История танка т-34: кто создал, вся правда, разработка боевой машины, применение во время второй мировой

Средний… cтавший лучшим! Как в СССР создали танк легенду Второй мировой войны

В музейно-мемориальном комплексе «История танка Т-34» рассказали о том, как создавалась знаменитая «тридцатьчетверка», почему ее собирали женщины и дети и чем эта боевая машина ужаснула фашистов в боях под Москвой и Сталинградом.

В своих планах мирового господства нацистская Германия особое внимание уделяла танковым войскам. «Стальные тараны» блестяще зарекомендовали себя в дни порабощения Европы.

Вторая мировая война стала «войной моторов», причем с явным преимуществом германских танковых войск. В сочетании с механизированной пехотой, авиацией и артиллерией немецкие танки господствовали в любой операции.

Начало вторжения в СССР летом 1941 года, казалось бы, предвосхищало Третьему рейху традиционную «молниеносную победную войну». Но этого не случилось…

Одним из камней преткновения для Германии со всеми ее союзниками стал советский средний танк Т-34, который, между прочим, немецкая разведка «проспала». С машиной этой вермахту пришлось знакомиться непосредственно на поле боя.

О том, как создавалась и одерживала свои легендарные победы эта машина, порталу «История.РФ» рассказал Владимир Горбунов, сотрудник музейно-мемориального комплекса «История танка Т-34» – единственного в мире военно-исторического музея, который целиком посвящен конкретному образцу вооружения.

История танка Т-34: кто создал, вся правда, разработка боевой машины, применение во время Второй Мировой

Танк, которого не было даже в чертежах

– Владимир Викторович, расскажите, когда танк Т-34 был принят на вооружение, что стало его главной особенностью?

– В начале 1930-х годов в Советском Союзе приступили к выпуску легких колесно-гусеничных быстроходных танков, широко известных по аббревиатуре БТ. Машины оказались весьма удачными – казалось бы, есть задел на многие годы.

Но на поле боя во все большем объеме стала применяться специальная противотанковая артиллерия. И стало ясно, что противопульная броня «Бетушек» (так ласково назвали танки БТ-5 и БТ-7 советские танкисты) – это уже вчерашний день.

Появилась государственная необходимость в создании танка, способного выдержать удар противотанковой пушки, танка с противоснарядным бронированием.

Выполняя, как сейчас говорят, государственное задание, конструкторы харьковского завода № 183 разработали два опытных танка. Модель А-20 стала прямым продолжением линейки колесно-гусеничных танков. А в модели А-32 от колесного движителя отказались, оставив только гусеничный ход.

После весьма жарких обсуждений и всесторонних испытаний на вооружение Красной Армии 19 декабря 1939 года был принят танк… А собственно говоря, какой? Дело в том, что, отдав предпочтение А-32, военное руководство страны в своем постановлении сразу же дало поручение еще больше усилить броню и вооружение танка, и вот этой, изначально преобразованной, модели был присвоен индекс Т-34. Говоря по большому счету, приняли на вооружение танк, которого еще и в чертежах не было. В конце 30-х годов прошлого века в нашей стране это была достаточно распространенная практика.

История танка Т-34: кто создал, вся правда, разработка боевой машины, применение во время Второй Мировой

Довоенные танки производства завода № 183. Слева направо: А-8 (БТ-7М), А-20, Т-34 обр. 1940 года с пушкой Л-11, Т-34 обр. 1941 года с пушкой Ф-34.

Что же представила собой «тридцатьчетверка» – танк нового типа? В глаза сразу бросаются наклонные борта, машина напоминает собой усеченную пирамиду. Тем самым конструкторы при толщине лобового листа в 45 мм вынудили вражеский снаряд, летящий горизонтально, пробивать броню по толщине, равной уже 90 мм.

Броня, между прочим, для танков Т-34 и КВ была создана новая – особой прочности. Следующее очевидное отличие Т-34 – широкий «нос». Кстати, первоначально для усиления носовой части танка применялась броневая балка, своеобразный таран, позволяющий машине громить ударом корпуса вражеские тяжелые танки, бронепоезда, фортификационные сооружения.

Широкие гусеницы в сочетании с 500-сильным дизелем обеспечили танку уверенную проходимость и в грязи, и по снежным заносам. А само применение дизеля сделало танк более экономичным по потреблению топлива и менее пожароопасным в случае поражения вражеским снарядом.

Добавим мощную по тем временам танковую пушку калибром 76,2 мм с универсальным комплектом выстрелов: и для борьбы с вражеской бронетехникой, и с пехотой, и с фортификационными сооружениями. И, конечно же, то, что ныне именуют высоким уровнем технологичности.

Танк оказался относительно простым: в изготовлении, эксплуатационном обслуживании, освоении экипажем, ремонте. Все эти прелести в полной мере в начале Великой Отечественной войны испытал на себе вермахт – от рядовых солдат до военачальников!

– А правда, что в мае 1942 года начали поступать жалобы на бракованные «тридцатьчетверки», из-за чего Государственный комитет обороны СССР даже принял специальное постановление об улучшении танков Т-34. В чем там было дело?

– Выпуск Т-34 был начат в 1940 году в Харькове и Сталинграде. Машина – совершенно новая. Параллельно идет освоение серийного производства, подготовка кадров и одновременно улучшение конструкции танка. Весьма непростая ситуация. Тем не менее к началу Великой Отечественной войны в Красную Армию поступили 1066 танков Т-34. 

С началом войны к чисто техническим проблемам добавились массовая эвакуация предприятий западных областей СССР в центральную часть страны, нарушение производственной кооперации, лишение заводов части квалифицированных кадров, мобилизованных в Красную Армию.

К выпуску танка с началом войны привлекли новые заводы – в Горьком (ныне – Нижний Новгород), Омске, Свердловске (ныне – Екатеринбург), Челябинске.

История танка Т-34: кто создал, вся правда, разработка боевой машины, применение во время Второй Мировой

Все это, разумеется, негативно отразилось на качестве выпускаемых танков. И соответствующие решения государственных и военных инстанций были достаточно жесткими. Но необходимо отметить и другое.

Официальная дисциплина в годы войны оказалась дополненной патриотическим порывом самих рабочих – дать фронту как можно больше качественных танков. Отсюда масса рационализаторских предложений по улучшению конструкции машины, по наиболее эффективным технологиям производства.

Проводились даже специальные всесоюзные конференции по вопросам улучшения производства танков. Передовой опыт молниеносно распространялся по всем предприятиям!

Были и выдающиеся прорывы. Так, благодаря созданной под руководством академика Е. Патона технологии автоматической сварки под флюсом, удалось свести к минимуму человеческий фактор и почти десятикратно увеличить производительность сборки танков.

Т-34 собирали женщины, старики и подростки

– Превосходство Т-34 признавали и сами нацисты, включая генерал-полковника Гудериана, создателя танковых войск Германии. Можно ли сказать, что Т-34 был лучшим танком из всех, что принимали участие во Второй мировой войне?

– Вопрос не простой… Во-первых, танки ХХ века не зря классифицировали как малые, легкие, средние и тяжелые. У каждого типа – свое боевое предназначение. И сравнивать достоинства легкого танка, преследующего отступающего противника, с качествами тяжелого танка, который в самом начале боевой операции обеспечил прорыв вражеских боевых порядков, говоря мягко, – глупо.

Во-вторых, если послушать жаргон современных поклонников танковых баталий, то применительно к Т-34 мы узнаем о «пирожках», «гайках», «головастиках». Так послевоенные моделисты окрестили различные башни «тридцатьчетверки» – отражение различных конструкций в годы Великой Отечественной войны: от Т-34 до Т-34-85.

История танка Т-34: кто создал, вся правда, разработка боевой машины, применение во время Второй Мировой

Кстати, если бы не начало войны, то история Т-34 реально завершилась бы осенью 1941 года. Машину эту на заводах должен был заменить танк Т-34М, который даже по внешнему виду разительно отличается от своего предшественника.

Между прочим, то, что первый вариант «тридцатьчетверки» далек от совершенства, в предвоенные годы прекрасно знали и танкостроители, и танкисты. Но явно приближалась большая война, и подобная машина была нужна стране как воздух!

В-третьих, надо четко представлять каноны отечественного танкостроения. Танк Т-34 создавался с максимальной эффективностью для боевого применения при минимальных удобствах для его экипажа.

Хорошо ли это? Однозначно не скажешь.

Во всяком случае, во множестве воспоминаний танкистов подчеркнуто, что они прощали Т-34 многие недостатки, ибо танк обеспечил главное для них: возможность остаться в живых!

Существует и четвертый момент. А что сравнивать – Т-34 или Т-34-85? Добавим вопрос о сравнении между собой танков Т-34 и Т-34-85. Название-то фактически одно, а возможности машин весьма различные…

В нашем музее есть специальный стенд, позволяющий сравнить Т-34 и Т-34-85 с танками Второй мировой войны из Великобритании, Германии и США по огневой мощи, подвижности и защищенности.

Так вот главная «изюминка» заключается в том, что в эпоху Второй мировой войны по совокупности этих наиважнейших боевых свойств «тридцатьчетверка» оказалась лучшим средним танком.

А на день сегодняшний три десятка достижений машины по-прежнему остаются в ранге мировых рекордов.

История танка Т-34: кто создал, вся правда, разработка боевой машины, применение во время Второй Мировой

– Кто же создавал легендарный танк в годы Великой Отечественной войны?

– Исторический факт: на смену призванным в Красную Армию мужчинам пришли женщины, рабочие-ветераны, подростки! Квалификация большинства новичков измерялась нулевым уровнем. И тогда технологи разбили производственную цепочку на отдельные замкнутые операции, к которым и готовили новичков. Честь конструкторам: их детище оказалось доступным для рабочих такой категории.

С другой стороны, те же подростки всячески стремились повысить свою квалификацию. За счет времени для личного отдыха девушки и юноши изучали премудрости производства.

В Нижнем Тагиле в годы войны в создании «тридцатьчетверок» отличился, к примеру, Анатолий Смирнов. Произошло это, когда передовому рабочему было всего 15 лет! Его сверстницы добились почетного звания «гвардейской бригады».

Получили его девушки потому, что ежедневно трехкратно перевыполняли производственную норму.

  •  Кошкин появился в Харькове в жутчайшее время
  • – Применительно к Т-34 в чем персональная заслуга Кошкина?
  • – Михаил Кошкин прибыл в Харьков в начале 1937 года после окончания Ленинградского машиностроительного института и практической работы по разработке танков Т-29 и Т-46-5 на Ленинградском заводе № 185, качество которой было отмечено орденом Красной Звезды.
  • На харьковском заводе начались жуткие времена: произошла большая беда с коробками передач на танках БТ, прозвучало обвинение во вредительстве и начались повальные аресты.
  • В этих условиях Михаилу Ильичу удалось сохранить личный состав конструкторского бюро. Главную задачу своим соратникам Кошкин сформулировал предельно просто: работать не вдогонку, а на обгон; в конструировании использовать не аналог, а тенденцию; внедрить такой танк, который был бы длительное время перспективным…

История танка Т-34: кто создал, вся правда, разработка боевой машины, применение во время Второй Мировой

Из многих вариантов начальник конструкторского бюро, а затем главный конструктор завода № 183 выбрал наиболее эффективный. Модель эту он сумел отстоять вплоть до самого высшего государственного руководства.

За этот танк Михаил Кошкин буквально отдал свою жизнь. В сентябре 1940 года, за несколько месяцев до начала Великой Отечественной войны, выдающегося организатора не стало. Но идея уже была воплощена в металл!

– Как смерть Кошкина повлияла на дальнейший выпуск танка?

– Танку Т-34, говоря по большому счету, очень повезло. Над созданием этой машины трудились заядлые энтузиасты. Был настоящий коллектив единомышленников, для которых главным было дело, конкретный результат, причем непременно наиболее эффективный.

Смерть Кошкина стала потрясением, причем не только для конструкторского бюро. Харьковские ветераны танкостроения вспоминали, что на похоронах главного конструктора собрался фактически весь город. А ведь подавляющее большинство участников траурной церемонии даже имени усопшего не знали. «Шестое чувство» сработало?..

Но для глубоких переживаний времени не было. Эстафету принял Александр Морозов, конструктор от Бога, будущий дважды Герой Социалистического Труда, с чьим именем связано большинство самых известных советских танков.

Другой коллега Кошкина – Николай Кучеренко – стал бессменным начальником КБ в годы работы завода № 183 в Нижнем Тагиле. Со своими единомышленниками-конструкторами они обеспечили модернизацию танка Т-34, создание Т-34-85, а затем и танка Т-44.

Можно сказать, что «кошкинский задел» конструкторское бюро сохранило до самого конца Великой Отечественной войны.

История танка Т-34: кто создал, вся правда, разработка боевой машины, применение во время Второй Мировой

Танк на медали

– Первое серьезное поражение немцы потерпели в Битве под Москвой. Какую роль в этом сыграли танки Т-34?

– Танк увековечен на медали «За оборону Москвы». Причем сделано это было в 1944 году, когда на полях Великой Отечественной войны уже прошло немало жесточайших сражений, появилась возможность сравнить успехи и недостатки Т-34.

Зимой 19411942 годов мощная машина на широких гусеницах запросто преодолевала снежные заносы. Немцы были в шоке, что-либо противопоставить нашему танку они не могли чисто физически! Кстати, следующей зимой под Сталинградом подобное пришлось испытать венгерским, итальянским, румынским и финским союзникам Германии.

Под Москвой «тридцатьчетверки» впервые стали применяться достаточно крупными силами – отдельные батальоны, танковые бригады.

Большое распространение получили танковые десанты: на броне танка располагались автоматчики, бойцы с ручными пулеметами. Опыт этот пригодился во все последующие годы войны.

А в Сталинграде конструкторы даже разработали специальные поручни на корпус и на башню Т-34, чтобы «бронепехам» было удобнее во время стремительного перемещения по бездорожью.

Так что не зря Т-34 увековечен на государственной награде, посвященной защите столицы!

История танка Т-34: кто создал, вся правда, разработка боевой машины, применение во время Второй Мировой

– А немецкие танки как вели себя в подобных условиях?

– В нашем музее есть возможность воочию сравнить трак Т-34 с траком германского среднего танка. Последний размером невелик. Вот почему давление на грунт у немецких машин было гораздо большим. Потому-то они безнадежно вязли: в грязи и в мягком грунте летом, в сугробах зимой.

Читайте также:  Самолёт су-37: терминатор, максимальная скорость истребителя, тактико-технические характеристики (ттх)

– Можно ли сказать, что это именно под Москвой было главное сражение «тридцатьчетверки»?

– Волею судьбы «тридцатьчетверка» в обличье Т-34 и Т-34-85 участвовала во всех основных сражениях Великой Отечественной войны.

От Москвы к Берлину танк шел через Сталинградскую битву, через огненную Курскую дугу, через освобождение Украины, Молдавии, республик Прибалтики, а затем стран Восточной Европы. В Красной Армии он стал самым массовым танком.

Причем основная часть «тридцатьчетверок» была сосредоточена вовсе не в танковых армиях, как ныне думают весьма многие, а в общевойсковых соединениях. Машина шла в бой вместе с пехотой, поддерживая «царицу полей» своим огнем и защищая броней.

После победного мая 1945 года «тридцатьчетверку» ждали испытания на Дальнем Востоке. Преодолев знаменитые Хинганы, 6-я гвардейская танковая армия под командованием генерала А. Кравченко приняла участие в разгроме японской Квантунской армии.

История танка Т-34: кто создал, вся правда, разработка боевой машины, применение во время Второй Мировой

– Как определить, какое из всех перечисленных сражений стало для «тридцатьчетверки» главным?

В решении данной проблемы, на мой взгляд, существует один весьма неожиданный ракурс.

Возьму на себя ответственность за утверждение, что главное свое сражение Т-34 выиграл у… чертежной доски! Лучшее тому подтверждение таково: в годы Второй мировой войны в Третьем рейхе знаменитые «Пантеры», «Королевские тигры», несостоявшиеся «Маусы» создавались под впечатлением от нашей «тридцатьчетверки». Вот так история расставила всех по реально заслуженным местам!

Для тех, кому интересна история Т-34, напоминаем, что в апреле этого года на экраны вышел художественный фильм «Танки» режиссера Кима Дружинина.

Фильм рассказывает вымышленную приключенческую историю тайного пробега на танках Т-34 конструктора Михаила Кошкина в Москву с целью утвердить производство новых танков, которые впоследствии помогли Советскому Союзу победить в Великой Отечественной войне.

Картина создана при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и Российского военно-исторического общества. Подробности можно узнать здесь: https://www.culture.ru/s/tanki/.

Источник: https://histrf.ru/biblioteka/b/sriednii-stavshii-luchshim-kak-v-sssr-sozdali-tank-stavshii-lieghiendoi-vtoroi-mirovoi-voiny

История танка Т-34 | Обучонок

История танка Т-34: кто создал, вся правда, разработка боевой машины, применение во время Второй Мировой

Автор работы: 

Тураев Эльдар

Руководитель проекта: 

Пустовалова Лидия Олеговна

Учреждение: 

МБОУ Большесосновская СОШ

Ученический исследовательский проект по истории на тему «История танка Т-34» содержит описание истории создания танка Т-34, изучение технических особенностей Т-34, подтверждающих уникальность танка, определяется роль танка Т-34 во время Великой Отечественной войны.

Подробнее о работе:

В готовой исследовательской работе по истории на тему «История танка Т-34» автором рассмотрены особенности проектирования танка Т-34, принципы его работы и сравнительные характеристики мощности Т-34 с немецкими танками и противотанковой артиллерией. В работе приведены справочные сведения о конструкторе танка — инженере Михаиле Ильиче Кошкине.

В учебном исследовательском проекте по истории о легендарном танке представлены исторические данные и технические характеристики танка Т-34, описаны особенности применения танка Т-34 во время Великой Отечественной войны. Автор ознакомил своих одноклассников с содержанием данного проекта, после чего каждый учащийся нарисовал танк, была проведена выставка рисунков.

Оглавление

Введение
1. История создания танка Т-34.
2. Технические особенности танка Т-34.
3. Использование танка Т-34 во время Великой Отечественной войны.
Заключение
Литература

Приложения

Введение

«Эффект, который произвел этот танк, оказал сильнейшее влияние на дальнейшее развитие танкостроения по всему миру» Джон Милсом, 1971

Часто по телевизору показывали рекламу нового фильма под названием: Т-34, глядя на неё я понял, что фильм снят о каком-то танке. И мне захотелось узнать, чем же уникален этот танк? Почему именно о нём сняли фильм?

Я пришел в школу и спросил у своих одноклассников, знают ли они что-то об этом танке, но и ребята, как оказалось, ничего о нём не знали.

Посмотреть фильм я возможности не имею, в связи с тем, что режиссеры установили возрастное ограничение: 12+. Я очень хотел, найти ответы на свои вопросы и поэтому решил сделать проект о танке Т-34.

  • Объект исследования – танк Т-34.
  • Предмет исследования – особенности танка Т-34.
  • Цель — узнать чем уникален танк Т-34.
  • Задачи:
  • Узнать историю создания танка Т-34;
  • Изучить технические особенности Т-34, подтверждающие уникальность танка;
  • Определить роль танка Т-34 во время Великой Отечественной войны;
  • Рассказать одноклассникам о танке Т-34.

Гипотеза: возможно танк Т-34 был одним из самых мощных во время Великой Отечественной войны.

Методы анализ, обобщение, опрос.

История создания танка Т-34

История этого танка началась в октябре 1937 года, верховное командование СССР поставило задачу Харьковскому Паровозостроительному заводу создать новый танк, который по всем показателям будет превосходить все старые модели.

Главным конструктором был назначен молодой инженер Михаил Ильич Кошкин. Зимой 1940 года, желая продемонстрировать надежность машины, он организовал пробег двух опытных экземпляров из Харькова в Москву.

При этом Кошкин сам сел за рычаги головной машины.

Танк был не просто секретным, а совершенно секретным. Прежде чем отправится в путь, оба танка были замаскированы под «обычные». Такой танк мог легко «вписываться» в местность, оставаться невидимым. За время пути не произошло ни одной серьезной поломки.

Впервые в одной машине удалось объединить мощность орудийного огня, прочность брони, скорость и маневренность. Танк был показан руководству страны. Сразу было принято решение о запуске Т-34 в серийное производство. С 1942 по 1945 годы основное производство Т-34 было развёрнуто на мощных машиностроительных заводах Урала и Сибири, и продолжалось в послевоенные годы.

К началу Великой Отечественной войны было построено 1225 тридцатьчетверок. С первого же дня войны они начали свой ратный путь, удивляя и поражая немецких вояк, не ждавших появления у русских такого великолепного танка. За время боевых действий, с 1941 по 1945,было выпущено около 60 тысяч танков. Во время производства танк постоянно улучшал свою защиту и вооружение.

Технические особенности танка Т-34

Мощь танка Т-34, по свидетельству специалистов, — лучшего танка второй мировой войны, противник особенно почувствовал в Московском сражении, когда стали эффективно использовать его огневые и тактические качества.

Ни немецкие танки, ни противотанковая артиллерия не могли противостоять его броне и вооружению. Мощность его пушки во много крат превосходила мощность пушек немецких танков. Снаряды противотанковой артиллерии не пробивали лобовую броню Т-34. В конструкции танка было всё.

Простота, удобство в эксплуатации и техническом обслуживании, высокая ремонтопригодность, хорошая бронезащита, маневренность. Это заставило немецкое командование применять тяжелую артиллерию и зенитные орудия, отвлекая их от основных задач. Превосходство наших танков вынудило Фашистскую Германию приступить к перевооружению своих танковых войск в ходе войны.

Роль танка Т-34 во время Великой Отечественной войны

В битве с немецко-фашистскими захватчиками во время Великой Отечественной войны у стен Москвы приняли участие все рода войск, и только их тесное взаимодействие привело к победе. Важнейший вклад в разгром врага внесли бронетанковые войска. Танки поддерживали в боях нашу героическую пехоту, на которую легли основные тяготы и лишения тяжелейшей битвы.

Для прорыва фронта и развития наступления создавались подвижные ударные группы, в состав которых также входили танковые части. На направлении главных ударов максимально сосредоточивались имевшиеся танковые силы.

И хотя они были тогда невелики — в частях, оборонявших Москву, насчитывалось 670 танков (из них 205 тяжелых и средних) против 1000 танков противника — однако преимущество наших мощных Т-34 позволило танковым соединениям внести важный вклад в общую победу над врагом.

Танк увековечен на медали «За оборону Москвы». От Москвы к Берлину танк шел через Сталинградскую битву, через огненную Курскую дугу, через освобождение Украины, Молдавии, республик Прибалтики, а затем стран Восточной Европы. В Красной Армии он стал самым массовым танком. Машина шла в бой вместе с пехотой, поддерживая её своим огнем и защищая броней.

Заключение

Таким образом, изучив литературу о танке Т-34 я узнал, что советские танкостроители создали одну из самых замечательных боевых машин в мире. Т-34 стал классическим образцом среднего танка. Превосходя своих современников по силе огня, броне и подвижности, он оставался в строю на протяжении многих лет.

В подтверждении моей гипотезы можно сказать, что Т-34 – действительно был мощным и необходимым в годы Великой Отечественной войны. Именно эти машины первыми ворвались в Берлин, сделав последние выстрелы по врагу в Великой Отечественной войне. Именно они, застыли на постаментах, как символ нашей Победы.

За четыре года боев танки Т-34 завоевали себе славу лучших танков Второй мировой. Значимость этих танков не забыта и сейчас. Как и много лет назад Т-34 занимают почётное место в парадах Победы на Красной площади. Некоторые годы легендарные танки Т-34 стояли на вооружении азиатской страны Лаос.

Но сегодня 30 из них вновь вернулись на Родину. По морю технику доставили во Владивосток, а затем погрузили на железнодорожные платформы. Теперь танки ждут в Подмосковье, в Наро-Фоминске. Они будут участвовать в парадах в честь Дня Победы, сниматься в кино или станут экспонатами в музеях.

Занимаясь проектной работой по данной теме, я узнал: — главным конструктором танка Т-34 был Михаил Ильич Кошкин — танк Т-34 создавался на Харьковском заводе — эти танки героически проявили себя в боях и показали свою великую мощь во время Великой Отечественной войны.

Кроме того, я поделился знаниями о танке Т-34 со своими одноклассниками и планирую рассказать об этом танке другим первоклассникам ближе к празднику «День Победы».

Литература

  1. Барятинский М.Б. «ТИГР» против Т-34.Кто кого?/Барятинский М.Б. – Москва: Издательство Эксмо, 2015. – 96с.
  2. Проказов Б.Б. Детская энциклопедия военного дела. Великая Отечественная война/ Проказов Б.Б. – Москва: Издательсво АСТ, 2016. – 192 с.
  3. Черненко Г.Т.Танки и самоходные орудия. Школьный путеводитель/Черненко Г.Т. – Москва: Издательство Балтийская книжная компания, 2014. – 96с.
  4. Энциклопедия для детей. [T.42] Великая Отечественная война/ред. коллегия: А. Голосовская, О. Елисеева, А. Русакова. – М: Мир энциклопедий Аванта +, Астрель, 2017. – 476, [4]с.

История танка Т-34: кто создал, вся правда, разработка боевой машины, применение во время Второй Мировой
История танка Т-34: кто создал, вся правда, разработка боевой машины, применение во время Второй Мировой
История танка Т-34: кто создал, вся правда, разработка боевой машины, применение во время Второй Мировой
История танка Т-34: кто создал, вся правда, разработка боевой машины, применение во время Второй Мировой

Источник: https://obuchonok.ru/node/5705

Технологический провал Т-34: как США во время войны модернизировали для СССР легендарный танк

Долгое время нас кормили мифами, что советское оружие было самыми прогрессивным и совершенным, ведь в противном случае как бы СССР выиграл Вторую Мировую войну? Но после развала Союза всплыли новые факты и оказалось, что советское оружие, мало того, что не было самым совершенным, так еще и не являлось в полной мере «отечественным».

Ситуацию с вооружением в Советском Союзе в довоенное время можно охарактеризовать как «гнать количество в ущерб качеству». Несмотря на то, что огромное число заводов работало исключительно на армию, конечный результат оставлял желать лучшего.

Оснащен 76-миллиметровым орудием » class src=»https://www.imena.ua/blog/wp-content/uploads/2015/05/T34-76.jpg» width=»640″>Танк Т-34-76, который выпускался советской промышленностью с 1940 по 1944 год. Оснащен 76-миллиметровым орудиемНеэффективная социалистическая экономика, значительная технологическая отсталость приводили к значительному проценту брака и систематическому невыполнения плана. Например, Наркомат Боеприпасов (НКБ) должен был выпустить в 1940 году 5,7 млн железных гильз вместо латунных артиллерийских. Не отработав технологический процесс, НКБ изготовил за 9 месяцев всего 1 млн 117 тыс. железных гильз, из которых 963 тыс. пошли в брак, то есть процент отбраковки превысил 86,2%. И это лишь один пример. На самом деле, такая ситуация наблюдалась по многим производствам.К слабой технической оснащенности заводов, неспособных выпускать качественный продукт, добавлялась и неудовлетворительная работа инженерных отделов, проектировавших отдельные компоненты конечного изделия. Так, осенью 1942 года американские инженеры оценивали конструкцию одного из советских Т-34. Выводы были категоричные: «Проверили воздухоочиститель. Только саботажник мог сконструировать подобное устройство. Фильтр с механической точки зрения изготовлен крайне примитивно: в местах точечной электросварки металл прожжён, что ведет к вытеканию масла».

В то же время, нельзя не отметить, что некоторые образцы и компоненты вооружения были достаточно прогрессивными на то время. Но в целом стремление советских гениев инженерной мысли к инновациям на фоне общей технологической отсталости СССР приводило к тому, что советская промышленность производила некий аналог «титановой лопаты с ручкой из соломы»: некоторые компоненты вроде как задуманы очень хорошо, однако нормально копать такой лопатой невозможно.

Примечательно, что к концу войны качество советского вооружения заметно повысилось. Тому способствовали несколько факторов. Во-первых, советские конструкторы смогли более тщательно выявить недостатки своих изделий на основе имевшегося боевого опыта. Во-вторых, свою лепту в совершенствование внесли иностранные специалисты.

В-третьих, поставки огромного числа высокотехнологических американских и британских станков и различных материалов по ленд-лизу позволили заметно поднять качество производства на советских заводах. Об этом наглядно свидетельствует история совершенствования танка Т-34, самого массового и легендарного танка II-й Мировой войны.

Две версии одной «легенды»

Необходимо заметить, что под легендарной «тридцатьчетверкой», дошедшей до Берлина, подразумевается танк Т-34-85, и именно эта версия установлена в виде мемориала на многих постаментах в городах и селах.

Читайте также:  Пп 2000: российский пистолет-пулемёт нового поколения, технические характеристики (ттх), ёмкость магазина

Однако Т-34-85 начали серийно производить лишь в 1944 году, а в войну с Германией Советский Союз вступил с танком Т-34-76, который и принял на себе основную тяжесть жестоких боев, в том числе и на Курской дуге.

От Т-34-85 этот танк отличался меньшей башней, менее мощным вооружением, а также множеством инженерных и производственных дефектов.

Если говорить о технической стороне Т-34-76, то среди важнейших достоинств – высокая удельная мощность двигателя, рациональные углы наклона брони, мощное (на то время) вооружение, большой запас хода, малое удельное давление на грунт. Сюда же можно добавить простоту конструкции, облегчавшую массовое производство Т-34, их обслуживание и ремонт в полевых условиях.

Вместе с тем, специалисты называют сразу целый перечень недостатков, которые, как правило, отсутствовали в немецких и американских танках. Например, отсутствие продувки ствола после выстрела и недостаточная вентиляция боевого отделения приводила после нескольких выстрелов к заполнению башни пороховыми газами, от которых заряжающий мог потерять сознание.

В первой версии «тридцатьчетверки» не было вращающегося основания, поэтому заряжающий, при повороте башни вынужден был семенить ногами по боеукладке.

Отсутствие радиосвязи между советскими танками приводило к уменьшению эффективности применения самого танка.

Если к началу войны большинство немецких танков было радиофицировано, то советские машины либо имели только приёмники (передатчик был лишь на командирском танке), либо не имели радиосвязи вовсе.

Отвратительно была выполнена и трансмиссия. Коробка перемены передач поначалу не имела синхронизации с ведущим валом, поэтому для переключения передачи приходилось использовать кувалду (которая находилась под рукой механика-водителя), либо регулировать скорость изменением оборотов двигателя.

История танка Т-34: кто создал, вся правда, разработка боевой машины, применение во время Второй МировойТанк Т-34-85, в отличие от ранней версии, обладает более мощным орудием, кроме того, значительно расширена башня

В Т-34 был установлен прогрессивный высокоэкономичный дизель авиационного типа В-2. Применение дизельного двигателя должно было обеспечить меньшую пожароопасность в сравнении с бензиновым. Но как показали боевые действия, пары солярки под воздействием высоких температур, возникающих при попадании снаряда, взрываются и горят не хуже бензина.

Кроме того, снова сыграл свою негативную роль инженерная «близорукость». Дело в том, что на Т-34 топливные баки были расположены прямо в боевом отделении, что приводило к неизбежности пожара при попадании туда снаряда.

В то же время на германском T-III топливные баки разместили в моторном отсеке, который был отделен от боевого отделения противопожарной перегородкой.

Бой вслепую

Но один из самых главных недостатков Т-34-76 — слабая обзорность из башни танка. Экипаж просто не видел, что творится вокруг. А ведь кто раньше увидел врага — тот быстрее поразил цель.

Кроме того, из-за тесноты башни, унаследованной от танка БТ, командиру приходилось исполнять обязанности наводчика, поскольку в башне помещались только двое: заряжающий и командир.

Из-за этого наблюдение за полем боя на время прицеливания прерывалось, а в это время всякое могло произойти.

В воспоминаниях немецких танкистов такая проблема Т-34 упоминается достаточно часто, поскольку на поле боя она приводила к катастрофическим последствиям для советских танков. Об этом можно судить из воспоминаний Р. Риббентропа (сына министра иностранных дел Германии Иоахима Риббентропа), воевавшего на T-IV под Прохоровкой.

Немецкий танк, находившийся в самой гуще советских танков, вел по ним огонь, подбив при этом 14 целей, но так и не был обнаружен советскими танкистами. «Потери моей роты оказались на удивление невысокими. Полностью были потеряны лишь те две машины, гибель которых я видел в самом начале боя. В двух остальных ротах полностью потерянных машин не было.

В нашей полосе обороны было больше сотни подбитых русских танков».

Удивительно, но о том, что «легендарный» Т-34 содержит множество врожденных детских болезней, военные знали еще до войны.

В мае 1941 года генералитет настаивал на снятии машины с производства и создании нового танка с лобовым бронированием корпуса и башни толщиной 60 мм; торсионной подвеской; увеличенным диаметром погона башни и командирской башенкой с круговым обзором. Но дело тормозилось проблемами с отработкой дизеля. При том что и дизель В-2 в Т-34 был крайне надежен.

Небольшой ресурс хода приводил к тому, что до войны танки Т-34 ставили в консервацию, стараясь сохранить ресурс, а экипажи обучали на БТ-7 или даже устаревшем Т-26.

В результате к началу войны было подготовлено не более 150 экипажей для танков Т-34. После начала войны обучиться в короткий срок на новую машину не предоставлялось возможным.

Поэтому высокие потери Т-34 обусловлены, в том числе, и неумелыми действиями экипажа.

История танка Т-34: кто создал, вся правда, разработка боевой машины, применение во время Второй МировойТ-34 внутри. Слева — рабочее место мехиника водителя, справа — стрелка- радиста

Через два года после начала войны мнение советских танкистов о Т-34 не изменилось, об этом можно судить по письму командующего 5-й гвардейской танковой армией П. Ротмистрова к Г.

Жукову в августе 1943 года: “…Приходится с горечью констатировать, что наша танковая техника, если не считать введение на вооружение самоходных установок СУ-122 и СУ-152, за годы войны не дала ничего нового, а имевшие место недочёты на танках первого выпуска, как то: несовершенство трансмиссионной группы (главный фрикцион, коробка перемены передач и бортовые фрикционы), крайне медленный и неравномерный поворот башни, исключительно плохая видимость и теснота размещения экипажа, являются не полностью устранёнными и на сегодня…”.

Заокеанские рекомендации

Из-за неудовлетворительных технически характеристик Т-34 советское руководство обратилось за помощью в модернизации танка к США. В декабре 1941 года танк Т-34 был передан американцам для всесторонних испытаний и разработки рекомендаций по усовершенствованию.

После тщательных испытаний Т-34 на Абердинском полигоне американские специалисты сделали очень неприятные выводы. «Средний танк T-34, после пробега в 343 км, полностью вышел из строя, его дальнейший ремонт невозможен.

Водозащита корпуса Т-34 недостаточная, в сильные дожди в танк через щели натекает много воды, что ведет к выходу из строя электрооборудования. Сварка бронеплит корпуса Т-34 грубая и небрежная. Мехобработка деталей, за редким исключением, очень плохая.

Все механизмы танка требуют слишком много настроек и регулировок».

Еще более удивила американских экспертов трансмиссия. Как оказалось, она была в точности скопирована с устаревшей американской конструкции, разработанной еще в 1920-е годы. Общий вывод звучал безапеляционно: «Мы считаем, что со стороны русского конструктора, поставившего такую трансмиссию в танк, была проявлена нечеловеческая жестокость по отношению к водителям».

А ведь в США был отправлен не рядовой танк, а один из пяти специально собранных «эталонных» Т-34. В результате американцы предложили СССР множество собственных технологий для модернизации Т-34.

С весны 1943 года на Т-34 начали устанавливать модернизированную КПП, что существенно облегчило работу механика-водителя. В том же году на все танки стали устанавливать вполне современные радиостанции 9Р и переговорные устройства ТПУ-3бис.

История танка Т-34: кто создал, вся правда, разработка боевой машины, применение во время Второй МировойТанк М4 «Шерман». Около 7 тыс. таких танков СССР получил по ленд-лизу

Помощь по ленд-лизу

Одна из проблем советского вооружения была в том, что даже в случае появления прогрессивных инженерных разработок технологическая отсталость производства в СССР просто не позволяла реализовать их на практике.

Например,  завод № 183 в Нижнем Тагиле, крупнейший производитель танков во время войны, не смог перейти на выпуск Т-34-85, поскольку не было оборудования для обработки зубчатого венца башни диаметром 1600 мм.

  Чтобы освоить производство, СССР попросил доставить по ленд-лизу новые карусельные станки из Великобритании и США.

И такие случаи были распространены повсеместно. Один американский инженер, посетивший в конце 1945 года Сталинградский тракторный завод, обнаружил, что около половины станков на данном предприятии были поставлена по ленд-лизу.

Кстати, помимо станков, по ленд-лизу поставляли и готовое вооружение. Из США в СССР доставили 7057 танков и САУ, из Британии и Канады — 5480. О боевых возможностях американских танков М4 «Шерман» свидетельствует  тот факт, что ленд-лизовские машины поступали на вооружение только гвардейских дивизий.

История танка Т-34: кто создал, вся правда, разработка боевой машины, применение во время Второй МировойСоветский ас Александр Покрышкин рядом со своим истребителем Р-39N «Airacobra»

Также по ленд-лизу поступило свыше 15 тыс. американских самолетов, а также около 3,5 тыс. британских.

К концу Великой Отечественной войны американские машины Р-39N и Р-39Q являлись основными истребителями, которые СССР получал по ленд-лизу.

Именно на истребителе Р-39N «Airacobra» легендарный советский ас Александр Покрышкин уничтожил свыше полусотни вражеских самолетов.

Количество победило качество

Сказать, что «легендарная тридцатьчетверка» была лучшим танком Второй Мировой — означало бы сильно приукрасить ситуацию. По сути Т-34 представлял собой «сборную солянку» из узлов и агрегатов, скопированных с зарубежных прототипов конца 20-х – начала 30-х годов ХХ века.

Например, ходовая часть — от американского танка «Кристи», двигатель — копия BMW-VI, который немцы ставили на бипланы ещё в середине 20-х», многие другие агрегаты заимствованы у британцев и итальянцев.

К устаревшим, с технологической точки зрения, компонентам надо также добавить ужасающе низкое качество производства.

История танка Т-34: кто создал, вся правда, разработка боевой машины, применение во время Второй МировойСборка Т-34-85 на Челябинском танковом заводе

И все же Т-34 стал самым массовым танком WWII. Военная промышленность СССР выпустила столько танков, что у Германии не хватило на них снарядов.

Его простая и бюджетная конструкция позволила производить эти машины высокими темпами и в огромных количествах. Всего за годы войны было выпущено свыше 35 тыс.

Т-34, в то время как всех модификаций немецкого Т-IVв Германии собрали менее 9 тыс.

История создания и совершенствования «тридцатьчетверки» повторяет, за редкими исключениями, историю всего советского оружия.

Ущербная социалистическая экономика, технологическая отсталость и слабая мотивация инженерного и рабочего персонала на заводах и в КБ приводили к тому, что выпускаемое вооружение было нетехнологическим, низкого качества, а сама конструкция заимствовались у каких-либо устаревших зарубежных прототипов. И только огромное число выпускаемого вооружения, помощь по ленд-лизу, а также беспримерный героизм рядовых бойцов помогли в победе над врагом.

Источник: https://svobodu-narodam.livejournal.com/3637833.html

Мифы и правда о танке Т-34 глазами спеца — МК

Что в реальности испытывали танкисты Второй мировой

Разобраться с «подводными камнями», которые поджидали экипажи, сражавшиеся на Т-34, помог человек, который много лет занимается восстановлением старой военной техники для частной коллекции. Мой собеседник попросил называть его просто Михаилом.

Конечно, те боевые машины, реставрацией которых приходится теперь заниматься, настоящего оружия уже лишены, взамен его ставят выхолощенные макеты. Впрочем специфика управления старым танком и его системами от этого практически не меняется. А о специфике такой Михаилу довелось много расспрашивать в прежние годы тех, кто повоевал на «тридцатьчетверках» во время Второй мировой.

В своих воспоминаниях ветераны-танкисты практически единодушно хвалили наши Т-34. Однако при этом сообщили Михаилу некоторые свои наблюдения и профессиональные секреты, которые остались за кадром у создателей многочисленных фильмов про войну.

Начнем, пожалуй, с движения. Маневренный он был? Да. Быстрый? Для своего класса, да. Но при этом…

Вот несколько характерных моментов, позволяющих дополнить картину танкового марша или маневра, выполняемого на «тридцатьчетверке».

ОказываетсяЮ Т-34 был очень шумным. Причем к децибелам, создаваемым 400-сильным танковым дизелем, добавлялись еще грохот и специфическое лязгание гусениц.

Специалисты дружно расхваливают конструкцию ходовой части Т-34, которая предусматривала в том числе достаточно простую замену поврежденных опорных катков (в отличие от тех же немецких «Тигров», например). Однако сами эти катки были на первых порах далеки от совершенства.

Из-за сложной обстановки, сложившейся в советском танкостроении в начальный период войны, когда многие заводы эвакуировались на новые места, ранние модификации Т-34 с 45- и 75-миллиметровыми пушками чаще всего снабжали необрезиненными катками-ленивцами для гусениц.

Прокатываясь по голому железу таких катков (в обиходе танкисты их прозвали «паровозными») гусеничные траки издавали громкий металлический звук, по которому солдаты на фронте еще издали узнавали: «тридцатьчетверки» идут.

Лишь с 1943-го удалось обеспечивать обрезиненными катками все выходящие из заводских цехов советские Т-34, сделав их значительно тише на ходу.

Впрочем, такое усовершенствование не повлияло на другую ходовую закавыку нашего чудо-танка. Возникала реальная опасность, что у него при резких поворотах на приличной скорости лопнут, не выдержав нагрузки, пальцы – металлические стержни, соединяющие траки гусениц.

В результате такой аварии происходил разрыв гусеницы, и начинались силовые упражнения экипажа по ее соединению: усилиями нескольких человек нужно было натянуть провисшую часть вереницы массивных траков, соединить место разрыва, вбив кувалдой взамен лопнувшего пальца запасной…

Для механиков-водителей существовала еще одна засада. Стоявшая на ранних модификациях «тридцатьчетверки» четырехступенчатая коробка переключения передач была очень тугой. Нажимая на рычаг, требовалось прилагать неимоверные усилия, чтобы врубить нужную передачу.

Зачастую одному механику-водителю попросту не удавалось это выполнить, и ему на помощь приходил располагавшийся рядом с водительским местом стрелок-радист. В две человеческие силы они справлялись с неуступчивой коробкой скоростей, и такое выступление дуэтом при маневрировании повторялась многократно.

Читайте также:  Самолёт су-24: российский фронтовой бомбардировщик, технические характеристики (ттх) штурмовика-истребителя

Конструкция упрямой КПП была изменена лишь на более поздней модификации танка – Т-34-85 (именно эти машины показаны в большинстве наших фильмов, установлены на постаментах в качестве памятников).

И вновь о шуме. Чтобы грохот, царивший во время движения внутри танка, не мешал экипажу общаться друг с другом и слышать команды, каждая «тридцатьчетверка» была укомплектована специальным переговорным устройством.

Однако оно работало не всегда надежно, не обеспечивало хорошую слышимость, а ведь от быстроты и правильности выполнения команды в бою – особенно механиком-водителем, – зависла жизнь! Поэтому сообразительные командиры экипажей приспособились руководить действиями своих мехводов ногой, – благо, дотянуться было легко.

По правому плечу сапогом легонько стукнул – значит, надо вправо поворачивать, по левому плечу – влево. Если командирский сапог в спину уперся – нужно ход прибавить, а если он сверху на шлем надавил – стоп. Вот так и «дирижировали»!

При этом механику-водителю приходилось вести тяжелую машину в условиях крайне ограниченного обзора. По замыслу конструкторов, во время боя люк на переднем скосе корпуса перед водительским местом нужно захлопывать и смотреть вперед через специально предусмотренный триплекс.

Однако качество этого оптического устройства было весьма далеким от идеала, так что водитель видел сквозь триплекс нечеткую, искривленную картинку. Ориентироваться по ней было трудно, даже опасно, поэтому в реальных боевых условиях мехвод, нарушая официальные инструкции, оставлял передний люк приоткрытым приблизительно на ширину ладони.

Конечно, был риск поймать в эту щель осколки разорвавшегося снаружи снаряда или шальную пулю, однако вести бронированную машину вслепую еще опаснее.

А теперь – еще о люках. На ранних модификациях Т-34 его башня была снабжена наверху одним большим люком. Открыть его было непросто. Зачастую приходилось это делать вдвоем.

Конечно, членам экипажа подобная специфика конструкции не могла понравиться, зато на заводе, на ремонтной базе при сборке-разборке башни через столь большой проем было гораздо проще монтировать или, наоборот, вынимать механизмы казенной части танкового орудия с зубчатым сектором для вертикальной наводки.

Все-таки в конце концов пришлось от такого технологического удобства отказаться ради безопасности самих членов экипажа, и предусмотреть в конструкции модели Т-34-85 два отдельных верхних люка.

История танка Т-34: кто создал, вся правда, разработка боевой машины, применение во время Второй Мировой

Многие из ветеранов-танкистов вспоминали, что во время сильного дождя внутри их «тридцатьчетверок» начинался настоящий потоп.

Причина в том, что резиновые уплотнения на верхних башенных люках и на люке механика-водителя либо отсутствовали вообще, либо были столь скверно сделаны, что не препятствовали просачиванию воды.

На ходу с этими водными процедурами приходилось мириться, но во время долгих стоянок экипаж накрывал танк большим брезентом, спасая его от попадания дождевых струй.

Помимо такого брезента опытные танкисты запасались для походного комплекта (конечно штатные запчасти и инструменты не в счет) еще обыкновенным бревном, которое в походном положении крепили вдоль корпуса «тридцатьчетверки». Это «спецсредство» было незаменимым помощником в случае, если Т-34 застревал в грязи или в яме: тогда бревно подкладывали поперек под гусеницы, и танк, цепляясь за него, сам себя вытаскивал из западни.

Особый колорит работе экипажа Т-34 добавляла стрельба из танкового орудия. После каждого сделанного выстрела из открытого затвора орудия поступали пороховые газы. Другим источником этой удушливой смеси была отработанная снарядная гильза, выброшенная при перезарядке пушки внутрь танка (специальных устройств для удаления таких гильз из башни в конструкции Т-34 не имелось).

Чтобы отводить пороховые газы, конструкторы предусмотрели специальные вентиляторы. Однако в реальных условиях эффективность таких вспомогательных устройств на ранних модификациях «тридцатьчетверок» была невелика, кроме того, из-за хронического дефицита комплектующих это второстепенное оборудование ставили далеко не на каждый танк, выходящий из ворот завода.

В итоге, чтобы не угореть в импровизированной газовой камере, экипаж предусмотрительно держал приоткрытой крышку верхнего башенного люка (хотя это было чревато попаданием внутрь осколков), а некоторые и вовсе оставляли его открытым и приноровились сразу же выбрасывать через такой проем наружу снарядные гильзы (после выстрела они были горячими, поэтому приходилось надевать рукавицы). Самым газоуязвимым из находившихся в танке людей был заряжающий. По воспоминаниям старых танкистов, случалось, что этот член экипажа, надышавшись пороховым выхлопом, даже терял сознание.

Еще одна, даже еще более серьезная опасность подстерегала танкистов при попаданий снаряда или болванки в их машину. Конечно, корпус, а особенно башня были защищены броней, пробить которую мог далеко не каждый немецкий боеприпас. Однако порой было достаточно просто сильного снарядного удара, чтобы произошло непоправимое.

Снаружи на броне оставалась при этом лишь вмятина или даже царапина, а вот члены экипажа выходили из строя. Их ранили или убивали мелкие металлические осколки, отлетевшие при ударе от недостаточно аккуратно сваренных на заводе стыков броневых частей.

Эти куски окалины превращались в самую настоящую шрапнель, которая летела во все стороны внутри корпуса.

В середине войны, с появлением модификации Т-34, снабженного уже 85-миллиметровой пушкой, возникла новая проблема при езде на таких бронированных машинах. Новое орудие более крупного калибра имело гораздо большую длину, чем 76-миллиметровое, стоявшее на «тридцать четверках» прежней конструкции.

Конечно, с точки зрения пробивной способности оно было куда лучше, однако при этом преподнесло танкистам непривычный для них сюрприз.

Танк со столь длинным «хоботом» впереди при преодолении рва, ямы, глубокой канавы с крутыми стенками мог черкануть открытым дулом по склону и забить переднюю его часть землей или песком.

Если экипаж этого не заметит и начнет стрелять, при первом же выстреле орудие попросту разорвет: его передняя часть превратится в «цветок» из прихотливо закрученных наружу «лепестков». Именно такая беда случилась с героями художественного фильма «Белый «Тигр», помешав им уничтожить загадочный фашистский танк.

В общем, специфики, трудностей у тех, кто в годы Великой Отечественной воевал на «тридцатьчетверках», было хоть отбавляй. Но тем большим должно быть уважение к этим людям, которые сумели даже в таких непростых условиях успешно сражаться с врагом и побеждать его.

Источник: https://www.mk.ru/politics/2019/05/09/mify-i-pravda-o-tanke-t34-glazami-speca.html

За что советские танкисты прозвали танк T-34 «крематорием»

Знаменитый танк Т-34 возник в СССР не на пустом месте.

В 1929 году советское командование заинтересовалось разработками американского конструктора Джона Уолтера Кристи, который был одержим идеей создания «бронекавалерии» для быстрых рейдов в тылу противника и даже сконструировал для этого особую подвеску, в которой гусеницы могли быстро заменяться колесами. В следующем, 1930 году, два танка «Кристи» M1940 были закуплены СССР вместе с лицензией на производство и технической документацией.

Несмотря на то, что отправленные в Россию танки оказались без башен, наши конструкторы приступили к их изучению и к конструированию советской боевой машины.

Как пишет группа авторов во главе с историком Е. Е. Александровым в статье «Танкостроение Украины в 1927–1945 гг.: организационный и производственный аспекты», на основе M1940 с 1931 по 1937 год появились быстроходные танки БТ, БТ-2, БТ-5 с 45-мм пушкой и БТ-7.

В 1939 году был создан танк БТ-7М с авиационным дизельным двигателем В-2. На БТ уже применяли бронелисты, расположенные под наклоном, что делало машину менее уязвимой.

В 1938 году танкисты отказались от колесного хода, остановив выбор на гусеницах, усилили броню и вооружение танка. В результате этих усилий на Харьковском паровозостроительном заводе на свет появились танки А-32, А-34 и танк – Т-28: его отличала толстая броня и 76-мм пушка Л-10.

В серию под индексом Т-34 пошел танк А-34.

В 1940 году в Кубинку на полигон доставили два немецких танка Pz.III, и сравнение оказалось не в пользу Т-34. Наш танк был шумным: немецкую машину было слышно за 250 метров, а Т-34 – за полкилометра. Pz.III разгонялся до 70 км/час, а Т-34 едва мог достичь 48,2 км/час. Немецкий танк был комфортным: у командира была отдельная башня, прекрасный обзор, экипаж имел приборы связи.

В тесную башню Т-34 с трудом втискивались двое, командир был еще и наводчиком, а радиосвязь была только между ним и водителем.

Кроме этого, на Pz.III была более мягкая подвеска, прекрасное качество оптики и стоял надежный бензиновый двигатель.

После испытаний гарантийный срок Т-34 снизили до 1000 км, выпуск продолжили, но стали разрабатывать модификацию Т-34М. Было решено отказаться от «подвески Кристи», поставить демультипликатор, увеличить башню и обитаемый объем, поднять клиренс и установить дизельный двигатель в 600 л.с. В мае 1941 года три танка уже были собраны, но началась война, и воевать пришлось тем, что было – Т-34.

В 1942 году Т-34 был испытан американцами на полигоне Aberdeen (штат Мэриленд, США) после чего на свет якобы появился документ под названием «Оценка танков Т-34 и КВ», который был якобы подписан начальником II-го Главного управления ГРУ, генерал-майором Василием Ефремовичем Хлоповым.

В документе якобы отмечалось, что двигатель Т-34 вышел из строя после 343 км пробега, виной этому стал воздуховод, забившийся грязью. После попадания ее в ЦПГ, двигатель якобы заклинило, в результате чего танк с испытаний сняли.

Американцы отметили, что пружины подвески сделаны из некачественной стали, башня тесная, вопросы вызвала и водопроницаемость корпуса, и поворотный механизм башни – он был «слаб и искрил». Не выдерживала критики механическая обработка бортовых фрикционов, а от трансмиссии, установленной на Т-34, американца отказались 20 лет назад.

Отдельно у янки вызвало шок внутреннее пространство боевой машины: теснота, отсутствие элементарных удобств для экипажа. А вот что понравилось американцам, так это мощный дизельный двигатель и эргономичное размещение боеприпасов.

Между тем существование самого документа уже вызывает споры, так как текст реального результата «Оценки…» Т-34 мало кто видел, хотя он существует и насчитывает 600 страниц с фотографиями. Исследователь Дмитрий Трушкин указывает, что текст, порочащей Т-34 «Оценки…

» основан на пересказе слов работников полигона офицером ГРУ, генерал-лейтенантом Ильичевым. Настоящее название документа – Second Partial and First Consolidated Report on Russian Medium Tank T34 and 10th Report on Ordnance Program #5887, 02.12.1943, Army Ordnance Research Centre.

Он представляет собой отчет о ходовых испытаниях танка и результаты исследований металла, сделанные разными лабораториями, но в общем доступе не размещен до сих пор.

Вскоре в СССР появился новый танк Т-34-85, а в 1944 году на основе Т34М был создан Т-44.

Танки действительно имели недостатки. Бывалые танкисты называли Т-34 крематорием , его топливный бак располагался рядом с экипажем, между боковыми стенками, тонкая броня которых пробивались снарядом. От попадания снарядов люки часто заклинивало и выбраться наружу было невозможно, поэтому танкисты старались не закрывать их, если это позволяли условия боя.

Прошедший всю войну танкист Ион Лазаревич Деген вспоминал, что танк Т-34-85 представлял собой такую же «консервную банку». Командиры проклинали сиденье на пружинах, а экипаж задыхался от пороховых газов.

Обзор был минимален – через перископ или прицелы было плохо видно, а высовываться из башни или открывать лючок мехвода было опасно во время уличных боев. При попадании снаряда в башню экипаж внутри осыпало окалиной и осколками брони с внутренней стороны.

Кроме того, из-за тесноты, при попадании снаряда в броню, экипаж получал травмы от резкого удара о внутренние узлы и агрегаты. Поэтому нередки были случаи, когда, даже не пробив броню, снаряд выводил из строя экипаж.

Однако у Т-34 были и достоинства, например маневренность, дизельный двигатель, соотношение цена – качество. Если американский «Шерман» стоил от 235 850 до 344 500 рублей, то производство Т-34 обходилось от 136 380 до 179 400 рублей.

Для сравнения – в СССР по Лендлизу было поставлено 3 664 «Шермана», в то время как за годы войны согласно «Справочным данным Наркомата танковой промышленности СССР за 1941—1945 годы по выпуску бронетанковой техники» было произведено 35 467 танка Т-34.

Как уточняет в своих публикациях историк Алексей Алексеевич Киличенков (статья «Поединок менталитетов: Т-34 против «Пантеры»), превосходство Т-34 в защите, подвижности и огневой мощи достигалось за счет комфорта экипажа, причем большую часть преимуществ экипаж не мог реализовать из-за плохого обзора. Однако уже через 4 месяца войны гитлеровские генералы были вынуждены сделать вывод об эффективности советского танка и начать создавать свои «Тигры» и «Пантеры».

Недаром фельдмаршал Пауль фон Клейст назвал Т-34 «лучшим танком мира», а бывший офицер вермахта, историк Вернер Хаупт, признавал, что Т-34 – превосходен в маневренности и боевой мощи, а главное – против него бессильны все противотанковые средства.

Источник: https://russian7.ru/post/za-chto-sovetskie-tankisty-prozvali-ta/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector