увеличивавшегося числа танковых и моторизованных соединений,так и по причине все возраставших потерь.

Танковая дивизия «образца 1945» должна была иметь 90 бронетранспортеров: 30 Sd.Kfz.251/1, 24 машины связи Sd.Kfz.251/3, шесть огнеметных Sd. Kfz. 251 /6, 12 зенитных Sd. Kfz.251 /21 со строенными автоматическими пушками Mauser и 18 противотанковых Sd.Kfz.251/22 с 75-мм пушками Рак40/1. Однако осуществить зтот план не удалось.

Бронетранспортеры Sd.Kfz.251 использовались вермахтом, войсками СС и люфтваффе на всех фронтах вплоть до конца войны — на 1 марта 1945 года в войсках их имелось 6540 единиц. Незначительное количество зтих машин получили союзники Германии — Румыния и Венгрия. Трофейные Sd.Kfz.251 (часто с перевооружением) применялись армиями стран антигитлеровской коалиции, в.'том числе и Красной Армией

После Второй мировой войны одной из стран, активно использовавшей трофейную немецкую бронетехнику, была Чехословакия. Это объясняется тем, что многие образцы германских боевых машин изготавливались на чешских заводах. В течение нескольких послевоенных лет на вооружении чехословацкой армии состояли танки Pz.IV, САУ Hetzer и бронетранспортеры Sd.Kfz.251.

По мере поступления бронетанковой техники из СССР немецкие танки и САУ списывались. Иначе обстояло дело с бронетранспортерами — их производство в СССР в конце 40-х годов было невелико и на экспорт они не поставлялись. Поэтому в Чехословакии и было принято решение развернуть серийный выпуск немецкого бронетранспортера Sd.Kfz.251/1 Ausf.

D, кардинально его при этом модернизировав.

На машине установили 8-цилиндровый V-образный дизель воздушного охлаждения Tatra Т-928-3 рабочим объемом 9848 см3 и мощностью 130 л.с. при 2000 об/мин. Трансмиссию и ходовую часть оставили практически без изменений. Существенным переделкам подвергся корпус.

В его бортах появились бойницы для стрельбы из личного оружия десанта, а форма кормы была заимствована от варианта Ausf.C. Но самым главным нововведением стала крыша, оборудованная люками для посадки и высадки пехотинцев. На люке командира смонтировали турель для установки чехословацкого 7,62-мм пулемета М59.

Читайте также:  Hk g36: винтовка heckler&koch, история создания, конструкция, модификации, эксплуатация, характеристики (ттх)

В результате всех этих изменений масса бронетранспортера возросла до 14,45 т.

В таком виде в начале 50-х годов машину приняли на вооружениие Чехословацкой народной армии под обозначением ОТ-8Ю.

Она эксплуатировалась вплоть до середины 60-х годов, пока в войска не начали поступать новые, более совершенные боевые машины ОТ-64. Но и тогда для ОТ-810 нашлась работа в противотанковых подразделениях.

Над десантным отделением бронетранспортера надстроили броневую рубку, в которой установили 82-мм безоткатную пушку М59А.

Бронетранспортеры ОТ-810 часто снимались в кино, в частности советский зритель смог познакомиться с ними в советско-чехословацком художественном фильме «Соколово», где они «сыграли» немецкие бронетранспортеры Sd.Kfz.251.

Две такие машины можно увидеть в Москве: одну, с опознавательными знаками гитлеровского вермахта — в экспозиции трофейной техники Центрального музея Великой Отечественной войны на Поклонной горе, другую, также выдаваемую за немецкую — там же, но уже на площадке поисковой группы «Экипаж».

М.БАРЯТИНСКИЙ«Моделист-конструктор» № 9'99

Источник: https://techno-story.ru/articles/tanks/148-bronetransportjor-ganomag-ppolugusenichnyj-bronetransportjor-vermakhta-sd-kfz-251

SdKfz 251

Германия
Германия
1-2 × 7,92-мм MG-34 или MG-42

SdKfz 251, Sonderkraftfahrzeug 251 — германский средний полугусеничный бронетранспортёр периода Второй мировой войны.

Создан фирмой Hanomag в 1938 году на базе артиллерийского тягача SdKfz 11 и производился серийно с июня 1939 года по март 1945 года. Во время Второй мировой войны, Sd.Kfz.251 наряду с лёгким SdKfz 250 являлся основным броневым транспортёром Германии, а также послужил основой для целого семейства боевых машин различного назначения.

По числу выпущенных экземпляров во время Второй мировой он уступал только американскому бронетранспортёру M3. В её ходе Sd.Kfz.

251 поставлялся в незначительных количествах союзникам Германии, а в послевоенное время его модернизированный вариант Tatra OT-810 производился в Чехословакии до 1962 года на заводе «Подполянске строярне» в Детве.

В 1980-х массово снимался с вооружения армии ЧССР, а в 1995 году последние экземпляры сняты с хранения.

Содержание

[развернуть]

История создания

Во время Второй мировой войны немецкая армия первой в мире массово приняла на вооружение бронетранспортеры и очень эффективно их использовала, заставив союзников разработать похожие машины, а затем и перенять тактику их применения.

Основным бронетранспортером, применявшимся немцами, стал полугусеничный Sd Kfz 251, обычно называемый «Ганомаг» (по названию предприятия-изготовителя).

Его использовали для транспортировки пехоты (мотопехота) и тяжёлого вооружения (миномёты, крупнокалиберные пулемёты, пушки, огнемёты и пусковые ракетные установки), на его базе создавались санитарные, штабные машины и машины связи.

Бронетранспортеры состояли на вооружении немецкой армии в течение всей Второй мировой войны и применялись на всех театрах войны. После войны модификация Sd Kfz 251 — ОТ 810 состояла на вооружении чехословацкой армии.

Дальним предком Sd Kfz 251 был полугусеничный грузовой автомобиль фирмы Даймлер. Этот грузовик, изготавливаемый немцами для Португалии, был оснащен резиновыми лентами, соединявшими ведущие колеса с дополнительной парой направляющих колес. Такая примитивная гусеница позволяла машине уверенно двигаться по мягкому грунту.

В 1915 — 1916 годах появились очередные модели полугусеничных машин — «Бременваген» и «Мариневаген» I и II. Эти машины состояли на вооружении Sturm-Panzerkraftwagen-Abteilung (батальон штурмовых бронеавтомобилей).

В 1917 году фирма Бенц представила полугусеничный артиллерийский тягач «Крафтпротце», которых впоследствии было выпущено 42 штуки. В 1919 году один такой автомобиль получил бронирование и был передан полиции.

В период Веймарской республики работы над новыми конструкциями полугусеничных автомобилей были продолжены.

На базе шасси стандартного 3-тонного артиллерийского тягача фирма «Рейнметалл-Борзиг» разработала полностью бронированный гусеничный автомобиль, вооруженный размещенной в бронебашне пушкой 3.7 cm KwK L/70 калибра 37 мм. Вспомогательное вооружение составлял спаренный с пушкой пулемет MG 34 калибра 7.92 мм, такой же пулемет мог быть установлен на зенитной турели на башне машины.

В июле 1934 года был завершен первый опытный образец полугусеничного артиллерийского тягача, получившего обозначение HK 600p. В движение тягач приводился двигателем Боргвард KJ54 мощностью 68 кВт/92 л.с.

В 1934 году тягач был переименован в HL KI 2, а весной 1936 года началось его серийное производство. Первые машины были направлены в 23-й полк легкой артиллерии. Всего было выпущено 505 таких тягачей.

Во второй половине тридцатых годов появились первые полугусеничные бронетранспортеры. Самый известный из них — HI6 — был разработан гамбургской фирмой Ганза- Ллойд. В 1936 году лицензию на эту машину выкупила ганноверская фирма «Ганомаг».

Бронетранспортер был разработан на базе 3-х тонного полугусеничного артиллерийского тягача, о котором упоминалось выше.

Шасси бронетранспортера изготавливали на фирме «Ганомаг», бронекорпус — на фирме «Бюссиг» в Берлине-Обершёневайде, а окончательную сборку производили на других предприятиях.

Первые машины, получившие обозначение HKL 6р, были выпущены в 1937 году, а бронетранспортеры нуль-серии — в 1938 году. Название бронетранспортера полностью звучало так — «mitteler gepanzert Mannschaftstransportwagen» (MTW) — то есть средний бронетранспортер. Первые серийные образцы Sd Kfz 251 поступили в части летом 1939 года.

Бронетранспортеры Sd Kfz 251 выпускались в четырех модификациях — Ausf. А, В, С и D, и в 23 специализированных вариантах, отличавшихся друг от друга вооружением и оборудованием. Варианты были обозначены цифрами, например Sd Kfz 251/3 или Sd Kfz 251/16.

Следует особо отметить, что специализированный вариант бронетранспортера мог принадлежать любой из четырех модификаций, например Sd Kfz 251/3 выпускался на базе Ausf. А и Ausf. D.

То, какая модификация была использована для постройки специализированного варианта, можно, в принципе, установить только по году выпуска конкретного экземпляра.

Модификации и машины на базе Sd Kfz 251

  • Sd. Kfz.251/1 — основная серийная модель. Открытый сверху сварной бронекорпус. Вооружение 1 — 2 пулемёта, экипаж 12 (2+10) человек. Часть машин оборудовалась специальными контейнерами для запуска реактивных снарядов — Wurfrahmen 40 — калибра 280 и 320 мм. С каждого борта крепились три контейнера. Боевая масса 9,14 т, экипаж 7 человек. Принят на вооружение в 1940 году — получил прозвище «Пехотной Junkers Ju 87″Штуки»».
  • Sd. Kfz.251/2 — mittlerer Schutzenpanzerwagen mit Granatwerfer — самоходный миномёт. Вооружение: 81-мм миномёт sGrWr 34 внутри кузова (боекомплект 66 выстрелов), 1 пулемёт MG-34 (боекомплект 2010 патронов). Боевая масса 8,64 т, экипаж 8 человек.
  • Sd. Kfz.251/3 — mittlerer Funkpanzerwagen — машина связи. В зависимости от назначения оснащалась радиостанциями FuG 4, FuG 5, FuG 7, FuG 8, FuG 11 и FuG 12 в различных комбинациях. Применялись мачтовые, штыревые и рамочные антенны.
  • Sd. Kfz.251/4 — mittlerer Schutzenpanzerwagen fur Munition und Zubehor des lelG 18 — транспортер боеприпасов и артиллерийский тягач для буксировки лёгких пехотных орудий lelG 18 калибра 75 мм, 105-мм лёгких полевых гаубиц leFH 18/1 и противотанковых пушек калибра 37-75 мм. Боевая масса 8,75 т, экипаж 7 человек, вооружение 1 пулемёт MG 34. В укладке — 120 выстрелов к орудию.
  • Sd. Kfz.251/5 — mittlerer Schutzenpanzerwagen fur Pionier — машина для перевозки сапёров и сапёрного снаряжения. Боевая масса 8,87 т, экипаж 9 человек, вооружение 1 пулемёт MG-34 (боекомплект 4800 патронов). Часть машин имела радиостанции FuG 8 и FuG 4.
  • Sd. Kfz.251/6 — mittlerer Kommandopanzerwagen — передвижной командный пункт для командиров высшего звена (дивизия, корпус, армия). Радиостанции FuG 11 и FuG Tr, позже — FuG 19 и FuG 12.
  • Sd. Kfz.251/7 — mittlerer Pionierpanzerwagen — улучшенный Sd. Kfz.251/5. Штурмовые мостики по бокам корпуса. Часть машин имела радиостанции FuG 5.
  • Sd. Kfz.251/8 — mittlerer Krankenpanzerwagen — бронированная санитарная машина. Вместимость: два лежачих и четыре сидячих или восемь сидячих раненых.
  • Sd. Kfz.251/9 — mittlerer Schutzenpanzerwagen mit 7,5 cm KwK 37 — самоходная установка с 75-мм короткоствольной пушкой KwK 37 (позже К 51). Углы горизонтального наведения пушки ?12°. Телескопический прицел SfIZF 1. Боекомплект 52 выстрела. Боевая масса 8,53 т, экипаж 5 человек, дополнительное вооружение 1 пулемёт MG 34 или MG 42.
  • Sd. Kfz.251/10 — mittlerer Schutzenpanzerwagen 3,7 cm Pak — машина командиров взводов в мотопехотных частях. Вооружение: 37-мм противотанковая пушка Pak 35/36 (боекомплект 168 выстрелов) за штатным щитом и пулемёт MG 34 (боекомплект 1100 патронов) или противотанковое ружьё PzB 39 калибра 7,92 мм. Боевая масса 8,02 т, экипаж 5 человек.
  • Sd. Kfz.251/11 — mittlerer Fernsprechpanzerwagen — машина для укладки телефонного кабеля. Катушка с кабелем монтировалась на правом крыле бронетранспортёра. Экипаж 5 человек, вооружение 1 пулемёт MG-34.
  • Sd. Kfz.251/12 — mittlerer Messtrupp und Geraetpanzerwagen — машина артиллерийской разведки и управления огнём. Радиостанция FuG 8 с рамочной антенной. Экипаж 6 человек.
  • Sd. Kfz.251/13 — mittlerer Schallaufnahmepanzerwagen — БТР артиллерийской звуковой разведки.
  • Sd. Kfz.251/14 — mittlerer Schallauswertepanzerwagen — развитие предыдущего варианта. Боевая масса 8,5 т, экипаж 8 человек.
  • Sd. Kfz.251/15 — mittlerer Lichtauswertepanzerwagen — машина светометрической разведки.
  • Sd. Kfz.251/16 — mittlerer Flammpanzerwagen — самоходный огнемёт. Вооружение: два огнемёта калибра 14 мм и два пулемёта MG-34. Огнемёты устанавливались по бортам бронетранспортёра, запас огнесмеси 700 л (на 80 двухсекундных выстрелов). Дальность огнеметания до 35 м (в зависимости от направления ветра). Изготовлено 347 единиц.
  • Sd. Kfz.251/17 — mittlerer Schutzenpanzerwagen mit 2 cm Flak 38 — самоходная зенитная установка. Автоматическая зенитная пушка Flak 38 калибра 20 мм за штатным щитом в середине кузова с откидными бортами. Боекомплект 600 выстрелов. Боевая масса 8,8 т, экипаж 4 — 6 человек. Изготовлено 211 единиц.
  • Sd. Kfz.251/18 — mittlerer Beobachtungspanzerwagen — машина наблюдения и связи. Радиостанция FuG 8. Экипаж 6 человек.
  • Sd. Kfz.251/19 — mittlerer Fernsprechbetriebspanzerwagen — передвижная телефонная станция.
  • Sd. Kfz.251/20 — mittlerer Schutzenpanzerwagen — Infrarotscheinwerfer — самоходный инфракрасный прожектор. С конца 1944 г. известен как «Филин» (Uhu). Внутри кузова установлена поворотная установка прожектора — осветителя для ночных прицелов танков «Пантера». Инфракрасные приборы танка «Пантера» действовали на расстоянии до 400 м, а БТР «Филин» мог обнаружить и осветить цели на расстоянии до 1500 м. Командир БТРа с ИК-прожектором направлял действия взвода «Пантер» (5 танков) с помощью радиостанции FuG 5. Экипаж 4 человека. Изготовлено 60 единиц.
  • Sd. Kfz.251/21 — mittlerer Schutzenpanzerwagen Drilling MG 151 — самоходная зенитная установка. Строенный лафет — Flakdrilling Socklaffete — с тремя авиационными автоматическими пушками Mauser MG 151/15 калибра 15 мм или MG 151/20 калибра 20 мм за небольшим П-образным щитом в середине кузова. Боекомплект 3000 выстрелов. Дополнительное вооружение: пулемёт MG-42. Экипаж 6 человек. Изготовлено 387 единиц.
  • Sd. Kfz.251/22 — mittlerer Schutzenpanzerwagen mit 7,5 cm Pak 40 — самоходная артиллерийская установка, 75-мм противотанковая пушка Pak 40/1 за штатным щитом в передней части кузова. Углы горизонтального наведения — 20° влево и 18° вправо. Боекомплект 22 выстрела. Экипаж 4 человека. Изготовлено 268 единиц.
  • Sd. Kfz.251/23 — mittlerer Schutzenpanzerwagen mit 2 cm KwK — разведывательный бронетранспортер с 20-мм автоматической пушкой и пулеметом MG-42 в башне типа Hangelaffete 38, такой же, как у бронеавтомобилей Sd.Kfz.234/1. Боекомплект 100 выстрелов и 2010 патронов. Экипаж 4 человека. Эта модификация явилась последней в линейке.

Боевое применение

Машина нашла широкое применение в самых разных частях вермахта. Её значимость в ходе Второй мировой войны трудно переоценить. Прежде всего она использовалась как бронетранспортёр для быстрого перемещения пехоты и в этом качестве особенно хорошо себя показала на пересечённой местности Северной Африки и Восточного фронта благодаря высокой проходимости полугусеничного движителя. Также Sd Kfz 251 активно использовался для буксировки орудий (в том числе и тяжёлых), для подвоза боеприпасов. На большинство машин устанавливались пулемёты MG-34 или MG-42, что позволяло эффективно использовать их в качестве подвижных огневых точек против живой силы противника и небронированных целей, а модификации с зенитными и полевыми орудиями использовались для уничтожения низколетящих самолётов и танков противника.

Стендовый моделизм

БТР «Ганомаг» широко представлен в стендовом моделизме. Сборные пластиковые модели-копии в масштабе 1:35 выпускаются фирмами Звезда (Россия), Тамия (Япония), Драгон (Китай), Трумпетер (Китай).

Источник: https://warriors.fandom.com/ru/wiki/SdKfz_251

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector