Крейсер аврора: где находится корабль, чем знаменит, октябрь 1917 года, в каком военном сражении участвовал

Легендарный бронепалубный крейсер «Аврора», ставший символом Октябрьской революции, прошел довольно большой и славный боевой путь.

Крейсер Аврора: где находится корабль, чем знаменит, октябрь 1917 года, в каком военном сражении участвовал

Сошел стапелей он в 1900 году, а название — имя богини утренней зари — выбрал ему Николай II.

Первый раз вышел в море в 1903 г., а в 1904 в составе 2-ой Тихоокеанской эскадры под командованием З. П. Рождественского отправился в печально известный переход, закончившийся Цусимским сражением, которое было описано Новиковым-Прибоем в книге «Цусима».

Первый раз под обстрел (своих) крейсер «Аврора» попал во время Гулльского инцидента, когда по ошибке эскадрой был открыт огонь по британским рыболовецким судам. Попали под него еще «Аврора» и «Дмитрий Донской».

В ходе Цусимского сражения «Аврора» действовала в составе Крейсерского отряда контр-адмирала О. А. Энквиста. Вступила в бой 14 мая 1905 г. к 14:30. После разгрома эскадры предприняла попытку прорваться во Владивосток, но безуспешно. По приказу О. А. Энквиста повернула на юг и по достижении Филиппинских островов была интернирована американцами.

«Аврора» получила серьёзные повреждения; 10 человек экипажа было убито, ещё 80 — ранено. Единственным погибшим в бою офицером крейсера оказался его командир — капитан 1-го ранга Е. Г. Егорьев.

Во время Первой мировой в боевых действиях «Аврора» участвовала только с 1916 г. Её орудия были переоборудованы, чтобы стрелять по самолетам, что «Аврора» и делала, находясь в Рижском заливе.

27 февраля 1917 года началась забастовка на заводах, производящих ремонт на «Авроре». Пытаясь предотвратить бунт на крейсере, командир М. И. Никольский начал стрелять из револьвера в матросов, пытавшихся сойти на берег. За это был сам застрелен, а власть на «Авроре» перешла к судовому комитету.

С 24 октября 1917 «Аврора» по приказу Временного революционного комитета поднялась по Большой Неве к разведенному юнкерами Николаевскому мосту, заставив их его оставить, затем электриками «Авроры» мост был сведен и Васильевский остров соединился с центром. Все стратегические объекты города попали в руки большевиков.

Перед штурмом Зимнего был сделан исторический выстрел из носового орудия.

Во время Великой Отечественной «Аврора» была включена в систему противовоздушной обороны Кронштадта. 9 июля 1941 г. из девяти 130-мм орудий крейсера сформировали артиллерийскую батарею специального назначения. Затем была еще 2-я батарея. В историю обороны Ленинграда эти батареи вошли как батарея «А» («Аврора»).

Крейсер Аврора: где находится корабль, чем знаменит, октябрь 1917 года, в каком военном сражении участвовал

Так крейсер «Аврора» вошел в историю… Возможно и сейчас он находится на ходу.

Источник: http://www.bolshoyvopros.ru/questions/2907055-v-kakih-srazhenijah-uchastvoval-krejser-avrora—boevoj-put-krejsera.html

Встали с «Авророй»: куда на самом деле стрелял легендарный крейсер

Он был заложен еще в XIX веке, но по сей день остается в составе Балтийского флота, на нем вновь развевается Андреевский флаг.

70 лет назад, 17 ноября 1948 года, крейсер «Аврора» встал на вечную стоянку у Петровской набережной — тогда еще Ленинграда. Так или иначе, крейсер участвовал во всех важнейших событиях ХХ века, став символом многих из них.

«Известия» — о долгой и непростой судьбе едва ли не самого знаменитого корабля русского флота.

Программа-минимум

Своим рождением «богиня утренней зари» обязана новой военной программе, принятой Российским правительством в 90-е годы XIX столетия. Согласно этому плану, флот должен был получить два однотипных бронепалубных крейсера водоизмещением около 6,5 тыс. т. Назвали их «Диана» и «Паллада».

Чуть позже Морское ведомство постановило добавить к ним третью сестру — «Аврору». Окончательное решение о строительстве крейсеров было принято в 1895 году, заложены они были в 1897-м, на воду спущены в 1900-м, а в строй вошли лишь в 1903 году.

Все корабли были разработаны нашими инженерами и построены на верфях Нового Адмиралтейства. Это был полностью отечественный проект.

Крейсер Аврора: где находится корабль, чем знаменит, октябрь 1917 года, в каком военном сражении участвовал

РИА Новости

Крейсер «Аврора» перед спуском на воду, 1 ноября 1900 года

Корабли предназначались для самостоятельных действий в открытом море с целью блокирования торгового сообщения вероятного противника, которым на тот момент считалась Британия. В обиходе крейсера называли истребителями торговли. Из задач вытекали и конструктивные особенности: довольно высокая скорость, приличные мореходные качества и относительно большой запас хода в автономном плавании.

Ради этого пришлось пойти на жертвы, ослабив орудийную мощь и броневую защиту, которой была прикрыта лишь палуба. Крейсера были вооружены 152-миллиметровыми орудиями главного калибра — их на «Авроре» первоначально было восемь. По проекту на судах должны были стоять более мощные пушки, но когда крейсера спустили на воду, обнаружился значительный перевес, и калибром пришлось пожертвовать.

Восемь лет оказались слишком большим сроком: крейсера успели морально устареть. Россия заключила союз с Францией и Англией, а вероятными противниками теперь считались Германия и Австро-Венгрия, которые трансатлантической морской торговли практически не вели.

С техническим совершенством тоже возникли проблемы: не превышавшая 20 узлов скорость уже не считалась высокой, а артиллерия была явно слаба для эскадренного боя. Да еще при испытаниях оказалось, что корабли на полном ходу зарываются носом в воду.

Но использовать их было необходимо, поэтому, когда возникла угроза войны с Японией, крейсера «Диана» и «Паллада» дружно отчалили на Дальний Восток.

«Аврора» задержалась на ходовых испытаниях и отправилась догонять сестер уже после начала боевых действий — в составе 2-й Тихоокеанской эскадры, первоначально состоявшей из семи броненосцев, восьми крейсеров, девяти миноносцев и целого отряда вспомогательных судов под началом контр-адмирала Зиновия Рожественского. Но дело как-то сразу не заладилось: однажды ночью в Северном море нашим броненосцам показалось, что их атакуют вражеские корабли, и они открыли в темноте пальбу. Под огонь попала «Аврора», в которую угодили пять снарядов. Судовому священнику оторвало руку, вскоре он скончался.

Когда эскадра обогнула полсвета и пришла на Мадагаскар, стало ясно, что помогать ей некому — флот уничтожен, Порт-Артур сдан. Самостоятельно сражаться с японцами Рожественский был не в состоянии, но и возвращаться было нельзя, это грозило позором для России.

В итоге, получив некоторое подкрепление из собранных с миру по нитке устаревших кораблей, Рожественский повел эскадру к Владивостоку через Цусимский пролив, где его ожидал адмирал Того со всеми своими силами.

В самом начале боя Рожественский получил тяжелые раны и сражением командовать не мог. Оставшиеся без единого начала русские корабли вынуждены были действовать самостоятельно против слаженных маневров противника. Разгром был полным.

Слово «Цусима» на долгие годы стало нарицательным. Но всё же русские моряки в том бою покрыли себя не позором, а славой.

«Аврора» состояла в отряде крейсеров контр-адмирала Оскара Энквиста и в ходе боя добросовестно выполняла приказ Рожественского — прикрывала транспорты. Впрочем, задача эта была явно не по силам четырем русским крейсерам, против которых действовали сначала восемь, а потом 16 японских.

«Аврора» выпустила по противнику более 300 снарядов главного калибра и 1,5 тыс. более мелких. Получила 18 попаданий, потеряла около 100 человек — 15 убитыми и 83 ранеными. На боевом посту погиб и капитан крейсера Евгений Егорьев.

Тем не менее с наступлением темноты израненный крейсер под началом старшего офицера капитана 2-го ранга Аркадия Небольсина (тоже получившего три ранения) сумел оторваться от японцев и на последних лопатах угля дойти до Манилы.

Вместе с ней ушли крейсера «Олег» и «Жемчуг», тоже имевшие серьезные повреждения.

Филиппинский порт находился под протекцией США, и американские власти в соответствии с международными правилами потребовали расписки, что наши моряки отказываются от ведения боевых действий.

В ответ на посланную Энквистом в штаб флота телеграмму был получен ответ: «Ввиду необходимости исправить повреждения разрешаю вам дать обязательство американскому правительству не участвовать в военных действиях. Николай».

Война для них была окончена.

Дозорный

На родную Балтику «Аврора» возвратилась лишь в 1906 году. После капитального ремонта корпуса, механизмов и частичного перевооружения крейсер стал учебным судном.

«Аврора» вместе с сестрой «Дианой» (третий корабль серии «Паллада» был потоплен, потом поднят и вошел в состав японского флота) и «Богатырем» составили «отряд заграничного плавания», предназначенный для прохождения практики гардемаринами Морского корпуса и Морского инженерного училища.

Корабль побывал практически во всех портах Северного и Средиземного морей, ходил в Атлантическом и Индийском океанах, даже участвовал в торжествах по случаю коронации короля Сиама в Бангкоке.

Перед мировой войной крейсер еще раз прошел перевооружение, в ходе которого получил возможность принимать на борт до 150 мин. Количество орудий главного 152-миллиметрового калибра увеличилось до 10, а торпедные аппараты были демонтированы. Уже в начале военных действий на борту были установлены и только вошедшие в обиход зенитные пулеметные установки.

Войну «Аврора» встретила в составе второй бригады крейсеров Балтийского флота вместе с «Олегом», «Богатырем» и «Дианой». Их главной задачей было патрулирование на подступах к Кронштадту на случай появления немецких линкоров и дредноутов. Впрочем, Балтийское море было так густо усеяно минами, что последнее представлялось почти нереальным.

Ситуация изменилась, когда на театре военных действий появились немецкие подводные лодки.

11 октября 1914 года, всего через несколько месяцев после начала войны, на входе в Финский залив германская подводная лодка U-26 под командованием капитан-лейтенанта фон Беркхейма обнаружила два русских корабля: завершавший дозорную вахту новенький броненосец «Паллада» (он унаследовал имя погибшего крейсера) и подошедшую ему на смену «Аврору».

Естественно, немец атаковал более новое и мощное судно. От попадания торпеды на «Палладе» сдетонировал боезапас, и корабль камнем пошел ко дну, унеся с собой весь экипаж. Чтобы не повторить печальную участь, «Аврора» вынуждена была немедленно уйти в шхеры — моряки крейсера даже не имели возможности помочь погибающим товарищам.

После этого случая патрулирование большими кораблями в открытом море прекратилось. «Аврору» снова довооружили, доведя число 152-миллиметровых орудий до 14. Для морского боя эти пушки были слабоваты, зато для поддержки операций на суше подходили идеально. И в 1916 году крейсер действительно не раз поддерживал огнем русские полки.

Психологическое оружие

Зимой 1916 года корабль встал на капитальный ремонт, который должен был завершиться к апрелю 1917 года. Перед тем как крейсер встал в Константиновский док, с него было снято вооружение и выгружен боезапас.

Вынужденная бездеятельность зимой 1916–1917 годов была одной из главных причин быстрой радикализации моряков-балтийцев, когда для одних они стали источником беспорядков, а для других — авангардом революции.

В экипажах быстро распространялись анархистские, социалистические и коммунистические настроения, а едва в феврале 1917 года вспыхнула искра революции, флотские экипажи моментально взорвались.

Капитан крейсера Михаил Никольский был убит выстрелом в голову 28 февраля, старший офицер Павел Огранович заколот штыком. В эти же дни в Гельсингфорсе был растерзан матросней контр-адмирал Небольсин, спасший «Аврору» после Цусимы.

Значительная часть экипажа, который по штату состоял из 550 человек, сошла на берег. Кто в красногвардейские дружины, кто просто «на волю».

Командиром крейсера выбрали бывшего минного офицера лейтенанта Никонова, впрочем, обязанностей у него было немного: всё решал судовой комитет, а боевых задач перед крейсером не стояло. Но ремонт кое-как заканчивался, и к октябрю корабль был готов к ходовым испытаниям.

Но снова вмешалась революция, на сей раз большевистская. В ночь на 25 октября Военно-революционный комитет Петросовета возложил на «Аврору» задачу по «восстановлению движения по Николаевскому мосту», который захватили и развели юнкера.

Читайте также:  Современная военная форма российской армии: новая экипировка, офицерская, парадная, полевая, знаки различия

Судно на самом малом ходу вошло в Неву, юнкера, увидев железную махину с торчащими орудиями, предпочли ретироваться — они ведь не знали, что боевых снарядов на крейсере нет. Моряки «Авроры» свели мост, позволив красногвардейцам пройти к Зимнему.

Далее последовал эпизод, навечно вписавший «Аврору» в историю, а именно «выстрел, возвестивший о начале новой эры». Выстрел из носового орудия, видимо, действительно был, но холостой — боевых зарядов на судне не было.

Он имел психологическое значение, как и само появление большого боевого корабля, и должен был подавить у защитников Зимнего дворца желание сопротивляться. Сигналом к штурму выстрел не мог служить, поскольку никакой штурм и не планировался.

Разрушения же дворцу (а они действительно были, хоть и незначительные) нанесли орудия Петропавловской крепости или полевые пушки, бившие с другого берега Невы.

Символ революции

Через три дня крейсер вернулся к стенке завода для окончания ремонта. В 1918 году он пару раз выходил в море, но к концу года окончательно встал на консервацию в Кронштадте. Практически весь экипаж ушел на фронты Гражданской, порядок поддерживали менее полусотни матросов. Спустя пять лет встал вопрос об утилизации корабля либо его расконсервации.

Специально собранная комиссия дала заключение: «Внешнее состояние корабля и характер приведения его на долговременное хранение дают возможность после сравнительно несложных ремонтных работ привести корабль в готовность для использования в качестве учебного корабля». Так «Аврора» вернулась к жизни, единственной на флоте сохранив свое старое название.

Шефство над «крейсером революции» взял сам ЦИК — тогда правительство страны.

Судно снова перевооружили, установив вместо давно снятых 152-миллиметровых орудий 10 скорострельных 130-миллиметровых пушек. Усилили зенитное вооружение. Конечно, как боевая единица крейсер-ветеран не имел серьезного значения, но теперь он превратился в символ революции, зримый и осязаемый.

Кроме того, «Аврора» несла и практические воспитательные задачи: на ней проходили практику курсанты военно-морских училищ. С учебной и представительской миссией в 1920-е годы крейсер побывал в Копенгагене и ряде других портов, участвовал в учениях флота, но из Балтийского моря не выходил из-за изношенности главных механизмов.

А в 1933 году его поставили на прикол, сделав несамоходной стационарной учебной базой.

Войну «Аврора» встретила в Ораниенбауме. С корабля сняли орудия, но оставили зенитки — они помогали прикрывать город и корабли от налетов вражеской авиации. В сентябре крейсер получил серьезные пробоины, и его пришлось посадить на мель, но его зенитные орудия по-прежнему сражались.

Сражалась и Батарея А, сформированная из авроровцев и вооруженная снятыми с крейсера 130-миллиметровыми пушками. В первых числах сентября 1941 года установленная в районе Дудергофа батарея дала первый залп по врагу.

Через неделю немцам удалось обойти позиции и ворваться на батарею, которая оказалась практически беззащитна. Моряки отбивались, до последнего момента продолжая стрельбу из орудий, потом вывели их из строя.

Из 165 человек личного состава к своим вышли только 26 моряков.

В июле 1944 года, уже после снятия блокады Ленинграда, крейсер подняли с грунта и поставили на ремонт. С «Авроры» сняли котлы и бортовые машины, гребные винты, часть вспомогательных механизмов.

Установили историческое вооружение, стоявшее на корабле в 1915 году: четырнадцать 152-миллиметровых орудий Канэ и четыре 45-миллиметровые салютные пушки. В 1946 году, в ходе ремонта, «Аврора» в очередной раз участвовала в киносъемках, но играла не саму себя, что бывало не раз, а … крейсер «Варяг» в одноименном кинофильме.

Как настоящую актрису, ее тщательно загримировали: с орудий сняли броневые щиты (как на «Варяге») и установили четвертую фальшивую трубу.

В 1948 году ремонт был закончен, и восстановленная в историческом облике «Аврора» встала туда, где она стоит и по сей день, — к Петровской набережной напротив здания Нахимовского училища.

Крейсеру предстояло стать кораблем-памятником и одновременно учебной базой нахимовцев. В 1956 году на борту был открыт Корабельный музей как филиал Центрального военно-морского музея.

В 1984 году корабль пришлось снова ремонтировать, на сей раз уже с заменой всей подводной части, которая пришла в негодность. Ее просто отрезали и приварили новую. Старые механизмы и детали сняли.

К сожалению, должного уважения к памяти старого корабля проявлено не было, и «Аврора» практически превратилась в модель. Часть «новодела» была устранена при последнем ремонте 2014–2016 годов, хотя восстановить всё в точности оказалось уже невозможно.

Крейсер «Аврора» — часть нашей истории, свидетельница всех важнейших событий ХХ века. Последний свидетель цусимской катастрофы, последний «живой» корабль, на который поднимался последний российский император, настоящий ветеран двух мировых войн. Это вовсе не крейсер «одного выстрела», как его воспринимали в советские годы, тем более что и выстрел тот оказался холостым.

Источник: https://iz.ru/812726/georgii-oltarzhevskii/vstali-s-avroroi-kuda-na-samom-dele-strelial-legendarnyi-kreiser

От команды крейсера "Аврора". Опубликовано в газете «Правда» от 27 октября (9 ноября) 1917 года

mysea в От команды крейсера «Аврора» из 1917Крейсер Аврора: где находится корабль, чем знаменит, октябрь 1917 года, в каком военном сражении участвовал

Письмо в редакцию

Ко всем честным гражданам города Петрограда от команды крейсера «Аврора», которая выражает свой резкий протест по поводу брошенных обвинений, тем более обвинений не проверенных, но бросающих пятно позора на команду крейсера. Мы заявляем, что пришли не громить Зимний дворец, не убивать мирных жителей, а защитить и, если нужно умереть за свободу и Революцию от контр-революционеров.

Печать пишет, что «Аврора» открыла огонь по Зимнему дворцу, но знают ли г-да репортеры, что открытый бы нами огонь из пушек не оставил бы камня на камне не только  Зимнего дворца, но и прилегающих к нему улиц. А разве это есть. Разве это не ложь, обычный прием буржуазной прессы забросать грязью и не основательностью фактов проишествий строить козни рабочему пролетариату.

К вам обращаемся, мы рабочие и солдаты города Петрограда. Не верьте провокационным слухам. Не верьте им, что мы изменники и погромщики, а проверяйте сами слухи действительности.

Что же касается выстрелов с крейсера, то был произведен только один холостой выстрел из 6-дюймового орудия, обозначающий сигнал для всех судов, стоящих на Неве, и призывающих их к бдительности и готовности.

Просим все редакции перепечатать.

Председатель судового комитета А.БЕЛЫШЕВ. Товарищ председателя П.АНДРЕЕВ.

Секретарь (подпись).

Владимир Бочков. СИГНАЛ БДИТЕЛЬНОСТИ И ГОТОВНОСТИ

Прошлое и настоящее России дает повод для множества исторических анекдотов, один из наиболее известных – о мощи выстрела «Авроры», и тем более обидно, что в своей в целом сбалансированной и аргументированной статье «Зачем стреляла Аврора»?» («Санкт-Петербургские ведомости»  от 6 ноября 2004 г.), пытаясь очистить корабль истории от мифов и стереотипов, С.Н. Полторак, увы, создал его очередную версию.

Помня трагическое для русского Флота Цусимское сражение, участником которого «Аврора» была, она заслуживает достоверного описания своей истории. За корабль уже вступалось из Праги даже «Радио Свобода» (!)[35.], поэтому попробую внести ясность, избегая политических оценок.

В статье прозвучало —  выстрел «Авроры» есть сигнал сверки времени революционной эскадры прозвучавший в 21.00 25 октября 1917 года. («… Никто не ставил задачу революционным матросам подавать сигнал к штурму.

Они попросту подали военный сигнал, который подавался регулярно, для того чтобы на всех кораблях была проведена сверка времени…. Сейчас такая практика существует в армиях и на флоте во всем мире.

…Думаю, что можно с высокой степенью точности утверждать выстрел прогремел ровно в 21.00.…”) [6.]

Обратимся к теории и истории:

Точное знание времени в открытом море необходимо кораблям для достоверного определения места (особенно долготы). Немало сил было положено учеными, моряками, часовщиками мира для достижения необходимой точности и выработки безошибочных методик. Британский парламент предлагал даже щедрую премию за успешное решение этой проблемы.

Для примера – на экваторе ошибка  во времени всего в 1 минуту приводит к неточности определения местоположения на поверхности Земли почти в 30 км. Обо всем этом было широко известно и в 1917 году (заглянем в Энциклопедический словарь Ф.А.Брокгауза и  И.А. Ефрона).

Основным способом определения места вне видимости берега тогда был астрономический. [1.] [3.]

Корабли сверяют хронометры (в те годы с береговыми) непосредственно перед выходом в море, при благоприятной гидрометеорологической обстановке по астрономическим светилам и явлениям при точном знании долготы.

Да и целесообразна сверка времени по подобному сигналу может быть лишь вдали от берегов в отдельном плавании эскадры кораблей при обнаружении большой ошибки в счислении места либо серьезной ошибке в показаниях хронометров на одном из кораблей.

Думаю понятно, что к кораблям стоявшим на Неве это не относится. [1.] [3.] [7.]

В начале XX века в Петрограде уже существовала  «система единого времени»  — по предложению Д.И. Менделеева был проложен кабель от «нормальных», т. е.

эталонных, часов Главной палаты мер и весов до Генерального штаба, под аркой которого и установлены часы, никогда не бегущие и не отстающие с надписью на циферблате: «Верное время».

Надпись эту можно прочитать и сегодня — пройдите под аркой к Зимнему дворцу или к Невскому проспекту.

Как известно традиция полуденного выстрела для гражданских нужд в Санкт-Петербурге твердо установилась 6 февраля 1865 года.

В этот день от здания Адмиралтейства ровно в полдень был произведен выстрел из сигнального орудия 60-фунтового калибра, при этом -пушка стреляла по сигналу, передаваемому по кабелю, непосредственно из Пулковской обсерватории.

В 1872 году в связи с застройкой двора Адмиралтейства  домами Морское министерство предложило перенести сигнальное орудие в Петропавловскую крепость. 24 сентября 1873 года полуденный выстрел был впервые произведен с бастиона крепости. [45.]

Поставлялся с 1856 года Морским ведомством на все корабли Флота британский астрономический морской ежегодник «Nautical Almanac» (издаваемый с 1766 года) из  которого в 1907 года были изъяты таблицы лунных расстояний для определения долготы в открытом море (инструкция по их вычислению печатается до 1924 года).Лишь в  1930 году в нашей стране начали издавать собственный астрономический ежегодник. [3.]

Интересно отметить, что до1 января 1925 года  астрономические сутки начинались в полдень, а на систему времени основанную на меридиане Гринвича  в РСФСР перешли с 8 февраля 1919 года. [3.] И хотя новый стиль летоисчисления  введен Декретом СНК от 26.01.1918  г. в заголовках многих газет двойные даты уже в 1917 году.

Организуется производство морских часов (не хронометров — они заграничные) в Мастерской мореходных инструментов Главного Гидрографического управления. Русские мореходные инструменты отмечаются дипломами на международных выставках 1907  (Бордо) и 1912  (Санкт-Петербург) годов. [8.]

Если учесть, что скорость звука измерена Миланской академией наук еще в XVII веке, то понятно – точность сигнального выстрела из пушки, с уходом века парусов в середине XIX века, развитием часового дела  могла удовлетворять только контролю времени для повседневных гражданских нужд. Например,  9 января 1917 года  посредине Атлантического океана действия Германского вспомогательного крейсера (парусника!) «Зееадлер» при захвате парохода «Гледис Роил» (Gladys Royle) были первично восприняты как древний, дедовский обычай сверки хронометра выстрелом из мортирки, и ответили флагом. [24.] [42.]   Уже к  концу XIX века в портах мира  наиболее распространенной была система сигнализации времени сигнальными шарами с электроприводом. [1.]  Широко была развита и передача сигналов времени по телеграфу, особенно с появлением буквопечатающих аппаратов Юза (помните термин «юзограмма»?).

Читайте также:  Фокке вульф 189: focke wulf fw uhu (рама), тактико-технические характеристики (ттх) немецкого самолёта - разведчика

В 1912 — 1913 годах по инициативе Франции прошли 2 международные конференции по использованию радио для передачи сигналов точного времени (система ONOGO).Первым председателем международной комиссии был академик О.А.

Баклунд  (1846-1916) – директор Пулковской обсерватории. В 1914 году первый эксперимент передачи сигналов времени  был проведен и в Петербурге (регулярная трансляция начата с 1 декабря 1920 г., хотя и не стала особо известна флоту). [1.

] [3.] [34.] [41.]

Еще с 1910 года радиостанции Германии, Англии и Франции уже вели передачу сигналов времени, с 1912 года они передавались по веньерному принципу, что позволяло определить ошибки часов с точностью до 0.01 сек., с 1913 года минимум 9 радиостанций мира передавали подобные сигналы. [1.]

Известнейшим документом 1720 года – «Книга Уставъ морской. О всемъ, что касается къ доброму управленiю въ бытности флота на моръ» были введены сигналы управления кораблями при совместном плавании. Да, для их подачи использовались как флаги, так и пушечные выстрелы, барабанный бой, корабельные колокола, мушкетные выстрелы.

На основе опыта боевых действий флота в Средиземном море в 1797 году составляются «Полные сигналы, долженствующие производиться во флотах Его Императорского Величества».

В 1814 году А.Н. Бутаковым   составляется  полный словарь семафорных сигналов. После фактического создания вице-адмиралом Г.И.

Бутаковым  тактики действий паровых кораблей в 1868 году издается «Книга эволюционных сигналов» и «Свод военно-морских сигналов». Основу их составляли флажные сигналы.  Для ночной сигнализации, еще до создания азбуки Морзе, использовались вспышечные фонари. Откорректированный «Свод сигналов» 1890 г.

справедливо критиковался вице-адмиралом С.О.Макаровым. С появлением на кораблях электричества получил известность сигнальный фонарь типа Ратьер. При затемнении кораблей для управления строями использовались клотиковые и кильватерные огни. Использовались и различные поднимаемые на фалах фигуры, щиты со знаками.

 К сигнализации и связи относились серьезно. За расшифровкой сигналов шпионили.[7. ] [8.]

Из гибели кораблей в Цусимском бою командованием российского флота был сделан вывод о том, что помимо флажных и световых сигналов прожектора, необходимо иметь и другой тип сигнализации, который бы не зависел от наличия или отсутствия надстроек и мачт. Это сигнальные ракеты.

Пистолет Вери (по другой транскрипции Бэра) состоит на вооружении Флота до сих пор (более 100 лет!). Они в начале века ввозились из-за границы, были дороги, и поэтому было создано  много отечественных аналогов.

Особую известность получила система капитана 2 ранга Жукова (1908 год), правда предназначалась она в основном для подачи боевых и эволюционных сигналов, на повседневные сигналы, к которым можно отнести и сигналы времени, по его мнению, было достаточно сигнализации флагами и фонарями. [8.] [28.

] [47.]   Вопрос, не был ли  знаменитый красный огонь из Петропавловской крепости сигнальной ракетой? [26.]

Как видим, необходимость в столь архаичном способе сверки хронометров вполне современных, хорошо оснащенных военных кораблей (ну никак не походящих на «Золотую лань» Френсиса Дрейка, хоть и смутное время в стране), как пушечный выстрел, да еще посреди Петрограда в начале XX века  явно отсутствует, как и сейчас. Для нужд же контроля времени на самом корабле вахтой отбивались склянки.

Тем более была бы удивительна подача такого регулярного сигнала довольно дорогим зарядом артиллерии главного калибра. После демонтажа с «Авроры» 37-мм пушек Гочкиса  в качестве сигнальных (существует и термин салютных) скорее всего использовались бы 76,2-мм зенитные пушки системы Лендера. [2.] [8.

] От холостого залпа 152-мм орудия Петропавловской крепости и сейчас дрожат стекла по городу, а в Эрмитаже до разворота орудия в сторону Васильевского острова срабатывала сигнализация – много стекол бы на Английской набережной повылетало – для регулярного сигнала явно не то.

Пример — 20 ноября 1992 года, когда полуденный выстрел был единственный раз произведен во дворе Нарышкина бастиона. [45.]

Вернемся к «Авроре»:

Корабль, под командой  лейтенанта Н. А. Эриксона, 22 октября 1917 г., после завершения ремонта на Франко-Русском заводе, был подготовлен к выходу в море для пробы машин (а не для увода из Петрограда в контрреволюционных целях, как преподносилось это большевиками) [5.

]  и даже принял на борт часть боезапаса – на Балтике  война. [30.]  На борту есть вполне точные хронометры, как и на большинстве  кораблей того времени, британского производства (по важности и традиции весьма оберегаемые).

У штурмана же «Nautical Almanac»  с Руководством к употреблению английского морского месяцеслова и, разумеется прочие мореходные инструменты.

Вахтенный начальник — мичман Л. А. Демин (1897-1973), в будущем контр-адмирал, доктор географических наук, подготовивший более 100 морских карт и лоций, 16 лет (с 1957 по 1973 г.) возглавлявший Ленинградское отделение Всесоюзного астрономо-геодезического общества – пока молод, но такой хронометры завести не забудет?! [27.] [44.]

Немного неясна ситуация с орудийными прицелами – есть версия, что они были сняты и где-то в каюте заперты.Но, подумайте, стал ли бы кто-то тогда церемониться с запертой каютой. Комендоры крейсера не помнят этого. [25.]  [36.]

Исправны и яркие прожектора системы Манжена, подобный сигнал мог быть подан и ими.

Источник: https://nashenasledie.livejournal.com/4623693.html

Крейсер "Аврора" — это… Что такое Крейсер "Аврора"?

«Аврора»

Крейсер Аврора: где находится корабль, чем знаменит, октябрь 1917 года, в каком военном сражении участвовал

Основная информация
Параметры
Технические данные
Вооружение
Современный вид крейсера «Аврора» ночью
Тип Крейсер I ранга
Государство флага Россия
Порт приписки Кронштадт/Санкт-Петербург
Спущен на воду 24 мая 1900
Выведен из состава флота 17 ноября 1948
Современный статус корабль-музей (c 1957)
Тоннаж 6731 (нормальное) / 7130 (полное) тонн
Длина 123,7 м
Ширина 16,8 м
Осадка 6,4 м
Силовая установка 3 вертикальные машины тройного расширения, 24 водотрубных котла Бельвиля
Винты 3
Мощность 12300 л.с.
Скорость 19,2 узла (экономическая — 11)
Автономность плавания 2500 миль (11-узловой скоростью), 1320 миль (19 уз.)
Экипаж 20 офицеров, 550 матросов
Артиллерия 8×152-мм/45 (1414 снарядов), 24×75-мм/50 (6240), 8×37-мм (7800) и 2×63,5-мм (1440) орудий (1903); 14×152-мм, 6×76,2-мм зенитных орудий, 3×7,62-мм пулемёта (1916); 10×130-мм 2×76,2-мм (1924)
Торпедно-минное вооружение 3 381-мм ТА (8 торпед типа «98») до 1908 г.; до 150 мин заграждения типа «М-1908» с 1908 г.

«Авро́ра» — крейсер 1-го ранга (однотипные: «Диана») Балтийского флота, известный своей ролью в Октябрьской революции 1917 года. Заложен в 1897 году в Санкт-Петербурге на судостроительном заводе Новое Адмиралтейство. Назван в честь парусного фрегата «Аврора», прославившегося при обороне Петропавловска-Камчатского.

Корабль предназначался для выполнения функций крейсера-разведчика и борьбы с торговым судоходством противника на небольшом удалении от баз, а также для поддержки броненосцев в эскадренном бою.

Фактически не мог решать ни одну из этих задач из-за недостаточной (на 1900-е гг.) для крейсера дальности плавания, малой скорости, слабого вооружения и защиты, поэтому с 1908 г.

выполнял функции учебного крейсера.

Конструктивно относился к типу бронепалубных крейсеров, тактически — к крейсерам-истребителям торговли.

Спуск на воду

Построен по кораблестроительной программе 1895 г.

Зачислен в списки флота 6 апреля 1897 г. Заложен 23 мая 1897 г.

Ирония Истории — крейсер, который считался провозвестником революции, могильщиком Российской империи и Императорской фамилии, был торжественно спущен на воду 11 (24) мая 1900 года по личной команде Императора Всероссийского Николая Второго, в присутствии двух императриц (вдовствующей и жены царя) и многочисленных членов Императорской фамилии.

18 сентября 1903 года «Аврора» вступила в строй.

25 сентября (8 ноября) 1903 года «Аврора» вышла из Кронштадта на Дальний Восток, после захода в Портленд в начале октября прибыла в Средиземное море и 25 октября[1] прибыла в порт Специя (Италия), где присоединилась в море к отряду кораблей контр-адмирала А. А.

 Вирениуса (ЭБР «Ослябя», 3 крейсера, 9 миноносцев, 3 парохода ДФ), следующему на Дальний Восток для усиления Порт-Артурской эскадры. Совершила плавание по маршруту: Бизерта (Тунис, Франция) – Пирей — порт Суэц — Джибути.

Во время стоянки в Джибути (Французское Сомали) в связи с началом русско-японской войны (!) весь отряд 2 февраля 1904 г. был отозван на Балтику.

При подготовке к новому походу крейсер получил три пулемета системы «Максим», 25-мм бронещитки для орудий главного калибра и новую радиостанцию фирмы «Телефункен» с дальностью связи до 100 миль.

Русско-японская война 1904—1905 гг

Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/987451

Крейсер «Аврора»: где воевал знаменитый корабль

Крейсер «Аврора» стал одним из главных символов Санкт-Петербурга, а история его службы овеяна мифами и легендами.

Русский флотоводец, адмирал З. П. Рожественский любил нестандартный подход к стандартным процессам. Среди любимейших причуд адмирала была забавлявшая матросов привычка самовольно раздавать «клички» боевым кораблям, находящимся в его ведении.

Так, броненосец «Сисой Великий» стал «Инвалидным убежищем», яхта «Светлана» — «Горничной», крейсер «Адмирал Нахимов» был назван «Идиотом», а «Аврора» удостоилась титула «Проститутка Подзаборная».

Мы за Рожественского не отвечаем, но знал бы он, что за корабль называл!

Вопреки патриотической роли корабля в истории страны, бытует мнение, что знаменитый крейсер был построен заграницей. На самом деле, чудо кораблестроения возникло там же, где и окончило свой славный путь – в Санкт-Петербурге.

К разработке проекта приступили еще в 1895 году, но только в июле 1897 года был подписан контракт с Обществом Франко-русских заводов на изготовление машин, котлов и всех механизмов, перечисленных в спецификации.

Столь поздние сроки достижения соглашения были обусловлены нежеланием руководства делиться чертежами с Балтийским заводом, и в течение последующих шести лет над созданием «Авроры» трудились Адмиралтейский Ижорский и Александровский чугунолитейный заводы, Завод Я. С.

Пульмана, Обуховский, Металлический завод и Мотовилихинские пушечные заводы г. Пермь. Всего в непосредственном руководстве постройкой крейсера с сентября 1896 года и до окончания ходовых испытаний, то есть почти за восемь лет, было занято четверо строителей корабля, офицеров Корпуса корабельных инженеров.

К сожалению, до сих пор неизвестен автор проекта крейсера — в разных источниках называют две фамилии: К.М.Токаревского и Де Грофе, а официально строительство произведено на заводе «Новое Адмиралтейство», под руководством общества франко-русских заводов.

Многим современникам «Аврора» известна лишь неоднозначным фактом своей флотской биографии, как корабль, чьи орудия дали сигнал к штурму Зимнего дворца. А ведь крейсер участвовал ни много, ни мало в четырех войнах и двух революциях.

Сам император Николай Второй после Цусимского боя телеграфировал экипажу: «Сердечно благодарю вас, командиров, офицеров и команду крейсеров «Олега», «Авроры» и «Жемчуга» за их безответную, честную службу в тяжелом бою. Да утешит вас всех сознание свято исполненного долга. Николай Второй». В 1968 г.

Указом Президиума Верховного Совета СССР крейсер «Аврора» за выдающиеся заслуги моряков-авроровцев в Великой Октябрьской социалистической революции и защите ее завоеваний, плодотворную работу по пропаганде боевых и революционных традиций и в связи с 50-летием Советских Вооруженных Сил был награжден орденом Октябрьской Революции, а в суровые годы Великой Отечественной войны моряки «Авроры» принимали активное участие в героической обороне Ленинграда на Дудергофских высотах, о чем повествует одна из картин, выставленных в музее на «Авроре».

Не единым выстрелом славен мятежный корабль. Еще за несколько лет до исторических событий 1917 года, в 1905м, разоруженная «Аврора» стояла в манильском порту под контролем американцев после Цусимского сражения.

Филиппинские острова оказались тюрьмой для чудом уцелевших матросов, вынужденных питаться гнилой пищей, не имевших возможности связаться с родными, охваченных назревающей вспышкой гнева. На мачте успели поднять международный сигнал, символизирующий начавшийся бунт, что повлекло прибытие на борт местной полиции и портовых чиновников.

Читайте также:  Мачете нож: эффективное оружие для выживания, образцы от трамонтина, наиболее известные виды, боевое применение

Авроровцы выдвинули свой ультиматум – улучшение питания и немедленная раздача адресованных матросам писем. Условия были приняты американцами, но незамедлительно повлекли за собой новую вспышку мятежа – вскрытые конверты и прочитанные письма, наконец, оповестили моряков об ужасах «кровавого воскресенья».

По возвращении в Россию, большинство матросов было списано с корабля – таким образом царское правительство стремилось разъединить сложившиеся боевые экипажи во избежание революционных настроений. Попытки не увенчались успехом, и в будущем именно моряки, в том числе и новобранцы, составили революционный костяк России.

Залп, ставший сигналом к штурму Зимнего дворца 25 октября 1917 года – одна из наиболее красочных легенд о крейсере. Поговаривают, что взошедшую на корабль красавицу, несмотря на общеизвестную присказку о женщине на корабле, моряки не только не прогнали, но и не посмели ослушаться.

Бледнолицая, высокая и стройная девушка неземной красоты отдала приказ «Пли!», а затем исчезла из поля зрения. На настоящий момент доподлинно неизвестно, кто же осмелился стать призраком «Авроры», но большинство историков склоняется к версии, что им была известная журналистка, советская писательница и революционерка Лариса Рейснер.

Говорят, что на «Аврору» её послали не случайно, чисто психологически рассчитали, что такой красивой женщине ни один матрос не откажет. Да и выстрел, по сведениям историков, был произведен в 21:40, в то время как штурм начался уже после полуночи, что, увы, не подтверждает теорию сигнальной функции «Авроры» в захвате.

Тем не менее, Крейсер «Аврора» изображён на ордене Октябрьской Революции, которым сам же и награждён в 1967 году.

А куда же без мифов об алкоголе и его последствиях? В последнее время из различных источников появляется любопытная информация об участии нетрезвых революционных матросов «Авроры» во взрыве форта «Павел» в 1923 году. Поговаривают даже, что пьяные матросы устроили пожар на расположенном там минном складе.

В июле 1923 года сюда приплыли на шлюпке несколько моряков с линкора «Парижская Коммуна» (бывший «Севастополь»). Закончился «отдых» моряков большим пожаром. Курсанты с крейсера «Аврора» пытались потушить горящую мину, подожжённую моряками с «Парижской коммуны».

На форте грохотало несколько дней, и, говорят, во всём Кронштадте не осталось ни одного целого стекла. По словам одного из членов нынешней команды крейсера, во время пожара погибли четыре матроса, а многие были награждены медалями за героическую помощь в тушении.

Авторы брошюры «Форты Кронштадта» одними из первых озвучили версию причины взрыва. В советских книгах этот вопрос обходили стороной, оставалось думать, что виновата злобная контрреволюция.

Каждый школьник, собирающийся посетить Санкт-Петербург, обязательно стремится побывать на легендарном корабле, служившим верой и правдой в стольких сражениях и являющимся ныне филиалом Центрального военно-морского музея.

На самом деле, помимо боевых заслуг и экскурсионных программ, не обошла «Аврору» и стезя шоу-бизнеса: в 1946 году крейсер сыграл роль не менее известного собрата «Варяга» в одноименном фильме.

Для соответствия «гримерам» пришлось поработать: на корабле установили фальшивую четвертую трубу и несколько орудий, выстроили командирский балкон на корме и переделали носовую часть.

Эти два корабля совершенно не похожи друг на друга, но для невзыскательного зрителя «подделка» прошла незаметно. Параллельно корпус «Авроры» был усилен бетоном, а это уже означало, что восстановлению корабль не подлежит, что определило дальнейшую судьбу судна.

Считается, что «Аврора» — единственный отечественный корабль, сохранивший свой первозданный облик до наших дней.

Легендарный крейсер был поставлен на «вечную стоянку» напротив гостиницы «Санкт-Петербург», однако, это уже на половину не тот корабль, о котором не смолкает молва: само судно было отбуксировано в поселок Ручьи у прибрежной полосы Финского залива, распилено на части, затоплено и растащено патриотами 80-х.

При реконструкции в 1984 году была заменена большая часть основной части и надстроек незабвенной «Авроры», у нынешнего корабля-музея на новом корпусе применена технология сварных швов вместо заклепок, отличавших оригинал. Батареи, в которые вошли снятые с крейсера орудия, погибли на Дудергофских высотах, еще одно орудие было установлено на бронепоезде «Балтиец».

Об историческом орудии, возвестившем «новую эру пролетарской революции», старший мичман, хитро подмигнув нам, сказал: «Почитайте внимательно табличку на щите, там написано, что из носового орудия крейсера был произведен исторический выстрел. А про то, что стреляли конкретно из этого орудия – не сказано нигде».

Источник: https://russian7.ru/post/kreyser-avrora-gde-voeval-znamenit/

Крейсер «Аврора». Чем он известен, кроме холостого выстрела в 1917 году?

Корабль уже давно стал символом революции, и не все теперь знают, что за его кормой десятки тысяч миль океанских походов, участие в трех войнах, а также многие тысячи подготовленных для флота офицеров.

«Аврора» была заложена на Санкт-петербургской судостроительной верфи «Новое адмиралтейство» в мае 1897 года, а 11 мая 1900 года спущена на воду.

Свое название крейсер получил в честь парусного 44-пушечнного фрегата «Аврора», прославившегося в боях на Дальнем Востоке во время войны 1853−56 годов. В строй боевых кораблей российского флота крейсер вступил в июле 1903 года.

Это был типовой корабль, параллельно с ним строились еще два крейсера этого же проекта — «Диана» и «Паллада».

При солидных размерах (длине 126,7 метров и ширине 16,8 метров), «Аврора» имела слабое бронирование — корабль относился к разряду бронепалубных крейсеров 1-го ранга. Первоначально на нем даже часть артиллерийских орудий не имела бронещитов.

Крейсер обладал хорошим вооружением, на нем было установлено: 152-мм орудий — 8, 75-мм — 24, 37-мм — 8, 63,5-мм — 2, а также три торпедных аппарата.

Впоследствии количество, и калибр орудий неоднократно менялись, появились зенитные орудия, пулеметы и устройство для установки минных заграждений.

При столь солидном вооружении крейсер имел невысокую скорость: максимальную — чуть больше 19 узлов, экономическую — всего 11 узлов (для сравнения, у крейсера «Варяг» было 24 и 16 узлов) и небольшую дальность автономного плавания (2500 миль на экономической скорости и 1320 миль на максимальной), что значительно снижало возможности его боевого применения. «Аврора» предназначалась для самостоятельных действий на небольшом удалении от мест базирования, а также для поддержки в бою броненосцев при действиях в составе эскадры.

В свой первый поход крейсер вышел уже 25 сентября 1903 года, предполагалось, что он поступит на усиление эскадры в Порт-Артуре. Но в связи с началом войны с Японией, крейсер «Аврора», присоединившийся в средиземном море к отряду кораблей контр-адмирала А. А. Вирениуса, был возвращен на Балтику.

В новый поход крейсер «Аврора» отправился в августе 1904 года в составе эскадры вице-адмирала З. П. Рожественского, шедшей в Тихий океан для участия в Русско-японской войне. Поход для крейсера начался неудачно.

10 октября в него по ошибке попало несколько снарядов с других русских кораблей, обстрелявших английские рыболовные суда, принятые в тумане за миноносцы.

На крейсере погиб корабельный священник и был ранен один матрос.

Боевое крещение крейсер «Аврора» принял в Цусимском бою 14 мая. В ходе боя, длившегося для крейсера с 14:30 до 18:00 часов, «Аврора» получила около 10 прямых попаданий снарядов. На крейсере неоднократно возникали пожары, было затоплено несколько отсеков, вышли из строя пять орудий и все дальномерные станции. Погибли командир корабля капитан 1 ранга Е. Р.

Егорьев и 14 членов экипажа, 83 человека было ранено. Но корабль не потерял хода и ночью вместе с крейсерами «Олег» и «Жемчуг», отбившись от японских миноносцев, смог оторваться от преследования противника.

Пробиться на север в сторону Владивостока крейсера не смогли, и вынуждены были уйти в нейтральный филиппинский порт Манила, где были интернированы американцами.

На Балтику крейсер «Аврора» вернулся в 1906 году. Корабль прошел капитальный ремонт, после чего стал учебным судном, на котором проходили практику кадеты и гардемарины Морского корпуса.

В то время ученики кадетского корпуса, успешно прошедшие полный курс наук, получали звание корабельных гардемаринов и направлялись в длительное (до года и более) плавание на боевых кораблях, после которого сдавали экзамены и получали первый флотский офицерский чин «мичман».

До лета 1912 года «Аврора» совершила несколько плаваний с отрядами гардемаринов Морского корпуса других учебных заведений флота, какое-то время была кораблем-стационером в бухте Суда на Крите.

В период Первой мировой войны «Аврора» в составе 2-й бригады крейсеров воевала на Балтике, в основном выполняя разведывательные и дозорные функции, прикрывая постановку минных заграждений и действия легких кораблей.

В это время была усилена огневая мощь корабля, вместо шести 75-мм орудий были установлены 152-мм орудия, а также пять зенитных пушек.

В конце 1916 года крейсер «Аврора» стал на ремонт в Петрограде, где и принял участие в революционных событиях.

В экипаже крейсера было сильно влияние большевиков, поэтому в период подготовки к вооруженному восстанию 25 октября 1917 года кораблю поручили войти в Неву и взять под защиту Николаевский мост, соединяющий Васильевский остров с центральной частью города.

Именно оттуда и прозвучал знаменитый выстрел «Авроры». По мнению ряда историков, выстрел был дан значительно раньше, чем начался штурм Зимнего. Принципиальной роли это уже давно не играет, так как именно «Аврора» стала символом революции.

Благодаря участию в тех событиях, «Авроре» было сохранено название, хотя большинство боевых кораблей были новой властью переименованы. В ходе Гражданской войны экипаж «Авроры» значительно поредел.

И в 1919 году корабль поставили на консервацию. Решение о возвращении корабля в строй было принято осенью 1922 года.

Крейсер «Аврора» снова стал учебным кораблем, на котором до 1940 года проходили морскую практику курсанты военно-морских учебных заведений.

Великую Отечественную войну крейсер «Аврора» встретил в порту Ораниенбаума (ныне юго-западная часть Санкт-Петербурга). Непосредственно в боях сам крейсер практически не участвовал, кроме отражения налетов вражеской авиации. На корабле оставалась лишь небольшая часть экипажа, остальные моряки, сняв с крейсера большинство орудий, громили врага на подступах к Ленинграду.

За три года блокады в крейсер неоднократно попадали бомбы и снаряды. Корабль пришлось посадить на грунт, так как через пробоины в трюмы поступило большое количество воды. Но даже в таких тяжелейших условиях маленький экипаж «Авроры» не прекращал борьбы за живучесть корабля. Уже летом 1944 года крейсер был поднят с грунта и направлен на ремонт.

В 1948 году отремонтированный крейсер «Аврора» был поставлен на якоря у Петроградской набережной. До 1956 года он использовался как учебный корабль Ленинградского Нахимовского училища, а затем на нем был открыт музей, ставший филиалом Центрального Военно-морского музея. В 1992 году на крейсере «Аврора» снова (через 75 лет!) был поднят Андреевский флаг.

Уже 110 лет крейсер «Аврора» находится в строю. После того, как он стал музеем, крейсер посетили десятки миллионов человек, чтобы прикоснуться к живой истории славного российского военно-морского флота.

Естественно, что от подлинной «Авроры», спущенной на воду в мае 1900 года, на крейсере осталось менее 50 процентов, но это не умаляет историческую ценность корабля, с честью пронесшего Андреевский флаг через легендарное Цусимское сражение.

Не даром же говорят, что на борту «Авроры» оживает история.

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/culture/articles/36645/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector