Самолет ил-14: технические характеристики, средняя скорость, боевое применение

Военно-транспортный самолет Ил-76 (по классификации НАТО, Candid – «прямой, искренний») с момента принятия на вооружение и до сегодняшнего дня является основным тяжелым военно-транспортным самолетом ВС России.

Он стал первым в истории Советского Союза транспортным военным самолетом с турбореактивными двигателями и изначально был способен перевозить грузы массой 28–60 т на расстояние 3600–4200 км с крейсерской скоростью 770–800 км/ч.

За десятилетия его успешной эксплуатации было построено более 950 самолетов самых разных модификаций военного, гражданского и специального назначения.

Ил-76 задумывался как транспортник, который должен был прийти на смену самолетам Ан-12 и Ан-8. Он положил начало применению реактивной авиации для выполнения транспортных и десантных задач.

Работы по созданию самолета проходили под руководством заместителя генерального конструктора Генриха Новожилова (28 июля 1970 года его назначили генеральным конструктором ОКБ московского машиностроительного завода «Стрела», ныне – Авиационный комплекс им. С. В. Ильюшина).

Первый опытный образец Ил-76 появился в начале 1971 года. Его выкатка состоялась на знаменитой Ходынке – центральном аэродроме Москвы, расположенном всего в шести километрах от Кремля.

Первый полет предстояло выполнить именно отсюда, чему сопротивлялись многочисленные чиновники, беспокоившиеся за безопасность столицы, ее жителей и первых лиц государства, над головами которых должен был впервые подняться в воздух новенький Ил-76.

Самолет Ил-14: технические характеристики, средняя скорость, боевое применение

Однако военные, в первую очередь командующий Воздушно-десантными войсками генерал армии Герой Советского Союза Василий Маргелов, под непосредственным кураторством которого шла работа над новым самолетом, убедили всех, что полет безопасен, так как машина абсолютно надежна. В мае того же года Ил-76 был продемонстрирован руководителям страны на подмосковном аэродроме Внуково, а затем представлен на XXIX Международном авиационно-космическом салоне в Париже, где произвел фурор.

Первый серийный самолет Ил-76 – он же третий опытный – взлетел 5 мая 1973 года в Узбекистане с аэродрома авиационного производственного объединения им. В. П. Чкалова, где было развернуто его производство.

 Первые самолеты Ил-76 начали поступать на вооружение в 339-й военно-транспортный ордена Суворова III степени авиаполк, дислоцированный в белорусском Витебске.

Здесь, на базе полка, проходили первые испытания по его боевому применению.

Первые модификации Ил-76 имели взлетную массу 170 т, грузоподъемность 28 т и дальность полета с максимальной нагрузкой 4200 км. Однако постепенно в ходе дальнейшей модернизации взлетная масса Ил-76 возросла до 190 т, а грузоподъемность – до 60 т.

В грузовой кабине самолета могли разместиться 145 или 225 (модификации М, МД в двухпалубном варианте) солдат или 126 десантников (в первоначальном варианте их было 115).

В Ил-76 умещались три боевые машины десанта БМД-1, которые могли перевозиться в варианте как посадочного, так и парашютного десантирования.

По сравнению с турбовинтовыми самолетами на Ил-76 был существенно расширен диапазон скоростей полета – с 260 до 825 км/ч, что позволяло сократить сроки выполнения боевых задач, поднимало возможности преодоления ПВО противника, а также улучшало условия десантирования личного состава и боевой техники.

Самолет Ил-14: технические характеристики, средняя скорость, боевое применение

***

На Ил-76 по сравнению с его предшественниками были существенно улучшены все основные характеристики: радиосвязи, навигационного, пилотажного, десантно-транспортного оборудования и вооружения.

При проектировании самолета Ил-76 одной из самых сложных проблем было определение оптимальных размеров фюзеляжа, его конфигурации, а также расположения грузового люка, которые с наибольшей эффективностью отвечали бы условиям эксплуатации самолета.

Размер грузовой кабины из-за большого разнообразия перевозимых грузов и техники представлял наиболее сложную проблему, которую предстояло решить создателям самолета.

Длина грузовой кабины – 20 м (без учета рампы) – была определена из условия размещения в ней шести стандартных авиационных контейнеров 2,44×2,44×2,91 м (или трех контейнеров 2,44х2,44×6,06 м) и различных типов техники с учетом установки в передней части грузовой кабины двух загрузочных лебедок, рабочего места бортового техника по авиадесантному оборудованию и наличия поперечного прохода достаточной ширины. Общая длина грузовой кабины с наклонной грузовой рампой, служащей одновременно трапом для въезда техники, составляет 24,5 м. Пространство под полом грузовой кабины используется под вспомогательные грузовые отсеки для размещения различного снаряжения.

Не меньшей проблемой стала хвостовая часть фюзеляжа. Она была спроектирована с учетом наклонного грузового люка, через который можно было бы сбрасывать тяжелые крупногабаритные грузы, а также военную технику методом парашютного срыва как на платформах, так и без них.

После изучения вариантов компоновок различных иностранных и советских транспортных самолетов конструкторы выбрали такую конфигурацию хвостовой части фюзеляжа, которая могла бы обеспечить свободную и быструю загрузку самолета со стороны хвоста и такой же свободный выход грузов при их парашютном десантировании.

Для этого в конструкции Ил-76 пришлось серьезно поработать над укреплением жесткости хвостовой части фюзеляжа.

Самолет Ил-14: технические характеристики, средняя скорость, боевое применение

***

Кроме того, на Ил-76 был применен ряд ноу-хау, дающий этому самолету преимущества перед другими аналогичными.

Так, например, носовая часть фюзеляжа, где размещалась кабина экипажа, была разделена на верхнюю, в которой размещаются два пилота, бортинженер и бортрадист, и нижнюю, где находится штурман с комплексом пилотажно-навигационного оборудования.

За кабиной пилотов расположен технический отсек с оборудованием, дополнительным откидным сиденьем бортоператора по десантно-транспортному оборудованию и местами для отдыха экипажа.

Большое преимущество Ил-76 в том, что кабина экипажа и грузовая кабина самолета герметизированы. Благодаря этому до высоты полета 6700 м там поддерживается нормальное атмосферное давление, а на высоте 11 000 м давление в кабинах соответствует высоте полета 2400 м.

Другая важная особенность Ил-76 – это его стойки шасси и колеса, оборудованные высокоэффективными тормозами большой энергоемкости. Колеса передней опоры могут поворачиваться на угол 50 градусов для обеспечения разворота самолета на полосе шириной 40 м.

Специальное многоколесное шасси позволило Ил-76 использовать значительно большее число грунтовых аэродромов, чем самолету Ан-12.

Самолет Ил-14: технические характеристики, средняя скорость, боевое применение

Изначально Ил-76 был оснащен четырьмя двигателями Д-30КП, обеспечивающими самолету высокую тяговооруженность. Причем – что важно для технического обслуживания самолета – двигатели на пилонах под крылом расположены таким образом, что они могут быть взаимозаменяемы.

Что касается топливной системы, то на Ил-76 она изначально отличалась простотой и высокой надежностью. Топливо размещалось в кессонных баках крыла, разбитых по числу двигателей на четыре группы.

В каждой группе баков имелся расходный отсек, из которого топливо автоматически, без дополнительных переключений баков в процессе выработки топлива, подавалось к двигателю.

Ряд особенностей на момент создания самолета имела и его система управления. Одна из основных – возможность перехода с бустерного управления на ручное.

Это обеспечило надежное управление самолетом в случае отказа всех двигателей при посадке, что значительно повышало безопасность полета. Уникальным на Ил-76 был и сам комплекс его бортового десантно-транспортного оборудования.

Он не только значительно расширил номенклатуру перевозимых грузов, в том числе длинномерной и крупногабаритной техники, стандартных сухопутных и морских контейнеров международного образца, но и обеспечил также их быструю погрузку-разгрузку без применения специального наземного оборудования. Причем все эти задачи могли решаться теперь одинаково эффективно при эксплуатации самолета как в центральных аэрогаванях, так и на отдаленных, плохо оборудованных аэродромах страны.

Под задачи десантирования также создавалось специальное оборудование, которое позволяло существенно сократить время при его переводе из походного в рабочее положение.

Оно состояло из бортовых и центральных секций сидений, тросов для принудительного раскрытия парашютов, разделителей и прерывателей потоков парашютистов и бортовых защитных полотнищ, прикрывающих десантников на рампе при десантировании.

Благодаря этому оборудованию раскрытие стабилизирующих парашютов десантников происходило в проеме грузового люка, но вне рампы, что позволяло исключить возможные зацепы или порывы стабилизирующих  устройств. А боковые двери защищали парашютистов от набегающего потока и позволяли безопасно покинуть самолет.

Самолет Ил-14: технические характеристики, средняя скорость, боевое применение

***

К середине 1980-х годов Ил-76 стал основным самолетом ВТА (около 50% самолетного парка). Главным экзаменом для Ил-76 стала война в Афганистане. Начиная с 1985 года основной объем перевозок в эту страну производился на самолетах Ил-76 (89% личного состава и 74% грузов), которые были наиболее защищены от воздействия ПВО противника.

Всего за годы войны ВТА выполнила в Афганистан более 26 900 самолеторейсов, из них на долю самолетов Ил-76 приходится 14 700. Кроме того, Ил-76 открыл новые возможности доставки различных грузов в труднодоступные места. В том числе и на дрейфующие научные станции в Северном Ледовитом океане.

Начиная с 1982 года неоднократно проводились высокоширотные воздушные экспедиции по доставке грузов на дрейфующие станции.

В ходе этих экспедиций специалистами ОКБ им. С. В. Ильюшина был разработан новый способ десантирования грузов на парашютно-грузовых системах с использованием гравитации (сброс грузов в режиме набора высоты), который сегодня довольно часто применяется при решении задач по доставке грузов в экстремальных ситуациях.

Самолет Ил-14: технические характеристики, средняя скорость, боевое применение

Мировые рекорды, установленные на Ил-76

– 4 апреля 1975 года советские парашютисты покинули борт самолета на высоте 15 386 м и пролетели в свободном падении 14 780 м. Командиром экипажа самолета был генерал-майор С. Г. Дедух.

– В июле 1975 года на первом серийном самолете Ил-76 экипаж заслуженного летчика-испытателя СССР Героя Советского Союза Я. И. Берникова в полете с грузом массой 70 121 кг достиг высоты 11 875 м.

В этот же день экипаж заслуженного летчика-испытателя А. М.

Тюрюмина в полетах по замкнутому маршруту показал рекордную среднюю скорость полета 857,657 км/ч с грузом 70 т на дальность 1000 км, и с грузом 70 т на дальности 2000 км достигнута рекордная средняя скорость 856,697 км/ч.

– 26 октября 1977 года советские парашютистки установили два мировых рекорда – одиночный прыжок с высоты 15 760 метров и свободное падение до высоты 960 м и групповой прыжок с высоты 14 846 метров – свободное падение до высоты 631 м.

– 27 октября того же года был установлен еще один женский мировой рекорд – парашютистка покинула борт самолета Ил-76 на высоте 14 974 м и пролетела в свободном падении до высоты 574 м. Командиром экипажа в этих полетах был А. М. Тюрюмин.

Читайте также:  Современная военная форма российской армии: новая экипировка, офицерская, парадная, полевая, знаки различия

Самолет Ил-14: технические характеристики, средняя скорость, боевое применение

Источник: https://tvzvezda.ru/news/forces/content/201705150924-qmok.htm

Самолет Ил-14: фото, технические характеристики

Еще громыхали по всем фронтам бои Великой Отечественной войны, а в КБ Ильюшина уже приступили к проектированию нового самолета, назначением которого должно стать служение мирному небу.

Приступив к работам в 1943 году, уже в 1945 первый опытный образец нового самолета поднялся в небо.

Это был пассажирский лайнер Ил-12, который должен был заменить в гражданской авиации устаревшие машины DC-3(«Дуглас») и советский его аналог Ли-2.

С созданием Ил-12 С. В. Ильюшин не прекратил исследовательские работы над улучшением характеристик нового самолета. Более того, впервые в мировой практике самолетостроения была поставлена и решена задача безопасности взлета машины с одним работающим двигателем.

Эта задача была решена С. В. Ильюшиным в новом проекте Ил-14. Еще в будущем были времена, когда новую машину за ее безотказность и работоспособность будут называть «рабочей лошадкой», но было сделано главное — была обеспечена безопасность человеческим жизням в полете.

Задача №1 или история создания Ил-14

Мировой опыт эксплуатации огромного парка двухдвигательных машин, да и эксплуатация отечественного Ил-12, показывал, что часто возникали ситуации, когда при отказе одного из двигателей на взлете прекратить полет уже не было возможности, что приводило к гибели людей и машин. Более безопасным становилось продолжение взлета, чем его прекращение.

Самолет Ил-14: технические характеристики, средняя скорость, боевое применение

В конце 1946 г., после завершения государственных испытаний самолета Ил-12, ОКБ С. В. Ильюшина приступило к решению этой проблемы.

Требовалось создать самолет, который должен был уметь не только выполнить безопасное завершение взлета в такой ситуации, но и сохранить свои летные и эксплуатационные качества.

Потребность в таком самолете становилась все острее с развитием пассажирского авиатранспорта.

Было исследовано много вариантов. Первый из них – увеличение мощности двигателей. Однако этот вариант искажал балансировку машины при одном работающем двигателе. Выход был найден в улучшении аэродинамических характеристик машины – необходимо было внести такие изменения в конструкцию машины, в результате которых уменьшилось бы сопротивления воздуха при взлете.

ОКБ С.В.Ильюшина вместе с ЦАГИ разработало крыло, уникальное по своим аэродинамическим свойствам. Новое крыло имело обратную стреловидность, большую толщину, меньшую площадь при прежнем размахе.

Изменили механизацию крыла: были установлены закрылки, обеспечивающие машине быстрый отрыв от земли, быстрый набор скорости и высоты.

Также была улучшена система управления шасси – стойки шасси убирались быстрее в два раза, что позволило еще уменьшить сопротивление воздуха при взлете.

Произведенные расчеты показали, что машина с такими аэродинамическими свойствами может взлетать с одним работающим двигателем прежней модели АШ-82ФН, с увеличенной незначительно мощностью.

В июле 1950г. летчиком-испытателем В. Коккинаки был выполнен первый полет на построенном опытном экземпляре Ил-14. После полета машина была отправлена на доработку, была доработана система воздушного охлаждения, изменено вертикальное оперение, улучшено устройство кабины.

Государственные испытания, завершившиеся в августе 1952 г., подтвердили превосходство нового самолета Ил-14 над предшественником по всем показателям. С осени 1953г. по решению правительства самолет запустили в серийное производство. Пассажирские перевозки стали выполняться на Ил-14 уже с ноября 1954г.

  Самолет ЯК-152: фото, характеристики

Особенности конструкции

Как уже отмечалось выше, отличиями самолета Ил-14 от предыдущей модели стали изменения в конструкции, улучшившие его аэродинамические свойства. Было спроектировано крыло с уникальной аэродинамической компоновкой составляющих агрегатов.

Благодаря новому крылу и улучшенному управлению шасси самолет быстрее отрывался от взлетной полосы, быстрее набирал высоту и скорость. Устройство пассажирской кабины Ил-14 улучшило устойчивость машины, что позволило обойтись без хвостовой опоры.

Для предохранения от обледенения была установлена усовершенствованная противообледенительная система (ПОС).

Самолет Ил-14: технические характеристики, средняя скорость, боевое применение

Преимущества и недостатки Ил-14

К числу преимуществ Ил-14 относятся его надёжность и безопасность. Благодаря этим качествам машины уменьшилось число авиакатастроф и других аварийных происшествий.

Мощные двигатели, установленные на самолете, позволяли использовать Ил-14 с грунтовых аэродромов или с коротких взлётно-посадочных полос, что в условиях отдаленных регионов или из-за отсутствия оборудованных ВПП являлось очень важным качеством. Благодаря установленному на борту электронному навигационному комплексу управление машиной было доступно даже экипажу с небольшим опытом.

Благодаря Ил-14 на долгое время была решена проблема пассажирских авиаперевозок как на внутренних маршрутах, так и на зарубежных авиарейсах.

С появлением Ил-14 авиаперелеты стали для населения страны таким же доступным транспортным средством, как передвижение на железнодорожном транспорте.

Востребованность в таких перевозках была настолько велика, что в машинах постоянно модифицировался салон для пассажиров, число пассажирских мест увеличилось от 18 вначале до 32 в некоторых экземплярах.

Недостатком самолета оставался высокий уровень шума от поршневых двигателей в пассажирском салоне Ил-14. Однако, как показала жизнь, этот недостаток не сказался на популярности авиалайнера среди населения.

Самолеты Ил-14 летали по всему миру, везде вызывая заслуженную признательность пассажиров. Простой в эксплуатации, комфортный и надежный, он действительно был летающим междугородним автобусом.

Технические характеристики Ил-14 самолета приведены ниже в таблице.

Самолет Ил-14: технические характеристики, средняя скорость, боевое применение

Варианты исполнения Ил-14

За долгую историю эксплуатации лайнеров Ил-14 было разработано около сорока различных вариантов машин. Такое разнообразие связано с применением машин в самых разных направлениях — для пассажирских перевозок, как транспортные машины, как санитарные, в качестве летающих лабораторий и в военных целях. Но основными среди них можно назвать 13 следующих вариантов.

  • Ил-14 – первый и единственный экземпляр, использовался для опытных испытаний конструкции, рассчитан на 18 мест, испытывался с двигателями модели АШ-82ФН воздушного охлаждения.
  • Ил-14П – основной производившийся серийно вариант с новыми двигателями модели АШ-82Т большей мощности.
  • Ил-14М – версия, используемая для исследовательских целей при развитии конструкции в дальнейшем, рассчитана на 24 пассажира, позже на 28 и 36 человек, имела более удлинённый фюзеляж
  • Ил-14ЛЛ – вариант летающей лаборатории, применялся для исследовательских и разведывательных работ, особенно в Арктике.
  • Ил-14С – (или Ил-14СИ, Ил-14ПС, Ил-14СО) – спец-версии машины, предназначенные для перевозок руководящего состава страны и партийных деятелей, имели салон для пассажиров повышенной комфортности и дополнительные емкости для топлива, обеспечивающие большую дальность полёта.
  • Ил-14ЗОД – транспортно-десантный вариант машины, с устройством выброса десанта.
  • Ил-14Г – грузовой вариант машины, имел грузоподъемность 3,5 тонны.
  • Ил-14Т – транспортный вариант машины.
  • Ил-14ФК (или Ил-14ФКМ) – использовались для аэрофотосъёмки.

  Самолет Пилатус PC-12Самолет Ил-14: технические характеристики, средняя скорость, боевое применение

Эксплуатация

Итак, в состав Аэрофлота вошел уникальный самолет, получивший в будущем характеристику «рабочая лошадка» за свою работоспособность и неприхотливость. Регулярно пассажирские перевозки на нем стали выполняться с 1954 года.

С начала 1955 года ИЛ-14 стал основным среднемагистральным самолетом гражданской авиации страны. На маршрутах применялись в основном варианты машин Ил-14П на 18 пассажиров и Ил-14М на 24 пассажира.

Число пассажирских мест на самолете постоянно увеличивалось и доходило до 36 мест.

В качестве пассажирского лайнера Ил-14 использовался как странами-участницами Варшавского договора, так и другими дружественными СССР государствами.

 Машины использовались на авиамаршрутах страны до начала 1990-х годов, после чего постепенно были списаны. Столь продолжительный срок эксплуатации, более 30 лет, объяснялся:

  • Во-первых, надежностью и качеством.
  • Во-вторых, большим количеством модификаций со специальными функциями, машины применялись широко в исследовательских и военных целях.
  • В-третьих, и в главных, им не было замены.

Самолет успешно применялся в северных регионах страны для разведок дрейфа льдов. Участвовал в сопровождении атомного ледокола «Арктика» на Северный полюс, сопровождал к Северному полюсу исследовательскую лыжную экспедицию. Побывал на обоих полюсах планеты, исследования которых были выполнены с его помощью.

Равноценной замены этому самолету в северных районах страны нет до сегодняшнего времени. Неприхотливый, способный на взлет и посадку с небольших ледовых площадок, он безотказно выполнял возложенные на него функции, несмотря на 70-градусные морозы, разреженный воздух или другие сложные метеоусловия. Также Ил-14 широко использовался в геологии и картографии при аэросъемках местности.

Помимо мирного применения, Ил-14 участвовали в 6-дневной войне между Израилем и Египтом. В боевых действиях «илы» понесли потери, были сбиты две машины и еще три уничтожены на аэродроме. Самолет строился по лицензии также в ГДР и Чехословакии. Фото Ил-14 вы можете видеть ниже.

Самолет Ил-14: технические характеристики, средняя скорость, боевое применение

Заключение

Авиалайнеры Ил-14 внесли большой вклад в развитие гражданского воздушного флота СССР. Они славно служили Аэрофлоту до начала 1990-х годов.

С появлением Ил-14 отечественная авиация страны получила импульс к дальнейшему развитию и переходу ее на новый уровень технической оснащенности и эксплуатационной культуры.

Применение Ил-14 перевело пассажирское авиасообщение в разряд доступных видов транспортных средств сообщения. Благодаря своим качествам самолет «пережил» на службе стране некоторые реактивные лайнеры.

К сегодняшнему времени в РФ сохранились только три машины Ил-14, пригодные к полетам. Все они восстановлены силами и на средства энтузиастов. Общее количество построенных авиамашин Ил-14 составляло 1348 экземпляров, из них в СССР изготовлено 1065 единиц, в Чехословакии– 203 единицы, и в ГДР – 80 единиц. Вот такая интересная история.

Источник: http://samoleting.ru/samolety/samolet-il-14-foto-tehnicheskie-harakteristiki.html

Ил-14 технические характеристики самолёта — история создания

В 40-х 20-го века годах в Советском Союзе возникла потребность заменить устаревшие самолёты иЛ-12 и Ли-2, предоставив более совершенную и современную альтернативу. Благодаря этой необходимости был спроектирован новый советский самолёт Ил-14, намного превосходящий своих предшественников по всем параметрам. 13 июня 1950 года на нём был совершён первый полёт.

История создания самолёта

Когда испытания предшествующей модели (Ил-12) были завершены, конструкторы ОБКМ начали проектировать новую, более совершенную модель, способную осуществить безопасную посадку даже с одним работающим двигателем.

Внешним прототипы наработки были схожи с предшественником – Ил-12. Однако внутри имелось существенное отличие – в Ил-14 были установлены двигатели типа АШ-73, взлётная мощность которых была увеличена.

В ходе испытаний было выявлено, что установка двигателей такого типа и достижение увеличения тяги не даёт решения проблемы. Было принято решение разработать новое крыло с улучшенной механизацией. Так было достигнуто улучшение аэродинамических свойств, что позволило осуществлять полёты с одним рабочим двигателем.

Для того, чтобы решить проблему воздушного сопротивления в момент взлёта, конструкторы оснастили самолёт улучшенной системой шасси, что помогло увеличить скорость убирания стоек. Винты подверглись флюгированию.

Читайте также:  Ка-62: новый российский вертолёт, тактико-технические характеристики (ттх), описание конструкции, применение

Самолет Ил-14: технические характеристики, средняя скорость, боевое применение

Летом 1950 года провели первый испытательный полёт модели Ил-14 с двигателями АШ-82ФН, продлившийся не более 15 минут (был прерван по причине перегрева теплообменника). Это привело конструкторов к решению о необходимости переработки системы выхлопа, которую впоследствии конструкторы объединили с воздушной.

Не осталось без внимания и вертикальное оперение самолёта, что позволило улучшить управляемость. Для достижения более широкого обзора была переделана кабина, в которой увеличилась площадь остекления.

Начало эксплуатации

Зимой, в 1951 году, государственная комиссия приступила к проведению исследований, которые закончились в августе 1952 года. В ходе этих испытаний составили отчёт, в котором говорилось о многократном и всестороннем превосходстве Ил-14 над её предшественником.

В 1952 году стартовала эксплуатация модели в разных условиях климата. Летние испытания показали экономичность и скорость, в которых машина опережала предыдущий — Ил-12.

Лайнер рекомендовали к серийному производству зимой 1952 года. В 1953 году было положено начало выпуску самолёта. С ноября 1954 года начались пелёты с пассажирами на лайнере Ил-14. Позже самолёт стали приспособлять для самых разных целей.

В итоге на борту лайнера могли разместиться от 24 до 32 человек. В дальнейшем было разработано 15 различных модификаций самолёта, распределённых по специальным назначениям. Вплоть до конца 1980-х годов эта машина активно эксплуатировался на территории СССР, а также закупался другими государствами. Только в конце 1980-х годов он был списан.

Почти 30-летний срок эксплуатации можно объяснить качеством и надёжностью этого самолёта. Но не в последнюю очередь причиной такого длительного эксплуатирования лайнера было отсутствие альтернативы. Ремонтные работы для самолётов Ил-14 был прекращён только в 1986 году.

Лётно-технические характеристики

Список лётно-технических характеристик знаменитого лайнера Ил-14:

  • Длина корпуса – 21,31 метра у модели Ил-14П, 22,31 метра в Ил-14М и более поздних моделях;
  • Экипаж – от 2 до 5 человек;
  • Вместимость пассажиров – 36 человек;
  • Максимально допустимая взлётная масса – 18,5 тонн;
  • Масса пустого самолёта – 12,7 тонн;
  • Высота полёта – 6,5 километров;
  • Дальность полёта – 1250 километров;
  • Крейсерская скорость – 345 км/ч;
  • Максимальная скорость – 430 км/ч;
  • Двигатели – два АШ-82Т с мощностью в 1950 л.с.;
  • Высота – 7,8 метра;
  • Размах крыла – 37,1 метра.

Список из нескольких существовавших модификаций:

  • Ил-14 Патрульный – самолёт, на борту которого располагалось современное поисковое и аэронавигационное оборудование, была увеличена продолжительность полёта и улучшен комфорт для экипажа;
  • Ил-14 РР – предназначался для целей разведки, поиска, перевозки грузов, аэросъёмки;
  • Ил-14 Полярный – эта модель была целенаправленно усовершенствована для экспедиций в антарктиде;
  • Ил-14 ЛР – модификация модели Полярный.

Особенности и применение

В настоящее время на территории Российской Федерации сохранились всего 3 самолёта Ил-14, способные осуществить полёт. Все 3 машины были восстановлены усилиями энтузиастов. Материальные расходы соответственно были возложены на них. Восстановленные машины базируются на небольших аэродромах.

Существуют случаи применения этого самолёта для боевых задач. Один из таких случаев – перевозка офицеров в ходе боевых действий между Израилем и Египтом. Один из этих рейсов был сбит.

В ходе боевых действий в воздухе были уничтожены ещё 2 самолёта. Многие модели были разрушены на аэродромах. Во множестве государств всего мира Ил-14 применялся в гражданских целях.

Благодаря 15 имеющимся модификациям, Ил-14 применялся как для гражданских, так и для исследовательских и военных целей. Он использовался во время исследования полюсов, был популярен среди картографов и геологов.

Широкое и длительное эксплуатирование, а также превосходные лётные характеристики позволяют причислить этот самолёт к одному из самых значительных и наиболее выдающихся во всей линейке мировой авиации.

Источник: https://VPolete.online/samoletyi/il-14.html

Обзор, технические характеристики, история разработки Ил-14

Ил-14 — ближнемагистральный двухдвигательный поршневой самолет советского конструирования.

Является усовершенствованной версией пассажирского самолета двухдвигателного типа — Ил-12. Создан для улучшения летной программы при отказе одного из двигателей. Успешно спроектированный новый самолет был задействован практически во всех сферах жизни, начиная наукой и транспортировкой грузов и заканчивая военными назначениями.

Его конструкция оказалась прочной и неприхотливой, а управление легким и надежным, что позволило задействовать самолет в суровых арктических условиях, где другие летно-транспортные средства не выдерживали и выходили из строя.

История разработки

Предшественниками самолета Ил-14 стали ближнемагистральные пассажирские модели Ли-2 и Ил-12. В послевоенное время перед авиацией Советского Союза встал вопрос о необходимости создания самолета, который обеспечит продолжение взлета даже при отказе одного из двигателей. В таких ситуациях безопаснее окажется, если самолет продолжит набор высоты, чем попытка его остановить.

Испытания Ил-12, которые состоялись в конце 1946 года, показали, что он не способен к таким маневрам. Было принято решение о конструировании усовершенствованного самолета.

Первая попытка конструирования лайнера Ил-14 показала, что новая модель отличен от Ил-12 лишь весом и габаритами, а компоновочные и аэродинамические показатели почти аналогичны.

Разработчики пытались внедрить в новую модель лайнера Ил-14 более мощные двигатели, предполагая, что при отказе одного из них, второй сможет полностью скомпенсировать его работу и взять нагрузку на себя. Но данная задумка оказалась недейственной. Конструкторы не учли тягу новых более мощных двигателей.

При отказе одного самолет скосило в сторону работающего, и выровнять его без вмешательства опытных летчиков не получилось бы.

Правильным решением оказалось снабжение нового Ил-14 чуть более мощным двигателем АШ-82 ФН и изменение конфигурации крыльев самолета. Новый вид крыльев, которые имели измененный угол, позволил уменьшить сопротивление. При этом их несущая сила почти не изменилась. В итоге лайнер смог быстрее оторваться от земли и набрать высоту.

Несмотря на изменения внешних показателей Ил-14, его компоновочные данные остались идентичны пассажирскому салону Ил-12. Самолет был ориентирован на 18 пассажирских мест.

Немалое внимание разработчиков было обращено на увеличение уровня безопасности полета и посадки лайнера в суровых метеорологических условиях.

Особое место было отведено усовершенствованию противообледенелой системе и снабжению нового летательного аппарата пилотажно-навигационного и радиационного снаряжения, передового на то время.

В качестве основы противообледенелой системы использовались выхлопные газы двигателей.

Впервые Ил-14 поднялся в небо 13 июля 1950 года, но полет продлился недолго. Уже через 15 минут его пришлось посадить из-за сильного перегрева теплообменников.

Проблема была решена после обмотки трубопровода асбестовыми сетками. Изменению подверглась и передняя часть самолета. Кабина пилота стала обширнее и обзор увеличился.

Через два с половиной месяца была завершена конечная версия лайнера Ил-14П. Оценка нового самолета оказалась очень высокой.

Особенности самолета Ил-14

  • На сегодняшний день осталось всего три рабочих машины версии Ил-14:
  • • Ил-14 «Советский союз» RA-05463;
  • • Ил-14Т «Пингвин» RA-1114К;
  • • Ил-14Т «Голубая мечта».

Их восстановление ровно, как и затраты легли на плечи трех любителей самолетов энтузиастов. Восстановленные экземпляры задействованы на небольших аэродромах страны.

По данным, опубликованным в2006году, около70 самолетов Ил-14 было потеряно в катастрофах, авариях и в ходе военных действий.

Лайнер пользовался мировой популярностью и был задействован в пассажирских перевозках в 31 стране мира. Большое количество созданных модификаций позволили задействовать его во многих сферах.

Версии

  1. К числу наиболее популярных модификаций относят:
  2. • Ил-14 — первая базовая версия;
  3. • Ил-14Т — транспортная модель;
  4. • Ил-14П — пассажирский самолет, предназначенный для перевозки 18 пассажиров;
  5. • Ил-14М — модернизированный салон, вмещающий до 32 пассажирских места;
  6. • Ил-14Г — грузовой самолет. Оснащен обширным грузовым отсеком, вмещающим грузы до 3500 кг, усиленным полом и модифицированной грузовой дверью;
  7. • Ил-14ПС, С, СИ, СО — высоко комфортабельные варианты самолета Ил-14, созданные специально для транспортировки высокопоставленных лиц;
  8. • Ил-14 ЛИК, ЛЛ — летающие лаборатории;

• Ил-14 ФК, Ил-14 ФКМ — разведывательные модели для аэрофотосъемки, были снабжены самой передовой навигационной техникой и оборудованы специально для аэрофотографических действий. Сыграли огромную роль при исследовании отдаленных территорий страны. Способствовали изучению более чем двух миллионов квадратных метров отдаленных лесных зон.

Эксплуатация

В октябре 1950года был проведен первый полет второго опытного самолета, который получил название Ил-14П. Его пилотировал В. К. Коккинакин. По результатам было доказано, что новая модель превосходит прежнюю Ил-12 по максимальной скорости, которая увеличилась на 30км/ч и дальности полета.

После ряда испытательных работ Ил-14 в 1953 году перешел в серийное производство на авиастроительном заводе в городе Ташкент, а после его стали выпускать и в Московском заводе No30.

Эксплуатация новых летательных машин с целью пассажирских перевозок началась в ноябре 1954 года на базе аэродромов «Аэрофлота», где самолеты показали высочайший уровень надежности, простоту обслуживания и безопасности полета.

Авиалайнер эксплуатировался на советских аэродромах до конца 80-х годов, после чего его перестали выпускать. А с 1986 года вовсе перестали ремонтировать. За всю историю производства и эксплуатации было выпущено от 1500-4000 экземпляров, точная цифра неизвестна.

Из них большинство пострадало при перевозках военных грузов и на военных аэродромах, несколько машин вышли из строя. Большой срок использования самолетов Ил-14 можно объяснить его прочностью и качеством.

Кроме того, на тот момент не было лайнера, аналогичного по качественным характеристикам и его попросту нечем было заменить.

Салон Ил-14

В зависимости от модификации и назначения, определенные экземпляры самолетов линейки Ил-14 имели различия в обустройстве и вместительности салона. Так, грузовые и транспортные модели были специально сконструированы таким образом, что их салон вмещал максимально возможное количество грузов, при этом количество пассажирских мест было сокращено.

В пассажирских моделях имелись от 18 до 42-х мест. При этом лайнер сопровождался 2-5 членами экипажа. Наиболее комфортабельным и обустроенным считались самолеты Ил-14 С, СИ, СО. Их создали специально для перевозки высокопоставленных лиц как Советского Союза, так и зарубежных стран.

Позже Был выпущен усиленный вариант пассажирского самолета, ориентированный на транспортировку 42 человек.

  • Салон самолетов версии Ил-14 ФК был полностью оборудован под аэрофотосъемку: в нем имелись специальные отсеки для съемки, внедрены три фотокамеры, которые использовались двумя операторами.
  • Кабина пилота была просторнее, чем в самолетах Ил-12 и оборудована наилучшими и передовыми средствами навигации и радиопередатчиками.
  • 7. Технические характеристики:
  • • Длина самолета — 21,3- 22,3м
  • • Размер крыльев — 31,8м
  • • Высота — 7,7 м
  • • Двигатели — АШ-82Т 1950л/с.
  • • Максимальная скорость полета — 430 км/ч
  • • Крейсерская скорость полета — 345 км/ч
  • • Максимальная дальность полета — 1250км
  • • Высота или потолок полета — 6,5 км
  • • Вес пустого лайнера — 12,7 т
  • • Максимальная взлетная масса — 18,5 т
  • • Максимальное число пассажиров — 36-42ч
  • • Экипаж — 2-5 ч
Читайте также:  Мтлб расшифровка: технические характеристики (ттх), механик водитель, вездеход на севере, вес, масса, габариты,

Новости

Интересно. Неоднократно отдельные экземпляры самолетовИл-14 принимали участие в киносъемках. Известно, что на одном из таких был совершен полет вовремя съемок фильма Александра Прокшина «Чудо», который состоялся на аэродроме Остафьево.

Известно, что один из самолетов версии Ил-14 стоит сегодня на стоянке в аэродроме Газпрома. О его состоянии судить тяжело, так как доступ к нему закрыт.

Заключение

Самолеты Ил-14 оставили после себя хорошее впечатление и показали наивысшее советское качество работы.

Источник: https://AviaWiki.com/samolet/il/il-14

il-14 | ИСТОРИЯ

  В 1943 году, в самый разгар Великой Отечествен­ной войны, Сергей Ильюшин, понимая, что после войны стране потребуется гражданский пассажирский самолет лучше, чем Ли-2 (ДС-3), начинает проектирование пер­вого в практике ОКБ пассажирского самолета — Ил-12.

Одной из основных особенностей проекта было отсут­ствие каких-либо технических требований к подобному ВС. Главной задачей являлось обеспечить пассажирам максимальную безопасность полета и комфорт.

Пассажи­ровместимость, грузоподъемность, крейсерская скорость и дальность полета будущего самолета должны были быть больше, чем у Ли-2.

  Изначально свой Ил-12 Сергей Ильюшин планиро­вал оснастить силовой установкой на базе двух мо­торов семейства М-88, хорошо зарекомендовавших себя на крыле бомбардировщиков Ил-4. Впервые в небо в ав­густе 1945 года опытный Ил-12 поднимают дизели Алек­сея Чаромского АЧ-31.

Но несколько испытательных по­летов выявили необходимость значительной доводки ди­зельных двигателей до полного соответствия требовани­ям, предъявляемым к силовым установкам пассажирских ВС.

Судьба машины становится неопределенной: под угро­зой планируемые сроки завершения госиспытаний и на­чала эксплуатации Ил-12 на авиалиниях СССР.

  В сложившейся обстановке Сергей Ильюшин прини­мает единственно правильное решение: заменить дизе­ли АЧ-31 проверенными за долгие годы войны бензино­выми моторами.

Считая, что безотказная работа силовой установки является одним из важнейших условий безо­пасности полета, Ильюшин остановил свой выбор на уни­кальной пермской «звезде» — широко применявшемся на отечественных истребителях Ла-5 и Ла-7, бомбардиров­щиках Ту-2 двигателе воздушного охлаждения АШ-82ФН разработки пермского КБ (ныне ОАО «Авиадвигатель»). Характеристики мотора Аркадия Швецова были близки к требованиям, предъявляемым к силовым установкам пас­сажирских ВС, а отсутствие жидкостного охлаждения по­зволяло существенно упростить эксплуатационное обслу­живание и сократить время подготовки к полету, особен­но в зимних условиях.

 АШ-82ФН (до 1 апреля 1944 года именовался М-82ФНВ) — модификация двигателя АШ-82 (М-82). От­личался от базового мотора непосредственным впрыском топлива и увеличенным наддувом.

  Опытные образцы двигателя прошли испытания в конце 1942 года. С января 1943 года АШ-82ФН серийно выпускался Заводом № 19 и Заводом № 29. АШ-82ФН четвертой серии отличались усиленным коленвалом (аналогично АШ-83), на пятой серии специалисты перм­ского КБ ввели гильзы с параболическим профилем и усиленным фланцем.

  Необходимо подчеркнуть, что целесообразность оснащения нового пассажирского самолета швецовскими «звездочками» подтвердили «продувки» моделей Ил-12 в аэродинамических трубах ЦАГИ. Испытания показали, что замена дизелей пермскими моторами не вносит существен­ных изменений в аэродинамику перспективного самолета.

   В январе 1946 года братья Константин и Владимир Коккинаки подняли в небо первый опытный Ил-12 с мо­торами АШ-82ФН.

Результаты летных испытаний — нагляд­ное свидетельство того, что ОКБ Ильюшина удалось соз­дать скоростной авиалайнер, значительно превосходя­щий по летно-техническим характеристикам отечествен­ный Ли-2 и американский С-47.

А результаты испытаний и опыт полетов Ил-12 на трассах «Аэрофлота» продемон­стрировали возможность дальнейшей модернизации это­го уникального для своего времени воздушного судна.

  Высокая оценка самолета Ил-12 заводскими летчиками- испытателями, их уверенность в надежности самолета и пермских двигателей поспособствовали принятию решения о запуске самолета в серийную эксплуатацию еще до нача­ла госиспытаний.

Это позволило значительно ускорить се­рийный выпуск нового пассажирского лайнера и оснаще­ние им отечественной гражданской авиации. Кстати, уже 1 мая 1947 года группа Ил-12 приняла участие в воздушном параде над Красной площадью.

  В июне 1947 года начались регулярные полеты Ил-12 по основным линиям Аэрофлота с пассажирами на борту.

Лет­чики высоко оценили пассажирский Ил-12, отмечая простор пилотской кабины, устойчивость новой машины на взлете и посадке как в нормальных условиях, так и при боковом ветре, высокую энерговооруженность и скороподъемность, позволяющую быстро пробивать облачность, надежную ра­боту пермских моторов в условиях обледенения.

  С 1948 года Ил-12 — активный участник международ­ных перевозок. Его первой линией стала Москва-София.

Затем в его регулярных рейсах появились столицы Евро­пы и Азии: Прага и Улан-Батор, Тегеран и Будапешт, го­рода Китая, Польши и т.д.

А с 1956 года Ил-12 начал широко использоваться Полярной авиацией Главсевморпути, а спустя два года Ил-12 первым из советских само­летов, который пролетел над Южным географическим полюсом.

  Регулярная эксплуатация Ил-12 началась всего че­рез полтора года после взлета первого опытного само­лета, оснащенного АШ-82ФН. А спустя первые шесть ме­сяцев налет Ил-12 превысил 4 миллиона км, более 5 000 посадок. С такими высокими темпами ввода в эксплуа­тацию нового авиалайнера отечественная авиация стол­кнулась впервые.

  Сразу после завершения госиспытаний Ил-12 коллек­тив ОКБ Ильюшина приступило к решению новой для ми­рового самолетостроения того времени проблемы обеспе­чения взлета двухмоторного самолета после отказа одно­го из двигателей во время разбега авиалайнера или сра­зу после его отрыва от земли.

  По своей схеме, аэродинамическим и компоновочным особенностям будущий Ил-14 повторял Ил-12, отличаясь лишь большими размерами и массой.

Для Ил-14 было спроектировано новое крыло, изменена его взлётно-посадочная механизация: на нём устанавливали закрылки, и его аэродинамическое качество с выпущенными закрылками в диапазоне от скорости отрыва до 175 км/ч стало выше, чем у крыла Ил-12, что позволяло самолёту быстрее отрываться от земли и набирать высоту. Дополнительному уменьшению лобового сопротивления самолёта на взлёте способствовало сокращение времени уборки шасси и флюгирования воздушного винта. Сохраняя компоновочные особенности пассажирской кабины самолёта Ил-12 на 18 пассажирских мест, новый самолёт имел значительно более передний диапазон эксплуатационных центровок, равный 12-19 % САХ (по сравнению с 19-22 % на Ил-12), что улучшило устойчивость самолёта на земле и позволило отказаться от хвостовой опоры.

  На Ил-14 Сергей Илью­шин предполагал установить два самых мощных в то время отечественных поршневых двигателя АШ-73 разработки Аркадия Швецова.

Возросшая при этом энерговооружен­ность силовой установки самолета обеспечивала возмож­ность продолжения взлета при отказе одного из двигателей на скорости выше критической (когда из-за ограничения длины ВПП остановка невозможна), а увеличение числа пассажиров до 48 вместо 32-х обеспечивало экономическую эффективность нового самолета по сравнению с Ил-12.

 Несмотря на открывшиеся перспективы, проект само­лета Ил-14 с двигателями АШ-73 так и не был реализован.

Дальнейшие совместные работы конструкторских кол­лективов Ильюшина и Швецова показали, что большая энерговооруженность сильно осложняет путевую балан­сировку при отказе двигателя на взлете.

При появлении значительного разворачивающего момента киль, руль управления, элероны должны быть достаточно эффектив­ными на малых скоростях полета, при этом управление самолетом должно оставаться простым, без чрезмерного увеличения нагрузок на органы управления.

  Между тем в КБ Ильюшина создание Ил-14 продолжалось.

После улучшения аэродинамики нового лайнера, изменения взлетно-посадочной механизации крыла и других нововве­дений, расчеты показали, что новый самолет сможет надеж­но взлетать на одном двигателе на всех возможных режимах при условии незначительного (всего лишь на 50 л.с.) повы­шения мощности серийных АШ-82ФН. Поэтому Аркадий Шве­цов предложил Сергею Ильюшину другой двигатель АШ-82Т.

 Первый полёт опытного Ил-14 с поршневыми двигателями АШ-82ФН был совершён 13 июля 1950 года под командованием Владимира Коккинаки. Полёт продолжался всего 15 минут из-за высокой температуры в теплообменниках воздушно-тепловой системы.

  Для второго опытного экземпляра Ил-14, получившего обозначение Ил-14П, была спроектирована новая выхлопная и воздушно-тепловая системы, объединённые в единый агрегат; для улучшения управляемости на малых скоростях площадь вертикального оперения Ил-14П была увеличена на 17 %. Также был улучшен обзор из кабины путём увеличения передних и боковых стёкол.

  Взлетная мощность нового пермского двигателя, соз­данного в 1949 году на базе АШ-83 возросла до 1900 л.с. Она сохранялась до высот 400-500 м, что значительно повысило безопасность эксплуатации Ил-14 на высоко­горных аэродромах и при высокой температуре воздуха.

  АШ-82Т имел достаточно малый удельный расход топли­ва на крейсерских режимах полета- 200-220 г/(л.с.-ч.

) Его конструктивными особенностями его являются редук­тор с самоустанавливающейся ведущей шестерней для выравнивания нагрузок на сателлитные шестерни пере­дачи и механизм уравновешивания сил инерции второ­го порядка, а также «плавающие» седла клапанов.

В от­личие от моторов АШ-82ФН и АШ-21, запуск АШ-83 про­изводился не сжатым воздухом, а при помощи электрои­нерционного стартера комбинированного действия, как на моторах АШ-73ТК. Одновременно в Перми были раз­вернута работа по увеличению надежности двигателя и доведению его ресурса до 500 часов (в дальнейшем ре­сурс М-82Т увеличен до 1200 часов).

  АШ-82Т находился в серийном производстве в СССР до 1953 года, а в некоторых странах социалистического содружества до 1977 -1978 годов.

  Регулярные пассажирские перевозки на самолете Ил-14П с двигателями АШ-82Т начались в ноябре 1954 года. В тот период эти самолеты активно использовались и для особо ответственных правительственных переле­тов.

В 1955 году во время визитов советской правитель­ственной делегации в Индию, Бирму и Афганистан де­сять Ил-14П пролетели в общей сложности по 22500 км.

На всем протяжении перелета матчасть, в том числе и АШ-82Т, отработала безотказно, а эксплуатация Ил-14П на воздушных линиях «Аэрофлота» подтвердила высо­кий уровень безопасности и надежности самолетов, обе­спеченный в том числе безукоризненной работой перм­ских двигателей.

  Ил-14П строился в 14 вариантах и выпускался серий­но не только в Советском Союзе, но и в ЧССР и ГДР, вплоть до начала 1990 годов работал в авиакомпаниях Кубы, Гви­неи, Египта, Индии, Польши, Монголии, Югославии, Вен­грии, Румынии, Китая и многих других стран.

Массовая и длительная эксплуатация Ил-14, широкое использо­вание его научными экспедициями на Северном и Юж­ном полюсах, эксплуатация в различных климатических условиях — все это подтвердило достоинства конструк­ции самолета и силовой установки, их высокие летные и технико-экономические качества.

Источник: https://www.il-14.ru/history

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector