Самолёт су-24: российский фронтовой бомбардировщик, технические характеристики (ттх) штурмовика-истребителя

Самый массовый боевой самолёт ВВС России считают аналогом американского F-111, но кроме ударных задач с применением обычного или ядерного вооружения Су-24М был прекрасно приспособлен для прорыва системы ПВО противника, для чего самолёт нёс противорадиолокационные ракеты различных типов.

С крылом изменяемой стреловидности и сверхзвуковой скоростью он до сих пор остаётся в строю на защите воздушных рубежей Родины.

История создания

В 1960-х годах у вероятного противника появились на вооружении зенитные ракеты с активными ГСН,  поражающие самолёты на любой высоте. Возникла необходимость создания самолёта способного на сверхзвуковых скоростях и предельно малых высотах уничтожать цели вне пределов видимости РЛС.

Самолёт СУ-24: российский фронтовой бомбардировщик, технические характеристики (ТТХ) штурмовика-истребителя

Су-24

В ОКБ Сухого работы над новым проектом начались в 1963 году, но с изменением задач по взлётно-посадочным характеристикам взяли в разработку новую модель Т6. Новый самолёт построили с крылом треугольной формы и тонким профилем, а для уменьшения длины разбега установили специальные двигатели, расположенные в фюзеляже.

Но и от этой схемы пришлось отказаться, второй прототип Т6-2И получил крыло изменяемой стреловидности и не нуждался в дополнительных двигателях, при этом сохранил требования к взлётно-посадочным характеристикам. Теперь он классифицировался как фронтовой бомбардировщик и в городе Новосибирске на авиационном заводе построили опытный образец. Лётчик-испытатель В.С. Ильюшин впервые опробовал машину в воздухе в 1970 году 17 января.

Самолёт поучил обозначение Су-24 и поступил для лётных испытаний, которые продолжались с 1970 по 1976 год. В ходе программы заменили двигатели, установили более мощные АЛ-21Ф-3А. В последний день уходящего 1971 года лётчик-испытатель В.

Волынов поднял в воздух головной серийный образец этого самолёта.

Таким образом, на смену Як-28 пришёл современный штурмовик Су-24 – машина нового поколения с надёжным, но более сложным техническим и радионавигационным оборудованием и мощным вооружением.

Конструкция самолёта

Аэродинамическая компоновка Су-24 традиционна – это планер с крылом верхнего расположения и хвостовым вертикальным и горизонтальным оперением. Крыло изменяемой стреловидности отличается высокой механизацией, на каждой консоли установлены выдвижные двухщелевые трёхсекционные закрылки с дефлекторами, предкрылки из четырёх секций и двухсекционные интерцепторы.

Самолёт СУ-24: российский фронтовой бомбардировщик, технические характеристики (ТТХ) штурмовика-истребителя

Су-24

Силовая установка машины включает два турбореактивных двигателя АЛ-21Ф-3 с мощностью на форсажном режиме по 11200 кгс каждый. Отличительной чертой Су-24 стал внешний вид воздухозаборников и коробчаты-кругловатые пропорции самолёта, за что он и получил прозвища «Сундук» или «Чемодан».

На самолёте установлено трёхопорное шасси, основные стойки оборудованы тормозами, передняя стойка бестормозная с управлением для руления по аэродрому.

Самолёт СУ-24: российский фронтовой бомбардировщик, технические характеристики (ТТХ) штурмовика-истребителя

Су-24М компоновочная схема

Кабина экипажа с расположеним пилота и штурмана бок о бок, что позволяет им обмениваться жестами, но ухудшает обзор.

Приборная доска выполнена в сине-зелёном цвете, подсветка приборов и оборудования кабины в ночных полётах сделана заливающим красным светом.

Особенностью Су-24 стало наличие электрических рычагов управления двигателями механически не связанных с силовыми установками.

Катапультные кресла пилотов К-36ДМ разрешают покидать машину на скорости не менее 70 км/ч, но случай происшедший на стоянке внёс коррективы в перспективы катапультирования.

Когда запустили двигатели, ручка управления, задев за фиксатор катапульты, рывком заняла нейтральное положение и штурман катапультировался.

Все системы отработали в установленном порядке и пилот благополучно приземлился.

После этого эпизода стали фиксировать управление фалом, а штурман стал единственным человеком испытавшим катапультирование с земли на нулевой скорости с самолёта Су-24.

Самолёт СУ-24: российский фронтовой бомбардировщик, технические характеристики (ТТХ) штурмовика-истребителя

Су-24

Тактико-технические характеристики Су-24 (максимальная скорость)

  • Количество членов экипажа – 2
  • Длина – 25, 59 м
  • Высота – 6,19 м
  • Стреловидность в зависимости от режима полёта – 160, 350, 450, 690
  • Поперечное V крыла – 4,50
  • Вес пустого самолёта – 22300 кг
  • Максимальный взлётный вес – 39700 кг
  • Максимальный посадочный вес – 28000 кг
  • Запас топлива в баках – 11 860 л
  • Двигатели – 2 Х АЛ-21Ф-3
  • Максимальная скорость у земли – 1320 км/ч
  • Максимальная скорость на высоте – 1600 км/ч
  • Взлётная дистанция – 1150 м
  • Расстояние от точки касания ВПП до полной остановки самолёта – 950 м
  • Потолок – 11500 м
  • Радиус боевых действий – 560 км
  • Дальность  для перегонки – 2850 км с ПТБ
  • Наибольшая перегрузка при эксплуатации – 6,5 G

Особо надо сказать о вооружении Су-24, если изначально предполагалось, что самолёт нёс  лишь ядерные УР Х-23 или Х-23М и противолокационную УР Х-78, то в дальнейшем расширили номенклатуру вооружения и включили ракеты Х-25 МР/МЛ и УР «Воздух – РЛС» Х-58 с аппаратурой наведения на цели «Фантасмагория», а также УР «воздух – поверхность» Х-29 и Х-59.

Кроме этого для самообороны у штурмовика устанавливалась шестиствольная 23-мм пушка ГШ-6-23М скорострельностью до 10 тыс. выстрелов в минуту и запасом в 500 снарядов.

Самолёт СУ-24: российский фронтовой бомбардировщик, технические характеристики (ТТХ) штурмовика-истребителя

Су-24 взлёт

Недостатки и отличия Су-24 от Су-25

Основным и самым главным недостатком Су-24 является высокий уровень аварийности сопутствующий этому самолёту. Машина весьма сложная в пилотировании, только во время лётных испытаний потеряно 14 самолётов, эксплуатация в строевых частях приносила по 5-6 катастроф и аварий ежегодно.

Су-25 отличается от предшественника тем, что имеет большую степень защиты, недаром его прозвали «летающим танком». Кабина нового штурмовика представляет бронекапсулу, защищённую на всех направлениях, все менее важные агрегаты являются своеобразной защитой более значимых. Большое количество титановых сплавов уменьшило массу машины и повысило его маневренность.

У Су-24 меньшая прицельная дальность и не такой большой арсенал вооружения, он имеет длину разбега и пробега в два раза большую, чем Су-25. У «Грача» создана феноменальная живучесть конструкции, машины приходили и садились на аэродром вылета буквально изрешечённые снарядами и пулями насквозь.

Самолёт СУ-24: российский фронтовой бомбардировщик, технические характеристики (ТТХ) штурмовика-истребителя

Су-24

Интересные факты о самолёте Су 24

  •         Интересно, что среди Су-24 во время афганской войны потерь не было, потому что они действовали с аэродромов расположенных в азиатской части СССР и избежали боевых потерь.
  •         Иран присвоил иракские Су-24 во время войны в Персидском заливе, которые были перегнаны туда с территории Ирака.
  •         Сирийский Су-24 в сентябре 2014 года залетевший на 800 м в израильское воздушное пространство, был сбит ракетой Пэтриот.
  •         12 апреля 2014 года Су-24, принадлежавший ВКС России и не имеющий на борту вооружения прошёл 12 раз над эсминцем ВМС США «Дональд Кук», имитируя атаку с воздуха. Этот корабль предназначен для борьбы с кораблями, самолётами, ракетами и подводными лодками противника и обязан осуществлять оборону и охрану своих судов при переходе морем.

Самолёт СУ-24: российский фронтовой бомбардировщик, технические характеристики (ТТХ) штурмовика-истребителя

Су-24 взлёт, вид из кабины

В данном случае эсминец не мог противодействовать атаке, так как у него всё ПВО вышло из строя – это было следствие включения на самолёте новейшего средства радиоэлектронной борьбы «Хибины».

Проделав несколько заходов, Су-24 скрылся за горизонтом и только тогда заработала система ПВО эсминца. Видя своё бессилие перед обычным  бомбардировщиком, 27 моряков написали рапорт об уходе.

Это было хорошим уроком для зарвавшихся американцев.

После того как распался СССР, служившие на Украине лётчики мечтали возвратиться в Россию. Когда девять Су-24 поднялись в воздух, шесть экипажей решили вернуться на Родину и они перелетели на аэродром Шаталово, куда позже было возвращено знамя этого полка бомбардировщиков.

Самолёт СУ-24: российский фронтовой бомбардировщик, технические характеристики (ТТХ) штурмовика-истребителя

Су-24

Первоклассный фронтовой бомбардировщик Су-24 быстро занял подобающее ему место в ВВС СССР. Сейчас на вооружении России состоят более 300 самолётов, в 2009 году ВВС получили последний модернизированный Су-24М2, в настоящее время продолжается модернизация машин до уровня Су-24 СВП-24.

Видео: пролёта русского Су-24 над ракетным эсминцем «Дональд Кук»

https://www.youtube.com/watch?v=lu45wEhP5_w

Источник: https://aviarf.ru/samolyot-su-24/

Сверхзвуковой фронтовой бомбардировщик Су-24

Су-24, который по кодировке НАТО получил название «Фехтовальщик», − российский фронтовой ударный самолет с крылом подвижной стреловидности, задачей которого становилось нанесение бомбово-ракетных ударов в любое время суток и в любых метеорологических условиях. Возможным было также фронтовое применение Су-24 на низких высотах с целью поражения надводных и наземных целей.

Самолёт СУ-24: российский фронтовой бомбардировщик, технические характеристики (ТТХ) штурмовика-истребителя

В 2011 году средний возраст Су-24, которые находились в расположении ВВС России, составлял около 25 лет. Изначально на их место планировалось поставить новые Су-34, а базовые Су-24 модернизировать до версии Су-24М2.

Но из-за большого числа катастроф Су-24 решили полностью списать с вооружения до 2020 года. В феврале 2012 года они были сняты с вооружения в Беларуси.

На утилизацию в России до 2015 года было направлено 103 бомбардировщика Су-24.

История Су-24

После того как на вооружение поступил истребитель Су-7Б, был разработан проект по созданию на его базе самолета, способного поражать малоразмерные цели в любых метеорологических условиях.

К сожалению, Су-7 не отвечал тактико-техническим требованиям, поэтому конструкторам ОКБ Сухого пришлось разрабатывать абсолютно новую машину. Новому самолету дали шифр С-6.

В конструкции он имел треугольное крыло, двигатели Р21Ф-300 и тандемное расположение экипажа.

Читайте также:  Авиаконструктор яковлев: самолёты конструктора, биография александра сергеевича, як в великой отечественной

Первый образец в натуральную величину построен в 1963 году. Данный экземпляр получил шифр Т-58М и по сути был модификацией Су-15. Изменился и подход к предназначению фронтового самолета: теперь планировалось получить низковысотный бомбардировщик с укороченным взлетом/посадкой (требовалось достижение и преодоление сверхзвуковой скорости).

С 1965 года кресла пилотов разместили рядом из-за больших габаритов радиолокационной станции «Орион». К стандартным двигателям Р-27Ф-300 ради достижения короткого взлета/посадки добавили дополнительные 4 РД36-35.

С августа 1965 года бомбардировщик получил название Т-6.

Первый полет на Т-6 был совершен 2.07.1967. За штурвалом в этот день находился заслуженный летчик В.С. Ильюшин.

Самолёт СУ-24: российский фронтовой бомбардировщик, технические характеристики (ТТХ) штурмовика-истребителя

Осенью 1967 года Т-6 оснастили более мощными двигателями АЛ-21Ф, и потребности в применении 4 РД36-35 больше не было.

Замену конструкции крыла в Т-6 на крыло меняющейся стреловидности впервые провели в 1967 году. Руководил этой частью работы авиаконструктор О. С. Самойлович. Сам основатель бюро П.О. Сухой непосредственно принимал участие на всех этапах разработки. Данный самолет стал первым в СССР, размещение пилонов на котором выполнили на подвижных элементах крыльев.

Доработанную версию, которая получила название Т-6-2И, как и первый опытный экземпляр, поднял в воздух испытатель В.С. Ильюшин 17.01.1970. Т-6 получил официальное название Су-24.

Полученная модель истребителя очень напоминает американский вариант F-111, созданный в конце 60-х, но утверждать, что Су-24 является его копией, нельзя.

Первый полет Су-24 состоялся 17.01.1970. Программа государственных испытаний длилась с 1970 по 1974 годы. На вооружение Су-24 приняли 4.02.1975. Тестовые вылеты иногда сопровождались неприятностями и аварийными ситуациями.

В частности выявлен недостаток в конструкции двигателя.

Из-за того что его корпус сделан из титана, наблюдалось такое явление, как «титановые» пожары: возгорались лопатки компрессора, что приводило к быстрому разрушению штурмовика в воздухе.

Су-24 послужил базовой моделью для создания модификаций постановщика помех и разведчика. Последующие модификации стали оборудоваться комплексами дозаправки в воздухе.

В ходе госиспытаний насчитывается свыше 2000 полетов. На Су-24М ГСИ проводились с 1976 по 1981 годы. 22.06.1983 руководством СССР Су-24М был поставлен на вооружение. Серийно производился в г.

Новосибирск на авиазаводе им. Чкалова и в г. Комсомольск-на-Амуре на заводе им. Ю. Гагарина. В 1993 году серийное изготовление Су-24 и всех его модификаций прекратили.

До этого времени успели выпустить около 1200 бомбардировщиков.

Самолёт СУ-24: российский фронтовой бомбардировщик, технические характеристики (ТТХ) штурмовика-истребителя

Модернизированный вариант самолета Су-24М-2 впервые подняли в воздух в 2001 году. Первый этап государственных испытаний этой модели самолета начали в 2004 году.

В 2006-м успешно завершили конечный этап испытаний. В 2007 году 2 экземпляра Су-24М2 передали в г. Липецк на прохождение там боевых испытаний фронтового самолета.

Первая партия серийных Су-24М2 поступила на вооружение ВВС России в конце 2009 года.

Конструкция Су-24

Фронтовой бомбардировщик Су-24 имеет 2 двигателя и крылья изменяемой стреловидности.

Положение крыльев зависит от задачи, которую выполняет самолет: 16° − взлет/посадка, 35° − крейсерский дозвуковой полет, 45° − боевое маневрирование, 69° − полет на околозвуковых и сверхзвуковых скоростях. Самолет оснащен трехопорным убирающимся шасси.

Фюзеляж имеет полумонококовую конструкцию, кабина рассчитана на двух человек. Управление двойное, экипаж состоит из штурмана и летчика, которые сидят плечом к плечу. Кабина экипажа имеет катапультирующие кресла К-36ДМ.

Самолёт СУ-24: российский фронтовой бомбардировщик, технические характеристики (ТТХ) штурмовика-истребителя

В самолете установлены два турбореактивных двигателя АЛ-21Ф-3, вырабатывающих во время форсажа тягу, равную 2 × 11 500 кгс. Общая емкость топливных баков составляет 11 700 л, на внешней подвеске можно поместить еще два дополнительных бака, по 3000 л каждый. Таким образом, максимальная дальность полета у Су-24 составляет 2850 км.

Носовую часть штурмовика занимает штанга топливоприемника, которая осуществляет воздушную заправку самолета.

В состав оборудования Су-24 входит цифровая бортовая прицельно-навигационная система «Пума», вес которой составляет 837 кг.

Бортовое оборудование включает также радиолокационную станцию переднего обзора «Орион» и РЛС «Рельеф», сигнализирующую о возможном столкновении во время низковысотного полета.

Последняя отвечает за пилотирование самолета по заданному маршруту, автоматическое отклонение самолета в заданном направлении, возвращение на базовый аэродром и снижение до высоты 40-50 м во время выполнения посадки.

Самолёт СУ-24: российский фронтовой бомбардировщик, технические характеристики (ТТХ) штурмовика-истребителя

Сверхзвуковой фронтовой бомбардировщик Советских (Российских) ВВС стоит на вооружении с 1978 г.

Конструктивная особенность — крыло изменяемой в полете геометрии. Угол стреловидных консолей — 16-68°.

Силовая установка: два турбореактивных двигателя КБ С. К. Туманского Р-295 тягой по 7850 кг, при работающей форсажной камере — по 11 280 кг.

Самолёт СУ-24: российский фронтовой бомбардировщик, технические характеристики (ТТХ) штурмовика-истребителя

Су-24 фото

Тактико-технические характеристики Су-24

  • Размах крыла, м 10,0-17,25
  • Длина, м  20,0
  • Высота, м  6,6
  • Площадь крыла, м2  38-49
  • Масса пустого самолета, кг  21 00
  • Стартовая масса, кг  41 000
  • Скорость полета, км/ч 2,2М
  • Дальность полета, км  1500
  • Потолок, м 16 500
  • Экипаж, чел 2

Боевая нагрузка (ракеты, бомбы), кг  8000

Боевые самолеты

Источник: http://avia.pro/blog/su-24

Самолет Су-24 фото, технические характеристики

Несомненно, одним из самых важных элементов, на которых держится военная мощь Российской Федерации, является авиация и опытные пилоты. Этот факт подтверждают эксплуатируемые военные суда России, постоянно вносящие вклад в защиту Родины. Далее в статье мы рассмотрим практически легендарную воздушную технику, но весьма востребованную в наши дни – фронтовой бомбардировщик Су-24.

Самолёт СУ-24: российский фронтовой бомбардировщик, технические характеристики (ТТХ) штурмовика-истребителя

Производство модели и ее особенности

История создания самолета, основное предназначение которого заключалось в нанесении ракетного удара по вражеским оккупантам, в любых, даже в самых сложных метеорологических условиях, уходит в далекие 60-е годы прошлого столетия. Опытная модель получила «зеленый свет» в начале 70-х годов, а испытывался образец на протяжении 4-х лет.

Такая продолжительность государственных испытаний объясняется довольно просто: военным инженерам совместно с ОКБ нужно было решить много довольно сложных и ранее неоговоренных задач относительно отработки новой модели военной авиамашины.

Поставленные задачи удалось успешно решить только в начале 1975 года, что и позволило в итоге принять на вооружение Су-24.

Инженеры решили не останавливаться на своих достижениях, стараясь вносить дальнейшие изменения в модернизацию военной техники, чтобы расширить боевые возможности самолета.

В начале 80-х годов прошлого столетия была разработана экспортная модель Су-24, получившая обновленное обозначение Су-24 МК. От основной модели экспортную технику отличал состав бортового оборудования и вооружение. Фото самолета Су-24 как базовой, так и экспортной модификации демонстрируют истинную мощь.

Первая экспортная модель была собрана на новосибирском военном заводе в начале 1987 года. Серийное изготовление военной техники началось буквально через год, так как зарубежные покупатели весьма заинтересовались опытным предложением. Экспортные модели Су-24 поставлялись в несколько стран:

  • Ирак;
  • Иран;
  • Ливию;
  • Алжир;
  • Сирию.

Несмотря на свою длительную историю создания, данная модель боевой летательной техники и в настоящие дни числится на вооружении российской армии, так как технические характеристики Су-24 актуальны и в наше время.

Более усовершенствованная модель Су-24 М2 произвела испытательный полет в начале 2001 года. Потребовалось более 5-ти лет, чтобы закончить все испытательные этапы, помогающие протестировать надежность обновленной модели. В начале 2007 военный транспорт Су-24 М, успешно прошедший испытания, стал использоваться для боевого применения.

Самолёт СУ-24: российский фронтовой бомбардировщик, технические характеристики (ТТХ) штурмовика-истребителя

Ттх военно-воздушной техники

Основным отличием рассматриваемой модели от других военных самолетов является конструкция крыла.

Дело в том, что, собирая Су-24, инженеры пошли совсем по иному пути, что и помогло создать необычное крыло, которое может менять стреловидность.

Именно поэтому анализируемую модель можно эксплуатировать при самых сложных погодных условиях, на самой подходящей высоте и даже при ограниченной видимости. Произведя условное разделение ТТХ Су-24 можно разделить на 3 основные категории:

  1. Вооружение.
  2. Практически полную незаметность.
  3. Надежную защиту.

  Самолет Ту-334: характеристики, перспективы

Инженеры, разрабатывая фронтовой бомбардировщик, ответственно прорабатывали каждую из вышеперечисленных категорий, что и помогло в итоге создать практически универсальную и весьма востребованную военную технику.

Ведь если проанализировать все категории по отдельности, то можно будет с уверенностью сказать: каждая из них по-особенному важна и выполняет специально отведенное для нее предназначение.

Если все категории будут сбалансированно функционировать, военная техника сможет выполнять довольно обширный спектр задач, с чем Су-24 отменно справляется.

Разумеется, в настоящее время инженеры вносят в конструкцию летательного аппарата современные изменения, к примеру, оснащают самолеты радиоэлектронными средствами. Такое оснащение, конечно, помогает сделать технику еще более опаснее для вражеских оккупантов.

Самолёт СУ-24: российский фронтовой бомбардировщик, технические характеристики (ТТХ) штурмовика-истребителя

Вооружение

В конструкции бомбардировщика предусмотрены 8 специальных подвесок, что в значительной степени, примерно до 7.5 тонн, увеличивает вооружение Су-24. Бомбардировщик может использовать для уничтожения вражеской атаки:

  • Шестиствольную встроенную пушку, калибр который может быть как 30 мм, так и 23 мм, с максимальным боезапасом, рассчитанным на 450 выстрелов. Пушка размещается на левом воздухозаборнике.
  • Неуправляемые виды ракет, калибр которых может варьироваться от 57 мм до 370 мм.
  • Наводящиеся полуторатонные бомбы весом до 1500 кг.

Военно-воздушная машина может быть использована как для уничтожения статических целей, так и для ликвидации наземных целей. Также рассматриваемая техника широко используется для проведения воздушной съемки, закладывания мин с высоты, разведки вражеской территории.

Читайте также:  Автомат адс: двухсредный специальный, подводный, технические характеристики (ттх), тактические возможности

Навигационно-прицельная система ПНС-24, установленная на Су-24, состоит из нескольких подсистем:

  • радиолокатор «Рельеф» помогает пилотам производить исследование местности;
  • прицельная лазерная система, используемая для точного наведения ракетного удара;
  • бортовой оборонный комплекс под названием «Карпаты» предупреждает пилотов об угрозе радиолокационного облучения;
  • система «Фантасмогория» помогает выяснить месторасположение радиолокационного источника излучения.

Кроме вышеперечисленных систем, военная техника укомплектована системой СПС-161 для определения активных помех, теплогенератором класса ЛО-82, устройством для отслеживания термоловушек и диполей, а также современной системой управления. Такие технологии не могут оставить равнодушными ценителей самолетостроения.

Самолёт СУ-24: российский фронтовой бомбардировщик, технические характеристики (ТТХ) штурмовика-истребителя

Незаметность боевой машины

Су-24, несомненно, обладает превосходной боевой мощью. Однако стоит отметить, что при создании данной модели инженеры стремились добиться основной цели – воплотить в жизнь военную технику, способную доставить во вражеский тыл ядерную бомбу мощностью до 300 килотонн.

Со своей задачей гениальные ученые успешно справились, ведь фронтовой бомбардировщик может не только производить полеты на сверхзвуковой скорости находясь при этом на сверхмалой высоте, но и без проблем обходить практически любые препятствия, оставаясь при этом практически невидимым для врага. Благодаря уникальным ТТХ бомбардировщик Су-24 может без особых проблем нанести существенный вред врагу, находясь при этом во вражеском тылу практически незаметным.

Самолёт СУ-24: российский фронтовой бомбардировщик, технические характеристики (ТТХ) штурмовика-истребителя

Надежная защита

Особых защитных технических особенностей конструкция Су-24 не предусматривает. При сборке модели инженеры придерживались ранее установленных советских стандартов, которые и помогли создать технику в надежном и качественном исполнении.

  Самолет Ил-14: фото, ТТХ

Единственным измененным отсеком является кабина Су-24, которую было решено оснастить катапультируемыми креслами модели К-36 для пилотов.

Как показывает практика, такие кресла не единожды спасали жизни пилотам.

Ведь в случае аварийной ситуации летчику и штурману достаточно будет нажать на специальную кнопку, что и поможет безопасно катапультироваться из самолета, терпящего крушение.

Также стоит отметить, что именно в этой модели в кабине могут расположиться одновременно 2 члена экипажа. Добавляет ли такое изменение удобства или нет, спорный вопрос.

Рассматривая преимущества можно отметить следующее: при помощи жестов штурман без проблем может общаться с находящимся рядом членом экипажа.

Но осматривать окружающую местность довольно проблематично двум летчикам, находящимся в кабине.

В кабине имеется система кондиционирования, кислородные приспособления и двойная система управления самолетом, помогающая создавать безопасные условия.

Су-24 обладает следующими параметрами:

  • длина военно-летательная машины — 24 590 м;
  • длина крыла в размахе — 17 640 м;
  • высота бомбардировщика — более 6 метров;
  • вес незагруженного аппарата – 22 тонны 300 кг;
  • снаряженный вес аппарата достигает 23 тонн 700 кг;
  • бак для топлива рассчитан на объем 11865 л.

Два двигателя ТРДФ АЛ-21Ф-3 установлены на всех военных летательных аппаратах Су-24.

Самолёт СУ-24: российский фронтовой бомбардировщик, технические характеристики (ТТХ) штурмовика-истребителя

Летные характерные особенности бомбардировщика:

  • максимальная скорость Су-24 – 1700 км/ч;
  • взлетную скорость техника развивает до 400 км/ч;
  • посадочная скорость – 310 км/ч;
  • радиус боевых действий – 560 км;
  • максимальная высота полета – 11500 метров;
  • дистанция взлетного разбега – 1250 метров;
  • допустимый перегрузочный показатель +6.5 G.

Конструкция бомбардировщика предусматривает наличие тормозного парашюта, который помогает уменьшить пробег и специальную систему дозаправки в воздушном пространстве. Электронное управление представляет собой мощнейший вычислительно-цифровой аппарат. На военных летательных аппаратах устанавливается навигационно-прицельная система класса «Пума», включающая в себя несколько элементов:

  • радиолокатор доплеровский в импульсном исполнении класса «Орион-А», предназначенный для переднего обзора местности;
  • радиолокатор, предупреждающий о возможном столкновении;
  • радиолокационная система «Дельта ВМТ-6» для использования ракет;
  • военный пеленгатор «Филин-Н».

Фронтовой бомбардировщик Су-24 был и остается по сей день одной из самых надежных моделей военно-воздушной техники, используемой в российской авиации. Многих поклонников авиастроения интересует стоимость Су-24.

 Однако официальных данных о цене этого судна нет, по крайней мере в российских источниках. Но если хорошенько задаться поисками ответа на этот вопрос, можно найти данные, что одна единица такой техники три года назад обходилась в 1,5 млрд рублей.

Посмотрите тематическое видео, посвященное данной модели самолета.

Источник: http://samoleting.ru/samolety/frontovoj-bombardirovshhik-su-24-tth.html

Летно-технические характеристики фронтового бомбардировщика Су-24

  • По состоянию на 2009 год, в составе ВВС РФ насчитывалось около 300 Су-24 различных модификаций, из них 56 — в авиации ВМФ.
  • Тактико-технические характеристики бомбардировщика Су-24:
  • Размах крыла — 17,64 / 10,37 м;
  • Длина самолета — 24,53 м;
  • Высота самолета — 6,19 м;
  • Площадь крыла — 55,17 / 51,02 кв.м;
  • Масса, кг:
  • пустого самолета — 22 320,
  • нормальная взлетная — 36000,
  • максимальная взлетная — 39700;
  • Тип двигателя — 2 ТРДФ НПО «Сатурн» АЛ-21-Ф-3А;
  • Тяга: нефорсированная — 2х76,49 кН ( х7800 кгс); форсированная — 2х110,32 кН (2х11250 кгс);
  • Максимальная скорость, км/ч: на высоте 11000 м — 2320, на уровне моря — 1400; Практическая дальность — 4270 км;
  • Боевой радиус действия — 560-1300 км; длина разбега — 850-900 м; длина пробега — 800-850 м; практический потолок — 17500 м; максимальная эксплуатационная перегрузка — 6.
  • Су-24 — это двухместный высокоплан нормальной аэродинамической схемы с высокомеханизированным крылом изменяемой в полете стреловидности и двумя двигателями с боковыми нерегулируемыми воздухозаборниками.

Конструкция бомбардировщика СУ-24 цельнометаллическая, используются в основном алюминиевые, а также титановый и магниевый сплавы. Кабина герметическая вентиляционного типа — с системой кондиционирования воздуха и кислородным оборудованием, оснащена двойным управлением, что повышает безопасность полета. Летчик и штурман расположены рядом, один возле другого. Для аварийного покидания машины служат катапультные кресла К-36Д/ДМ.

Су-24 оборудован современным электронным оборудованием, включающим в себя мощную бортовую цифровую вычислительную машину (БЦВМ).

На Су-24 впервые установлена прицельно-навигационная система «Пума», в состав которой входит 13 подсистем: импульсно-доплеровский радиолокатор переднего обзора (РПО) «Орион-А», радиолокатор предупреждения о столкновении (РПС), радиолокационная командная линия (РКЛ) «Дельта ВМТ-6» для применения управляемых ракет, пеленгатор «Филин-Н» и другие.

На Су-24М стоит усовершенствованный вариант прицельно-навигационной системы ПНС-24 — ПНС-24М «Тигр», в состав которой входят также 13 подсистем, в том ччисле: импульсно-доплеровская РЛС «Орион-А», РЛС следования рельефу местности «Рельеф», оптико-электронная (лазерно-телевизионная) прицельная система «Кайра-24» для наведения УР, контейнерная станция обнаружения источников радиолокационного излучения «Фантасмогория» и др. Имеющаяся система управления вооружением СУО-1-6М сопряжена с бортовым цифровым вычислителем Ц8У-10-058К. Самолеты также оснащены бортовым комплексом обороны (БКО) «Карпаты», включающим в себя станцию предупреждения о радиолокационном облучении СПО-15, теплопеленгатор ЛО-82, станцию постановки активных помех СПС-161, устройство отстрела диполей и термоловушек АПП-50, блок управления.

Cамолет несет бомбовое, управляемое и неуправляемое ракетное и пушечное вооружение.

Ракетно-бомбовое вооружение размещается на восьми точках внешней подвески, четырех подкрыльевых (в том числе двух поворотных и двух неподвижных под центропланом) и четырех подфюзеляжных.

На всех узлах Су-24 возможна подвеска свободно попадающих бомб калибром от 100 до 1500 кг, разовых бомбовых кассет или контейнеров малогабаритных грузов КМГУ-2. Неуправляемое ракетное оружие включает блоки НАР калибром от 57 до 370 мм.

Су-24М может нести корректируемые бомбы: до четырех КАБ-500Кр с ТВ-наведением или КАБ-500Л с лазерным наведением, до двух КАБ-1500Л с лазерным наведением.

В состав управляемого ракетного вооружения Су-24 входят управляемые ракеты (УР) Х-23 с пропорциональным радиокомандным наведением и противорадиолокационные УР Х-28 и Х-58.

Су-24М может нести более широкий спектр УР класса «воздух-поверхность» с неядерной БЧ, включая различные варианты ракет с активным и пассивным радиокомандным, лазерным и телевизионным наведением Х-25, Х-29, Х-58 и Х-59. В обтекателе снизу средней части фюзеляжа по правому борту установлена встроенная шестиствольная пушка ГШ-6-23М. На внешних узлах возможна подвеска до трех подвижных пушечных установок СППУ-6 с ГШ-б-23М.

В качестве оружия самообороны самолет может применять УР класса «воздух-воздух» с тепловой головкой самонаведения (ТГС) Р-60 (Р-60М).

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Источник: https://ria.ru/20121030/907936644.html

Фронтовой бомбардировщик Су-24/Су-24М: летно-технические характеристики

Су-24 — советский и российский фронтовой бомбардировщик, предназначенный для нанесения ракетно-бомбовых ударов в простых и сложных метеоусловиях, днем и ночью, в том числе на малых высотах с прицельным поражением наземных и надводных целей.

Фронтовой бомбардировщик Су-24 с крылом изменяемой стреловидности был создан в 1960-е годы в Опытном конструкторском бюро (ОКБ) Павла Сухого. Первый полет на самолете был выполнен 17 января 1970 года. Государственные испытания опытного самолета проводились с января 1970 года по июль 1974 года. Столь долгий срок объясняется большой сложностью и новизной задач, которые пришлось решать ОКБ совместно с военными в ходе отработки самолета. Постановлением правительства от 4 февраля 1975 года самолет был принят на вооружение. Одновременно шли работы по дальнейшей модернизации самолета для расширения его боевых возможностей. Серийное производство Су-24 было развернуто с 1971 года в кооперации двух заводов: Дальневосточного завода им. Ю. А. Гагарина (город Комсомольск-на-Амуре) и Новосибирского завода им. В. П. Чкалова. Первый серийный самолет был поднят в воздух в Новосибирске 31 декабря 1971 года, а в 1973 году начались поставки в Военно-воздушные силы (ВВС). Войсковые испытания Су-24 проводились в два этапа: первый этап — с мая 1975 года по август 1976 года, а второй этап — с января 1981 года по март 1982 года. Серийное производство Су-24 продолжалось до 1983 года, после чего завод полностью перешел на выпуск новой модификации Су-24, которая постановлением правительства от 22 июня 1983 года была принята на вооружение под обозначением Су-24М. По оценке специалистов, боевая эффективность Су-24М по сравнению с Су-24 выросла в 1,5-2 раза. Серийный выпуск Су-24М продолжался вплоть до 1993 года.

Читайте также:  Торпеда шквал: технические характеристики (ттх), скорость, конструкция сверхзвуковой подводной ракеты

В 1986 году было принято решение о разработке специальной экспортной модификации Су-24М, которая получила обозначение Су-24МК. От базового самолета экспортная модификация отличалась измененным составом аппаратуры бортового радиоэлектронного оборудования и вооружения.

Первый предсерийный самолет Су-24МК был собран на заводе в Новосибирске на базе серийного Су-24 весной 1987 года. Первый полет на нем был выполнен 30 мая 1987 года. Серийное производство самолета было развернуто год спустя.

В 1988-1992 годах самолеты Су-24МК поставлялись на экспорт в Алжир, Ливию, Иран, Ирак и Сирию.

С начала 1970-х годов велись работы по созданию на базе Су-24 специализированных модификаций — разведчика Су-24МР и постановщика помех Су-24МП.

Производство Су-24МП было ограничено выпуском всего 10 машин, первый серийный самолет был поднят в воздух на заводе в Новосибирске 7 апреля 1983 года. Первый серийный Су-24МР был облетан в Новосибирске 13 апреля 1983 года.

Серийное производство самолета осуществлялось с 1983 года по 1993 год, машины поставлялись в состав отдельных разведывательных авиаполков.

Суммарный серийный выпуск самолетов типа Су-24 составил около 1400 самолетов. К настоящему моменту времени самолеты Су-24/Су-24М, являясь единственным современным отечественным типом фронтового бомбардировщика, составляют основу ударной составляющей фронтовой авиации ВВС РФ. С 1999 года в ОКБ совместно с ВВС осуществляется программа модернизации строевых самолетов.

Су-24 — это двухместный высокоплан нормальной аэродинамической схемы с высокомеханизированным крылом изменяемой в полете стреловидности и двумя двигателями с боковыми нерегулируемыми воздухозаборниками.

Конструкция бомбардировщика Су-24 цельнометаллическая, используются в основном алюминиевые, а также титановый и магниевый сплавы.

Кабина герметическая вентиляционного типа — с системой кондиционирования воздуха и кислородным оборудованием, оснащена двойным управлением, что повышает безопасность полета. Летчик и штурман расположены рядом, один возле другого. Для аварийного покидания машины служат катапультные кресла К-36Д/ДМ.

Су-24 оборудован системой дозаправки в воздухе, для уменьшения пробега оснащен тормозным парашютом. Электронное оборудование самолета включает в себя мощную бортовую цифровую вычислительную машину.

На Су-24 установлена прицельно-навигационная система «Пума», в состав которой входит 13 подсистем: импульсно-доплеровский радиолокатор переднего обзора «Орион-А», радиолокатор предупреждения о столкновении, радиолокационная командная линия «Дельта ВМТ-6» для применения управляемых ракет, пеленгатор «Филин-Н».

На Су-24М стоит усовершенствованный вариант прицельно-навигационной системы ПНС-24 — ПНС-24М «Тигр», в состав которой входят также 13 подсистем, в том числе импульсно-доплеровская радиолокационная станция «Орион-А», радиолокационная станция следования рельефу местности «Рельеф», оптико-электронная (лазерно-телевизионная) прицельная система «Кайра-24» для наведения управляемых ракет контейнерная станция обнаружения источников радиолокационного излучения «Фантасмогория». Имеющаяся система управления вооружением СУО-1-6М сопряжена с бортовым цифровым вычислителем Ц8У-10-058К. Самолет также оснащен бортовым комплексом обороны «Карпаты», включающим в себя станцию предупреждения о радиолокационном облучении СПО-15, теплопеленгатор ЛО-82, станцию постановки активных помех СПС-161, устройство отстрела диполей и термоловушек АПП-50, блок управления.

Су-24 несет бомбовое, управляемое и неуправляемое ракетное и пушечное вооружение. Он имеет одну встроенную шестиствольную пушку калибра 30 миллиметров (ГШ-30-6) или 23 миллиметра (ГШ-6-23) с боезапасом 500 выстрелов (в зависимости от модификации), расположенную на левом воздухозаборнике.

Ракетно-бомбовое вооружение размещается на восьми точках внешней подвески, четырех подкрыльевых (в том числе двух поворотных и двух неподвижных под центропланом) и четырех подфюзеляжных.

На всех узлах Су-24 возможна подвеска бомб свободного падения калибром от 100 до 1500 килограмм, разовых бомбовых кассет или контейнеров малогабаритных грузов КМГУ-2. Неуправляемое ракетное оружие включает блоки неуправляемых авиационных ракет калибром от 57 до 370 миллиметров.

Су-24М может нести корректируемые бомбы: до четырех КАБ-500Кр с телевизионной головкой самонаведения или КАБ-500Л с лазерным наведением, до двух КАБ-1500Л с лазерным наведением.

В состав управляемого ракетного вооружения Су-24 входят управляемые ракеты класса «воздух-поверхность» (Х-23М, Х-25МР, Х-25МЛ, Х-29Л, Х-29Т, Х-31А, Х-31П, Х-58Э, Х— Х-59, Х-59МЭ, С-25ЛД) и ракеты класса «воздух-воздух» (Р-60МК (Р-60), Р-73Э).

На внешних узлах возможна подвеска до трех подвижных пушечных установок СППУ-6 с подвижной шестиствольной пушкой калибра 23 мм с боекомплектом 500 снарядов в каждой.

Су-24 имеет кодовое обозначение НАТО — Fencer-A (Фехтовальщик), а Су-24М — Fencer-D.

  • Тактико-технические характеристики бомбардировщика Су-24М:
  • Размах крыла (макс/мин) — 17,63 / 10,36 м;
  • Длина самолета — 24,53 м;
  • Высота самолета — 6,19 м;
  • Масса:
  • пустого самолета — 19 000 кг,
  • нормальная — 36 000 кг,
  • максимальная — 39 700 кг;
  • Масса боевой нагрузки — 8000 кг;
  • Тип двигателя ТРД АЛ‑21 Ф‑3 — 2 штуки;
  • Максимальная скорость:
  • на высоте — 2240 км/ч,
  • у земли без подвесок — 1400 км/ч;
  • Практический потолок — 11 000 м;
  • Практическая дальность — 3800 км;
  • Практический радиус действия — 410-560 км;
  • Максимальная эксплуатационная перегрузка — 7 единиц;
  • Экипаж — 2 человека.
  • Материал подготовлен на основе информацииоткрытых источников

Источник: https://news.rambler.ru/troops/36763067-frontovoy-bombardirovschik-su-24-su-24m-letno-tehnicheskie-harakteristiki/

Фронтовой бомбардировщик Су-24. Досье

ТАСС-ДОСЬЕ: 10 октября 2017 года на авиабазе Хмеймим (провинция Латакия, Сирия) фронтовой бомбардировщик Су-24 ВКС России при совершении разгона на взлет для выполнения боевой задачи выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы и разрушился.

Экипаж самолета (командир и штурман) не успел катапультироваться и погиб. Разрушений на земле не было. По предварительным данным Минобороны РФ, причиной катастрофы могла стать техническая неисправность машины.

Су-24 (по кодификации НАТО — Fencer, с англ. «фехтовальщик») — советский, позднее российский сверхзвуковой бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности. Первый всепогодный и круглосуточный ударный самолет тактической авиации в Военно-воздушных силах СССР. Предназначен для нанесения ракетно-бомбовых ударов по наземным и надводным целям, в том числе на малых высотах.

Разработан в опытном конструкторском бюро №51 (ныне — филиал ПАО «Компания «Сухой» «ОКБ Сухого») в 1960-х годах. Серийно строился в 1971-1993 годах на Дальневосточном машиностроительном заводе (ныне — Комсомольский-на-Амуре авиационный завод имени Ю. А.

Гагарина) и Новосибирском авиационном заводе им. В. П. Чкалова. Всего изготовлено около 1,4 тыс. экземпляров. На вооружении Воздушно-космических сил (ВКС) РФ и морской авиации ВМФ РФ в настоящее время стоят порядка 120 модифицированных Су-24.

К 2020 году их планируется заменить на новые тактические бомбардировщики Су-34.

Также Су-24 находятся на вооружении ВВС Азербайджана, Казахстана, Узбекистана и Украины.

История проекта

После принятия в 1961 году на вооружение истребителя-бомбардировщика Су-7Б были предприняты попытки создать его всепогодную модификацию.

Однако установить на этот самолет бортовой прицельный комплекс на базе мощного радиолокатора не удалось, и ОКБ Сухого начало разработку новой машины под шифром С-6 — сверхзвукового маловысотного двухместного бомбардировщика с укороченным взлетом и посадкой.

В 1964 году шифр был изменен на Т-58М (формально самолет создавался как модификация одноместного истребителя-перехватчика Су-15), в 1965 году шифр сменился на Т-6.

Опытный экземпляр 2 июля 1967 года поднял в воздух летчик-испытатель Владимир Ильюшин.

В дальнейшем машина получила более мощные двигатели (два АЛ-21Ф вместо двух основных Р-27Ф-300 и четырех дополнительных РД-36-35), а также крыло изменяемой стреловидности.

Первый опытный бомбардировщик (Т-6-2И) с новым крылом совершил полет 17 января 1970 года. Пройдя госиспытания в 1970-1974 годах, самолет был принят на вооружение ВС СССР 4 февраля 1975 года под официальным обозначением Су-24.

Конструкция и технические характеристики базовой модели

Конструктивно Су-24 — цельнометаллический высокоплан, выполненный по нормальной аэродинамической схеме, оснащенный двумя турбореактивными двигателями с форсажными камерами (АЛ-21Ф-3 производства московского завода «Салют»), боковыми нерегулируемыми воздухозаборниками, крылом изменяемой в полете геометрии, стреловидным оперением с отклоняемым цельноповоротным стабилизатором и трехопорным шасси, которое убирается в фюзеляж.

  • Потери российских Су-24 в зонах боевых действий. Досье

Передние створки ниш основных опор шасси являются одновременно тормозными щитками, самолет также оснащен тормозным парашютом.

Экипаж бомбардировщика состоит из двух человек, летчик и штурман размещаются в герметичной кабине друг за другом.

  • Длина самолета — 22,67 м;
  • высота — 5,92 м;
  • размах крыла — от 10,37 м (при стреловидности 16 градусов) до 17,64 (при стреловидности 69 градусов);
  • масса пустого самолета — 21 тыс. 200 кг, нормальная взлетная — 32 тыс. 300 кг, максимальная взлетная — 39 тыс. 700 кг;
  • максимальная скорость полета — 1 тыс. 700 км/ч;
  • боевой радиус действия — 600 км;
  • практический потолок — 11 тыс. м;
  • перегоночная дальность — 3 тыс. 55 км;
  • вооружение и боевая нагрузка — шестиствольная пушка ГШ-6-23М калибра 23 мм (боезапас — 500 патронов) и до 7 тыс. кг на восьми узлах подвески — бомбы от 100 до 1 тыс. 500 кг, бомбовые кассеты или контейнеры малогабаритных грузов, блоки неуправляемых ракет, управляемые ракеты классов «воздух-воздух» и «воздух-поверхность», до трех съемных подвижных установок с пушками. Может нести тактическое ядерное оружие (бомбы).

Специально для Су-24 создан и в 2008 году принят на вооружение прицельно-навигационный комплекс СВП-24 (разработчик — ЗАО «Гефест и Т», город Жуковский Московской области), модификациями которого могут оснащаться другие самолеты и вертолеты.

Модификации

  • Су-24 — базовая версия. В отличие от последующих не была оборудована системой дозаправки в воздухе;
  • Су-24М (1976) — модернизированный вариант с расширенным списком вооружения, новым бортовым комплексом обороны «Карпаты», прицельной системой «Кайра», усовершенствованной навигационной системой и пилотажным оборудованием;
  • Су-24МП (1979) — постановщик помех;
  • Су-24МР (1980) — фронтовой разведывательный вариант с комплексом разведки (панорамный фотоаппарат, телекамера «Аист-М», станция инфракрасной разведки «Зима» и др.), без ударного вооружения;
  • Су-24МК экспортная версия, в 1988-1992 годах поставлялась в Алжир, Ливию, Ирак, Иран и Сирию;
  • Су-24М2 (2001) — дальнейшая модернизация бортового оборудования.

Боевое применение

Различные модификации Су-24 применялись ВВС СССР и ВВС/ВКС России в ходе боевых действий в Афганистане, Чечне, Грузии и Сирии.

Источник: https://tass.ru/info/2466064

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector