И 185 — истребитель: самолёт поликарпова, история создания, боевое применение, технические характеристики (ттх)

Самолет И 185 истребитель фото, был лучшим советским самолетом — истребителем — по простоте в управлении, скорости, маневру, вооружению и живучести.

Посетив в октябре 1939 года Германию и ознакомившись с последними достижениями немецкой авиапромышленности, советский конструктор Н. Н.

Поликарпов задумал создать истребитель имевшее мощное вооружение, высокую скорость и скороподъемность на всем диапазоне высот, хорошую маневренность, устойчивость и управляемость.

Этот замысел возглавляемому им коллективу удалось воплотить за счет повышенной удельной нагрузки на крыло, мощных перспективных двигателей (М-71, М-90 и т. д.), удачных аэродинамических форм и использования металлического крыла с хорошо выдержанными параметрами профиля.

И 185 - истребитель: самолёт Поликарпова, история создания, боевое применение, технические характеристики (ТТХ)

И-185 фото 1941 год

И-185 был спроектирован за полтора месяца: с 25 января по 10 марта 1940 года. Помимо образца для статических испытаний была спланирована постройка четырех летных экземпляров под различные двигатели. Но поставки необходимых двигателей затягивались по разным причинам.

И лишь 16 февраля 1941 года, с семимесячным опозданием, поступил первый мотор М-71, который был установлен на третьем экземпляре. Поступившим 15 марта еще одним М-71 оснастили второй экземпляр.

8 апреля 1941 года состоялся первый полет И-185 с М-71, закончившийся вынужденной посадкой на аэродроме из-за неисправности двигателя. Постройка самолета с М-82А завершилась 19 июля 1941 года. В следующем месяце он совершил первый полет.

В сентябре начались полеты в летно-испытательном институте, где в то время уже проходил испытание истребитель с М-71, развивавший скорость 620 км/ч.

И 185 - истребитель: самолёт Поликарпова, история создания, боевое применение, технические характеристики (ТТХ)

И-185 c мотором М-71 вторая мировая война

В октябре 1941 года в связи с эвакуацией ОКБ Н. Н. Поликарпова в Новосибирск работы над истребителем были прерваны. Несмотря на труднейшие условия, специалистам в короткие сроки удалось восстановить производство, и уже 10 февраля 1942 года на совместные заводские и государственные испытания были предъявлены И-185 с двигателями М-71 и М-82А.

И 185 - истребитель: самолёт Поликарпова, история создания, боевое применение, технические характеристики (ТТХ)

И-185 М-82, фото 1942 год

В декабре 1942 — январе 1943 года проходили фронтовые испытания истребителя на Калининском фронте, в 728-м гвардейском истребительном авиаполку, который дислоцировался на аэродроме Старица. Впоследствии самолет часто менял место дислокации, то перелетая на аэродром в Старую Торопу, то возвращаясь назад.

Испытания проводили капитан Д. Купин, старший лейтенант Н. Игнатьев, сержанты А. Боровых, А. Томильченко. Летали парами. Ведущими, как правило, являлись офицеры, ведомыми — сержанты. Истребители поднимали в воздух, когда воздушные бои велись над нашей территорией.

И-185 на полной скорости проносились сквозь строй вражеских самолетов, поливая их огнем из пушек, а затем уходили на свой аэродром. Два полета было выполнено на прикрытие действовавшего в районе Ржева разведчика Р-40Е. Один полет — на «свободную охоту» над нашей территорией. При этом сержант А.

Боровых сбил или повредил один немецкий самолет. Всего каждым летчиком было выполнено по 10-11 боевых вылетов.

И 185 - истребитель: самолёт Поликарпова, история создания, боевое применение, технические характеристики (ТТХ)

Поликарпов И-185 М-71 вид сверху фото

Самолет И 185 истребитель фото ТТХ М-82А

  • Тип: истребитель
  • Двигатель: М-82А мощностью 1700 л. с.
  • Размеры, м: длина: 8,1, высота: 2,5, размах крыла: 9,8
  • Вес, кг: пустого самолета — 2437, взлетный — 3328 кг

Технические характеристики:

И 185 - истребитель: самолёт Поликарпова, история создания, боевое применение, технические характеристики (ТТХ)

Летно-технические характеристики различных модификаций И-185 Поликарпова

  • максимальная скорость: 615 км/ч
  • практический потолок: 11 000 метров, дальность: 1050 км,
  • Стрелково-пушечное вооружение: 3 х 20-мм пушки ШВАК, 2 х 7,62-мм пулемета ШКАС, 2 х 12,7-мм пулемета БС,
  • неуправляемые ракеты: 8 х Рс-82
  • Бомбы: 2 х 250 кг

Самолет И 185 истребитель фото-модификации

  • И-185 М-90 — первый вариант с двухрядным 18-цилиндровым двигателем М-90 воздушного охлаждения. Но поскольку мотор не прошел стендовые испытания, было принято решение испытывать истребитель с другими двигателями.
  • И-185 М-71 — второй вариант с двигателем М-71, представлявшим собой «сдвоенный» М-62.
  • И-185 М-81 — модель, построенная в ожидании серийных двигателей М-90 и М-71.
  • И-185 М-82А — один из прототипов с серийным двигателем М-82. Проходил войсковые испытания.

По возвращении с фронта летчики составили подробный отчет о проведенных испытаниях, которые были в общем положительными. Самолет испытания успешно прошел и был рекомендован к серийному производству. Но во время дополнительных испытаний на дальность, которые проводились 5 апреля 1943 года, в полете заклинил двигатель, в результате погиб летчик В. А. Степанчонок.

Видимо, эта трагедия стала для истребителя роковой. По официальной версии, И-185 с мотором М-71 не строился серийно из-за отсутствия серийного производства двигателя М-71 и завода для выпуска этого истребителя. Так или иначе, но ни одна из модификаций И-185 в серию запущена не была. За создание И-185 М-71 Н. Н. Поликарпову присвоена Сталинская премия 1-й степени.

И 185 - истребитель: самолёт Поликарпова, история создания, боевое применение, технические характеристики (ТТХ)

Пилотская кабина И-185. Вторая мировая война

Самолет И-185 с двигателем М-71 (эталон для серии И-185) произвел первый вылет 10 июня 1942 года. В июне — октябре успешно прошел заводские испытания, а в ноябре 1942 — январе 1943 года — государственные испытания.

И 185 - истребитель: самолёт Поликарпова, история создания, боевое применение, технические характеристики (ТТХ)

Детальная схема истребителя Поликарпова И-185

  • 29 января 1943 года начальник НИИ ВВС генерал- майор П. А. Лосюков подписал официальное заключение института:
  1. «Самолет И-185 с М-71 конструкции тов. Поликарпова, вооруженный 3 синхронными пушками ШВАК-20 с боекомплектом 500 патронов, при запасе горючего 470 кг, является лучшим современным истребителем. По максимальной скорости, скороподъемности и вертикальному маневру И-185 с М-71 превосходит отечественные и последние серийные самолеты противника (Ме-109Г-2 и ФВ-190)».
  2. «Рекомендовать принять на вооружение самолет И-185 с мотором М-71 и ходатайствовать о запуске его в крупносерийное производство. Нормальный полетный вес при этом не должен превышать 3600 кг».

Источник: https://toparmy.ru/armii-istorii/krasnaya-armiya/vooruzhenie-armii/samolet-i-185-istrebitel-foto.html

Истребитель Поликарпов И-185. Часть 1

Утверждается, что И-185 превосходил по летным данным все советские фронтовые истребители периода Великой Отечественной войны, не имел существенных конструктивно-технологических недостатков, был готов к запуску в массовое производство и оно могло осуществляться в сложившихся в то время условиях, но не был принят на вооружение по вине заместителя наркома авиапромышленности А.С. Яковлева, который воспрепятствовал этому для продвижения в серию своих самолетов, превысив свои должностные полномочия и исказив действительное положение дел с самолетами Поликарпова.

В этом разделе справочника обобщены доступные материалы по самолету И-185 с тем, чтобы читатель сам сделал вывод так ли это.

В сборе использованных здесь материалов помощь оказали Дмитрий Офицеров и Дмитрий Шувалов, которым автор выражает искреннюю признательность.  

И 185 - истребитель: самолёт Поликарпова, история создания, боевое применение, технические характеристики (ТТХ)

Николай Николаевич Поликарпов – выдающийся советский авиаконструктор, создатель самолета И-185 www.airpages.ru

Первый полет 11.01.41 г.

 

Проект И-185 (объект «62») и натурный макет

И-185 М-90 проект в 1-й редакции, высотный скоростной истребитель. Проектирование начато по инициативе Н.Н. Поликарпова в мае 1939 г., когда ОКБ-1 получило информацию о разработке мотора М-90 разработки ОКБ-29, который имел те же массу и габариты, что и М-88, но был важнее.

Рассматривались и другие варианты силовой установки (М-71, М-120, АМ-37), но об унификации речь не шла – это были самостоятельные проекты. Из них был доведен до стадии эскизного проекта в полном объеме, а затем реализован только проект «61» с мотором АМ-37 – как И-200 под руководством А.И. Микояна.

И 185 - истребитель: самолёт Поликарпова, история создания, боевое применение, технические характеристики (ТТХ)

Опытный истребитель И-180, который первоначально рассматривался как прямой прототип нового истребителя И-185Фото из книги: М. Маслов. Угол падения. М., М-Хобби, — 1995 г.

Самолет проектировался на базе И-180 с минимальными отличиями:

  • новое крыло меньших размеров (размах 9,8 м, площадь 15,5 кв.м), силовой набор – открытые прессованные профили, основной материал – дюраль;
  • новая закрытая кабина с улучшенным обзором назад по типу И-61 (И-200, МиГ-1).

Повышение ТТХ намеревались достичь за счет:

  • повышения энергетических характеристик самолета за счет более мощного мотора;
  • снижение аэродинамического сопротивления за счет уменьшения полного миделя и омываемой поверхности (это ведет к увеличению нагрузки на крыло).

Фюзеляж (кроме гаргрота) и капот почти не изменялись. В то время уже были видны проблемы с доводкой мотора М-88, и для подстраховки Поликарпов проработал вариант установки моторов М-81 и М-71 конструкции ОКБ-19. Но они имели больший мидель и требовали увеличения диаметра фюзеляжа.

Поликарпов принял решение перепроектировать самолет с увеличением размерности. Это давало возможность увеличить удлинение фюзеляжа, снизив сопротивление формы.

И 185 - истребитель: самолёт Поликарпова, история создания, боевое применение, технические характеристики (ТТХ)

Развитие компоновок истребителей-монопланов Н.Н. Поликарпова – самолеты И-16, И-180, И-185 М-90 чертеж, который разработал Гугля Ю. и опубликовал в статье «Трудная судьба И-185» в журнале «Крылья Родины»

И-185 М-90 (самолет или объект «62», И-62, самолет «Р»), эскизный проект в окончательном варианте

Источник: https://naukatehnika.com/istrebitel-polikarpov-i-185.html

Истребитель И-185 — Боевое применение

Истребитель И-185 создан в ОКБ Поликарпова, опытные образцы превосходили серийные истребители по сумме ЛТХ. Постановления о серийном производстве этого самолета выполнены не были.

Боевое применение самолета

Дебют истребителя И-185 состоялся девятого декабря 1942 года, последний вылет — двенадцатого января 1943 года. Летали в двух парах, часто ведущим был офицер (Игнатьев, Купин), а ведомым — сержант (Боровых, Томильченко).

На огромной скорости проносились И-185 сквозь ряды фашистских самолетов, ведя губительный огонь из пушек, а затем с разворотом уходили на свой аэродром. Два вылета произведено на прикрытие действовавшего в районе Ржева разведчика Кертисс Р-40 «Киттихаук».

Читайте также:  Б-1 бомбардировщик: b-1b lancer, самолёт, история создания, конструкция, технические характеристики (ттх)

Один вылет был осуществлен на «свободную охоту» над советской территорией. Группа истребителей И-185 часто меняла дислокацию, то перемещаясь в Старую Торопу, то опять перелетая в Старицу.

Целью этого было создать иллюзию у германского авиационного командования большого наличия на Калининском фронте по крайней мере полка, вооруженного И-185,и исключить вероятность уничтожения наших самолетов при возможных налетах люфтваффе на аэродром.

Всего каждым летчиком было выполнено по десять-одиннадцать боевых вылетов. В летную книжку по соображениям секретности они записывались преимущественно как тренировочные в зоне аэродрома. Кроме Купина, Игнатьева, Боровых, Томильченко И-185 облетали в действительно тренировочных полетах командир полка Василяка и Кустов.

И 185 - истребитель: самолёт Поликарпова, история создания, боевое применение, технические характеристики (ТТХ)

Самолет И-185 документальное фото

Однако, вопреки, высоким оценкам в отношении самолета И-185, рекомендации фронтовых пилотов не были услышаны.

Хотя по темпам выпуска боевых самолетов отечественная авиапромышленность к середине 1942 года превзошла немецкую, ни Ставка Верховного Главнокомандования, ни наркомат Авиационной промышленности не спешили пересмотреть свою политику в отношении изменения качественного состава ВВС. Любое, даже временное, сокращение массовости выпуска как-обычно считалось недопустимым. Сыграли свою роль и другие факторы. Выпуск И-185, превосходившего по летным характеристикам другие истребители, в итоге ставил вопрос о сокращении их производства, что по ряду причин не устраивало ни определенные круги в руководстве наркомата и ВВС, ни, естественно, главных конструкторов. Поэтому происходила «мышиная возня возле самолета».

Работы шли медленно, а в апреле прекратились совсем. Пятого апреля 1943 года опытный И-185 М-71 из-за неисправности двигателя потерпел катастрофу. Разбился пилот-испытатель В.А.Степанчонок. Волевым решением работы по запуску истребителя в серийное производство завершили.

«Образцовый» И-185 после ремонта вернули на завод № 51 в летном состоянии. В результате к концу войны советские ВС так и не получили четырехпушечный истребитель, способный развивать скорость более 700 км/ч.

Истребитель Ла-7, выпуск которого начался в середине 1944 года, вооруженный, как правило, двумя пушками, по летным данным (кроме дальности полета) только приближался к И-185М-71.

Самый массовый истребитель Як-9 (с двигателем ВК-105ПФ) имел скорость около 600 км/ч и был вооружен одной пушкой и одним пулеметом, что для 1944-1945 годов было явно недостаточно. Так канул в лету, имевший возможность стать легендарным, советский самолет И-185.

Истребители-монопланы и бипланы Поликарпова с однотипными двигателями (1933-1940 гг.)

Самолет Год выпуска Двигатель
И-16 тип 5 1934 М-25А, 730 л.с.
И-15 (ЦКБ-3) 1933 М-25А, 730 л.с.
И-16 тип 10 1937 М-25В, 750 л.с.
И-15бис (И-152) 1937 М-25В, 750 л.с.
И-16 тип 24 1939 М-63, 1100 л.с.
И-153 1939 М-63, 1100 л.с.
И-17бис 1936 М-100, 760 л.с.
И-170 (проект) 1939 М-106, 1200 л.с.
И-180-3 1940 М-88Р, 1100 л.с.
И-190 1940 М-88Р, 1100 л.с.
И-185 (01) 1940 М-90, 1750 л.с.
И-195 (проект) 1940 М-90, 1750 л.с.
Самолет Год выпуска Размеры
Длина, м Размах крыла, м Площадь крыла, м2
И-16 тип 5 1934 5,985 9,0 14,54
И-15 (ЦКБ-3) 1933 6,1 9,7 21,9
И-16 тип 10 1937 6,074 9,0 14,54
И-15бис (И-152) 1937 6,2 10,2 22,5
И-16 тип 24 1939 6,13 9,0 14,54
И-153 1939 6,275 10,0 22,1
И-17бис 1936 7,56 10,0 17,65
И-170 (проект) 1939 7,3 10,0 25,0
И-180-3 1940 6,88 10,09 16,11
И-190 1940 ~6,7 10,0 24,83
И-185 (01) 1940 7,56 9,8 15,54
И-195 (проект) 1940 7,55 10,5 28,0
Самолет Год выпуска Вес
Вес пустого, кг Вес взлетный, кг
И-16 тип 5 1934 1118 1508
И-15 (ЦКБ-3) 1933 965 1374
И-16 тип 10 1937 1372 1726
И-15бис (И-152) 1937 1310 1650
И-16 тип 24 1939 1383 1882
И-153 1939 1980
И-17бис 1936 1533 2020
И-170 (проект) 1939
И-180-3 1940 2409
И-190 1940 1761 2212
И-185 (01) 1940 2068 2708
И-195 (проект) 1940 2223 2916
Самолет Год выпуска Скорость, км/ч
У земли На расч. высоте (м) Посадочная
И-16 тип 5 1934 390 454 4000 115
И-15 (ЦКБ-3) 1933 318 368 3000 90
И-16 тип 10 1937 398 448 3160 126
И-15бис (И-152) 1937 321 370 3000 110
И-16 тип 24 1939 440 489 4500 130
И-153 1939 384 440 5700
И-17бис 1936 489 3000
И-170 (проект) 1939 510
И-180-3 1940 445 571* 7100
И-190 1940 375 490 7100
И-185 (01) 1940 604* 706* 7000 132
И-195 (проект) 1940 510* 591* 6700
Самолет Год выпуска Время набора высоты, мин/м
И-16 тип 5 1934 6,2 5000
И-15 (ЦКБ-3) 1933 6,2 5000
И-16 тип 10 1937 6,9 5000
И-15бис (И-152) 1937 6,7 5000
И-16 тип 24 1939 6,0 5000
И-153 1939 5,7 5000
И-17бис 1936 7,2 5000
И-170 (проект) 1939
И-180-3 1940 5,6 5000
И-190 1940 5,9 5000
И-185 (01) 1940 4,5 5000
И-195 (проект) 1940
Самолет Год выпуска Потолок, м
И-16 тип 5 1934 9100
И-15 (ЦКБ-3) 1933 9800
И-16 тип 10 1937 8470
И-15бис (И-152) 1937 9000
И-16 тип 24 1939 9700
И-153 1939 10600
И-17бис 1936 9700
И-170 (проект) 1939
И-180-3 1940 11000
И-190 1940 12400
И-185 (01) 1940 10250
И-195 (проект) 1940 12000
Самолет Год выпуска Дальность полета, км
И-16 тип 5 1934 540
И-15 (ЦКБ-3) 1933 500
И-16 тип 10 1937 525
И-15бис (И-152) 1937 530
И-16 тип 24 1939 669
И-153 1939 510
И-17бис 1936 800
И-170 (проект) 1939
И-180-3 1940 900
И-190 1940
И-185 (01) 1940 800
И-195 (проект) 1940
Самолет Год выпуска Разбег, м
И-16 тип 5 1934 220
И-15 (ЦКБ-3) 1933 70
И-16 тип 10 1937 260
И-15бис (И-152) 1937 170
И-16 тип 24 1939 260
И-153 1939
И-17бис 1936
И-170 (проект) 1939
И-180-3 1940
И-190 1940
И-185 (01) 1940 280*
И-195 (проект) 1940
Самолет Год выпуска Пробег, м
И-16 тип 5 1934 200
И-15 (ЦКБ-3) 1933 70
И-16 тип 10 1937 290
И-15бис (И-152) 1937 230
И-16 тип 24 1939 300
И-153 1939
И-17бис 1936
И-170 (проект) 1939
И-180-3 1940
И-190 1940
И-185 (01) 1940 350
И-195 (проект) 1940
Самолет Год выпуска Вооружение
Пулеметное Пушечное Бомбы, кг
И-16 тип 5 1934 2×7,62
И-15 (ЦКБ-3) 1933 2×7,62
И-16 тип 10 1937 4×7,62
И-15бис (И-152) 1937 4×7,62
И-16 тип 24 1939 4×7,62
И-153 1939 4×7,62
И-17бис 1936 2×7,62 1×20 100
И-170 (проект) 1939 2×7,62 1×20
И-180-3 1940 2×7, 622×12,7 200
И-190 1940 2×7, 622×12,7 200
И-185 (01) 1940 2×7, 622×12,7 200
И-195 (проект) 1940 2×7,62 2×20 2×250

*Расчетные данные

Источники:

  • Моделист-Конструктор. Истребитель И-185.
  • Юрий Гугля. Последние истребители Поликарпова И-180, И-185.
  • Иванов В.П. Авиаконструктор Поликарпов.
  • Маслов Михаил. И-180/И-185.
  • Шавров В.Б. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.

Источник: http://pro-samolet.ru/samolety-sssr-ww2/prototip/112-i-85%3Fstart%3D1

Сравнение И-185 и Ла-5

Поликарпова и Лавочкина

И 185 - истребитель: самолёт Поликарпова, история создания, боевое применение, технические характеристики (ТТХ)

И-185 Поликарпова. Истребитель Ла-5 (заводской номер 710041), оснащенный мотором М- 71

Поднять летные данные самолета можно двумя способами: за счет снижения массы планера и совершенствования аэродинамики. Снижение массы грозит потерей прочности. Именно этим путем пошел Яковлев, и путь этот стоил жизни сотням пилотов.

Данное утверждение оспаривается, объясняя причину потери прочности крыла применением клея, подверженного влиянию грибка, однако своевременная замена крыла на металлическое при увеличении поставок алюминия в последние годы войны вероятно решила бы эту проблему.

Лавочкин сумел снизить массу Ла-5ФН последних серий примерно на 100 кг за счет замены деревянного силового набора крыла металлическим, причем прочность конструкции при этом осталось на прежнем уровне.

Установка более мощного нового более мощного мотора воздушного охлаждения М-71 (АШ-71), созданного в ОКБ А.Д. Швецова, резко улучшило бы летные характеристики самолета во всем диапазоне высот. Мотор этого типа уже был опробован в 1941 г. на истребителе И-185 Н.Н. Поликарпова, но зарекомендовал себя очень ненадежной конструкцией.

Тем не менее, И-185 с М-71 в 1942 г. по своим характеристикам превосходил все советские истребители, включая Ла-5. Максимальная скорость И-185 на уровне моря составляла 556 км/ч (у Ла-5 — 515 км/ч), на .высоте 6175 м — 630 км/ч (Ла-5 — 600 км/ч), дальность полета — 1130 км (у Ла-5 — 765 км/ч). И-185 был вооружен тремя 20-мм пушками ШВАК, а Ла-5 — только двумя такими пушками.

И-185 успешно прошел Государственные испытания в феврале -июле 1942 г., но в серийное производство не передавался. Обычно причиной незапуска И-185 в серию называют сложности организации массового производства нового типа самолета в условиях военного времени и проблемы с мотором М-71.

В не меньшей степени на судьбу И-185 повлияла конкурентная борьба между главными конструкторами истребителей. Поликарпову удалось лишь добиться постройки четырех самолетов и провести их испытания в условиях фронта. Истребители действовали на Калиниском фронте в составе 728-го ИАП с сентября по декабрь 1942 г. На И-185 во фронтовых условиях летали Д. Купин, А. Томильченко, Н.

Игнатьев и А. Боровых, двое из были Героями Советского Союза. И-185 действовали в районе Ржева, где немцы «обкатывали» свою новинку — истребитель с двигателем воздушного охлаждения Fw-190. Впервые фокке-вульфы появились здесь в ноябре 1942 г. Летчикам, пилотировавшим И-185 строго запрещалось пересекать линию фронта.

Читайте также:  Автомат "тисс": оц-12, малогабаритный, калибр 9мм, создание, конструкция, тактико-технические характеристики

Казалось, что успешные испытания и благоприятные отзывы фронтовых летчиков смогли переломить судьбу И-185 — в соответствии с приказом НКАП на авиационном заводе № 81 началась подготовка серийного производства, но шла она медленными темпами.

Завод готовился выпускать усовершенствованный вариант И-185, способный развивать у земли скорость 560 км/ч (600 км/ч на чрезвычайном режиме работы мотора), а на высоте 6170 м — 680 км/ч. О скоростных качествах истребителя Поликарпова говорит следующий факт: летчик-испытатель П.М. Стефановский в одном из полетов в конце 1942 г. достиг скорости 708 км/ч.

В то же время в течение месяца (с 20 ноября по 26 декабря 1942 г.) на прототипе дважды меняли мотор М-71, при этом за месяц самолет налетал всего 5 часов 13 минут. Точку в судьбе И-185, бесспорно лучшего на тот момент советского истребителя, поставила катастрофа, в которой погиб летчик-испытатель В.А. Степанчонок.

Подобную неудачу с установкой М-71, потерпел в апреле 1943 г. и С.А. Лавочкин. Характеристики Ла-5 после установки М-71 резко улучшились, но ненадежная работа двигателя поставила крест на дальнейшей перспективе машины.

Новый вариант истребителя Ла-5 с этим двигателем вышел на летные испытания 28 апреля 1943 г. На этом Ла-5 устанавливался уже форсированный вариант мотора М-71Ф мощностью 2200 л.с. на взлете.

По сравнению с Ла-5 новый истребитель имел другой капот большего миделя, измененную систему выхлопа, новый всасывающий патрубок. Маслорадиатор сместили назад. Размеры полностью повторяли Ла-5, только длина самолета из-за изменившегося капота вместо 8,67 м стала 8,31 м.

Вес Ла-5 с М-71Ф из-за более тяжелого мотора увеличился и достиг 3526 кг.

На первом этапе испытаний, продолжавшемся до 4 июня 1943 г., самолет не показал ожидаемых данных, хотя по скорости он существенно превзошел Ла-5ФН. Скороподъемность его не измерялась.

Некоторое время испытания еще продолжались, а затем Ла-5 с М-71 был отправлен в ЦАГИ, где проводились его испытания в натурной аэродинамической трубе Т-101.

Выяснилось, что из-за недостаточно качественного производственного изготовления (в первую очередь капота) аэродинамическое сопротивление самолета оказалось существенно большим, чем рассчитывали.

Аэродинамики ЦАГИ пришли к заключению, что после проведения соответствующих улучшений самолет сможет показать скорость 720 км/час. Однако дальнейшего развития этот перспективный вариант Ла-5 все же не получил, поскольку мотор М-71 так и не был запущен в серию.

Таким образом, оставалось только совершенствовать аэродинамику. Чтобы проверить в условиях реального полета эффективность предлагаемых рекомендаций, в ЦАГИ модифицировали серийный самолет Ла-5ФН №39210206. Этот самолет проходил испытания в ЛИИ с 16 декабря 1943 г. по 10 февраля 1944 г.

В ходе испытаний полностью подтвердилась действенность предлагаемых ЦАГИ улучшений: при таком же моторе, как и у Ла-5ФН новый истребитель показал скорость на 34 км/час больше (684 км/час на высоте 6150 м).

По скоростным качествам Ла-5 N839210206 не сильно отличался от варианта Ла-5 с гораздо более мощным мотором М-71Ф.

Все рекомендации ЦАГИ были учтены КБ С.А. Лавочкина при создании нового истребителя Ла-7.

И-185 (И) И-185 эт. Ла-5 Ла-5ФН Ла-7 ГеометрияМассы, кгСиловая установкаЛётные данныеВооружение
Год выпуска 1941 1942 1942 1943 1944
Длина самолета, м 8.10 8.05 8.67 8.67 8.67
Размах крыла, м 9.80 9.80 9.8 9.8 9.8
Площадь крыла, м² 15,53 15,53 17.5 17.5 17.56
Взлетный вес 3418 3825 3360 3290 3310
Мотор M-82А M-71 М-82 М-82ФН АШ-82ФН
Мощность, л.с. 1330/1600 1625/2000 1700 1850 1850
Максимальная скорость, км/ч у земли 549 600 509/535* 551/583* 579/613*
на высоте 615 680 580 634 661
м 6470 6100 6250 6250 6000
Время набора высоты 5 км, мин 6.0 4.7 6.0/5.7* 5.3/4.7* 5.25/4.6*
Время виража, сек 22 22-23 22 19-20 19
Практический потолок, м 9500 10000 10450
Дальность полета**, км 1015 1130 660 590 570
Число пушек и пулеметов 3xШВАК20 3xШВАК20 2xШВАК20 2xШВАК20 3xШВАК20
Бомб на внешней подвеске, кг 4Х100 4×100

* С использованием 10-минутного форсажа. ** На скорости, составляющей 90% от максимальной.

Источники

  • «История конструкций самолетов в СССР,1938-1950гг.» /В.Б. Шавров/
  • «Ла-7″ /»Война в воздухе» № 70, 2001 г./
  • «Ла-5 с М-71. Ла-5 улучшенный» /К. Косминков, » Ас » №2,3 1991г./

Источник: http://www.airpages.ru/ru/i185-la5.shtml

Поликарпов И-185 — это… Что такое Поликарпов И-185?

Поликарпов И-185

И-185
Описание
Размеры
Масса
Силовая установка
Характеристики
Вооружение
И 185 - истребитель: самолёт Поликарпова, история создания, боевое применение, технические характеристики (ТТХ)
Назначение истребитель
Экипаж, чел. 1 чел.
Первый полёт 11 января 1941, Е.Г.Уляхин
Начало эксплуатации
Производитель СССР
Длина 7,56-8,10 м
Размах крыльев 9,80 м
Высота 2,50 м
Площадь крыльев 15,53 кв. м
Пустой 2069-2437 кг
Макс. взлётная 2706-3328 кг
Двигатели М-90, М-71, М-82А
Тяга (мощность) 1700-2000 л.с.
Макс. скорость 605-503 км/ч у земли / 701-582 км/ч на высоте
Крейс. скорость
Боевой радиус
Дальность полёта 880-1050 км
Практический потолок 10250-11000 м
Скороподъёмность 1111-926 м/мин
Пулеметы 2х7,62-мм ШКАС
Общий боезапас
Пулеметы крупнокалиберные
Общий боезапас
Пушки 3×20-мм ШВАК
Общий боезапас 220 на ствол
Ракеты 6xРС-82
Бомбы до 500 кг

И-185 — советский одномоторный поршневой истребитель-моноплан 40-х годов, созданный в ОКБ Поликарпова. По сумме характеристик в опытных образцах превосходил все серийные советские (равно как и опытные образцы этих серийных) и иностранные поршневые истребители тех лет.

История самолёта

Самолёт был задуман в 1939 году (проект 62). В то время, как конструкторы Гуревич, Микоян, Лавочкин, Яковлев и др., работали над проектами, похожими на существующие немецкие машины, Поликарпов ставил задачу с «дальним прицелом».

По его мнению, истребитель должен обладать следующими параметрами: высокая скорость и скороподъёмность во всём диапазоне высот, мощное вооружение, высокие характеристики вертикального и горизонтального манёвра, устойчивости и управляемости, производственная и эксплуатационная технологичность.

Описание

  • Аэродинамическая схема — низконесущий моноплан.
  • Шасси убирающиеся, включая хвостовое колесо.
  • Дополнительное оснащение:
    • реактивные снаряды 6xРС-82
    • 500 кг авиабомб

Лётчики-испытатели

  • П. Логинов
  • П. М. Попельнюшенко
  • В. А. Степанчонок
  • П. М. Стефановский — проводил Государственные испытания
  • П. Федрови — проводил Государственные испытания

Основные модификации

  • И-185 М-90 — первый вариант с двухрядным 18-цилиндровым двигателем М-90 (1750 л.с.) воздушного охлаждения. Однако, к моменту изготовления первого экземляра И-180, мотор не прошел стендовые испытания. Поэтому было решено испытывать самолёт с другими моторами.
  • И-185 М-71 (эталон) — второй вариант с двигателем М-71 (2000 л.с.), представлявшем собой «сдвоенный» М-62. Этот двигатель был более мощным, но и более тяжелым, что повлекло за собой изменения в конструкции. Первый вылет совершил 10 июня 1942 года.
  • И-185 М-81 — модель, построенная в ожидании серийных двигателей М-90 и М-71. На самолёте проводились испытания устойчивости, управляемости и т. д.
  • И-185 М-82А — один из прототипов с серийным двигателем М-82 (1700 л.с.). Проходил войсковые испытания.

Боевые действия

В 1942 году самолет проходил фронтовые испытания.

Четыре машины (два И-185 М71 и два И-185 М82) вели боевые действия в составе 728-го Гвардейского Истребительного Авиаполка (составленного из бывших летчиков-испытателей) 3-й Воздушной армии на Калининском фронте с 9 декабря 1942 по январь 1943 года.

Специальным приказом оговаривалась тактика — было запрещено вступать в манёвренный бой и лететь над вражеской территорией. Отчёты лётчиков были полны энтузиазма, отмечая простоту пилотирования, мощное вооружение и прекрасный вертикальный маневр.

Ниже — цитаты из докладов фронтовых летчиков и испытателей:

1. Кабина самолёта просторная, обзор удовлетворительный. Расположение рычагов управления агрегатами мотора и самолёта неудовлетворительное: сектор нормального газа необходимо перенести вперёд на 80 мм, фонарь в воздухе закрыть одной рукой невозможно, закрывается одной рукой за нижние угольники фонаря.

Рычаги управления шасси, щитками, триммером неудобные, необходимо сделать расположение рычагов управления агрегатами более удобными.
2. Самолёт на земле, благодаря мощным тормозам, очень манёвренный, на рулежке неустойчивый.
3. На взлёте при С=3400 кгр хвост поднимает при небольшом усилии на ручку легко.

Разбег устойчивый, тенденция к развороту влево легко парируется незначительной дачей правой ноги. Отрыв самолета от земли производится быстро, при преждевременном подрыве на взлете сваливаний на крыло не имеет.
4. В полёте до У=450 км/ч нагрузки на рули нормальные, до У=500 км/ч и выше нагрузки увеличиваются значительно, рули эффективные.

Поперечная устойчивость хорошая, продольная для истребителя достаточная, полет с брошенной ручкой на моторе возможен, с задросселированным мотором не проверялся. Виражит самолёт при крене 60-65° устойчиво, при перетягивании ручки плавно покачивается с крыла на крыло, резких срывов на крыло не имеет.

Планирование на У=200-210 км/ч устойчиво, глиссада планирования вследствие наличия мощных посадочных щитков крутая.

5. Посадка по сравнению с современными истребителями простая, при высоком выравнивании сваливаний на крыло не имеет благодаря наличию предкрылков. Пробег после посадки устойчив и для выдерживания направления не требует большого внимания от летчика. (Из отчета летчика-испытателя Пепельнюшенко, февраль 1942 года)

Читайте также:  Ракета скиф: комплекс донного базирования, технические характеристики (ттх), баллистическая, история создания

После облёта самолета И-185 М-71 докладываем свои соображения: скорость, манёвренность, вооружение, простота взлёта и посадки, малый пробег и разбег, равный И-16 тип 24, живучесть в бою, аналогичная И-16, сравнительная лёгкость и приятность в технике пилотирования, возможность ремонта в полевых условиях, лёгкость переучивания лётчиков, особенно с И-16, дают право рекомендовать пустить в серийное производство данный самолёт (докладная записка командира 18 Гвардейского ИАП майора Чертова от 1 апреля 1942 года)

В полку на самолётах И-185 летает 5 человек, все… летают без затруднений как после Яка, так и после И-16.

Лично я, летая на самолётах И-16, Як-1, Як-7Б, ЛаГГ-3, Ла-5, Харрикейн и на самолётах И-185 с моторами М-71 и М-82, пришёл к следующему выводу:

  1. Переход с других самолётов истребительного типа на самолёт И-185 прост и не вызывает никаких трудностей для лётчиков.
  2. Самолёт в полёте управляем легко, очень устойчив и без особых капризов.
  3. Выполнение взёета и посадки исключительно простое.
  4. Достоинством самолёта является исключительно высокая маёевренность на вертикалях, благодаря хорошей скороподъёмности, что дает возможность вести воздушный бой с истребителями противника, что не всегда возможно на самолётах Як-1, Як-7Б и на Ла-5.
  5. В горизонтальной скорости И-185 имеет большое преимущество, по сравнению с самолетами отечественного производства, а также с самолётами противника…
  • Скорость по горизонту от эволютивной до максимальной самолет развивает очень быстро по сравнению с ЛаГГ-3, Лa-5 и «Яком», то есть имеет хорошую приемистость.
  • Фигуры высшего пилотажа выполняет легко, быстро и энергично, аналогично И-16…
  • Считаю, что самолёт И-185 с мотором М-71 или М-82, с вооружением 3 пушки «ШВАК», отвечает всем требованиям для ведения боевой работы…
  • И-185 является лучшим самолётом истребительного типа по своей простоте в управлении, по скорости, маневру (особенно на вертикали), по вооружению и живучести.
  • Лётчики-фронтовики этого самолёта ждут с нетерпением на фронт. (докладная записка командира полка капитана Василяка)

Считаю целесообразным запуск в серию до 100 самолётов — одноместных истребителей И-185 М-71, вооружённых 2хШВАК макс. скор. 556 км/час на 0, 630 км/час на 6170 и скороподъемности 5.

2 мин на 5000 м, так и по мощности огня превосходит все неприятельские истребители, включая такие как Хе-113 и FW-190. Ввиду этого, считаю необходимым немедленно запустить войсковую серию И-185 на заводе 31 в Тбилиси (А. Н.

Яковлев, записка 6 мая 1942 года)

Wikimedia Foundation. 2010.

Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/241310

3 лучших самолета конструктора Поликарпова

8 июля 1892 года родился авиаконструктор Николай Поликарпов. Прежде чем стать Героем Социалистического труда и дважды лауреатом Сталинской премии он был приговорен к расстрелу «за вредительство». Поликарпова называли «королем истребителей», но его лучшая машина не пошла в серию из-за происков конкурентов.

1. Небесный тихоход

Николай Николаевич Поликарпов (1892 — 1944) до революции успел поработать под началом Игоря Сикорского, участвуя в создании легендарного гиганта «Илья Муромец».

В советский период он, напротив, конструировал исключительно легкие машины, обладающие высокой маневренностью. За двадцать с небольшим лет «из-под пера» Поликарпова вышли почти полсотни самолетов, преимущественно истребителей.

Хотя был среди них и тяжелый бомбардировщик ТБ-2, и торпедоносец Р-5Т, и пикирующий бомбардировщик СПБ.

Поликарпова можно по праву считать новатором в авиаконструировании. В 1923 году он создал первый советский истребитель И-1 и первый разведчик Р-1, который находился на вооружении 12 лет.

Но, пожалуй, первым шедевром Поликарпова стал учебный самолет У-2 (По-2), появившийся в 1928 году. Произведенный в количестве около 35 тыс. экземпляров, он стал одним из самых массовых самолетов мира. На У-2 было подготовлено более 100 тыс. военных пилотов.

Во время войны самолет активно использовался в ВВС в качестве и ночного-бомбардировщика, и штурмовика, и санитарного самолета. Ко всему прочему У-2 зарекомендовал себя прекрасным «актером», снявшись в десятке фильмов.

Наиболее популярные из них — «Небесный тихоход» и в «Бой идут одни старики».

У-2, действительно, скоростными качествами не отличался — из него можно было выжать лишь 150 км/ч. Но устойчивость у него была феноменальная. Однажды Валерий Чкалов у земли развернул самолет по крену почти на 90 градусов, чтобы пролететь между двумя березами, расстояние между которыми было меньше размаха крыльев. У-2 с трудом входил в штопор и с легкостью выходил из него.

Об этом легком (660 кг) и дешевом в производстве биплане говорили, что он состоит из палочек и дырочек. Палочки используются для усиления, дырочки — для облегчения.

В У-2 был установлен 100-сильный двигатель с воздушным охлаждением. Практический потолок самолета равнялся 3800 м, а дальность полета — 430 км. Экипаж состоял из двоих человек. В боевых модификациях устанавливался 7,62-мм пулемет. Имелась возможность подвески от 250 до 500 кг бомб.

В 1944 году после смерти конструктора от онкологического заболевания У-2 переименовали в По-2.

2. Цена жизни

Вскоре после создания У-2 Поликарпова обвинили во «вредительстве» и приговорили к смертной казни. После двух месяцев ожидания расстрела, в декабре 1929 года, его перевели в организованное в Бутырской тюрьме ЦКБ-39 ОГПУ.

Приговор не отменили, но позволили трудиться на благо родины вместе целым рядом «коллег-вредителей». В тюрьме Поликарпов совместно с Дмитрием Григоровичем сконструировали истребитель И-5, который до 1936 года был основным истребителем ВВС Красной армии.

Но использовался он и впоследствии, вплоть до 1943 года.

В июне 1931 года на Центральном аэродроме состоялся смотр авиации, на котором присутствовали Сталин и Орджоникидзе. И-5 пилотировал Чкалов. Сталин пришел в восторг от нового истребителя. И Поликарпову немедленно заменили расстрел на 10 лет лагерей. А через месяц его и вовсе освободили, но приговор не отменили.

И-5 стал первым крупносерийным советским истребителем. Всего было выпущено около 850 его экземпляров.

  • Летно-технические характеристики:
  • Длина — 6,78 м
  • Высота — 3 м
  • Размах верхнего крыла — 9,65 м
  • Размах нижнего крыла — 7,02 м

Площадь крыла — 21 кв.м.

Масса пустого — 943 кг

Нормальная взлетная масса — 1335 кг

Мощность двигателя — 480 л.с.

  1. Максимальная скорость — 280 км/ч
  2. Время полного разворота в горизонтальной плоскости — 10 с
  3. Практическая дальность — 660 км
  4. Практический потолок — 7500 м
  5. Скороподъемность — 535 м/мин
  6. Вооружение — четыре 7,62-мм пулемета, подвеска бомб и реактивных снарядов
  7. 3. Подрезанные крылья

В ноябре 1939 года Поликарпов в составе советской делегации выехал в Германию для ознакомления с немецким авиапромом. Вернулся в конце декабря. В столь короткий срок в его ОКБ произошли радикальные изменения.

Конструкторы Артем Микоян и Михаил Гуревич выделились в самостоятельное КБ, прихватив у Поликарпова не только значительные производственные мощности и часть персонала, но и начатый Николаем Николаевичем проект истребителя И-200.

И впоследствии реализовали его, выпустив истребитель МиГ-1.

О разгроме КБ Поликарпова впоследствии вспоминали: «Перевели около 80 лучших конструкторов. Переводили кого кнутом, кого пряником. Сомневающимся говорили: «Поликарпов — конченный человек, он же поп, крест носит, его все равно скоро расстреляют. Кто вас тогда защитит? А у Микояна брат наверху…».

Однако сломить Поликарпова было невозможно. В январе 1941 года в небо поднялся, как небезосновательно считали и пилоты, и авиационные специалисты, лучший на тот момент истребитель — И-185. Советские серийные истребители И-185 превосходил практически по всем параметрам.

Испытания И-185 показали, что он был самым скоростным, самым энерговооруженным, самым скороподъемным, самым устойчивым в полете, самым маневренным, самым вооруженным, самым высотным… Машину отличала и высокая технологичность, что предполагало простоту его серийного производства. Также истребитель отличался прекрасной ремонтопригодностью.

Столь впечатляющий результат был получен благодаря тому, что Поликарпов в этой разработке действовал с большим упреждением.

То есть и Яковлев, и Лавочкин, и другие конструкторы при создании новых машин ориентировались уже на существующие иностранные истребители.

А Поликарпов решил сделать самолет с такими параметрами, которые будут достигнуты мировыми авиационными производителями минимум через три года.

Однако самолет в серию не пошел.

Яковлев комментировал ситуацию в своих мемуарах в спортивных терминах: немолодой уже Поликарпов проиграл на беговой дорожке спортсменам следующего поколения. Однако справедливости ради следует добавить, что Поликарпова при этом придерживали за майку. А то и вовсе ставили подножки.

Чтобы И-185 продемонстрировал расчетные параметры, необходим был мощный мотор с воздушным охлаждением М-82 или М-71. В результате бюрократических подковерных игр Поликарпов дожидался мотора почти год.

Приемочные испытания И-185, в которых принимали участие два истребителя с разными двигателями, прошли лишь в 1942 году. То есть через 2 года после первого полета!

Летчик-испытатель П. Логинов так оценил машину: «Огромная для истребителя грузоподъемность (500 кг бомб, 8 РС, 3 пушки ШВАК с колоссальным запасом снарядов). Прекрасные взлетно-посадочные свойства самолета. Большие скорости над землей и по высотам, очень хорошая скороподъемность — дают мне право сделать заключение, что самолет И-185 М-71 является одним из лучших истребителей мира».

Ему вторит ведущий инженер НИИ ВВС Лазарев: «Самолет И-185 М-71 по своим летным характеристикам стоит выше всех существующих отечественных серийных и иностранных самолетов. По технике пилотирования и взлетно-посадочным свойствам самолет прост и доступен летчикам средней и ниже средней квалификации».

Казалось бы, судьба истребителя была решена. Однако от ОКБ потребовали провести еще два испытания. И они также продемонстрировали превосходство И-185.

Но судьбу истребителя в апреле 1943 года (!) пришлось решать Сталину. Его проинформировали таким образом, что истребитель, может быть, и хорош, но вот дальность полета у него, вероятно, невысокая. Поскольку на дальность его не проверяли. К тому же недавно во время очередных испытаний из-за отказа двигателя погиб пилот…

В результате самым серийным истребителем стал Як-9. А в качестве «утешительного приза» Поликарпов в 1943 году получил свою вторую Сталинскую премию. За И-185.

  • Летно-технические характеристики:
  • Длина — 8 м
  • Размах крыла — 9,8 м

Площадь крыла — 15,5 кв.м.

Масса пустого — 3130 кг

Максимальная взлетная масса — 3825 кг

Мощность двигателя М-71 — 2000 л.с.

  1. Максимальная скорость на высоте — 680 км/ч
  2. Максимальная скорость у земли — 600 км/ч
  3. Скороподъемность — 20 м/сек
  4. Практический потолок — 11000 м
  5. Практическая дальность — 835 км
  6. Вооружение — 3 пушки 20-мм, 500 кг бомб или 8 неуправляемых ракет.

Источник: https://svpressa.ru/post/article/91892/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector