Кошкин михаил ильич: конструктор танка т-34, биография, изобретатель

Будущий конструктор даже представить не мог, что ему уготовано судьбой

Если о Танке Победы, легендарном Т-34 знают практически во всем мире, то имя его конструктора известно, к сожалению, далеко не многим. Но именно сегодня отмечается 120-летие со дня рождения конструктора «тридцатьчетвёрки» Михаила Кошкина. «Небольшого роста, но с огромной внутренней силой, этот выдающийся человек горел в работе и вёл за собой к цели других», – вспоминали о Кошкине современники. Таким же был и его танк: небольшим, но яростным, несгибаемым бойцом, признанным лучшим оружием Великой Победы в своём классе.

Михаил Ильич Кошкин родился 3 декабря 1898 года в крестьянской семье в селе Брынчаги Угличского уезда Ярославской губернии. У этого человека была настолько удивительная судьба, что даже историографы трактуют его биографию с определёнными расхождениями.

Кошкин Михаил Ильич: конструктор танка Т-34, биография, изобретатель

В 14 лет (по другой версии – в 10 лет) Михаил уехал на заработки в Москву, став подмастерьем в карамельном цехе кондитерской фабрики, ныне известной как «Красный Октябрь». С началом Первой мировой войны, которая продолжилась гражданской, бывший рядовой 58-го пехотного полка примкнул к красным, воевал под Царицыным, под Архангельском, сражался с армией Врангеля.

Смелого и решительного бойца заметили, назначили политработником, а после нескольких ранений Кошкина отправили в Москву, в Коммунистический университет имени Свердлова. В 1924 году выпускнику поручили руководство кондитерской фабрикой в Вятке. Там он проработал до 1929 года на различных постах, женился.

Будущий конструктор танка Победы даже представить не мог, что ему уготовано судьбой…

Надо заметить, что до 1929 года в Советском Союзе танкостроения практически не было. И руководство страны Советов решило менять ситуацию кардинальным образом: Центральный комитет партии для развития промышленности направил тысячу коммунистов в индустриальные вузы. И Михаил, которому было уже за 30 лет, сел за парту технологического института.

Уже на первом курсе инициативный студент добился перевода в Ленинградский индустриальный (позже – политехнический) институт на машиностроительный факультет.

В 1934 году Кошкина приняли на Кировский завод в Ленинграде, где всего за несколько лет он прошел путь от молодого специалиста до заместителя главного конструктора.

За участие в создании средних танков (Т-29 и опытной модели среднего танка Т-111) в 1936 году был награжден орденом Красной Звезды.

В декабре 1936 года в жизни Михаила Кошкина случился новый крутой поворот — его отправляют в Харьков в качестве начальника танкового КБ завода № 183.

Биографы Кошкина отмечают, что назначение на должность произошло при достаточно трагических обстоятельствах.

Прежний глава КБ Афанасий Фирсов и ряд других конструкторов попали под дело о вредительстве после того, как выпускаемые заводом танки БТ-7 стали массово выходить из строя. Фирсов успел передать дела Кошкину, который столкнулся со слабостью кадрового состава КБ.

Кроме того, приходилось заниматься не только перспективными разработками, но и текущим серийным производством. Тем не менее, под его руководством была проведена модернизация БТ-7.

Осенью 1937 года Автобронетанковое управление РККА выдало задание Харьковскому заводу на разработку нового колёсно-гусеничного танка. И вот здесь снова возникает конспирология: на заводе, помимо Кошкина, в этот момент работает Адольф Дик.

По одной из версий, именно он разработал проект танка под названием А-20, который отвечал требованиям технического задания.

Но проект был готов позже запланированных сроков, после чего Дик получил то же обвинение, что и Фирсов, и оказался в тюрьме (но Адольф Яковлевич пережил и Фирсова, и Кошкина, дожив до 1978 года).

Понятно, что Михаил Ильич опирался на работы Фирсова и Дика (как, собственно, и на весь мировой опыт танкостроения). Однако у него было своё видение танка будущего.

Кошкин и его помощники (Александр Морозов, Николай Кучеренко и конструктор двигателей Юрий Максарев) загорелись «гусеничным» вариантом, который упрощал конструкцию и позволял значительно усилить броню и вооружение.

28 апреля 1938 года Кошкин на совещании Народного комиссариата обороны добивается разрешения изготовить и испытать наряду с колёсно-гусеничным А-20 чисто гусеничный танк, получивший индекс А-32. Кошкина поддержал Иосиф Сталин, предложив не ограничивать инициативу завода.

Такая работа потребовала объединения усилий. В декабре 1938 года три танковых КБ по инициативе Кошкина были объединены в единый отдел под шифром «520».

Отметим, что уже после смерти конструктора, в 1941 году этот отдел эвакуировали в Нижний Тагил, где он и остался на уральском предприятии: сегодня «отдел 520» Уралвагонзавода преобразован в АО «УКБТМ».

Что касается «тридцатьчетвёрки», то это был первый гусеничный танк, способный преодолевать большие расстояния. И в декабре 1939 года уже под индексом Т-34 машину приняли на вооружение.

Кошкин Михаил Ильич: конструктор танка Т-34, биография, изобретатель

Все новые образцы испытывали во время советско-финской войны 1939–1940 годов. Здесь гусеничный вариант Кошкина явно вырвался вперёд.

С учётом замечаний танк доработали — нарастили броню до 45 мм, поставили 76-миллиметровую пушку. Но для того, чтобы выйти в серию, опытные образцы должны были пройти определённое количество километров.

Михаил Кошкин принимает решение: Т-34 наберут эти километры, отправившись из Харькова в Москву своим ходом.

  • Кстати, по мотивам этой истории был снят и в 1980 году вышел на экраны фильм «Главный конструктор» режиссера Владимира Семакова.
  • Не путать с фильмом «Танки» Кима Дружинина (рабочее название «Увидеть Сталина») – картину выпуска 2018 года военные историки восприняли, мягко говоря, как развлекательное «киночтиво», смахивающее на завуалированное издевательство над памятью и заслугами русского народа.

А Кошкин действительно лично взял на себя ответственность за этот пробег, ставший легендой отечественного танкостроения.

В ночь с 5 на 6 марта 1940 года из Харькова вышла колонна – два закамуфлированных танка в сопровождении тягачей «Ворошиловец», один из которых был загружен горючим, инструментами и запчастями, а на втором стоял пассажирский кузов наподобие «кунга» для отдыха участников.

Часть пути Кошкин сам вёл новые танки, садясь за их рычаги попеременно с заводскими механиками-водителями. Маршрут для секретности пролегал вне дорог по заснеженным лесам, полям и пересеченной местности Харьковской, Белгородской, Тульской и Московской областей.

На бездорожье, зимой агрегаты работали на пределе, пришлось устранять немало мелких поломок, производить необходимые регулировки. Но до Москвы будущие Т-34 все же дошли 12 марта 1940 года.

Кошкин Михаил Ильич: конструктор танка Т-34, биография, изобретатель Лучшей наградой для Кошкина стала Победа в Великой Отечественной войне…

В назначенный день 17 марта обе машины перегнали с танкоремонтного завода в Кремль. За время пробега Кошкин простудился. На показе он сильно кашлял, на что обратили внимание даже члены правительства. Однако сам показ стал триумфом новинки.

Два танка, ведомые испытателями Николаем Носиком и Василием Дюкановым, разъехались по Ивановской площади Кремля – один к Троицким, другой к Боровицким воротам.

Не доезжая ворот, они эффектно развернулись и понеслись навстречу друг другу, высекая искры из брусчатки, остановились, развернулись, сделали несколько кругов на высокой скорости, затормозили на прежнем месте.

Иосифу Сталину понравилась быстрая изящная машина. Его слова источники передают по-разному. Одни очевидцы утверждают, что Иосиф Виссарионович сказал: «Это будет ласточка в танковых войсках», по словам других, фраза звучала: «Это первая ласточка танковых войск».

После показа оба танка подвергли испытаниям на полигоне в Кубинке, контрольному обстрелу из орудий разного калибра, который показал высокий уровень защищенности новинки. В апреле предстоял обратный путь в Харьков. Кошкин предложил снова ехать не на железнодорожных платформах, а своим ходом по весенней распутице. По пути один танк провалился в болото.

Едва оправившийся от первой простуды конструктор сильно промок и замерз. На этот раз болезнь обернулась осложнениями. В Харькове Михаил Ильич надолго попал в больницу, его состояние ухудшалось, врачи удалили ему одно легкое. 26 сентября 1940 года Михаила Ильича Кошкина не стало.

Провожать 41-летнего конструктора в последний путь вышел весь завод.

Кошкин не увидел, как его танк был поставлен на массовое производство на Уралвагонзаводе и других предприятиях, не узнал, какую роль он сыграл в Великой Победе.

Но пройдёт меньше года, и немецкие фашисты в ужасе будут сообщать о невиданном русском танке, сеющем панику в их рядах. Согласно легенде, конструктора танка Т-34 Адольф Гитлер объявил своим личным врагом посмертно.

Могила конструктора не сохранилась – она была (скорее всего, намеренно) уничтожена гитлеровцами во время оккупации Харькова. Но Михаил Кошкин выиграл свой бой.

Кошкин Михаил Ильич: конструктор танка Т-34, биография, изобретатель

Кстати, награждены за создание танка Т-34 были сразу три его создателя. В 1942 году Александр Морозов, Николай Кучеренко и Михаил Кошкин (посмертно) – были удостоены Сталинской премии. Но лучшей наградой для Кошкина стала Победа. Победа, символом которой являлся его Т-34.

Сегодня скептики любят сравнивать технические характеристики Т-34 с другими танками Второй мировой войны, доказывая, что якобы детище Михаила Кошкина уступало многим из них. Но вот что сказал профессор Оксфордского университета Норман Дейвис, автор книги «Европа в войне. 1939–1945. Без простой победы»:

«Кто в 1939 году мог подумать, что лучший танк Второй мировой будет производиться в СССР? Т-34 был лучшим танком не потому, что он был самым мощным или тяжёлым, немецкие танки в этом смысле его опережали.

Но он был очень эффективным для той войны и позволял решать тактические задачи. Манёвренные советские Т-34 «охотились стаями», как волки, что не давало шансов неповоротливым немецким «Тиграм».

Американские и британские танки были не столь успешны в противостоянии немецкой технике».

  1. В связи с днем рождения Михаила Кошкина руководство Уралвагонзавода (входит в Ростех) организовало для журналистов демонстрационный показ боевой техники, чтобы напомнить о великом вкладе этого яркого человека в Победу советского народа в Великой Отечественной войне с фашизмом.
  2. Кошкин Михаил Ильич: конструктор танка Т-34, биография, изобретатель Уралвагонзавод сегодня – крупнейший в России производитель танков
  3. Генеральный директор Уралвагонзавода Александр Потапов, находящийся сейчас в Египте на первой в этой стране военной выставке EDEX 2018, в которой корпорация принимает участие в составе Рособоронэкспорта, так прокомментировал Накануне.RU 120-летие конструктора Т-34:   

«Михаила Ильича Кошкина безусловно можно считать одним из основоположников отечественной школы танкостроения, а его «Танк Победы» – прародителем современных танков.

Все модели, которые были выпущены в послевоенное время на наших заводах, так или иначе, вобрали в себя конструкторский  и боевой опыт легендарной «тридцатьчетвёрки».

Кроме того, напомню, что Т-34 был и одним из первых танков, которые широко поставлялись на экспорт, а одной из первых арабских стран, принявшей «тридцатьчетвёрку» на вооружение, был как раз Египет, где буквально в эти дни проходит выставка обороны и безопасности EDEX 2018″.

Читайте также:  Ил-38: противолодочный самолёт, модернизация, технические характеристики (ттх), конструкция, история создания

Отметим, что танкостроение на УВЗ, как и немалая часть оборонки на Урале, результат эвакуации оборонных заводов из западной части СССР во время войны. С 1941 по 1945 годы производство здесь сумели развернуть так, что «тридцатьчетвёрок» выпустили более 30 тысяч. В дальнейшем УВЗ под руководством других замечательных конструкторов пройдет самостоятельный путь развития: от Т-34 до «Арматы».

Кошкин Михаил Ильич: конструктор танка Т-34, биография, изобретатель Кошкин Михаил Ильич: конструктор танка Т-34, биография, изобретатель

В бронетанковом музее УВЗ: с этого уникального рабочего чертежа, выполненного в 1940 году, началось серийное производство Т-34

Кошкин Михаил Ильич: конструктор танка Т-34, биография, изобретатель Кошкин Михаил Ильич: конструктор танка Т-34, биография, изобретатель

На полигоне УВЗ специально для журналистов устроили демонстрационный пробег танков Т-34-85, Т-72 и Т-90. Своими впечатлениями от вождения «тридцатьчетвёрки», выпущенной в марте 1945 года, с Накануне.RU поделился водитель-испытатель специальных боевых машин Павел Семёнов:

«У Т-34 коробка механическая, а не гидромеханическая, как у современных танков, поэтому передачи включаются потяжелее.

Здесь движок 500 «лошадей», а у них [Т-72 и Т-90] – 1130 лошадиных сил, но свои 55-60 километров в час эта боевая машина идёт. Она – 35-тысячная по счёту сошла с конвейера завода.

Долгое время стояла как памятник на постаменте, но однажды решили её продемонстрировать на Параде 9 мая – завелась с первого раза!»

А вот что сказал Накануне.RU ведущий конструктор УВЗ, 28 лет проработавший заместителем главного конструктора Уральского конструкторского бюро транспортного машиностроения, Николай Молодняков:

«Михаил Ильич Кошкин – родоначальник направления в танкостроении, которого мы, инженеры и конструкторы, придерживаемся сегодня. Он создал принципиально новую машину, и она заслуженно стала танком-легендой Великой Отечественной войны».

P.S. Как сообщили Накануне.RU на УВЗ, в конце декабря этого года дочери Михаила Кошкина исполняется 90 лет.

Пожилая женщина нуждается в особом уходе, в том числе медицинском, поэтому внучка конструктора Вера Серик занимается сбором средств на помощь и лечение.

В канун дня рождения есть возможность поздравить Елизавету Михайловну Кошкину, оказав ей внимание посильным пожертвованием.

Реквизиты банковской карты «Сбербанка» Веры Леонидовны Серик: 2202 2003 7231 9598

Источник: https://www.nakanune.ru/articles/114650/

Михаил Кошкин: конструктор из кондитерской

Кошкин Михаил Ильич: конструктор танка Т-34, биография, изобретатель

3 декабря 1898 года родился талантливейший конструктор Михаил Ильич Кошкин ‒ создатель легендарного Т-34.

В юности он, наверное, и не думал, что танк станет для него главным делом всей жизни. Много лет Михаил проработал кондитером ‒ сначала подмастерьем в карамельном цехе фабрики, ныне известной как «Красный Октябрь», а затем руководителем кондитерской фабрики в Вятке. Об удивительной судьбе Михаила Кошкина и как в ней появились танки ‒ в нашем материале.

Ранние годы

Будущий конструктор родился в небольшом селе Ярославской губернии в крестьянской семье. Жили они скромно, земли было немного, и основным источником дохода семьи были промыслы. Они и стали причиной несчастья: в 1905 году отец трагически погибает на лесозаготовках.

Чтобы помочь матери, в 14-летнем возрасте Михаил отправляется на заработки в Москву.

Несмотря на то что за спиной – всего три класса церковно-приходской школы, в столице смышленому подростку удается устроиться подмастерьем в карамельном цехе кондитерской фабрики, сегодня известной как «Красный Октябрь».

Первая мировая война, а затем и Гражданская вносят свои коррективы в «кондитерскую» биографию будущего танкостроителя. Его призывают в армию, и рядовой 58-го пехотного полка Кошкин участвует в боях на Западном фронте. Позже убеждения приводят Михаила уже в ряды Красной армии.

Кошкин Михаил Ильич: конструктор танка Т-34, биография, изобретатель Михаил Кошкин – второй слева

В те годы на долю молодого Кошкина выпало много трудностей: несколько ранений, перенесенный тиф. Он продолжал удивлять окружающих своей смелостью, целеустремленностью и решительностью. Стране нужны были такие новые кадры: перспективного молодого человека руководство решает отправить в Москву в Коммунистический университет имени Свердлова.

После его окончания Михаил начал строить партийную карьеру. Первым серьезным заданием выпускника стало руководство кондитерской фабрикой в Вятке. Здесь же Кошкин встретил свою будущую жену.

Начало танкостроения

Кошкина ожидала успешная партийная карьера, но неожиданно для всех он выбирает другой путь. Михаил просит руководство партии помочь ему получить техническое образование. В 1929 году его направляют в Ленинград, где в 30-летнем возрасте Кошкин становится студентом политехнического института.

Именно в стенах Ленинградского политеха определилась сфера его научных интересов – танкостроение, направление в те годы очень актуальное для страны. Надо отметить, что до 1929 года в СССР, можно сказать, не было танковой промышленности. Правительство страны хорошо понимало, что для обеспечения безопасности нужно оперативно приступить к выпуску современных танков.

Танкостроению посвящена дипломная работа Кошкина – «Коробка переменных передач среднего танка». Параллельно с учебой в институте Михаил работает в конструкторском бюро Ленинградского Кировского завода, где на тот момент разрабатывались танки Т-29 и Т-46-1. Пришел он туда конструктором, а за два с половиной года вырос до заместителя начальника КБ.

Кошкин Михаил Ильич: конструктор танка Т-34, биография, изобретатель Танк БТ-7

В 1936 году молодого конструктора назначают на Харьковский паровозостроительный завод начальником танкового КБ. Начинает Кошкин с модернизации колесно-гусеничного танка БТ-7 – на тот момент одного из основных танков Красной армии. Всего за год танк был доработан, получил, в частности, новейший дизельный двигатель. БТ-7 стал первым в мире танком с дизелем.

Гусеницы против колес

Осенью 1937 года армия выдает задание Харьковскому заводу на разработку нового колесно-гусеничного танка. Так здесь рождается проект танка под названием А-20. Однако новый колесно-гусеничный танк конструктора Кошкина не устраивал.

Он не раз подчеркивал, что колесная техника отлично применима на шоссе, но не настоящем поле боя. Идеальная машина, по мнению Кошкина, должна выглядеть по-другому – скоростная, с высокой проходимостью, с крепкой броней и ударной мощью.

Михаил Ильич наряду с колесно-гусеничной моделью А-20 разрабатывает гусеничную модель А-32. Два проекта были представлены высшему руководству в Москве. Военные инициативу конструктора не оценили, но в дальнейшую судьбу гусеничного танка вмешался Сталин. В итоге Харьковскому заводу было поручено построить и испытать обе модели.

Кошкин Михаил Ильич: конструктор танка Т-34, биография, изобретатель Довоенные танки производства завода № 183. Слева направо: БТ-7, А-20, Т-34-76 с пушкой Л-11, Т-34-76 с пушкой Ф-34

Коллектив под руководством Кошкина работал в быстром темпе: всем было понятно, что большая война не за горами. Первые образцы танков поступили на испытания в самом начале Второй мировой – осенью 1939 года.

Тестирование показало, что оба танка, и А-20, и А-32, объективно лучше всех предыдущих отечественных моделей. Но для окончательного решения машины ожидали реальные боевые условия – Советско-финская война 1939-1940 годов.

И вот здесь гусеничный вариант Кошкина показал явное преимущество.

После этого танк немного доработали – броня увеличилась до 45 мм, была установлена 76-миллиметровая пушка. И боевая машина обрела свое новое «имя» – Т-34.

Первая ласточка наших бронетанковых сил

Итак, уже в начале 1940 года в стране были готовы два опытных образца гусеничного танка Т-34. Нужно было как можно скорее добиться начала серийного производства «тридцать четверки», а для этого опытные образцы должны пройти определенное количество километров.

Михаил Кошкин принимает решение – отправить Т-34 своим ходом по зимнему бездорожью из Харькова в Москву. Накануне выезда он сильно простудился, но и это его не остановило.

Многие военные были уверены, что танки Кошкина до столицы не доедут, и придется ему с позором везти их по железной дороге. Но 17 марта 1940 года оба танка Т-34 своим ходом прибыли в Москву. Сам Сталин не скрывает своего восхищения и называет Т-34 «первой ласточкой наших бронетанковых сил».

Кошкин Михаил Ильич: конструктор танка Т-34, биография, изобретатель Т-34-76 152-го гвардейского танкового батальона 21-й гвардейской танковой бригады перед боями на Курской дуге

Однако этот пробег из Харькова до столицы – только половина пути до серийного производства. Опытным моделям Т-34 не хватает еще 3000 километров пробега.

Несмотря на то, что сильный кашель Кошкина заметили даже в Кремле и настоятельно посоветовали подумать о здоровье, конструктор лично возглавляет колонну, идущую обратно в Харьков.

Все требования для начала серийного производства танка Т-34 были выполнены.

«Тридцать четверка» не обладала какими-то особенными техническими характеристиками: пушка калибра 76 мм, вес около 26 тонн, броня толщиной 45 мм. Двигатель мощностью 500 л.с.

позволял развивать скорость до 36 км/ч по пересеченной местности. Но главным достоинством танка было удачное сочетание надежного оборудования и простоты в изготовлении и ремонте.

«Ребята, поменьше сложностей, делайте так, чтобы машина была доступна любому механику», – любил повторять Михаил Ильич.

Лучшая награда

Конечно, Т-34 продолжал совершенствоваться. Так в 1944 году на вооружении Красной армии появилась модификация Т-34-85. Новый танк получил пушку калибра 85 мм, превосходил своего предшественника по бронезащите, в итоге – лучше противостоял немецким «Тиграм» и «Пантерам».

Кошкин Михаил Ильич: конструктор танка Т-34, биография, изобретатель Танки Т-34-85 6-й советской гвардейской танковой армии на побережье Ляодунского залива

Но Михаил Кошкин триумфа своего детища не застал. После того самого знаменитого пробега, по прибытии в Харьков, он оказался в больнице. Врачи диагностировали у него серьезную форму пневмонии. 26 сентября 1940 года Михаила Ильича Кошкина не стало. Ему был всего 41 год.

Посмертно, в 1942 году, ему была присуждена Сталинская премия. Полвека спустя, в 1990 году, он стал Героем Социалистического Труда.

Но, пожалуй, настоящей наградой для Кошкина стала та роль, которую Т-34 сыграл в Великой Отечественной войне.

Кто знает, как сложилась бы судьба нашей страны, если бы ровно 90 лет назад руководитель кондитерской фабрики Михаил Кошкин не решил выбрать совершенно другой жизненный путь.

Кошкин Михаил Ильич: конструктор танка Т-34, биография, изобретатель

На предстоящем праздновании 75-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне легендарные «тридцатьчетверки» гордо возглавят парадные колонны. Предприятия Уралвагонзавода уже завершили работы по восстановлению и подготовке 13 исторических танков к параду.

Источник: https://rostec.ru/news/mikhail-koshkin-konstruktor-iz-konditerskoy/

Танковый марафон Михаила Кошкина

Это теперь в тех краях две банды штурмовиков устроили бой за право собственности на элеватор, а тогда это была исключительно курортная зона, где рабочие и инженерно-технические работники харьковских предприятий поправляли свое здоровье. А здоровье создателя легендарного танка было подорвано безвозвратно…

Михаил Кошкин родился в 1898 году в деревне Брынчаги Ярославской губернии, мальчишкой после смерти отца пошел работать. Воевал в гражданскую у красных.

Работая в Совпартшколе Вятки, он встретил свою будущую жену Веру Катаеву. Вера Николаевна поехала с ним в Ленинград, где Михаил Ильич учился на инженера-конструктора в Индустриальном институте.

У них была комната в общежитии, маленькая дочь Лиза, потом родились Тамара и Татьяна.

В 1934 году в Ленинграде Кошкин познакомился с Сергеем Кировым и не мог не поддаться обаянию этого человека.

Вождь питерских большевиков тоже заприметил молодого партийца, который вместо пустой идеологической болтовни истово пропагандировал передовые технические идеи.

Обратил внимание на Кошкина и сам товарищ Сталин, ещё когда читал курс лекций по ленинизму для будущих партийных руководителей в Коммунистическом университете им. Свердлова. Память у вождя народов была отменная. 

Читайте также:  Ханомаг: бронетранспортер sdkfz 250 и 251, 1939 года, бтр изнутри

«Большевики едут с открытыми люками танков, улыбаются и машут»Кошкин Михаил Ильич: конструктор танка Т-34, биография, изобретатель© commons.wikimedia.org, German Federal Archives

В это время Харьковский паровозостроительный завод серийно выпускал колесно-гусеничные танки БТ, которые имели возможность снимать-надевать гусеницы, как «калоши», на колесный ход.

Понятно, что процесс был крайне неудобен, но необходим с точки зрения тактики грядущих боевых действий, как тогда было прописано, на гладких и комфортных европейских автострадах.

На испытаниях происходил сбой за сбоем, и Сталин на одном из совещаний негромко проронил: «Не многовато ли поломок в коробках скоростей?..». 

Главный конструктор харьковского завода Афанасий Фирсов был арестован по обвинению во вредительстве, директор завода И. П. Бондаренко вскоре расстрелян. После Фирсова КБ Харьковского завода принял Михаил Ильич Кошкин. И больше посадить он никого из работников завода и КБ не дал.

Михаил Ильич пропадал на заводе. Он улыбался, никогда не повышал голос, записывал в блокнот замечание каждого и повторял: «Думаем все! Думаем вместе!». Его опорой в технических вопросах стал Александр Морозов — самородок, даже не имевший высшего образования. Подключился к работе и талантливый конструктор Николай Кучеренко, который раньше был заместителем арестованного Фирсова.

Название своего танка он придумал давно. Кошкин не мог забыть 1934 год, встречу с Кировым и его гибель. С этого началась его бронетанковая биография. Значит — «Т-34».

4 мая 1938 года в Москве состоялось заседание Комитета Обороны, на которое были приглашены и танкисты, вернувшиеся из Испании.

Между ними возникает спор, но каждый косится на реакцию Сталина: что ему нравится — гусеницы или колеса? Гусеничный бесколёсный танк презрительно называют «калошами без ботинок».

Вождь предлагает работать над двумя танками одновременно, чем фактически легализует инициативу Кошкина.

К марту 1940 две опытных машины Т-34 были готовы. Их устанавливают на платформы, и специальным поездом они должны ехать в столицу. Но полевые испытания — количество пройденных километров — не соответствовали норме. И Кошкин решается на пробег по бездорожью.

Свое здоровье Кошкин подорвал во время пробега опытных образцов своего танка из Харькова в Москву и обратно. Его убеждали, что танки увязнут в снегу, что их рассекретят враги в пути, что возможны неожиданные поломки.

И — главное, что ему, конструктору Кошкину, уже измученному затяжной простудой, ехать в танке нельзя! Михаил Ильич решил двигаться просёлками и лесом — у Т-34 великолепная проходимость, в случае поломки — ремонт производится на месте.

В головном танке главный конструктор поехал сам.

Танковый кортеж вышел из ворот завода тёмным мартовским утром, прошел по пустым улицам Харькова, выехал из города.

Т-34 не был комфортабельным танком. Немцы обивали изнутри свои «Тигры» мягким покрытием, а англичане и американцы удивлялись, как можно воевать в машине, если в ней нельзя приготовить кофе с бутербродами. В русском танке во время хода сильно трясло и било об стенки, там было холодно, водители и сам Михаил Ильич были в ватных штанах, валенках, полушубках.

Наездив половину километров положенных по правилам испытаний, две «тридцатьчетверки» въехали в Кремль. По команде Кошкина они «разбегаются»: один — к Спасским, другой к Троицким воротам.

Не доезжая до ворот, танки круто развернулись и понеслись навстречу друг другу, эффектно высекая искры из кремлевской брусчатки.

Триумфально прозвучали слова Сталина: «Это будет ласточка наших бронетанковых сил!»

Политбюро дало «добро» на серийный выпуск, а вечером Кошкин вместе с высшим руководством партии и правительства приглашен в Большой театр. Он так кашлял, что соседи по партеру недовольно косились на него. Михаил Ильич ушел в первом антракте, а в гостиницу ему принесли письмо от наркома Ворошилова с настоятельной рекомендацией ехать в Харьков поездом и немедленно заняться своим здоровьем.

На следующее утро Кошкин на танке выезжает из Москвы. Дойдя обратно до Харькова, они как раз набрали полный километраж, необходимый для запуска в производство. 

Что там в башне: Начальник генштаба Украины Муженко трижды ошибся в День танкистаКошкин Михаил Ильич: конструктор танка Т-34, биография, изобретатель

При переправе через реку Северский Донец (недалеко от Белгорода) один из танков опрокидывается в воду. После купания в ледяной воде Кошкин приезжает в Харьков совершенно больным, однако еще несколько дней не выходит из КБ и цехов: нужно поставить производство. Вскоре заболевание обострилось, Михаилу Кошкину пришлось удалить одно лёгкое, он был направлен на реабилитационный курс лечения в Занки, где и скончался за девять месяцев до начала войны.

Главным конструктором и руководителем КБ-520 стал заместитель Кошкина А. А. Морозов. И Сталинская премия, и звание Героя Соцтруда достались Кошкину посмертно. Золотая звезда с серпом и молотом пришла в его семью только в 1990 году, через десять лет после премьеры фильма «Главный конструктор» (1980) с Борисом Невзоровым в роли Михаила Кошкина.

В Харькове есть памятник Кошкину, две мемориальных доски и улица в его честь. А могилы нет.

За гробом главного конструктора шел весь завод и руководство обкома во главе с первым секретарем Алексеем Епишевым.

Урну с прахом Михаила Ильича установили в колумбарии на Первом городском кладбище, бывшем Иоанно-Усекновенском. В 1941 году во время бомбардировки Харькова немецкой авиацией она была уничтожена.

А Т-34 был признан лучшим танком Второй Мировой войны, а затем экспортировался по всему миру. Ни победу в танковом сражении под Прохоровкой, ни взятие Берлина и Праги Михаил Ильич Кошкин не увидел. Новую конструкцию башни и пушку доделывало КБ под руководством Морозова уже без него.

Источник: https://ukraina.ru/history/20180925/1021236857.html

Конструктор танка Т-34 М.И. Кошкин и Вятка

Жизнь Михаила Ильича Кошкина (1898-1940), конструктора легендарного танка Т-34, была связана с нашим городом. Хотя в Вятке он жил всего 5 лет, это был важнейший этап в становлении его как личности, как организатора. Об этом рассказывают документы, хранящиеся в Центральном государственном архиве Кировской области, в отделе хранения документов КПСС.

В своей автобиографии Михаил Ильич Кошкин писал, что он родился в 1898 году в Ярославской губернии в бедной крестьянской семье. Окончил трехлетнюю сельскую школу. В возрасте 11 лет вынужден был зарабатывать себе на хлеб. Восемь лет Михаил Кошкин проработал на различных кондитерских фабриках Москвы и стал квалифицированным рабочим-кондитером.

В 1917 году служил в царской армии, в 1918 году добровольно вступил в Красную Армию, служил рядовым бойцом и политработником. В 1921 году Кошкина направляют на учебу на военно-политические курсы в г. Харьков, а по их окончании как наиболее одаренного, молодого и перспективного — на учебу на партийный факультет Коммунистического университета им. Я.М.

Свердлова в Москву [1].

После учебы в университете начинается вятский период в жизни М.И. Кошкина. По направлению Центрального Комитета РКП(б) в 1924 году он прибыл в распоряжение Вятского губернского комитета партии. В архиве хранится интересный документ — учетная карточка члена ВКП(б) М.И. Кошкина [2]. По ней можно проследить все этапы вятского периода его биографии.

С августа 1924 года Михаил Ильич трудился заведующим Вятской кондитерской фабрикой. Интересен тот факт, что работал Кошкин в здании бывшей кондитерской Якубовского. Это здание на улице Ленина напротив Центральной гостиницы сохранилось по сей день, теперь здесь кулинария системы «Глобус».

С Вяткой Михаила Кошкина связывают и родственные узы. Именно в период работы здесь он знакомится с вятской девушкой Верой Катаевой, которая становится его женой. Здесь же родилась его первая дочь Елизавета.

В 1977 году Вера Николаевна с младшей дочерью Тамарой приезжали на открытие памятной доски на здании г. Кирова по улице Дрелевского (ныне Спасской), д. 31, где жил М.И. Кошкин после приезда в Вятку. Фотографии этого события хранятся в архиве [3].

В 1925 году М.И. Кошкин был утвержден заведующим отделом пропаганды и агитации Второго райкома ВКП(б) г. Вятки. Город Вятка в то время был разделен на три партийных района: Первый, Второй и Береговой.

Во Второй район входили парторганизации железнодорожных станций Зуевки, Вятки I, Вятки II, железнодорожных мастерских и некоторых учрежденческих организаций. Это был самый пролетарский район Вятки.

М.И. Кошкин занимался организацией лекций, докладов, политических информаций. В архиве сохранились протоколы заседаний агитационно-пропагандистской коллегии Второго райкома партии, которой руководил М.И. Кошкин. На них рассматривались вопросы работы агитаторов на местах, деятельность клубов при предприятиях, проведение агитационных кампаний и др. [4].

В октябре 1926 года Михаил Ильич переведен на должность заведующего Вятской губернской советско-партийной школой. В архиве имеется архивный фонд Вятской губсовпартшколы. Сохранилась и фотография, на которой изображен М.И. Кошкин среди преподавателей [5].

Один из документов фонда – свидетельство об окончании губсовпартшколы  1925 года. По нему мы можем представить, какие дисциплины изучали курсанты: русский язык, математика, естествознание, экономическая география, общая история и история партии, политическая экономия и некоторые другие [6].

В фонде имеются также протоколы заседаний педагогического совета школы или, как тогда называли, учебной коллегии преподавателей, за 1927-1928 годы, на которых присутствовал М.И. Кошкин. На этих заседаниях обсуждались вопросы строительства новых кабинетов для занятий, усиления формы руководства и контроля над работой курсантов и др.

По документам можно проследить деятельность М.И. Кошкина как заведующего школой. На собраниях школьного совета Михаил Ильич выступал о насущных вопросах: переучете инвентаря, сокращении штатов, итогах академической оценки курсантов, финансовом положении школы [7].

В архиве хранятся приказы по Вятской губсовпартшколе, подписанные М.И. Кошкиным, в т.ч. приказ № 150 от 27 января 1928 года о передаче полномочий заведующего школой тов. Колодкину Александру Михайловичу [8]. Сохранилось командировочное удостоверение М.И. Кошкина для поездки в Москву и др. документы [9].

В списке личного состава служащих и преподавателей школы за 1927-1928 годы значится Михаил Ильич Кошкин (указан период его работы с 15 октября 1926 года по 28 января 1928 года) [10].

В 1928 году М.И. Кошкина переводят на работу в Вятский губернский комитет партии. Он работал сначала заместителем заведующего, а затем заведующим агитационно-пропагандистским отделом.

В списке личного состава Вятского губернского комитета ВКП(б) за 1928 год указан оклад М.И. Кошкина в сумме 183 рубля и адрес проживания: город Вятка, улица Урицкого, дом 4, квартира 11 [11].

В архиве хранится удостоверение заместителя заведующего агитационно-пропагандистским отделом Вятского губернского комитета ВКП(б) М.И. Кошкина о командировке в Нижегородский губернский комитет ВКП(б). Документ датирован 23 марта 1928 г. [12].

На должности заведующего отделом М.И.

Кошкин большое внимание уделял преодолению безграмотности среди населения деревень, расширению сети школ и библиотек, подготовке кадров учителей и политпросветработников, улучшению идеологической работы в деревне.

Он проводил заседания агитационно-пропагандистского отдела с приглашением специалистов. На совещаниях шло обсуждение деятельности рабочих клубов и партийных организаций по разъяснению решений партии.

В архиве имеется фотография, где он изображен с  сотрудниками отдела [13].

Отдельно заслушивался вопрос о радиофикации Вятской губернии. М.И. Кошкин на нем предложил распределять радиоустановки по социальному признаку, чтобы они больше попадали к рабочим [14].

В 1929 году встал вопрос о существовании педагогического института в городе Вятке в связи с предполагаемым присоединением Вятской губернии к Нижегородской. М.И. Кошкин выступил за оставление института в Вятке, который был нужен не только для Вятского округа, но и для всего региона.

Проблемы института обсуждали всесторонне: речь шла и о социальном составе студентов, и о классовом преподавании, и о работе НИИ краеведения и т. д. Решение было принято однозначно: пединститут оставить на Вятке [15]. Под руководством М.И.

Кошкина обсуждались и некоторые другие вопросы, например, проведение революционных праздников в городе Вятке, обследование общественной работы учителей и о кинофикации Вятской губернии.

Читайте также:  Рсзо торнадо: тактико-технические характеристики (ттх), история создания, устройство, описание, эксплуатация

В феврале 1929 года М.И. Кошкин был избран делегатом XIX губернской партийной конференции [16].

В конце 1920-х годов в стране начал осуществляться план построения социализма: индустриализация, коллективизация и культурная революция. Одной из задач этого плана была подготовка новой советской интеллигенции.

Для решения ее в стране создавались рабочие факультеты (рабфаки) при вузах, было организовано заочное обучение студентов, проводилась партийная мобилизация в высшие учебные заведения.

В Вятский губернский комитет ВКП(б) пришло циркулярное письмо ЦК ВКП(б) от 29 января 1929 года «О направлении 1000 коммунистов во ВТУЗы* в 1929 году» с разнарядкой об отправке трех членов ВКП(б) от Вятской губернии на учебы в институты [17].

По имеющимся архивным документам можно предположить, что М.И. Кошкин и стал одним из трех кандидатов, которые попали под разнарядку. 20 мая 1929 года бюро Вятского губкома ВКП(б) утвердило «партийно-деловой отзыв орграспредотдела губкома ВКП(б) на тов. Кошкина, зав. отделом АПО** губкома ВКП(б)» (протокол заседания бюро № 24 п. 7) [18].

Приведем этот отзыв полностью:

«Тов. Кошкин М.И. – рабочий. Член партии с октября 1919 года. Член бюро губкома ВКП(б). Окончил Свердловский университет. Был на хозяйственной работе. На руководящей партработе с 1925 года. С июля 1928 года – зав. АПО губкома партии.

Обладает марксистской подготовкой, имеет широкий кругозор в вопросах партработы. С работой справлялся вполне. В работе проявлял большую инициативу и принимал активное участие во всех формах партийной работы. Имеет организационные способности.

Партийно выдержан, идеологически устойчив.

Зам. зав. орграспредом губкома ВКП(б) Мелицев» [19].

М.И. Кошкин 23 августа 1929 года был командирован Вятской губернской парторганизацией на учебу в Ленинградский машиностроительный институт (позднее Ленинградский политехнический институт им. М.И. Калинина).

После окончания института в 1934 году он был направлен в опытно-конструкторский отдел завода «Красный путиловец» в Ленинград (позднее завод был переименован в «Кировский завод»). В 1936 году М.И.

Кошкин уехал в Харьков, где создал свой легендарный танк Т-34.

Таким образом, из архивных документов Центрального государственного архива Кировской области можно сделать вывод, что за пятилетний период работы М.И. Кошкина в Вятке, он стал руководителем губернского масштаба, приобрел большой опыт организаторской и руководящей работы, который пригодился ему при руководстве конструкторским бюро в Харькове.

Кировчане по праву гордятся тем, что в их городе жил человек, создавший танк Т-34, лучший танк Второй мировой войны.

1. ГАСПИ КО. Ф. П-6810. Оп. 1. Д. 55. Л. 2-3.

2 Там же. Ф. П-4112. Оп. 18. Д. 3799. Л. 1, 1 об.

3 Там же. Ф. П-245. Оп. 5. Д. 83. Л. 2.

4 Там же. Ф. П-4. Оп. 1. Д. 108. Л. 21, 25-27.

5 Там же. Ф. П-245. Оп. 5. Д. 75. Л. 1.

6 Там же. Ф. П-1. Оп. 7. Д. 102. Л. 12.

7 Там же. Ф. П-1262. Оп. 9. Д. 3. Л. 9.

8 Там же. Д. 5. Л. 42.

9 Там же. Д. 15. Л. 17.

10 Там же. Л. 1 об., 2.

11 Там же. П-1. Оп. 6. Д. 223. Л. 129, 130.

12 Там же. Л. 32.

13 Там же. Ф. П-245. Оп. 5. Д. 77. Л. 1.

14 Там же. Ф. П-1. Оп. 7. Д. 99. Л. 48.

15 Там же. Л. 18-39.

16 Там же. Д. 8. Л. 3 об. -4, 5 об.

17 Там же. Д. 1. Л. 50, 51.

18 Там же. Д. 19. Л. 112 об.

19 Там же. Д. 24. Л. 119.

 

*     ВТУЗ — высшее техническое учебное заведение

*     *      АПО — агитационно-пропагандистский отдел

Источник: https://rodnaya-vyatka.ru/blog/3904/121842

Забытый герой бессмертного танка

3 ноября исполнилось 70 лет со дня создания двух опытных образцов лучшего танка XX века T-34. Как известно, его конструктором является выдающийся советский инженер Михаил Ильич Кошкин. Но мало кто знает, что он совершил еще и подвиг самопожертвования при внедрении этого танка в производство. Тем не менее, долгое время его имя было вычеркнуто даже из советских энциклопедий.

В Российском государственном архиве социально-политической истории корреспондент «СП» ознакомился с документом, благодаря которому имя Кошкина было полностью реабилитировано. Это письмо Совета ветеранов города Пареславль-Залесского в адрес президента СССР, датированное ноябрем 1989 года. Вот его текст:

«29-го марта сего года президент США наградил посмертно спортсмена Джесси Оуэнса за спортивную победу в 1936 г., расцененную теперь как подвиг, совершенный в опровержение расовой теории фашистов.

Верим и надеемся, что решение президента США послужит прецедентом для реабилитации подвига нашего советского человека, не спортсмена, но настоящего героя-победителя в соревновании конструкторской мысли советских и немецких танкостроителей. Речь идёт о Кошкине Михаиле Ильиче, создателе танка Т-34, лучшего танка Второй мировой войны».

По чьей-то злой воле жители Переславль-Залесского района Ярославщины не знали, что конструктор легендарного танка их земляк, а когда узнали об этом в 1982 году, то выяснилось вдруг, что гениальный творец «тридцатьчетверки» не награждён даже никакой медалью за свой трудовой подвиг, тогда как его помощник, да и все руководство завода стали Героями Советского Союза. Переславцы узнали, что целых 50 лет непростительно замалчивался героический подвиг Кошкина, выступившего единолично против укоренившейся в 30-х годах концепции колесно-гусеничного танка и победившего в борьбе с нашей военной бюрократией. Причем ценой собственной жизни, отданной за то, чтобы сорвать сознательное затягивание некоторыми чинушами начала производства Т-34. Только благодаря этому страна успела освоить производство и выпустить до 22 июня 1941 года 1225 современных танков и избежала ещё больших потерь или полного истребления фашизмом.

Еще будучи студентом Ленинградского машиностроительного завода Кошкин попросился на практику в танковое КБ и вскоре письменно обратился к первому секретарю Ленинградского обкома С.М. Кирову с соображениями по усовершенствованию танков. Киров лично встретился с Кошкиным и оценил его идею. Это произошло в 1934 году за несколько месяцев до гибели Кирова.

Именно тогда у Кошкина окрепла идея отказа от колесных систем и за счёт этого усилить вооружение и бронирование. Начинающий конструктор обещал Кирову создать такой танк и назвал его памятной цифрой по дате встречи с Кировым — «34». Работая в КБ уже инженером, он участвует в разработке Т-29, Т-35, Т-46−5, Т-III.

За толстобронный T-III его в числе других в 1936 году награждают «Красной Звездой».

С 1937 года Кошкин по рекомендации Серго Орджоникидзе стал главным конструктором завода им. Коминтерна в Харькове. Здесь он совершенствует БТ-7, внедряя совершенно новый (авиационный) дизельный двигатель и беря на себя большую за него ответственность. Впоследствии все танки стали делать именно с такими двигателями.

Однако военные заказчики не хотели изменять прославленный на Хасане и воспетый в песнях колёсный вариант танка и выдали задание на разработку А-20 тоже в колесно-гусеничном варианте.

Только прозорливость конструктора не позволила впасть в эту крайность. Он уговорил сподвижников и дирекцию сделать сверхпланово и без ущерба для А-20 ещё один танк, перспективный Т-32.

Он был представлен Комиссии осенью 1939-го, вместе с А-20.

Бюрократические военные не приняли Т-З2. Только личное мнение Сталина позволило заводу сделать два экземпляра уже полнобронной машины, названной Т-34.

Испытания Т-34 назначили на март 1940 года, а новые машины не прошли ещё испытаний ходовой части на проходимость по инструкции. Решили добираться от Харькова до Москвы своим ходом по бездорожью и этим набрать километры пробега.

Простуженному в холодных цехах конструктору пришлось лично участвовать в перегоне машин и в результате он прибыл в Москву с воспалением лёгких.

17 марта 1940 года танки были восторженно оценены на полигоне под Москвой Правительственной комиссией. Ворошилов долго упрашивал Кошкина переименовать танк именем вождя, но конструктор был верен памяти С.М.Кирова и отказал Ворошилову.

Видимо, это и сыграло роковую роль в судьбе машины и ее конструктора. Отношение к танку сразу же изменилось. Замнаркома обороны Кулик потребовал дополнительного испытания уже одобренной машины. Их могли отодвинуть на весну 1941 года.

Кошкин резонно опасался, что война может начаться раньше, чем будет освоено производство Т-34. Он принял решение возвращаться в Харьков своим ходом, чтобы «добрать» положенные для испытания три тысячи километров пробега.

Больной пневмонией Кошкин больше недели возвращался в железной коробке в Харьков и прибыл на завод в полубессознательном состоянии. Его тут же доставили в больницу, но спасти уже не смогли.

Благодаря подвигу самопожертвования, совершенному Кошкиным, Т-34 пустили в серию, и заводы успели сделать до начала войны 1225 танков. Именно эти машины стали грозой для врага, посеяли среди немцев танкобоязнь, а среди наших солдат поднимали боевой дух, рождали гордость за советское оружие и веру в грядущую победу.

Но непостижима наша неблагодарность конструктору. В феврале 1942 года его помощнику, не совершавшему такого подвига, присвоили звание Героя Социалистического Труда за этот именно танк, а Кошкина «забыли». Пренебрежение к нему проявлено и в Большой советской энциклопедии, где искажена (том 13, стр.

304) биография и кощунственно пропущены дата и место его рождения. Может быть, и сознательно — чтобы земляки не взялись защищать его честь. Получилось как в легенде про Данко, который ценой жизни вывел людей из дремучего заблуждения, а ему даже умершему наступили на сердце, чтобы не смущало искрами.

Переславцы долго не знали, что создатель Т-34 их земляк и только в 1982 году начали ходатайствовать о присвоении М.И.Кошкину звания Героя Советского Союза. Но секретарь Ярославского обкома Лощенков «не одобрил» почина по причине опоздания (вот если бы к юбилею!). Выходит, не случайно «вкрались» пропуски места рождения в БСЭ! Они сыграли свою роль.

В последние годы мы не раз обращались в Президиум Верховного Совета, ЦК КПСС. Нам отвечали письмами из секретариатов со ссылками на ответ Миноборонпрома будто Кошкин и так в стране хорошо известен и его «не забыли».

Вот так! Сотни актеров, танцоров, литераторов стали Героями, не выходя на улицу из рабочего кабинета, а конструктору лучшего в мире танка, сыгравшего ни с чем не сравнимую роль во всемирной победе над нацизмом, оказывается вполне достаточна «вечная память»!

Ветераны войны и труда г. Переславля-Залесского не согласны, просят исправить эту 50-летнюю несправедливость и присвоить М.И. Кошкину (посмертно) дважды заслуженное конструктором звание Героя Советского Союза, как подарок нашему поколению к 45-летию Победы над фашизмом.

От имени Совета ветеранов В. Прибора».

К 45-летию Победы не успели. Имя великого конструктора попало в наградной указ президента СССР только в октябре 1990 года. Да и то чиновники опять «по-своему» оценили его вклад в Победу: 4 октября 1990 года указом президента СССР № 824 Михаилу Ильичу Кошкину присвоено звание Героя Социалистического Труда.

Из досье «СП»

Т-34 — советский средний танк Великой Отечественной войны, выпускавшийся с 1940 года, и с 1942 года являвшийся основной боевой единицей бронетанковых войск СССР. Стал самым массовым танком XX века.

При его создании советским конструкторам удалось найти оптимальное соотношение между основными боевыми, эксплуатационными и технологическими характеристиками. Благодаря своим боевым качествам Т-34 был признан лучшим танком Второй мировой войны.

Серийный выпуск Т-34 и его модификаций осуществлялся в военные и послевоенные годы. Во время войны было выпущено 35 895 «тридцатьчетверок», а всего — около 68 тысяч.

До настоящего времени дошло большое количество этих танков различных модификаций в виде памятников и музейных экспонатов. Последняя (Т-34−85) — состоит на вооружении некоторых стран и по сей день.

Источник: https://svpressa.ru/society/article/16415/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector