Ил-38: противолодочный самолёт, модернизация, технические характеристики (ттх), конструкция, история создания

Ил-38, который по кодификации НАТО получил название May, – противолодочный советский самолет разработки ОКБ Ильюшина. Базой для его создания послужил пассажирский Ил-18В.

Предназначение самолета заключалось в самостоятельном или совместном с противолодочными кораблями поиске подводных лодок и их уничтожении, для осуществления морской разведки, выполнения поисково-спасательных операций.

История Ил-38

Начало проектирования противолодочного самолета Ил-38 датируется 18.06.1960, когда вышло постановление СМ СССР, поручавшее разработку аппарата ОКБ-240 ГКАТ.

Еще до этой даты определились с базовой моделью, с которой будет вестись проектирование. Ею стал хорошо зарекомендовавший себя Ил-18В.

Хотя альтернативы как таковой на то время не существовало, а постройка самолета с нуля требовала огромных капитальных ресурсов и большого количества времени.

ИЛ-38: противолодочный самолёт, модернизация, технические характеристики (ТТХ), конструкция, история создания

Тактико-технические требования к новой противолодочной машине были утверждены главнокомандующим ВВС 4.05.1961.

Завершение постройки первых экземпляров Ил-38 без специального оборудования наметили на второй и четвертый кварталы 1962 г.

В ОКБ-240 в 1961 году защитили эскизно-технический проект противолодочного самолета Ил-38, имеющего в составе оснащения поисково-прицельную систему «Беркут».

На защите было сказано, что в основном регионом применения Ил-38 станут акватории Норвежского моря для обнаружения ПЛАРБ. К сожалению, самолет не имел достаточного оснащения для применения его в арктических условиях северных морей.

Ил-38 видео

Самолет проектировался в период, когда практически все военные летательные аппараты (разведчики, бомбардировщики, перехватчики и т.д.) комплектовались оборонительным вооружением. Это давало возможность создать иллюзию неуязвимости и повышало шансы успешного завершения выполняемой операции.

Но на Ил-38 места под оборонительное вооружение не выделили.

Ильюшин решил, что установка даже самой обычной кормовой турельной пушечной установки весом 1,5-1,8 т потребует увеличения числа экипажа, наличия радиолокационного прицела, который вместе с весом самого оружия существенно увеличит взлетную массу самолета, что, несомненно, скажется на ухудшении ЛТХ.

Самолет Ил-38 впервые был поднят в небеса летчиком-испытателем В.К. Коккинаки 27.09.1961.

ИЛ-38: противолодочный самолёт, модернизация, технические характеристики (ТТХ), конструкция, история создания

По сравнению с базовым Ил-18В, самолет претерпел множество доработок и изменений.

  • В фюзеляже выделили два обогреваемых отделения для расположения буев, торпед и бомб, суммарной массой до 5370 кг.
  • Крыло переместили на 3 м вперед и изменили конструктивное наполнение.
  • В фюзеляже поместили дополнительный бак для топлива.
  • Разъединили управление двигателями и самолетом.
  • Внесли существенные доработки в конструкцию многих систем.

ИЛ-38: противолодочный самолёт, модернизация, технические характеристики (ТТХ), конструкция, история создания

В мае-июне 1962 г. в Москве проходила оценка макета самолета Ил-38, оснащенного РЛС «Беркут».

Главным стало заключение о том, что противолодочный самолет полностью соответствует заданным тактико-техническим характеристикам и аппаратура системы «Беркут» размещена удобно.

Основной проблемой оставалось оснащение самолета противолодочным комплексом. Институт, разрабатывавший систему «Беркут», раньше не сталкивался с подобными заданиями, а специализировался лишь на создании радиотехнических средств.

Госиспытания Ил-38 с бортовой РЛС «Беркут» проводились с 6 июня по 15 декабря 1965 г. вблизи Феодосии, совершено 87 полетов длительностью свыше 287 часов. Самолет выдержал программу испытаний, и 17.01.1969 Ил -38 с ППС «Беркут» приняли на вооружение ВМФ СССР.

ИЛ-38: противолодочный самолёт, модернизация, технические характеристики (ТТХ), конструкция, история создания

Серийный выпуск противолодочных самолетов Ил-38 начался в 1967 году и продолжался до 1972 г. За это время было построено 65 аппаратов, что в 4 раза меньше заявленной потребности того времени.

Конструкция Ил-38

Фюзеляж самолета имеет длину 40,07 м. Длина хвостовой балки с немагнитной и металлической частью – 5,6 м. Диаметр фюзеляжа – 3,5 м. Переднюю часть занимает кабина экипажа. Ее площадь составляет 28 м2. Экипаж состоит из семи человек: командира корабля, его помощника, штурмана-оператора, штурмана-навигатора, штурмана-оператора СПИИУ, радиста и бортинженера.

Выпуск и убирание шасси, поворот переднего колеса, закрытие и открытие грузолюков, торможение колес – все это выполняется при помощи гидро-азотной системы. На самолете установлена также азотная система, за счет которой происходит аварийное торможение, аварийное флюгирование винтов и т.д.

ИЛ-38: противолодочный самолёт, модернизация, технические характеристики (ТТХ), конструкция, история создания

Ил-38 имеет в расположении систему кондиционирования, предназначение которой состоит в наддуве, вентиляции и отоплении гермокабины. Особенность данной системы заключается в отборе воздуха от компрессоров двигателей.

В состав силовой установки самолета входят четыре турбовинтовых двигателя АИ-20М и воздушные винты АВ-64. До того момента, как Ил-38 поставили на вооружение, его снабжали дополнительной системой автоматического флюгирования, что повышало безопасность полета.

Пуск моторов можно произвести через внешние аэродромные источники электроэнергии или при помощи турбогенераторного оборудования ТГ-16, которое поместили в хвостовой части фюзеляжа.

Главным минусом силовой установки, применяемой на Ил-38, стало большое количество времени, требуемое на прогрев двигателей (до 10 мин.).

ППС «Беркут», которая размещалась в составе оборудования самолета, была разработана, опираясь на многие научные достижения 50-х и 60-х годов прошлого века. В состав этой эргастической автоматизированной системы входят радиоакустические буи (сбрасываемая составляющая) и бортовая аппаратура.

ИЛ-38: противолодочный самолёт, модернизация, технические характеристики (ТТХ), конструкция, история создания

Бортовое оборудование представлено радиолокационной станцией, самолетным приемоиндикаторным устройством СПИУ, цифровой вычислительной системой ЦВМ, блоком связи с ЦВМ, панелью географических координат ПГК, пультом ввода данных ПВД, и т.д. К исполнительным и индикаторными устройствам относят пилотажно-навигационную систему Путь-4Б-2К, АРК-Б, АП-6Е, пульты управления выбрасывания средств поражения и поиска, световые табло.

Ил-38 характеристики:

Модификация   Ил-38
Размах крыла, м   37.42
Длина самолета,м   39.60
Высота самолета,м   10.16
Площадь крыла,м2   140.00
Масса, кг
  пустого самолета   33700
  максимальная взлетная   63500
Внутреннее топливо, л   30000
Тип двигателя   4 ТВД Прогресс АИ-20М
Мощность, э.л.с.   4250
Максимальная скорость, км/ч   650
Крейсерская скорость, км/ч   456
Перегоночная дальность, км   9500
Практическая дальность, км   7100
Боевой радиус действия, км   2500
Практический потолок, м   10000
Экипаж, чел   10
Вооружение:   Боевая нагрузка — 5000 кг в отсеке оружия
  Противолодочные 450-мм торпеды АТ-1 или АТ-2,  глубинные бомбы ГБ, осветительные бомбы ОАБ, маркеры

Боевые самолеты

Самолет ОКБ Ильюшина

Источник: http://avia.pro/blog/il-38

Противолодочный самолет Ил-38

История создания противолодочного самолета Ил-38

Противолодочный самолет Ил-38 дальнего радиуса действия, был самым логичным для Советского Союза решением. Имея протяженные водные границы, на защиту которых не хватит всего флота, возможность обеспечить максимальную степень защиты в сочетании с малым временем реагирования, возможна только с использованием авиации.

Разработка самолета Ил-38 началась 18 июня 1960 года. В качестве базы для создания противолодочника выбрали надежный и хорошо отработанный в производстве пассажирский лайнер Ил-18А. В марте 1969 года одновременно с завершением производства Ил-18А, на той же сборочной линии завода «Знамя Труда», началось производство Ил-38.

ИЛ-38: противолодочный самолёт, модернизация, технические характеристики (ТТХ), конструкция, история создания

Противолодочный самолет Ил-38, чертеж

ИЛ-38: противолодочный самолёт, модернизация, технические характеристики (ТТХ), конструкция, история создания

Противолодочный самолет Ил-38, чертеж, вид сверху

Конструкция патрульного противолодочного самолета Ил-38

Ил-38 имеет цельнометаллический фюзеляж с низкорасположенным крылом, на котором размещены четыре турбовинтовые двигателя АИ-20М (как на Бе-12, Ан-10, Ан-12, Ан-32) с четырехлопастными винтами АВ-68И диаметром 4,5 м. Интересно, что в конструкции двигателя предусмотрен целый ряд противоаварийных устройств: автофлюгирование, флюгирование флюгер-насосом, установка лопастей винта на промежуточном упоре и т.п.

Топливные баки Ил-38 размещены в крыльях и по-умолчанию изолированы между собой. К каждой паре двигателей топливо подается 2-я насосами, каждый из которых обеспечивает питание обоих ТВД. Ещё по одному дополнительному топливному насосу размещено в самих двигателях.

Управление самолетом ручное, но операции по выпуску и уборке шасси автоматизированы. Положение летчика, усилие передаваемое на штурвал и педали управления выверены в Ил-38 особенно тщательно, чтобы обеспечить максимальный комфорт при длительном патрулировании.

Конструкция Ил-38 по сравнению с базовым Ил-18 претерпела изменения — так, из-за габаритов штатного оборудования и вооружения, пришлось несколько (на 4 шпангоута) сместить вперед крыло.

Кроме того, в носовой части самолета под кабиной экипажа разместили обтекатель РЛС, а хвосте, на выносной штанге — датчик детектора магнитных аномалий.

 Для поиска подводных лодок на борту имелись сбрасываемые гидроакустические буи и шумоанализатор.

ИЛ-38: противолодочный самолёт, модернизация, технические характеристики (ТТХ), конструкция, история создания

Противолодочный самолет Ил-38. Хорошо видна мачта мачта магнитного датчика в хвосте

Служба и перспективы самолета Ил-38

Противолодочный самолет Ил-38 производился до 1972 года, за это время было выпущено примерно 65 самолетов. Так как аналогов у него нет (если не считать ещё более «пожилой» Бе-12), Ил-38 до сих пор состоит на вооружении, правда скорее номинально — на лету не больше 5 машин, прочие законсервированы и ждут запланированной на ближайшее модернизации.

Впрочем, удивляться тут нечему — модернизация бомбардировщика Ту-95 показала, что даже такие заслуженные ветераны, имея на борту цифровое оборудование, ничем не уступают даже самым современным машинам.

Тем более, если учитывать то, что Ил-38 слишком уж специфичная машина, которой не требуется ни сверхскорость ни сверманевренность.

  За годы службы Ил-38 зарекомендовал себя неприхотливым, надежным и достаточно экономичным боевым средством, поэтому новости о его окончательном списании, дело далеко не ближайших лет.

ИЛ-38: противолодочный самолёт, модернизация, технические характеристики (ТТХ), конструкция, история создания

Противолодочный самолет Ил-38SD. «Нависающая» над кабиной конструкция — тот самый «Морской дракон»

ИЛ-38: противолодочный самолёт, модернизация, технические характеристики (ТТХ), конструкция, история создания
Страна: СССР
Тип: Противолодочный самолет
Год выпуска: 1969 г.
Экипаж: 7 человек
Двигатель: 4х ТВД
Максимальная скорость: 650 км/ч
Практический потолок: 8000 м
Дальность полета: 9500 км
Масса пустого: 34 т
Максимальная взлетная масса: 68 т
Размах крыльев: 37,42 м
Длина: 40 м
Высота: 10,16 м
Площадь крыла: 140 кв.м
Вооружение: До 8400 кг (нормальная 5400 кг) во внутреннем отсеке. 450-мм торпеды, глубинные бомбы, осветительные бомбы, гидроакустические буи, морские мины.

Модификации самолета ИЛ-38

Ил-38SD — патрульный противолодочный самолёт оснащенный новым прицельно-навигационным комплексом «Морской дракон» производства НПО «Ленинец» (характерное отличие от старых моделей «тарелка» этого НК над кабиной экипажа. Модернизация до уровня Ил-38SD продлевает срок службы самолета ещё на 10-15 лет. Экспортный вариант.

Ил-38Н («Новелла») — тот же Ил-38SD, но предназначенный для авиации ВМФ России.

Источник: компиляция по открытым источникам сети интернет

Источник: http://armedman.ru/samoletyi/1961-1990-samoletyi/protivolodochnyiy-samolet-il-38.html

«Новелла» морского охотника: как Ил-38Н ищет вражеские подлодки

Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) ожидает в ближайшее время дополнительных заказов на морские патрульные самолеты Ил-38Н, которые получаются путем переделки ранее выпущенных машин с заменой устаревшего бортового оборудования на комплекс «Новелла-П-38».

Ранее высокопоставленные представители Министерства обороны РФ объявляли об имеющихся планах по продлению ресурса остающихся в строю самолетов Ил-38 с переоснащением их на более современные бортовые комплексы.

Модернизации в вариант Ил-38Н подлежат порядка 30 машин в период до 2025 года.

ОАК уже выполнила два ранее полученных от военных заказа, в рамках которых в конце прошлого года заказчик принял седьмой Ил-38Н, а 31 января 2017 года – восьмой.

Непосредственно работу выполняла промышленная кооперация в составе АК «Ильюшин», ЭМЗ им. В. М. Мясищева, АРЗ№ 20 и НПО «Ленинец».

Поисковый прицельный комплекс «Новелла» разработан санкт-петербургским производственным объединением «Ленинец» (ОАО «ЦНПО «Ленинец»), которое с конца 1950-х годов работает в интересах морской авиации.

Предприятием разработаны все поисковые прицельные системы противолодочной, ракетоносной морской и разведывательной авиации океанской зоны. Когда шла работа по «Новелле», коллективом руководил Анатолий Александрович Турчак.

Читайте также:  Метательное оружие: история возникновения, древнее, охотничье, криминалистические исследования, экспертиза

В комплекс входит широкий набор сенсорного оборудования, включая средства обнаружения подводных лодок по их физическим полям – магнитному, шумовому, инфракрасному и так далее.

Благодаря современным решениям «Новелла» позволяет в четыре раза увеличить производительность самолета при выполнении задач поиска подводных лодок.

Кроме того, комплекс включает радиолокационные станции с электронным сканированием луча, которые обеспечивают одновременное сопровождение 32 воздушных целей на дальности до 90 км, а надводных кораблей и судов – до 320 км.

По своему техническому уровню «Новелла» значительно превосходит разработанный в 60-е годы прошлого века «Беркут-38» – один из первых отечественных комплексов бортового оборудования для самолетов, в котором нашли применение цифровые вычислители и электронные печатные платы.

ИЛ-38: противолодочный самолёт, модернизация, технические характеристики (ТТХ), конструкция, история создания

Согласно утверждению АК «Ильюшин», Ил-38Н может успешно решать задачи патрулирования, поиска и уничтожения подводных лодок (с применением расширенной по сравнению с базовым Ил-38 номенклатуры вооружений), радиоэлектронного наблюдения за подводными и воздушными целями, постановки минных заграждений, поиска и спасения на море, а также экологического мониторинга водной поверхности.

Визуально Ил-38Н отличается от предшественника наличием дополнительных антенн радиолокационной станции кругового обзора, смонтированных в общем обтекателе, установленном на держателях поверх носовой части фюзеляжа.

При этом сохранены основные характеристики летательного аппарата, прототип которого впервые поднялся в небо осенью 1961 года, включая максимальный взлетный вес (68 тонн0, скорость (650 км/час) и техническую дальность полета (9500 км).

Серийное производство Ил-38 на московском заводе «Знамя Труда» (ныне Производственный комплекс № 2 РСК «МиГ») велось в период с 1967 по 1972 год, всего выпушено 65 машин. Кроме того, несколько самолетов было построено на опытном производстве ОКБ им. С. В.

Ильюшина, причем часть из них после прохождения испытаний была передана военным. За более чем полувековое пребывание в авиации ВМФ Ил-38 работает практически безаварийно.

Подавляющее большинство выпущенных самолетов (до 60 единиц) продолжает находиться в составе авиации Военно-морского флота, включая несколько машин в Индии.

ИЛ-38: противолодочный самолёт, модернизация, технические характеристики (ТТХ), конструкция, история создания

В историю отечественной авиации Ил-38 вошел как противолодочный самолет дальней морской зоны, изменивший тактику и способы поисков подводного противника и повлиявший на развитие оперативного искусства Военно-морского флота.

Благодаря появлению Ил-38 авиация ВМФ получила возможность длительного патрулирования участков поверхности моря на значительном удалении от береговых аэродромов.

Таким образом, авиация поддержала с воздуха действия корабельных группировок нашего флота, который на рубеже конца 60-х – начала 70-х годов, с появлением в его составе крейсеров управляемого ракетного оружия и атомных подводных лодок, стал океанским.

Долгое время единственной воинской частью, вооруженной базовыми морскими патрульными самолетами марки Ил, оставался 24-й отдельный противолодочный авиационный полк дальнего действия авиации Северного флота. Основной точкой базирования был аэродром Кипелово в Вологодской области.

В период с 1967 по 1971 год им командовал Виктор Павлович Потапов, который впоследствии дослужился до генерал-полковника и с 1988 по 1994 год занимал должность командующего авиацией ВМФ.

Отдавая должное вкладу Виктора Павловича в дело становления морской патрульной авиации, 31 января 2017 года на аэродроме Раменское в подмосковном Жуковском почетное наименование «Виктор Потапов» было присвоено восьмому Ил-38, прошедшему модернизацию под комплекс «Новелла-П-38».

В настоящее время самолеты Ил-38 эксплуатируются несколькими строевыми воинскими частями, расположенными на Севере и Дальнем Востоке. Обучение специалистов для летной и технической эксплуатации самолета Ил-38Н осуществляется в Ейске.

Там базируются новые и модернизированные летательные аппараты нескольких типов, которые используются «не просто в качестве обучения летного состава, но и для проведения специальных испытаний, получения новых тактических приемов».

Об этом журналистам заявил начальник 859-го центра боевого применения и переучивания летного состава морской авиации Военно-морского флота России заслуженный летчик Российской Федерации генерал-майор Алексей Игоревич Сердюк.

ИЛ-38: противолодочный самолёт, модернизация, технические характеристики (ТТХ), конструкция, история создания

«Сейчас у нас два Ил-38, оба именные. Мы обречены на то, чтобы передавать свой опыт, знания и умения молодым экипажам, готовить их к выполнению боевых задач, поддерживать обороноспособность нашей страны на Севере и Дальнем Востоке», – добавил он.

Начальник морской авиации ВМФ России заслуженный военный летчик Российской Федерации, Герой России генерал-майор Игорь Сергеевич Кожин считает, что Ил-38 первоначального облика «до настоящего времени достойно выполнял задачи по поиску и обнаружению подводных целей, обеспечивая защиту морских рубежей государства, наших интересов в подводной среде». По его мнению, «аэродинамика самолета настолько «вылизана», что придумать что-то принципиально новое вряд ли представляется возможным». Между тем в планах МО РФ «проведение качественной модернизации всего парка летательных аппаратов морской авиации, повышения их возможностей». Речь идет прежде всего об Ил-38, Ту-142 и Ка-27.

«Мы говорим сегодня, что летательные аппараты, устаревшие морально, в процессе модернизации становятся вполне современными. Они позволяют нам решать задачи, которые поставил перед нами президент России, а именно выйти на 70%-ный рубеж новых самолетов морской авиации», – сказал Кожин.

Применительно к Ил-38 Игорь Сергеевич Кожин заявил: «…Несмотря на достаточно серьезный возраст, ему сделана новая модернизация, которая позволит поднять возможности самолета на качественно новый уровень. Наши партнеры будут очень удивлены теми возможностями, которые в ближайшем будущем будут продемонстрированы модернизированными комплексами».

ИЛ-38: противолодочный самолёт, модернизация, технические характеристики (ТТХ), конструкция, история создания

Между тем давний партнер России по военно-техническому сотрудничеству уже находится под впечатлением от возможностей Ил после модернизации. Единственный иностранный оператор данного типа летательного аппарата – Республика Индия, которая в 70-е годы приобрела шесть самолетов.

Два из них были потеряны в результате столкновения в воздухе, на замену Россия предложила самолеты из наличия. Сегодня ВМС Индии обладает пятью Ил-38SD с комплексом Sea Dragon – экспортным вариантом «Новеллы».

Как и самолеты ВМФ России, они вооружены торпедами, бомбами, но по требованию инозаказчика арсенал средств поражения расширен путем добавления в него ракет Х-35Э класса «воздух – корабль» стартовым весом 650 кг и дальностью пуска порядка 120–130 км.

Встречаясь с российской делегацией на выставке AeroIndia–2017, представители ВМС Индии заявили об отсутствии у них претензий к самолетам, что в начале нынешнего века прошли ремонт с продлением срока службы и переоснащением на новый комплекс.

Самолеты Ил-38SD с 2010 года находятся на боевом дежурстве, регулярно поднимаются в воздух, устойчиво выполняют возложенные на них задачи.

По мере продолжения эксплуатации парка самолетов Ил-38SD подходят сроки их планового ремонта, чем и объясняется рост интереса иностранного заказчика к продолжению сотрудничества с Россией по данной теме.

В перспективе Ил-38SD может быть довооружен трехтонной сверхзвуковой крылатой ракетой PJ-10 с дальностью пуска до 280 км в противокорабельном и ударном вариантах. Она создана совместным индийско-российским предприятием BrahMos Aerospace на основе отечественной «Яхонт» («Оникс»).

В ходе состоявшихся переговоров индийские военачальники выразили желание провести очередную модернизацию самолетов Ил-38SD на российских предприятиях.

«Нам понравилось отношение индийских военачальников, их интерес к теме противолодочной авиации, – заявил телеканалу «Звезда» генеральный конструктор АК «Ильюшин» Николай Дмитриевич Таликов. – Они спрашивали у российских собеседников, можно ли создать более современный самолет с повышенными возможностями противолодочной борьбы?».

Положительные ответы на эти и другие вопросы, заданные индийскими военачальниками, можно будет дать после того, как МО РФ примет окончательное решение по комплексам следующего поколения.

Источник: https://tvzvezda.ru/news/opk/content/201704090919-b0a3.htm

ИЛ-38: противолодочный самолёт, модернизация, технические характеристики (ТТХ), конструкция, история создания

Пассажирский лайнер Ил-18 разработки конструкторского бюро Сергея Ильюшина стал удачной и долговечной машиной. Однако базовую модель «пережили» военные модификации. К ним относился не только самолёт радиоразведки Ил-20.

Пассажирская машина стала основой для противолодочного самолёта Ил-38. Разработанный ещё в 60-е годы, как ответ на растущую мощь подводных ракетоносцев, Ил-38 и в 21 веке не утратил значения. Машины остаются на вооружении, проходят программы модернизации. И, вместе с самолётами дальнего действия Ту-142, остаются основой противолодочной обороны.

История создания

В 50-е годы в США развернулась масштабная программа строительства атомных субмарин, вооружённых баллистическими ракетами. Первоначально было решено, что нивелировать угрозу должен советский флот.

Однако у военно-морских сил не было достаточного количества кораблей для наблюдения за всеми возможными территориями. А возможности развернуть систему гидроакустического наблюдения Советский Союз не имел. В итоге было решено опереться на авиацию.

КБ Сергея Ильюшина получило задание на разработку противолодочного самолёта летом 1960 года.

ИЛ-38: противолодочный самолёт, модернизация, технические характеристики (ТТХ), конструкция, история создания

По проекту, будущий Ил-38 должен был иметь возможность трёхчасового патрулирования на удалении от базы свыше 2000 км. Из соображений экономии самолёт решили строить не с нуля, а на основе существующих. В данном случае на роль «основы» подходил лайнер Ил-18, конкретнее – его модификацию улучшенной компоновки Ил-18В.

Уточнённое техзадание утвердили весной 1961 года, а первые прототипы, пока ещё без спецоборудования, требовалось построить к 1962 году. Что касается оборудования, то в 1961 году состоялась только защита проекта поисковой системы, и её оценили, как очень перспективную.

Первоначально Ил-38 хотели использовать, как многоцелевой самолёт, вооружённый противокорабельными ракетами и способный выполнять разведывательные задачи, однако против этого возразили сотрудники КБ.

По их мнению, установка подкрыльевых узлов подвески вооружения недопустимо увеличила бы нагрузку на крыло.

А установка аппаратуры радиоразведки приведёт к тому, что самолёты и экипаж будут выполнять самые различные, но не «противолодочные» функции. А окончится износом машин и потерей экипажами квалификации.

В итоге Ил-38 было решено оставить чисто противолодочным самолётом, вооружённым минами и торпедами.

Первый полёт Ил-38 с экипажем, во главе которого находился Владимир Коккинаки, состоялся раньше срока – осенью 1961 года. В ходе заводских испытаний, продолжавшихся до лета 1962 года, совершили 77 полётов, налетав при этом 135 часов.

Осенью 1962 года взлетел второй прототип, тоже пока ещё без спецоборудования. К этому времени система «Беркут» всё ещё проходила испытания на борту летающих лабораторий на базе Ил-18.

И даже не вся система полностью, а только отдельные её узлы.

Так получилось, что хотя сам самолёт и взлетел с опережением графика, испытания бортовых систем начали, опоздав почти на год. Полёты в 1964 году выявили, что «Беркут» по прежнему нуждается в серьёзной доводке.

Государственные испытания самолёта прошли в 1965 году. Ил-38 решили пригодным для запуска в серию, но не для принятия на вооружение. Со вторым пунктом решили повременить, пока не будет повышена надёжность системы «Беркут». В итоге противолодочный самолёт стал в строй только в 1969 году.

Конструкция

Противолодочный самолёт Ил-38 – моноплан с низким расположением крыла и четырьмя турбовинтовыми двигателями. От базового Ил-18 боевая машина несколько отличатся – например, крыло пришлось сдвинуть вперёд. В передней части фюзеляжа находится герметичная кабина. Там – места лётчиков, бортинженера, штурмана и радиста.

Читайте также:  Рпк-16: ручной пулемёт калашникова, тактико-технические характеристики (ттх), история создания, конструкция

В задней части кабины – аппаратура системы «Беркут» и места для её двух операторов, причём сидят они спиной по направлению полёта. Вход в кабину производится через люки в полу, в случае аварийного приводнения используются люки в крыше и борту. Под фюзеляжем Ил-38 находится обтекатель РЛС.

За гермокабиной находятся 2 бомбоотсека, в которых подвешиваются мины, торпеды и буи. Над передним отсеком установлены 2 топливных бака мягкого типа. Позади бомбоотсеков находится вспомогательное оборудование – кислородные баллоны, аккумуляторы, ВСУ и спасательный плот.

На центроплане крыла Ил-38 установлены мотогондолы и опоры шасси, между лонжеронами крыла находятся топливные баки.

Крыло оснащено двухщелевыми закрылками и элеронами, по носку крыла проходит противообледенительная система (электрическая). Оперение – однокилевое, цельнометаллическое. Трёхстоечное шасси убирается с помощью гидропривода, тормозами (дисковыми) оснащены только основные стойки.

Турбовинтовые двигатели АИ-20М оснащены 4-лопастными винтами изменяемого шага, в крейсерском режиме моторы развивают мощность по 2700 л.с.

Автоматическая система пожаротушения борется с возгораниями в мотогондолах или в отсеке вспомогательной силовой установки. На случай пожара в кабине экипажа находятся 2 огнетушителя.

Система управления самолёта – механическая, с использованием жёстких тяг. К рулям высоты, направления, и элеронам параллельно подключены рулевые машины автопилота АП-6Е.

ИЛ-38: противолодочный самолёт, модернизация, технические характеристики (ТТХ), конструкция, история создания

«Сердцем» системы «Беркут» была центральная вычислительная машина ЦВМ-264. Она могла управлять полётом и обрабатывать данные, полученные от радара и буёв. Автоматически производились сопровождение цели и сброс оружия.

Для обнаружения лодок на Ил-38 устанавливалась панорамная РЛС, а буи использовались 3 моделей – РГБ-1 – пассивный, ненаправленного действия. РГБ-2 – тоже пассивный, но уже направленный.

Буй РГБ-3 дополнительно имел активный режим работы.

Для Ил-38 была разработана самонаводящаяся торпеда АТ-2, наводящаяся по акустическому сигналу. Возможно применение противолодочных бомб калибром до 120 кг, в том числе корректируемых.

Эксплуатация

Подготовка экипажей для Ил-38 началась ещё в 1967 году – до принятия самолёта на вооружение. А с 1968 года противолодочные самолёты стал получать Северный флот.

Сама машина, будучи построена на удачной и отработанной платформе, нареканий не вызывала. К сожалению, того же нельзя было сказать об оборудовании.

Система «Беркут» по-прежнему отличалась ненадёжностью – на неё приходилось до 60% всех отказов. А вычислительная машина комплекса до отказа работала всего 6 часов.

Из буёв РГБ-1 в 1969 году забраковали 20%, а буи РГБ-2 оказались настолько незащищёнными от помех, что в ряде случаев истинная цель вообще не распознавалась.

Но эти проблемы постепенно решались. Хуже было другое – когда Ил-38 проектировались, ожидалось, что субмарины-ракетоносцы будут действовать в прибрежных районах. Это не подтвердилось, а после принятия на вооружение ракет с большей дальностью пуска лодки удалились от берегов настолько, что «тридцать восьмой» следить за ними уже не мог.

В период с 1970 по 1972 годы больших успехов в обнаружении и наблюдениями за субмаринами достигла эскадрилья особого назначения, базировавшаяся в Египте (тогда – ОАР). После вывода эскадрильи из Египта самолёты Ил-38 летали над Индийским океаном, взлетая из Йемена и Эфиопии. А полёты над Средиземным морем удалось продолжить, договорившись с Ливией.

ИЛ-38: противолодочный самолёт, модернизация, технические характеристики (ТТХ), конструкция, история создания

После развала Советского Союза часть противолодочных полков и эскадрилий расформировали. Количество вылетов и частота обнаружения субмарин постоянно сокращались.

Ситуация начала меняться к лучшему только в 21 веке, когда оставшиеся Ил-38 стали модернизировать, оснащая комплексом «Новелла». В 70-х годах партия «тридцать восьмых» была продана Индии.

В 90-е годы они прошли модернизацию и получили индекс Ил-38SD.

Лётно-технические характеристики

Ил-38 часто сравнивают с американским самолётом «Орион», находящимся на вооружении с начала 60-х годов. Сравнение не очень точное, но более близкого зарубежного аналога у отечественной машины нет.

 Ил-38P-3 Orion
Длина, м 40 35
Размах крыльев, м 37 30
Максимальная скорость, км/ч 650 750
Боевой радиус, км 2200 2371

Причина, по которой «Орион» не является полным аналогом Ил-38, проста. Он создавался в рамках именно той концепции, против которой возражали создатели отечественного торпедоносца. «Орион» – многоцелевой патрульный самолёт, оснащённый более разнообразным оборудованием. К сожалению, это оборудование ещё и превосходило советское по совершенству.

Несмотря на проблемы с доработкой радиоэлектронного оборудования, Ил-38 снискал признание и уважение у лётчиков морской авиации.

Хотя Ту-142 и «оттянул» на себя более заметную роль, «тридцать восьмой» пережил самые трудные годы и продолжает совершенствоваться.

Видео

Источник: https://WarBook.club/voennaya-tehnika/samolety/il-38/

Ил-38, противолодочный самолет

Компания участник: Авиационный комплекс им. С.В.Ильюшина, ПАО

ИЛ-38: противолодочный самолёт, модернизация, технические характеристики (ТТХ), конструкция, история создания
ИЛ-38: противолодочный самолёт, модернизация, технические характеристики (ТТХ), конструкция, история создания
ИЛ-38: противолодочный самолёт, модернизация, технические характеристики (ТТХ), конструкция, история создания

Ил-38 – дальний противолодочный самолет, созданный на базе Ил-18.

Предназначен для самостоятельного или совместного с противолодочными кораблями поиска и уничтожения подводных лодок, для морской разведки, поисково-спасательных операций, постановки минных заграждений.

Самолет оснащен пилотажно-навигационным комплексом, в состав которого входит доплеровское и радионавигационное оборудование, а также автоматизированная поисково-прицельная система, способная обнаруживать надводные корабли, а также подводные лодки под перископами.

Ил-38 (по кодификации НАТО: May) — советский противолодочный самолёт, разработанный в ОКБ Ильюшина на основе пассажирского Ил-18В. Самолёт предназначен для самостоятельного или совместного с противолодочными кораблями поиска и уничтожения подводных лодок, для морской разведки, поисково-спасательных операций, постановки минных заграждений.

Первый полёт выполнен 27 сентября 1961 года. Серийное производство машины осуществлялось на машиностроительном заводе № 30 «Знамя труда» (расположенном вблизи Центрального аэродрома на Ходынском поле в Москве) с 1967 года до середины 1970-х годов. Всего построено 65 машин.

Ил-38 — четырёхдвигательный цельнометаллический моноплан с низкорасположенным трапециевидным прямым крылом, традиционным однокилевым оперением и трёхстоечным шасси.

По сравнению с Ил-18, на Ил-38 в средней части фюзеляжа оборудованы два грузоотсека для средств поиска и поражения подводных лодок.

Крыло смещено вперёд на три метра, под кабиной находится обтекатель антенны РЛС поисково-прицельного комплекса «Беркут-38». В корме машины, за хвостовым оперением расположен обтекатель датчика магнитометра.

Силовая установка — четыре ТВД АИ-20М серии 6И с воздушными винтами АВ-64 серии 04А. В хвостовой части фюзеляжа установлена турбогенераторная установка (ВСУ) ТГ-16. Топливная система общей ёмкостью 35153 литра авиакеросина ТС-1.

Впервые в практике советского самолётостроения на Ил-38 была применена бортовая цифровая вычислительная машина «Пламя-264», в составе поисково-прицельного комплекса «Беркут-38», разработанного НИИ-131.

Экипаж

Экипаж Ил-38 состоит из семи человек: два пилота (командир корабля, помощник командира корабля), штурман-навигатор, штурман-оператор РЛС, оператор самолётного приёмного индикаторного устройства (СПИУ), бортинженер, бортрадист.

Оборудование

  • Пилотажно-навигационная система «Путь-4Б-2К»;
  • Автопилот АП-6Е
  • Навигационный прибор АНП-3В
  • Курсовая система ТКС-П
  • Радиокомпас АРК-Б
  • Поисково-прицельная система «Беркут-38»;
  • Магнитометр АПМ-60 или АПМ-73.

Часть самолётов (около 12) прошла модернизацию по применению более современных радиогидробуев РГБ-16.

Для этой цели на самолёт установили аппаратуру «Изумруд», в составе которой 68-канальное приёмное устройство «Волхов», аппаратура обработки и отображения информации, блоки сопряжения с ППС «Беркут».

Вооружение

  • Средства поиска ПЛ — ненаправленные радиогидролокационные буи РГБ-1, пассивные направленные РГБ-2, автономные гидроакустические пассивно-активные станции РГБ-3, РГБ-16 (144 РГБ-1, 10 РГБ-2, 3 РГБ-3).
  • Средства поражения ПЛ — две противолодочные торпеды АТ-1 или АТ-2 или АПР-1 или АПР-2.
  • Противолодочные бомбы, морские мины, спасательные контейнеры КАС, морские маркеры (ориентирные морские авиабомбы ОМАБ-12Д) и т. д.

Оборонительное стрелково-пушечное вооружение — отсутствует.

Модификации

  • Ил-38SD — модернизированный патрульный и противолодочный самолёт оснащенный новым прицельно-навигационным комплексом «Морской дракон» производства НПО «Ленинец». В рамках работ по модернизации самолётов предполагалось продление их технического ресурса на 10-15 лет. Дополнительные узлы подвески размещены под центропланом самолёта (2 узла)
  • Ил-38Н («Новелла») — вариант модернизации Ил-38 для авиации ВМФ России до уровня Ил-38SD.

Летно-технические характеристики

Экипаж: 7
Длина: 40,075
Размах крыла: 37,4
Высота: 10,12 м
Площадь крыла: 140 м²
Колея шасси: 9,0 м
Масса пустого: 34 700 кг
Максимальная взлётная масса: 68 000 кг
Максимальная посадочная масса: 52 200 кг
Масса топлива во внутренних баках: 26 650 кг
Силовая установка: 4 × ТВД АИ-20М
Мощность двигателей: 4 × 4250 л. с. (4 × 3126 кВт (взлётная))
Воздушный винт: АВ-64 серии 04А
Диаметр винта: 4,5 м
Масса двигателя: 1040 кг
Максимальная скорость: 650 км/ч на 6000 м
Боевой радиус: 2200 км
Техническая дальность: 9500 км
Практический потолок: 8000 м (с полётной массой 66000 кг)
Длина разбега: 1700 м
Длина пробега: 1070 м

Видео

Источник: https://www.arms-expo.ru/armament/samples/990/65237/

Ил-38 противолодочный самолет, общее описание, технические характеристики ТТХ и назначение, обзор двигателей и история создания

30.04.2019

Ил-38 является противолодочным самолётом, разработанным опытно-конструкторским бюро С. В. Ильюшина в 1961 году.

История создания Ил-38

Конец 50-х – начало 60-х годов XX века характеризуется новым витком напряжённости между США и СССР. Основной причиной этому явилась революция на Кубе, превратившейся из фактического сателлита США в союзника СССР.

В этой связи руководство Советского Союза осознавало возросшую роль ВМФ в возможном будущем конфликте, особенно подводных лодок.

В этой связи родилась идея создания противолодочного самолёта, который смог бы минимизировать риски со стороны подводных лодок противника и позволить очистить от них, например, целый район.

Итогом всех этих соображений стало постановление Совета Министров СССР, изданное летом 1960 года, поручавшее опытно-конструкторскому бюро Ильюшина разработать противолодочный самолёт, который мог бы применяться в различных климатических условиях (как в условиях Севера, так и в тропическом климате).

Первоначально перед ОКБ Ильюшина встала задача определить базовую модель для будущего противолодочного самолёта. После рассмотрения нескольких вариантов было принято решение взять за основу пассажирский самолёт Ил-18. Данный самолёт обладал необходимыми аэродинамическими характеристиками, а также имел весьма подходящую компоновку.

В ходе разработки было также решено отказаться от оборонительного вооружения, которым до этого в обязательном порядке вооружались противолодочные и противокорабельные самолёты.

В опытно-конструкторском бюро это было мотивировано тем, что кормовая турельная пушечная установка при массе в 1-1,5 тонны существенно увеличить взлётную массу самолёта, что повлияет на его маневренность и необходимую длину взлётно-посадочной полосы.

Новый самолёт, который получил название Ил-38, создавался быстро, и первый его опытный образец уже был построен к осени 1961 года. В сентябре того же года был осуществлён первый полёт Ил-38. В воздухе машина показала себя хорошо: она была устойчива, легко шла на взлёт и посадку.

Хотя Ил-38 и позаимствовал основные элементы конструкции от Ил-18, но в ходе разработок машина подверглась ряду серьёзных изменений:

  • крыло самолёта было перемещено на три метра вперёд, а также существенно изменено конструктивное наполнение самолёта;
  • для увеличения максимальной дальности полёта в фюзеляже Ил-38 расположили дополнительный топливный бак;
  • в фюзеляже самолёта было выделено два специальных помещения для торпед и бомб, а также для буев;
  • многие системы самолёта были кардинально переработаны. Также это касается и внутренней «начинки» самолёта: установлена специальная радиоэлектронная аппаратура и бортовые системы.
Читайте также:  Зрк оса: тактико-технические характеристики (ттх) зенитно ракетного комплекса, модернизация, недостатки

Период государственных испытаний Ил-38 начался летом 1965 года и продолжался почти 6 месяцев. После того как самолёт выдержал эти испытания, он был принят на вооружение Военно-морского флота. Серийное производство Ил-38 продолжалось пять лет – с 1967 по 1972 год. За этот период было выпущено 65 самолётов, что примерно в 4 раза меньше заявленной, на тот момент, потребности в них.

С самого начала эксплуатации Ил-38 вскрылся целый ряд его недостатков и проблем. Так, отказ поисково-прицельного комплекса самолёта, как правило, происходил уже примерно через два часа использования.

Брак некоторых элементов оборудования (в частности, радиогидробуёв) также не способствовал надёжности самолёта.

В итоге был сделан вывод, что боевая эффективность Ил-38 находится на очень низком уровне, ввиду чего уже в 1969 году было решено продолжать работы по его улучшению.

Первоначально для модернизации самолёта планировалась почти полная замена его бортового оборудования.

Так, например, планировалось заменить прицельно-поисковой комплекс «Беркут-38» на более надёжный и точный «Коршун-М», устанавливавшийся на другом противолодочном самолёте — Ту-142М.

Кроме этого, предусматривалось установить новый магнитометр, усовершенствованное радионавигационное оборудование, а также инфразвуковые буи, которые должны были иметь намного большую чувствительность.

Однако весь этот план развалился по причине полнейшей несовместимости комплекса «Коршун-М» с вычислительной системой «Пламя-264».

Таким образом, стало ясно, что для проведения всего объема улучшений необходима и полная замена бортового электронного оборудования Ил-38, что в конечном итоге привело бы к растянувшимся на долгие годы работам. В конце концов, на самолёте был заменен лишь магнитометр.

Однако в 1980-е годы было принято решение всё же провести работы по модернизации Ил-38 ввиду его морального устаревания. В этой связи специально для Ил-38 была оборудована система «Изумруд», которая отличалась большей надёжностью и устойчивостью. В итоге из всего количества самолётов было модернизировано лишь 12.

Также в конце 80-х годов начались работы над современным противолодочным комплексом «Новелла», установка которого предполагалась именно на Ил-38. Однако после развала Советского Союза, из-за тяжёлой экономической ситуации, комплекс «Новелла» оказался никому не нужным в России.

Впрочем он вызвал интерес в Индии, где новым комплексом были оснащены шесть противолодочных самолётов Ил-38 получивших обозначение SD — Sea Dragon. Лишь в 2010-х годах данный комплекс был использован и в России.

Всего по состоянию на конец ноября 2019 года «Новеллой» было оснащено семь Ил-38, находящихся в составе российского Военно-морского флота.

Ил-38 представляет собой цельнометаллический низкоплан нормальной аэродинамической схемы. Оперение самолёта Ил-38 – однокилевое. Шасси – трёхстоечное.

Также Ил-38 оборудован двумя отсеками для расположения средств обнаружения и уничтожения подводных лодок противника. Под кабиной пилотов расположен обтекатель антенны РЛС (радиолокационной станции) комплекса «Беркут-38».

Кормовая часть самолёта, расположенная за хвостовым оперением, несколько удлинена за счёт расположения в ней обтекателя датчика магнитометра. Ил-38 имеет четыре турбовинтовых двигателя АИ-20М.

Также стоит отметить, что на Ил-38 впервые в СССР была установлена бортовая вычислительная машина («Пламя-264»).

Лётно-технические характеристики Ил-38:

  • Экипаж, чел. – 7
  • Длина, м – 40
  • Размах крыла, м – 37,4
  • Высота, м – 10,1
  • Площадь крыла, м² – 140
  • Средняя аэродинамическая хорда, м – 3
  • Колея шасси, м – 9
  • Масса пустого, кг – 34 700
  • Максимальная взлётная масса, кг – 68 000
  • Максимальная посадочная масса, кг – 52 200
  • Масса топлива во внутренних баках, кг – 26 650
  • Силовая установка – 4 × ТВД АИ-20М
  • Мощность двигателей – 4 × 4250 л. с. (4 × 3126 кВт (взлётная))
  • Воздушный винт – АВ-64 серии 04А
  • Диаметр винта, м – 4,5
  • Масса двигателя, кг – 1040
  • Лётные характеристики:
  • Максимальная скорость, км/ч – 650 на высоте 6000 м
  • Боевой радиус, км – 2200
  • Техническая дальность, км – 9500
  • Практический потолок, м – 8000 м (с полётной массой 66 000 кг)
  • Длина разбега, м – 1700
  • Длина пробега, м – 1070
  • Вооружение:
  • Боевая нагрузка:
  • Нормальная, кг – 5430
  • максимальная, кг – 8400
  • Бомбы: противолодочные:
  • свободнопадающие: ПЛАБ-250-120, ПЛАБ-50
  • корректируемые: ПЛ250-120 «Загон»
  • Торпеды: АТ-1, АТ-2, АТ-3 (УМГТ-1), АПР-1, АПР-2
  • Гидроакустические буи: РГБ-1, РГБ-2 и РГБ-3
  • Морские мины: АМД-2

Модификации Ил-38

За всю историю разработки и использования Ил-38 были созданы три его модификации:

  • Ил-38 — базовая модель самолёта, оснащённая бортовой вычислительной системой «Пламя-264» и поисково-прицельным комплексом «Беркут-38».
  • Ил-38SD — модификация Ил-38, оснащённая прицельно-поисковым комплексом «Новелла» и более усовершенствованной бортовой вычислительной системой. Находится на вооружении ВМФ Индии.
  • Ил-38Н — модель самолёта, практически не отличающаяся от Ил-38SD, находящаяся в составе ВМФ России.

Достоинства и недостатки Ил-38

Прежде чем начать общее описание достоинств и недостатков самолёта Ил-38, следует учесть, что он был разработан на основе пассажирского самолёта Ил-18. Таким образом, Ил-38 «позаимствовал» основные аэродинамические особенности своего «старшего брата», в том числе его положительные и отрицательные стороны.

Аэродинамические характеристики Ил-38 весьма неплохи, что позволило ему стать очень даже мобильным противолодочным самолётом.

Во многом это также было достигнуто за счёт небольшой массы самолёта, а также благодаря отказу от оборонительного вооружения.

Высокая надёжность Ил-38 была обусловлена тем, что самолёт изначально планировался для северных акваторий, поэтому и испытывался он в самых различных климатических условиях.

Однако для первых самолётов Ил-38 существовал главный недостаток, который по сути сводил на нет их противолодочное назначение – аппаратура отличалась своим несовершенством. Так, самолёт мог пролетать лишь 1,5 часа, прежде чем поисково-прицельный комплекс выходил из строя. Воевать такой самолёт не мог.

Всё решила модернизация Ил-38 в конце 80-х – начале 90-х годов. Однако ввиду того, что самолёт к этому времени морально устарел, его нельзя назвать удачной машиной. В конечном итоге, Ил-38 так и не смог решить всех потребностей флота в мощном противолодочном самолёте.

Заключение

В настоящее время Ил-38 находится на вооружении ВМФ России. Однако ввиду того, что разработан он был ещё в начале 60-х, моральное устаревание самолёта всё же постепенно берёт своё. В этой связи уместно сделать вывод, что скоро (в пределах 10-15 лет) противолодочный самолёт Ил-38 будет заменён другими, более современными моделями.

Если у вас возникли вопросы — оставляйте их в х под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Источник: https://MilitaryArms.ru/voennaya-texnika/aviaciya/il-38/

Патрульный противолодочный самолет Ил-38

Патрульный противолодочный самолет Ил-38 предназначен для обнаружения, слежения и уничтожения подводных лодок противника в любых метеоусловиях в любое время года и суток, а также для патрулирования акваторий.

Самолет Ил-38 разрабатывался на базе распространенного пассажирского самолета Ил-18. В 1962 году был изготовлен опытный образец, в 1965 году прошли летные испытания с полным комплектом бортового радиоэлектронного оборудования, а в 1967 году патрульный противолодочный самолет Ил-38 был принят на вооружение.

Патрульный противолодочный самолет Ил-38.

Фюзеляж Ил-38 аналогичен фюзеляжу Ил-18, однако количество иллюминаторов значительно уменьшено.

Из соображений сохранения необходимой центровки из-за размещения в передней части самолета дополнительного бортового радиоэлектронного оборудования центроплан был смещен вперед, а длина герметичной кабины экипажа уменьшена.

В носовой части под кабиной экипажа разместили мощную радиолокационную станцию для обнаружения надводных кораблей и подводных лодок противника.

Поисково-обзорная радиолокационная станция под фюзеляжем самолета Ил-38 для обнаружения надводных кораблей и подводных лодок под перископом.

Для поиска подводных лодок на самолете имеются сбрасываемые гидроакустические буи и газоанализатор. В длинном коке за хвостовым оперением расположен датчик детектора магнитных аномалий, он позволяет обнаруживать подводную лодку.

На самолете Ил-38 впервые в отечественном самолетостроении серийно устанавливалась бортовая цифровая ЭВМ.

Также имеется пилотажно-навигационная система, включающее поисково-прицельную систему и навигационное оборудование: автопилот, навигационный прибор, систему ближней навигации и посадки, курсовую систему, радиовысотомер, радиокомпас и измерители скорости и высоты.

Все самолеты были оборудованы современными средствами связи: командными радиостанциями, КВ передатчиком и КВ радиостанцией, а также станцией предупреждения об облучении, рентгенометром и станцией радиотехнической разведки. Управление электронным бортовым оборудованием осуществляют два оператора. Всего экипаж самолета состоит из семи человек.

Самолет имеет трехопорное шасси с носовым колесом. Силовая установка состоит из четырех турбовинтовых двигателей АИ-20М конструкции Александра Георгиевича Ивченко тягой 4250 кг с флюгирующими четырехлопастными винтами изменяемого шага диаметром 4,5 метра.

Флюгирующий винт при остановке двигателя в полете автоматически переставляет лопасти в положение минимального сопротивления набегающему потоку. Максимальный взлетный вес самолета составляет 66 тонн.

При этом максимальная скорость составляет 685 км/час, практический потолок 10000 метров, максимальная дальность полета 8500 км.

Бортового оружия самолет не имеет, в фюзеляжном отсеке могут быть размещены глубинные бомбы, противолодочные управляемые ракеты, торпеды, морские мины, а также разнообразные радио-гидроакустические буи. Всего вес полезной нагрузки 8400 кг.

Самолет Ил-38 выпускался мелкими партиями по 15-20 машин в год и стоял на вооружении авиации ВМФ России и Индии. В конце 80-х годов начались работы по новому противолодочному комплексу. Предназначенная для оснащения морской авиации система «Новелла» способна обнаруживать воздушные цели на расстоянии до 90 км, надводные — до 320 км.

При этом система одновременно удерживает в поле зрения 32 цели над и под водой. Применяется для ведения радиолокационной подводной, надводной и воздушной разведок, выдает целеуказания оружию. Вначале новой бортовой аппаратурой заинтересовались индийцы, на вооружении у которых находился Ил-38.

Затем установкой нового комплекса было решено дорабатывать и отечественные Ил-38, получившие наименование Ил-38Н. Теперь этот патрульный самолет кроме патрулирования может применяться для ведения подводной, надводной и воздушной разведок, целеуказания, а также радиотехнической разведки и радиоэлектронной борьбы.

От Ил -38 самолет Ил-38Н отличается верхним расположением дополнительного антенного оборудования радиолокационной станции, а также новой бортовой радиоэлектронной аппаратурой.

Самолет Ил-38Н авиации ВМФ России. Под центропланом выполнены еще два узла подвески для размещения вооружений.

В составе авиации ВМФ России по состоянию на 2016 год стоит 46 Ил-38 и 8 Ил-38Н. Предполагается модернизация и других самолетов Ил-38 до состояния Ил-38Н с продлением их ресурса.

Противолодочный патрульный разведывательный самолет Ил-38Н морской авиации ВМФ России.

За все годы эксплуатации Ил-38 показал себя надежной, неприхотливой и экономичной машиной.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/595093b477d0e65de11a18c1/5ba220b8d25bbc00a994a5be

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector