Штурмтигр: танк sturmtiger, тактико-технические характеристики сау, калибр, бронирование, вооружение

Вот это пушка ! Представьте как можно из нее бомбануть.  Как вам фантазия художника ?  Скажете, что перегнул он палку с калибром и вообще с комплектацией танка  ?

А что если я вам скажу, что это вполне реальный и действующий танк Второй Мировой Войны  ! Не верите ? Айда со мной под кат …

Штурмтигр: танк sturmtiger, тактико-технические характеристики САУ, калибр, бронирование, вооружение

Штурмтигр — это один из наиболее малоизвестных и оригинальных образцов германской бронетанковой техники периода 2 мировой войны.

Орудие крупного калибра с коротким стволом предназначалось для ведения навесной стрельбы.

Штурмтигр (нем. Sturmtiger), полное официальное название — 38 cm RW61 auf Sturmmörser Tiger, также распространено такое название — Штурмпанцер VI (нем.

Sturmpanzer VI) — это германская самоходная артиллерийская установка (САУ) периода Второй мировой войны, класса штурмовых орудий, тяжёлая по массе.

Создана в 1943 году на шасси тяжёлого танка Тигр и предназначалась для разрушения укреплений противника и боёв в городских условиях.

Штурмтигр: танк sturmtiger, тактико-технические характеристики САУ, калибр, бронирование, вооружение

В ходе Второй Мировой Войны Германия выпускала различные специализированные типы бронетехники, включая Sturmpanzer — штурмовые танки. Они использовались как машины тяжёлой поддержки пехоты в уличных боях в крупных городах.

Использовались главным образом против зданий и в операциях против сильноукреплённой обороны противника. Первым штурмовым танком был Sturminfanteriegeschutz 33, разработанный на шасси среднего танка Panzer III. Он вооружался 150 мм. тяжёлой пехотной гаубицей sIG.

После него был разработан Sturmpanzer IV Brummbar, который базировался на шасси среднего танка Panzer IV и вооружался 150 мм. штурмовой гаубицей StuH (Sturmhaubitze). 306 таких машин, произведённых в период с 1943 по 1945 год, принимали участие в боевых действиях на всех фронтах.

Самым тяжёлым и самым мощным из штурмовых танков был Sturmtiger, который поступил на вооружение германской армии в конце 1944 года. Это был результат завершения работ над похожим проектом — Sturmpanzer Bar.

Осенью 1942 года, после тяжёлых боёв под Сталинградом, была разработана концепция тяжёлого самоходного штурмового орудия поддержки пехоты, предназначенного специально для уличных боёв.

В то время единственным танком, специально предназначенным для данной роли, был Sturminfanteriegeschutz 33, в то время как Sturmpanzer IV Brummbar находился пока в стадии разработки. Сначала предполагалось вооружить Sturmtiger 210мм. гаубицей, но в тот момент её не было в наличии.

5 августа 1943 года было решено установить на модифицированный Tiger 380мм ракетную пусковую установку/мортиру в новую надстройку. Новая машина получила обозначение 38cm RW61 auf Sturm(panzer)morser Tiger, но этот танк также изхвестен как Sturmtiger, Sturmpanzer VI и Tiger-Morser. Наиболее часто применяемым было обозначение Sturmtiger.

Новая машина по компановке и отводимой ей роли была схожа с Brummbar, но имела более тяжёлое шасси и вооружение. Компания Alkett получила заказ на производство первого прототипа к октябрю 1943 года. 20 октября 1943 года прототип Sturmtiger был представлен Адольфу Гитлеру на тренировочном полигоне в Arys в Восточной Пруссии.

Этот прототип базировлся на Tiger промежуточной версии (дорожные колёса с резиновыми бандажами) и надстройку из железных бронеплит (мягкая сталь). Прототип интенсивно испытывался и в апреле 1944 года был принят в производство. Для производства использовались повреждённые в боях поздние модели Tiger (дорожные колёса со стальными бандажами) вместо новых.

С августа по декабрь 1944 года Alkett собрал всего 18 Sturmtiger (номера шасси с 250043 по 251174). 10 машин было выпущено в сентябре и ещё 8 — в декабре 1944 года. Изначально планировалось производить по 10 таких машин в месяц, но данный темп производства так никогда и не был достигнут.

Штурмтигр: танк sturmtiger, тактико-технические характеристики САУ, калибр, бронирование, вооружение

В1943—1945 гг. из линейных танков было переоборудовано 18 Штурмтигров, включая прототип. Они применялись в боях практически до самого конца войны, ограниченно, но из-за своего крайне малого количества, отсутствия подходящих целей, ненадёжности и проблем со снабжением, сколько-нибудь заметного влияния на ход боевых действий Штурмтигры не оказали.

Основным вооружением Штурмтигра являлся 380-мм корабельный реактивный бомбомёт Raketenwerfer 61 (армейское обозначение 38 cm RW61 или StuM RM 61 L/5) с длиной ствола в 5,4 калибра. Бомбомёт устанавливался в лобовом листе рубки в шаровой установке.

Штурмтигр: танк sturmtiger, тактико-технические характеристики САУ, калибр, бронирование, вооружение

Sturmtiger изготавливался на базе поздней модели Tiger. Кроме лобовой бронеплиты, надстройка не имела углов наклона. На Sturmtiger cnfdbkcz 700-сильный 12-ти цилиндровый двигатель Maybach HL 230 P 45 с ранней версии Tiger, и КП Maybach OLVAR OG 401216A (8 скоростей вперёд и 4 назад).

Машина имела максимальный запас хода 120 км и максимальную скорость 37,5 км/ч. Расход топлива составлял 450 литров на 100 км пробега, а топливный бак вмещал 540 литров.

В сравнении со стандартным Tiger, Sturmtiger имел длину 6,28 м (Tiger — 8,45 м), ширину 3,70 м (Tiger — 3,70 м) и высоту 2,85 м без учёта крана и 3,46 м — с краном (Tiger -2,93 м). Вес машины (65 т) на восемь тонн превышал вес стандартного Tiger (57 т). Тяжелобронированные надстройки (передняя бронеплита -150мм.

, боковые стенки — 80 мм.) изготавливались на заводе компании Brandenburger Eisenwerke, а переоборудование Tiger проводил Alkett. Целиком машины собирались на заводе Alkett, Berlin-Spandau.

Sturmtiger был вооружён 380мм. заряжаемой с казённой части короткоствольной мортирой Raketenwerfer 61 L/5.4, которая стреляла на близкое расстояние (4600-6000м.) огромными ракетными снарядами большой разрушительной мощности.

Это орудие было разработано компанией Rheinmetall-Borsig на основе морской установки запуска глубинных бомб. Для локальной обороны на передней бронеплите устанавливался 7,92мм. пулемёт MG34.

Sturmtiger был способен уничтожить любое здание или другую цель с одного выстрела.

Штурмтигр: танк sturmtiger, тактико-технические характеристики САУ, калибр, бронирование, вооружение

Правда, боезапас его составлял всего 14 реактивных снарядов (весом 345-351кг. каждый). 12-13 снарядов хранились на специальных подставках внутри надстройки и 1 в стволе мортиры. Машина была оборудована ручным краном, помогавшим производить зарядку мортиры.

Для этой операции требовались усилия всего экипажа. 12 августа 1944 года прототип Sturmtiger был отправлен в польский город Pruzshkow, а затем в Варшаву для помощи в подавлении восставшей Польской Народной Армии.

Один из неразорвавшихся снарядов Sturmtiger сегодня можно увидеть в экспозиции в музее Wojska Polskiego в Варшаве.

28 августа, после успешного дебюта, прототип был отправлен обратно на завод Berlin-Spandau. В начале сентября 1944 года было сформировано новое танковое подразделение PzStuMrKp 1000, вооружённое двумя Sturmtiger, которое было отправлено в Варшаву.

С августа по декабрь 1944 года Alkett закончил только 18 Sturmtiger, из которых были сформированы четыре Panzer Sturmmorser Kompanie (PzStuMrKp): 1000, 1001, 1002 и 1003, участвовавшие в боевых действиях на Западном фронте.

Некоторые из них приняли участие в наступлении в Арденнах, но большинство участвовало в обороне по берегам Рейна. Sturmtiger показали себя превосходным оборонительным оружием, но позже все они были уничтожены огнём тяжёлой артиллерии или воздушными атаками.

Есть сообщение о том, что единственным выстрелом из Sturmtiger были полностью уничтожены три американских танка M4 Sherman. Сегодня полностью восстановленный и функционирующий Sturmtiger можно увидеть в «Auto & Technik Museum» в Sinsheim, в Германии

Штурмтигр: танк sturmtiger, тактико-технические характеристики САУ, калибр, бронирование, вооружение

Всего по состоянию на 1 марта 1945 года в частях насчитывалось 13 Штурмтигров, три машины находились на складах, ещё одна машина была потеряна, также в это число не входит списанный ещё в октябре 1944 года прототип. Действительно очень редкая модель!
Детали танка.

Штурмтигр проектировался как машина для действий в городских условиях, способная выдерживать огонь противотанковой артиллерии со всех направлений. Защищённость лобовой части Штурмтигров ранних выпусков была одной из высочайших среди всех использовавшихся во Второй мировой войне бронемашин и была сравнима с бронированием Королевского тигра.

Штурмтигр: танк sturmtiger, тактико-технические характеристики САУ, калибр, бронирование, вооружение

Во Второй мировой войне специализированными тяжелобронированными штурмовыми орудиями, помимо Германии, обладал лишь СССР. Примерным аналогом Штурмтигра могут служить тяжёлые САУ СУ-152 и ИСУ-152, однако последние были более универсальны и не создавались специально для боя в городских условиях.

Вооружённые 152-мм гаубицами-пушками советские САУ, хотя и многократно уступали Штурмтигру в мощности фугасного снаряда, отличались намного лучшей дальнобойностью, и особенно точностью и скорострельностью.

По бронированию они были в целом сопоставимы с Штурмтиграми поздних выпусков, лишёнными дополнительной 50-мм бронеплиты на нижней лобовой детали, однако значительно уступали снабжённым дополнительной бронеплитой машинам, малоуязвимым для стандартных противотанковых средств.

Но важнейшим преимуществом СУ-152, и особенно ИСУ-152, была лучшая надёжность, в отличие от Штурмтигров, постоянные поломки которых ставили под вопрос их боеспособность.

Штурмтигр: танк sturmtiger, тактико-технические характеристики САУ, калибр, бронирование, вооружение

[источники]

источник текста http://www.toybytoy.com/
http://www.achtungpanzer.eu/

А вот я вам еще напомню про интересные танки: Многобашенные танки с разоблачениями ! или вот Самоходные лазерные комплексы Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия — http://infoglaz.ru/?p=29765

Источник: https://masterok.livejournal.com/1136664.html

Тяжёлый штурмовой танк «Штурмтигр»

Штурмтигр: танк sturmtiger, тактико-технические характеристики САУ, калибр, бронирование, вооружение

Среди различных типов самоходных орудий, производившихся в Германии в годы Второй Мировой войны, довольно интересный классом были штурмовые танки (Stumtpanzer). Они предназначались прежде всего для боевых действиях в городах и поддержки пехоты при прорыве глубокоэшелонированной обороны
противника
. Причем штурмовые танки использовались только в
вермахте
— в армиях других государств боевых машин подобного назначения не было. Наиболее интересным и пожалуй самым ярким представителем
штурмовых танков вермахта
был «Sturmmorserwagen 606/4 mil 38 an RW6l», более известный как «Штурмтигр».

Проектирование
тяжелого штурмового танка
, предназначенного для поддержки своих войск и уличных боях и при прорыве глубокоэшелонированной обороны противника, началось в Германии в начале мая 1942 года. Новая машина получила обозначение Ваг (медведь).

В качестве базы предполагалось использовать модифицированное шасси
тяжелого танка Pz.VI Tiger
, работы над которым полным ходом шли на фирме Alkett. Вооружить штурмовой танк предполагалось 305-мм орудием KwK L/16, установленным на корме машины в бронированной рубке.

Углы возвышения по вертикали составляли от 0 до +70 градусов, дальность стрельбы составляла 10500 метров. Длина “Медведя” достигала 8,2 м, ширина 4,1 м и высота 3,5 м, толщина брони — до 80 мм на бортах и до 130 мм в лобовой части. 12-цилиндровый карбюраторный двигатель Maybach HL 230 Н 30 мощностью 700 л.с.

должен был обеспечить 120-тонному танку скорость до 20 км/ч. Однако этот проект так и остался только на бумаге.

Штурмтигр: танк sturmtiger, тактико-технические характеристики САУ, калибр, бронирование, вооружение

Прототип
«Штурмтигра« во время показа руководству третьего Рейха. Полигон Arys, Восточная Пруссия, 20 октября 1943 года. Хорошо видно, что передний лист корпуса усилен дополнительной броне л литой, установленной на болтах. В стволе бомбомета имеется 20 отверстий для выхода пороховых газов.

Штурмтигр: танк sturmtiger, тактико-технические характеристики САУ, калибр, бронирование, вооружение
Штурмтигр: танк sturmtiger, тактико-технические характеристики САУ, калибр, бронирование, вооружение

Прототип «Штурмтигра» во дворе фирмы Alkett. Осень 1943 года, машина еще не оборудована крыльями на бортах и краном для загрузки ракет. Кругом обведена зазубрина от газовой резки. Такая же имеется на
«Штурмтиг» при из экспозиции Военно-исторического музея бронетанкового вооружения и техники в Кубинке.

Осенью 1942 года, когда немецкие войска вели тяжелые бои в Сталинграде, идея создания
тяжелого штурмового танка
вновь стала очень актуальной. Однако к этому времени части вермахта располагали только средним штурмовым танком (на базе Pz.III) Sturmintameriegeschutz 33В.

Эта машина была спроектирована фирмой Alkett в декабре 1941 года и вооружалась 150-мм пехотной гаубицей SIG 33, установленной в полностью бронированной рубке. Всего было построено 24 подобных машины, которые неплохо показали себя во время боев в Сталинграде.

На основе полученного опыта в конце 1942 года фирмой Alkett был спроектирован
штурмовой танк
Sturmpanzer IV “Brummbar”,
вооруженный
150-мм орудием StuH43 L/12 в бронированной рубке.

Летом 1943 года эти машины прошли боевое крещение на Курской дуге, оказавшееся не совсем удачным — оказалось, что мощности 150-мм орудия не хватает для успешного уничтожения даже полевых укреплений, а броня не защищает от огня советской
противотанковой артиллерии
.
Поэтому к конце июля 1943 года генерал-инспектор танковых войск вермахта Г.

Читайте также:  История танка т-34: кто создал, вся правда, разработка боевой машины, применение во время второй мировой

Гудериан предложил спроектировать тяжелый штурмовой танк с орудием крупного калибра па шасси Pz.VI Tiger. Первоначально предполагалось вооружить новую машину 210-мм гаубицей, однако она еще не была готова.

Поэтому по предложению инженеров фирмы Alkett решили использовать 380-мм
реактивный морской бомбомет Raketetiwerfer 61
фирмы Rheinmetall-Borsig. Первоначально этот бомбомет разрабатывался для вооружения подводных лодок в рамках объявленной руководством третьего Рейха осенью 1942 года тотальной подводной войны.

Проектировщики рассчитывали, что использование реактивного бомбомета большого калибра позволит сберечь запас дорогостоящих торпед на подводной лодке при атаке транспортов противника из надводного положения.

Предполагалось, что одного-двух выстрелов из бомбомета будет достаточно для потопления транспорта — снаряды Raketenwerfer 61 были достаточно мощными и, по сравнению с торпедами, относительно недорогими. Однако впоследствии по ряду причин от установки Raketenwerfer 61 на подводные лодки отказались.

Идея создания нового тяжелого штурмового танка с мощным вооружением понравилась А. Гитлеру, и 5 августа 1943 года он распорядился начать работы по его проектированию.

Новая машина получила обозначение “Sturmmorserwagen 606/4 mit 38 см RW 61”, но часто именовалась как Sturmpanzer VI, Tiger-Morser и Sturmtiger (Штурмтигр), причем последнее название стало наиболее популярным.

Штурмтигр” представлял собой дальнейшее развитие конструкции Sturmpanzer IV “Brumrnbar” с той лишь разницей, что использовалось более тяжелое шасси с более мощным
вооружением
.

Первый образец нового штурмового танка был изготовлен (а точнее переделан из линейного «Тигра») фирмой Alkett осенью 1913 года. После кратковременных испытаний и устранения выявленных недостатков, 20 октября прототип “Штурмтигра” продемонстрировали А.

Гитлеру и представителям командования вермахта на полигоне Arys в Восточной Пруссии. Новая машина была изготовлена на шасси обычного “Тигра”, так называемого “среднего” выпуска (шасси номер 250043). “Штурмтигр” произвел хорошее впечатление на высшее военное руководство Рейха — планировалось начать серийное производство по 10 «Штурмтигров» ежемесячно. Однако по ряду причин осуществить это не удалось.

В течение 9 месяцев прототип «Штурмтигра» проходил различные испытания на полигонах. А в августе 1944 года новая машина испытывалась и в боевой обстановке.

5 августа 1944 года в Варшаве вспыхнуло восстание, организованное руководством
Армии
Крайовой (АК). Сначала восставшим сопутствовал успех — им удалось занять большую часть города. Однако немцы быстро подтянули войска и остановили повстанцев.

Завязались тяжелые уличные бои. 12 августа 1944 года прототип «Штурмтигра» выгрузился в Прускове, а на следующий день прибыл в Варшаву. Машина использовалась для ведения огня по позициям восставших в варшавских районах Старовка и Мокотов.

28 августа, после успешного боевого дебюта, «Штурмтигр» был возвращен на завод фирмы Alkett для технического обслуживания и доработок.

Одновременно с этим началось производство серийных машин. Основные работы — переделка серийных “тигров” и окончательная сборка “штурмтигров” — велись на заводе Berlin-Spandau фирмы Alkett, а броневые рубки поставлялись фабрикой Brandenburger Eisenwerke.

Первый серийный «Штурмтигр» вышел из ворот фирмы Alkett 15 сентября 1944 года, а в течение последующих десяти дней были изготовлены еще шесть новеньких танков. До конца года было изготовлено 10 “Штурмтигров”, в январе 1945 года сдали еще одну машину, после чего их изготовление было прекращено. Следует сказать, что прототип «Штурмтигра» также подвергся модернизации.

Танк получил катки с внутренней амортизацией (катки с резиновым бандажом быстро выходили из строя из-за возросшей массы танка и нагрузок на ходовую часть при стрельбе), противовес на стволе бомбомета и новые элементы внутреннего оборудования.
Кроме того, машина получила новый ствол бомбомета, имевший большее количество отверстий для выхода пороховых газов.

Серийные “штурмтигры” изготавливались на базе пришедших на капитальный ремонт обычных линейных “тигров” так называемого “позднего” выпуска, оснащенных катками с внутренней амортизацией. Корпус и подвеска танка оставались практически без изменений, был только частично срезан лобовой лист брони и демонтирована крыша над боевым отделением.

Сверху устанавливалась броневая рубка, крепившаяся к корпусу при помощи массивных болтов и сварки. Толщина брони лобового листа рубки, установленного под углом 47 градусов, составлял 150 мм, бортовых и кормовой листы имели толщину 82 мм, а крыша 40 мм. В лобовом листе рубки в шаровой установке монтировался реактивный корабельный бомбомет Raketenwerfer 61.

Для защиты от пуль и осколков на ствол бомбомета одевался броневой кожух, имевший специальную “юбку”, прикрывающую шаровую установку снаружи. Угол вертикального обстрела бомбомета составлял от 0 до + 85 градусов, а горизонтального ± 10 градусов. В лобовом листе рубки справа от бомбомета имелась шаровая установка пулемета MG 34 с прицелом K2F-2.

Слева от бомбомета имелось окно прицела РАК 2F 3*8 (для наведения бомбомета) и смотровые приборы механика-водителя. Для обороны в ближнем бою танк имел 100-мм гранатомет, установленный в крышке люка для загрузки ракет.

Бомбомет Raketenwerfer 61 мог вести огонь ракетами двух видов — кумулятивными (Raketen-Granate 4582) массой 345 кг или фугасными (Raketen-Sprenggranate 4581) массой 351 кг. Ракеты оснащались ударными взрывателями AZKM — 8 или А2КМ — 10 с регулируемой задержкой срабатывания (от 5 до 12 секунд).

Взрыватель устанавливался непосредственно перед проведением выстрела. Ракета состояла из боевого заряда (тротил), твердотопливного ракетного двигателя и поддона, в котором имелось 32 сопла, расположенных по кругу.

Стабилизация ракеты в полете осуществлялась вращением, для чего в стволе бомбомета имелись нарезы, а на ракете специальные выступы, вставляемые в эти нарезы.

Причем на прототипе «Штурмтигра» был установлен вариант
бомбомета Raketenwerfer 61
, с так называемой “мелкой” нарезкой (36 нарезов), а на серийных машинах ставились бомбометы с «крупной» нарезкой (9 нарезов).

Ракеты для бомбомета перевозились в специальных деревянных укупорках, которые требовалось вскрыть перед загрузкой в танк. Сам процесс загрузки был медленным и довольно трудоемким, требовавшим усилий всех членов экипажа, состоящего из пяти человек: командира (также являющийся и наводчиком), механика-водителя, стрелка-радиста и двоих заряжающих.
Ракеты подавались внутрь “Штурмтигра” через большой прямоугольный люк в крыше при помощи ручной лебедки, установленной на заднем листе броневой рубки.

Штурмтигр: танк sturmtiger, тактико-технические характеристики САУ, калибр, бронирование, вооружение
Штурмтигр: танк sturmtiger, тактико-технические характеристики САУ, калибр, бронирование, вооружение

Зацепление 380-мм ракеты краном для загрузки в «Штурмтигр«

Возимый боекомплект «Штурмтигра» составлял 14 ракет. Ракеты укладывались внутри машины на специальные полки и крепились зажимами. Заряжание бомбомета производилось при угле возвышения ствола 0 градусов.

Для этого использовалась ручная лебедка, которая могла передвигаться по специальным направляющим балкам, установленным внутри машины на крыше рубки танка. При помощи лебедки ракета подавалась с боковой полки на откидной лоток с шестью направляющими роликами. На лотке имелась специальная планка для направления выступов ракеты в парезы ствола.

В случае специальным ключом ее можно было повернуть на нужный угол до совпадения выступов и нарезов. Досылка снаряда в ствол производилась вручную.

Штурмтигр: танк sturmtiger, тактико-технические характеристики САУ, калибр, бронирование, вооружение

Установка взрывателя в ракету. В руке у заряжающего виден ключ для завинчивания взрывателя.

Штурмтигр: танк sturmtiger, тактико-технические характеристики САУ, калибр, бронирование, вооружение

Укладка ракеты на лоток с шестью роликами перед заряжением в ствол бомбомёта. Транспортировка ракеты осуществляется при помощи лебёдки, закрепленной на крыше рубки танка.

Из-за того, что фактически шла штучная сборка “штурмтигров” (а точнее сказать переделка из серийных Pz.VI), все изготовленные машины отличались между собой некоторыми деталями.

Некоторые танки имели циммеритное покрытие на корпусе (которое, видимо, оставалось от базовых “тигров”), у других был дополнительный броневой лист на переднем листе корпуса, у третьих отличались буксирные рамы, крепление для инструмента, противовес па стволе
бомбомета
и т.п.

Даже количество наружных сопел на Raketenwerfer 61 было различным.
Сначала готовые “штурмтигры” поступали в запасной 500-й отдельный тяжелый батальон, где шла подготовка экипажей.

Здесь же была составлена «Инструкции по обслуживанию самоходной штурмовой мортиры”, согласно которой основным назначением “Штурмтигра” являлось “использование в уличных боях, разрушения баррикад, домов и т.п.

Максимальная дистанция, при которой поражаются цели — 4400 метров, при этом орудие должно иметь предельный угол возвышения… Реактивная фугасная граната может применяться для поражения сосредоточенных живых целей (скопление пехоты), реактивный кумулятивный снаряд предназначается для поражения мощных бетонированных укреплений. Использование орудия и боеприпасов для стрельбы по мелким целям не рекомендуется”.

В октябре 1944 года были сформированы три роты ”штурмтигров”— 1000-я. 1001-я,
1002-я роты штурмовых мортир (PzStuMrKr.), которые вскоре отправили на западный фронт.

Из этих рот самой активно действующей оказалась 1001-я (командир гауптман von Gottberg), Она убыла на фронт в ноябре 1944 года и первоначально воевала против англо-американских войск в районе Эйфеливых гор. В январе 1945 года танки роты прикрывали свои войска в районе Дюрен — Эйскирхен.

Здесь “штурмтигры” хорошо зарекомендовали себя в качестве истребителей догов. Известен случай, когда один прицельный выстрел из Raketenwerfer 61 полностью уничтожил большой бункер на «линии Зигфрида”, занятый американскими войсками. В некоторых случаях “штурмтигры” могли успешно бороться и с танками противника.

Например, в январе 1945 года выстрелом из Raketenwerfer 61 “Штурмтигр” 1001-й роты было уничтожены три американских танка М4 -Генерал “Шерман”, занимавшие позицию на окраине немецкой деревни. В марте 1945 года три уцелевших “штурмтигра” 1001-й роты были переправлены на паромах за Рейн, но вскоре попали в руки американцев.

1000-я рота, получив в сентябре 1944 года четыре «штурмтигра», в декабре убыла на западный фронт, где принимала участие в боях против англо-американских войск. Причем наиболее активно использовалась одна машина, а три других быстро вышли из строя из-за технических неисправностей и стали трофеями союзников.

———————————

Хотите узнать больше: Скачать журнал о ”Штурмтигре

Источник: http://warinform.ru/News-view-112.html

Сау «штурмтигр» — немецкая самоходная артиллерийская установка калибр 380-мм

Штурмтигр: танк sturmtiger, тактико-технические характеристики САУ, калибр, бронирование, вооружение

«Штурмтигр», представлял собой переработанный в штурмовое орудие танк «Тигр I», предназначенный для стрельбы специальными снарядами по неподвижным целям. «Штурмтигр» мог вести огонь как прямой наводкой, так и с удаленной на расстояние до 6 км позиции. 380-мм мортира, или гаубица, создавалась как вооружение подлодок для обстрела наземных объектов, поскольку выстрел из орудия осуществлялся с использованием реактивной тяги, эту установку можно считать предтечей современных баллистических ракет, запускаемых с субмарин.

Мортира «Штурмтигр» — видео

Когда Кригсмарине (ВМФ) отказался от своей затеи, мортиру заполучили армейские начальники. Единственной подходящей самодвижущейся платформой для нее оказался танк «Тигр». Войскам на Восточном фронте требовалось нечто подобное (калибра 210 мм или около того) для борьбы с трудными целями.

Казалось, «Штурмтигр» ожидало большое будущее, однако к тому моменту, когда производственники успели запустить изделие в серию, наступил уже август 1944 г., Германия теперь все глубже уходила в оборону, а потому большого заказа не последовало.

Строительством занималась фирма «Алькетт», взявшая за основу «Тигра» Ausf Е, на который специалисты установили угловатую бронированную рубку с наклонным лобовым броневым листом.

Штурмтигр: танк sturmtiger, тактико-технические характеристики САУ, калибр, бронирование, вооружение

Ствол ракетной ПУ был чуть смещен к правому борту и снабжен отверстиями для вывода газов реактивного снаряда. В самом боевом отделении помещалось всего 12 снарядов, однако с помощью ручного крана можно было через люк на крыше пополнить боезапас с борта транспортера для подвоза боеприпасов.

Каждый снаряд весил ни много ни мало 350 кг, поэтому для транспортировки их от места хранения боеукладки к затвору ПУ в рубке имелся еще один кран. Разные источники называют совершенно разные цифры выпущенных «Штурмтигров» — от 10 до 81 единицы, но наиболее достоверное количество — 18 единиц.

Читайте также:  Автомат "тисс": оц-12, малогабаритный, калибр 9мм, создание, конструкция, тактико-технические характеристики

Поступили они на вооружение трех батарей «Штурммерсеров» и приняли некоторое участие в обороне Германии, таким образом, по назначению фактически не использовались.

Штурмтигр: танк sturmtiger, тактико-технические характеристики САУ, калибр, бронирование, вооружение

Тактико-технические характеристики мортиры «Штурмтигр»

Экипаж семь человек
Боевая масса 65 т
Ширина 3,57 м
Длина 6,28 м
Высота 2,85 м
Основное вооружение одна 380-мм StuM RW 61 реактивная ПУ
Основное вооружение один установленный в корпусе 7,92-мм пулемет MG 34
Скорость по шоссе 40 км/ч
Запас хода по шоссе 120 км

Фото «Штурмтигр»

Штурмтигр: танк sturmtiger, тактико-технические характеристики САУ, калибр, бронирование, вооружениеШтурмтигр: танк sturmtiger, тактико-технические характеристики САУ, калибр, бронирование, вооружениеШтурмтигр: танк sturmtiger, тактико-технические характеристики САУ, калибр, бронирование, вооружениеШтурмтигр: танк sturmtiger, тактико-технические характеристики САУ, калибр, бронирование, вооружение

Источник

Источник: https://soldat.pro/2018/07/10/say-shtyrmtigr-nemeckaia-samohodnaia-artilleriiskaia-ystanovka-kalibr-380-mm/

«ШТУРМТИГР»

5 августа 1943 года Гитлер отдал приказ начать разработку тяжёлого штурмового орудия, предназначенного для уничтожения сильно укреплённых опорных пунктов противника.

Штурмтигр: танк sturmtiger, тактико-технические характеристики САУ, калибр, бронирование, вооружение

САУ «Штурмтигр», захваченная англичанами в 1945 году.

Первоначально планировалось вооружить новую самоходку 210-мм гаубицей, но в окончательном варианте разработчики остановились на реактивном 380-мм корабельном бомбомёте — Ger?t 562, он же Raketenwerfer 61, который и является наиболее интересной частью этой САУ.

Бомбомёт, выпускавшийся заводом фирмы Rheinmetall-Borsig в Дюссельдорфе, заряжался с казённой части.

Замок бомбомёта представлял собой стальную плиту толщиной 65 мм, перемещавшуюся в горизонтальной плоскости с помощью реечного механизма.

После заряжания между снарядом и плитой замка оставался зазор 12 см. Такое положение снаряда объяснялось особенностями конструкции ударно-спускового механизма.

Шаровая установка, в которой был смонтирован бомбомёт, допускала его наведение в горизонтальной плоскости до 10° на сторону, а в вертикальной от 0 до 85°.

Штурмтигр: танк sturmtiger, тактико-технические характеристики САУ, калибр, бронирование, вооружение

Схема 380-мм бомбомёта Raketenwerfer 61.

Для стрельбы из Raketenwerfer 61 использовались фугасные реактивные снаряды массой 351 кг и кумулятивные — массой 345 кг. Дальность выстрела фугасным снарядом при температуре воздуха +15°С и скорости ветра не более 4 м/с достигала 5600 м.

Снаряд состоял из боевого (до 135 кг ВВ) и метательного зарядов и маршевого ракетного двигателя.

В дне снаряда имелись 32 наклонных отверстия для выхода газов от ракетного двигателя, за счёт которых ему сообщалось вращение вокруг своей оси, повышавшее устойчивость в полёте.

Снаряд покидал ствол с начальной скоростью 40 м/с, а после срабатывания маршевого двигателя разгонялся до 250 м/с. Взрыватель располагался в носовой части снаряда и устанавливался непосредственно перед заряжанием. Задержка срабатывания взрывателя могла устанавливаться в диапазоне от 0,5 до 12 с.

В целях снижения до минимума силы отдачи при выстреле (бомбомёт не имел противооткатных устройств) часть газов, образовывавшихся при сгорании метательного заряда, направлялась в зазор между собственно стволом и 13-мм рубашкой, надетой на ствол. Для выхода газов в торцевом кольце у дульного среза имелось 31 отверстие. Такая конструкция ствола способствовала и его лучшему охлаждению.

Штурмтигр: танк sturmtiger, тактико-технические характеристики САУ, калибр, бронирование, вооружение

Вид на дульный срез бомбомёта. Хорошо видны отверстия для отвода газов.

Заряжание производилось с лотка с роликами при помощи специального досылателя. Загружались снаряды внутрь машины краном, через прямоугольный люк в крыше рубки.

На стенках боевого отделения располагалось 12 захватов (по 6 с каждой стороны) для снарядов. 13-й снаряд мог находиться на лотке, а 14-й — непосредственно в стволе, поднятом на угол 16°.

Внутри боевого отделения снаряды перемещались с помощью тельфера.

Бомбомёт устанавливался в лобовом листе простой сварной прямоугольной рубки, крепившейся к корпусу танка болтами. Лобовой лист рубки был расположен под углом 47°.

Справа от бомбомёта в шаровой установке размещался пулемёт MG 34. Его боекомплект состоял из 1500 патронов. Для наведения бомбомёта использовался прицел Рак ZF 3×8, а пулемёта — KZF 2.

На крыше рубки монтировалось «устройство ближнего боя» (Nahkampfger?t).

Экипаж машины включал механика-водителя, стрелка-радиста, командира, выполнявшего обязанности наводчика, и двух заряжающих.

Двигатель, трансмиссия, ходовая часть и почти все элементы корпуса были заимствованы у линейного танка Tiger Ausf.E поздних выпусков. Последнее обстоятельство вполне объяснимо, поскольку все САУ не изготавливались вновь, а переделывались из линейных танков.

Прототип САУ, получившей название 38-cm Panzerm?rser Sturmtiger Ausf.E, выпустили в сентябре 1943 года. 20 октября машину с рубкой из неброневой стали продемонстрировали Гитлеру.

Первый же серийный «Штурмтигр» покинул цехи завода Alkett 15 сентября 1944 года. В течение нескольких месяцев за ним последовали ещё 17 машин.

Прототип «Штурмтигра» использовался для обстрела Варшавы в ходе подавления немцами Варшавского восстания в августе 1944-го. Из серийных машин в конце того же года сформировали две роты штурмовых мортир (Panzer Sturmm?rser Kompanie) — 1000-ю и 1001-ю, по четыре установки в каждой.

Обе роты действовали на Западном фронте. Первая вступила в бой в декабре 1944 года в районе Трира, причём в боях участвовала только одна установка, остальные вышли из строя по техническим причинам и были брошены.

Вторая начала боевые действия в ноябре 1944 года, а в январе 1945-го довольно успешно воевала недалеко от Бонна. При переправе через Рейн одна установка была подбита огнём «Шермана». Позже других сформировали 1002-ю роту, имевшую шесть установок.

Она также принимала участие в боевых действиях восточнее Бонна. В марте 1945 года четыре оставшиеся в строю машины этой роты были переброшены на Восточный фронт.

Реактивные бомбомёты неплохо проявили себя при разрушении опорных пунктов на «Линии Зигфрида», захваченных американцами, и при стрельбе по групповым целям. Основными средствами союзников в борьбе с «штурмтиграми» стали тяжёлая артиллерия и авиация. В начале марта 1945 года в строю оставалось ещё 13 «штурмтигров».

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ САУ «ШТУРМТИГР»

Штурмтигр: танк sturmtiger, тактико-технические характеристики САУ, калибр, бронирование, вооружение

Следующая глава

Источник: https://military.wikireading.ru/8661

Штурмтигр

5 августа 1943 года Гитлер отдал приказ начать разработку тяжелого штурмового орудия, предназначенного для уничтожения сильно укрепленных опорных пунктов противника.

 Первоначально планировалось вооружить новую самоходку 210-мм гаубицей, но в окончательном варианте разработчики остановились на реактивном 380-мм корабельном бомбомете — Gerat 562, он же Raketenwerfer 61, который и является наиболее интересной частью этой САУ.

Бомбомет, выпускавшийся заводом фирмы Rheinmetall-Bbrsig в Дюссельдорфе, заряжался с казенной части.

Замок бомбомета представлял собой стальную плиту толщиной 65 мм, перемещавшуюся в горизонтальной плоскости с помощью реечного механизма.

После заряжания между снарядом и плитой замка оставался зазор 12 см. Такое положение снаряда объяснялось особенностями конструкции ударно-спускового механизма.

Шаровая установка, в которой был смонтирован бомбомет, допускала его наведение а горизонтальной плоскости до 10° на сторону, а в вертикальной от 0 до 85°. Для стрельбы из Raketenwerfer 61 использовались фугасные реактивные снаряды массой 351 кг и кумулятивные — массой 345 кг.

Дальность выстрела фугасным снарядом при температуре воздуха +15°С и скорости ветра не более 4 м/с достигала 5600 м. Снаряд состоял из боевого (до 135 кг ВВ} и метательного зарядов и маршевого ракетного двигателя.

В дне снаряда имелись 32 наклонных отверстия для выхода газов от ракетного двигателя, за счет которых ему сообщалось вращение вокруг своей оси, повышавшее устойчивость в полете. Снаряд покидал ствол с начальной скоростью 40 м/с, а после срабатывания маршевого двигателя разгонялся до 250 м/с.

Взрыватель располагался в носовой части снаряда и устанавливался непосредственно перед заряжанием. Задержка срабатывания взрывателя могла устанавливаться в диапазоне от 0,5 до 12 с.

В целях снижения до минимума силы отдачи при выстреле (бомбомет не имел противооткатных устройств) часть газов, образовывавшихся при сгорании метательного заряда, направлялась в зазор между собственно стволом и 13-мм рубашкой, надетой на ствол. Для выхода газов в торцевом кольце у дульного среза имелось 31 отверстие. Такая конструкция ствола способствовала и его лучшему охлаждению.

Заряжание производилось с лотка с роликами при помощи специального досыла-теля. Загружались снаряды внутрь машины краном, через прямоугольный люк в крыше рубки.

На стенках боевого отделения располагалось 12 захватов (по 6 с каждой стороны) для снарядов. 13-й снаряд мог находиться на лотке, а 14-й — непосредственно в стволе, поднятом на угол 16°.

Внутри боевого отделения снаряды перемещались с помощью тельфера.

Бомбомет устанавливался в лобовом листе простой сварной прямоугольной рубки, крепившейся к корпусу танка болтами. Лобовой лист рубки был расположен под углом 47°.

Справа от бомбомета в шаровой установке размещался пулемет MG 34. Его боекомплект состоял из 1500 патронов. Для наведения бомбомета использовался прицел Рак ZF 3×8, а пулемета — KZF 2.

На крыше рубки монтировалось «устройство ближнего боя» (Nahkampfgerat).

Экипаж машины включал механика-водителя, стрел ка-ради ста, командира, выполнявшего обязанности наводчика, и двух заряжающих. Двигатель, трансмиссия, ходовая часть и почти все элементы корпуса были заимствованы у линейного танка Tiger Ausf.E поздних выпусков. Последнее обстоятельство вполне объяснимо, поскольку все САУ не изготавливались вновь, а переделывались из линейных танков.

Прототип САУ, получившей название 38 cm Panzermorser Sturmtiger Ausf.E, выпустили в сентябре 1943 года. 20 октября машину с рубкой из неброневой стали продемонстрировали Гитлеру. Первый же серийный «Штурмтигр» покинул цехи завода Alkett 15 сентября 1944 года. В течение нескольких месяцев за ним последовали еще 17 машин.

Прототип «Штурмтигра» использовался для обстрела Варшавы в ходе подавления немцами Варшавского восстания в августе 1944-го. Из серийных машин в конце того же года сформировали две роты штурмовых мортир (Panzer Sturmmorser Kompanie) — 1000-ю и 1001 -ю, по четыре установки в каждой.

Обе роты действовали на Западном фронте. Первая вступила в бой в декабре 1944 года в районе Трира, причем в боях участвовала только одна установка, остальные аышли из строя по техническим причинам и были брошены.

Вторая начала боевые действия в ноябре 1944 года, а в январе 1945-го довольно успешно воевала недалеко от Бонна. При переправе через Рейн одна установка была подбита огнем «Шермана». Позже других сформировали 1002-ю роту, имевшую шесть установок.

Она также принимала участие в боевых действиях восточнее Бонна. В марте 1945 года четыре оставшиеся в строю машины этой роты были переброшены на Восточный фронт.

Реактивные бомбометы неплохо проявили себя при разрушении опорных пунктов на «Линии Зигфрида», захваченных американцами, и при стрельбе по групповым целям. Основными средствами союзников в борьбе с «штурмтиграми» стали тяжелая артиллерия и авиация. В начале марта 1945 года в строю оставалось еще 13 «штурмтигров».

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ САУ «ШТУРМТИГР»

Боевая масса,т…………………66Экипаж, чел………………………5Габаритные размеры, мм:длина………………………6280ширина…………………….3570высота……………………..2850клиренс……………………..

470Толщина брони, мм:лоб корпуса и рубки……………150борт и корма………………….80крыша……………………….40днище………………………..20Макс, скорость движения, км/ч:по шоссе…………………..38,2по местности………………….

12Запас хода, км:по шоссе…………………….100по местности………………….60Преодолеваемые препятствия:угол подъема, град…………….35ширина рва, м………………..2,3высота стенки, м……………..0,79глубина брода, м………………

1,2Длина опорной поверхности, мм .. . 3605

Удельное давление, кг/см2……….1,5

Источник: https://techno-story.ru/books/97-tigr/302-shturmtigr

Сау sturmtiger. «тигр» против бункеров

?

Сау sturmtiger. «тигр» против бункеров

Оригинал взят у ymorno_ru в Сау sturmtiger. «тигр» против бункеров

Сталинградская битва, ставшая переломным моментом Великой Отечественной войны, наглядно показала, насколько трудно вести боевые действия в городе при помощи вооружений и техники, предназначенных для работы на больших открытых пространствах.

Кроме того, в очередной раз подтвердилась важность укрепленных позиций, бункеров и долговременных огневых точек – достаточно вспомнить легендарный Дом Павлова, чей «гарнизон» два месяца успешно оборонялся от атак противника.

Для борьбы с подобными укреплениями, а тем более для уничтожения более серьезных опорных пунктов обороны, требовалось соответствующее оружие, способное обстреливать цели с закрытых позиций и при этом накрывать их мощными крупнокалиберными снарядами.

Вскоре после окончания сражения за Сталинград, генерал Г. Гудериан, недавно назначенный на пост инспектора танковых войск, выступил с предложением создать крупнокалиберное самоходное орудие.

Показывают прототип на базе PzKpfw. VI Ausf. H фюреру, Альберту Шпееру и ГудериануШтурмтигр во время испытаний на Куммерсдофском полигоне, 1944 г.Предложение было одобрено на самом высоком уровне, после чего началась проработка облика новой бронемашины. Сперва самоходка, получившая кодовое название Sturmtiger («Штурмтигр»), должна была выглядеть как тяжелый танк PzKpfw VI с установленными на нем рубкой и 210-миллиметровой гаубицей. Предварительное проектирование этого самоходного орудия на фирме «Хеншель» шло долго и тяжело – что называется, подкачали смежники. Разработка гаубицы заняла больше времени, чем изначально планировалось. Поэтому в середине весны 43-го вспомнили про интересный проект, отвергнутый флотом. Бомбомет Raketenwerfer 61, также известный под названием Gerat 562, имел калибр 380 миллиметров и обещал перспективной самоходке большое будущее. После принятия на вооружение в составе САУ «Штурмтигр» бомбомет получил индекс StuM RM 61 L/5.Ствол бомбомета Rheinmetall Borsig Raketenwerfer 61 имел длину всего в 5,4 калибра, что компенсировалось большим весом и мощностью снаряда. Кроме того, предполагалось, что огонь будет вестись по навесным траекториям, для чего большая длина ствола не требуется. Казенная часть бомбомета состояла из кожуха, реечного механизма и плиты замка толщиной 65 миллиметров. Заряжание орудия имело одну оригинальную особенность: после досылания снаряда в ствол и запирания последнего между плитой и задней частью снаряда оставался небольшой зазор в 12-15 миллиметров. Нужен он был для следующей цели. В снарядах бомбомета был солидный метательный заряд, а также маршевый твердотопливный двигатель. Очевидно, что метание 350-килограммового боеприпаса даст отдачу колоссальной силы. Поэтому был сделан зазор между снарядом и замком, выполненный связанным с каналами кожуха ствола. Между стволом Gerat 562 и его кожухом имелось пространство, через которое пороховые газы вырывались наружу, в сторону дула. Благодаря этой системе на «Штурмтигр» не пришлось ставить противооткатные устройства.Захваченный Штурмтигр во время испытаний на НИБТПолигоне, ст.Кубинка, 1945 г.В обличие от других ствольных артиллерийских систем, Raketenwerfer 61 проектировался для стрельбы твердотопливными активно-реактивными снарядами. Фугасные боеприпасы массой 351 килограмм оснащались метательным зарядом и шашкой твердотопливного двигателя. В передней части снарядов помещалось до 135 кг взрывчатого вещества. Дно боеприпаса имело 32 наклонных отверстия, расположенных по окружности. Благодаря конфигурации этих «сопел», снаряд вращался в полете. Также небольшое вращение придавалось ему нарезами ствола, в которые входили специальные штифты снаряда. Активно-реактивная система привела к интересной особенности стрельбы: дульная скорость снаряда не превышала 40 метров в секунду. Через мгновение после выхода снаряда-ракеты из ствола происходило воспламенение шашки двигателя. Последний разгонял снаряд до скорости в 250 м/с. Заряд 380-мм снаряда инициировался от взрывателя, который мог настраиваться на задержку от 0,5 до 12 секунд. Согласно инструкциям, прилагавшимся к САУ Sturmtiger, при максимальном возвышении ствола дальность стрельбы составляла 4400 метров.Из-за оригинального орудия со специальным боеприпасом пришлось значительно пересмотреть старые взгляды на порядок заряжания орудия. Активно-реактивные снаряды помещались в ствол вручную, через казенную часть. Для этого в боевом отделении имелся специальный лоток с роликами и небольшой тельфер с ручным приводом. Перед заряжанием требовалось опустить ствол в горизонтальное положение, после чего конструкция затвора позволяла отпереть его. Далее снаряд вручную досылался в ствол. На случай если боеприпас не попадал своими штифтами в нарезы ствола, экипаж располагал специальным ключом, которым можно было провернуть его на нужный угол. Боекомплект «Штурмтигра» состоял из 12-14 снарядов. По шесть штук размещалось в держателях на боковых стенках боевого отделения. Тринадцатый снаряд помещался в ствол, а 14-й – на лоток. Ввиду большой массы и габаритов снарядов заряжание бомбомета занимало значительное время. Хорошо тренированный экипаж успевал сделать не более одного выстрела за десять минут. При этом в процедуре заряжания участвовало четыре члена экипажа из пяти. Не менее трудоемким было и снаряжение боекомплекта. На крыше рубки устанавливался специальный кран, с помощью которого снаряды переносились с машины снабжения в боевое отделение. Для этих целей над лотком орудия имелся специальный люк. Опущенный снаряд при помощи внутреннего тельфера переносился на свое место, после чего процедура повторялась.Отсутствие каких-либо специальных противооткатных устройств позволило установить Raketenwerfer 61 на сравнительно простой шаровой установке. Наведение в горизонтальной плоскости осуществлялось в пределах десяти градусов от оси, в вертикальной – от 0° до 85°. Орудие наводилось при помощи телескопического прицела Pak ZF3x8 с трехкратным увеличением. Прочая оптика «Штурмтигра» состояла из командирского перископа на крыше и наблюдательного прицела у механика-водителя. Дополнительное вооружение самоходки было достаточно разнообразным. В лобовом листе монтировалась шаровая установка с пулеметом MG34 или MG42 с боезапасом в 600 патронов. Вместо крышки люка для загрузки снарядом мог устанавливаться модуль с 90-миллиметровым казнозарядным минометом. На крайний случай экипаж располагал пистолетами-пулеметами MP38/40.Ходовая часть всех выпущенных «Штурмтигров» была полностью аналогична ходовой обычных «Тигров». Дело в том, что самоходный бомбомет-мортира не собирался с нуля, но переделывался из готовых танков. Поэтому 12-цилиндровые бензиновые двигатели HL210P30 или HL230P45, а также трансмиссия остались без изменений. В то же время, бронекорпус танка был значительно переработан. Удалялась часть его крыши и две лобовые плиты. Вместо них ставилась сварная рубка из катаных броневых листов, прошедших цементацию. Лоб рубки имел толщину в 150 миллиметров, борта и корма – по 82. Крыша боевого отделения изготовлялась из 40-мм панели. Остальные элементы бронированного корпуса не изменялись.Проект самоходки Sturmtiger был готов к началу августа 1943 года. Германское руководство сразу его одобрило и начало строить планы на серийное производство. К примеру, первоначальные объемы сборки равнялись десяти машинам в месяц. Однако изготовление «Штурмтигров» грозило ударить по производству тяжелых танков. Поэтому было принято простое и оригинальное решение: переделывать танки, приходящие на капитальный ремонт. Именно из такого PzKpfw VI был собран первый прототип. Фирма Alkett сделала его осенью 43-го, после чего начались испытания. В связи с рядом обстоятельств рубка первого опытного образца была собрана из обычной неброневой стали. Пробные стрельбы показали высокую огневую мощь машины. Не обошлось без претензий: длительное и трудоемкое заряжание ограничивали возможности самоходки. Также ряд нареканий вызвали снаряды, которые не были доведены до ума. В итоге окажется, что до самого конца Второй Мировой экипажам «Штурмтигров» придется стрелять исключительно фугасными снарядами. Обещанный кумулятивный боеприпас для уничтожения особо крепких сооружений так и не был сделан.Полная проверка прототипа затянулась на десять месяцев. Из-за этого обстоятельства «Штурмтигр» отправился в бой прямо с полигона. 12 августа 1944 года прототип без бронирования и всего с 12-ю снарядами был отправлен в Варшаву, где его предполагалось использовать при подавлении восстания. Результаты стрельб по объектам восставших подтвердили все выводы испытателей: снаряд ненадежен, а точность все же оставляет желать лучшего. Кроме того, к старым проблемам добавилась новая. При стрельбе на полигоне подрыв учебных целей происходил нормально. Однако тяжелые активно-реактивные боеприпасы были предназначены, прежде всего, для обстрела хорошо защищенных бетонированных объектов. В случае с кирпичными домами пробивное действие снарядов было избыточным – дом буквально пробивался навылет, снаряд заглублялся в землю и взрыв частично поглощался грунтом. Через пять-семь дней после прибытия первого прототипа под Варшаву к нему присоединился только что собранный первый серийный экземпляр. Приехавшие с ним снаряды имели более чувствительные взрыватели, благодаря чему огневая мощь бомбометов была полностью восстановлена до полигонных показателей.Серийное производство самоходок длилось крайне недолго. Первая из 17-ти машин была собрана 13 августа 44-го, а последняя – 21 сентября. Серийные машины практически не отличались от прототипа. Самое заметное различие – другая нарезка ствола, с 36 нарезами вместо девяти. На практике это означало, что при неправильной подаче снаряд нужно было проворачивать на меньший угол. Только после окончания сборки партии Sturmtiger был принят на вооружение под названием 38 cm RW61 auf Sturmmцrser Tiger. До конца осени 1944 года в Вермахте было сформировано три роты, которые вооружались новыми «Штурмтиграми». Помимо серийных образцов в войска был отправлен и прототип, который довели до состояния серийных машин. Долго он не служил – уже в конце 44-го года был списан из-за сильного износа.Штурмтигр во время испытаний на Куммерсдофском полигоне. Загрузка боеприпасов, 1944 г.Специфическая тактическая ниша САУ Sturmtiger в сочетании с отсутствием большого количества хорошо укрепленных целей и постоянным отступлением немецких войск привела к тому, что 380-мм снаряды посылались в самые разные объекты. К примеру, в отчете 1001-й роты, на вооружении которой состояли «Штурмтигры», значится уничтожение сразу трех танков «Шерман» всего одним выстрелом. Тем не менее, это была скорее случайная удача, нежели нормальная практика. Другие примечательные события из боевой практики 1000-й, 1001-й и 1002-й рот – единственных подразделений, где были 38 cm RW61 auf Sturmmцrser Tiger – если и были, то широкой известности не получили. Зато еще во время войны самоходки «прославились» другим. Из-за своей большой боевой массы в 66 тонн «Штурмтигры» часто ломались, и порой не было никакой возможности провести ремонт или эвакуировать их в тыл. Стоит отметить, что до начала весны 1945 года это было достаточно редкой практикой – за зиму немцы списали по неисправности всего одну машину. «Сезон потерь» начался в марте. Всего за пару месяцев весны большая часть остававшихся «Штурмтигров» была брошена либо уничтожена собственными экипажами. Техника все больше изнашивалась, а возможностей для ремонта не было. Поэтому бойцы были вынуждены отступать без своей боевой машины.Стоит отметить, что были уничтожены не все самоходки. Как минимум, три или четыре единицы попали в руки стран антигитлеровской коалиции. Имеются сведения о послевоенных испытаниях двух экземпляров в США и Великобритании. До нашего времени дожило только два «Штурмтигра», которые теперь являются музейными экспонатами. Первый находится в танковом музее города Кубинка, второй – в Немецком танковом музее (г. Мюнстер). Существует версия, что самоходка из Кубинки – тот самый прототип, доработанный до комплектации серийной машины, хотя стопроцентных доказательств этому пока не найдено. Кроме того, в европейских музеях имеется несколько активно-реактивных снарядов для 380-мм бомбомета StuM RM 61 L/5.Проект 38 cm RW61 auf Sturmmцrser Tiger получился неоднозначным. Превосходная огневая мощь самоходки и замечательное бронирование с лихвой компенсировались невысокими ходовыми данными и не очень надежной трансмиссией. В отношении последней можно сказать то же самое, что и о силовых агрегатах любых поздних модификаций танка «Тигр». Двигатель и трансмиссия не всегда справлялись с выросшей боевой массой, что в ряде случаев приводило к потере машины. При этом, по-видимому, недостатки «Штурмтигра» не ограничивались только лишь проблемами трансмиссии и ходовой части. Крупнокалиберная ствольная артиллерия с активно-реактивными боеприпасами оказалась не самым лучшим видом военной техники. Низкая точность, сверхмалая для сухопутных войск скорострельность и очень узкая тактическая ниша привели к тому, что ни одна из стран мира не стала серьезно браться за это направление. «Штурмтигр» остался первым и последним серийным реактивным бомбометом.Штурмтигр. Захвачен частями 3 А 1-го Белорус.фронта. р.Эльба, 1945 г.Военнослужащие 9-й армии США осматривают немецкую САУ «Штурмтигр» (Sturmtiger), захваченную в районе Миндена (Minden), Германия.На переднем плане разрушенный корпус 380-мм фугасной ракетыНемецкая тяжелая САУ «Штурмтигр» (Sturmtiger) из 1002-й отдельной роты самоходных минометов, захваченная американскими военными в Дрольсхагене (Drolshagen). САУ вооружена 380-мм корабельным реактивным минометом (ракетометом), предназначенным для разрушения баррикад, домов и укреплений в условиях уличных боевБританцы проезжают бронированной ремонтно-эвакуационной машине M4 ARV (на базе танка M4 «Шерман») мимо тяжелой немецкой САУ «Штурмтигр», брошенной экипажем из-за поломки и захваченной американцамиТанковый музей в Кубинке 38 cm RW61 auf Sturmmцrser Tiger

Читайте также:  Как открыть наручники: полицейские, виды, применение, можно ли носить гражданским, характеристики, устройство

По материалам сайтов:http://armor.kiev.ua/http://pro-tank.ru/http://achtungpanzer.com/http://panzerworld.net/

Другие САУ Германии

http://abd56.livejournal.com/5232066.html

Источник: https://sell-off.livejournal.com/3071595.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector